Как развивать мышцы у ребенка. Развитие мышц у ребенка. Исследование мышечной системы ребенка

Развитие мышечных групп у детей неравномерное. У ребенка первых лет жизни развиваются крупные мышцы плеча и предплечья, с 6--7 лет -- мелкие мышцы кистей, отвечающие за тонкие координированные движения рук. Деятельность детей в разные возрастные периоды направлена на развитие движений, которые помогают приспособиться к окружающему миру. До 5--6 лет -- это развитие общих двигательных умений, после 5--6 лет -- развитие тонкой координации: письмо, лепка, рисование. С 8--9 лет происходит дальнейшее нарастание объема мышц вследствие постоянной деятельности мышц рук, ног, спины, плечевого пояса, шеи. В конце периода полового развития отмечается прирост объема мышц не только рук, но и спины, плечевого пояса и ног.

У детей дряблость мышц, недостаточность их развития наблюдают при нарушении питания, малых физических нагрузках, тяжелом заболевании. Атрофия мышц имеет место при невритах, полимиозите, гемартрозах, ревматоидном артрите. Увеличение собственно мышц отмечается при регулярных занятиях спортом. О развитии мышц можно судить по положению лопаток, форме живота. В норме живот втянут вовнутрь или слегка выступает за уровень грудной клетки, лопатки подтянуты к грудной клетке. При обильном отложении подкожного жирового слоя измеряют его толщину, после чего судят об истинном развитии мышц. При внешнем осмотре всегда определяют симметричность развития мышц. При гемофилии (на фоне гемартрозов суставов), одностороннем параличе или другом поражении мышц наблюдается асимметрия их развития.

Общее снижение мышечного тонуса наблюдается при рахите, длительных заболеваниях, недостаточной физической нагрузке, истощении. Мышечное истощение (общее или местное) может быть диагностировано при проведении измерения симметричных окружностей (ног, рук). Мышечные асимметрии чаще наблюдают при врожденных недоразвитиях групп мышц, при травматических поражениях конечностей, заболеваниях центральной и периферической нервной системы.

Тонус мышц ребенка оценивают при осмотре его позы, конечностей. У недоношенных детей мышечный тонус снижен, поэтому в положении лежа на животе на руке исследователя конечности у них довольно свободно свисают. У доношенного новорожденного тонус мышц-сгибателей повышен. По мере овладения статомоторными навыками повышенный тонус сгибателей исчезает. Если у ребенка любого возраста имеется повышенный или пониженный тонус с правой или левой стороны, это свидетельствует о патологии.

При выявлении сниженного или повышенного тонуса с одной или двух сторон используют некоторые приемы обследования. Например, для проверки тонуса ребенку, лежащему на спине, осторожно разгибают согнутые нижние конечности, прижимая их к столу. Когда исследователь отнимает свои руки от ребенка, ноги его сразу же возвращаются в исходное положение. При снижении тонуса полного возврата не будет. Есть еще один прием. Обхватив туловище ребенка руками, исследователь поворачивает его вниз головой. При нормальном тонусе голова располагается в одной вертикальной плоскости с туловищем, руки слегка согнуты, а ноги немного вытянуты. Если тонус мышц снижен, то голова и ноги располагаются вертикально. Если тонус повышен, руки и ноги усиленно согнуты, голова запрокинута назад.

Нарушения мышечного тонуса у детей раннего возраста чаще всего связаны с повреждением в родах центральной нервной системы, в грудном и старшем возрасте причиной могут быть нейроинфекции, травмы черепа, острые и хронические нарушения питания или водно-солевого обмена, недостаток витамина D.

Для различных видов спорта существует допустимый возраст для занятий:

В 7--8 лет допускаются занятия спортивной, художественной гимнастикой, горными видами лыжного спорта, фигурным катанием на коньках.

С 9 лет разрешаются занятия на батуте, биатлон, лыжное двоеборье, прыжки с трамплина, шахматы.

В 10 лет разрешается начать занятия волейболом, баскетболом, борьбой, академической греблей, ручным мячом, фехтованием, футболом, хоккеем. В 11 лет рекомендуется начать заниматься греблей на байдарках, конькобежным спортом, легкой атлетикой, санным, стрелковым спортом.

В 12 лет -- бокс, велосипед.

В 13 лет -- тяжелая атлетика. В 14 лет -- стендовая стрельба.

.J Рост мышц после рождения. Еще в первой половине внутриутробного периода развития мышцы приобретают прису­щую им форму и гтруктур^ В дальнейшем их длина и толщина быстро увеличиваются. Они растут в длину соответственно с рос 1 том костей скелета путем удлинения мышечных волокон и особен-но~сухджилии, при помощи которых"мышцы прикрепляются к кос-тям"Ро^т~в толщину в небольшой степени происходит за счет образоваш1я_1швых_воло1^он из находящихся в мышцах остатков "первичной мышечной ткани. Однако в основном (примерно на 90%) рост в толщину происходит путем увеличения диаметра во­локон^ У новорожденных он не превышает 10-15 тысячных долей "миллиметра, а к 3-4 годам увеличивается в 2-2,5 раза. В после­дующие годы диаметр мышечных волокон в значительной степени зависит от индивидуальных~осооецн6стёй организма, и главным образом от двигательной активности.

У новорожденного на долю мышц приходится 20-22% веса.всего тела, т. е. примерно вдвое меньше, чем у взрослого челЬвека, муску^гатура которого чаще всего составляет 35-45% веса тела. Следовательно, за весь период от рождения до взрослого состояния увеличение веса мускулатуры должно быть вдвое более" интен­сивным, чем увеличение общего веса тела. Однако первое время, пока ребенок не начал ходить, мышцы растут даже медленнее, чем


^^им^пргяничм р. прдпм^ Так, за первые 4 месяца жизни общий вес тела увеличивается вдвое, а вес мышц возрастает только на 60% и составляет 16% веса тела. С конца первого года жизни", под-влиянием тренировки, рост мышц постепенно становится более ин­тенсивным^ и к 6 годам на долю мышц снова приходится около 22% общего веса тела, а к 8 годам-27°/о. Особенно интенсивно "растут мышцы в период от 14-15 до 17-18 лет. Так, на долю мышц приходится в 14 лет в среднем,30^_,веса тела, а в 18- 20 лет-40%.

