Утренняя гимнастика с элементами логоритмики. Логоритмические игры и упражнения для дошкольников по возрастам. Что включает в себя логоритмика

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Сюжетно-ролевая игра как фактор полноценного развития детей» Подготовила педагог-психолог Носкова Евгения Валерьевна

Сюжетно-ролевая игра- это ведущая деятельность дошкольного возраста. сюжетно-ролевая игра в развернутом виде представляет собой деятельность в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Отечественные психологи (А.В. Запорожц, Д.Б. Эльконин)

1. Соблюдение правил. Правила регламентируют действия ребенка и взрослого и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли.

2. Присвоение социального мотива игр Это возможность оказаться в мире взрослых и самому разобраться в системе их отношений.

3. Эмоциональное развитие Игра ребенка очень богата эмоциями, причем часто теми, которые в жизни ему еще недоступны. Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольников часто присутствуют слова «как будто», «понарошку», «по правде», но несмотря на это, игровые переживания всегда искренни.

«Ребенок, создавая в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, испытывает самые настоящие чувства». Л.С. Выготский

По мере усложнения игры и игрового замысла чувства детей становятся все более осознанными и сложными. Сюжетно-ролевая игра - это школа чувств, в которой формируется эмоциональный мир ребенка.

4. Развитие интеллекта Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, формированием его интересов. Продолжительное пребывание ребенка в одной роли заставляет его глубже вникнуть в смысл того, что он изображает.

5. Развитие воображения и творчества Во время игры у них возникают новые идеи и образы. Развитие игрового творчества проявляется и в комбинировании различных жизненных впечатлений в содержании игры.

Для осуществления своего замысла в сюжетно-ролевой игре ребенку необходимы игрушки. Способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детского периода

6. Развитие речи В создании образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить собственные мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия.

Развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Дети, задержанные в речевом развитии, оказываются отсталыми и в развитии воображения. Л.С. Выготский

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, в игре развивается и активизируется речь, а с другой - под влиянием развития речи получает свое развитие и сама игра. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова

7.Развитие самостоятельности «В игре же дитя - зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями ». К.Д. Ушинский

Они сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру. В игре ребенок воплощает свой взгляд, свое представление, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

Виды игр 1. Игры на бытовые сюжеты 2. Игры на производственные и общественные темы 3. Игры на героико-патриотические темы 4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач 5. «Режиссерские» игры

Виды игр Содержание 1. Игры на бытовые сюжеты Игры в дом, семью, праздники, дни рождения и т. п. Большое место среди них занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых и их отношениях 2. Игры на производственные и общественные темы В этих играх отражается труд людей, темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), полиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия) 3. Игры на героико-патриотические темы Эти игры отражают героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.) 4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач Игры в моряков и летчиков, в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов), в четырех танкистов и собаку (по содержанию кинофильма) и пр. В них дети отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение 5.Режиссерские игры В таких играх ребенок заставляет кукол говорить и выполнять разнообразные действия. При этом он сам действует в двух планах: и за куклу, и за себя. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов или из собственной жизни. Дети учат кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек действовать в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками

Развитие игры на разных возрастных этапах (концепция Н.Я. Михайленко) Возраст детей Характер игровых действий Выполнение роли Развитие сюжета в воображаемой ситуации 3–4 года Отдельные игровые действия игрового характера Роль осуществляется фактически, но не называется Сюжет - цепочка из двух действий. Воображаемую ситуацию удерживает взрослый 4года - 5 лет Взаимосвязанные игровые действия, имеющие четкий ролевой характер Роль называется. Дети по ходу игры могут ее менять Цепочка из трех-четырех взаимосвязанных действий. Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию

Развитие игры на разных возрастных этапах (концепция Н.Я. Михайленко) Возраст детей Характер игровых действий Выполнение роли Развитие сюжета в воображаемой ситуации 5–6 лет Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей Роли распределяются до начала игры. Каждый ребенок придерживается своей роли до конца игры Цепочка игровых действий, объединенных одним сюжетом, который соответствует реальной логике действий взрослых 6–7 лет Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна Не только роли, но и замысел игры проговариваются до ее начала Сюжет держится на воображаемой ситуации. Действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми

Игры для разных возрастов

С малышами до трёх лет: Уютное местечко с подушками и мягкие игрушками Прятки или кошки-мышки с участием мягких игрушек или домашних животных. Водяные игрушки (ситечками, воронками, чашками и лодочками) Почитайте вместе с ребенком его любимые книжки.

