Разрушитель мифов. Почему владение мячом все ещё важно в футболе. Статистика владения мячом в футболе. Повышает ли высокий процент владения мячом шансы на победу

Техника владения мячом включает следующие приемы техники: ловлю, передачи, ведение и броски мяча в кольцо.

Ловля мяча. Ловля - прием , с помощью которого игрок может уверенно овладеть мячом и предпринять с ним дальнейшие атакующие действия. Ловля мяча является и исходным положением для последующих передач, ведения или бросков. Поэтому структура движений должна обеспечивать четкое и удобное выполнение последующих приемов. Еще не поймав мяч, игрок должен смотреть туда, куда и кому его потом отдавать. Это возможно благодаря периферическому зрению, так как центральное зрение должно быть направлено на мяч. Баскетболисту следует взять за правило не ожидать мяча, стоя на месте, а обязательно выходить ему навстречу. Выбор определенного способа ловли мяча и его разновидности зависят от положения игрока по отношению к летящему мячу, динамики передвижения игрока, высоты и скорости полета мяча.

При ловле мяча в движении с намерением тут же выполнить передачу или бросок в корзину применяют так называемую двухшажную технику. Если игрок хочет сразу после ловли на бегу сделать передачу или бросок (предположим, правой рукой), то он должен поймать мяч, слегка напрыгивая на него, в тот момент, когда уже выполнен толчок левой ногой, а правая вынесена вперед. Затем следует толчок правой ногой (первый шаг), толчок левой ногой (второй шаг) и передача или бросок мяча рукой в прыжке. Если же игрок сразу же после ловли в движении собирается выполнить остановку двумя шагами так, чтобы осевой осталась левая нога, он должен стараться поймать мяч в тот момент, когда уже выполнен толчок правой ногой, а левая вынесена вперед. Затем следует первый тормозящий шаг левой ногой, второй стопорящий шаг правой и остановка, дающая возможность выполнять повороты на левой, осевой ноге.

Ловля мяча двумя руками. Наиболее простым и в то же время надежным способом считается ловля мяча двумя руками.

Подготовительная фаза: если мяч приближается к игроку на уровне труди или головы, следует вытянуть руки навстречу мячу, напряженными пальцами и кистями, образуя как бы воронку, размером несколько большую, чем обхват мяча.

Основная фаза: в момент соприкосновения с мячом нужно обхватить его пальцами (не ладонями). Сближая кисти, руки согнуть в локтевых суставах, подтягивая к груди. Сгибание рук является амортизационным движением, гасящим силу удара летящего мяча.

Завершающая фаза: после приема мяча туловище вновь подают слегка вперед; мяч, укрываемый от соперника разведенными локтями, выносят в положение готовности к последующим действиям. Если мяч летит несколько ниже уровня груди, то игрок приседает глубже, чем обычно, снижая тем самым высоту плеч до уровня полета мяча.

Для того чтобы поймать мяч, летящий высоко над головой , нужно выпрыгнуть и руки с разведенными кистями резко вынести вверх (расстояние между большими пальцами не должно превышать нескольких сантиметров, остальные пальцы свободно разведены). В момент, когда мяч коснется пальцев, кисти сближают, поворачивают внутрь и крепко обхватывают ими мяч, а руки, сгибая в локтевых суставах, опускают и притягивают мяч к туловищу.

При ловле низко летящего мяча руки опускают, кисти и пальцы образуют как бы раскрытую чашу (расстояние между мизинцами обеих рук не должно превышать несколько сантиметров).

При борьбе за мяч, опускающийся на площадку, не следует ждать, пока он отскочит на удобную для ловли высоту. Нужно двигаться навстречу, ловить его в начальный момент отскока. Игрок делает выпад к мячу, быстро наклоняет туловище вперед, руки опускает вперед вниз, кисти подводит к мячу с внешних сторон, но не сверху. Захватив мяч, он сразу же выпрямляется и подтягивает его к себе.

Ловля мяча одной рукой . Когда обстановка не позволяет дотянуться до летящего мяча и поймать его двумя руками, следует ловить его одной рукой.

Подготовительная фаза: игрок вытягивает руку таким образом, чтобы пересечь траекторию полета мяча (кисть и пальцы не напряжены).

Основная фаза: как только мяч коснется пальцев, руку нужно отвести назад-вниз, как бы продолжая этим движением полет мяча (амортизационное движение). Этому движению помогает небольшой поворот туловища в сторону ловящей руки.

Завершающая фаза: мяч нужно поддержать одной рукой, затем крепко обхватить двумя руками так, чтобы быть готовым немедленно действовать дальше.

Высоко летящий мяч ловят одной рукой в прыжке с небольшим прогибанием туловища, быстрым снижением мяча, поддержкой другой рукой и подтягиванием к туловищу. Поймав мяч, игрок немедленно принимает положение равновесия, раздвинутыми локтями предохраняя от попыток соперника выбить мяч из рук.

Список использованной литературы:

  1. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков; Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 520 с.

Сегодня во всем мире восхищаются футболом, который показывают сборная Испании, «Барселона» и другие испанские клубы. Их тактика основана на длительном контроле мяча.

Своим мнением о том, на какие аспекты в подготовке юных футболистов следует обращать внимание, чтобы добиться подобных результатов, делится бывший тренер мадридского «Реала» Хесус Гутиеррес . Мы приводим выдержки из его книги «Владение мячом. Играйте в испанский футбол».

ВЛАДЕНИЕ МЯЧОМ ОПРЕДЕЛЯЕТ 90% УСПЕХА

ЗАЧЕМ ОТРАБАТЫВАТЬ ВЛАДЕНИЕ МЯЧОМ НА ТРЕНИРОВКАХ

Главная причина отработки владения мячом на тренировки - это максимальная приближенность данного аспекта к реальным игровым ситуациям. В этих ситуациях футболисты в условиях давления со стороны соперника должны видеть проблему, анализировать ее, находить решение и исполнять его. Разве это не то, что случается в каждом матче? Хотя, возможно, есть веские аргументы, чтобы оттачивать на тренировках технику с помощью «хореографических» упражнений.

Этот метод используют многие футбольные клубы Испании при подготовке юных футболистов, потому что это именно то, с чем им придется столкнуться во время официальных игр. И лучше играть на большом участке поля с большим количеством игроков, чем проводить небольшие двухсторонки, потому что это, опять же, повторяет реальные игровые моменты. Смысл заключается в том, что в игре принимают участие 22 футболиста. И чем более число игроков на тренировке приближено к этому числу, тем более реальная игровая ситуация будет создана.

В большинстве игр, не зависимо от играющих команд, владение мячом довольно часто переходит от одной команды к другой. Команда, теряющая мяч, также теряет инициативу. Поэтому, для восстановления контроля над игрой, она должна как можно быстрее вернуть себе владение мячом. Эти игровые моменты имеют решающее значение в развитии у игроков футбольных навыков. Чем больше игроков принимают участие в тренировке, тем быстрее они должны принимать решения и применять свои технические навыки. Не это ли происходит во время матчей?

