Упражнения для растяжки детей 3 4 лет. Выполнение детской растяжки: как не навредить ребенку (с видео). Но растяжка - это же больно

Работая над физическим развитием малыша, некоторые родители задумываются о том, как научить ребенка садиться на шпагат. Это, конечно, необязательно, но поможет телу крохи стать более гибким, сильным, а самому дошкольнику – обрести уверенность в себе, ведь он будет уметь делать то, что могут не все дети из его группы в детском саду. Специалисты отмечают, что если малыш здоров, не имеет медицинских противопоказаний и сам желает получить новое умение, то можно смело приступить к занятиям.

Польза

Зачем же учить ребенка столь непростому упражнению? Шпагат не только помогает сделать тело выносливым и гибким, но и улучшает подвижность суставов, позволяет укрепить мышцы спины и добиться королевской осанки.

Кроме того, занятия по растяжке способствуют проработке сразу нескольких групп мышц, улучшают координацию движений, а это, в свою очередь, снижает риск получения травмы при падении.

Упражнение будет полезно и для работы кишечника. При выполнении растяжки и шпагата улучшается кровообращение в области малого таза, что благоприятно сказывается на состоянии мочеполовой системы.

Упражнения для растяжки

К подготовительным занятиям по растяжке можно приступать в 4 года, а сам шпагат лучше всего делать в возрасте 5-7 лет – именно в это время мышцы и сухожилия крохи максимально гибкие, поэтому упражнение будет получаться безболезненно. Однако все понимают, что в один день выполнить его невозможно, требуется внушительная предварительная подготовка.

Ежедневно следует выполнять упражнения на растяжку – они подготовят мышцы.

  • Прежде всего, это махи ногами в стороны из положения стоя. Одной рукой для устойчивости следует держаться за опору – стену или спинку стула, а сам мах должен быть сделан с максимальной амплитудой.
  • Наклоны вперед – еще одно очень эффективное подготовительное упражнение. Ребенок встает, ноги на ширине плеч (через несколько успешных тренировок можно будет поставить их вместе), далее делает наклоны вперед, не сгибая колени и стараясь достать до пола сначала кончиками пальцев, а затем – и всей ладонью. В конечной позиции положение следует зафиксировать на 5-10 секунд, в этом случае польза от наклона возрастет.
  • Наклоны к ноге. Для выполнения этого упражнения для растяжки на шпагат потребуется стул. Прямая нога кладется на сидение, затем малышу следует сделать наклоны так, чтобы кончиками пальцев дотянуться до пола. Выполнить движение нужно не менее 5 раз, после чего повторить с другой ногой.
  • Упражнение на коленях. Заняв исходное положение, необходимо вытягивать в стороны прямые ноги по одной, стараясь, не сгибая спину, опустить таз как можно ниже.

Без этих предварительных упражнений нельзя заставлять малыша садиться на шпагат. Тренировки должны продолжаться примерно 30 минут на протяжении месяца. Однако отметим, что каждый ребенок индивидуален – одни смогут добиться желаемого без особого труда уже через пару недель, другим же может потребоваться несколько месяцев.

Важные условия

Рассмотрим, что должен уметь ребенок перед тем, как приступить к занятиям, каким требованиям соответствовать. Их несколько:

  • отсутствие медицинских противопоказаний;
  • возраст 5-7 лет;
  • желание заниматься;
  • хорошая растяжка;
  • умение делать наклоны и махи, задерживаться в конечной точке на 5-10 секунд.

Только при выполнении этих условий можно приступать к дальнейшим тренировкам.

Организация занятий

Сначала малыши учатся выполнять продольный шпагат, затем приступают к поперечному. Очень важно не допускать болевых ощущений, не заставлять ребенка делать через силу, буквально сжав зубы, – от такого подхода больше вреда, чем пользы. Конечно, своего родитель добьется, но радости от успеха кроха не испытает.

