Аренда футбольной площадки. Какие услуги предоставляются нами? The Base в Бумажном проезде

Стиль – это магистральное направление, имеющее характерные черты, объединяющее разные школы и мастеров.

Острое соперничество между мастерами каратэ и их учениками, пытавшимися доказать превосходство своего наставника или школы, привели к быстрому развитию новых, современных стилей каратэ, которых в мире сегодня насчитывается несколько десятков.

  • Сёто кан,
  • Кёкусинкай,
  • Сито рю,
  • Годзю рю,
  • Вадо рю.

Одним из ведуших и классических стилей в мире является

Создан он в 30-е годы XX века мастером Гитином Фунакоси (1869-1957). Большой вклад в развитие данного стиля внесли также мастера Йоситака Фунакоси, Масатоси Накаяма, Сигеру Эгами, Генсин Хироноси, Исао Обата, Ногути Хироси.

Техника сёто кан

В основе стиля лежит техника староокинавского стиля Сюри тэ, для которого были характерны приемы боя на близкой дистанции и удары ногами, наносимые преимущественно на нижнем уровне. Фунакоси и его ученики дополнили стиль многими современными техническими приемами и ввели спортивный раздел каратэ до.

Преимущества

Сёто кан отличается преимущественно линейным приложением силы, поскольку кратчайший путь к цели – прямая, что контрастирует, к примеру, с Годзю рю, изобилующим круговыми движениями.

  • Низкие, широкие, прочные стойки.
  • Переходы динамичные и четкие.
  • Мощные и энергичные движения.
  • Удары идут от бедра.
  • Блоки жесткие, движения экономные: быстрота и максимальная эффективность при минимуме средств.
  • В защите – надежность и сила блока.
  • Основное оружие – мощные реверсивные прямые удары руками, удары в выпаде, резкие удары ногами по среднему уровню в корпус, подбивы под опорную ногу или под обе ноги.

Важное место в системе тренинга Сёто кан каратэ до, наряду с кихон и кумитэ, занимают формальные упражнения – ката. Этот стиль вобрал и органично объеденил в себе легкие и подвижные ката Сёрин рю: Хэйян, Бассай, Канку, Эмпи, Гангаку и более «тяжелые» и «силовые» ката Сэрей рю: Тэкки, Дзюттэ, Хэнгэтсу, Дзион.

Виднейшие мастера стиля

Гима Макото, Йоситака Фунакоси, Накаяма Масатоси, Канадзава Хирокэзу, Нисияма Хидэтака, Эноэда Кэйносукэ, Асано Сиро, Миками Такаюки, Казэ Тайдзи, Окадзаки Тэруюки, Оти Хидэо, Миядзаки Тору, Кавасоэ Масао, Сираи Хироси, Касуя Хитоши, Танака Масахика, Осима Цутому, Асаи Тецухико, Танака Такэнори, Абэ Кейго, Сугимура.

КЁКУСИНКАЙ (Союз искателей абсолютной истины)

Cоздан мастером Масутацу Оямой (1923-1994), выходцем из Кореи. В 1954 году был открыт первый додзё Кёкусинкай, где возрождалась древняя традиция боевых искусств в условиях новейшего времени. Реформы Оямы состояли прежде всего в возврате к изначальной, традиционной системе обучения.

Техника КЁКУСИНКАЙ

Техника Кёкусинкай внешне похожа на технику Годзю рю.

Базовая техника включает в себя:

  • изучение стоек,
  • перемещений,
  • ударов,
  • блоков,
  • комбинаций (рэнраку),
  • формальных упражнений.

Практикуются непрерывные спарринги, направленные на развитие автоматизма и выносливости, жесткие спарринги в полный контакт, поединки с несколькими противниками одновременно. Большое внимание уделяется разбиванию твердых предметов руками и ногами (тамэсивари), закалке ударных поверхностей. Причем тамэсивари рассматривается как способ активной медитации, позволяющий сконцентрировать энергию и волю для преодоления психологического барьера.

Прямой удар в кёкусинкай наносится не от бедра, а от груди. Техника ног включает расширенный арсенал приемов, в том числе много подсечек с обманными движениями. Стиль предъявляет высокие требования к ученикам, отличается серьезной атлетической подготовкой и суровой дисциплиной.

Ката, изучаемые в кёкусинкай каратэ: Тайкеку 1-3, Пинан 1-5, Сантин, Тэнсе, Цуки но ката, Янцу, Сайфа, Гэкисай дай, Гэкисай сё, Сэйэнтин, Канку, Суси хо, Га рю, Сэйпай. Дополнительно изучаются Ура тайкеку 1-3, Ура пинан 1-5, Кихон ката 1-2.

Виднейшие мастера стиля

Мацуи Шокей, Ояма Сигеру, Стив Арнейл, Н. Рояма.

СИТО РЮ (Школа Итосу (Сюри тэ) и Хигаонны (Наха тэ)

Один из крупнейших стилей японского каратэ до. Создан в середине 30-х годов XX века другом Фунакоси – Мабуни Кэнва (1889-1957), который назвал стиль по начальным иероглифам имен своих учителей: Итосу и Хигаонно.

Стиль СИТО РЮ

Стиль этот представляет собой нечто среднее между окинавскими стилями и Сётоканом, отличается жесткостью, большой мощью, резкостью и предельной концентрацией движений.

Ката, изучаемые в Сито рю: Пинан 1-5, Бассай дай, Косокун дай, Кусянку, Сотин, Чинто, Чинтэ, Нисэйси, Мацукадзэ, Унсу, Сайфа, Сэйпай, Сэйсан, Тэнсе и другие. Всего в стиле насчитывается более 50 ката.

Виднейшие мастера стиля

Ивата Мандзо, Кеней Мабуни.

