Корректная йога. Корректный подход к позвоночнику. Технологическая суть методики

Термин «суфизм», или «тасаввуф», не был известен в эпоху сподвижников Пророка (мир ему и благословение). Сподвижники и их современники понимали и изучали Ислам в его совершенном, многогранном виде. Они не создавали каких-либо отличающихся друг от друга названиями и символами обособленных групп или новых религиозных течений.

Все соратники Пророка (мир ему и благословение) следовали прямым, ясным путем: они строго придерживались рамок Корана и Сунны, руководствуясь исключительно содержащимися в них установками. Таким образом, главный принцип эпохи сподвижников и их современников состоял в следовании Корану и Сунне и неприятии нововведений.

Ислам, как уже было сказано, воспринимался и распространялся сподвижниками в его первозданной, истинной форме. Ни один из аспектов Ислама – духовный, материальный, социальный, политический, экономический, нравственный – не был проигнорирован или предан забвению. Внутренняя суть Ислама не подавлялась внешней формой, а осмысление внутренней сущности не влияло на исполнение внешней исламской обрядности. Внимание в одинаковой мере уделялось разуму, духу и телу как трём основным составляющим человека, индивидууму и обществу – как цельно-единому организму. Одновременно учитывались интересы этой и будущей жизни.

На определённом этапе народ и власть имущие, постепенно начали отходить от норм, завещанных Пророком (мир ему и благословение). Обстановка утончённой роскоши придворной жизни резко контрастировала с политической борьбой, принимавшей характер бесконечных дворцовых заговоров. Помимо этого возникли направления, возглавляемые философами-рационалистами (мутакаллимун), акцентировавшими свое внимание исключительно на идеях рационализма. Что же касается ученых-правоведов (фукаха), то они изучали и разрабатывали лишь внешнюю сторону Ислама – религиозно-культовую практику.

На этом этапе учение Ислама превратилось в сухой и бездушный формализм. Мусульмане же увлеклись роскошью и мирскими благами. Вследствие этого в мусульманском обществе начали появляться признаки испорченности, началось время междоусобиц, разорявших Халифат, в то время как правители и их приближенные утопали в богатстве и роскоши. Цинические и эпикурейские жизненные установки, склонность к чувственным удовольствиям и красивой жизни, доминировавшие в кругах арабской аристократии, грозили подорвать моральные устои исламского мира.

На фоне ясно прослеживающихся тенденций к моральной деградации определённый контингент исламского общества, получивший название «суфиев», оставался верным приверженцем пути сподвижников (саляф). Суфии строжайше следовали предписаниям Корана и Сунны, отвергали нововведения, отрекались от роскоши и удовольствий мирской жизни, практиковали и проповедовали истинный аскетизм.

Следует отметить, что термин «суфии» закрепился за этими людьми не сразу. Сначала их называли «аль-убад» («поклоняющиеся»), «аз-зухад» («аскеты»), «ахль-уз-зикр валь-иршад» («люди поминания и наставления»). Самое раннее упоминание термина «суфизм» относится к 815 г. (200 г. по Хиджре) и принадлежит Маъруфу аль-Курхи: «Тасаввуф – это приверженность истинам и предание забвению того, чем владеют люди». Упоминается также некая группа, возникшая в 815 г. в Александрии и называвшая себя суфиями. Они повелевали одобряемое Шариатом и находились в оппозиции властям.

Негодуя против царивших в Халифате нравов, суфии призывали к очищению религии от нововведений, строгому и неукоснительному следованию Корану и Сунне, отказу от роскоши, духовному очищению, борьбе с собственным эго (нафсом) и аскетизму, выступали против всяких новшеств, идейных и поведенческих аномалий.

Следует сказать, что суфии вели высоко социально-активный образ жизни, презирали пассивность, инертность, иждивенчество. Суфийские шейхи побуждали своих учеников (мюридов) зарабатывать себе на жизнь собственным трудом, запрещали им вести пассивно-созерцательный образ жизни. Так, имам аш-Шарани говорил своим ученикам-ремесленникам: «Усердие, прилежность и мастерство в работе занимают место добровольного поклонения». Своих учеников-плотников он призывал: «Пусть вашими четками будет пила!» Ученикам-земледельцам он наказывал: «Пусть местом вашего уединения будет поле!» А ученикам-торговцам он говорил: «Пусть местом вашего уединения будет верность!» Шейх ад-Дусуки, к примеру, завещал своим последователям: «Кто собственным трудом, даже если он богатый, не зарабатывает себе на пропитание, тот не из нас!» Шейх ар-Рифаи говорил своим мюридам: «Отличайтесь от людей украшением тасаввуфа. Украшение тасаввуфа – это обеспечение себя и своей семьи прежде совершения вирда и зикра». Абу аль-Хасан ащ-Щазали говорил: «Не имеющий работы пусть не приходит к нам. В ком нет блага для этой жизни, в том нет блага и для будущей!» Ахмаду аль-Бадави принадлежит следующее высказывание: «Заработай на хлеб, затем совершай поклонение своему Господу!» Шейх аль-Хирави повелевал: «Будьте в этой жизни посредством вашего труда господами, чтобы по отношению к тарикату не выказывали пренебрежение».

Как мы видим, истинные суфии вменяли последователям тасаввуфа в обязанность труд, которым они должны были зарабатывать себе на жизнь, и пропитание, возрождали понятие человеческого достоинства, запрещали попрошайничество и бездеятельность, поскольку суфий не должен находиться на чьём-либо иждивении. Суфии культивировали не только труд, но и такие качества, как честность, правдивость, верность, надежность, прилежность в выполняемой работе. Сохранилось предание, что Ибрахим ибн Адхам работал сторожем в одном сирийском городке. Однажды хозяин сада пришел, чтобы угостить своих гостей, и попросил Ибрахима выбрать для них самые сладкие гранаты. Однако гранаты, принесенные Ибрахимом, оказались на вкус горькими. Хозяин потребовал принести другие, но история повторилась. Тогда он воскликнул в гневе: «Ты работаешь сторожем этого сада, неужели ты не можешь отличить горькие плоды от сладких?» На что Ибрахим ответил: «Ты определил для меня только охрану сада, но не дозволил мне есть его плоды. И я ни разу не пробовал их».

По этому поводу Абд уль-Хафиз Фургули пишет: «Несомненно, что высокая нравственность, которой пользовались суфии, оказала свое положительное влияние на труд и производство, на отношения между людьми. Посредством высокой нравственности тасаввуф побуждает к искренности, серьезности, постоянному труду; противоборствует лености, пассивности, пустой трате времени; призывает к самокритике, скромности, любви к людям, служению обществу; выступает против злобы, зависти, вражды, мести; побуждает к снисхождению и не терпит алчности».

