Жизнеописание миларепы. III. Тибетские школы буддийской философии. Введение, написанное учеником миларепы речунгом

Б ольшинство биографий тибетских святых представляет их идеализированно, как будто с самого начала жизни они уже были намного выше обычного человеческого состояния. Согласно этой точке зрения, святые рождаются в сопровождении чудес, признаются с рождения как предназначенные для величия и изображаются как: исключительные личности на каждой стадии своей жизни. Их просветление - своего рода очевидное завершение всего предшествующего опыта. Этот вид представления может быть вдохновляющим и демонстрировать преданность со стороны последователей, но он создает впечатление, что полная реализация - это не то, к чему большинство из нас может стремиться, по крайней мере в текущей жизни.

Жизнь Миларепы является поразительным исключением из этой общей тенденции. Его жизнь - это пример жизни человека, который в ранние годы был так же запутан, саморазрушителен и неверно информирован, как мог бы быть любой из нас. И все же, благодаря своей настойчивости и преданности наставнику, он достиг полного просветления за одну жизнь. Биография Миларепы показывает, как любой обычный человек может стремиться к самой высокой цели. Возможно, по причине того, что жизнь Миларепы рассказана от первого лица, она является одной из наиболее любимых и наиболее известных биографий тибетских святых.

Миларепа родился в Южном Тибете, в месте под названием Кья Нгаца (Куа Ngatsa), около Гунгтханга (Gungthang), в долине реки в Цангпо (Tsangpo). В раннем детстве он был окружен теплой и благополучной атмосферой своей семьи. Однако его отец умер, когда он был еще маленьким мальчиком. После этой трагедии из-за плохо составленного завещания тетя и дядя Миларепы стали его опекунами и начали контролировать значительную часть собственности и богатства всей семьи.

По условиям завещания Миларепа, его сестра Пета и его мать стали, по сути, рабами в своем собственном доме. Миларепа писал: «Летом во время работы в поле мы служили дяде. Зимой во время работы с шерстью мы служили тете. Наша пища была как пища для собак, наша работа - как работа для ослов. Одежда представляла собой тряпичные полосы, наброшенные поверх наших плеч и скрепленные веревками из травы. Мы работали без отдыха, и наши руки и ноги были покрыты ранами и воспалены. Из-за плохого питания и бедной одежды мы стали бледными и изнуренными»8. Когда, в соответствии с завещанием, наступило время для возвращения богатства семьи матери Миларепы, Миларепе и его сестре, дядя и тетя сфальсифицировали оригинал документа и стали требовать, чтобы все имущество семьи принадлежало им.

Матерью Миларепы к тому времени овладевает ненависть и мстительный гнев против дяди и тети, и она говорит об этом своим детям. В итоге она задумывает план мести и посылает Миларепу учиться к ламе, владеющему заклинаниями, которые могут принести несчастья их врагам. Миларепа, преданный и несомневающийся сын, покидает дом, чтобы выполнить поручение матери. Он находит ламу, который начинает учить его, и, спустя более года обучения, Миларепа познает методы разрушения, которые хотел получить. Построив маленький ритуальный домик на горном хребте, он обращается к божествам-защитникам с просьбой уничтожить дядю и тетю. Спустя четырнадцать дней появляются признаки успеха: «Верные божества... принесли нам то, о чем мы просили: головы и кровоточащие сердца тридцати пяти человек». Только двое остаются в живых, и когда они спрашивают Миларепу, следует ли их также убить, он отвечает: «Оставьте их жить, так они могут узнать мою месть и мое правосудие». Позже Миларепа узнал, что в доме его семьи был свадебный пир старшего сына дяди. Когда все люди собрались, лошади, находившиеся в стойле под жилыми комнатами, взбесились и снесли дом. Тридцать пять человек погибли, а те двое, кому было позволено жить, были не кем иным, как его дядей и тетей. Тем не менее, месть удовлетворяет мать Миларепы, и она публично радуется произошедшей бойне.

Кармическое возмездие за это преступление начинает проявляться немедленно. Сельские жители организуют заговор, чтобы убить Миларепу, которого ненавидят и боятся за то, что он сделал. Он способен отразить их агрессию, только угрожая дальнейшим разрушением. Его преследуют как убийцу, который слишком опасен, чтобы непосредственно противостоять ему. Миларепа начинает понимать то, что он сделал, и осознает ужасные кармические последствия, которые навлек на себя своими действиями. Он знает, что возмездие за убийство - возрождение в аду, с вечными ужасными страданиями, а он убил не одного, а тридцать пять человек. Учитель Миларепы выражает сожаление о том, что случилось, и объявляет о своем намерении искать дхарму, чтобы спасти себя от любых злых последствий, которые он на себя навлек. Миларепа понимает, что и для него единственной альтернативой страшному, более низкому возрождению является поиск очищения путем искренней практики.