ГОДЗЮ РЮ (Сила и мягкость)

Стиль создан на базе окинавского Наха тэ и китайского цюань шу учеником мастера Канре Хигаонно – Тедзюном Мияги (1888-1953) в 1928 году. В технике Годзю рю ярко выражены китайские корни. Слово «Годзю» представляет собой японский перевод китайского идиоматического выражения, состоящего из двух слов противоположного значения: «го» (твердое) и «дзю» (мягкое).

Техника ГОДЗЮ РЮ

Будучи человеком физически очень сильным, Мияги в своем стиле сделал основной упор на силу, жесткость. Однако в стиле четко выделяется хорошее сочетание резких и плавных действий. От «го» до «дзю» и от «дзю» до «го» должна быть свобода и легкость в чередовании движений. Когда противник атакует вас началом «го», то необходимо встретить его началом «дзю».

Если соперник противостоит началом «дзю», нужно встречать его началом «го» и сбивать с ног. Здесь жесткое начало «го» символизирует боевые искусства, а мягкое начало «дзю» – дзенскую медитацию.

Стиль

Как правило в Годзю рю атака не пресекается эквивалентным по жесткости блоком.

Его характерные черты:

  • высокие стойки,
  • медленные,
  • «тяжелые движения»,
  • мощные удары.

Стиль этот не так красив, как Сётокан, но более эффективен.

Ученик Мияги, Ямагути Гоген, ставший преемником учителя, в 1935 году организовал общенациональную организацию Годзю рю, объединившую множества школ по всей Японии. Он ввел в практику обучения методику парной работы: дзию кумитэ (свободный поединок).

В мае 1950 года Ямагути реформировал свою организацию, назвав ее «Каратэ до Годзю кай».

Базовые формы ГОДЗЮ РЮ

Базовыми формами Годзю рю являются ката Сантин и Тэнсё, так как они демонстрируют и «го» и «дзю». В Сантин напряжена каждая мышца тела. Здесь нет ни одной незащищенной точки и все ката наполнена боевым духом. Это типичное воплощение начала «го».

Ката Тэнсё в противоположность этому не раскрывает так явно боевой дух, он проявляется в медленных дугообразных движениях, будто бы человек ожидает момента для внезапного выброса энергии, глубоко запрятанной внутри тела. Это и есть начало «дзю».

ВАДО РЮ (Путь мира)

Создан мастером Хиронори Оцука (1892-1982), одним из первых учеников Фунакоси, в 1939 году. В отличие от предыдущих стилей является чисто японским, влияние китайской и окинавской техники в нем практически незаметно, тем более, что ряд приемов заимствован из джиу-джитсу. Он менее жесткий, чем Годзю рю и Сито рю, и ставка в нем делается не на силу, а на ловкость.

Техника ВАДО РЮ

Вместо тяжелых ударов и прямолинейных действий он предлагает обманные движения, финты и уходы. Оцука отказался от усиленной подготовки поверхностей рук и ног, считая это пустой тратой времени и сил. Главный смысл тренинга в Вадо рю состоит не в шлифовке технических приемов, не в принципах работы тела, а в развитии разума.

Ученик обязан всячески развивать в себе внутреннюю уверенность и спокойствие характера, самоконтроль, должен проявлять уважение к окружающим и быть истинно гуманным в отношениях с людьми. Оцука сделал акцент прежде всего на духовности.

Он говорил: «Насилие может быть истолковано как путь боевых искусств, однако истинное предназначение боевых искусств состоит в том, чтобы искать и добиваться мира и гармонии».

Ката, изучаемые в Вадо рю: Пинан 1-5, Пассай, Найханти, Кусанку, Дзион, Вансу, Сэйсн, Чинто, Дзюттэ, Нисэйхи, Рохай.

Виднейшие мастера стиля

Сигиура Кэнго, Дайтиро Аидзава, Татсуо Судзуки, Адзари Йосиаки, Сиомитсу Масафуми, Сунсукэ Янагита, Катсуми Хакоиси, Сейджи Нисимура.

Общие черты между всеми стилями каратэ

Как показывает практика, методика обучения, техника исполнения приемов и движений, психофизический тренинг – все это в общих чертах схоже во всех стилях каратэ. Разделение на «жесткие» и «мягкие» стили также очень условно, т. к. в каждом движении каратэ есть и жесткость и мягкость, напряжение и расслабление. Так что, несмотря на некоторые различия между стилями, общего между ними гораздо больше.

Какой стиль лучше?

Вопросы «чистоты» и оригинальности любого стиля или системы всегда относились к числу дискуссионных. Споры на данную тему ведутся ровно столько времени, сколько существуют различные школы боевых искусств, и будут продолжаться до тех пор, пока не исчезнет конкуренция между ними. А поскольку в обозримом будущем этого не произойдет, постольку будут продолжаться и споры. С позиций анатомии, физиологии и биомеханики ясно, что число вариантов наиболее эффективных способов защиты и нападения в схожих ситуациях ограничено.

Именно поэтому многие приемы самообороны по существу одинаковы в системах, возникших в разное время и в разных местах. Другое дело, что сами эти системы не могут быть полностью идентичны по своим принципам, методам тренинга, тактике ведения поединка, по соотношению ударных и болевых приемов и т. д.

За прошедшие века радикальные изменения произошли не в технике, а в характере ситуаций, требующих ее применения. К примеру, никто не станет сейчас нападать на прохожего с мечом, никому не придется выбивать всадника из седла ударом ноги в прыжке.

Итог выбора стиля

Стиль – это не разновидность движения, не форма перемещения. Это методика обучения одному и тому же. В разных школах учат одному и тому же, но разными методами.

В конечном счете, современное японское каратэ до – это детище нескольких окинавских мастеров, творчески переосмысленное японскими учениками, с учетом этнических и национальных традиций.

