Женские практики в йоге. Йога для женщин, или один из взглядов на женскую йогу. Предменструальный и постменструальный синдромы

Растения - часть природы, часть экологической системы планеты Земля. Каждое растение - ценность, составляющая экоцепочку земного шара. Исчезнет хоть одно из её звеньев - нарушится хрупкое природное равновесие в балансовой системе (пищевой, сырьевой, климатической) вселенной. Вот почему надо охранять и беречь дикорастущие растения от полного или частичного исчезновения.

Разнообразие дикорастущих растений

Дикорастущие растения классифицируются на:

  • деревья;
  • кустарники;
  • травы.

Известно более 350 тысяч разнообразных растений от простейших одноклеточных до деревьев-гигантов. Они произрастают не только в лесах и степях, но населяют мировые воды, живут в недоступных глубинах океанов и морей, в знойных пустынях и на каменистых скалах, даже, казалось бы, в непригодных для жизни ледниках Антарктиды.

Ценность растительного мира дикой природы

Прежде всего, растения - основные продукты питания для животных и человека. Аминокислоты, витамины, белки, то есть всё, что требуется для их жизнедеятельности, содержат зелёные представители флоры.

Истребляя флору, человечество стоит на пути самоуничтожения. Почему? Надо охранять и беречь дикорастущие растения потому, что кислород, жизненно необходимый для людей и животных, образуется в результате фотосинтеза в растительных клетках. Особенно большое количество этого компонента воздуха выделяется лесами - лёгкими планеты Земля.

Прогулка по лесу или поход в горы - замечательный вид отдыха. Зелёный цвет оказывает умиротворяющее влияние на нервную систему человека, а обогащённый кислородом воздух благотворен.

Из хлопка и льна вырабатывают натуральные ткани, древесина идёт на изготовление мебели, бумаги, на строительство домов и т. д.

Практически все представители растительного мира - и съедобные, и ядовитые - можно использовать для приготовления лекарственных препаратов, спасающих жизни многим людям.

Использование даров флоры практически во всех сферах человеческой жизни наглядно демонстрирует, почему надо охранять и беречь дикорастущие растения.

Сохранить богатство флоры для будущих поколений

Туристы, случайные и постоянные посетители леса рвут с корнями, затаптывают, фактически варварски истребляют редкие и даже исчезающие цветы - подснежники, орхидеи, крокусы, эдельвейсы, ландыши, адонисы. неконтролированный сбор лекарственных растений, распахивание целины под поля - все это приносит непоправимый вред не только локальной экосистеме, но и растительному миру в целом, поскольку большое состоит из малого.

Почему надо беречь дикорастущие растения? Для того чтобы грядущее поколение могло любоваться зелёно-цветочным безбрежьем лугов, мохнатыми мачтовыми елями и кедрами, изобилием грибов в дождливую осень, чтобы не менялся видовой состав животного мира и климатическая составляющая даже самого маленького, но существенно важного места на нашей планете. Для этого редкие и берут под охрану на государственном и международном уровне, заносят в Красную книгу, искусственно восстанавливают популяции в ботанических садах.

Ноги кормят не только волка, но и всех других зверей. Так же, как птиц кормят крылья, а рыб — плавники. Всех животных кормит их способность к передвижению.
Не побегаешь — не поешь.
Не поплаваешь — не поешь.
Не полетаешь — не поешь.
Если б животные сидели на месте, они бы очень скоро погибли от голода.
А растение — не погибает. Потому что оно добывает пищу прямо из земли. И никуда ему бегать не нужно. Оно и других пригласит на обед: птица прилетит — поклюет ягоды, зверь прибежит — пожует листья. Зверя кормят ноги, поэтому он прибежит. Птицу кормят крылья, поэтому она прилетит. А растение кормят корни, поэтому оно остается на месте.

Сто лет — на месте.
Тысячу лет — на месте.
Чтобы добыть пищу из земли, нужно глубоко пустить корни. А если пустил корни, приходится на месте стоять.
Животные не могут сами пустить корни, поэтому растения пускают корни и за них. Без растений животные погибли б от голода. А что бы им оставалось? Землю грызть? Но сколько б они ни грызли землю, ничего бы из нее не выгрызли. Даже волк с его зубами не выгрыз бы. Потому что только растения умеют добывать пищу прямо из земли.
Вот и получается, что животные на иждивении у растений.
Это только так говорится, что их ноги кормят, что их крылья кормят или там плавники. На самом деле их кормят растения.
Сначала растение само покормится у земли, потом заяц, овца или, допустим, олень покормится у растения, а потом уже волк к кому-нибудь заявится на обед — к зайцу, овце или оленю.
И не только волк.
Все животные земли непременно обедают у кого-то
Одни обедают у растений, другие — у тех, кто обедает у растений, третьи — у тех, кто обедает у тех, кто обедает у растений.
Вот почему растению приходится стоять на месте: ведь оно стоит и за оленя, и за зайца, и за волка, и за всех животных земли. Ему надо постоять за всех, кто ходит, бегает, плавает и летает.
Чтобы за всех постоять, нужно быть настоящим богатырем. И среди растений немало настоящих богатырей. Куда там слону! Куда там киту! Среди растений встречаются богатыри стометрового роста.
Потому что, когда ты стоишь за других, ты становишься настоящим богатырем, а когда стоишь только за себя, тут уж, конечно, богатырем не станешь.
Правда, даже самому богатырскому богатырю не всегда удается постоять за себя. За других — удается, а за себя — не удается.
Подумай об этом, когда тебе захочется сломать ветку дерева.
Оно не может от тебя убежать.
Оно не может от тебя улететь.
Оно стоит на месте, чтобы постоять за тебя.
Помоги ему постоять за тебя.
Потому что сам за себя постоять без него ты не сможешь.

Феликс КРИВИН
1973 г
В оформлении использована гравюра голландского художника Мориса Корнелиуса Эшера «Другой мир».

Практика «женской» йоги

Занятия йогой для женщин – это специальные комплексы упражнений, учитывающие специфику строения женского тела и женской энергетики. Упражнения направлены на развитие гибкости, плавности и грациозности движений, сексуальности и привлекательности. Обязательный компонент занятий – укрепление мышц тазового дна, отвечающих за работу внутренних органов, сохранение правильного положения внутренних органов. Занятия йогой успокаивают женщину, уравновешивают ее эмоциональное состояние, готовят к здоровой беременности и помогают восстановиться после родов. Отдельные упражнения выполняются во время менструации. Специальные упражнения балансируют работу женской эндокринной системы.

Стабильный гормональный фон – залог женской красоты и молодости: это и упругая кожа, и аромат тела, и блеск глаз. Дыхательные упражнения помогают женщине восстановить энергию. Медитации дают возможность осознать, почувствовать свою природу, свою естественную силу. Йогой можно заниматься в любом возрасте и при любом состоянии здоровья. Противопоказания к занятиям йогой вообще могут быть только при наличии острых заболеваний. Во всех остальных случаях возможно подобрать те асаны и практики, которые в наибольшей степени подходят конкретной женщине с ее возрастными и иными особенностями.

В основе йога-терапии, то есть йоги, направленной на оздоровление организма, лежит хатха-йога, которая использует сочетание асан (статических поз) с правильным дыханием. Статические упражнение йоги подразделяются на асаны и мудры. Асаны оказывают воздействие на мышцы, связки, сухожилия и внутренние органы, а мудры – на железы внутренней секреции, к которым в аюрведе относится не только эндокринная система, но также печень и селезенка. Также в йоге используется три основных бандхи – что в переводе означает «узел, замок». Это подбородочный замок (джаландхара-бандха), чревный замок (уддияна-бандха) и замок сфинктера прямой кишки (муладхара-бандха). Все асаны выполняются из трех позиций – стоя, сидя или лежа. Каждой асане соответствует строго определенный тип дыхания. Одни асаны выполняются на произвольном дыхании, другие – на задержке после выдоха, третьи – на задержке после вдоха. Выполняя ту или иную асану, необходимо концентрировать внимание на том органе или части тела, на который направлено воздействие данной асаны.

Пранаяма, или правильное дыхание, – чрезвычайно важный аспект йоги. Йога насчитывает тысячи асан, и у каждой асаны есть основное назначение.

Выполнение асан должно быть медленным и постепенным, никаких резких движений, никакого напряжения. Следите за тем, чтобы локти, плечи, челюсти, лоб, шея – пребывали в расслаблении. Ощущение боли – сигнал о том, что асана выполняется неправильно, или же вы не готовы выполнять ее в полном объеме. Это не должно вас смущать! Старайтесь потихоньку, шаг за шагом, приблизиться к идеальному, каноническому выполнению асаны, но не требуйте от себя невозможного, и ни в коем случае не начинайте со сложных асан, требующих серьезной подготовки.

