Паркур, история появления и развития. Совершенствование собственных качеств: нравственных, умственных и физических

Как и в любой дисциплине, у истоков ПК стояли люди, которые сформировали его, задали философскую и идеологическую основу и оказали значительное влияние на развитие ПК и вышедших из него движений. О некоторых из них здесь и пойдёт речь.

Давид Белль (David Belle)

Давид Белль родился 29-ого апреля 1973 года в округе Seine - Maritime, в городке под названием Фекам (Fecamp), что в Нормандии. Он был родом из небогатой семьи, которая жила сначала в пригороде Парижа, Фекаме, а позже перебралась в городок Ле-Сабль-д"Олон (Sables d"Olonne), где Давид провел первые четырнадцать лет своей жизни. Воспитываемый дедом, Гильбертом Киттеном - бывшим старшим сержантом, некогда служившим в пожарных войсках Парижа, Давид был впечатлен рассказами о героизме, и с раннего возраста в нем проснулся интерес ко всему, что подразумевало под собой движение и активность.

Его отец, Раймонд Белль, служивший некогда солдатом во французской армии (в городе Далат, во Вьетнаме), также работал в пожарных войсках Парижа и был выдающимся спортсменом. Его даже часто называли "силой природы". Раймонд был очень высококвалифицированным спасателем, он был известен в кругах людей своей профессии. Что и говорить, он имел большое влияние на жизнь Давида. Для получения дополнительной информации о Раймонде Белле и Парижских пожарных войсках, см. французскую статью "La fabuleuse histoire des pompiers" (написана военачальником Деру, хранителем парижского музея, посвященного пожарным) изданную журналом "Editions Tallandier".

Будучи окруженным такой семьей спортивных героев, было естественно, что Давид стал искусным во многих спортивных дисциплинах, где было необходимо двигаться, таких, как легкая атлетика, гимнастика, скалолазание и боевые искусства.

На пути самопознания, молодой Давид оставил школу в 15 лет, чтобы полностью посвятить себя спорту. Но не любому виду спорта. Белль считал, что спорт должен быть в первую очередь полезен для жизни. Сила и ловкость, развиваемые через спорт должны также находить применение в жизни, именно так отец Давида всегда говорил ему.

Впоследствии, частично чтобы походить на своего отца и частично повинуясь духу юного искателя приключений, Давид часто воображал, где бы он смог использовать свои физические способности, чтобы избежать трудных ситуаций; где бы он мог проявить силу и храбрость. Как добраться к месту, чтобы спасти человека? Как перемещаться, чтобы не быть пойманным в ловушку? Воображая себя в таких ситуациях, этот бесстрашный мальчик, в конце концов, стал более ловким.

Бег, прыжки, карабкание на различные возвышенностии, вис, сохранение равновесия, постоянное преодоление себя, развитие уверенности в себе, способность преодолевать препятствия, чтобы продвигаться дальше в этом искусстве... Давид был буквально одержим всем этим. Он хотел освободиться от всех препятствий, ограничений и страхов, и быть в состоянии пройти везде, где бы он только не захотел пройти; это искусство давало очень много как духовному, так и физическому развитию.

В 15 лет, Давид переехал в пригород Парижа, маленький городок Лисс, что находится рядом с Эври. В это же время он встречает молодых людей, которые впоследствии следуют за ним ("Ямакаси", с которыми Давид был нераздельно связан на протяжении 8 лет). Будучи в постоянном поиске приключений, но зная при этом о сопровождающих опасностях, Давид получил сертификат Оказания Первой Помощи во время своей национальной службы. Было бы естественно, если бы он впоследствии присоединился к пожарной команде и получил сертификат UFOLEP о его незаурядных гимнастических способностях, но, к сожалению, Давид повредил запястье и был временно освобожден от службы, но назад уже не вернулся.

Природа жизни пожарных была известна ему еще с детства, его старший брат, как и его дед и отец, тоже собирался вступить в бригаду пожарных. Даже на данном этапе жизни, в Давиде чувствовался дух независимости, и после восстановления от травмы, он хотел присоединяться к полку французской Морской пехоты в городе Vannes. В это время о нем начали узнавать, и он стал рекордсменом и чемпионом полка по подъему на канате (так же, как и его отец), получил свидетельство о чести за его гимнастическую ловкость, и был первым в чемпионате по преодолению полосы препятствий в городе Эсон (Essonne).

Несмотря на все это, Давид чувствовал себя несколько ограниченным регламентированной жизнью в среде вооруженных сил. Его любовь к приключениям и желание свободы были слишком сильны: спорт и паркур ("полоса препятствий") - это то, что он по-настоящему любил. Нет смысла говорить, что те должности, которые он занимал (складской рабочий, охранник или продавец мебели) не удовлетворяли его. Он решил уехать в Индию, чтобы получить черный пояс.

Для Давида всегда была важна подлинность, или du vrai ("правда"), как он сам любит говорить, но все же он пытался найти свой путь в этой жизни. Каждый смог бы понять его переживания в то время. Как был он смог жить для своей страсти к дисциплине, которая еще находилась в стадии разработки, дисциплине, частично практикующейся солдатами как "parcours du combattant" (военный курс по преодолению препятствий) и пожарными как "parcours SP" (курс по преодолению препятствий для пожарников)?

В конце концов, его искусство образовалось из нескольких дисциплин.

Дисциплин, которыми занимался его отец, будучи еще молодым солдатом во Вьетнаме: гимнастика, преодоление страха опасности, концентрация; идея о перемещение в любое место без физического ограничения, чувство свободы и жизни - вот некоторые из основных компонентов "Паркура".

В Паркуре нет ни официальных клубов, ни соревнований. Он не регулируется стандартами и не связан с деньгами, главное - это желание заниматься паркуром, без формальных правил, но с духом честности и сдержанности... и большой и длительной работы над собой.

Давид Белль снял несколько видео-роликов (в музыкальном оформлении) показывающих, на что он был способен. Именно эти ролики и были первыми снятыми на видео роликами про паркур. Кажется, что их можно было использовать в разных областях: как в музыкальных клипах, так и в рекламе, боевиках, различных шоу и так далее. Если бы он продолжал снимать, то, возможно, мог бы продвинуться намного глубже в мир шоу бизнеса, где у него появилось бы сразу много перспектив, и где его творческий потенциал мог бы быть полностью удовлетворен. Было необходимо подождать немного для того, чтобы достичь поставленных целей.