РЕШЕНИЯ, РЕШЕНИЯ, РЕШЕНИЯ

Действительно, футболисты, участвующие в игре с большим числом игроков, должны быть способны принимать мгновенные решения. Способность выбрать правильный вариант решения в конкретной ситуации является решающей в подготовке футболистов. Те, кто сначала принимают мяч, а только потом начинают решать, что с ним делать, вряд ли добьются успеха. Напротив, те, кто знают, что они будут делать с мячом, когда он даже не начал приближаться к ним, и обладают необходимыми техническими навыками, смогут играть в футбол на высоком уровне. Это один из аспектов, который присущ великим футболистам. Тем, кто может предугадывать действия соперника, видеть расположение игроков своей команды, качественно и точно исполнять технические приемы. Следовательно, юные футболисты должны научиться думать до того, как они получат мяч, и для этого их нужно постоянно погружать в подобные ситуации.

ВСЕ МЫ УЧИМСЯ

Одним из главных аспектов подготовки юных футболистов является то, что они должны взять на себя ответственность за свое обучение. Как пишет Хорст Уэйн :«В современных эффективных футбольных тренировках на смену тренеру/инструктору приходит наставник/учитель, который позволяет футболистам самим строить свой обучение» . Тренерам не стоит диктовать футболистам каждое действие. Вместо этого позвольте им экспериментировать и самим находить решения. Эта методика принесет свои плоды в конце длительного этапа подготовки футболистов, даже если в начале пути они будут совершать много ошибок. И эффективному ее использованию сегодня должны научиться многие футбольные тренеры. Наставник/учитель должен тонко чувствовать уровень сложности и при необходимости вносить изменения в процесс обучения, предоставляя игрокам достаточно времени для ознакомления со всеми ситуациями.

ЗАЩИТА И НАПАДЕНИЕ ИДУТ РУКА ОБ РУКУ

Многолетний директор Футбольной академии «Реала» Альберто Гиральдес заявляет: «Для тренеров, строящих атакующую игру на основе владения мячом, выжно понимать, что команда наиболее уязвима в момент потери мяча. Таким образом, потеря контроля мяча должна побуждать к немедленным действиям для его возврата» . Следовательно, футбольные тренировки должны включать ситуации, которые не только позволяют игрокам получать удовольствие от владения мячом, но и заставлять их принимать усилия для возврата мяча при его потери. Футбольные тренировки подобные предлагаемой, позволяют одновременно отрабатывать как атакующие, так и защитные действия.

Говоря о Футбольной академии «Реала» Гиральдес отмечает: «Мы не настраиваем наших игроков действовать инстинктивно, в силовой манере и энергично... То что мы хотим - это чтобы игроки думали» .

СОХРАНЯЙТЕ НЕПРИНУЖДЕННУЮ ОБСТАНОВКУ

Большинство детей начинают играть в футбол чтобы развлечься. Некоторые из «продвинутых» тренеров/инструкторов ощущают в себе настолько непреодолимое желание передать свои знания игрокам, что постоянно прерывают упражнения и тренировки, чтобы донести до футболистов то, что они знают. Им не дано понять, что учиться можно в игре. Как часто вы были свидетелями ситуаций, когда футболисты стоят в очереди, чтобы по указке тренера выполнить упражнение, которое в игре им абсолютно не пригодится. В Испании на протяжении многих лет акцент в подготовке футболистов делался на самообучение, самомотивацию и напряженную работу на тренировках, при этом сохраняя непринужденную обстановку. Дивиденды от такого подхода мы сейчас получаем сполна. Игры с большим числом участников позволяют реализовать все эти аспекты подготовки футболистов.

СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Большинство тренеров согласны с утверждением, что победа в игре - не самое главное в процессе подготовки юных футболистов. Обычно в юном возрасте хорошо научиться играть в футбол более ценно, чем завоевать 3 очка за победу. Таким образом, нужно всегда фокусироваться на хорошей игре и занятиях по освоению тактики футбола неделя за неделей.

Ниже приводится пример возможной организации игры для отработки владения мячом.

ИГРА НА ПОЛЕ С 3 ЗОНАМИ

ЦЕЛЬ: Улучшить командное владение мячом, использование всей ширины и глубины поля и организацию развития атаки

Площадка размером не менее половины поля разделенная на 3 равные зоны.

Играют 2 команды по 9 игроков в каждой.

Каждая команда атакует один край поля и защищает другой.

Команда завоевывает очко, если ей удастся без потерь доставить мяч от своей лицевой линии до лицевой линии соперника, сделав как минимум одну передачу в каждой зоне.

Каждый раз, когда команда перехватывает мяч, она должна переправить его к своей лицевой линии и оттуда начать атаку.

Правило офсайда действует только при первом пасе в зону атаки.

ВАРИАНТЫ:

Игра 8х8 с 2 нейтральными игроками.

Ограничить число касаний мяча в различных зонах.

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ:

Использовать всю ширину и глубину поля.

Мяч должен перемещаться быстро, передачи должны быть точными.

По мере движения мяча вперед вся команда перемещается так же вперед через зоны.

Владение мячом стало одним из наиболее спорных видов футбольной статистики, регулярно упоминаемой при анализе футбольного матча. Принято считать, что высокий процент владения мячом является положительным моментом, однако в какой степени игроки на ставках должны учитывать этот параметр при расчете шансов команды на победу в матче? «Рейтинг Букмекеров» русифицирует аналитический материал блога букмекерской компании Pinnacle Sports на эту тему.

Больший процент владения мячом — выше шансы на победу?

Владение мячом в фактах

Успех команд, игра которых базируется на повышенном владении мячом, таких как «Барселона» на клубном уровне или Испания на международном, в сочетании с эстетически приятным футболом, показываемым этими командами, привел к тому, что высокий процент владения мячом стал доминирующим показателем, к которому стремятся многие команды.

Кроме того, часто упоминаемая фраза тренера «Ливерпуля» Брендана Роджерса о том, что «команда, которая обращается с мячом лучше соперника, имеет 79% шанс на победу», также согласуется с основанным на владении мячом подходом.

Тем не менее, если мы взвешенно оценим результаты последних турниров, где успеха добивались команды, играющие в короткий пас, мы увидим, что основанный на владении мячом подход гораздо более сложная вещь, чем подразумевают его сторонники.

Действующие чемпионы мира испанцы вылетели с ЧМ-2014 еще на групповом этапе, проиграв Голландии и Чили, имея при этом более 60% владения мячом. Кроме того, их успех на ЧЕ-2012 во многом основан на победе лишь в серии пенальти над португальцами, которые имели минимальный процент владения мячом на протяжении всего турнира.

«Барселона» покорила Европу в 2008/2009 и 2010/2011, владея мячом в среднем 60% игрового времени и более на протяжении турнира, с количеством передач в среднем около 700 за игру. Но были и триумфы «Интера» в 2009/2010 со средним показателем владения 45% за игру (едва ли не 33% в финале) и средним количеством передач в 400 за игру, и победа «Челси» в 2011/2012 со средним владением мячом 47%.

