Отличие лыж для конькового хода от классики. Как выбрать беговые лыжи. Дополнительные аксессуары для лыж

23.12.2014

Для того чтобы правильно подобрать беговые лыжи под конкретный стиль катания, нужно минимум информации: ваш вес и рост, а также погодные условия, при которых вы планируете биться за первое место на финише или просто кататься. Подробнее о том, какой бренд и модель лыж лучше под конкретный стиль катания, а также о том, что значат серийные номера, артикул и как по ним можно подобрать лыжи, рассказывает эксперт «Спортмастер» ГИПЕР Александр Ступченко.

Коньковые лыжи

Советую покупать новые лыжи от Fischer из серий Carbon Lite и Speed Max. Карбоновый сердечник обеспечивает максимальную амортизацию, а структура скользящей поверхности, совместно с современными фторсодержащими ускоряющими порошками, гарантирует максимальную скорость. Подбирать эти лыжи нужно по коду в серийном номере. Обратите внимание на последние три цифры. Для того, чтобы лыжи идеально соответствовали вашей комплекции, нужно произвести нехитрые вычисления. Если вы считаете себя лыжником-любителем среднего уровня, то от написанного кода нужно отнять 15 единиц, если вы, к примеру, выпускник спортшколы и периодически участвуете в областных, а быть может, и в международных соревнованиях, то следует вычесть 20-25. Полученный результат – вес, на который рассчитаны лыжи, выраженный в килограммах.

Также обратите внимание на скользящую поверхность - базу. Базы у профессиональных лыж бывают разные: рассчитанные на мороз, «холодный» снег и, соответственно, на жесткую или мягкую трассу, когда температура воздуха и снежного покрова не опускается ниже -5 градусов. В маркировке лыж Fischer Carbon Lite два вышеописанных варианта обозначены как plus для мягкой трассы и cold для жесткой.

Конкретно для моделей фирмы Fischer варианты скользящей поверхности зашифрованы в названии и артикуле следующим образом:

Модели Cold имеют скользящую поверхность:
А5 – универсальная холодная база на t -2C и ниже

Модели Plus, S-track, Zero имеют скользящую поверхность:
28 – универсальная теплая база на t -5C и выше
5 – теплая база на «старый» снег.



Классические лыжи

Классические лыжи можно просто и эффективно подбирать по старому проверенному методу. Нужно взять лист бумаги, встать на лыжи в зоне колодки и просунуть лист под лыжу. У идеально подобранной пары бумажка должна без особых помех проскальзывать от пятки примерно на 30-40 сантиметров. Если этот диапазон меньше, то лыжа будет для вас слишком мягкой. Это допустимо, но только на любительском уровне. На всех современных классических моделях, конечно же, как и в случае с коньковыми лыжами, вес, на который они рассчитаны, указан и в маркировке.


Комбинированные лыжи

Желание использовать одни и те же лыжи для катания и классикой, и коньком понятно. На практике, идеальную пару подобрать не получится, но к этому идеалу можно стремиться. После того как вы подобрали лыжи по весу, основополагающий критерий подбора – длина. То есть если коньковые лыжи вы выбираете +10см к росту, а классику +20-25см, то комбинированная пара должна быть примерно +15см. Что касается Fischer, то в фирменном каталоге, который есть в магазинах, указано соответствие между ростовками конкретных моделей и весом, на который они рассчитаны. Явным минусом комбинированных лыж является их откровенная направленность на любителей. Это приводит к тому, что подобрать различную скользящую поверхность для конкретных погодных условий не представляется возможным.

Остается добавить, что для тех, кто пока далек от лыжного спорта высших достижений, на рынке также множество предложений. Для начинающих лыжников эксперт PRO магазина «Спортмастер» рекомендует модель Atomic Motion X Cruise. Эти лыжи имеют широкую основу, благодаря которой можно комфортно кататься по непрофессиональной, не сильно укатанной лыжне.

Мнения лыжников

Алексей Ильвовский, кандидат в мастера спорта по лыжным гонкам

Выбор лыж однозначно зависит от погоды. Для мороза и укатанной трассы я однозначно выбираю Fischer H-plus Carbon Lite Stiff. Это идеальная модель для катания по жесткому снегу. В прошлом сезоне превосходно ездил на них практически по льду. Перед стартом боялся ехать быстро, так как снега было очень мало, но в итоге оказалось, что это была моя лучшая прошлогодняя гонка! Кончено, скользяк я немного подпортил, но, что поделать, если снега нет. К тому же в сервис-центре мне все быстро подлатали, и теперь мои любимые «фишки» как новые.

Михаил Лукашенко, участник лыжной эстафеты «Весенняя Капель – 2014»

Для жесткой трассы очень хороши Salomon S-Lab Cold Skate Hard. Отличная курсовая устойчивость на льду. Прошлой весной во время гонки на Истринском водохранилище легко входил во все повороты «коньком». Хотя многие лидеры ехали «даблполингом». При этом кого-то просто сносило с трассы, а я шел ровно.

Сергей Смоляков, лыжник-любитель

В качестве идеальной классической лыжи советую Madshus Redline Carbon CL Cold NIS. Эта линейка спроектирована с учетом жалоб на предыдущие модели, поэтому в подложку скользящей поверхности заложен более толстый слой карбона, что, конечно, увеличило прочность и жесткость лыжи. Также в качестве одного из «бонусов» этой модели производители добавили более гибкий носок и пятку. При этом, например, верхние модели Fischer, которые намного проще купить в рознице, имеют практически идентичные характеристики. Для примера могу посоветовать Fischer RCS Speedmax Cl Cold Med Nis.

Бег на лыжах - это единственный вид спорта (не считая плаванья), в котором в непосредственной работе задействованы все основные группы мышц человека. Помимо того, что это очень красивый и гармоничный вид спорта, он еще и самый безопасный по влиянию нагрузок на опорно-двигательный аппарат.


Мне часто задают вопросы: «а как выбрать снаряжение?», «а какое лучше?» или «как правильно подобрать лыжи под себя», «конек - это круто?».

Вот я и надумал написать небольшой F.A.Q. для людей, которые хотят подобрать себе лыжное снаряжение, но не знают с чего начать.

И так, перед тем, как начать, я предлагаю определиться с главным вопросом при выборе любого снаряжения - какие цели вы преследуете , покупая тот или иной спортивный инвентарь. Исходя из этого критерия, я предлагаю разделить целевую аудиторию на три группы:

1 Новички (люди, которые никогда в своей жизни не стояли на лыжах и даже не представляют, что это такое и с чем его «едят». Так же, под эту категорию попадают люди, которые пробовали кататься, но особого опыта не имеют)

2. Любители (сюда можно отнести людей, которые уже определенное время катались на лыжах, знают, как минимум, как передвигаться классикой. Прошли школу подошвы «пружинок», 75мм, 35мм и др.

3 Продвинутые любители и спортсмены ( профессиональные спортсмены; люди, которые готовы платить за инновации и технологии большие деньги, и просто народ, который хочет ездить на таких же лыжах как и дяди в телевизоре)

После того, как вы смогли отнести себя к одной, из выше перечисленных категорий, можно приступать к непосредственному выбору снаряжения в соответствии с вашими потребностями.

ЛЫЖИ

И так, начнем именно с лыж, т.к. это самая главная часть бего-лыжного инвентаря.

Как и при выборе велика, лыжи нужно подбирать по ростовке, но при этом надо обратить внимание еще на несколько очень важных параметров - стиль езды, вес и рост наездника.

Вот небольшой алгоритм правильного выбора лыж «под себя»:

nbsp; - определить стиль катания, которым чаще всего будет происходить передвижение (классикой, коньком, комбинированным стилем)

nbsp; - определить актуальный рост и вес лыжника

nbsp; - разобраться с бюджетом покупки

Когда разобрались со всеми пунктами можно переходить непосредственно к выбору.

Чем отличаются коньковые, классические, комби и лыжи с насечкой?

1. Если вы собираетесь использовать лыжи исключительно для прогулок по лесу 1-2 раза в неделю и не будете ездить по специально подготовленным трассам, не стремитесь к победам на соревнованиях и не преследуете никаких спортивных целей, то вам подойдут лыжи с так называемой насечкой (специальные ребристые выпуклости по середине лыжи на скользящей поверхности). Благодаря насечке вы сможете долго идти классикой по лесным тропинкам, при этом, при толчке ногой, у вас будет ощущаться стабильное сцепление со снегом. Лыжу с насечкой можно не мазать специальными мазями держания, которые используются для классических лыж. Самый бюджетный, но узкоспециализированный вариант лыжи.


Фрагмент лыжи с насечкой

Бывают варианты когда очень хочется от лыжи универсальности, чтобы и классикой и коньком поездить. Идеальный вариант - иметь пару лыж под классику и пару под конек, но, во-первых - это довольно затратно, во-вторых - довольно нерационально в наших суровых климатических реалиях. Поэтому, я бы советовал вначале определиться каким стилем вы будете передвигаться больше и после этого выбирать соответствующий тип лыжи.

Главное, запомните - классикой можно ездить и на коньковых лыжах, коньком на классических, но при этом будет ощущаться определенный дискомфорт. А на лыжах с насечкой - только классикой. Начинающий лыжник-любитель не почувствует особой разницы между классической и коньковой лыжей, это уже под силу более опытным лыжникам и гонщикам.

2. Коньковые лыжи отличаются бОльшей жесткостью под колодкой, а по длине короче классических на 5-10см. На дорогих лыжах обычно указывается вес лыжника, рекомендуемый для данной пары и дополнительная информация (структура, геометрия, жесткость и т.д.), которая для большинства любителей зимнего кросс-кантри ничего не прояснит. Коньковые лыжи мажутся специальными парафинами скольжения в зависимости от погодных условий.

