Нетрадиционный метод физ развития дошкольников хатха йога. Занятия «Йога-сказка» для укрепления здоровья дошкольников. Самомассаж коленных суставов

В уголке природы в любой сезон года для воспитанников найдется дело. Они наблюдают и ухаживают за растениями и животными не только постоянно находящимися в классе. Большая воспитательно-образовательная работа проводится с материалами, которыми пополняется уголок в разное время года. Дети видят их во время прогулок и экскурсий, на участке дошкольного учреждения и за его пределами. Для более длительных наблюдений они приносят некоторые растения и животных в уголок природы. Сезонный материал используется педагогом для проведения занятий и при организации самостоя­тельной детской деятельности.

Осенью сюда вносят выкопанные с клумб и рабаток цветущие растения; некоторое время они продолжают цвести в помещении. Красивы низкорослые сорта растений (астры, бархатцы, петунии и др.) .

Кроме цветущих грунтовых растений, дошкольники приносят с экскурсий и прогулок разноцветные осенние листья деревьев и кустарников. Воспитатель учит ребят (всех возрастных групп) из листьев делать небольшие букеты. Чтобы листья дольше сохраняли хороший вид, их можно прогладить теплым утюгом. Организуя рассматривание листьев, педагог объединяет детей в небольшие группы. В беседе об осенней поре подчеркивает, какие в это время года на деревьях яркие, разных оттенков листья, упражняет дошкольников в узнавании листьев известных им деревьев и кустарников .

Воспитатель готовит из листьев различные дидактические пособия, а также панно для украшения комнаты. Кроме листьев, можно поставить1-2 веточки с плодами, например рябины или снежноягодника, они хорошо украшают помещение. Здесь находятся не только декоративные, но и дикорастущие растения, цветущие до поздней осени (ястребинка, кульбаба осенняя, клевер) Воспитатель привлекает ребят к сбору сухих семян деревьев (ясеня, липы, клена), из которых затем делают забавные игрушки, пособия для занятий, интересные коряги, шишки, камешки. Если на участке дошкольного учреждения разбит огород, после сбора урожая в уголке природы можно устроить выставку овощей, выращенных детьми. Воспитатель вместе с детьми младшего школьного возраста рассматривает эти овощи, отмечает, какие они крупные, красивые, как их много. После этого можно провести занятие, на котором организовать дидактическую игру «Магазин овощей» либо провести беседу об овощах и их выращивании.

Занятие «Рассматривание овощей"

Цель занятия. Закрепить знания дошкольников об овощах, их названии, форме, размере, цвете, поверхности, вкусе; продолжать учить ребят описывать овощи, отмечая их существенные признаки. Учить отличать овощи на ощупь и на вкус. Пополнить словарь дошкольников обобщающим словом «овощи» и понятием «похожие».

Подготовка к занятию. Приготовить на подносах 2 набора овощей: морковь, лук, свекла, помидор, огурец; в одном набope-овощи собраны по одному экземпляру, в другом - парные, большие и маленькие.

Ход занятия. Дети сидят на стульях, расставленных полукругом. На столе педагога - овощи на подносах и «чудесный мешочек», они закрыты салфеткой.

Воспитатель, обращаясь к детям, спрашивает: «Что лежит на моем столе? (Дети перечисляют.) Как можно одним словом назвать то, что лежит на подносе? Правильно, это овощи. Где выросли эти овощи? Правильно, на нашем огороде. А кто их вырастил? (Старшие дети.) А вы им помогали? Мы сегодня рассмотрим эти овощи. Лена, возьми с этого подноса какой хочешь овощ. Что ты взяла? (Морковку.) Расскажи о морковке: какого она цвета, круглая или нет? Погладь ее: какая она? (Так воспитатель помогает ребенку рассказать все, что он знает о моркови.) Теперь пойдет Толя и возьмет другую морковку с этого же подноса. Она такая же, как первая? (Нет, она больше.) Значит, они похожи, но одна большая, другая маленькая. Положите их в мешочек. Теперь Миша возьмет еще две похожие свеклы и расскажет о них. (Воспитатель вызывает еще одного-двоих детей и просит рассказать о других овощах так же, как это делали предыдущие ребята.) Давайте поиграем. Кого я вызову, тот скажет, какие овощи хочет достать из мешочка. (Ребенок достает предмет, называет его; дети проверяют.) Вова достанет из мешочка похожий овощ, но меньший по величине. (Показывает.)

Воспитатель вызывает двоих-троих ребят; одному из них предлагает взять с подноса один из овощей и показать другому, а тому - достать такой же. После этого проводится игра «Угадай на вкус», в ходе которой все дети определяют на вкус овощи. В заключение педагог подводит итог: какие красивые и вкусные овощи вырастили на своем огороде для всех старшие ребята.

При проведении занятия можно использовать листья овощных растений. Дошкольникам дают задание найти «вершки» и «корешки», загадать загадки об овощах и найти «отгадки» - овощи, лежащие здесь же на подносе. В ходе занятия воспитатель просит дошкольников вспомнить и рассказать, как они ухаживали за овощными растениями, и подводит ребят к выводу: вырастили хороший урожай, потому что все вместе много работали, хорошо ухаживали за растениями. Подобное занятие можно провести после срезки и пересадки цветущих растений из цветника; кроме растений, можно использовать семена цветочных растений, собранные младшими дошкольниками. В процессе ознакомления детей с овощами, фруктами и семенами цветочных растений, деревьев и кустарников воспитатель формирует у дошкольников знания об осени как о времени года, когда все растения отцветают, созревают семена; в огородах и садах собирают урожай.

Поздней осенью (конец октября - ноябрь) педагог проводит уроки-занятия по посадке луковиц для выгонки. В начале занятия педагог показывает иллюстрацию луковичного растения - тюльпана или нарцисса, спрашивает ребят, как оно называется, когда цветет. Затем рассматривают луковицы этих растений. Дети насыпают в горшочки землю, в середине делают лунку, в которую сажают луковицу.

Горшочки с луковицами выносят в подвал или помещают на чердак, где температура воздуха зимой 4-60, ставят в шахматном порядке в бочку или ящик и засыпают все песком так, чтобы его слой был выше верхнего ряда горшков на 10 см.

Ящик с песком, в котором находятся горшки с луковицами, поливают примерно 1 раз в 2 недели. За 2-3 месяца в таких условиях луковицы развивают мощную корневую систему, а в середине зимы начинается рост надземной части. Как только над слоем песка покажутся свернутые в трубочку листья, горшки с луковицами вынимают из ящика и переносят в более теплое место; до тех пор, пока над свернутыми листьями не покажется бутон, они должны быть в темноте (на них можно надеть бумажные колпаки или перевернутые горшки). Теперь луковицы поливать надо чаще и обильнее, чем прежде. При появлении бутона горшки с луковицами переносят в самое светлое, желательно более прохладное место. Вскоре растения зацветают. Как и все луковичные, цветут они недолго, быстро отцветают. Через некоторое время по окончании цветения постепенно сокращают поливку, а когда листья засохнут, луковицы вынимают, просушивают и осенью сажают в грунт (два года подряд они в выгонке цвести не будут, так как выгонка истощает растения).

Подводя итог вышесказанному сделаем следующие выводы. Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. В дошкольном учреждении необходимо создание зоны природы или, другими словами, эколого-развивающей среды, создание которой является одним из условий экологического воспитания детей в ДОУ. Насыщенная многообразием живых объектов среда позволяет дошкольникам не только наблюдать за рыбками, птицами и растениями, но и принимать непосредственное участие в уходе за ними под руководством педагогов. Такая деятельность способствует формированию у детей бережного отношения к природе, воспитывает доброту и отзывчивость. Наиболее традиционными элементами развивающей природной среды являются групповые уголки природы и озеленение участка, прилегающего к детскому саду. Главная особенность и преимущество уголка природы - непосредственная близость его обитателей к детям. Это, прежде всего, длительные наблюдения за ростом и развитием растений, уход и выращивание.

Привет всем постоянным и новым читателям блога Татьяны Сухих! Одним из самых действенных методов развития речи, наблюдательности, понимания окружающего мира является визуальное активное изучение разных составляющих природы. Пристально всматриваясь во все, что нас окружает, ребенок постигает законы вселенной, ни больше, ни меньше. Наблюдение за природой – обязательное занятие с детками во время прогулки.

По картинкам и компьютеру невозможно понять наш мир, на словах тоже не вложишь в голову ребенку знания о природе, живой и неживой. Только личные активные наблюдения с комментариями взрослых и собственные исследования малыша помогут ему постичь кое что о нашем мире.