Все упражнения в нашей книге идут по принципу «от простого к сложному» и предназначены для начального уровня освоения йоги. Те читательницы, которые уже практикуют йогу, могут сами определить, с какого упражнения им необходимо осваивать новое.

Помните, что для йоги чрезвычайно важны концентрация, сосредоточение и максимально расслабленное тело, никаких зажимов. При выполнении асан необходимо обращать внимание на ровную спину, на умение держать равновесие.

Из книги Секреты тантра-йоги автора Холин Юрий Евгеньевич

Глава 3. Садхана (практика Тантра-йоги) Термин «садхана» означает эффективное средство достижения. Это обычно религиозные или духовные дисциплины, такие как пуджа, йога, медитация, джапа, пост и аскетизм. В результате правильно практикуемой садханы укрепляется сила воли,

Из книги Шива и Кундалини. Все тайны индийской йоги автора Смирнов Терентий Леонидович

Странник Шива и Кундалини - все тайны индийской йоги! (психология индийской йоги в России) Москва - 2009 г Всем «читателям-эзотерикам» и российским духовным искателям - всяческим йогам, магам, тантристам, кришнаитам… адресована эта интересная книга - прочитайте её и

Из книги Философские основания современных школ хатха-йоги автора Николаева Мария Владимировна

Практика йоги в семье Айенгара Выбор Айенгара в пользу семейной жизни был совершенно сознателен, и ему нередко приходилось объяснять его преимущества людям, которые сомневались, можно ли заниматься йогой и вести нормальную семейную жизнь. Именно собственный пример

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 31 автора Степанова Наталья Ивановна

Совмещение хатха-йоги и раджа-йоги Опираясь на два основных классических текста – «Йога-сутры» и «Хатха-йога-прадипику» – Айенгар стремится развеять неверное представление о том, что раджа-йога духовна, а хатха-йога – просто физическая подготовка. В обоих текстах целью

Из книги Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги автора Рерих Елена Ивановна

Заговор от женской немочи Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Воскресенье с понедельником, Вторник со средой, Четверг с пятницей, А тебе, суббота, дружки нет, Так бы не было и тебе, моя хворь, Моего тела. Аминь. Читают в первый день убывающей луны. В посты этот заговор не

Из книги 7000 заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

Духовное общение с Учителем. Медитативная практика Агни Йоги Памятование Имени Учителя 07.12.35 Слова Учения – «Но для пользы говорю, поминайте чаще Мое Имя». Конечно, здесь подразумевается повторение умное или сердечное, как же иначе образуется связь с избранным

Из книги Тибетская йога сна и сновидений автора Ринпоче Тендзин Вангьял

От женской «нестоячки» Не только мужчина бывает неспособным в постели, но и женщина. Обычно она жалуется, что совершенно не хочет мужа. После постели с ним чувствует себя ужасно, мучается болями и т. д. Говорят, парясь в бане:Женщиной народилась, женщиной покрестилась,

Из книги Йога для пальцев. Мудры здоровья, долголетия и красоты автора Виноградова Екатерина А.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Практика йоги сновидений 1. Видение, действие, сновидение, смерть В «Материнской тантре» говорится: если у человека нет осознавания в видении, вряд ли его поведение будет осознанным. Если же у него нет осознавания в поведении, вряд ли он будет проявлять

Из книги Самая очаровательная и привлекательная автора Шереметева Галина Борисовна

ЧАСТЬ ПЯТАЯ. Практика йоги сна 1. Дакини Салчже Дудалма Дакини Салчже Дудалма«Материнская тантра» учит, что существует дакини - защитница и охранительница священного сна. Полезно устанавливать связь с её сущностью, одновременно являющейся природой практики, чтобы она

Из книги Руны раскрывают тайны мира автора Меньшикова Ксения

Из книги НАУКА О ЛЮБВИ автора Салас Соммэр Дарио

Миф о женской привлекательности Где, спросите вы, красота, внешность? Все дело в том, что мужчины внимательно всматриваются в женскую внешность только для того, чтобы придраться к ней, найти несовершенство. Внешность женщины интересует мужчину и в тот момент, когда она

Из книги Современная боевая тантрическая магия автора Дароль Алексей

Факультет женской силы Умение управлять силой, присущей только женщинам. Оздоровление (гинекология) и омоложение организма. Устройство личной жизни и восстановление отношений с любимыми и детьми.В программу входят различные тренинги и семинары. Последовательность

Через духовную практику можно развить в себе божественную женственность и зажечь внутренний свет, который станет благословеньем и маяком для нас, нашего окружения и всего мира!

В шактийских текстах женщины и земля одинаково почитаются как источники энергии, жизненности, физического и духовного благополучия. В индуистской традиции йогини (продвинутая женщина-йог) представляет собой йога-шакти Кундалини, а также силы, пребывающие в различных чакрах (женские божества). Йогини обладает силой самой йоги и может пробуждать её в других, причём не только в целом, но и в любой точке или части тела и ума. Состояние женской психики - состояние и энергия всего мира. Йоги Бхаджан подчеркивал, что через совершенствование и духовную гармонию женщины можно возвысить всё человечество…

Женская йога в современном мире

Несмотря на то, что в настоящее время женщин, интересующихся йогой, гораздо больше, чем мужчин, количество совсем не говорит о качестве. Часто женщины занимаются йогой по форме (и для формы), но не по сути. Для многих она не становится философией и образом жизни, а заменяет фитнес. С мужчинами ситуация обстоит несколько иначе в силу их склонности всё анализировать и обдумывать («Зачем делаю асаны?», «Для чего выполняю пранаяму?», «Что даёт медитация?» и т. д.), изучать информацию. Женщины могут ходить на занятия для умственного отдыха, эмоциональной зарядки и возможности пообщаться. Это можно объяснить отличием устройства мышления мужчин и женщин. Если вы дадите какую-то интересную вещь мальчику, то он её обязательно разберёт, чтобы узнать, как та устроена, понять принцип работы механизма; девочка же удовлетворится тем, что вы покажете назначение данной вещи и, скорее всего, даже не подумает её разбирать. Это не означает, что чьё-то мышление устроено лучше, потому что в высокоразвитой личности присутствуют качества обоих полов, делающих личность целостной. Мудрая учительница (преподаватель) йоги, которая излучает не просто внешнюю красоту, а обладает глубоким внутренним миром, будет способна изменить мировоззрение множества женщин, пришедших в йогу по абсолютно разным мотивам, не касающимся развития сознания, и направить вектор их развития в нужном направлении…

Для того чтобы способствовать развитию себя и окружающих, необязательно становиться преподавателем йоги, достаточно развивать в себе качества сострадания (не путайте с сопереживанием) и осознанности. Мы часто думаем о том, что многие настолько глупы или слепы, что не способны проснуться в этой жизни. Но это лишь потому, что мы сами не готовы активно трансформироваться, а значит, и менять саму реальность. Верьте в людей, откройте в себе способность видеть в каждом чистую потенциальность и божественную искру. Нам неизвестно, какова скорость эволюции конкретной души, потому что она неповторима и уникальна. Так подбросьте «дров в печь» своей верой в человека! Порой достаточно лишь небольшого толчка, чтобы человек начал движение вперёд. А также не думайте, что ваша жизнь незначительна и что своими действиями вы не измените мир. Без одной капли кувшин будет уже не полон…

Пробуждённый ум - бодхичитта - не создаётся причинами и не разрушается обстоятельствами. Его не сотворили искусные будды и не изобрели смышлёные живые существа. Он изначально присутствует в тебе как твоя естественная собственность

Падмасамбхава


Именно женский подход в йоге может раскрыть новые грани в этой «мужской» системе самосовершенствования. Женский подход - это метод энергии, способность интуитивно постигать реальность (например, «втекать» в асану). Мужской подход - метод сознания, часто основанный на следовании определённым инструкциям, согласно имеющимся знаниям (силой войти в асану и «отстроиться по учебнику»). Чтобы смысл йогической практики стал ясен большему количеству людей, необходимо искать различные методы. Будда, для того чтобы разъяснять Путь Освобождения различными способами, чтобы он был понятен разным людям, создал различные методы учёбы, названные «Воротами Дхармы». Именно женская способность приспосабливаться может помочь найти подход к конкретному человеку, а не считать, что «это не мой кармический человек». Какая разница, есть ли у вас какая-то связь с этим человеком или нет, если вы сможете помочь человеку эволюционировать. Не было связи раньше, так пусть появится сейчас…

В произведении «Песнь Сахаджио (Песня Сахаджия)» есть строки:

Во сне она в пустом небе Божественного; проснувшись, она вспоминает Божественное. Что бы она ни сказала - это божественные слова. Она практикует безжеланную преданность

Сахаджо была санньясинкой, монахиней. Будда называет пустоту нирваной, Шанкара называет нирваной наполненность, а Сахаджо объединила их вместе. Сахаджо стала мостом. Проснувшись, она вспоминает Божественное - то, что во сне было пустым небом, в пробуждении становится наполненностью. Существование едино. Мы в двух состояниях - сна и пробуждения: человек, который переживает существование во сне, находит, что это предельный покой, человек, переживающий его в пробуждении, находит, что это предельное блаженство. Во сне блаженство становится покоем; в пробуждении покой становится блаженством.