Многочисленные противостояние на самом высоком уровне позволяют засомневаться в доминирующей роли владения мячом. Во-первых, это победа «Челси» над «Барселоной» в сезоне 2011/2012 с 20% владения мячом, во-вторых, наказание Пепу Гвардиоле от «Реала» с совокупным счетом 5:0 в полуфинале этого года, с показателем владения мячом менее 30%. Эти примеры — лишь вишенка на торте, а не большая выборка, однако они позволяют нам возразить высказыванию Роджерса о том, что все команды должны стремиться к захвату инициативы во владении мячом, что обеспечит им конечный успех.

Владение мячом как совокупность других ключевых статистических показателей

Главный недостаток сырого показателя владения мячом в том, что это вторичный показатель, основанный на многих других первичных показателях, более значимых для конечного успеха команды.

Команды завладевают мячом, совершая отборы и перехваты, они владеют мячом за счет хорошей перепасовки, они используют превосходство во владении для создания большого количества голевых моментов. Команды забивают голы, реализуя эти моменты, и одерживают победы, забивая больше мячей, чем позволили забить сопернику.

Таким образом, у нас получается цепочка с результатом игры на одном конце и с владением мячом на другом конце, но между ними находится статистика, основанная на способностях команд и голевых показателях, которая является более важной для конечного исхода матча. Владение мячом само по себе не является значимым показателем того, насколько хороша команда. Более важно то, насколько хорошо команда способна распорядиться владением мячом.

Подчеркивая недостатки владения мячом

«Суонси Сити» в своих ранних сезонах в Премьер-лиге является ярким примером путаницы, которую может вызвать простой показатель владения мячом. Валлийскую команду безосновательно сравнивали с «Барселоной», в первую очередь, из-за их схожего с каталонцами процента владения мячом.

Тем не менее в то время как «Барселона» владела мячом «высоко», преимущественно на трети поля соперника, и быстро и сложно комбинировала, создавая голевые моменты для игроков мирового класса, «Суонси» владел мячом консервативно, преимущественно глубоко на своей половине поля, часто играя назад в штрафную площадь, как часть оборонительной тактики, сосредоточенной вокруг владения мячом, чтобы не дать сопернику возможности забить.

В сезоне 2011/2012 «Суонси» занимал третье место в АПЛ по владению мячом и создал 472 голевых момента, «Барселона» лидировала по владению в Ла Лиге, создав 626 возможностей для гола. Четыре команды, которые расположились вокруг «Суонси» в статистике владения мячом, создали в среднем 681 момент, почти на 50% больше, чем валлийцы. «Суонси» закончил сезон на посредственном 11-м месте в турнирной таблице.

Подход Моуринью к владению мячом

Более именитые команды, особенно это относится к коллективам, которыми руководит тренер Жозе Моуринью, также готовы жертвовать мячом ради солидной игры в обороне и возможности забивать на контр-атаках и со стандартных положений, особенно в играх с более оснащенными в техническом плане командами.

Порой матчи выигрываются за счет ошибки соперника. Ошибки, с точки зрения Моуринью, чаще делают владеющие мячом команды, и поэтому он счастлив предоставить сопернику мяч и возможность преподнести его команде подарок, но в тоже время старается постоянно держать ситуацию под контролем.

«Челси» Моуринью продемонстрировал этот тактический аспект владения, когда в 2014-м его команда считалась андердогом на «Энфилде», владела мячом всего 27%, однако одержала верх над «Ливерпулем» (2:0), с голами, забитыми после ошибки Джеррарда и быстрой контратаки.

Хотя он не прочь владеть мячом и диктовать ход игры в матчах против слабых команд, Моуринью всегда готов адаптироваться, когда сталкивается с сильным соперником. Статистика владения мячом в матче «Ливерпуль» — «Челси» была определена еще до первого удара по мячу, и игроки на ставках должны были ожидать то, что в итоге увидели.

Прагматичный подход Пьюлиса

Игра без мяча часто может приводить к непривлекательному футболу и негативной реакции в СМИ, однако команды в большинстве случаев сыграют так снова, чтобы иметь лучшие шансы на благоприятный результат.

«Сток Сити» Тони Пьюлиса технически уступает многим соперникам по Премьер-лиге, поэтому он использует откровенно оборонительную тактику, как дома, так и на выезде, в сочетании с длинными передачами на половину поля противника, следующими после плотного прессинга. Таков их подход, максимизирующий шансы набрать очки. Практически каждая из их 56 побед при Пьюлисе была добыта в условиях владения мячом менее 50% времени матча.

Владение само по себе представляет небольшой интерес, реальная ценность заключается в том, какие важные события происходят в процессе владения либо в отсутствие владения мячом. Как много моментов создала команда и как много позволила создать сопернику, и самое важное — какого качества и опасности были эти ситуации. Так как эти показатели легко вычислить, и они хорошо соотносятся с количеством голов и с конечным результатом, необходимость следить за статистикой владения мячом сходит на нет. Следует избегать выводов, основанных только на владении мячом.

Истинные показатели способностей команды

Истинный признак способностей команды, это то, насколько эффективно она создает моменты из владения мячом и как хорошо может противостоять сопернику, когда он владеет мячом. Команда может владеть мячом больше и даже создать большее количество голевых моментов, но эти возможности будут хуже, из-за плохой позиции для удара и мощного прессинга со стороны обороны.

В моментах с голом «Челси» после контратаки на «Энфилде», и с голом Роналду перед перерывом в выездном матче с «Баварией» вратари были легко обыграны. Эти голы возникли после хорошо организованных контратак, и не были похожими на остальные созданные моменты, но если мы взглянем на позиции ударов, становится ясно, что после контратак с этих позиций забивают гораздо чаще, чем после позиционных открытых атак, которым противостоит подготовленная оборона.

Поэтому куда разумнее делать выводы из основной статистики, такой как удары, в правильном контексте, а предполагать, что владеющая мячом команда автоматически играет превосходно, и любое её поражение происходить вследствие одного лишь невезения.

Команды, мало владеющие мячом, часто имеют альтернативные возможности для гола. К примеру, в Ла Лиге, на родине владения мячом, мало владеющие мячом команды забивают куда больше голов после стандартных положений и контратак, нежели команды, копирующие модель «Барселоны».

Чемпионы прошлого сезона, «Атлетико» из Мадрида, забили треть своих голов со стандартов и контратак, довольствуясь всего лишь 49% владения. Этот показатель снизился до 45% в Лиге чемпионов, где «Атлетико» уже половину своих голов забил после контратак и стандартных положений. В финале им не хватило лишь трех минут до победы над своими мадридскими соседями, «Реалом».

