Почему человек двигается. Окружающий мир. Как человек двигается. и технология оценивания учебных успехов

Про-щу-па-ем пра-вой рукой ла-донь левой руки. Мы по-чув-ству-ем мышцы и кости. В теле че-ло-ве-ка более двух-сот ко-стей. Они об-ра-зу-ют ске-лет че-ло-ве-ка, ко-то-рый одет мыш-ца-ми, ко-то-рые со-став-ля-ют почти по-ло-ви-ну веса тела че-ло-ве-ка. Если бы у че-ло-ве-ка не было ко-стей и мышц, он был бы мяг-ким, как ме-ду-за, и не смог бы сто-ять, дви-гать-ся. Кост-ная и мы-шеч-ная си-сте-мы дают опору тела че-ло-ве-ка и по-мо-га-ют ему дви-гать-ся. Это опор-но-дви-га-тель-ный ап-па-рат че-ло-ве-ка. Рас-смот-рим ри-су-нок ске-ле-та, вы-яс-ним на-зва-ния его ча-стей и их на-зна-че-ние (рис. 1).

Мышцы

Части ске-ле-та: череп, по-зво-ноч-ник, груд-ная клет-ка, ребра, кости таза, кисть, бедро, го-лень, стопа. У ко-стей два на-зна-че-ние: пер-вое, кости за-щи-ща-ют уяз-ви-мые и мяг-кие ор-га-ны на-ше-го тела. На-при-мер, наш череп, со-сто-я-щий из проч-но со-еди-нен-ных между собой ко-стей, слу-жит на-деж-ным за-щит-ным шле-мом для на-ше-го мозга (рис. 2).

Рис. 2. Череп и мозг че-ло-ве-ка (Ис-точ-ник)

Позвоночник

По-зво-ноч-ник со-сто-ит из ма-лень-ких ко-стей - по-звон-ков (рис. 3).

По-се-ре-дине каж-до-го по-звон-ка име-ет-ся неболь-шое от-вер-стие, а так как по-звон-ки рас-по-ла-га-ют-ся один над дру-гим, то от-вер-стия на-хо-дят-ся друг под дру-гом и внут-ри по-зво-ноч-ни-ка об-ра-зу-ет-ся длин-ный канал, в ко-то-ром спря-тан спин-ной мозг (рис. 4).

По-зво-ноч-ник за-щи-ща-ет на-хо-дя-щий-ся внут-ри него спин-ной мозг, ко-то-рый пред-став-ля-ет собой тол-стый пучок нер-вов, а креп-кая груд-ная клет-ка из ребер охра-ня-ет наше серд-це и лег-кие (рис. 5).

Вто-рое на-зна-че-ние ко-стей: по-зво-ноч-ник и кости ног вме-сте со ске-лет-ны-ми мыш-ца-ми и су-ста-ва-ми дают че-ло-ве-ку воз-мож-ность сто-ять и хо-дить. Су-став - это по-движ-ное со-еди-не-ние ко-стей.

Для того чтобы по-чув-ство-вать, ка-ко-вы мышцы на ощупь, можно, на-при-мер, паль-ца-ми левой руки взять верх-нюю часть пра-вой руки и несколь-ко раз со-гнуть и разо-гнуть руку в локте. Ин-те-рес-но, что на-зва-ние «мышцы » про-изо-шло от слова musculus , что зна-чит «мышь » (рис. 6).

Уче-ным, изу-чав-шим стро-е-ние тела че-ло-ве-ка, со-кра-ще-ние мышц на-по-ми-на-ло бе-га-нье мышки под кожей. Они на-счи-та-ли в теле че-ло-ве-ка более ше-сти-сот мышц. Мы-шеч-ная ткань со-сто-ит из кле-ток. Мы-шеч-ная клет-ка длин-ная, узкая и на-по-ми-на-ет во-лок-но. Так, при сги-ба-нии и раз-ги-ба-нии руки ске-лет-ная мышца при-креп-ле-на к од-но-му концу кости и тя-нет-ся вдоль ее по-верх-но-сти. Затем она про-хо-дит через су-став и при-креп-ля-ет-ся к дру-гой кости, при этом она тянет за собой кости, к ко-то-рым при-креп-ле-на. Мышцы могут рас-тя-ги-вать-ся (удли-нять-ся) и со-кра-щать-ся (ста-но-вить-ся ко-ро-че).

