Занятие по развитию речи рыбы. Изобразительная деятельность «Рыбки в аквариуме». Свободные танцевально-ритмические движения детей под песню «Про рыбок»

Тематическая подборка игр и упражнений для детей раннего возраста на тему «Рыбки»

Цели:

Продолжать обогащать опыт детей при действии с предметами различной величины и цвета (желтый, синий, зеленый, красный).
Учить детей считать до двух.
Формировать знания о понятиях «круг», «один-много» и способах уравнивания совокупностей.
Используя ситуацию экспериментирования познакомить со свойствами предметов: «плавает», «тонет».
Развивать память, мелкую и общую моторику, координацию движений.

Оборудование:

Игрушки «рыбки» разных цветов и размеров.
Картонные круги синего цвета. Камешки.
Таз с водой, таз с пшеном.
Картинка «Рыбка» для пальчикового рисования, пальчиковые краски.
Картинка «Аквариум», клей-карандаш, бумажный силуэт рыбки, пластилин.
Картинка с изображением озера с одной рыбкой и озера с несколькими рыбками. Карточка с изображением цифры «1».
Картинка-заготовка с изображением озера и одной рыбки, клеящие карандаши, цветные силуэтные изображения рыбок.
Картинка-фон с изображением больших и маленьких рыбок разного цвета с наклеенными на них кругами, соответствующего цвета и величины. Пуговицы соответствующего цвета и величины (большие и маленькие зеленого, желтого, красного, синего, белого цветов).
Картинка-заготовка с изображением аквариума, карандаши зеленого и коричневого цвета, пластилин, палочка.
Обручи желтого, зеленого и красного цветов.
Обручи синего цвета, под ними вырезанные из прозрачной клеенки круги.
Рыбка привязанная на веревочку.
Подносы с манной крупой.
Аудиозапись: П. Чайковский «Рыбы»(из «Детского альбома»), песня «Про рыбок».

Игры и упражнения:

Сюрпризный момент «Поймай рыбку»

В таз с пшеном дети опускают руки и выкапывают небольшие игрушки, изображающие рыб.

Дидактическая игра «Где спряталась рыбка?»

Перед ребенком выкладываются три игрушки (рыбка и любые животные). Каждая фигурка накрывается платочком.

Найди рыбку. Где она спряталась?

Дидактическая игра «Рыбка в озере»

Вот перед вами круг. Круг синего цвета - синий круг. Это будет вода для нашей рыбки. Пустите рыбку в воду - положите сверху на синий круг. Вот рыбка поплыла в самую середину. А теперь рыбка поплыла влево. Вправо. Решила рыбка плыть по краю возле берега. Проведите рыбкой по краю круга. А теперь по краям круга выложите красивые камешки.

Аппликация «Рыбка в аквариуме»

Рыбки могут жить и в доме - в аквариуме. Возьмите вот такую бумажную рыбку и пустите ее в аквариум - приложите сверху. А теперь возьмите в руки клей-карандаш, намажьте обратную сторону, приложите рыбку к аквариуму и пригладьте ладошкой.


Лепка барельефная «Корм для рыбок»

А теперь нужно покормить рыбку специальным кормом.
На изображение аквариума с рыбкой дети налепляют кусочки пластилина - корм для рыбок.

Физминутка «Пять маленьких рыбок»

Пять маленьких рыбок плескались в реке.
(Имитация движения рыб)

Лежало большое бревно на песке.
(Развести руки в стороны)

Первая рыбка сказала: - нырять здесь легко.
(Имитация ныряния)

Вторая сказала: ведь здесь глубоко.
(Грозят указательным пальцем)

Третья сказала: мне хочется спать.
(Руки сложить под ухо)

Четвертая стала чуть-чуть замерзать.
(Потереть кистями плечи)

Пятая крикнула: здесь крокодил,
(Руками имитируют пасть крокодила)

Плывите скорее, чтоб не проглотил.
(Убегают)

Слушание музыки П. И. Чайковского «Рыбы»

Дети слушают музыку.

Пальчиковое рисование «Рыбка»

Дети оставляют отпечатки пальчиков внутри силуэта рыбки.

