Пранаяма занятия. Упражнения пранаямы для начинающих. Эмоции и дыхание

П омимо обычного анатомического строения физического тела у нас существует более тонкая структура, невидимая человеческому глазу. Строение тонкого тела человека подробно описана в Ведах. Тонкое тело имеет очень тонкую материальную природу. Оболочки тонкого тела, которые включают в себя нашу жизненную энергию, ум со всеми чувствами, пристрастиями, земным разум и наше восприятие счастья, контакт с высшим космическим разумом, богом, абсолютом. Эти тела зависят от образа жизни, целей, желаний, мировосприятия.

Данный материал реферата, это совокупность знаний из разных источников, таблицы взяты из интернета, и некоторые описания чакр, так же взяты материалы из прочитанных книг, и полученной устной информации от Учителей Йоги, экстрасенсов, эзотерических книг, так же информация из собственного опыта работы с чакрами, энергиями, тонкими телами и их осознания. Рассмотрим с разных сторон понятия тонкого тела, его структуру с позиций чакр, кош, каналов, миров.

Коши и пять оболочек

Согласно йоге, считается, что тонкие тела человека имеют пять уровней энергии, которые сосуществуют в диапазоне от самой грубой до самой тонкой.

Их называют пата коша, или пять оболочек:

  • аннамайя коша (анатомический, тело пищи)
  • пранамайя коша (эфирной, праническое тело)
  • маномайя коша/ гьяна-майя-коша (ментальное тело)
  • виджнянамайя коша/ вигьяна-майя-коша (интеллектуальной, астральное или психическое тело)
  • анандамайя коша (причинной, тело блаженства).

У большинства людей сознание существует только на физическом плане. Покровы (коши) определяют уровни сознания, в таблице представлена система кош, тел, планов, восприятия.

Аюрведа же рассматривает все пять оболочек. Но в некоторых трактатах человек рассматривается как триединство духа (дживы), души («тонкого» тела) и плоти («грубого», физического тела). Эфирное тело является энергоинформационной матрицей анатомического тела и полностью повторяет контуры анна-коши. Это относится в равной степени к человеку, животному, птице или дереву. Эфирное тело в свою очередь состоит из двух частей: стхула-прана-коша (информационная оболочка) и сукшма-прана-коша (энергетическая оболочка).

Энергетические каналы

Сукшма-прана-коша - энергетическая оболочка человеческого тела. Она представляет собой сложную систему, состоящую из чакр (энергетических центров) и нади (энергетических каналов). В ведических канонах говорится о 49 чакрах. Семь из них являются основными, это так называемые чакры первого круга, подробно описанные в различной оккультной литературе; 21 - чакры второго круга и ещё 21 - чакры третьего круга. В них происходят процессы трансмутации энергий, каждая из которых имеет свою частоту колебаний (вращений). Они настроены на соответствующие частотные резонансы микрокосмa (информационные каналы, физиологические системы, органы, ткани) и макрокосма (Солнца, Луны, планет, звёзд и других космических тел). От чакр отходят многочисленные энергетические каналы - нади, подобно тому, как от дерева отходят сотни и тысячи веток, побегов и листьев. В аюрведических канонах упоминается 350 тысяч нади, три из которых являются главными (сушумна, ида и пингала) и 108 – основными. Посредством нади человек связан со всеми слоями Вселенной и их обитателями. Каждое живое существо в материальном мире имеет сукшма-прана-кошу. Таким образом, реализуется закон всеобщего единства Вселенной.

Канал сушумна

Главный нади называется сушумной. Физиологически он проецируется на позвоночник (сушумна нади расположена внутри цереброспинальной оси или позвоночного столба, на месте, соответствующем внутреннему спинномозговому каналу), хотя находится в совершенно ином пространстве. В ведической традиции его сравнивают с горой Меру (космической осью). Сушумна соединяет все центральные чакры между собой. Вдоль сушумны проходят ещё два энергетических канала – ида и пингала. Они перекрещиваются между собой в нескольких местах. Сушумна исходит из муладхара-чакры (расположенной в районе копчика) и поднимается к двенадцатилепестковому лотосу в «околоплоднике» тысячелепесткового лотоса - сахасрары чакры (выше макушки головы). Эта нади расщепляется на две ветви: переднюю и заднюю. Передняя ветвь идет до аджны-чакры, расположенной на уровне межбровья, и присоединяется к брахма-рандхре. Другая ветвь идет по задней стороне черепа и присоединяется к брахма-рандхре. Это пустое пространство - брахма-рандхра - также называется брахмара-гупха («пешера шмелей») или андха-купа («глухой колодец», или «десятые врата»). У новорожденного можно почувствовать пульсацию в темечке, но после шести месяцев это мягкое место закрывается. И его можно открыть впоследствии только с помощью особой практики: лайа-йоги, свара-йоги, крийа-йоги или нада-йоги. В священных писаниях говорится, что если йогин покидает свое тело через «десятые врата», он освобождается от цикла рождения и смерти. Некоторые йогины следуют особой практике, подготавливая «десятые врата» таким образом, чтобы их последнее дыхание перенесло душу через эти врата к освобождению. Настоящий ученик, желающий освобождения, будет работать с задней ветвью сушумны…

