Шведская стенка польза и вред. Шведская стенка - польза для всей семьи. Польза шведской стенки для ребенка

«Война и мир»

Урок построен так, чтобы создавать дидактические условия для положительного эмоционального характера процесса обучения: привлечение яркого фактического материала, побуждение к оценке и выражению собственного мнения в отношении изучаемых событий, фактов; стимулирование к развитию своего мировоззрения, создание ситуации успеха.

В начале изучения романа Л.Н. Толстого «Война и мир» учащиеся были сориентированы на заключительный урок-обобщение «Нравственные искания Пьера Безухова». В ходе работы выделялись этапы жизненного пути героя, предлагалось подобрать цитаты из романа, воспользоваться материалом литературно-критических исследований. В процессе исследовательской деятельности наряду с анализом ключевых сцен составляется опорная схема этапов жизненного пути Пьера Безухова. Отношение к составлению опорной схемы неоднозначно: взлет или падение тот или иной эпизод жизни? Участие в развлечениях светской молодежи, увлечение идеями Наполеона, масонством - это падение или логика развития характера на пути к совершенствованию, осмыслению и утверждению своего смысла жизни. Таким образом, ломаная линия этапов жизни - это не взлеты и падения - это еще один шаг на пути обретения главного и единственно верного в жизни.

Ход урока

Каждый человек - алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя.

Л. Н. Толстой

    На этапе усвоения материала звучит сообщение учащегося «Мастерство психологического анализа Л.Н. Толстого».

    Лекция учителя «Концепция человека и психологизм Л.Н. Толстого»

Концепция человека и психологизм Л.Н. Толстого

«Все произведения Толстого представляют собой «историю души» за некоторый промежуток времени, - пишет исследователь А.П. Скафтымов. Что происходит в этом промежутке? Персонаж проходит ряд состояний. Причем эти состояния взаимно не безразличны. Они даны не только в чередовании, но и во взаимно оценочном сопоставлении. Они показаны как должное или недолжное, фальшивое или натуральное, ложное или истинное. Каждое состояние имеет при себе различными художественными способами высказанное оценочное суждение, и путем взаимного контраста или параллелизма все они ведут систему обоснования и раскрытия конечных авторских убеждений и призывов».

Толстой пересказывает не итоги внутреннего движения человеческой личности, а проникает в самый процесс ее мышления, ее чувствования. Не удовлетворяясь изображением внешних движений чувства, он обращается к раскрытию самого процесса психической жизни, непрерывного потока возникновения и смены противоречивого состояния различных мыслей, чувств, ощущений, сознательных устремлений и подсознательных импульсов. Задача писателя показать «текучесть человека; то, что он один и тот же, то злодей, то ангел, то мудрец, то идиот, то силач, то бессильное существо.

О характере психологического анализа интересно и верно писал С.Г. Бочаров: «... именно процессу, а не результату уделяет Толстой главное внимание. В одном из писем уже позднего периода Толстой высказал взгляд на задачи психологического анализа: «Главное - работа внутренняя, душевная, и чтобы показана была не окончательная работа, а процесс работы на самом деле».

Толстой глубоко верит в духовный потенциал личности: некоторым толстовским персонажам удается побеждать инстинкт своеволия, индивидуалистического утверждения себя в противовес другим. Во многом спасает стоящая перед ними задача самоотверженного служения ближним, растворения себя в других. «Диалектика души» раскрывается как всеобщая форма внутренней жизни. Толстой обнаруживает «общее» в людях, положительную духовную основу их внутреннего существа, интересуясь теми моментами свободы, когда открывается возможность выбора, решения, определения своих действий, своего поведения. Но чаще всего диалектические процессы душевной жизни изображаются Толстым, когда он обращается к изображению положительных героев, сознательно стремящихся к познанию смысла жизни.

Через борьбу противоположных мотивов человек у Толстого поднимается в определенных жизненных ситуациях к более высокой стадии сознания, когда открываются ему безусловные нравственные ценности, не без утрат, не без возвращения к прежнему самочувствию в дальнейшем.

Толстой не ограничивается изображением сплетения добра и зла в душе человека, он ведет его к разделению противоположных начал, к нравственному суду над собой.

Моменты нравственного возвышения затем сменяются новыми исканиями, разочарованиями и падениями. Сплетение добра и зла остается законом человеческого существования. Но вместе с тем раз испытанное прозрение уже делает героя духовно зрячим, духовно подвижным.

    Составление опорной схемы «Нравственные искания Пьера Безухова, героя романа Л.Н. Толстого «война и мир» (беседа с элементами анализа).

Назовите этапы жизненного пути Пьера Безухова

Первая встреча с Пьером . Салон Шерер

- Какие герои выглядят чужими в салоне Шерер? Почему? (портрет и манеры поведения)

Нарушение Пьером заведенного Анной Павловной этикета, его неуклюжесть еще раз подтверждают, что он - инородное тело в великосветской гостиной.

«Вскоре после маленькой княгини вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке. Этот молодой человек был незаконный сын екатерининского вельможи, графа Безухова... Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне. ... этот страх (Анны Павловны) мог относиться к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличающему его от всех в этой гостиной».

Увлечение революционными идеями, Наполеоном.

«Народ отдал ему (Наполеону) власть только затем, чтобы он избавил его от Бурбонов, и потому, что народ видел в нем великого человека. Революция была великое дело, - продолжал мсье Пьер, высказывая этим отчаянным и вызывающим вводным предложением свою великую молодость и желание все поскорее высказать».

Толстой фиксирует на протяжении всего романа естественно меняющиеся и углубляющиеся стороны его характера и интеллекта.

В начале романа Пьер высказывает непомерную рассеянность, доверчивость, застенчивость, «неумение войти в салон»; его «добродушие, простота и скромность» еще вполне наивны: он болезненно чувствителен, не переносит «вида слез» и сам легко готов плакать; но он еще мало вдумчив, часто «распускает свой рот в беззаботную, веселую улыбку» и не рассуждая поддается (по словам Князя Андрея) «кутежам» и «гусарству».

Развлечения светской молодежи

- Каковы развлечения общества Курагина и Долохова? Какую роль играют эти сцены в романе?

Эти сцены раскрывают новые стороны быта аристократии, вводят новых героев (Долохов, А. Курагин). Проповедь Пьером вольнолюбивых взглядов и участие в кутежах представляют собой психологическую завязку в развитии сюжетной линии Пьера.

- Растрачивание жизни в кутежах.

Одной из важных задач Толстого-психолога было изобразить и раскрыть ту невольную неискренность, которая свойственна людям, их подсознательное стремление видеть себя лучше, а значит, интуитивно искать самооправданий.

«... Хорошо бы было поехать к Курагину»,- подумал он, но тотчас же вспомнил данное князю Андрею честное слово не бывать у Кураги на. Но тотчас же, как это бывает с людьми, называемыми бесхарактерными, ему так страстно захотелось еще раз испытать эту столь знакомую ему беспутную жизнь, что он решился ехать».

Здесь четко обозначена доминанта внутреннего состояния: Пьеру очень хочется еще раз испытать это удовольствие, несмотря на данное слово, несмотря на то, что он знает, что поступает дурно. Это желание властвует, и весь остальной психологический мир подделывается под него - так и воспринимается наивная казуистика Пьера: «И тотчас же пришла ему в голову мысль, что данное слово ничего не значит потому, что еще прежде, чем князю Андрею, он дал также князю Анатолю слово быть у него; наконец, он подумал, что все эти честные слова - такие условные вещи, не имеющие никакого определенного смысла, особенно ежели сообразить, что, может быть, завтра же он умрет, или случится с ним что-нибудь такое необыкновенное, что не будет уже ни честного, ни бесчестного».