С детьми от трёх до семи лет: Сыграйте для ребенка какую-нибудь роль из его любимого произведения. Песенки Считалочки. Имитируйте вместе «танцы» животных Постройте вместе домики из песка или конструктора. Аудиозаписи детских произведений. Настольные игры. Передачи о природе, животных или путешествиях. Загадки. Прочитайте и сыграйте роли ваших любимых персонажей из книг. Мяч. Пантомимы.

С детьми от шести до семи лет Важно играть с ребёнком, особенно в годы подготовки к школе: В игре дети: - учатся применять имеющиеся у них знания; -ставятся перед необходимостью поиска новых знаний; -получают богатый чувственный опыт, прежде всего касающийся свойств и качеств разнообразных предметов, окружающих их.

С детьми от шести до семи лет внимание, память, сосредоточенность («Кто ушёл?», «Что изменилось?», «Что спрятали?», «Какой картинки не хватает?», «Сделай также»); -развивают детские представления о качествах и свойствах предметов («Что из чего сделано», «Магазин «Ткани», «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус», «Найди такой же предмет»(по цвету, величине, форме); -развивают логическое мышление («Что сначала, что потом», «Времена года», шашки, шахматы, «Сравни по величине») и речь («Слова наоборот», «Синонимы», «Придумывание стихов») .

Играйте вместе с детьми-это улучшает взаимопонимание


Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры современных дошкольников

Есть не в пример наукам хитрым

Совсем не хитрая одна:

Распознавать по детским играм,

Чем озабочена страна.

«Вернитесь в своё детство,

Побудьте с нами в нём,

И лучшими друзьями

мы взрослых назовём»


« Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития».

Д.В. Меджеринская

Сюжетно-ролевая игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними.

Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой ребенок воссоздает разнообразные виды человеческой деятельности.


ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИГРЫ

Л. С. Выготский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А. В. Запорожец Д.В. Менджерицкая и др.


  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности
  • игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  • способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
  • ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Особенности развития игровой деятельности ребенка :

  • в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год ) непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами…;
  • в раннем возрасте (1 год - 3 года ) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками… общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого…;

- для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками).


Человеческая игра –

это такая деятельность,

в которой воссоздаются

социальные отношения между

людьми вне условий

непосредственно

утилитарной деятельности

(Д.Б. Эльконин )

В ней развиваются:

  • способности к воображению;
  • произвольной регуляции действий и чувств;
  • приобретается опыт взаимодействия и

взаимопонимания с другими.

Значение игры


Сюжетно-ролевая игра дошкольников

роль (правила воображаемая игровые

поведения) ситуация действия

игровое употребление реальные отношения

предметов между играющими


«Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!» Е.А. Покровский

Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу А.С. Макаренко


Методы и формы системного обогащения сюжетов

игр и игровых методов.

В соответствии с ФГОС ДО решается вопрос социального развития в рамках образовательных областей:

«социально-коммуникативное»;

«познавательное развитие»;

«речевое развитие»;

«художественно-эстетическое развитие»;

«физическое развитие».

Виды деятельности по ФГОС ДО

Игровая.

Коммуникативная.

Познавательно-исследовательская.

Восприятие художественной литературы и фольклора.

Самообслуживание.

Конструирование.

Музыкальная.

Двигательная.

  • Беседы.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Наблюдение.
  • Экскурсии.
  • Составление рассказов.
  • Дидактические игры и упражнения.
  • Пальчиковые игры.
  • Ознакомление с художественной литературой.
  • Изобразительная деятельность.
  • Конструирование.
  • Музыкальная деятельность.
  • Решение проблемных ситуаций.
  • Подвижные игры.