Таким образом, тасаввуф представляет собой очищение внутреннего сознания и внешней обрядности от противоречащих Шариату моментов, действий, насыщение и наполнение сердца поминанием Бога, ощущением постоянного божественного контроля, надеждой и смиренностью перед Ним. Под тасаввуфом как терминологическим понятием понимается приверженность мусульманина Корану и Сунне.

Сущность тасаввуфа заключается в единой и цельной совокупности вероубеждений (акида), нравственности, борьбы со своим эго (нафсом) и проповедования (да"ва). Столпами же тасаввуфа являются покорность Единому Богу (Ислам), вера (иман) и чистосердечие в поклонении Богу (ихсан).

Истинный тасаввуф, как пишет Хусейн Мухаммад Маклух, – это практическое и теоретическое воспитание человеческой психологии, исцеление духовных недугов сердца, взращивание достойных качеств и вырывание пороков с корнем, подавление похоти, обучение терпению, довольству, поклонению.

Суфизм был призван возродить, оживить чистосердечие и искренность в поклонении Богу, т. е. ихсан. Как пишет Мухаммад ибн аль-Хасан аль-Хаджави в своей книге «Аль-Фикр ас-Сами»: «Основа суфизма – вопрос Джабраила (мир ему) в хадисе об ихсане, который представляет собой усовершенствование веры (имана) и покорности Богу (Ислама)». В этом смысле тасаввуф – это постоянное самосовершенствование, приложение усердия и борьба с самим собой.

«А тех, которые усердствуют за Нас, Мы Нашими дорогами направим. Аллах ведь истинно лишь с теми, которые творят добро» (сура «Аль-Анкабут», аят 69).

Целью суфизма как учения об искреннем и чистосердечном поклонении Всевышнему является усовершенствование служения, очищение души от недостатков и стремление сделать её совершенной, правильное осмысление глубинных значений, тонкостей вероубеждения и поклонения. Следуя подобным путем, человек достигает божественного довольства и любви, постоянно ощущает присутствие Бога; в его сознание не проникает невнимательность и беспечность, что позволяет ему не преступить определенные Шариатом границы.

Призывая к чистосердечию в поклонении Богу, уделяя первостепенное внимание внутреннему сознанию и духовно-нравственному воспитанию (некоторые суфии даже говорили: тасаввуф – это нравственность; кто улучшил нравственность, тот улучшил тасаввуф), суфии удовлетворили духовные потребности общества. Благодаря их деятельности множество мусульман вернулось на прямой путь, большое количество населения открытых мусульманами стран приняло мусульманскую религию. Суфии оставили большой капитал познаний и духовного опыта.

Тасаввуф построен на неукоснительном и строжайшем следовании Корану и Сунне, являющимися его единственными источниками. Как сказал Джунайд аль-Багдади: «Наше знание воздвигнуто на Коране и Сунне». Ему же принадлежит следующее высказывание: «Путь ко Всевышнему Аллаху закрыт для Его творений, кроме тех, кто следует по пути Посланника Аллаха (мир ему и благословение)». Когда шейха Накшубанди спросили: «Каким средством человек достигает вашего пути?», он ответил: «Путем следования Сунне Посланника Аллаха (мир ему и благословение)».

Абу Сулейман ад-Дарани говорил: «Иногда в мое сердце западает идея, и я принимаю ее только при двух справедливых свидетелях – Коране и Сунне». Так же говорил Абу Хафс: «Кто не сверяет постоянно свою практику и духовные состояния (ахваль) с Кораном и Сунной и не подвергает критике свои идеи, тот не входит в число достойных мужей». А Ибн Абу аль-Хивари считал: «Кто совершил какое-либо действие, не следуя в этом Сунне, то оно недействительно».

Имам аль-Газали пишет: «Джунайд рассказывал: «Мой шейх однажды спросил меня: «Если ты уйдешь от меня, то к кому ты пойдешь?» Я ответил: «К Мухасиби». Он сказал: «Да, получи от него его знания и этику и не вступай с ним в дискуссию по поводу калама, предоставь это дело мутакаллимам».

Один из выдающихся ученых-суфиев Сахль ибн Абдулла ат-Тустури говорил: «Наши основы состоят из семи принципов: приверженности Книге Аллаха, следования Сунне Посланника Аллаха (мир ему и благословение), употребления в пищу дозволенного, непричинения зла, избегания греха, покаяния, выполнения прав». Шейх Абу аль-Хасан аш-Шазали сказал: «Кто ведет на путь Всевышнего Аллаха, призывая к тому, к чему не призывал Посланник Аллаха (мир ему и благословение), тот – самозванец».

Суфии были непримиримыми противниками новшеств. Хасан говорил: «Если люди привнесли в свою религию нововведение, то Аллах лишает их равной ему Сунне, которую не вернет им до Судного дня». Примечательно, что великий суфий аш-Шарани писал в своей книге «Ат-Табакат»: «Ученые-суфии пришли к единому мнению (иджма), что возглавлять тарикат имеет право только тот, кто получил глубокие знания по Шариату, изучил предмет явных и неявных, общих и специфичных, аннулирующих и аннулированных значений, глубоко изучил арабский язык, освоив его стилистику: образные, метафоричные выражения и др.».

В чем же заключается смысл единодушного мнения суфийских ученых, о котором пишет Шарани? Известно, что в своем поведении шейх или глава тариката является для учеников (мюридов) эталоном. И в своих религиозных вопросах и проблемах ученики обращаются именно к шейху – своему учителю, воспитателю и наставнику. Если же шейх не является знатоком, специалистом в области Шариата, то он непреднамеренно, невольно направит своих мюридов на неверный путь, введет их, как и самого себя, в заблуждение.

Также шейх аш-Шарани в своей книге «Кашф-уль-Гумма» писал: «Путь (тарикат), не проложенный по пути Шариата, – это мрак. Всякий, кто ступит по нему, не будет уверен в том, что он находится в безопасности и не погибнет».

Вышесказанное свидетельствует о том, что корабль истинного тасаввуфа неуклонно плывет в фарватере Корана и Сунны. Что касается терминов «тасаввуф» и «суфизм», то они, с точки зрения суфиев, не являются принципиальными. Ведь, как уже было сказано, термин «тасаввуф» не использовался и не был распространен в эпоху сподвижников Пророка (мир ему и благословение), а ранних суфиев называли «зухад» («аскеты»). Потому не следует фанатично и принципиально придерживаться термина «тасаввуф» или «суфизм». Одновременно с этим игнорирование и непризнание смысла и содержания этого термина является крупной ошибкой и несправедливостью. Ведь тасаввуф есть не что иное, как «ильм-уль-ихсан» («наука о чистосердечии»), «ильм-уль-ихляс» («наука об искренности»), «ильм-уль-убудийя» («наука о поклонении»), суфии – это «ахль уз-зикр» («люди поминания»), «ахль-уз-зухд» («люди аскетизма»).

