Игры для развития гибкости у детей. Развитие гибкости в младшем школьном возрасте посредством подвижных игр. Результаты тестирования девочек контрольной группы

Под гибкостью понимают способность человека выполнять упражнения с большой амплитудой. В практике часто определяют гибкость способностью человека достичь определенного положения (напр. выполнить продольный или поперечный шпагат, способность встать из стойки на гимнастический или борцовский мост, коснутся лбом коленей при выпрямленных ногах).

Наибольший прирост подвижности позвоночного столба у спортсменов отмечается с возрастом 9-10 лет и до 16 лет, с 16 до 18 этот процесс замедляется, а после 18 лет может даже понизится. Одновременно гибкость считается хорошо тренируемым качеством " в пределах, определяемым генотипом". (С.М. Зациорский и Л.П.Сергиенко).

Для развития гибкости используются упражнения, при выполнении которых возможны движения со значительной амплитудой в соответствующих суставах. Особенность занятий по развитию и поддержанию оптимального состояния гибкости состоит в том, что упражнения выполняют сериями, при достаточном количестве повторений, до 30-40 раз, желательно при определенных показателях ЧСС (170-180 уд/мин) с учетом работы организма при соревновательном режиме.

Развивать и поддерживать гибкость необходимо постоянно, объем таких тренировочных заданий должен быть индивидуальным, но для этапа концентрированного развития гибкости в единоборствах рекомендуется 6-8 недель.

Под специально-подготовительными упражнениями для развития гибкости следует понимать элементы технических действий, типичных для приемов изучаемого вида единоборства и в то же время требующих значительного проявления гибкости.

Упражнения для развития и совершенствования гибкости удобно проводить используя игровые эстафеты. Можно подобрать соответствующие игры для целенаправленного, зачастую локального, воздействия на отдельные суставы, связки, мышечные группы. Такие игры должны создавать условия для увеличения амплитуды движения, дополнительного растяжения мышц и связок.

Гибкость принято разделять на активную и пассивную.

Активная гибкость проявляется в максимальной амплитуде движений, выполняемых спортсменом самостоятельно. Под пассивной гибкостью понимают предельную амплитуду, выполняемую с помощью каких - либо вспомогательных средств (с помощью партнера, снаряда и т. п.).

Активная гибкость зависит от силы мышц, потому целесообразно включать в занятия игры с преодолением веса собственного тела и т. п. упражнения в которых нет статических усилий. К тому же следуют помнить, что эластические свойства мышц могут изменяться под влиянием центральной нервной системы. Так, например при высоком уровне эмоционального подъема - гибкость увеличивается.


Играм, направленным на развитие гибкости следуют предварять соответствующую игровую разминку, чтобы избежать растяжений связок и разрывов мышечных волокон.

Ниже предлагаемые игровые упражнения позволят осуществить подготовку учащихся к наиболее эффективному проведению приемов в единоборствах требующих значительного проявления такого физического качества как гибкость.

1. " Б Ы С Т Р Е Е П О Д М О С Т И К"

Спортсмены распределяются по парам и располагаются вдоль лицевой линии, один за спиной у другого.

По сигналу руководителя игрок, стоящий впереди, встает на борцовский (гимнастический) мост, а другой участник проползает под ним и в свою очередь встает на борцовский мост, а первый проползает под партнером. Передвигаясь таким образом, каждая пара играющих стремится как можно быстрее достигнуть линии финиша.

Побеждает двойка спортсменов, успевшая пересечь эту линию первыми.

2) Вариант.

Все участники игры, разделившись на команды, выстраиваются в колонны за лицевой линией. По общему сигналу игроки в колоннах принимают положение борцовского (гимнастического) моста, а замыкающие игроки проползают под ними и сами встают на мост в начале колонны. Эстафета считается законченной, когда колонны, составляющие команду, достигнут линии финиша.

Выигрывает команда, которая закончила эстафету раньше.

3) Вариант.

Является продолжением второго варианта, команда, достигнув линии "промежуточного финиша", не прекращает игру, а возвращается к линии старта выше изложенным способом.

4) Вариант.

Исходное положение команд такое же, как и во втором варианте.

По сигналу преподавателя направляющий игрок поворачивается спиною к игровой площадке, а второй спортсмен поддерживает его под поясницу и помогает встать на борцовский мост и сделать "мост-перекидку назад". Таким способом игроки передвигаются до промежуточного финиша и, поменявшись ролями, возвращаются к своей команде. После их возвращения эстафету продолжает следующая пара игроков.

Команда, которая выполнит задание раньше других, одерживает победу.

5) Вариант.

Является модификацией четвертого варианта. Здесь каждый игрок самостоятельно, без помощи партнера, проводит "мост-перекидку назад" до промежуточного финиша и обратно, после чего встает в конце своей колонны.

6) Вариант.

Игра похожа на второй вариант, но каждая команда играющих располагается по кругам. По сигналу участники встают на борцовский (гимнастический) мост, а капитан, ложится на спину и начинает передвигаться под участниками, ногами вперед, по направлению движения часовой стрелки. Как только он проползет под вторым игроком, тот ложится на ковер и следует за капитаном. Таким же образом поступают и остальные игроки команды. Капитан после того, как проползет под последним участником, сам встает на борцовский мост, и остальные игроки передвигаются под ним и принимает исходное положение.