Рас-смот-рим ри-сун-ки со-гну-той и разо-гну-той в лок-те-вом су-ста-ве руки (рис. 7).

Рис. 7. Ри-сун-ки со-гну-той и разо-гну-той в лок-те-вом су-ста-ве руки (Ис-точ-ник)

Най-дем мыш-цу-сги-ба-тель, мыш-цу-раз-ги-ба-тель и места их при-креп-ле-ния. Мыш-ца-сги-ба-тель и мыш-ца-раз-ги-ба-тель - это два про-ти-во-по-лож-но дей-ству-ю-щих ме-ха-низ-ма, ко-то-рые ра-бо-та-ют со-гла-со-ва-но. Если мыш-ца-сги-ба-тель сжи-ма-ет-ся, то мыш-ца-раз-ги-ба-тель рас-слаб-ля-ет-ся, и на-о-бо-рот. Это поз-во-ля-ет нам вы-пол-нять с по-мо-щью рук раз-лич-ные дви-же-ния: пи-сать, ри-со-вать, вя-зать, стро-ить, под-тя-ги-вать-ся на тур-ни-ке и т. д. А мышцы спины и ног более мас-сив-ны, чем мышцы рук, ведь им при-хо-дит-ся удер-жи-вать все тело в вер-ти-каль-ном по-ло-же-нии. Но, без-услов-но, нема-лую роль в этом иг-ра-ет по-зво-ноч-ник.

По-зво-ноч-ник может вы-дер-жи-вать боль-шие на-груз-ки в вер-ти-каль-ном по-ло-же-нии, од-на-ко даже самые неболь-шие на-груз-ки, ко-то-рые ис-пы-ты-ва-ет по-зво-ноч-ник при непра-виль-ной осан-ке, могут при-ве-сти к его ис-крив-ле-нию. При непра-виль-ной осан-ке у ре-бен-ка, ко-то-рый изо дня в день сидит или ра-бо-та-ет в непра-виль-ной позе, по-зво-ноч-ник, ко-то-рый рас-тет вме-сте с ор-га-низ-мом, на-чи-на-ет ис-крив-лять-ся, не вы-дер-жи-вая веса тела (рис. 8).

Рис. 8. Непра-виль-ная осан-ка ре-бен-ка (Ис-точ-ник)

Для того чтобы из-бе-жать ис-крив-ле-ния по-зво-ноч-ни-ка, нужно, пре-жде всего, сле-дить за своей осан-кой, не гор-бить-ся. Можно про-ве-рить пра-виль-ность своей осан-ки таким об-ра-зом: нужно встать к за-кры-той двери так, чтобы за-ты-лок, ло-пат-ки, пятки и кон-чи-ки ми-зин-цев, опу-щен-ных и при-жа-тых к телу, рук ка-са-лись по-верх-но-сти двери (рис. 9).

Рис. 9. Про-вер-ка пра-виль-но-сти осан-ки (Ис-точ-ник)

Сто-ять так долго слож-но, но это одно из неслож-ных фи-зи-че-ских упраж-не-ний, ко-то-рое может вы-пол-нять каж-дое утро в те-че-ние при-мер-но пяти минут не толь-ко ре-бе-нок, но и взрос-лый. Пра-виль-ная осан-ка не да-ет-ся нам с рож-де-ния, она вы-ра-ба-ты-ва-ет-ся в те-че-ние жизни (рис. 10).

