Упражнения для опорно двигательной системы. Методическая работа по физической культуре на тему: «Физические упражнения для профилактики и коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата». Упражнения при плоскостопии

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ с 09.10.17 по 13.10.17

Тема: Деревья. Кустарники.

Цель: Способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках. Формировать представления о том, что дерево и кустарник – это растения. У них общие существенные признаки (корень, стебель, лист, есть и различия – у дерева есть один стебель (ствол), а у кустарника много; развивать аналитическое мышление. Воспитывать интерес к жизни растений.

Итоговое мероприятие: Выставка коллективной работы «Куст рябины». Дата: 13.10.17

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Понедельник 09.10.17

Утро

Вводная беседа по теме «Деревья.Кустарники» - познакомить ребят со строением дерева, рассмотреть иллюстрации деревьев.

Игры-имитации «Клен» -координация речи с движением, изображая клены осенью

Хоровод «Зайка шел» - приучать ходить по кругу взявшись за руки, выполнять действия по сигналу.

Дид.игра на развитие памяти, мышления«собери картинку»- учить собирать картинку из 4х частей (Имран, Ангелика)

Обратить внимание детей: нельзя обижать, толкать товарищей по группе; приучать быть вежливыми

Внесение иллюстраций отражающих тему недели «Деревья. Кустарники»

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Тема : Что растет за окном? Стр.283

Цель: 1.Учить внимательно слушать и наблюдать, отвечать на вопросы словом и предложением, состоящими из 3 – 4 слов. 2.Обогащать и активировать словарь по теме, формировать способность детей к диалогической речи. 3. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Прогулка I

Подвижная игра«Листопад»

Наблюдения за животными за кошкой – расширять представление о домашнем животном – кошке. Воспитывать желание заботиться о животных.

Труд помочь воспитателю собрать игрушки

Упражнения на отработку основных движений учить прыгать на двух ногах (Стас, Макар)

Формирование навыков самообслуживания приучать самостоятельно, одевать колготки.

Обеспечение выносным материалом: песочные наборы

После сна

Азбука Здоровья «Витаминки» формировать начальное представление у детей о здоровом образе жизни.

Игры со строительным материалом« башенка» - учить сооружать устойчивую постройку, умение обыгрывать

Чтение стихотворения «Травка зеленеет,

Солнышко блестит…» - способствовать развитию речи, памяти у Ангелики, Стаса

Закреплять умение детей самостоятельно одеваться после сна. Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам

Плакаты, иллюстрации, книги для бесед по темам «Азбуки Здоровья»

Прогулка II

Наблюдения за плодовыми деревьями на территории детского сада (яблони, рябины) – обратить внимание на плоды

Подвижные игры«Беги к тому, что назову»

Самостоятельные игры детей в песочнице – учить играть дружно, делиться игрушками

Подвижная игра«Листопад»

Цель: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад»

Упражнения на развитие ловкости«Прыгни через ручеек» - развивать у ребят ловкость, равновесие (с подгруппой мальчиков)

Формирование трудовых навыков соберем сухие веточки с участка

Выносной материал для организации труда в природе - ведерки

Вечер

Чтение худ. произведений «Репка» - познакомить с содержанием сказки, учить рассматривать рисунки – иллюстрации.

С/ролевые игры «Игрушки у врача» - развивать интерес к игре.

Рассматривать книжки принесенные из дома.

Настольные игры «пирамидки», «пазлы»

Воспитание вежливости – закреплять умение детей, выходя из-за стола, не толкаться и говорить «спасибо»

Внесение книг по теме недели «Репка»

Работа с родителями

Домашнее задание по теме недели рассмотреть деревья и кустарники по дороге домой

Вторник 10.10.17

Утро

Рассмотреть и обсудить картинки с изображением деревьев и кустарников, принесенных детьми.

Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье» - развивать ловкость язычка и щек

Игры на внимание «Угадай, что исчезло» - развивать внимание, память.

Разучивание стихотворений «Мы осенние листочки, Мы летаем, мы кружимся, И на землю плавно мы ложимся»

Воспитание КГН способствовать формированию навыка пользования носовым платком

Размещение предметов, принесённых детьми в уголке интересных вещей

ЛЕПКА

Тема: Веточка рябины.

Цель: 1. Учить отделять от общего куска пластилина маленькие кусочки, раскатывать их между пальцами; 2.Продолжать развивать умение с помощью пластилина изображать задуманное, развивать мелкую моторику; 3. Формировать интерес к лепке, закреплять знания цветов желтый, зеленый.

Прогулка I

Наблюдение за птицами воспитывать интерес к окружающему миру, поддерживать интерес к наблюдениям за объектами живой природы, воспитывать желание заботиться о птицах.

Труд соберем песок в песочницу

Самостоятельная деятельность с игрушками

Упражнения на развитие равновесия прыжки на одной ноге с Валерией, Артемом

Формирование навыков безопасного поведения в природенельзя бегать между ветками кустарников. (Мальчики)

Выносные игрушки для игр на участке.

После сна

Экологическая сказка «Сказка о волшебном дереве» - развивать усидчивость, желание слушать произведение до конца

С/ролевые игры «Игрушки у врача»-учить детей как заботиться о своем здоровье.

Индивидуальная работа по сенсорному развитию «Укрась ёлочку шарами» - упражнять в различении двух цветов, формы: круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук, создать радостное настроение.

ОБЖ в быту

Плакаты, иллюстрации, книги по ОБЖ

Прогулка II

Подвижная игра«Беги к тому, что назову»

Цели: напомнить названия предметов, научить бегать «стайкой».

Наблюдение за берёзой. Рассмотреть берёзку: листики пожелтели, дует ветерок, берёзка качается, роняет листочки.

Самостоятельная деятельность с выносным материалом

Труд сбор листьев на участке

Подвижные игры «Бегите ко мне» - учить внимательно слушать воспитателя

«Попади в цель» - способствовать развитию меткости, глазомера. Артем, Лера

Воспитание бережного отношения к вещам – по окончании прогулки отряхивать ее от песка и мелких веточек.

Вынести песочные игрушки, зонт

Вечер

Слушать вместе с детьми веселые песенки – способствовать хорошему настроению.

Игры-драматизации «Репка» - развивать у детей умение следить за действиями сказочных героев.

Помыть в спортивном уголке «инвентарь» –прививать любовь к труду. Учить детей ходить по гимнастической скамейке

Покормим Хрюшку и Степашку - воспитывать культуру поведения за столом. Продолжать учить есть аккуратно не крошить под стол крошки

Театр БИ – БА – Бо,

Работа с родителями

Консультация «Бережём здоровье с детства, или 10 заповедей здоровья»

Среда 11.10.17

Утро

Рассматривание иллюстраций по теме «Деревья и кустарники» - выявить сходства и различия

Дид. игра по сенсорному воспит-ю «Узнай на ощупь» - развивать сенсорное восприятие, воображение

Музыкально - дидактическая игра«Узнай по звуку» развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков

Работа в природном уголке

Пальчиковые игры «Деревья» - развитие мелкой моторики, обогащение словаря, закрепление обобщающего понятия «деревья»

Закреплять знание предметов в умывальной комнате и их назначение, воспитывать желание всегда быть красивым, чистым.

Внесение альбомов, иллюстраций по теме недели: «Деревья. Кустарники»

Познавательное развитие (ФЭМП

Тема. «Сравнения дерева с кустарником».

Цель: Формировать представления о том, что дерево и кустарник – это растения, у них общие существенные признаки корень, стебель, лист, есть и различия – у дерева есть один стебель(ствол), а у кустарника много. Развивать аналитическое мышление. Воспитывать интерес к жизни растений.

Прогулка I

Подвижная игра «Ловишки» - развивать ловкость, умение быстро действовать по сигналу

Наблюдения за работой старших детей, воспитывать желание помогать.

Самостоятельные игры детей с выносным материалом.