Будда сидел в молчании под деревом Бодхи. Он пережил существование как пустоту. Чайтанья танцевал в существовании, он увидел существование как пробуждение. Оба они пережили одно и то же, но в разных измерениях. Если ты переживаешь с закрытыми глазами, ты переживаешь существование как пустоту; если ты переживаешь с открытыми глазами, ты находишь, что эта безграничная игра существования есть наполненность. Она говорит, что и Будда прав, и Шанкара прав. «Я пережила существование с обеих сторон, я поняла, что оно не два. Два - это в реальности одно. Это две стороны. Если мы закрываем глаза, внутри пустота; если мы открываем глаза, отовсюду изливается наполненность».

«Дхарма Будд такова, что Дхарму проповедуют

С помощью десятков тысяч, коти уловок,
Следуя обстоятельствам.
Те, кто не учится, не способен её понять.
Но вы уже знаете о следовании уловкам Будд,
Учителей миров, И [у вас] нет сомнений.
Пробуждайте в своих сердцах великую радость
И знайте, что станете Буддами!

Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы


Великие женщины йогини

Мачиг Лабдрон - легендарная тибетская тантрическая йогиня, создатель практики Чод. Мачиг была современницей Марпы и Миларепы. Йогиня достигла освобождения посредством практики и обрела спонтанный опыт уничтожения четырех демонов эго. Мачиг Лабдрон считается перерождением Ёше Цогьял , супруги Падмасамбхавы, великого учителя VIII века, принесшего буддизм в Тибет. История Ёше тоже очень увлекательная и вдохновляющая. У Падмасамбхавы была вторая супруга, Мандарава , ставшая царицей сиддхов. Известны её множественные воплощения в виде других йогинь. В теле Мачик Друппей Гьялмо она открыла миру практику будды безграничной жизни. Также известны истории буддистких йогинь Нангсы Обум и Аю-Кхадро .

В древней Индии женщинам было сложнее заниматься йогой, которая считалась исключительно мужским занятием, но такое направление, как Бхакти-йога была доступна женщинам. О стойкости и серьёзности женских аскез мы можем узнать, например, из жизнеописаний святых Вайшнави. Вишнуприяя Деви, вторая жена господа Чайтаньи (основоположник гаудия-вайшнавской традиции индуизма), после принятия мужем саньясы вела аскетичный образ жизни и имела строгую садхану (духовную практику). Чайтанья Махапрабху считается особым воплощением Радхи и Кришны в одном лице (Кришна в умонастроении Радхи, явившийся с целью постичь всю силу её любовной преданности к себе и дать всем людям чистую любовь к Богу). Джахнава Мата (Нитьянанда-шакти), переполненая према-бхакти, своей сострадательной проповедью освободила многих атеистов и грешников. Гангамата Госвами (Шачидеви) пребывала в очень суровом отречении и проповедовала «кришна-катхи» из «шримад-бхагаватам». Вы только представьте себе, сколько необходимо усилий, чтобы, как Лакшмиприя Деви Даси, ежедневно читать по 192 круга маха-мантры (300 000 раз)!

В джайнизме (древняя дхармическая религия) человек, достигший просветления благодаря аскезе, ставший примером и учителем для всех, кто стремится к духовному наставничеству, называется Тиртханка́ра. Считается, что тиртханкары преодолели низменные чувства, такие как гнев, гордыня, обман, желание, и построили брод через «реку человеческой нищеты». В конце своей жизни тиртханкары получают освобождение из цикла перерождений. Последним, 24-м тиртханкаром нашего полуцикла, был учитель Махавира (599-527 год до н. э.), существование которого считается установленным историческим фактом. Шветамбары (одно из двух основных течений) верят, что 19-м тиртханкаром была женщина (Маллибай, известная как Малинатх). Согласно джайнскому учению, она стала сиддхой, полностью сбросив с себя карму. Маллибай родилась в городе Митхила в династии Икшваку. Её отец - король Кумбха, а мать - королева Прабхавати. Следующий тиртханкара будет рождён через 81 500 лет.

Будда знал, что, если он будет посвящать женщин, тогда мужчины и женщины окажутся вместе и возникнут проблемы: мужчины станут влюбляться в женщин, что будет отвлекать их от практики и заставит погрузиться в «страсти». Держаться подальше от женщин мужчинам будет очень трудно. Именно поэтому он не хотел принимать в ученики женщин, а не потому, что те менее способны и развиты.

В предисловии к тексту «Золотые чётки, содержащие нектар» Ёше Цогьял говорит о себе и Падмасамбхаве так: «Я служила ему как супруга и спутница. Однажды во время пребывания в пещере Тидро мне был указан смысл Сокровенной Непревзойдённой Сердечной Сущности Великого Совершенства, и был мною понят. Благодаря воззрению я постигла естественное состояние как прямое переживание, а не как теоретическое предположение». Пример этой тибетской княжны подтверждает, что достичь Просветления могут равно и мужчина, и женщина, поскольку пробуждённое состояние ума не имеет ни мужского, ни женского рода.

Ниже я хочу рассказать о некоторых йогинях современности, внесших значительный вклад в дело распространения йоги для людей.


(Евгения Васильевна Петерсон; 12 мая 1899, Рига, - 25 апреля 2002, Буэнос-Айрес, Аргентина) - одна из первых женщин йогов, популяризатор йоги в разных странах мира. Её учителем был Тирумалай Кришнамачарья (учитель Аенгара). Прожила 103 года.

Гита Аенгар - старшая дочь Б. К. С. Аенгара. После 35-летней интенсивной практики йоги она стала верной помощницей отца в передаче его знаний. У неё диплом по Аюрведе (ведической медицине), она обладает глубокими знаниями санскрита и великим мастерством духовных писаний в области индийской философии Она является автором знаменитой книги-бестселлера «Йога - драгоценность для женщины» и многочисленных статей, а также часто выступает перед публикой. В своей книге Гита ясно разъясняет техники выполнения грациозных и вместе с тем сложных движений, включая пранаямы; сочетает знания йоги и аюрведы; указывает на практические шаги, ведущие к продвижению от чисто физического плана к более высокому уровню сознания.

Кали Рэй - американка, создавшая систему Трай (Три) йоги - йогу достижения триединства Сат-Чит-Ананда (Бытия, Сознания и Блаженства). Её Гуру стал Свами Сатчитананда. Во время медитации (она медитировала с детства) её тело стало спонтанно выполнять незнакомые упражнения. Обнаружив, что эти упражнения очень похожи на асаны хатха-йоги, девушка решила, что обязана понять, что за знание открылось её телу. После трехлетней медитации была составлена система практики асан, крий, пранаям и мудр. Кали Рэй не считает Трай йогу собственной заслугой, но знанием, полученным по милости Кундалини. О себе самой Кали часто говорит в третьем лице.

Нирмала Шривастава (1923 г.-2011 г.) более известна как Шри Матаджи Нирмала Деви . В 1970 году основала движение Сахаджа йоги, которое на сегодняшний день распространилось более чем в ста странах мира. Сахаджа Йога - это метод медитации, направленный на установление внутреннего баланса физического, эмоционального и ментального состояния человека, получения реального опыта самосозерцания. Основой метода является Самореализация, энергетическая трансформация человека (перевод с санскрита термина «атма сакшат кар», что дословно означает ‘проявление своего духа’). Сахаджа на санскрите означает ‘спонтанный’, ‘естественный’. Понятие «спонтанной духовности» вводил в индуизм натха-йог Горакшанатх. Продвижение к этой стадии совершенства описывал Гуру Нанак, основатель традиции сикхов. Учитель Натхов Махендранатх считал, что, как дети, мы естественны. Такой характер затем часто становится скрытым под давлением обстоятельств и искусственных глобальных понятий. Сахаджия означает ‘понимание и принятие’ этой скрытой сущности человека, его природы, его личных вкусов. Эта идея резонирует с идеей даосизма Лао Цзы, некоторой практики возврата к спонтанности ребёнка.