3. Классические лыжи имеют бОльшую длину, по сравнению с коньковыми, при этом жесткость гораздо ниже. Для того, что бы правильно использовать классические лыжи, их надо смазывать специальными мазями держания под колодкой (центр лыжи под креплением, длинной 30-40см) и парафинами на концах. Если этого не делать, то, вряд ли получится добиться от лыжи нужного эффекта. А вообще, смазка лыжи - это целая наука, так что, вдаваться в подробности не будем.

4. Комби лыжи - это что-то среднее между классикой и коньком (короче по длине чем классика, но мягче в колодке чем коньковые). Чаще всего критерии подбора комби лыж такие же, как и для коньковых лыж. Очень неплохой вариант для начинающих лыжников, которые хотят учиться ездить одновременно двумя стилями.

Какой длины лыжи мне надо?

Есть большое кол-во таблиц с разными вариантами подбора лыж по росту. Вот одна из них, на мой взгляд, самая адекватная. Если совсем обобщенно, то для классики и для прогулочных лыж с насечкой надо брать лыжи из расчета ваш рост + 20-25см, для конька - ваш рост + 5-10см.

Ботинки

На что обратить внимание при выборе ботинок? Какая подошва лучше?

Сейчас на рынке беговых креплений и «подошв» есть 2 конкурирующие конторы: SNS (Salomon
Nordic System) и NNN (New Nordic Norm). Производители беговых ботов разделились на два фронта, выбрав для себя ту или иную подошву. Нельзя объективно сказать какая подошва лучше или хуже, и у СНС и ННН есть свои плюсы и минусы. Чаще всего, на выбор подошвы для потенциальных покупателей в Украине влияет лишь один фактор - наличие оных в магазине. И совсем не важно какие именно три буквы написаны на крепах.

Я долгое время ездил на подошве NNN, за это время перепробовал практически все топовые ботинки от разных производителей (Rossignol, Fisher, Alpina, Madshus). На некоторых ездил долго, на некоторых не очень. Что могу сказать? Все верхние ботинки на NNN практически одинаковые, у кого-то лучше шнуровка, у кого-то жестче подошва, у кого-то лучше материалы. Если кому-то будет интересно - могу написать отдельную статью про линейку хайэнд. Последние несколько лет езжу на SNS и ни на секунду не жалею, что в свое время пришлось переставлять около 10 пар креплений.

nbsp; Итак начнем с новичков . Здесь есть 2 основных нюанса на которые надо обратить внимание:

1. Ботинки должны удобно сидеть на ноге и нигде не давить. Подошва должна быть мягкой и хорошо гнуться.

2. Ботинки должны быть теплые! (не важно, какой утеплитель, но он должен быть - Thinsulate, ThermoFit и т.д.) Это очень важно для людей, которые будут гулять долгое время прогулочным темпом и время от времени останавливаться на отдых.

Прогулочные ботинки надо брать на пол размера больше, чтобы можно было одеть теплый носок. Ориентировочно, такие ботинки стоят 500-700грн. Главное - не берите ботинки из «Спортмастера» типа Nordway и Spine. Это не боты, а ужас. Помимо того, что они ужасно сделаны, непродуманные и неудобные, они еще и недолговечные. Подошва трескается, материал пропускает воду, утеплитель - дешевый и не выполняет свои функции. Поэтому не скупитесь, доложите 100-200грн и купите хорошие ботинки, которые будут удобно сидеть на ноге и не приносить дискомфорта. Советую обратить внимание на таких производителей: Salomon, Fisher, Alpina, Rossignol, Madshus. Беря ботинок от этих контор, вы получите хороший, функциональный и комфортный бот, даже не смотря на то, что это бюджетный вариант.

Теперь определимся с более продвинутыми вариантами ботинок.

Если прогулочные боты не отличаются особыми излишками и наворотами, то в версиях «спорт» уже присутствуют некоторые элементы из серии «элит» (коньковая манжета, клипсы-затяжки, функциональные материалы, продуманная шнуровка).

Здесь уже есть три варианта конструкции ботинка:

nbsp; - классические (низкие ботинки, без дополнительной манжеты на голени, подошва мягкая. Внешне очень похожи на ботинки версии «комфорт», но более продуманные и функциональные) Коньком в таких шузах ходить можно, но крайне не удобно - нога болтается, голень гуляет, подошва мягкая и тонкая&hellip

- комби (более высокие, с дополнительной манжетой на голень, подошва более жесткая для того, что бы можно было ходить коньком). Мне кажется, это идеальный вариант для любителей как классики так и конька, очень универсальные и удобные ботинки.

nbsp; Идеальный вариант для тех, кто не хочет тратить много денег, но хочет от ботинка универсальности, комфорта и надежности

Цены - от 800

- коньковые (еще более высокие, манжетка жестко фиксирует голень, подошва практически не гнется, но в отличии от ботов версии «элит», ширина стопы увеличена для большего комфорта) В коньковых ботах можно ездить классикой, конечно не так комфортно, как в специализированных, но более комфортней чем в классике коньком.

Цены на такие шузы варьируются в рамках 800-2000грн.

Ну и пару слов о ботах версии «элит».

Самые технологичные и функциональные ботинки уровня кубка мира. Основной используемый материал - карбон, который придает дополнительную жесткость и контроль. Очень плотно сидят на ноге и первое время могут даже причинять боль при езде. Некоторые производители (Salomon, Alpina…) используют технологию термоформирования ботинка, когда при помощи разогрева внутренности ботинка и последующим помещением туда ноги, подошва приобретает форму стопы и становится идеально подогнанной под индивидуальные особенности формы стопы. Очень классная штука.

Такие боты очень жесткие и очень плотно сидят на ноге, долго в них не поездишь. Но зато, момент передачи энергии от ноги к лыже просто изумительный, при этом лыжа очень хорошо чувствуется и контролируется.

Цена такого чуда от 2500 до 4000грн


Палки

При выборе палок надо учесть, что для передвижения классикой и коньком используется разная длина палок. Так, если вы новичок, и не планируете в ближайшее время осваивать коньковый ход, то вам больше подойдут более короткие палки. Если все таки есть желание поездить свободным стилем - чуть длиннее.

Какая длина палок мне нужна?

Существует множество мнений, как правильно выбрать длину палок и однозначного мнения просто не существует. Я расскажу самый популярный и универсальный способ.

Для классики : вы в ботинках становитесь в лыжах на снег, берете палки в руки, ставите их на снег лапкой. Верхний обрез палки должен приходиться как раз подмышку.

Для конька: исходное положение тоже, обрез палки должен приходиться до подбородка.

Запомните, что это все индивидуально и каждый выбирает длину палок под себя и свои физические кондиции.

сть негласное правило - чем больше у спортсмена развит верхний плечевой пояс, тем длиннее палки он использует.

Если желания или возможности выходить на местность нет, тогда можно использовать уже известную нам таблицу:

Палки из какого материала мне выбрать?

1) Пластиковые палки - самый бюджетный и популярный у нас (в Украине) вариант.

Из плюсов: цена (от 200грн), вес

Из минусов: ужасная вертикальная жесткость; хрупкие и ненадежные; наконечник стальной или алю; не ремонтопригодны (поломал - выкинул).

2) Алюминиевые палки - самый универсальный и надежный вариант. Но учтите, что алюминий может быть разного качества, тут уже надо разбираться в каждом конкретном случаи отдельно.

Из плюсов: практически не ломаются (если погнул - выровнял об колено и погнал дальше), цена(от 200грн), в зависимости от качества алюминия - неплохая вертикальная жесткость, бывает хорошая фурнитура (темляк-капкан)

Из минусов: вес, в зависимости от качества алюминия - может быть плохая вертикальная жесткость, в большинстве случаев обычный темляк-стропа.

Начинающим лыжникам я бы советовал именно этот вариант палок.

3) Карбоновые палки - самые жесткие, легкие и технологичные.

Из плюсов: вес, жесткость, упругость, ремонтопригодность, победитовый наконечник, темляк-капкан, ручка эргономичная и из пробкового дерева

Из минусов: цена (от 600грн за самый дешевый «русский» карбон)

Крепления

Какие бывают крепления и какие нужны именно мне?

Крепы надо подбирать в зависимости от подошвы ваших ботов. Как я уже писал выше, это может быть подошва SNS (крепления под эту подошву делают Salomon и брендируют их для других фирм, например - Atomic) и NNN (производитель - Roteffella, брендирует под Rossignol, Fisher, Madshus и т.д.)

Когда подошва выбрана, надо определиться с типом самого крепления. Это может быть либо - «автомат» (где пристегивание происходит автоматически, давя носком на крепление), либо «механика» (где для пристегивания ботинка нужно вручную открыть крепы, установить скобу, а потом закрыть). Как и в подошвах, тут есть свои плюсы и минусы. Считается, что для прогулок и обычного катания, уместнее использовать - автоматы, для гонок - механику.

автомат механика

Ну, и следует помнить, что NNN и SNS между собой не дружат!

Как определить где NNN а где SNS?

Подошва NNN: это две небольшие параллельные направляющие, скоба смещена на 10мм от носка в глубь ботинка, в роли возвратной тяги используется резиновый флексер, который, в зависимости от типа крепления может быть более мягким (классик) или более жестким (конек)

Подошва SNS: это одна большая направляющая, скоба находится точно на носке ботинка; в прогулочных ботах роль возвратки выполняет - флексер, в гоночных - двойная скоба.

подошва SNS Profil подошва SNS Pilot

Цена бюджетных (автоматов) начинается от 250грн, верхние (Pilot) - 600-700грн

Главное, не брать самые дешевые крепы (100-150грн), т.к. обычно это китайские копии именитых производителей, и как правило, такие чудо-крепления не живут дольше одного сезона. А так, смело можно брать то, что есть в наличии в магазине.