В детском саду мы целенаправленно соответственно плану развиваем у детей умение видеть и осознавать окружающее. Я делаю специальную картотеку наблюдений, о которой расскажу ниже. Родителям же, которые хотят дать своему ребенку максимум в эмоциональном плане, советую не пренебрегать возможностями обычного созерцания облаков, листопада, поникшей осенней травки…

Чуткое отношение к человеку формируется через тонкое понимание, ощущение ценности природы – от цветка на клумбе до домашнего питомца. Поймите, что главная задача родителей – вырастить не только физически, но и психически здорового человека, а это значит – доброго, отзывчивого, чуткого к красоте природы, к страданиям людей, способного сопереживать живому и любоваться красотой нашего мира.

Мы показываем ребенку – смотри, какой листик красивый, а малыш учится «включать» свою чувствительность. Умение замечать красоту дано не каждому, но с малых лет можно воспитать восприимчивость к прекрасному.

Вы уже привыкли, что я всячески стараюсь оказать вам методическую поддержку в виде тематической литературы и других полезных товаров. Не отступлю от своей привычки и на этот раз.

Подбирая хорошую литературу, я, естественно, в первую очередь заглянула в «УчМаг»:

  • «Организация деятельности детей на прогулке » – хорошее пособие для воспитателей в старшей группе и для активных родителей;
  • Младшим школьникам пригодится «Дневник наблюдений за погодой » – дети научатся ориентироваться в погоде, времени, направлению ветра и т.п.;
  • «Календарь погоды » – набор дидактических карточек «Зима»;
  • Прогулочные карты по сезонам (112 штук) – подходят для детей в младшей группе, тема – осень.

«Лабиринт.ру», в свою очередь, подготовил очередную книгу Татьяны Зениной «Ознакомление детей раннего возраста с природой: занятия, наблюдения, досуг, развлечения » – прекрасное пособие для воспитания основ экологической культуры у малышей.

Как мы наблюдаем за природой с воспитанниками детского сада?

Осенью самое время созерцать, как меняется окружающий мир, готовясь с трудным холодным временам. Буквально на глазах все вокруг преображается. Еще вчера на березке во дворе были желтенькие листочки, а сегодня – уж стоит голый ствол…

Итак, как я уже говорила, у воспитателей заготовлена картотека наблюдений, которая помогает планировать занятия с детками. Например, в подготовительной группе можно провести наблюдение за … песком. Как это сделать?

Цель практического занятия на прогулке: познакомить ребят с песком как одним из компонентов неживой природы. Позже можно продолжить работу с песком и в группе.


Я предлагаю детям взять горсть сухого песочка и рассмотреть его. Мы видим, что это сыпучее вещество, которое состоит из крошечных песчинок. Можно взять кусок белой или черной бумаги, насыпать немного песка и предложить детям посмотреть на него через лупу.

Дети обычно с удовольствием проводят простейшие опыты, а разглядывание предметов через увеличительное стекло – увлекательное занятие. Мы можем рассмотреть, что каждая песчинка выглядит по-другому. Оказывается, что песок состоит из неодинаковых элементов, они все разных оттенков и формы.

Дошкольники ощущают себя исследователями, они получают колоссальные впечатления и приобретают опыт познания. Дети средней группы также заинтересуются лупой, ну а маленьким ребяткам достаточно продемонстрировать, как песок сыпется, что он может сохранять форму, если влажный.

Во время прогулки и разглядывания песка хорошо бы прочитать малышу тематический стишок или загадать загадку. Также нужно провести дидактическую словесную игру – пусть дети вспомнят, что можно сделать из песка. Так мы тренируемся составлять предложения на заданную тему.

Кроме того, мы обязательно играем в подвижную игру, которая тоже чему-то научит детей. Например, бегать, не толкаясь, ходить на цыпочках, быстро становиться в пару и т.п. Также полезно немного поработать на участке – убрать листву из павильона, подмести дорожки.

По такому же принципу мы наблюдаем за изменениями в природе, изучаем ветер, солнце, тучки.

Как разнообразить прогулки с ребенком?

Помните, в нашем детстве мы любили смотреть в калейдоскоп? Это такая типа подзорная труба, внутри которой особым образом установлены зеркальца и насыпаны разноцветные осколки стекла. Вращая трубу, осколки пересыпались, отражались в зеркалах и создавали красивые узоры.


Вот я нашла нечто подобное на «Али экспресс» – 3D калейдоскоп, который понравится детям всех возрастов. Подходящая вещь для приятного времяпрепровождения на прогулке. Я думаю, может пристроить такой калейдоскоп в нашем уголке природы? Тем более, что разрисована эта «подзорная труба» изображениями животных.

Собираясь гулять с ребенком, подумайте, за какими явлениями природы вы будете наблюдать сегодня. Вспомните что-то интересное о ветре, солнце, растениях и расскажите малышу. Приучайте его с раннего возраста к активным прогулкам, а не просто усаживайте его в песочницу и щелкайте семечки на лавочке.

Очень будет полезно во время общения на свежем воздухе делать заготовки для поделок и гербария. Маленькие дети будут в восторге, когда посмотрят, что можно сделать из природных материалов, которые они сами собрали на улице.

Транскрипт

1 Наблюдения за живой природой Наблюдения за живой природой проводятся ежедневно. Цель таких наблюдений: - познакомить детей с разнообразием растительного мира, животного мира, мира птиц и мира насекомых; - сформировать представления детей о сезонных изменениях в жизни растений, животных, птиц и насекомых; - показать связь явлений природы и жизни живых организмов; - сформировать общие представления о живой природе (характерные признаки растений, животных, птиц, насекомых); - воспитывать в детях любовь ко всему живому, учить охранять и беречь окружающую среду. Наблюдение за растениями - познакомить детей с разнообразием растительного мира: деревьями, кустарниками, травами; их характерными признаками, частями растений (корень, ствол, листья, ветки, плод, цветок, семена); - сформировать представление о растении как о живом организме, который зависит от света, тепла, воды и почвы, о жизненно важных признаках растений (питание, рост, размножение); - дать представление о сезонном развитии растений, связях растений с животным миром и человеком;

2 - познакомить с влаголюбивыми и засухоустойчивыми, теневыносливыми и светолюбивыми, декоративными и комнатными растениями. Наблюдение за деревьями и кустарниками - формировать представление о том, что дерево и кустарник это растения, у них есть общие существенные признаки и отличительные признаки; - учить отличать различные виды деревьев по кроне, листьям, плодам; - учить сравнивать дерево от кустарника. Содержание: - Обратить внимание на многообразие деревьев и кустарников на участке детского сада и вокруг него; сравнить деревья, которые растут на солнечной стороне и в тени; выявить различия в кроне, строении, коре деревьев. - Рассмотреть листья. - Формировать представления об условиях жизни деревьев (почва, вода, свет, тепло). Отметить, что корень нужен растению, чтобы дышать, питать и держать его; стебель чтобы доставлять питательные вещества из земли другим органам; листья чтобы улавливать свет и дышать. - Сравнить разные деревья по форме ствола, коре, расположению веток на стволах; сравнить дерево и кустарник, выявить существенные и отличительные признаки. - Закрепить в речи названия деревьев и кустарников.

3 - Организовать цикл наблюдений за деревьями и кустарниками: отметить характерные признаки; объяснить, что деревья и кустарники используют для озеленения городов, для очистки воздуха. - Организовать наблюдение за живыми организмами, которые живут на деревьях: птицы, насекомые. - Закрепить у детей бережное отношение к деревьям и кустарникам, правила поведения в природе. Наблюдение за цветами на клумбах - развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и жизнью растений (потребность в тепле, воде, свете); - закрепить представления о строении цветка (стебель, листья, цветы, окраска); - учить любоваться растущими цветами; - воспитывать бережное отношение к прекрасным творениям природы, заботиться о растениях; закреплять в речи названия цветов и луговых растений, лекарственных трав. Содержание: - Обратить внимание детей на растительный покров земли; рассмотреть травянистые растения, их внешний вид и разнообразие. - Отметить многообразие цветов: сравнить их по форме, цвету, запаху, строению, отметить характерные признаки. - Объяснить, что не все запахи растений можно ощутить человеку, но насекомые прекрасно распознают эти растения и летят к этим цветам.