Основные особенности йоги для женщин

В Поисках ответа на вопрос: «Почему практически нет известных мастеров среди женщин, ни одна женщина не основала религии, а священные писания тоже написаны мужчинами?» - я наткнулась на интересную, на мой взгляд, точку зрения. Она заключается в том, что женщины часто реализуются через самоотдачу, поэтому становятся преданными и учениками предельных высот. Мужчине же легче быть мастером, но быть учеником трудно, потому что для ученичества он должен быть скромным. Он может медитировать, но ему очень трудно молиться. В медитации он уничтожает эго (мужчине трудно сдать эго, но нетрудно его убить). Мужчина в огне медитации сжигает эго, но не склоняется скромно к чьим-то ногам.


Махавира или Будда - они убили, выжгли эго и таким образом избавились от эго. У отсутствия эго есть две формы. Один путь - сжечь эго, а другой - сдать эго. Женщина может использовать эго и сделать средством, сдав, но не разрушив его. Логическое заключение свойственно мужчинам, потому что их связь проходит через интеллект: они ищут доказательства, чтобы появилось доверие. Женщина видит, у неё в сердце возникает волна, которой достаточно для доверия. Эта волна сама себе доказательство. Те, кто достигает путём медитации, становятся мастерами; те, кто путешествует по пути любви, могут стать учениками, преданными. Потому что научить любви невозможно, это индивидуальный путь. Тотально быть учеником - значит достичь тех же высот, что и мастер.

Сто одиннадцать лет, в течение которых учитель находился в Тибете, я служила и угождала ему. Он даровал мне всю без остатка суть своих устных наставлений - сущность своего ума. Всё это время я собирала и записывала все учения, которые он давал, и скрывала их, как драгоценные сокровища

Важно помнить: то, что правильно на одном пути, может стать препятствием на другом. Женщина может познать медитацию посредством любви, потому что насыщена любовью. Для неё название медитации - «любовь, молитва». Некоторым мужчинам ближе путь молитвы, а женщинам - путь медитации. Но чаще всего чрезвычайно эмоциональной и постоянно видоизменяющейся психике женщины тесно в рамках мужского подхода. Выбрав путь любви, женщина может так же, как мастер, менять людей с помощью своей энергии, давать наставления и делиться своим опытом с окружающими.

Скорее всего, многие не поймут до конца эту идею, а некоторые женщины будут возмущены моим заявлением о том, что путь медитации ближе мужчинам. Но мои слова лишь говорят, что есть два пути к одной и той же цели, а какой путь вам ближе, может знать только ваша душа. Возможно, родившись в теле женщины, вы вспомните ту тропу, которой уже ходили в прошлом, и решите обогатить свой опыт новыми методами. Лично я пришла к тому, что только джняна в союзе с бхакти даёт мне возможность продвигаться вперёд. Это мой «серединный» путь…

В жизни есть два берега, два берега реки жизни. Есть усилие, есть покой; есть пробуждение, есть сон. Именно поэтому веки открываются и закрываются. Именно поэтому дыхание входит и выходит. Именно поэтому есть рождение и смерть. Именно поэтому есть мужчины и женщины. В жизни два берега, и тот, кто умеет поддерживать равновесие, переживает свою истинную природу. Не держись за один берег. Если ты держишься за один из них, ты выбрал. Ты схватил одну половину, а вторую упустил - а эта, вторая, половина тоже божественна

Женская йога и материнство

Один из важных доводов заниматься йогой - возможность пригласить в мир высокоразвитое существо, которое поможет множеству других живых существ! Чтобы в мир приходили йоги, нужны родители, вибрации (энергии) которых будут способны создать подходящее тело.

Многие йогини стараются подальше оттянуть время материнства. Отчасти потому, что ещё недостаточно сильно избавились от своего эго. Мы хотим получить всё побыстрее. Стремление продвинуться дальше в йоге диктуется желанием эго насладиться плодами этой эволюции (сиддхи, нирвана, известность и т. п.). Эго говорит, что дети будут тормозить и отвлекать вас, но чем больше трудностей, тем выше может оказаться ваша духовная эволюция, конечно, при условии, что вы готовы выкладываться.


Конечно, концепция материнства для женщины, занимающейся йогой не просто для себя, а ведущей преподавательскую деятельность, может быть на последнем плане, потому что каждый ученик будет являться для неё ребёнком. У каждого свой путь, и расставлять приоритеты следует очень осознанно, главное - не впадать в крайности. Как мама двух сыновей, могу сказать, что материнство отчасти ускорило мою эволюцию, потому что начинаешь отвечать не только за себя, но и за ребёнка, за то, какие тенденции в нём проявятся, от чего предъявляешь к себе более высокие требования…

К слову, у Мачиг Лабдрон было двое сыновей и дочь. В 23 года Мачиг встретила своего партнёра - индийского йогина Тхопа Бхадра. Они стали жить и путешествовать вместе. Несколько лет Мачиг посвятила воспитанию детей. К 35 годам Мачиг оставила подросших детей заботам мужа и продолжила свою практику, вернувшись к своим учителям. Её дети также достигли высокой реализации. Особенно младший сын и дочь.

В основе йоги лежат аскеза и самодисциплина. Практики йоги позволяют оставаться осознанным в самых сложных ситуациях. И если семейная жизнь как-то может усложнять вам путь в йоге (замедлять), то йога однозначно сможет помочь выйти на новый уровень семейных отношений.

Йога для женщины как возможность осознать свою природу

Современная женщина является крайне взвинченным и неуравновешенным существом, причём многие считают эти проявления естественными, путая понятие текучести с непостоянством, а потенциал творческой энергии рассматривают исключительно как либидо и сексуальность. В настоящее время, где правит мужской принцип сознания, женщина зачастую ведёт мужской образ жизни (система образования, карьера, сейчас даже существует суррогатное материнство), сама не понимает себя, своей природы и своего предназначения. От этого она подсознательно чувствует себя несчастной, при этом «выносит мозг» всем окружающим, особенно близким. Прекос в сторону принципа «сознания» ведёт к тому, что женщина теряет силу интуиции, погружаясь в иллюзорный мир догм и концепций, теряя тонкое (интуитивное) ощущение истинной реальности. Поэтому занятия йогой для женщин, на мой взгляд, является необходимым условием полноценной жизни. Я не призываю всех окунуться в йогу с головой настолько, что забыть про мир вокруг и обычную жизнь, но настоятельно рекомендую интегрировать различные практики в свою повседневность, пробуждаясь и открывая новые аспекты реальности. Используя эту систему самопознания и саморазвития, вы сможете сделать счастливее и самих себя, и весь мир вокруг. Создайте такой образ жизни, чтобы в нём могла быть гармония между вашей внутренней природой и внешней жизнью, чтобы не было противоречия между образом жизни и внутренним потоком, чувствуйте гармонию и ритм. Если внутри двигаться на запад, а снаружи на восток, в жизни однозначно появятся напряжение, беспокойство, проблемы и тоска, страдания в этом случае неизбежны….

Не беги. Это не твой путь, не твоя природа, не природа твоего существа. Война присуща каждой твоей клетке. Вся твоя кровь до последней капли - кровь кшатрия, воина. Даже если ты убежишь в леса, всё равно не сможешь стать отшельником. Без лука, без своего гандива ты потеряешь душу - из этого соткана вся твоя личность. Путь твоего существа - на лезвии твоего меча. Бросив меч, ты покроешься пылью. Ты потеряешь не только меч, ты потеряешь самого себя. Будет утрачена индивидуальность твоего существа. Поэтому не беги от своей природы. Сначала правильно распознай свою природу. Тогда, в этом узнавании, позволь этой природе сделать всё, что захочет пропустить через неё Бог. Тогда стань просто пустым проходом

Бхагават-Гита

Надеюсь, эта статья придаст уверенности тем, кто хоть однажды пожалел, что пришёл в мир в женском теле; добавит новых красок в жизнь тех, кто ограничивал свой пусть самореализации, руководствуясь некоторыми йогическими догмами; и хотя бы на мгновенье усилит состояние осознанности у тех, кто читал этот текст, приведя к пониманию важности распространения йоги в современном мире!

Ты должна постепенно продвигаться вперёд, получая посвящения без страха падения в сансару, словно восходящий на трон царевич…
… Ты должна сравнивать все источники, понимая все философские школы Дхармы, словно отыскивающая улей пчела.
Ты должна свести все многочисленные учения воедино, постигнув, что все они имеют один вкус, словно подсчитывающий свою выручку купец. Ты должна достичь высот знания, ясно и четко понимая смысл всех учений, словно взошла на вершину горы Сумеру

Падмасабхава «Десять устоев тайной Мантры»

Так, луч света - белый, но, пройдя через призму, он расщепляется на семь цветов. Разделение должно сохраняться всегда, потому что в этих различиях сам сок жизни. Именно поэтому красные цветы цветут на зеленых деревьях. В предельной реальности мужчины и женщины - одно. Там луч становится белым. Но в существовании, в проявленном, их выражения рознятся. И эта разница очень красива. Не нужно стирать эту разницу; её нужно усиливать! Нам следует не стереть различия между мужчиной и женщиной, но увидеть скрытое в них внутреннее единство. Когда ты начинаешь воспринимать в них одну и ту же ноту, не разрушая различий, лишь тогда у тебя есть глаза

Да будут счастливы все Существа во всех Мирах! Ом!