Первый ролик Давида Белля был показан в мае 1997 году команде телеканала Stade2 (Francis Marroto, Pierre Sleed and Pierre Salviac). Они были настолько впечатлены видео, что решили снять о Давиде небольшой видеофрагмент через неделю. Все остальное, как они говорят, дело истории.

Цель была проста: посредством паркура, силы воли и усилия, добиться своей цели. Давид должен был быть связан с различными группами: "The speed - air men", "Catmen", "La Reluve" и особенно с "Les traceurs"; слово "traceur" с тех пор использовалось, для обозначения последователей искусства Давида Белля - для обозначения тех, кто занимается паркуром.

Тем временем, голубой экран снова влек Давида, но как бы кинематограф отнесся к его искусству - паркуру? Давид встретился с Хьюбертом Коунде (актером, сыгравшим главную роль в фильме "La haine" режиссера М. Kasowitch). Хьюберт приобщил Давида к искусству театра, и помог ему сделать первые шаги в мире кинематографа. Давиду нужно было еще много работать над собой, и он продолжал обучаться и самосовершенствоваться и вовремя открыл для себя мир актерского искусства. Сначала он снимался в некоторых промоушенах (Tina Turner , Iam and Menelik и др.). Позже, он появился в некоторых телевизионных фильмах и короткометражках, типа фильма режиссера Hugues de Logardi e res " Les gens du voyages " и фильма режиссера Igor Pejic " Un monde meilleur ".

Это было незадолго до того, как Давид появился в других фильмах, например, в фильме режиссера Franck Nicotra "L" Engrenages" и фильме Brian de Palma "Femme Fatale" ("Роковая женщина"). Также он снялся вместе с Jean Reno (Жан Рено) в фильме "Les rivi e res pourpres 2" ("Багровые реки-2").

После того, как Давид снялся в рекламе для канала BBC, в рекламе Nissan и Nike, у него наконец-то появился шанс проявить себя: сыграть вместе со Сьерилем Раффаели во французском боевике "Banlieue 13" ("13-ый Район"). Скоро на экранах появится продолжение фильма.

Паркур живет и бурно развивается. В настоящее время Давид Белль проводит свое мировое турне с ассоциацией, которую он создал - PAWA (PArkour Worldwide Association) и командой трейсеров, которую он сформировал. И это - только начало.

Раймонд Бэлль (Raymond Belle)

Отец Давида Белля


Раймонд Белль, отец Давида Белля, родился 3-ьего октября 1939 во Вьетнаме, который тогда называли Индокитаем. Его детство было трагично: отец был жестоко убит в дни, когда страна фактически разваливалась, а в 1954 году, во время распада Вьетнама, Раймонда разлучили и с матерью. Однако, французская Армия должна была стать спасительницей Раймонда. Его приняли на службу в Далате, где он и получил военное образование, которое влияло на его характер на протяжении всей жизни.

После поражения Dien Well Phu в 1958 году, Раймонд отправился во Францию и закончил свое военное обучение. Он не присоединился к полку и, не смотря на то, что уже сталкивался с убийством людей на войне, наоборот, решил спасать жизни. В 19 летнем возрасте, благодаря своей исключительной физической форме и огромному желанию помогать людям, Раймонд начинает служить в пожарных войсках Парижа, в собственном пожарном полку французской столицы.

Раймонду, с его блестящими спортивными способностями, не потребовалось много времени для того, чтобы отличиться. Его навыки пригодились ему как нельзя кстати: он стал чемпионом полка по подъему на канате. Как высококвалифицированный атлет, Раймонд присоединился к элитной команде в своем полку, состоявшей из самых ловких пожарных. Эта команда элитных пожарных участвовала только в самых опасных и сложных спасательных миссиях. Вскоре после вступления туда, в 1962 году, Раймонд был отмечен полковым приказом за храбрость, проявленную во время тушения сильнейшего пожара.

И это было только начало.

У него также была ключевая роль в самой первой вертолетной операции Парижских пожарных, которая проходила 19-ого января 1969 года в соборе Notre-Dam. Во время этой операции, Раймонд при чрезвычайных обстоятельствах, на высоте более чем 90 метров над землей, снял Вьетнамский флаг, который был установлен наверху шпиля собора. Его много раз хвалили за его невозмутимость, храбрость и дух самопожертвования.

Сержант Белль был одной из ведущих фигур своего времени и, безусловно, образцом для подражания для многих молодых людей. Многочисленные спасательные операции, медали и подвиги дали Раймонду заслуженную репутацию того человека, который может поистине называться исключительным пожарным.

Вознагражденный за свою храбрость в 1969 году бронзовой медалью чести, Сержант Белль оставил пожарную команду в 1975 году.

Раймонд Белль умер в декабре 1999, но память о нем и его храбрости живет и по сей день. Товарищи Раймонда никогда не забудут ни его обаяния, ни его замечательных человеческих качеств. Он навсегда останется воплощением идеала пожарных Парижа.

Биография позаимствована у журнала Парижских пожарных "Allo Dix-Huit"

Себастьян Фукан (Sebastien Foucan)

Себастьян Фука (англ. Sebastien Foucan) - один из основателей движения паркур, именуемый иногда как freerun. Фука вместе с Девидом Белем дали жизнь паркуру, когда были еще совсем юными и в последствии стали самыми известными трейсерами в мире. Он известен как представитель движения во всем мире. Известны его взгляды на философию паркура, где он подчеркивает изучение не только основ безопасности, но и поддержание положительного понимания в обществе в отношении данного предмета.

Он переехал в Великобританию после съемок в документальном фильме Jump London в 2003 году, а затем и следующего фильма Jump Britain компании BBC.

Так же он снимался в роли террориста Mollaka в 21-м фильме о Джеймс Бонде и клипе Мадонны на песню "Jump".