Игровые технологии

Технология - (в переводе с греческого языка «Наука о мастерстве» .

Игровые технологии-обширная группа приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр .


Игровая технология

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

Группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

Группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

Группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.



Этапы педагогической технологии

1 этап

Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребёнок будет отображать в игре, - наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях.

2 этап

Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре»):

Определение ситуаций взаимодействия людей, продумывание и сочетание событий, хода их развития в соответствии с темой игры;

Создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования;

Совместная игровая деятельность воспитателя и детей.

3 этап:

Самостоятельная игровая деятельность детей. Организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает.



Характерные особенности

Активизация свободной самостоятельной игры детей через передачу им постепенно усложняющихся игровых умений.

Общая стратегия поведения воспитателя при организации игры и конкретная тактика его взаимодействия с детьми в игре на разных этапах дошкольного детства: приёмы формирования у детей условного игрового действия (2-3 года), ролевого поведения (3-5 лет), способов творческого сюжетосложения (5-7 лет).

Технологии развития сюжетно-ролевой игры

Характерные особенности

Технология формирование игры как деятельности (Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова)

Принципы:

1.Воспитатель должен играть вместе с детьми.

2.Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.

3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам - взрослому или сверстнику.

Сюжет игры:

На этапе формирования условных игровых действий - однотемные, одноперсонажные сюжеты.

На этапе формирования ролевого поведения - многоперсонажный сюжет.

На этапе формирования умений строить новые сюжеты игры - многотемные сюжеты.

Педагогический процесс организации игры двучастный: 1.моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми;

2. создание условий для самостоятельной детской игры.


Технологии развития сюжетно-ролевой игры

Характерные особенности

Игры в адаптационный период:

Задачи: Наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить малышам минуты радости, попытаться вызвать у детей положительное отношение к детскому саду

Формы и методы проведения:

  • фронтальные игры;
  • использование в играх копий реальных предметов, а не их заместителей. Предложение всем одинаковых предметов.

Технологии развития сюжетно-ролевой игры

Характерные особенности

Технология Н.Ф. Тарловской (программа «Радуга») 2000-ые годы.

Игра младших дошкольников (2-3 года).

Знакомить детей с разнообразием игровых целей.

Побуждать детей самостоятельно ставить игровые цели и проявлять инициативу.

Постепенно подводить детей к самостоятельному поиску средств и способов достижения цели.

Практиковать игры с двумя-тремя связанными между собой целями.


Технологии развития сюжетно-ролевой игры

Характерные особенности

Технология Н.Ф. Тарловской (программа «Радуга») 2000-ые годы.

Игра детей 3-5 лет.

Направления работы:

1.Продолжение работы по подготовке детей к принятию роли.

Организованные наблюдения детей за профессиональными действиями взрослых.

Наблюдения воспитателя за самостоятельными играми детей.

2.Обогащение индивидуальной ролевой игры ребёнка.

  • Принятие взрослым параллельной роли.
  • Введение в игру ребёнка новых атрибутов.
  • Расширение диапазона принимаемых ребёнком ролей.

Совместная игра взрослого с несколькими детьми одновременно.

4.Подготовка ребёнка к ролевому взаимодействию.

Совместная игра взрослого с детьми. Основная цель взрослого – удержать ролевой диалог в процессе игры, а игровые действия свести до минимума или исключить.


Технологии развития сюжетно-ролевой игры

Характерные особенности

Технология Н.Ф. Тарловской (программа «Радуга») 2000-ые годы.

Игра детей 5-7 лет.

1.Помощь в организации взаимодействия детей в совместной игре.

Воспитатель осуществляет скрытое управление игрой, взяв на себя особую, постоянную для всех игр роль – диспетчера или волшебницы.

2. Обогащение событийной стороны содержания игры.