Вот в принципе и все, что надо знать для выбора лыжного снаряжения. Надеюсь, моя статья помогла чуток прояснить обстановку в беголыжном бардаке, который творится у нас в стране и кто-то все таки воспользуется моим опытом и советами при выборе снаряжения, по крайней мере, очень хочется в это верить.

Всем удачи и до встречи на лыжне!

Стрижак Артем aka Skiman

При любом использовании материала указание его авторства обязательны.

Для начинающего лыжника может показаться, что выбрать инвентарь для катания по снегу очень просто. Приняв решение приобрести спортивное снаряжение для этого вида спорта, стоит учесть, где придется кататься, а также узнать, чем отличаются от коньковых. Даже если вы встанете на лыжню два раза в год, не стоит покупать самый дешевый инвентарь. От качества снаряжения будет зависеть, прежде всего, здоровье катающегося. Все можно разделить на три вида:

  • классические;
  • коньковые;
  • комбинированные.

Последние имеет смысл приобретать, когда любитель только пробует освоить этот вид спорта, но не может себе позволить больше одной пары снаряжения. Опытные спортсмены, тренеры советуют даже новичкам приобретать две пары лыж для каждого вида катания.

Коньковые лыжи необходимы тем людям, кто хочет развиваться в , возможно, даже участвовать в соревнованиях. Также без них не обойтись любителям быстрого катания на лыжной трассе, если такая есть поблизости.

Инвентарь для катания м должен быть на 5-10 см выше того, кто будет кататься. Такая небольшая длина позволит лучше маневрировать при движении на трассе. У снаряжения не загнуты носы, поэтому их можно визуально отличить от других видов беговых лыж.

Чтобы при катании по специальным трассам хорошо отталкиваться и развивать скорость, нужно правильно определить жесткость, чтобы средняя часть инвентаря полностью не касалась поверхности при толчке. Смазывать коньковые лыжи следует для скольжения по всей длине.

Классические лыжи — описание

Любителям спокойно покататься подойдут беговые вида, которые позволят совершать долгие прогулки по лесу или в парке с семьей и детьми. Такое снаряжение подходит исключительно для катания по лыжне. Если выбрать пару с насечками, то не придется их смазывать, чтобы они не катились назад.

Традиционно классика должна быть на 20-25 см длиннее, чем спортсмена, а палки должны доставать до подбородка. Чтобы сохранить скоростные качества спортивного снаряжения, нужно правильно смазывать его: мазью для скольжения в центре и противоскользящей мазью носок и пятку.

Сравнение характеристик

Помимо назначения и стиля катания, есть большая разница между лыжами «классика» и коньковыми в их технических характеристиках. Различить их можно даже визуально.

Коньковые лыжи

Основные различия разных видов лыжного снаряжения — это его длина и жесткость. Начинать выбор нужно с определения оптимальной длины. Жесткость коньковых лыж будет значительно отличаться от жесткости классических в большую сторону.

Характеристики:

  • длина от 175 до 200 см;
  • длина палок — 145-175 см;
  • большие показатели жесткости.

На спортинвентаре некоторых фирм указаны минимальный и максимальный вес лыжника. Если такой пометки нет, можно определить, подойдут ли они конкретному человеку, в магазине. Для этого нужно стать на обе лыжи и проверить, проходит ли толстый лист бумаги (картон) между плоскостью снаряжения и пола в месте под колодкой, а спереди и сзади лист должен заходить на 10-15 см. Если перенести вес тела на одну ногу, то картонка свободно пройдет только под колодкой.

Классические лыжи

Характеристики:

  • длина от 170 до 210 см;
  • длина палок от 125 до 165 см;
  • низкая жесткость.
Определить жесткость классического снаряжения для катания по снегу можно аналогично : при распределении веса тела на обе ноги лист бумаги под пяткой должен проходить на 30-40 см.

Выводы

Подходящие лыжи — залог хорошо проведенного времени. Поэтому лучше не экономить, а выбрать сразу одну или две пары снаряжения, которое будет соответствовать всем требованиям. Не стоить останавливать выбор на первой попавшейся паре, тем более без проверки жесткости. Иначе катание превратится не в развлечение, а в мучительный процесс.

Если вы в первый раз на лыжне, или как потратить минимум денег и получить при этом максимум удовольствия от катания на лыжах.

Вводная часть. Для кого эта статья. Для чего эта статья.

В интернете есть конференции, посвященные беговым лыжам. Периодически люди, заходящие в эти конференции, в основном новички в лыжах, задают мне вопросы по выбору инвентаря. С течением времени накопились ответы, которые захотелось как-то оформить.

Эта статья должна ответить на основные вопросы, которые возникают у человека, решившего купить лыжи для себя и своей семьи, и не имеющего большого лыжного опыта, за исключением катания на лыжах на уроках физкультуры в школе. Как правило, после этого проходит много времени, меняется инвентарь, технологии, смазки, и человек перестает ориентироваться в этом современном изобилии. К сожалению, в магазинах не всегда есть квалифицированные продавцы, способные обстоятельно ответить на возникающие вопросы. Как писал один из тех, кому я помогал советом, - "Был вчера в магазине ААА. Ни на один вопрос не получил ответа. У них нет каталога и консультантов." или "Был летом в магазине БББ. Час "пытал" продавца. Ничего не узнал кроме цены." К тому же, одна из задач продавцов, что бы ни говорили, - "раскрутить" покупателя на покупку более дорогого инвентаря, это сидит в подсознании даже у самых добросовестных продавцов. Поэтому, приходя за покупкой, вы должны четко знать что вам нужно.

Я постараюсь рассказать как потратить минимум денег и получить при этом максимум удовольствия от катания на лыжах для себя и своей семьи.

Выбор лыж

И все-таки пластик...

Сначала лирическое отступление о деревянных лыжах. Сейчас в основном продаются лыжи с пластиковой скользящей поверхностью (хотя дерево продолжает использоваться в конструкции лыжи). Человек, катавшийся на деревянных лыжах, при переходе на пластиковые обычно сталкивается с очень неприятным явлением - сильнейшей отдачей, которое превращает катание из удовольствия в настоящее мучение. Человек недоумевает - на деревяшках я уже давно бы уехал на N километров, а тут вынужден еле передвигать ноги, и зачем я купил этот пластик. Особенно обидно, если такой человек покупает пластиковые лыжи не себе, а своему ребенку, превращая для него уроки физкультуры в унизительное ползанье, навсегда прививающее отвращение к лыжам. В чем же дело? Дело в том, что пластиковые лыжи намного более скользкие, чем деревянные. Во-первых, дерево при трении о снег изрядно взлохмачивается, чего практически не бывает с пластиком, а потом вспомните, как раньше мазали деревянные лыжи - ДЕРЖАЩЕЙ мазью по всей длине, только под колодку иногда добавляли мазь чуть теплее. Эти два фактора и обеспечивали отсутствие ощутимой отдачи. Теперь же, покупая пластиковые лыжи, многие люди наивно полагают, что их не нужно мазать, или же кладут под колодку мазь, соответствующую температуре на градуснике за окном, как привыкли мазать деревянные. Так вот, отдачи на пластиковых лыжах можно избежать, но об этом подробнее поговорим в разделе, посвященном смазке. А по скользящим качествам пластик гораздо лучше дерева. Кроме того, пластиковая скользящая поверхность намного долговечнее. И если на деревянных лыжах не стоит и пытаться выходить в плюсовую температуру, то на пластике ваш сезон сможет стать гораздо длиннее. Так что не бойтесь покупать пластиковые лыжи.

Начните с классики

При выборе лыж многое зависит от того, на каком уровне вы катаетесь, и каким стилем собираетесь в основном бегать, классикой или коньком. К сожалению, разные стили требуют различного инвентаря. Есть так называемые "универсальные" лыжи, но если выбрать их длину и жесткость оптимальными для классического хода, то коньком на них будет кататься, скажем так, неудобно. Кроме того встанет вопрос смены системы смазки - у классических колодка мажется держащими мазями, и для того, чтобы мазь дольше держалась, колодка обычно шкурится. Коньковые требуют гладкой скользящей поверхности по всей длине, и целиком смазываются смазками скольжения (парафинами). А у классических смазывать колодку парафином противопоказано. Если потом на этот парафин (или даже его остатки) нанести держащую мазь, то она очень быстро сойдет. В общем не стоит совмещать несовместное. (Но при этом не стоит шарахаться от слова "универсальные" - это совершенно нормальные лыжи, просто подбирайте длину и жесткость соответственно стилю катания).

Поэтому, если есть желание попробовать оба стиля и позволяют средства, лучше брать два комплекта, а если не позволяют, то остановитесь на классике. Конек требует широких подготовленных трасс, а их немного. А лыжню для классики народ прокладывает в любом лесу или парке. То есть мест для катания во много раз больше. Еще учтите, что подготовленные коньковые трассы проложены чаще всего по сложному рельефу с большими подъемами и спусками - по холмам и оврагам, и рассчитаны на подготовленных спортсменов. Такую трассу новичку одолеть непросто, можно "встать" после второго-третьего подъема. И семью по такой трассе с собой не потащишь. (Если же рядом с вами есть хорошая (и несложная) трасса для конька, считайте что вам повезло. В таком случае коньковый стиль обязательно стоит попробовать.)

Какие лыжи выбрать начинающему?

