Что значит йога айенгара. Подойдет ли йога Айенгара новичкам и с чего начать практику? Распространение учения Айенгара

Мы приглашаем всех желающих на занятия йогой Айенгара в центр Прана. Опытные преподаватели йоги Айенгара; комфортные, современные залы; удобное расписание; вегетарианский бар и массажные кабинеты. Ждем Вас в нашем центре.

Особенности йоги Айенгара

Йога Айенгара является классической хатха-йогой, истоки которой уходят в глубину веков. Б.К.С. Айенгар создал уникальный метод обучения, который, благодаря своим особенностям, снискал себе огромную популярность и на сегодняшний день является одним из самых распространенных. Он объяснил, подкрепив примерами все традиционные аспекты йоги, заново открыл, систематизировал целый ряд асан и методов дыхания, провел обширные исследования терапевтических эффектов. Б.К.С. Айенгар учил йоге более шестидесяти лет. До сегодняшних дней его метод продолжает развиваться и углубляться.
Основа метода – глубокая и тонкая работе в позе. Практика асан является статичной, длительное пребывание в позе усиливает ее воздействие не только на мышцы, суставы и связки, но также на внутренние органы, системы, клетки, эмоциональное состояние, ум. В процессе практики, тело становится не только сильным и гибким, но также более симметричным, ровным. Понятия ровности или выравнивания являются ключевыми в йоге Айенгара.

Согласно методу, очень важно соблюдать принцип постепенного развития практики. Перехода от простых к более сложным упражнениям по мере того, как тело вместе с сознанием становятся готовым к их выполнению. На начальных этапах практики Айенгар не рекомендует выполнять сложные асаны, потому что организм еще не обладает необходимой силой, а ум недостаточно сконцентрирован. Неоценимую роль в практике начинающих играют позы стоя, которые занимают особое место. Их можно без преувеличения считать фундаментом метода.

Как уже было сказано выше, только правильно выполняемые упражнения дают желаемый результат. Придать телу правильное положение, которое затем нужно сохранить в течение определенного периода времени, может далеко не каждый. Поначалу это вызывает проблемы даже у здоровых людей: к сожалению, наш малоподвижный образ жизни не способствует поддержанию хорошей физической формы, делая тело жестким, зажатым и слабым.

Поэтому важной особенностью метода является использование разнообразных вспомогательных материалов (мягких валиков, деревянных брусков, подставок разной высоты и формы, одеял, ковриков с шероховатой поверхностью, стульев, ремней, веревок), которые позволяют с самого начала правильно расположить тело в пространстве. Благодаря им, организм получает опору, которая абсолютно необходима для правильного развития и стабильности позы. Большой выбор материалов и практически безграничные возможности их сочетания позволяют учитывать индивидуальные особенности строения человеческого организма, степень его подготовленности. В соответствии с этим, подбирается уровень нагрузки, обеспечивается правильное ее распределение.

Детальная работа и индивидуальный подход дают возможность заниматься йогой всем желающим, сделать практику каждого оптимальной. Регулярная и правильная практика способствует достижению самых разных целей от улучшения состояния здоровья и внешности до гармоничного развития личности в целом.

Описание классов Айенгара

Ознакомительный класс

Этот класс предназначен для людей, которые никогда раньше не занимались йогой по методу Айенгара . С самого первого занятия Вы начнете осваивать асаны, узнаете не только о том, чем является йога, но и об особенностях метода, научитесь пользоваться всевозможными подсобными материалами и наблюдать за своим телом.

В этом классе преподаватели ответят на Ваши вопросы, подробно объяснят, как выполнять позы. Часть информации, которую Вы получите, дается только тут.

Основная программа рассчитана на месяц. Это четрые-пять занятий, которые нужно посещать раз в неделю (содержание занятий изменяется от недели к неделе). Постарайтесь посетить все занятия, однако, если по какой-либо причине Вы пропускаете часть занятий, обязательно посетите четвертое – на нем осваиваются перевернутые позы (Сарвангасана – стойка на плечах и Халасана).

Класс начальный 1

В этот класс приходят сразу после ознакомительного. Здесь осваивают базовую программу. Основное внимание уделяется позам стоя, которые делают тело сильнее, пластичнее и готовят его к выполнению более сложных асан.

Кроме того, в Начальном 1 выполняются упражнения на укрепление спины и конечностей, растяжение ног, осваиваются такие перевернутые позы, как Сарвангасана (стойка на плечах), Халасана. Их выполнение способствует омоложению организма, регулирует работу эндокринной системы. Роль перевернутых поз в йоге настолько важна, что без них практика является неполной.

Переход на следующий уровень обусловлен Вашими индивидуальными особенностями и регулярностью практики. В среднем, если человек занимается 2-3 раза в неделю, он может перейти на другой уровень после года занятий. Надежным показателем являются перевернутые асаны: если Вы уверенно чувствуете себя в Сарвангасане и можете простоять в ней около 5 минут, без труда находитесь в Халасане 2-3 минуты, попробуйте свои силы в Начальном 2.

Класс начальный 1-2

Этот класс помогает тем, кто освоил программу предыдущего уровня, постепенно перейти к программе класса Начальный 2.

Сложность занятий зависит от уровня подготовленности учеников. Преподаватель каждый раз смотрит на состав группы и в зависимости от этого подбирает программу. Если в классе больше тех, кто не слишком давно ходит на Начальный 1, то акцент будет сделан на дальнейшее освоение базовой программы. Здесь осваиваются усложненные варианты асан базовой программы, добавляются продвинутые прогибы, скручивания, а также большое внимание уделяется устойчивому освоению перевернутых поз.

Обычно переход на уровень Начальный 2 занимает минимум два года (при 2-3 занятиях начального класса в неделю). Для тех, кто ставит перед собой реальные цели, Начальный 1-2 становится удачной возможностью подготовиться и освоить такие сложные асаны, как Адхо Мукха Врикшасана (стойка на руках), Пинча Майюрасана (стойка на предплечьях) и Ширшасана (стойка на голове), необходимые для занятий в классе.

Класс начальный 3

Это следующий уровня йога Айенгара , в котором продолжается освоение базовой программы. Позам стоя по-прежнему уделяется больше внимания, кроме того в программу входят прогибы назад, наклоны, скручивания, подготовка к Падмасане (поза лотоса), уровень сложности асан возрастает. Здесь также осваиваются новые перевернутые асаны: Пинча Майюрасана (стойка на предплечьях), Адхо Мукха Врикшасана (стойка на руках) и Ширшасана (стойка на голове). Об уровне Вашей практики можно по-прежнему судить по перевернутым позам: Вы должны уверенно стоять в Сарвангасане не менее 5 минут и до 5 минут в Ширшасане.