  • Принятие воспитателем роли «диспетчера» или «волшебницы».
  • Создание условий, способствующих тому, чтобы дети сами придумывали новые события: совместная деятельность взрослых и детей по созданию тематических книжек для игр («библиотека» игр).

3. Рассказы воспитателя из личного опыта о том, как играли в детстве.

3. Создание игровой среды.


Технологии развития сюжетно-ролевой игры

Характерные особенности

Технология комплексного руководства игрой дошкольников С.Л. Новосёловой (80-ые годы)

Комплексный метод включает следующие компоненты:

  • планомерное обогащение жизненного опыта;
  • совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений;
  • своевременное изучение игровой среды с учётом обогащающегося жизненного опыта;
  • активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

Технологии развития сюжетно-ролевой игры

Характерные особенности

Технология Д.В. Менджерицкой (70-80-е годы 20 века)

Основной путь воздействия педагога на детскую игру и воспитания детей в игре – влияние на её содержание, т.е на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.

Работа педагога по обогащению эмоционально-чувственного опыта детей в процессе непосредственного взаимодействия с объектами и явлениями внешнего мира, с другими людьми.

Педагог - партнёр по игре. Он берёт на себя роль (преимущественно второстепенную).


Принципы организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве:

1. Воспитатель должен играть вместе с детьми.

2.Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.

3.Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам - взрослому или сверстнику


Из этого следует

  • Любая сюжетно-ролевая игра должна соответствовать современной деятельности человека.
  • Развитие научно-технического прогресса предоставляет человечеству много нового для жизни людей, поэтому задача педагога состоит в создании условий для отражения действительности в играх детей.
  • Педагогам необходимо ориентироваться на современные социальные и семейные роли, только в этом случае будет обеспечено социальное развитие личности дошкольника.

Несколько полезных советов по организации игровой деятельности детей

  • Не заменять игру другими видами деятельности
  • Собирайте как особую ценность любимые игры детей: развивающие, коммуникативные, терапевтические, соревновательные, игры-импровизации.
  • Включайте игру во все сферы жизни ребёнка.
  • Радуйтесь, если ребёнок пригласил Вас в игру, это хороший знак доверия и принятия с его стороны.
  • Играя с детьми, постарайтесь не быть взрослыми.
  • Не наказывайте ребёнка лишением игры.
  • Если ребёнок нарушает правила игры, постарайтесь к этому отнестись спокойно, это может быть поводом для доброжелательного разговора, объяснения.
  • Не препятствуйте объединению детей разного возраста в единое игровое сообщество, прогулка для этого наилучшее условие.
  • Избегайте насильственного распределения ролей, лучшая психологическая помощь – это ознакомление с различными сферами действительности.
  • Готовясь к очередному рабочему дню, помните, что новая игра – это лучший подарок детям.

КОМПОНЕНТЫ КОМПЛЕКСНОГО МЕТОДА, СПОСОБСТВУЮТЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБУЧЕНИЯ СПОСОБАМ ИГРОВОГО ОТОБРАЖЕНИЯ

Рассказы о профессиях знакомят детей с трудовой деятельностью людей.

Рассказ с использованием иллюстраций побуждает детей к применению инструментов, используемых в профессии, произвести действия с ними.

Рассказы взрослого, которые специально нацелены на воспроизведение какой-либо ситуации («Как я ходила в парикмахерскую», «Как я покупала игрушки в магазине» и др.), обеспечивают натуральность восприятия и веру в подлинность события.

Целевые экскурсии и прогулки способствуют близкому знакомству детей с представителями определенной профессии, дают возможность понаблюдать за деятельностью взрослых.

Беседы проясняют представления детей о жизненных ситуациях, выявляют мнение детей о развитии сюжета. Вовлечение детей в диалог и использование наводящих вопросов развивает речевую активность детей. Беседы по определенным сюжетам развивают замыслы игры и их сюжетную линию.

Дидактические игры способствуют освоению игровых действий и ролевому поведению. Дидактические игры и упражнения воспитывают у детей способность соблюдать правила, быть организованными, проявлять лидерские качества.