" развитие движений. К появлению на свет двигательный аппа­рат у ребенка достаточно развит, чтобы выполнять целый ряд про­стейших движений.

Способность мышц сокращаться появляется еще раньше - уже к концу второго месяца внутриутробной жизни. Постепенно разви­вается мышечный тонус, причем в период внутриутробного разви­тия и в грудном возрасте тонус мышц сгибателей преобладает над тонусом мышц разгибателей, что имеет значение для сохранения естественного положения тела в матке (рис. 17).

К концу третьего месяца человеческий плод в ответ на прикос­новение к кисти может сжать пальцы в кулак. Еще через месяц начинают изредка появляться еле заметные и очень медленные со­кращения мышц туловища и конечностей, главным образом разги­бателей. Это так называемые шевеления. Постепенно они становят­ся более частыми и настолько выраженными, что беременная женщина ясно их ощущает. Задолго до рождения появляются дыха­тельные движения, выражающиеся в небольшом попеременном увеличении и уменьшении объема грудной клетки, а также глота­тельные и сосательные движения. Элементарная координация дви­жений, необходимая для сгибания и разгибания конечностей, для сосательных, глотательных и дыхательных движений, для движе­ний головы, несомненно, появляется еще до рождения. Однако протекают движения крайне медленно.

Уже в первые дни жизни ребенок проявляет большую двига­тельную активность. В основном, это беспорядочные движения конечностей. При положении на животе ребенок поворачивает в сторону головку, затем туловище и, как бы перекатываясь, ложит­ся на спину. Если держать его в вертикальном положении, голов­ка наклоняется вперед, так как ее центр тяжести находится впере­ди точки опоры, т. е. места сочленения черепа с позвоночником, а тонус задних шейных мышц недостаточен, чтобы поддерживать правильное положение головы.

На втором месяце жизни ребенок поворачивает голову в сто­рону света и несколько позднее в сторону звука. В положении на животе он приподнимает голову, а к концу второго месяца, опи­раясь на руки, поднимает не только голову, но и грудь.

Трехмесячный ребенок начинает переворачиваться со спины на живот. Движения его рук постепенно становятся все более разно-


Рис. 19. Появление изгибов позвоночника в связи с сидени­ем и стоянием.

образными. В возрасте 4-5 месяцев они начинают хорошо конт­ролироваться зрением: увидев новый предмет, ребенок протягивает к нему руки, хватает и, как правило, тащит в рот.

К 7 месяцам ребенок хорошо сохраняет сидячее положение, а еще через месяц самостоятельно садится и, держась за различ­ные предметы, поднимается на ноги. Постепенно он начинает пол­зать на четвереньках, а к концу года или в первые месяцы второго года жизни, сначала то и дело падая, а затем все более уверенно ходит по комнате без посторонней помощи.

Освоение вертикального положения туловища или всего тела приводит к ряду существенных изменений в двигательном аппара­те: во-первых, резко повышается тонус и сократительная способ­ность мышц-разгибателей; во-вторых, появляются изгибы почво-_ИПчникП| i^vT-^r"t-"Q гп^гп^гтруют сохранению равновесия, оказывают

пружинящее вл и я нир пра_ хпльбе, беге. -прыжках и облегчают работу мышц при длительном сохранении вертикального положе­ния тела. позвоночник новорожденного по всей длине имеет слабо выраженную выпуклость, обращенную кзади; в его нижней части выпуклость выражена сильнее - это крести.пвп-к.опчикпвы.й изгиб. Шейный изгиб начинает образовываться к концу второго месяца, когда тонус задних шейных мышц увеличивается и ребенок начи­нает сначала поднимать головку в положении лежа на Животе, а затем держать ее при вертикальном положении туловища. Обра­щенная вперед выпуклость шейной части позвоночника становится хорошо выраженной значительно позднее, когда ребенок самостоя­тельно и подолгу сохраняет позу сидения. Одновременно бпгтрр пт-_четливо выявляется обращенная назад выпуклость средней части дозвоночника - грубной изгиб. Застое положение сидя и~оСо"оен-но стоя способствует образованию поясничного изгиба, обращен-

ного выпуклостью вперед. Обычно этот изгиб становится заметным лишь на 2-м году жизни (рис. 19).

У детей дошкольного возраста изгибы еще только формируют­ся и в сильной степени зависят от положения тела. После длитель­ного лежания, например после ночного сна, шейный изгиб и осо­бенно поясничный могут совершенно исчезать, вновь появляясь и усиливаясь к концу дня под влиянием сидения и ходьбы. Даже в младшем школьном возрасте изгибы в течение ночи значительно уплощаются. Изменчивость изгибов постепенно исчезает.

Для детей дошкольного возраста характерна чрезвычайная гибкость туловища, что объясняется большой толщиной и подат­ливостью межпозвоночных хрящей и поздним окостенением эпифизов позвонков. Изгибы позвоночника образуются, а впослед­ствии закрепляются под влиянием давления со стороны верхних частей тела. Направление давления зависит от осанки, т. е. позы при сидении, стоянии и ходьбе.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Клеточное строение и развитие организма

На сайте сайт читайте: "клеточное строение и развитие организма"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Кабанов А. Н. и Чабовская А. П
К-12 Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. Учебник для дошкольных педучилищ. М., «Просвещение», 1969. 288 с илл. Учебник написан по программе

Строение, состав и свойства клеток организма. Еще в
первой половине XIX в. было установлено клеточное строение ор­ганизмов. Основную массу каждой клетки составляет вязкое, по­хожее на слизь полужидкое вещество - цитоплазма. В ней нахо­дится о

Рост и развитие
Закономерности роста и развития. Пропорции тела с воз­растом сильно меняются (рис. 2). У новорожденного высота головы составляет примерно "Л, а у взрослого человека - "/8 длины все

Общий обзор скелета человека
Значение двигательного аппарата. К двигательному ап-парату, или костно-мышечной системе, относятся скелет и скелет­ные мышцы. Скедет.- это твердый остов, от которого, зависи

L->
Соответственные части находятся и в нижней конечности (но­ге) бедро; две кости голени - большая и малая берцовые; стопа, состоящая из костей предплюсны, плюсны и

Свойства и развитие костной ткани
Хрящевая и костная ткани. В процессе развития позво­ночных животных костный скелет появился не сразу. У предков современных позвоночных скелет был хрящевым. У человеческого зародыш