Подвижная игра«Мыши водят хоровод» - упражнять в выполнении движений, имитировать мышек.Опытно-экспериментальной деятельности «Лёгкий – тяжёлый» - учить определять с закрытыми глазами, сколько в ведёрке песка

Упражнения на развитие выносливости

«Догоните меня» - бег вокруг песочницы – способствовать развитию выносливости у Давида, Макара, Миланы

Продолжать приучать идти на участок парами, взявшись за руки, не выбегать из строя.

Оборудование для опытно-экспериментальной деятельности: песочные наборы, мячи

После сна

ОРУ «Бабушка кисель варила»-учить детей соотносить слова с движениями.

Дид. Игра по математике - «Сколько одинаковых цветочков у садовника?» закреплять знание один много.

Повторение стихотворений А. Барто «Слон», «Зайка», «Грузовик» -развивать память,учить внимательно слушать воспитателя

Учить вновь прибывших детей правильно пользоваться салфетками, учить есть аккуратно.

Обогащение центра сенсорикиНастольные игры; разрезные картинки; лото малышам –соотносить слово с изображением на картинке.

Прогулка II

Подвижная игра«Листопад»

Цель: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад»

Наблюдения за изменениями в погоде – учить определять время года по характерным признакам.

Коллективная трудовая деятельность на участке собрать сухие листья

Самостоятельная деятельность

Игра с мячом «Лови – бросай, что любишь называй» - способствовать развитию диалогической речи, меткости у Саши, Маши, Коли

Закреплять навыки поведения, словесные формы обращения с просьбой к взрослым и детям. Закреплять знание воспитателя по имени и отчеству.

Выносной материал для самостоятельной и трудовой деятельности; веники, мячи, формочки

Вечер

Чтение русских народных сказок по желанию детей – учить высказывать свое мнение, желание рассказывать сказку вместе с воспитателем

Самостоятельные игры с мозаикой, «черепашками» - построй цветочную полянку – с помощью воспитателя учить строить цветочную композицию.

Дид игра «веселые матрешки»-закреплять знание о величине в ходе практических действий с игрушками.

Формировать желание помогать взрослым, чтение Е Пермяк «Как Маша стала большой»-выполнять несложные действия, учить не отнимать игрушки

Внесение иллюстраций к сказкам, мозаики, «черепашки»

Работа с родителями

Оформление уголка природы с родителями

Четверг 12.10.17

Утро

Внесение новой игрушки кукла «Маша»-вызывать чувство радости у детей.

Дид игра «пчелка»-упражнять детей в диалогической речи, учить действовать по словесному сигналу. Игра имитация «На лугу растут цветы» - под музыку имитировать цветочки, действуя по сигналу.

Заучивание потешек:

Умница, Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.

Продолжать учить детей застегивать и расстегивать сандалики – развивать моторику; Закреплять знание стихотворения « весна» -развивать память.

Внесение новой игрушки – куклы Маши; подобрать музыку к игре.

Х-ЭР Музыка

По плану муз.работника

Развитие речи

Тема: Деревья.

Цель: 1. Продолжать знакомить названиями деревьев, обсудить строение дерева (ствол, ветки, почки, листья); 2. Развивать любознательность, умение отвечать на вопросы, развивать речь; 3. Воспитывать любовь к окружающему миру.

Прогулка I

Подвижная игра«Мыши водят хоровод» - упражнять в выполнении движений, имитировать мышек

Самостоятельная деятельность с выносным материалом

Наблюдения за деятельностью старших дошкольников воспитывать желание помогать

Народная игра «Салки» - учить действовать по команде

Упражнение «Попрыгунчики» упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

(Лера, Ангелика)

Вместе с куклой на прогулку - закрепить выполнение алгоритма одевания одежды: формировать потребность в соблюдение опрятности в саду и на улице.

Инвентарь для трудовой деятельности: ведерки грабли

После сна

Театр БИ-БА-БО «теремок»-учить детей самостоятельно действовать с куклами, проговаривать отдельные слова. Развлечение с шариками – вызывать радость у ребят, закреплять знания основных цветов

Учить вместе с Миланой, Макаром пальчиковую гимнастику «Цветочек» - развивать речь, моторику пальчиков.

Продолжать закреплять знание у детей своих шкафчиков, своих полотенец, своих кроваток.

Внесение кукол «БИ-БА-БО» для театрализованного представления.

Прогулка II

Рассматривание осеннего дерева – формировать знания об основных частях дерева. Воспитывать бережное отношение к деревьям.

Самостоятельная деятельность с выносным материалом.

Подвижные игры«Паровозик» - учить двигаться в разном темпе, менять направление, передавать характерные движения животных, птиц; упражнять в произношении звуков.

Упражнения на развитие меткости «метание колец в цель» - развивать глазомер у Леры, Давида, Макара. Труд.

Формировать навыки решать спорные вопросы мирно. Не обижать и помогать друг другу в трудных ситуациях.

Вынести кольцеброс, корзинку с игрушками

Вечер

Настольные игры -«пазлы, мозаика, черепашки, собери цветок»-закреплять и обогащать чувственный опыт детей. Дид игра «Кто пришел?»-развивать внимание и память.

Пенный замок - познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.

Вместе с ребятами рассмотреть музыкальные инструменты, узнать какие они издают звуки, поиграть на них – способствовать развитию слухового восприятия.

Продолжать воспитывать бережное отношение к игрушкам. Перед тем, как уйти домой прибрать за собой игровое место.

Подготовитьмелкую ёмкость с мыльной водой, соломинки, резиновую игрушку; настольные игры: пазлы, мозаика, черепашки, собери цветок.

Работа с родителями

Попросить родителей обратить вместе с детьми внимание на осенние изменения у деревьев, кустарников

Пятница 13.10.17

Утро

Обобщающая беседа по теме недели«Деревья и кустарники» - закреплять полученные знания

Чтение сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик» - развивать умение слушать произведения внимательно, улавливая содержание.Физкультминутки «Наши алые цветки», «Во дворе стоит сосна» - развивать память, умение делать движения в соответствии с текстом.

Работа по развитию мелкой моторики («пластил. письмо», обрывание бумаги, трафареты) с Кирилл, Артем Никита

Учить есть аккуратно. Учить правильно держать ложку тремя пальчиками. Побуждать детей расчесывать короткие волосы у куклы – развивать желание быть опрятными.

Внесение бусинок для самостоятельной деятельности, шнуровку, иллюстрации по теме недели.

Рисование

Тема: «Ягоды рябины»

Цель:1. Вспомнить текст потешки, учить детей самостоятельно её проговаривать. 2. Активизировать словарь детей словами: «пушистый», «мягкий», «маленький». 3. Учить рисовать тюбиком приёмом «примакивания» под словесное сопровождение «поставили- убрали». Закрепить красный цвет. 4. Развивать уверенность в своих силах, желание приносить радость другим.

Физическое развитие

Прогулка I

Наблюдение за работой дворника – воспитывать интерес к труду взрослых, активизировать употребление в речи глаголов.

Подвижная игра «Через ручеёк» – прыжки на двух ногах.

Дидактическая игра «Овощной магазин» - учить называть овощи правильно.

Труд. Уберём ветки на участке – поддерживать желание помогать взрослым. Вспомнить потешку «Пошёл котик на торжок»

(Стас, Милана)

Учить детей самостоятельно одеваться на прогулку с небольшой помощью воспитателя.

Вынести картинки с изображением овощей, машинки, игры с природным материалом

После сна

«Построй деревце, цветочек» - с помощью мозаики построить задуманное изображение, развивать моторику рук.

«Сделаем группу чище» - развивать желание трудиться, воспитывать аккуратность.

С/Р игра «Собираем куклу Катю в гости» –закреплять умение наряжать куклу, подбирать одежду по цвету.

Воспитывать аккуратность в одевании, приучать умываться после сна

Подготовить тазик с водой, тряпочки; мозаику.