Драматизации и театрализованные игры научат детей обыгрывать готовые сюжеты, способствуют развитию артистических способностей, умению быть выразительным в различных ролях. Дети учатся воплощению определенного игрового плана, который предусмотрен заранее.

Рассматривание сюжетных картин позволяет закрепить всё ранее увиденное и услышанное детьми. Рассматривание картин вызывает в детях эмоциональные переживания, яркие образы изображенных персонажей, вызывают у детей желание подражать им, выполнять определенные действия, использовать трудовые атрибуты по назначению.

Чтение художественной литературы прививает любовь к чтению. Слушая стихотворные тексты, рассказы, сказки воспитывается умение различать хорошие и плохие поступки.

Изобразительная деятельность и конструирование формирует творческие способности детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

Отгадывание загадок позволяет детям образно воспринимать стихотворные тексты, выделять основные признаки предметов.

ЗАДАЧА ПЕДАГОГА – НАЦЕЛИТЬ ДЕТЕЙ НА ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕНОСА ПОЛУЧЕННОГО ОПЫТА В ИГРУ.


В пособии представлено ежемесячное карточное планирование как модель совместной деятельности педагога и детей 4-5 лет в рамках освоения сюжетно-ролевой игры, включающее предварительную работу по обогащению игрового и жизненного опыта дошкольников на основе сюжетно-ролевых игр "Больница", "Семья", "Магазин", " Детский сад ", "Шоферы", "Строители". Табличное размещение материала поможет воспитателю целостно распределить и эффективно спланировать систему игровой деятельности детей на весь учебный год . Карты-планы разработаны на основе содержания образовательных областей, соответствующих ФГОС ДО: " Социально-коммуникативное развитие ", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", " Художественно-эстетическое развитие ", "Физическое развитие"; позволяют воспитателю обеспечить социальное развитие дошкольников .


"Больница", "Семья", "Магазин", "Парикмахерская", "Шоферы". Табличное размещение материала поможет воспитателю целостно и эффективно спланировать работу по обогащению игрового и жизненного опыта воспитанников, последовательно и целесообразно распределить предложенные формы и виды деятельности в течение учебного года.


«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»

В. А. Сухомлинский


Дайте детству состояться!

Дайте детству наиграться!

Сюжетно - ролевая игра. Театр своими руками. Театр в детском саду. Картотека сюжетно-ролевых игр. Театрализованная деятельность в ДОУ. Сюжетные задачи. Проект сюжетно – ролевой игры. Театрализованная деятельность в младшей группе. Театральная деятельность в ДОУ. Сюжетно-ролевая игра «ПАРИКМАХЕРСКАЯ». Знакомство с театром.

Тема: Сюжетно-ролевые игры дошкольников. Сюжетно – ролевая игра «Школа» Подготовительная группа. Формы организации театрализованной деятельности. Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду. Театрализованная деятельность, как средство коммуникативных способностей у дошкольников.

Руководство сюжетно – ролевыми играми детей дошкольного возраста. « Эмоциональное развитие дошкольников через театрализованную деятельность. Решение сюжетных задач. Предметно-развивающая среда в сюжетно-ролевой игре в доу. Проект сюжетно - ролевой игры «АВТОБУС». «Детская поликлиника» сюжетно-ролевая игра. Принцип сюжетной антитезы в романе.

Проект сюжетно – ролевой игры «Детское кафе». Сюжетно-ролевая игра дошкольника – первый опыт социализации. Современные подходы к организации сюжетно-ролевой игры в детском саду. Знакомство дошкольников с миром театра и искусства. Модель развития сюжетно–ролевой игры в дошкольном возрасте. Различие и сходство сюжетно – ролевых и театрализованных игр.

Руководство и организация сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская». Проект сюжетно-ролевой игры в средней группе «В гости к бабушке». Особенности организации сюжетно-ролевых игр в дошкольном учреждении. Логопедическая работа в ДОУ через использование театрализованной деятельности.