4 - Обратить внимание, что перед дождём цветы пахнут сильнее. - Отметить состояние цветов: те цветы, которые не поливали несколько дней, выглядят поникшими, листья опущены к земле; в тени растения растут медленнее, чем на солнце. - Рассмотреть с детьми цветы на клумбе, закрепить в речи детей их названия, учить различать их по величине, форме, цвету. - Закрепить правило не рвать цветы на газонах, клумбах, так как их сажают для красоты. - Рассказать, что многие растения называют «природными часами»: к 5 часам утра открывает свои соцветия цикорий, одуванчик, тюльпан, к 8-9 часам утра открываются соцветия у бархатцев, календулы, вьюнка; некоторые называют «природными барометрами»: по ним можно судить о приближении грозы, дождя, ненастья (маргаритки, ноготки). - Показать детям, что растение меняется (из цветка появляются семена, которые потом распространяются путём приспособлений пушинками, волосками, парашютиками, крючками), ближе к осени листья начинают желтеть, высыхают. - Познакомить детей с лекарственными растениями (ландыш, одуванчик, подорожник, календула, валериана, пион, чистотел и т.д.), отметить, что они не только красивые, но и полезные для человека, их используют при изготовлении лекарственных средств. - Рассмотреть одуванчик, закрепить знание о строении, о его лекарственной пользе; уточнить, почему его называют «луговым солнышком»; когда светит солнце одуванчик как бы копирует его, солнце прячется за тучу и одуванчик тоже спрячется, укроется зелёными листочками, как одеялом. Чтобы в дождь семена его не разлетелись, он сжимается и парашютики удерживаются на месте. - Рассмотреть подорожник (строение его листьев и стебля), объяснить его название растёт у дороги, рассказать о его целебных свойствах (прикладывают при порезах, царапинах). - Рассмотреть цикорий, отметить его красивые голубые соцветия, обратить внимание, что они открываются утром навстречу солнцу, а

5 днём закрываются, солнцелюбивое растение (используют в лечебных целях, добавляют в чай). Наблюдение за насекомыми - формировать познавательный интерес и бережное отношение к насекомым; - закреплять название, размер, особенности внешнего вида, способы передвижения насекомых; - развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых; - воспитывать бережное отношение к насекомым; систематизировать представление о значимости насекомых. Содержание: - Объяснить детям, что с наступлением тепла появилось множество различных насекомых, рассмотреть с ними насекомых, отметить их отличительные и характерные признаки, способы передвижения, особенности внешнего вида. - Отметить, что некоторые насекомые прыгают (кузнечик, блохи), бегают (жуки, муравьи), ползают (гусеницы), летают (мухи, комары, бабочки, стрекозы, пчёлы, шмели, осы). - Отметить, что есть полезные для человека насекомые (пчёлы, муравьи, божья коровка) и есть вредители (мухи, тараканы, блохи, тля, комары, некоторые виды бабочек).

6 - Объяснить, какую пользу приносят пчела (сбор мёда, изготовление лекарственных средств), муравьи (изготовление лекарственных средств), божья коровка (защита растений от тли). - Рассмотреть божью коровку: отметить маленькую головку, усики, ножки, крылья; объяснить, что коровками они названы потому, что умеют выделять оранжевое «молочко» - едкую жидкость для отпугивания врагов; для этого они и окрашены так ярко, говоря «Мы не съедобные! Не прикасайтесь!»; рассмотреть на крыльях чёрные точки; божья коровка может быть не только красной, но и жёлтой, коричневой, бронзовой; божья коровка приносят большую пользу человеку, поедая вредных насекомых (тлю, паутинного клеща). - Рассмотреть муравья - строение насекомого, способ передвижения, название дома, муравей считается самым сильным на земле, хорошим строителем; объяснить детям, что муравейники нельзя разорять, нужно беречь их, муравей приносит пользу человеку. - Рассмотреть бабочку: обратить внимание детей на красивых порхающих бабочек на участке; рассмотреть, как они летают или сидят на цветках, сложив крылья; объяснить, что бабочки появляются из гусениц; отметить, что бабочки различаются по величине, по окраске и форме крыльев. Наблюдение за птицами - формировать у детей общие представления о птицах; - познакомить с отдельными видами птиц;- воспитывать заботливое отношение к птицам; -расширить представление о жизни птиц летом; -учить распознавать птиц.

7 Содержание: - рассказать детям, что лето в жизни птиц это пора высиживания птенцов, птицы заботятся о них, добывают корм; - отметить, что птицы отличаются от других живых существ тем, что могут летать, для этого природа их снабдила крыльями, перьями, обтекаемой формой тела; - понаблюдать за повадками птиц ворона любит находиться на толстых ветках деревьев, воробьи на ветках кустов, голуби на крышах; отметить, как птицы передвигаются при приближении людей: стремительно улетают, вспархивают, неторопливо улетают. - Понаблюдать за воробьём: понаблюдать за повадками воробья, рассмотреть внешний вид; отметить, что воробьи живут стайками, но у каждой особи есть гнездо и семья; передвигается воробей прыжками это его отличительная особенность; питается и крошками, и насекомыми, и зернышками; если воробей находит корм, он начинает громко чирикать, созывая своих собратьев. - Понаблюдать за голубем: отметить общий вид голубей маленькая голова и короткая шея, короткие ноги с четырьмя пальцами, длинные крылья; у голубя хорошо развит слух; держатся голуби стайками. - Понаблюдать за вороной: уточнить, что ворона птица двухцветная (туловище пепельно-серое, а всё остальное - чёрное); она целыми днями разыскивает для себя еду, может рыться в мусорных контейнерах, на свалках, когда еда найдена, ворона может съесть её тут же, сидя на заборе или дереве, ворона может даже разорить чужие гнёзда; ворона очень осторожная птица, наблюдательная, чутко реагирует на всё вокруг; отметить её важную походку; ворона не только громко каркает, но умеет подражать собачьему лаю, смеху человека.

8 Наблюдение за животными - продолжать знакомить детей с разнообразием животного мира; - отметить отличительные особенности некоторых животных, как приспособились к разным условиям существования; - воспитывать любовь и бережное отношение к животным. Содержание: - Понаблюдать за кошкой и собакой: уточнить и расширить представление о кошке и собаке (строение тела, повадки), отметить чем похожи кошка и собака, и чем они отличаются; - понаблюдать, как кошка может охотиться за птичками; обратить внимание, как мама-кошка заботится о своих котятах; понаблюдать за игрой котёнка; - закрепить у детей представление о том, что нужно беречь и ухаживать за своим домашним питомцем.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 3» города Аши Челябинской области Конспект НОД Тема: «Насекомые» Возрастная группа: средняя Составила: воспитатель

Посмотри скорей Ребятки! Это божия коровка! Красненький кружочек, Много чѐрных точек. Крылья раскрывает, В небо улетает. Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей дошкольного возраста

Цель: Ознакомление дошкольников с живой и неживой природой, формирование начал экологической культуры. Задачи воспитания и обучения: 1. Уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных

Наблюдения в природе с детьми старшего дошкольного возраста Воспитатель: Сентябриева Х.Я. Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей дошкольного возраста основ экологической культуры.

Конспект внеурочного занятия «Я исследователь». МБОУ СОШ 1, 1 «Б» класс. Учитель: Мотолова Оксана Владимировна. Тема «Кто такие насекомые?» Обобщение занятия: насекомые маленькие представители живого мира,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 67 Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей младшего дошкольного возраста по О.О.

Тема: «Жуки и бабочки». 2 класс Цели: закрепить знания признаков млекопитающих, птиц и насекомых; познакомить с характерными признаками жуков, их разнообразием и значением в природе; расширить представления

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Технологический колледж 2» Структурное подразделение школа-интернат VIII вида

Бабочка На луговых просторах разнотравья, в степи и на полях в период цветения различных растений всегда можно увидеть множество бабочек. Они ласкают взор человека, являясь украшением природы. Как по цвету,

Познавательный проект «Птицы весной» Участники проекта: Дети Воспитатели Помощник воспитателя Родители воспитанников Цель проекта: формирование у детей представлений об особенностях жизни перелетных птиц

ПРОЕКТ НАСЕКОМЫЕ НАШИ ДРУЗЬЯ. МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД«ЗОРЕНЬКА». КРЕПОВОЙ Н.В. 2014Г. КОГДА В ДУШИСТОМ СОСНЯКЕ ПРИСЯДЕШЬ ЛЕТОМ НА ПЕНЬКЕ, ВНИМАТЕЛЬНО ВГЛЯДИСЬ ВОКРУГ ТЫ МНОГОЕ ЗАМЕТИШЬ, ДРУГ! ПОРХАЕТ ЛЁГКИЙ

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ СТАРШАЯ ГРУППА ОСЕНЬ Главная цель и задачи Объект познания Содержание знаний ЦЕЛЬ: Углублять представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных,

Конспект НОД по развитию художественно-продуктивной деятельности в средней группе с использованием нетрадиционной Программное содержание: техники рисования «Бабочка-красавица» Подготовила: воспитатель

Приложение к образовательной программе для умственно отсталых детей ГБОУ СО «СОШ 2» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «ЖИВОЙ МИР» обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

МБДОУ «Детский сад «Теремок» Конспект логопедического занятия Тема: «Лето» Старшая речевая группа 2 Проводила: учитель логопед Чайковская Е. Ю. 2016 год Задачи. Коррекционно образовательные: - обобщить

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад 231» Принято на педагогическом совете Утверждаю Протокол 2 Заведующая МБДОУ 231 от 31.08.2016 г. Е.И.Матвеева

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 4 п. Хинганск» Дошкольные группы Проект Хинганск, 2015 год Паспорт проекта «Насекомые вокруг нас» Вид проекта: познавательно

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 321» городского округа Самара (МБДОУ «Детский сад 321» г.о. Самара) Россия, 443074, г. Самара, ул. Аэродромная,

«Насекомые» (конспект занятия по образовательной области «Коммуникация» в подготовительной к школе группе)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 6» Энгельсского муниципального района Саратовской области 413100, Саратовская область, г. Энгельс, ул.