Прогулка II

Наблюдение за ветром – привлекать детей к наблюдениям за доступными явлениями природы, способствовать развитию игровой деятельности, двигательной активности посредством игр с вертушками.

Подвижная игра «Зайка серенький сидит» - учить выполнять движения в соответствии с текстом.

«Поймай мяч» - упражнять в ловле мяча.

Дидактическая игра «Один – много» - закреплять умение различать количество предметов

Развивать умение видеть красоту природы

Выносной материал: лопатки формочки, использовать палочки, мячи, вертушки

Вечер

Театрализованное представление сказки «Репка» - учить внимательно слушать, упражнять к в действии с фигурками, произнесение отдельных фраз. Ролевая игра «Парикмахерская» - прививать любовь к ролевым играм, умение играть по правилам

Упражнять детей в меткости «попади в цель» с Мариной и Димой. «Прыгание в длину с места, не заходя на линию» - развивать равновесие, любовь к спорту.

Воспитывать привычку к здоровому образу жизни и любовь к спорту

Атрибуты к игре «Парикмахерская», мягкие мячи для метания, корзина.

Работа с родителями

Консультация на тему «Здоровье всему голова»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра адаптивной физической культуры

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина: «Теория и организация адаптивной физической культуры»

Тема: «Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста»

Студент Касилов Я.Е.

Научный руководитель д-р пед. наук, Балашова В.Ф.

Тольятти - 2016

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1.2 Анатомо-физиологические особенности формирования правильной осанки и причины нарушения у детей дошкольного возраста

1.3 Средства и методы формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста

2.1 Методы исследования

2.2 Организация исследования

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что правильная осанка имеет огромное значение в жизнедеятельности человека, поскольку она способствует рациональному использованию биомеханических свойств опорно-двигательного аппарата и нормальному функционированию жизнеобеспечивающих систем организма.

По данным Научного центра здоровья детей РАМН, около 90% детей имеют различные отклонения в физическом и психическом развитии. Одно из первых мест среди них занимают нарушения опорно-двигательного аппарата, которые оказывают негативное влияние на ведущие физиологические системы организма (сердечно-сосудистая, дыхательная, нервная и др.), на показатели здоровья вообще и уровень работоспособности.

По мнению М.С. Миловзоровой (1999) формирование правильной осанки - одна из основных задач физического воспитания. Она особенно нужна в начальные периоды возрастного развития, когда наиболее интенсивно идет морфофункциональное становление организма, в том числе формирование изгибов позвоночника и других структурных основ осанки.

Таким образом, наиболее благоприятно начинать мероприятия по воспитанию навыка правильной осанки у детей с первого года жизни в виде достаточной и гармоничной тренировки всех четырех цепных установочных рефлексов. Проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа дошкольников (84,0%) и младших школьников (89%) с различными отклонениями в состоянии здоровья (О.М.Евдокимова,1996; Р.Б.Стеркина,1996).

На основании выше изложенного можно сделать вывод, что проведение специально организованных занятий лечебной гимнастикой в условиях дошкольного учреждения позволит своевременно и эффективно устранить указанные причины на ранних этапах формирования нарушений осанки. Именно своевременность использования физических упражнений с лечебной целью является наиболее значимым фактором внедрения лечебной гимнастики в практику коррекционной работы дошкольных учреждений. Применяемые в лечебной гимнастике физические упражнения должны быть просты и доступны для выполнения, не вызывать побочного воздействия, а проводимые в игровой форме становиться более привлекательными, повышать эмоциональное состояние ребенка, его физические возможности и устранять имеющиеся нарушения опорно-двигательного аппарата.

Объект исследования: Процесс физического воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста средствами физической культуры.

Цель работы: обосновать формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста средствами физической культуры.

Задачи исследования:

1. Изучить проблему коррекции нарушения осанки у детей в теории и практике;

2. Определить особенности физического развития и условия способствующие коррекции нарушения осанки;

3. Проанализировать полученные результаты исследования

Методы исследования. В работе использованы теоретические и практические методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, наблюдения, обследование, педагогическое тестирование физических качеств, антропометрическое измерение, методы оценки физической работоспособности, обработка полученных материалов.

Организация исследования.

1. Выбор и осмысление темы. На этом этапе изучалось состояние проблемы в психолого-педагогических исследованиях ученых, уделялось внимание предварительному определению принципов, разработке практических основ и методик эксперимента.

2. Определение особенностей физического развития и физической подготовки детей. Условия способствующие формированию правильной осанки.

3. Анализ результатов исследования, оформление опыта работы по теме «коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста».

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1 Основные аспекты проблемы формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста

Человеческий организм развивается и изменяется в течение всей своей жизни от момента зарождения до смерти. Этот процесс индивидуального развития носит название онтогенез. Наиболее выраженные изменения в строении организма человека происходят в период от новорожденности до периода полового созревания. Каждому возрастному периоду от рождения до зрелости свойственны свои специфические особенности строения и функционирования.

Являясь биологическим объектом природной экосистемы и членом общества, человек находится под воздействием сложного комплекса климатических, химических, радиоактивных, электромагнитных, шумовых и других факторов, своеобразной социально-экономической среды его обитания. Поэтому здоровье является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом.

По определению, принятому Всемирной организацией здравоохранения, здоровье - это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия. Институтом гигиены детей и подростков России предложено более конкретное определение здоровья: "здоровье - отсутствие болезни и повреждения, гармоничное физическое развитие, нормальное функционирование органов и систем, высокая работоспособность, устойчивость к неблагоприятным воздействиям и достаточная способность адаптироваться к различным нагрузкам и условиям среды".

Охрана здоровья подрастающего поколения является важнейшей государственной задачей, так как известно, что фундамент здоровья взрослого человека закладывается в детстве. Ребенок и подросток отличаются от взрослого человека особенностями строения и функциями организма, которые значительно изменяются в различные периоды их жизни. Знание возрастных особенностей морфологии и физиологии детей необходимо в наибольшей степени использовать в деле воспитания подрастающего поколения.

Известные педагоги неоднократно высказывались в своих педагогических работах о роли анатомических и физиологических знаний в воспитании детей. К.Д.Ушинский подчеркивал, что педагоги должны обязательно иметь естественнонаучную подготовку, он считал, что только в том случае, когда педагоги знакомы с основами анатомии, физиологии и психологии ребенка, они могут воспитывать, совершенствуя физические и умственные способности детей .

По мнению В.К.Бальсевича(1988), «стратегия физического воспитания ребенка должна состоять в том, чтобы научить его возможно большему числу разнообразных движений…». Овладение различными двигательными навыками обогащает двигательный опыт, расширяет диапазон двигательных способностей детей, способствует повышению функциональных возможностей организма.

С учетом того, что в период дошкольного и младшего школьного возраста скелетные мышцы находятся в стадии интенсивного формирования и развития, одна из наиболее важных задач физического воспитания детей является задача по формированию правильной осанки и предупреждению деформации опорно-двигательного аппарата .

Существуют различные понятия «осанка». Одни авторы понимают под осанкой привычную позу непринужденно стоящего человека, держащего туловище и голову прямо без активного напряжения мышц . Другие рассматривают осанку как сложившуюся позу, сохраняемую при определенных условиях, манеру человека держаться сидя, стоя и в движении. По мнению третьих, осанка-это комплекс качеств и навыков, обеспечивающих выгодную для жизнедеятельности общую позу и положение тела в пространстве (Земсков Е.А, 1991). С физиологической точки зрения осанка является динамическим стереотипом, который приобретается в течении индивидуальной жизни человека .

Таким образом, можно сделать вывод, что осанка - это не только привычное положение тела человека в покое и в движении, но и один из важных показателей здоровья, а так же один из критериев гармоничности развития человека (Глушаков Т.Г., Волкова Л.Н.,1994).