Ин-те-ре-сен тот факт, что кости че-ло-ве-ка со-сто-ят из живых кле-ток. Как и все живые клет-ки, клет-ки кост-ной ткани могут де-лить-ся. Всем из-вест-но, что у че-ло-ве-ка после пе-ре-ло-ма руки или ноги кости срас-та-ют-ся. Если бы кост-ная ткань не со-сто-я-ла из живых кле-ток, этого бы не про-ис-хо-ди-ло. А еще с ро-стом у ре-бен-ка уве-ли-чи-ва-ет-ся тол-щи-на и длина ко-стей, а взрос-лые не рас-тут по-то-му, что у них нет хря-щей. Осо-бен-ность ске-ле-та детей - это хрящи, ко-то-рые на-мно-го мягче, чем кости. Хрящи об-ла-да-ют вол-шеб-ной спо-соб-но-стью пре-вра-щать ма-лень-ких в боль-ших. В пер-вые неде-ли жизни ре-бен-ка его ске-лет почти це-ли-ком хря-ще-вой. Хрящи мяг-кие, гну-щи-е-ся, непроч-ные, их легко можно по-вре-дить. Ске-лет ре-бен-ка стре-ми-тель-но рас-тет, и по-сте-пен-но в хря-ще-вой ткани по-яв-ля-ют-ся от-дель-ные ост-ров-ки на-сто-я-щей твер-дой кости. Кост-ные участ-ки с го-да-ми уве-ли-чи-ва-ют-ся, а хря-ще-вые умень-ша-ют-ся, и это, в конце кон-цов, при-во-дит к за-держ-ке их роста (рис. 11).

Рис. 11. Из-ме-не-ние ко-стей с воз-рас-том (

Урок 3. Как человек двигается

Цели:

Формировать новые анатомо-физиологические понятия о значении опорно-двигательной системы, о строении и особенностях скелета человека, о суставах, свойствах костей, основных группах мышц, о работе мышц.

Ход урока:

ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ

Вопрос 1. Какой скелет бывает у животных?

Скелет бывает наружный, например у насекомых, и внутренний - у рыб, земноводных и других животных.

Вопрос 2. Как животные двигаются?

У многоклеточных животных главными органами, приводящими тело в движение, являются мышцы. Их способность к активному сокращению и пассивному растяжению приобретается благодаря сокращению мышц или даже под тяжестью органа. Если животное имеет жесткий скелет, в нём для движения должны быть подвижные суставы. Активное движение в пространстве обеспечивается специальными органами передвижения, с помощью которых животное отталкивается от внешней среды: от воды при плавании, от поверхности земли на суше или от дна водоёма, от воздуха при полёте.

РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

Рассмотрим опорно-двигательную систему . Она состоит из скелета и мышц…

Скелет — это основа, опора нашему телу. Именно от размеров скелета зависят размеры тела человек более 200 различных костей (!)

Кости очень прочные, они состоят из органических и минеральных веществ. Однако при неудачных падениях и нагрузках случаются переломы костей.

1 - мозговой череп, 2 - лицевой череп, 3 - кости пояса верхней конечности, 4 - плечевая кость, 5 - кости предплечья, 6 - кости кисти, 7 - грудная клетка 8 - позвоночный столб, 9 - кости пояса нижних конечностей, 10 - бедренная кость, 11 - кости голени, 12 - кости стопы.

Все кости скелета делят на подгруппы:

Осевой скелет

Череп — костная основа головы, является вместилищем головного мозга, а также органов зрения, слуха и обоняния. Череп имеет два отдела: мозговой и лицевой.


Добавочный скелет
  • Пояс верхних конечностей — обеспечивает присоединение верхних конечностей к осевому скелету. Состоит из парных лопаток и ключиц.
  • Верхние конечности — максимально приспособлены для выполнения трудовой деятельности. Конечность состоит из трёх отделов: плеча, предплечья и кисти.
  • Пояс нижних конечностей — обеспечивает присоединение нижних конечностей к осевому скелету.
  • Нижние конечности — приспособлены для перемещения тела в пространстве.

