Планирование по теме весенние месяцы средняя группа. «Календарно-тематическое планирование в средней группе. Тематическая неделя «Весна. Непосредственно образовательная деятельность

Программа детского сада рассматривает духовно-нравственное воспитание как «воспитание у ребёнка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к своей семье, родному дому, краю, городу (посёлку), Родине, уважение к людям разных национальностей, государственной символике (гимну, флагу, гербу Российской Федерации)». В статье 18 ФЗ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».

1 блок «Моя семья»

Средства музейной педагогики помогают заинтересовать и привлечь к партнёрскому сотрудничеству семьи дошкольников, с целью развить у ребёнка уважение к обществу, традициям семьи, родного края, Отечества, т.е. неразрывной цепочки общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

Начали мы с уточнения знания детьми своего и родителей имени, отчества, с бесед о семьях детей, о маме и папе, других родных, с которыми проживает ребёнок. Большинство семей ведёт «Альбом ребёнка » (знаменательные жизненные вехи, достижения ребенка в фотографиях). Наглядность родственных связей в семье помогает отобразить для каждого ребёнка «Семейное генеалогическое древо ». Для полноты восприятия детьми «путешествия по времени» родители предоставили для экспозиции различные семейные ценности, коллекции : «Женское рукоделие - коврики, скатерти, полотенца, салфетки, панно…», «Устаревшие предметы быта, техники», «Юбилейные и старинные монеты», «Старинные ёлочные игрушки», «Часы», «Куклы», «Детские фотографии мамы и папы», «Календарики», «Открытки», «Фантики» и др.

Музейный материал - это, во-первых, любые материальные предметы прошедших времен; во-вторых, наглядные, прежде всего, живописные или фотографические иллюстрации этого времени; и в-третьих, краткие словесные комментарии, помогающие воспитателям вводить детей в представленную тему.

В детском саду мы целенаправленно приобщаем детей к труду, а также предлагаем понаблюдать за профессиональной деятельностью взрослых во время экскурсий, целевых прогулок, просмотра видеороликов, послушать в музее дошкольного учреждения рассказы приглашенных гостей, задать им вопросы, рассмотреть форменную одежду, приборы или специальные атрибуты, знаки отличия, которые можно трогать.

При активном участии родителей в группе создаётся книга «Есть такая профессия », в ней собраны фотографии, рассказы членов семей дошкольников о своих профессиях.

С помощью родителей приобрели не только имитирующие игрушки, макеты, но и костюмы, настоящие атрибуты, дающие возможность поиграть в деятельность людей разных профессий… Предметы народного костюма, макеты предметов старинного быта, народное песенное, танцевальное творчество, игры используются в драматизации народных сказок, традиционных праздниках, таких как «Святки», «Масленица» и др. в детском саду.

Традиционно патриотизм - одна из неотъемлемых черт духовно-нравственной личности. Чем, в плане такого воспитательного направления, может быть полезна музейная педагогика?

Развиваясь, ребенок не может «самоутвердиться вообще». Он утверждает себя непременно на основе каких-то впечатляющих его лично примерах. Поэтому используем личные архивы родителей . У нас есть материалы о героях Великой Отечественной войны - рассказ о прадедушке Саши В., фото боевых наград прадеда Кирилла П., о современных воинах (фотографии со службы, награды и знаки отличия из Чернобыля и Чечни родственников Кирилла П.), о профессиональных спасателях (фотографии папы и дедушки Данила Г. из книги «Пожарной охране Новосибирской области 110-лет»), о спортсменах - фотографии с выступлений на соревнованиях, спортивных наград папы Марины Н., чемпиона (кубок и более 10 медалей), а теперь детского тренера по гимнастике, фото детских наград Кирилла П. за выступления на танцевальных конкурсах - 7 медалей и грамоты.

2 блок «Детские проекты»

В нашей группе началом стало создание уголка «Русская изба», также были проекты: «Осенние истории», «Мы - новосибирцы», «Есть такая профессия», «Что было до?», «Жилище», «Космос» и др. Сейчас мы, совместно с семьями, участвуем в детском проекте «Мини-музей «Ложка»».

Уголок «Русская изба»

Уголок «Русская изба» в средней группе был нужен для создания быта, атмосферы народной сказки. Совместно с детьми выполнен крупный макет печки, с помощью родителей собрана сопутствующая домашняя утварь (ухват, кочерга, лоскутное одеяло, вязанные коврик, салфетки), сшиты народные и ролевые костюмы - используются для драматизации сказок, игровой импровизации. Другие детские проекты помогли разнообразить предметную среду, развить познавательную деятельность, расширить восприятие дошкольников, обогатить духовно-нравственно.

Детский проект «Мини-музей «Ложка»

Направления деятельности, поиска информации, экспонатов для мини-музея «Ложка» мы обсудили на «Родительском совете». В результате совместной деятельности с детьми, активного участия родителей к презентации проекта были созданы книжки: «История ложки», «Пословицы и поговорки», «Потешки», «Загадки», «Сказки», «Песни», «Приметы», «Традиции», «Этикет», «Вкусные истории», «Рецепты Пилюлькина», «Стихи», «Совместное творчество (сказки, рассказы, стихи, кроссворды)». Созданы фотоальбомы

Пояснительная записка

Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.

Рассказывая детям о разнообразных предметах посуды встал вопрос об их назначении, отличительных признаках. Так начался мой проект.

Почему именно ложка?

Ложки – это отражение самобытности нашей русской культуры и её культурных традиций.

В нашем саду есть музей в который мы ходим на экскурсии, проводим тематические занятия. Наша главная задача пополнение нашего музея экспонатами. Для детей сложно подготовить экспозицию понятную и доступную, а в развитии детей важную задачу играет воспитание культурно-гигиенических навыков.

История ложки.