Развитие скелета человека
Скелет новорожденного. Первые островки, или центры, окостенения появляются уже в начале второго месяца внутриут­робного развития, а к моменту рождения они отсутствуют только в кост

Работа мышц
Принцип рычага. Сокращаясь, мышцы выполняют рабо­ту, либо закрепляя положение костей в суставе и делая движение невозможным, либо, наоборот, изменяя их взаимное положение, т. е. пр

Развитие основных свойств двигательного аппарата
Координация движений. Поддержание вертикального положения тела требует хорошо согласованной деятельности поч­ти трехсот больших и малых мышц. Каждая мышца должна сокра­щаться со ст

Развитие правильной осанки
Нормальная осанка. Осанка, т. е. привычная поза при сидении,"стоянии, ходьбе, начинает формироваться с раннего дет­ства. Нормальной, или правильной, считается такая осанка, кото

Общий обзор строения и функций нервной системы
Центральный и периферический отделы. В нервной сис­теме различают центральный и периферический отделы (цв. табл. V). К центральному отделу относятся спинной мозг,

Проведение возбуждения в нервной системе
Возбуждение как ответ на раздражение. Явления, свя­занные с возбуждением, издавна изучались на изолированном нервно-мышечном препарате лягушки, для получения которого ча­ще всего и

Координация функций организма
Рефлекс как реакция всего организма. Поток импульсов, возникший при раздражении зрительных, болевых или других ре­цепторов, поступает в мозг и становится источником согласованной,

Развитие нервной системы
Период новорожденности. Еще за 3 месяца до нормаль­ного срока рождения нервная система плода в достаточной мере развита, чтобы обеспечить функционирование организма в усло­виях вне

Условные рефлексы и их образование
Павловский метод изучения высшей нервной деятель­ности. Издавна возникло представление о том, что чувства, мысли и желания связаны с существованием непознаваемой дури. Счита­лось,

Торможение условных рефлексов
Ь^ Безусловное торможение. В коре больших полушарий," как и в других отделах мозга, возбуждение какого-нибудь одного участка вызывает отрицательную индукцию, т. е. понижение воз­будимости в

Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий
Анализи синтез раздражении. Бесчисленные, непрерыв­но возникающие изменения в окружающей среде и в самом орга­низме, действуя как раздражители на соответствующие рецепторы,. станов

Изучение условных рефлексов у человека
Условнорефлекторный характер высшей нервной деятель­ности человека. Начиная с 1906 г. ученик и последователь И. П. Пав­лова Н. И. Красногорский исследовал у детей пищевые условные

Особенности высшей нервной деятельности детей
Образование первых условныхрефлексов. Высшая нерв­ная деятельность проявляется в образовании условных рефлексов. У недоношенного ребенка можно выработать условные

Развитие речи
Значение речевых компонентов комплексных раздра­жителей. С первых месяцев жизни ребенка окружают люди. Он их видит, слышит человеческую речь, которая очень рано становится условным

Вычленение отдельных признаков раздражителей. При
образовании положительных и отрицательных условных рефлек­сов на несколько сходных комплексных раздражителей проис­ходит процесс вычленения отдельных компонентов или признаков, позволяющих как обоб

Типы высшей нервной деятельности
Классификация типов. Греческий врач Гиппократ, жив­ший в IV в. до нашей эры, писал, что каждого человека на основа­нии особенностей его поведения можно отнести к одному из четы­рех

Сон и его физиологическое значение
р> Сон и бодрствование. Регулярная смена сна и бодр­ствования - необходимое условие нормальной жизнедеятельности человеческого организма. Во время бодрствования повышенная в

Гигиеническая организация сна
Продолжительность сна детей. Дети раннего грудного возраста почти непрерывно спят, просыпаясь только на период кормления. Новорожденный ребенок спит 20-21 час в сутки. В по­следующ

Утомление и борьба с ним
Утомление и усталость. Всякая физическая или умствен­ная работа вызывает целый ряд изменений в состоянии и реак­циях организма. Так, например, снижаются внимание, память, зре­ние и

Режим в дошкольных учреждениях
Основные компоненты режима. Правильный режим - это рациональное и четкое чередование различных видов деятель­ности и отдыха в течение суток, протекание их в определенной, еже­дневн

Гигиенические требования к проведению занятий и игр
Мебель. Для дошкольных учреждений разработана ме­бель (столы и стулья) различных размеров соответственно росту детей. Мебель одного и того же размера может быть использована детьми

Детская нервность
Нарушения высшей нервной деятельности. И. П. Павлов в опытах на собаках остановил, что можно вызвать серьезные на­рушения высшей нервной деятельности, если применять чрезмерно силь

Общие закономерности функций анализаторов
, . Анализ раздражении. Деятельность мозга, направлен­ная на организацию и координацию работы всех органов, а также на ориентировку в окружающей среде, требует точного и непре­р

Кожный анализатор
Значение кожного анализатора. Рецепторы, располо­женные в коже, дают возможность осязать, т. е. ощущать воздей­ствие на кожу раздражителей внешней среды. Через рецепторы кожи челов

Внутренние анализаторы
Информация о собственном теле. Во всех органах су­ществуют различные рецепторы, чувствительные к определенным химическим изменениям, к давлению, растяжению, изменению тем­пературы

Обонятельный и вкусовой анализаторы
Значение обонятельного и вкусового анализаторов. Ре­цепторы обонятельного анализатора расположены в верхней части правой и левой половины носовой полости, занимая общую пло­щадь ок

Ц 36. Строение и развитие глаза
Строение глаза. Периферический отдел зрительного анализатора, иными словами, рецепторы, чувствительные к свету, находятся внутри органа зрения, или глаза (цв. табл. XI), кото­рый р

Дальнозоркость и близорукость
v0 Естественная детская дальнозоркость. У новорожденного роговица и хрусталик более выпуклы, а размер их почти такой же, как у взрослых. В естественных условиях, т. е. в растянут

Восприятие света и цвета
Светочувствительный аппарат глаза. Луч света, прой­дя через оптические среды глаза, пронизывает сетчатку и попадает на ее наружный слой (рис. 51). Здесь находятся рецепторы зри­тел