Тема занятия Цели занятия Используемая литература «Беседа о лете» Д/игра «Не ошибись» Опыт: «Вода нужна всем» сентябрь Обобщить и систематизировать лете по основным, существенным признакам. Уточнить б

Комплексная работа, 1 класс Вариант 1, Апрель 2016 Комплексная работа Фамилия, имя класс 1, СОШ г.(р-на) ВАРИАНТ 1 Прочитай текст. Муравьи А ты знаешь, кто самый сильный на земле? Муравей! Он может переносить

Комплексная работа, 1 класс Вариант 1, Апрель 2016 Комплексная работа, 1 класс Вариант 1, Апрель 2016 Комплексная работа Фамилия, имя класс 1, СОШ г.(р-на) Прочитай текст. ВАРИАНТ 1 Весна в степи Хороша

Т.Наборщикова Весёлая экология учебная тетрадь для 1 класса Здравствуй, дорогой друг! Я приглашаю тебя в увлекательную страну ЭКОЛОГИЮ. Как ты думаешь, с кем дружит дуб? 2 Дом, в котором мы живём 1. Закончи

НОД по ознакомлению с миром природы «Эти удивительные насекомые» (старшая группа). Цели: познакомить детей с разнообразным миром насекомых; развивать внимание, память, воображение; воспитывать интерес

Цель: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу. Задачи: 1. Обогащать представление детей о природе, многообразии природного мира, причинах

Пояснительная записка Направленность: «Познавательное развитие.»(ознакомление с миром природы). Цель: Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 99 г. Липецка Перспективный план по ознакомлению дошкольников с участком детского сада в старшей группе Воспитатель

Зимующие птицы. 1. Словарь: 1). Знать некоторых птиц: воробей, голубь, синица, сова, филин, дятел, сорока, ворона, галка, кукушка, скворец, снегирь и др. 2). Знать, чем питаются и какую пользу приносят

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад 27 г.ржева Тверской области Программа работы кружка «Почемучка» в старшей группе (на 2015-2016г.) Автор-составитель программы: воспитатель

Наблюдения за комнатными растениями 1 Цель: продолжать учить различать среди природных объектов растения. Закреплять знания об их строении. Учить ухаживать за комнатными растениями (правильно держать лейку,

Наблюдения за зимующими птицами Наблюдение 1. «Какие птицы прилетают на участок?» Уточнить названия птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка; Учить детей различать птиц по двум - трём

Экологический проект для детей старшей группы «Насекомые». Воспитатель: Елисеева О.С. 2017г Тип проекта: Познавательный. Продолжительность проекта: краткосрочный Участники проекта: Воспитатель, дети старшей

1 Пояснительная записка Данная программа обучения составлена на 2016-2017 учебный год с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка. На момент поступления в школу была проведена диагностика

Тема: Насекомые в природе родного края Программное содержание: 1. Развивать представление о многообразии насекомых в родном крае, их приспособленности к условиям жизни; 2. Учить классифицировать насекомых

Пояснительная записка Окружающий мир 3 класс Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена для учащегося 3 «а» класса,со сложным дефектом на основе примерной государственной Программы специальных

Пояснительная записка Цель программы по предмету «Живой мир»: формирование у учащихся элементарных представлений об окружающем мире, живой и неживой природе и природных явлениях. Задачи программы по предмету

Насекомые Первое знакомство Насекомые Насекомые - отдельный класс животных, находящийся внутри надкласса «шестиногие» Учеными описано больше миллиона видов насекомых Насекомые - одни из древнейших животных

Весенние прогулки по экологической тропе. Работа по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию осуществляется круглый год в различных видах детской деятельности. В старшем дошкольном возрасте

Творческий проект «Почему насекомые наши друзья» Вид проекта: творческий; Тип проекта: краткосрочный; Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатель Полушина Э.Ф., родители; Сроки реализации: 1

«Наша планета» Сценарий развлечения для всех возрастных групп, посвященного дню охраны окружающей среды. Ребятки, а вы знаете, что вначале лета отмечается Всемирный день охраны окружающей среды. А что

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по теме: «Насекомые» Образовательная область: коммуникация Скрипко Ольга Владимировна Интеграция образовательных

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» с. Быков Образовательная деятельность воспитателя с детьми средняя группа Тема: «В гости к хозяйке луга» 2017 г. Выполнила:

Природа источник познания! Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. В. А. Сухомлинский С помощью электронного микроскопа на

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детства и юношества» г.макушино ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «МИР ВОКРУГ НАС» Автор-Ионина Ирина Германовна педагог дополнительного

Календарно тематическое планирование совместной работы на лето по теме «Почемучкино лето» с детьми старшего дошкольного возраста недели Образовательная область 1 Ознакомление с Ознакомление с 2 Ознакомление

Проект «Наши друзья насекомые». Составила: воспитатель Новосельцева Наталья Витальевна. Вид проекта: групповой, краткосрочный, исследовательско - творческий. Продолжительность проекта: 1месяц. Образовательная

План-конспект урока окружающего мира, проведенного в 1м классе. Тема: «Кто такие рыбы?» Учитель начальных классов Тимофеева О.В. Цель урока: познакомить с признаком рыб, разнообразием рыб. Задачи: 1. Познакомить

Рисование кляксографией «Дерево волшебницы». Цель: развитие интереса детей к изобразительному творчеству, посредством использования нетрадиционных техник рисования. Задачи: О.О. «Познавательное развитие»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 131» комбинированного вида «Насекомые» - итоговая образовательная деятельность (старшая группа) Составила: Войтенко Н.С. Барнаул

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Малышок" г. Советский" Консультация для родителей «Прогулки с детьми осенью» Подготовили воспитатели второй младшей группы «Семицветик»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по окружающему миру для дошкольников разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы А.А.Плешакова

Планирование кружковой работы Средняя группа Месяц Тема Задачи Ход занятия Материал Октябрь «Волшебные полоски» 1. Познакомить со свойством полоски (полоска моет принимать различную форму). 2. Познакомить

СОДЕРЖАНИЕ. Пояснительная записка... 3 2. Предметные результаты изучения учебного предмета «Мир природы и человека». 4 3. Содержание учебного предмета «Мир природы и человека»...... 5 4. Тематическое планирование..

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 59 комбинированного вида Акция «Покормим птиц зимой» Группа 11 (старшая) Воспитатель: Щербакова О. В. г. Одинцово - 2017г. Акция

Пояснительная записка Направленность: «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы). Цель: Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать

Отчёт о проведении Дней защиты от экологической опасности с детьми средней А группы в 2014-2015 учебном году. Сентябрь. 1.Дидактические игры с детьми: «Что сажают в огород» (Воронкевич, 128) «Детки, с

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Нерехтская школа-интернат Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИИ Разновозрастная Старшая подготовительная к школе группа 2015 год Съедобное несъедобное. Дид. задача: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах. Материалы:

Рабочая программа дисциплины «Окружающий мир» (для детей с умственной отсталостью) 1 класс Программу составила: Мафуюань Екатерина Геннадьевна, учитель начальных классов г. Колпашево 2016 2017 учебный

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 14. Развлечение для детей 3-4 года «Наши летние друзья» Составила: Воспитатель: Лютко Л.А. Провели: Воспитатель: Лютко Л.А. Музыкальный

Перспективное планирование по экологическому воспитанию (ознакомление с растительным миром) в младшей группе детского сада ОСЕНЬ (сентябрь-октябрь-ноябрь) Тема Программные задачи Формы работы Наблюдения:

Отдел образования, спорта и туризма Ельского райисполкома Государственное учреждение образования«ясли-сад 2 г. Ельска» Прогулка в средней группе на тему: «Как помочь птицам» 2015г. Подготовила воспитатель

СРЕДНЯЯ ГРУППА. ТЕМЫ НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКЕ. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 1 КВАРТАЛ. СЕНТЯБРЬ ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ Ежедневно отмечать состояние погоды. Наблюдение за солнцем6 отметить резкое сокращение светового

Интеллектуальная игра для 4 классов «Знатоки природы» План 1. Разминка. Команда получает по 1 вопросу (на выбор). За ответ команда получает 1 балл. 2. Вопросы для команд. Каждая команда выбирает себе вопрос,

Краски лета или летние приключения замечательных детей п. Рощино 2015 год У нас очень интересная игра была. Мы находили задания, делали их и получали новые задания. Задания там были разные и на ум и на

Цель : Выявить степень соблюдения детьми старшего дошкольного возраста правил поведения в природе в практике реального поведения.