Ложки использовались в качестве столового прибора ещё в древности, в отличие от изобретённых позднее вилок. В древней Европе ложки делались в основном из дерева, греки пользовались удобными по форме морскими ракушками, которые применяли в качестве ложек ещё древнейшие примитивные люди. В Египте ложки делали из слоновой кости, камня и дерева. Часто их покрывали религиозными изображениями. Во время расцвета римской и греческой цивилизаций появилась бронзовая и серебряная посуда. Сохранилось много экземпляров бронзовых и серебряных ложек этого периода, которые хранятся в исторических музеях по всему миру. В средние века ложки были в основном деревянные и роговые. Кроме того, для их производства иногда использовали латунь, медь и олово: такие ложки приобрели популярность в XV веке. Аристократы и короли пользовались ложками из серебра и золота. Наиболее раннее упоминание о таких ложках относится к 1259 году. В число личных вещей английского короля Эдуарда I в 1300 году входили золотые и серебряные ложки, маркированные fleur-de-lis (название парижской мастерской). Интерес представляют коронационные ложки, использовавшиеся для помазания английских королей. В Эпоху Возрождения в Европе были распространены так называемые апостольские ложки. Они появились ещё в начале XV века, но приобрели популярность в XVI столетии как подарки на христианские праздники. На апостольских ложках были изображены ученики Христа. Реже на ложках изображали самого Иисуса. Примерно в то же время изменилась сама форма ложки - ручка стала плоской, а черпак приобрёл форму широкого эллипса. В XVIII веке черпак сузился, ручка оказалась на несколько градусов развёрнута по отношению к ней. В 1760 году ложка приобрела свою современную форму, в которой чашеобразная часть в конце уже, чем в основании.

Проект “История ложечки” был организован с целью уточнения, расширения и обогащения знаний детей о быте, ремесле, художественных промыслах, традициях. Работа над проектом была направлена на формирование нравственного воспитания, создание единого воспитательного пространства дошкольного образовательной организации и семьи, объединенных общей целью: приобщение детей к культуре; на развитие интереса к продуктивной деятельности, активизацию творческой деятельности и игрового опыта детей.

Задачи проекта: помочь детям с помощью разнообразных приёмов развить представления о величине ложки, её назначении, отличительных признаках и условных моделях соразмерности (большая, поменьше, маленькая); обогатить знания детей о разнообразных предметах посуды; в процессе экспериментирования расширить представления дошкольников о разных материалах, из которых изготавливают ложки (дерево, металл, пластмасса); совершенствовать умения: сравнивать и выделять нарядную ложку; развивать воображение ребенка, способность фантазировать: показ возможностей детского творчества.

Что такое ложка, какими были ложки раньше, из чего изготавливают ложки, где можно увидеть разнообразные ложки.

Название проекта: “История ложечки”.

Тип проекта: коллективный, познавательно - творческий.

Участники проекта: воспитатель, дети детского сада, родители.

Длительность проекта: краткосрочный

Цель проекта: поддерживать и развивать социальную активность дошкольников через формирование у них познавательного интереса к окружающему миру, к окружающим предметам.

Ожидаемые результаты:

Тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и объёма информации, которая может быть ими воспринята, что положительно влияет на различные виды их деятельности и достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС ДО:

  • ребенок проявляет самостоятельность, способность без помощи взрослого решать адекватные возрасту задачи, находить способы и средства реализации собственного замысла на материале народной культуры; использует народный фольклор, песни, народные игры в самостоятельной и совместной деятельности, общении с другими детьми и взрослыми;
  • ребенок способен чувствовать прекрасное, воспринимать красоту окружающего мира, искусства, литературного народного, музыкального творчества;
  • ребенок проявляет познавательную активность, способность и готовность расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых знаниях, переживать радость открытия нового; умение использовать разнообразные источники получения информации для удовлетворения интересов, получения знаний и содержательного общения;
  • ребенок любознательный, активный проявляет интерес к малой родине, родному краю, их истории, стремление к знакомству с их культурой; активно включается в проектную деятельность, самостоятельное исследование, экспериментированию.

Этапы работы.

  1. Подготовительный:
  2. Подбор художественной литературы для чтения.
  3. Подбор ложек, картинок и иллюстраций для рассматривания с детьми.
  4. Подбор методической литературы для знакомства детей с русским народным костюмом, с промыслами.
  5. Основной (практический):
  6. Чтение художественной литературы: Кристиан Пино “История деревянной ложки” в сокращении, сказка “Жихарка”.
  7. Дидактические игры на классификацию: “Какая бывает посуда”, “Ложки разные бывают” (по размеру), “Из чего ложечка?” (материал), “Для чего и почему?” (по назначению).
  8. Игры-забавы: “Пронеси – не урони!”

Ход занятия

Воспитатель: - Сегодня я предлагаю вам вспомнить и поговорить о знакомых предметах, которыми мы пользуемся на кухне.

Вопросы к детям по презентации:

Что делают люди на картине? (слайд 2)

Чем они пользуются за столом?

Как вы думаете, когда появились первые ложки?

Зачем людям понадобились ложки и почему так много разных ложек? (слайд 3)

Рассказ воспитателя: очень-очень давно, когда первые люди жили на Земле, они ели руками сырую пищу, у них не было огня и не было никакой посуды (слайд 4) .

Со временем они научились вытачивать из камня инструменты (слайд 5) , добывать и сохранять огонь. Обнаружив глину, люди узнали – что из нее можно лепить разные предметы (слайд 6) , которые попадая в огонь, не сгорают, а становятся крепкими, прочными, удобными (слайд 7)

В них можно было хранить и варить еду (слайд 8) , а горячую пищу можно было брать не руками, а глиняными дощечками, напоминающими ложку. Так появилась посуда, и самая первая ложка. Спустя много лет человек научился создавать посуду из разных материалов, для разных видов пищи и поэтому разной формы и размеров (слайд 9)

В некоторых странах ложка так и не стала обычным столовым предметом, и люди едят там палочками – Китай, Япония (слайд 10) , или руками – как в Индии, Казахстане, Киргизии (слайд 11)

Посмотрите, какими разными могут быть ложки. Попробуйте догадаться, из какого материала они сделаны и для чего? (слайд 12)

И напоследок, несколько загадок и пословиц о ложках.

Загадки:

Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду -
Мимо рта я не пройду.

Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот -
Открывай пошире рот.

Кто такая?

Каши зачерпнёт
И отправит в рот.

Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри,
Угощение внутри!

По моей тарелке
Лодочка плывёт.
Лодочку с едою
Отправляю в рот.

Сама не ем,
А людей кормлю.
Кто такая?

Каши зачерпнет
И отправит в рот.
Я совсем как поварешка,
Но счастливее немножко,
- Людям я милей и ближе,
Ведь меня еще и лижут!