Отметим и важность разминки, делать которую следует и перед упражнениями на растяжку, и перед выполнением самого шпагата. Она включает несколько несложных упражнений:

  1. бег на месте;
  2. прыжки;
  3. энергичные наклоны в стороны;
  4. приседания.

После разминки выполняется сам комплекс упражнений на растяжку. Очень важно заниматься регулярно таким образом, чтобы был прогресс, то есть постепенно увеличивать количество повторов и улучшать результат. Если сегодня малыш сумел наклониться и достать руками до пола, то очень желательно, чтобы завтра он сделал это чуть лучше или смог зафиксировать положение на секунду дольше.

Как садиться на шпагат?

Приступать к самому шпагату можно только в том случае, если упражнения на растяжку получаются без проблем и не вызывают болевых ощущений.

Родителям нельзя искусственным образом растягивать ребенка, процесс должен быть абсолютно естественным. Незначительные болевые ощущения допустимы, но нельзя терпеть сильную боль.

Теперь рассмотрим, как сделать правильно продольный шпагат:

  1. Встать на колени.
  2. Растягивать ноги вперед по очереди, стараясь опустить таз к полу настолько, насколько это возможно.
  3. Спина остается прямой.

Конечно, получится не с первого раза, но после регулярных тренировок родители и сам малыш заметят, что результат все лучше и лучше.

Поперечный шпагат делается так:

  1. Стоя, расставить ноги как можно шире.
  2. Руки при этом вытянуты вперед.
  3. Постепенно расстояние до пола следует сокращать.

Через некоторое время успех будет обязательно. В первое время допустимо слегка поддерживать малыша за плечи, помогать ему, но насильно растягивать нельзя.

Очень важно, чтобы ребенок получал удовольствие от занятий, поэтому следует включать его любимую ритмичную музыку, под которую выполнять движения гораздо приятнее. Родителям следует хвалить малыша за самый незначительный прогресс, а также за старание – это станет мощным мотиватором к дальнейшему успеху. Ругать ребенка или сравнивать его с другими детьми категорически нельзя, поскольку все малыши разные. Сравнение допустимо только с самим крохой несколькими неделями раньше.

Специалисты советуют: если у ребенка при всем старании не получается сделать шпагат, нужно отказаться от этой затеи и просто выполнять с ним комплекс упражнений на растяжку – они не менее полезны, но не заставят ребенка чувствовать себя неудачником. Не стоит гнаться за быстрым результатом и верить заманчивым заголовкам вроде «Как сесть на шпагат за 3 дня». Только регулярные тренировки помогут добиться желаемого успеха и не навредить крохе.

Физическое развитие молодого организма имеет огромное значение для здоровья ребёнка, поэтому родители стараются как можно раньше привлечь своё дитя к популярным видам спорта. Одной из востребованных является гимнастика, где малыш сполна может получить весь комплекс упражнений на растяжку (стрейчинг). Рассмотрим все «за» и «против» таких занятий и с какого возраста можно привлекать ребёнка к занятиям спортом.

Польза и вред детской растяжки

Стрейчинг имеет ряд положительных моментов, что делает его таким популярным:

  • систематические тренировки укрепляют опорно-двигательный аппарат, двигательные способности суставов увеличиваются, улучшается координация и способность балансирования, и, соответственно, падение детей становится более безопасным;
  • выполнение такого упражнения, как шпагат, поможет избежать развития артроза и артрита с возрастом;
  • растяжка оказывает благотворное действие на мочеполовую систему благодаря увеличению кровотока во внутренних органах малого таза;
  • систематическое выполнение спортивных заданий улучшает работу органов пищеварения;

    Знаете ли вы? Самой молодой чемпионкой мира в спортивной гимнастике является румынка Даниэла Силиваш, получившая золото за упражнения на бревне в возрасте 13 лет. Заниматься гимнастикой начала с 6 лет.