Дидактическая игра «Цветные рыбки»

Вот у нас аквариумы (обруча) - желтый, зеленый, синий и красный. А вот рыбки. Нужно разложить их в аквариум. Каждой рыбке свое место: желтые рыбки - в желтом аквариуме, а красные рыбки - в красном аквариуме, синие - в синем, зеленые - в зеленом.

Экспериментирование «Плавает или тонет»

В ёмкость с водой дети опускают камешки, затем бумагу и наблюдают, что утонуло, а что плавает.

Чтение стихотворения и инсценировка

Рыбка рыбку догоняла,
Рыбка хвостиком виляла.
Ткнулась в брюшко: - Догнала!
Эй, подружка! Как дела?

Упражнение «Одна рыбка, две рыбки»

А теперь возьмите в каждую руку по одной рыбке. Посчитаем, сколько всего рыбок у вас: одна, две. Всего две рыбки. Спрячьте одну рыбку за спину. Сколько рыбок осталось? Осталась одна рыбка. Покажите вторую рыбку. Сколько стало рыбок? Две рыбки.

Игра с прищепками «Рыбий хвостик»

Посмотрите, какие красивые рыбки. А мы можем сделать их еще красивее. Украсьте хвост рыбки разноцветными прищепками. Можно сделать плавник рыбе.

Рисование на крупе «Червячки для рыбки»

Рыбки любят кушать червячков. Давайте нарисуем червячков для рыбок.

Дидактическая игра «Одна рыбка - много рыбок. Знакомство с цифрой «1»

Посмотрите на картинку. В каком озере плавает много рыбок? В каком озере плавает она рыбка?


Посмотрите. Это цифра «1». Повторите: «один». Запомните эту цифру.

Аппликация «Друзья для рыбки»

Сколько рыбок плавает в озере на картинке? Одна рыбка. Не с кем оной рыбке поиграть. Давайте запустим в озеро других рыбок, чтобы наша рыбка не была одна.
Дети прикладывают к изображению озера цветные силуэтные картинки рыбок.
- Сколько рыбок стало? Много. Наклейте рыбок.

Дидактическая игра с пуговицами «Разные рыбки»

Посмотрите, сколько рыбок плавает в аквариуме? Много рыбок. Покажите больших рыбок. Маленьких. Синих. Красных. Зеленых. Желтых. Белых. А теперь разложите пуговицы на рыб подходящего цвета и величины.

Изобразительная деятельность «Рыбки в аквариуме»

Перед вами пустой аквариум. Прежде чем запускать в него рыбок, нужно нарисовать в аквариуме траву и камни.
Зеленым карандашом дети рисуют вертикальные линии - траву, а коричневым карандашом рисуют круги в нижней части аквариума - камни.
А теперь можно запускать рыбок. Возьмите кусочек пластилина и прямым раскатыванием сделайте толстую колбаску. Приложите ее к аквариуму и придавите пальцами. Теперь сделаем хвостик: приложите пальчик к краю пластилина и вытяните хвостик, приложите пальчик рядом и вытяните еще хвостик. Палочкой сделайте глазик - отверстие в пластилине на другом краю рыбки.

Свободные танцевально-ритмические движения детей под песню
«Про рыбок»

Дети двигаются под музыку.

Упражнение «Одна или много рыбок?»

В этом озере сколько рыбок? Много. А в этом озере сколько рыбок? Одна. Возьмите своих рыбок и пустите поплавать к одной рыбке. Сколько рыбок стало? Стало много рыбок.

Пальчиковая игра «Рыбка»

Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.
(Две ладошки вместе изображают плавательные движения)

Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
(Ладони поочередно сжимаются в кулак)

Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла.
(Хватательные движения щепоткой)

Рыбка хвостиком вильнула,
Быстро-быстро уплыла.
(Помахать рукой)

Артикуляционное упражнение «Рыбка открывает рот»

Покажите, как рыбка ротик открывает и закрывает. Не торопитесь.

Динамическая пауза «Разбудим рыбку»

Ночью темень, ночью тишь
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Подойдем мы к ней, разбудим.
И посмотрим, что же будет.

Рыба привязана к палочке. Воспитатель поднимает рыбку над головами детей, дети подпрыгивают, пытаются достать рыбку.