Сама не ест,
А людей кормит.

Деревянные ложки -
Постучи-ка немножко.
Хочешь - вальс играй,
А хочешь - суп хлебай!

Пословицы:

  • Был бы мир пловом, а я - ложкой! (даргинская)
  • В один рот двух ложек не впихнёшь (китайская)
  • Дорога ложка к обеду (русская)
  • Каши мало, зато ложка большая (малайская)
  • Кошкам по ложкам, собакам по крошкам, нам по лепёшкам (русская)
  • Ложка дёгтя в бочке мёда (русская)
  • Не клади свою ложку туда, где нет твоей миски (абхазская)
  • Пустая ложка рот царапает (осетинская)
  • Нечего хлебать, так дай ложку полизать (русская)
  • Состояние котла лучше всего знает разливная ложка (лакская)
  • Что положишь в котёл, то и попадёт в ложку (казахская)
  • Что себе в миску накрошишь, то и в ложке у себя найдёшь (армянская)

Используемая литература.

  1. Белая К.Ю., Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., и др. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ “Перспектива”, 2013. – 104 с.
  2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  3. http://stranamasterov.ru/node/454664 – Ложковый кукольный театр. Роспись по дереву.
  4. Н.Ф. Сорокина “Играем в кукольный театр”, М.: АРКТИ, 2002.
  5. М. В. Тихонова, Н.С. Смирнова “Красна изба” – знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом, СПб: “Детство-пресс”, 2004.
  6. Картушина М. Ю., Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. М., 2004.

Цель: Формировать устойчивый познавательный инетерс детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете-ложке.

Задачи:

  1. Дать представление об истории и разнообразии ложек (разные по размеру, форме, материалу) .
  2. Развивать диалогическую речь.
  3. Развивать логическое мышление, память, воображение.
  4. Совершенствовать навыки изобразительной деятельности, развивать эстетический вкус.
  5. Расширять словарный запас детей (части ложки и материал, народные промыслы: резьба по дереву, вытачивание, роспись) .
  6. Воспитывать любовь к истории, умение видеть прекрасное в окружающем мире.

Тип: Познавательное, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

  • Беседы с детьми о сервировки стола и столовых приборов;
  • Чтение сказок: «Жихорка» , «Три медведя» ;
  • Рассматривание иллюстраций о видах ложек.
  • Образоватльная деятельность по теме: «Украшение ложки хохломской росписью»

Материал: презентация, набор ложек, камни, ракушки, пластелин, вырезанная форма ложки из картона.

Методы и приёмы: словесные, наглядные, практические, чтение художественной литературы.

Ход занятия:

Дети заходят в зал и садятся на стульчики

Педагог: Ребята я загадаю вам загадку, а вы отгадаете и узнаете о чём сегодня мы с вами будем говорить на занятии.

Две сестры: одна большая,
Кашу манную мешает,
Ну, а младшая сестрёнка
Чай помешиввает звонко.

Дети: Ложки.

Педагог: Молодцы, отгадали правильно, это ложки! Сегодня мы с вами узнаем как появились ложки. А как можно поесть без ложки?

Дети: Пальцем, языком, каким-нибудь предметом! (Обсуждение с детьми, правильно ли использовать такие способы)

Воспитатель: Оказывается, ложка очень важный предмет и без него невозможно обойтись.

Ложка-труженик простой,
Кран подъёмный городской.
Набирай скорей на ложку
Кашу, суп или картошку.

Поднимай скорее грузы,
Отправляй их прямо в пузо.
Доедай все сам до крошки,
Чтоб быстрей бежали ножки,

Чтоб росли скорей ребятки
Слово овощи на грядке.

Воспитатель: Как вы думаете, из чего была сделана самая первая ложка? Посмотрите, чо у меня в руке? (камень) . Подержите его. Какой он? Самая первая ложка была сделана из камня.

Воспитатель даёт каждому ребёнку камень.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, удобно было есть людям с помощью камня?

Дети: неудобно потому что он холодный и неудобно из него есть.

Воспитатель: Что это? Ракушки. В Греции, когда не было ложек, использовали ракушки. Как вы думаете из них тоже удобно было есть людям?

Дети: Вода льётся, выливается, руки мокрые, зачерпывается мало воды и края неровные, острые и не хватает ручки.

Воспитатель: В древнем Египте ложки вырезали из слоновой кости. В Японии люди пользовались и пользуются до сих пор ложками-палочками, которые называется хаси.

Показ с воспитателем ложек-палочек.

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, как появились ложки на Руси?

Дети: Да, хотим.

Показ презентации: «Изготовление ложек на Руси» .

Воспитатель: На Руси ложку изготовили довольно рано. Простые русские люди с незапамятных времен ели щи да кашу деревянными ложками.

Воспитатель обращается к детям:

Дети, у вас бывает День рождения? Вы любите этот праздник? Я тоже люблю День Рождения. Потому что в этот день все нарядные и дарят подарки имениннице или имениннику. Ребята, я услышала, что оказывается День Рождения бывает только у людей, но и у предметов тоже. Сегодня мы устроим день рождения ложке.

Ребята, а я знаю место, где находится очень много ложек, я там уже побывала. Это место - музей ложек. Хотите и вы побывать вместе со мной?

Давайте произнесём волшебные слова: раз, два, три-вот и в музее мы! Закроем глазки и покружимся вокруг себя один раз.

Дети выполняют движения и оказываются в «музее» , где на столах лежит большое количество разных ложек.

Дети рассматривают «Музей ложек» трогают их руками, сравнивают по форме, размеру, величине.

Проводится дидактическая игра: «Какая ложка»

Дидактическая игра. «Какой, какие, какая?

Если ложка сделана:

из дерева, какая она (деревянная)
из металла, какая она (металическая)
из фарфора, какая она (фарфоровая)
из пластмассы, какая она (пластмассовая)

из серебра, какая она (серебряная)
из золота, какая она (золотая) .

Проводится подвижная игра: «Посуда»

Педагог: Я вам предлагаю поиграть, игра называется «Посуда» .

Вот большой стеклянный чайник- (надули животики: одна рука на поясе,

очень важный, как начальник, другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые блюдца- (кружатся, рисуя руками круг)

Только стукни, разобьются.