Пространственное зрение
, ; Бинокулярное зрение/У большинства животных каждый глаз имеет свое отдельное поле зрения. Человек значительную часть полей зрения обоих глаз видит одновременно и правым и ле­вым

Организация занятий, требующих напряжения зрения
Чрезмерное напряжение зрения, если оно часто повторяется, спо­собствует развитию близорукости, а нередко и косоглазия. Поэтому необходимо большое внимание уделять организации такой обста­новки, кот

Значение кровеносной системы
Круговое движениекрови. Кровь, заполняющая сер­дечно-сосудистую систему, находится в непрерывном круговом дви­жении-^ цв. табл. XII).. Роль насосу, перекачивающего

А. кровь 43. состав крови
^ Плазма крови. "Кровь - непрозрачная, красного цвета жидкость, "в которой находится множество мельчайших кровяных Телец, (цв. табл. Х1У>_Жиг1кяд часть крови называется плазм

Возрастные особенности крови
Образование крови у детей. У новорожденных красный костный мозг заполняет не только промежутки между переклади­нами губчатого вещества костей, но и полости внутри диафизов длинных

Воспаление как общая защитная реакция организма
Проникновение в кожу или в любой орган тела посторонних ве­ществ, особенно микробов, а также повреждение при ушибе, ожоге или ранении почти всегда вызывают воспалительную реакцию: к

Иммунитет
« Естественный иммунитет. Иммунитетом называют не­восприимчивость организма к инфекции. Восприимчивость к тому или иному заболеванию неодинакова не только у различн

Сердце и его работа
/) в Строение сердца. Сердце расположено в грудной поло­сти почти по средней линии тела, позади грудины и несколько влево от нее. Верхняячасть сердца, от которой отходят

Возрастные особенности строения и работы сердца
Кровообращение плода. У плода, как и у взрослого человека, имеются два круга кровообращения - большой и ма­лый Однако в период внутриутробного развития снабжение орга­низма кислоро

Движение крови по сосудам
Аргерии,капилляры, вены. По своему строению арте­рии, капилтры и вены сильно отличаются друг от друга (рис. 63). Толстая стенка артерий в основном состоит из гладкой мышечной и упр

Регуляция кровообращения
Обеспечение потребности организма в кислороде. В ор­ганизме, в каждом органе тела, имеются запасы питательных ве­ществ, но нет запасов кислорода. Поэтому доставка кислорода, осущес

Тренировка сердца
Запасные силы сердца. Минутный объем крови, выбра­сываемой сердцем в аорту, резко меняется в зависимости от по­требности организма в кислороде. Так, при быстром беге, при тяжелом ф

Строение органов дыхания
Значение дыхания. Дыханием называется обмен газов Mf^.ny " "р^ччямпм и окружающей средой. ^ человека, как и у всех млекопитающих, этот обмен осуществляется специальны

Дыхательные движения
Jl&C^OUJULfLmfi1&<£^ ^ G^^^Q Вдыхательные и выдыхательны? мышцы. Кровь, прите­кающая к легким, богата углекислотой, но бедна кис

Становление легочного дыхания у новорожденного. Уже
к концу 5-го месяца внутриутробного развития становятся замет­ными слабые дыхательные движения грудной клетки-сначала редкие, а позднее более частые - до 30-40 в минуту. Как извест­но, плод окружен

Значение правильного дыхания
Ритм дыхания. У детей дошкольного возраста дыха­ние, как правило, бывает неравномерным. Меняется ритм дыхания, т. е. чередование вдоха и выдоха не остается постоянным: то вдох коро

Воздушный режим дошкольных учреждений
Микроклимат. Строя жилище, человек создает в нем микроклимат, т. е. местный климат, который характеризуется физи­ческими свойствами воздуха (температура, влажность, ионизаци

Поступление пищи в пищеварительный тракт
Значение пищеварения. Пища содержит такие вещест-вя. которые без прргтнярнтргтт.нг^ nggeTTaDuikH ни мшут ииттнтттШутъ из органов пищеварения r кргя^ При переработке происход

Сроки прорезывания молочных и постоянных зубов
Название зубов Сроки прорезывания зубов молочных постоянньи 6- 8 мес. 7-10 » 14

Переваривание пищи
Павловский метод изучения работы пищеварительных желез. Переваривание заключается в расщеплении сложных частиц белков, жиров и углеводов на такие, которые могли бы, во-первых, прон

Работа органов пищеварения в целом
Согласованность работы. На всем длинном пути пи­щеварительного тракта органы пищеварения работают с удивитель­ной точностью и согласованностью. Достаточно вида, запаха или разговор

Возрастные особенности строения и работы органов пищеварения
Органы пищеварения новорожденного. Органы пище­варения начинают функционировать еще задолго до срока рож-дения. Однако вплоть до конца внутриутробного периода секретор-ная ф

Обмен веществ и энергии в организме
Ассимиляция и диссимиляция. Вещества, поступающие ^_кдетку„ подвергаются сложным нчмрнрнияи превращаясь в ве­щество самой клетки. Это усвоение веществ, уподобление их веще­ствам кл

Энергетическая сторона обмена и нормы питания
Суточная затрата энергии. Затрата энергии человече­ским организмом в сильной степени зависит от условий жизни, ха­рактера и количества выполняемой работы, веса тела, состояния здор

Физиолого-гигиенические основы организации питания
Аппетит. Работа органов пищеварения в значитель­ной мере зависит от желания есть, иными словами от аппетита. Ощущение аппетита связано с повышением возбудимости так на­зываемых пищ

Вскармливание грудных детей
Режим питания в грудном возрасте. Первые месяцы жизни питание ребенка целиком обеспечивается материнским ор­ганизмом. Переход к потреблению обычной пищи происходит постепенно на пр

Организация питания детей от 1 года до 7 лет
Составление меню. К концу 1-го года жизни ребенок привыкает к разнообразной пище и, как правило, может быть пере­веден на общий стол. Первое время дают протертую пищу в виде каш и

Желудочно-кишечные заболевания у детей
Диспепсия. Диспепсия (несварение желудка) проявля­ется у грудных детей в беспокойстве, учащенном стуле, срыгивании или небольшой рвоте. Причиной диспепсии может быть беспорядоч­ное

Гигиена питания
Требования к продуктам питания. Продукты питания, поступающие в детские учреждения, должны быть свежими и доб­рокачественными, без посторонних примесей, не содержать болез­нетворны