Задачи:

  • формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде;
  • формирование знаний у детей о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д.
  • активизация и обогащение словарного запаса детей.
  • вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, помочь понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство;
  • воспитывать интерес к природе.

Предварительная работа:

1. Рассматривание аквариума – водной экосистемы.

2. Наблюдения за аквариумными рыбками.

3. Знакомство с моделями «Рыбы», «Кто живет в пруду».
4. Чтение художественной литературы: А.С.Пушкин «Сказка о золотой рыбке», Пермяк «Первая рыбка», И. Токмакова «Где спит рыбка», русская народная сказка «По щучьему велению».
5. Рисование Рыбки в аквариуме».
б. Знакомство с названиями аквариумных и речных рыб.

7. Просмотр видеофильма «На реках и водоёмах».

Ход:

Игра «Рыбка плавает в водице»

Внести крупный атлас мира, обратить внимание на то, что на карте много голубого цвета. Воспитатель: Ребята, что на атласе обозначает голубой и синий цвета?

Дети: Это вода: океаны, реки, озёра.

Воспитатель: А, вы знаете, кто заселяет эти водные просторы? (Высказывания детей.)

Да, это не просто вода. Это дом, где живут самые разные существа. Назовите их.

Ответы детей.

Физминутка: «Путешествие по дну моря».

Воспитатель: Давайте посмотрим на них.

Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением водных животных.

Воспитатель: Отгадайте загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток»

Дети: Это рыбы.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Отберите картинки с изображением рыб.

Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, чем рыбы отличаются от других животных?

Ответы детей.

Воспитатель: Всех рыб отличают от других животных общие признаки.

Предложить детям нарисовать на доске формы тела рыбы (вариант – игрушка заводная рыбка).

Воспитатель: Посмотрите, вытянутое тело, голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост. У рыб есть плавники, чешуя, жабры.

Вы брали когда-нибудь рыбу в руки? Какая она на ощупь?

Дети: Скользкая.

Воспитатель: Тело рыбы покрыто чешуёй и слизью, это делает её скользкой, поэтому она легко скользит в воде.

Рыба постоянно живёт в воде, там она находит пищу, в воде из икры выводятся мальки, из которых потом вырастает новая рыба.

Воспитатель: А как дышит рыба под водой? Никто об этом не думал?

(Высказывания детей.)

Воспитатель: «Ночью темень, ночью тишь, рыбка, рыбка, где ты спишь?»

Где же спит рыбка и как? Ответы детей.

Да, у неё есть особое приспособление для дыхания под водой – жабры.

Воспитатель: Посмотрите на эту схему и расскажите об основных отличительных особенностях рыбы.

Воспитатель: Ребята, скажите, что нужно для того, чтобы рыба не погибла, а жила?

Рассматривание ещё одной модели: «Что нужно для рыбы».


Обсуждение с детьми. Подвести к тому, что рыба нуждается в воде, корме, воздухе и водных растениях.

Воспитатель: Скажите, а как появляется рыбка? Рассматривание модели.


Воспитатель: Да, действительно, ребята, рыба появляется из икринок, икринки – в мальков, а из мальков вырастает большая рыба.

Воспитатель: Кто знает названия рыб? Назовите!

Ответы детей.

Воспитатель: Как люди должны заботиться о рыбах, чтобы им было хорошо, чтобы у них появились детёныши? Смогут ли они выжить, если вода в морях и реках будет грязной? Можете ли вы сделать что-нибудь полезное для рыб?

Подвести детей к тому, что воду нельзя загрязнять, не губить мальков разных рыб, не ловить много рыбы. Рассказать, кто такой - браконьер.

Игра «Мы – рыбки».

Итог: Что нового узнали? О чём говорили? О чём или о ком ещё хотите узнать?

Примечание: по всем схемам рассказывают дети с высоким уровнем, по отдельным – дети со средним и низким уровнем развития.

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы.

« Рыбы »

( старшая группа )

Цель : пополнить знания детей о рыбах.

Задачи :

Образовательная :

- формировать знания детей о внешнем виде рыб, о среде их обитания;

Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы , аквариумные рыбы , рыбы , живущие в пресноводных водоемах);

Учить выделять признаки различия и сходства между рыбками;

Вызвать у детей желание узнать больше о рыбах, наблюдать и ухаживать за ними.