Сначала о ценах. Гоночные лыжи, стоящие на вершине модельного ряда известных марок, таких, как Фишер, Атомик, Мадшус, Россиньол и т.д. обычно стоят от 200 до 350 долларов. Недорогие отечественные, такие как STC, Карелия (Sorsu) могут стоить менее 35 долларов. Массовые (любительские) модели известных марок стоят в районе 70-100 долларов. Если вы новичок, берите наши лыжи, если, конечно, вы не озабочены вашим "имиджем". Вы сможете уложиться в 30-35 долларов при вполне достойном качестве. А когда вы приобретете опыт и спортивную подготовку, то сами поймете что вам нужно и куда двигаться. Исключение - если у вас большой вес, скажем, свыше 70 кг. Главная беда недорогих лыж - очень трудно подобрать среди них подходящие под ваш вес. Тут придется перемещаться в другой ценовой диапазон, и выбирать массовые модели известных марок. К этому вопросу мы еще вернемся ниже.

Чем отличаются фирменные лыжи от сделанных у нас, в России? Качество топ моделей известных марок, конечно, для нашего производителя пока недосягаемо. Такие лыжи, предназначенные для соревнующихся лыжников высокого класса, изготавливаются в специальных цехах, как правило, в странах, где находится сама фирма. Конструкция таких лыж достаточно сложна и моделируется на компьютере. Перед запуском в производство новые разработки тщательно тестируются квалифицированными спортсменами. При изготовлении применяются дорогие материалы, часто пришедшие из авиационно-космических отраслей. Культура производства на таких фабриках очень высока, все лыжи проходят расширенное тестирование на специальных компьютеризированных стендах. Все это в совокупности позволяет выпускать лыжи экстра класса. Подробнее узнать о производстве лыж вы можете узнать прочитав журнал "Лыжный спорт" №№ 17, 10 и другие номера. Тем не менее, основные деньги производители зарабатывают на лыжах для массового рынка, которых требуется гораздо больше, чем для лыжников элиты. И тут ситуация совершенно другая. Приведем аналогию с компьютерной техникой. Не секрет, что комплектующие для массовой продукции даже таких известных фирм как IBM, Hewlett-Packard и других в большинстве своем изготавливаются в Юго-Восточной Азии, например, на Тайване. С массовыми лыжами похожая история. Владельцам торговых марок выгоднее размещать заказы на производство там, где это дешевле, а самим заниматься разработкой лыж и производством топ моделей. Соответственно, есть огромные фабрики, выпускающие лыжи разных брендов, в том числе и под собственной торговой маркой. Такие фабрики есть в Чехии, Эстонии, на Украине (Мукачево, принадлежащая фирме Фишер), и у нас в России - фабрика STC. Последняя, например, выпускает лыжи по заказам Madshus, Karhu, Peltonen. Так что большинство дешевых лыж этих марок у нас в стране сделано в России, также как недорогие лыжные палки Madshus и Karhu. И собственные лыжи и палки под маркой STC отличаются от них в основном внешним видом и меньшей ценой.

Теперь подробнее об отличии профессиональных гоночных лыж и массовых, предназначенных для любителей. Дороговизна технологий и материалов, применяемых в гоночных лыжах, продиктована стремлением производителей обеспечить наивысшие технические параметры, позволяющие добиваться побед на соревнованиях. Часто эти параметры трудносовместимы, как, например, вес лыжи и их жесткость. Это вынуждает использовать материалы с улучшенными характеристиками, но стоящие значительно дороже - углепластик, сотовую начинку, дорогой акриловый пенопласт. Для скользящей поверхности применяется высокомолекулярный полиэтилен с различными добавками, получаемый из порошка в процессе спекания под давлением и при высокой температуре. Такой пористый пластик тверже, и способен впитывать гораздо больше парафина, что позволяет смазке держаться на протяжении длинных дистанций. Кроме того, разные погодные условия и подготовка трассы предъявляют к лыжам различные требования. Поэтому в мире гоночных лыж распространена специализация, позволяющая достигать наилучшего скольжения в определенных условиях, но заставляющая при этом иметь несколько пар лыж. Выпускаются модели специально предназначенные для мокрого и сухого снега, или для жесткой и мягкой трассы, или даже, как у фирмы Madshus, 4 варианта: мягкие для сухого и мокрого снега и жесткие для сухого и мокрого (умножайте еще на 2, поскольку лыжи выпускаются для конька и для классики). Кроме того конструкторы соревнуются в таких параметрах лыж, как жесткость на скручивание, стабильность на курсе, гашение вибраций и управляемость лыжи при быстром скольжении на спусках и других. Здесь уместна аналогия с миром автомобилей. Есть много хороших автомобилей, позволяющих быстро и комфортно ездить по различным дорогам в разную погоду. Но как только речь идет о соревнованиях, где цена победы очень высока, например, в Формуле-1, там сразу возникает потребность в исключительных конструкторских решениях и специализации. Это дорогостоящие материалы, резина для конкретных покрытий и погодных условий, точная настройка подвески под каждую трассу и резину, и масса других технических нюансов. Соответственно, гоночные машины и лыжи лучше всего проявляют свои исключительные качества на специально подготовленных трассах. Как сложно представить себе гонки на макларене по подмосковным дорогам, так и от гоночной лыжи не стоит ждать супер скорости на разбитой рыхлой лыжне, протоптанной в ближайшем лесу. Здесь уместнее модели попроще.

Любительские (массовые) лыжи универсальны, и подходят для большинства погодных условий. В них используются более дешевые материалы. Поэтому они немного тяжелее. Например, если вес пары гоночных лыж составляет около 1 кг, то любительские весят в среднем 1.4 - 1.5 кг. Недорогой экструдированный пластик скользящей поверхности впитывает меньше парафина, и, соответственно, смазка не так долго держится на лыже. Но это не имеет особого значения, если ваша обычная "норма" не превышает 10-15 км. Как написано в статье Ивана Кузьмина "Родителям подрастающих лыжников" в ЛС №8, принято считать, что весовой прогиб лыжи определяет 60% скользящих свойств лыж, 20% определяются материалом, состоянием и структурой скользящей поверхности лыж и последние 20% определяются смазкой лыж. Поэтому, удачно подобрав лыжи под свой вес, вы получите прекрасные ходовые качества, даже если их скользящая поверхность сделана не из самого дорогого пластика.

Еще один аргумент в пользу недорогих лыж - если вы будете в основном гулять по лесу с семьей, то такие лыжи будут служить вам верой и правдой много лет. А если вы захотите совершенствоваться как лыжник, и купите себе гоночные модели, то эти простенькие лыжи останутся вам на первый и последний снег, по которому драть дорогие лыжи жалко.

Есть лыжи с насечкой под колодкой. Они вроде неплохо держат на мягком снегу. И привлекательны тем, что, как часто полагают покупатели, их не нужно мазать. (На самом деле их все равно нужно смазывать - так рекомендуют производители). Но я бы такие не советовал, если только уж совсем не хочется со смазкой возиться. Почему? Во-первых, по ходовым качествам обычные безусловно лучше. А во-вторых, лыжи без насечки универсальнее. Насечка будет хорошо работать на средне-мягкой лыжне, но не на укатанной жесткой (или ледяной) и не на рыхлой. А обычные лыжи можно легко приспособить к изменившимся условиям путем смены держащей мази и изменением длины смазанной колодки. Кроме того, со временем насечка будет снашиваться, и держащие свойства будут ухудшаться. Но в общем брать или не брать лыжи с насечкой - это дело вкуса.

Как выбирать лыжи

Как написано выше, весовой прогиб на 60% определяет ходовые качества лыжи. Поэтому подбор лыж по этому параметру - главное в процессе выбора. Весовой прогиб или жесткость отдельных частей лыжи на протяжении ее длины определяют распределение давления лыжи на снег под весом лыжника. Эту характеристику еще называют эпюрой лыжи. Вот типичная картинка для классических лыж (ATOMIC ARC Cap Classic K, рисунки взяты с сайта www.ernordic.com):


В верхней части рисунка показано распределение давления на снег при нарастающей нагрузке примерно при половинном весе лыжника, когда лыжник едет на двух лыжах. В нижней части распределение давления при толчке одной ногой, когда колодка с держащей мазью вдавливается в снег. Для коньковых лыж картина будет другая, поскольку у них при толчке не должно быть максимума давления под колодкой (ATOMIC ATC Racing Skate):

То есть коньковые лыжи должны быть жестче классических для того же самого лыжника.

Хорошая лыжа должна сгибаться равномерно, пропорционально приложенным усилиям. Иначе в отдельных зонах лыжи может появляться избыточное давление на снег, что приведет к торможению лыжи и быстрому сходу смазки в этих зонах. Вот рисунки из статьи В.Смольянова (Журнал ЛС №…).

Проверить эпюру лыжи можно только на довольно сложном оборудовании. Поэтому в магазине вам придется использовать другие приемы, косвенно определяющие качество весового прогиба лыж.

Итак, вы пришли в магазин... Предположим, что вы уже определились со стилем катания, ценовым диапазоном и, возможно, моделями лыж.

Порядок действий может быть таким:

1. Присмотрите несколько пар лыж подходящей вам длины. Для классических лыж длина должна составлять рост лыжника + 25-30 см, для коньковых рост лыжника + 10-15 см.

2. Проверьте геометрию лыж. (Если они кривые, то дальнейшие процедуры не имеют смысла, отложите их в сторону). При этом не полагайтесь всецело на репутацию известной марки. "Доверяй, но проверяй". Посмотрите вдоль лыжи со стороны скользящей поверхности. Лыжа не должна быть изогнутой в продольном направлении (желобок должен быть прямым), не должно быть "винта" - линии поперек носка и пятки скользящей поверхности должны быть параллельны.

Поверните лыжу боком, глядите вдоль - скользящая поверхность должна иметь равномерный плавный изгиб без бугров, впадин или резких перегибов.