Сегодня все чаще среди интересующихся каратэ как видом спорта и боевым искусством возникает понятие «виды каратэ». Что же это такое или что под этим подразумевается. Постараемся разобраться.

С момента возникновения и до образования многочисленных спортивных, традиционных и прочих федераций и ассоциаций никто не задумывался, каким собственно видом каратэ он занимается. Все известные мастера прошлого занимались каратэ. Уже позднее пошло разделение на стили и школы со своими техническими наборами, собственными ката, своими взглядами на теорию и методику боевого искусства каратэ. Основатель современного каратэ Гитин Фунакоши всегда выступал против разделения каратэ на стили.

Гитин Фунакоши

Но время идет, каратэ развивается, им занимаются уже по всему миру не только взрослые бойцы, как в старину, но и дети, начиная иногда уже с четырех лет. Все больше становится «отцов-основателей» собственных стилей, школ и т. д. У каждого из них свое видение каратэ, как правило «самое правильное». Оставим их мнения на их совести и попробуем все же определить, что можно назвать «вид каратэ».

В настоящее время крупнейшей мировой организацией каратэ является WKF (Всемирная федерация каратэ). В нее входят национальные федерации сотни с лишним стран и вероятнее всего именно на базе WKF каратэ рано или поздно войдет в Олимпийские игры. В WKF входят четыре классических стиля каратэ: Сётокан, Вадо-рю, Сито-рю и Годзю-рю. Проводятся национальные чемпионаты, Чемпионаты мира и Европы. Они проходят по единым спортивным правилам. Таким образом, можно выделить в качестве одного из видов - «спортивное каратэ ». Кроме WKF существует еще множество других организаций, которые проводят свои соревнования: Федерация Асихара-каратэ, Косики каратэ, Киокусинкай и т. д. Все они проводят соревнования по определенным правилам (например, в Киокусинкае запрещены удары руками в голову). И все они, тоже, заявляют о себе, как об организациях, проводящих соревнования по своим видам спорта. Просто в народе они называются контактным каратэ.

Пойдем дальше. Многие старые мастера и их современные последователи считают, что, в связи с опасностью, каратэ должно оставаться исключительно боевым искусством, а не видом спорта, с проведением чемпионатов, присвоением званий, включением в олимпийскую программу. Такое мнение тоже весьма распространено. Его адептов достаточно для создания собственной системы - «контактное каратэ» (есть и такие федерации).

Есть также сторонники еще одного вида - «традиционное каратэ». До сих пор сохранились старые семейные школы, в которых мастерство передается от отца к сыну. Они не состоят в федерациях, не участвуют в чемпионатах, их не волнуют звания мастеров спорта и медали. Они занимаются каратэ в старом стиле - для собственного развития. Кихон, ката, кумитэ - три кита, на которых стоит каратэ. Выдерни одного из них и все сооружение рухнет. В отличие от современного спортивного каратэ, в котором все больше происходит разделение на «катистов» и «кумитистов» в традиционном каратэ бойцы практикуют все составляющие, годами шлифуя технику и работая над собой, т. к. только в этом случае происходит полноценное освоение каратэ.

Следующим видом можно назвать «боевое каратэ ». Это не уличные потасовки и не вид спорта. Это техника, используемая в армии и спецподразделениях других ведомств. По нему также проводятся чемпионаты, но уже свои, внутренние. Боевое каратэ иногда не очень красиво, но там это и не нужно. Главное, что оно эффективно в бою и помогает выжить. К такому каратэ можно отнести Дзёсинмон Рауля Рисо. Это практический вид каратэ. Он включает кроме техники рук и ног работу с современным оружием и против него и другие навыки, которые нужны в реальном бою. Это боевое каратэ.

В наше время спорт все больше молодеет. 30 лет это уже можно сказать пенсионный возраст для спортсмена-профессионала (учитывая, что сейчас детей отдают в секции с 4 - 5 лет). Этот общий процесс затронул и каратэ. Существуют так называемые «турниры белых поясов». Это соревнования для начинающих иногда аж с 4 лет. Поэтому можно смело добавить к уже перечисленным еще один вид - «детское каратэ». Чем оно отличается от других? По сути ничем. Та же работа на тренировках, изучение техники, соревнования. Но есть специфика работы с детьми - им сложнее удерживать внимание на тренировках, сложнее овладевать техническими приемами и пр. Поэтому, работая с детьми тренер должен быть еще педагогом и воспитателем, да и просто терпеливым человеком, дабы не перегнуть палку с нагрузками на физику, на психику и т. д. Начинать работать с детьми нужно с ОФП и общеразвивающих упражнений и только через какое-то время переходить к специфике каратэ. Перефразируя Маяковского можно сказать, что «с детьми надо работать так же как со взрослыми, только лучше».

Вот, вкратце, мы и получаем ответ на вопрос: что такое «виды каратэ». Вибирайте, кому что ближе, кто чего хочет добиться и... приступайте к тренировкам! Всем удачи!

Карате (в переводе с японского "путь пустой руки") — одно из самых известных и популярных японских боевых искусств .

Но зародилось карате не в Японии, а на острове Окинава . Стратегически выгодное положение острова, располагающегося между Китаем и Японией , привело к тесным контактам его населения с материком: окинавские мастера переняли многое из китайских боевых искусств . Но в начале 17-го века остров потерял свою независимость и был оккупирован Японией . Захватчики-самураи ввели на Окинаве чрезвычайно жестокие порядки , притесняющие местное население. Например, самурай имел право безнаказанно испытать остроту меча на любом жителе острова, а тем было запрещено носить любое оружие для самозащиты. Но окинавцы научились сопротивляться захватчикам: на основе китайского кунг-фу и местных боевых практик была разработана эффективная система боя , позволяющая безоружному человеку (отсюда и название "пустая рука") — или вооружённому предметами обихода, например, сельскохозяйственными орудиями — противостоять профессиональному воину самураю. Мастера карате тренировались пробивать руками доспехи, вести атаку, каждый удар которой мог стать смертельным для противника.