Канал пингала

Пингала является правым нади. Он связан с Солнцем. Через этот канал человек получает прямую солнечную энергию. Эту энергию в разных традициях называют по разному: «Ха», «Ян» или «Ра», и без неё не может функционировать нейроэндокринная система, точно так же, как, например, телевизор не может работать без электрической энергии. Пингала также называется Ямуной. Этот канал мужской по природе и является обителью разрушающей энергии. Пингала также очищающий, но его очищение огненное. В свара-йоге пингала представлена как «правое» дыхание, то есть протекающее через правую ноздрю. Правое - это электрическое, мужское, вербальное и рациональное по природе. Пингала нади придает активность телу. К примеру, «Сурья бхедана пранаяма» - это дыхание, увеличивающее выносливость, жизненную силу и солнечную энергию. Эта пранаяма - исключение в йогической практике, так как в ней вдох начинается через правую ноздрю. В свара-йоге утверждается, что пингала нади делает мужское «чисто мужским», а ида (левый канал) делает женское «чисто женским». Дыхание через правую ноздрю рекомендуется для физической деятельности, дискуссий, споров, состязаний. Для поддержания гармонии в организме свара-йога предписывает держать открытой правую ноздрю в ночное тамасичное время, когда солнечная энергия менее влиятельна. Активизируя иду днем, а пингалу ночью, можно увеличить жизненную силу и продолжительность жизни. Пингала более активен в период уменьшающейся Луны.

Канал ида

Ида, являющаяся левым нади, связана с Луной. Через этот канал мы получаем отражённую солнечную энергию, называемую «Тха» или «Инь». Согласно философии Санкхья, все видимые объекты материального мира отражают в различных спектрах энергию Солнца. Эта отражённая энергия может компенсировать в какой-то степени недостаток солнечной энергии. «Ха» (ян) обладает согревающим и активизирующим действием. «Тха» (инь) - охлаждающим и тормозящим. Однако, благодаря центральному каналу сушумна, эти противоположные по свойствам энергии способны преобразовываться одна в другую. При избытке «Ян» переходит в «Инь», а «Инь» - в «Ян». Эти каналы существуют у всех биологических видов (даже у растений). Таким образом, поддерживается гомеостаз внутренней среды организма. Ида представляет собой лунный поток, она женственна по природе, питающая и очищающая. Поэтому ее также называют Ганга. В свара-йоге (йоге звука) она символизирует «левое дыхание», то есть дыхание, протекающее главным образом через левую ноздрю. Согласно тантрам, левое считается магнетическим, женственным, эмоциональным по природе. В практике пранаямы, за исключением «Сурья бхедана пранаямы», вдох (пурака) начинается с левой ноздри. Это возбуждает иду нади, ибо ида начинается от левого яичка и заканчивается в левой ноздре. Приведенная в состояние возбуждения таким дыханием через левую ноздрю, ида нади своим влиянием очищает элементы тела. Рекомендуется выполнять действия, ведущие к улучшению благосостояния, в то время, когда функционирует ида. В системе сурья-йоги практикующий обычно поддерживает левую ноздрю открытой в течение дня, чтобы сбалансировать солнечную энергию, поступающую в дневные часы. Ида Нади саттвична по природе, и поддерживая ее работающей в течение дня (время преобладания раджасичной энергии), можно увеличить саттву, тем самым, обретая благость, гармонию и умиротворение. Ида приносит мозгу энергию. Ида нади контролирует температуру тела, кровяное давление, процессы, происходящие в районе печени, почек, кишечника и сердца. Другие названия иды - лалана, пирьяна, чандрахара, шитла. Семь главных чакр и пять чакр второго круга расположены на центральной линии тела, соответствующей, как уже было сказано выше, каналу сушумна. Остальные 16 чакр второго круга проецируются в области ладоней, стоп и крупных суставов. Чакры обладают способностью накапливать и трансмутировать определённые типы энергий, используемые организмом для различных целей.

Остальные главные нади

Кроме трех важнейших нади - сушумны, иды и пингалы – есть и другие:

В Аюрведе и йогических традициях придается большое значение также и малым энергетическим каналам и чакрам, расположенным на ладонях и стопах. Это связано с тем, что активизация их достаточно проста и оказывает сильное воздействие на многие процессы в тонком теле человека. Каждому доступны мудры, особые жесты, активизирующие энергетические каналы и способные исцелить многие недуги души и тела.