3. Подберите лыжи по жесткости.
Для классики самое правильное определение жесткости такое: найдите приблизительно центры тяжести для каждой лыжи (держите лыжу двумя пальцами за боковины). Положите их параллельно друг другу на РОВНЫЙ пол скользящей поверхностью (если позволят это сделать в магазине, на всякий случай возьмите подстелить газеты). Если лыжи с прямой геометрией, то есть ширина лыжи однаковая по всей длине (не side cut), и боковина плоская (лыжи сделаны не по технологии CAP (кап)), то проверить пол просто - положите лыжу на бок, она должна плотно прилегать к полу. Затем встаньте на лыжи двумя ногами так чтобы центры тяжести приходились на начало носков ботинок. А дальше цитирую "Краткий курс дисциплины Лыжный Спорт" РГАФК: "Подходящими лыжами с учетом веса спортсмена считаются те лыжи, скользящие поверхности которых под грузовой частью (расстояние 3-5см ниже пятки ботинка и 10-15 см выше крепления (значит около 20 см от носка ботинка)) не касаются пола, когда спортсмен стоит на них обеими ногами. В том случае, когда лыжник переносит вес тела на одну из лыж, вся скользящая поверхность лыжи должна прилегать к полу." На практике это проверяется просто - один человек стоит на лыжах, а второй ведет под колодкой тонким листом бумаги. Когда вы стоите на обеих лыжах, то места, где бумажка перестает двигаться определяют границы колодки. Если перенести вес на одну лыжу, то бумажка под ботинком не должна двигаться, лыжа прижмет её к полу. Затем перенесите вес на вторую лыжу, она тоже должна прижать листок к полу. Проверку с листом бумаги можно сделать и одному человеку, только следите, чтобы вес был равномерно распределен на обе лыжи, когда определяете длину колодки.

Если применить такой метод не позволяют условия, то приблизительно определить жесткость можно так: аккуратно сложить лыжи скользящей поверхностью друг к другу и сжать их одной рукой на 3 см ниже центра тяжести. Между лыжами должен остаться зазор около 1-1,5 мм (сила кисти примерно соответствует весу человека, но сжимать лыжи одной рукой не очень удобно). Только учтите, что сила кисти не обязательно соответствует вашему весу (например, если вы регулярно упражняете кисть с помощью эспандера).

В больших магазинах иногда бывают специальные стенды для проверки лыж. В таком случае можно попросить использовать такой стенд, сказав свой вес.

Известный лыжник, чемпион мира Александр Завьялов описывает еще один "народный" способ определения жесткости. Среднестатистический человек (не гимнаст и не штангист) должен двумя руками задавить лыжи до полного касания скользящего пластика под колодкой. Если не задавливает, значит, лыжи однозначно жестки для него.

Для коньковых лыж зазор при сжатии одной рукой должен быть больше - 1,5 - 2 мм. А если определять на полу с листком бумаги, то под самым ботинком бумажка должна немного двигаться или легко выдергиваться, если вы перенесли вес на одну лыжу.


Если вам не удалось подобрать по жесткости классические лыжи - те что есть оказались мягковаты, то спокойно можете посмотреть на лыжи чуть длиннее. Как правило, чем длиннее лыжи, тем они жестче. Например, фирма Фишер в массовых моделях вообще перешла к прямой зависимости длины лыж от веса лыжника. Конечно, с коньковыми такой номер не пройдет, а для классических лыж длина не так критична.

Учтите, что начинающим и детям можно брать относительно мягкие лыжи, поскольку не обладая хорошей техникой, они не смогут полноценно толкнуться на жестких лыжах. (Имеется ввиду мягкие в разумных пределах, то есть немного мягче, чем диктуют описанные методики, а не такие, которые можно сжать двумя пальцами.)

Затем проверьте равномерность сжатия лыж. Тем самым вы косвенно проверите качество весового прогиба, который в основном определяет ходовые качества лыжи. Сжимая лыжу двумя руками на 3-5 см ниже центра тяжести, смотрите на равномерность сжатия - зазор сверху и снизу должен уменьшаться пропорционально усилию и равномерно. Обычно носки лыж немного мягче пяток, поэтому вначале зазор между носками лыж уменьшается быстрее, чем между пятками, это нормально. В итоге последним должен исчезнуть зазор под колодкой, приблизительно в месте сжатия. При этом лыжи должны плотно прилегать друг к другу на всем протяжении, зазора между ними быть не должно. Носки лыж по мере сжатия не должны расходиться. Кроме того каждая из лыж должна сгибаться одинаково. (Бывает, что лыжи не подобраны по жесткости и при полном сжатии одна слегка прогнута, а другая выгнута.) После сгибания у вас должно остаться ощущение, что носовая и хвостовая часть лыжи соответствуют определению "эластичные".

Вот полезная выдержка из статьи И.Кузьмина "Родителям подрастающих лыжников" в ЛС №8:
Типичные случаи не очень хороших лыж:

  • Лыжа сжимается с заметным усилием с самого начала.
  • Лыжа сначала сжимается очень легко, а потом наступает "стоп", у такой лыжи при многократном частом сжатии можно услышать стук в передней части колодки.
  • При сильном сжатии владельцем лыжи соприкасаются под колодкой.
  • При сильном сжатии владельцем под колодкой остается зазор более 2 мм (кроме лыж на лед).
    (Здесь имеется ввиду сжатие одной рукой).

(Вообще при подборе лыж предпочтительнее сначала использовать сжатие руками - так вы сможете быстро отобрать несколько подходящих пар, заодно проверив равномерность сжатия. А затем, если есть возможность, окончательно отберите вашу пару с помощью листочка бумаги, или проверив их более придирчиво.)

4. Проверьте совпадение центров тяжести. Определите центр тяжести каждой лыжи из пары. Затем сложите лыжи вместе, пятки лыж на одной линии. Центры тяжести в идеале должны совпадать, но расхождение порядка 1-1.5 см не смертельно. (Когда вы будете ставить крепления, придется определить центр тяжести поточнее, например, положив лыжу на тыльную сторону ножа или торец тонкой линейки.)

5. Проверьте скользящую поверхность. Она не должна быть вогнутой или выгнутой в поперечнике, а обязана быть плоской, за исключением желобка.

В противном случае подготовка лыж будет очень затруднена - утюг и скребок не будут прилегать ко всей поверхности лыжи. (Небольшие отклонения можно исправить. Для этого лыжу нужно будет отциклевать, что требует опыта и лыжного станка.) Для проверки приложите плоский предмет в начале, в середине и в конце лыжи, он должен плотно прилегать к скользящей поверхности.

Не должно быть явных и крупных повреждений пластика - ям, бугров, отслоения и т.п. . Мелкие огрехи - небольшие царапины, заусенцы не так важны как весовой прогиб (эпюра или жесткость). На это можно закрыть глаза (и можно исправить). К тому же лыжи не должны быть совершенно гладкими. Гладкая лыжа скользит хуже. Поэтому почти все лыжи имеют "структуру" на скользящей поверхности - специально нанесенную на фабрике шероховатость. Заусенцы по краям новых лыж снимаются мелкой шкуркой легкими движениями от носка к пятке лыжи. А царапины появятся в любом случае после первых же месяцев катания.

6. После того, как пара лыж успешно прошла эти проверки, можно, наконец, посмотреть и на их отделку.

Если вы, все-таки, не смогли найти подходящую пару в данном магазине или среди данных моделей и марок, то примите к сведению следующее:

Фабрика STC использует для производства лыж легкое дерево типа тополя или осины, и силовую нагрузку несут в основном пластины ламината и стекловолокно. Поэтому лыжи в основном получаются мягкие. Когда я подбирал себе под вес 60 кг недорогие тренировочные классические лыжи производства STC (под маркой Madshus), я перепробовал более 15 пар, и остановился на одной, которая была длиннее чем надо на 5 см, у которой был небольшой пузырь пластика на носке лыжи, и несколько косметических дефектов. Зато жесткость у них была что надо. В итоге пузырь я снял шкуркой, и лыжи получились очень удачные. STC выпускает также дешевые лыжи под марками Peltonen и Karhu. Кроме того за звучными названиями типа Viking, Sable, Magnum тоже прячутся лыжи STC.

Лыжи Карелия (Sorsu) и Тиса обычно пожестче, дерево в них используется попрочнее, но зато эти лыжи тяжелее, чем продукция STC в том же ценовом диапазоне. Среди этих марок вы скорее подберете лыжи, если у вас вес выше среднего. Тиса выпуска 2001 года сделана очень культурно, но и стоит дорого.

Если же средства позволяют, то можно смело брать продукцию известных брендов - Фишер, Атомик, Мадчус, Россиньол и т.п. Среди лыж стоимостью 80-100 долларов меньше разброс параметров и проще выбор. Но все основные этапы выбора необходимо повторять и с такими лыжами.