Формирование правильной осанки - одно из основных задач физического воспитания. Она особенно важна в начальные периоды возрастного развития, когда наиболее интенсивно идет морфофункциональное становление организма, в том числе формирование изгибов позвоночника и других структурных основ осанки. От того, насколько качественно в это время вырабатывается рациональный навык фиксации основной позы прямостояния в единстве с гармоничным развитием мышц и укреплением костно-связочного аппарата, во многом зависит статус осанки в последующие годы .

Почему у современного ребенка развивается нарушение осанки?

Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, заболевания в неонатальном и более позднем периоде развития ребенка, связанные с ограничением двигательной активности. Все это отрицательно сказывается на состоянии скелетных мышц и позвоночника. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки или коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища.

По данным Л.Г.Мирхайдаровой (1997), наибольшее число нарушений осанки у детей связано с изменением положения плечевого пояса (71,8%).

По данным И.В.Пеньковой (1997), у детей наиболее распространены нарушения осанки в сагиттальной плоскости (75,6%), среди которых преобладают: плоская спина (29,8%), плосковогнутая спина (18,0%), сутуловатость (13,8 %), круглая спина (8,2%), кругловогнутая спина (5,8%).

Нарушения осанки только во фронтальной плоскости (асимметричная осанка) составляют 5,4%. Остальные нарушения осанки носят комбинированный характер: дефекты осанки во фронтальной плоскости сочетаются со всеми видами нарушений в сагиттальной .

Очевидно, зонами риска, определяющими характер нарушений осанки, являются шейный, грудной и поясничный отделы позвоночника, угол наклона таза, стопа, мышечная система .

Исследования Л.Г.Мирхайдаровой (1997) подтверждают, что нарушение осанки у детей дошкольного возраста возникает под воздействием нагрузок статического характера, и, в частности, при длительном сидении на одном месте причём только 33,3% детей принимают при этом правильную позу.

По мнению О.В.Козыревой (1997), к числу важнейших причин увеличения распространенности нарушения осанки у детей в последние годы следует отнести резкое снижение уровня здоровья новорождённых и ухудшение экологической обстановки, вызвавшее снижение иммунобиологической реакции. Следствием этого является высокий уровень заболеваемости в неонатальный и более поздние периоды развития детей, обусловливающий ограничение их двигательной активности. По мнению специалистов педиатрической службы, среди причин которые могут привести к нарушению осанки, существенное место отводится неадекватному мышечному тонусу, нередко возникающему при дезадаптивном состоянии психики. Так, например, в результате исследования М.В.Киселёвой (1994) было установлено, что у детей с начальной стадией нарушения осанки отмечается высокий уровень личностной тревожности, что отражает наличие длительно существенных застойных очагов эмоционального напряжения. Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что в период дошкольного возраста скелет находится в стадии интенсивного формирования и развитии, в связи с чем, любые неблагоприятные внешние или внутренние воздействия могут легко привести к воздействию деформации его различных звеньев.

1.2 Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста

Рассмотрим некоторые анатомо-физиологические особенности организма у детей 6-летнего возраста.

В этом возрасте продолжает интенсивно формироваться опорно-двигательный аппарат. Практически каждая из 206 костей значительно изменяется по форме, размерам и внутреннему строению. Зоны роста в костях еще отчетливо выражены. Появляются новые центры окостенения.

Позвоночник, несущий сложные опорные функции почти целиком состоит из хрящевой ткани. Подвижность у девочек выражена в большей степени по сравнению с мальчиками. Наблюдение гигиенических условий обучения, неправильной посадке, несоответствующие возрасту физические нагрузки, могут легко привести к нарушению осанки, связанным с чрезмерным увеличением или уменьшением выраженности изгибов позвоночника: шейном, грудном, поясничном отделах (Рис.1).

Рис. 1. Отделы позвоночника и его физиологические изгибы

Физиологические изгибы облегчают сохранение равновесия, обеспечивают высокую подвижность позвоночника, Шейный и поясничный лордозы улучшают возможность ротационных движений, боковых наклонов, наклона вперед и а меньшей степени назад. В грудном отделе сгибание относительно невелико. Оно происходит в большей степени за счет нижних грудных позвонков. Нижние грудные позвонки совместно со свободными ребрами увеличивают объем движений, приближая его в функциональном отношении к поясничному отделу. Одним из самых подвижных участков позвоночника принято считать переходный отдел от грудных позвонков к поясничным. При сильно выраженном или уплощенном грудном кифозе подвижность грудной клетки уменьшается.

Существуют различные мнения специалистов о сроках и порядке возникновения физиологических изгибов позвоночника.

Новорожденный ребенок имеет только крестцово-копчиковый кифоз, остальные физиологические изгибы отсутствуют и начинают формироваться позже.

Начало формирования физиологических изгибов позвоночника относится к периоду грудного возраста. Приблизительно к 3 месяцам жизни у ребенка формируется шейный лордоз под влиянием развивающихся мышц шеи и спины во время приподнимания головы лежа на спине и сохранения данного положения в течение определенного времени.

К 6 месяцам начинает формироваться грудной кифоз. У ребенка развивается умение переходить из положения лежа в положение сидя и самостоятельно сохранять данное положение.

К 9-12 месяцам начинает формироваться поясничный лордоз под действием мышц, обеспечивающих вертикальное положение туловища и конечностей во время стояния и ходьбы.

К 3 годам у ребенка имеются все изгибы позвоночника, характерные для взрослого человека, но они менее выражены, а точнее, сглажены. До 5-7-летнего возраста форма позвоночника не закрепляется. У 6-летнего ребенка, лежащего на спине, исчезают все изгибы позвоночника. К 7 годам прочно закрепляются шейный и грудной изгибы, а поясничный в пубертатном возрасте.

У младших школьников завершается становление физиологических изгибов, которые поддерживаются соответствующим равновесием тяги мышц, прикрепленных к позвоночнику. Наиболее стабильная осанка отмечается у детей в возрасте 10 лет.

По данным В. В. Анисимова, Г. В. Терентьева, величина физиологических изгибов позвоночника по мере роста ребенка плавно увеличивается.

У мальчиков 4-7 лет средняя величина шейного лордоза возрастает с 2,47 до 2,7 см, а поясничного лордоза - с 1,52 до 1,8 см.

У девочек того же возраста в шейном отделе показатели увеличиваются с 2,46 до 2,69 см, в поясничном отделе - с 1,56 до 1,93 см. (Таблица 1).

Таблица 1

Полученные результаты имеют значительное отклонение средних величин от сигмы, что подтверждает высокую лабильность позвоночника дошкольников.

На дошкольный период приходится так называемый первый ростовой сдвиг, когда наступают изменения строения тела: удлинение конечностей, уменьшение жировой подкожной клетчатки.

В теле человека насчитывается около 600 мышц, большинство из которых парные. Масса скелетных мышц у взрослого человека достигает 35-44% массы тела, в то время как у новорожденных и детей на долю мышц приходится 20-23% массы тела (Фонарев М.И., 1983). К восьми годам мышечная масса составляет 27% веса тела. Возрастание массы скелетной мускулатуры связано с увеличением двигательной активности .

В дошкольном периоде происходит энергичный рост мышечной ткани и значительное прогрессирующее увеличение ее силы. Тонус сгибателей все еще преобладает над тонусом разгибателей. Мышцы живота не в состоянии держать напряжение, связанное с подъемом тяжестей. Крупные мышцы туловища и конечностей хорошо развиты, однако мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, развиты слабее. Неправильная вынужденная поза во время занятий, чрезмерная нагрузка в процессе физического воспитания, способствует прогрессированию нарушений опорно-двигательного аппарата.

Формирование правильной осанки - занимает значительное место в гармонии физического развития детей. Хорошая, правильная осанка играет положительную роль в жизнедеятельности организма, так как существенно влияет на состояние, функции и развитие внутренних органов.

Осанка зависит от состояния нервно-мышечного аппарата и психики человека, от степени развития мышечного корсета, от функциональных возможностей мышц к длительному статическому напряжению, от эластических свойств межпозвоночных дисков, хрящевых и соединительно-тканных образований суставов и полусуставов позвоночника, таза и нижних конечностей.