Философия Себастьяна Фука

Паркур - детская игра, ставшая искусством, искусством жизни, искусством перемещения. Постыдно думать, что когда мы вырастаем, мы должны прекратить играть. Брюс Ли говорил: "Играйте, но играйте серьезно". Мы можем говорить об искусстве прыжков, искусстве преодоления препятствий, искусстве перемещения, но определение не столь важно. Я предпочитаю не давать паркуру других имен. Возможно, заявлять, что это - искусство мы не имеем права, это подвластно лишь наблюдателю. В любом случае, по моему мнению, на данном этапе мы пока не достигли такого уровня и нам ещё предстоит многое для этого сделать. На сегодняшний день я передаю свой опыт последователям. Передавать опыт - давать стилю возможность развиваться. Они также полезны мне, как и я им. Ведь, нам для роста важна индивидуальность и возможность её развития. Каждый вступает со своими собственными целямми и желаниями. Всё просто. Мотивациями при вступлении в паркур служат любовь к искусству, требовательность и уважение.

Возникновение техники

Мы глубоко уважаем городские конструкции и городскую среду жизни. Всё это и есть объекты нашей деятельности. Многие люди до сих пор не признают и вызывают полицию как только видят нас. У таких людей замкнутое представление действительности, они не дают ничему двигаться вперед, прячутся когда необходимо действовать. Они появляются только затем, чтобы жаловаться. В любом случае, у них, как правило, не бывает много времени, чтобы высказаться, т.к. мы к тому моменту уже очень далеко.

В нашу ассоциацию поступали предложения о создании объектов, приспособленных к паркуру. Вроде, создадим совершенный для этих целей город город! Но, что любим, по существу, этот - свободная практика. Ниукого не будет возможности замкнуть нас в пределах назначенной территории как хотелось сделать это со скейтбордингом. Кроме того, мы видим, что из этого ничего не вышло Разогрев тела перед паркуром - малоэффективная вещь. Она не должна быть насилием для тела. Например, растяжка очень важна для нас. Мы делаем упражнения на растяжку, чтобы сделать свое тело более гибким. Мы также тренируем баланс, тем более, что это можно делать в любую погоду. Мастерство должно быть отработано до мелочей. Наши движения не должны быть сковаными внешними факторами. Важно иметь отличную технику, чтобы внедрять в стиль что-то новое, воображать, создавать собственный способ передвижения. В своих тренировках мы ставим для себя определенные требования. Например, не повторять упражнение сразу, если мы не смогли его сделать с первого подхода. Эт делается для этого, чтообы не создавать опасных ситуаций и давать себе шанс преуспеть в следующий раз, когда твое тело быдет готово. Тадрина - единственная девушка в команде очень способна, т.к. она подходит к перемещения с разных сторон. Я имею ввиду, что она можт сделать трюк, о котором мы даже и не думали. Cat jump был придуман именно так, в ситуации, когда кто-то не мог просто преодолеть препятствие, что стал использовать выход силой засчет рук. Важно, чтобы каждый мыслил по-своему, чтобы сделать шаг дальше, например, перейти от прыжков с высоты (depth jump) к прыжкам на точность приземления (accuracy jump), которые требуют ловкости и чувства равновесия.

Ответвление

Эти самые "ответвление" мы можем соотнести с жесткой частью Кунг-Фу или ломанием предметов в боевых искусствах. Существует жесткое ответвление и в сущности паркура. Это - важная часть, но не обязательная. Каждый может прыгнуть с большой высоты, но не каждый может мягко приземлиться. Кто-то будет пересиливать себя и прыгать, приземляясь жестко, а кто-то, поработав над техникой, не почувствует шока при столкновении с землей. Здесь уже вмешиваются другие измерения: техническая часть (работа над качеством движений, воображения) и чувство (осознание текучести движений, плавного перехода между ними).

Сегодня трэйсеры стали использовать средства защиты, как этот делают, например, скейтбордисты. обычно, мы предпочитаем не использовать никакой защиты и не использовать маты для облегчения стадии приземления. Всё потому, что у нас нет мы не представляем паркур рискованным, т.к. работаем над тем,чтобы развить свои физические возможности и через самоуверенность психологически отойти от чувства опасения за свою жизнь. В то же время, в наши дни, защита не закрепощает движения. Кто-то будет принимать возможность падения, но все равно прыгать, а кто-то будет уверен в себе после работы над техникой. Всё дело в практике.

Стремление

Наше учение привязано к двум основополагающим аспектам: первое - поиск пластики тела, максимально приближенной к присущей кошкам, а второе - внутрення борьба, духовный и психологический настрой во имя того, чтообы збежать опасения и страха. Духовная работа очень важна. Мы в постоянном поиске. В отличии от других видов спорта, например, атлетики, которой я занимаюяь, где физическая подготовка и мышечная масса важны, в паркуре при всё при этоом важны, прежде всего, чувства, эмоции. Тело должно прогрессировать плавно. Смысл в том, чтобы всегда работать над качеством, а не над силой. Для достижения цели нужно работать, а после мы открываем для себя, что человеческое создание способно на уникальные вещи. Цель нашего поиска - найти применение телу и преодолеть страхи.

Прыжки, которые мы показываем - это минимум. Всегда должен быть большой запас между тем, что мы показываем и тем, что мы можем. В паркуре мы никогда не находимся за гранью, не приближаем тело к грани его реальных возможностей.

Если ты подавишь свои сомнения, то вещи откроются для тебя в другом свете. Двигайся, будь как вода. Будь гладким, как зеркало. Отвечай как эхо.

Каждый человек прогрессирует в своем собственном ритме и с присущей ему скоростью. Прогресс постепенен, наверное и потому, что мы не принуждаем ни к чему. Каждый может найти что-нибудь, что мы можем привнести в стиль, открыть для себя новые прыжки, трюки. Мне нравится оказываться в новых местах, ранее мной неизведанных. Большинство наших трюков были рождены во время обсуждения. Это наблюдение, взаимодействие с остальными - вот, что дает нам возможность открыть чтот-то новое. Ничего схожего с соперничеством. Мы подталкиваем друг друга на лучшие свершения, помогаем друг другу развиваться, но не даем убить себя. Внимание, уделяемое ощущениям наиболее важно. Это одна из основных мотиваций. Все ощущения и эмоций связаны с чувством свободы. Когда я вижу трэйсеров, я вижу сияющие лица. Они нашли тоо, что оживляет их. Я могг бы даже сказать, что паркур действует подобно индивидуального источнику вдохновения и процветания.