Таким образом, термин «тасаввуф» является унаследованным понятием, означающим проповедуемые Исламом истины. Да, не следует игнорировать термин «тасаввуф», поскольку он указывает на конкретное, определенное научно-историческое значение. В то же время суфии не призывают слепо и фанатично придерживаться этого названия в силу того, что оно не упоминается ни в Коране, ни в Сунне. Мусульманин горд своим названием и не ищет ему замены, поскольку так его назвал Всевышний Аллах.

Ваджра йога, она же Корректный подход к позвоночнику (КПП) - методика выполнения йогических асан, направленная на сохранение и укрепление здоровья позвоночника.

«Хатха йога Прадипика» (с комментариями Сватмарамы. Время жизни Сватмарамы современная западная наука относит к 15 веку): «В Хатха йоге на первом месте — асаны. Это первая ступень Хатха -видьи. Практикуя асану, человек приобретает устойчивость тела и ума, свободу от недугов, гибкость конечностей и легкость тела «. (шло́ка 1.19.)

Мы намеренно обращаем Ваше внимание на выделенные строки, поскольку некоторые инструкторы школы поплатились здоровьем за современную, «усовершенствованную» современными йогами, практику выполнения асан.

Технологическую суть методики можно выразить в трех терминах: вытяжение, укрепление, расслабление.

1. Вытяжение позвоночника производится с помощью мышц, расположенных вокруг позвоночника.

2. Укрепление представляет собой воздействие с помощью асан на сегменты позвоночника, увеличение эластичности и гибкости в здоровых направлениях подвижности позвоночных суставов, укрепление околопозвоночных мышц. За счет этого улучшается трофика окружающих тканей, включая связки, мышцы, а также межпозвоночных дисков.

3. Расслабление основано на созерцании состояния позвоночника во время практики асан и в период релаксации. («прислушивание» к своим ощущениям). Направленность внимания и осознанность являются ключевыми факторами успешной практики. Кроме этого, ключевыми упражнениями в методике Ваджра йоги являются согласованность выполнения асан с дыханием и практика кумбхак (задержками дыхания): Сахита и Кевала.

Основа методики Ваджра йоги отличается от современного общераспространенного подхода к выполнению асан (основанного на деформации позвоночника). Корректный подход к позвоночнику полностью соответствует классическому подходу к практике асан древнеиндийских школ и тибетской школы Йоги (Трул-кор). Описания индийских школ можно встретить в упанишадах и трактатах по Йоге . Что еще раз подтверждает истину, что «все новое - это хорошо забытое старое».

Методика основана на современных знаниях физиологии и анатомии, медицины, а также знаниях, полученных из древних текстов по Хатха йоге. При формировании данного направления были проведены исследования влияния различных асан на позвоночник здорового человека. Также исследовались возможности восстановления позвоночника с патологиями с помощью асан. При небольших смещениях позвонков возможны компенсаторные воздействия с помощью асан (до 3 мм). Результаты исследования уже на начальных стадиях заставили принципиально изменить общераспространенный на данный момент ущербный подход к практике асан. Из практик, которые подаются в группах, принципиально исключены те асаны, которые могут теоретически привести к смещениям позвонков или межпозвоночных дисков (в основном скрутки, глубокие прогибы, деформации позвоночника - наносящие вред позвоночнику). То есть, была поставлена цель сделать практику такой, при которой человек пришедший в группу уже с патологиями в позвоночнике, не усугубит свое состояние, а наоборот улучшит его (принцип из медицины - «не навреди»), а здоровый человек укрепит позвоночник - основу здоровья. Во время совершенствования практики родилось золотое правило Корректного подхода к позвоночнику в асанах - удерживание позвоночника в естественно ровном положении.

Краткое описание некоторых принципов Ваджра йоги:

  • Золотое правило Корректного подхода к позвоночнику в асанах: плоскость плеч параллельна плоскости таза.
  • Вытяжение, укрепление и расслабление.
  • Согласованность дыхания c движением, использование в практике Сахита и Кевала кумбхаки. Тонкая практика управления дыхания.

Детальное описание начальных техник методики можно найти в книге автора методики Анатолия Пахомова «Хатха Йога. Корректный подход к позвоночнику», К.: «Велес». - 2007.

Люди, проходившие обучение в Киевской школе Йоги и владеющие методикой преподавания представлены

За период галактической ночи было исковеркано всё и вся, начиная от истории и языка, заканчивая физикой и математикой. Не обошло стороной чаромутие и искусство йоги, которое в прямом и переносном смысле было поставлено с ног на голову.

Давным-давно в тридевятом царстве, в тридесятом государстве людям было передано искусство хатха-йоги. Основными целями йоги было:

  • Достижение устойчивости тела и ума.
  • Освобождение от недугов.
  • Обретение гибкости конечностей и лёгкости тела.
  • Освобождению от бесов собственного эго и подготовка к следующему этапу.

Пришло время и были те знания записаны в текстах под названием «Упанишады», которые в свою очередь подытоживают Веды («ведать», «знать», «знание») и ряде других трактатов. Всего можно выделить пять основных текстов (ознакомиться можно ) : Ригведа, Шандилья Упанишада, «Йога сутры» Махариши Патанджали, «Хатха йога прадипика», Кхеранда самхита.

Но шло время и были забыты заветы предков, цениться стало не внутреннее содержание, а внешняя форма, главным смыслом жизни и мерилом успеха стали деньги. И, по всей видимости, заметили учителя, что, чем более пафосную и изощрённую позу (асану) они могли принять, тем больше учеников у них появлялось, а чем больше учеников было, тем больше был доход и чувство собственной важности. Поэтому упор начал делаться на ускоренную подготовку учеников и зрелищные асаны, требующие координации и растяжки. Начали активно изобретаться новые позы и целые комплексы, силовой аспект из йоги полностью исключается. Так древнее искусство самосовершенствования было извращено в цирковое искусство с элементами акробатики и садомазохизма (здесь и далее для краткости это творение будем упоминать как «йога» в кавычках).

В 19-20 веках к этому делу подключаются западные паломники, которые активно перенимают опыт у «знатоков» на востоке и продвигают данное «изобретение» по всему миру. Как итог, слово «йога» сегодня прочно ассоциируется с человеком, завязанным в узел или расхаживающим по углям.