Развивающая :

Развивать у детей связную речь посредством беседы о рыбах, логическое мышление, творческое воображение; активизировать и обогащать словарь ребёнка;

Развивать память, умение анализировать, выражать их в речи, развивать эмоциональную сферу детей.

Воспитательная :

Воспитывать интерес к изучению природы, бережное отношение к рыбам, ко всему живому на Земле;

Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

Предварительная работа :

Рассматривание иллюстраций с рыбами, чтение произведений, героями которых являются рыбы : русская народная сказка «По щучьему велению» , А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» , Е. Пермяк «Первая рыбка» , А. Фет «Рыбка» , И. Крылов «Лебедь, щука и рак» , Г-Х. Андерсен «Русалочка» , Н. Носов «Карасик» , К. Бальмонт «Золотая рыбка» , просмотр мультфильма по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» .

Материалы и пособия :

Картинки - иллюстрации с изображением различных рыб, воробья;

Поговорки, загадки;

Раскраски с различными видами рыб;

Карандаши.

Обогащение словарного запаса : чешуйки, плавники, жабры.

Ход занятия:

Воспитатель :

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

Кто это? (Рыбки) .

Воспитатель демонстрирует картинки (иллюстрации) с изображениями рыб : и среди них картинку с изображением воробья.

Воспитатель : Дети, взгляните на картинки, подумайте и скажите кто тут лишний. (ответы детей)

Воспитатель : Как вы определили, что лишний - воробей.

Дети : Смотрели, кого больше, и кто не относится к этой большой группе предметов .

Воспитатель убирает картинку с воробьем.

Воспитатель : Назовите изображённых рыб и дайте краткое описание внешнего вида каждой. Рассказывайте по образцу высказывания : «Эта толстая, усатая» . Или : «Рыбка с толстым туловищем и длинными, легкими, свисающими плавниками и хвостом».

Описательные рассказы детей.

Воспитатель : Дети, какая, по вашему мнению, рыба самая красивая,

Самая некрасивая,

Самая большая,

Самая маленькая.

Ответы детей.

Воспитатель : Рыбы такие разные и так непохожи друг на друга! Почему же их называют одним словом - рыбы ?

Дети : (называют общие признаки рыб) :

Все они живут в воде.

Имеют голову, туловище, хвост, плавники;

на голове рот, глаза и жабры.

Воспитатель : А теперь отгадайте-ка загадку.

«У родителей и деток вся одежда из монеток» . Кто это?

Дети : Рыбы .

Воспитатель : А монетки - что это?

Дети : Чешуя. Чешуйки круглые, блестящие, плотно прилегают к телу рыбы . Воспитатель : Серебряные или золотые монетки?

Дети : И те, и другие, но чаще серебряные.

Воспитатель : У многих живых существ есть туловище, хвост, голова, глаза, рот. Но не у всех есть плавники и жабры. Давайте поговорим о них и для чего они назначены. Необходимы ли рыбам жабры? Да, рыбы дышат жабрами . Видно, как жабры приоткрываются и закрываются. А плавники?

(Ответы детей) .

Воспитатель : Правильно, рыбы плавают с помощью плавников. Большинство рыб плывёт вперёд, волнообразно изгибая тело. Двигаться им помогают плавники : хвостовой и боковые. Шевелят плавниками и плывут. Плавник. плавать. А хвост, как руль, помогает им поворачивать влево-вправо.

Рыбки умеют хорошо прятаться, в этом им помогает их окраска. Они могут притаиться у камня или у водорослей так, что их будет совсем не видно.

Воспитатель : А есть ли у рыб шея?

(ответы детей)

Воспитатель : Верно, нет шеи. Голова сразу переходит в туловище. Поэтому рыба поворачивается всем корпусом, не всегда видит корм.

Физкультминутка «К речке быстрой»

К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте)

Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками)

Делать так руками нужно :

Вместе - раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед)

Одной, другой - это кроль. (Круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте)

Вышли на берег крутой (Шагаем на месте)

Но не отправимся домой.