Миларепа скитается по тибетским селам в поисках духовного наставника, готового помочь ему. Он встречает ламу Ньингмы, который говорит о том, что сам он не способен помочь Миларепе, но предлагает ему учителя, по имени Марпа Переводчик. Миларепа говорит нам: «Едва я услышал имя Марпы Переводчика, как меня наполнило невыразимое счастье. Каждый волосок на моем теле задрожал от радости. Я зарыдал в приступе пылкого обожания. Единственная мысль заполнила мое сознание, и я отправился в путь, взяв провизию и книгу. Не отвлекаясь на любые другие мысли, я непрерывно повторял себе: «Когда? Когда я увижу ламу лицом к лицу?».

В конце концов, Миларепа находит Марпу пашущего поле у своего дома. Он и его жена Дамема, оба видели сон о прибытии важного ученика, и Марпа, фактически, уже ожидает Миларепу. Но он не позволяет никому об этом знать. Когда Миларепа признается в зле, совершенном с помощью черной магии, и просит Марпу об обучении, тот заставляет его работать как чернорабочего до получения наставлений. Обращение Марпы с «Великим магом», как он теперь называет Миларепу, очень требовательное и кажется неблагоразумным и резким. Объем работы все возрастает, пока в конце концов Миларепе не приказывают построить для Марпы сторожевую башню. Когда башня закончена, оказывается, что Марпа изменил свое решение; он требует, чтобы Миларепа разрушил башню и построил другую в новом месте. Так происходит четыре раза. Каждый раз, когда Миларепе приказывают разрушить предыдущую башню и начать строить новую, Марпа обещает, что, когда следующая башня будет закончена, он, конечно, даст Миларепе желаемое обучение. И каждый раз Марпа изменяет своему слову в самый последний момент.

Месяцы превращаются в годы, и тем не менее получение желаемых полномочий и наставлений не приближается. Тем временем другие ученики, обучающиеся у Марпы, как кажется, свободно получают то самое обучение, которого Миларепа так жаждет. Миларепа потерян, смущен и очень расстроен. Все же он остается с Марпой и старается выполнять каждое новое требование. Большие страдания Миларепы можно проиллюстрировать таким типичным примером. В одном случае Марпа дает инициирование Чакрасамвара (Chakrasamvara) группе людей. Миларепа, который только что закончил строить четвертую башню по приказу Марпы, говорит нам:

«В глубине души я думал, что теперь, когда я построил эту башню... я получу инициирование. Затем, поприветствовав ламу, я сел с другими. Лама обратился ко мне: «Великий маг, какой дар ты принес мне?» Я ответил: «Я отдавал вам уважение, строя башню... Вы обещали дать мне инициирование и наставления. Именно поэтому я здесь».

«Ты построил маленькую башню, которая тоньше даже моей руки. Это едва ли стоит Доктрины, которую я с большими трудностями принес из Индии. Если ты можешь оплатить мое обучение, дай мне плату. Иначе не останешься здесь среди тех, кого я ввожу в тайное учение». Говоря таким образом, лама ударил меня, схватил за волосы и вышвырнул. Я хотел умереть и плакал всю ночь. Пришла жена ламы, чтобы утешить меня».

Все же, несмотря на мучения, преданность Миларепы своему учителю никогда не уменьшалась. В другой раз Миларепа пытался получить обучение, предлагая в качестве дара бирюзу, данную ему Дамемой. Марпа ответил побоями и вытолкал его из собрания. Следующим утром лама послал за Миларепой и спросил: «Действительно ли мой отказ учить тебя не вызвал у тебя неудовольствия? У тебя нет злых мыслей?»

«Я верю в ламу, - ответил я, - и не произнесу ни одного слова против. Наоборот, я полагаю, что нахожусь в темноте из-за своих грехов. Я - автор моего собственного ничтожества». Я заплакал. А он продолжил: «Что ты ожидаешь получить от меня этими слезами? Выйди!»