И вот начитавшись историй о чудесных возможностях хатха-йоги, современные любители восточной экзотики с энтузиазмом приступают к тренировкам. Читать первоисточники уже не нужно, ведь вокруг столько продвинутых специалистов по «йоге». Ежедневно создаются и регистрируются новые стили и направления «йоги». Последняя домохозяйка знает, что лучший способ утром поприветствовать Солнце — выполнить так называемую последовательность Сурья Намаскар. Того не ведая, что данный комплекс является новоделом 20-го века, самое «древнее» упоминание относится к 1960 году — в труде Свами Вишнудевананды под названием «Complete Illustrated Book of Yoga» (см. книгу Уильяма Броуда «Научная йога. Демистификация»)

В своё время не обошло это веяние стороной и уроженца Земли Украинской, Анатолия Пахомова . С 1989 года Анатолий активно занимался практикой «йоги», а с 1994 года сам её преподавал. При этом ещё тогда Анатолий подметил, что люди, занимающиеся «йогой» со временем, как правило, зарабатывают проблемы с суставами, позвоночником, а иногда и попросту становятся инвалидами. Но это его не останавливало.

В 2004 году Анатолий получил травму позвоночника и вынужден был искать причины этого происшествия. В то время Анатолий обучался у народного целителя, костоправа, видящего – Юрия Николаевича Главчева . Анатолий наблюдал за целительской деятельностью Главчева, порой был свидетелем удивительных явлений исцеления. И методика была одна – воздействие на ключевое звено – позвоночник. Когда позвонки становятся на место – организм выздоравливает, не зависимо от того чем человек болен. Сама природа лечит и восстанавливает, главное ей не мешать.

Начался анализ современных асан и асан из древних трактатов по йоге. Анатолий и Юрий Главчев совместно проверяли влияние той или иной асаны на организм здорового человека и особенно на саркофаг центральной нервной системы — позвоночник. Также исследовались возможности восстановления позвоночника с патологиями с помощью асан.

Благодаря знаниям, полученным от Юрия Николаевича, его помощи в анализе асан, биомеханики отдельных сегментов позвоночника в асанах, Анатолий обрел способность различения методов воздействия, вследствие чего появилась возможность возникновения и формирования принципов, которые легли в основу методики корректного подхода к позвоночнику.

Анатолию пришлось пересмотреть всю предыдущую практику асан , так как информация, с которой он столкнулся, заставила совершенно по новому взглянуть на человеческое тело, на роль позвоночника в физиологии и биомеханике движения.

Некоторые терапевтические асаны могут включать деформацию позвоночника для достижения компенсации при наличии смещений. Они предназначены для терапии и их не только бесполезно использовать здоровому человеку, но и вредно, подобно тому как лекарства можно использовать только при определенных расстройствах . Как пишет Аналоий Пахомов:

…Неверно выполняя асаны, без понимания принципов, по которым строятся эти упражнения, можно принести больше проблем, чем пользы. Помните об этом! В древних источниках описано всего несколько асан, причём точных и детальных описаний там нет. Поэтому для того, чтобы использовать, а тем более, преподавать хатха-йогу, даже на уровне гимнастики, необходимы знания медицины, физиологии, биомеханики, психологии и понимание принципов физического совершенствования.

Выработанный подход получил название Йога КПП или корректный подход к позвоночнику (также используется термин Киевская Йога, сегодня в ходу название «Ваджра Йога») . Методика базируется на современных знаниях медицины, биомеханики, теории, методики физического воспитания и на информации из древних трактатов. Основа методики КПП отличается от современного общераспространенного подхода к выполнению асан, основанного на деформации позвоночника. Подробное описание методики и своих исследований Анатолий Пахомов в 2010 году дал в книге «Хатха Йога. Корректный подход к позвоночнику» . (Как всё разумное и доброе книга распространяется бесплатно, скачать можно ).

Самое интересное, что методика корректного подхода не является чем-то новым, а скорее — направление, восстанавливающее древнюю традицию. Как говорится, назад к истокам. Корректный подход к позвоночнику полностью соответствует классическому подходу к практике асан древнеиндийских школ и тибетской школы йоги. Что еще раз подтверждает истину, что «все новое - это хорошо забытое старое».

Это, конечно, не значит, что нужно ограничиваться только асанами, описанными в трактатах. Но если мы вводим новые асаны, то чётко должны понимать биомеханику их воздействия, прежде всего, на позвоночник и точно знать, чего мы хотим достичь этой асаной.

К сожалению, сегодня не все смогут воспринять данную информацию по ряду причин:

  • Не позволит порядком разбухшая гордыня: «Я что столько лет тренировался закручивать это тело в узел, чтобы потом просто так взять и перестать это делать?!»
  • Если человек преподаёт «йогу», то ему проще продолжать плыть по течению, калеча себя и наивных учеников, чем откорректировать подход, но при этом рискнуть потерять паству, которая привыкла к «извращениям».
  • Все мы большие любители искать Истину, но при этом боимся её же как огня — а вдруг Истина будет противоречить той каше, что заварена у нас в головах. Истина проста, и нашему с-ложному уму она не всегда по нраву.

Корректный подход к позвоночнику. Йога КПП

Основная цель занятий по методике корректного подхода к позвоночнику - сделать вашу практику безопасной для тех, кто уже имеет заболевания позвоночника (по принципу «не навреди»), а здоровый человек сможет сохранить и укрепить свой позвоночник – основу здоровья.

Особенностью практики йоги является исключение глубоких прогибов, скруток и гипермобильности , а предпочтение отдается укреплению тела, созданию крепкого мышечного корсета .

В подавляющем большинстве асан, описанных в трактатах йоги, дошедших до наших дней, позвоночник ровный! Например, в тексте «Гхеранда Самхита» описано 32 асаны, из которых 31 — с симметрично размещённым позвоночником и одна с поворотом головы в сторону.

Рассмотрим разницу между скруткой и поворотом. Поворот — это нормально допустимое направление подвижности, без использования инерции и рычагов. При повороте используются мышцы, которые природа предусмотрела для этого. Если используется инерция (резкие повороты) или рычаги (например, упираемся руками), то это уже будет скрутка. Скрутки можно отнести не к опасным направлениям подвижности, а к вредным. Из йоги КПП они полностью исключены.

В трактатах по йоге ассиметричных прогибов нет вообще , симметричные прогибы упоминаются. При чём все они описывают прогиб с использованием только мышц самой спины.

Главными повреждающими направлениями являются напряжения при боковых наклонных и вращательных движениях туловища. Вы не найдете глубоких наклонов в стороны ни в одном классическом трактате.

Перевёрнутые асаны тоже относятся к опасным. Стойка на голове для опытного практика является полезной, но для начинающего она недопустима .