В любом виде спорта мы можем представить себе судей, который отмечают сильнейшего. Даже в скейтбординге присутствует элемент судейства, правда, там оценивается отношение, подход, стиль. Хорооший трэйсер определяется по его философии, здесь вмешивается уже духовное развитие. Всё, что относится к развитию духа, интересует нас, а также виды, где этоот аспект важен, например, боевые искусства. В этоом смысле мы чувствуем близость к философии восточных единоборств, философии самураев. Наше искусства вполне могло бы зародиться в Азии. У нас есть табу, в особенности на то, что касается смерти. По учению самураев мы должны принимать возможность смерти с целюь преуспеть в суровом испытании. мы должны быть способны вступить в бой, не боясь, не колебаясь в ожидании более легкого времени. Философия и дух паркура в том, чтобы продолжать даже в ситуациях, когда ты уже обессилен. В то же время, мы не собираемся открывать академии и ввожить дипломы, удостоверящие вашу образованность в паркуре, но при этом стараемся развивать искусство безпрепятственно, никогда не переставая практиковать наш стиль. "Иметь желание пересилить себя", " Подойти к границе своего сознания", "Любить то, что ты делаешь в том виде как это у тебя получается", "Существовать и развиваться" - вот мысли, вдохновляющие нас. Лично меня вдохновляли и фильмы, например, с участием Брюса Ли, затем книги, "l"hagakure" (книга самураев) или рассказывающие о восточнй медицине. Паркур - очень глубокий по смыслу и идеологии стиль.

Уверен, что мы имеем что-то общее с философией Брюса Ли, который был как мастер, так и философ и основатель, который стремился иследовать в себе средства защиты и самообороны. Мы можем говорить, что паркур и есть одно из таких средств - средство спасения. Если ты сталкиваешься с человекком, у которого в руках оружие, даже будучи более сильным, ты не в силах бороться. занимаясь паркуром, ты получаешь возможность и навыки спасения из таких ситуаций. Убегать - не позор. Ведь, ты действовал, а не проявлял пассивность.

По крайней мере, рисковать следует разумно, например, не делать это в ситуацих, когда риск идет лишь ради того, чтобы удивить кого-то. Используейте свое умение во благо себя и других. Основная опасность всегда кроется в ввыполнении трюка с целью поразить окружающих. Да, именно здесь и кроется опасность. В реальности, на протяжении всего прыжка ты один. Не следует представлять перед собой публику, а, тем более, работать на нее.

Становление

Наше будущее неразрывно связано со словами "мягкий, "цепкий, "текучий". наиболее понятная метафора в этом случае это - вода. В паркуре необходимо мечтать. Т.к. мы - основатели стиля, мы всегда в поиске, путешествуем ради новых открытий, встречаемся и расходимся. Мы стремимся достичь того, чтобы люди воспринимали паркур как единое искусство, к которорму не следует подходить как к шоу. Этоо не прорфессия или сфера деятелньости по сравнению с другими видами. Мы хотим сохранить свои стремления и свою философию. Этот одна из причин почему мы не любим светиться в СМИ если они не отражают всю смысловую часть стиля, его идеологию, не передают историю вцелом. некторые люди говорят нам, что "если вы не будете появляться в СМИ, вы не станете известны, а если так, то ваше ваше искусство не будет передано никому", а мы отвечаем "это не проблема, ведь, искусство, которое живет у нас внутри, будет передано в любом случае". Ведь, это настолько велико, что не может быть сдержанно в себе. Ты можешь всегда удивляться "чего я добиваюсь?? правильно ли я выбрал путь??", но ты должен всегда быть способен оставаться искренним в том, что ты делаешь.

В конце концов, есть пути, трюки. Это то, что интересно мне. Если в каждом городе будут трэйсеры - люди, почувствующие это ощущение.

Ален Робер (Alain Robert)


В детстве, героями Алана были Bonatti, RВbuffat, Desmaison - одни из самых знаменитых скалолазов всех времён, на чьих лирических и эпических приключениях он вырос. В результате, он захотел стать лучшим скалолазом, хотя родители и не одобряли его его выбора. В тайне от родителей он стал изучать основы скалолазания под видом бойскаутства. Он научился передвигаться и обращаться с верёвками, чтобы стать скалолазом как его герои. Когда ему было 12 лет, он залез на 8й этаж, чтобы попасть домой, т.к. забыл дома ключи. Его способности росли. Ален обычно тренировался на утёсах в округе Valence - его родного города на юге Франции. Со временем он стал лучшим скалолазом. Им двигали разумный риск и желание справиться со своим страхом. В последствии, Алан решил лазить самостоятельно, без страховочных верёвок, что означало - если ты сорвёшься, то погибнешь. Он самостоятельно поднимался на самые опасные стороны утёса. Сперва он лез со страховкой, проверял маршруты и зацепы. И, через несколько попыток… Готов, пошёл! У него было два несчестных случая в 1982 году. Самым серьёзным из них было 15-метровое падение, когда при спуске его верёвка оборвалась. Он пролежал в коме 5 дней с многочисленными переломами черепа, носа, запястьев, локтей таза и пяток. Диагноз был нешуточный: "Этот парень больше никогда не сможет лазить снова". По сведениям Французской Национальной Организации Здравоохраниения, из-за головокружений, вызванных травмой внутреннего уха, инвалидами оставались 60% пострадавших. Год спустя, Алан Роберт возобновил тренировки на скалах, и вскоре достиг своего лучшего уровня, даже лучшего чем у него был. В 1991, Patrick Edlinger вручил ему награду за его выступление на Janssens Festival. Два года спустя, Juan Antonio Samaranche дал ему награду МОК (Международного Олимпийского Комитета) за его выступление. Он также упоминается в качестве мирового рекордсмена за наиболее экстримальные одиночное восхождение в ущелье Verdon (юг Франции). Крупнейший спонсор, специализирующийся на экстримальном спорте предложил снять про него документальный фильм. Для этого ему предложили подниматься на небоскрёбы. В 1994, Алан Роберт залез на самый высокий небоскрёб в Чикаго. Так родился "городской скалолаз" - Алан сделал то, что считалось невозможным. Также он понял, что так он может зарабатывать себе на проживаение, и стал искать небоскрёбы своей мечты. Он много раз попадал в тюрьму, так как часто совершал восхождения без соответствующего разрешения, но это его волновало мало, он считал что лучше попастиь в тюрьму, чем в госпиталь. Он любил встречаться с разными людьми, будь то президенты или заключённые, короли или люди трущоб. Алан Роберт известен своими смелыми подъёмами, но публика редко знает о том, что после подъёмов он собирал деньги для милосердия. В 1997 году он без спросу поднялся на всемирно известный небоскрёб в Куала-Лумпуре. Воздействие СМИ было настолько большим, что Фонд Sabah попросил, чтобы он поднялся на его здание в Борнео. С разрешением правительства, его восхождение собрало толпу около 15000 человек, в результате чего смогли собрать более чем 150000$. В Париже, ассоциация ADT Quart Monde попросило его, спуском по верёвке, рекламировать открытие пустых квартир столицы бомжам. Это был реальный случай, с присутствием госпожи Bernadette Chirac и госпожи Genevieve de Gaulle. Через восемь лет, Ален Роберт поднялся на более чем 70 небоскребов и памятников во всем мире. Пока что, самый большой успех - это восхождение на Национальный Банк Абу-Даби в присуствии более чем 100 000 зрителей!