Использование наблюдения в реальной обстановке позволит получить объективную и более достоверную информацию. Для фиксации данных предлагаем использовать следующую карту:

Карта наблюдения за соблюдением правил поведения в природе детей старшего дошкольного возраста на прогулке

Критерии для наблюдения Поведение детей
Поведение детей по отношению к растениям.
Поведение детей по отношению к животным.
Поведение детей по отношению к птицам.
Оставляют ли дети после себя на участке мусор (фантики, разовые носовые платки)
Каким образом реагируют на негативные поступки сверстников.
Как реагируют на замечания сверстников.
Как реагируют на замечания воспитателя
Проявляют ли самостоятельность в охране природы и уборке, благоустройстве участка детского сада.

Результаты выполнения детьми данных заданий позволит получить картину своеобразия и уровневых проявлений экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста. Оценку экологической воспитанности можно осуществить на основе обобщенного показателя , включающего наличие у детей:

проявлений гуманного отношения к животным и растениям: доброжелательности и интереса к ним, стремления осуществлять позитивное взаимодействие с живыми существами, оберегать живое и заботиться о нем;

экологических представлений о животных и растениях как живых существах, сложившихся в природе связях, ценности объектов природы и вытекающих из этого нормах отношения к ним;

практических умений, позволяющих ребенку осуществлять уход за животными и растениями, и проявлять гуманное отношение к ним в деятельности.

Обобщение полученных результатов диагностики

На основе обобщения материалов протоколов обследования детей, возможно, определить примерные уровни экологической воспитанности старших дошкольников старшего. Представим характеристики каждого из уровней, на содержание которых будет удобно ориентироваться педагогу.

Низкий уровень.

Для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям, без выраженной положительной направленности. Отношение ситуативно, ребенок может проявлять то небрежность и даже агрессивность к объектам, то отдельные позитивные действия. При этом он действуют неосознанно, механически, подражательно, может присоединяться к неправильному поведению других. Характерно неприязненное и даже негативное отношение к непривлекательным живым существам.

По собственной инициативе не проявляют желания общаться с живыми существами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними. Не принимают подобные предложения взрослого.

Представления о природных объектах и их существенных свойствах поверхностные, часто неадекватные. Живыми считают неживые объекты, не относят растения к живому. Представления о нормах отношения к животным и растениям не дифференцированы. Дети понимают, что в целом нельзя наносить природным объектам вред, но не осознают, почему, мотивируя необходимость бережного отношения к ним боязнью наказания или долженствованием («так надо, по-другому нельзя»). Не выполняют правила в собственном поведении в природе.

Дети замечают яркие нарушения правил отношения к природе, не пресекают неправильное поведение, а присоединяются к нему.

Не владеют умениями осуществления ухода за живыми существами.

Средний уровень.

Дети проявляют в целом положительное отношение к природе избирательной направленности. Они бережно относятся, заботятся о конкретных живых объектах, которые имеют непосредственное отношение к ним, привлекательны для них. С удовольствием, по собственной инициативе общаются со знакомыми, приятными животными и растениями, проявляют интерес к проявлениям их жизни, состоянию. Во взаимодействии с такими живыми объектами, заботе о них появилась потребность.

К незнакомым или непривлекательным животным и растениям дети относятся настороженно, равнодушно, не замечают их нужды, не обращают внимания на состояние. По собственной инициативе не стремятся к взаимодействию с ними, неохотно принимают предложения взрослого о взаимодействии с подобными живыми объектами.

У детей сложились представления о живом, включающие существенные признаки наряду с несущественными. Дети относят к живому преимущественно животных, выделяя отдельные существенные признаки живого у конкретных животных и растений. Не способны к обобщению по существенным признакам.

Представления о нормах отношения к животным и растениям становятся более дифференцированными, дети выделяют отдельные правила взаимодействия с конкретными объектами, применяют их при уходе за ними. Не распространяют известные правила на круг объектов.

Дети замечают нарушения правил поведения в природе, мотивируют необходимость их соблюдения отдельными ценностями природных объектов – практической пользой, красотой, обеспечением собственной безопасности.

Характерно расхождение вербального и реального отношения к природе.

У дошкольников сформированы некоторые умения ухода за живыми существами, но дети действуют не всегда целесообразно. Их увлекает процесс ухода, дети не нацелены на результат. Трудовые действия не осмыслены до конца с учетом потребностей живого.

Высокий уровень.

Для детей характерна выраженная положительная направленность отношения к широкому кругу объектов, в их поведении не наблюдается негативных проявлений. Дошкольники с удовольствием, по собственной инициативе, общаются с живыми существами, наблюдают за проявлениями их жизни. Охотно откликаются на предложение взрослого помочь живому, самостоятельно видят ее необходимость. Испытывают удовольствие оттого, что помогли живому объекту. Сформирована потребность в деятельности с природными объектами.

У детей сформирован широкий круг представлений о природных объектах, представления о живом достаточно существенны. При характеристике животных и растений как живых выделяют ряд существенных признаков. Обобщают группу живых объектов.

Хорошо ориентируются в правилах поведения в природе. Знания о нормах отношения к природным объектам достаточно дифференцированы, дети обобщают правила отношения к кругу объектов и конкретно раскрывают к каждому объекту, имеют полные, точные представления о мерах предосторожности, понимают и аргументируют значимость их соблюдения.

Вербальное и реальное отношение к природе совпадает. Дети не нарушают норм поведения сами, но не требуют этого от других, не вступают в активную защиту живого. Недостаточная степень активности отношения к природе. Дети теряются в новых условиях, нестандартных ситуациях. Мотивом гуманного отношения к животным и растениям выступает понимание ценности жизни, признание разнообразия ценностей природы, проявление гуманных чувств к живому.

Качественно выполняют уход за живыми существами. В уходе нацелены на результат, понимают его направленность, действуют в основном разумно, но нет вариативности. Не достает инициативы и самостоятельности в осуществлении ухода за животными и растениями

Самый высокий уровень.

Дети гуманно относятся ко всем живым существам, в любых ситуациях, проявляя осознанность, активность и устойчивость отношения. Они отличаются готовностью и стремлением помогать природе, пожертвовать своим покоем ради хорошего состояния живого. Предпочитают деятельность в природе, с ее объектами другим, учитывают при ее осуществлении особенности животных и растений как живых существ. С удовольствием ухаживают за ними, понимая направленность ухода, качественно выполняют все компоненты трудового процесса, достигая важный для живого результат. Проявляют устойчивый интерес к природе. Для многих детей натуралистическая деятельность становится увлечением. Дети проявляют активную позицию: требовательны к себе и к другим, вступают в активную защиту живого, поправляют последствия негативного отношения, пытаются предупредить негативные поступки других. Животные и растения являются для детей субъектами, значимыми другими. Гуманное отношение к ним выступает как проявление нравственной экологической потребности. Дети признают многообразное значение природы для человека, но мотивом гуманного отношения к животным и растениям выступает признание самоценности живого, бескорыстие ребенка, понимание нравственного смысла позитивных поступков в природе.

Использование указанных заданий позволит определить, знание детьми старшего дошкольного возраста правил поведения в природе, их осознанность, умение обосновывать и оценивать поведение в природе, а так же способность следовать им в реальной практике поведения.

Планирование работы по ознакомлению дошкольников

с правилами поведения в природе

посредством художественной литературы

(старшая группа)

Художественное слово помогает ребенку уточнить и закрепить знания, постепенно обогащает новыми понятиями и представлениями. Художественная форма реалистического изображения явлений действительности облегчает ребенку знакомство с окружающей его жизнью.

Методика работы с каждым художественным произведением предполагает 2 этапа:

Ознакомительный» этап

Цель : познакомить детей с содержанием художественного произведения, где обозначены нарушения правил поведения в природе.

Чтение произведения (выразительно, художественно, эмоционально).

Повторное чтение произведения и вовлечение детей в несложный анализ содержания, подводя их к осознанию причины нарушения правил, и возможности их избежать.

Беседа с детьми по содержанию, используя иллюстрации, имеющиеся в книге и подобранные специально. В содержание беседы вопросы структурированы следующим образом: Что произошло? Почему такое случилось? Как нужно было поступить? Что теперь делать? К кому можно обратиться за помощью?