В конце 19-го века из вассальной провинции Окинава превратилась в полноправную префектуру Японской империи. Во время медицинского осмотра при призыве окинавцев в армию, врачи поразились необыкновенно хорошим уровнем физического развития призывников. Было установлено, что эти молодые люди занимались карате . В результате это боевое искусство в форме военизированной гимнастики стало активно внедряться при обучении в местных школах. В начале 20-го века окинавцы из-за экономического кризиса массово переселялись в Японию, что заложило основы для развития там искусства карате. Одним из популяризаторов катате был окинавский мастер Мотобу Тёки .

В отличие от многих видов единоборств, карате в Японии в основном развивался по модели западного спорта , а не традиционной школы боевых искусств. Сейчас в мире огромная масса людей занимается карате, чему способствует наличие множества спортивных федераций и объединений , занимающихся популяризацией этого спорта. По карате проводятся соревнования, этот вид спорта является кандидатом на включение в олимпийскую программу.

Однако, несмотря на западный вектор развития, карате сохраняет глубину , присущую восточным боевым искусствам, в частности, опору на философскую систему дзен-буддизма . Мастер Масутацу Ояма указывал, что карате подразумевает слияние технических приёмов физического развития с продвижением по духовному Пути всестороннего самосовершенствования.

Занятия карате способствуют развитию силы, ловкости, реакции . Навыки, приобретаемые спортсменов в процессе тренировок, напрямую зависят от выбранного стиля карате. Например, самым жёстким стилем является карате-кёкушинкай (основатель Масутацу Ояма). Здесь поединок идёт в полный контакт , разрешены удары ногами в голову. Среди других стилей можно отметить: Сётокан, Годзю-рю, Вадо-рю, Сито-рю. В 80-е годы прошлого века были созданы два прикладных направления карате, во главу угла которых ставилось эффективность боевого применения : Уэти Рю, Кёкусин Будокай.

Тренировки по карате включают в себя работу с базовой техникой (стойки, удары, блоки), спарринг и формальные комплексы упражнений (ката). Если сравнивать карате с китайским кунг-фу , от которого оно произошло, то сразу обращает на себя внимание лаконичность японского стиля, его минимализм , отсутствие всего, без чего можно обойтись в поединке. Зато все приёмы, которые могут привести к быстрой и эффективной победе , отрабатываются до уровня максимального мастерства .

Как и другие боевые искусства, карате включает систему рангов — символами которой являются цвета поясов кимоно. Мастера высшего уровня носят чёрные пояса , которые в соответствии с восточной диалектикой инь-ян , со временем выцветают и становятся белыми , как пояса самых младших учеников .

Благодаря всестороннему физическому развитию , которое получают занимающиеся карате, этот вид спорта стал популярным во всём мире , а не только в Японии. Сочетание восточной философии , возможности постоять за себя в бою, зрелищность поединков (особенно в сценах популярных кинофильмов) привлекают к занятиям этим единоборством детей, мужчин и женщин всех возрастов, любителей и профессионалов .

КАРАТЭ-ДО (КАРА-пустая, ТЭ-рука, ДО-путь) - это искусство ведения рукопашного боя, основанное преимущественно на ударах руками и ногами. Зародившееся на древнем Востоке и прошедшее путь до настоящего времени, оно является эффективнейшей самозащитой без применения какого-либо вида оружия.

Удивительно, что исследование приемов КАРАТЭ, созданных нашими предками и усовершенствованных в длительном изучении и применении, показывают, что эти приемы соответствуют современным научным принципам. Однако дальнейшее усовершенствование всегда возможно.

Толкование значения "пустая рука" имеет не только дословный смысл, но и характер философии Буддизма - ЗЭН: " истолковать (показать) себя пустым ". Мастер КАРАТЭ как боевого искусства - Фунакоши Гичин - избрал именно этот характер значения КАРАТЭ. Он писал: "Как зеркальная поверхность отражает любую точку перед собой, и тихая долина перестает существовать даже от малейшего звука, так и занимающийся КАРАТЭ должен изгнать из своего ума начисто эгоизм и злобу, и добиться взаимодействия всех сил, действуя в направлении последних. Это и является смыслом КАРАТЭ". КАРА - опустошение.

История каратэ

Истоки КАРАТЭ датируются более, чем тысячелетиями назад. Индийский монах Дхарма, бежавший от гонений в Китай, будучи в монастыре Шао Линь, обучал его учеников методом физической тренировки для развития умения терпеть (выносливости) и физической силы, и перенес эту суровую дисциплину как часть своей религии. Эти методы физических тренировок были в дальнейшем развиты и усовершенствованны, и в то же время были известны как искусство борьбы (драки) Шао Линя. Благодаря своей эффективности, это искусство было нужно монахам монастыря для защиты от набегов вооруженных кочевников. Не имея оружия, монахи Шао Линя нашли способ защитить себя и монастырь, изучая и совершенствуя искусство рукопашного боя, унаследованное от Дхарме. Впоследствии борьба распространилась по всей территории древнего Китая и всего Востока. Выходцы из Шао Линя, оседая на новых местах, образовывая свои школы, совершенствуя это искусство. Так сложилась целая система, названная позже У-ШУ (европейское название - КУНГ-ФУ). Далее это искусство перекочевало на остров Окинава, где смешалось с местными видами борьбы и еще более окрепло в результате практического применения. Лорд Кагошима на самом южном окончании о. Киушу в Японии запретил под страхом смерти пользование оружием, поэтому большой подъем развития получили приемы боя ОКИНАВА-ТЭ ("рука Окинавы").