При посещение занятий йогой в любой стране (кроме Индии) можно заметить, что большинство занимающихся женщины. Это неудивительно. Женщины больше мужчин интересуются оздоровлением, пробуют на себе разные системы и методы. Правда, не все современные инструкторы йоги знают, что все классические тексты (5000 летней давности) по йоге писались для мужчин, женщины там не упоминались в силу многих причин. Асаны были рассчитаны на мужскую энергетику тела. Со временем к йоге стали подтягиваться женщины, но специальных инструкций для них в древних трактатах так и не нашлось. Во многих школах йоги так и преподают одинаковые комплексы асан и для мужнин и для женщин, не учитывая особенности и разную энергетику тел.

Наряду с вышеперечисленными перевернутыми асанами вы должны избегать выполнения разных стоек и балансов на руках, типа адхо мукха врикшасаны, пинча маюрасаны. Кроме того, во время менструации ваши ноги не должны уставать, поэтому вы должны избегать также стоячих асан. В основном, ноги относятся к Однако если мы подумаем об основном действии ног, то это наши «автомобили». Мы перемещаемся благодаря ногам. Поэтому, как «ходоки», они являются Во время выполнения асан нужно, чтобы ноги были устойчивыми, их нужно вытягивать, они должны обеспечивать стабильную опору для наших движений. Хотя ноги управляются поясничным отделом позвоночника, или, иными словами, нервы ног берут начало в пояснице, элемент Огня в ногах воспламеняется от базового элемента Земли.

Тяжелые элементы апана вайю (поддоши воздух, идущий вниз и отвечающий за все выделения и родовую деятельность) должны становиться более легкими. Вся эта деятельность вызывает изменения, которые мы оставляем незамеченными.

Но во время менструации, когда тело и так испытывает усталость, или разогревается в результате его особых функций, таких как формирование «плаценты для не рожденного ребенка», или так называемых «похорон не рожденного ребенка» или «выброс неиспользованной крови», тогда ноги нуждаются в отдыхе. Все должны быть успокоены. Поэтому перевернутых и стоячих асан стоит избегать. В перевернутых асанах вы особенно должны сохранять ноги сильными, вытянутыми, иначе позвоночник будет вынужден заплатить сполна за расслабленность ног.

Также в дни менструации нельзя выполнять асаны, дающие напряжение живота (и планку тоже). Вы должны выбирать такие асаны, в которых живот не становится твердым и напряженным.

В некоторых суптах (лежание на спине), выполняемых для избавления от сжатия и судорог живота, таких как супта стхити, супта свастикасана, супта бадха конасана, супта вирасана, матсиасана, супта патангуштасана, область живота не должна становиться жесткой, а, напротив, должна размягчаться. Эти позы рекомендованы во время менструации, они значительно облегчают состояние, особенно при спазмах и болях.

Многие женщины и молодые девушки во время менструации испытывают судороги и боли в животе, в ногах, во всем теле, повышенное потоотделение, усталость. При многих женских проблемах, особенно при дисменореи (болезненные менструации, при которой яичники, фаллопиевы трубы и матка воспалены и испытывают спазмы), приносят облегчения позы супты (лежания). После поз супта, необходимо выполнить вытяжения вперед, например (асана N 5) адхо мукха вирасана (поза героя с наклоном вперед), адхо мукха свастикасана (сидя наклон вперед к стулу), адхо мукха баддха конасана, джану ширшасана (наклон всторону головы к колену), ардха падма пашчимоттанасана (поза растягивания спины в полулотосе), маричиасана (поза мудреца), адхо мукха упавишта конасана (поза вытянутого угла) , паршва упавишта конасана (широкоугольная поза с наклоном в бок). Это основные асаны из категории асан вытяжения.

При наклонах и вытяжениях вперед хорошо использовать болстер для того, чтобы лоб покоился на опоре. В обычной практике, если вы не используете болстер, при выполнении таких асан можно класть лоб на большую берцовую кость, но во время менструации это не рекомендуется и лучше использовать болстер (или сложеное в несколько слоев толстое одеяло). Эта даст мягкость животу.

Во время менструации женщины часто испытывают сильные головные боли или мигрени и в этом случае перечисленные асаны вытяжения вперед принесут вам облегчение.

Адхо мукха свастикасана (сидя наклон вперед к стулу) и адхо мукха вирасана (поза героя с наклоном вперед) – это лучшие позы, в которых женщина может с легкостью отдохнуть, однако лоб должен быть приподнят на опоре, и не должен опускаться на пол, чтобы в этих позах наступило необходимое расслабление.

В случае обильных кровотечений выполнение асан без напряжения уменьшает чрезмерную продолжительность при меноррагии (гиперменореи) и улучшает состояние при метроррагии (ациклического маточного кровотечения).

После этих вытяжений вперед идут несколько асан стоя, которые вы можете выполнять, если вы уверены, что они вас не утомляют и вы не испытываете напряжения в области живота, такие как уттиштха стхити, уттанасана (наклон стоя к стопам) , адхо мукха шванасана (собака, мордой вниз), паршвоттанасана (интенсивное боковое вытяжение) , прасарита падоттанасана (интенсивное вытяжение к стопам в развёрнутом положении).

В стоячих позах ничто не препятствует освобождению организма от менструальной крови. Но при их выполнении вы растратите энергию, которая будет необходима вам для практики по окончании менструации.

В асанах стоя вы можете держать ноги разведенными, захватывать руки в локтях или опускать руки вниз или опускать ладони на пол, чтобы область живота не напрягалась и не становилась жесткой.

В адхо мукха шванасана (собака, мордой вниз) вы можете положить болстер под голову, чтобы дать ей отдых.

Иногда женщины отмечают, что опускание головы вниз делает область живота тяжелой, и они начинают ощущать спазмы. Если они поднимут голову выше и прогнутся в спине, это даст облегчение и устранит спазмы. В таких случаях даже используют лавку, чтобы женщина могла расслабить живот.

О сидячих позах именно для женщины в студиях йоги говорят редко, зачастую усаживая всех подряд в одинаковые асаны. Нужно знать, что в силу особенностей женского организма, женщинам все-таки рекомендуется одна-единственная сидячая поза – сидха йони асана (совершенная поза для женщин)- (siddha yoni asana (accomplished pose for women). О ней можно прочитать в посте

Почему женщины чувствуют себя по разному в разные дне цикла? Это все гормоны! Накануне менструации эстроген находится на низком уровне (что проявляется разными признаками), а указанные асаны дают организму толчок, способствуют выработке эстрогена и таким образом ваше тело вырабатывает гормоны, которые возвращают вас в здоровое состояние.

В соответствии с аюрведой, период менструации – это время , когда питта преобладает (питтакала). Вытяжения вперед и асаны лежа на спине, которые были описаны выше, очень хороши в этот период, поскольку они усмиряют питту. Таким образом, вы приводите доши в состояние баланса, и в результате вы не испытываете головных болей и ощущения тошноты, которые могут возникать во время менструации. Вы должны убедиться, что практика не приводит к усталости, истощению сил, и жар тела не растрачивается понапрасну. Эти асаны помогают достичь такого баланса дош в организме.

Итак, теперь вы должны знать, почему были представлены именно эти асаны. Перечисленные асаны сохраняют энергию. Очень важно понимать, что во время менструации по причине повышения уровня эстрогена вы чувствуете прилив энергии и вы полагаете, что можете сделать все, что угодно. Но этот эстроген, уровень которого достигнет своего пикового значения в течение последующих четырех дней, может быть использован для правильных целей. Необходимо избежать последующего снижения энергетического уровня. Поэтому вы не должны создавать дисбаланса в уровне гормонов. Но если вы сохраните энергию во время менструации, и если вы сможете правильно использовать ее по окончании менструации, это поможет вам улучшить ваше состояние

Что надо делать после менструации, как построить свою практику, когда кровотечение прекратится? Обычно тенденция такова, что по окончании кровотечения вы чувствуете себя свежей, обновленной, легкой и активной. Т.е. вы чувствуете себя так, будто можете выполнить все, что угодно. Но давайте подумаем над сравнением выполнения асан и приемом пищи – во время приема пиши вы ведете себя весьма методично – съедаете блюда по порядку, а не хватаете беспорядочно все подряд.