Основное правило корректного выполнения асан — плечи и таз должны находиться в одной или параллельных плоскостях . Выполняя наклоны и прогибы, таз и плечи нужно держать в параллельных плоскостях (у наших позвонков 6 точек фиксации). При таком подходе есть шанс, что позвонки вернутся на места, если имеется небольшое смещение, или произойдёт компенсация.

Доктор Ченцов В.В. рассказываает о том, как на самом деле устроен наш позвоночник, о причинах возникновения различных заболеваний, вызванных некорректным подходом:

Вот ценная таблица зон иннервации и нарушений, которые возникают вследствие ущемления нервных окончаний:

С её помощью, проанализировав собственные недуги, вы сможете определить в какой области позвоночника у вас могут быть проблемы.

Основные правила корректного подхода к позвоночнику в асанах

  • Плоскость плеч параллельна плоскости таза.
  • Вытяжение, укрепление и расслабление. Укрепление представляет собой воздействие с помощью асан на сегменты позвоночника, увеличение эластичности и гибкости в здоровых направлениях подвижности позвоночных суставов, укрепление околопозвоночных мышц. За счет этого улучшается трофика окружающих тканей, включая связки, мышцы, а также межпозвоночных дисков. Расслабление основано на наблюдении состояния позвоночника во время практики асан и в период релаксации.
  • Согласованность дыхания c движением.
  • Плавность движений и постепенность освоения. Плавность движений обеспечивает контроль и предотвращает травмы. Постепенность освоения асан, является необходимым атрибутом практики, выражая наше терпение. Только когда тело и ум готовы, человек начинает практиковать сложные асаны. Иначе сложные асаны способны вызывать травмы в теле практикующего и возникновение эгоистических тенденций в уме.
  • Использование полного арсенала симметричных асан, в которых удерживается ровный позвоночник, и только затем использование асимметрии, при необходимости. Симметрия выражает уравновешенность и обеспечивает ровное положение позвоночника. Асимметрия чаще всего используется только в положениях конечностей, но позвоночник удерживается ровным. Асимметрия позвоночника может использоваться в индивидуальной практике, для компенсации нарушений.
  • Избегание патологической мобильности в определенных направлениях подвижности, которые могут привести к нарушениям и смещениям сегментов позвоночника, и вследствие вызвать нарушения в работе органов и систем. Использование специальных упражнений для укрепления мышц, обеспечивающих стабильность позвоночника, — это ряд асан статического характера с длительной фиксацией, которые направлены на усиление и удлинение мышц.
  • Избегание скруток и гипермобильности. Тело практикующего, вследствие занятий должно становится облее крепким и здоровым, что устраняет лишние волнения ума. Стремление к гипермобильности приводит к травмам и патологиям позвоночника и проистекает от человеческого эго.
  • Освобождение от эго (эта практика становится актуальной на дальнейших этапах развития).
  • Внутренняя работа в стремление к достижению состояния кристально чистого сознания (читтавритти-ниродхи).
  • Посвящение плодов практики другим живым существам.

Попомните моё слово, придёт время и Анатолий Пахомов будет известен как человек, возродивший из небытия древнее искусство йоги в чистом виде.

Дополнительная информация

Стиль йоги «Корректный подход к позвоночнику» - специальная методика выполнения поз йоги (асан). Эта методика нацелена на работу именно с позвоночником, в частности, на его укрепление. Существует три основополагающих принципа в данном стиле: вытягивать, расслаблять и укреплять.

Вытягивание осуществляется при помощи мышц, которые расположены вокруг позвоночника.

Укрепление происходит, в процессе выполнения асан, которые оказывают влияние на позвоночник и его отдельные сегменты. Выполнение практик делает суставы гибкими и эластичными, а околопозвоночную мускулатуру - сильной.

Расслабление происходит во время релаксации и созерцательных техник, которые выполняются одновременно с асанами. Сосредоточенность внимания и осознание – основные факторы, от которых напрямую зависит эффективность методики.

Ключевые упражнения методики - это позы (асаны) выполняемые вместе с дыхательными техниками и практиками кумхаб: Кевала и Сахита.

Йога КПП отличается от других стилей тем, что большинство стилей основано на деформации позвоночника. Йога КПП, напротив, направлена на сохранение здорового позвоночника.

История возникновения стиля

Йога КПП - это очень молодой стиль йоги, но базируется он на древних учениях йоги и современных познаниях в медицине, анатомии и физиологии. Создатели стиля Юрий Главчев и Анатолий Пахомов соединили древние трактаты по Хатха йоге и новейшие научные исследования, при этом техника выполнения асан соответствует древнейшим трактатам по Хатха йоге и тибетской йоге Трулкор.

При создании КПП проводились эксперименты, в них фиксировалось влияние йогических практик на человеческий позвоночник. Причем исследования касались как воздействия на здоровый позвоночник, так и на позвоночник, имеющий нарушения. В результате стало понятно, что йогические практики имеют большое воздействие на позвоночник и могут производить восстанавливающий эффект. Однако создатели стиля решили пересмотреть общепринятые подходы к выполнению асан, чтобы снизить негативное влияние на позвоночник и усилить лечебные свойства упражнений.

Из данного стиля исключены такие упражнения и практики, при выполнении которых могут произойти смещения в позвоночнике или другие негативные моменты. К таким упражнениям относятся всевозможные виды скручиваний и прогибов.

Пахомов и Главчев создали новый стиль йоги на основе медицинских принципов. Когда ученик, имеющий заболевания позвоночника, начинает заниматься КПП, он может быть полностью уверен, что не ухудшит состояние своего здоровья, а, напротив, облегчит его.

В процессе становления стиля было выработано одно простое, но очень важное правило – во время занятий позвоночник должен всегда находиться в прямом положении.

Особенности и правила стиля

Первое правило – плоскость таза располагается параллельно плечам.

Второе правило – дыхание всегда должно согласовываться с движением.

Третье – осознание и различие. Осознание – понимание того, как различные позы и практики влияют на органы человеческого тела, а также на нервную систему и разум человека. Различие – принцип, который гласит, что необходимо различать методы йоги. Иначе говоря, есть методы и упражнения, которые здоровый человек не должен использовать, так как ему они могут навредить. Такие методы должны применяться только людьми, имеющими патологии для того, чтобы оказывать исцеляющее воздействие.

Четвертое правило – концентрация. Во время выполнения асан внимание ученика должно быть сосредоточено и направленно внутрь себя. Это поможет отслеживать происходящие в теле изменения и направлять концентрацию в нужные места. Без концентрации, эффективность йоги минимальна, либо эффект вообще отсутствует.