Пьер - граф Безухов, богатейший и знатнейший человек

- Эйфория от ощущения себя «центром какого-то важного общественного движения»

«Пьер, сделавшись неожиданно богачом и графом Безуховым, после недавнего одиночества и беззаботности, почувствовал себя до такой степени окруженным, занятым, что ему только в постели удавалось остаться одному с самим собою. Ему нужно было подписывать бумаги, ведаться с присутственными местами, о значении которых он не имел ясного понятии, спрашивать о чем-то главном управляющего, ехать в подмосковное имение...». «Пьеру так естественно казалось, что все его любят... что он не мог не верить в искренность людей, окружавших его».

Входя постепенно в общество, он осознает свою роль в нем и даже начинает чувствовать себя «центром какого-то важного общего движения», заставляющего быть «в состоянии кроткого и веселого опьянения»; он уже думает о своей «карьере» и испытывает «чувство отуманенности, торопливости и все наступающего, но не совершающегося какого-то блага», и если ранее собственные его речи казались ему «глупыми», «то теперь все, что не говорил он, все выходило Charmant » (очаровательно).

- Женитьба на Элен

Толстой стремится к тому, чтобы каждый элемент внутренней жизни был обозначен словом предельно точно. В приведенном отрывке чувство Пьера к Элен характеризуется словами «гадкое», «запрещенное», снова «гадкое», «противуестественное» и, наконец, «нечестное».

«Он понял, что эта женщина может принадлежать ему.

«Но она глупа, я сам говорил, что она глупа,- думал он. - Что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное...» - думал он; ... и сознавал, что в одно и то же время думал о ее ничтожестве и мечтал о том, как она будет его женой...» И опять он говорил себе, что что-то гадкое, противуестественное, как ему казалось, нечестное было в этом браке... и на него нашел ужас, не связал ли уж он себя чем-нибудь в исполнении такого дела, которое очевидно не хорошо и которое он не должен делать. Но в то же время, как он сам себе выражал это решение, с другой стороны души всплывал ее образ со всею своею женственной красотою».

Сцены имеют большое значение для понимания характера Пьера, его неопытности, наивности, неискушенности, искренности и непосредственности, а вместе с тем она раскрывает и подобострастие, свойственное представителям аристократии (отношение окружающих к Пьеру-наследнику). С одной стороны, брак был подстроен князем Василием, т.к. Пьер был очень выгодным женихом; с другой стороны, этот брак был закономерен для Пьера: не только потому, что его должны были обмануть, но и потому, что он должен был обмануться.

- Масса обязанностей, от которых не уйти, - и пустых.

Брак с Элен и отношения с Долоховым многому научили Пьера. Он стал вполне «взрослым». Толстой посвящает сильные страницы тому, как Пьер, женившись, «перерабатывал один в себе свое горе». Писатель обнажает новые стороны характера героя: стремительное развитие моральной требовательности, глубокое возмущение недостойным поведением людей и вспыльчивость («Я тебя убью!»- кричит он Элен). Пьер мужает. Исчезает его простодушная беззаботность. Все более и более занимают его тревожные вопросы жизни, ее смысла и целей, - «как будто в голове его свернулся

Пьер отходит от «светского» круга людей, он видит всю тщету знатности и богатства («и зачем нужны эти деньги?» - думает он); он чувствует всю неизбежную «подверженность» человека «злу и смерти» и мучительно переоценивает свои прошлые понятия и стремления («все в нем самом и вокруг него представлялось ему запутанным, бессмысленным и отвратительным. Но в этом самом отвращении ко всему окружающему Пьер находил своего рода раздражающее наслаждение».) К 1812 г. еще и еще властнее становится его требования найти какой-то высокий смысл жизни; он сближается с идеями масонства в котором его соблазняет иллюзорное «наслаждение верить в возможность достижения совершенства и возможность братской... любви между людьми».

- Дуэль с Долоховым

После дуэли Пьер находится в тяжелом нравственно-психологическом состоянии: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?»- спрашивал он себя. И не было ответа ни на один из этих вопросов...»

Характеризуя нравственно-психологическое состояние Пьера в момент идейного кризиса, автор говорит: «Все в нем самом и вокруг него представлялось ему запутанным и отвратительным». Не случайно Осип Алексеевич Баз леев осуждает образ мыслей Пьера как «однообразный плод гордости, лени и невежества», «печальное заблуждение». Жизнь Пьера, проходящая в «буйных оргиях и разврате», порождает психологию сомнения во всем и неверия в идеал. Толстой убеждает читателя в том, что социальная практика человека имеет огромное значение для его внутреннего духовного мира.

Размышления после дуэли: «Что ж было? спрашивал он сам себя. Я убил любовника, да, убил любовника своей жены. Да, это было. Отчего? Как я дошел до этого?»

Во-первых, Пьер не убивал Долохова, но в его сознании дело обстоит именно так: убил, или почти убил, или мог убить - для Пьера, по большому нравственному счету, все равно. Во-вторых, примечательно, что Пьер почти сразу же, осознав в полной мере факт дуэли, задает себе ключевой вопрос: «Как я дошел до этого? » Он охвачен нравственным смятением: ощущение непоправимости, ложности его жизни, которое смутно бродило в нем еще с момента объяснения в любви, делается определенным и мучительно острым, вызывая настоятельную потребность разобраться в причинах зла.

Заметим, что Пьер акцентирует внимание именно на самом себе: не «что меня довело до дуэли», а как я, Пьер Безухов, дошел до того, что смог убить человека?» Пьер ищет зло в себе - это очень доказательно для нравственной ориентации лучших героев Толстого.

«Но в чем же я виноват? - спрашивал он. - В том, что ты женился, не любя ее, в том, что обманул и себя и ее...» Потом он вспомнил грубость, ясность ее мыслей и вульгарность выражений... «Она во всем, во всем она одна виновата... Но что из этого? Зачем я себя связал с нею? ... Я виноват... »

ЖЕСТОКИЙ КРИЗИС

- Полное внутреннее опустошение

Он мучается после женитьбы, понимая, что не только обманулся, но и обманул других. А позднее то, что он чуть не убил Долохова оттого, что сам был виноват, женившись, не любя, повергает Пьера в глубочайший кризис. Эти размышления о смысле жизни характерны для положительных героев Толстого.

Пьер неминуемо шел к полному внутреннему опустошению, превращению в добродушного отставного камергера, «тип которого он так глубоко презирал семь лет назад». Правда, Пьер имел способность «слишком ясно видеть зло и ложь жизни, для того, чтобы быть в силах принимать в ней серьезное участие». В московских гостиных Пьер приходит к ощущению своего одиночества, «призрачности» всей окружающей его жизни и потому не может вступать с ней во внутренне содержательное взаимодействие. Он спасался от жизни вином, женщинами, развлечениями. Он горько оплакивал себя и свои надежды на разумную и плодотворную деятельность: «Разве не он видел возможность и страстно желал переродить порочный род человеческий и самого себя довести до высшей степени совершенства?» Он бился, страдал, искал новой дороги в жизни, он верил в торжество высшей правды на земле, но «силою обстоятельств» был приведен к этому бездуховному существованию, драматически переживая разрыв между религиозно-нравственными воззрениями и практикой своей жизни. Пьер не мог примириться с этим разрывом, не мог «распутать тот запутанный, страшный узел жизни, который ужасал его...».