Так же, как блюда подаются в определенной последовательности, в практике асан и пранаям тоже должна соблюдаться последовательность. Не стоит думать, что вы можете выполнять любую программу, выхватывая из памяти любые знакомые асаны совершенно спонтанно. Вы должны помнить о том, что существует метод, определенный порядок практики, и он связан с овуляцией, которая должна произойти в следующие 12-15 дней.

Где-то в середине периода между двумя менструациями засевается семя для следующей менструации, происходит овуляция, и вы должны быть уверены, что этот процесс защищен, находится в безопасности.

После того, как менструация подходит к концу и кровотечение полностью прекращается, вы можете начинать практику перевернутых асан – ширшасаны (стойка на голове) и (стойка на плечах, березка) и их вариаций. Вы должны практиковать эти асаны, которыe вы избегали во время менструации. Именно эти две асаны принесут гормональный баланс после окончания кровотечения. Добавляйте позы стоя, прогибы назад, и все остальные, указанные для общего баланса .

Продолжительность ежедневной практики может быть любой (в зависимости от времени, которое вы можете отводить на практику), только обязательно нужно помнить, что перевернутые асаны нужно выполнять не менее 10 минут, остальное включать по желанию.

Вы обязательно должны делать вариации ширшасаны и сарвангасаны, все, которые вы уже освоили. Эти вариации – разведение ног в стороны, вытягивание, перекрест ног в стойке на плечах (сарвангасана). В стойке на голове (ширшасане) самостоятельно это делать немного опасно, можно не удержать баланс. Вариации этих асан (с манипуляциями ногами) – баддха конасана и упавишта конасана в ширшасане и сарвангасане, а также супта конасану. Эти асаны возвращают матку в ее нормальное состояние.

Каждая менструация – это как маленькая беременность, результатом которой является мини-выкидыш. Предположим, я поранила руку, в результате она будет болеть, поскольку кожа повреждена. Рана должна зажить. Подобное же происходит во время менструации. Необходим восстановительный процесс для матки и влагалища. Именно поэтому вы должны делать стойку на голове и стойку на плечах, и их вариации. Тогда при их выполнении вы почувствуете, что внутренняя кожа, т.е. внутренняя поверхность влагалища и внутренняя поверхность матки как бы втягивается, возвращается в свое нормальное положение.

В таких позах (разновидности стойки на голове) как экапада ширшасана (поза с ногой за головой) и паршваикапада ширшасана (стойка на голове с одной ногой, опушенной вниз) вы почувствуете, что область влагалища втягивается внутрь, т.к. начинается процесс иссушения этой области.

Поскольку вы хотите, чтобы эта область была восстановлена, вы должны понимать, как происходит этот оздоровительный процесс. Вы можете делать эти вариации в перевернутых положениях, и вы обнаружите, что пространство в нижней части живота и в области таза открывается, и матка втягивается внутрь. Вы испытаете ощущение компактности.

Все перечисленные асаны очень полезны, и при корректном выполнении не причинят никакого вреда, а наоборот пользу. Именно эти асаны очень полезны при опущении органов (ведущему к выпадению органов). Опущение внутренних органов – это огромная проблема для женщин. Об ужасающей статистике можете прочитать в посте

Поэтому, еще раз повторю – после окончания менструации начинать практику нужно с перевернутых асан – ширшасаны и сарвангасаны, и их вариаций.

Вы можете делать падмасану и урдхва падмасану, халасану, супта конасану с широко разведенными ногами, и паршва халасану. Также можно делать адхо мукха врикшасану и пинча маюрасану.

Выполнение балансов на вытянутых руках и на локтях не принесет вреда в этот период. Иногда после выполнения этих асан могут возникнуть незначительные кровяные выделения, это значит, что в организме были остатки того, что должно было покинуть его. Это показатель того, что менструация закончилась. Теперь необходимо сконцентрироваться на перевернутых позах, и здесь вы заметите, что в это время вы способны сделать больше, чем обычно.

Время пребывания в ширшасане и сарвангасане можно увеличить, так как вы будете чувствовать улучшение состояния, внутреннюю устойчивость, уверенность, поскольку в это время наблюдается физический, ментальный и эмоциональный баланс. Внутреннее беспокойство, неуверенность, нервозность прекращаются. Этот период называется пост-менструальный или поздний пост-менструальный.

В этот пост-менструальный период, начиная примерно с 4 дня после менструации, в течение 5-12 дней, эстроген будет постепенно падать. Начиная с пост-менструального периода, постепенно расширяйте свою практику, начиная с поз стоя, скручиваний, вытяжений вперед, прогибов назад, и т.д. В период между менструацией и овуляцией очень хорошо работать с прогибами, позами стоя, балансами, и т.д., чтобы привести эндокринную систему в состояние баланса.

Примерно через 13 дней наступает время овуляции. В этот период снова происходят значительные гормональные изменения. После менструации вы должны выполнять перевернутые асаны ширшасану, сарвангасану и их вариации. Таким образом стимулируется гипофиз (участвующий в выработке гормонов) и гипоталамус, который направляет гормоны ФСГ (фолликулостимулирующий гормон, пролан А) и ЛГ (лютеинизирующий гормон, пролан) Б от гипоталамуса к яичникам.

Эти дни, примерно с 13 по 16 день после менструации, называются периодом овуляции. Те, у кого не возникает никаких проблем, могут продолжать практику, не внося никаких изменений. Но если есть какие-либо проблемы с циклом, с овуляцией, с зачатием, тогда практику надо отрегулировать особым образом в этот период. В этом случае вы не должны выполнять в период овуляции сложных асан, например, таких прогибов, как урдхва дханурасана (поза лука) , випарита дандасана (поза перевернутого посоха) , капотасана (поза голубя) , вишчикасана, випарита чакрасана (поза обратного колеса, мостика). В общем, вы должны больше сконцентрироваться на выполнении перевернутых асан ширшасаны и сарвангасаны, а также вытяжений вперед и прогибов назад.

Несколько слов о выполнении прогибов. Во время выполнения прогибов, таких, например, как урдхва дханурасана, уштрасана, капотасана, вы можете их выполнять так, что живот будет толкаться вниз, и это неправильно. Весь ваш организм в этом случае страдает. Если при этом у вас есть проблемы с овуляцией, вы их только усугубите. Овуляция – это окончание процесса, в котором фолликулы начинают развиваться, стимулируемые гипофизом. Когда фолликул лопается, освобождается зрелая яйцеклетка. Эта яйцеклетка готова к оплодотворению. Если вы хотите забеременеть, вы должны быть уверены, что эта яйцеклетка действительно готова к беременности. Вы должны создать хорошую почву для этого. Поэтому вы должны быть уверены, что в прогибах вы вытягиваетесь от нижней части живота вверх.

Предполагается, что при выполнении таких асан, как урдхва дханурасана, вы должны поднимать ноги выше, например, ставить стопы на лавку, а руки опускать ниже; таким образом, тазовая область оказывается выше, чем обычно. Нельзя допускать, чтобы область таза опускалась вниз. Вы можете делать випарита дандасану, дханурасану подобным же образом, когда таз приподнят, и вы не роняете его вниз. За этим нужно внимательно следить. Иными словами, прогибы назад становятся подобны перевернутым асанам. Поскольку ноги находятся высоко, влагалище и анус тоже расположены высоко.

В период овуляции те, кто хочет забеременеть или подозревает беременность , должны избегать других асан и сосредоточиться на выполнении ширшасаны и сарвангасаны, а также наклонов вперед, чтобы защитить себя от возможного выкидыша.

Затем, примерно на 17-20 день по окончании менструации, наступает пост-овуляционный период. Вполне нормально, если вы чувствуете небольшую слабость во время периода овуляции. Такие ощущения возможны и в случае обычного протекания цикла, и в случае, если женщина забеременела.

И в это время вы можете чувствовать что некоторые асаны даются сложнее. Вы можете чувствовать, что тело стало более жестким, что вы должны прилагать больше усилий для выполнения привычных асан, у вас может усилиться потоотделение – все это по той причине, что уровень эстрогена снижается, а уровень прогестерона, напротив, повышается. И на самом деле это хорошо для вас, т. к. это является подготовкой к следующему периоду, будь то менструация или беременность.