Вот серебряные ложки- (тянутся вверх, руки смыкают над головой)

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос- (ложатся на ковёр, вытягиваются)

Он посуду нам принёс.

На столах лежат загатовки картонных ложек и пласилин для украшения.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Давайте ребята, мы с вами на День Рождения ложку нарядим, оживим их лица: из синего пластилина- глазки, из красного-ротики, украсим их узором.

Дети самостоятельно украшают ложки пластилином.

Затем дети любуются своими ложечками, относят их в музей, оценивают работы своих друзей.

Воспитатель: А теперь, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем, произнесём волшебные слова и закроем глазки: Раз, два, три, вот и в группе мы!

Воспитатель подводит итог занятия.

Воспитатель: Да, ребята, ничто не стоит на месте. Идёт время, и благодаря знаниям и умениям человека всё вокруг изменяется. Изменяются условия жизни, изменяются бытовые приборы, изменяется мебель, изменяется одежда. Сегодня, мы увидели, как появилась и изменилась ложка - простой столовый прибор. Мы увидели, как на смену каменным ложкам пришли удобные, прочные, красивые ложки.

Скажите, пожалуйста, что вам понравилось в нашем путешествии?

Дети рассказывают впечатления о проведённом занятии.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №27 «Чебурашка» , корпус №3 «Якорёк» Воспитатель Чемерилова Оксана Владимировна г.Чайковский, 2015г.

Конкурс учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика, Юниор» Малой академии наук учащихся Кубани 2012 -2013 учебный год

Многоликая ложка

Выполнена

Зубаревой Полиной

ученицей 3-«А» класса

Лобас Антоном

учеником 3–«А» класса

МБОУ СОШ № 5

Каневского района

Научный руководитель

Моргун Л.Ю.

учитель начальных

классов МБОУ СОШ № 5

ст. Стародеревянковская, 2012

Титульный лист

    Введение…………………………………………………………………………………….3

    Основная часть

    1. История деревянной ложки……………………………………………………………4

      Технология изготовления ложки……………………………………………………...5

      Названия ложек. Самостоятельные размышления и наблюдения………………….6

      Результативность работы……………………………………………………………..6

      Обряд приёма пищи на Руси…………………………………………………………..7

      Деревянная ложка в традиционной культуре………………………………………..7

      Ложка в устном народном творчестве ………………………………………………8

      Ложка - музыкальный инструмент……………………………………………………8

    Анкетирование одноклассников и родителей…………………………………………..9

    Заключение………………………………………………………………………………..10

    Список литературы……………………………………………………………………….11

    Приложения……………………………………………………………………………I-VII

Многоликая ложка. Зубарева П., Лобас А.

Краснодарский край, ст. Стародеревянковская, МБОУ СОШ № 5, 3-«А» класс.

    Введение.

Дом – место, где кончаются все дороги, где человек может скрыться от непогоды и чужих взглядов, где живет его семья. В любой части земного шара нет ничего более близкого, более желанного и родного, чем собственный дом. В доме живем мы и наши вещи. И они, как люди, рождаются и умирают, переезжают из дома в дом. Вещи окружают человека с древнейших времен до наших дней. И у них своя очень богатая и очень интересная история.

Будь то суп или картошка
для обеда нужна… ложка.

Ложки знают давно и почти все народы. Когда она появилась сказать трудно, но, во всяком случае, две тысячи лет назад была уже известна.

Простой люд на Руси пользовался деревянными ложками. Основная причина распространения деревянных ложек в их дешевизне, доступности материала и простоте изготовления. Кроме того, деревянная ложка губы не обжигала. Ложки обычно ассоциируются у нас с приемом пищи. Деревянные ложки - это отражение самобытности нашей русской культуры и ее наших культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Что за прекрасный подарок-сувенир Вашим друзьям и родным! Обыкновенная деревянная ложка. Что может быть привычнее и проще? А ведь подержишь её, ощутишь тепло дерева - и беда уже не беда, печаль не печаль! Она напоминает часть руки с согнутой ладошкой. А ведь раньше наши предки, славяне, да и многие другие народы пользовались деревянными ложками по их прямому назначению, и блюда от этого становились вкуснее и ароматнее. Поговорим об истории ложки – простой, но такой символичной. Слово ложка одно и предмет-то по идее один и тот же мы представляем. А почему же она многоликая. Что это за лица? И мы сможем найти ответ на этот вопрос.

Многоликая ложка. Зубарева П., Лобас А.

Краснодарский край, ст. Стародеревянковская, МБОУ СОШ № 5, 3-«А» класс.

    Основная часть

    1. История ложки

Необходимость ложки люди поняли очень давно, именно поэтому ее начали использовать как столовый прибор уже в древние времена. Самые первые ложки делали еще за 3000 лет до н. э. Сначала их лепили из глины или выпиливали из костей животных, рогов баранов и козлов. В ход шли и морские раковины, и рыбьи кости, и древесина. Самый распространенный материал для изготовления ложки на Руси - древесина.

(Приложение 1. Интервью с заведующей школьным музеем Нефёдовой С.П.)

Что такое ложка?

Ложка - это своего рода сосуд, чем полнее ложка, тем полнее и насыщеннее жизнь. «Черпай жизнь полной ложкой» - говорит народная мудрость. Когда ложка появились, сказать трудно, но, во всяком случае, две тысячи лет назад была уже известна. Происхождение слова ложка теряется во тьме веков. Корень слова общеславянский. Некоторые лингвисты считают, что происходит оно от слова «луг», «лужок». Другие предполагают, что в основе названия глагол «лизать», «елозить», или греческий глагол, означающий «глотать». Термин ложка был известен в Киевской Руси уже в Х веке.

(Приложение 1. Интервью с библиотекарем Нартовой Е.Е.)

Ложка в словарях.

Ложка – орудие для хлебанья, для еды жидкостей, хлебалка, шевырка, едалка. (В. Даль. «Толковый словарь русского языка. Современная версия».)

Ложка – предмет для зачерпывания жидкой, рассыпчатой пищи (Словарь Ожегова).

Ложка - часть столового прибора, предмет, которым наливают или едят жидкости, накладывают или едят полужидкую, рассыпчатую пищу (кашу, кисель и пр.). (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова).