Само загадочное слово «паркур» происходит от французского «parcour» и означает оно буквально «дистанцию» или «полосу препятствий». Авторство нового стиля принадлежит французам Давиду Беллю и Себастьяну Фукалю, которые основали его очень недавно - в конце XX века. Течение паркура представляет собой способы и методы легкого и эффективного перемещения в пространстве и преодоления препятствий, которые создает нам город.

Человек, который выбрал для себя паркур, необычен и нескучен. Жизнь для него – это испытание силы, воли и ума. Людей, которые увлекаются паркуром, называют трейсерами. Трейсер – это человек, обладающий небывалой силой и ловкостью. Цель трейсера – научиться легко, непринужденно, органично и свободно перемещаться в пространстве.

С каждым годом любителей паркура становится все больше. Огромную популярность паркур завоевал среди молодежи и подростков. Для них паркур – это способ реализоваться, проявить себя и показать себя другим. Паркур позволяет научиться так владеть собственным телом, что для трейсера практически не останется непреодолимых препятствий для выполнения и достижения любой цели в жизни. Паркур из простого модного увлечения становится образом жизни и способом мышления. Он диктует свою философию, помогает снять многие психологические блоки, поломать барьеры из страхов и комплексов, избавиться от страха высоты, скорости, научиться принимать быстрые и верные решения в неожиданных и опасных ситуациях. Паркур не признает акробатики, показухи и нерационально опасных трюков.

Препятствиями в паркуре становится все: дома, стены, заборы, стройки, крыши и деревья. В школах, обучающих паркуру, имеются специальные тренировочные приспособления и сооружения, которые удобно осваивать новичкам, ведь травмоопасность в этом случае снижена, и имеется подстраховка. Паркур является отличным способом развить ловкость, силу, выносливость и смекалку.
Очень важно научиться быстро принимать решения, постоянно «включая мозги», чтобы выбрать оптимальный способ преодоления препятствия.

Паркур не является официально признанным видом спорта. Однако, существует организация, которая занимается развитием и продвижением этого молодежного направления, и именуется Всемирной Ассоциацией Паркура, PAWA (Parkour Worldwide Association). Под эгидой PAWA проводятся выступления и командные соревнования разного уровня, в том числе международного.

Паркур - дисциплина, представляющая собой совокупность навыков владения телом, которые в нужный момент могут найти применение в различных ситуациях человеческой жизни. Основные факторы, используемые трейсерами: (то есть людьми, занимающимися паркуром) сила и верное её приложение, умение быстро оказаться в определённой точке пространства, используя лишь своё тело . Главной идеей паркура является выраженный Давидом Беллем принцип «нет границ, есть лишь препятствия» и любое препятствие можно преодолеть. Основные ограничения в паркуре накладываются тремя его аксиомами: Безопасность, Эффективность, Простота. Все, что идет вразрез с ними выходит за рамки паркура.

Паркур не учит использовать какие-либо средства или приспособления, а позволяет использовать только собственное тело и развивать навыки поведения в условиях «здесь и сейчас». Деревья, стены, крыши, парапеты и перила - обыкновенные препятствия трейсера. Крайне важны скорость реакции, умение оценивать обстановку и свои возможности.

Паркур не является видом спорта, который подразумевает состязания, конкуренцию, и стремление победить соперника. Идеология паркура отрицает данные принципы, паркуру чужды «показушность» и соревновательность. В этом в частности одно из его отличий от фрирана .

Для того, чтобы заниматься паркуром, человеку необходимо развиваться в целом ряде дисциплин. Прежде всего, необходимо познать себя, стремясь создать гармонию между телом и духом, оценить свои нынешние возможности и начать бороться со своими недостатками, страхами. Наиболее всего для этого подходит йога. Также хорошим способом воспитания духа являются единоборства, где постоянно приходится бороться с психологическим фактором, нарабатывая стремление побеждать себя. Для развития навыков перемещения помогут лёгкая атлетика, скалолазание.

Немаловажную роль также играет правильное питание трейсера . При занятии паркуром тело испытывает большие нагрузки и при плохом или несбалансированном питании ослабленный организм получает большой стресс, в результате чего тренировки становятся малоэффективными.

Философия паркура и позиция Давида Белля

«Ямакаси » и появление паркура

Российский паркур и возникновение Всемирной Ассоциации Паркура

В России существование паркура началось с команды «Tracers» из Москвы. Основатель команды Олег Краснянский первый посетил город Лисс и познакомился с Давидом Беллем.

В 2004 году на пресс-конференции, связанной с Российской премьерой фильма «13 район», Давид Белль делает заявление об основании PAWA (Parkour Worldwide Association) - Всемирной Ассоциации Паркура, первым представительством которой становится российское. Олег Краснянский, основатель русской команды «The Tracers», объявлен главой этого представительства, и таким образом получает право вести российский паркур от имени Всемирной Ассоциации. Возникновение PAWA должно было дать толчок к развитию паркура по всему миру и отражать истинную суть дисциплины.