Цифры владения мячом мало что говорят нам об эффективности команды, и хотя, конечно, помногу владеющие мячом команды могут быть очень сильными, они создают подобное обманчивое впечатление о всех командах, проповедующих такой подход. Владение мячом всего лишь позволяет понять, какую тактику команда вероятно выберет на матч.

Игра требует совместных усилий всех членов команды. Лучшим путем усиления игры команды является совершенствование технических навыков игры каждого игрока в отдельности. В добавление к тому, чтобы научиться открываться, правильно работать ногами, ставить заслоны, изучить индивидуальные игровые приемы и разные варианты командных комбинаций, действуя без мяча, каждый игрок должен научиться и многим приемам обращения с мячом, таким, как разные виды передач и бросков, контролируемое и скоростное ведение, укрывание мяча при быстрых остановках и поворотах, добивание мяча в корзину при отскоке, откидки при разыгрывании спорных мячей и разные виды ловли мяча.

Ловля мяча – прием, с помощью которого игрок может овладеть мячом и предпринять с ним дальнейшие атакующие действия. Следует сделать к мячу небольшой шаг, вытянуть прямые и ненапряженные руки с широко расставленными пальцами «воронкой», и направленными друг к другу большими пальцами (чтобы избежать его проскальзывания сквозь руки и попадания в лицо). При соприкосновении с мячом руки сгибаются, амортизируя его движение и гася скорость полета, и подтягивают мяч к груди по траектории: к коленям → к животу → к груди.

Ловля мяча является исходным положением для последующих передач, ведения или бросков. Поэтому структура движений при ловле должна обеспечивать четкое и удобное выполнение последующих приемов. Еще не поймав мяч, игрок должен смотреть туда, куда и кому его потом отдавать. Это возможно благодаря периферическому зрению, так как центральное зрение должно быть направлено на мяч. Баскетболисту следует не ожидать мяча, стоя на месте, а обязательно выходить ему навстречу. Выбор способа ловли мяча (двумя или одной рукой) и его разновидности зависят от положения игрока по отношению к летящему мячу, динамики передвижения игрока, высоты и скорости полета мяча.

Высоко летящий мяч ловят одной рукой в прыжке с небольшим прогибом туловища. Быстро снижая мяч и поддерживая его другой рукой, подтягивают к груди. Затем игрок принимает стойку с широко разведенными в стороны локтями, предохраняясь от попыток соперника выбить из рук мяч.

Типичные ошибки при ловле мяча:

Ловящий не следит за летящим к нему мячом, не ожидает его и не готов к ловле, поскольку не контролирует игровую ситуацию;

Ловящий пытается сделать бросок, передачу, ведение или поворот еще до того, как полностью овладеет мячом;

У ловящего слабые кисти и пальцы или он неправильно рассчитал силу передачи;

Передающий сделал плохую передачу – слишком жесткую или слишком легкую, придал мячу излишнее вращение, передал слишком высоко или слишком низко, ввел ловящего в заблуждение;

Ловящий потерял равновесие или не держит руки наготове. Правильная работа рук при ловле предполагает:

а) разведенные и расслабленные пальцы;

б) вытягивание рук к мячу и сгибание их в момент контакта с мячом;

в) блокирование мяча одной рукой и подхватывание его другой с формированием кистями воронки;

г) при ловле мяча на высоте груди или выше пальцы блокирующей руки направлены вверх, а при ловле низколетящего мяча – вниз. Ладонь в обоих случаях раскрыта в направлении мяча;

д) при ловле мяча, летящего на высоте груди, пальцы подхватывающей руки направлены вперед, ладонью вверх, а при ловле низколетящего мяча пальцы подхватывающей руки направлены вниз;

е) при ловле мяча, отскакивающего от пола, блокирующая рука сверху останавливает поднимающийся мяч, а вторая рука подхватывает его снизу, пальцы блокирующей руки направлены вперед, а ладонь – вниз, пальцы подхватывающей руки направлены вперед, а ладонь – вверх.

Передача мяча – прием, с помощью которого игрок направляет мяч партнеру для продолжения атаки. Это один из важнейших и наиболее технически сложных элементов баскетбола. Умение правильно и точно передать мяч – основа четкого, целенаправленного взаимодействия баскетболистов в игре.

Игрок с мячом должен постоянно искать возможность сделать передачу партнеру в более выгодную позицию. Передача должна быть решительной и без излишнего вращения мяча, поскольку медленные или навесные передачи легко перехватываются, а чересчур жесткие или с излишним вращением вызывают ошибки при ловле.

Быстрота и точность выполнения всех способов передач в значительной мере зависят от энергичной работы кистей и пальцев в основной фазе приема, а в дальнейшем и при передаче мяча. Введение противника в заблуждение и точный расчет так же являются важными аспектами передач: партнера, принимающего мяч, надо видеть, но не смотреть прямо на него, поскольку направление предполагаемой передачи может быть перекрыто соперником и впоследствии мяч перехвачен. А потенциальный получатель мяча должен обмануть своего защитника и открыться для приема передачи в нужном месте и вовремя. При передаче важно сохранять положение равновесия иначе трудно избежать «пробежки».

Игрок, передающий мяч отвечает за точность, своевременность, быстроту передачи, ее неожиданность для соперников и за удобство обработки мяча – за то, чтобы мяч дошел до партнера. В 95% случаев перехватов и потерь мяча виноват пасующий.



При выполнении передачи мяча необходимы полный обзор площадки и осмысление игровой ситуации. Периферическое зрение, быстрота движения рук, точный расчет и тактическое мышление – вот те качества, которые характеризуют баскетболистов, умеющих безошибочно передавать мяч. Многие мастера игры стягивая на себя защиту противника отдают мяч свободным партнерам, совершая таким образом более 10-ти результативных передач за игру.

Существует много различных способов передач мяча (рис.2). Применяют их в зависимости от той или иной игровой ситуации, расстояния, на которое нужно послать мяч, расположения или направления движения партнера, характера и способов противодействия соперников.


Рис.2. Классификация способов передачи мяча в баскетболе

а) Прямая передача мяча двумя руками от груди – способ, позволяющий быстро и точно направить мяч партнеру на близкое или среднее расстояние в сравнительно простой игровой обстановке, без плотной опеки соперника. Держа мяч близко к груди, посылают его вперед резким выпрямлением рук почти до отказа таким образом, чтобы кисти развернулись тыльной стороной ладоней друг к другу, а большими пальцами книзу. Целью прямых передач должно быть пространство между поясом и плечами принимающего мяч игрока на дальней от защитника стороне. Передача должна быть прямой и точной, поскольку это наиболее быстрый способ. Для ускорения полета одновременно выполняется шаг ногой в ту же сторону. Для совершенствования данного технического приема полезны упражнения в парах или стоя у стены на расстоянии 2-3 м от нее с выполнением передач в различные точки.