После того, как последний участник вернется на свое место, капитан начинает движение против часовой стрелки. Если кто - либо из участников игры выполнит задание неверно, то он возвращается на то место, где была допущена ошибка, и повторяет задание.

Победу одерживает та команда, которая выполнит задание раньше.

2. "Д О Т Я Н И С Ь Д О Ф Л А Ж К А"

Между двумя стойками, под наклоном около 60 градусов, натягивают веревку или канат с закрепленными на ней флажками. Игроки выстраиваются в колонну перед нижним флажком. Первый участник проводит десять заранее определенных преподавателем ударов ногой (например: удар правой ногой сбоку) по флажку, за что получает один призовой балл. После чего переходит к следующему флажку.

Победа присуждается участнику:

а) которому удалось "преодолеть" наибольшее количество флажков;

б) которому удалось преодолеть наибольшее количество флажков за минимальное время, если участник не дотянулся до флажка или провел технически не правильный удар, то попытка не засчитывается, и спортсмен должен повторить движение.

2) Вариант.

Спортсмен проводит два или три различных удара, (например удар ногой сбоку и удар ногой сверху), которые чередуются в строгой последовательности.

3) Вариант.

Учащийся проводит удары поочередно то правой, то левой ногой.

3. "М Е Т А Н И Е Н А Б И В Н О Г О М Я Ч А"

Участник игры держит в руках набивной мяч и, повернувшись спиной к сектору метания, должен, прогибаясь и вставая на борцовский мост, метнуть мяч как можно дальше.

Побеждает игрок:

а) которому удалось метнуть мяч из положения борцовского моста дальше своих соперников;

б) то же, но каждому из спортсменов, принимающих участие в игре, предоставляется право сделать три попытки подряд, и длина расстояний пролетевшего мяча в каждой отдельной попытке в конце испытания суммируется.

2) Вариант.

Играющие разделяются на несколько команд, которые выстраиваются перед линией старта в параллельные колонны. Направляющие каждой колонны берут в руки набивной мяч.

По сигналу игрок поворачивается спиной к линии старта и начинает метание мяча выше изложенным способом. Спортсмен, правильно выполнивший бросок и бросивший мяч дальше своих соперников, приносит своей команде призовой балл. Затем метание проводят игроки второй линии, потом третьей и т.д.

Побеждает команда, набравшая наибольшую сумму призовых очков.

Игру можно провести несколько раз и после того определить команду

Победительницу.

3) Вариант.

КТО ТОЧНЕЕ" Принцип игры и правила совпадают с выше изложенными. Только на ковре рисуются мелом четыре концентрических круга. Размерами от 50 сантиметров до двух метров. Если участнику игры удается попасть мячом в малый круг, он приносит своей команде 10 баллов, в метровый круг - 6 баллов, в круг диаметром 1,5метра - 3 балла, и в самый большой - балл.

4. "М О С Т - П Е Р Е К И Д К А"

Перед началом игры все ее участники разделяются по парам. По сигналу руководителя первые номера в каждой паре встают на борцовский мост и в течение тридцати (или шестидесяти) секунд начинают выполнять упражнение -"мост - перекидку" вперед и назад. При этом их соперники располагаются рядом с ними и считают количество правильно выполненных циклов этого упражнения. По истечении времени спортсмены меняются ролями и игра повторяются.

Выигрыш присуждается игрокам, выполнившим это упражнение

наибольшее количество раз. Упражнение, выполненное с ошибкой, не

засчитывается.

По окончании игры можно провести отбор игроков: составить пары так, чтобы более подготовленные участники оказались против участников с такой же подготовкой, а более слабые - против спортсменов с равноценной подготовкой. А игру продолжить следующим образом: первые номера принимают положение борцовского моста и выполняют "забегания вокруг головы", изменяя направление движения после каждого цикла ("забегания" один раз вправо и один раз влево, и т.д).

Правила сохраняются, как и в выше изложенном способе игры.

2) Вариант.

Участники игры разделяются на несколько команд, выстраиваюся в шеренгах вокруг ковра, рассчитываются по порядку номеров и запоминают свои номера.

Игроки под номером один выходят на ковер, принимают положение борцовского моста и выполняют по 30 - 40 раз упражнение - "забегания вокруг головы". После выполнения данной задачи спортсмен при помощи кувырков вперед (назад) возвращается в свою группу и прикасается к игроку под номером два, который в свою очередь выполняет 30 - 40 выше указанных упражнений.

Вернувшийся игрок, под номером один, начинает проводить со своими партнерами по команде, которые не задействованны в данный момент в выполнении ранее указанного задания, заранее оговоренный бросок (например "Бросок прогибом") или удар.

Команда считается победившей, если закончила выполнение заданий раньше других команд.

3) Вариант.

По своим правилам идентичен с предыдущим вариантом лишь с той разницей, что вместо задания: "забегания вокруг головы", выполняется упражнение: "мост - перекидка вперед и назад".