Использованы: фрагменты из статьи И.И. Ветрова «Строение храма человеческого тела» и материалы книги С.М. Неаполитанского «Энциклопедия Аюрведы»

Чакры

Чакры - это тонкие энергетические центры, расположенных в местах нервных сплетений. Чакра в переводе с санскрита означает "колесо". В нашем тонком теле расположены семь основных чакр, каждая из которых соответствует ступени эволюции. Каждая чакра отвечает за воплощение в человеке определенных духовных качеств, которые у большинства людей находятся в непроявленном состоянии. После пробуждения (т.е. получения самореализации) они начинают излучать "вибрации", выражая принципы Божественности в нас. Именно в этом смысле мы созданы по образу и подобию Бога. Физические, ментальные и эмоциональные проблемы могут быть следствием дисбаланса в одной или нескольких чакрах. Самореализация позволяет пробудить энергию Кундалини, находящуюся в спящем состоянии, которая затем, поднимаясь по центральному каналу и наполняя чистой энергией все семь центров, делает возможным спонтанное проявление всех присущих людям духовных свойств.

Семь основных чакр, и их описание их проявления с позиции трех Гун материальной природы: Тамаса, Раджаса, Саттвы

Чакра

Тамас (невежество)

Раджас (страсть)

Саттва (благость)

Развертка миров.

Сахасрара-чакра ("Тысячелепестковый лотос") расположена в верхней части головы, в области темени.

То, к чему стремится йога – состояние осознания без сомнений, когда мы полностью едины со Всепроникающей энергией. Максимальное самопожертвование, уровень Будды. Иисуса. Трансцедентальное восприятие реальности. Духовность: соотносится с альтруизмом. Нет окраса материального, рождения, смерти. мировое сознание. выход содержания из формы. Понимание планетарных процессов в духовном единстве. Совершенство в управлении волей энергии, состояние Единственности, вне времени, вне пространственных границ материи. Не обусловленная Любовь.

Эмоциональная дисфункция: выражается жалостью к себе, в более драматическом случае - мученичеством.

Высшие пласты Мироздания.

Агия-чакра (аджана)

расположена на уровне середины лба в том месте, где скрещиваются зрительные нервы.

Использование мистического потенциала без потребностей. Гордыня.

Дисфункции эмоциональных выражений: эгоизм, высокомерие, догматизм. Неожиданные ослепляющие вспышки измененного сознания, нарушающие норму, как результат избытка Кундалини или наркотического отравления: душевные болезни.

Желания и препятствия: осознание, аскетизм, интуиция.

творческое воображение

пониманием понятий, или посланий. Разума Вселенной

способность знать прошлое, настоящее и будущее, возможность проникать в любое тело по своей воле;

Чувственный контроль и воля.

Творцы. Управление реальностью. Лоббирование пространства. Экстрасенсорные способности. Споссобности к анализу. Космическое сознание. Отождествление себя с Богом.

Воздействие: на все тело, разум, восприятие и передачу информации в три части сознания дух, ум, материю.

Индивид живет во времени и пространстве как слуга духа, ему больше не нужно заботиться о насущных потребностях.

Материнская сила (женская энергия), материальную силу и их проявление.

Способность входить в контакт со сверхсознанием. Чакра представляет возможность иметь внутреннее зрение, интроспекцию, ясновидение, воспринимать видения и понимать их. Контакт с «Вселенским Гуру» (высшей сущностью).

Аждана - зона, где имеет место состояние САМАДХИ (сознания)

Аспекты: союз этих энергий эфирно означает синтез функций левого и правого полушарий.

связь с автономной нервной системой.

Дает осознание без мыслей. является "узкими вратами", для того, чтобы пройти эту чакру, необходимо всех простить. Благо и деятельность для людей. Учителя. Единство всего сущего. Вхождение в Самадхи. Запредельная реальность. Недвойственность. Адвайта.

Выход в четвертое измерение, за пределы пространства и времени, в вечность. Пралая.

Вишудди-чакра (вишудха)

расположена на уровне яремной впадины у основания шеи.

Борьба по инерции, люди-правители. Проблемы с самовыражением.

Девиз – цель оправдывает средства. Агрессия на противостояние. Способность переварить негатив, эмоциональный яд. Развитая речь, самовыражение. Стремление к совершенству

Рационализм. Коллективность, отсутствие чувства вины, самоуважение, уважение окружающих, Сострадание, помощь. Тонкий уровень восприятия смысла, видеть суть.

Мир Богов. Игры. Астральный рай.

Анахата-чакра

расположена на уровне сердца.

Монополия на чувственные обладания

Ревность эмоциональная

Спокойствие, умиротворение, блаженство. Принятие Мира. Бесстрашие, смелость, в ней пребывает наш Дух. Сопереживание. Желание счастья другому. Платоническая настоящая любовь. Его мнение – ваше мнение. Нет защиты. Соединение материального и духовного. Истинное служение. Предназначение Души.

Мир людей

Манипура (Наби-чакра. ) расположена на месте солнечного сплетения.

Накопительство. Комплексы неполноценности.

Интересует власть и манипуляция.

Важен статус.

Важно чужое мнение

Желание самоутвердиться.

Отсутствие духовной зрелости.

Амбициозность.. Браки по расчету. Уровень Эго (Отделение себя от всех, считание себя особенным), Внешняя социальная активность. Люди - политики, ученые. Интеллектуальная жадность. Духовное «горение». Сгорает карма и санскары.