Выбор лыжных ботинок

Если позволяют средства, то берите ботинки на подошве Ротефелла NNN или Salomon SNS. Это гораздо удобнее старых систем с рантами. Конечно, крепления этих систем недешевы. Но они того стоят. Если вам покажется, что ваш бюджет не позволит потратить 40-50 долларов на гоночные крепления, то учтите, что есть отличные прогулочные крепления, которые стоят 20-25 долларов. Диапазон цен на ботинки простирается примерно с 50 долларов за ботинки туристического класса до примерно 200 долларов за гоночные ботинки. Как и в случае с лыжами, туристические ботинки универсальны, и изготовлены из более дешевых материалов. Собственно на скорость бега на лыжах ботинки оказывают немного влияния, поэтому гнаться за топ моделями необязательно. Но если вы намерены попробовать себя в коньковом стиле, то берите модели для конька, с высокой жесткой манжетой, охватывающей голеностоп. Или комбинированные, похожие с виду на коньковые, но с возможностью снимать пластиковую манжету, после чего в них можно бегать классикой. Специализированные модели среднего класса будут стоить подороже, чем ботинки туристического класса. При выборе обращайте внимание прежде всего на удобство ботинка. Разные производители применяют разную колодку, какая-то может идеально подходить для ваших ног. Можно брать ботинки моделей прошлых сезонов - они гораздо дешевле при практически таком же качестве, разве что не все размеры остаются. Для катания по лесу подойдут ботинки туристического класса, например, Россиньол X1 - X4, или Альпина и Саломон того же уровня. Только крепления берите под соответствующую подошву (NNN или SNS). У ботинок с такой подошвой по сути есть всего один недостаток. Если много ходить в них по асфальту, то пластик подошвы на носке ботинка стирается практически до металлической скобы, которая входит в паз креплений. Вывалиться скоба скорее всего не сможет - она довольно глубоко заделана в подошву, но прочностные характеристики заделки ухудшатся, и товарный вид ботинок потеряет. Народные умельцы применяют различные способы защиты дорогих ботинок, если нет возможности одевать их рядом с лыжней. Один из вариантов - резиновые галоши, надеваемые на ботинки. Лучше галоши с мягкой тканью внутри. Просто резиновые оставляют следы на светлом ботинке или сдирают краску. Когда я приезжаю на место, то снимаю галоши, засовываю их в полиэтиленовый пакет, чтобы в них не набился снег, и закапываю в снег под какой нибудь елкой. На обратном пути одеваю. Второй способ описан в ЛС №16. Кусок резиновой трубки/шланга с внутренним диаметром примерно соответствующим диаметру скобы и длиной равной длине открытой части скобы разрезается по спирали и надевается (накручивается) на скобу. Перед одеванием лыж трубка снимается и кладется в карман.

Выбор лыжных палок

Большинство современных палок делается из углеволокна и стекловолокна в разных пропорциях. Палки из 100% углеволокна легкие и жесткие, зато и стоят в несколько раз дороже стекловолоконных (до 200 долларов). Соответственно 100% стекловолоконные палки не такие жесткие, легче гнутся и ломаются, и весят немного больше. Палки среднего класса могут делатся из смеси стекловолокна и углеволокна. Чем больше процент стекловолокна, тем палки дешевле. Стекловолоконные вполне подойдут для детей и начинающих, не обладающих большой силой и весом.

Пластиковые (композитные) палки иногда ломаются. Это может произойти при падении на палку или при опоре на палку всем весом при потере равновесия, правда не всегда. Приходилось ломать дешевые стекловолоконные палки даже сильным толчком - не попал усилием точно в ось палки - и готово.

Если ваш вес велик, то берите более прочные палки с большим процентом углеволокна. Или алюминиевые. Они имеют мало общего с теми алюминиевыми гнущимися палками с большими кольцами, которые выпускались лет эдак 10-20 назад. Современные алюминиевые палки с виду такие же как композитные палки.

Неплохо себя зарекомендовали отечественные палки производства STC (они же выпускаются как недорогие Madshus, Karhu - наклейки разные, см. http://stc-ski.ru/content/view/29/45/lang,ru/) и УЭХК (Уральский Электро Химический Комбинат). Для любителя также неплохой выбор - балаковские палки, они подешевле, но качество у них хорошее (выпускаются под маркой "Волжанка"). Приличные отечественные палки стоят от 300-400р.

Рост, см Конек, см Классика, см
150 130 120
152 132 122
155 135 125
157 137 127
160 140 130
165 145 135
170 150 140
172 152 142
175 155 145
178 157 147
180 160 150
182 162 152
185 165 155
187 167 157
190 170 160
192 172 162
195 175 165

Смазка лыж

Сначала пара слов для совсем несведущих в смазке лыж. Смазки бывают двух основных видов: смазки скольжения и смазки держания. Для классического хода носовая и пяточная часть лыжи смазываются смазками скольжения, обычно парафинами. А центральная часть лыжи (колодка) смазывается держащей мазью, чтобы не было отдачи. Длина колодки примерно 50 см от пятки ботинка, поставленного в крепление, вперед к носку лыжи. Для начинающих можно удлинить колодку еще на 10-15 см к носку лыжи. (Доводилось слышать, как людям рекомендовали чтобы не было отдачи мазать заднюю часть (!!!) лыжи.)

Лыжи для конькового хода смазываются по всей длине смазками скольжения.

Выбор и покупка смазок и инструментов для смазки зависит от того, как вы собираетесь кататься. Если основная цель - походы по выходным дням, то арсенал средств и, самое главное, затраты времени на подготовку лыж сильно уменьшаются. Если собираетесь гоняться, то тут придется вкладывать деньги и драгоценное время.

Если вы читали материалы Swix или других фирм, посвященные подготовке лыж, то можете оценить сколько времени потребует минимальная профессиональная подготовка одной пары: очистка мягким парафином (нанесение, снятие пластиковым скребком, вычистка щеткой), затем наложение 1-2 слоев погодного парафина (нанесение, остывание лыжи до комнатной температуры не менее 10 минут), снятие пластиковым скребком, вычистка щеткой, полировка). То есть полчаса минимум вы будете возиться с одной парой. Плюс дополнительные "удовольствия" - запах (впрочем несильный), соскребаемый парафин на полу. Если на полу у вас лежат ковры - конец коврам. Мы один раз с приятелем готовили лыжи у него дома, свернули палас, потом, разумеется, все убрали, но какие-то остатки парафина, видимо, остались на полу, и палас начал дико скользить… Вспоминаются добрые слова его жены… Короче, нужно место где развернуться и никому не мешать в течение минимум 30-40 минут, иначе остатки парафина ногами разнесут по всей квартире, особенно зимой, когда из-за сухости и статического электричества эти остатки норовят ко всему прилипнуть. Бывает, что пока возишься с подготовкой, у домашних пропадает все желание кататься. Это только для "повернутых" лыжников-фанатиков. К счастью есть альтернативные варианты, дешевые и неплохие по результатам, про них будет написано в следующих разделах.

Для того, чтобы иметь представление о процессе профессиональной подготовки лыж, прочитайте статью А.Грушина "Как подготовить лыжи?" из журнала "Лыжные гонки" №5. Или возьмите в магазине Фишер брошюру SWIX Nordic ski preparation.

Лыжные мази скольжения

Смазки скольжения бывают разных видов. Чаще всего используются парафины, а в профессиональном спорте используются еще и ускорители (порошки или спрессованные), эмульсии, пасты, и т.п. Такие смазки стоят довольно дорого, а расходуются достаточно быстро. Поэтому, если вы не собираетесь гоняться профессионально, то не берите дорогие импортные смазки. В большинстве случаев отечественные не хуже, а часто и лучше (разве что некоторые быстрее сходят, чем импортные). Срок годности у парафинов практически неограничен. Но много брать нет смысла. И много разных марок и типов тоже не нужно -неизбежно встает проблема выбора - что на сегодняшнюю погоду лучше… В профессиональной смазке это решается откаткой парафинов, но любителям мучить себя выбором ни к чему.

Если климат в местности где вы живете влажный, то вам лучше купить фторированные парафины. Например, для Москвы, где влажность воздуха зимой чаще всего выше 50%. Если влажность, как правило, ниже 50%, то вас вполне устроят парафины без фтора.

Из недорогих отечественных можно упомянуть парафины Уктус, Луч, ВИСТИ, МВИС, ФЭСТА. Для Москвы можно взять комплект МВИС Марафон - вполне вас устроит. (Эти смазки откатываются как раз в Московском регионе, и неплохо там едут). Стоит недорого (чуть ли не 50-60 рублей), а катит хорошо в большинстве случаев. Это комплект легкофтористых парафинов (с небольшим содержанием фтора) на три температурных диапазона. Еще стоит взять таблетки - ускоритель МВИС. Есть у них на солнечную погоду №238 на температуру -9+5, держится до 100 км. Не часто бывает солнечная погода, при которой он действительно хорош, но и в пасмурную он поедет, хотя и похуже. На мой взгляд, главное его достоинство для любителя - простота нанесения и долговечность смазки. Раз намазал холодным способом - можно месяц кататься. Стоит около 350 рублей, но расходуется очень экономно - хватит на многие годы.

Для влажного климата хороши фторированные гели, пасты, спреи или эмульсии. Наносятся на скользящую поверхность с помощью ватного тампона или распыляются, высыхают или прогреваются феном, затем полируются. Быстро и удобно. Недостатки: дороговато, быстро расходуется, держатся до 10-15 км.

Лыжные мази держания

Держащие мази бывают твердые (в баночках) и жидкие (в тубах). Держащая мазь должна удовлетворять двум требованиям. Первое - мазь должна позволить толкнуться. При толчке под колодкой создается дополнительное давление на снег, и кристаллы снега входят в слой держащей мази, лыжа "прилипает" к снегу, что позволяет толкнуться. После толчка кристаллы должны выйти из мази, что позволит лыже скользить. Когда лыжник скользит на одной лыже, то давление под колодкой также присутствует, но при этом мазь должна позволять скользить на одной лыже и "тормозить" только в момент толчка. Поэтому подбор оптимальной держащей мази, обеспечивающей наилучшее сочетание держания и скольжения, в профессиональном спорте дело непростое. Применяется чередование слоев разных мазей, наложение их в шахматном порядке и другие приемы.

Любителям можно мазаться проще. Чтобы не морочить голову, приведу максимально простое правило: для большинства минусовых погодных условий и недорогих держащих мазей (Уктус, МВИС, ВИСТИ, недорогие (без фтора) импортные SWIX,START, RODE и т.п.) нужно класть мазь, нижняя граница температурного диапазона которой на 3-4 градуса выше текущей температуры. Например, если сейчас -5, то кладите мазь -1+1 или -2-0. Поскольку состояние снега, а значит и держание, зависит не только от температуры, но и от влажности воздуха, ветра, старого или нового снега, и даже региона, то всегда берите с собой пластиковую растирку (так называемую "пробку") и мазь более теплую и более холодную, чем та, которую намазали дома. Если вы не попали в мазь, то если чрезмерно тормозит - положите сверху более холодную, плохо держит - более теплую. (Для улучшения держания также можно удлинить зону смазки колодки вперед к носку лыжи.) Перемазаться - пара минут, и будете с удовольствием кататься все оставшееся время. Поскольку снег везде разный, то для конкретного региона это правило может быть скорректировано в части значения сдвига температуры мази относительно температуры воздуха. Не бойтесь экспериментировать, и вы быстро обнаружите оптимальный вариант.