История йоги Айенгара

Йога подобна музыке. Ритм тела, мелодия ума и гармония души творят симфонию жизни.
Б.К.С. Айенгар

В 1935 году на юге Индии шестнадцатилетний Б.К.С. Айенгар, выходец из бедной брахманской семьи, начал учиться йоге у мужа своей сестры, Т. Кришнамачара, в школе йоги, созданной под патронажем Махараджи Майсора. Нищий, вечно болеющий и голодный юноша, Айенгар поначалу занимался йогой чисто механически, испытывая невыносимые муки от боли во всем теле. Тем не менее, очень быстро, за несколько месяцев, оказалось, что никто не может выполнять асаны (позы) с таким совершенством, как он. Уже в 1937 году учитель разрешил ему преподавать йогу, и он переехал в Пуну, город неподалеку от Бомбея.

Дерево традиции неожиданно быстро стало приносить плоды... Это было очень давно, еще при англичанах. В то время это учение в Индии было мало кому интересно. Учителей практически не было. Шри Т. Кришнамачар, например, обучался йоге в Тибете. Сначала под натиском воли Аейнгара отступили болезни, потом, через сколько-то лет - нищета. Ну а йога, как здоровый живой язык на устах своего носителя росла и развивалась.

По много часов проверяя воздействие каждой позы, дыхательного упражнения на самом себе, Айенгар разработал иерархию и последовательность их введения в курс занятий, а также специальные программы для лечения заболеваний, став крупнейшим экспертом в области йогатерапии; придумал хитроумные приспособления, которые позволили заниматься практикой людям с куда менее совершенными телами, чем его собственное.

Сейчас становится очевидней, что у йоги Айенгара складывается счастливая земная судьба. Больше и больше людей получают от занятий реальную пользу. Они дают современному человеку свободу:

  • стимулируя к работе над собой;
  • к изучению себя;
  • она не манипулирует сознанием или волей;
  • не действует системой запретов.

Занимаясь йогой, мы свободны в выборе религии. Вегетарианская диета приветствуется, но только в том случае, если организм сам отказывается от животной пищи. Здоровый образ жизни утверждается как бы сам по себе, не выдергивая человека из контекста повседневности, не отрывая от семьи и традиционных ценностей.

Йога Айенгара - это прежде всего уравнивание (по-английски alignment):

  • поступательное движение к гармонии тела и ума через равномерное неагрессивное вытяжение одних частей тела и расслабления других;
  • управление дыханием;
  • осознание присутствия ума во всем своем существе, будь то ступни, почки или мозг;
  • внимание к малейшим искривлениям в теле или движениях дыхания.

Через уравнивание физического начинает формироваться гармония в области физиологии и, в конечном счете, постепенно очищается, уравнивается весь организм, от кожи до мельчайших клеток. Поскольку, по искреннему мнению Б.К.С. Айенгара, в принципе невозможно провести четкой границы между телом и умом, отделить анатомию от физиологии, физиологию от психологии, ум от рассудка, а рассудок - от души, все в человеке переплетено и взаимосвязано, то, уравнивая хотя бы положение ступней, мы уже приступаем к работе с собственным сознанием. В этом - красота и сила йоги. Мягко изменяя себя, становясь здоровыми и доброжелательными, мы не только растем духовно, но меняем к лучшему окружающий мир.

Если говорить конкретнее и взять в качестве примера обычного человека средних лет, который может посвятить йоге тридцать-сорок минут в день, то налицо следующее:

  • йога поможет улучшить общее самочувствие;
  • вернет подвижность суставов;
  • снимет или приостановит развитие искривлений позвоночника различной природы;
  • нормализует кровяное давление, пищеварение;
  • укрепит иммунную систему;
  • поднимет жизненный тонус;
  • переборет депрессивные состояния, усталость, нервную возбудимость;
  • станет незаменимым другом в борьбе с каждодневными стрессами.

Существует большое количество специальных комплексов: от головной боли, усталости, при простуде, и т.п. По особой программе следует заниматься женщинам во время беременности или после родов, при менструациях.

Хотя йогой может заниматься любой, вне зависимости от возраста и состояния здоровья, в особых случаях противопоказаны некоторые асаны. Поэтому заниматься необходимо под руководством опытного преподавателя, а если его нет - по книгам Б.К.С. Айенгара.В 1965 году он закончил труд над книгой "Light on Yoga" (в русском переводе "Прояснение Йоги") - букварем и сводом асан, самым энциклопедически полным трудом по йоге за всю современную историю. В 1975 в Пуне открылся Институт Йоги памяти Рамамани Айенгар , супруги и верного помощника Б.К.С. Айенгара, где он сам вместе с детьми практиковал, помогал больным и беспрерывно совершенствует личную практику. В 1981 издана книга "Light on Pranayama" ("Свет на Пранаяму") - первая книга, по которой можно заниматься дыхательными упражнениями, не боясь повредить своему здоровью (Б.К.С. Айенгар всегда говорит, что лучше хорошая книга, чем плохой учитель. Но только книга должна быть действительно хорошей). В 1993 году издана книга "Light on the Yoga Sutras of Patanjali" ("Свет на Йога Сутры Патанджали"), кропотливый перевод и комментарии к самому древнему тексту по йоге.

Йога Айенгара для начинающих хороша тем, что в ней каждая поза тщательно выстраивается. Этому уделяется максимум внимания и времени, а особенно важным считается сознательный контроль в практике.

Если вы новичок, то этот метод именно для вас. Занятия построены так, что практикующий переходит от самого простого к сложному по мере своей готовности, а использование валиков, подставок, одеял, ремней облегчает и помогает правильно выполнять упражнение. Именно этот вид йоги рекомендуется пожилым людям и тем, кто имеет проблемы со здоровьем.

Как появилась практика йоги Айенгара

Метод йоги Айенгара, опирающийся на классическую Хатха-йогу основан на чётко построенной последовательности асан, обязательно сочетающихся с правильной техникой дыхания. Он самым лучшим образом подходит начинающим практикам, так как даёт понимание самых основ йоги. Правильно выстроенные при помощи дополнительных аксессуаров асаны помогают избавиться от многих проблем со здоровьем. Особенно рекомендуют заниматься такой практикам женщинам, пожилым людям и всем, у кого есть какие-либо болезни.

Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар создал свой метод, основываясь на собственном многолетнем опыте практики. С самого рождения жизнь испытывала мастера на прочность. Едва не умерев от гриппа новорожденным, в тринадцать лет он заболел туберкулёзом, затем тифом и малярией. Семья, в которой родился Айенгар, была бедной, денег не было даже на самые необходимые лекарства, поэтому мальчик рос таким слабым, что не мог нормально учиться в школе.

В шестнадцать лет Сундарам, как звали его в семье, отправился в Майсор, помочь своей старшей сестре, пока её муж по просьбе Махараджи отправился в Бомбей посмотреть, как там развивается йога. Прекрасно образованный, знаток Вед, полиглот, философ, Тирумалай Кришнамачар был ещё и учителем йоги. Вернувшись домой, он уговорил мальчишку остаться у них, показал ему несколько асан для укрепления здоровья, но Сундарам даже не мог дотянуться до колен руками, и учитель не стал заниматься с ним дальше.

Однако по воле случая Кришнамачар был вынужден заниматься с родственником, так как его любимый ученик пропал за несколько дней до Международной конвенции по йоге, где должен был демонстрировать разные асаны. Айенгар за три дня освоил все сложные прогибы и успешно их показал на публике, но от сильной боли он чуть не плакал. С тех пор Сундарам стал заниматься у учителя в йога шале.

В 1936 году во время поездки с учителем по Индии Айенгар получил приглашение от одного врача приехать в Пуну на полгода учить его йоге. Так молодой человек стал учителем, благодаря которому город спустя много лет стал Меккой йоги. А пока учеников было мало, денег не хватало, и он использовал любую возможность заработать. В 1943 году Сундарам женился на Рамамани, которая стала его верной спутницей и помощницей. В 1975 году после смерти жены он основал Институт йоги в Пуне, названный именем Рамамани.


Только к 1947 году количество учеников начало расти. Многим йога помогла преодолеть болезни, и Айенгар стал известен по всей стране. А с 1954 года его начали приглашать во многие страны, йога начала приобретать популярность по всему миру. Помочь в практике йога Айенгара для начинающих может любая книга мастера, многие из которых изданы и на русском языке.

Но практика самого учителя была трудной и развивалась медленно из-за слабого позвоночника, неразвитой грудной клетки и многочисленных болезней в детстве. До 1958 года были сплошные проблемы, он начал терять сознание в асанах, однако продолжал заниматься и упорный труд победил. И снова пришлось начинать всё сначала после аварии и несчастного случая в 1979 году. И после восьмидесяти лет Айенгар занимался по шесть часов в день. Умер учитель, когда ему было 95 лет.

Йога Айенгара для начинающих - основы для самостоятельных занятий

Методика занятий заключается в том, что асаны разделены на курсы - от начального к продвинутому, и сгруппированы так, чтобы их было удобно выполнять. К тому же рассчитано время, требующееся на их освоение. Например, первый курс занимает приблизительно восемь недель. На первых двух неделях мастер предлагает выполнять следующий комплекс:

  1. Тадасана. Поза учит правильно стоять, распределять вес равномерно на обе стопы, по всей их поверхности, чтобы избежать деформаций позвоночника. При правильном выполнении мышцы бёдер напряжены, живот втягивается, грудь направляется вперёд.
  2. Врикшасана - даёт тонус ногам, учит равновесию и устойчивости.
  3. Уттхита Триконасана - также помогает развить ноги, избавиться от жёсткости в тазобедренных суставах, раскрывает грудь, снимает боль и напряжение в спине и шее.
  4. Уттхита Паршваконасана - укрепляет ноги, облегчает боль в суставах, раскрывает грудную клетку, плюс помогает быстрее сжигать жир на животе и способствует лучшей работе кишечника.
  5. Вирабхадрасана І - хорошо сжигает жир на бёдрах и ягодицах, делает гибче спину, плечи и шею.
  6. Вирабхадрасана ІІ - помогает избавиться от судорог, делает ноги и спину гибче, приводит в тонус внутренние органы, расположенные в брюшной полости.
  7. Паршваттанасана - поможет избавиться от сутулости, сделать гибкими ноги, таз, позвоночник, запястья, улучшает работу внутренних органов.
  8. Саламба Сарвангасана І - положительно воздействует на щитовидную железу, лечит болезни горла, бронхит и астму, головные боли, успокаивает нервы, помогает избавиться от запоров и многих женских проблем.
  9. Халасана - действует подобно предыдущей позе, стимулирует работу всех органов, облегчает состояние при артрите позвоночника.
  10. Шавасана - расслабляет и восстанавливает силы.

Асаны в Айенгар-йоге разделены на курсы

Совет: для начинающих практиковать йогу Айенгара лучше скачать уроки, содержащие самые основы для самостоятельных занятий. Благодаря таким видео для начинающих, йога Айенгара будет понятней и полезней.

Задерживаться в каждой позе надо семь-восемь циклов дыхания, но если вам это трудно, то начинать надо с нескольких секунд, постепенно увеличивая время. Для точного и правильного выполнения асан в домашних условиях желательно смотреть видеоуроки йога Айенгара для начинающих, которые можно скачать бесплатно, так как неверно выстроенные позы не дадут нужного эффекта. Например, многие не понимают важности Шавасаны, а она даёт полное расслабление и погружение в себя, поэтому игнорировать её не стоит. В этой асане можно использовать одеяла, валики, всё, что поможет самой глубокой релаксации.

Использование вспомогательных приспособлений и опор позволяет правильно выполнить асану, избавляет от болевых ощущений, что позволяет правильно дышать и дольше в ней задерживаться. Всё это самым положительным образом сказывается на внутренних органах, помогает спокойно наблюдать за собой и своими ощущениями. Как и когда применять блоки, ремни и т.п., можно узнать из многочисленных видео по йоге Айенгара для начинающих и изучить основы для самостоятельных занятий.

Практика йоги Айенгара для женщин

Полюбив занятия йогой, многие женщины расстраиваются, когда наступают дни, в которые практиковать нежелательно. Перевёрнутые позы, оказывающие такое благотворное, оздоравливающее влияние на организм, в критические дни способны нанести ему вред. Соответственно надо тщательно подобрать комплекс на этот период. Асаны не должны мешать естественному очищению и помогать сохранить энергию. А вот после того, как кровотечение прекращается, можно начинать практику именно с них, чтобы восстановить гормональное равновесие.