Образование мочи
Пути выделения продуктов обмена. Каждая клетка вы­деляет продукты распада, образующиеся в процессе обмена ве­ществ. Они поступают в тканевую жидкость, а оттуда в кровь. Своевременн

Выведение мочи из организма
Мочевыводящиепути. Из почечной лоханки моча по­ступает в мочеточник - полую трубку длиной около 30 см. В стен­ке мочеточника имеются гладкие мышцы. Они перистальтически сокр

Гормональная регуляция функций организма
Значение желез внутренней секреции. Жеде1ами__влу-тренней секррпии нячырятптгп ftprnniii) трп^и^т ткань которых вырабатывает и выделяет в кровь или.пимфл/ биологически атгтгв-ные

Внутренняя секреция растущего организма
Период внутриутробного развития. Вначале внутриут­робное развитие находится под влиянием гормонов материнского организма. Большинство желез внутренней секреции формируется у плода

Мужские и женские половые органы
Строение мужских половых органов. Функция мужских половых, органов-образование и выведение наружу спермато­зоидов. Орган, в котором они образуются, называется семенной же

Строение и функции кожи
Значение кожи. Наружный покров тела, или кожа, защи­щает организм от вредных воздействий окружающей среды, пре­дохраняет от попадания в него жидких или газообразных веществ. В осно

Отдача тепла кожей при разных метеорологических условиях
При повышении температуры воздуха многочисленные сосуды кожи расширяются, и через них протекает большое количество крови. В результате кожа нагревается и отдача тепла в окружаю­щий воздух происходи

Поражения кожи при различных заболеваниях
Причины поражения кожи ребенка. У детей поражения кожи могут возникать при различных заразных и незаразных забо­леваниях. Чем моложе ребенок, тем легче возникают и тяжелее протекаю

Гигиена кожи и одежды
Уход за кожей. Гигиена кожи имеет большое значение для профилактики не только кожных, но и ряда других, особенно желудочно-кишечных, заболеваний. Для ухода за кожей необходи­мо име

Основы закаливания
Значение закаливания. Закаливанием организма на­зывают повышение его устойчивости по отношению к резким коле­баниям температуры и другим метеорологическим условиям. Закаливание дос

Средства закаливания
Воздух помещений. Воздух - наиболее доступное в те­чение всего года средство закаливания даже тех детей, которым по состоянию здоровья другие виды закаливания могут быть про­тивоп

Острые инфекционные заболевания
Корь. Корь - очень заразное заболевание. Ее возбуди­тель - фильтрующийся вирус, очень летучий и маложизнеспособ­ный вне человеческого организма. Больной корью распространяет его во

Хронические заразные заболевания
Туберкулез. Туберкулез - хроническое инфекционное заболевание, течение и исход которого в большой степени зависит от сопротивляемости организма. Основной источник заражения - больн

Ожоги и обморожение
Термические и химические ожоги. Ожоги могут быть вызваны пламенем, кипятком, паром, кислотами, щелочами, неко­торыми медикаментами (ляпис, иод, нашатырный спирт и др.), электрическ

Укусы и попадание в организм инородных тел
Первая помощьпри укусах. В летнее время, в особен­ности за городом, дети нередко подвергаются укусам комаров. На месте укуса появляется припухлость, покраснение, з


Потеря сознания
Обморок. Потеря сознания, вызванная наступившим ма­локровием мозга, называется обмороком. Причиной обморока могут быть усталость, сильное волнение или нервное потрясение, голод, си

Гигиеническое воспитание детей
Привитие детям гигиенических навыков. Гигиеническое воспитание детей имеет целью привитие им гигиенических навыков и сообщение элементарных знаний, обосновывающих эти навыки. Одно

Санитарно-просветительная работа с родителями
Работа с родителями, направленная на повышение гигиенических знаний по уходу и воспитанию детей, должна проводиться в до­школьных учреждениях по специально разработанному плану, в не­обходимых случ

Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста
учебник для дошкольных педучилищ. Редактор А. М. Приданцева. Макет и оформление художника В. И. Преобра­женской. Обложка художника Д. К. Иванова. Цвет

- 79.50 Кб

1.Рост и развитие мышц после рождения.

2.Развитие движений и координация их.

3. Статическая и динамическая работа мышц.

4.Развитие с возрастом силы, скорости и выносливости.

Введение

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша, например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.
Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке. В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.

Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.
Еще одно важное различие у новорожденных -- уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный. Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.
Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать.

1.Рост и развитие мышц после рождения.

Организм ребенка все время находится в процессе роста и развития, которые проходят непрерывно в определенной закономерной последовательности. От момента рождения до взрослого человека ребенок приходит через определенные возрастные периоды. Ребенку в различные периоды жизни свойственны определенные анатомо-физиологические особенности, совокупность которых накладывает отпечаток на реактивные свойства сопротивляемость организма.

Характерной особенностью процесса роста детского организма являются его неравномерность, или гетерохронизм, и волнообразность. С периода новорожденности и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища – в 3 раза, длина руки – в 4 раза, длина ноги – в 5 раз. В зависимости от конкретных условий среды процесс развития может быть ускорен или замедлен, а его возрастные периоды могут наступать раньше или позже и иметь разную продолжительность. Мышцы у новорожденного и ребенка грудного возраста развиты слабо; они составляют около 25% веса его тела, тогда как у взрослого не менее 40-43%. Мышечные волокна значительно тоньше волокон взрослого. Увеличение мышечной массы по мере роста ребенка происходит за счет увеличения объема мышечного волокна и путем увеличения числа мышечных волокон.

У детей первых месяцев жизни отмечается повышенный тонус мышц, так называемая физиологическая гипертония, она связана с особенностями функций центральной нервной системы. Тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей; этим объясняется, что дети грудного возраста, если их распеленать, обычно лежат с согнутыми руками и ногами. Во время сна и сосания тонус мышц несколько снижается при сохранении все же преобладания тонуса сгибателей. Постепенно эта гипертония исчезает.

