Диета для людей с ожирением. Питание при ожирении: общие рекомендации и примерное меню. За с чет чего достигаются такие результаты

Нормальная работа организма и его всех органов является физическим здоровьем человека. Ежедневное выполнение определенной системы физических упражнений оказывают хороший эффект на состояние здоровья человека.
Развитие человека с давних времен осуществлялось совместно с оживленными физическими движениями. Формирование организма человека происходит параллельно с движениями. По природе человеку суждено совершенствовать физические данные с помощью системы физических упражнений. Еще не появившись на свет жизнь младенца взаимосвязана с непрерывными движениями. Любой развивающийся организм человека требует движений, физических упражнений. Но взрослые люди в меньшей мере требуются в активности движения, чем дети. Но все, же человек не может существовать без физических движений, как без пищи и сна.
Недостаток движения в некоторых моментах становится незаметной и даже является вполне удобной для организма человека. Недостаток физических движений приводит к ослаблению организма и оживленности различных заболеваний организма. Малоподвижные люди, не включающие в режим своего дня систему физических упражнений, постоянно имеют повышенную склонность к различным заболеваниям, особенно нарушение кровообращения и болезни органов дыхания. Система физических упражнений оказывает большое значение на организм человека.
состоит из трех видов:
. Ациклические упражнения, способствующие развитию выносливости силы;
. Циклические упражнения в стиле аэробики, развивающие общую выносливость;
. Циклические упражнения в смешанном аэробно-анаэробном стиле, направление на развитие скоростной и общей выносливости.
Учеными было определено время, необходимое для занятий физическими упражнениями, которое требуется для достижения определенных результатов. По результатам исследований, известно, что на физические упражнения требуется очень мало времени.
При выполнении системы физических упражнений необходимо соблюдать следующие правила:
. необходимо заниматься 3 раза в неделю, либо через день;
. заниматься нужно 20 минут без перерыва;
. занимаясь, нужно наблюдать за дыханием.
состоит из трех форм самоподготовки:
. Каждодневная утренняя разминка;
. Каждодневная физкульт пауза;
. Самостоятельные упражнения и занятия физкультурой либо спортом, которыми необходимо заниматься 2 либо 3 раза в неделю.
Нужно знать, что система физических упражнений является ежедневной, непрерывной тренировкой в течение всей жизни.

Выполняя какое-либо физическое упражнение, человек реша­ет определенную двигательную задачу: толкнуть штангу данного веса, пре­одолеть в прыжке определенную высоту, толкнуть ядро как можно дальше. Во многих случаях одна и та же задача может быть решена несколькими способами. Например, удар по футбольному мячу можно выполнить внеш­ней или внутренней частью стопы, носком или подъемом. Таким образом, речь идет о технике движения.

Техника физического упражнения это способ решения двигательной задачи.

В основе каждого способа выполнения физического упражнения лежит совокупность взаимосвязанных движений. Эти движения, объединенные между собой общей смысловой (целевой) направленностью физического упражнения, называют операциями.

Стандартная техника это научно обоснованный, наиболее рациональный способ решения двигательной задачи .

Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различа­ют основу техники движений, основное (ведущее) звено и детали техники.

Основа техники это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений.

Например, в прыжках в высоту способом «перешагивание» основой техники будут являться постепенно ускоряющийся разбег с определенным ритмом беговых шагов, отталкивание с одновременным выносом маховой ноги, переход через планку, приземление.

Основное (ведущее) звено техники это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи.

Выполнение ведущего звена техники в движениях обычно происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует больших мышеч­ных усилий.

Детали техники это второстепенные особенности движения, не нарушающие его основного механизма (основы техники).

Детали техники могут быть различными у разных занимающихся и зави­сят от их индивидуальных особенностей.

Правильное использование индивидуальных особенностей каждого за­нимающегося характеризует его индивидуальную технику. Разучивание лю­бого действия начинается с изучения его основы, где большое внимание уделяется основному (ведущему) звену техники, а потом уже ее деталям. Техника физических упражнений постоянно совершенствуется и обновля­ется, что обусловлено:

Возрастающими требованиями к уровню физической подготовленности;

Поиском более совершенных способов выполнения движений;

Повышением роли науки в физическом воспитании и спорте;

Совершенствованием методики обучения;

Появлением нового спортивного инвентаря, оборудования (например,

синтетические покрытия беговых дорожек, фиберглассовый шест - в прыж­ках с шестом) и другими факторами.