Правильная осанка человека характеризуется:

1. прямым положением головы и позвоночника;

2. вертикальным расположением остистых отростков;

3. горизонтальным уровнем надплечий и углов лопаток;

4. равными треугольниками талии;

5. горизонтальным уровнем гребней подвздошных костей;

6. симметричным положением ягодичных складок;

7. правильными физиологическими изгибами;

8. одинаковой длиной нижних конечностей и правильным положением стоп.

Но осанка дошкольника имеет несколько отличительных особенностей:

9. голова немного наклонена вперед;

10. линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1-2 см;

11. изгибы позвоночника выражены слабо, угол наклона таза невелик и составляет и у мальчиков, и у девочек 22-25°.

Рис. 2. Правильная осанка ребенка в трех проекциях

Характерные черты нормальной осанки у детей следующие: голова немного наклонена вперед, плечевой пояс незначительно смещен вперед, не выступая за уровень грудной клетки (в профиль). Линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1-2 см., изгибы позвоночника выражены слабо, угол наклона таза невелик.

Различают три степени этих нарушений:

I степень - характеризуется небольшими изменениями осанки, которые устраняются целенаправленной концентрацией внимания ребенка;

II степень - характеризуется увеличением количества симптомов нарушения осанки, которые устраняются при разгрузке позвоночника в горизонтальном положении или при подвешивании (за подмышечные впадины руками взрослого);

III степень - характеризуется сочетанием нарушения осанки с начальными признаками сколиотической болезни.

Для детей дошкольного возраста наиболее характерны I и II степени нарушения осанки, для школьников - II и III степени.

В основе различных изменений осанки лежит нарушение правильного соотношения и выраженности физиологических изгибов позвоночника, что характеризуется образованием плоской, круглой, кругло-вогнутой и плосковогнутой спины.

При выпрямленной осанке (плоская спина) все физиологические изгибы сглажены либо отсутствуют вовсе, угол наклона таза уменьшен, грудная клетка уплощена - амортизационная способность позвоночника резко снижена. Дети с плоской спиной предрасположены к сколиозу.

Для сутуловатой осанки (круглая спина) характерен увеличенный шейный изгиб, голова наклонена вперед, плечи опущены и сведены вперед, угол наклона таза уменьшен, «крыловидные лопатки», живот выпячен, ягодицы сглажены. Развитию сутулости способствуют слабость мышц спины и повышенный тонус (напряжение) грудных мышц. Как правило, это связано с психоэмоциональным напряжением или продолжительным сидением за низким столом, что приводит к укорочению грудных мышц.

Лордотическая осанка (вогнутая спина) характеризуется откинутым назад туловищем, приподнятой головой, выпяченным и отвисшим животом.

Кифотическая осанка (кругло-вогнутая спина) плечи опущены, голова наклонена вперед, живот выпячен, грудная клетка уплощена, угол наклона таза увеличен. Этому способствует ослабление мышц живота или повышенный тонус подвздошно-поясничной мышцы, соединяющей кости таза с поясничным отделом позвоночника. Как и в случае с сутуловатой осанкой, отмечается напряжение грудных мышц.

Асимметрия плеч и боковые искривления позвоночника ведут к нарушению пропорциональности треугольников талии. Треугольник талии - это пространство, находящееся между локтевым суставом свободно свисающей руки и талией. Если величина треугольника талии не одинакова справа и слева - это свидетельствует о сколиозе или асимметрии плеч .

Искривление позвоночного столба во фронтальной плоскости, как уже говорилось, известно как сколиоз. В 95% случаев он развивается в следствие рахита, разной длины ног, неправильной позы за столом, что приводит к растяжению мышц на одной стороне и укорочению на другой. Чем раньше формируется сколиоз, тем хуже исход: он сопровождается значительными изменениями опорно-двигательного аппарата, органов грудной клетки, брюшной полости и тазовых органов.

Основным механизмом формирования неправильной осанки является нарушение баланса мышечного тонуса. В норме состояние мышечного напряжения таково, что мышцы сохраняют свою длину, обеспечивая устойчивое, равновесное положение тела. При нарушениях осанки организм затрачивает дополнительные энергетические возможности, чтобы обеспечить вертикальное положение.

Таким образом, формирование правильной осанки у дошкольников - одна из основных задач физического воспитания. Она особенно важна в начальные периоды возрастного развития, когда наиболее интенсивно идет морфо- функциональное становление организма, в том числе формирование изгибов позвоночника и других структурных основ осанки. От того, насколько качественно в это время вырабатывается рациональный навык фиксации основной позы прямостояния в единстве с гармоничным развитием мышц и укреплением костно - связочного аппарата, во многом зависит статус осанки в последующие годы (Пономарев Н.И.,1998).

Причины вызывающие различного рода дефекты осанки у детей, и условия усугубляющих их, немало :

Неблагоприятные условия окружающей среды;

Неблагоприятные генетические предпосылки (например, врождённый клиновидный позвонок с асимметрией оси роста, разница в длине нижних конечностей врождённого характера и др.);

Общепатологические факторы (например, частые детские инфекционные и простудные заболевания;

Слабость мышечных групп, обеспечивающих поддержание позы, или их дисгармоничное развитие;

Ограничение подвижности в суставах, эластичности мышц и связок;

Гиподинамия;

Дефекты физического воспитания;

Длительное пребывание в ряде бытовых и рабочих поз, при этом порочное положение тела принимает характер нового динамического стереотипа;

Несоблюдение гигиенических условий;

Неполноценное питание.

Основной причиной нарушения осанки у детей следует считать формирование навыка неправильной установки тела. Нарушение осанки развиваются чаще у ослабленных детей на фоне снижения функциональных возможностей опорно-двигательного аппарата.

Нарушениям осанки нередко способствуют:

неблагоприятные факторы окружающей среды;

несоответствующая росту детей мебель;

слишком мягкая постель;

привычка принимать неправильные позы и др.

Чаше всего изъяны осанки в принципе предотвратимы и поддаются исправлению (исключая, разумеется, необратимые дефекты генетического, патологического и травматического происхождения).

Таким образом: нестойкие нарушения осанки функционального характера относительно несложно устранить средствами физического воспитания. Для коррекции стойких аномалий осанки патологического характера необходимо вмешательство врача и специалиста по лечебной физкультуре.

1.3 Средства и методы физического воспитания формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста

Лечебная физкультура - это применение средств физической культуры с целью профилактики и лечения различных заболеваний. Главное средство лечебной физкультуры - специально подобранные, методически оформленные физические упражнения. Их дополняют физические факторы: массаж и естественные факторы природы в качестве средств закаливания, применение которых изменяет характер нейрогуморальных процессов и адаптивные реакции организма человека. Физические упражнения, применяемые в ЛФК, делятся:

на гимнастические упражнения;

спортивно-прикладные упражнения,

Особое место занимают идеомоторные упражнения: упражнения в посылке импульсов к сокращению мышц и упражнения, выполняемые мысленно.

Гимнастические упражнения представляют собой искусственные сочетания естественных для человека движений, разделенных на составные элементы, при выполнении которых достигается избирательное воздействие на определенные мышцы и физиологически связанные с ними органы. В ЛФК чаще всего применяются движения отдельных частей тела, выполняемые из определенных исходных положений, с заранее предусмотренным направлением, амплитудой, скоростью, степенью напряжения, расслабления или растягивания мышц. Различают:

Гимнастические упражнения без предметов,

С предметами (гантелями, палками, мячи, скакалками и др.),

На снарядах, парные.

1. По воздействию на организм человека различают общеразвивающие

(общеукрепляющие) и специальные упражнения.

Общеукрепляющие упражнения отличаются общим воздействием направлены на оздоровление и укрепление всего организма.