Сила и тонус мышц у ребенка слабые. Двигательная способность мышц сначала появляется у мышц шеи и туловища, а потом же у мышц конечностей. Развитие мышц верхних конечностей предшествует развитию мышц нижних конечностей; крупные мышцы (плеча, предплечья) развиваются раньше, чем мелкие (мышцы ладони, пальцев). В возрасте 1-3 года ребенок постепенно овладевает основными естественными движениями, свойственными человеку (ходьба, лазание, бросание и т.д.). Своевременное и правильное развитие движений обусловлено развитием центральной нервной системы и находится в прямой зависимости от степени её созревания и функционального совершенствования. Движения укрепляют мышечную систему, способствуют правильному дыханию, пищеварению.

2.Развитие движений и координация их

Формирование двигательной активности ребенка также должно соответствовать возрасту. У новорожденных движения хаотичны, генерализованы, носят атетозоподобный характер, нецеленаправленны, наблюдается мышечная гипертония с преобладанием сгибателей.

После рождения начинает развиваться координация движений. В начале формируется координация мышц глаза (на 2-3-й неделе ребенок начинает фиксировать взгляд на ярких предметах, затем следит за движением предмета, при этом постепенно начинает поворачивать голову вслед ему). К 1,5 месяца ребенок начинает держать головку, потом появляются координированные движения рук. С 3-3,5 месяца ребенок ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяло. Он целенаправленно трогает висящие над собой игрушки, но только с 5 месяцев эти движения начинают напоминать движения взрослых. В 4-5 месяцев ребенок начинает переворачиваться со спины на живот, а затем с живота на спину (5-6 месяцев). В 6 месяцев он сидит самостоятельно. В том же возрасте начинает ползать и к 7-8 месяцам делает это достаточно хорошо. Стоять ребенок может в 8-9 месяцев, затем пробует ходить, к 10-11 месяцам некоторые дети уже ходят. Однако если ребенок начинает ходить позже на 2-3 месяца - это тоже норма. Ходьба вначале не координированная: ручки вытянуты вперед, ножки почти не гнутся в коленях; только к 5-6 годам формируется правильная координация.

Средние сроки и границы развития моторных актов у детей первого года жизни

Движение

Средний возраст овладения

Возможные границы

3-8 недель

4-11 недель

Держание головки

1,5-3 месяца

Направленные движения ручек

2,5-5,5 месяца

Переворачивание

5 месяцев

3,5-6,5 месяца

6 месяцев

5,5-8 месяцев

Ползание

7 месяцев

5-9 месяцев

Произвольное хватание

8 месяцев

5,5-10,5 месяца

Вставание

9 месяцев

6-11 месяцев

Шаги с поддержкой

9,5 месяца

6,5-12,5 месяца

10,5 месяца

8-13 месяцев

11,5 месяца

9-14 месяцев


3 .Статическая и динамическая работа мышц

Работу, связанную с движением, перемещением и сменой позы, называют динамической, а с пребыванием на одном месте, в одной и той же позе – статической. Первый вид работы менее утомителен, чем второй.
При динамической работе внутренняя активность мышц и внешние механические силы не уравновешиваются между собой. Это и обеспечивает процесс движения.
Статической работе свойственно равновесие мышечной силы и силы сопротивления. Поэтому ее еще называют уравновешивающей. Например, стойка по команде «смирно».
Энергия, за счет которой совершается работа органов тела, в конечном итоге превращается в тепло. Динамическую работу характеризуют величиной того тепла, в которое превращается энергия напряжения, или произведением величины напряжения на время его поддержания.
Трудность или легкость работы для человека определяется не только ее механическими или физиологическими характеристиками, но и зависит от исполнителя, его целеустремленности и понимания значения трудовой деятельности.
Условия поддержания работы мышц. Обязательным условием поддержания работы мышц служит регулярное поступление импульсов к мышцам. Это невозможно без их связи с нервной, функциональной активностью эндокринных желез (надпочечников, щитовидной, гипофиза, поджелудочной и т. д.), которые принимают участие в поддержании тонуса центральной нервной системы и использовании углеводов, жиров, белков как энергетических продуктов. Кроме того, работающей мышце нужен приток энергии, источником которой является бескислородный распад сложных органических веществ, поступающих в мышцы. В результате в мышцах образуется молочная, фосфорная кислота и другие вещества. Некоторые из органических продуктов распада затем окисляются до углекислого газа и воды. Поэтому мышца нуждается в регулярном притоке кислорода. Такие продукты распада, как фосфорная кислота, идут на образование веществ, необходимых для работы.
Энергия, не использованная во время работы мышцы, выделяется в виде тепла, в связи с чем работающая мышца согревается и передает тепло всему организму. Если работающих мышц много, то и теплообразование возрастает. Потому к условиям поддержания работы мышц следует отнести нормальную теплоотдачу и достаточную свободу движений (динамичность). Следовательно, для нормальных занятий учащихся в физкультурном зале или во дворе нужна соответствующая форма одежды и соблюдение режима температуры тела.

4.Развитие с возрастом силы, скорости и выносливости

Возрастные закономерности развития моторики. Возрастной физиологией собран огромный фактический материал о возрастных закономерностях развития моторики детей и подростков.

Самые значительные изменения двигательной функции наблюдаются в младшем школьном возрасте. В соответствии с морфологическими данными нервные структуры двигательного аппарата ребенка (спинной мозг, проводящие пути) созревают на самых ранних этапах онтогенеза. В отношении центральных структур двигательного анализатора установлено, что их морфологическое дозревание происходит в возрасте от 7 до 12 лет. Кроме того, к этому времени достигают полного развития чувствительные и двигательные окончания мышечного аппарата. Развитие же самих мышц и их рост продолжаются до 25–30 лет, чем и объясняется постепенное повышение абсолютной силы мышц.

Таким образом, можно сказать, что основные задачи школьного физического воспитания нужно успеть максимально полно решить за первые восемь лет обучения детей в школе, иначе будут упущены самые продуктивные возрастные периоды для развития двигательных возможностей детей.

Период 7-11 лет. Исследования показывают, что школьники в этот период обладают относительно низкими показателями мышечной силы. Силовые и особенно статические упражнения вызывают у них быстрое утомление. Дети младшего школьного возраста более приспособлены к кратковременным скоростно-силовым упражнениям, однако их следует постепенно приучать к сохранению статических поз, что положительно влияет на осанку.