5. "С А М Ы Е Г И Б К И Е"

Перед началом игры спортсмены разделяются по парам. По сигналу преподавателя игрок под первым номером старается в течение 10 секунд (или за 30 секунд, по договоренности) возможно большее количество раз перейти из положения стойки в положение борцовского моста и вернуться в исходное положение. Их соперники следят за технически правильным выполнением задания и страхуют, поддерживая партнеров рукой под поясницей. По мере подготовленности спортсменов страховка прекращается.

Участник, правильно выполнивший данное упражнение наибольшее количество, раз считается победителем.

2) Вариант.

То же, но играющие должны выполнить это задание в течение одной, или от двух до шести минут. Время выполнения данного упражнения подбирают в зависимости от продолжительности времени схватки, которую борцы проводят на соревнованиях по избранному виду борьбы.

3) Вариант. (Исполнение данной игры в командах.)

Играющие разделяются на несколько команд с равным количеством игроков и выстраиваются в шеренгах за пределами рабочей площади борцовского ковра, против каждой команды, на расстоянии шести - восьми шагов от границ ковра, рисуют круг диаметром 1 метр.

По сигналу тренера, игроки, стоящие направляющими в своих группах, забегают в малый круг и по 30 -40 раз выполняют выше описанное упражнение Закончив выполнение этого задания, направляющий, имитируя бросок прогибом (или какой - либо другой бросок, заранее определенный руководителем) передвигается в конец своей шеренги. А игрок, стоявший за ним, продолжает данную эстафету.

Победу одерживает та команда, которая раньше закончит выполнение данной задачи.

В процессе игры судьи, назначенные из игроков конкурирующих команд, следят за правильным выполнением упражнений. Если какой - либо игрок допустит ошибку, то он должен повторить неправильно выполненный элемент игры.

Можно провести игру 3 - 4 раза подряд, после чего подвести итоги.

Если спортсменам раньше не приходилось выполнять подобные движения и участники игры не могут проводить эти упражнения быстро и в большом количестве, то данное задание можно выполнять, стоя спиною к гимнастической стенке или с помощью другого спортсмена, который, расположившись сбоку от исполнителя, поддерживает его одной рукой под поясницу, а другой придерживает за одноименную руку.

6. "Э С Т А Ф Е Т А С Г И М Н А С Т И Ч Е С К И М М О С Т О М"

Играющие разделяются на несколько команд, с равным количеством игроков и выстраиваются в колоннах перед линией старта, против каждой команды устанавливают поворотный пункт.

1) Вариант.

Каждый игрок, который стоит направляющим в своей команде, получает набивной мяч. После сигнала судьи, направляющий, прижав к животу мяч, начинает передвигаться:

а) с помощью кувырков вперед, до поворотного пункта, обогнув который, кувырками возвращается в конец своей колонны. При этом остальные игроки встают на гимнастический или борцовский мост, а направляющий передает мяч игроку, который оказался впереди колонны, прокатив мяч под остальными участниками. Команда заканчивает игру после того, как все игроки команды выполнят задание в роли ведущего игрока.

Побеждает команда, закончившая эстафету раньше других.

Способы передвижения:

а) первую половину пути спортсмен передвигается кувырками назад, а вторую половину кувырками вперед;

б) первую половину пути направляющий, взяв в руки мяч, передвигается прыжками на одной ноге, а обогнув поворотный пункт, возвращается, выполняя кувырок вперед;

в) играющие выполняют поставленную задачу 3 - 4 раза, после чего определяется команда - победительница.

2) Вариант.

Все участники игры, кроме спортсмена, стоящего замыкающим, встают на борцовский (гимнастический мост). А участник, который располагался в конце колонны, проползает под игроками, стоящими на борцовском мосту, после чего, положив направляющего себе на плечи (как при проведении броска "Мельницей"), бежит к поворотному пункту и, обогнув его, возвращается в конец своей колонны. Участник, который лежал на плечах, подбежав к замыкающему игроку, повторяет задание, и игра продолжается до тех пор, пока все участники не побывают в роли ведущего игрока. После чего определяют команду - победительницу.

3) Вариант. "Встречные эстафеты".

а) Каждая команда, разделившись на равное количество игроков, располагается друг против друга. По сигналу тренера все участники встают на борцовский мост, а игрок "В" проползает под игроками противоположной колонны и встает на мост в конце команды. Игра заканчивается после того, как все игроки правильно выполнят задание, после чего определяют победившую команду.

б) Этот вариант отличается от предыдущего лишь тем, что замыкающий участник "Е" обегает противоположную колонну и после того, как проползет под участниками этой колонны, встает направляющим. А спортсмен "А" бежит к противоположной колонне.

На руках по бревну. Игроки двух равных по числу команд выстраиваются во встречные колонны. На расстоянии 3-4 м от каждой команды ставится поперек гимнастическое бревно. По сигналу игроки бегут к бревну, впрыгивают в упор поперек бревна и в этом положении двигаются к середине. Достигнув середины, они спрыгивают, бегом возвращаются к своим командам, касанием руки передают эстафету следующим, а сами встают в конец колонны. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету и сделавшая меньше ошибок.