О чем бы он ни начинал думать, он возвращался к одним и тем же вопросам, которых он не мог разрешить и не мог перестать задавать себе. Как будто в его голове свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь».

- Вступление в масонство, бурная деятельность.

Масонство с позиции «диалектики души»

Нравственно-психологическое состояние Пьера в момент сближения с масонами и посвящения в «братство вольных каменщиков» сложно и противоречиво. С одной стороны, он мечтает о «деятельностно-добродетельной жизни», о любовной братской гармонии на земле, ощущает потребность содействовать этой гармонии. Но незаметно для себя Пьер отдается самолюбивой мечте «Исправить весь род человеческий».

По Толстому, инициативная деятельность личности - проявление того самолюбия и честолюбия, которые связаны с «отдельностью» человеческого существования, эгоистического соревнования с другими.

Таким образом, «диалектика души» и проявляется как изображение двух неразрывно связанных психологических процессов во внутреннем мире героя-персонажа: обострение нравственных сил сливается с мечтой о роли проповедника и утешителя.

Отказаться от «произвола» - значит избавиться от преувеличенного чувства личности, от невозможности поступать в согласии с велениями нравственного закона вследствие своего «неразумия», добровольно подчинить «свою волю тому и тем. которые знали несомненную истину».

- Почему Пьер, будучи атеистом и считая религию «несправедливою», вступает в масонское общество?

Потому что его привлекла формулировка целей этого общества: очищая и исправляя сердце и разум отдельных членов общества, исправлять тем самым человеческий род и «противоборствовать злу, царствующему в мире». Пьер воспринимает в масонстве не религиозную, а нравственную его сторону.

Деятельность Пьера в масонском обществе убеждает, что многие масоны вступали в общество ради приобретения связей с сильными и богатыми людьми. Видя социальную несправедливость мира, он не принимает мысли о социальном преобразовании общества.

Так Толстой приводит Пьера к мысли о непротивлении злу насилием, предлагая абстрактную проповедь «добра и истины».

Метафизическое учение масонов мало занимало Пьера: это «некое таинство» не представлялось ему существенным. Он не примкнул к числу братьев «занятых исключительно

таинствами науки ордена... или о трех началах вещей...». «Сердце его не лежало к мистической стороне масонства». Задачи нравственного совершенствования тоже не занимали Пьера, потому что уже в первый момент «обращения» он « с наслаждением чувствовал себя уже вполне исправленным от прежних пороков и готовым только на одно добро». Содержанием своей будущей деятельности он положил «исправление рода человеческого».

- Разочарование, кризис масонства

Вскоре после вступления в орден обозначилось расхождение Пьера с масонами: он не мог ограничиться задачами созерцательного погружения в себя и требовал деятельностной помощи другим. Он стремился «противодействовать злу, царствующему в мире». Пьер отправляется в свои киевские имения.

Но действительность оказывается сильнее филантропических распоряжений и частных вмешательств. К тому же Пьер лишен трезвого практического сознания, живого интереса к процессам хозяйственной жизни, «практической цепкости».

Воссоединение с Элен

Толстой вводит читателя во внутренний мир ищущего, размышляющего героя. «Он так привык повиноваться этому тону небрежной самоуверенности князя Василия, что и теперь он чувствовал, что не сможет противостоять ей; но он чувствовал, что от того, что он скажет сейчас, будет зависеть вся дальнейшая судьба его...»

Чувствуя свою внутреннюю свободу, Пьер преодолевает мягкосердечие, склонность не обманывать ожидания собеседника, не обижать его отказом. Он борется со своей коренной особенностью, чтобы не повторить ошибку, не вернуться к прежним условиям существования.

Завершающее звено этой истории - примирение с Элен. Это примирение было одновременно также и актом доброй воли и причинно обусловленным действием. Пьер оказался тогда в состоянии полной разочарованности русским масонством, возвращение к жене и стало возможным в условиях тоски и нравственного тупика. Вместе с тем Пьер по-прежнему осознает свою волю не иначе как свободною. Он так объясняет свое решение: «я не должен отказывать просящему и должен подать руку помощи всякому, тем более человеку, столь связанному со мной, и должен нести крест свой».

Выход из морального тупика. Отечественная война 1812 года

Пьер накануне Отечественной войны

Приближающаяся катастрофа радовала Пьера, как могущая изменить всю ею жизнь, вывести его из «заколдованного ничтожного мира московских привычек» и обратить к «великому подвигу и великому счастию».

Катастрофа стала нравственно необходимой для Пьера: только она могла повернуть его к новому жизненному содержанию. Недаром он испытывал «приятное чувство сознания того, что все то. что составляет счастье людей, удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то...».

Тот внутренний нравственный перелом, который переживает Пьер не случайно связан с национально-историческими событиями Отечественной войны 1812 г.

Задача изгнания захватчиков объединяет Пьера, как и других лучших людей из дворян, с народом. Потребовалось героическое состояние мира, чтобы Пьер сблизился с народом, который совершает подвиг изгнания захватчиков. Он находит себя духовно, потому что ему открывается народное содержание жизни. Он обретает почву для преодоления эгоистического обособленного существования, бесплодной сосредоточенности на себе. Живущая в нем потребность высшей правды и добра находит полное удовлетворение, и он желает лишь «солдатом быть, просто солдатом».

- Бородино Пьера, на батарее Раевского

По моральной отзывчивости Пьер не мог остаться вне исторического конфликта, не быть среди тех, кто отстаивал дело родины и потому стал участников национально-освободительной войны. Оказавшись среди солдат и ополченцев, Пьер переживает радостное возбуждение и обновление: « Чем глубже погружался в это море войск, тем более им овладевши тревога беспокойства и неиспытанное им новое радостное чувство. Это было... чувство необходимости предпринять что-то и пожертвовать чем-то». Беглая встреча с солдатом, заявившем о готовности народа отстаивать Москву, входит во внутренний мир Пьера. В этом случайном эпизоде впервые обозначается направление эволюции героя: со всей отчетливостью проявляется то открытое сердечное общение свободною от предрассудков светской среды Пьера с людьми из народа, которое в дальнейшем приведет его к качественно новому переживанию и пониманию жизни. Богатая человеческими потенциями душа Пьера постепенно наполняется русским народным содержанием.

Как вы понимаете мысли Пьера о скрытой теплоте патриотизма? Почему так стремятся к народу герои романа? Почему «солдатом, просто солдатом» хочет быть Пьер?

«Они в понятии Пьера были солдаты, - те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону. Они - эти странные, неведомые ему доселе люди, - они ясно и резко отделялись в его мысли от других людей. «Солдатом быть, просто солдатом!» - думал Пьер.

Народ есть носитель лучших человеческих качеств. «...Они все время до конца были тверды, спокойны... Они не говорят, но делают»,- думает Пьер.

Скрытая теплота патриотизма

Потрясенный кровавой трагедией, Пьер уходит с поля сражения. Голодный, измученный, он подсаживается к солдатскому костру. В минуту национального бедствия барин объединяется с солдатами, при этом Пьер чувствовал «необходимость умалить как можно свое общественное положение, чтобы быть ближе и понятнее для солдат». Пьер Безухов с такой ясностью соотносит свою жизнь представителя господского сословия с жизнью людей из социальных низов и со всей искренностью отдает предпочтение последним. « Они поражают его своим нравственным мужеством на войне, в минуту опасности: «А о н и...о н и все время до конца были тверды, спокойны». Себя же он осуждает за слабость: «О, как ужасен страх и как позорно я отдался ему!».

Пьер ощущает в солдатах мудрое и непосредственное знание смысла жизни, которое и объясняет их спокойствие, готовность подчиниться необходимости.