Существование PAWA длится 2 года - с 2004 по 2006, за это время никаких масштабных шагов по развитию паркура от имени Всемирной Ассоциации не предпринималось. Однако вскоре после основания ассоциации, осенью 2006 года, Давид Белль заявляет о своем выходе из PAWA, мотивировав это тем, что он не может более контролировать деятельность всех отделений ассоциации и не готов подписаться под деятельностью PAWA в каждом конкретном случае. Следом российское представительство также прекращает свою работу.

Начало признания паркура как спортивной дисциплины

На данный момент в Великобритании активно развиваются спортивные кружки по занятиям паркуром, некоторые школы приняли занятия в программу по физкультуре . В Санкт-Петербурге паркур стал частью общественной акции «Выбирай спорт!», направленной на развитие интереса молодёжи к спортивной культуре . Несмотря на это, "промышленный паркур" (использование строящихся зданий, высотных кранов и т.п.) в России запрещён.

В связи с популяризацией дисциплины и для привлечения новых людей, многими профессиональными объединениями (Parkour Generations, APK и др.) паркур в некоторых ситуациях преподносится как один из видов экономного фитнеса . Это свидетельствует о происходящем расширении заинтересованной аудитории данной спортивной дисциплины.

Паркур в культуре

Паркур и киноиндустрия

Паркур получил широкую известность после выхода фильмов «Ямакаси: Новые самураи » о команде трейсеров, в котором сам Давид Белль отказался участвовать, не желая, чтобы паркур ассоциировали со способом воровства, и фильмов «Тринадцатый район » и «13-й район: Ультиматум » (автор сценариев - Люк Бессон), в которых он снялся в одной из главных ролей.

После популяризации паркура, его элементы и сцены погонь с его применением стали достаточно популярны в современных фильмах. Так, в одном из фильмов бондианы «Казино Рояль» в самом начале показана сцена погони Бонда за террористом Моллакой, роль которого исполнил Себастьян Фукан . Погоня проходит с активным применением элементов паркура.

В 2007 году режиссер Руслан Бальцер снимает российский фильм «Дерзкие дни », рассказывающий о приключениях команды трейсеров «Urban Monkeys».

Паркур и игровая индустрия

В 2007 году студия Core Design Ltd. выпустила игру про паркур - «Free Running », игра сделана в стиле игр про скейтборд. В 2008 году студия EA Digital Illusions Creative Entertaiment выпустила паркур-игру «Mirror"s Edge ». Игра получила высокие оценки и отзывы множества трейсеров самого высокого уровня. Она отличается высоким реализмом и качественно передает движения трейсера при преодолении препятствий.

Компьютерные игры, в которых используется передвижение паркуром

Терминология

«Паркур»

Изначально, для обозначения тренировок использовали французские термины l’art du déplacement и le parcours .

Термин паркур был придуман Давидом Беллем и его другом Юбером Кунде (Hubert Koundé ). Слово паркур (parkour) происходит от определения parcours du combattant - классического метода преодоления препятствий военной подготовки, созданного Жоржем Гербертом .

«Трейсер»

Слово «трейсер» пришло в русский язык из английского, куда в своё время попал французский термин traceur ( ) и traceuse ( ) - имя нарицательное, используемое для обозначения людей, занимающихся паркуром. Французское существительное происходит от французского глагола tracer , который обычно означает «следить» , но на сленге также именуется, как «идти быстрее» . В документальном фильме-интервью режиссёра Крэйга Пентака (Craig Pentak) Стефан Вигру (Stephane Vigroux) (один из родоначальников паркура, основатель организации Parkour Generations) высказался об определении трейсера так :

«В настоящее время слово „трейсер“ является самостоятельным определением. Но изначально мы так называли нашу команду, в которую входили: мой брат, Себастьян Гудо, Тома, Малик Дюф, Микель Рамдони, Джером Бенаес, Себастьян Фукан, Давид Белль и я. Это была команда, созданная после „Ямакаси“, и мы называли себя „Трейсеры“ (имеется в виду, другая команда - другое название). А сегодня это общепринятое обозначение. Авторами этого слова была команда молодых людей, но для меня это не так важно, так как это ограничивает дисциплину».

Другие основные понятия

Несмотря на французское происхождение паркура, получили распространение и применяются, в том числе и в России, английские названия терминов.

Accuracy Jump, Precision Jump прыжок, в котором важны точность приземления, координация, равновесие. Например, прыжок на перила с целью устоять на них. Balance стойка на ногах с целью сохранения баланса. Barrel преодоление препятствия за счет опоры на него одной рукой и поворота спиной к нему. Blind Jump прыжок «в слепую», когда не видно точки приземления. Cat Balance стойка на руках и ногах с целью сохранения баланса. Cat Leap (англ. "кэт лип" - «прыжок по-кошачьи») прыжок на стену с принятием хвата руками сверху и упором стопами в стену при согнутых коленях. Также само положение на стене с принятием хвата руками сверху и упором стоп в стену. Monkey Kong преодоление препятствия с опорой на руки и пронесением ног между руками. King-Kong Monkey Kong, выполненный в прыжке через препятствие на значительное расстояние (1-3 м). Cat Passing преодоление препятствия за счет опоры на него руками и не касаясь ногами. Double King-Kong То же, что и King-Kong, только перед подносом ног происходит один толчок руками для преодоления ещё большего расстояния, уже после которого руки ставятся на поверхность и выполняется Kong. Drop (англ. "дроп" - «падать») прыжок с высоты, выполняется в движении или с места (например, из позиции cat leap). Амортизировать падение можно ногами и руками. Также при приземлении может выполнятьcя кувырок (roll). Reverse преодоление препятствия за счет опоры на него руками и поворота спиной к нему. Roll кувырок через плечо, выполняемый при приземлении после прыжков с больших высот. Аналогичен используемому в боевых искусствах. Выполняется в случаях, когда необходимо ослабить нагрузку на ноги и спину. Spring Jump прыжок с разбега для преодоления препятствия без применения рук. Tic-Tac, One-Two отталкивание от одного препятствия для преодоления другого. Wall Pass преодоление стены. Wallrun бег по стене, когда вверх по стене делается 1, 2, 3, или 4 шага, с помощью или без помощи рук с целью набора высоты для достижения труднодоступного места, либо с последующим выполнением виса (cat leap), прыжка или другого элемента. Slayer прокат на спине, на животе или груди, с целью прокатится под препятствием. Так же, с целью прокатится по препятствиям, находящимся под уклоном. Head shot опора на препятствие, на голову, без помощи рук и ног. Самый небезопасный, и ущербный прием в паркуре. Long jump производится так-же как и Tic-tac, но с целью преодолеть более большое расстояние.