Игры для развития гибкости

Скороходы.

Играющие строятся в шеренгу у края гимнастического ковра (стартовой линии).
По сигналу они наклоняются, руками захватывают стопы снизу и в положении согнувшись, не сгибая ног и сохраняя равновесие, движутся к противоположному краю ковра (заранее обусловленной цели). Выигрывает игрок, правильнее и быстрее всех закончивший эстафету.

Живые мостики.

Игроки двух равных и небольших по количеству команд выстраиваются в колонны по одному у края гимнастического ковра. Расстояние между командами - 5-6 м. По сигналу первый игрок, выполнив кувырок вперед (назад), принимает положение (любым оговоренным способом) гимнастического моста. Вслед за ним это же задание выполняют остальные игроки команды. После этого все игроки начинают передвижение в положении гимнастического моста к заранее намеченной цели, каждая команда к своей. Достигнув финиша, все встают в основную стойку. Выигрывает команда, выполнившая задание быстрее и с наименьшим количеством ошибок.

Тагже необходимо включать дополнительные комплексы упражнений на развития гибкости например на фитнесе для детей.

Игра для развития ловкости

Переправа.

Игроки двух (трех, четырех) равных по числу команд получают установленный для каждой команды набор гимнастического инвентаря и снарядов, например мостик, конь, козел, стоялки и т. п. За отведенное время (3-5 мин.) они ставят снаряды и инвентарь в любой последовательности, удобной для выполнения следующего задания: переправиться через все снаряды на" другую сторону гимнастического ковра (ограниченной площадки), не касаясь при этом пола. Затем игроки каждой команды выстраиваются в колонны по одному против своей переправы, и по сигналу игра начинается. Выигрывает команда, быстрее закончившая переправу и получившая меньше штрафных очков (штрафные очки даются за касание любой частью тела пола).

Средством силовой подготовки гимнастов может служить следующая игра.

Линейная эстафета.

Соревнуются две команды. В каждой команде игрок, стоящий первым, ложится на спину, подняв руки и ноги, а второй принимает над ним положение упора стоя согнувшись ноги врозь. По сигналу первый игрок обхватывает склонившегося над ним гимнаста руками за шею, а ногами за спину, и в таком положении они начинают передвижение боком (приставными шагами) либо спиной вперед к заранее обусловленной цели (линии поворота). За линией поворота они меняются ролями и таким же образом возвращаются обратно. Затем в игру вступает следующая пара игроков и т. д. Выигрывает команда, быстрее выполнившая задание.

Памимо игровой деятельности юнным гимнастам очень нравиться фитнес для детей . Занятия фитнесом стимулируют силовые покозатели у спортсменов начальной подготовки.

Для совершенствования техники выполнения гимнастических упражнений

Самый изобретательный.

Ребята по очереди выполняют упражнение на акробатической дорожке или на гимнастическом снаряде. Последующим игрокам повторяться нельзя (за это - штрафное очко). Наиболее изобретательный игрок, выполнивший больше всех разнообразных упражнений и с наименьшим числом ошибок, считается победителем.Для совершенствования техники выполнения упражнений на коне может быть рекомендовано следующее игровое задание.

Развитие гибкости – необходимость не только для детей, занимающихся спортом, но и для тех, кто в этой сфере не блистает. Подвижные суставы, эластичные и упругие мышцы, связки — все это достигается именно за счет развития гибкости. Вместе с тем, именно от ее развития зависит то, сколько энергии будет тратиться на те или иные движения. Поскольку дети в плане обучения и тренировок – это весьма специфический контингент, то и подход к ним должен быть особенным. Современные тренеры практикуют игры на развитие гибкости у детей.

Стандартные упражнения

Поскольку детям интереснее развиваться в процессе игр, то и гибкость необходимо развивать с их применением. Существует несколько игр, которые применяются с этой целью. Но все они групповые, поэтому детей должно быть несколько.

Первая игра называется «Палку за спину». Дети делятся на две равные группы и строятся в колонны. Расстояние между двумя участниками одной команды должно примерно равняться половине детского шага. По команде дети начинают передавать палку стоящему сзади. Важен при этом способ передачи. Руки должны быть выпрямлены над головой. С обоих концов палка должна держаться руками. После того как руки с палкой будут подняты, ребенок должен слегка прогнуться назад, чтобы передать снаряд следующему члену команды. Он повторяет действия предыдущего игрока. Последний ребенок, после получения палки, бежит в начало колонны и продолжает действие. Победит команда, которая быстрее пройдет весь цикл «передач» вплоть до того момента, пока во главе колонны не станет ребенок, который начинал игру.

Следующая игра называется «Бег раков». Как и в предыдущем случае, дети должны выстроиться в колонны. Далее первые представители обеих команд садятся на пол и поднимают таз над землей, удерживая тело руками и ногами. По сигналу они начинают двигаться вперед до определенной черты. Как только участник команды завершит дистанцию, ее начинает другой участник. За каждое касание таза с полом, отнимаются очки. Победит команда, которая наберет большое количество очков. Их можно насчитать вначале игры. К примеру, выделить каждой команде по 30 очков и отнимать за каждое нарушение по очку.