Кости соединены друг с другом. Там, где они не двигаются, например в черепе, между ними образуется неподвижное соединение . В подвижных органах, таких как рука, кости скреплены подвижно. Такое подвижное соединение костей называется суставом .

Коленный сустав

Интересные факты:

    Самая длинная кость — бедренная, ее длина составляет обычно 27,5% от роста человека. Самая короткая — стремечко, которая расположена во внутреннем ухе. Ее длина всего 3-4 миллиметра.

  • При рождении скелет ребенка насчитывает 300 костей. С возрастом их количество уменьшается до 206. Такая анатомическая «странность» имеет простое объяснение. Некоторые кости состоят из нескольких составных костей, которые впоследствии срастаются, образуя одну.
  • Утром мы на 1 см выше, чем вечером. Хрящи, соединяющие кости в большей степени испытывают на себе действие закона всемирного тяготения. В результате, в течение дня сжимаются, «благодаря» чему к вечеру мы теряем в росте до 1 см.
  • Ноги - это 25% всех костей. Вы можете не особо заботиться о своих ногах. Но это основа нашего здоровья. Они несут на себе всю тяжесть, как в прямом, так и переносном смыслах. Из 200 костей 52 находятся в ногах.

Онлайн-скелет. .

«Почему я стою прямо» серия мультсериала «Приключения Адибу» (с 0:40)

Мышцы способны сокращаться и приводить наше тело в движение. Точно указать количество мышц невозможно. Специалисты насчитывают у человека от 400 до 680 мышц. Для сравнения: у кузнечиков около 900 мышц, у некоторых гусениц до четырех тысяч.

Мышцы могут сокращаться и расслабляться. Расслабленная мышца — длинная и мягкая, сокращенная — короткая и твердая. Мышцы прикрепляются к костям с помощью сухожилий . Сокращение мышц приводит в движение кости.

Изгиб руки в локтевом суставе зависит от двух противоположно работающих мышц.

Интересные факты:

  • Самая маленькая мышца — мышца стремечка.
  • Улыбаясь, мы задействуем 17 лицевых мышц. А для того чтобы выразить неодобрение - 43! Итак, улыбка - не самый лучший способ заставить работать максимальное количество мышц. Улыбайтесь просто так, когда вам грустно или смешно.
  • Самая сильная мышца в человеческом организме - язык. Но дело не только в силе, но и в выносливости. Задумайтесь, вы не обращаете внимания на то, что весь день пользуетесь своим языком во время переговоров, за завтраком, обедом и ужином, когда глотаете и т.д. Мы настолько уверены в работоспособности этой мышцы, что даже и не допускаем мысли о том, что она может выйти из строя.
  • Чтобы сделать «один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества» необходимо задействовать 200 мышц.

«Почему я двигаюсь» серия мультсериала «Приключения Адибу» (с 0:43)

Почему растут мышцы

Сокращение мышц изменяет положение костей, подвижно соединенных в суставах, позволяя человеку двигаться.

ВОЗМОЖНЫЕ ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

Задание 1. Рабочая тетрадь стр.6

Задание 2. Рабочая тетрадь стр.6

Задание 4. Рабочая тетрадь стр.6

Задание 5. Рабочая тетрадь стр.7

Задание 7. Рабочая тетрадь стр.7

ТЕПЕРЬ ТЫ ГОТОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ. ЖЕЛАЮ УДАЧИ!


Как человек двигается?
Человеческий организм

Тема сегодняшнего урока: «Как человек двигается?». Мы поговорим об опорно-двигательном аппарате человека, узнаем, из каких частей он состоит.