Разучивание рифмованных правил или поэтических произведений.

Деятельностный» этап

Цель: закрепить знания детей о безопасном поведении в природе.

Сюжетное рисование (лепка, аппликация) по содержанию произведения.

Режиссерские игры.

Демонстрация содержания произведения с использованием наглядного материала (настольный, кукольный театр)

Инсценирование детьми произведения или отдельных его эпизодов.

Примерный план работы на год по ознакомлению детей 5-6 лет

с правилами безопасности

в природе посредством художественной литературы

Месяц Название произведения Цель работы Содержание работы
Сентябрь 1. «Хитрые ласки» Г.П. Шалаева 2. « Что нельзя купить» В. Орлова 3. «Наша планета» Я. Аким 4. «Сережа» Роман Сеф Цель: Сформировать представление детей о том, что красота природы бесценна, и ее надо беречь и охранять. Чтение пословиц и поговорок Игра «Откуда берется мусор» Вопросы беседы: 1.Почему нужно беречь и охранять природу? 2. Как человек может обидеть природу?
Октябрь 1. Загадки о ягодах и грибах 2.Сказка «На лесной тропинке» Т.А.Шорыгина 3. «Советы лесной мышки» Т. А. Шорыгина 4. «Не ешь незнакомые ягоды в лесу» Г.П. Шалаева Цель: знакомство с ядовитыми ягодами, грибами Отгадывание загадок Сюжетное рисование «Прогулка в лесу» Игра «Съедобный грибок положи в кузовок» Вопросы беседы: 1. Назовите ядовитые ягоды и грибы 2Почему нельзя собирать незнакомые грибы и ягоды.
Ноябрь «Наказание за незнание» М.А.Фисенко. 2. «Ландыш» Е.Серова Цель: познакомить детей с ядовитыми растениями, учить детей узнавать ядовитые растения. Чтение стихов Игра « Отыщи опасные растения» Игра «Ядовито или нет» Вопросы к беседе. Какие ядовитые растения ты знаешь?
Декабрь «Осколок стекла» Т.А. Шорыгина 2.« Пожар в лесу» М.А Фисенко Цель: закреплять знания о правилах поведения в лесу во время пожара Заучивание стихотворения «Пожар в лесу» Вопросы беседы: Почему происходят лесные пожары? Как вести себя во время пожара?
Январь Загадки о животных Загадки о насекомых Цель: объяснить детям, что иногда контакты с животными и насекомыми могут быть опасны Повторение правил поведения во время общения с животными и насекомыми. Игра « Отгадай какое это насекомое» Вопросы к беседе: 1.Каких насекомых вы знаете? 2. Где живут насекомые? 3.Почему животные могут быть опасны?
Февраль 1.Волшебные вороны» Т. А. Шорыгина 2. « Не ходи по льду водоема» Г.П.Шалаева, Н.В.Иванова 3. «Зима» М.А.Фисенко Цель: знакомство с правилами безопасности на льду водоема Чтение, Вопросы беседы: 1.Почему нельзя выходить на лед водоема весной и в начале зимы? 2. В каких местах лед может быть не прочным даже в сильные морозы? 3. Что нужно сделать, если лед затрещал под ногами?
Март Загадывание загадок «Гроза» А.Барто 3. «Гроза» В. Лифшиц 4. Пословицы, народные приметы. Цель: дать знания о правилах поведения при грозе Рассматривание репродукций картин: К.Е.Маковского «Дети бегущие от грозы» И.К.Айвазовского «Гроза» Вопросы к беседе. 1. В какое время года бывает гроза? 2. По каким признакам в природе можно догадаться, что будет гроза. 3. Знаете ли вы правила поведения во время грозы?
Апрель 1. Сказка «Добрая Ивушка» Т.А.Шорыгина 2.Как Стобед бросил бутылку, и что из этого вышло. Д. Орлова 3. « Не купайся в запрещенных местах» Г.П. Шалаева, Н.В.Иванова 4. «Не прыгай в воду в незнакомых местах» Г.П. Шалаева, Н.В.Иванова 5. «Как Владик с Катей ходили купаться» М.А.Фисенко Цель: знакомство с правилами поведения на воде Чтение Вопросы к беседе 1.Какие правила поведения на воде вы знаете? 2Почему нельзя купаться в незнакомом месте? 3. Чем опасны шалости на воде? Режиссерские игры
Май «Как неразлучные друзья в воде не тонули» А. Иванов Цель: закрепление знаний у детей о правилах безопасного поведения в природе Чтение Вопросы к беседе 1.Какие правила безопасного поведения в природе вы знаете? 2. Какие правила нарушали герои?

Значение поз.

Комплекс № 1.

Комплексы на занятиях проводится, как драматизации сказок.

Сказка «Курочка ряба».

Поза «Зародыша» лежа на спине, обхватите согнутую правую ногу за лодыжку, прижмите её верхней поверхностью бедра к животу. Внимание сконцентрируем на Правой стороне живота. Удерживать позу 5-6 секунд, затем спокойно вернуться в исходное положение. Прижмите согнутую левую ногу к животу. Концентрируя внимание на левой стороне живота, держать 5-6 сек. Прижмите обе ноги, подбородком или лбом коснуться колен. Внимание при этом сосредоточьте в области пупка. Удерживать 5-6 с. и спокойно опустите расслабляясь. Дыхание спокойное произвольное.

Поза «Горы» Сидя на коленях, соединить руки в замок над головой. Вывернуть кисти, ладони вверх и как следует потянуться. Спина прямая. Почувствовать, как позвоночник вытягивается вверх, как бы толкая что-то. Удерживать 5-6 сек. Грудную клетку и шею не напрягать. Дыхание спокойное.

Поза «Ребёнка» Сядьте на пятки, колени вместе, спина прямая. Спокойно, на выдохе наклонитесь вперёд, лбом коснитесь пола. Руки расположены вдоль тела, ладонями вверх. Расслабьте плечевой пояс. В позе находимся, 5-10 сек. Дыхание спокойное, произвольное.

Поза «Бриллианта»

Поза «Головоколенная» Сев на пол, ноги выпрямлены, носки на себя, ладони в пол. Поднять руки вверх и наклониться вперёд, взявшись за подошву стоп, а голову положить на прямые ноги. Держать от 5-10 секунд.

Поза «Угла» Лежа на спине, руки вдоль туловища. Сделать спокойно вдох и выдох. Внимание на мышцах живота. Поднять прямые ноги на 5-10 см над поверхностью. Удерживаем угол 3- 5 сек. без усилий. Постепенно прибавляя по 1-2 сек. Дыхание спокойное.

Поза «Расслабления» Лежа на спине, пятки и носки вместе, руки вдоль туловища. Глаза закрыты. На 1 сек. напрягаем всё тело, а затем сразу же расслабляемся. Пятки и носки развести, руки ладонями вверх лежат на полу, голова повёрнута в сторону. Представить что-то тёплое, доброе, красивое. Заканчиваем упражнение, открываем глаза, медленно садимся.

Комплекс № 2.

Упражнение улучшает кровообращение, помогает снять головную боль, утомляемость.

Развивает гибкость ступней, коленных суставов, помогает работе сердца.

Улучшает кровообращение позвоночника, подвижность плечевых суставов, увеличивает объём грудной клетки.

Благотворно воздействует на организм при диабете, при заболевании печени, щитовидной железы, глаз, устраняет искривление позвоночника.

Сказка «Гуси–лебеди».

Поза «Ребёнка»

Поза «Бегуна» Стоя, согните назад левую ногу, захватите одноимённой рукой голеностопный сустав или носок и поднимите как можно выше. При этом туловище наклоните вперёд, хорошо прогибаясь в пояснице. Правую руку вытяните вперёд, ладонь вниз. Старайтесь, чтобы между бедром и голенью поднятой ноги был прямой угол. Удерживайте равновесие 5-6 секунд.

Поза «Дерева»

Поза «Горы» Сидя на коленях, соединить руки в замок над головой. Вывернуть кисти, ладони вверх и как следует потянуться вверх. Спина прямая. Чувствуем, как позвоночник вытягивается вверх, как бы толкая что- то. Удерживать 5-6 сек. Грудную клетку и шею не напрягаем. Дыхание спокойное.

Поза «Змеи» Лёжа на животе ноги вместе, руки согните в локтях, ладони расположите на уровне груди. Пятки соединены, пятки ног упираются в пол. На вдохе, опираясь на руки, медленно поднимаем верхнюю часть туловища вверх, плавно прогибаясь в спине. Нижнюю часть туловища от пола не отрывать. Затем на выдохе плавно опуститесь, голову на бок, руки вдоль туловища.