Ложка - в настоящее время общеупотребительный столовый прибор, отдалённо напоминающий небольшую лопатку (Материал из Википедии).

Ложка – один из предметов столового прибора для зачерпывания жидкой, полужидкой пищи (Словарь русского языка академии наук СССР. Том 2)

Первое упоминание о деревянных ложках (или как их тогда называли "лжицах") на Руси встречается в “Повести временных лет” и относится к 996 году, хотя есть все основания говорить, что использовали их на Руси с древнейших времён. 1

      Технология изготовления ложки

Технология производства ложек была довольно проста: из небольшой баклуши мастер выдалбливал внутреннюю часть, а внешнюю – вырезал ножом. Ручка получалась круглой и толстой. Примечательно, что ручки у русских ложек были короткими, так как во время приёма пищи, их держали всей пятерней. (Приложение1. Интервью с учителем Моргун Л.Ю.)

Что означает выражение «Бить баклуши?

Делали ложки из разных пород деревьев. Первые этапы - раскалывание чурбана на баклуши 2 (чурки), обтесывание баклуши вчерне - доверяли детям, а заключительные - скобление готовой продукции ножом, ошкуривание и полировку - женщинам. Отсюда и пошло выражение "бить баклуши" 2 , которое первоначально означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл - бездельничать, праздно проводить время. При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож. У опытного мастера процесс производства деревянной ложки, начиная с простейшей топорной заготовки - "баклуши", занимал 20 минут. В Интернет сети найдена старейшая книга «Ложкари. Руководство по выделке деревянных ложек» 1899 г. выпуска. 3 В издании в литературно-художественном стиле описана история деревянной ложки, все этапы народного промысла по изготовлению: выбор и срубка леса, распилка леса, выделка баклуш, сушка ложек, их очистка, окраска, разрисовка. (Приложение 4 рис.2)

____________________________________________________

1 «Чудо ложки из Семёнова» кандидат искусствоведения Ю.Иванова, журнал «Наука и жизнь», № 7, 1999

2

3 АУКЦИОН. Про книги.

      Названия ложек. Самостоятельные размышления и наблюдения (Приложение 2)

В зависимости от величины, формы, назначения, вида отделки ложки имели самые разные названия. В словаре Даля упомянуты, например: разливная ложка; межеумок - простая русская широкая ложка; бутырка, бурлацкая - ложка, которой ели бурлаки (она грубее и толще обычной); боская - продолговатая, тупоносая; полубоская, носатая, тонкая, белая.

      Результативность работы: схема видов ложек (Приложение 3).

Деревянные декоративные ложки с росписью появились в 17 веке и получили название по месту появления этого вида искусства – Хохломские, Псковские, Тульские, Ростовские, Вятские, Смоленские, Нижегородские, Архангельские. Много умельцев в России, которые изготавливают и расписывают ложки.

Семеновские ложки расходились во все стороны России. Скупщики торговали ими даже за границей - в далекой Персии. Особый заказ на деревянные ложки для солдат царской армии также традиционно выполняли нижегородцы. Известно, что в Семеновском уезде в начале ХХ века вырабатывали в среднем за год 100 миллионов ложек, а в 1910 году было достигнуто рекордное число - 170 миллионов штук! Производили ложкарную продукцию тысячи крестьян-кустарей, живущих в самом городе и в окрестных селах. У каждого была своя специализация: ложкари-резчики, красильщики, занимавшиеся росписью "белья" (долбленой или выточенной на станке посуды), и лачили, те, кто покрывал расписную посуду лаком. (Приложение 4 рисунки 1,3,4)

Особенно любили те ложки, которые носили подарочный характер. Они были расписаны сказочными цветами и травами. 4 Блеск золота и киновари на них воспринимался как драгоценность, ассоциировался с царственной роскошью. Такие ложки были праздничными, а по будням продолжали пользоваться ложками неокрашенными, из простого дерева. Существует даже памятник в Семёнове. 5

___________________________

4 Учебник Изобразительное искусство 5 класс Н.А. Горяева О.В. Островская М. «Просвещение» 2007 г.

Здесь бережно сохраняется, приумножается и передается из поколения в поколение традиционный промысел предков, мастеривших замечательный щепной товар.

Такие ложки были праздничными, а по будням продолжали пользоваться ложками неокрашенными, из простого дерева. Существует даже памятник в Семёнове. 5 Здесь бережно сохраняется, приумножается и передается из поколения в поколение традиционный промысел предков, мастеривших замечательный щепной товар.

      Обряд приёма пищи на Руси (Приложение 5 Интервью с бабушкой)

Интересен сам обряда приёма пищи на Руси. После того, как еду зачерпывали из общей миски и клали в рот, ложку опускали на стол. Лишь тщательно прожевав пищу, человек снова брался за ложку и черпал ею из миски. Если же кто-то ел из миски, не выпуская ложку из рук, то он считался прожорливым.

      Ложка в традиционной русской культуре (Приложение 5 Интернет)

В традиционной культуре ложку рассматривали как личную вещь. Свои ложки помечали и избегали пользоваться чужими. Мужской ложкой нельзя мешать пищу, чтобы мужчина не ссорился с женой. Не разрешалось оставлять ложку на столе или на бортике миски. Это значило открыть доступ для враждебных человеку сил. Еще мы посмотрели информацию через сеть Интернет и узнали, что ложка столовая глубокая состоит из 3 частей: черпало, держало и соединяющая перемычка.

Ложка была верным другом солдату во время войны.

Ю.М.Погорельского « Сказ о солдатской ложке» Верст больших и трудных тыщи Прошагал солдат в войну, И носил за голенищем

Он штуковину одну.

И с великою охотой

__________________________

5 Русское народнгое прикладное искусство К. Маёрова К.Дубинина.М.»Русский язык» 1990, с.25.

Доставал ее, когда Краткий отдых был у роты, А еще была еда. В общем, с нею неразлучен

Был в огне военных лет

И всегда считал, что лучше

И нужнее вещи нет!

Ложки часто носили при себе в особых футлярах либо просто за поясом или голенищем сапога. По этому поводу народ создал много присказок и поговорок: "Запасливый гость без ложки не ходит" или "Со своей ложкой по чужим обедам". Когда-то смеялись над русскими: они, мол, черпак за голенищем носят. Тем не менее кусочек родного дерева помогал человеку в дороге-пути, легче переносились невзгоды… 6

      Ложка в устном народном творчестве (Приложение 6. Загадки, пословицы, афоризмы)

      Ложка – музыкальный инструмент

Деревянные ложки-

Постучи-ка немножко.