б) Если соперник активно мешает передаче на уровне груди, то мяч можно послать так, чтобы он, ударившись о площадку вблизи партнера, отскочил прямо к нему в руки – это передача с отскоком от пола (рис.3). Ноги при такой передаче нужно сгибать больше, а руки с мячом направлять вперед-вниз. Целью передач с отскоком от пола должно быть пространство между коленями и поясом принимающего. Совершенствовать данную передачу следует на грунтовых площадках, меняя расстояния между пасующими, подкручивая мяч вперед и назад, анализируя и запоминая характер отскока мяча.

Рис.3. Передача мяча двумя руками от груди с отскоком от пола

в) Передачу из рук в руки обычно использует центровой игрок или игрок, сделавший быструю остановку и поворот, чтобы отдать мяч следующему за ним партнеру. Передающий выпускает мяч пальцами, не вращая его, прямо в руки партнеру. Передача рассчитывается так, чтобы получающий поймал мяч на уровне груди.

г) Передачи мяча двумя руками сверху чаще всего используют на средние расстояния при плотной опеке соперника. Ее часто применяют высокие игроки и игроки, которые получили высокую передачу и хотят быстро вернуть мяч обратно или отдать его проходящему партнеру. Положение мяча над головой дает возможность точно перебросить его через руки защитника. При такой передаче принимающий должен получить мяч на уровне подбородка или выше. Это превосходная передача из любого места позиционного нападения. Игроки задней линии часто пользуются ею, чтобы передать мяч центровому. Крайние нападающие также используют эту передачу, чтобы доставить мяч в центр или игроку задней линии, проходящему мимо центрового, а для центровых ее удобно использовать после получения мяча на линии штрафного броска и поворота к корзине.

В данной передаче локти слегка согнуты, кисти располагаются на мяче с двух сторон, поднимая его вверх, а не вверх-назад за голову. Мяч выпускается быстрым, хлестким движением кистей и пальцев. При этом обычно делается небольшой шаг вперед.

д) Передача одной рукой от головы или сверху (рис.4) позволяет направить мяч через всё поле атакующему партнеру на расстояние 20-25 м.

Рис.4. Передача одной рукой от головы или сверху

е) Передача мяча от плеча одной рукой – наиболее распространенный способ передачи мяча на близкое расстояние. Здесь минимальное время замаха и хороший контроль за мячом. Мяч удерживается обычным способом, но на правой стороне мяч располагается на правой руке, большой палец возле правого уха, а левая рука чуть придерживает его спереди. Положение рук соответственно меняется на левой стороне. Дополнительное движение кистью в момент вылета мяча позволяет игроку варьировать направление и траекторию полета мяча в большом диапазоне.

ж) Передача мяча двумя руками снизу (рис.5) эффективна при обыгрывании высокорослого соперника. Она применяется после остановок и поворотов с расстояния 4-6 м, когда мяч пойман на уровне ниже коленей или поднят с площадки и нет времени сменить позицию.

Рис.5. Передача мяча двумя руками снизу

з) Передача одной рукой снизу (или сбоку) выполняется на близкое и среднее расстояние в тех ситуациях, когда соперник усиленно старается перехватить прямую передачу (рис.6). Мяч направляют партнеру под рукой соперника. Перед передачей необходимо сделать замах с отведением руки с мячом назад и соответствующим поворотом туловища. Передача осуществляется в плоскости, параллельной площадке.

Рис.6. Передача одной рукой снизу

и) Передача от бедра двумя руками из замаха, минуя соперника с правой или левой стороны. Мяч удерживается рядом с бедром, руки согнуты в локтях, ладони направлены друг на друга. С правой стороны правая рука располагается за мячом пальцами вверх и наоборот. Выпуск осуществляется быстрым, хлестким движением кистей и пальцев. Перед этим мяч не должен далеко отводиться назад. Он укрывается плечом и посылается вперед в нужном направлении одновременно с шагом одноименной ноги или скрестным шагом разноименной ноги в сторону передачи. В последнее время именно эта передача применяется особенно часто в силу своей надежности.

к) Передача одной рукой «крюком» (рис.7) применяется когда необходимо послать мяч на средние и особенно дальние расстояния через поднятые руки плотно опекающего соперника.

Рис.7. Передача одной рукой «крюком»

л) Скрытая передача мяча. Помимо описанных способов передачи мяча в трудных условиях активного противодействия соперника баскетболисты используют скрытые передачи (рис.8 и 9), которые позволяют замаскировать истинное ее направление. Скрытыми эти передачи называют потому, что основные движения, связанные с выпуском мяча в нужном направлении, частично скрыты от глаз опекающего соперника и являются для него до некоторой степени неожиданными, что затрудняет перехват мяча.

Чаще всего применяют следующие разновидности скрытых передач: передачи под рукой, передачи из-за спины, передачи из-за плеча, иногда передачи из-под ноги. Скрытые передачи отличает сравнительно короткий замах и мощное завершающее движение кисти и пальцев.

При выполнении передачи под рукой рука с мячом движется скрестно под свободной рукой в сторону партнера, получающего мяч.

Основные движения при передаче за спиной – это мах слегка согнутой рукой назад за спину с последующим захлестывающим (с поворотом туловища) движением кистью (рис.8).

Рис.8. Скрытая передача мяча за спиной

При передаче, выполняемой из-за плеча, игрок резким сгибанием предплечья и кисти над одноименным или противоположным плечом посылает мяч выходящему партнеру (рис.9).

Рис.9. Скрытая передача мяча из-за плеча

Передачи – один из самых важных элементов индивидуальных действий в нападении. Без передач не было бы успешных бросков, поскольку результативные броски основаны на успешных передачах. Отсюда логичной является рекомендация плохо попадающей команде усилить свое нападение совершенствованием передач в зоне высокой вероятности результативных бросков.

Самыми известными распассовщиками в НБА являются такие признанные мастера, как Мэджик Джонсон, Оскар Робертсон, Джон Стоктон, Боб Коузи. Стоктону принадлежит рекорд по количеству результативных передач за карьеру – 15.806. Мэджик Джонсон удерживает рекорд по количеству результативных передач за игру – 11. Оба они являются по амплуа разыгрывающими защитниками.

Дриблинг или ведение мяча – один из основных технических элементов баскетбола; второй (после передачи) способ перемещения мяча по площадке; прием, дающий возможность игроку двигаться с мячом в большом диапазоне скоростей и направлений.

Правильное, технически грамотное ведение мяча – фундамент для стабильного контроля над ним, основа индивидуального обыгрывания соперника. Ведение позволяет выйти с мячом из-под своего щита после успешной борьбы за отскок и организовать стремительную контратаку. Однако злоупотреблять ведением не следует, чтобы не снижать быстроту контратак и не нарушать ритма игры. Следует учитывать, что как быстро не вести мяч, передача пройдёт всё же быстрее.