Воспитатель цитирует отрывок из стихотворения И. Токмаковой :

Ночью темень,

ночью тишь.

Рыбка, рыбка,

где ты спишь? (И. Токмакова. Где спит рыбка)

Воспитатель : Где же спит рыбка и как?

Дети : Спит рыбка у дна или среди растений, чуть шевеля плавниками, с открытыми глазами.

Воспитатель : Верно. У многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Они даже спят с открытыми глазами. Некоторые рыбки при этом даже ложатся на бок. У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причём рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности : она видит сразу и перед собой и над собой, и сзади, и под собой.

Воспитатель группирует картинки , отделяя аквариумных рыб от рыб, живущих в открытых водоемах. Спрашивает, не догадались ли дети, почему она отделила одних рыб от других.

Воспитатель : Перечислите аквариумных рыбок, затем назовите рыб, живущих в прудах и озерах.

Ответы детей

Воспитатель : Кто из вас ребята видел рыб в реке или в пруду? Расскажите, как вы их заметили, как рыбы выглядели (2-3 ответа) .

Воспитатель : А знаете ли вы, сколько живут рыбы ? (от 5 до 100 лет)

Мелкие рыбки живут меньше, а крупные (щука, сом) могут дожить до глубокой старости . Ведь в водоёмах у них нет врагов. Если не попадут на крючок рыболова, будут жить очень долго. А как живут аквариумные рыбки? Расскажите что вы знаете о них. (Ответы детей) .

Воспитатель : Приятно, когда в доме есть аквариум, не правда ли? Но уж если вы завели рыбок, ухаживайте за ними так, чтобы они получали все необходимое.

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, рыбам в наших водоёмах угрожает какая-то опасность? (Ответы детей.)

Воспитатель : И действительно, во многих местах уже запрещена ловля рыбы сетками , нельзя ещё глушить рыбу, из-за этого много рыбы погибает . Но не все бережно относятся к ней, не думают о последствиях. Мы с вами будем стараться беречь рыбу ? Что мы можем для этого сделать? Пока мы будем ухаживать за аквариумными рыбками, а на будущее - будем умнее.

Воспитатель : Ребята,а вы любите есть рыбу? (да,нет) Ведь рыба очень вкусная и полезная еда. И вареная, и жареная, и соленая и маринованная. А еще ее коптят, солят и сушат, замораживают, делают консервы . Рыбу ловят рыбаки. Это профессия отважных мужчин.

(Показываю картинки) .

Воспитатель : Что нового узнали вы сегодня о рыбах? Что вам понравилось, какие рыбы вам понравились ?

Цели:

Образовательные: Расширение представлений о рыбах, их внешнем виде, образе жизни и повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «рыбы» (рыба, пруд, озеро, аквариум, водоём, море, река, охота, хищник, карп, окунь, сом, щука, туловище, плавник, хвост, жабры, чешуя;

зубастый, хищный, длинный, усатый, полосатый, серебристый; ловить, охотиться, плавать, питаться, размножаться, затаиться) .

Коррекционные: Развитие мышления, воображения, творческих способностей, познавательной и речевой активности с помощью слова, образных сравнений, имитаций, развитие зрительного восприятия и внимания, артикуляционной моторики, фонематического слуха, координация речи с движением.

Воспитательные: Формирование навыков взаимопонимания, доброжелательности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Предварительная работа: Просмотр картинок с изображением рыб, беседа об образе жизни аквариумных и пресноводных рыб. Разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбка». Чтение сказки А. С. Пушкина «Золотая рыбка».

Оборудование: Плоскостные рыбки, картинки по теме, рыбки-раскраски, цветные карандаши.

Ход занятия.

1. Организация занятия.

Вос-ль: Ребята, если бы вы попали в подводное царство, что в этом царстве «течет-течет – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит». (Вода)

Какая в морском царстве вода? (Прозрачная, чистая, теплая.)

Если бы вода была грязной, что бы случилось с ее жителями? (Заболели бы, погибли.)

Кого больше всего в морском царстве? (Рыб.)

Отгадайте, кто это. «У родителей и деток вся одежда из монеток». (Рыбки.)

Где живут рыбы?

Почему им хорошо в водичке?