Унять боли и спазмы помогут Ардха Чандрасана, Уттхита Хаста Падангуштхасана ІІ. При слабости, низком давлении лучше не практиковать Прасарита Падоттанасану, Собаку мордой вниз и Паршвоттанасану. Сохранить энергию помогают Супта Вирасана, Супта Баддха Конасана, Матьсьясана, Супта Сукхасана - облегчите выполнение ремнями, одеялами. Супта асаны хорошо помогают успокоить нервы, вывести жидкость из организма, облегчают боли в животе.

Совет: многие сидячие позы снимают напряжение, к тому же в эти дни вы не обязаны выполнять весь свой обычный комплекс, а значит, можете больше уделить внимания связкам и суставам, действуя неспешно и глубоко.

Вообще, лучшим выходом будет скачать курс асан йога Айенгара для начинающих, подобранный специально для женщин, самой подобрать и верно их выполнить будет довольно проблематично. При нарушениях цикла надо обязательно включать в свою программу перевёрнутые позы, скручивания, асаны, задействующие таз и промежность - это улучшит отток венозной крови и будет хорошей профилактикой варикоза вен малого таза, нормализует гормональный фон.


Подробное объяснение в видеоуроках каждой позы, их воздействие на наше тело и его здоровье станет отличным подспорьем для начинающих и опытных практиков йоги Айенгара. Не пожалейте времени на просмотр и изучение каждой асаны. Многие люди, практикующие не один год, тоже найдут для себя много нового. Внимательно вникая в тонкости и нюансы, вы заметите, что ваш мозг вместо обычного перепрыгивания между различными мыслями, занят тем, что прислушивается к ощущениям и следит за выполнением упражнения. Но ведь именно этого мы и пытаемся достичь, занимаясь йогой, - концентрации и гармонии.

Н аш век богат на разнообразие. Мы живём в условиях информационной доступности и определённой свободы выбора.

С одной стороны, при таком количестве информации, зачастую противоречивой, легко потеряться и так и не найти истины, а с другой - подобная ситуация может стать самым лучшим учителем, развивающим нашу способность жить здравомысленно, формировать собственный взгляд на вещи, отличать истинное от ложного.

Говоря о разнообразии, стоит отметить, что и йога не является исключением. На сегодняшний день существует масса школ и направлений, некоторые из которых совершенно лишены общих черт с тем, что принято считать йогой. Некоторые же, находясь под гнётом ярлыков и предубеждений, не теряют при этом своей самобытности, своего достоинства и права считаться школой классического образца: к одному из таких направлений относится йога Айенгара.

Чего только не услышишь о ней: «фитнес-йога», «йога для тела», «йога для инвалидов», «мебельная йога» и прочее.

Чаще всего так рассуждают люди, либо совсем не знакомые с этим стилем, либо те, кому довелось заниматься под руководством не самого добросовестного преемника традиции, не сумевшего понять её сути и донести до своих учеников. В любом случае, такие люди попросту не удостоили себя труда познакомиться с жизненными взглядами Шри Б. К. С. Айенгара - основоположника данного направления.

Чем отличается хатха-йога от Айенгара йоги

Опираясь на вышеупомянутое здравомыслие, давайте попробуем разобраться: в чём же состоит философия данного стиля и в чём его особенности. Вообще говоря, сам Айенгар никогда не называл сформированную им систему практики йогой Айенгара. Он всегда говорил, что занимается хатха-йогой, называя её наукой воли. Таким образом, если вы спросите: «Чем отличается хатха-йога от йоги Айенгара?», ответ, вероятнее всего, будет: «Ничем». И это чистая правда, если смотреть на суть.

Однако личный опыт любого человека, даже самого просветлённого, не может не наложить отпечаток на традиции. Потому и кажется, что стиль Айенгара, мягко говоря, странноват, с точки зрения «канонической» йоги.

Возможно, в наши времена именно это и нужно: ведь человек меняется так быстро, ход времени ускоряется так стремительно, что любая практика, чтобы быть максимально эффективной, должна быть адаптирована под эти эволюционные процессы. Все мы знаем, что человек 21 века далеко не тот, что был 2500 лет назад (когда были даны основные трактаты о йоге). У нас больше ментальных проблем, больше закрепощений в теле, менее стабильная психика. Соответственно, и подход к йоге нужен несколько иной.

С этим и пришёл Айенгар в массы - с инновационным, проверенном на личном опыте и отточенном временем способом достижения внутреннего единства.

И как бы дополняя тему здравомыслия, Айенгар призывал развивать состояние непредвзятости, чтобы достичь целостности. Ведь только состояние непривязанности к форме даёт человеку возможность полной внутренней интеграции со всем окружающим миром, что впоследствии приводит к ощущению полноты, гармонии и смысла жизни.

Так что, если вы уделите время самостоятельному изучению вопроса, почитаете книги Шри Б. К. С. Айенгара, то поймёте, что для него даже простейшие асаны - это не только и не столько физические упражнения, сколько средство для достижения единения тела с умом, а ума - с душой.

«Асаны совершенствовались в течение веков так, чтобы воздействовать на каждый мускул, нерв и железу организма, - говорит мастер. - Они обеспечивают хорошее сложение, с сильными и эластичными мышцами, не выпирающими наружу, и предохраняют тело от болезней. Они снимают усталость и успокаивают нервы. Но их главное значение заключается в тренировке и дисциплине ума. Многие артисты, акробаты, атлеты, танцоры, музыканты и спортсмены также обладают превосходным телосложением и прекрасно владеют своим телом, но не умеют владеть своим умом, интеллектом, и поэтому они находятся не в ладу сами с собой, и среди них редко можно встретить уравновешенную личность. Они часто ставят тело превыше всего. Нельзя сказать, что йог недооценивает своё тело, но он думает не только об его совершенствовании, но и о своих чувствах, уме, интеллекте и душе. Выполняя асаны, йог подчиняет себе своё тело, делает его инструментом духа. Он знает, что тело - это необходимый инструмент духа. Душа без тела подобна птице, лишённой способности летать.