Педагогические критерии эффективности техники. Под педагогическими критериями эффективности техники по­нимаются; признаки, на основании которых учитель может опре­делить (оценить) меру соответствия наблюдаемого им способа ис­полнения двигательного действия с объективно необходимым. В педагогической практике используется несколько критериев (Ашмарин Б.А. 1990). Каждый из них обладает своими преимуществами и недостатка­ми.

1-й критерий - результативность физического упражнения (в том числе и спортивный результат). Применяется чаще всего. Принято считать, что улучшение техники прямо сказывается на повышении результативности физического упражнения в целом. Однако в действительности результативность упражнения зави­сит от многих причин, и установить среди них значимость тех­нической подготовленности бывает очень трудно.

2-й критерий - параметры стандартной техники. Сущность его состоит в том, что сопоставляются параметры наблюдаемого действия с параметрами стандартной техники. Но для этого пред­варительно следует определить, насколько стандартная техника отражает типологические особенности обучающихся. При сравнении наблюдаемого двигательного действия со стандартной техникой учитель не в состоянии одновременно оценить эффективность всех элементов техники. Поэтому необходимо обращать внимание прежде всего на те параметры техники, которые являются определяющими.

3-й критерий - разница между реальным результатом и возможным. Для использования критерия необходимо:

1) опреде­лить наилучший результат, который показывает ученик в изучае­мом двигательном действии;

2) знать, от уровня развития каких двигательных способностей зависит прежде всего результативность в данном действии;

3) путем тестирования выявить у школьника уровень развития именно этих способностей;

5) опреде­лить разницу между реальным результатом ученика (пункт 1) и возможным (пункт 4).

Если реальный результат окажется выше возможного, значит техника исполнения полностью реализует по­тенциал физических способностей ученика, если ниже - не реа­лизует. В первом случае необходимо подтягивать двигательные способности, во втором - улучшать технику. Самое сложное в использовании этого критерия заключается в определении возмож­ного результата при данных физических способностях. Осущест­вляется это с помощью уравнений регрессии (Методика соответствующих рас­четов раскрывается в курсе «Спор­тивная метрология»).

Фазы физического упражнения . В физическом упражнении выделяют три фазы: подготовитель­ную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).

Подготовительная фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи дей­ствия. Например, в прыжках с разбега подготовительной фазой является разбег, в прыжках с места - сгибание ног и замах рук перед отталкиванием.

Основная фаза состоит из движений (или движения), с помощью которых решается главная задача действия. Например, в прыжках с места - отталкивание и полет.

Заключительная фаза завершает действие, образно го­воря, позволяет выйти из рабочего состояния. Например, в прыж­ках этой фазой будет приземление, в беге - пробежка по инер­ции после финиша. Эффективность заключительной фазы иногда зависит от правильности исполнения движений в основной фазе (например, приземление при прыжке в длину - от полета), а ре­зультативность физического упражнения в целом - от правиль­ности исполнения заключительной фазы (например, приземления после соскока с гимнастического снаряда).

Основная фаза осуществляется с помощью движений, состав­ляющих основу техники, а две остальные фазы - с помощью дви­жений, составляющих детали техники.

Биомеханические характеристики движений. Различают пространственные, временные, пространственно-временные и ди­намические характеристики движений.

Пространственные характеристики. К ним относятся положе­ние тела и его частей (исходное, промежуточное и конечное положение в процессе выполнения движения), траектория движения (форма, направление, амплитуда).

От исходного положения во многом зависит эффективность последующих действий. Так, например, сгибание ног и замах рук перед отталкиванием в прыжках с места во многом определяют эффективность последующих действий (отталкивание и полет) и конечный результат.

Промежуточные положения (поза в процессе выполнения упражнения). Эффективность многих физических упраж­нений зависит не только от исходного положения, предшествующего нача­лу движений, но и от сохранения наиболее выгодной позы тела или каких-либо его частей в процессе выполнения самого движения. Например, удержание неподвижной позы тела при стрельбе стоя в биатлоне является одной из наиболее важных характеристик техники, влияющих непосредст­венно на результативность стрельбы. Низкая посадка конькобежца, горно­лыжника, горизонтальное положение пловца уменьшает сопротивление внешней среды и тем самым влечет за собой повышение скорости передви­жения.

Конечные положения в отдельных физических упражнениях также игра­ют важную роль. К примеру, приземление после соскока со снаряда в гим­настике или в прыжках на лыжах с трамплина. Правильное положение те­ла в них позволяет сохранить устойчивость при приземлении и избежать получения травмы. Есть виды двигательных действий, в которых конечное положение тела не влияет на результат. Скажем, поза игрока после переда­чи мяча в футболе.