Период 14–17 лет. Этот период характеризуется наиболее интенсивным ростом мышечной силы у мальчиков. У девочек рост мышечной силы начинается несколько раньше. Наиболее ярко эта разница в динамике развития мышечной силы проявляется в 11–12 лет. Максимальный прирост относительной силы, т. е. силы на килограмм массы, наблюдается до 13–14 лет. Причем к этому возрасту показатели относительной силы мышц мальчиков значительно превосходят соответствующие показатели у девочек.

Выносливость. Наблюдения показывают, что дети 7-11 лет имеют невысокий показатель выносливости к динамической работе, однако с 11–12 лет мальчики и девочки становятся более выносливыми. К 14 годам мышечная выносливость составляет 50–70 %, а к 16 годам – около 80 % выносливости взрослого человека.

Довольно интересно, что между выносливостью к статическим нагрузкам и мышечной силой взаимосвязи нет. Вместе с тем уровень выносливости зависит, например, от степени полового созревания. Опыт показывает, что хорошим средством развития выносливости являются ходьба, медленный бег, передвижение на лыжах.

Временем, когда с помощью средств физического воспитания можно поднять уровень двигательных качеств, является подростковый период. Однако следует помнить, что этот период совпадает с биологическими перестройками организма, связанными с половым созреванием. Поэтому от педагога требуется исключительное внимание к правильному планированию физических нагрузок.

Описание работы

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша, например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее.

Развитие мышц у ребенка

.J Рост мышц после рождения. Еще в первой половине внутриутробного периода развития мышцы приобретают прису­щую им форму и гтруктур^ В дальнейшем их длина и толщина быстро увеличиваются. Они растут в длину соответственно с рос 1 том костей скелета путем удлинения мышечных волокон и особен-но~сухджилии, при помощи которых"мышцы прикрепляются к кос-тям"Ро^т~в толщину в небольшой степени происходит за счет образоваш1я_1швых_воло1^он из находящихся в мышцах остатков "первичной мышечной ткани. Однако в основном (примерно на 90%) рост в толщину происходит путем увеличения диаметра во­локон^ У новорожденных он не превышает 10-15 тысячных долей "миллиметра, а к 3-4 годам увеличивается в 2-2,5 раза. В после­дующие годы диаметр мышечных волокон в значительной степени зависит от индивидуальных~осооецн6стёй организма, и главным образом от двигательной активности.

У новорожденного на долю мышц приходится 20-22% веса.всего тела, т. е. примерно вдвое меньше, чем у взрослого челЬвека, муску^гатура которого чаще всего составляет 35-45% веса тела. Следовательно, за весь период от рождения до взрослого состояния увеличение веса мускулатуры должно быть вдвое более" интен­сивным, чем увеличение общего веса тела. Однако первое время, пока ребенок не начал ходить, мышцы растут даже медленнее, чем


^^им^пргяничм р. прдпм^ Так, за первые 4 месяца жизни общий вес тела увеличивается вдвое, а вес мышц возрастает только на 60% и составляет 16% веса тела. С конца первого года жизни", под-влиянием тренировки, рост мышц постепенно становится более ин­тенсивным^ и к 6 годам на долю мышц снова приходится около 22% общего веса тела, а к 8 годам-27°/о. Особенно интенсивно "растут мышцы в период от 14-15 до 17-18 лет. Так, на долю мышц приходится в 14 лет в среднем,30^_,веса тела, а в 18- 20 лет-40%.

" развитие движений. К появлению на свет двигательный аппа­рат у ребенка достаточно развит, чтобы выполнять целый ряд про­стейших движений.

Способность мышц сокращаться появляется еще раньше - уже к концу второго месяца внутриутробной жизни. Постепенно разви­вается мышечный тонус, причем в период внутриутробного разви­тия и в грудном возрасте тонус мышц сгибателей преобладает над тонусом мышц разгибателей, что имеет значение для сохранения естественного положения тела в матке (рис. 17).

К концу третьего месяца человеческий плод в ответ на прикос­новение к кисти может сжать пальцы в кулак. Еще через месяц начинают изредка появляться еле заметные и очень медленные со­кращения мышц туловища и конечностей, главным образом разги­бателей. Это так называемые шевеления. Постепенно они становят­ся более частыми и настолько выраженными, что беременная женщина ясно их ощущает. Задолго до рождения появляются дыха­тельные движения, выражающиеся в небольшом попеременном увеличении и уменьшении объема грудной клетки, а также глота­тельные и сосательные движения. Элементарная координация дви­жений, необходимая для сгибания и разгибания конечностей, для сосательных, глотательных и дыхательных движений, для движе­ний головы, несомненно, появляется еще до рождения. Однако протекают движения крайне медленно.

Уже в первые дни жизни ребенок проявляет большую двига­тельную активность. В основном, это беспорядочные движения конечностей. При положении на животе ребенок поворачивает в сторону головку, затем туловище и, как бы перекатываясь, ложит­ся на спину. Если держать его в вертикальном положении, голов­ка наклоняется вперед, так как ее центр тяжести находится впере­ди точки опоры, т. е. места сочленения черепа с позвоночником, а тонус задних шейных мышц недостаточен, чтобы поддерживать правильное положение головы.

На втором месяце жизни ребенок поворачивает голову в сто­рону света и несколько позднее в сторону звука. В положении на животе он приподнимает голову, а к концу второго месяца, опи­раясь на руки, поднимает не только голову, но и грудь.

Трехмесячный ребенок начинает переворачиваться со спины на живот. Движения его рук постепенно становятся все более разно-


Рис. 19. Появление изгибов позвоночника в связи с сидени­ем и стоянием.

образными. В возрасте 4-5 месяцев они начинают хорошо конт­ролироваться зрением: увидев новый предмет, ребенок протягивает к нему руки, хватает и, как правило, тащит в рот.

К 7 месяцам ребенок хорошо сохраняет сидячее положение, а еще через месяц самостоятельно садится и, держась за различ­ные предметы, поднимается на ноги. Постепенно он начинает пол­зать на четвереньках, а к концу года или в первые месяцы второго года жизни, сначала то и дело падая, а затем все более уверенно ходит по комнате без посторонней помощи.