Прощупаем правой рукой ладонь левой руки. Мы почувствуем мышцы и кости. В теле человека более двухсот костей. Они образуют скелет человека, который одет мышцами, которые составляют почти половину веса тела человека. Если бы у человека не было костей и мышц, он был бы мягким, как медуза, и не смог бы стоять, двигаться. Костная и мышечная системы дают опору тела человека и помогают ему двигаться. Это опорно-двигательный аппарат человека. Рассмотрим рисунок скелета, выясним названия его частей и их назначение (рис. 1).

Рис. 1. Скелет человека ()

Части скелета: череп, позвоночник, грудная клетка, ребра, кости таза, кисть, бедро, голень, стопа. У костей два назначение: первое, кости защищают уязвимые и мягкие органы нашего тела. Например, наш череп, состоящий из прочно соединенных между собой костей, служит надежным защитным шлемом для нашего мозга (рис. 2).

Рис. 2. Череп и мозг человека ()

Позвоночник состоит из маленьких костей - позвонков (рис. 3).

Рис. 3. Позвонок ()

Посередине каждого позвонка имеется небольшое отверстие, а так как позвонки располагаются один над другим, то отверстия находятся друг под другом и внутри позвоночника образуется длинный канал, в котором спрятан спинной мозг (рис. 4).

Рис. 4. Спинной мозг ()

Позвоночник защищает находящийся внутри него спинной мозг, который представляет собой толстый пучок нервов, а крепкая грудная клетка из ребер охраняет наше сердце и легкие (рис. 5).

Рис. 5. Грудная клетка ()

Второе назначение костей: позвоночник и кости ног вместе со скелетными мышцами и суставами дают человеку возможность стоять и ходить. Сустав - это подвижное соединение костей.

Для того чтобы почувствовать, каковы мышцы на ощупь, можно, например, пальцами левой руки взять верхнюю часть правой руки и несколько раз согнуть и разогнуть руку в локте. Интересно, что название «мышцы » произошло от слова musculus , что значит «мышь » (рис. 6).

Рис. 6. Мышцы человека ()

Ученым, изучавшим строение тела человека, сокращение мышц напоминало беганье мышки под кожей. Они насчитали в теле человека более шестисот мышц. Мышечная ткань состоит из клеток. Мышечная клетка длинная, узкая и напоминает волокно. Так, при сгибании и разгибании руки скелетная мышца прикреплена к одному концу кости и тянется вдоль ее поверхности. Затем она проходит через сустав и прикрепляется к другой кости, при этом она тянет за собой кости, к которым прикреплена. Мышцы могут растягиваться (удлиняться) и сокращаться (становиться короче).

Рассмотрим рисунки согнутой и разогнутой в локтевом суставе руки (рис. 7).

Рис. 7. Рисунки согнутой и разогнутой в локтевом суставе руки ()

Найдем мышцу-сгибатель, мышцу-разгибатель и места их прикрепления. Мышца-сгибатель и мышца-разгибатель - это два противоположно действующих механизма, которые работают согласовано. Если мышца-сгибатель сжимается, то мышца-разгибатель расслабляется, и наоборот. Это позволяет нам выполнять с помощью рук различные движения: писать, рисовать, вязать, строить, подтягиваться на турнике и т. д. А мышцы спины и ног более массивны, чем мышцы рук, ведь им приходится удерживать все тело в вертикальном положении. Но, безусловно, немалую роль в этом играет позвоночник.

Позвоночник может выдерживать большие нагрузки в вертикальном положении, однако даже самые небольшие нагрузки, которые испытывает позвоночник при неправильной осанке, могут привести к его искривлению. При неправильной осанке у ребенка, который изо дня в день сидит или работает в неправильной позе, позвоночник, который растет вместе с организмом, начинает искривляться, не выдерживая веса тела (рис. 8).

Рис. 8. Неправильная осанка ребенка ()

Для того чтобы избежать искривления позвоночника, нужно, прежде всего, следить за своей осанкой, не горбиться. Можно проверить правильность своей осанки таким образом: нужно встать к закрытой двери так, чтобы затылок, лопатки, пятки и кончики мизинцев, опущенных и прижатых к телу, рук касались поверхности двери (рис. 9).