Специальные упражнения оказывают избирательное действие на определенные части опорно-двигательного аппарата или определенные органы или системы. Характер упражнения зависит от особенностей патологии и решаемой лечебной задачи. Одно и то же упражнение может быть в одном случае общеразвивающим, а в другом - специальным. Например, упражнения для мышц спины и брюшного пресса по характеру своего воздействия на человека являются общеразвивающими, но при лечении пациентов с патологией позвоночника эти упражнения решают задачу укрепления мышечного корсета и являются в этом случае специальными. Кроме того, одни и те же упражнения в зависимости от методики их применения могут обеспечивать решение разных лечебных задач. Так, движения в суставе у одного пациента может применяться для восстановления объема движений, у другого - для укрепления мышц, окружающих сустав, а у третьего - для развития мышечного чувства (точность воспроизведения заданной амплитуды движения без контроля зрения). При построении комплекса ЛФК используются и общеукрепляющие, и специальные упражнения.

2. По анатомическому признаку упражнения подразделяют по расположению и величине тренируемых мышц:

для мелких мышечных групп (мышцы кисти, стопы, лица);

для средних мышечных групп (мышцы шеи, предплечья, голени);

для крупных мышечных групп (мышцы бедра, туловища).

Это деление необходимо для определения величины нагрузки, поскольку она зависит от величины мышечной массы, участвующей в упражнении.

3. По характеру мышечного сокращения упражнения подразделяют на: динамические (изотонические) и статические (изометрические).

Динамические упражнения - это упражнения, при которых происходит изотоническое сокращение мышцы, сопровождающееся изменением её длины, что обеспечивает перемещение соответствующего сегмента тела в пространстве. Большинство гимнастических упражнений являются динамическими. По степени участия пациента динамические упражнения бывают: активные, пассивные, рефлекторные. Активные динамические упражнения могут выполняться с помощью, с самопомощью, в облегченных условиях (при уменьшении силы тяжести, силы трения), с отягощением, с сопротивлением (в начале, в середине, в конце движения).

Пассивные динамические упражнения - это движения, выполняемые без активного сокращения мышц с помощью здоровой конечности самим пациентом или инструктором, без участия пациента. Пассивные упражнения применяются для улучшения крово и лимфообращения, для сохранения и увеличения подвижности в суставах при отсутствии возможности активного движения.

Рефлекторные динамические упражнения - это безусловно-рефлекторные двигательные реакции в ответ на раздражение кожных покровов, напряжение других мышечных групп, изменения положения тела в пространстве (рефлекс ползания, разгибания позвоночника). Чаще всего эти упражнения применяются для детей первого полугодия жизни, в реабилитации пациентов с неврологической патологией.

Статические (изометрические) упражнения - это упражнения, при которых сокращение мышцы сопровождается изменением напряжения в ней при отсутствии изменений в длине. Эти упражнения улучшают кровообращение в поврежденных тканях, способствуют регенерации костной ткани, предупреждают развитие атрофии мышц при иммобилизации. Тренировка мышц в изометрическом режиме наиболее эффективна для развития мышечной силы и массы. Изометрическая тренировка мышц под гипсовой повязкой широко применяется в травматологии и ортопедии.

Идеомоторные упражнения - это упражнения в посылке импульсов к выполнению движений и мысленно выполняемые движения. Они применяются при отсутствии или значительном снижении активных движений с целью стимуляции нервно-рефлекторных процессов, улучшения проводимости по центростремительным и центробежным нервным волокнам.

4. По методической направленности различают: силовые, скоростно-силовые, развивающие гибкость, быстроту, на растягивание и расслабление мышц.

В равновесии, на координацию, корригирующие, строевые, дыхательные упражнения.

Упражнения на растягивание применяют в форме различных движений с амплитудой, несколько превышающей имеющуюся в суставе подвижность. Интенсивность действия упражнения дозируется величиной активного напряжения мышц, производящих растягивание, болевыми ощущениями пациента, силой инерции, возникающей при быстрых маховых движениях с определенной амплитудой, исходными положениями, позволяющими удлинить рычаг перемещаемого сегмента тела. Эти упражнения применяются при тугоподвижности суставов, понижении эластичности тканей.

Упражнения на расслабление предусматривают активное произвольное снижение тонуса различных групп мышц. Они могут иметь общий и местный характер. Для лучшего расслабления мышц пациенту необходимо придать положение, при котором точки прикрепления напряженных мышц максимально сближены.

Упражнения на равновесие применяются при нарушениях равновесия различного происхождения: нарушениях вестибулярного аппарата, центральной нервной системы; при нарушениях осанки; при вставании после длительного постельного режима.

Упражнения на координацию представляют собой сложные комбинации различных движений. Они предназначены для восстановления и развития координации движений отдельных сегментов тела или общей координации.

Упражнения корригирующие применяются для исправления различных

деформаций опорно-двигательного аппарата (деформаций позвоночника, грудной клетки, стоп). По своей сути это движения, выполняемые из определенного исходного положения, обусловливающего локальное воздействие. Задача этих упражнений - устранение мышечного дисбаланса путем укрепление ослабленных и растянутых мышц и расслабление, растягивание напряженных.

Упражнения с отягощением и сопротивлением повышают нагрузку мышц, способствуют более быстрому повышению их силы и эластичности, стимулирует процессы регенерации.

Постуральные упражнения (лечение положением) представляют собой методические приемы, которые обеспечивают специальную укладку туловища и конечностей в определенные корригирующие или дренажные положения с помощью различных приспособлений: специальный стол, наклонная плоскость, валики, лонгеты, фиксирующие повязки и т.д.

Дыхательные упражнения - это упражнения с произвольным изменением характера или продолжительности фаз дыхательного цикла в сочетании с движениями туловища и конечностей (динамические дыхательные упражнения) или без них (статические дыхательные упражнения).

Динамические дыхательные упражнения - это различные сочетания дыхательных движений с движениями сегментов тела, причем движения подбираются таким образом, чтобы облегчить или усилить дыхание. Например, наклон туловища вперед сочетается с выдохом, выпрямление туловища - со вдохом. Динамические дыхательные упражнения могут быть подобраны таким образом, чтобы обеспечить преимущественное участие в дыхательном акте определенного отдела легких.

Статические дыхательные упражнения - это дыхательные движения, выполняемые с изменением ритма, глубины дыхания, длительности фаз дыхательного цикла, пауз между вдохом и выдохом, преимущественным усилением экскурсий грудной клетки или диафрагмы. Разновидностью дыхательных упражнений являются упражнения с сопротивлением дыханию, с удлиненным и ступенчатым выдохом, с произнесением звуков, с откашливанием. Различают общие и специальные дыхательные упражнения.

Общие дыхательные упражнения применяются для улучшения легочной вентиляции и укрепления дыхательных мышц. Специальные дыхательные упражнения применяются для профилактики и устранения легочной патологии: аспирационной пневмоний, гиповентиляции и ателектазов легких, спаечных процессов при плевритах и т.д. К этой группе упражнений относятся и "локальные" дыхательные упражнения, которые с помощью специальной укладки больного обеспечивают преимущественную вентиляцию определенного участка легких.

Прикладные упражнения - это упражнения, представляющие собой основные естественные движения (ходьба, бег, ползание, лазание, метание), целостные бытовые движения (захват и перекладывание предметов, умывание, одевание), трудовые движения (применяются в трудотерапии).

Спортивные упражнения - это упражнения, использующие технику различных видов спортивных движений (плавание, лыжи, велосипед, коньки и т.д.).

Игры. Игры как средство лечебной физической культуры направлено на совершенствование двигательных навыков в меняющихся условиях, на улучшение функций анализаторов. Применяют: малоподвижные, подвижные и спортивные игры.

Основные средства ЛФК, используемые при нарушении осанки у детей,- это лечение положением, физические упражнения и массаж.

Лечение положением используется на занятиях лечебной гимнастикой во время пауз отдыха и при выполнении упражнений. С этой целью применяют упругий валик высотой 2-3 см (это может быть сложенное в 4-6 раз одеяло). Так:

при круглой спине валик подкладывается под лопатки при выполнении упражнений лежа на спине, во время отдыха;

при плосковогнутой спине валик подкладывается под живот при выполнении упражнений лежа на животе или под шею при выполнении упражнений лежа на спине.