Только в обстоятельствах войны и плена изменяются взаимоотношения Пьера и людей из народа: Высшее удовлетворение он находит в безраздельном слиянии с миллионами «капель» людского крестьянского моря.

В захваченной Москве: спасение ребенка, заступничество за армян, решение убить Наполеона

«Выбежав за дом на усыпанную песком дорожку, француз дернул за руку Пьера и указал ему на круг. Под скамейкой лежала трехлетняя девочка в розовом платьице. Пьер... схватил ее с чувством жалости и отвращения, прижимая к себе как можно нежнее страдальчески всхлипывающую и мокрую девочку, побежал... Пьер еще сильнее в эту минуту ощущал то чувство молодости, оживления и решительности, которое охватило его, когда он побежал спасать ребенка». «Пока Пьер пробежал те несколько шагов, которые отделяли его от французов, длинный мародер в капоте уже рвал с шеи армянки ожерелье...

Оставьте эту женщину, - бешеным голосом прохрипел Пьер, схватив длинного, сутуловатого солдата за плечи и отбрасывая его прочь. Но товарищ его, бросив сапоги, вынул тесак и грозно надвинулся на Пьера. Пьер был в том восторге бешенства, в котором он ничего не помнил и в котором силы его удесятирялись. Он бросился на босого француза и, прежде чем тот успел вынуть свой тесак, уже сбил его с ног и молотил по нему кулаками».

«Он должен был, скрывая имя свое, остаться в Москве, встретить Наполеона и убить его, чтобы или погибнуть, или прекратить несчастье всей Европы, происходившее, по мнению Пьера, от одного Наполеона». « Два одинаково сильные чувства неотразимо привлекали Пьера к его намерению. Первое было чувство потребности жертвы и страдания при осознании общего несчастья... другое - было то неопределенное, исключительно русское чувство презрения ко всему условному, искусственному, человеческому, что считается большинством людей высшим благом мира».

Пленение, расстрел русских пленных французами. Состояние после расстрела

« Он помнил, что бил кого-то, его били и что под конец он почувствовал, что руки его связаны, что толпа французских солдат стоит вокруг него и обыскивает его платье».

Вся сцена расстрела дана через восприятие нравственно потрясенного Пьера: «На всех лицах русских, на лицах французских солдат, офицеров, всех без исключения, он читал такой же испуг, ужас и борьбу, какие были в его сердце». Французские солдаты вместе с Пьером переживают расстрел пленных, как бессмысленную жестокость, как то зло, на которое нравственная природа может реагировать лишь отвращением.

Нравственно-психологическое состояние героя автор передает средствами образного сравнения: «С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу бессмысленного сора. В нем, хотя он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога. ... Он чувствовал, что возвратиться к вере в жизнь - не в его власти».

Расстрел пленных русских французами воспринимается Пьером как бессмысленное и жестокое убийство. В результате виденного и пережитого он оказался в состоянии полного опустошения, внутреннего рас паза и хаоса: «Мир завалился в его глазах, и остались одни бессмысленные развалины».

Это состояние бессмысленности и абсурдности жизни снимается благодаря встрече с Платоном Каратаевым.

Встреча с Платоном Каратаевым

В минуту полнейшего неблагообразия всего, смятения требовалась лишь любовь к добру. Любовь Платона Каратаева, как драгоценная влага, оживила Пьера и вернула к жизни. «И такое выражение ласки и простоты было в певучем голосе человека, что Пьер хотел отвечать, но у него задрожала челюсть, и он почувствовал слезы». В ту же ночь Пьер почувствовал, «что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигается в душе его». Каратаев, таким образом, помог Пьеру в тяжелую минуту внутреннего кризиса.

«Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка».

«Чем труднее становилось его положение, чем страшнее была будущность, тем независимее от того положения, в котором он находился, приходили ему радостные и успокоительные мысли, воспоминания и представления». Пьер Безухов принял душевное здоровье народа, согласие с самим собою, способность к духовному преодолению обстоятельств.

Чем Каратаев так подействовал на Пьера? Похож ли он на других мужиков?

В ключевые моменты нравственных переломов, когда герою открывается что-то чрезвычайно важное с точки зрения Толстого, автор вообще отказывается от воспроизведения внутреннего голоса героя, - все психологические процессы изображаются исключительно в рассказе повествователя.

Изображение нравственных сдвигов, которые произошли во время плена: «Он получил то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде. Он долго в своей жизни искал с разных сторон этого успокоения, согласия с самим собою... он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, - и все эти искания и попытки обманули его. И он, сам не думая о том, получил это успокоение и это согласие с самим собою только через ужас смерти, через лишения и через то. что он понял в Каратаеве. Те страшные минуты, которые он пережил во время казни, как будто смыли навсегда из его воображения и воспоминаний тревожные мысли и чувства, прежде казавшиеся ему важными».

Доброта становится в нем всепрощением (и к врагам тоже), неприхотливость - отсутствием всяческих требований к жизни (везде ему хорошо), вера в разумность естественного хода событий в жизни -покорностью перед судьбой («рок головы ищет»), интуитивность поведения - абсолютным отсутствием разума («не своим умом - божьим судом»), В Каратаеве главное - всепрощение, приспособленчество к жизни, и именно за эти качества Толстой идеализирует его, делает материалом жизненности для Пьера, своего любимого героя.

Размышление о счастье, понимание «всей силы жизненности»

В драматических испытаниях нуждою, крайними лишениями в плену он обретает давно желанную внутреннюю свободу. Потом в течение всей остальной жизни «Пьер с восторгом думал и говорил об этом месяце плена, о тех невозвратимых, сильных и радостных ощущениях и. главное, о том полном душевном спокойствии, о совершенной внутренней свободе, которые он испытал только в то время». Прелом, пережитый в плену, сводится к «новому, неиспытанному чувству радости и крепости жизни».

Пьер, испытавший «почти крайние пределы лишений, которые может переносить человек», всем существом своим приходит к пониманию жизни как высшего блага и возможной гармонии на земле. Жизнь в его восприятии есть любовь, т.е. бог: «Жизнь есть все. Жизнь есть бог. Все перемещается и движется, и это движение есть бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь, любить бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий». Писатель передает диалектику самой жизни в этом изображении тяжелых физических страданий Пьера, приведших его, однако, к жизнеутверждеиию.

«Отсутствие страданий, удовлетворение потребностей и вследствие того, свобода выбора занятий, то есть образа жизни, представились теперь Пьеру несомненным и высшим счастьем человека... Пьер почувствовал новое, неиспытанное чувство радости и крепости жизни».

« В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал еще новую утешительную истину - он узнал, что на свете нет ничего страшного».

«Теперь только он понял всю силе жизненности человека и спасительную силу перемещения внимания, вложенную в человека». « Чем труднее становилось его положение, чем страшнее была будущность, тем независимее от того положения, в котором он находился, приходили ему радостные и успокоительные мысли, воспоминания и представления.

Нравственное обновление в плену

Вынужденный в реальной жизни подчиняться вышестоящим над ним. Пьер вместе с тем с необычной острогой переживает свою внутреннюю нравственную свободу, которая и проявляется в его способности к романтическому возвышению над враждебной действительностью, к ее духовному преодолению, к острому ощущению своей «вневременности». В нем в этот момент активизируется и становится действительным то «сознание», которое, по Толстому, открывает человеку его абсолютную духовность, т.е. «я» вне времени», «вне причины», и само - причина всякого проявления жизни.