Таким образом, во время овуляции необходимо учитывать описанные выше противопоказания, поскольку даже если вы не собираетесь беременеть, вы все равно будете ощущать недостаток энергии для овуляции, и вы должны откорректировать свою практику, выполняя только те асаны, которые помогают сохранить энергию. Пусть вас не беспокоит повышенная жесткость во время пост-овуляционного периода. Сконцентрируйтесь в это время на сидячих асанах, таких, как упавишта конасана, баддха конасана, вирасана, падмасана (Гитта Айенгар почему-то советует мужскую ), маласана, а также супта падангуштасана II, и вы почувствуете, как ваш таз раскрывается и освобождается. Благодаря выполнению этих асан можно снизить раздражительность. Вы можете также выполнять ардха чандрасану (полумесяц) , вирабхадрасану II (поза героя), уттхита паршваконасану (интенсивное боковое вытягивание), чтобы раскрыть таз. Вы можете выполнять эти асаны как в восстанавливающем режиме, с использованием опоры, так и без опоры.

Также для раскрытия таза можно делать уттхита хаста падангуштасану (рука, вытянутая к большому пальцу ноги, стоячая поза на одной ноге). После выполнения этих асаны вы можете переключиться на выполнение прогибов назад, таких как випарита дандасана (поза перевернутого посоха), эка пада випарита дандасана (усложненная предыдущая поза – обратная поза перевернутого посоха с ногой) , эка пада раджа капотасана (поза королевского голубя на одной ноге).

В этот период позы супта (позы лежа на спине), помогают людям, которые начинает испытывать пред-менструальное напряжение или ПМС . Довольно много женщин, которые испытывают тяжесть во всем теле, в молочных железах, ощущают боли во всем теле, кашель, простуду, и даже синдромы жара, лихорадки. Это очень распространенные проблемы накануне менструации, которые исчезают по ее окончании.

Во время пост-менструального и пост-овуляционного периодов, если вы чувствуете себя хорошо, выполняйте перевернутые асаны наряду с выполнением прогибов, чтобы избежать предменструального синдрома или уменьшить его проявления.

Однако, если вы склонны испытывать ПМС, тогда за 4 дня до менструации, выполняйте перечисленные выше асаны, чтобы избавиться от этого пред-менструального напряжения. Часто в этот период многие могут испытывают головную боль, отсутствие аппетита, проблемы с , тогда вам следует выполнять вытяжения вперед, такие как джану ширшасана, пашчимоттанасана, упавишта конасана с опорой под голову, ардха халасану.

Если вы испытываете головную боль, то избегайте ширшасаны (стойка на голове) и прогибов назад. Однако если таких симптомов нет, то обязательно делайте и ширшасану, и прогибы назад с опорой. Особенно в этот пред-менструальный период, когда вы испытываете недостаток энергии, депрессию, эмоциональную неустойчивость, выполняйте прогибы, такие, как випарита дандасана (поза перевернутого посоха) на лавке или стуле, урдхва дханурасана (поза перевернутого лука) и капотасана (поза голыбя) со стулом. Такие прогибы помогают избавиться от депрессии и эмоциональной неуравновешенности.

Те, у кого обильные кровотечения во время менструации, должны сконцентрироваться накануне периода на позах стоя, таких как уттхита триконасана (поза вытянутого тругольника) , уттхита паршваконасана (поза вытянутого бокового угла) , ардха чандрасана (полумесяц) с использованием «кирпича» под рукой (при помощи «кирпича» вы можете развернуть таз глубже).В вирабхадрасана II (поза воина II) вы также разворачиваете абдоминальную область. Можно корректировать положение тела, опираясь спиной на стену. Чем больше вы раскрываете таз и грудную клетку, тем больше свободы вы обнаруживаете в асане. Но если вы делаете паривритта триконасану (позу вытянутого треугольника) , паривритта паршва конасану (поза перевернутого бокового угла), и вирабхадрасану I (поза воина I) во время пред-менструального периода, разворот в области живота приносит тяжесть в эту область, и в дальнейшем вызывает боль.

Однако, если вы страдаете от дисменореи (болезненные менструации) , паривритта триконасана (перевернутая поза треугольника), паривритта паршва конасана (поза повернутого бокового угла) и вирабхадрасана I (поза воина I) определенно могут выполняться после менструации, чтобы сделать мышцы живота более сильными.

В период после менструации разворот получается гораздо лучше, чем накануне ее, и вы можете лучше освоить эти асаны. Вы можете сохранить в памяти отпечаток этого разворота и использовать это для дальнейшего прогресса.

Вам также не следует делать вирабхадрасану III (поза воина III) в пред-менструальный период, если у вас есть склонность к головным болям, спазмам в животе, и т.п. Если этого нет, вы можете выполнять эту асану, не исключайте ее из практики.

Вы должны слушать свое тело, говорить с ним, если вы испытываете боль, вы должны понимать, почему это происходит, выяснять, каких асан следует избегать, и вы научитесь сами определять, что следует выполнять, а чего не следует.

Еще раз сфокусируемся на проблемах, которые происходят непосредственно в период менструации.

При такой технике сначала создается пространство, а потом создается компактность. Этот процесс помогает остановить обильные кровотечения. Если этот процесс повернуть вспять, то произойдет сначала выброс крови, а затем остановка кровотечения.

Обязательно уделяйте особое внимание лежащим асанам (супта) – супта конасане (поза лежащего угла), баддха конасане (поза бабочки), упавишта конасане (поза вытянутого угла), супта падангуштасане II (подъем прямой ноги в положении лежа), уттхита хаста падангуштасане II (поза с вытянутой ногой и рукой в бок), прасарита падоттанасане.

Зачастую женщины страдают от слишком длительных кровотечений, которые не останавливаются даже за 12 или 15 дней. Менструация продолжается практически до овуляции. Обычно перевернутые асаны не выполняются во время менструации, но в случаях, описанных выше, когда кровотечение продолжается более 12 дней, вам необходимо начать практику перевернутых асан, чтобы прекратить кровотечение и продолжать выполнять перевернутые позы как минимум от 3 до 6 месяцев после каждой менструации, начиная с 12-го дня.

Практика асан гипоменоррее (скудные месячные)

Помогают вытяжения вперед, например, маласана (гирлянда) , курмасана (поза черепахи). После выполнения этих асан происходит выброс крови.

В течение всего месяца, кроме периода менструации, те, кто страдает от гипоменорреи, нуждаются в практике перевернутых асан, стоячих поз, вытяжений назад и боковых скручиваний.

В случае олигоменорре и (нарушение менструального цикла, ограниченное кровотечение; при котором увеличен интервал между циклами), сами выделения могут быть длительными, до 10 дней.

При метроррагии (маточное кровотечение; сходна с меноррагией) бывают обильные и длительные месячные, но при этом кровотечения имеют случайный характер и могут быть до или после менструаций.

В этих случаях (олигоменорреи и метроррагии) рекомендованы выполнение поз стоя, таких, как триконасана (поза треугольника), вирабхадрасана I (поза героя I), вирабхадрасана II (поза героя II), паршваконасана (вытянутый угол), ардха чандрасана (полумесяц) , адхо мукха шванасана (собака мордой вниз), паршвоттанасана (интенсивное боковое вытяжение) и прасарита падоттанасана (наклон с широко расставленными ногами) поможет выбросить кровь быстрее. После выполнения поз стоя следует выполнить позы супта (лежание на спине).

При полименорреи (слишком короткой менструации – 1-1,5 дня) менструация протекает слишком быстро и не завершается должным образом. В этом случае, вы должны выполнять во время менструации программу, описанную выше. Следует скорректировать обычную практику выполнением поз стоя, вытяжений назад и перевернутых поз. Скручивания, упомянутые выше, выполняемые во время менструации помогут кровотечению завершиться полностью, хотя на самом деле кровотечения зависят от функционирования яичников и гормональном балансе внутри тела.

При белях (когда белая слизь выделяется постоянно в течение месяца, за исключением периода менструации) некоторые женщины часто чувствуют уставшими и раздраженными. В этом случае постоянно выполняйте позы супта (лежание на спине), особенно супта баддха конасану, супта падангуштасану II и т.п. В асанах стоя не позволяйте животу становиться напряженным и твердым. Живот быть направлен к спине. Положение матки также должно быть откорректировано. Лучше всего от белых выделений помогают перевернутые позы. Здесь также помогает последовательность «сначала ноги широко разведены, затем ноги и стопы соединены вместе». Все это должно заставить нас понять, насколько важно регулярно выполнять перевернутые позы, такие как ширшасана и вариации, сарвангасана и вариации, балансы на руках и плечах.

Но нужно понимать, что бели – это чаще всего кандидиз, коротый асанами не вылечивается.

Часто после менструации при выполнении перевернутых поз из влагалища выходит воздух. Многие женщины не говорят об этом ввиду застенчивости, но дискомфорт остается. Воздух выходит с характерным звуком. Не стоит об этом беспокоиться. Часто женщины сжимают влагалище, чтобы избежать этих звуков, но это неправильно. На самом деле, выравнивая положение спины, вы можете оказывать влияние на органическое тело. Именно по этой причине вы должны выполнять ширшасану и сарвангасану по окончании менструации, но и в ширшасане, и в сарвангасане необходимо корректировать положение низа спины. Вы должны следить за тем, чтобы отверстие влагалища было направлено вверх, а само влагалище вниз, по направлению к передней части туловища, во время выполнения перевернутых поз.