Переходя по наследству - от отца к сыну - боевое искусство древнего Востока постепенно уходило в тайну каждого мастера. Из-за своей смертоносной силы и колоссального эффекта. владеющие этим искусством стали преследоваться властями. Они уходили в горы и там все более и более совершенствовали свое искусство, придавая ему более философский характер. Постепенно ОКИНАВА-ТЭ стало достоянием лишь самураев и знатных династий, которые тщетно хранили секреты боевого искусства, передавая знание его по наследству - от поколения к поколению. По этой причине ОКИНАВА-ТЭ было почти забыто широкими массами людей; лишь самурайские фамилии да немногие, никому не известные старые мастера, навсегда поселившиеся в горах и отрекшиеся от всего мира, бережно хранили тайны могущества этого вида борьбы.

Японской общественности это боевое искусство впервые было показано в 1922 году мастером с Окинавы Фунакоши Гичином, умершим в 1957 году в возрасте 88 лет. Свою борьбу он назвал КАРАТЭ ("пустая рука") . Будучи преподавателем (профессором) колледжа на Окинаве, Фунакоши Гичин был приглашен с лекцией и демонстрациями традиционного боевого искусства Министерством просвещения в Токио. Его выступления произвели на публику такое впечатление, что он был наводнен просьбами преподавать КАРАТЭ в Токио. Вместо возвращения на Окинаву, Фунакоши начал обучать своему искусству в различных университетах и в Кодокане - центре ДЗЮ-ДО, пока не обосновал в 1936 году ШОТО КАН - величайшую в истории КАРАТЭ школу в Японии.

Японская Ассоциация КАРАТЭ (НИПОН КАРАТЭ КЕКАЙ) была основана в 1955 году Фунакоши как главным инструктором, который по праву был назван Отцом КАРАТЭ. В то время Организация имела всего лишь несколько членов и группу инструкторов, которые изучали КАРАТЭ под руководством старого мастера. Ассоциация была утверждена как корпорация Министерством просвещения в 1958 году. В это же время Ассоциация провела первый Всеяпонский чемпионат по КАРАТЭ; сейчас они проводятся ежегодно, что помогло становлению КАРАТЭ как виду спорта (соревновательного). Имея огромный опыт развития, Ассоциация сейчас насчитывает в своем составе 100. 000 действующих учеников и приблизительно 300 филиалов и клубов КАРАТЭ по всему миру.

Роль КАРАТЭ в современный век огромна. Как практическое средство самозащиты оно широко изучается в частных клубах, а в Японии оно является частью тренировочной программы для полицейских и членов вооруженных сил. Огромное число колледжей сейчас включает КАРАТЭ программу физического воспитания; и вместе с этим растет количество женщин, изучающих его приемы. В Японии и в других странах мира, кроме того, растет популярность КАРАТЭ как соревновательного вида спорта, дающего огромную пользу тренировке ума, воли, физической закалки.

Возникшее и развившееся на Востоке как боевое искусство, оно сохранилось и шагнуло через века, и стало не только высокоэффективным средством самозащиты, но и существует и сейчас как захватывающий соревновательный вид спорта, дающий наслаждение энтузиастам и поклонникам всего мира.

Основные принципы

  • ЦУКИ ("укол мечом")
  • УЧИ ("рубка мечом")
  • ГЕРИ ("удары ногами")
  • УКЕ ("блоки")

Перечисленные выше элементы составляют основные приемы КАРАТЭ. Они являются начальной и конечной целью КАРАТЭ. Эти основные движения усваиваются меньше, чем за 2 месяца; однако в совершенстве изучить их выполнение за такой срок невозможно. Поэтому необходимо практиковаться регулярно, используя максимум концентрации и усилий в выполнении каждого движения. Однако тренировка не достигнет цели, если она неправильно проводится. Если даже изучать технику КАРАТЭ на научной основе, вместе с инструктором и используя правильный график тренировок, все усилия могут быть тщетными, так как тренировка по КАРАТЭ считается научной лишь тогда, когда она ведется на основе правильных физических и физиологических принципов.

Тренировка каратэ

Тренировка КАРАТЭ - это сложный физический и психологический комплекс упражнений, требующий полного понимания каждого элемента. Без этого тренировка КАРАТЭ невозможна. Основной подготовкой, способствующей овладению этого искусства, является психологическая подготовка бойца. Перед каждой тренировкой необходимо прежде всего правильно настроить свою психику и направить свои мысли в нужное русло. Для этого надо сесть на колени, поджав под себя ноги так, чтобы колени были сведены вместе и направленны вперед, пальцы одной ноги лежали на пальцах другой, корпус прямой, плечи расправлены и параллельны полу, руки на бедрах, подбородок слегка приподнят и смотрит вперед, челюсти плотно сжаты, глаза закрыты. При этом тело полностью расслабленно, разум освобожден от посторонних мыслей и всякого рода переживаний. Ваша цель одна - Вы пришли в зал, чтобы что-то с собой унести, чтобы узнать то, что еще не знаете, чтобы научиться тому, что еще не умеете, чтобы превозмочь себя... Иначе тренировка пройдет впустую.

Помните:"как только Вы перестаете грести, Вас относит назад". Эту фразу необходимо повторять про себя по нескольку раз в течение всей тренировки, вникая в смысл каждого ее слова.