Понимание своей неразрывности с природой приходит к Пьеру в водовороте событий, в суровых испытаниях войной и смертью. Он переживает здесь нравственное возрождение, проявляющееся в радостном ощущении высшего смысла жизни.

Положение пленного лишь обостряет в нем сознание своей неистребимости, органической связи с вселенскими процессами.

Метод «диалектики души» предполагает, что внутренняя свобода героя-персонажа проявляется как мгновенная вспышка самосознания, неоспоримое ощущение причастности к мировой гармонии.

Послевоенное обновление. Преддекабристская деятельность

- Освобождение из плена. Изменение мировосприятия.

Год Отечественной войны пробуждает в нем горячие патриотические чувства и, отвращая от масонской метафизики, всецело связывает с реальными нуждами, задачами и стремлениями народа. Он чувствует «невозможность продолжать прежнюю жизнь» и хочет «избавиться от сложной путаницы требований жизни», одолевшей его в течение ряда лет. В XIII главе 4 части 4 тома Толстой отводит целые страницы объяснению тех перемен, которые обозначились в характере и миросозерцании его героя, пережившего бурные внешние события и личные испытания, и теперь, после войны и «народной защиты», уже видевшего «необычайно могущественную силу жизненности», которая «поддерживала жизнь» целого «особенного и единого» русского народа.

«Радостное чувство свободы - той полной, неотъемлемой, присущей человеку свободы, сознание которой он в первый раз испытал на первом привале при выходе из Москвы, наполняло душу Пьера во время его выздоровления».

«Теперь же он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем... Теперь на вопрос - зачем? В душе его всегда был готов простой ответ: затем, что есть бог, тот бог, без воли которого не спадет волос с головы человека».

Встреча с Наташей, любовь, брак

Большим дитей называют Пьера и Николай и Андрей. Болконский именно ему, Пьеру, доверит тайну любви к Наташе. Ему поручит Наташу - невесту. К нему посоветует ей обратиться в трудную минуту. «Золотым сердцем», славным малым, настоящим другом будет Пьер в романе. Именно с ним будет советоваться тетя Наташи - Ахросимова относительно любимой племянницы. А ведь это он, Пьер, познакомит Андрея и Наташу.

На первом в ее взрослой жизни балу он заметит смятенность чувств Наташи, которую никто не пригласит танцевать, и попросит своего друга, Андрея, ангажировать ее. Пьер ужаснулся, узнав о попытке Наташи бежать с Анатолем, но потом будет потрясен глубиной ее раскаяния, страданиями, попыткой отравиться. Он восхитился ее умением даже в такие страшные минуты жизни думать больше о других, чем о себе.

Строй души Наташи и Пьера во многом схож. Любовь возродит их души. Места сомнениям не останется, все заполнит любовь.

Обретение смысла жизни в семье, общественной деятельности.

«И по старой привычке он задал себе вопрос: ну, а потом что? Что я буду делать? И тотчас же отвечал себе: ничего. Буду жить. Ах, как славно!»

В эпилоге к роману Пьер живет уже «большим домом»; он занят прогрессивной общественной деятельностью, он мыслит новыми, характерными для преддекабристской поры понятиями, и этот «самый рассеянный, забывчивый человек, теперь, по списку, составленному женой», как степенный муж и отец, покупает все для дома, не забывая ни «подарков», ни «игрушек».

Так, рассматривая сложный жизненный путь своего героя. Толстой реалистично судит о стадиях длительного развития его личности.

Л.Н. Толстой показывает два основных пути, которые выбирают люди: для одних главное - внешнее благополучие, богатство, карьера; для других - ценности духовные, т.е. жизнь не только для самих себя. В эпилоге герои на этом пути обрели истинное счастье. Пьер после долгих и трудных поисков нашел счастье в слиянии общественной деятельности и счастливой семейной жизни. Главная мудрость, к которой он пришел: «... ежели люди порочные связаны между собою и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь как просто».

После войны, в мирных условиях, Пьер в новом витке идейно-творческого развития. «В духовном развитии Пьера декабризм знаменует одновременно шаг вперед и назад. Вперед в том смысле, что означает выход из сферы нравственного умозрения на поприще практической деятельности и гражданской самоотверженности. Назад потому, что означает отказ от нравственной истины, открытой ему Каратаевым».

С одной стороны, Пьер сохраняет обретенное в войне глубокое нравственное содержание и отстаивает служение «добру»: «А я говорю: возьмитесь рука с рукою те, которые любят добро. И пусть будет одно знамя: деятельная добродетель».

Но с другой стороны, оказавшись вне народа, он возвращается в декабризме, казалось бы, к преодоленному чувству личности. У Пьера появляется самонадеянность, которая проявляется в его рассказе о его политической деятельности в Петербурге. Мысль о том. что от него, Пьера, зависят судьбы не только возглавляемого им «общества», но и судьбы России, связана с верой в возможность и плодотворность революционного, волюнтаристического по Толстому. Гражданская активность приводит героя к преувеличенному представлению о возможностях сознательного, произвольного воздействия на ход исторического процесса.

4. В заключении могут быть предложены письменные работы по изученному материалу:

а) Почему Пьера Безухова и Андрея Болконского можно назвать лучшими людьми их времени?

б) «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость»?

Как вы понимаете слова Л. Толстого?

Насколько жизненный путь Пьера отражает этот девиз самого писателя?

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЕСИН А.Б. Психологизм русской классической литературы / А.Б. Есин.- М: Просвещение, 1988.

КУРЛЯНДСКАЯ Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского/ Г.Б. Курляндская. - М.: Просвещение, 1988.

БОЧАРОВ С.П. Роман Л. Толстого «Война и мир»/ С.П. Бочаров. - М.: Просвещение, 1976.

Русская литература. 10 класс. Хрестоматия историко - литературных материалов; опорная схема к образу героя; иллюстрации к роману.

Любимый герой

Лев Николаевич Толстой подробно описывает путь исканий Пьера Безухова в романе «Война и мир». Пьер Безухов – один из главных героев произведения. Он относится к любимым героям автора и поэтому описывается более подробно. Читателю предоставляется возможность проследить, как из молодого наивного юноши формируется умудрённый жизненным опытом мужчина. Мы становимся свидетелями ошибок и заблуждений героя, его мучительных поисков смысла жизни, постепенного изменения его мировоззрения. Толстой не идеализирует Пьера. Он честно отображает его положительные черты и слабости характера. Благодаря этому молодой человек кажется ближе и понятнее. Он будто оживает на страницах произведения.

Духовным исканиям Пьера в романе отведено немало страниц. Пьер Безухов – внебрачный сын богатого петербургского вельможи, один из главных претендентов на миллионное наследство. Недавно приехавший из-за границы, где получал образование, Пьер не может определиться с выбором дальнейшего жизненного пути. Неожиданное наследство и высокий графский титул сильно осложняет положение юноши и доставляет ему много хлопот.

Странная внешность

Примечательная внешность героя вызывает улыбку и недоумение. Перед нами «массивный, толстый молодой человек со стриженой головой, в очках, в светлых панталонах по тогдашней моде…». Он не умеет общаться с дамами, правильно вести себя в светском обществе, быть вежливым и тактичным. Его несуразную внешность и отсутствие хороших манер компенсируют добрая улыбка и наивный виноватый взгляд: «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный». За массивной фигурой срывается чистая, честная и благородная душа.