Это основные игры на развитие гибкости у ребенка. Но есть и такие, которые встречаются несколько реже, хотя они не менее продуктивны.

Дополнительные игры

«Кувырки и перекаты». Для этой игры понадобятся маты. Достаточно будет даже двух. После деления на команды, игроки встают в колонны. На этот раз колонны должны размещаться друг напротив друга, но со смещением в бок. По сигналу, первые игроки команд делают кувырок, встают в другом конце мата и присоединяются в конец другой команды. Когда все игроки сделают это упражнение по одному разу, начинается вторая часть игры. Стоя спиной к мату, игроки должны перекатиться на мате назад через голову. Игру можно продолжать до того момента, пока все дети не сделают оба упражнения.

«Скамейка над головой». Эта игра требует наличия нескольких гимнастических скамеек. Кроме того, в ней очень важна слаженность действий всех членов команды. Дети делятся на три колоны. С правой стороны возле каждой колоны размещена гимнастическая скамейка. Когда будет дан сигнал, дети должны поднять скамейку над головой и поставить с левой стороны. Далее команда перепрыгивает через поставленную скамейку и повторяет действие. Игра заканчивается только тогда, когда все команды переместятся с одной стороны зала в другую. При этом они должны переместить скамейку не менее шести раз. Выигрывает команда, которая быстрее и четче других проделала все действия.

Подвижные игры. Праздничные игры

ПЕРЕДАЧА МЯЧА

Цель игры: развить гибкость и ловкость.

Ход игры

Игроки делятся на 2 команды. Они располагаются в колонны на расстоянии шага друг от друга. Задача участников - передать мяч стоящему сзади игроку над головой. Команда, которая сделает это быстрее, побеждает.

ПЕРЕДАЧА МЯЧА ЗМЕЙКОЙ

Цель игры: развить гибкость.

Необходимые материалы и наглядные пособия: мячи.

Ход игры

Игроки делятся па 2 команды. Они располагаются в колонны па расстоянии шага друг от друга. Задача участников передать мяч стоящему сзади. Причем один из игроков передает мяч над головой, а другой - между ног. Команда, которая сделает это быстрее, побеждает.

ЭСТАФЕТА "ТУННЕЛЬ ИЗ ОБРУЧЕЙ"

Цель игры: развить гибкость.

Ход игры

Игроки делятся на 2 команды. Часть участников команды держит обручи, образуя туннель, другая часть по сигналу ведущего пробегает по туннелю. Затем участники меняются местами. Побеждает та команда, которая выполнит задание первой.

ЭСТАФЕТА С ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ПАЛКОЙ

Цель игры: развить гибкость.

Необходимые материалы и наглядные пособия: гимнастические палки.

Ход игры

Игроки долятся на 2 команды. Они располагаются в колонны на расстоянии шага друг от друга. Первый игрок по сигналу ведущего перешагивает через гимнастическую палку, которую держит в руках, затем передает ее следующему игроку. Побеждает та команда, которая первой выполнит задание.

АРКИ

Цель игры: развить гибкость.

Необходимые материалы и наглядные пособия: столбики, веревка.

Ход игры

В игре принимают участие 2 команды. На игровой площадке устанавливают столбики, за которые привязывают веревки так, чтобы получились арки. Причем каждая последующая арка должна быть ниже другой. Количество арок может быть различным. Задача игроков - пройти все арки, наклонившись назад. Команда, которая пройдет дистанцию первой, побеждает.

ЦИРКАЧИ

Цель игры: развить гибкость.

Необходимые материалы и наглядные пособия: гимнастические обручи.

Ход игры

В игре может участвовать разное количество человек. По сигналу ведущего участники начинают крутить обручи на талии. Выигрывает тот, кто продержится дольше других.

ЛЕТАЮЩИЙ МЯЧ

Цель игры: развить гибкость.

Необходимые материалы и наглядные пособия: мяч.

Ход игры

Игроки встают в круг. Их задача - перекидывая мяч, ие дать ему упасть как можно дольше. Причем игроки не должны сходить с места и даже отрывать ступни от пола. Тот, кто уронит мяч, выбывает из игры.

МОСТИКИ

Цель игры: развить гибкость.

Необходимые материалы и наглядные пособия: мел, вертушка с числами от 1 до 16.

Ход игры

Необходимо разметить игровое поле: квадрат, разделенный на 16 частей. У игроков можно взять фанты. Из числа игроков выбирается водящий, который с помощью фантов определит участника, а с помощью вертушки - номера квадратов, в которых он должен разместить 2 руки и 2 ноги. По игровой площадке расставляются все игроки. Задача каждого игрока - продержаться на ноле в неудобной позе как можно дольше. Тот, кто смог устоять дольше всех, меняется с водящнм ролями.

ПУТАНИЦА

Цель игры: развить гибкость.

Необходимые материалы и наглядные пособия: музыкальное сопровождение.