Таким образом, позвоночник ребенка принимает правильное положение в течение 5-8 мин. Физические упражнения - ведущее средство устранения нарушений осанки. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) используются при всех видах нарушения осанки и вызывают улучшение кровообращения и дыхания, улучшают трофические процессы. ОРУ используются из различных исходных положений, для всех мышечных групп, регулируя общую нагрузку занятия. Они могут выполняться с предметами и без них, с использованием тренажеров. Физические упражнения подбираются в соответствии с видом нарушения осанки. Упражнения, обеспечивающие коррекцию имеющегося нарушения осанки, называются корригирующими (или специальными), их выполнение приводит к устранению дефекта. Различают симметричные и асимметричные корригирующие упражнения.

Симметричные упражнения. При выполнении данных упражнений сохраняется срединное положение линии остистых отростков. При нарушении осанки во фронтальной плоскости выполнение данных упражнений выравнивает тонус мышц правой и левой половины туловища, соответственно растягивая напряженные мышцы и напрягая ослабленные, что возвращает позвоночник в правильное положение. Это упражнения в исходном положении лежа на спине, животе без и с отягощением для мышц спины и брюшного пресса, верхних и нижних конечностей. Например:лежа на спине, руки за голову, согнуть подтянуть ноги к груди; лежа на животе, приподнять туловище и выполнять движение руками как при плавании брассом; лежа на спине, ноги согнуты и стоят на полу, руки вдоль туловища. Приподняв туловище, коснуться руками коленей.

Асимметричные упражнения способствуют выравниванию остистых отростков в срединное положение. Чаще используются при сколиозе и требуют высокого профессионализма при подборе. При нарушении осанки во фронтальной плоскости в грудном отделе изменяется исходное положение верхних и нижних конечностей, придавая телу асимметричное положение. Например: асимметричная осанка с приподнятым правым надплечьем - левая рука поднимается вверх или за голову и ребенок выполняет упражнение «велосипед» в положении лежа на спине; лежа на животе, левая рука вверх, правая вдоль туловища, приподнять туловище, прогнуться и вернуться в исходное положение; лежа на спине, левая рука за голову, правая вдоль туловища - сгибание ног в тазобедренном суставе до угла 90°.

В практической работе с детьми дошкольного возраста преобладают симметричные упражнения.

К специальным упражнениям при нарушении осанки относятся упражнения, направленные на укрепление мышц передней и задней поверхностей бедра, упражнения на растягивание мышц передней поверхности бедра и туловища (при увеличенных физиологических изгибах), растягивание мышц спины (при уменьшении физиологических изгибов).

На занятиях лечебной гимнастикой обязательно чередуются ОРУ, дыхательные упражнения, специальные упражнения, упражнения на расслабление.

Массаж в детском возрасте является эффективным методом профилактики и лечения нарушения осанки. Используются основные приемы: поглаживание, растирание, разминание, вибрация и их разновидности. Все приемы выполняются плавно и безболезненно. Для детей первого года жизни, как правило, проводится общий массаж. Для более старших детей акцент делается на мышцы спины, груди и брюшного пресса. Дети дошкольного возраста включают приемы самомассажа со вспомогательными средствами - роликовые массажеры, массажные дорожки, массажные мячи, которые используются в сочетании с физическими упражнениями. Важно, чтобы ребенок дошкольного возраста обладал не только определенной суммой знаний и умений, но и хорошим физическим и психическим здоровьем, был развит соответственно возрасту по всем показателям. Достижение положительных результатов в воспитании физически здорового ребенка может быть лишь в том случае, если предусмотрены соответствующие условия воспитания и обучения с учетом индивидуальных особенностей.

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Методы исследования

1. Анализ литературы

2. Педагогический эксперимент

3. Методика проведения занятий

4. Метод математической статистики

Анализ литературы. Наша экспериментальна работа, включала в себя исследование формирование правильной осанки средствами физической культуры.

Нами проанализирована научная и методическая литература таких авторов как С.Б. Шарманова, В.Н. Шебеко, Т.И. Осокина, О.А.Дубровский, Г.А.Степановой и др. Анализ работ вышеуказанных авторов позволил нам учесть особенности физического развития детей дошкольного возраста, определить условия, способствующие коррекции нарушения осанки. Выделить содержательную и структурную часть лечебной физической культуры.

Педагогический эксперимент. Проведены беседа и ряд консультаций с родителями и воспитателями, которые дали возможность познакомить с системой мероприятий в воспитательном процессе как в течении года так и в рамках каждого дня.

Проведен анализ медицинских карт детей и беседа о влиянии физических упражнений на детский организм.

В ходе эксперимента были использованы следующие методы исследования:

1. Рост тела стоя измерялся по общепринятой методике измерений человека в сантиметрах.

2. Масса тела измерялась на медицинских весах, и результат записывался в граммах.

3. Окружность грудной клетки измерялось сантиметровой лентой.

4. Расстояние от правого угла лопатки до позвоночного столба и от позвоночного столба до левого угла лопатки.

5. Ромб Машкова. Измерялся четырьмя точками (седьмой шейный позвонок, углы лопаток, остистый отросток пятого поясничного позвонка).

6. Измерение глубины шейного и поясничного изгибов позвоночника.

7. Задержка дыхания на вдохе - проба Штанге. Ребенок по сигналу делал вдох, зажимал кистью рот и нос. Для определения времени задержки дыхания с интервалом в 3-5 секунд вслух произносилось время.

Методика проведения занятий. 1. Поднимание туловища из положения лежа на спине. Ребенок принимал исходное положение лежа на спине, руки за голову, ноги слегка согнуты в коленях, ступни закреплены. Фиксируется количество выполненных сгибаний туловища до касания локтями коленей в одной попытке за 30 секунд.

2. Поднимание ног из положения, лежа на спине. Ребенок принимал исходное положение, лежа на спине, руками держится за нижнюю рейку гимнастической лестницы. По сигналу испытуемый поднимает ноги до угла 90є, стараясь не сгибать в коленях и опускает. Фиксируется количество подниманий и опусканий прямых ног в одной попытке за 30 минут.

3. Гибкость позвоночника. Испытуемый садится перед тренажером и упирается в него ступнями. По команде ребенок наклоняется вперед тир раза стараясь максимально дотянутся до дальней точке разметки. Измеряется расстояние от начала разметки до кончиков пальцев и засчитывается как плюс. Если ребенок не дотянулся до начало разметки, то полученный результат фиксируется со знаком минус.

Метод математической статистики. Полученные экспериментальные данные были обработаны методами математической статистики.

Вначале вычисляли среднюю арифметическую величину М по следующей формуле:

где? - символ суммы, Мi - значение отдельного измерения (варианта), n - общее число измерений. Далее определяли величину у - среднее квадратичное отклонение по формуле:

осанка дошкольник физический культура

где М i max - наибольший показатель; M i min - наименьший показатель; К - табличный коэффициент.

Чтобы определить достоверное различие находили параметрический критерий t - Стьюдента по формуле:

Полученное значение t оценивалось по таблице t - распределение Стьюдента для оценки статической доверенности различий в группах.

2.2 Организация исследования

Исследования проводились в три этапа. На первом этапе теоретически изучалась проблема коррекции правильной осанки у детей дошкольного возраста средствами физической культуры, определялись основные понятия, намечена модель эксперимента и проведен констатирующий эксперимент. В ходе констатирующего эксперимента проведено тестирование физических качеств детей дошкольного возраста, определено состояние здоровья, результаты которого позволили достоверно сформировать контрольные и экспериментальные группы исследования. Также проведены беседы и ряд консультаций с родителями и воспитателями, которые дали возможность познакомить с системой мероприятий в воспитательном процессе как в течении года так и в рамках каждого дня (сентябрь-ноябрь 2015г.).