Что они там делают? (Плавают, ныряют, обгоняют друг друга, зарываются в песок.)

Кто ещё умеет плавать? (Люди, корабли, животные.)

2. Пальчиковая гимнастика.

Плавает в аквариуме (Ладошка складывают вместе и выполняют ими

волнообразные движения, вращая в запястьях

в запястьях вправо-влево, как рыбка хвостиком.)

Рыбка золотая,

Посмотрите на неё –

Красивая какая.

3. Работа с иллюстрациями.

Детям предлагаются картинки с изображением рыб.

Вос-ль: Расскажите, какие вы видите рыбы. (Ответы детей.)

Покажите, как плавают рыбы. (Дети руками изображают, как плавают рыбы.)

Есть рыбы, которые живут в аквариуме (аквариумные рыбки –золотая, меченосец, гуппи, гурами, скалярия.)

Рыбы, которые живут в прудах, озерах, реках, называются пресноводным.

Вол-ль: Давайте рассмотрим рыб и поговорим о том, какие части тела у них есть. Обратите внимание на то, какой разной формы могут быть тело и голова рыбы, какие разные хвосты и плавники.

А ещё у всех рыб есть жабры для того, чтобы дышать.

На картинке видно, какие острые зубы у щуки. Щука – хищница. Она питается другими рыбами. К хищным относятся и сом, и форель, и окунь.

А вот карась, ёрш и лещ – не хищники, он питаются водорослями.

4. Беседа по содержанию стихотворения.

Вос-ль: Ребята, послушаем стихотворение Ирины Токмаковой «Где спит рыбка».

Ночью темень, ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе,

След собачий к конуре.

Белкин след ведет к дуплу,

Мышкин – к дырочке в полу.

Жаль, что в речке на воде

Нет следов твоих нигде.

Только темень, только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Вос-ль: О каких животных рассказывается в стихотворении?

Где спят эти животные?

Как спит рыбка? (Застывает в траве, возле дна, глаза открыты (нет век, но ничего не видит.)

Почему не видно следов рыбок на воде?

5. Игра «Назови ласково».

Рыба — …

Икра — …

Сом — …

Река — …

Лягушка — …

Хвост — …

Вода — …

Улитка — …

6. Анализ слова рыба.

Вос-ль: Давайте сделаем звуковой анализ слова рыба. Сколько звуков в этом слове? (В этом слове четыре звука.)

Какой звук вы слышите первым?

Какой звук следует после р?

Следующий звук? (звук б)

И последний звук? (звук а)

Какой он, гласный или согласный? Каким цветом его отмечаем при написании?

6. Игра «Поймай рыбку».

Вос-ль: Посмотрите на рыбок. Представим, что мы на рыбалке и ловим рыбок. Начинаем ловить. (Дети собирают рыбок) .

Сосчитайте, по сколько рыбок у каждого из вас.

1 ребенок. У меня две рыбки.

2 ребенок. У меня одна рыбка.

3 ребенок. У меня четыре рыбки.

4 ребенок. У меня пять рыбок.

5 ребенок. А у меня три рыбки.

Вос-ль: Молодцы! Вот как много рыбы поймали.

7. Пальчиковая гимнастика.

Жил да был один налим, (Складывают ладошки,

делают ими плавные движения,

имитируют движения плавников.)

Два ерша дружили с ним. (Раздвигают ладошки,

Делают движения двумя ладонями.)

Прилетали к ним три утки (Складывают руки накрест, делают

взмахи ладонями.)

По четыре раза в сутки

Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики по очереди.)

8. Игра «Представь, что ты… »

Вос-ль: Ребята, вспомните сказку «Золотая рыбка».

Что делала рыбка? (Рыбка исполняла все желания жадной старухи, которая захотела стать «владычицей морскою».)

Изобразите жадную старуху.

А если бы вы увидели золотую рыбку, что бы попросили?

А как, по-вашему, выглядит золотая рыбка?

9. Индивидуальная работа за столами.

Вос-ль: Ребята, у вас на столе лежат рыбки. Раскрасьте их по своему желанию. Создайте свою золотую рыбку. (Дети выполняют задание.)

10. Итог занятия.

Воспитатель предлагает детям вспомнить самое интересное задание.