Ход игры

Из числа игроков выбирают водящего. Все игроки встают в круг, а водящий отворачивается. В это время игроки запутываются, не размыкая рук. Задача водящего - распутать путаницу.

ЯЩЕРИЦЫ

Цель игры: развить гибкость.

Необходимые материалы и наглядные пособия: мел для обозначения линии старта (финиша), флажки па подставке для обозначения места поворота, кегли.

Ход игры

В игре участвуют 2 команды. На игровом поле расставляют "кегли, которые должны будут огибать проползающие игроки. По сигналу ведущего игроки ложатся на пол и ползком передвигаются по дистанции, стараясь не сбить кегли. Выигрывает та команда, которая первой пройдет дистанцию.

Уровень развития основных двигательных качеств - ловкости, быстроты, выносливости позволяет ребенку успешно овладевать двигательными умениями (бегом, прыжками, метанием) и спортивными упражнениями (ходьбой на лыжах, ездой на велосипеде, плаванием и пр.). К перечисленным двигательным качествам относится также и мышечная сила, т. е. способность к проявлению мышечных усилий, от которой зависит правильность овладения движениями. Не имея достаточно развитой силы, нельзя быстро или долго бегать, плавать, ходить на лыжах, высоко прыгать, далеко метать. Крепкий сильный ребенок легко осваивает новые движения, он уверен в себе, способен переносить трудности и даже любит упражнения с большей нагрузкой.

Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).

Качество силы выражается через совокупность силовых способностей.

Силовые способности - это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».

Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека.

Различают собственно силовые способности и их соединение с другими физическими способностями (скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость)

Собственно силовые способности проявляются: при мышечных напряжениях изометрического (статического) типа (без изменения длины мышцы). Воспитание собственно силовых способностей может быть направлено на развитие максимальной силы.

Скоростно-силовые способности характеризуются непредельным напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту)

К скоростно-силовым способностям относят:

1) быструю силу,

2) взрывную силу.

Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей предельной величины. Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях и т.д.).

К специфическим видам силовых способностей относят силовую выносливость и силовую ловкость.

Силовая выносливость - это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины.

Силовая ловкость проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности (регби, борьба, хоккей с мячом и др.).

Наиболее высокие увеличения показателей силовых способностей от 4 до 5 лет. В возрасте от 5 до 6 лет обнаружены некоторые замедления силовых показателей. Необходимо учитывать это при организации целенаправленной работы по развитию силовых способностей дошкольников.

Упражнения для развития силовых способностей делятся на 2 группы: с сопротивлением, которое вызывает вес бросаемых предметов, и выполнение которых затрудняет вес собственного тела (прыжки, лазания, приседания). Большое значение имеет количество повторений: небольшое не содействует развитию силы, а чрезмерно большое может привести к утомлению.

Необходимо также учитывать темп выполнения упражнений: чем он выше, тем меньшее количество раз должно выполняться. В силовых упражнениях предпочтение следует отдавать горизонтальным и наклонным положениям туловища. Они разгружают сердечно-сосудистую систему и позвоночник, уменьшают кровяное давление в момент выполнения упражнения. Упражнения с мышечным напряжением целесообразно чередовать с упражнениями на расслабления.

В детском саду следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя преимущественное внимание мышцам-разгибателям.

Учитывая анатомо - физиологические особенности дошкольников, не следует стремиться к максимальным результатам и превышать нормы для прыжков в длину, в высоту, так как это может отрицательно повлиять на развитие костной системы, а также внутренних органов. Не рекомендуются упражнения, вызывающие задержку дыхания и большое напряжение организма.

Интенсивность выполняемых упражнений, масса предметов (мешочков с песком и др.), дозировку физической нагрузки следует повышать постепенно.

Подвижные игры бывают различного характера и служат разным целям: для развития физических качеств, для снятия усталости, для формирования функций организма. Для развития силовых способностей можно порекомендовать следующие подвижные игры. Эти игры могут проводиться в виде упражнений на сопротивление внешним силам и упражнения на волевые напряжения мышц. Можно использовать игры в парах и групповые, где игроки команды распределяются по силе и росту партнеров.

Подвижные игры

  1. Оттолкнуть партера с места толчком ладоней.
  2. Перетянуть соперника через черту движение назад.
  3. Перетягивание соперника за одноименные руки.
  4. Отобрать палку или любой другой предмет у соперника, поворачивая его в одну или другую сторону.
  5. Коршун и наседка. Играющие становятся в затылок друг к другу и обхватывают за пояс впереди стоящих. Первый в цепи изображает наседку , все остальные - цыплят . Один из играющих - коршун . Он старается схватить цыпленка, стоящего последним в цепи, наседка же всячески мешает этому, преграждает коршуну путь разведенными руками. Все играющие помогают наседке, перемещаясь по площадке так, чтобы конец цепи находился как можно дальше от коршуна.
  6. Удочка . Дети стоят по кругу. Воспитатель - в центре круга. Он держит в руках шнур, на конце которого привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног. (Предварительно объяснить детям, что, подпрыгивая, нужно сильно оттолкнуться и подтянуть ноги.)
  7. Медведи и пчелы. Играющие делятся на две группы: треть из них - медведи, остальные - пчелы. На гимнастической стенке улей. С одной стороны очерчивается место берлоги, с другой место луга. Пчелы помещаются на гимнастической стенке. По сигналу ведущего пчелы опускаются, летят на луг за медом и жужжат. Медведи влезают на опустевший - улей и лакомятся медом. По сигналу «Медведи!» все пчелы летят в улей, а медведи слезают и убегают в берлогу. Не успевших убежать в берлогу пчелы жалят (дотрагиваются рукой). Затем пчелы возвращаются в улей и игра возобновляется. Ужаленный медведь не выходит за медом, а остается в берлоге. Правила игры. Пчелы не ловят медведей, а дотрагиваются до них рукой. Каждое новое действие начинается по сигналу. Спрыгивать с гимнастической лестницы нельзя, надо слезать.