Для изучения КАРАТЭ необходимо правильно и четко управлять своими мыслями. Чтобы развить в себе такое качество, полезным будет следующее упражнение. Сядьте, как указано выше, расслабьтесь, забудьте о всех проблемах, тревожащих Вас, представьте, что Вас неудержимо засасывает в болото. Ваше тело наполняется тяжестью. Вы чувствуете это. Организм наливается теплом. Вас начинает медленно тянуть к полу: постепенно опускается голова, плечи, корпус. Наклоняясь вперед, Вы медленно вытягиваете вперед руки. Тяжесть полностью наполняет Ваше тело, Вы целиком прижали свой корпус к коленям, и, до конца расслабившись, как бы обтекаете телом свои колени. Руки вытянуты вперед. И вот Вы полностью погрузились в затянувшее Вас болото; Вы лежите на дне самой трясины, не в состоянии пошевелиться. Но Вам жизненно необходимо вырваться из этого омута. Для этого необходимо резкое движение, сильный рывок, который вытянет Вас на поверхность, но для этого Вам нужно не просто усилие, а свехсила, которая на первый взгляд Вам не по плечу. Но она есть в Вас и в Вашем сознании, и Вы должны поверить в нее, иначе Вам не выбраться из этой трясины. Чтобы сделать этот спасительный рывок, Вы должны полностью сосредоточиться на нем и, собравши в себе все силы, с резким выдохом (можно даже с выкриком) выпрыгнуть из принятого положения как можно выше. Такое упражнение поможет Вам в овладении умением управлять собой, своими мыслями и чувствами.

На протяжении всей тренировки Вы должны полностью и до конца очистить свой разум от желания показать свою силу, от корыстных побуждений, от злобы, зависти и жестокости. Помните, что КАРАТЭ является искусством самообороны, а не нападения, применяемым в самом исключительном случае, когда Вам или Вашему здоровью грозит опасность. Пытайтесь все конфликты решать мирным путем. Ведь не случайно старые мастера этого боевого искусства говорили, что "настоящий каратэист не тот, кто без страха и колебаний лезет в драку, а тот, кто сможет уйти от драки". Именно уйти, а не убежать.

В бою психологическая подготовка играет одну из самых важных ролей, если не самую важную. Необходимо знать, что в схватке с противником прежде всего нужно победить его психологию, а уж потом вступать с ним в технический контакт с непосредственным применением приемов КАРАТЭ. Ведь победа над противником в психологической схватке - это половина фактической победы в реальном контактном бою.

Во время спарринга или боя постоянно смотрите в глаза противнику, не отрывая своего взгляда ни на мгновение. Этим самым Вы обеспечиваете себе полный обзор всех частей тела противника и всех его движений.

Никогда не переоценивайте и не недооценивайте противника, тем более никогда его не бойтесь.

Не стоит также переоценивать своих возможностей; четко определите их для себя и действуйте согласно им.

Старайтесь как можно меньше отступать от противника, придавая ему уверенности. Помните: "чем дальше Вы отходите от противника, тем ближе он к Вам подходит".

Пропущенные Вами удары противника не только физически поражают Вас, но придают Вашему противнику лишнюю уверенность, которая не в Вашу пользу.

Никогда не утешайтесь временным успехом, нерасхолаживайтесь и не останавливайтесь на достигнутом. Помните, что Ваши возможности неограниченны, и совершенствование всегда реально.

Вот несколько советов для психологической тренировки КАРАТЭ и моральной подготовки к бою и ведения его. Усвоив эти правила, Вы можете переходить к изучению техники КАРАТЭ и методики ведения профессионального рукопашного боя.

Форма, равновесие и центр тяжести

КАРАТЭ является не только спортом, где концентрируются самые благоприятные виды использования человеческого тела или используются принципы из учений физики и физиологии. Все боевые искусства и многие другие виды спорта зависят от правильной формы для эффективности их приемов. В бейсболе хорошая форма необходима для того, чтобы добиться высокой неуязвимости. Фехтовальщик тратит годы для совершенствования движений, чтобы легко увидеть неподготовленного. Отличная форма особенно важна в КАРАТЭ. Все части тела должны взаимодействовать, обеспечивая необходимую устойчивость для поддержания приемов (ударов) при выполнении ГЕРИ или ЦУКИ.

Ученики часто должны стоять на одной ноге в атаке или в защите. Поэтому равновесие приобретает первостепенную важность. Если стопы располагаются далеко друг от друга и, следовательно, с понижением центра тяжести, ГЕРИ или ЦУКИ получаются сильные. Однако они будут слабыми, если центр тяжести слишком высоко и ступни сближены свыше того, что максимально допустимо. Поэтому, несмотря на то, что устойчивость важна, существуют определенные точки, ближе которых нельзя становиться. Если ученик чрезмерно заботится о равновесии, он может потерять подвижность. Поэтому позиция тела и, следовательно, центр тяжести зависят от разных обстоятельств.

Центр тяжести всегда перемещается. Иногда вес тела поровну распределен между обеими стопами, а иногда он распределяется сторону больше, чем на другую. Когда выполняется ЙОКО-ГЕРИ (удар ногой в сторону), вес полностью перемещается на одну ногу. В этом случае Вы должны твердо стоять на одной ноге, иначе удар или выполнение ГЕРИ может нарушить это равновесие. Однако, если Вы стоите на одной ноге слишком долго, противник может Вас легко атаковать. Поэтому Ваше равновесие должно постоянно перемещаться с одной ноги на другую. Центр тяжести должен быстро перемещаться слева направо и назад, кроме того, Вы должны уклоняться от движений противника или при удобном случае атаковать его. В то же время Вы должны постоянно искать открытия в защите Вашего противника.