Заблуждения Пьера

Забавы светской молодёжи

Приехав в столицу, главный герой попадает в компанию легкомысленной золотой молодёжи, которая бездумно предаётся пустым развлечениям и забавам. Шумные пирушки, хулиганские выходки, пьянство, разврат занимают всё свободное время Пьера, но не приносят удовлетворения. Только в общении с единственным другом Андреем Болконским он становится искренним и открывает душу. Старший друг пытается уберечь доверчивого юношу от роковых ошибок, но Пьер упорно идёт собственным путём.

Роковая любовь

Одним из главных заблуждений в жизни героя становится увлечение пустой и развратной красавицей Элен. Доверчивый Пьер – лёгкая добыча для членов алчной семьи князя Курагина. Он безоружен против обольстительных уловок светской красавицы и напором бесцеремонного князя. Терзаемый сомнениями Пьер, вынужден сделать предложение и стать супругом первой красавицы Петербурга. Довольно скоро он понимает, что для жены и её отца он является только денежным мешком. Разочаровавшись в любви, Пьер разрывает отношения с супругой.

Увлечение масонством

Идейные искания Пьера Безухова продолжаются в духовной сфере. Он увлекается идеями масонского братства. Желание творить добро, трудиться на благо общества, самосовершенствоваться заставляют героя пойти по ложному пути. Он пытается облегчить участь своих крепостных крестьян, начинает строить бесплатные школы и больницы. Но его снова ждёт разочарование. Деньги разворовываются, братья масоны преследуют свои корыстные цели. Пьер оказывается в жизненном тупике. Нет семьи, нет любви, нет достойного занятия, нет цели в жизни.

Героический порыв

Состояние мрачной апатии сменяется благородным патриотическим порывом. Отечественная война 1812 года отодвинула на задний план все личные проблемы героя. Его честную и благородную натуру волнует судьба Отечества. Не имея возможности встать в ряды защитников своей страны, он вкладывает средства в формирование и обмундирование полка. Во время Бородинского сражения находится в самой гуще событий, пытаясь оказать посильную помощь военным. Ненависть к захватчикам толкает Пьера на преступление. Он решается убить главного виновника происходящего императора Наполеона. Героический порыв молодого человека закончился внезапным арестом и долгими месяцами плена.

Жизненный опыт

Одним из самых важных этапов жизни Пьера Безухова становится время, проведённое в неволе. Лишённый привычного комфорта, сытой жизни, свободы передвижения, Пьер не ощущает себя несчастным. Он получает удовольствие от удовлетворения естественных человеческих потребностей, «обретает то спокойствие и довольство собой, к которым тщетно стремился прежде». Оказавшись во власти врага, он не решает сложные философские вопросы бытия, не думает об измене жены, не разбирается в кознях окружающих. Пьер живёт простой и понятной жизнью, которой научил его Платон Каратаев. Мировоззрение этого человека оказалось близко и понятно нашему герою. Общение с Платоном Каратаевым сделало Пьера мудрее и опытнее, подсказало правильную дорогу в дальнейшей жизни. Он узнал «не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом».

Настоящая жизнь

Освободившись из плена, Пьер Безухов чувствует себя другим человеком. Он не мучается сомнениями, хорошо разбирается в людях и знает теперь, что необходимо ему для счастливой жизни. Неуверенный в себе запутавшийся человек становится сильным и мудрым. Пьер занимается восстановлением дома и делает предложение Наташе Ростовой. Он отчётливо понимает, что именно её он по-настоящему любил всю свою жизнь и именно с ней он будет счастлив и спокоен.

Счастливый итог

В финале романа мы видим любимого героя Л. Н. Толстого примерным семьянином, увлечённым человеком, нашедшим себя. Он занимается общественной деятельностью, встречается с интересными людьми. Его ум, порядочность, честность и доброта теперь востребованы и полезны обществу. Любимая и преданная жена, здоровые дети, близкие друзья, интересная работа – составляющие счастливой и наполненной смыслом жизни Пьера Безухова. В сочинении на тему «Путь исканий Пьера Безухова» дан подробный анализ нравственных и духовных поисков честного и благородного человека, который путём проб и ошибок находит свой смысл существования. Герой, наконец, достиг «успокоения, согласия с самим собой».

Тест по произведению


«Господи! Научи меня жить!». Для автора романа «Война и мир», великого писателя и великого человека, эта молитва на протяжении всей жизни была путеводной звездой. Вся жизнь Льва Толстого – это один большой урок, поэтому совсем не удивительно, что для героев своих произведений он уготовил тяжелый, но познавательный путь.

Роман «Война и мир» изначально был задуман Толстым как эпическая история о декабристах. Но начав работу, писатель осознал, что для наиболее полного раскрытия характеров героев 20-х годов 19-века необходимо вернуться на несколько десятилетий назад, чтобы понять, что привело их в декабристское движение. Лев Толстой поставил перед собой целую плеяду вопросов: «Что стало причиной революционных наклонностей героя?», «Каким было его окружение?», «Какие ценности были основными в его жизни?», «Как они менялись со временем?».

Одним из центральных персонажей, на примере которого, писатель показывает эволюцию личности, становится Пьер Безухов.

С безобидным, добрым и, на первый взгляд, слабохарактерным героем мы знакомимся в салоне Анны Павловны Шерер:

Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Безухова, умиравшего теперь в Москве. Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был первый раз в обществе. Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне. Но, несмотря на это низшее по своему сорту приветствие, при виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чего-нибудь слишком огромного и несвойственного месту.

В сцене, где впервые появляется Пьер акцент на его «огромной» фигуре сделан неспроста. Так писатель дает нам понять, что его герой – не такой как все, причем не только внешне. Действительно, ему тесно и душно среди пафосных речей с напыщенными людьми. Фальшивое общество с его фальшивыми правилами угнетает молодого человека. И это не остается незамеченным. Хозяйку вечера, Анну Павловну, пугает его «умный и наблюдательный взгляд».

Между тем Пьер еще не сформирован как личность. Он легко поддается влиянию других, а кумир для него – Наполеон Бонапарт. Пьер только вернулся из Франции, его мировоззрением правят идеи Французской революции. Он еще с трудом отделяет добро от зла, поэтому слепо следует за более опытными и сильными товарищами. Таким мечтательным, добрым и рассеянным философом мы видим Безухова в начале эпопеи.

Легко увлекаясь, Пьер, даже имея самые чистые намерения, попадает в различные передряги. Его доверчивость и вместе с тем импульсивность приводят к браку с надменной Элен, который оканчивается разрывом и дуэлью. Между тем Пьер – единственный, кто пусть даже после серьезной ошибки смог разгадать в образе холодной красавицы бессердечное чудовище: «Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела, и одна из самых глупых женщин в мире, – думал Пьер, – представляется людям верхом ума и утонченности, и перед ней преклоняются».

Несмотря на то, что в образ Пьера Лев Толстой вложил «лучшие краски своей души», он не щадит своего героя, демонстрируя, к чему приводят поспешность и необдуманность решений. Так, познакомившись с видным масоном Баздеевым, Пьер начинает увлекаться этим учением и даже становится главой петербургских масонов. Восторженный новыми идеями, охваченный верой в братскую любовь между людьми, Пьер задумывается о переустройстве жизни крестьян. Но излишняя непрактичность приводит Безухова к неудаче и последующему разочарованию.

Однако череда всех потрясений открывает Пьеру секрет, в чем счастье. Он понимает, что смысл жизни человека - в счастье других людей. Главную роль в том, что открылось бывшему почитателю Наполеона, экс-масону и кутиле Безухову сыграла Отечественная война 1812 года. После разочарования в своём кумире Пьер едет на Бородинское сражение. Всеобщее единение, молитва перед иконой Смоленской Божьей матери производят на него неизгладимое впечатление. Весь смысл происходящего Лев Толстой вложил в уста Андрея Болконского в момент последней встречи графа Безухова с князем:

– Так ты понял все расположение войск? – перебил его князь Андрей.