  • во время занятий у ребёнка формируется правильный стан, позвоночник вытягивается;
  • стрейчинг не даёт возникнуть спазмам и зажимам в мышечных тканях, которые вызывают болезненные ощущения;
  • ко всему прочему упражнения учат сосредотачиваться в нужную минуту, а это, в свою очередь, положительно влияет на психику малыша.

Существуют и негативные моменты в растяжках при фанатическом их выполнении (более касается профессиональных занятий):
  • проблемы со спиной - это могут быть просто боли, искривление позвоночника и даже межпозвоночные грыжи;
  • растяжение - травма, которая может возникнуть при сильной и внезапной нагрузке во время выполнения определённого упражнения;
  • существует вероятность серьёзных травм ног и позвоночника;
  • присутствие почти всегда болевых ощущений, что, в свою очередь, сказывается на психическом состоянии ребёнка;
  • при необходимости соблюдения диеты существует возможность недополучения необходимых полезных веществ растущим организмом;
  • большие нагрузки на организм, учёба, спорт и даже отдых - всё делается по расписанию, у ребёнка может нарушиться сон в связи с хроническими перегрузками.

Важно! В возрасте 6–7 лет у детей, занимающихся художественной гимнастикой, очень часто диагностируют сильный прогиб поясницы и сколиоз из-за неравномерной нагрузки.

С какого возраста можно начинать

Ребёнок может выполнить шпагат намного быстрее, чем взрослый, в силу подвижности и хорошей растяжимости связок. Родители должны знать, как можно научить ребёнка сделать это правильно, без проблем для здоровья.
Занятия по стрейчингу можно начинать с 4–7 лет, это наилучший возраст, когда ребёнок сможет адаптироваться к спортивным занятиям и быстро приобрести нужную гибкость. Занятия должны быть регулярными, поскольку только такой подход к спорту может принести пользу.

Как правильно проводить детскую растяжку

Стрейчинг для малышей, которые делают первые шаги в спорте, необходимо проводить по существующим правилам, и если их выполнять без нарушений, тогда никакие травмы не страшны.

Весь комплекс должен состоять из знакомых и простых упражнений, которые выполняются медленно и плавно, без резких движений. При использовании незнакомого тренинга, сначала выполняют лёгкие движения, затем переходят к более сложным.


Выполнять растяжку необходимо в 4 этапа:

Дыхание при выполнении любого упражнения должно быть ровным с выдохом в момент растяжения. Нагрузка увеличивается постепенно с увеличением количества повторений и уровня сложности упражнений.

Важно! Нельзя проводить стрейчинг на не разогретые мышцы - это может стать причиной травмы.

До выполнения основных упражнений на растяжку необходимо провести разминку в течение 15 минут.

В неё можно включить:

  • прыжки:
  • махи ногами в стороны;
  • приседания;
  • «мельницу» и др.

Простейший комплекс упражнений

Базовый стрейчинг для ребёнка позволяет подготовить тело к выполнению более сложных упражнений, в том числе и к шпагату. Практикующие тренеры утверждают, что к этой растяжке малыши проявляют больший интерес, поскольку считают шпагат взрослым упражнением.

Знаете ли вы? В силу своей анатомии поперечный шпагат легче выполнять мальчикам, а продольный - девочкам.

Каждое из представленных ниже упражнений необходимо повторять 10–15 раз:

  1. «Кошка». Становимся на четвереньки и опускаем голову вниз. Делаем вдох, поднимаем голову вверх и прогибаем спину так, чтобы живот был как можно ниже к полу. Выдох - спину в исходное положение и при этом втянуть живот.
  2. Растяжка трицепсов и плечевых мышц. Принимаем положение, стоя или сидя. Пальцами правой руки через плечо касаемся позвоночника между лопатками, в это время левой рукой надавливаем на локоть правой до небольшого напряжения мышц (ощущается терпимая боль). Точно так же для другой руки.
  3. Тянем верхнюю часть туловища. В положении стоя, руки в за спиной сложены в замке. Задача: плавно поворачиваем локти к центру спины и поднимаем руки вверх до ощущения напряжения между лопатками и в плечах.
  4. Растяжка мышц бедра. В положении стоя делаем выпады вперёд со сгибанием ног в колене.
  5. Растягивание ягодичных и бедренных мышц. Из положения лёжа на спине с помощью эластичного бинта, закреплённого на ступне, делаем медленные подъёмы ног, подтягивая их на себя.
  6. Прорабатываем всё тело. Лёжа на спине в положении «звезда» тянем руки и ноги, насколько это можно, и при этом напрягаем пресс. Также можно лёжа на животе выполнять упражнение «лодочка».

Физическая нагрузка важна в любом возрасте, особенно ребёнку. Для тренировок не обязательно ходить в спортивные секции, поскольку есть простые упражнения, которые можно освоить в домашних условиях.

В последние годы снова вернулась мода на занятия художественной гимнастикой. И, повинуясь ей, многие мамы приводят своих дочек в спортивные залы, втайне мечтая об их великой спортивной карьере. Но при этом многие из мам не отдают себе полного отчета о том, через что придется пройти любимой дочке, прежде чем она начнет показывать какие-то спортивные достижения.

Растяжка для детей: вред или польза

Занятия художественной гимнастикой, хореографией невозможны без полноценной растяжки всего тела. Поэтому упражнения на растяжку детей заставляют выполнять постоянно. Считается, что для их эффективного выполнения необходимо преодолевать боль. Дети к этому абсолютно не готовы, и тренер вынужден применять «силу». В итоге многие начинающие спортсменки отказываются посещать тренировки.

Врачи утверждают, что профессиональные занятия гимнастикой оказывают на здоровье спортсменов негативное влияние. Практически каждая взрослая гимнастка страдает от различных заболеваний опорно-двигательного аппарата, и все это является результатом систематических растяжек. Дело в том, что при растяжках происходит растяжение связочного аппарата суставов, что приводит в дальнейшем к их разболтанности, создает предпосылки к развитию деформирующего остеоартроза, остеохондроза. Нужна вашему ребенку вот такая профессиональная растяжка для детей или нет? Решать только вам!

Совсем по-другому обстоит дело, если ваш малыш занимается гимнастикой или хореографией для собственного удовольствия, т.е. в том случае, когда занятия являются своеобразным хобби. При этом физическая нагрузка будет идти только на пользу здоровью юного спортсмена. Давайте поговорим об этом подробнее.

Упражнения на растяжку детей в общеоздоровительной физкультуре

Растяжки позволяют оптимизировать и нормализовать тонус различных групп мышц. Снимая тоническое напряжение, они способны активизировать соответствующие структуры головного мозга. Поэтому в разумных пределах детская растяжка полезна.

Упражнения на растяжку детей должны выполняться, основываясь на естественном процессе движения. Ребенок должен ощущать в своих мышцах мягкое растяжение, не сопровождаемое болевыми ощущениями. Растяжки способствуют оптимизации мышечного тонуса, устраняют различные мышечные дистонии и зажимы, а, кроме того, способствуют повышению психической активности ребенка.

Самостоятельно, особенно в начале занятий, дети растягиваться правильно не могут. И в этом им должен помочь взрослый. Очень важно, чтобы оказывая ребенку помощь, он действовал медленно и плавно, избегая рывков.

Детская растяжка: цели и задачи

Занимаясь спортом и выполняя упражнения на растяжку, ребенок должен научиться:

  • Перераспределять тоническое напряжение с одной группы мышц на другие;
  • Хорошо осознавать свое тело;
  • Контролировать тонус мышц.