Рис. 9. Проверка правильности осанки ()

Стоять так долго сложно, но это одно из несложных физических упражнений, которое может выполнять каждое утро в течение примерно пяти минут не только ребенок, но и взрослый. Правильная осанка не дается нам с рождения, она вырабатывается в течение жизни (рис. 10).

Рис. 10. Правильная осанка ()

Интересен тот факт, что кости человека состоят из живых клеток. Как и все живые клетки, клетки костной ткани могут делиться. Всем известно, что у человека после перелома руки или ноги кости срастаются. Если бы костная ткань не состояла из живых клеток, этого бы не происходило. А еще с ростом у ребенка увеличивается толщина и длина костей, а взрослые не растут потому, что у них нет хрящей. Особенность скелета детей - это хрящи, которые намного мягче, чем кости. Хрящи обладают волшебной способностью превращать маленьких в больших. В первые недели жизни ребенка его скелет почти целиком хрящевой. Хрящи мягкие, гнущиеся, непрочные, их легко можно повредить. Скелет ребенка стремительно растет, и постепенно в хрящевой ткани появляются отдельные островки настоящей твердой кости. Костные участки с годами увеличиваются, а хрящевые уменьшаются, и это, в конце концов, приводит к задержке их роста (рис. 11).

Рис. 11. Изменение костей с возрастом ()

Как и любым клеткам человеческого организма, клеткам костей необходима кровь, которая приносит им кислород и питательные вещества. Кровь поступает к клеткам костей по кровеносным сосудам, которые проходят через специальные отверстия (рис. 12).

Рис. 12. Строение кости ()

Интересно, что многие кости имеют внутри полость, благодаря которой кости такие легкие. Внутри полости кости находится костный мозг (рис. 13),

Рис. 13. Строение кости ()

который производит клетки крови: красные кровяные клетки, которые переносят кислород (рис. 14),

Рис. 14. Красные кровяные клетки ()

и белые кровяные клетки, которые помогают нашему организму бороться с микробами и болезнями (рис. 15).

Рис. 15. Белые кровяные клетки ()

Сегодня на уроке мы говорили об опорно-двигательном аппарате человека и выясняли предназначение костно-мышечной системы.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
  1. Festival.1september.ru ().
  2. Ucheba-legko.ru ().
  3. Anatomus.ru ().

Домашнее задание

  1. Подготовьте небольшое сообщение об опорно-двигательном аппарате человека и обсудите его со школьным учителем.
  2. Нарисуйте скелет человека и подпишите его составные части.
  3. * Составьте кроссворд об опорно-двигательном аппарате человека.

LOGO Окружающий мир 3 класс Тема: «Как человек двигается. Надёжная опора и защита»


LOGO Скелет Внутри твоего тела находятся кости. Из них образован скелет. кости головы кости шеи кости туловища кости нижних и верхних конечностей


LOGO Позвоночник Важной частью скелета является позвоночник, состоящий из 33 позвонков.


LOGO Свойства костей скелета Обеспечивают опору тела Поддерживают форму тела Прочные, упругие, лёгкие (прочность костям придают содержащиеся в них минеральные вещества) Масса костей скелета взрослого человека около 8 килограммов. Растут кости человека до 18 – 25 лет.


LOGO Суставы Суставы позволяют нашим рукам и ногам сгибаться и разгибаться. В кисти руки всего 17 суставов. Суставы скрепляют кости прочными связками.


LOGO Здоровый образ жизни Физические нагрузки для роста и развития костей Правильно сидеть за рабочим столом Правильно поддерживать осанку при стоянии и ходьбе Распределять нагрузку при ношении тяжестей, чтобы позвоночник оставался прямым. Полезно питание молочными продуктами, рыбой, яйцами.