Траектория движения – это путь, совершаемый той или иной частью (точкой) тела в пространстве. Траектория движения характеризуется формой, направле­нием и амплитудой.

Форма траектории может быть прямолинейной и криволинейной.

Прямолинейные движения в практике встречаются крайне редко. Объ­ясняется это тем, что движения в отдельных суставах (рук, ног и др.) име­ют вращательный характер. Поэтому криволинейные траектории движений наиболее естественны для человека. По форме траектории можно судить об эффективности техники физического упражнения.

Направление движения - это изменение положения тела и его частей в пространстве, относительно какой-либо плоскости (фронтальной, сагит­тальной, горизонтальной) или какого-либо внешнего ориентира (собствен­ного тела занимающихся, партнера, спортивного снаряда и др.). Различают направления: основные (вверх-вниз, вперед-назад, направо-налево) и промежуточные (вперед-кверху, вперед-книзу и т.п.).

Данными направлениями пользуются для характеристики как поступа­тельных, так и вращательных движений. Направление движений играет важную роль для обеспечения высокой точности выполняемых действий, экономии сил, выигрыша времени, включения в работу (или выключение из нее) необходимых групп мышц, создания более благоприятных или не­благоприятных условий в деятельности органов дыхания и кровообращения.

Даже небольшие отклонения в направлении движений, например у фехтовальщиков, боксеров, баскетболистов ведут к тому, что они не дости­гают конечной цели в своих действиях.

Амплитуда движения - это величина пути перемещения отдельных ча­стей тела относительно друг друга или оси спортивного снаряда. Амплиту­да движений измеряется в угловых градусах, либо в линейных мерах. Часто ее определяют относительно положения других частей тела или относитель­но каких-либо внешних ориентиров.

Амплитуда движений отдельных звеньев человеческого тела зависит от строения суставов и эластичности связочного аппарата и мышц. Величина амплитуды оказывает влияние на полноту сокращения или растягивания мышц, скорость перемещения тела, точность движения и т.д. Так, в толка­нии ядра удлинение пути силы воздействия на снаряд приводит к возраста­нию скорости движения снаряда. Поэтому метателю рекомендуется выполнять свои движения по возможности с максимальной амплитудой.

Временные характеристики. К ним относятся длительность дви­жений и темп.

Длительность движения - это время, затраченное на его выполнение. В технике физических упражнений большое значение имеет длительность от­дельных частей, фаз, циклов, элементов движений или движений отдельных частей тела. От длительнос­ти зависят практические достижения во многих двигательных действиях. Длительность упражнения в целом опреде­ляет величину его воздействия (нагрузку).

Темп движения - это частота относительно равномерного повторения каких-либо движений, например, шагов в беге, гребков в гребле, и т.п.

Темп определяется количеством повторных движений в единицу време­ни, обычно в одну минуту. Так, темп 120 в ходьбе равен 120 шагам в мину­ту. От него зависит скорость перемещения тела в циклических упражнениях (ходьба, бег, плавание и т.п.). Величина нагрузки в упражнении также находится в прямой зависимости от темпа.

Нахождение оптимального темпа - одна из главных задач при овладе­нии техникой циклических упражнений. Оптимальный темп движений для каждого занимающегося в конкретном циклическом упражнении определя­ется путем многократного преодоления отрезков дистанции с различной ча­стотой движения.

Пространственно-временные характеристики - это скорость и ускорение . Они определяют характер перемещения тела и его час­тей в пространстве. От скорости движений зависят их частота (темп), величина нагрузки в процессе выполнения упражнения, результат многих двигательных действий (ходьбы, бега, прыжков, метаний и др.).

Скорость движения – это отношение длины пути, пройденного телом (или какой-то частью тела) к затраченному на этот путь времени

Если скорость движения постоянна, то такое движение называют рав­номерным, а если она изменяется - неравномерным. Изменение скорости в единицу времени называют ускорением . Оно может быть положительным, имеющим одинаковое направление со скоростью - скорость возрастает, и отрицательным, имеющим направление, противоположное направлению скорости - скорость убывает.

Понятие скорости движений не следует отождествлять с понятием ско­рости передвижения.

Скорость передвижения зависит не только от скорости соответствую­щих движений, но и от других факторов. Например, в беге - от длины и частоты шагов, сопротивлений воздуха и т.п. Скорость движений играет очень существенную роль в обеспечении эффективности выполняемых дви­гательных действий. Так, именно от скорости движений метателя, особен­но к моменту вылета снаряда, зависит дальность броска.