Освоение вертикального положения туловища или всего тела приводит к ряду существенных изменений в двигательном аппара­те: во-первых, резко повышается тонус и сократительная способ­ность мышц-разгибателей; во-вторых, появляются изгибы почво-_ИПчникП| i^vT-^r"t-"Q гп^гп^гтруют сохранению равновесия, оказывают

пружинящее вл и я нир пра_ хпльбе, беге. -прыжках и облегчают работу мышц при длительном сохранении вертикального положе­ния тела. позвоночник новорожденного по всей длине имеет слабо выраженную выпуклость, обращенную кзади; в его нижней части выпуклость выражена сильнее - это крести.пвп-к.опчикпвы.й изгиб. Шейный изгиб начинает образовываться к концу второго месяца, когда тонус задних шейных мышц увеличивается и ребенок начи­нает сначала поднимать головку в положении лежа на Животе, а затем держать ее при вертикальном положении туловища. Обра­щенная вперед выпуклость шейной части позвоночника становится хорошо выраженной значительно позднее, когда ребенок самостоя­тельно и подолгу сохраняет позу сидения. Одновременно бпгтрр пт-_четливо выявляется обращенная назад выпуклость средней части дозвоночника - грубной изгиб. Застое положение сидя и~оСо"оен-но стоя способствует образованию поясничного изгиба, обращен-

ного выпуклостью вперед. Обычно этот изгиб становится заметным лишь на 2-м году жизни (рис. 19).

У детей дошкольного возраста изгибы еще только формируют­ся и в сильной степени зависят от положения тела. После длитель­ного лежания, например после ночного сна, шейный изгиб и осо­бенно поясничный могут совершенно исчезать, вновь появляясь и усиливаясь к концу дня под влиянием сидения и ходьбы. Даже в младшем школьном возрасте изгибы в течение ночи значительно уплощаются. Изменчивость изгибов постепенно исчезает.

Для детей дошкольного возраста характерна чрезвычайная гибкость туловища, что объясняется большой толщиной и подат­ливостью межпозвоночных хрящей и поздним окостенением эпифизов позвонков. Изгибы позвоночника образуются, а впослед­ствии закрепляются под влиянием давления со стороны верхних частей тела. Направление давления зависит от осанки, т. е. позы при сидении, стоянии и ходьбе.

Особенности развития мышц у детей.

Мышцы играют большую роль в развитии организма. Они способствуют выполнению различных движений, защищают организм.

В развитии мышц выделяют несколько значимых возрастов. Один из них - 3-4 года. В этот период диаметр мышц увеличивается в 2-2,5 раза, про­ исходит дифференциация мышечных волокон. Строение мышц, характерное для детей четвертого года, сохраняется без существенных изменений до шести­ летнего возраста. Мускулатура по отношению к общей массе тела и мышечная сила у ребенка в 3-4 года еще недостаточно развиты. Кистевая динамометрия (правая рука) в четыре года у мальчиков всего 4,1 кг, а у девочек - 3,8 кг. Круп­ ная мускулатура в своем развитии преобладает над мелкой. Поэтому детям лег­ че даются движения всей рукой. Но постепенно совершенствуются движения кистью, пальцами.

В процессе роста и развития разные группы мышц развиваются неравно­ мерно. Масса нижних конечностей по отношению к массе тела увеличивается интенсивнее, чем масса верхних конечностей.

Характеристикой функционального созревания мышц служит мышечная выносливость. Считается, что ее увеличение у детей среднего дошкольного возраста наибольшее по сравнению с другими возрастами. За счет роста диа­ метра мышечных волокон и увеличения их числа возрастает мышечная сила. Сила кисти правой руки за период от 4 до 5 лет увеличивается в следующих пределах: у мальчиков от 5,9 до 9 кг, у девочек от 4,8 кг до 8,3 кг.

В шесть лет у ребенка наступает следующий этап в развитии мышц. В этот период хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относи­ тельно легко выполняют задания в ходьбе, беге, прыжках, известные трудности возникают при выполнении упражнений, связанных с мелкой моторикой мышц.

Развитие силы, ловкости, выносливости - залог здоровья ребенка.

Физическое воспитание в детском саду предусматривает охрану и укреп­ ление здоровья, полноценное физическое развитие, и направлено оно на свое­ временное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений. Потребность в движениях, двигательная активность, проявляемая ребенком, физиологически обоснована, она вызывает положительные изменения в его фи зическом и психическом развитии, в совершенствовании всех функциональных систем организма (сердечно-сосудистой, мышечной и т. д.).

Многих врачей, физиологов, педагогов, специалистов по физкультуре и спорту волнуют вопросы развития детского организма, сохранения, укрепления здоровья детей в наши дни. Современные исследования показывают, что наря­ду с другими отклонениями в физическом развитии, многие дети страдают не­ достаточно развитой мускулатурой тела, имеют слабую мышечную систему, а это влечет за собой изменения механизмов терморегуляции, органов дыхания, нарушения правильного функционирования сердечно-сосудистой системы, ве­ гетативных функций и др. Именно недостаточное развитие мышц приводит к нарушению осанки. И это наблюдается довольно часто у подрастающего поко­ ления, поэтому важно найти решение этой проблемы путем развития у детей такого двигательного качества, как сила.

С ростом ребенка под воздействием окружающих его взрослых быстро расширяется круг доступных движений, при этом время появления и дальней­шего совершенствования двигательного умения обусловлено уровнем развития двигательного качества, без которого оно не может быть выполнено. Связь эта взаимная. Чем шире, богаче арсенал движений, тем легче ребенку добиться умений в двигательной деятельности. Для двигательных качеств характерно то, что каждое из них может проявляться в разных движениях, но иметь один и тот же показатель. Сила является одним из основных двигательных качеств, она указывает на состояние мышечной системы ребенка, способствует развитию других двигательных качеств. Невозможно развивать выносливость, быстроту у ребенка со слабо развитыми мышцами.

Развитие силы происходит под влиянием постоянных упражнений, что уменьшает вероятность появления у детей ошибок в технике движений. Работа над ее развитием расширяет диапазон двигательных возможностей детей, со­ вершенствует их координационные способности. По мнению Л. А. Орбели, «очень важно с первых лет развития использовать свой мышечный аппарат и соответствующие ему центральные образования для того, чтобы не привыкать к трафаретным, ограниченным формам движения, которые создаются в комнат­ ной обстановке нашей культурной жизни, а иметь возможность тренировать все естественные способности, которые природой заложены».



  • Разделы сайта