По мере того как шло время, и требования Марпы к Миларепе казались все более чрезмерными и неблагоразумными, расстройство Миларепы превращается в отчаяние и в конечном счете, в черную безысходность. Он несколько раз пытается убежать от Марпы и каждый раз возвращается, потому что понимает, что еще не должен никуда уходить. Единственным спасением в этой ситуации кажется жена Марпы, Дамема, которая проявляет постоянную доброту и любовь к Миларепе. Наконец Миларепа больше не может терпеть. Он решает, что его карма в этой жизни настолько черна, что он никогда не сможет получить обучение, которого желает. Он решает, что единственное, что ему осталось, это убить себя и надеяться, что в будущем возрождении его судьба будет лучше. Другие ученики Марпы отговаривают его, но Миларепа уже оставил всякую надежду и не может утешиться. Однако они остаются с ним, напуганные, что он выполнит свое желание умереть.

Марпа, хорошо знающий страдания Миларепы, часто тайно роняет слезы перед своей женой, выражая свою любовь «Великому магу». И на этот раз он снова плачет и говорит Дамеме: «Ученики тайного пути должны быть такими». Затем он призывает всех своих учеников прийти к нему. Хотя его приглашение также касается и Миларепы, тот не может заставить себя прийти, думая, что и в этом случае Марпа снова нападет на него словесно и будет бить его. Узнав об этом, Марпа говорит: «До настоящего момента он был бы прав. Но сегодня я не буду поступать так же, как прежде. «Великий маг» должен быть моим основным гостем. Пусть хозяйка пойдет и приведет его!»

Миларепа приходит, но он полон предчувствия, что это еще одна уловка и его ждут дальнейшие страдания. Вместо этого Марпа впервые говорит открыто о пути Миларепы и своей собственной преданности и любви к этому ученику.

«Если все тщательно рассмотреть, ни одного из нас нельзя обвинить. Я просто проверял «Великого мага», чтобы очистить его от его грехов. Если бы работа по сооружению башни была нужна для моей собственной выгоды, я был бы мягок, давая указания. Поэтому я был искренен. Как женщина, моя хозяйка также была права, будучи не способной переносить такое положение... «Великий маг» горел желанием религии, и он был прав в том, чтобы использовать любые средства для получения этих знаний... Его большие грехи стерты... Теперь я принимаю тебя и дам тебе мое обучение, которое является столь же дорогим для меня, как мое собственное сердце. Я буду помогать тебе провизией и позволю медитировать и быть счастливым».

Миларепа сообщает нам:

«Когда он говорил эти слова, я задавался вопросом, что это - сон или явь? Если это сон, то я не хочу просыпаться. При этой мысли мое счастье было безграничным. Роняя слезы радости, я пал ниц. Хозяйка... и другие думали: «Какие искусные средства и силу имеет лама, когда он хочет принять ученика! Лама сам - Живой Будда». И их вера выросла еще больше. Из любви ко мне они все радостно простерлись ниц перед ламой».

По этому случаю Марпа сказал Миларепе: «Сын мой, с самого первого мгновения я знал, что ты ученик, способный получить учение. Еще за ночь до того, как ты пришел сюда, я узнал из сна, что ты был предназначен служить учению Будды... Таким образом, мой лама и божество-хранитель послали тебя ко мне учеником».

Затем Миларепа получает обучение, которого он желал так много лет, и уходит в уединение, чтобы практиковать его. Его единственное жилье - любая уединенная пещера в горах, которую он может найти. Его единственная одежда - ткань из белого хлопка, поскольку его имя было Миларепа («Мила в хлопковой ткани»). Во время отшельничества он питается всем тем, что раньше смог получить в качестве милостыни в деревнях, и часто он живет только за счет чая, заваренного из дикой крапивы, растущей в горах. В зимнее время обильный снег на долгие месяцы отрезает его уединенное жилище, препятствуя любым контактам с людьми.

По мере роста известности Миларепы все больше и больше людей приходят посетить его. Иногда среди них встречаются местные монахи-прелаты и ученые, которые, следуя самым разным образам жизни организованного монашества, подозрительно относятся к Миларепе и ревнуют его к тому почитанию, которое он получает от своих учеников и от преданных ему мирян. Некоторые из этих монахов пытаются дискредитировать его и даже навредить; другие обретают любовь к нему и достигают взаимопонимания, они отказываются от монашеской жизни и становятся учениками йогина.

Спустя какое-то время вокруг Миларепы собирается круг преданных учеников. Подобно своему учителю, они отказываются от мира, носят хлопковую ткань как единственный предмет одежды, просят пропитание в деревнях и проводят большую часть времени в уединении и медитации. Ко времени его ухода складывается маленький круг близких учеников Миларепы, продолжающих его учение, среди них йогин Речунгпа (Rechungpa) и монах Гампопа (Gampopa).