Современные дети, к сожалению, ведут малоподвижный образ жизни. Даже ученики начальной школы проводят за партой по 5-6 часов, а потом, придя домой, они снова сидят несколько часов в вынужденной позе за столом, делая домашние задания. Да и после этого мало кто из них спешит на улицу, чтобы поиграть в активные игры со своими сверстниками. В итоге ребенок переутомляется и физически, и психически. А вечером это все выливается в истерику, т.к. контролировать себя дети еще не могут в полном объеме.

Растяжка для детей как раз и учит ребенка умению не просто почувствовать свое напряжение, но и своевременно снять его. Это позволит ему наиболее оптимально расходовать свои силы.

Как правильно проводить детскую растяжку

В общеукрепляющей и лечебной физкультуре используются в основном заимствованные из классической йоги упражнения на растяжку детей. Очень важно, чтобы ребенок выполнял их правильно и не спешил.

Детская растяжка будет приносить пользу только в том случае, если занятия будут проводиться регулярно и на протяжении достаточно длительного времени. Это связано с тем, что устранить мышечный блок быстро невозможно, ребенок должен научиться чувствовать свое тело и не спешить.

Как мы уже говорили, большинство современных детей имеют определенные проблемы с опорно-двигательным аппаратом, в частности, у многих из них наблюдается повышенный мышечный тонус. Позже в мышцах образуются болезненные уплотнения, представляющие собой спазмированные мышечные волокна, способные, в зависимости от своего месторасположения, оказывать рефлекторное влияние на деятельность практически всех внутренних органов. Растяжка для детей позволяет избавить их от всех этих проблем.

Детская растяжка должна именно «растягивать» определенный участок тела, только тогда в ней будет смысл. В любом упражнении на растяжку существует четыре фазы: принятие нужного положения тела, растяжка, медленный выход из нее, пауза. Ритм дыхания зависит от конкретного упражнения.

Лучше всего, чтобы ваш ребенок разучил комплекс растяжки для детей под руководством инструктора по лечебной физкультуре. Затем он должен будет регулярно выполнять его дома под вашим контролем. Через полтора-два месяца от начала занятий можно будет снова обратиться к инструктору для разучивания новых упражнений по детской растяжке.

При регулярных занятиях вы очень скоро заметите, что ребенок станет лучше себя чувствовать, его успеваемость и настроение заметно улучшатся. И все это благодаря комплексу растяжки для детей!

Физические упражнения для детей седьмого года жизни должны быть динамичными и охватывать, по возможности, большое число мышечных групп. Нагрузка должна распределяться равномерно на все мышцы рук, ног и туловища, упражнения следует выполнять из различных исходных положений: стоя, сидя и лежа.


К двум годам средства и методы пассивной гимнастики перестают быть эффективными. А что делать с детьми 2-х лет и чуть старше, почему-то мало кто знает. Ведь даже в группы ЛФК в поликлиниках предпочитают набирать детей «помудрее».

Так и получается, что в плане двигательной активности малыши этой возрастной группы, как правило, предоставлены сами себе.

Нередко для детей этого возраста предлагают разного рода программы «Беби-йога», к которым мы советуем относиться с крайней осторожностью. С медико-педагогических позиций, беби-йога является достаточно сомнительной фитнес-продукцией, использующую йогу, как бренд. За пространными названиями асан скрываются такие хорошо знакомые элементы, как лодочка, берёзка, мостик и т.д. Но даются эти элементы детям методически необоснованно, без учета возрастных и физиологических особенностей. Весьма опасна и направленность беби-йоги на повышение гибкости в суставах. До 5-6 лет дети и так страдают излишней гипермобильностью суставов, ее целенаправленное увеличение автоматически означает нанесение вреда формирующемуся опорно-двигательному аппарату ребенка.

Рассмотрим базовые методические основания рациональной организации двигательного режима для детей двух-трех лет.

Самое главное открытие педиатрии заключается в том, что дети - не маленькие взрослые. Особенно это касается детей до 6 лет. Грубой ошибкой является мнение, что им следует всего лишь давать упрощенные упражнения старших детей.