Для любителя хватит 3-4 баночек мази, перекрывающих температурный диапазон от +3 до -15 градусов. Если вы мажетесь дома, то перед наложением новой держащей мази желательно снять остатки старой мази пластиковым скребком. Накладывать мазь лучше в 2-3 тонких слоя, растирая каждый пробкой.

Жидкие мази чаще называют клистерами. Наносится клистер тонкой полоской по обе стороны желобка и разравнивается пластиковым скребком (на холоде это трудно сделать, лучше дома).

Клистер может понадобиться для плюсовых температур. Но он сильно пачкается. Перед тем как положить лыжи в чехол, когда идёте кататься, заверните их в полиэтилен, чтобы не испортить чехол. Кроме того после катания клистер оттаивает и если лыжи стоят вертикально, то он начинает медленно стекать по ним вниз. Так что после катания клистер лучше сразу снимать с помощью смывки (бензина, или даже скребка и сухой тряпки).

При минусовой температуре твердые мази обычно работают хорошо. Но при определенных погодных условиях вы можете столкнуться с некоторыми проблемами:

  • Подлип. При переходных температурах (около 0 градусов) и при свежем, особенно при падающем, снеге вы можете столкнуться с "подлипом" - снег будет прилипать к мази и превращаться в толстый снежный ком под колодкой.
  • Обледенение (подмерзание) мази. При отрицательных температурах (чаще при переходных -2 -0, но случается и при -25) может начаться "обледенение" мази - кристаллы снега вместо того, чтобы полностью выходить из слоя мази после толчка, начинают обламываться, оставляя кончики в мази, и на ее поверхности появляется ледяная корка. Чаще это связано с тем, что мазь мягче (теплее) чем нужно. Также это может произойти, если вы начнете кататься на сразу после выхода из дома, когда лыжи еще теплее окружающего воздуха.. Если температура водуха ниже 0 градусов, но снежинки на лыже превращаются в воду - кататься рано. К тому же, неостывшая мазь может быстро сойти. Дайте лыжам (и мази) остыть до окружающей температуры 10-15 минут.
  • Состояние снега в лыжне и вне ее может быть разным, поэтому мазь, которая позволяла нормально катить в лыжне, при выходе из нее может сильно тормозить. Также вы можете почувствовать разницу в держании и скольжении при катании на солнечных участках и в тени, например, в лесу.

Необходимые инструменты для подготовки лыж и их заменители

Теперь о необходимом наборе инструментов. Если посмотреть руководство SWIX (или другой фирмы) по подготовке лыж, то создается впечатление, что к лыжам нужно дополнительно закупить целый чемодан всяких инструментов и материалов. Для профессиональной подготовки лыж это действительно необходимо. Но любитель может обойтись гораздо более скромным набором инструментов. Если вы берете лыжи с гоночной базой (так иногда называют скользящую поверхность), которая сделана из высокомолекулярного спеченного (sintered) пластика, то основной инструмент - лыжный утюг, остальное можно изобразить из подручных средств. Дело в том, что у бытового утюга очень большая петля гистерезиса у терморегулятора - парафин то дымится, то еле плавится. А при высокой температуре вы автоматически пережигаете базу (скользящую поверхность), то есть заплавляете поры, и парафин перестает впитываться в базу. И смысл покупать дорогие лыжи пропадает (см. статью Стива Поулина "Используйте утюг правильно" в ЛС №…). Хороший лыжный утюг можно купить за 60-70 долларов.

Новые лыжи, вне зависимости от того, будете вы потом использовать горячее наложение парафинов или нет, все таки лучше в первый раз обработать с использованием утюга. На крайний случай можно обойтись и бытовым утюгом (только хороший не губите, возьмите старый кондовый, без дырок в подошве). В этом случае будьте осторожны - имейте под рукой большую влажную тряпку. Если вдруг парафин задымился - можно быстро снизить температуру подошвы утюга, приложив к ней тряпку, и избежать пережога пластика. Первичная обработка выполняется мягким плюсовым парафином без фтора, температура плавления у которого 65-75 градусов, что также снижает риск пережога. Выставьте терморегулятор утюга на минимум при котором парафин нормально плавится, и начинайте прогревать лыжу, плавно и без нажима передвигая утюг от носка к пятке лыжи. Внимательно следите за тем, чтобы он не перегревался, и чтобы между утюгом и лыжей все время был слой парафина. Бытовой утюг лучше вести боком, широкой частью подошвы. Такой вариант подойдет, если вы не планируете постоянно наносить парафины утюгом.

  • Пластиковый скребок для снятия излишков парафина. Можно купить фирменый за 3-4 доллара, а можно заменить обломком прозрачной школьной линейки, оргстекла и т.п. толщиной 2-4 мм. В этом случае нужно сделать следующее: положить на ровную поверхность мелкую шкурку абразивом вверх, и подровнять на шкурке линейку, чтобы грани были острые и прямые, и не было заусенцев и неровностей. Кроме того углы линейки обточите на шкурке полукругом (грани при этом должны оставаться острыми). Подгоните эти углы под желобок ваших лыж, чтобы потом снимать парафин из желобка. Если у вас несколько пар лыж, то углы подгоняйте под разные пары. Посмотрите в магазине на фирменные скребки, чтобы представлять, что должно в итоге получиться.
  • Нейлоновая щетка, используется для снятия остатков парафина после снятия его скребком. Если вы будете использовать горячее нанесение парафина, то щетка, достаточно жесткая необходима. Приходилось для этого использовать бытовые щетки типа "утюжка" или щетку для рук с жесткой нейлоновой щетиной. "Песок - неважная замена овсу", но снять излишки парафина тоже можно.
  • Грубый Fibertex (фибертекс), например, SWIX T265 - нужен при подготовке новых лыж для снятия ворса с пластика, остающегося после машинной шлифовки скользящей поверхности. (На самом деле остаточный ворс снимется сам после нескольких месяцев катания). Стоит фибертекс не слишком дорого. Примерно такие же по виду хозяйственные абразивные пластины могут содержать не такой абразив, и только добавлять ворс. Но бывают и практически полные аналоги. Но покупать его или не покупать… Наверное, не обязательно.
  • Fiberlene (фиберлен) - нетканый материал, применяется для окончательной полировки лыж. В общем-то не нужен, отполировать лыжи можно старым капроновым чулком. Или куском войлока. Наконец, старым шерстяным носком.
  • Наждачная бумага SWIX № 100, используется для зашкуривания колодки для классических лыж, чтобы мазь лучше держалась. Не нужна. Любая бытовая шкурка сойдет соответствующей зернистости. А вообще шкурить под колодкой нужно, если вы бежите более 20-30 км или по льду.
  • Бритвенный скребок Swix T-89, используется для снятия ворса - любителю не нужен.
  • Цикля металлическая. Вряд ли вы будете циклевать сами - процесс требует навыка, и, самое главное, лыжного станка, в котором жестко крепится лыжа. Современные лыжи выпускаются с нанесенной структурой, циклевать которую не стоит. Цикля нужна разве что для снятия пережженного пластика. А испортить лыжу при циклевании проще простого - дрогнула рука - и вот волна или царапина. Любителям не нужна.
  • Накатка, используется для нанесения структуры на скользящую поверхность. Любителям не нужна. Универсальная структура, нанесенная на фабрике достаточна.
  • Медная щетка, нужна для снятия морозных парафинов. Если вы готовы смириться с небольшим ухудшением скольжения, используя более теплый парафин, то не нужна. Если будете наносить твердый морозный парафин, придется брать. Или применяйте гель или ускоритель на мороз, наносящиеся очень тонким слоем, и не требующие применения жесткой щетки.
  • Смывка, используется для удаления держащей мази под колодкой. Также сгодится для смывания скользящего парафина, если нет возможности использовать горячую очистку лыж. Желательно. Это вообще полезная в быту вещь - что только не приходилось ей отчищать.
  • Растирка (пробка), используется для разравнивания держащих мазей. Пластиковая лучше подходит для мазей. Пробковую можно использовать для нанесения ускорителей. Понадобится обязательно.

Дополнительные аксессуары для лыж

Еще одна желательная вещь - лыжный чехол. Во-первых, будет где хранить лыжи, а,самое главное, - вы не перепачкаетесь держащей мазью пока будете добираться до лыжни. Отчистить ее с одежды без растворителя или смывки очень трудно. Хорошие отечественные чехлы стоят от 200 рублей. Берите чехол на 2-3 пары. В нем помещаются и лыжи и палки.

Неплохо взять лыжные связки на липучках. Меньше риска, что скользящая поверхность лыжи при перевозке будут повреждена палками или креплениями другой пары. Если идти до лыжни недалеко, то в таком случае можно нести лыжи без чехла. О лыжи, скрепленные связками, сложнее испачкаться. Связывают лыжи таким образом, чтобы мягкая прокладка связки оказалась между скользящими поверхностями лыж, они не должны соприкасаться.

Тряпки. Для обработки лыж вам понадобятся старые хлопчатобумажные тряпки. Ими вытирается насухо подошва утюга после нанесения парафинов, очищаются скребки и другие инструменты, снимается держащая мазь с использованием смывки, смахиваются остатки парафина после прохождения скребком и щетками, и так далее. Даже отполировать лыжу после нанесения парафинов, на худой конец, можно тряпкой без сильного нажатия.