Вплоть до своей смерти в восемьдесят четыре года Миларепа живет в отдаленных местах, занимаясь медитацией в течение дня и большей части каждой ночи. Его биография («Жизнь Миларепы») и собрания его песен («Сотня тысяч песен Миларепы», «Пьющий из горного потока» и «Удивительное путешествие») дают яркое и вдохновляющее описание его жизни в отшельничестве, показывая суровость и сложность такого существования, а также его радости и достижения.

Трудно понять, как нежный и тонкий, но упорно продолжающий медитировать человек - Миларепа, который провел большую часть своей взрослой жизни в горах в отшельничестве, мог стать источником учений настолько мощных, что они затронули всю последующую культуру. И все же произошло именно это. В последующие времена наследие Миларепы развилось в школу Кагью, которая с ее четырьмя большими и восьмью меньшими отделениями была одной из наиболее важных и влиятельных буддистских традиций Тибета, взращивая целые поколения настоящих учителей. Сам Миларепа стал наиболее любимым йогином Тибета, и его история жизни была известна каждому тибетцу. Его песни создали новый жанр в тибетском фольклоре и были известны и любимы не только теми, кто продолжил его наследие в горном уединении, но и многими другими.

Личность Миларепы

Миларепу воспринимают знаковой и вдохновляющей фигурой не только тибетские буддисты, но и последователи этого учения в других странах.

Буддисты говорят, что Миларепа - первый йог, который достиг полного просветления и окончательно освобождения за одну жизнь, не имея заслуг в прошлых перерождениях, да еще и обременив себя тяжкой кармой за убийства с помощью черной магии в юности.

Тайна имени Миларепы

На самом деле Миларепа – это не настоящее имя этого великого йога. При рождении его назвали Тхепага, что в переводе с тибетского значит «Услаждение слуха». А свое прозвище или даже титул Миларепа получил за то, что достиг невероятных успехов в специфической практике тибетской йоги - туммо. Того, кто сумел реализовать ее высшие ступени, называют репа. Так и появилось прозвище - Миларепа.

Начало жизненного пути Миларепы

Исследователи не могут точно определить год рождения Миларепы – то ли 1052-й, то ли 1038-й. Доподлинно известно, что он появился на свет в состоятельной семье, что, к сожалению, принесло ему больше несчастья, чем радости. Когда мальчику исполнилось семь лет, умер его отец, завещав перед смертью своим родственникам присматривать за матерью Миларепы и его младшей сестрой. Но, как это нередко бывает, родственники отобрали все имущество отца Миларепы, а мать и его самого вместе с сестрой заставили работать на них, как рабов. Впоследствии Миларепа вспоминал, что пища, которую им давали, была не вкусу даже собакам.

Первый гуру

В возрасте пятнадцати лет Миларепу отправили учиться к ламе по имени Лугьятхан, что в переводе значит «Восемь Змей». Но учеба его длилась недолго, поскольку мальчика больше волновала идея мести злым родственникам, чем духовная реализация. Поэтому он быстро бросает духовное обучение и напрашивается в ученики к черному магу по имени Юнгтун-Трогьял, чье имя переводится как «Гневный и Победоносный Учитель Зла».

Обучение Миларепой черной магии

К тому моменту, когда Миларепа пришел учиться колдовству, у мага уже было несколько учеников. Но как оказалось, Юнгтун-Трогьял больше рассказывал о силе черной магии, чем преподавал ее. Прошло некоторое время, и все покинули его, так как надежда стать колдунами улетучилась. Все, но не Миларепа. Тот настолько поверил в своего наставника, что, не взирая ни на что, остался с ним. И тогда Юнгтун-Трогьял признался ему, что на самом деле специально не преподавал настоящее искусство черной магии, чтобы проверить, насколько преданны будут его ученики. Все это было испытанием, и его прошел только Миларепа, поэтому только ему будет передано знание настоящей черной магии.

Но мало того, что юноша прошел у него полный курс обучения, так после этого он был направлен своим учителем к еще одному колдуну, для получения дополнительных знаний в области черной магии. В результате Миларепа в юном возрасте (а ему было всего 17 лет) стал могущественным магом.