Ведение мяча в баскетболе осуществляется непрерывными ударами мяча о паркет (напольное покрытие площадки) одной (ведущей) рукой, таким образом, что рука при контакте с мячом находится над ним. Если рука в процессе ведения мяча оказывается под ним, то есть рука держит мяч, арбитр фиксирует нарушение правил – пронос мяча. В начале ведения мяча часто совершается и другое нарушение правила – пробежка (отрыв опорной ноги от пола до удара мяча). Заканчивая ведение, игрок так же должен помнить о правиле пробежки – нельзя делать больше двух шагов с мячом в руках. Поэтому прекращение ведения совершается либо остановкой прыжком, либо двумя шагами.

Основная стойка при ведении мяча (рис.10): ноги согнуты в коленных суставах, спина выпрямлена и чуть наклонена вперед, голова поднята вверх, чтобы дриблер всегда был готов сделать передачу.

Рис.10. Ведение мяча

Основные движения выполняют локтевой и лучезапястный суставы. Кисть руки, ведущей мяч, регулирует высоту отскока и направление движения мяча. При этом упругим движением мяча касаются лишь кончики пальцев (но не шлепками по мячу). Для изменения направления ведения рука на мяч накладывается сбоку и толчок мяча выполняется в пол в нужном направлении.

Игрок не должен смотреть на мяч, а только периферическим зрением контролировать его. Поэтому совершенствовать технику дриблинга следует без зрительного контроля, за счет бокового зрения и мышечного чувства мяча. Для закрепления навыка используются упражнения с ведением мяча в ограниченной зоне, укрывая его от соперника, пытающегося отнять мяч.

Для ведения характерна синхронность чередования шагов и движений руки, контратакующей с мячом. Мяч укрывается от соперника корпусом, плечом, свободной рукой.

Дриблеру необходимо одновременно держать в поле зрения партнеров по команде, защитников, судей. Во время ведения мяча игрок должен быть готов в любой момент изменить направление движения, ориентируясь на щит, сделать остановку, передачу или бросок по кольцу.

Ведение различают по способам:

а) низкое ведение с укрыванием мяча (низкий отскок мяча от пола).

Низкий или контролируемый дриблинг применяется для выведения мяча из перегруженной зоны площадки и для обыгрывания защитника при проходе к корзине. Пальцы должны быть широко расставлены и расслаблены. Локоть почти касается тела, предплечье в верхнем положении удерживается параллельно полу. Ноги должны быть согнуты в коленных суставах по углом 90-120º. При контролируемом дриблинге мяч должен подниматься не выше колена, а зачастую и еще ниже. Мяч следует вести дальней от защитника рукой. Чем ближе защитник, тем ниже дриблинг. Когда защитник тянется к мячу надо использовать совсем низкий отскок мяча с изменением темпа и направления движения.

Перед обыгрыванием защитника с ведением нужно применять финты мячом. При этом кисти и пальцы выполняют быстрое движение мячом, а локти остаются в контакте с телом. А при обыгрывании защитника после ловли мяча перед ведением лучше использовать финты вверх головой и плечами, а не мячом.

б) высокое скоростное ведение (высокий – на уровне груди отскок мяча от пола).

Высокий или скоростной дриблинг может быть использован при убегании в отрыв или при ведении мяча вдали от защиты, когда ни один из партнеров впереди не открыт для приема передачи. В этом случае можно бежать в более высокой стойке – угол сгибания ног в коленных суставах – 135-160º, но быть готовым к передаче мяча открытому партнеру или к переходу на контролируемое ведение. Мяч толкается вперед подальше для увеличения скорости бега под более острым углом, чем при контролируемом ведении. Кисть, предплечье и локоть выносятся вперед при толчках мяча в пол. Чересчур высокий или низкий отскок мяча может замедлить передвижение, стать причиной ошибки или потери преимущества.

в) комбинированное ведение.

Способ ведения (рис.11) выбирается в зависимости от расстояния до защитника и кольца соперника.


Рис.11. Классификация ведения мяча

Чтобы обвести защитника в проходе к кольцу мастера дриблинга ведут мяч близко к земле, контролируя высоту его отскока, что снижает риск выбивания мяча; искусно выполняют повороты, финты и переводы мяча за спиной и между ногами; меняют скорость ведения, если необходимо оторваться от защитника (чем выше отскок мяча и меньше его угол, тем больше скорость продвижения), в результате чего игроку трудно защищаться и создается возможность прохода, броска или передачи.

Перевод мяча (способ обыгрывания соперника с переводом мяча с одной ведущей руки на другую) производится через удар мячом о пол. При этом ногой, одноименной с ведущей рукой, делается скрестный шаг в новом направлении движения. Для успешного выполнения данного приёма баскетболист должен при ведении одинаково хорошо владеть правой и левой рукой.

Все переводы можно разбить на 4 типа: перевод мяча перед собой, перевод мяча за спиной (рис.12 а ), перевод мяча между ногами (рис.12 б ) и пивот (поворот на 270–360º при соприкосновении с защитником).


а

Рис.12. Способы обводки соперника с переводом мяча: а – за спиной, б – между ногами

Стоит отметить искусных мастеров дриблинга в баскетболе:

Аллен Айверсон («Филадельфия 76», «Денвер Наггетс», «Детроит Пистонс») – один из самых известных разыгрывающих (атакующих защитников) в мире. Все его действия были непредсказуемыми для оппонентов, его проход с угрозой броска был почти не остановим;

Стив Нэш («Финикс Санз», «Даллас Маверикс», «Финикс Санз») – превосходный дриблер, который в проходе видит не только кольцо, но и партнёров, знает с какой силой и в какую точку на полу послать мяч, чтобы он достиг цели.

Тони Паркер («Сан-Антонио Спёрс»). Любимый приём этого француза – вертушка-разворот на 360º во время ведения. Даже при малых шансах на результативную атаку он мог обвести несколькими такими акробатическими номерами 2-х, а то и 3-х соперников, и не безрезультатно бросить мяч в корзину или отдать передачу партнёру.

Бросок мяча в баскетболе – атака корзины противника. Подготовка к выполнению броска составляет основное содержание игры команды в нападении, а попадание в кольцо – ее главная цель.

Точность броска в корзину определяется в первую очередь рациональной техникой, стабильностью движений и управляемостью ими, правильным чередованием напряжения и расслабления мышц, силой и подвижностью кистей рук, их заключительным усилием (рис.13), а также оптимальной траекторией полета и вращением мяча.

Рис.13. Движение кисти при броске

Готовясь к броску, игрок должен оценить ситуацию на площадке (не находится ли партнер в более выгодном положении, обеспечивают ли партнеры борьбу за отскок и т. д.), возможную интенсивность и способ противодействия опекающего его защитника, реальные пути выхода для борьбы за отскок и другие моменты. Наметив программу действий и приняв решение, игрок должен психологически настроиться на бросок таким образом, чтобы никакие помехи уже не повлияли на уверенность и устойчивость движений.

В бросках лучше придавать мячу вращение вокруг горизонтальной оси в сторону, противоположную направлению полета мяча (обратное вращение). В броске из-под щита из трудных положений применяется вращение мяча вокруг вертикальной оси. Это позволяет более свободно выбирать точку отскока от щита, не ограничиваясь его частью, расположенной непосредственно над кольцом, полнее использовать пространство за щитом для прохода и броска.