Пятое – плавность в движениях и постепенное освоение. Плавность движений дает возможность занимающемуся контролировать свое тело, с помощью этого избегать травм. Постепенное освоение йоги вырабатывает терпение. Кроме того, перейдя сразу к сложным практикам можно травмироваться.

Шестое – правильное применение симметрии и асимметрии. Ученик должен сначала освоить все позы с симметричным расположение тела и прямым позвоночником, и только потом, если в этом есть необходимость, практиковать ассиметричные асаны. Ассиметричные позы применяются только в специальных случаях, для того чтобы компенсировать патологии.

Седьмое правило - избегать скруток и гиперподвижности. Это необходимо во избежание травм позвоночника.

Восьмое правило – освобождение от эго. Для созидательного эффекта йоги разум должен находиться в покое. Наше Эго (Ахамкара) мешает правильному осознанию, и поэтому от него нужно освободиться.

Девятое правило йоги КПП – посвящать достижения в практике другим живым существам.

Корректный подход к позвоночнику (КПП) - методика выполнения йогических асан, направленная на сохранение и укрепление здоровья позвоночника. Технологическая суть методики можно выразить в трех терминах: вытяжение, укрепление, расслабление. Вытяжение позвоночника производится с помощью мышц, расположенных вокруг позвоночника. Укрепление представляет собой воздействие с помощью асан на сегменты позвоночника, увеличение эластичности и гибкости в здоровых направлениях подвижности позвоночных суставов, укрепление околопозвоночных мышц. За счет этого улучшается трофика окружающих тканей, включая связки, мышцы, а также межпозвоночных дисков. Расслабление основано на созерцании состояния позвоночника во время практики асан и в период релаксации. Направленность внимания и осознанность являются ключевыми факторами успешной практики. Кроме этого, ключевыми упражнениями в методике КПП являются согласованность выполнения асан с дыханием и практика кумбхак: Сахита и Кевала.

Основа методики КПП отличается от современного общераспространенного подхода к выполнению асан (основанного на деформации позвоночника). Корректный подход к позвоночнику полностью соответствует классическому подходу к практике асан древнеиндийских школ и тибетской школы Йоги (Трул-кор). Описания индийских школ можно встретить в упанишадах и трактатах по Йоге. Что еще раз подтверждает истину, что "все новое - это хорошо забытое старое". Методика основана на современных знаниях физиологии и анатомии, медицины, а также знаниях, полученных из древних текстов по Хатха йоге. При формировании данного направления были проведены исследования влияния различных асан на позвоночник здорового человека. Также исследовались возможности восстановления позвоночника с патологиями с помощью асан. В малых стадиях смещения позвонков возможны компенсаторные воздействия с помощью асан (до 3 мм). Результаты исследования уже на начальных стадиях заставили принципиально изменить общераспространенный на данный момент ущербный подход к практике асан. Из практик, которые подаются в группах, принципиально исключены те асаны, которые могут теоретически привести к смещениям позвонков или межпозвоночных дисков (в основном скрутки, глубокие прогибы, деформации позвоночника - наносящие вред позвоночнику). То есть, была поставлена цель сделать практику такой, при которой человек пришедший в группу уже с патологиями в позвоночнике, не усугубит свое состояние, а наоборот улучшит его (принцип из медицины - "не навреди"), а здоровый человек укрепит позвоночник - основу здоровья. Во время совершенствования практики родилось золотое правило Корректного подхода к позвоночнику в асанах - удерживание позвоночника в естественно ровном положении.

Краткое описание некоторых принципов КПП:
Золотое правило Корректного подхода к позвоночнику в асанах: плоскость плеч параллельна плоскости таза. Вытяжение, укрепление и расслабление.
- Согласованность дыхания c движением, использование в практике Сахита и Кевала кумбхаки Тонкая практика управления дыхания.

ОСОЗНАНИЕ и РАЗЛИЧЕНИЕ (Вивека). В основе осознания лежат исследования влияния различных асан и положений тела на состояние тела (позвоночника), а отсюда и состояние всех внутренних органов, включая нервную систему и сознание практикующего. Существуют упражнения, которые позитивно влияют на состояние позвоночника и благотворно сказываются на здоровье практикующего, а есть положение, которые являются вредными для обычного человека, со здоровым позвоночником, и могут использоваться только при уже присутствующих нарушениях в позвоночнике для компенсации состояния. На основании этих знаний возникло различение методов практики - Вивека

Пратиахара - внимание во время практики асан направляется внутрь. Когда мы практикуем асаны, наше внимание направляется внутрь себя, отслеживая ощущения в теле или фиксируя внимание неподвижно в чакрах, или направляя в определенные зоны для терапевтического воздействия. Следует избегать блужданий ума. Физическое положение становится асаной, в том числе и вследствие осознания.

Плавность движений и постепенность освоения - будь то асана или другая практика Хатха йоги. Плавность движений обеспечивает контроль и предотвращает травмы. К тому же плавность является выражением осознанности. Даже просто замедлив обычные движения, мы можем прийти к осознанию. А постепенность освоения асан, является необходимым атрибутом практики, выражая наше терпение. Только когда тело и ум готовы, человек начинает практиковать сложные асаны. Иначе сложные асаны способны вызывать травмы в теле практикующего и возникновение Эгоистических тенденций в уме.

Использование полного арсенала симметричных асан, в которых удерживается ровный позвоночник, и только затем использование асимметрии, при необходимости. Симметрия выражает уравновешенность и обеспечивает ровное положение позвоночника. Асимметрия чаще всего используется только в положениях конечностей, но позвоночник удерживается ровным. Асимметрия позвоночника может использоваться в индивидуальной практике, для компенсации нарушений.
- Правильное выполнение асан с опасным направлением подвижности позвоночника это часть корректной работы с позвоночником, но этот принцип довольно глубокий, потому выделен как отдельный. Мы избегаем патологической мобильности в определенных направлениях подвижности, которые могут привести к нарушениям и смещениям сегментов позвоночника, и вследствие вызвать нарушения в работе органов и систем. В противоположность этому, мы используем специальные упражнения для укрепления мышц, обеспечивающих стабильность позвоночника. Это ряд асан, статического характера с длительной фиксацией, которые направлены на усиление и удлинение мышц. Также используются специально разработанные виньясы, которые помогают укрепить определенные сегменты опорно-двигательного аппарата, с целью более оптимального использования потенциала физического тела.
- Избегание скруток и гипермобильностиодной из целей практики асан в нашем направлении является укрепление тела, создание крепкого мышечного корсета. Тело практикующего, вследствие занятий должно становится крепче, и более здоровым, что устраняет лишние вритти (волнения ума). Стремление к гипермобильности приводит к травмам и патологиям позвоночника и, на наш взгляд, проистекает от человеческого ЭГО. А одной из характерных черт нашего направления, является:
- освобождение от ЭГО (Ахамкары) эта практика становится актуальной на дальнейших этапах развития своего осознания
- Еще одним важным моментом практики является внутренняя работа в йоге, и достижение состояния "читта вритти ниродхах" - непорождение видоизменений сознания, когда сознание садхаки(практикующего) становится кристально чистым. Мы стремимся достигать этого состояния