Месть Миларепы

Став черным магом, Миларепа решил осуществить свой план. Выполнив все необходимые подготовительные действия, он провел страшный ритуал вызова гневных духов, которые и принесли ему через время тридцать пять окровавленных голов тех, кого он считал своими обидчиками. И только когда духи спросили, стоит ли им убить всех остальных, Миларепа унял свой гнев и сказал «нет». Но не потому, что осознал ужас содеянного, а потому что решили отомстить оставшимся родственникам особенным образом.

Это произошло в день свадьбы старшего сына дяди, когда на пир были приглашены все те, кто поддерживал дядю в его неблаговидных деяниях. И тогда юный маг наслал на них полчища жаб и скорпионов. Это посеяло панику, взбесились животные и стали метаться из стороны в стороны, калеча людей. А потом самые крупные из них с такой силой толкнули поддерживающие балки дома, что тот рухнул, придавив обломками всех, кто в нем находился. И тогда все поняли, что это была месть Миларепы. Но и тогда он не остановился. После этого с помощью магических заклинаний он вызвал тучи, и жуткий ливень обрушился на поля его родственников, а град довершил черное дело – лишил семейство обидчиков всякой возможности прокормить себя на долгие годы, так что им самим грозило существование рабов.

Истинное начало духовного пути Миларепы

Но недолго Миларепа радовался своей победе, очень скоро пришло осознавание того, что он сотворил, не только со своими обидчиками, но и с собственной душой, погрузив ее во тьму слепого гнева. И тогда он решает измениться и встать на истинный духовный путь. Для этого он напрашивается в ученики самому великому йогу Марпе, прошедшему обучение у легендарного Наропы.

Но гуру не сразу взялся за обучение, напротив, он устраивал Миларепе одно испытание за другим – это были и услуги по хозяйству, и строительство домов, и еще много других мелких и больших дел. Но Миларепа не сдавался, настолько сильным было его стремление достичь просветления.

«Отступничество» Миларепы

Марпа придумывал все новые и новые испытания, но учения так и не давал. И в какой-то момент терпение Миларепы исчерпалось, и он покинул своего гуру, так и не услышав от него ни одного слова Учения.

Миларепа отправился бродить, и однажды на пути ему встречался старик, который поведал ему историю о том, что некий йог ради того, чтобы получить учение от своего гуру, продал ему свое тело. Но этого оказалось мало, и в стремлении получить знание об истинном просветлении и освобождении, он продал ему и свое сердце.

Миларепа так вдохновился отверженностью этого йога, что понял, что его собственные мучения - ничто по сравнению с теми испытаниями, которые прошел тот йог. И тогда горе-ученик решил вернуться к своему наставнику.

Новое ученичество Миларепы

Вернувшись к Марпе, весь вдохновленный и окрыленный, Миларепа сказал ему:

Я не боюсь пожертвовать своей жизнью, чтобы получить истинные знания.

Хорошо, - согласился гуру, но в его отношении к ученику так ничего и не изменилось, вновь последовали бессмысленные задания, тяжкие испытания и, по-прежнему, никаких наставлений.

Как Миларепа ни старался, но его терпение снова закончилось, и он опять решил уйти от своего мастера, но на этот раз к его другу по имени Нгогдун. Так он и сделал, уйдя однажды тайком, без объяснений.

Обучение у Нгогдуна

Йог Нгогдун оказался сговорчивее Марпы и пообещал привести Миларепу к просветлению, но… за его услуги в качестве черного мага: он потребовал, чтобы с помощью колдовства тот убил бандитов, постоянно терроризировавших его учеников.

Но, каким бы не было странным условие Нгогдуна, он, все равно, выполнил свое обещание и стал посвящать Миларепу в тайны духовной практики. Да вот только сколько бы он ни медитировал, какие бы усилия ни прикладывал, чтобы измениться, ничего толком не получалось. И тогда Миларепа понял, что по-настоящему продвинуться по духовному пути он сможет лишь в том случае, если вновь возвратится к Марпе. И надо же случиться такому совпадению, как раз в этом время сам Марпа прислал Нгогдуну письмо с приглашением на свадьбу своего старшего сына и попросил, чтобы тот взял с собой «этого нехорошего человека». И тогда Миларепа понял, кто был его настоящим учителем, потому что осознал, что Марпа ни на мгновение не терял с ним связи и беспокоился о нем, точно зная, где тот находится.

Ответ Марпы

Естественно, Миларепа и Нгогдун воспользовались приглашением великого йога и пришли к нему домой, где каждый из них получил легкий «выговор» за свое поведение.

Почему ты сердишься? - спросил Нгогдун.