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В.А.Сухомлинский. Сюжетно-ролевыми называют игры, которые создаются самими детьми, активность в игре детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета. Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит ребенка жить и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость, инициативу.


Свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. В игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы и внутренний эмоциональный комфорт. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Играя, ребенок примеряет на себя разные роли. Осваивает правила взаимодействия и учится пояснять свои действия и согласовывать их с другими. Принципы организации сюжетной игры 1. Воспитатель должен играть вместе с детьми (позиция «играющий партнер») 2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства. 3. На каждом этапе дошкольного детства формировать игровые умения, ориентируя ребенка на осуществление игрового действия и пояснение его смысла партнеру по игре. 4. Наличие атрибутов.


Метод комплексного руководства игрой 1. следует планомерно обогащать опыт ребенка, на основании которого у него возникает замысел игры и постоянно обогащается ее содержание; 2. необходимо использовать специально обучающие игры; 3. нужно своевременно изменять игровую среду, прежде всего за счет внесения игрушек-заместителей; 4. во время игры необходимо общение с взрослым, который предлагает детям новое для них и более сложное содержание игры. Основные принципы концепции поэтапного формирования способов игры Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровых умений необходимо ориентировать его на взаимодействие с партнером сверстником, «обеспечивать» способами согласования действий с партнерами. Взрослый, играя вместе с детьми на протяжении всего дошкольного периода, должен на каждом из его этапов развертывать игру таким образом, чтобы ребенок «открывал» и усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построения того или иного вида игры.


Компоненты сюжетно-ролевой игры Сюжет игры - это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определенных действий, событий из жизни и деятель­ности окружающих. Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности. Роль – игровая позиция, ребенок отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии. Предпосылки сюжетно-ролевой игры Первый этап ознакомительная игра, Взрослый организует предметно- игровую деятельность ребенка, используя разнообразные игрушки и предметы. Второй этап отобразительная игра. Действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. Третий этап сюжетно-отобразительная игра. Дети активно отображают впечатления, полученные в повседневной жизни.


Условия активизации самостоятельной игры 1. Формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми. 2. Создание условий для самостоятельной детской игры. Руководя игрой, педагог всегда должен помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры. Из приемов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. Помогать ребенку развивать замысел. Только при таком руководстве успешно развивается игровое творчество. Участие педагога в сюжетно-ролевых играх детей не может ограничиться организацией обстановки, подбором игрового материала. Он должен проявлять интерес к самому процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая с ними по существу их игр, влиять на обогащение их языка.


Таким образом, педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры детей сводятся к следующему: 1. Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей. 2. Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей. 3. Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни. 4. Следовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию речи, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих детей. 5. Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей. В режиме детского дня для сюжетно-ролевых игр должно отводиться определенное, соответствующее их значению время.


Усложнение в планировании задач по обучению детей дошкольного возраста сюжетно – ролевой игре. 1 младшая Сформировать умение развёртывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом - заместителем и воображаемым предметом, связывать 2-3 действия в смысловую цепочку словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие начатое партнёром - взрослым, а затем сверстником. 2 младшая Развивать умение выполнять игровые действия в игровых упражнениях типа «Одень куклу», выполнять несколько взаимосвязанных игровых действий (умыл и одел куклу, накормил её, уложил спать), стимулировать интерес к совместным играм со взрослыми и детьми. Средняя Побуждать включаться в совместные со взрослыми и сверстниками игры, предлагать несложные сюжеты для игр, учить распределять роли между партнёрами по игре, отбирать необходимые атрибуты, воспроизводить в играх образцы поведения взрослых и детей.


Старшая Учить организовывать игры, самостоятельно предлагать несколько сюжетов на выбор, вариативно использовать атрибуты, игрушки, предметы., распределять их между детьми в соответствии с ролями, принимать роли достойных мужчин и женщин. Формировать умение развивать сюжет на основе имеющихся знаний. Подготовительная Формировать умение организовывать совместные с другими детьми сюжетно – ролевые игры, договариваясь, распределяя роли, предлагая сюжеты игр и их варианты., согласовывать собственный игровой замысел с игровыми замыслами других детей; договариваться, обсуждать, планировать действия всех играющих, объединять сюжетные линии в игре, расширять состав ролей.