Поза «Мостика» Лёжа на спине ноги согнуты в коленях, руками приподнимите таз. Опирайтесь на ступни ног, лопатки и затылок. Руками можно поддерживать туловище, поднимать его как можно выше, плавно прогибая позвоночник. Плечи, шея, голова прижаты к полу. Дыхание произвольное. На выдохе медленно опуститесь.

Поза «Бриллианта» Сесть на пятки, колени вместе, спину держать прямо. Руки положить на бёдра, соединив большой и указательный пальцы (силовая концентрация внимания). Дыхание спокойное, удерживать позу 5-10 с.

Поза «Змеи» Лёжа на животе ноги вместе, руки согните в локтях, ладони расположите на уровне груди. Пятки соединены, ноги упираются в пол. На вдохе, опираясь на руки, медленно поднимаем верхнюю часть туловища, плавно прогибаясь в спине. Нижнюю часть туловища от пола не отрывать. Затем на выдохе плавно опуститесь, голову на бок, руки вдоль туловища.

Поза «Бриллианта» Сесть на пятки, колени вместе, спину держать прямо. Руки положить на бёдра, соединив большой и указательный пальцы (силовая концентрация внимания). Дыхание спокойное, удерживать позу 5-10 секунд.

Поза «Горы» Сидя на коленях, соединить руки в замок над головой. Вывернуть кисти, ладони вверх и как следует потянуться. Спина прямая. Чувствуем, как позвоночник вытягивается вверх, как бы толкая что-то. Удерживать 5-6 сек. Грудную клетку и шею не напрягаем. Дыхание спокойное.

Поза «Бриллианта» Сесть на пятки, колени вместе, спину держать прямо. Руки положить на бёдра, соединив большой и указательный пальцы (силовая концентрация внимания). Дыхание спокойное, удерживать позу 5-10 с.

Поза «Дерева» Встаньте прямо, ноги вместе, руки опущены. Поднимите руки вверх, ладони поверните друг другу. Тянитесь всем телом вверх, спина прямая, живот подтянут, подбородок чуть приподнят. Дыхание спокойное, произвольное.

Поза «Расслабления» Лежа на спине, пятки и носки вместе, руки вдоль туловища. Глаза закрыты. На 1 сек. напрягаем всё тело, а затем сразу же расслабляемся. Пятки и носки развести, руки ладонями вверх, голова повёрнута в сторону. Представить что-то тёплое, доброе, красивое. Заканчиваем упражнение, открываем глаза, руки за голову, подняться, сесть, а затем встаём.

Комплекс № 3.

Придаёт гибкость, силу позвоночнику, полезно при сколиозе, оказывает положительное воздействие на все органы малого таза.

Развивает гибкость ступней, коленных суставов, помогает работе сердца.

Упражнение улучшает отток венозной крови из нижних конечностей (полезно при варикозном расширении вен), улучшает работу сердца.

Даёт возможность дышать полной грудью, вызывает чувство лёгкости.

Поза даёт человеку отдых, свежесть и бодрость, помогает при нарушении сна, успокаивает нервную систему.

Сказка «Рукавичка».

Поза «Ребёнка» Сядьте на пятки, колени вместе, спина прямая. Спокойно, на выдохе наклонитесь вперёд, лбом коснитесь пола. Руки расположены вдоль тела, ладонями вверх. Расслабьте плечевой пояс. В позе находиться 5-10 сек. Дыхание спокойное, произвольное.

Поза «Бриллианта» Сесть на пятки, колени вместе, спину держать прямо. Руки положить на бёдра, соединив большой и указательный пальцы (силовая концентрация внимания). Дыхание спокойное, удерживать позу 5-10 с.

Поза «Божественная» Сидя или стоя, руки опущены. Заведя руки за спину, соедините их ладонями вместе. Затем, вывернуть сложенные руки пальцами вверх, расположите как можно выше, так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти приподнимите, спину выпрямите, грудную клетку максимально разверните. Дыхание произвольное. Удерживайте позу 20-30 секунд.

Поза «Скручивания» Сядьте, вытянув ноги вперёд. Согнув ногу в колене, поместите правую пятку под левое бедро. Левую ногу поставьте ступнёй с наружной стороны правого колена. Правой рукой обхватите левый голеностопный сустав. Локоть правой руки прижмите с внутренней стороны левой ноги или заведите руку за колено левой ноги. Левую руку заложите за спину, обхватив себя за талию. Выдыхая, корпус плавно поверните влево. Голову можно повернуть направо или налево. Внимание на позвоночнике. Дыхание произвольное. Удерживаем позу 5-10 секунд.

Поза «Кошки» Встаньте на колени, руки и бёдра поставьте перпендикулярно полу и параллельно друг другу. Плавно поднимите голову. Внимание на позвоночник. Плавно максимально прогнитесь в пояснице. Удерживайте позу 10-15 с. Дыхание спокойное.

Поза «Прямого угла» Лёжа на спине, руки вытянуты вдоль туловища ладонями вниз. Сделайте спокойный вдох и выдох. Внимание сосредоточьте на мышцах живота. Спокойно поднимите прямые ноги до образования ими с туловищем угла 90. Внимание переведите на ноги. Пятки тяните вверх. Дыхание спокойное, произвольное.

Поза «Кривого дерева» Встаньте прямо. Согните левую ногу, удерживая равновесие на правой. Правой рукой захватите голеностопный сустав поднятой ноги и прижмите её подошву к внутренней поверхности правого бедра так, чтобы пятка оказалась близко к паху, носок был обращён вниз, а колено развёрнуто в сторону. Соедините ладони и поместите их перед грудью пальцами вверх, предплечья держите параллельно полу. Или поднимите руки вверх, не разъединяя ладоней. Внимание на сохранение равновесия. Опорную ногу, в колене не сгибайте, спину держите прямо, смотрите перед собой. Дыхание спокойное, произвольное.

Поза «Расслабления» Лежа на спине, пятки и носки вместе, руки вдоль туловища. Глаза закрыты. На 1 сек. напрягаем всё тело, а затем сразу же расслабились. Пятки и носки развести, руки ладонями вверх, голова повёрнута в сторону. Представить что- то тёплое, доброе, красивое. Заканчиваем упражнение, открываем глаза, и руки за голову, подняться, сесть, а затем встаём.

Комплекс № 4.

Поза помогает наладить пищеварение, укрепить мышцы живота и спины.

Упражнение улучшает кровообращение, помогает снять головную боль, переутомляемость.

Улучшает кровообращение, способствует росту тела в длину.

Укрепляет мышцы спины, ног, улучшает работу почек, желудочно-кишечного тракта.

Развивает гибкость позвоночника, улучшает пищеварение, тонизирует внутренние органы.

Порождает гармонию, равновесие, умиротворённость и силу, способствует сокращению и тонизации внутренних органов, развивает силу и ловкость.

Поза даёт отдых, свежесть и бодрость, помогает при нарушении сна, успокаивает нервную систему.

Путешествие по морскому дну.

Поза «Зародыша» лежа на спине, обхватите согнутую правую ногу за лодыжку и прижмите её верхней поверхностью бедра к животу. Внимание сконцентрируем на правой стороне живота. Удерживать позу 5-6 секунд, затем спокойно вернуться в исходное положение. Прижмите согнутую, левую ногу к животу. Концентрируя внимание на левой стороне живота, держать 5-6 сек. Прижмите обе ноги, стараясь коснуться подбородком или лбом колен. Внимание при этом сосредоточьте в области пупка. Удерживать 5-6 сек. и расслабиться. Дыхание спокойное, произвольное.

Поза «Ребёнка» Сядьте на пятки, колени вместе, спина прямая. Спокойно, на выдохе наклонитесь вперёд, лбом коснитесь пола. Руки расположены вдоль тела, ладонями вверх. Расслабьте плечевой пояс. В позе находимся 5-10 сек. Дыхание спокойное, произвольное.

Поза «Дерева» Встаньте прямо, ноги вместе, руки опущены. Поднимите руки вверх, ладони поверните друг другу. Тянитесь всем телом вверх, спина прямая, живот подтянут, подбородок чуть приподнят. Дыхание спокойное, произвольное.

Поза «Кузнечика» Лёжа на животе, подбородком коснитесь пола. Руки вдоль туловища, пальцы сжаты в кулаки. Упираясь руками в пол, поднимите как можно выше левую ногу. Оставаясь в этом положении, внимание сконцентрируйте на левой стороне поясницы. Дыхание спокойное. Удерживайте позу 5-10 секунд.

Поза «Головоколенная» Сед на полу, ноги выпрямлены, носки на себя, ладони в пол. Поднять руки вверх и наклониться вперёд, взявшись за подошву стоп, голову положить на прямые ноги. Держать от 5-10 секунд.