Динамические характеристики. Они отражают взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движений. Внутренними силами являются:

Активные силы опорно-двигательного аппарата – силы тяги мышц;

Пассивные силы опорно-двигательного аппарата – эластичные силы мышц, вяз­кость мышц и пр.;

Реактивные силы – отраженные силы, возникающие при взаимодействии звень­ев тела в процессе движения.

Внутренние силы, в частности сила мышечной тяги, обеспечивает со­хранение и направление изменения взаимного расположения звеньев чело­веческого тела. Посредством мышечных тяг человек управляет движениями, используя внешние и внутренние силы. Внутренние силы не могут переме­щать тело в пространстве без взаимодействия с внешними силами.

Внешние силы складываются из:

Силы тяжести собственного тела;

Силы реакции опоры;

Силы трения и сопротивления внешней среды (воды, воздуха, снега), внешнего отягоще­ния, инерционных сил перемещаемых человеком тел.

Ритмическая характеристика определяется как соразмерность во време­ни сильных, акцентированных движений, связанных с активными мышеч­ными усилиями и напряжениями, и слабых, относительно пассивных дви­жений.

Ритм является комплексной характеристикой, отражающей определенное соот­ношение между отдельными частями, периодами, фазами, элементами какого-ли­бо физического упражнения по усилиям, во времени и пространстве.

Ритм движений присущ как повторяющимся (циклическим), так и од­нократным (ациклическим) двигательным действиям. Ритм обычно опре­деляют путем измерения соотношения длительности каких-либо фаз, кото­рые характерны для данного физического упражнения.

Ритм объединяет все элементы техники в единое целое, является важ­нейшим интегральным признаком техники двигательного дей­ствия.

Министерство спорта, туризма и молодёжной политики РФ ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры».

На тему: Физические упражнения как основное средство физического воспитания.

Выполнил: ст. II к. гр201а

Ломакина Е.С.

Волгоград 2010

1. Физические упражнения.

1.2. Форма физического упражнения.

1.3. Техника физического упражнения.

1.4. Классификация физических упражнений.

1. Физические упражнения.

Физические упражнения - это такие двигательные действия (включая их совокупности), которые направлены на реализа­цию задач физического воспитания, сформированы и органи­зованы по его закономерностям.

Важным отличительным признаком физических упражнений от трудовых, бытовых и прочих двигательных действий является со­ответствие формы и содержания действий сущности физического воспитания, закономерностям по которым оно происходит. Не смотря на то, что ряд физических упражнений имеет внешнее сходство с определёнными формами трудовых действий, их нельзя отождествлять и тем более подменять друг другом.

Физические упражнения используются в соответствии с закономерностями физического воспитания для эффективного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Физический труд, организованный с использованием двигательных действий, может в определённой степени давать эффект, но по своей сути он не тождественен физическим упражнениям, так как на­правлен на внешнюю природу и совершается по законам произ­водства материальных благ.

Как всякое явление, физические упражнения имеют содержание и форму. Содержание физических упражнений составляет вся сумма процессов и явлений, которые происходят у человека при выполнении физических упражнений (физиологические сдвиги, психические процессы, степень проявления физических качеств). Форму физических упражнений определяют их двигательный состав и структура.

Роль физических упражнений для здоровья человека известна давно. Древнегреческий философ Платон считал движение "целительной частью медицины". Великий русский учёный М. В. Ломоносов в известном письме "О сохранении и размножении Российского народа", представив широкую программу развития здравоохранения в России, обращает внимание на необходимость развития физической культуры и спорта. Великий русский писатель Л. Н. Толстой писал: "Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно".

Оздоровительное значение физических упражнений особенно неоценимо в настоящее, перестроечное время в связи с увеличением числа заболеваний сердечно-сосудистыми болезнями, гипертонией, неврозами и др. Чтобы избежать всего этого, необходимо систематически выполнять физические упражнения. В этом поистине и состоит оздоровительная сущность физических упражнений.

Под воздействием физических упражнений можно существенно изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений, в одних случаях, увеличивают мышечную массу, в других случаях - уменьшают. За счёт Изменений происходящих в мышцах, происходит перераспределение жировой массы в мышечную. Мышцы становятся эластичными, более работоспособными. Формы тела совершенствуются, приобретают красивые очертания.

В конечном итоге, всё это приводит к оптимизации физического состояния человека. Улучшается его самочувствие, увеличивается творческая активность, функционирование различных систем организма осуществляется на лучшем качественном уровне.