Особенности руководства сюжетно –ролевой игрой в 1 младшей группе Планируется: - в процессе непосредственно – образовательной деятельности в форме игрового упражнения, индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной, в малой группе - в ходе режимных моментов - в самостоятельной деятельности детей. Роль педагога: Главное действующее лицо – вовлекает в игру, представляет детям возможность выбора (вида игры, сюжета, роли, стимулирует детей к пользованию предметов заместителей, способствует эмоционально – насыщенной атмосфере в игре. Особенности руководства и планирования сюжетно – ролевой игрой во 2 младшей группе Планируется: - в процессе непосредственно – образовательной деятельности в форме игрового упражнения, индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной, в малой группе (50 минут – 1 час); - в ходе режимных моментов (20 – 25 минут); - в самостоятельной деятельности детей. Роль педагога: - при сговоре на игру - главное действующее лицо - стимулирует, направляет игровое общение детей. Предлагая малышу игрушку, спрашивает у ребёнка, с кем бы ему хотелось поиграть, располагает детей к общению. Помогает распределять роли, подобрать нужные атрибуты. - Включается в игру во второстепенной роли.


Особенности руководства и планирования сюжетно – ролевой игрой в средней группе Планируется: - в процессе непосредственно – образовательной деятельности в форме индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной, в малой группе (1 час – 1 час 10 минут); - в ходе режимных моментов (минут); - в самостоятельной деятельности детей в форме совместной со сверстниками игре. Роль педагога: - при сговоре на игру – помогает распределить роли и развить новые сюжетные лини в знакомых играх, учит вспоминать самое интересное из своей жизни – вносить в игру. - при обсуждении содержания игры – репликой, советом, напоминанием актуализирует их личный опыт. - Включается в игру во второстепенной роли.


Особенности руководства и планирования сюжетно – ролевой игрой в старшей и подготовительной к школе группах Планируется: - в процессе непосредственно – образовательной деятельности в форме индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной, в малой группе (1 час 40 минут); - в ходе режимных моментов (45 – 50 минут); - в самостоятельной деятельности детей в форме индивидуальной игры и совместной со сверстниками игре. Роль педагога (в ходе игры - второстепенная): Учитывает дружеские привязанности между детьми при организации совместных игр Объединяет отдельные играющие группы общим сюжетом, развивает умение договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность Включает в игру застенчивых детей способствует поло -ролевой социализации мальчиков и девочек в игре Способствует овладению детьми более новым сложным способом построения игры - совместным сюжетосложением. (Михайленко Н.Я)


Приемы воздействия на игровую деятельность, способствующие развитию игр детей: · обогащение впечатлений детей с целью разнообразия игровых замыслов; · обучение в дидактических играх, трудовых поручениях развернутым игровым действиям; · введение в игру предметов-заместителей; побуждение детей к "действию" с воображаемыми предметами; обогащение предметной игровой среды обобщенным игровым материалом; · побуждение к принятию разнообразных ролей взрослых с передачей действий, взаимоотношений; участие в детских играх с целью показа игровых действий, игровых высказываний; · показ и обучение в театрализованных играх эмоционально- выразительным движениям, жестам, мимике; · побуждение в игровой обстановке к ролевому диалогу по инициативе взрослого участника игры; · обучение в игре и побуждение к самостоятельному проявлению умения ставить друг другу игровую цель, принимать ее, договариваться друг с другом; · побуждение за счет разнообразия игровых замыслов и расширения игрового опыта к увеличению длительности игр.