Екатерина Дунда
Конспект открытого занятия по речевому развитию на тему «Рыбы и морские обитатели» (подготовительная группа)

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Цель: обобщить знания о морских и речных обитателях, учить делить слова на слоги, учить верно формулировать вопросы и задавать их, побуждать к составлению развернутого сложноподчиненного предложения, учить составлять рассказ, коллективный рассказ, учить согласовывать прилагательное с существительным.

Развивающая предметно-пространственная среда темы ННОД: помещение группы, столы, магнитная доска, компьютер, проектор, колонки, презентация, аудиозапись с шумом моря, рыбка с чешуйками (несколько чешуек отличаются цветом – разные оттенки синего, картинки морских и речных обитателей, картинки моря, реки; ракушки, камни, весы с чашами, бутылочка с сюрпризом, жетоны, конверты с заданиями. Отрывок из мультфильма «В поисках Дори».

Планируемый результат:

Речевое развитие – умеют делить слова на слоги, умеют задавать вопросы и отвечают полным ответом, умеют согласовывать прилагательные с существительным, умеют составлять короткие рассказы.

Социально-коммуникативное развитие – умеют работать в команде, умеют договариваться, легко общаются с взрослым, задают вопросы.

Художественно-эстетическое развитие – проявляют интерес к русскому фольклору и загадкам; стремятся к самостоятельной творческой деятельности.

Физическое развитие – легко выполняют основные движения

Ход занятия:

Звучит шум моря.

Воспитатель: Ребята, что это? Вы узнали этот шум?

Дети: Да. Это море.

Воспитатель: А что такое море? А какие другие водоемы вы знаете?

Дети: Море – это….А еще есть озера, реки, болота и т. д.

Воспитатель: Какие из них с соленой водой, а какие с пресной водой?

Дети: ….

Воспитатель: Посмотрите, ребята. К нам заплыла загадочная рыбка. А в чем её загадочность? Что это за блестящие штучки на теле рыбки?

Дети: у нее необычные чешуйки.

Воспитатель: Правильно. На чешуйках у рыбки загадки. Отгадайте загадки! Кто отгадает - набирает себе команду. Но в команде может стать капитаном только самый внимательный и активный участник.

Эта рыба - хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы показав, зевнула

И ушла на дно. (акула)

Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! - грозит. - Не троньте!»

Лапки у нее и пузо.

Как зовут ее? (Медуза)

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

Он в самом омуте живет,

У него огромный рот,

Вы слыхали о таком?

Ну конечно, это (сом)

Опасней всех она в воде,

Хитра, прожорлива, сильна,

Притом - такая злюка!

Конечно, это (щука)

Воспитатель: Молодцы! Детки, которые отгадали загадки, набирайте себе команду и плывите в свой водоем! Но будьте внимательны! Выберите тот водоем, в котором вы обитаете! Есть два моря и две реки! (Уточнить у команд, в каких они живут водоемах либо сразу, либо спросить, почему выбрали тот или иной водоем).

Дети занимают столы с изображением моря или реки.

Воспитатель: Нашли свои водоемы! Молодцы! Ребята, а у рыбки есть сюрприз! Вот он в бутылочке. Но получить мы его сможем, только если пройдем несколько испытаний. Каждый раз, выполняя задание правильно – мы будем получать жетон. Вот если наши жетоны перевесят эту бутылочку, то мы сможем открыть её.

Если команда-соперник не может ответить на вопрос, вы можете рассказать вместо них и тоже получить жетон. Для этого у вас на столах лежат флажки – любой из вас зная ответ, может взять его и махнуть. Рыбка любит тишину, поэтому команда, которая будет шуметь и мешать - будет лишаться жетона. Готовы?

Дети: Да.

Воспитатель: Смотрите, на столах лежат конверты с номерами. Какой откроем?

Дети: с номером 1.

Воспитатель: открываем! Каждый возьмет по одной рыбке, которая обитает в вашем водоеме. Будьте внимательны и помогайте друг другу.

Дети выбирают картинки, сверяют их с силуэтами на картинке с водоемом

Воспитатель: Кого ты выбрал и почему? (обращается к ребенку)

Ребенок: Я выбрала акулу, потому что она обитает в море.