Более подробная история возникновения методики КПП:
А. Пахомов: Для того, что бы рассказать историю возникновения методики "Корректный подход к позвоночнику в асанах Хатха Йоги" мне следует просто рассказать историю своего изучения Хатха Йоги. Так как корректный подход к позвоночнику в практике асан стал, пожалуй, на данный момент самым тонким выражением моего понимания механизмов воздействия асан на человека.
Впервые я встретил человека, который серьезно практиковал Хатха Йогу, когда мне было лет 14-15. Это был преподаватель физической культуры из города Коломыя (Прикарпатье, Украина), на то время практикующий йог с 12-летним стажем - Терехин В.В. У него я обучился шаткарме, некоторым асанам и весьма важным принципам отношениям к практики на уровне ума. Обучение длилось около 3-4 лет. Далее в моей практике был период самостоятельного постижения мудрости йоги через древние трактаты. Тогда на территории бывшего Советского Союза не было йогов с линиями передач (а может мне о них просто ничего не было известно), тем более в глухой провинции. Но практически в каждом городе можно было встретить людей, на свой страх и риск осваивающих и испытывающих на себе древнюю йогу. Это были одиночки-кустари, черпающие знания из самиздатовской литературы. Ошибок в практике на то время делалось много, но дух и стремление к познанию у этих людей были непоколебимы. Литература, из которой черпалось знание, - как правило, фотокопии или переписанные от руки переводы трактатов йоги, - была на вес золота, и просто так ее получить на руки было практически невозможно. Это были книги: Гхеранда Самхита, Хатха Йога Прадипика, Шива Самхита, Йога Сутры и другие. Уже позже появились книги современных мастеров йоги, которые дали новый качественный толчок моей практике асан и других составляющих йоги. И хотя на данный момент я не совсем согласен с принципами выполнения асан и построения последовательностей, которые описаны в современных книгах, но длительное время их авторы являлись моими заочными учителями и кумирами. Зато методика корректного подхода к позвоночнику полностью соответствует информации описанной в древних трактатах.

С 1989 года мой интерес к йоге перерос в стабильную практику. При чем каким то странным образом Йога стала доминирующей составляющей всей жизни. В начале 90 было множество экспериментов в плане использования асан. Эксперименты, конечно же, ставились на самом себе. В то время я жил в предгорьях Карпат, до гор можно было дойти пешком, поэтому частенько практиковал на природе, в горах. В виду особенностей карпатского климата практика асан формировалась своеобразно. Только в летние периоды могла идти речь о статических формах, а в осеннее-зимне-весенний период практика сама собой превращалась в динамические связки, похожие на практики тибетской йоги Трул-кор, с носителями которой мне удалось встретится гораздо позже в своей жизни. Конечно же, этому предшествовал период освоения самих форм в статических режимах, например в помещении, как бы в искусственных условиях. На данный момент мне видно множество моих ошибок, которые приводили к травмам опорно-двигательного аппарата и в том числе позвоночника. Мне понятны причины, по которым я чуть не умер практикуя пранаяму в горах, имея на то время смещения позвоночника в грудном отделе. Благодаря богатому опыту «как практиковать не надо» сейчас преподавание ведется на ином уровне. Но тогда все было по-другому. Информации было минимум, но рвение к практике и намерение заменяло мне знания. Я отдаю себе отчет, что лишь обладая таким количеством опыта неверной практики, мне и удалось в последние годы сформировать корректный подход к позвоночнику в асанах.

В начале 90-х, обучаясь в медицинском училище, на фельдшерском отделении, встречаясь с множеством людей в больницах, я пытался найти единую схему лечения разных заболеваний. Не знаю почему, но мне казалось, что все в этом мире имеет свою структуру, и в любом явлении можно выделить ключевое звено, воздействуя на которое можно добиться нужного результата. И раз йога утверждает, что болезнь есть нарушение циркуляции энергии, значит надо найти точку этого застойного явления. Ответы на эти вопросы я получил только в 2005-2006 годах, обратив свое внимание на вегетативную нервную систему и позвоночник. Но тогда медицина не давала мне ответы на эти вопросы, и тем не менее багаж знания по анатомии и физиологии тела мне весьма пригодился в дальнейшей деятельности инструктора йоги. Днем я изучал медицину, а все остальное время в буквальном смысле я посвящал практике. В то время я вел своеобразную жизнь, больше похожую на некий ретрит, практически не имея друзей и не общаясь со сверстниками, в буквальном смысле слова принимал описанные в трактатах предпосылки - «избегать обычных людей» и принципы «брахмачари». Практиковал как мне сейчас кажется, чрезмерно много, посвящая практике и день и ночь. Сейчас я улыбаюсь вспоминая то время, тем не менее, должен отметить что опыт был получен интересный. К четвертому курсу медицинского я уже напрочь разочаровался в медицине, и поступать дальше в медицинский институт не видел никакого смысла. Все усилия еще с большим усердием были сосредоточены на изучение и практику Йоги. Наиболее близкая отрасль в образовании, как мне тогда казалось, были институты физической культуры, и именно туда я и направился получать знания. И не ошибся, так как биомеханика и методология физических упражнений на данный момент довольно хорошо описаны и изучены. Получая ценный опыт в этом направлении, уже находясь в г.Луцк, меня пригласили преподавать йогу в Центре Туризма и Спорта. Параллельно в институте, начиная с третьего курса, я работал преподавателем ПСМ (повышение спортивного мастерства) - специализация «Хатха Йога».

Это была вторая половина девяностых, и в то время, наверное я был единственный преподаватель Хатха Йоги в Луцке, и первый преподаватель йоги в государственном университете им. Леси Украинки, на факультете физической культуры. Изучая йогу на то время уже больше 10 лет, я не обучался никогда у опытных преподавателей, мне просто не доводилось встречаться с ними никогда. Их не было ни в предгорьях Карпат, ни в Луцке на то время. Были конечно кустари-одиночки, но как правило их знание было не больше моего, и зачастую преобладало больше ложных предпосылок, чем реального знания. Все знание получал с трактатов по йоге, которые можно было найти в различных переводах на русском. Таким образом, преподавание йоги на тот момент у меня базировалось на современных знаниях медицины, биомеханики, теории и методики физического воспитания и на информации из древних трактатов. На то время уже вышли книги современных мастеров Хатха Йоги, которые стали совершенно новым этапом в изучении йоги.