Хочешь - вальс играй,

А хочешь - суп хлебай!

Чем суп "хлебать", тем и музыку играть! Ну и как же не вспомнить игру на ложках! Большое разнообразие самобытных музыкальных инструментов имеет русский народ. 7 Но особой популярности удостоились деревянные ложки. О ложке как музыкальном инструменте более подробные сведения появляются в конце XVIII века. Ложки при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук.

Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках. Ее используют, по сей день, так как это прежде и теперь самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа.

6 Русское народнгое прикладное искусство К. Маёрова К.Дубинина.М.»Русский язык» 1990, с.25.

7 Исакова И.Г., Кравчук В.М. В мире народных инструментов… – Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1995.

    Анкетирование одноклассников и родителей (Приложение 7)

Анкета для родителей и детей

    Где вы впервые увидели деревянную ложку?

    Есть ли у вас дома деревянная ложка?

    Деревянная ложка – это сувенир или столовая принадлежность?

    Как и где можно использовать деревянную ложку?

Результаты анкетирования

(опрошено 58 человек, 43 ребёнка и 15 взрослых)

В результате анкетирования детей и родителей мы выяснили, что сегодня деревянная ложка есть у каждой хозяйки, однако используется больше в качестве сувенира(30ч.- 52%) или при помешивании блюд (17 ч.- 29%), чем при принятии пищи (11ч.-19%). Очень мало информации получают от старшего поколения (9ч.- 15%), в музеях (12ч.-21%), дома (14ч.- 24%) телевизор, Интернет (23ч.-40%). Все опрошенные владеют информацией о деревянной ложке, имеют представление о внешнем виде, способах ее использования.

Многоликая ложка. Зубарева П., Лобас А.

Краснодарский край, ст. Стародеревянковская, МБОУ СОШ № 5, 3-«А» класс.

    Заключение.

В результате нашего исследования следует сделать вывод, ложка существовала всегда. Ложка называется ложкой от слова ладошка, как первобытному человеку ложкой служила ладонь. Мастер, который вырезал деревянные ложки назывался ложкарь. Когда она появилась сказать трудно, но, во всяком случае, две тысячи лет назад были уже известны. В основном на Руси деревянной ложкой пользовалось крестьянство ввиду дешевизны и доступности материала.

Мы в обычной деревянной ложке увидели необычное - её многоликость. Деревянная ложка может менять своё лицо из-за своего назначения, то есть смотря как мы её будем использовать. Так можем ли мы сейчас обойтись без ложки?! Вряд ли... Она хороша и на столе, и в гадании, и в музыкальном звучании. И, в общем, нам надо научиться замечать в обиходе прекрасное.

В будущем, мы хотим выяснить:

    Какие ложки в других странах мира?

    Есть ли заводы в Краснодарском крае, выпускающие ложки?

    От чего ложку назвали красной?

    Что означают напутственные слова от предков «Живите на красную ложку»?

Многоликая ложка. Зубарева П., Лобас А.

Краснодарский край, ст. Стародеревянковская, МБОУ СОШ № 5, 3-«А» класс.

    Список литературы

    Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия.- Москва ЭКСМО, 2002 г. с. 373

    Словарь русского языка. –Москва: Изд-во «Русский язык», 1983, Том II, с. 197.

    Диск Золотая коллекция. Энциклопедии и словари. Словарь Ожегова.

    «Чудо ложки из Семёнова» кандидат искусствоведения Ю.Иванова, журнал «Наука и жизнь», № 7, 1999

    Интернет-реурсы: - С ложкой через века. Из истории русской ложки.

http://ru.wikipedia.org/wiki Баклуша

    http://www.aboutbooks.ru/auction/16/?id=3496 АУКЦИОН. Про книги.Селивановский И.П. Ложкари. Руководство по выделке деревянных ложек. М.: изд. К.И. Тихомиров, 1899.

    Учебник Изобразительное искусство 5 класс Н.А. Горяева О.В. Островская М. «Просвещение» 2007 г.

    Русское народное прикладное искусство К.Маёрова К. Дубинская М. «Русский язык» 1990, с.25

    Исакова И.Г., Кравчук В.М. В мире народных инструментов… – Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1995.

    http://smoz.ru/mp3/ - кадриль Ложки

Наталья Рябова
Проект мини-музей в детском саду «Чудо-ложка»

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Проект

мини- музей в детском саду

«Чудо – ложка »

Подготовила воспитатель

группы раннего возраста «Ягодка»

Рябова Наталья Николаевна

деревня Оманово

Почему я создала мини- музей .

В нашем садике есть музей в который мы ходим на экскурсии, проводим тематические занятия. Наша главная задача пополнение нашего музея экспонатами. Для детей раннего возраста сложно подготовить экспозицию понятную и доступную, а в развитии детей нашего возраста важную задачу играет воспитание культурно-гигиенических навыков. Поэтому я решила создать мини-музей ложки . Рядом с нами находятся два больших города - Семёнов и Городец, где занимаются производством и росписью ложек, в Семёнове есть два музея ложек, но так как дети нашей группы совсем маленькие, поэтому посетить эти музей мы не сможем. А вот создать мини-музей «Чудо-ложка в нашем садике мы можем.

История ложки.