Воспитатель: Раздели это слово на слоги! (дети обязательно прохлопывают части слова)

Ребенок: а-ку-ла. И т. д все дети

Воспитатель: Молодцы! Все команды справились и получают свои жетоны. Теперь вы можете открыть другой конверт. Какой?

Дети: с номером 2

Воспитатель: Второе испытание - в конверте морской обитатель. А вот какой он? Вы рассказывайте, а я буду проверять - принимает рыбка ваши ответы или нет. Дети перечисляют прилагательные.

Медуза – какая она? Медуза - прозрачная, опасная, медленная, светящаяся.

Акула – какая она? Акула - опасная, зубастая, хищная, быстрая.

Скат – какой он? Скат - электрический, плоский, длинный.

Морские звезды – какие они? Они разноцветные, хищные, колючие, ядовитые.

Воспитатель: Дети, вы справились. Молодцы! Вот ваши жетоны. Давайте, отдохнем. Рыбка приглашает нас поиграть с ней:

Пять маленьких рыбок ныряли в реке

(имитация рыб) .

Лежало большое бревно на песке

(развести руки в стороны) .

Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко

(имитация ныряния) .

Вторая сказала:- ведь здесь глубоко

(грозят указательным пальцем) .

Третья сказала:- мне хочется спать

(руки лодочкой под ухо) .

Четвертая стала чуть-чуть замерзать

(потереть кистями плечи) .

Пятая крикнула:- здесь крокодил

(руками имитируют пасть крокодила) .

Плывите скорее, чтоб не проглотил

(убегают) .

Воспитатель: Теперь мы можем открыть конверт номер?

Дети: номер 3

Воспитатель: Узнайте, кого загадала нам рыбка! Я помогу рыбке провести это испытание - каждой команде загадаю какого-нибудь морского или речного обитателя. Вы можете задавать вопросы (3-4, на которые я отвечаю: да или нет. Потом вы совещаетесь и называете. Команда, угадавшая обитателя – получает жетон!

1 команда – осьминог

2 команда – краб

3 команда – рак

4 команда – дельфин

(Дети задают вопросы. Совещаются. Дают ответ. Воспитатель открывает картинки).

Воспитатель: Молодцы! Команды получают свои жетоны. Ну, и последний конверт №4! Откройте его скорее!

Воспитатель: Так, что же это?

Дети: Части пазла.

Воспитатель: А где же другие части? У каждой команды только одна часть. Что же делать?

Дети: может соединить части всех команд?

Воспитатель: Молодцы! Конечно, только вместе, дружно можно преодолеть все трудности. Так даже лучше! Наши жетоны все вместе точно перевесят бутылочку с сюрпризом. Дети собирают пазл – схема для рассказа.

Дети: это схема

Воспитатель: Что же хочет рыбка?

Дети: Она хочет, чтобы мы рассказали ей про обитателей водоемов.

Воспитатель: Верно. Нам нужно при помощи схемы составить рассказ об обитателе, которого вы выбрали. Первое предложение – кто это, второе – где обитает, третье – чем питается, и четвертое – что вы знаете еще об этом обитателе водоема.

Например, это рак. Он живет в реке. Он питается водорослями и свежими водными растениями. Рак опасен. Он может сильно прижать палец своими клешнями. У него тело покрыто панцирем.

(Дети составляют рассказы).

Воспитатель: Команды вновь получают свои жетоны.

Воспитатель: Какие вы знайки! Всё знаете про морских и речных обитателей.

А есть что-то, что вы узнали только сегодня?

Дети: ….

Воспитатель: А что вы хотели бы сами рассказать сегодня дома о жизни морских и речных обитателей? Кому?

Дети:

А теперь предлагаю вам, объединить наши жетоны и взвесить их. Посмотрим – выиграли мы сюрприз или нет. (Дети собирают все жетоны и помещают на другую чашу весов. Жетоны перевешивают.)

Дети: ура!

Воспитатель: Открываем! Здесь билетик на просмотр мультфильма «В поисках Дори!» Давайте поблагодарим рыбку за такой замечательный сюрприз.

Дети: спасибо, рыбка!

(Дети усаживаются смотреть мультфильм).



  • Разделы сайта