Броски со средних и дальних дистанций целесообразно выполнять сильнейшей рукой. Броски вблизи корзины надо уметь выполнять как правой, так и левой рукой.

В общей структуре конкретного способа броска в корзину выделяют три фазы: подготовительную, основную и завершающую. Если в подготовительные движения игрок может внести некоторые изменения в зависимости от внешних факторов без заметного ущерба для точности приема, то основные движения должны отличаться стабильностью и рациональной вариативностью в пределах решения конкретных задач, обусловленных установкой на бросок.

Эти установки могут быть направлены на регулирование:

Точки замаха (от плеча, снизу, над головой, за головой);

Точки выпуска мяча (впереди себя, высоко над головой);

Быстроты выполнения;

Высоты траектории полета мяча.

Траекторию полета мяча выбирают в зависимости от дистанции, роста игрока, высоты его прыжка и активности противодействия высокорослого защитника. При бросках со средних (3-6,5 м) и дальних (свыше 6,5 м) дистанций лучше всего выбирать оптимальную траекторию полета мяча – параболу, при которой высшая точка над уровнем кольца примерно 1,4-2 м. При более навесной траектории несколько удлиняется путь мяча, что снижает точность броска. Чем больше дистанция, тем больше должны быть амплитуда движений при замахе, мощное заключительное усилие при выпуске мяча. Движение вслед за своим броском должно стать привычкой для любого игрока.

Для успешного участия в состязании каждый баскетболист должен не только умело применять ловлю, передачи и ведение мяча, но и точно атаковать кольцо, выполняя броски из различных исходных положений, с любых дистанций, при противодействии соперников. Меняющаяся обстановка игры и стремление использовать каждый удобный момент для атаки определяют необходимость владения разнообразным арсеналом способов выполнения броска с учетом индивидуальных особенностей игрока.

Классификация бросков представлена на рис.14 (основные из них – бросок с линии штрафного броска, из под кольца, с трехочковой дистанции, бросок мяча в проходе и одной рукой сверху).

а) Бросок мяча со штрафной линии с технической точки зрения – не самый сложный элемент игры. Он выполняется с места, вперед выставляется нога, одноименная с бросающей рукой. Мяч располагается на одной руке (вторая лишь придерживает его сбоку) на уровне лба. Бросковое движение выполняется энергичным выпрямлением руки и заканчивается хлестким опусканием кисти с подкручиванием мяча в обратную сторону по отношению к направлению его полета. Соблюдая фундаментальные основы техники броска научиться забивать с такой дистанции не очень сложно. Однако именно от точности выполнения этого элемента зависит конечный результат напряженных игр.

б) Бросок одной рукой сверху (slamdunk) используют чаще других для атаки корзины в движении с близких дистанций и непосредственно из-под щита. Именно такие яркие силовые элементы делают игру зрелищной и интересной. Мяч ловят под правую ногу (при броске правой рукой). Шаг, под который ловят мяч, наиболее растянут. Последующий шаг должен быть укороченным, стопорящим – игрок должен быстрее и сильнее оттолкнуться почти вертикально вверх. При отталкивании от площадки мяч выносят над плечом и перекладывают на повернутую часть руки. В основной фазе броска в высшей точке прыжка рука полностью выпрямляется для максимального приближения к кольцу. В исполнении больших мастеров движение заканчивается броском мяча сверху – данком.

Рис.14. Классификация бросков мяча в корзину

в) Бросок двумя руками сверху вниз (рис.15) чаще используют игроки высокого роста с отличной прыгучестью. Помешать этому способу броска соперник почти не в состоянии, так как мяч летит только по нисходящей, очень короткой траектории с большой скоростью.

Рис.15. Бросок двумя руками сверху вниз

г) Бросок мяча в проходе (рис.16). Игрок прорываясь с ведением сквозь периметр защиты делает один или два шага с мячом в руках и совершает бросок в прыжке. Мяч выталкивается мягким движением кисти, а пальцами ему придается обратное вращение. При броске правой рукой отталкивание осуществляется левой ногой и наоборот.

Рис.16. Бросок мяча одной рукой в проходе

д) Бросок в прыжке – основное средство нападения в современном баскетболе. В состязаниях сильнейших мужских команд мира до 70 % всех бросков с игры выполняются именно этим способом с различных дистанций. Игрок получает мяч в движении и сразу делает стопорящий шаг левой ногой. Затем он приставляет к ней правую ногу, сгибая локти, выносит мяч на правой руке над головой, поддерживая его сбоку-сверху левой рукой. Затем толчком двумя ногами он выпрыгивает вверх, при этом туловище развернуто прямо к кольцу, ноги слегка согнуты. Левую руку игрок снимает с мяча в момент начала движения кисти правой. Расстояние от места отрыва от площадки до места приземления игрока после броска должно быть минимальным и составлять не более 25-30 см, что позволяет ему избежать столкновения с защитником.

е) Бросок в прыжке с отклонением туловища назад (рис.17) применяется для атаки кольца с близких и средних расстояний при плотной опеке высокорослого защитника, обладающего хорошей прыгучестью.

Рис.17. Бросок в прыжке с отклонением туловища назад

ж) Бросок одной рукой «крюком» (рис.18) часто используется центровыми игроками для атаки кольца с близких и средних дистанций при активном противодействии высокорослого защитника. Выполняется широким дугообразным движением одной руки. Бросающий поворачивается лицом в сторону кольца, широким взмахом от колена направляет мяч над головой (через сторону) в щит выше кольца на 30-45 см. Толчок выполняется ногой, ближней к щиту (при броске правой рукой толчок левой ногой).

Рис.18. Бросок одной рукой «крюком»

з) Бросок одной рукой снизу выполняют чаще при стремительных проходах к щиту и атаках кольца в затяжном прыжке под руками накрывающего мяч защитника. Некоторые центровые игроки с успехом используют этот бросок в сочетании с поворотом и финтами при борьбе вблизи щита соперника.

Большое значение в состязании приобретает быстрота выполнения броска или, как говорят, его скорострельность. Опыт показывает, что медленно выполненный бросок, как правило, встречает противодействие соперников, которое трудно преодолеть. Скорострельность броска можно увеличить, сократив время на подготовительные движения и их реализацию.

Существует много психологических и физиологических факторов, влияющих на бросковые способности игрока, которые необходимо корректировать наравне с обучением правильной технике различных видов бросков.

Психологическими факторами, влияющими на бросок, являются: недостаток уверенности, боязнь или нервозность, потеря самоконтроля, торопливость при броске, недостаток решительности, беспокойство, страх, суеверие, излишняя самонадеянность, беззаботность, недостаточная сосредоточенность и т. п.

К физиологическим факторам относятся: недостаточная тренированность, перетренированность, неправильная разминка, травмы, недостаточная скорость, нарушение зрения, утомление, слабые руки.