Понятие КАРА, как оговаривалось выше, имеет не одно традиционное значение. Одним из них является понятие "центра тяжести", который находится на уровне пупка. Все ГЕРИ и ЦУКИ в КАРАТЭ исходят именно из него, то есть Вы всю Вашу внутреннюю силу, заложенную в КАРА как бы переносите в бьющую руку или ногу. Поэтому в бою рекомендуется руки держать у живота (у КАРА) . В таком положении они всегда готовы к нанесению удара или постановки блока, а также находятся в нужном - согнутом - положении, что является немаловажным моментом во время ведения боя, ведь согнутую руку (ногу) гораздо сложнее сломать, чем выпрямленную в суставах.

Сила и быстрота

Овладение одной лишь мускульной силой не дает превосходства в боевых искусствах, а также в других видах спорта. Эффективное использование силы важно. Примерно силы в любом движении зависит от ряда факторов. Одним из них, наиболее важным, является быстрота. Основные удары ЦУКИ и ГЕРИ в КАРАТЭ достигают своей силы концентрации максимума усилий в момент касания.

Эта концентрация сил зависит во многом от быстроты, с которой выполняются приемы. Другим одинаково важным фактором является достижение большой быстроты при увеличении силы. Сила удара ЦУКИ, производимого опытным каратэистом, приблизительно равна 1500 фунтов (680,4 кг). Быстрота - важный элемент в приложении силы, однако можно не добиться ее большого эффекта без хорошего контроля.

Движение основных приемов КАРАТЭ нуждается в тренировках движений не только по медленно движущимся объектам, но и по легким объектам, движущимся с максимальной скоростью. Сильные тренировки и медленные упражнения в поднятии штанги необходимы для тренировки силы, однако не так эффективны в КАРАТЭ, как сила, развивающаяся при шатании бруса или ударов (по макиваре) с большой скоростью. Другим принципом является то, что большая быстрота достигается тогда, когда сила движется по более длинному пути к цели. Например, в ударе ногой колено бьющей ноги сгибается, насколько возможно, и тело перемещается относительно цели так, чтобы нога полностью разогнулась в момент удара. Если удлинить путь ноги к цели, то удар ногой получится сильнее.

Для того, чтобы увеличить силу и быстроту, необходимо тренироваться в ответных атаках на неожиданные и непредвиденные нападения. Такие тренировки вместе с пониманием умения применять динамику движения могут быть средством уменьшения времени реакции.

Концентрация силы

ЦУКИ или ГЕРИ будут слабыми, если бить лишь одной рукой или ногой. Для достижения максимальной силы необходимо использовать силу всех частей тела одновременно Когда делается ЦУКИ или ГЕРИ, сила движется из центра тела основных мышц к конечностям, окончанию кисти или стопы. Эта сила движется от одной части тела к другой со скоростью приблизительно 0,01 м/с. Все движение от начала до конца продолжается 0,15 - 0, 18 сек. , если такая скорость движения возможна в правильно выполненном действии. Тренировка способствует тому, что вся имеющаяся концентрируется в ударной точке.

Важно, чтобы различные мышцы и сухожилия держались свободно и расслабленно, позволяя немедленно ответить на изменение обстоятельств. Если мышцы уже напряжены, то их больше нельзя напрячь в момент концентрации. Сила, концентрируемая во время удара, должна мгновенно расслабиться для подготовки к следующему движению. Постоянная тренировка в напряжении и расслаблении тела очень важна для приобретения мастерства в выполнении приемов КАРАТЭ.

Роль мышечной массы

Силу для движения тела дают мышцы. Всесторонне натренированные, мощные и эластичные мышцы - вот, что необходимо в КАРАТЭ. Даже если ученик имеет большой опыт в теории КАРАТЭ и знает принципы динамики движений, его прием будет слабым, если его мышцы не будут достаточно сильны и крепки. Поэтому необходима постоянная тренировка в укреплении и усилении мышц тела. Если тренировка в КАРАТЭ ведется по-научному, очень важно знать, какие мышцы участвуют в различных частях движения приема.

Когда отрабатывается новый прием, ученики одновременно используют необходимые мышцы или мышцы, которые в действительности мешают выполнению приема. Поэтому начинающие должны внимательно следовать советам своего учителя. Когда нужные мышцы действуют полностью и гармонично, прием получается сильным и эффективным. С другой стороны, если действуют ненужные мышцы, результатом является в крайнем случае потеря энергии, и, что хуже всего, неэффективный прием.

Наконец, важна быстрота мышечной концентрации, потому что сильное напряжение мышц производит силу.

Важным элементом в выполнении приемов в боевых искусствах и других видах спорта является ритм. Правильное применение серии движений в любом виде спорта невозможно без ритма. Также есть ритм, необходимый для движений атлета, более того запутанный и непохожий, так называемый музыкальный ритм. Для изучающего КАРАТЭ правильный ритм в обоих случаях: в основных приемах и еще больше в продвинутом спарринге (КУМИТЭ). Ритм особенно важен в выполнении официальных упражнений (КАТА). Вы должны хорошо подготовиться, чтобы чуть раньше, чем надо, выполнить 3 наиболее важных элемента, применяя силу в свое время, контролируя быстроту в приемах и от приема к приему, и плавно перемещая тело от одного приема к следующему. Эти требования неосуществимы без ритма. КАТА, выполненное лицом, продвинувшемся в КАРАТЭ, мощное, ритмичное и, следовательно, красивое.

Чувство времени

Правильное чувство времени крайне важно в выполнении приемов. Если чувство времени недостаточно, не развито, прием может не получиться. Удар ГЕРИ или ЦУКИ, направленный в цель либо слишком рано, либо слишком поздно, часто безрезультатен. Начинать прием сперва важно в любой рассчитанный промежуток времени. Начиная свое движение более эффективно, игроки в бейсбол и гольф тренируют свой размах, обрабатывая его. Однако не имеется удобных случаев для отработки подобных размахов в КАРАТЭ, где исход схватки решают мгновения. Недостаток в чувстве времени может быть гибельным.