Ложки использовались в качестве столового прибора ещё в древности, в отличие от изобретённых позднее вилок. В древней Европе ложки делались в основном из дерева, греки пользовались удобными по форме морскими ракушками, которые применяли в качестве ложек ещё древнейшие примитивные люди. В Египте ложки делали из слоновой кости, камня и дерева. Часто их покрывали религиозными изображениями. Во время расцвета римской и греческой цивилизаций появилась бронзовая и серебряная посуда. Сохранилось много экземпляров бронзовых и серебряных ложек этого периода, которые хранятся в исторических музеях по всему миру. В средние века ложки были в основном деревянные и роговые. Кроме того, для их производства иногда использовали латунь, медь и олово : такие ложки приобрели популярность в XV веке. Аристократы и короли пользовались ложками из серебра и золота. Наиболее раннее упоминание о таких ложках относится к 1259 году. В число личных вещей английского короля Эдуарда I в 1300 году входили золотые и серебряные ложки, маркированные fleur-de-lis (название парижской мастерской) . Интерес представляют коронационные ложки, использовавшиеся для помазания английских королей. В Эпоху Возрождения в Европе были распространены так называемые апостольские ложки. Они появились ещё в начале XV века, но приобрели популярность в XVI столетии как подарки на христианские праздники. На апостольских ложках были изображены ученики Христа. Реже на ложках изображали самого Иисуса. Примерно в то же время изменилась сама форма ложки - ручка стала плоской, а черпак приобрёл форму широкого эллипса. В XVIII веке черпак сузился, ручка оказалась на несколько градусов развёрнута по отношению к ней. В 1760 году ложка приобрела свою современную форму, в которой чашеобразная часть в конце уже, чем в основании.

Продолжительность проекта – долгосрочный

Тип проекта - познавательно-исследовательский

Участники проекта – дети группы , педагог, родители.

Возраст детей – дети 2-3 лет

Цель проекта – сформировать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых необычных знаний о знакомом предмете - ложке.

Задачи проекта :

Образовательные :

Обогатить представления детей :

об истории возникновения и временных изменениях ложки;

о видовом многообразии однородных предметов (ложки разные по размеру, форме, материалу, внешнему облику, функциям) .

Развивающие :

Развивать навыки опытно-экспериментальной работы с предметами.

Развивать эстетическое восприятие.

Развивать творческие способности и фантазию дошкольника.

Развивать речь, расширять словарный запас детей (части ложки и материал, народные промыслы : роспись. Создавать необходимую предметно–развивающую среду).

Развивать внимание, ассоциативное мышление, воображение.

Воспитательные :

Воспитывать бережное отношение к культуре своего народа, любовь к истории.

Умение видеть прекрасное в окружающем мире.

Форма проведения итогового мероприятия проекта – театрализованная игра

Название итогового мероприятия проекта – театр «Ложки»

План и этапы работы по созданию

мини-музея «ЧУДО ЛОЖКА »

В процессе создания музейного комплекса пришлось попробовать себя и в роли дизайнеров, художников, и в роли музееведов, историков. Всю работу можно разделить на три этапа.

№ Название

Подготовительный этап.

Беседа с родителями

Сбор информации

Сбор экспонатов

методической литературы, разработка НОД

сентябрь 2014

Определение темы и названия музея.

Практический этап. - Сбор экспонатов.

Оформление выставки.

Рисование «Украсим ложку»

Лепка «Наша ложка хороша» .

Подарок для мамы «Кувшинка» (поделки с использованием пластмассовых ложек)

Проведение экскурсий.

игры (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, музыкально-ритмические, подвижные, игры-забавы и т. д.)

Опытно-экспериментальная деятельность о видовом многообразии ложек (размер, форма, материал, функции)

Культурно-гигиенические навыки

Художественное слово (стихи, загадки, сказки, пословицы и т. д.)

Выставки детских работ , оформление мини музея

Развлечение

Изготовление родителями книжек-малышек о ложке

Октябрь 2014 –

Апрель 2015

Выставка детских работ , выставка книжек-малышек

Подведение итогов

Экскурсия по мини-музею

май 2015 Создан мини-музей «Чудо-ложка »

Презентация проекта

Предполагаемый результат

К трём годам ребёнок : - знает, для чего нужна ложка; видит её отличительные признаки; - может дать элементарную оценку по внешним признакам; проявляет желание украшать силуэт посуды (ложки) посредством изобразительной деятельности.

ПАСПОРТ МИНИ - МУЗЕЯ

Наименование мини-музея : мини-музей «Чудо ложки »

Профиль музея : познавательный.

Цели и задачи :

Формирование у дошкольников представления о музее.

Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

Формирование проектно -исследовательских умений и навыков.

знакомство детей с различными видами ложек,

Дать детям понятие о том, что человек создает для своей жизни.

Познакомить детей с историей создания ложки, настоящим.

Развивать диалогическую речь, закреплять умение слушать ответы товарищей.

Развивать правила этикета, культуры поведения за столом и в музее.

Закрепить знания о посуде и предметах сервировки стола.

формирование у дошкольников навыков исследовательского поведения.

В основу решения этих задач положены следующие принципы :

принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

принцип опоры на интересы ребенка;

принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

принцип наглядности;

принцип последовательности;

принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Характеристика помещения : выставочный стенд в краеведческом музеи.

Площадь, занятая под экспозицию : 1 кв. м.

Руководитель мини-музея : Рябова Наталья Николаевна воспитатель группы раннего возраста «Ягодка» .

Структура управления мини-музеем

Руководители мини-музея планируют , координируют, контролируют работу в мини-музее .

Приложение.

Загадки про ложку

Детские загадки про ложку :

Я похожа чуть-чуть на лопатку,

На весло я похожа немножко,

Помогаю, есть кашу ребяткам,

А сестра у меня - поварёшка. (Ложка)

Долго черпал экскаватор

Суп, картошку и салаты. (Ложка)

По моей тарелке

Лодочка плывёт.

Лодочку с едою. Отправляю в рот. (Ложка)

Не лопата, не совок,

Что захватит, то в роток;

Кашу, суп или окрошку…

Вы узнали? Это (ложка)

Утром, вечером и днём

Соберёмся за столом.

Ждут нас каша, суп, окрошка.

А поможет есть их (ложка)

Наварила мама кашки.

Положила кашку в чашки.

Будем кушать понемножку.

Только дайте, дайте (ложку!

Чтоб есть суп – она большая.

И для каши есть такая.

Меньше чайная немножко.

Что это? Конечно … (Ложка)

Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю,

Но когда несу еду –

Мимо рта я не пройду. (Ложка)

Стихотворения про ложку.

Т. Цыбульская

Вот и сладкий творожок,

Съешь-ка ложечку, дружок!

Творожок, конечно, съем!

А вот ложки я не ем!

Стоял кораблик-ложка

В Картофельном порту.

Ушёл кораблик-ложка

С картошкой на борту.

Поплыл кораблик-ложка

С картошкой по волнам.

Плывёт кораблик-ложка,

А Лешка его :– АМ

Это - ложка,

Это - чашка.