В названии элементов паркура на разных языках имеются заметные разногласия , что иногда приводит к недопониманиям при общении. Постоянное развитие дисциплины не всегда позволяет вовремя отслеживать появление новых элементов. Однако постепенно устанавливается общепринятый набор терминологии, на основании которого появляется возможность для методологических разработок, в частности, последовательности изучения элементов .

См. также

  • «Тринадцатый район », фильм
  • «13-й район: Ультиматум », фильм
  • «Mirror’s Edge », компьютерная игра
  • «Чёртовы футболисты », фильм

Примечания

  1. Russindragon.org Уличный спорт
  2. Трейсер. РУ - Журнал о паркуре «Истинный паркур против соревнований»
  3. Основы правильного питания для трейсеров
  4. Health"snews.com Философия свободы ,
  5. David Belle and/or PAWA Team Parkour Worldwide Association . Архивировано из первоисточника 8 мая 2005. Проверено 12 мая 2007.
  6. MovNat, the future of natural movement education " MovNat®: Explore Your True Nature™
  7. Raymond Belle | Blog Officiel - Parkour
  8. История паркура в Москве , parkourforum.ru (Проверено 11 ноября 2009)
  9. Паркур станет официальной школьной дисциплиной в Британии , membrana.ru (Проверено 11 ноября 2009)
  10. Петербуржцы будут «выбирать спорт» , saint-petersburg.ru (Проверено 11 ноября 2009)
  11. Экономный фитнес: Паркур (17 июля 2010). Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 19 июля 2010.
  12. Andrew P., "Review of Assassin"s Creed ," Electronic Gaming Monthly 224 (январь 2008), стр 89.
  13. Free Running Eurogamer.net
  14. Emmanuelle Achard Des Hommes-chats sur Bercy... (фр.) (JPG) (октябрь 1998). - «l_equipe_1998_Bercy.jpg» Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 10 ноября 2009.
  15. Jin PAWA statement on Freerunning. (23 февраля 2006). Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 12 мая 2007.
  16. The name parkour, simple question . Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 12 апреля 2007.
  17. Random House Unabridged Dictionary (v 1.1) tracer - Definition by dictionary.com . dictionary.com (2006). Архивировано
  18. Portail lexical - Définition de tracer (фр.) . Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 28 августа 2007.
  19. An Interview With Stephane Vigroux на YouTube
  20. Классификация элементов паркура (1 мая 2010). Архивировано
  21. Элементы паркура (27 февраля 2009). Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 6 июля 2010.
  22. Анализ названий элементов паркура на разных языках (8 марта 2010). Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 6 июля 2010.

Когда появился паркур? в начале 1990-х гг.; ?в 1897 г. ?в 2005 г. ?

История в россии паркура в 2002

История паркура начинается с человека по имени Джордж Герберт (1875-1957) , он был военным в морском флоте, много путешествовал по Африке и наблюдал за аборигенами, которые быстро и ловко передвигались по джунглям в поисках пищи и в погоне за добычей. Джорджу всегда хотелось сделать своих солдат сильными и ловкими, подготовить их к любым условиям, в которых они могут оказаться. Итогом его поисков стала методика тренировок разработанная им и введенная в подготовку вооруженных сил Франции. Свою дисциплину он назвал “Натуральный метод” (Methode naturelle) , в нее вошли такие элементы как: прыжки в длину и высоту, скалолазание, плавание, методы самообороны, и прочие разделы физической культуры. Именно “Натуральный метод” лег в основу привычного нам паркура, так как эту методику практиковал Раймонд Белль – военный, герой пожарного отряда вооруженных сил и отец всем нам известного Давида Белля. Раймонд Белль с раннего детства прививал сыну основы физической культуры и “Натурального методы”, всячески поощряя сына во всех его спортивных началах. В возрасте 15 лет Давид со своей семьей перебрался в городок Lisse в пригороде Парижа. Там он познакомился с Яном и Фредериком Хнотру, Дэвидом Малгоном и другими парнями, которые присоединились к Давиду в его тренировках. Затем к ним присоединяется друг Фредерика Хнотру Себастьен Фука, и вместе они начинают идеи свободного перемещения без границ. Их детские игры постепенно переросли в серьезную дисциплину, которую они назвали Parkour. Слово Parkour произошло от французского военного термина – Parcours du combatant, что означает полоса препятствий. Давид и его друзья соберают команду, которую они называют Yamakasi, что в переводе с заирского языка означает "мужчина, сильный телом и духом". Команда Yamakasiнабирала популярность. Они стали героями нескольких статей, снялись в клипе группы I AM и были приглашены для участия в спортивной программе "Stade 2" на французском телевидении. В феврале 1998 года Yamakasi предлагают заняться постановкой трюков для мюзикла "Notre Dame de Paris". Этот момент в истории команды и стал причиной разлада. Yann, Charles, Guylain, Chau, William выбрали подписание контракта на 2 года и выступление в трюковых сценах "Notre Dame de Paris". Они посчитали, что это хорошая возможность показать свой потенциал и заработать на жизнь. Давид и Себастьян и тогда отказались, не желая оставлять тренировочную базу и учеников на столь долгий срок. Участие в мюзикле приносит Yamakasi известность и знаменитый французский режиссер Люк Бессон предлагает Yamakasiснять одноименный фильм. Фильм повествовал о ловких мальчишках из спальных районов, использующих свой дар управлять телом и преодолевать любое препятствие в незаконных целях – грабеж квартир и обман полиции. Для пущего эффекта совершаемые ими трюки были усложнены, например, им приходилось спрыгивать с шестого этажа. Давид и Себастьян отказались от съемок: «Мы понимали, что это художественная идея, которая не может иметь ничего общего с реальностью. Но у тех, кто впервые видел трейсеров на экране, могло сложиться неверное представление о паркуре. Мы действуем исключительно в рамках закона. Не рискуем понапрасну и совсем не похожи на камикадзе из фильма. Наши трюки гораздо интереснее и не столь примитивны. К тому же, в отличие от героев фильма, мы любим место, где провели детство, и считаем, что город – такая же естественная среда обитания для человека, как природа – для животных. Просто надо научиться жить в гармонии с ним». После фильма Белль, Фука и шесть их сторонников покинули команду, основав новое движение «Les Traceurs», и стали еще осторожнее в общении с прессой и выполнении трюков напоказ. «Обидно, что фильм сформировал отношение к паркуру как к опасному занятию. Он не опаснее любого другого вида спорта, – говорит Себастьян Фука. – У нас ни разу не было несчастного случая». Чуть позже пути Давида и Себастьяна разошлись. Первый продолжал