Атака в КАРАТЭ должна начинаться рукой или ногой из обычной готовой позиции или защитной. Очевидно, рука или нога (стопа) должна всегда располагаться так, чтобы приемы можно было легко и быстро применить. Немедленно после применения приема она должна возвращаться в свою прежнюю позицию, готовясь для следующего движения. Кроме того, на всем продолжении этого движения тело должно держаться расслабленно, однако настороженно, с мышцами, полными энергии и готовыми для любого случая.

Низ живота и бедра

Тренеры современного спорта подчеркивают постоянно роль бедер в доставке максимума силы в любое движение. Например, они говорят: "Бейте Вашими бедрами" или "Бросайте Вашими бедрами" , или "Поддайте Вашими бедрами" . В Японии Танден приобретает важность сразу же после начала обучения. Учителя боевых искусств и учителя других искусств и дисциплин постоянно подчеркивают важность Танден в достижении мастерства. Эта область особенно подчеркивается потому, что там сосредоточен чувствительный человеческий дух, и что эта область обеспечивает основные силы и равновесие.

Танден в действительности есть площадь позади пупка в центре тела. Если встать прямо, центр тяжести располагается точно там (КАРА). Если стойка в КАРАТЭ правильная, центр тяжести находится в Танден. Правильная стойка дает возможность ученику правильно уравновесить верхнюю и нижнюю части своего тела, приводит в гармоничное взаимодействие его мышцы и дает минимальную потерю энергии.

Если сила концентрируется в Танден, она, как струя, вливается в выполнение приемов КАРАТЭ; кости таза и голени крепко поддерживают бедра и туловище при повороте. Эта мощная цепкая поддержка позволяет выполнить сильные приемы. Центр тела, то есть низ области живота и бедер играет большую роль в различных движениях КАРАТЭ. Следовательно, нужно стараться делать ЦУКИ, ГЕРИ и УКЕ, бедрами помогая им.

Карате (каратэ) возникло на острове Окинава в XIV веке как система самообороны. Дословно переводится как "китайская рука" . Позже переименовалось в "пустая рука". Звучание одинаковае, написание разное. Это написание придумал в 1929 году Фунакоси Гитин . Под этим переводом оно и стало распространяться по всему миру.

Сегодня карате известно как система защиты и нападения без оружия. Отличительной особенностью этого искусства является применение ударной техники. Непосредственный контакт между бойцами сведен к минимуму, а упор сделан на нанесение точных ударов руками и ногами в жизненно важные точки противника.

Раньше карате имело вид отдельных, семейных школ, каждая из которых имела свою особенность и, в основном, не выходила за пределы семьи. В период с 14 по 17 вв. на Окинаве дважды вводился запрет на ношение оружия, что послужило причиной создания системы рукопашного боя, которая дает возможность противостоять вооруженному противнику.

В конце XIX века, когда Окинава стала префектурой Японии, врачи обратили внимание, что ряд призывников с Окинавы отличается отменным здоровьем. В связи с этим оно было включено в программу обучения Окинавских школ. После этого карате перестало быть достоянием отдельных кланов и постепенно начало завоевывать Японию.

Бурный расцвет карате приходится на двадцатые годы 20-го века. Тогда мастер с Окинавы Мотобу Тёки победил в публичном бою западного боксера. Продвижению карате очень сильно способствовал и Фунакоси Гитин . Фунакоси читал лекции в университетах, организовывал группы обучения, демонстрировал приемы и возможности карате, а в 1936 году открыл школу, которая получила название Сётокан ("дом сосен и волн").

В 1945 году Япония потерпела поражение во 2-й Мировой войне, где она выступала на стороне Германии. После этого американские оккупационные власти запретили все виды боевых искусств, кроме карате, которое они считали разновидностью китайской гимнастики. Это позволило создать в 1948 году Японскую ассоциацию карате (JKA). Ее возглавил все тот же Фунакоси. С этого момента карате стало развиваться как вид спорта и как система самозащиты. Так как базовое карате требует долгих лет подготовки и обучения, появились новые, требующие менее длительного изучения, стили карате. Они считаются западными.

В настоящее время известно более 200 стилей и школ карате. Наиболее старейшие из стилей:

  • Сётокан - создатель Гитин Фунакоси (1868–1957)
  • Годзю-рю - создатель Тёдзюн Мияги (1888–1953)
  • Вадо-рю - создатель Хироноро Оцука (1892–1982)
  • Сито-рю - создатель Кенва Мабуни (1893–1957)
  • Кёкусинкай - создатель Масутацу Ояма (1923-1994)

Карате развивается по трем направлениям: спортивное, прикладное и традиционное. Что касается школ, то каждый мастер преподает по своему, то есть делает упор на что-то свое, поэтому школ великое множество.

В тренировках карате есть три основные составляющие:

  • Кихон - отработка приемов многократным повторением.
  • Ката - комплексы сложных движений, имитирующие приемы.
  • Кумитэ - работа с партнером, спарринг.

Соревнования в карате проводятся по двум независимым зачетам: ката и кумитэ. Ранги делятся так же, как и в остальных японских единоборствах, но отличаются цветом поясов. Белый пояс - новичок, черный пояс - 1-ый дан.

В России карате до 1978 года существовало в виде самодеятельных секций и клубов. В декабре 1978 была создана Федерация карате СССР. Но с 1984 по 1989 карате было запрещено. Сейчас карате в России представлено множеством стилей и федераций, которые плотно сотрудничают с международными огранизациями.

Карате является одним из кандидатов на включение в программу Олимпийских игр, но высокий травматизм и наличие множества стилей и организаций (см. Википедия - карате), не стремящихся унифицироваться, являются серьезным препятствием к этому.



  • Разделы сайта