Переедание из за желания получить больше.

Духовный материализм.

Волевой характер.

Желание внушать.

Удовлетворение. Поиск Себя. Своего предназначения. Развитие интеллекта.

Прозрение чего-то что за пределами материального. Сила влияния на других.

Мир страстей.

Нижний астрал с обитателями - духами

Свадхистана

расположена на уровне аппендикса (на ширину ладони ниже пупка).

Сиюминутная радость, желание вкуса, половая охота, наслаждение, жизнь одним днем

Страстные желания, ревность сексуального характера, романтика. Сексуальная неустойчивость. переедание из желания вкуса, шопоголизм, красивая одежда. Желание нравиться (новый уровень выживания). Интерес к людям, сплетни, симпатии, привязанности. Животный уровень. выживание. пласт кармы (необходимо очищать чакру)

Альтруизм, творчество, созидание. Дружба. Гибкость в отношении с людьми

Мир животных

Муладхара

расположена у основания позвоночника с его внешней стороны.

Бездействие, леность, безынициативность, тупость

жестокость на физическом плане. Садизм. Криминал. Черная магия. Низший астрал. Выживание. Инстинкты самосохранения. Грубый уровень

Терпение, дисциплина, беспристрастность. мудрость,чистота. Безопасность. Обеспечение питанием. Устойчивость психическая. Симбиоз в отношениях. Здоровье, выносливость. Детство. Скромность.

Шестое, отличное от пятого, тело называется космическим. Седьмое, и последнее, называется нирвана шарир, или тело нирваны, бестелесное тело. Немного информации об этих семи телах позволит вам понять Кундалини полнее.

В первые семь лет жизни формируется только стхул шарир - физическое тело. Остальные тела остаются лишь семенами. Они наделены потенциалом роста, но в начале жизни дремлют. Поэтому первые семь лет - годы ограниченности. В эти годы нет роста интеллекта, чувств или желаний. Все это время развивается лишь физическое тело. Некоторые люди так и не перерастают этот возраст, они застревают на семилетнем уровне и остаются не более чем животными. Животные развивают только физические тела, все остальные остаются в них нетронутыми.

В следующие семь лет - от семи до четырнадцати - развивается бхава шарира, или эфирное тело. Это семь лет эмоционального роста личности. Потому-то именно в четырнадцать лет наступает сексуальная зрелость, несущая с собой сильнейшее из всех чувств. И некоторые люди тут останавливаются. Их физическое тело продолжает расти, но они застревают в первых двух телах.

В следующий семилетний период, - с четырнадцати до двадцати одного, - проявляется сукшма шарира, или астральное тело . И если во втором теле развиваются эмоции и чувства, то в третьем - разум, мышление и интеллект. Поэтому ни один суд мира не привлекает детей до семилетнего возраста к ответственности за их действия, ведь у малыша пока есть лишь физическое тело. В этом смысле мы относимся к ребенку так же, как к животному, и не можем считать его ответственным. Даже если он совершает преступление, мы полагаем, что оно совершено под чьим-то руководством, что настоящий преступник - кто-то другой.

С развитием второго тела человек достигает зрелости. Но это лишь половая зрелость. Здесь работа природы заканчивается, и потому природа оказывает человеку полное содействие лишь до этого этапа. Но на данной стадии человек еще не становится человеком в полном смысле слова. Третье тело, с которым развиваются разум, мышление и интеллект, дается нам образованием, цивилизацией и культурой. Поэтому избирательное право мы получаем в двадцать один год. Такая практика в мире преобладает, но ныне во многих странах обсуждается вопрос о наделении этим правом восемнадцатилетних. Это естественно, поскольку с эволюцией человека обычный семилетний период развития каждого из тел все сокращается.

Во всем мире девочки достигают половой зрелости в возрасте от тринадцати до четырнадцати лет. Но в последние тридцать лет этот возраст становится все меньше. Половой зрелости достигают уже даже десяти-одиннадцатилетние девочки. Снижение возраста избирательного права до восемнадцати лет - показатель того, что многие люди стали завершать работу двадцати одного года за восемнадцать. Однако в обычном случае на рост трех тел требуется все-таки двадцать один год, и большинство людей дальше не развиваются. Со становлением третьего тела их рост останавливается, и они уже больше не совершенствуются до конца жизни.

То, что я называю психикой, есть четвертое тело, или манас шарира. Этому телу свойственны свои чудесные переживания. Человек с неразвитым интеллектом не может интересоваться и наслаждаться, к примеру, математикой. В математике есть особое очарование, и лишь Эйнштейн может погрузиться в нее, как музыкант в звуки или художник в цвета. Для Эйнштейна математика была не работой, а игрой, но для того, чтобы обратить математику в игру, интеллект должен достичь вершины своего развития.