8. Перелет птиц. Дети (птицы) собираются на одной стороне зала, напротив гимнастической стенки или скамеек. По сигналу «полетели» птицы разлетаются по всему залу, расправ-ляя крылья (руки в стороны) и помахивая ими. По сигналу «буря» птицы летят к деревьям (дети влезают на стенку или гимнастическую скамейку). Когда воспитатель говорит: «Буря прошла»,- птицы спокойно опускаются с деревьев, продолжают летать. Игра повто-ряется 3-4 раза.

9. Ловля обезьян . Дети, изображающие обезьян, размещаются на одной стороне площадки у гимнастической стенки. На про-тивоположной стороне находятся двое-трое ловцов. Ловцы сговариваются между собой, какие движения они будут делать, выходят на середину площадки и выполняют их. Обезьяны влезают на стенку и оттуда наблюдают за движениями ловцов. Выполнив движения, ловцы уходят, а обезьяны слезают с деревьев (стенки), приближаются к тому месту, где были ловцы, и по-вторяют их движения. По сигналу воспитателя «Ловцы!» обезьяны бегут к деревьям и влезают на них. Ловцы ловят тех обезьян, которые не успели влезть на дерево, и уводят их к себе. После 2-3 повторений подсчитывают количество пойманных обезьян, назначают других ловцов. Игра повторяется.

10. Гонка мячей по кругу . Играющие по кругу по часовой или против часовой стрелки передают набивные мячи, при этом один мяч догоняет другой, по сигналу мячи меняют направление.

Эстафеты.

  1. Перетягивание каната . На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три - начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей.Правила игры. Начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побежденной.
  2. Удержание волана на ракетке. Участники двух команд выстраиваются в колонны, один за другим. Каждая команда выбирает себе ракетку и волан. Игрок, стоящий впереди всех, должен взять ракетку, положить на нее волан и пробежать до флажка, и обратно. Затем игрок передает ракетку с воланом следующему участнику. Если волан падает на пол во время бега или при передаче, игрок должен остановиться и положить волан на ракетку, лишь после этого продолжить свой путь. Выигрывает та команда, чьи участники первыми завершили эстафету.
  3. Бег с набивным мячом. Играющие делятся на две-три команды и становятся в колонны по одному. У впереди стоящих игроков в руках набивные мячи. По сигналу руководителя участники начинают бег с мячом в руках до флажка и обратно. Затем мяч передают следующему участнику. Выигрывает та команда, чьи участники первыми завершили эстафету.
  4. Бег пингвинов. Команды выстраиваются в колонны перед стартовой линией. Игро-ки, стоящие первыми, зажимают между ногами (выше коленей) волей-больный или набивной мяч. В таком положении они должны достигнуть стоящего в 10-12 шагах от них флажка и вернуться назад, передав мяч руками второму номеру своей команды. Если мяч упал на землю, нужно снова зажать его ногами и продол-жать игру. Закончившие пробежку встают в конец колонны. Выигрывает команда, сумевшая быстрее и без ошибок закончить эстафету.
  5. Прыжки на одной ноге. Играющие делятся на две команды становятся с одной стороны площадки. По сигналу участники начинают прыжки на одной ноге до флажка. Около флажка меняют ногу, если до флажка прыгали на правой ноге, то от флажка до своей команды на левой. Передав эстафету участник встает в конец колонны. Выигрывает команда, сумевшая быстрее и без ошибок закончить эстафету.
  6. Всадники .Команды выстраиваются в колонны перед стартовой линией. У каждой команды мяч хип-хоп (большой мяч с двумя ручками. По сигналу первые участники садятся на мяч верхом и выполняют прыжки на нем до флажка и обратно. Выигрывает та команда, чьи участники первыми завершили эстафету.
  7. Прыжки из обруча в обруч . На полу расположены 4-5 обручей. Играющие по командам становятся на одной стороне площадки. По сигналу первые игроки начинают перепрыгивать из обруча в обруч. Прыжки выполняются двумя ногами одновременно руки на пояс. Прыжки выполняются до флажка и обратно. Выигрывает команда, сумевшая быстрее и без ошибок закончить эстафету.
  8. Самые меткие . Около флажка устанавливается корзина или обруч. На расстоянии 2-3 метров от обруча ставится корзинка с мешочками (мешочков в корзинке по количеству участников). Каждый участник команды получает право на один бросок мешочка, он должен постараться попасть в корзину. После броска участник возвращается к команде. Побеждает команда, у которой больше точных попаданий.
  9. Бег паучков . Команды выстраиваются в колонны перед стартовой линией. Участники принимают положение на четвереньках животом вверх, ногами вперед и двигаются в таком положении до флажка и обратно. Выигрывает команда, сумевшая быстрее и без ошибок закончить эстафету.