Приемы, направленные на воспитание целеустремленности и активности в играх: · показ воспитателем разнообразных действий с игрушками, предметами в соответствии с той или иной ролью; · участие воспитателя в играх детей с принятием разнообразных главных ролей; · введение разнообразных главных и второстепенных ролей; · наблюдение за играми активных, инициативных детей; · составление рассказа "Как можно играть в эту игру"; · обучение планированию игры; · беседа с детьми и обыгрывание ситуации во время и после экскурсий и чтения литературы; · использование театрализованных игр с разными видами театров; · изготовление и последующее обыгрывание атрибутов к разным сюжетным играм; · обыгрывание в режиссерских играх различных сюжетов; · строительство и последующее обыгрывание разнообразных сюжетных построек; · анализ и поощрение отдельных детей и игровых коллективов, играющих без конфликтов или умеющих самостоятельно уходить от конфликтов.


Приемы, используемые для формирования положительных эмоций у детей в игре: · показ воспитателем новых способов игровых действий с одними и теми же предметами; · создание многообразных игровых ситуаций, вытекающих из предметных действий и продол­жающих их вместе с воспитателем; · включение детей в развитие сюжетной ситуации с подключением специфических игровых действий и сопровождением эмоциональных реплик; · побуждение детей к повторению или произнесению сюжетной речи в игровой ситуации; · выбор тем для игр с эмоциональной выразительностью игровых действий, персонажей; · театрализованные диалоги; · сюжетные действия с театрализованной игрушкой, сопровождаемые ролевым комментарием; · образец и повтор ребенком реплик в соответствии с сюжетом; · упражнение в интонационной выразительности речевых диалогов; · чтение художественных произведений с наличием эмоциональных диалогов; введение в игру специальных наборов образной игрушки с ярко выраженным эмоциональным содержанием; · подбор игр с разными сторонами эмоционального опыта; · подбор игр с обязательными эмоциональными контактами между участниками; · ролевое участие воспитателя в игре; · рассказывание и обыгрывание сказок с образами, идеалами; · использование литературных образов, близких детям по характеру и личностным свойствам.


Воспитателям необходимо помнить, что игра, как и любая деятельность, имеет свою структуру. Основные моменты методики применения сюжетно – ролевой игры: 1. Выбор игры. Определяется конкретной воспитательной задачей. 2. Педагогическая разработка плана игры. При разработке игры воспитателю необходимо стремиться к максимальному насыщению её игровым содержанием, способным увлечь ребенка. Это с одной стороны. С другой стороны, важно определить предполагаемые роли и средства игровой организации которые бы способствовали выполнению намеченных воспитательных задач. 3. Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка. Воспитатель должен стремиться так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий. 4. Создание воображаемой ситуации. Дошкольники всегда начинают сюжетно –ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья –поезд, кустарники – граница, бревно – корабль и т.п. Создания воображаемой ситуации - важнейшая основа начала творческой сюжетно - ролевой игры.


5. Распределение ролей. Педагог должен, стремится удовлетворять игровые потребности детей, то есть каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль. 6. Начало игры. Чтобы вызвать у детей положительное восприятие игры можно использовать некоторые методические приемы, например, подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода. Другим методическим приемом может быть такой: в начале игры главные роли распределяют между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением. Это позволяет задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поведения. 7. Сохранение игровой ситуации. Существует некоторое условие сохранения у детей стойкого интереса к игре: а) взрослый обязан задавать тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию (в военизированных играх – четкость и лаконизм команд, требовать ответное: «есть товарищ командир!» рапорт о выполненном поручении); б) педагог должен стараться обыгрывать любое дело детского коллектива; в) все меры педагогического воздействия на детей – требования, поощрение, наказания - педагог должен осуществлять в игровом ключе не разрушая игровой ситуации; г) в ходе сюжетно - ролевой игры целесообразно включать развернутые творческие игры или игры на местности с идентичными сюжетами; д) в процессе игры воспитатель может организовать коллективное соревнование между небольшими группами играющего коллектива.


8. Завершение игры. Разрабатывая план игры, педагог заранее намечает предполагаемую концовку. Необходимо позаботиться о таком окончании, игры которое вызвало бы у детей желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра. Планируя работу по руководству сюжетно – ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей. Большое внимание педагог должен уделять развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений.




  • Разделы сайта