Нет, им нужно давать другие упражнения!

Классический принцип преемственности упражнений для детей 2-3 лет тут не применим. Дети должны получать двигательную активность, подобранную индивидуально, дозируемую и корректируемую в ходе занятия. Планировать занятия с такими детьми можно лишь в общих чертах. Имеет смысл продумать несколько «рабочих планов» на одно занятие и переходить с одного на другой, в зависимости от того, что «работает» в данный момент.

Не рекомендуется использовать приемы концентрации внимания, пытаться излишне акцентировать внимание на чем-либо. Это может привести к эмоциональной перегрузке и сильному утомлению нервной системы ребенка. Игра является огромным стимулятором развития высшей нервной деятельности ребенка. Но это совершенно не означает, что игровой метод будет доминирующим при организации занятий с детьми этого возраста. Игры у детей 2-3 лет «несоциальные», то есть они ближе к играм животных. И в них превалирует состояние (как иной мир), а не соревновательность. Дети больше играют сами с собой, нежели с партнерами или противниками. Сверстники для них являются, скорее, окружающей средой, а не участниками игры.

Целенаправленно организовывать игры с детьми этого возраста не следует, лучше создать нужную психофизическую обстановку - показать упражнения, дать в руки предметы, подвести к снаряду. А дети сами начнут играть … в гимнастику.

Объяснения и понимание - основные средства педагогики, которые практически бесполезны в этом возрасте. Даже если ребенок вам кивает и полностью соглашается, ни вы, ни он сам не знает, что он понял. Ребенок запечатлевает ваши движения (и движения других детей), и если они ему нравятся, будет их повторять. Педагогика здесь ни причем. Просто показывайте доступные и правильные движения.

Общие замечания: ведущая сторона (рука, нога) формируется к 5 годам. Но если ребенок - врожденный левша (что определяет невролог, а не психолог), переучивать его не следует.

Продолжительность и организация занятия. Согласно нормам дошкольных образовательных учреждений, продолжительность занятия для 2-3 летних детей составляет 15-20 мин. Допускаются и сдвоенные занятия. Если занятия в зале выстраивать по принципу «прогулки», то вполне можно заниматься от 45 минут до часа и даже более.
Проводить «заминку» в конце занятия не обязательно. Как только тренер видит, что малыш устал - его можно отправлять к родителям. То есть строго выдерживать продолжительность занятия также не следует!

Во время занятия неплохо устраивать 2-3 минутный перерыв, во время которого детям даже можно позволить слегка поесть и попить (фрукты, овощи, воду, немного печенья). Потребление пищи является одним из древних инстинктов и его можно использовать для создания комфортной обстановки на занятиях с маленькими детьми.
В таком нарушении дисциплины нет ничего страшного. Если сразу же после перекусов не давать перекаты и кувырки, то никакой опасности еда не несет, не волнуйтесь, никто не подавится.

Гендерные особенности. По физическому развитию мальчики младшего дошкольного возраста мало отличаются от девочек. Но по психоэмоциональному статусу отличия очень сильные. Мальчики дошкольного возраста более осторожны, если не сказать, трусливы. Призывать мальчиков «быть солдатами» раньше времени не следует. Они хуже реагируют и на дисциплину и на принуждение. Лучше создавать дисциплину в группе через девочек, они больше склонны к порядку.

Тренеры обычно задают вопрос: «что следует делать с малышами»? Как ни странно, но самое важное - понимать, что с детьми «делать» не следует! Именно активное неделание того, что не надо, и является основной целью организации двигательной активности с детьми 2-3 летнего возраста.
Одним из самых важных «неделаний» является отучение сидеть в позе «ноги назад». Многие дети сидят так потому, что им удобно. Это говорит о диспластическом типе развития тазобедренного сустава. И если данный тип развития не перенаправить, то в дальнейшем «нарисуется» целый спектр ортопедической патологии. Обычно такие дети имеют предрасположенность к Х-образному искривлению ног и вальгусному плоскостопию, которые существенно компенсируются, как только дети перестают усаживаться в позу «ноги назад».