С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что естественно может улучшить физическое развитие и физическую подготовленность человека, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, совершенствуя качество выносливость, воспитывается не только способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуется сердечно-сосудистая и дыхательная системы.

Улучшение показателей здоровья наблюдается и в тех случаях, когда не преследуется цель воспитания каких-либо физических качеств или совершенствования тех или иных систем организма человека. Ежедневное выполнение элементарного комплекса физических упражнений гигиенической гимнастики в сочетании с процедурами закаливания позволяет поддерживать здоровье, улучшать самочувствие и психические процессы. Самостоятельное выполнение комплексов упражнений общекондиционного назначения также отражается на здоровье человека, улучшает работоспособность, способствует продлению жизнедеятельности и творческого долголетия.

Таким образом, оздоровительное значение физических упражнений неоценимо. При правильном подборе физических упражнений и целесообразной методике с учётом возраста, пола, физического развития и физической подготовленности можно существенно повысить уровень здоровья человека. Причём, при соответствующих условиях они имеют общее оздоровительное, а в отдельных случаях и специфическое значение.

Физиолог К. М. Быков говорил: "Без мышечного движения невозможно познать окружающую среду, познать самого себя, через упражнения познаются законы движения".

Регулярно выполняемые физические упражнения позволяют овладевать жизненно важными двигательными умениями и навыками, эффективно использовать физические силы. Физические упражнения улучшают координацию движений, точность движений в пространстве, времени и по усилиям.

Программой физического воспитания в школе, например, предусмотрено освоение целого ряда двигательных действий, имеющих жизненно важное значение: умение бегать, прыгать, метать, ходить и бегать на лыжах и другие. Осваиваются до степени умения двигательные действия из различных видов спорта: волейбола, баскетбола, борьбы, спортивной гимнастики и т.п.

В процессе занятий физическими упражнениями происходит освоение целого ряда специальных знаний, пополняются и углубляются ранее приобретённые. Занимающиеся должны знать и понимать назначение физической культуры и спорта в нашем обществе, в той или иной мере разбираться в технике изучаемых двигательных действий, как воздействуют физические упражнения на совершенствование физических качеств, поддержание и укрепление здоровья. Немаловажное значение в приобретении разнообразных физкультурных знаний имеет знание гигиенических навыков в повседневной жизни человека. Как они в сочетании с занятиями физическими упражнениями оптимизируют психическое состояние человека.

Содержание физических упражнений обусловливает их влияние на личность. Выполнение физических упражнений часто требуют проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различ­ные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, человек вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера, такие как смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и другие.

Неоценима роль физических упражнений при воспитании морально-волевых и нравственных качеств человека. Выполнение любого физического упражнения связано с затратой мышечных и психических сил человека. Умение проявить волю, настойчивость, терпение во время выполнения физических упражнений воспитывается не сразу, а постепенно и требует систематической работы. Только упорный труд даёт возможность формировать и совершенствовать волевые качества.

Занятия физическими упражнениями, как правило, проводятся в коллективе. При выполнении физических упражнений во многих случаях действия одного занимающегося зависят или во многом определяют действия другого. Происходит как бы согласование своих действий с мотивами и действиями коллектива, подчинение личности под общую стратегию действий. Это проявляется во многих подвижных и спортивных играх. Умение быть сдержанным, подчинить себя воле коллектива, найти одно, единственное правильное решение и, не считаясь со своими личными амбициями, помочь товарищу, эти и многие нравственные качества формируются при занятиях физическими упражнениями.

Нравственное воспитание должно пронизывать всю практику физического воспитания в системе образования и воспитания, поскольку от последовательного решения задач по формированию этических норм и навыков поведения в решающей мере зависит конечный общественно полезный эффект любого вида воспитания.

Содержание любого физического упражнения сопряжено, как правило, с комплексом воздействий на человека. Профессионально весьма важно для преподавателя физического воспитания (тренера по виду спорта) умение всесторонне оценивать содержание используемого упражнения в педагогическом аспекте, реально определить возможность использования его различных сторон в образовательно-воспитательных целях.

1.2. Форма физического упражнения

Внутренняя структура упражнения характеризуется закономерным соотношением внутренних процессов, обеспечивающих выполнение двигательного акта.

Спортивные термины

АКРОБАТИКА. 1. Система физических упражнений, связанных с выполнением вращений тела в разных плоскостях с опорой и без опоры и сохранением равновесия (балансирование) одним спортсменом, вдвоем или группами. 2. Вид спорта, соревнования в выполнении произвольных и обязательных композиций (акробатические прыжки, парные и групповые упражнения) с последующей их оценкой в баллах. 3. Жанр циркового искусства (акробатика силовая, прыжковая и т.д.).