Поза «Лотоса» Сядьте на пол. Спина прямая, обе ноги вытянуты, руки свободно опущены. Правую ногу согните и приставьте подошвой к бедру левой. Левую ногу ступнёй положите сверху на бедро правой, выворачивая подошву вверх и подтягивая ближе к паху. Колено правой ноги старайтесь прижать плотнее к полу. Руки положите на колени. Дыхание спокойное, произвольное. Спину держите прямо.

Поза «Бегуна»

Поза «Расслабления» Лежа на спине, пятки и носки вместе, руки вдоль туловища. Глаза закрыты. На 1 сек. напрягаем всё тело, а затем сразу же расслабились. Пятки и носки развести, руки ладонями вверх, голова в повёрнута в сторону. Представить что- то красивое. Заканчиваем упражнение, открываем глаза, руки за голову, подняться, сесть, а затем встаём.

Комплекс № 5.

Поза оказывает омолаживающее воздействие на позвоночник, улучшает его гибкость, устраняет боли в области поясницы, улучшает деятельность внутренних органов в области таза.

Развивает гибкость ступней, коленных суставов, помогает работе сердца.

Порождает гармонию, равновесие, умиротворённость и силу, способствует сокращению и тонизации внутренних органов, развивает силу и ловкость.

Развивает гибкость позвоночника, улучшает пищеварение, тонизирует внутренние органы.

Упражнение помогает в работе кишечника, уменьшает отложение жира в области живота, укрепляет его мышцы.

Улучшает функцию дыхательных органов, пищеварительного тракта, улучшает подвижность суставов ног, укрепляет позвоночник, оказывает положительные действия на мышцы лица.

Успокаивает нервную систему, улучшает осанку, способствует хорошей работе внутренних органов.

Поза даёт человеку отдых, свежесть и бодрость, помогает при нарушении сна, успокаивает нервную систему.

Сказки народов тайги и тундры.

Поза «Змеи» Лёжа на животе ноги вместе, руки согните в локтях, ладони расположите на уровне груди. Пятки соединены, пятки ног упираются в пол. На вдохе опираясь на руки медленно поднимаем верхнюю часть туловища, плавно прогибаясь в спине. Нижнюю часть туловища от пола не отрываем. Затем на выдохе плавно опуститься, голову на бок, руки вдоль туловища.

Поза «Бриллианта» Сесть на пятки, колени вместе, спину держать прямо. Руки положить на бёдра, соединив большой и указательный пальцы (силовая концентрация внимания). Дыхание спокойное, удерживать позу 5-10 с.

Поза «Бегуна» Стоя, согните назад левую ногу, захвати те одноимённой рукой голеностопный сустав или носок, и поднимите как можно выше. При этом туловище наклоните вперёд, хорошо прогибаясь в пояснице. Правую руку вытяните вперёд, ладонь вниз. Старайтесь, чтобы между бедром и голенью поднятой ноги был прямой угол. Удерживайте равновесие 5-6 секунд.

Поза «Головоколенная» Сед на пол, ноги прямые, носки на себя, ладони в пол. Поднять руки вверх и наклониться вперёд, взявшись за подошву стоп, голову положить на прямые ноги. Держать от 5-10 секунд.

Поза «Угла»

Поза «Рыбы» Встаньте на колени. Поставьте колени и пятки на ширину плеч. Сядьте на пол между пятками. Медленно ложитесь на спину, последовательно опираясь на локти, затем на затылок. Руки положите под голову. Внимание концентрируйте на позвоночнике или суставах ног. Удерживайте позу 10 – 20 секунд. Затем спокойно, помогая руками, вернитесь в и.п. Дышите произвольно, спокойно.

Поза «Лотоса» Сядьте на пол. Спина прямая, обе ноги вытянуты, руки свободно опущены. Правую ногу согните и приставьте подошвой к бедру левой. Левую ногу ступнёй положите сверху на бедро правой, выворачивая подошву вверх и подтягивая ближе к паху. Колено правой ноги старайтесь плотнее к полу. Руки положите на колени. Дыхание спокойное, произвольное. Спину держите прямо.

Поза «Расслабления» Лежа на спине, пятки и носки вместе, руки вдоль туловища. Глаза закрыты. На 1 сек. напрягаем всё тело, а затем сразу же расслабились. Пятки и носки развести, руки ладонями вверх, голова повёрнута в сторону. Представить что-то красивое. Заканчиваем упражнение, открываем глаза, руки за голову, подняться, сесть, а затем встаём.

Комплекс № 6.

Упражнение помогает в работе кишечника, уменьшает отложение жира в области живота, укрепляет его мышцы.

Развивает гибкость ступней, коленных суставов, помогает работе сердца.

Порождает гармонию, равновесие, умиротворённость и силу, способствует сокращению и тонизации внутренних органов, развивает силу и ловкость.

Тонизирует мышцы ног, развивает вестибулярный аппарат, способствует успокоению нервной системы, вырабатывает равновесие.

Улучшает кровообращение позвоночника, подвижность плечевых суставов, увеличивает объём грудной клетки.

Улучшает деятельность почек, тонизирует мышцы ног.

Улучшает функцию дыхательных органов, пищеварительного тракта, улучшает подвижность суставов ног, укрепляет позвоночник, оказывает положительное действия на мышцы лица.

Поза оказывает положительное действие на весь организм и нервную систему в частности. Развивает гибкость позвоночника, голеностопных суставов, улучшает осанку.

Поза даёт человеку отдых, свежесть и бодрость, помогает при нарушении сна, успокаивает нервную систему.

Поход в осенние сопки.

Поза «Угла» Лежа на спине, руки вдоль туловища. Сделать спокойно вдох и выдох. Внимание на мышцах живота. Поднять прямые ноги на 5-10 см над поверхностью. Удерживаем угол 3- 5 сек без усилий. Постепенно прибавляя по 1-2 сек. Дыхание спокойное.

Поза «Бегуна» Стоя, согните назад левую ногу, захватите одноимённой рукой голеностопный сустав или носок и поднимите как можно выше. При этом туловище наклоните вперёд, хорошо прогибаясь в пояснице. Правую руку вытяните вперёд, ладонью вниз. Старайтесь, чтобы между бедром и голенью поднятой ноги был прямой угол. Удерживайте равновесие 5-6 секунд. Дыхание спокойное.

Поза «Кривого дерева» Встаньте прямо. Согните левую ногу, удерживая равновесие на правой. Правой рукой захватите голеностопный сустав поднятой ноги и прижмите её подошву к внутренней поверхности правого бедра так, чтобы пятка оказалась близко к паху, носок был обращён вниз, а колено развёрнуто в сторону. Соедините ладони и поместите их перед грудью пальцами вверх, предплечья держите параллельно полу. Или поднимите руки вверх, не разъединяя ладоней. Внимание на сохранение равновесия. Ногу, на которой стоите, в колене не сгибайте, спину держите прямо, смотрите перед собой. Дыхание спокойное, произвольное.

Поза «Горы» Сидя на коленях, соединить руки в замок над головой. Вывернуть кисти, ладони вверх и как следует потянуться. Спина прямая. Чувствуем, как позвоночник вытягивается вверх, как бы толкая что- то. Удерживать 5-6 сек. Грудную клетку и шею не напрягаем. Дыхание спокойное.

Поза «Бриллианта» Сесть на пятки, колени вместе, спину держать прямо. Руки положить на бёдра, соединив большой и указательный пальцы (силовая концентрация внимания). Дыхание спокойное, удерживать позу 5-10 с.

Поза «Скручивания» Сядьте, вытянув ноги вперёд. Согнув ногу в колене, поместите правую пятку под левое бедро. Левую ногу поставьте ступнёй с наружной стороны правого колена. Правой рукой обхватите левый голеностопный сустав. Локоть правой руки прижмите с внутренней стороны левой ноги или заведите руку за колено левой ноги. Левую руку заложите за спину, обхватив себя за талию. Выдыхая, корпус плавно поверните влево. Голову можно повернуть на право или налево. Внимание на позвоночнике. Дыхание произвольное. Удерживаем позу 5-10 секунд.

Поза «Полу плуга» Из исходного положения стойки на плечах, ладони на пояснице, ноги поднять вверх. На выдохе одну ногу опустить за голову параллельно полу. Держать 3 – 5 сек. Затем ноги поменять. Дыхание равномерное.

Поза «Расслабления» Лежа на спине, пятки и носки вместе, руки вдоль туловища. Глаза закрыты. На 1 сек. напрягаем всё тело, а затем сразу же расслабляем. Пятки и носки развести, руки ладонями вверх, голова повёрнута в сторону. Представить что- то красивое. Заканчиваем упражнение, открываем глаза, руки за голову, подняться, сесть, а затем встаём.



  • Разделы сайта