С развитием каждого тела перед нами открываются бесконечные возможности. У того, чье эфирное тело не сформировалось, кто остановился после семи лет развития, нет других интересов в жизни, кроме еды и питья. Поэтому культура цивилизаций, где большинство людей развиваются лишь до уровня первого тела, замешана исключительно на сладких кореньях. Культура цивилизаций, где большинство людей застряли на втором теле, сориентирована исключительно на секс. Их выдающиеся личности, литература, музыка, их фильмы и книги, их поэзия и живопись, даже их дома и машины, - всё сосредоточено на половых отношениях; все эти вещи насквозь пропитаны сексом, сексуальностью.

В цивилизации, где третье тело развивается полностью, люди интеллектуальны и вдумчивы. Когда развитие третьего тела обретает для общества особенно большое значение, там во множестве происходят интеллектуальные революции. Именно такого калибра люди превалировали во времена Будды и Махавиры в Бихаре*. Потому-то в маленькой провинции Бихар и родились восемь человек, сопоставимых по масштабам с Буддой и Махавирой. Жили в те времена и тысячи других осененных гением людей. Такая же ситуация сложилась в Греции времен Сократа и Платона и в Китае времен Лао-цзы и Конфуция. И особенно удивительно то, что время жизни всех этих изумительных людей приходится на какие-нибудь пятьсот лет. В эти полтысячелетия развитие третьего тела человека достигло своего пика. Обычно человек на третьем теле и останавливается. Большинство из нас не развиваются после двадцати одного года.

* Бихар - штат в Индии со столицей в Панте, расположенный в долине Ганга, к западу от Бангладеш. - Прим. перев.

С четвертым телом человек обретает совершенно необычный опыт. Гипноз, телепатия, ясновидение суть потенциальные возможности четвертого тела. Люди могут связываться друг с другом, минуя пространство и время. Они могут, не спрашивая, читать мысли окружающих или проецировать свои. Без всякой внешней помощи сеять идеи в чужих умах. Человек способен путешествовать вне тела, совершать астральные проекции и изучать себя извне, из-за пределов физического тела.

Четвертое тело наделено огромным потенциалом, но мы не стараемся полностью его развить, поскольку этот путь очень рискован и обманчив. Чем в более тонкий мир мы входим, тем больше вероятность обмануться. Прежде всего, сложно выяснить, действительно ли человек вышел из своего тела. То ли ему показалось, что он его покинул, то ли он и вправду это сделал, - в обоих случаях единственным свидетелем остается он сам. Так что обмануться тут легко.

По ту сторону четвертого тела мир субъективен, а по эту - объективен. Когда я держу в пальцах рупию, ее могу видеть я, ты, еще пятьдесят человек. Это обычная реальность, в которой участвуем мы все, и легко можно выяснить, есть у меня в пальцах рупия или ее нет. Но вы мне не спутник в царстве моих мыслей, а я вам - в царстве ваших. Здесь начинается личный мир со всеми его опасностями, здесь теряют вес наши внешние правила и обоснования. Итак, с четвертого тела начинается по-настоящему обманчивый мир. И все, что есть обманчивого в трех предыдущих мирах, - просто пустяк.

Наибольшая опасность состоит в том, что обманщик не обязательно осознает тот факт, что он обманывает. Он может, сам того не ведая, обманывать и других, и себя. Все на этом уровне настолько тонко, непостоянно и лично, что у человека нет никакой возможности проверить реальность своего опыта. Поэтому он не в состоянии точно сказать, просто ли он воображает что-то или это и вправду с ним происходит.

Потому-то мы всегда пытались уберечь человечество от этого четвертого тела, проклиная и казня тех, кто им пользовался. В Европе в свое время были заклеймены и сожжены как ведьмы сотни женщин - лишь за то, что они использовали возможности четвертого тела. В Индии были убиты сотни тантристов - за работу с этим же телом. Им были ведомы кое-какие секреты, казавшиеся опасными окружающим. Им было известно, что происходит в вашем разуме; ни разу не входя к вам в дом, они знали, что где у вас лежит. Путешествия по царству четвертого тела во всем мире считались "черным" искусством, ибо никогда нельзя предвидеть, что произойдет на следующем шагу. Мы всегда изо всех сил старались удержать людей от любых шагов за пределы третьего тела: четвертое казалось нам слишком опасным.

Да, тут человека ждут опасности, но вместе с ними и удивительные достижения. Поэтому нужно было не останавливаться, а исследовать. Возможно, тогда бы мы и нашли способы проверки реальности своего опыта. Сейчас мы владеем новыми научными инструментами, да и человеческие способности к постижению увеличились. Так что, возможно, какие-нибудь будущие открытия помогут нам найти нужные пути, - как это уже не раз бывало в науке.

Бывают ли у животных сновидения? Как это можно узнать, если животные не говорят? Мы знаем, что видим сны, потому что встаем по утрам и рассказываем друг другу о том, что нам снилось. Недавно, после огромных и упорных усилий, способ был найден. Ответ дал один человек, много лет проработавший с обезьянами; и в методах его работы стоит разобраться. Он показывал обезьянам фильм. Едва начинался фильм, подопытное животное били током. На зрительском сиденье была предусмотрена кнопка, и обезьяну научили нажимать ее, почувствовав разряд. Итак, каждый день ее сажали на сиденье и с началом фильма подавали ток. Обезьяна тут же нажимала на кнопку и отключала его.