АМИНОКИСЛОТЫ. Класс органических соединений, содержащих карбоксильные и аминогруппы. Основные структурные единицы молекул белков, определяющие их биологическую специфичность.

АМПЛИТУДА. Наибольшее отклонение от нулевого значения величины (тело спортсмена, часть его тела, спортивный снаряд), совершающий колебания по определенному закону.

А. бокового смещения ОЦМТ конькобежца. Расстояние, на которое перемещается ОЦМТ конькобежца при отталкивании ногой.

А. движений. Размах движений отдельных частей тела по отношению друг к другу или всего тела по отношению к снаряду. Одна из характеристик двигательного действия. Обусловлена подвижностью в суставах. Одни движения выполняются с максимальной амплитудой, но для большинства движений требуется определенная оптимальная амплитуда. Измеряется в угловых градусах или линейных мерах.

А. движений ногами при плавании кролем. Размах движений ногами в вертикальной плоскости при плавании кролем на груди и на спине. оптимальная амплитуда подбирается индивидуально в зависимости от роста и др. данных пловца.

А. движений стопами при плавании брассом. Во время отталкивания стопы пловца брассом расходятся в стороны на расстояние, которое примерно в 1,5-1,8 раза больше ширины таза.

А. размахивания снарядом. Величина предварительных движений руки со снарядом метателя диска или молота в горизонтальной и вертикальной плоскостях. С увеличением амплитуды увеличивается путь приложения силы метателя к снаряду.

А. сгибание шеста. Величина сгибания шеста в опорной фазе прыжка с шестом. Достигает в прыжках сильнейших спортсменов, пользующихся высококачественными эластичными шестами, 150-160 см.

А. укороченная (частичная). Выполнение упражнений с укороченной амплитудой движения (лишь на определенном ее участке) в пауэрлифтинге используется для преодоления «мертвой точки» в том или ином соревновательном движении.

АНТРОПОМЕТРИЯ. Система измерений и исследований в антропологии линейных размеров и др. физических характеристик тела человека (рост, масса, плотность, окружности и т.п.).

АТЛЕТИЗМ. 1. Система физических упражнений, направленная на всестороннюю силовую подготовку и совершенствование телосложения путем развития мышц. 2. Вид спорта, суть которого заключается в художественном позировании, позволяющем наиболее эффективно продемонстрировать развитие мышечной системы спортсмена и получить за это соответствующую оценку (бодибилдинг).

АУТ. (1). Выход мяча за пределы площадки или поля в спортивных играх.

АУТ. (2). В бейсболе – выбивание бьющего из игры или осаливание мячом бегущего игрока нападающей команды, когда он находится вне базы.

Двойной А. Осаливание в бейсболе бегущего игрока нападающей команды после промежуточной передачи. «Аут!». Завершающая команда рефери, после которой боксеру присуждается победа нокаутом.

АЭРОБИКА. 1. Система упражнений в циклических видах спорта, связанных с проявлением выносливости (бег, ходьба, плавание, гребля, езда на велосипеде, катание на лыжах, коньках), направленная на повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем. 2. Комплекс разнообразных физических упражнений, выполняемых под музыку, направленный на повышение физической подготовленности занимающихся. Используется в оздоровительных и спортивных целях. Включает множество различных систем и направлений, различающихся по составу средств, возрастным особенностям, применению снарядов и предметов, проведению в различной среде (в зале, на стадионе, на воде и т.д.).

Аквааэробика (гидроаэробика). Система упражнений, выполняемых в неглубокой и глубокой воде. Это в одних случаях облегчает условия их выполнения, в других - усложняет. Применяется различный инвентарь, который может использоваться для изменения интенсивности упражнений: пояса, жилеты, гантели, манжеты для рук, ног, лодыжек, ручные планки, перчатки, весла, ласты. Используется представителями других видов спорта в период реабилитации после травм и как средство физической подготовки.

Аэробика для детей. Система упражнений для обеспечении нормального роста и развития детей. Способствует увеличению плотности костей, эластичности связок, мышечной ткани и увеличивает их прочность. Выделяются 3 возрастные группы: 3-6; 7-12 и 13-16 лет. Занятия проходят в непосредственной форме.