На результативность бросков могут влиять и некоторые материальные факторы, такие, как: неправильное освещение, скользкий мяч или пол, неправильно надутый мяч, незнакомая площадка и щиты, ограничение пространства для прохода под щит, характер защитного противодействия.

Баскетбол является психологической игрой, и этот факт при бросках более очевиден, чем при выполнении любых других приемов техники. Хорошие снайперы должны быть уверены в себе, но и они должны понимать, что бывают и сбои. Следует стараться укрепить уверенность во всех игроках. А после того как выбран естественный, подходящий для игрока стиль броска, стараться больше не экспериментировать. Эксперименты допустимы лишь в период начальных поисков лучшего стиля, затем идет работа по совершенствованию точности.

«Добивание» мяча . В ряде игровых положений, когда мяч отскакивает от щита после неудачного броска или пролетает вблизи корзины, у игрока нет времени для приземления с мячом, прицела и броска. В таких случаях следует «добивать» мяч в кольцо в прыжке двумя руками или одной. При выполнении приема одной рукой баскетболисту удается достать мяч в более высокой точке. Выпрыгнув и приняв мяч на раскрытую кисть, игрок слегка сгибает руку и тут же выпрямляет ее, одновременно выполняя мягкое завершающее движение кисти. Когда же мяч находится совсем близко к кольцу, то лучше послать его коротким толчком без ловли и задержки.

Невозможно достичь хороших результатов когда «добивание» осуществляется в момент опускания тела вниз. Если мяч отскакивает на метр-полтора от корзины, то лучше постараться сначала овладеть им, а не «добивать» в корзину сразу.

В зоне возможных отскоков игрок должен сохранять равновесие и постараться занять по возможности большее пространство под корзиной. Как только мяч брошен в корзину, тело надо слегка согнуть и приготовиться к прыжку с расставленными локтями и руками, поднятыми на высоту плеч. Пальцы направить вверх, ладони повернуть к корзине.

Самой важной частью здесь является занятие нужной позиции. Обычно защитник располагается ближе к корзине – между нападающим и корзиной. Поэтому нападающему для занятия нужной позиции под щитом приходится использовать финты, чтобы обмануть защитника, избегая фолов при попытках его обойти. При этом нападающему не следует забегать глубоко под корзину – это так же невыгодно при подборе, как и чересчур далекая позиция.

В борьбе за отскок мяча трое нападающих должны сформировать под корзиной треугольник подбора. Игрок, бросивший мяч, после этого должен выйти к линии штрафного броска в зону дальних отскоков, а пятый игрок остаться сзади на подстраховке.

Вслед за занятием позиции самой важной деталью является расчет времени выпрыгивания. Прыгать слишком рано или слишком поздно одинаково невыгодно. Надо следить за мячом во время его полета к корзине, а углы и зоны отскока изучить на тренировочных занятиях.

Прыжок надо рассчитать так, чтобы «добить» мяч в верхней точке полета. «Добивание» выполняется резким толчком кисти и пальцев, а не ударом по мячу ладонью. Вынесение руки за голову и шлепок по мячу не принесут успеха, хотя и могут быть использованы для «откидки» мяча партнеру, когда занятая позиция и сопротивление защитника не позволяют «добить» мяч. Кроме того, нападающий должен быть всегда готов прыгнуть второй и третий раз. Поэтому для успешной реализации данного приема необходимы хорошее развитие силы мышц кистей и пальцев, а также прыгучесть.

В нападении не следует останавливаться до тех пор, пока команда либо не забросит мяч в корзину, подобрав его после отскока, либо пока не убедится, что мячом овладел соперник.

Крупные букмекерские конторы стараются предлагать своим клиентам максимальное количество вариантов ставок. Именно поэтому в линии и появились исходы, связанные со статистическими показателями. Гандикаперы получили возможность делать прогнозы на угловые, офсайды, желтые карточки, процент владения мячом и т.д.

Ставки на статистические показатели заметно расширили возможности профессиональных типстеров. Среди подобных исходов нередко можно найти выгодные (валуйные) коэффициенты, которые повышают эффективность беттинга. Кроме того, изучение статистики и анализ спортивного события теперь позволяет работать с большим количеством ставок. Определяя вероятный исход футбольного матча и ход игры, можно параллельно рассчитывать ожидаемый процент владения мячом или количество угловых ударов. Таким образом, углубленная работа только с одним футбольным матчем дает возможность искать валуйные котировки среди большего количества исходов.

Среди ставок на статистические показатели можно выделить прогнозы на владение мячом. Эта характеристика рассчитывается в процентах. Владением считается контроль мяча. Когда команда теряет снаряд, то владение переходит противнику. Данная характеристика вполне отображает события на поле. Однако коллектив, который больше владеет мячом, далеко не всегда добивается положительного результата. Есть тактики, не предполагающие преимущество в контроле мяча (например, игра на контратаках), но позволяющие рассчитывать на достаточное количество опасных моментов у ворот соперника.

Букмекерские конторы предлагают несколько вариантов ставок на владение мячом:

Индивидуальный тотал команды;

Победа одной из команд (с учетом форы).

Кроме того, каждый из таких прогнозов можно оформлять на отдельный тайм.

Если встречаются команды с большой разницей в классе, то в линиях предлагаются форы, которые позволяют скорректировать коэффициент. Котировки на победу фаворита без форы будут очень малы, что сделает ставку невыгодной. Например, если ожидается распределение владения мячом 60 на 40%, то игроку дают возможность воспользоваться форой -20 на фаворита или +20 на андердога. Гандикапов может быть несколько. Естественно, все они будут иметь разные коэффициенты.

С индивидуальным тоталом дела обстоят несколько сложнее. Типстеру предлагают один или несколько вариантов процента владения мячом, а он должен выбрать «низ» или «верх». Трудность состоит в том, что букмекер учитывает среднестатистические показатели команды, давая на самые вероятные исходы котировки с высокой маржей. Именно поэтому поиск валуйных коэффициентов в очевидных матчах малоэффективен. Иначе дело обстоит в поединках, в которых сложно определить фаворита или вероятный ход игры. Здесь гандикапер может применить весь свой аналитический потенциал и умение искать важные новости, что значительно повышает шансы на обнаружение валуйного коэффициента.

Примеры ставок на процент владения мячом

Гандикапер сделал ставку на фаворита с форой -10. Для выигрыша преимущество выбранной команды по владению мячом должно быть более чем 10%. Например: 60-40, 56-44, 70-30. Если соотношение контроля мяча в пользу фаворита 55-45% (преимущество 10%), то по ставке делается возврат. Во всех остальных случаях прогноз проигрывает.

Со ставкой на индивидуальный тотал дела обстоят еще проще. Например, типстер выбрал «верх» тотала 50%. Если команда владела мячом больше этого показателя, то ставка выигрывает. В случае, когда контроль снаряда составил ровно 50%, гандикаперу возвращается сумма ставки. Если показатель владения мячом меньше 50%, прогноз проигрывает.



  • Разделы сайта