– Да, то есть как, – сказал Пьер, – как невоенный человек я не могу сказать, чтобы вполне, но все-таки понял общее расположение.

– Ну, так ты больше знаешь, чем кто бы то ни было, – сказал князь Андрей.

– То есть как? – сказал Пьер с недоумением, через очки глядя на Андрея.

– Да никто ничего не понимает, как и должно быть, – сказал князь Андрей.

Князь Андрей раскрывает удивленному Пьеру, что исход любого сражения зависит не от распоряжений командования, а от простых солдат, которые борются за право своих детей жить на этой земле. Безухов понимает, что война – это не четко продуманная игра, не шахматная партия. Охваченный новыми думами о предстоящей битве он из пассивного наблюдателя превращается в активного участника баталии, хоть и было сказано, что ему «здесь не место». Молодой граф пытается быть полезным, однако и здесь он выглядит несуразно:

– Что ездит этот перед линией? – опять крикнул на него кто-то...

Во время Бородинской битвы в душе Безухова происходит переворот. В уже опустевшей, полыхающей Москве он решается убить Наполеона. Это ему не удается, но он совершает куда более реальные поступки, свои первые подвиги: защищает женщину, спасает из огня ребенка. После – попадает в плен как «поджигатель».

Находясь в плену, Пьер ведет себя, как душа компании, его любят и уважают за светлый и веселый характер. Здесь он знакомится с простым солдатом Апшеронского полка Платоном Каратаевым. Тот учит героя видеть жизнь так, как видит её русский народ. Открыв для себя философию крестьянской жизни, Пьер испытывает новое для себя чувство – не надуманную, а зародившуюся после тяжелых испытаний любовь к людям. Он осознает, что человек есть капля в людском море, а его жизнь имеет смысл и назначение лишь как часть и одновременно отражение этого целого.

Высшие духовные нравственные ценнос-
ти, осознание которых ведет героев к гармо-
нии с миром, - вот что утверждает русская
классическая литература XIX века. В романе
«Война и мир» Л. Н. Толстой на примере Пье-
ра Безухова показывает человека, который
ищет истину и делает это не умом, а сердцем.
На мой взгляд, писатель не случайно обраща-
ется в своем произведении к 1812 году. Собы-
тия этого времени сказались на людях раз-
ных сословий, заставили их по-новому ос-
мыслить жизнь, понять, что в ней является
самым ценным и дорогим. То есть сама геро-
ическая эпоха 1812 года помогает человеку
прийти к полному согласию с жизнью, найти
ее смысл.
. Пьер Безухое - один из самых любимых
и дорогих Толстому героев. Писатель пока-
зывает его в постоянном движении, в сомне-
ниях и поисках, в непрерывном внутреннем
развитии. Толстой прослеживает, как меня-
ется характер Пьера Безухова, формирует
мировоззрение передового человека эпохи -
декабриста. Но жизненный путь Пьера, пол-
ный открытий и разочарований, это не ти-
пичный путь декабриста, а только особая,
толстовская версия этого пути.
В.начале романа перед нами предстает
толстый, массивный молодой человек с ум-
ным, робким и наблюдательным взглядом.
Пьер Безухов эмоционален, мягок, податлив,
легко поддается чужому влиянию, он выде-
ляется среди остальных посетителей свет-
ского салона своей естественностью, искрен-
ностью, простотой.
Сначала Пьер защищает идеи француз-
ской революции, восхищается Наполеоном,
желает то «произвести республику в России,
то самому быть Наполеоном…» Не найдя еще
смысла жизни, Пьер мечется, а из-за своей
наивности, доверчивости, неумения разби-
раться в людях совершает ошибки. Мне ка-
жется, что одной из таких ошибок была его
женитьба на Элен Курагиной. Этим необду-
манным поступком Пьер лишает себя всякой
надежды на счастье. Он осознает, что насто-
ящей семьи у него нет. В Пьере растет не-
довольство самим собой. Он расходится с
женой, отдает ей значительную долю своего
состояния, после чего стремится найти при-
менение своим силам и способностям в дру-
гих сферах жизни.
Разорвав с женой, Пьер, по пути в Петер-
бург, дожидаясь на станции в Торжке лоша-
дей, задает себе нелегкие вопросы: «Что дур-
но? Что хорошо? Что надо любить, что ненави-
деть? Для чего жить, и что такое я…» Поиски
правды и смысла жизни приводят его к масо-
нам. Он страстно желает «переродить пороч-
ный род человеческий». В учении масонов
Пьера привлекают идеи «равенства, братства
и любви», оно дает герою веру в то, что в ми-
ре должно быть царство добра и правды, а
высшее счастье человека состоит в том, чтобы
стремиться к их достижению. Поэтому Пьер
Безухов начинает поиски возможностей для
воплощения справедливых и гуманных идей
в конкретное дело.
Прежде всего он решает облегчить участь
крепостных. Он сочувствует им и заботится
о том, чтобы наказания были только увеща-
тельными, а не телесными, чтобы мужики не
были отягощены непосильной работой, а в
каждом имении были учреждены больницы,
приюты и школы. Ему кажется, что он нашел
наконец цель и смысл жизни: «И только те-
перь, когда я… стараюсь… жить для других,
только теперь я понял все счастье жизни».
Этот вывод помогает Пьеру найти настоящий
путь в его дальнейших исканиях. Но скоро
наступает разочарование и в масонстве, так
как республиканские идеи Пьера не разделя-
лись его «братьями», и к тому же Пьер ви-
дит, что и в среде масонов существуют хан-
жество, лицемерие, карьеризм. Все это при-
водит Пьера к разрыву с масонами и к тому,
что он попадает в жизненный тупик и по-
гружается в состояние безысходной тоски и
отчаяния.
«К чему? Зачем? Что такое творится на
свете?» - эти вопросы не переставали тре-
вожить Безухова. Эта не прекращающаяся
внутренняя работа подготовила его духовное
возрождение в дни Отечественной войны
1812 года. Не будучи военным, как Андрей
Болконский, желая разделить судьбу стра-
ны, выразить свою любовь к отечеству, Пьер
принимает участие в Бородинском сражении.
Он формирует на свои средства полк, берет
его на обеспечение, а сам остается в Москве,
чтобы убить Наполеона как главного винов-
ника народных бедствий. И именно здесь мы
видим, как раскрывается в полной мере доб-
рота Пьера. Он не может видеть многочис-
ленные человеческие драмы, оставаясь при
этом пассивным свидетелем, и поэтому, не
думая о собственной безопасности, защищает
женщину, заступается за помешанного, спа-
сает из горящего дома ребенка. На его глазах
чинят насилие и произвол, казнят людей, об-
виненных в поджогах, которых они не совер-
шали. Все эти жуткие и тягостные впечатле-
ния еще больше усугубляются обстановкой
плена, где происходит крушение веры Пьера
в справедливое устройство мира, в человека
и Бога.
Но в убогом бараке происходит его встре-
ча с Платоном Каратаевым, которая сблизи-
ла героя с простыми людьми. Этот солдат за-
ставляет Пьера опять светло и радостно по-
смотреть на мир, поверить в добро, любовь,
справедливость. В результате общения с Пла-
тоном Каратаевым Пьер обретает «то спо-
койствие и довольство собой, к которым он
тщетно стремился прежде», он «…узнал не
умом, а всем существом своим, что человек
сотворен для счастья, что счастье в нем са-
мом, в удовлетворении естественных челове-
ческих потребностей…» Пьер Безухов всегда
искал ответ на вопрос: «В чем смысл жиз-
ни?» «Он искал этого в филантропии, в ма-
сонстве, в рассеянности светской жизни, в
вине, в геройском подвиге самопожертвова-
ния, в романтической любви к Наташе. Он
искал этого путем мысли, и все эти искания
и попытки обманули его». Герой закономерно
приходит к идеям декабристов, вступает в
тайное общество, чтобы вести борьбу со всем
тем, что мешает жить, унижает честь и до-
стоинство человека.
В финале романа мы видим счастливого
человека, у которого хорошая семья, верная
и преданная жена, который любит и любим.
Таким образом, именно Пьер Безухов дости-
гает в «Войне и мире» духовной гармонии с
окружающим миром и с самим собой.
Проблемы, поднятые Толстым в романе
«Война и мир», имеют общечеловеческое зна-
чение. Его роман, по словам Горького, - «до-
кументальное изложение всех исканий, кото-
рые предприняла в XIX веке личность силь-
ная, в целях найти себе в истории России
место и дело…»