Потому что ты начал обучение Миларепы, тем самым лишив его возможности предварительно полностью искупить свои грехи. Если бы он еще чуть-чуть потерпел мои испытания, то мог бы полностью очистить свою карму, искупив все совершенные им убийства. И тогда ему больше не пришлось бы перерождаться. Миларепа сразу получил бы просветление и полное освобождение. Но из-за постоянной жалости к себе и твоей помощи этого не произошло, а потому какая-то часть плохой кармы останется на нем. Так бывает всегда, когда люди не имеют глубины понимания происходящего, но пытаются вносить в дела свое эго.

Начало нового обучения

После честного разговора между Марпой и Миларепой установились совершенно другие отношения. Гуру дал ему глубинное посвящение в духовную практику и начал передавать учение. Мало того, за его настойчивость и упорство мастер стал кормить и полностью содержать своего ученика, пока тот проходил обучение. И однажды признался, что Миларепа - его самый желанный ученик, ниспосланный ему богами.

Первые упражнения Миларепы

После посвящения Миларепа удалился почти на год в затворничество в пещеру, называемую Лхобpак-Так-нья, где он выполнял целый ряд медитативных дисциплин, и одна из них заключалась в том, что он садился в «позу лотоса», ставил на голову светильник со свечой и так неподвижно сидел, пока та сама не гасла.

Затем последовала практика туммо (выработка внутреннего тепла), в которой Миларепа достиг невероятных результатов, а затем пришла очередь и глубинной практики осознанных сновидений.

Так постепенно, шаг за шагом, Миларепа освоил все так называемые «шесть йог Наропы» - еще одного великого тибетского йога.

Сверхспособности Миларепы

Прошлое некоторое время и, благодаря упорству в йоге, Миларепа обрел множество сверхспособностей. Например, с помощью тайных дыхательных практик он научился перемещаться с невероятной скоростью, преодолевая за три дня расстояния, которые обычный человек проходит за месяц.

Но не сверхспособности были его целью, а окончательное и полное освобождение. Поэтому, чтобы не впадать в искушение все время пользоваться магическими силами, он удалился в затворничество.

Аскеза Миларепы в затворничестве

Местом для своего затворничества и аскезы Миларепа выбрал Драгкар-Тасо, которую впоследствии переименуют в его честь - Кангцу-Пхуг, что в переводе значит «пещера, в которой Миларепа укрепился в преданности».

Уединившись, он приступил к изнурительным и суровым йогическим практикам, стараясь больше ни на что не отвлекаться.

Все это время он питался исключительно похлебкой из крапивы, в результате чего его кожа и волосы приобрели зеленый оттенок. Но внешний вид не интересовал Миларепу, в итоге, когда в пещеру случайно забрели охотники, они долго не могли поверить, что перед ними человек, а не злой дух гор.

Легенды гласят, что после этой аскезы Миларепа обрел еще более могущественные магические силы - теперь он мог принимать любую форму, левитировать, беспрепятственно перемещаться во Вселенной в любом направлении.

Когда Миларепа понял, какими силами обладает, то решил посвятить свою жизнь спасению всех живых существ из круга страданий.

Выйдя из пещеры, великий йог принял твердое решение нести учение о спасении в мир.

Первые ученики Миларепы

Первыми учениками Миларепы стали те, кто окружал его на тот момент - духи, демоны и даже сам Церингма - божество священной горы Кайласа.

И только когда Миларепа обучил сверхъестественных учеников, он приступил к передаче учения людям, которые шли к нему сотнями, прослышав о новом великом йоге.

Смерть Миларепы

Смерть Миларепы, как и многих других великих учителей и мистиков, была осознанным актом сострадания. Легенды гласят, что один из завистников заставил угрозами сожительницу Миларепы напоить его отравленным молоком. Йог, конечно же, сразу распознал яд, но опасаясь, что враги причинят ей вред, если ее черное дело не удастся, принял этот яд. Но предварительно собрал всех ближайших учеников, чтобы дать им последние наставления.

Пока звучали последние слова Миларепы, вокруг неизвестно откуда звучала волшебная музыка, а над йогом стояла радуга.

Миларепа покинул этот мир в 1135 году, в возрасте восьмидесяти четырех лет.

Последние чудеса Миларепы

Когда был разожжен погребальный костер, пламя приняло форму лотоса. А потом сам Миларепа встал, и все присутствующие могли лицезреть, как его физическое тело превращается в Тело Ясного Света (Радужное Тело).