LOGO Правила первой помощи при травме руки или ноги Обеспечить покой и неподвижность травмированной руки или ноги На сломанную кость накладывают шину из дощечек, а в больнице фиксируют её положение затвердевающим слоем гипса. Гипс снимают после срастания кости. При ушибе надо приложить пузырь со льдом или смоченную в холодной воде ткань.


LOGO Решите крестословицу: о т л и ч н о Часть скелета, соответствующая части тела. н о г а 2.Часть плечевого сустава. л о п а т к а 3.Часть скелета ноги. г о л е н ь 4.Часть скелета руки. к и с т ь 5.Подвижная часть скелета черепа. ч е л ю с т ь 6.Плоская кость грудной клетки. г р у д и н а 7.Часть позвоночника. п о з в о н о к


LOGO Вопросы для КВН Какие три названия частей скелета человека используют строители? (лопатка, кисть, таз) Какой опасности подвергала свой позвоночник Принцесса на горошине? (на очень мягкой постели позвоночник сильно прогибается и может со временем искривиться) LOGO Использованный материал: - Xxlbook.ru -У-Учебник «Окружающий мир» Человек и природа 4 класс. О.А. Родыгина, А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан. Изд. Баласс. Москва 2012, методические рекомендации для учителя. - Учебник «Окружающий мир» 3 класс О.Т. Поглазова. Изд. Смоленск Ассоциация 21 век, методические рекомендации для учителя. Презентация выполнена учителем школы 323 Невского района города Санкт- Петербурга Т.В.Лопуха

Части скелета: череп, позвоночник, грудная клетка, ребра, кости таза, кисть, бедро, голень, стопа. У костей два назначение: первое, кости защищают уязвимые и мягкие органы нашего тела. Например, наш череп, состоящий из прочно соединенных между собой костей, служит надежным защитным шлемом для нашего мозга (рис. 2).

Рис. 2. Череп и мозг человека ()

Позвоночник состоит из маленьких костей - позвонков (рис. 3).

Рис. 3. Позвонок ()

Посередине каждого позвонка имеется небольшое отверстие, а так как позвонки располагаются один над другим, то отверстия находятся друг под другом и внутри позвоночника образуется длинный канал, в котором спрятан спинной мозг (рис. 4).

Рис. 4. Спинной мозг ()

Позвоночник защищает находящийся внутри него спинной мозг, который представляет собой толстый пучок нервов, а крепкая грудная клетка из ребер охраняет наше сердце и легкие (рис. 5).

Рис. 5. Грудная клетка ()

Второе назначение костей: позвоночник и кости ног вместе со скелетными мышцами и суставами дают человеку возможность стоять и ходить. Сустав - это подвижное соединение костей.

Для того чтобы почувствовать, каковы мышцы на ощупь, можно, например, пальцами левой руки взять верхнюю часть правой руки и несколько раз согнуть и разогнуть руку в локте. Интересно, что название «мышцы » произошло от слова musculus , что значит «мышь » (рис. 6).

Рис. 6. Мышцы человека ()

Ученым, изучавшим строение тела человека, сокращение мышц напоминало беганье мышки под кожей. Они насчитали в теле человека более шестисот мышц. Мышечная ткань состоит из клеток. Мышечная клетка длинная, узкая и напоминает волокно. Так, при сгибании и разгибании руки скелетная мышца прикреплена к одному концу кости и тянется вдоль ее поверхности. Затем она проходит через сустав и прикрепляется к другой кости, при этом она тянет за собой кости, к которым прикреплена. Мышцы могут растягиваться (удлиняться) и сокращаться (становиться короче).

Рассмотрим рисунки согнутой и разогнутой в локтевом суставе руки (рис. 7).