На втором этапе проведен формирующий эксперимент (ноябрь-декабрь 2015г.).

На третьем этапе проводился контрольный эксперимент в ходе, которого проведено повторное тестирование физической подготовленности и медицинских показателей детей, принимавших участие в исследовании, осуществлялся анализ и обобщение результатов исследования (февраль-март 2016г.).

Исследования проводились на базе ДЮСШ №12 "Венец". Исследовательская работа велась с группой детей 6 лет с функциональными нарушениями ОДА. В эксперименте участвовало 30 детей. Были сформированы две группы контрольная и экспериментальная по 15 человек, из числа детей посещающих детский сад.

Уровень физической подготовленности и нарушение осанки детей в обеих группах на начало исследования находился на одинаковом уровне.

На каждую группу заведен протокол с данными: Ф.И.О. ребенка, диагноз, антропометрические показатели и данные обследования ребенка, подвижность позвоночника и силовая выносливость.

Обследование детей проводилось в начале и конце эксперимента. Результаты исследования фиксировались в протоколе. Разработана оценка эффективности мероприятий для отслеживания динамики опорно-двигательной системы ребенка, физического развития и физической подготовленности. Контрольная группа занималась физической культурой три раза в неделю. Экспериментальная в отличие от контрольной дополнительно занималась корригирующей гимнастикой три раза в неделю.

Для детей экспериментальной группы составлен перспективный план работы и комплексы специально подобранных упражнений. Занятия строились на принципах доступности, систематичности, постоянного усложнения упражнений, интереса детей к занятиям.

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждения

3.1 Анализ результатов исследования

На основе анализа протоколов исследования и сравнительного анализа результатов контрольной и экспериментальной группы, можно сделать вывод что, средний рост детей в экспериментальной группе составлял 113 сантиметров, а в контрольной 115 сантиметров. На 2 сантиметра дети контрольной группы превышали средний рост детей экспериментальной группы. За период исследования рост детей в экспериментальной группе увеличился в среднем на 9 сантиметров, а в контрольной группе на 4 сантиметра (рис 4).

Рис.4. Динамика ростового показателя детей в период исследования

Масса тела в среднем своем показателе в экспериментальной группе составил 17 килограмм и 16 в контрольной группе на начало исследования. Следует отметить тот факт, что к окончанию эксперимента повышение массы тела в контрольной группе в среднем составил 8 килограмм, а в экспериментальной 5 килограмм (рис 5).

Рис. 5. Динамика показателей массы тела детей в период исследования.

Окружность грудной клетки при вдохе, выдохе и паузе на начальной стадии эксперимента в одной и другой группах в среднем находилось на одном уровне.

По окончанию эксперимента окружность грудной клетки в экспериментальной группе в среднем превысил при вдохе на 3 сантиметра, при выдохе на 2 сантиметра и паузе на 2 сантиметра (рис 6).

Рис. 6. Динамика окружности грудной клетки детей в период исследования

Динамика показателей задержки дыхания на вдохе - проба Штанге позволяет судить о значительном повышении результата в экспериментальной группе. Задержка дыхания экспериментальной группы превышает в среднем результаты контрольной на 8 секунд (рис.7).

Рис.7. Динамика показателей задержки дыхания на вдохе - проба Штанге.

Сравнительные показатели глубины шейного и поясничного изгиба позвоночника свидетельствуют о значительном изменении величины физиологических изгибов. В экспериментальной группе изменения произошли в шейном на 1,16 сантиметра в контрольной на 0,9 сантиметра. В поясничном отделе в экспериментальной на 1,03 сантиметра, в контрольной на 0,82сантиметра (таблица 3).

Таблица 3 Сравнительные результаты глубины шейного и поясничного изгиба позвоночника

Представленные в таблице 4 измерения по результатам ромба Машкова до и после эксперимента позволяет увидеть значительное улучшение при разных отклонениях в нарушении осанки, в экспериментальной группе.

Анализируя данные тестирования физических качеств, приведенные в таблице 5 можно отметить тот факт что, в конце эксперимента статистическая обработка показала, что у испытуемых всех групп в тестовых показателях произошли сдвиги. Однако, следует отметить что, в экспериментальной группе этот сдвиг более выражен и достоверно выше, чем в контрольной группе. В экспериментальной группе результаты тестирования превышают результаты контрольной группы в количестве поднимании ног на 5, в поднимании туловища на 3, количество приседаний за 30 секунд на 4, увеличение гибкости на 4 сантиметра.

Значительно уменьшилось стандартное отклонение результатов в экспериментальной группе.

Таблица 4 Средние результаты измерения ромба Машкова

Таблица 5 Динамика показателей в двигательных тестах

До эксперимента

После эксперимента

Поднимание ног

Поднимание туловища

Приседание

Гибкость

Э - экспериментальная группа К - контрольная группа

Расчет достоверности различий и проверка правильности выдвинутой гипотезы, определяется по t-критерию Стьюдента.

В нашем случае табличное значение (t 0,05) = 2,05 сравнивая его с нашими значениями, то можно отметить что, оно больше граничного значения.

Следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными, а значит, достаточно оснований для того, чтобы говорить о том, что одна методика формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста средствами физической культуры оказалась эффективной.

3.2 Обсуждение результатов исследования

В процессе проведения организованных занятий по лечебной гимнастикой в условиях дошкольного учреждения позволили определить коррекцию нарушения осанки у детей дошкольного возраста и сделать анализ результатов в начале и конце эксперимента.

...

Подобные документы

    Формирование правильной осанки детей в процессе специальной тренировки опорно-двигательного аппарата. Основные требования к правильной осанке, упражнения по формированию правильной осанки, правила выполнения и способы контроля правильной осанки.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2013

    Распространение деформаций опорно-двигательного аппарата среди младших школьников. Самоконтроль соблюдения двигательного режима, гимнастические упражнения, направленные на исправление осанки и формирование мышечного корсета туловища в условиях урока.

    презентация , добавлен 30.01.2015

    Понятие и типы осанки. Факторы, влияющие на ее формирование. Определение степени искривления позвоночника. Профилактика и лечение ее нарушений. Разработка рекомендаций по оздоровлению детей и формированию правильной осанки в условиях школьного обучения.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2015

    Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста. Требования к нагрузкам. Режимы дня для детей дошкольного возраста. Питание детей дошкольного возраста. Закаливание детей дошкольного возраста. Гигиена одежды и обуви детей.

    контрольная работа , добавлен 01.03.2007

    Изучение формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия в процессе обучения детей коррегирующим упражнениям. Обзор классификации общеразвивающих упражнений. Проведение занятий лечебной физической культуры в условиях дошкольных учреждений.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2015

    Осанка как привычная поза в покое и при движении, ее виды. Понятие правильной осанки и причины ее нарушения. Дефекты осанки и заболевания позвоночника. Классификация патологий нарушения осанки. Признаки нормальной осанки, упражнения для ее контроля.

    реферат , добавлен 20.12.2011

    Общая характеристика особенностей развития двигательных качеств дошкольников. Особенности строения ОДА дошкольников. Методика развития двигательных способностей у дошкольников при плоскостопии. Физическое воспитание детей и подростков с дефектами осанки.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Характеристики и причины возникновения нарушений осанки. Особенности физического развития и физической подготовленности детей с нарушениями осанки. Принципы и основные современные методики коррекции сколиоза. Педагогический эксперимент, его результаты.

    дипломная работа , добавлен 28.06.2012

    Проблемы обучения детей старшего дошкольного возраста прыжкам через скакалку. Особенности развития опорно-двигательного аппарата, центральной нервной, сердечнососудистой и дыхательной системы у старших дошкольников. Анализ техники прыжков через скакалку.

    дипломная работа , добавлен 14.12.2010

    Осанка как физиологическое положение позвоночника. Осанка и здоровье школьника. Отклонения в структуре осанки. Факторы, влияющие на формирование осанки. Организация двигательного режима для детей с нарушением осанки на уроке физической культуры.



  • Разделы сайта