Паркур – это искусство передвижения в пространстве с использованием только собственного тела, когда окружающие предметы (скамейки, бордюры, деревья, лестницы) воспринимаются не как преграды, а как препятствия, которые нужно суметь обойти или преодолеть. В основе лежит стремление к обходу ограничений, неподчинение им.

Паркур считается экстремальным видом спорта. Он довольно опасен, особенно для тех, кто ещё только учится. Часто приводит к переломам и серьёзным травмам, однако многие паркурщики считают, что всё упирается в качество предварительной подготовки. К тому же некоторые используют специальную защиту.

Подготовка

Паркур требует отличного владения собственным телом. Чтобы двигаться в пространстве совершенно свободно, нужно быть в неплохой физической форме. Этому помогает скалолазание. Многие спортсмены также занимаются разными единоборствами, где ставка тоже делается на преодоление себя, умение справляться с собственными слабостями, бросать себе вызов. Акробатика, тяжёлая атлетика часто идут параллельно паркуру.

Немаловажным является и умение быстро ориентироваться в пространстве, запоминать пройдённый путь, а также искать новый. Паркурщиков учат вычленять ключевые моменты, на которых можно остановиться.

Философия паркура и мнение его создателя

У паркура есть основатель – Давид Белль. Он считает, что речь идёт о чём-то большем, не просто о движении, а о стремлении преодолевать преграды, решать стоящие перед тобой задачи. По его мнению, мир можно превратить в своего рода тренировочную площадку, научиться переключать восприятие таким образом, чтобы стоящие перед тобой задачи начали восприниматься точно так же, как ты видишь физические предметы при занятии паркуром.

То есть вместо непреодолимых преград – то, что можно обойти, с чем вполне реально справиться. Паркур при этом построен на рациональности, что резко отличает его от фрирана, где большое внимание уделяется зрелищности, умению произвести впечатление. В последнем случае говорится о важности научиться красиво двигаться, владеть своим телом для того, чтобы произвести впечатление на окружающих.

Отличие от фрирана

Фриран больше подходит для рекламы. Его последователи вместе с основателем течения Себастьяном Фуканом намного чаще паркурщиков принимали участие в разных съёмных телевизионных шоу, клипах, в постановке трюков и прочего. В результате о фриране знают гораздо больше, хотя некоторые и путают его с паркуром. В целом в этом нет ничего удивительного, потому что подготовка у спортсменов часто идентична в своей основе. Расхождения начинаются на стадии освоения дополнительных элементов. Паркурщики делают ставку на эффективность и выносливость, а те, кто занимаются фрираном, на зрелищность.

Развитие паркура

Исторически паркур пошёл от военной дисциплины, которая прижилась в армии, была опробована в двух мировых войнах, помогла многим выжить. Потом один из военнослужащих начал практиковать её в мирное время, став пожарником. Это был отец основателя Давида Белля, Раймонд. Который за свою храбрость и героическое спасение нескольких человек из огня в критической ситуации получил множество наград.

Давид, искренне восхищавший отцом, решил развивать его способности. Вместе с Себастьяном Фуканом он начал первые тренировки. Но через какое-то время их пути разошлись, поскольку Давид воспринимал своё искусство вне коммерции. Фукан ничего плохого не видел в том, чтобы сделать из него бизнес, он стал брать деньги за обучение паркуру.

В современном мире

Паркур постепенно получает всё больше признания. В Великобритании, к примеру, в некоторых школах это искусство стали включать в программы. В северной столице России основали Академию паркура. Многие представители силовых ведомств говорят о желательности такой подготовки для личного состава, особенно для оперативников, потому что владение подобными навыками позволяет эффективнее преследовать преступников.

В кино

О паркуре широкая публика узнала после выхода фильма «Ямакаси: Новые самураи», где рассказывалось о новой криминальной группировке, владевшей уникальными навыками перемещения в пространстве. Кстати, Белль отказался сниматься в этом проекте, он отнёсся к нему достаточно негативно, говорил о том, что паркур не должен вызывать у людей ассоциации с воровством и миром криминала. После вышли ещё 2 картины «13 район» и «13 район: Ультиматум», сценарии к которым написал Люк Бессон, где Белль уже снялся.

В одном из фильмов, посвящённых приключениям Джеймса Бонда сцена погони в самом начале включает в себя элементы паркура. Это же искусство в сочетании с боевыми приёмами стал использовать в своих картинах Джеки Чан.

Игровая индустрия

«Mirror’s Edge» – одна из игр, где действие посвящёно паркуру. Она получила высокие оценки со стороны опытных трейсеров. Отличается удивительным реализмом и неплохо передаёт движения. Характерный стиль перемещения игрока в пространстве можно узнать в знаменитой серии «Assassin’s Creed».

Что же такое паркур?

Паркур можно назвать дисциплиной или искусством. Внешне он представляет собой способ перемещения в пространстве, который включает в себя прыжки, подтягивание, вис, кувырки, разумеется, бег и многое другое. Подразумевает также навыки уклонения и сохранения баланса. Очень важно уметь группироваться и правильно падать, что даёт возможность избежать серьёзных травм.

Паркур нельзя назвать традиционным видом спорта. Здесь отсутствует состязательность, результат не имеет значения. Важен сам процесс, умение владеть собственным телом. И это – ещё один элемент, резко отличающий его от всего остального.



  • Разделы сайта