(тиб. Mi la ras pa shes pa rdo rje) - знаменитый тибетский йогин, поэт-мистик, почитаемый всеми традициями тибетского буддизма, один из основоположников традиции Кагью . Среди множества учеников ламы-мирянина Марпы было четверо наиболее способных «сыновей сердца».

Миларепа (1052 – 1135) – стал главным преемником линии передачи Марпы. Миларепа совсем не был похож на своего учителя, успешного богатого мирянина. Он был настоящим йогином-отшельником и величайшим поэтом средневекового Тибета, со всеми внешними и внутренними атрибутами этого образа жизни. Миларепа стал знаменитым благодаря Ваджрным песням (Доха), спонтанно создаваемым для передачи просветленного опыта.

Детство

История жизни Миларепы достаточно известна. После смерти отца родственники по линии дяди захватили все имущество семьи Миларепы и ввергли его мать-вдову в большую нужду. Мать была так разгневана случившимся, что под угрозой самоубийства принудила юного Миларепу отомстить и для этого пойти учиться колдовству, поскольку тот еще не был в состоянии сражаться один с врагами при помощи меча. Однажды, еще будучи подростком, Миларепа сумел обрушить крышу дома, умертвив при этом 35 родственников- врагов своей матери. Мать была довольна. Но сам мальчик был потрясен содеянным и горячо раскаивался. С тех пор он потерял покой, потому что сразу осознал тяжесть содеянного и представил, какие его ждут впереди тяжелейшие времена, которые обернуться адом параноидальных страданий после смерти, если еще в этой жизни он не очистится и не достигнет Просветления. Но, чтобы прийти к Просветлению за одну жизнь, ему предстояло сделать невероятное: найти мастера, у которого имелись бы такие мощные средства; убедить учителя передать ему эти поучения; наконец, он должен был практиковать с невиданным усердием, поскольку причиненное им страдание было исключительно велико, а времени на очищение убывало с каждым днем.

Ученик Марпы

Миларепа отправился в путь. Он пришел к одному учителю, который дал ему посвящение со словами: «Если ты будешь использовать практику по утрам, то достигнешь Просветления во второй половине дня; если будешь делать ее во второй половине дня, то просветлеешь вечером». Миларепа подумал про себя: «Хорошо, у меня, значит, достаточно времени», - и лег спать. Лама застал его при этом, разбудил и сказал: «Очевидно, я не обладаю необходимой связью, чтобы дать тебе мотивацию, но в своей медитации я почувствовал, что учитель по имени Марпа действительно может помочь тебе». Услышав имя Марпы, Миларепа чуть не потерял сознание от чувства преданности и тут же отправился к нему. Когда он его встретил, Марпа как раз собирался вспахать участок земли, чего не делал уже много лет. Миларепа не узнал его и осведомился, может ли тот привести его к Марпе, на что получил ответ: «Я представлю тебя ему, но прежде ты должен будешь вспахать это поле. Вот чанг (пиво) для тебя». Миларепа вспахал все поле и выпил все пиво - добрый знак того, что он воспримет сразу все поучения.

Ученичество Миларепы у Марпы было ничем иным, как страданием. Но представление о том, что после смерти с впечатлением от 35 умерщвленных им людей в уме он придет в состояние мании преследования, давало ему мотивацию переносить всё. Он не знал никого другого, кто, как Марпа, имел средство, способное привести к Просветлению за одну жизнь. Большая часть очищения проходила по одному и тому же образцу. Марпа просил его построить дом особенной формы и обещал дать ему учения после того, как все будет готово. Миларепа работал как вол, живот и спина его были в ранах от перетаскивания камней. И вот проходит мимо Марпа и спрашивает: «Что ты здесь делаешь?» Миларепа в ответ: «Я строю для тебя дом, и ты обещал мне дать после этого освобождающие поучения». Марпа: «Но этот дом ужасен. Я, наверное, был пьян, когда заказывал его. Снеси его, отнеси камни туда, где взял, и построй новый дом - вон там. Тогда получишь поучения, которые хотел».

Таким мучительным и изнурительным образом, через строительство и снос четырех домов (строившихся в форме символов четырех Будда-активностей) проходило внешнее, а через разочарования - внутреннее очищение Миларепы. Последние строения - огромный зал и одиннадцатиэтажная башня - стоят в Тибете до сих пор. Это Секхар Гуток "девятиэтажный дом для сына" , легендарная башня, которую Марпа (1012-1097) поручил построить Миларепе (1040-1123) для своего сына. Местность располагается в Лодраке (Lhodrak) южном районе Тибета , севернее границы с Бутаном (фото 2,3).