Рис. 7. Рисунки согнутой и разогнутой в локтевом суставе руки ()

Найдем мышцу-сгибатель, мышцу-разгибатель и места их прикрепления. Мышца-сгибатель и мышца-разгибатель - это два противоположно действующих механизма, которые работают согласовано. Если мышца-сгибатель сжимается, то мышца-разгибатель расслабляется, и наоборот. Это позволяет нам выполнять с помощью рук различные движения: писать, рисовать, вязать, строить, подтягиваться на турнике и т. д. А мышцы спины и ног более массивны, чем мышцы рук, ведь им приходится удерживать все тело в вертикальном положении. Но, безусловно, немалую роль в этом играет позвоночник.

Позвоночник может выдерживать большие нагрузки в вертикальном положении, однако даже самые небольшие нагрузки, которые испытывает позвоночник при неправильной осанке, могут привести к его искривлению. При неправильной осанке у ребенка, который изо дня в день сидит или работает в неправильной позе, позвоночник, который растет вместе с организмом, начинает искривляться, не выдерживая веса тела (рис. 8).

Рис. 8. Неправильная осанка ребенка ()

Для того чтобы избежать искривления позвоночника, нужно, прежде всего, следить за своей осанкой, не горбиться. Можно проверить правильность своей осанки таким образом: нужно встать к закрытой двери так, чтобы затылок, лопатки, пятки и кончики мизинцев, опущенных и прижатых к телу, рук касались поверхности двери (рис. 9).

Рис. 9. Проверка правильности осанки ()

Стоять так долго сложно, но это одно из несложных физических упражнений, которое может выполнять каждое утро в течение примерно пяти минут не только ребенок, но и взрослый. Правильная осанка не дается нам с рождения, она вырабатывается в течение жизни (рис. 10).

Рис. 10. Правильная осанка ()

Интересен тот факт, что кости человека состоят из живых клеток. Как и все живые клетки, клетки костной ткани могут делиться. Всем известно, что у человека после перелома руки или ноги кости срастаются. Если бы костная ткань не состояла из живых клеток, этого бы не происходило. А еще с ростом у ребенка увеличивается толщина и длина костей, а взрослые не растут потому, что у них нет хрящей. Особенность скелета детей - это хрящи, которые намного мягче, чем кости. Хрящи обладают волшебной способностью превращать маленьких в больших. В первые недели жизни ребенка его скелет почти целиком хрящевой. Хрящи мягкие, гнущиеся, непрочные, их легко можно повредить. Скелет ребенка стремительно растет, и постепенно в хрящевой ткани появляются отдельные островки настоящей твердой кости. Костные участки с годами увеличиваются, а хрящевые уменьшаются, и это, в конце концов, приводит к задержке их роста (рис. 11).

Рис. 11. Изменение костей с возрастом ()

Как и любым клеткам человеческого организма, клеткам костей необходима кровь, которая приносит им кислород и питательные вещества. Кровь поступает к клеткам костей по кровеносным сосудам, которые проходят через специальные отверстия (рис. 12).

Рис. 12. Строение кости ()

Интересно, что многие кости имеют внутри полость, благодаря которой кости такие легкие. Внутри полости кости находится костный мозг (рис. 13),

Рис. 13. Строение кости ()

который производит клетки крови: красные кровяные клетки, которые переносят кислород (рис. 14),

Рис. 14. Красные кровяные клетки ()

и белые кровяные клетки, которые помогают нашему организму бороться с микробами и болезнями (рис. 15).

Рис. 15. Белые кровяные клетки ()

Сегодня на уроке мы говорили об опорно-двигательном аппарате человека и выясняли предназначение костно-мышечной системы.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
  1. Festival.1september.ru ().
  2. Ucheba-legko.ru ().
  3. Anatomus.ru ().

Домашнее задание

  1. Подготовьте небольшое сообщение об опорно-двигательном аппарате человека и обсудите его со школьным учителем.
  2. Нарисуйте скелет человека и подпишите его составные части.
  3. * Составьте кроссворд об опорно-двигательном аппарате человека.


  • Разделы сайта