Йога - путь, который развивает тело, очищает ум, воспитывает разум и наполняет душу. К сожалению, многие люди, не постигшие всей глубины йоги, видят в этом пути к самореализации лишь физическую дисциплину, а практика хатха-йоги понимается как некая гимнастика. Но йога - нечто большее, чем физические упражнения. Она охватывает всё существо человека - на клеточном, психическом, интеллектуальном и духовном уровнях,» - так говорил Айенгар.

В чём же индивидуальные особенности данного направления? Что отличает йогу Айенгара от множества других стилей? И так ли уж кардинально отличается подход Айенгара от изначальных принципов йоги? Поговорим об этом в данной статье.

А также раскроем тему ограничений (половых, возрастных, физиологических): имеются ли они для занятия данным стилем йоги?

Многие наверняка задаются вопросом: «Подходит ли йога Айенгара для начинающих»?

Да, безусловно. Это продемонстрировал сам Айенгар своей жизнью. С детских лет, страдая от множества недугов, выслушивая и безропотно принимая «пророчества» врачей о своей скорой кончине, он обладал такой силой воли, что занимался неустанно каждый день.

Именно такой подход спустя годы регулярной практики сделал его тело сильным и выносливым, дал понимание всей глубины поз. И в дальнейшем, став учителем, он был первым, подробно объяснившим и подкрепившим личным примером традиционные постулаты йоги, заново открывшим и систематизировавшим асаны и пранаямы, давшим описание терапевтического эффекта йоги.

Поначалу Айенгар занимался сверхактивной и силовой йогой. Однако, погружаясь в практику, он понял со временем, что такой жёсткий подход эффективен только для полностью здоровых людей. Проблемы со здоровьем, свойственные большинству современных людей разного возраста и пола, становились определённым препятствием. В поисках универсального способа прогрессирования в йоге, который подошёл бы всем без исключения, Айенгар открыл для себя преимущества статичной практики.

Он понял, что долгое нахождение в позе усиливает её воздействие как на мышцы, суставы и связки, так и на внутренние системы, и даже на эмоциональное состояние и ум. Таким образом, он пришёл к выводу, что асаны воздействуют не только на физическом, но и на более глубинном уровне.

Так случилось, что физические недуги преследовали мастера до конца его дней, но ни на один день он не оставлял свою практику. И большинство сложных поз ему пришлось осваивать не в процессе длительных регулярных занятий, а во время публичных показов, когда асану нужно было выполнить безупречно с первого раза.

Получив за свою жизнь немало травм, Айенгар неустанно искал методы облегчения выполнения асан для людей с ограниченными возможностями. И находил их в виде «пропсов» - вспомогательных материалов (валиков, блоков, одеял, ремней и верёвок, ковриков, стульев), - которые помогают расположить тело в пространстве правильно.

Да, этот человек, в полной мере испытавший на своём опыте провальность освоения йоги «приступом», делал серьёзный упор на «искусство осторожности», вплоть до такого подхода, как мысленная имитация асаны парализованным человеком, и, как уже было сказано выше, активное использование пропсов. Но они же (пропсы) в дальнейшем стали служить мощным инструментом совершенствования уже для опытных практиков. Каким образом?

Как изменение точки опоры в асанах (с ног на руки, например) принципиально меняет уровень всей практики, так и смена самой поверхности опоры может изменить качество сознания, открыть новый взгляд на некоторые вещи. И многие инструкторы, практикующие йогу Айенгара, используют дополнительные приспособления для освоения усложнённых асан.

Есть ещё один важный критерий. Касается он медитативного аспекта практики асан (ведь в йоге Айенгара не придаётся значение «сидячим» медитациям). Основной целью йоги, согласно Йога Сутрам Патанджали, является читта вритти ниродха (устранение колебаний ума). То есть, сознание должно очиститься от всяких представлений и постепенно превратиться в чистое самосознание. Когда медитация является частью практики асан (к чему и призывает Айенгар), то при том, что необходимо пытаться удержать какое-то положение, нужно ещё и максимально расслабить тело. И, как ни парадоксально, именно внедрение в практику пропсов позволяет уловить то самое положение, которое будет способствовать расслаблению. В дальнейшем, когда тело «запомнит» то самое положение, его с лёгкостью можно будет воспроизводить и без «костылей» (как в шутку иногда называют пропсы).

Ведь главное не создавать зависимость, а использовать предлагаемые инструменты как вызов для дальнейшего развития. Выбор здесь полностью зависит от практикующего. В общем, если вы никогда раньше не занимались йогой, можете попробовать именно этот стиль, отличающийся системным походом, мягкостью и размеренностью. Ещё интересно знать, что впервые идея использования дополнительных приспособлений принадлежала не самому Айенгару, как принято считать, а его учителю - Кришнамачарье.

Именно Кришнамачарья, встретив в трактате девятнадцатого века «Шри Таттва Нидхи» асаны, которые выполняются на канате и на перекладине, ввёл в практику пропсы для облегчения выполнения сложных асан, что уже позже стало отличительной чертой йоги Айенгара.

Кстати, отсутствие медитаций в системе Айенгара в том виде, в котором мы привыкли понимать данную практику (сидя неподвижно, с закрытыми глазами), также имеет место быть с подачи Кришнамачарьи, который учил тому, что практика асан самоценна и позволяет совершенствовать способность к самосознанию.

Что касается возрастных аспектов, то Б. К. С. Айенгар, до конца своих дней уделявший практике по 6 часов в день, призывал к тому, чтобы люди любого возраста занимались собой. В противном случае, на склоне лет нас ждут недуги и сплошное разочарование.

«Что произойдёт с ножом, если им не пользоваться? Он заржавеет, не правда ли? Чтобы он резал, его нужно постоянно точить,» - такую аналогию с практикой проводил учитель.

И на вопросы: «А не поздно ли мне в 50/60/70 лет начать заниматься йогой?» отвечает: «Почему старый греховодник не задумывается о своём возрасте? Стоит ему увидеть молодую девушку, его ум начинает блуждать, даже если физической силы ни на что не осталось. О чём он помышляет? О том, чтобы овладеть ею, не так ли? Но предложите ему немного позаниматься йогой или чем-то ещё полезным для здоровья, и он скажет: «Нет, что вы, я уже старый». Таким образом, ум созидает, и ум разрушает. С одной стороны, он создаёт вас, а с другой - занимается вашим уничтожением. Вам следует утихомирить разрушительную сторону своего ума - тогда вы сможете учиться».