Как хранить лыжи

Поскольку в большинстве моделей лыж, особенно массовых, используется дерево, то не стоит хранить лыжи вблизи источников тепла или на солнечном балконе. Мой приятель поставил на лето чехол с лыжами на застекленный балкон на солнечной стороне. И одну пару лыж "повело", хорошо, что она была недорогая. Смазки тоже не стоит хранить вблизи источников тепла или на солнце.

Упрощенные технологии смазки лыж

Про тонкости нанесения смазок горячим способом (с использованием лыжного утюга) можно прочитать в статье Стива Паулина "Используйте утюг правильно" из ЛС №… В частности, он не рекомендует использование бытовых утюгов для этой цели - можно легко пережечь пластик дорогих лыж. Но можно нанести смазки скольжения и без утюга.

Можно попробовать такой способ (экспериментрировал): возьмите металлический ковшик с крышкой, скажем, литровый. Это должен быть не эмалированный, а чисто металлический ковшик с гладким ровным днищем, лучше алюминиевый - у него высокая теплопроводность. Скипятите воду, налейте 2/3 ковшика, больше не надо, чтобы случайно не ошпариться. Закройте ковшик крышкой, чтобы не обжечься паром. Такая комбинация заменит утюг при использовании мягких парафинов при первичной обработке лыж или при смазке на тепло и легкий минус. Как правило, у таких парафинов температура плавления существенно ниже 100 градусов Цельсия. Парафин должен быть предварительно натерт толстым слоем на скользящую поверхность, а лыжа должна лежать горизонтально, вверх скользящей поверхностью, например, на двух табуретах.

Кипятка и хорошо проводящего тепло ковшика хватает чтобы растопить легкоплавкий парафин. Конечно, морозный парафин так не положишь, зато будет 100% гарантия от пережога базы. По мере остывания сменяйте воду. Сделайте несколько медленных проходов с носка к концу лыжи. Но учтите, у этого способа есть существенный недостаток - можно случайно перевернуть ковшик и ошпариться. Поэтому для постоянного использования лучше все-таки приобрести лыжный утюг.

Еще один способ. Парафин можно нанести с помощью интенсивного растирания. Прежде всего очистите лыжу. Если на лыже лежит явный слой старого парафина, то легко пройдите пластиковым скребком и/или нейлоновой щеткой. Чистую лыжу натрите очень тонким сплошным слоем бруском парафина (это удобно контролировать смотря на отблеск лыжи от окна). Даже не обязательно совершенно сплошным слоем. Затем берете пробковую растирку и интенсивно растираете в обе стороны 1-2 минуты. Выделяемого тепла хватает для частичного вплавления парафина в базу. Затем пройдите слегка щеткой движениями от носка к пятке лыжи. Затраты времени минимальны. Грязи практически нет, станка не требуется. На обычном снегу будет держаться не менее 10 км.

Есть такая штука - терморастирка от фирмы ТОКО - это кусок плотного войлока с мелкой структурой, наклеенного на губчатую резину. Такая комбинация якобы выделяет достаточно тепла для нанесения ускорителей холодным способом. Имитируется стелькой из плотного синтетического войлока, обернутой вокруг небольшой плоской деревяшки. Тоже можно использовать как альтернативу пробковой растирке при нанесении парафинов холодным способом.

Какие лыжные мази купить для подготовки лыж

В зависимости от уровня вашей подготовки и толщины вашего кошелька можно выделить три комплекта смазки, которых достаточно для катания.

Минимальный.


Этого комплекта вам вполне хватит для комфортных прогулок по лесу на пластиковых лыжах без отдачи и подлипа. Совсем не обязательно покупать парафины, утюги, щётки и прочие инструменты. Вполне достаточно купить комплект держащих мазей (например, ВИСТИ или Свикс) и мазать лыжи только под колодкой, растирая их пробкой, чтобы не было отдачи. Для прогулок, поверьте, этого вполне достаточно, скользить лыжи будут и без парафина.

Вот что входит в состав необходимого минимального комплекта:

3 - 4 баночки (брикета) держащей мази , перекрывающих температурный диапазон от 0 до -15 градусов (скорректируйте в зависимости от региона), и одна пробковая или синтетическая растирка.


Мази и растирка обойдутся вам в 100 - 200 рублей. Если позволяют деньги, купите дополнительно пластиковый скребок (около 90 рублей) и бутылочку фирменной смывки (около 300 рублей). Впрочем, про скребок и его заменители было написано выше. Можно обойтись и без смывки. Как вообще без таковой, то есть снимать старую мазь скребком, так и заменив ее флаконом керосина или бензина. (Почистить лыжи начисто, что, в общем-то, совершенно необязательно, можно кусочком ваты, смоченной в бензине. А основное "бытовое" достоинство смывки - в отсутствии сильного запаха.)

Только, пожалуйста, имейте в виду, что с такой смазкой (твердые мази) вам не стоит выходить на лыжню при плюсовой температуре, потому что при плюсе вам понадобятся жидкие держащие мази (клистеры).

Достаточный.


Этот комплект позволит вам грамотно и полноценно ухаживать за лыжами. Этого комплекта за глаза хватит не только для комфортного катания по лесу в любую погоду, но и для участия в большинстве массовых лыжных гонок типа "Лыжня России". В него входит то же, что в минимальный комплект, плюс набор недорогих парафинов, утюг, щётка, банка смывки, пластиковый скребок, комплект недорогих жидких мазей. Обойдется такой комплект в более существенную сумму - от 3000 рублей. Весьма желательно к этому комплекту добавить специальный лыжный станок - он позволит вам не только весьма прилично готовить свои лыжи, но и получать от этого процесса удовольствие. (Станок при желании можно сделать самому из подручных деревяшек, обрезков туристского коврика или чего-нибудь подобного, и нескольких железок и винтов для закрепления лыж).

Продвинутый.

Этот комплект может понадобиться уже достаточно продвинутому и подготовленному лыжнику, так что во многом нижеследующая информация ему может быть уже известна из предыдущих публикаций в "Л.С.", от тренера или из каких-то иных источников. Тем не менее, мы приводим и этот список. Ко всему вышеперечисленному вы можете прибавить комплект держащих мазей с содержанием фтора (твёрдых и жидких), а также парафинов с содержанием фтора (такая смазка особенно эффективна в условиях повышенной влажности). Вы можете также купить парафины-антистатики (нужны для удаления со скользящей поверхности лыж статического напряжения), ускорители (порошкообразные и в виде таблеток чистые фторуглероды), накатки (для нанесения на скользящую поверхность соответствующей погоде структуры), спреи и эмульсии. Кроме того, имейте в виду, что продвинутые лыжники стараются иметь в своём арсенале смазки разных фирм, поскольку в разную погоду хорошо работают мази зачастую совершенно различных производителей. В общем, этот комплект - уже для продвинутого лыжника, и его стоимость многократно возрастает по сравнению со стоимостью первых двух комплектов, вместе взятых.

Описываем различия между лыжами, предназначенными для классического или конькового стиля: вес, длина, форма и жёсткость. Предлагаем также два способа выбрать под себя лыжи: простой - по росту и более точный - по весу.

Обозначения на лыжах

Самое очевидное отличие - обозначения на верхней или боковых поверхностях лыжи. Skate значит, что модель предназначена для передвижения коньковым стилем – «елочкой». Classic, Cruise, Country или Touring указывают на классический стиль . Существуют и универсальные варианты - компромиссное решение для лыжников-любителей. Чаще всего они обозначаются Combi. Большинство моделей лыж, на которых указано Classic или Touring на самом деле также являются универсальными.

Для лыжника без особых амбиций этих знаний достаточно, чтобы выбрать удобные лыжи. Тогда переходите к выбору по длине/жёсткости. Если же вы нацелены всерьёз заниматься лыжами, советуем больше углубиться в вопрос.

Отличия в конструкции

Подержав в руках в магазине разные модели лыж, вы обнаружите ряд отличий. Коньковые лыжи более узкие, короткие, жёсткие и лёгкие, чем классические. Их центральная часть (колодка) выше, а носок и пятка заужены и почти не имеют подъёма. У классических лыж высокие и широкие носок и пятка.

Всё сказанное не означает, что на лыжах для конькового стиля нельзя ходить по классической лыжне, и наоборот. Опытные лыжники на ходу легко переходят с одного стиля на другой, но они же не меняют при этом лыжи, верно?

Поэтому ориентироваться надо на физические параметры лыж, а не на нанесённые на них обозначения. Если вы готовы вникнуть в вопрос чуть глубже, чтобы сделать оптимальный выбор модели лыж, то руководствуйтесь следующими принципами:

  • Вы чаще ходите по сильно укатанной лыжне? Тогда выбирайте самые короткие, узкие и лёгкие лыжи, даже если много бегаете классическим стилем.
  • Если коньковый стиль в приоритете, то ваши лыжи должны быть короткими и самыми лёгкими. Длинные лыжи будут цеплять друг за друга пятками, а на тяжёлых лыжах вы будете заметно быстрее уставать. В «классике» вес лыж менее важен.
  • Если вы регулярно ходите по слабо укатанной свежей лыжне, вам нужны длинные лыжи с широкими носками, которые не будут зарываться в снег.

Лыжи с насечкой и «Бэк-кантри»

Классические лыжи бывают как с насечкой, так и с гладкой скользящей поверхностью (сравнению этих двух вариантов посвящена отдельная статья). Наконец, заметим, что современные производители лыж выделяют, кроме классических и коньковых моделей, лыжи для хождения по целинному снегу, или «Бэк-кантри» (Back Country). Если вы - обычный лыжник-любитель, то вам не подойдут эти крайне широкие и мягкие лыжи, хотя их современные модели выглядят куда изящнее старых «охотничьих» лыж.



  • Разделы сайта