Особенно болезненно воспринимался Миларепой тот факт, что к Марпе отовсюду приходило много учеников, которые получали высокие поучения и посвящения, в то время как самого Миларепу все время выставляли за дверь. Дагмема , жена Марпы, дополняла его деятельность, то и дело пытаясь помочь Миларепе попасть на посвящения. Он становился тогда доверчивым и открытым, и тем болезненней был очередной вылет за дверь. Находясь между этими двумя полюсами, Миларепа развивался очень быстро. Так прошло несколько лет. И вот однажды, в совершенно обыденной ситуации, Марпа сказал: «Великий йогин должен прийти. Сегодня он - главный гость». Вместе с Дагмемой он приветствовал Миларепу и дал всю передачу «тела, речи и ума». Он преобразовал вибрации своего тела из плотной материи в световую энергию, и Миларепа увидел совершенно ясно круги силы Будды в пяти центрах Марпы. Затем тот замуровал Миларепу для медитации в пещере. Миларепа проделал там подготовительные упражнения, во время чего имел важные, основополагающие опыты роста ясности в уме.

Затем он получил дальнейшие поучения от Марпы. Но вот однажды ему приснился сон - настолько яркий, что он забыл про все остальное. Он увидел родительский дом с обвалившейся крышей, повсюду бегали мыши, а его мать лежала мертвая на полу. Не отдавая себе отчета в том, что он делает, он прорвался сквозь стену и помчался к Марпе. Он влетел в комнату, когда Марпа еще спал. Лучи солнца упали прямо ему на лицо, а Дагмема в этот момент внесла еду. Марпа объяснил ему тогда: «Еда и лучи солнца означают, что все у тебя будет цвести. Ты будешь способен нести поучения дальше. Но то, что ты застал меня спящим, означает, что мы больше не увидимся в этой жизни». Все мысли Миларепы были о матери, и он тогда не смог толком уяснить сказанное ему учителем. Марпа велел ему остаться еще на несколько дней и дал точные указания, когда и при каких знаках развертывать определенные свитки с текстами. После этого он разрешил ему идти. Прибыв домой, Миларепа обнаружил все таким, каким видел во сне. Он сел в отчаянии и стал бродить взглядом по вещам в родном доме, как вдруг заметил, что сидит на костях своей матери. Понимание всеохватывающего непостоянства пронзило ему сердце. И он поклялся сосредоточиться исключительно на работе с умом и не позволять ничему удерживать себя. Миларепа нашел подходящую пещеру и продолжил практику. Его усердие было так велико, что он не находил времени даже позаботиться о еде и питался только крапивой, росшей в изобилии вокруг его пещеры. Из-за этого за годы цвет его кожи стал зеленым, и охотники, проходившие мимо, принимали его за привидение. Силой своей преданности и медитации Миларепа реализовал все освобождающие качества и достиг Просветления. Так как у него очень рано открылся речевой центр, его опыты выливались в форме красивых песен. Многие достигали того же уровня реализации, что и он, но способность так вдохновенно излагать Учение сделала его опыт Просветления легко перенимаемым.

Шесть йог Наропы

Его главной практикой были Шесть йог Наропы , и в особенности Йога внутреннего тепла . Затем, когда Просветление было достигнуто, Миларепа облачился в белые хлопковые одежды одинокого йогина и отправился странствовать по горам и селениям Страны снегов.

Великий йогин и поэт

В пути ему встречались люди, которым он, при помощи разных искусных средств, показывал ценность духовного пути. Обладая высшими и обычными йогическими совершенствами, он показывал чудеса и открывал сердца людей песнями о природе всего сущего. Слава его постепенно распространилась по всему Тибету. Многие приходили к Миларепе за поучениями, некоторые ученики странствовали вместе с ним, причислив себя к (тиб.) «репа» – носителям хлопковых одежд. Его письменное наследие «Сто тысяч песен Миларепы» по праву считается жемчужиной тибетской литературы. Великий поэт и знаменитый йогин, славный своими сверхъестественными способностями (его часто видели совершающим полеты с горы на гору, и помимо этого он совершал еще десятки чудес), навсегда вошел в историю Тибета. До сих пор пещеры, где он медитировал, оставлял в камне отпечатки своих рук и ступней, места, бывшие свидетелями его вдохновенных спонтанных песнопений и полётов в воздухе, являются объектами благоговейного почитания паломников.



  • Разделы сайта