Базовая аэробика. Наиболее разработанная, строго регламентированная система, состоящая из общеподготовительных гимнастических упражнений, бега, подскоков, скачков, выполняемых поточно без пауз отдыха под музыкальное сопровождение (120-160 акцентов в минуту). Упражнения выполняются стоя (на месте, с продвижением вперед, назад, в стороны), лежа, сидя в упорах. Могут выполняться с небольшими отягощениями, эспандерами, амортизаторами. Хореографическая часть включает простейшие и специфические шаги, подскоки, элементы, части и комбинации.

Бокс-аэробика. разновидность аэробики, использующая элементы боевых искусств в некоторой стилизации. Бокс-аэробика, каратэ-аэробика требуют специального инвентаря: боксерских перчаток, скакалок, груш и др.

Йорг-аэробика. Разновидность аэробики, соединившая элементы восточной и западной культуры движений. Характеризуется сочетанием статистических поз (асан) с динамическими и стато-динамическими упражнениями. Имеет хороший оздоровительный эффект благодаря включению в деятельность психики, концентрации внимания занимающихся на работе мышц и деятельности внутренних органов.

Пумп-аэробика. разновидность аэробики, характеризующаяся выполнением упражнений с облегченной штангой, сочетающая воспитание силовых способностей и выносливости. Как и в других видах, упражнения выполняются поточным методом и под музыку. Рекомендуется лишь хорошо подготовленным людям.

Ризист –А бол. разновидность аэробики с использованием специальных мячей. Применяется специально для тренировки равновесия, двигательного контроля, приобретения хорошей осанки, проработки отдельных групп мышц, мало нагруженных в других видах аэробики, мышц спины и брюшного пресса, тренировки координации движений, стретчинга, «сжигания» большого количества калорий, чем при обычной силовой тренировке.

Слайд-аэробика. Атлетическая форма аэробики, в которой используются специальное покрытие и специальная обувь (носки). Упражнения напоминают движения конькобежцев. Высокоинтенсивный вид тренировки. Воспитывает выносливость, равновесие, координацию движений, укрепляет мышцы ног (особенно приводящие и отводящие). Является одним из самых эффективных видов занятий для снижения жировой прослойки.

Спортивная аэробика. Вид спорта, выделившийся из системы занятий различными видами аэробики. Включает соревновательную деятельность, состоящую из выполнения под музыку широкого круга гимнастических упражнений циклического характера, пластики, мимики и др.

Степ-аэробика. Разновидность аэробики, характеризующаяся использованием специальной степ-платформы, которая позволяет выполнять различные шаги, подскоки на нее и через нее в различных направлениях; использовать платформу для выполнения упражнений, направленных на воспитание силы и силовой выносливости, укрепление мышц пояса верхних конечностей, брющного пресса и спины. В основе степ-аэробики лежит в основном хореография базовой аэробики.

Танцевальная аэробика. Р азновидность аэробики, к которой относятся: фанк-аэробика, афро-аэробика, кардио-фанк, самбаробика и др., т.е. использование различных танцевальных движений под соответствующую музыку. В основе всех танцев лежит своеобразная джазовая техника движений. танцы и общеподготовительные гимнастические упражнения способствуют выпрямленному удержанию туловища, повышению тонуса мышц брюшного пресса и ягодичных мышц. Различные части тела двигаются как бы независимо друг от друга.

Хо-лонерс аэробика. Разновидность аэробики, характеризующаяся использованием пружинистой пластины, прикрепленной к подошве ботинок (Xo-Loners). Дает возможность получить удовольствие от любой физической активности и предотвратить неприятные болевые ощущения, сократить возможность получения травм и ушибов. Особая конструкция пружинистой пластины позволяет при выполнении упражнений снимать нагрузку с коленного и тазобедренного суставов и позвоночника. Эти занятия характеризуются высокой интенсивностью.

3. В бодибилдинге – совокупность методов и средств повышения аэробной производительности организма, направленных на максимальную мобилизацию и сжигание подкожного жира в интересах демонстрации предельного мышечного рельефа и венозности на соревнованиях. Включает выполнение упражнений на степперах, стационарных велотренажерах, бегущих дорожках, лыжных и гребных тренажерах, а также непрерывный, медленный и интервал ьный бег. В бодибилдинге и пауэрлифтинге является средством восстановления функций сердечно-сосудистой системы в переходном и подготовительном периодах тренировочного макроцикла.

БАДМИНТОН. Спортивная игра с ракетками и воланом (легким мячом с перьями), на площадке 13,4 х 5,2 м (для одиночных встреч) или 13,4 х 6,1 м (для парных встреч). Цель игры – одним ударом ракетки направить волан через сетку (высота 155 см) на сторону соперника и приземлить мяч там или вынудить соперника послать волан в сетку или аут.