В чашке - гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала -

Кашки гречневой не стало!

Деревянные ложки -

Постучи-ка немножко.

Хочешь - вальс играй,

А хочешь - суп хлебай!

Если Вас не посетит

За обедом аппетит

Надо вызвать ложку

Ложку-неотложку

Ложка мигом прилетит

В ароматной дымке

В ней приедет аппетит

В шапке-невидимке

А теперь нельзя зевать!

Постарайся поспевать!

За волшебной ложкой.

Рот пошире открывай

И смелее управляй!

Ложкой неотложкой :)

Посадим на ложку

Капустку, картошку - и спрячем!

Попробуй найди!

Не видно на ложке

Капустки, картошки.

И нет на тарелке - гляди!

Ну давай, Алешка!

Поработай ложкой!

Скушай все до крошки

И еще немножко

Тетушка Ау

Вилка обожает макароны.

Ложка любит каши и бульоны,

Но, учти - столовая, не чайная!

Чайная - сластёна чрезвычайная!

Каждый раз ныряет с наслажденьем

В вазочку с желе или вареньем!

А вот капать в ложечку лекарство -

Это, в высшей степени, коварство!

От микстуры, так уж получается,

Ложка моментально. огорчается!

С. Русановская

Серебряная ложка

Помятая немножко,

Блестящая и чёрная,

На талии узорная-

Старинная серебряная ложка.

Среди своих подружек-

Весёлых шумных ложек

Она всегда принцесса

И королева тоже.

И маленького Мишу

Всё кормит понемножку,

Всё королевской кашей

Серебряная ложка.

А. Алферова

– Ты зачем, большая ложка,

заставляешь есть окрошку?

Ложку я в руках верчу –

есть окрошку не хочу.

– Ложка моя ложечка,

подожди немножечко,

По тарелке не стучи,

полежи и помолчи!

Но ответила мне ложка :

– Очень вкусная окрошка!

Я по донышку стучу –

накормить тебя хочу.

Я поел совсем немножко -

у меня пропала ложка!

Может, ложку ветром сдуло?

Я искал ее под стулом,

под буфетом, под столом -

весь почти облазил дом.

Я б искал еще полдня -

мама подняла меня.

Что за наказанье прямо,

суп остыл,- сказала мама,-

подогрею, съешь немножко,

дам тебе другую ложку.

И к кастрюле на горелке

понесла мою тарелку,

наклонила слить и - чудо ! -

ложка выпала оттуда!

Ой как вкyсно пахнет щами!

Кто обедать бyдет с нами?

Стаpший бpат несет обед

А y Сони ложки нет.

Разве Соня виновата?

Ложка спpяталась кyда-то.

Hет ее ни там ни здесь

Значит можно щи не есть!

Бpат сказал : Постой немножко.

Вот тебе дpyгая ложка -

С тонкой pyчкой завитой,

Это ложка лyчше той!

Стала Соня щи любить,

Ложкy новyю хвалить!

Кто у нас любимый самый?

Ложку первую за маму,

А вторую за кого?

Да за папу твоего,

За кого же третью ложку?

За веселую матрешку,

Сьешь за бабу,

Съешь за деду,

За мальчишку - за соседа,

За подружек и друзей,

Съешь побольше не жалей!

Съешь за праздник, шумный, яркий,

За гостей и за подарки,

За котёнка, за Тимошку

Эту маленькую ложку

И за рыжего кота,

Вот тарелка и пуста!

От обеда до обеда

Сева сущий непоседа.

Вот его мы отловили,

Усадили, закрепили,

Дали в руки три игрушки

(Уточку и погремушки) .

Предлагаю Севе кашу

Головой в ответ он машет :

"Нет, мамаша, Вашу кашу

Вы себе на хлеб намажьте,

Дайте мне большую ложку,

Съем-ка я котлет с картошкой. ".

Обещанья, уговоры,

Пляски, игры, разговоры :

"Эту ложечку за маму,

Голову держи-ка прямо,

Эту ложечку за папу,

Все вокруг уже уляпал,

Эта ложка за соседа,

Эта ложечка за деда,

Две последних за бабулю. "

Так и съели всю кастрюлю.

О. Богдан

Я сегодня всем сама

Ложки к ужину дала.

Ложка первая себе,

Маме дам – их будет две.

Третью папе я кладу

Привыкаю так к труду.

Ложка бабушке – четыре,

Нет бабули лучше в мире.

Пятую котёнку дам,

Но Василий наш упрям.

Кот лакает молоко,

Кушать ложкой нелегко!

Он её не хочет знать,

Как его мне воспитать?

Ложку в лапы не берёт,

В молоке усы и рот.

Н. Родивилина

У маленькой Саши

Победа над ложкой :

Овсяную кашу

Всю съела до крошки.

Ну, может, немножко

Под стол уронила,

Ведь с кашею ложка

Ужасно шалила!

Измазала ножки

И щечки, и ушки

И даже, у кошки

Прилипла к макушке,

Зато накормила

Зайчишек и мишек

И всех угостила

У кукол детишек.

И пусть замарала

Всю шубку у кошки -

Послушною стала

Любимая ложка!

Каляда-калядка,

Ехала лошадка - с вороною холкой,

Золотою челкой,

Такая благородная, но очень уж голодная!

Так и бьют копыта :

Приятного аппетита!

Приятного аппетита!

Приятного аппетита!

Прискакала к Маше,

Попросила каши.

Ты не жмурься,

А ложку возьми

Да себя и меня покорми :

Маше ложечка,

И мне немножечко!

Маше ложечка,

И мне немножечко!

Приятного аппетита!

Приятного аппетита!

Приятного аппетита!

А теперь с Ванюшею

Супу я покушаю :

Это же глупо -

Остаться без супа!

Ване ложечка,

И мне немножечко!

Ване ложечка,

И мне немножечко!

Ложки разными бывают,

И на них порой играют.

«Мы на ложечках играем»

Отбивают ритм такой.

Сразу в пляс пойдет любой.

Ложки - пусть не фортепиано.

Но у них свое пиано.

Есть и форте, даже трели,

Как у струн виолончели.

Если виртуоз играет,

Ложки будто бы летают.

Их в руках по три, по пять,



  • Разделы сайта