Это продолжалось сколько-то дней; затем обезьяну стали усыплять на этом же сиденье. Теперь, с началом сновидения, обезьяна должна была почувствовать дискомфорт, поскольку для нее фильм на экране и фильм во сне - одно и то же. Она сразу же нажимала на кнопку. Она снова и снова нажимала на кнопку, и этим было доказано, что обезьяна видит сны. Так человек сумел проникнуть во внутренний мир сновидений животных.

Люди, занимающиеся медитацией, тоже научились извне проверять реальность событий четвертого тела, могут отличать истинный опыт от ложного. Из того, что опыт Кундалини в четвертом теле психический, еще не следует, что он ложный. Есть истинные психические состояния и ложные психические состояния. Поэтому, когда я говорю о Кундалини как о психическом опыте, это не значит, что он непременно ложный. Психический опыт может быть как ложным, так и истинным.

Ночью вы видите сон, и это сновидение - факт, ибо оно было. Но проснувшись утром, вы можете вспомнить какой-нибудь сон, которого вы на самом деле не видели, и утверждать, что вам это снилось. Тогда это ложное сновидение. Человек может проснуться утром и сказать, что он никогда не видит снов. Многие люди действительно верят, что они их не видят. Но они видят сны, видят их всю ночь, это доказано наукой. Однако утром они настаивают, что никогда ничего такого не видели. Итак, их слова абсолютно ложны, хотя они этого не осознают. Фактически, они просто не помнят свои сны. Случается и обратное... вы помните сны, которых не видели. Это тоже ложно.

Сны не ложны, это особая реальность. Но сны бывают настоящими и ненастоящими. Настоящие сны - это те, что снились на самом деле. Проблема еще в том, что, проснувшись, вы не можете пересказать свой сон в точности. Поэтому в былые времена очень уважали людей, умевших ясно и подробно их пересказывать. Очень трудно точно пересказать сновидение. Вы видите сон в одной последовательности, а вспоминаете - в обратной. Это как фильм. Сюжет в фильме, который мы смотрим, разворачивается от начала ленты. Так же и во сне: пока мы спим, катушка драмы сновидения сворачивается в одну сторону, а когда просыпаемся, - начинает разворачиваться в другую, поэтому вначале мы вспоминаем самый конец и далее вспоминаем все в обратном порядке. И первое, что нам приснилось, вспоминается в последнюю очередь. Это как если бы кто-то попытался читать книгу не с того конца, перевернутые слова создавали бы точно такой же хаос. Так что вспоминать сны и правильно их пересказывать - великое искусство. Обычно, вспоминая сновидения, мы припоминаем события, которые никогда нам не снились. Значительную часть сна мы теряем сразу же, а чуть позже - и все остальное.

Сновидения - это события четвертого тела, а его потенциал огромен. Все сиддхи, или сверхъестественные силы, о которых упоминает йога, обретаются в этом теле. Йога неустанно предупреждает медитирующего, что гоняться за сиддхами нельзя. Это отвлекает ищущего от пути. Никакие психические способности не имеют духовной ценности.

Итак, когда я говорил о психической природе Кундалини, я имел в виду, что это - феномен четвертого тела. Потому физиологи и не могут обнаружить Кундалини в человеческом организме. Вполне естественно, что они отрицают существование Кундалини и чакр и считают их выдумками. Это - феномены четвертого тела. Четвертое тело существует, но оно очень тонкое; его не втиснешь в узкие рамки постижения. В рамки можно втиснуть только физическое тело. Тем не менее между первым и четвертым телами существуют точки соответствия.

Если мы сложим вместе семь листов бумаги и проколем их все насквозь булавкой, то даже если отверстие на первом листе загладить, на нем все равно останется след, соответствующий отверстиям в других листах. И вот, хотя в первом листе нет отверстия, на нем есть точка, точно совпадающая с отверстиями в других листах, если сложить их все вместе. Точно так же чакры, Кундалини и другие феномены не принадлежат первому телу, но в первом теле есть точки соответствия. Поэтому, отрицая их существование в нашем организме, физиологи не ошибаются. Чакры и Кундалини находятся в других телах, а в физическом теле можно найти лишь точки соответствия.

Итак, Кундалини - феномен четвертого тела и имеет психическую природу. И когда я говорю, что психические явления бывают двух типов - истинные и ложные, - вы должны понимать, о чем речь. Эти явления ложны, когда они порождены воображением, поскольку воображение само - лишь свойство четвертого тела. У животных нет воображения, поэтому они плохо помнят прошлое и не имеют ни малейшего представления о будущем. Животные не знают тревог, ибо тревога всегда о будущем. Животные часто видят смерть, но не могут себе представить, что сами тоже умрут, и у них нет страха перед смертью. Многих людей тоже не тревожит страх смерти. Такие люди ассоциируют смерть исключительно с другими, но не с собой. Причина тут в том, что сила воображения в их четвертом теле развилась недостаточно сильно, чтобы заглянуть в будущее.