10. Пожарные на учении Дети строятся в три-четыре колонны лицом к гимнастической стенке - это пожарные. Первые в колоннах стоят перед чертой (исходная линия) на расстоянии 4-5 м от гимнастической стенки. На каждом пролете гимнастической стенки на одинаковой высоте (на рейке) подвеши-ваются колокольчики. По сигналу воспитателя дети, стоящие в колоннах первыми, бегут к гим-настической стенке, взбираются по ней, звонят в колокольчик, спускаются вниз, затем возвращаются к своей колонне и встают в ее конец; Воспитатель отмечает того, кто быстрее всех выполнил задание. Потом снова дается сигнал и бежит следующая группа детей и т. д. В конце игры воспитатель отмечает ту колонну, дети ко-торой быстрее справились с заданием, т. е. ловко забрались и по-звонили в колокольчик. При лазанье по гимнастической стенке об-ращается внимание на то, чтобы дети не пропускали реек и не спрыгивали, а сходили с последней рейки гимнастической стенки. При проведении данной игры воспитатель осуществляет стра-ховку детей. Вариант: можно приставить к гимнастической лестнице наклонную лестницу.

11. Кто дальше бросит. Играющие делятся на две команды становятся с одной стороны площадки. У впереди стоящих игроков в руках набивные мячи. По сигналу воспитателя дети, стоящие в колоннах первыми, бросают мяч двумя руками из-за головы и встают в конец колонны. Руководитель отмечает того, кто дальше всех бросил.. Потом снова дается сигнал и бросает следующая пара и т. д. Тому игроку кто бросил дальше дается очко. Побеждает та команда которая заработает больше очков.

12. Передача мяча в колонне. Играющие делятся на две, три или четыре команды и становятся в колонны по одному. У стоящих впереди по набивному мячу. По сигналу руководителя начинается передача мячей назад. Когда мяч дойдет до стоящего сзади, он бежит с мячом в голову колонны (все делают шаг назад), становится первым и начинает передачу мяча назад и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока каждый из игроков команды не побывает первым. Надо следить за там, чтобы мяч передавался с прямыми руками с наклоном назад, а дистанция в колоннах была бы не менее шага. Мяч можно передавать сверху, с боку, с низу между ног.

13. Гонки на санках (на улице). Играющие делятся на две-три команды и становятся в колонны по одному. У каждой команды санки. Один участник садится на санки, другой берется за веревку. По сигналу руководителя участник, который держит веревку, тянет за нее и везет своего товарища до флажка и обратно. Затем это задание выполняет следующая пара и т. д. Выигрывает та команда, чьи участники первыми завершили эстафету.

Подвижные игры пре-имущественно ориентированы на активизацию двигательной деятельности. Их можно использовать на утренней гимнасти-ке, физкультурных занятиях, на прогулке, во время досуга и праздников. Подбирая игру, необходимо учитывать инди-видуальные особенности ребят, их возраст, степень двигательной активности, уровень двигательных умений, место проведения игры.

Список литературы:

  1. Буцинская П. П., Васюкова В. И.. Лескова Г. П. Общеразвивающие упражнения в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада.-2-е изд., перераб. И доп.- М.: Просвещение, 1009.-175 с.азвивающие упражнения вдетском садудетьми5-7 лет.-льных учреждений.-ческих качеств ловкости, быстротывыносливо
  2. Вареник Е. Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. -М.: ТЦ Сфера, 2006.- 128 с.
  3. Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Самодурова М. М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. Пособие для студ. Высш. И сред. Пед учеб. Заведений.- М.:Издательский центр»Академия», 2002.- 320 с.
  4. Кудин А. Н. Физкультура и спорт. Малая энциклопедия. М.: «Радуга», 1982 г.-245 с.
  5. Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика ФВ с основами теории: учеб. Пособие для студентов пед. Институтов и учащихся пед. Училищ. – М.:Просвещение, 1991.- 191с.
  6. Мащенко М.В., Шишкина В.А. Физическая культура дошкольника. – Мн.: Ураджай, 2000.- 156с.
  7. Муравьев В. А., Назарова Н. Н. Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста: - Методическое пособие.М..2004- 112с.
  8. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения:методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений.- Под ред.С. О. Филипповой.- СПб.: «Детство-пресс», 2007.-416с.
  9. Степаненкова Э. Я. Методика физического воспитания.- М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005 г. – 96 с.
  10. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Издательский центр «Академия» 2001.-368с.
  11. Шебеко В.Н. и Ермак Н.Н., а так же Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. М.: ACADEMIA, 2000. – 176с.


  • Разделы сайта