Отучать от данной позы следует введением в двигательную активность противоположных поз: всевозможных бабочек и лягушек, сидя и лёжа на спине и на животе - с максимально приведенными к корпусу пятками.

Выкладывание в лягушки в demi plie, как на хореографии, для малышей запрещено. Такое положение рассчитано на формирование выворотности в тазобедренном суставе, что крайне нежелательно для 2-3 летних детей. Тазобедренный сустав у них еще не сформирован. Придание выворотного положения в этом возрасте может привести к нестабильности вплоть до вывиха тазобедренного сустава!

Для всех детей этого возраста особенно важным является формирование мышечного корсета области таза и тазобедренного сустава через лазания и ползания. В поликлиниках обычно используют пассивные методы наращивания силы: массаж бедер и ягодиц, электромиостимуляцию мышц данной области. Но массаж не решает всех проблем, а электростимуляция может неблагоприятно повлиять на ритмическую деятельность сердца.

Двигательная активность в зале для этой возрастной группы является введением в общую физическую подготовку (ОФП). И здесь речь не идет о специализации или направленности на какой-либо вид спорта. Дети этого возраста только входят в мир физической активности. Важно создать универсальную двигательную базу и, как говорят профессионалы, не испортить ребенка ранней специализацией. Гимнастика как раз и выполняет роль этого базового и наиболее универсального средства.

Рассмотрим тренировочный процесс с позиции создания наиболее благоприятных условий развития базовых физических качеств: силы, гибкости, координации, скорости и выносливости.

Гибкость. Растяжку следует проводить в виде привыкания малышей к выстраиванию линии тела и нормализации мышечного тонуса. Но вмешиваться в развитие опорно-двигательного аппарата категорически не следует!

Повышенный тонус сгибателей в норме может сохраняться до 5 лет. Добиваться у младших детей сбалансированного тонуса, как у 5-6 летних, будет ошибкой.

Ходьба на носочках и на «полусогнутых» ногах является нормой для 2(3)лет. Прилагать усилия на распрямление или натягивание колена не следует!
Осанка и свод стопы формируются у детей к 4-5 годам (тогда и можно говорить о коррекции). Делать заключения о плоскостопии или нарушении осанки для детей младшего возраста просто невозможно. Любые попытки заранее корригировать еще не сформировавшуюся осанку и свод стопы могут привести к их деформации.
Классическая гимнастическая растяжка, как средство повышения эластичности мягких тканей, недопустима! Во-первых, у детей в этом возрасте наблюдается физиологическая гипермобильность суставов, которая сама требует стабилизации. Во-вторых, конечности и таз у детей 2-3 лет имеют еще не окостеневшие участки, которые могут подвергнуться деформации при классической гимнастической растяжке.

Сила в этом возрасте воспитывается косвенно. Опираться можно на «древние рефлексы» - хватательный и лазания.

Полезными являются вылезания из-под мягких препятствий, например, матов (особенно для детей, рожденных путем кесарева сечения).
Дети очень любят лазать по шведской стенке, висеть на кольцах и перекладине. Важно всегда помнить о страховке, дети могут непроизвольно отпустить руки, залезая даже очень высоко. Приучать детей подавать сигнал перед отпусканием рук не всегда удается.

Выносливость. В силу еще не сформированной дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной системы говорить о воспитании выносливости не приходится. Традиционные средства и методы, направленные на ее тренировку, могут принести серьезный вред организму ребенка.

В силу высокой лабильности нервной системы, традиционные средства контроля нагрузки по ЧСС (частоте сердечных сокращений) и АД (артериальном давлении) несостоятельны. Эти параметры будут значительно зависеть от эмоционального состояния малыша. Нагрузку в общепринятом смысле детям этого возраста давать нельзя!