Йога Айенгара для женщин

Отдельно стоит отметить такое направление, как йога Айенгара для женщин. И здесь Шри Б. К. С. Айенгар оказался новатором, впервые став обучать йоге женщин. Он немало преуспел в этом, оставив после своего ухода достойных последовательниц своей методики.

Данная практика построена таким образом, что в ней учтены все особенности женского организма, предлагается соразмерное распределение нагрузок в периоды гормональных изменений, и главной целью ставится достижение внутренней гармонии и умение управлять своей энергией.

Если говорить о теоретических основах йоги Айенгара, то свою систему мастер подробно изложил в книге «Йога Дипика. Прояснение йоги». В ней даны подробные указания по исполнению 200 основных асан с приложением 592 фотографий, включены характеристики основных бандх, крий, пранаям.

Также в книге описываются легенды о происхождении многих асан, дошедшие до нас от мудрецов древности, расшифровываются их названия.

В рамках данной статьи мы не будем их разбирать, а уделим больше внимания фундаментальным принципам практики, которые озвучивал Айенгар, объясняя свой подход.

  1. Как здание не может быть устойчивым без надёжного фундамента, так же саморазвитие личности немыслимо без соблюдения морально-нравственных принципов (ямы и ниямы). Практика асан должна базироваться на этих принципах, иначе она превращается всего лишь в гимнастику.
  2. Неотъемлемые качества каждого, кто хочет прогрессировать в практике, - вера, дисциплина, упорство, постоянство. Выполняя любую асану, следует полностью погружаться в этот процесс, не жалея себя, настойчиво и внимательно. Нужно быть честным с самим собой, и в дополнение к абсолютной честности наберитесь смелости, решимости, осознанности. Развивайте способность погружаться в любой предмет, которым вы занимаетесь, и таким образом будет развиваться целостность.
  3. Следите за своим дыханием. Вы можете вытянуть тело полностью, только если синхронизируете подвижность тела с ходом дыхания. Вхождение в асану и её выполнение на задержке дыхания требует дополнительных мышечных усилий, не позволяет расслабиться должным образом. Асана, выполняемая на вдохе, выполняется всего лишь как физическое действие, не приносящее глубинного результата. Асана же, выполняемая на выдохе, «становится жизнеспособной и органичной, оказывает воздействие на физиологическом уровне и дарит здоровье клеткам». Выдох и правда способен помочь в правильном выполнении позы, так как избавляет тело от скопившегося напряжения.
  4. «Каждую асану нужно изучать арифметически и геометрически, чтобы выявить её подлинную форму, - говорил Айенгар. - Изучайте конфигурацию асаны. Она может быть треугольной, круглой, дугообразной, овальной, прямой или диагональной. Отмечайте её форму во время практики, наблюдайте, изучайте и действуйте соответственно, чтобы тело смогло выполнить асану в её первозданной красоте». Вовлекайтесь в этот процесс полностью, подключайте всё тело, чувства, ум, сознание - действуйте всем вашим естеством.
  5. Распределяйте вес тела равномерно между мышцами, связками, суставами и костями. Должен быть баланс между движением и сопротивлением. Неправильное выполнение асан очень быстро вызывает напряжение. Правильная же методика их выполнения приносит ощущения лёгкости и бодрости.
  6. Ум новичка не готов действовать целостно. Он полностью расчленён. Вот почему так важно учиться осознавать сначала отельные участки тела: «Посмотрите на ступню, потом на лодыжку, затем объедините наблюдения за лодыжкой и ступней, потом взгляните на колено, соедините колено с лодыжкой, со ступней, перейдите к бедру, объедините наблюдения за бедром, коленом, лодыжкой и ступней, поднимитесь выше к нижней части корпуса, потом к верхней, к подмышкам, шее, лицу и так далее». Таким способом будет происходить переключение разума из состояния рассеянной концентрации к состоянию концентрации однонаправленной.Далее уже можно постепенно приучать ум ощущать движение, «узнать тело как единое».Следующим этапом будет стадия личного знания, когда к познанию тела вы подключаете разум. «Подобно тому, как двух незнакомых людей представляет друг другу третье лицо, так и ум представляет тело разуму, третьему орудию человека. Ум говорит разуму: "Посмотри, что здесь происходит. Позволь мне представить тебе колено. Позволь мне представить тебе лодыжку. Позволь мне представить тебе руки". Это и есть знакомство разума с телом, происходящее при содействии ума». Айенгар говорит, что, совершив эту работу, ум как бы исчезает, а ваш разум и тело «становятся друзьями», то есть единым целым.
  7. Как учил Айенгар, существует два способа занятий йогой. Первый - когда вы полностью погружаетесь в неё, не размышляя о прошлых впечатлениях, но занимаетесь, постоянно исправляя ошибки и стремясь к точности и совершенству. Это духовная йога. Если же вы колеблетесь, если ваш ум блуждает или возникает раскол между вашим «Я», телом, умом и мыслями, тогда это чувственная практика. «Каждый из вас новичок в йоге. Я тоже новичок - относительно того момента, на котором я закончил практику вчера. Я не переношу вчерашние позы в сегодняшнюю практику. Я помню их, но, когда я выполняю вчерашние позы сегодня, я снова становлюсь новичком. Мне не нужен вчерашний опыт. Я хочу пережить то новое понимание, которое может прийти ко мне сегодня в дополнение к тому, что я ощущал вчера. Помните, что опыт и знание, рождённое из опыта, в миллионы раз превосходят приобретённое и накопленное знание. Знание, основанное на опыте, является субъективным и реальным, в то время как приобретённое знание, будучи объективным, вводит в сомнения. Поэтому учитесь, делайте, учитесь снова с уверенностью, отвагой и ясностью» (Б. К. С. Айенгар).

Вот мы и разобрали основные особенности стиля «Йога Айенгара», и, как видите, даже в таком, на первый взгляд, терапевтическом методе заложены более глубинные принципы и идеи.

Видим также, что нет никаких ограничений для того, чтобы заниматься по системе Айенгара.

Главное - искреннее желание. Результат же зависит от вашей мотивации, изначальной цели.

Если, к примеру, вас приведут в йогу проблемы со здоровьем, она, безусловно, поможет вам его укрепить и восстановить. Но, как говорил Б. К. С. Айенгар, это лишь побочные эффекты, приятные бонусы, так сказать.