мая 01 2015

Первый раз мы встречаемся с Пьером Безуховым в салоне Анны Павловны Шерер. Появившийся на вечере, где господствуют лицемерие и неестественность, неуклюжий и рассеянный, Пьер разительно отличается от всех присутствующих прежде всего искренно добродушным выражением лица, на котором, как в зеркале, отражаются и нежелание принимать участие в не интересующих его разговорах, и радость при появлении князя Андрея, и восторг при виде красавицы Элен. Практически все в салоне снисходительно, а скорее даже пренебрежительно относятся к этому “медведю”, “не умеющему жить”. Лишь по-настоящему рад встрече с Пьером, которого называет единственным “живым” среди этого общества. Не знающий законов высшего света Безухов чуть было не становится жертвой козней князя Василия и сводной сестры, не желающих признания Пьера законным сыном старого графа и всячески старающихся помешать этому. Все права защищены и охраняются законом © 2001-2005 олсоч.

ру Но Пьер побеждает своей добросердечностью, и граф, умирая, оставляет наследство своему любимому сыну. После того как Пьер становится наследником огромнейшего состояния, он не может не бывать в свете. Будучи наивным и недальновидным, он не может противостоять интригам князя Василия, направившего все усилия на то, чтобы выдать свою дочь Элен за богатого Пьера.

Нерешительный Безухов, лишь подсознательно чувствуя отрицательную сторону отношений с Элен, не замечает, как все больше и больше запутывается в сети обстоятельств, так или иначе подталкивающих его к женитьбе. В результате, руководствуясь этикетом, его буквально женят на Элен, фактически без его на то согласия. Жизни молодоженов не описывает, давая нам понять, что это не заслуживает внимания.

Вскоре в обществе поползли слухи о любовной связи Элен и Долохова, бывшего приятеля Пьера. На вечере, устроенном в честь Багратиона, Пьер был доведен до бешенства уже далеко не двусмысленными намеками на связь Элен на стороне. Он вынужден вызвать Долохова на дуэль, хотя сам не желает этого: “Глупо, глупо: смерть, ложь…

” Толстой показывает абсурдность этой дуэли: Безухов не хочет даже защититься рукой от пули, а сам тяжело ранит Долохова, не умея даже стрелять. Не желая больше так жить, Пьер решает порвать с Элен. Все эти события накладывают глубокий отпечаток на мировосприятие . Он чувствует, что “в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь”. После разрыва с женщиной, на которой он женился без любви, которая опозорила его, Пьер находится в состоянии острого душевного кризиса.

“ Что дурно? Что хорошо?” - вот вопросы, волнующие героя.

Именно в этот период поиска ответов на поставленные вопросы он встречает Баздеева - члена братства свободных каменщиков, благодаря чему проникается идеей изменения жизни к лучшему и по-настоящему верит в возможность этого: “Он всею душой желал верить, и верил, и испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни”. Результатом явилось вступление Безухова во франкмасонскую ложу. “Перерождение” Пьер начал с того, что решил провести преобразования в деревне, но ловкий управляющий быстро нашел способ не использовать деньги незадачливого Пьера по назначению.

Сам же Пьер, успокоенный видимостью деятельности, вел все тот же разгульный жизни. Заехав к своему другу князю Андрею в Богучарово, Пьер высказывает ему свои мысли, проникнутые верой в необходимость стремления человека к добродетели, и для Андрея это свидание с Безуховым “было эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь”. В 1808 году Пьер становится главой петербургского масонства.

Он давал свои деньги на устройство храмин, на свои средства поддерживал дом бедных. В 1809 году на торжественном заседании ложи 2-го градуса Пьер произносит речь, которая не была воспринята с энтузиазмом, ему лишь сделали “замечание о его горячности”. Обстоятельства, а также “первые правила масона” вынуждают Пьера помириться с женой.

В конце концов Пьер понимает, что для многих масонство - это не стремление служить великой идее добродетели, а лишь способ завоевать место в обществе, и, разочаровываясь, он отходит от масонства. Приехав в Москву и увидев , Безухов понял, что любит ее. Он помог вывести Анатоля Курагина на чистую воду, тем самым предотвратив распространение в свете слухов о связи Анатоля и Наташи. Пьеру захотелось приехать на место предстоящего сражения в Бородино. После сражения по дороге обратно он ест вместе с солдатами “кавардачок”, который казался ему вкуснее всего на свете, и думает, что хотел бы “скинуть с себя все это лишнее, дьявольское” и быть “просто солдатом”.

Это момент настоящего духовного единения героя с народом. Он пы тается разгадать тайну солдатского характера. Почему солдаты спокойно идут на смерть, не боясь быть убитыми? “Кто не боится ее, тому принадлежит все”. С такими мыслями Безухов возвращается в Москву. В то время, когда французы почти достигли квартала, в котором жил Пьер, он находился “в состоянии, близком к сумасшествию”.

Пьера давно занимала мысль о предопределенности его судьбы, о его высшем назначении убить Наполеона; в нем жило “чувство потребности жертвы и страдания”. Проснувшись однажды, он взял пистолет”, кинжал и вышел из дома с намерением совершить наконец то, для чего он родился, а на самом деле только для того, чтобы доказать самому себе, что он “не отрекается” от своего намерения. На улице Пьер встретил женщину, умолявшую спасти ее ребенка.

Он бросился искать девочку, но, когда нашел ее, золотушную, чувство омерзения уже готово было возобладать над душевной потребностью быть нужным. Но все-таки он берет ее на руки и после долгих попыток отыскать ее родителей отдает девочку армянам. Пьер попадает в плен, вступившись за армянскую женщину. Во время казни пленных Пьер испытывает страшное чувство крушения всех жизненных убеждений: ничто не было значимо перед лицом смерти.

После освобождения Пьер долго болел, но был полон радости жизни. Он сдружился с княжной Марьей, у которой встретил Наташу, и давно зажегшееся пламя его любви разгорелось с новой силой. В эпилоге мы встречаем Пьера, живущего спокойной, счастливой жизнью: он уже 7 лет муж Наташи и отец четверых детей. Споря с Николаем, Пьер отстаивает идеи революционеров - необходимость преобразований.

Таким образом, мы видим, что Толстой подводит своего героя к началу пути лишений в борьбе за народное , пути Петра Лобазова, декабриста, который должен был быть изначально героем романа Толстого.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Путь исканий Пьера Безухова . Литературные сочинения!

  • Разделы сайта