По этим же причинам не следует применять дыхательные упражнения: физиологического эффекта они не дадут, а обморочные состояния могут спровоцировать. В три года происходит переход с брюшного дыхания на более взрослый - грудной тип дыхания. Вмешательство в этот переход дыхательных упражнений могут породить стойкие проблемы в системе дыхания на многие годы.

Скорость. Чувство темпа начинает раскрываться к 4 годам, поэтому говорить о скоростных качествах пока тоже не приходится. Можно использовать упражнения на небольшое ускорение и замедление темпа, но с учетом недостаточной выносливости такие упражнения все равно будут малоэффективными.

Чему ребенок должен научиться?

Висам на перекладине и гимнастических кольцах;
- переворотам вперед-назад на гимнастических кольцах;
- прыжкам через скакалку с вращением вперед и назад на минитрампе и/или батуте;
- бег с фазой полета по минитрампу;
- прыжки на двух ногах с продвижением передом спиной и боком по минитрампу;
- лазать по шведской стенке;
- ходить по лежащему на земле гимнастическому бревну передом, спиной и боком приставным шагом;
- броскам и ловле мяча двумя руками, броски обруча одной рукой без ловли;
- отбивать мяч от пола, от стенки с последующей ловлей;
- катить мяч, обруч по полу;
-выполнению перекатов на спине в группировке, складка, положение сидя - ноги в стороны по типу прямого шпагата;

Данный список является не более чем ориентировочным. Не следует прилагать повышенных усилий, если какие-то упражнения или элементы ребенку не удаются. К таким элементам можно вернуться в старшем возрасте.

Не рекомендованными называют упражнения, которые могут негативно повлиять на естественное формирование опорно-двигательного аппарата.
У детей в этом возрасте еще не сформирован физиологический шейный лордоз, мышечно-связочный аппарат шеи несостоятелен, а относительные размеры головы достаточно большие. Поэтому все упражнения, связанные с нагрузкой на шейный отдел позвоночника, следует исключить (упоры на голову, стойки на лопатках и т.п.).
У детей 2-3 лет не сформирован и физиологический поясничный лордоз. Поэтому упражнения, вырабатывающие гибкость в поясничном отделе позвоночника, особенно на разгибание, следует ограничить. К не рекомендованным упражнениям следует отнести прогибы по типу мостика.

В силу недостаточности рессорной функции позвоночника все прыжки на твердой поверхности следует полностью исключить. На втором году жизни дети не могут бежать с фазой полета, и такой тип бега не следует переучивать! Он «пройдет» сам с развитием опорно-двигательного аппарата.

Разучивать прыжки и подскоки лучше всего на профессиональном гимнастическом помосте, батуте или минитрампе. Бытовые батуты отличаются высокой жесткостью, что неблагоприятно перегружают опорно-двигательный аппарат ребенка.

К числу запрещенных упражнений следует отнести ходьбу на внутренних ребрах стоп – ничего, кроме провокации деформации стоп, такое упражнение не дает.

Особое место в занятиях занимают кувырки. Дети их очень любят делать дома на ковре или кровати. В целях безопасности лучше сразу научить малышей правильным кувыркам - без опоры на голову, разучивая их на мягком основании и обязательно со страховкой и проводкой (поддерживая таз для снятия нагрузки при переворачивании). В дошкольных образовательных учреждениях не рекомендуются (и даже запрещаются) кувырки вперед и разучиваются кувырки назад, как более безопасные для шейного отдела позвоночника. Опасность кувырка вперед создает уход с прямой линии, что грозит подвывихом шейных позвонков. Впрочем, и безопасность кувырков назад достаточно условная. При переворачивании назад также происходит компрессия шейного отдела позвоночника на сгибание.



  • Разделы сайта