БАЛАНСИРОВАНИЕ. Сохранение равновесия тела путем изменения положения его отдельных звеньев.

БАСКЕТБОЛ. Командная спортивная игра с мячом на площадке 15 х 28 м командами по 5 человек. Цель игры – забросить мяч руками в корзину соперников, укрепленную на щите (высота 3,05 м), и не дать забросить мяч в свою.

БАТТЕРФЛЯЙ. Способ спортивного плавания. Возник как разновидность брасса. Пловцы удлинили гребок руками до бедер и стали проносить руки вперед над водой. движения ногами выполнялись как в брассе. Скоростной разновидностью техники баттерфляя является дельфин.

БЕГ. 1. Один из естественных способов передвижения человека в пространстве. Главное отличие бега от ходьбы – наличие фазы полета в процессе выполнения беговых шагов. 2. Самостоятельная дисциплина легкоатлетического спорта, наиболее распространенное физическое упражнение, входящее в состав различных спортивных дисциплин.

Б. «в мешок». Элемент техники спортивного ориентирования, использование которого целесообразно в случае нахождения искомой точки на пересечении двух линейных ориентиров. Применяя этот метод, спортсмен движется по маршруту «грубо», практически без ориентирования, памятуя, что после достижения намеченного линейного ориентира он выйдет вдоль него в искомую точку.

Б. в облегченных условиях. Тренировочный бег под гору, бег с тягой, бег в специально созданных условиях, уменьшающих действие силы тяжести или помогающих развить большую скорость.

Встречный Б. В спортивном ориентировании – передвижение спортсменов во время соревнований на отдельных этапах подхода к КП или ухода с него, на которых могут произойти встречи спортсменов, облегчающие обнаружение места установки КП. Встречный бег может создаваться участниками в целях облегчения «взятия» КП искусственно. Квалифицируется как просчет в планировании дистанции.

Гладкий Б. Бег по стадиону без препятствий или барьеров, а также по шоссе.

Длительный Б. Тренировочный бег, критерием которого является не скорость, а преодоление определенного расстояния или бег в течение продолжительного времени.

Б. до отказа. 1. Упражнение на воспитание специальной выносливости спортсмена, заключающееся в выполнении бега до наступления полного утомления в виде отказа от работы. 2. Тест для определения физической работоспособности.

Заключительный Б. Бег, выполняемый в конце тренировочного занятия или после соревнований с целью снятия физического и психического напряжения. обеспечивает плавное уменьшение деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем организма с целью перехода к последующей деятельности.

Интенсивный Б. Быстрый бег или бег, выполняемый в интенсивных режимах, чаще всего при дефиците кислорода.

Интервальный Б. Тренировочный бег, выполняемый со строго регламентированными перерывами для отдыха. Направлен на решение определенных задач: воспитание специальной выносливости, скоростных качеств.

Контрольный Б. Тренировочный бег, выполняемый с целью контроля за уровнем подготовленности.

Кроссовый Б. Бег по пересеченной местности с преодолением естественных и искусственных препятствий.

Марафонский Б. Вид легкой атлетики. Бег на сверхдлинную дистанцию, равную 42 км 195 м.

Б. на выносливость. Продолжительный бег, направленный на воспитание выносливости спортсмена. Практически бег на дистанции более 800 м.

Б. на длинные дистанции. Бег на дистанции 3 000 м и свыше (3 000, 5 000, 10 000, 20 000 м, часовой бег).

Б. на короткие дистанции. Бег на дистанции от 30 до 400 м (наиболее распространенные 60, 100, 200 и 400 м).

Б. на месте. Физическое упражнение, по своему воздействию на организм частично заменяющее естественный бег, используется в условиях ограниченного пространства, а также в упражнениях ритмической гимнастики, утренней гигиенической гимнастики и как специальное упражнение бегуна, обычно имеющее целью научить продолжительное время высоко поднимать бедро.

БРАСС. Способ спортивного плавания. Пловец лежит на груди, плечевой пояс параллелен поверхности воды. Обе руки движутся одновременно и симметрично. Во время гребка они выполняют движения спереди в стороны до плечевого пояса, после чего, сгибаясь в локтях и подтягивая локти к груди, выносятся под водой вперед. Ноги движутся одновременно и симметрично. При гребке ноги, сгибаясь в тазобедренных суставах, плавно подтягиваются стопами к ягодицам. Затем, разводя стопы в стороны, пловец выполняет ногами энергичный и симметричный толчок ногами.




  • Разделы сайта