Выходит, что воображение тоже может быть истинным и ложным. Истинное воображение означает способность заглянуть в будущее, представить то, что еще не произошло. Но если вы представляете что-то, чего произойти не может, то это ложное воображение. Правильное использование воображения и есть наука; наука изначально представляет собой только воображение.

Тысячи лет человек мечтал о полете. У людей, мечтавших об этом, наверняка было очень сильное воображение. И если бы люди никогда не мечтали о полетах, то братья Райт не смогли бы построить свой самолет. Они просто превратили человеческую страсть к полету в нечто конкретное. На то, чтобы эта страсть обрела форму, потребовалось некоторое время, потом были эксперименты, и наконец человеку все-таки удалось взлететь.

Тысячелетиями человек хотел попасть на Луну. У мечтавших об этом людей было очень сильное воображение. В конце концов их фантазии воплотились... так что они были не на ложном пути. Эти фантазии шли путем реальности, которую удалось открыть несколько позже. Итак, воображением пользуется и ученый, и безумец.

Я говорю, что наука - это воображение, и безумие - тоже воображение, но не думайте, что это одно и то же. Безумец представляет себе несуществующие вещи, которые не имеют никакого отношения к физическому миру. Ученый тоже представляет себе... он представляет вещи, имеющие к физическому миру самое непосредственное отношение. И если они неосуществимы сейчас, то, вполне возможно, их можно будет осуществить в будущем.

При работе с возможностями четвертого тела у нас всегда есть вероятность сбиться с пути. Тогда мы входим в ложные миры. Поэтому, отправляясь в это тело, лучше не иметь никаких ожиданий. Четвертое тело - психическое. Если я, к примеру, хочу спуститься с четвертого этажа на первый, мне для этого нужно найти лифт или ступеньки. Но если я захочу спуститься в своих мыслях, то потребности в этих приспособлениях нет. Я могу отправляться вниз, не вставая с кресла.

Опасность мира воображения и мыслей состоит в том, что единственное, что тут нужно, это воображать и думать, а это может каждый. Более того, если кто-то входит в это царство с предвзятыми идеями и ожиданиями, то немедленно погружается в них полностью, ибо ему очень охотно содействует разум. Он говорит: "Ты хочешь пробудить Кундалини? Хорошо! Она поднимается... ну вот, она уже поднялась". Вы представите себе, как поднялась Кундалини, а разум будет поощрять вас в этом ложном ощущении, пока наконец вы не почувствуете, что Кундалини полностью проснулась, чакры активизировались.

Однако есть возможность проверить, насколько эти переживания реальны... дело в том, что с открытием каждой чакры ваша личность значительно изменяется. Вы не можете вообразить или придумать эти изменения, поскольку они происходят в материальном мире.

Например, с пробуждением Кундалини вы не можете принимать никаких опьяняющих напитков, это исключено. Ментальное тело очень тонко, и алкоголь воздействует на него мгновенно. Поэтому (возможно, это вас удивит) женщина, употребляя алкоголь, становится гораздо опаснее мужчины. А все оттого, что ее ментальное тело тоньше мужского, и под воздействием алкоголя она легче утрачивает контроль над собой. Поэтому в обществе исторически сложились определенные правила, защищающие женщину от этой опасности. Это одна из сфер, где женщины еще недавно и не пытались добиться равенства с мужчинами, хотя в последнее время стали стремиться и к этому. В тот день, когда в этой сфере женщина утвердит свое равенство и попытается превзойти мужчин, она нанесет себе такой вред, какой ей никогда не наносили никакие мужчины.

Ваши слова о переживаемых ощущениях не могут служить подтверждением пробуждения Кундалини в четвертом теле, ибо, как я уже говорил, вы можете вообразить это пробуждение и, соответственно, мнимый поток энергии. Судить о чем-то позволяют лишь ваши духовные качества и изменения характера, которыми должен сопровождаться этот процесс. Едва проснется энергия, и в вас обозначатся перемены. Потому я и говорю всегда, что поведение - это лишь внешний показатель, а не внутренняя причина. Это критерий того, что происходит внутри. Любые усилия неизбежно приводят к тем или иным результатам. Когда просыпается энергия, человек, занимающийся медитацией, уже не может употреблять никакие одурманивающие вещества. Если же он злоупотребляет наркотиками или алкоголем, то знайте, что все его переживания воображаемы, ибо с истинным опытом это совершенно несовместимо.

После пробуждения Кундалини полностью исчезает склонность к насилию. Человек, занимающийся медитацией, не просто не совершает насилия, он не чувствует никакого насилия внутри себя. Порыв к насилию, порыв к причинению вреда окружающим может проявляться лишь до тех пор, пока жизненная энергия дремлет. В тот момент, когда она просыпается, другие уже перестают быть другими, и вы уже не желаете им зла. И тогда вам не приходится подавлять насилие внутри себя, ибо вы уже на него просто не способны.