Если анус направлен вниз, а влагалище вверх, к потолку, тогда матка начинает работать как насос, и выходит воздух. Часто это становится привычкой – это как «дыхание», которое происходит в матке. Но это некорректное движение мускулов. На самом деле, во время вдоха вы вдыхаете из влагалища, а во время выдоха вы выдыхаете из него. Это происходит из-за неправильного движения области живота. Живот не должен качать воздух по направлению к ногам. Он должен быть направлен назад, к спине.

Например, когда вы выполняете (поза горы), вы не должны направлять бедра вперед. Передняя часть бедра должна направляться к задней. Мышцы должны двигаться по направлению к бедренным костям. Внешние бедра должны вращаться внутрь, а задние бедра – раскрываться изнутри наружу. Ягодицы не должны подниматься, а должны втягиваться. Эти техника также очень важна при выполнении ширшасаны (стойки на голове) и сарвангасаны (стойки на плечах) , и тогда вы сможете избежать почти всех проблем менструального цикла. Часто, чтобы направить живот внутрь, женщины отводят ягодицы назад, и это сжимает живот неправильным образом. Вы должны научиться поднимать лобковую кость вертикально вверх, к грудной клетке. Если вы скорректируете положение тела таким образом, воздух не будет попадать во влагалище и выходить из него.

Знайте, что после менструации в течение первых 15 дней ваше тело работает великолепно. Оно само сотрудничает с вами. Но в течение следующих 15 дней оно уже не так «сговорчиво», и приходит ваша очередь сотрудничать с собственным телом. Вы чувствуете усталость, раздражительность, тяжесть, жар и жесткость в теле. По этой причине вы должны внести целый ряд изменений в практику.

Таким образом, практика более раннего периода помогает вам в течение следующих 15 дней, практика в течение которых помогает во время менструации. Правильная практика во время менструации помогает вашему телу правильно функционировать в течение следующего месяца. Поэтому это не вопрос о том, делать ли больше, или делать меньше. Это вопрос о том, чтобы выполнять практику, соответствующую каждому периоду, с пониманием тех изменений, которые происходят в теле, и настройкой собственного организма.

Сбалансированная практика – это ключ к здоровью. Я объяснила, что необходимо делать в течение всего цикла, от менструации до менструации, однако на самом деле вы должны рассматривать женскую практику в целом, от менархе (первая менструация) до менопаузы. Вы должны организовывать свою практику. Во время менструации, от менархе до первой беременности, вы можете выполнять вытяжения вперед и позы стоя, как было упомянуто выше. Но в зрелом возрасте, от последней беременности до менопаузы, какой бы ни была продолжительность менструации в жизни женщины, она должна продолжать практику асан особым образом, как было описано.

В период пре-менопаузы, когда менструации все еще продолжаются, выполнение джану ширшасаны (поза головы на колене), упавишта конасаны (наклон вперед), баддха конасаны (поза бабочки), супта падангуштасаны (захват большого пальца ноги в положении лежа), уттхита хаста падангуштасаны (поза вытяжения с захватом поднятой ноги) принесет большую пользу.

Однако вам не следует делать навасану (поза лодки), ардха навасану (половинная поза лодки), убхайя падангуштасану (поза балансирующего посоха, поза захвата больших пальцев ног), урдхва прасарита падасану (поза прямо вытянутых ступней), ардхва мукха пашчимоттанасану (половинная поза растягивания спины), джаттара паривартанасану (поза кругового разворота живота) , поскольку в этот период учащаются приливы жара.

Часто живот становится жестким, а кровотечения обильными, и продолжительность кровотечений во время пре-менопаузы повышается. Вы можете продолжать выполнять ширшасану и сарвангасану, когда менструации прекратятся, но абдоминальные позы (ударакунчара крийя) могут привести к проблемам, т.к. будет происходить напряжение матки, вместо ее восстановления и осушения.

Часто по мере приближения пре-менопаузы женщины чувствуют тяжесть во всем теле, вздутие живота; ягодицы, бедра и живот становятся массивнее. Это раздражает женщин, но женщины должна принимать свой возраст и уважать его. Многие они думают о потере веса и вынуждают тело выполнять какие-то физические упражнения, тем самым изнуряют тело. Это неправильная манера поведения, и неправильный образ мыслей. Поступая таким образом, вы наносите себе вред, приливы усиливаются, повышается кровяное давление, тело все время находится в состоянии жара, лицо краснеет.

Зачастую вы можете чувствовать, что физически вы в состоянии выполнить рекомендованные асаны, но тело не принимает этих асан, оно противостоит их выполнению. Поэтому вопрос не в том, можете ли вы выполнять эти асаны или нет. Вопрос в том, почему у выполнения этих асан такие последствия? Вы не должны их допускать.

Однажды подобный тип практики может привести к заболеваниям, таким как повышенное кровяное давление, гипертония, возникновение опухолей, и т.п. Если вы будете напряженно работать над сжиганием жиров, это может привести к еще большим проблемам. Деятельность вашего организма должна прийти в норму после менопаузы, и тогда вы снова можете делать все, на что способны.

Некоторым трудно посещать занятия в студиях йоги, трудно выполнять многие асаны, особенно длительно удерживаемые перевернутые асаны.

Причина в том, что практика не выстроена в соответствии с вашей (текущей конституцией), не учитывает особенности протекания менструации именно у вас, не учитывает дни цикла, при которых практика должна быть разная. И обязательно, как я уже упоминала выше, вы должны выполнять ширшасану (стойку на голове) и сарвангасану (стойку на плечах) и их вариации регулярно, по 10 минут, плюс остальные асаны (по возможности). Если вы будете выполнять эти асаны постоянно, то убедитесь, что проблемы, связанные с менструацией, менопаузой и репродуктивной системой уменьшатся.

Еще одна распостраненая женская проблема, при которой рекомендуются перечисленные асаны – это При эндометриозе необходимо выполнять позы стоя с вогнутой спиной, такие как паршвоттанасана (интенсивное боковое вытяжение) с прогибом с руками на кирпичах, прасарита падоттанасана (наклон с широко расставленными ногами), уттхита падангуштасана (поза вытяжения прямой ноги вбок в положении стоя), падахастасана (наклон с захватом ступней).

Вытяжение, удлинение спины в этих асанах поднимает и расширяет нижнюю часть живота.

Баддха конасана (поза бабочки) и упавишта конасана (наклон сидя с широко расставленными стопами) в ширшасане (стойке на голове), очень эффективны при эндометриозе, также полезны Сарвангасана (стойкса на плечах) на стуле с баддха конасаной (поза бабочки), супта конасана (поза лежащего угла).

В прогибах, выполняемых с пола, таких, как випарита дандасана (поза перевернутого посоха) и урдхва дханурасана (поза перевернутого лука), необходимо поднимать стопы выше на опору.

В некоторых асанах после разведения ног в стороны необходимо делать вариации с ногами, сведенными вместе. Здесь этот метод тоже применим.

Вобщем, имеете ли вы проблемы, относящиеся к менструации, или нет, будучи женщиной, вы должны уважать свою женственность. Во время менструации вы должны научиться отдыхать физически и ментально. Вы должны научиться правильно выполнять ширшасану и сарвангасану, которыми часто пренебрегают. Вы должны отрегулировать программу своих занятий в течение всего месяца. Вы не должны быть небрежными, невнимательными. Помните, что ваше внимание поможет вам избежать проблем в дальнейшем. Если вы хотите избежать распространенных проблем, таких как невозможность забеременеть, выкидыши, кисты, фибромы, утолщение или утончение матки, подверженность инфекциям, то вы должны придерживаться описанного выше формата практики.

Вы должны следовать правилам, касающимся вашей практики. Вы должны выстраивать свою практику корректным образом. Вы должны уделять внимание тому, чтобы удерживать эмоциональный баланс во время практики. Вы не должны физически изнурять свое тело просто потому, что вы на это способны. Ваша сила воли не должна использоваться вам во вред.

Дифференцированная практика – это ключ к здоровью. Помните слова Патанджали: «Heya, duhkhamanāgatam» – «Боли, которая пока еще не наступила, можно и необходимо избежать» (Йога Сутры II:16).

(пост написан по материалам лекции Гита Айенгар «Практика йоги для женщин в течение всего цикла». Г. Айенгар, 2002)

Was last modified: March 12th, 2019 by consultant



  • Разделы сайта