«Возьмём, к примеру, завод, построенный для производства определённого продукта, - размышлял Айенгар на эту тему. - Одновременно с главным продуктом на нём производится и ряд побочных, которые также имеют рыночную ценность. В этом случае временами забывают, ради чего возводился завод, и производят для продажи только побочные продукты. У йоги также несколько граней, и, хотя цель и кульминация йоги - видение души, она даёт множество благотворных побочных результатов, в том числе здоровье, счастье, мир и покой. Как в любом производственном процессе есть побочные продукты, так здоровье, счастье и исцеление являются побочными результатами занятий йогой».

Айенгар рассматривает «видение души», или, иными словами, «постижение себя самого» как основную цель йоги. Однако он же говорит: «Йога не кончается тогда, когда вы достигли единения с самим собой. В нужной степени дисциплинировав тело, ум, чувства, разум и сознание, йогу предстоит жить в миру, не вовлекаясь в свои действия. Между философией и практической жизнью должно установиться полное равновесие. Если вам удастся научиться этому, вы превратитесь в философа-практика. Заниматься чистой философией не самое большое достижение. Философы - те же мечтатели. Но мы должны привнести философию в повседневную жизнь - так, чтобы все её невзгоды и радости были наполнены философией. Возможно ли быть успешным членом общества, оставаясь верным собственному развитию и не сходя со стези индивидуального духовного роста? В этом и заключается практическая философия».

Таким образом, основатель «Йоги Айенгара» призывает, занимаясь саморазвитием, не забывать о главной цели жизни каждого человека - служении на благо других.

Успехов вам на этом Пути.

Используемая литература:

Б. К. С. Айенгар «Йога Дипика. Прояснение Йоги».
Б. К. С. Айенгар «Дерево Йоги. Ежедневная практика».
Николаева Мария «Ученик перед стеной».

Совокупность практик, направленных на достижение гармонии души и тела. С ее помощью вы научитесь управлять своим телом, поддерживать здоровье организма, а также расслабляться и забывать о повседневных проблемах. Существует много ее разновидностей. Одна из них - йога по методу Айенгара. Это комплекс упражнений, который выполняется с помощью специальных приспособлений (валиков, кирпичиков, стульев). Они придают телу правильное положение во время выполнения упражнений. Поэтому йога Айенгара подойдет для женщин любого возраста, телосложения и уровня физической подготовки. Она имеет множество преимуществ. Занятия Айенгар-йогой способствуют укреплению здоровья и избавлению от определенных заболеваний (простуда, гастриты, колиты, проблемы с позвоночником). Также регулярное выполнение асан йоги Айенгара помогут настроить мысли на позитивный лад и получить огромный заряд энергии.

Сегодня мы предлагаем вам освоить комплекс йоги Айенгара для начинающих. В этом вам поможет видео-урок. Занятие проводит опытный инструктор Елена Кан. Этот урок посвящен изучению базовых элементов (асаны стоя). Они позволят укрепить мышцы ног, развить гибкость. Эти асаны помогут вам обрести гармонию на энергетическом и эмоциональном уровне.

В начале занятия настраиваемся на практику. Для большего комфорта используем опору. Настраиваем мысли на позитив и правильно дышим. Далее переходим к выполнению асан йоги Айенгара.

1. Тадасана (поза горы).

Станьте прямо, соедините стопы, большие пальцы ног и пятки. Разверните плечи, втяните локти, направьте кончики пальцев рук вниз. Пытайтесь выровнять таз, грудную клетку и макушку на одну ровную линию. Вырастайте макушкой вверх. При этом сохраняйте плавное дыхание.

2. Уттхита Хаста Падасана (вытянутые руки и ноги).

Вытягиваем руки в стороны, разворачиваем ладони, локти и предплечья наружу. Ноги ставим на таком расстоянии, чтобы стопы были строго под кистями. Стопы параллельно друг другу. Далее разворачиваем только ладони к полу, вытягиваем пальцы рук в сторону. Стопы давим сверху вниз. Сохраняем плавное дыхание.

3. Уттхита Триконасана (поза вытянутого треугольника).

Исходное положение, как в предыдущей позе. Заворачиваем левую стопу внутрь, а правую полностью наружу. На выдохе опускаем правую руку вниз. При этом пятки не отрываем от пола. Левую руку вытяните вверх, а правую разверните. Делаем вдох и вытягиваем руки и ноги, на выдохе возвращаемся в исходное положение. Повторяем тоже самое в другую сторону.

4. Вирабхадрасана ІІ (поза героя ІІ).

Разводим ноги широко, левую стопу заводим внутрь, а правую разворачиваем полностью наружу. Руки разводим в стороны. Далее сгибаем правую ногу в колене под углом 90 градусов. Отталкиваясь правой стопой, хорошо прижимаем левую пятку. Поднимаем грудную клетку, вытягивая руки в стороны. Голову поворачиваем направо, смотрим поверх руки и при этом тянемся макушкой вверх. Повторяем тоже самое в другую сторону.

5. Уттхита Паршваконасана (поза вытянутого бокового угла).

Ноги ставим широко, заворачиваем левую стопу внутрь, правую разворачиваем полностью наружу. На вдохе вытягиваем левую руку в сторону, сгибаем правую ногу в колене, а правую руку опускаем на пол или опору. При этом левую руку заводим за голову. Повторяем тоже самое в другую сторону.

6. Паршвоттанасана (поза вытяжения боков).

Становимся боком, ставим ноги широко, правая впереди. Сгибаем переднюю ногу в колене, руки вытягиваем вверх. Тянемся макушкой к потолку. Повторяем тоже самое с другой ноги.

Завершается тренировка плавной растяжкой и восстановлением дыхания.

С помощью этого замечательного видео в режиме онлайн вы с легкостью освоите асаны йоги Айенгара. Регулярные тренировки помогут вам поддерживать хорошую физическую форму, оставаться стройной, здоровой и счастливой.

Йога Айенгара считается одной из самых мягких статичных методик. Основное внимание она уделяет детальной отстройке правильного положения тела в асанах при помощи массы дополнительных приспособлений – валиков, одеял, кирпичей, которые подкладываются под бедра, спину, голову, ноги для обеспечения комфорта и безопасности в практике.

Неуклонный рост интереса к духовным практикам, который вот уже несколько десятилетий наблюдается по всему миру, во многом связан с именем Б.К.С. Айенгара. Его школа произвела настоящую революцию в понимании и практике , которая в интерпретации Гуруджи обрела доступность даже для новичков и людей, имеющих проблемы со здоровьем.