Где то уже после 2000 года я впервые попал к известным преподавателям йоги в Украине. Мне удалось побывать на нескольких информационно практических тренингах и получить ценный опыт по работе с телом и сознанием. Я переехал в Киев, начал преподавать в Киеве, снимая спортивные залы и приглашая всех желающих, одновременно стал обучаться Универсальному стилю йоги, у одного из опытнейших преподавателей СНГ. Параллельно по приглашению я начал работать в Киевской Федерации. Если в начале изучения йоги события имели плавный и почти неподвижный характер, то уже с 2000 года все обучение начало приобретать некий стремительный характер. К этому времени мои ученики уже также становились инструкторами йоги. Дальше были семинары зарубежных преподавателей йоги, обучение плавности и осознанности. Затем, гораздо позже, мне удалось получить прямую передачу от ламы Намкая Норбу Ринпоче на некоторые практики тибетской йоги. Намкай Норбу один из самых известных практиков Дзогчен.

Но на то время уже начала накапливаться определенная информация и я начал создавать уникальное направление - корректный подход к позвоночнику в асанах. Должен признать, что мне пришлось пересмотреть всю предыдущую практику асан, так как информация, которая попала мне в руки заставила совершенно по новому взглянуть на человеческое тело, на роль позвоночника в физиологии и биомеханике движения. Я получил ответы на все свои вопросы, касающиеся ключевых звеньев в процессах заболевания или наоборот выздоровления человека. В это время я обучался у народного целителя, костоправа, видящего - Юрия Николаевича Главчева. Попал к этому человеку благодаря тому что в 2004 году я получил травму позвоночника и вынужден был искать причины этого проиcшествия. По сути говоря эта травма послужила пусковым механизмом для поиска методики корректного подхода к позвоночнику. После излечения у целителя я начал искать методы благодаря которым можно было бы практиковать асаны без травм. У меня возникло понимание и различение асан. Ведь некоторые асаны предназначены для терапии и их не только бесполезно использовать здоровому человеку но и вредно, подобно тому как лекарства можно использовать только при определенных расстройствах.

Главчев это уникальный человек, обладающий прямым восприятием энергии - видящий, излечивший множество людей. Именно благодаря знаниям, полученным от Юрия Николаевича, его помощи в анализе асан, биомеханики отдельных сегментов позвоночника в асанах, я обрел способность различения методов воздействия, вследствие чего появилась возможность возникновения и формирования принципов, которые легли в основу методики корректного подхода к позвоночнику.

Наблюдая за целительской деятельностью Главчева, я был свидетелем многих удивительных явлений исцеления. И методика была одна - воздействие на ключевое звено - позвоночник. Когда позвонки становятся на место - организм выздоравливает, не зависимо от того чем человек болен. Сама природа лечит и восстанавливает, главное ей не мешать. И хотя на данный момент терапия и медицина перестали меня интересовать, опыт был весьма полезным и именно он стал ключевым в формировании методики корректного подхода к позвоночнику в асанах Хатха Йоги.

Информация по корректной работе с позвоночником на то время была настолько революционной, что все мои знакомые преподаватели, среди которых были даже бывшие воспитанники отказывались ее воспринимать вначале. Хотя позже многие из них все таки приняли и используют принципы корректного подхода к позвоночнику в своей инструкторской деятельности. Пожалуй, только ученики в Киевской школе йоги полностью приняли все изменения. Это был наверное тест, насколько люди открыты к новому знанию, насколько люди доверяют тому у кого обучаются. Из близких учеников-инструкторов, полностью поменявших практику вместе со мной был Сергей Крыжановский и опытный и самостоятельный практик Андрей Арещенко. Позже появилась Оксана Форис, которая на данный момент проводит со мной семинары и заменяет в группах, ведет индивидуальные занятия. Затем к преподаванию в ключе корректного подхода присоединились и другие инструктора. Эти люди на данный момент полностью переняли методику корректного подхода к позвоночнику.

На вопрос кто является моим учителем, отвечу, что легче сказать, кто им не является. Так как весь Мир является моим Учителем, и, прежде всего, это люди, которые приходят к нам в группу заниматься, люди которых я встречаю в жизни. Иногда, случайно услышанная фраза незнакомого человека наталкивает тебя на размышление, которые становятся мотивирующим началом для целой цепи изменений в практике. И как следствие - в жизни. Ибо наша жизнь и практика Хатха йоги - суть одно и тоже. Покажите мне, как человек практикует асаны, и мне будет понятно многое из жизни этого человека. Есть ли в его практике спокойствие или все наполнено напыщенностью? Есть ли сила и стабильность или много непонятного для самого человека, знает ли человек, для чего использует тот или иной элемент или просто делает, потому что так было в книге или на каком то семинаре? Использует ли человек стандартные последовательности, не анализируя своих потребностей и состояния, или ему ближе интроспекция и творческий полет т.д. - как в практике, так и в жизни.

С благодарностью хочу отметить всех преподавателей учебных заведений, где я обучался знаниям медицины, и физической культуры. Несомненно именно там, заложились основы знаний анатомии, физиологии, биомеханики, которые легли в основу понимания и анализа, осмысления воздействия различных методов Хатха Йоги на человека. Отдельная благодарность Леониду Толстихину, директору Центра Туризма и Спорта на Волыни. Именно благодаря этому человеку, который с 1994 года предоставлял мне зал для преподавания Хатха Йоги в г. Луцке, я начал обучать йоге. До 1994 года я занимался лишь самосовершенствованием, изучая йогу.

Особая благодарность ламе Намкаю Норбу Ринпоче, который вдохновил меня на глубокое изучение тибетской йоги и Дзогчен.

Самый же ценный опыт, по работе с позвоночником в асанах, глубокое понимание физиологических и биомеханических процессов позвоночника я приобрел, обучаясь у народного целителя Главчева Юрия Николаевича. Это уникальный человек, обладающий прямым восприятием энергии, ВИДЯЩИЙ, излечивший множество людей. Именно благодаря знанию, полученному от Юрия Николаевича Главчева, его помощи в анализе асан, анализе биомеханики отдельных сегментов позвоночника в асанах я обрел способность различения методов воздействия, вследствие чего, появилась возможность возникновения и формирования принципов, описанных выше.
Анализируя опыт, могу заключить, что множество стилей и направлений Хатха йоги имели влияния на формирование методики КПП. Эта методика является результатом объединения знаний физиологии, анатомии, медицины и древней науки - Хатха Йоги.



  • Разделы сайта