Данный метод обучения универсален, он предполагает концентрацию на деталях и индивидуальный подход к каждому ученику. В этом заключается секрет популярности йоги Айенгара, которая является одним из самых распространенных стилей в мире. Йога Айенгара особенно привлекает начинающих йогинов, вставших на путь гармонического развития личности и испытывающих трудности с правильной отстройкой асан.

История направления

Основателем и идейным вдохновителем этой школы является один из самых выдающихся современных гуру Беллур Кришнамачар Сундараджа Айенгар, который с 16 лет обучался у знаменитого наставника Шри Т. Кришнамачара в созданной при содействии Махараджи Майсора Школе Йоги.

Выходец из небогатой брахманской семьи, болезненный юноша в начале своего пути изучал жесткую систему динамичной практики, предполагающую наличие силы духа, упорства и больших физических резервов у ученика, поэтому обучение давалось Айенгару очень тяжело. Но именно эта «сложность» дала ему уникальное понимание и позволила сделать свое тело сильным и выносливым уже через несколько лет после начала занятий.

Именно тогда Б.К.С. Айенгар начал проводить свои первые уроки. Интересно, что его первыми учениками были женщины, которые не могли осваивать практику под руководством взрослого мужчины, поэтому Шри Кришнамачар предложил эту работу юноше.

Последний был вынужден обратиться к многочисленным книгам и глубоко изучить мастерство выполнения асан. Так началось становление Гуруджи.

В результате многолетней практики к нему пришло понимание, что ослабленные и больные люди более остальных нуждаются в возрождающем и исцеляющем действии йоги. Айенгар в течение нескольких десятков лет изучал терапевтическое воздействие асан и на организм, многие из которых он отрыл заново для широкого йогического общества. Результатом его кропотливой работы стал новый статический стиль, представляющий собой адаптированную для европейцев «мягкую» систему развития возможностей человека.

Айенгар стремился сделать йогу доступной для большого количества учеников, однако достичь ему этого удалось только в семидесятых годах прошлого века, когда он открыл Мемориальный институт йоги имени Рамамани Айенгар, названный так в честь собственной жены. Так появилась школа – переосмысленная система обучения основам духовных и физических практик.

В конце 90-х годов прошлого года знаменитый гуру впервые посетил нашу страну по приглашению Министерства Здравоохранения. До этого времени адепты данного стиля занимались йогой в основном по книге «Йога Дипика», написанной Айенгаром. После перестройки ситуация кардинально изменилась, и новый стиль стал достоянием широкого круга лиц. Вскоре в Москве появились первые школы данного направления, а в 2003 году Ассоциация йоги Айенгара официально начала свое существование.

В настоящее время 350 ассоциаций объединяют преподавателей и практикующих этот стиль по всему миру.

Особенности стиля

Этот статический стиль уделяет особое внимание отстройке асан – тонкой и скрупулезной работе в позе, поскольку длительное нахождение в статичном положении усиливает его терапевтическое воздействие не только на мышцы, связки и суставы, оно массирует внутренние органы и гармонизирует работу всех систем организма. Осмысленная практика асан, даже при очень медленном выполнении, оказывает также благотворное влияние на ум человека и его психо-эмоциональное состояние. При отстройке асан используется множество вспомогательных материалов для максимального комфорта практикующего: валики, одеяла, ремни, подушки и т.д. При помощи этих приспособлений в асанах прорабатываются даже самые болезненные участки тела, в которых хранится память о травмах, напряжение и стресс. Йога Айенгара «раскрывает» такие места и излечивает их, наделяя здоровьем духа через здоровье тела.


Особое внимание уделяется равномерному вытяжению тела, благодаря чему оно становится не только более сильным и здоровым, но и симметричным. Выравнивание в асане является важнейшим условием эффективной практики, поскольку позволяет сохранять клетки организма здоровыми. В интервью журналу «Yogasara» Гуруджи объяснил, что самочувствие человека зависит от состояния клеточной системы, состоящей из миллиардов клеток. Статичная практика йоги позволяет этим необходимым элементам тела жить и порождать жизнь.

Выравнивание тела выполняет еще одну очень важную функцию – оно способствует постепенной корректировке энергетических центров и каналов. Последние оказывают колоссальное влияние на тонкое тело, успокаивают ум и очищают сознание. Иными словами, положительные изменения происходят на более глубоких уровнях – в психической и эмоциональной сферах.

Эти закономерности являются фундаментом и логическим обоснованием метода Айенгара.

Интересно, что данная школа, в отличие от некоторых других стилей, не акцентирует внимание на вегетарианстве, как на самой предпочтительной диете. Б.К.С Айенгар не раз подчеркивал, что отказ от пищи животного происхождения еще никого не сделал святым, однако, когда человек занимается йогой, он слышит голос своего тела, голос умеренности, который предлагает именно ту пищу, которая приятная и полезна организму. И этот голос необходимо услышать. Таким образом, человек без насилия над собой постепенно приходит к вегетарианству.

Йога Айенгара - это путь к здоровью.

Уровни йоги Айенгара

Состоит из подготовительного класса и четырех базовых уровней (начальный, начальный-2, основной и интенсивный), программы которых различаются по уровню сложности. Все практикуемые асаны разделены на категории, соответствующие различным уровням подготовки учеников.

Опытные преподаватели рекомендуют совмещать посещение базовых классов с терапевтическими. Последние предлагают антистрессовые, восстанавливающие, женские, детские и другие программы йога-терапии. Кроме того, существует учительский класс, программа для людей старшего возраста и подготовка к Пранаяме, заключающаяся в обучении наблюдению за дыханием.

Обучение происходит от простого к сложному. Опытные наставники предостерегают новичков от выполнения сложных асан, поскольку их тело и способность к концентрации еще не стабильны.

Стоячие асаны являются основополагающими инструментами метода, именно с них начинает развитие практики. Дело в том, что эти позы лучше других способствуют укреплению тела, подготавливая физическую оболочку, эмоциональное и ментальное состояние ученика к более сложным этапам программы.

Эффект

Стиль школы поднимает жизненный тонус, улучшает общее состояние здоровья и внешности, приостанавливает развитие искривлений позвоночника и возвращает подвижность суставов, укрепляет иммунитет и нормализует давление.

Регулярная практика позволяет успешно противостоять стрессам и депрессивным состояниям, она снижает нервную возбудимость и способствует общей гармонизации личности путем постепенной сознательной трансформации тела, сознания и ума.



  • Разделы сайта