Если вы чувствуете, что вам приходится подавлять в себе тягу к насилию, то знайте, что Кундалини еще не проснулась. Если, обретя зрение, вы все еще прощупываете дорогу перед собой палкой, значит, ваши глаза еще не видят, и можете сколько угодно доказывать обратное, - пока вы не отказались от палки, все это лишь слова. Придет ли посторонний наблюдатель к выводу, что вы обрели зрение, зависит от ваших действий. Ваша палка и ваша спотыкающаяся неуверенная походка доказывают, что ваши глаза еще не прозрели.

Итак, с пробуждением ваше поведение радикально изменится, и все религиозные предписания - о ненасилии, о воздержании от лжи и склок, о безбрачии и постоянной бдительности - станут для вас чем-то простым и естественным. Тогда можно не сомневаться, что ваш опыт был истинным. Это опыт психический, и все же истинный. Теперь вы можете двигаться дальше. Вы способны идти вперед в том и только в том случае, если стоите на верном пути. Вы не сможете навсегда остановиться на четвертом теле, ибо это не цель. Есть другие тела, и их нужно пройти.

Как я уже говорил, очень немногим удается развить четвертое тело. Поэтому в мире есть чудотворцы. Если бы каждый развил в себе четвертое тело, то для чудес не осталось бы места. Если бы в некоем обществе, состоящем из людей, чье развитие остановилось на втором теле, один человек вдруг продвинулся чуть дальше и научился складывать и вычитать, его тоже сочли бы чудотворцем.

Тысячу лет назад человек, предсказывавший дату солнечного затмения, слыл чудотворцем и великим мудрецом. Сейчас всякий знает, что такую информацию может дать даже машина. Нужно просто совершить ряд вычислений, и для этого не нужен ни астроном, ни пророк, ни просто очень ученый человек. Компьютер способен выдать вам информацию о миллионах затмений. Он даже может предсказать день, когда остынет солнце, - ибо это вычисляемо. Используя введенные данные, машина разделит полную энергию нашего светила на количество энергии, излучаемое им в день, и вычислит отпущенный солнцу срок.

Но все это ныне не кажется нам чудом, поскольку у нас развито третье тело. Тысячу лет назад, если человек предрекал, что в такую-то ночь такого-то месяца следующего года состоится лунное затмение, то это было чудом. Его считали сверхчеловеком. "Чудеса", творимые сегодня, суть обычные действия четвертого тела. Но мы об этом теле ничего не знаем, и поэтому все это кажется чудесами.

Представьте, что я сижу на дереве, а вы - под деревом, и мы с вами беседуем. Вдруг я замечаю вдалеке приближающуюся к нам повозку и говорю вам, что не пройдет и часа, как она к нам подъедет. Вы спросите: "Ты что, пророк? Ты говоришь загадками. Я не вижу нигде никакой повозки. Не верю я тебе". Но не проходит и часа, как к дереву подкатывается повозка, и тогда вам ничего не остается, как только прикоснуться к моей ноге и сказать: "Возлюбленный учитель, я преклоняюсь перед вами. Вы - пророк". А разница между нами лишь в том, что я сидел чуть повыше - на дереве, - откуда смог увидеть повозку на час раньше, чем вы. Я говорил не о будущем, но о настоящем, но мое настоящее на час отличается от вашего, потому что я выше забрался. Для вас оно наступит через час, а для меня уже наступило.

Чем глубже человек погружается в свою внутреннюю сущность, тем более таинственным он кажется для тех, кто все еще остается на поверхности. И тогда все его деяния кажутся нам таинственными, ибо мы не в состоянии оценить все эти события, не зная законов четвертого тела. Именно так и совершаются чудеса: все дело просто в некотором развитии четвертого тела. И если мы хотим, чтобы чудотворцы перестали эксплуатировать людей, то простые проповеди тут не помогут. Точно так же как мы развиваем третье тело человека, обучая его языкам и математике, мы должны тренировать и его четвертое тело. Нужно научить каждого человека, и только тогда прекратятся чудеса. А до тех пор всегда найдутся желающие воспользоваться человеческим невежеством.

Четвертое тело формируется до двадцати восьми лет, - то есть еще семь. Но развить его удается очень немногим.

Атма шарира - пятое, или духовное тело - имеет очень большое значение. Если человек развивается должным образом, то это тело полностью формируется к тридцати пяти годам. Но для большинства это лишь отвлеченная идея, поскольку даже четвертое тело развивают очень немногие. Потому-то душа и все, что с ней связано, для нас - лишь тема для разговоров... за этим словом нет содержания. Когда мы говорим атман, это не более чем слово, за ним ничего не стоит. Когда мы говорим "стена", то за этим словом стоит вполне материальная субстанция. Мы знаем, что значит "стена". Но за словом атман нет значения, поскольку у нас нет знания, нет опыта атмана. Это наше пятое тело, и войти в него можно лишь в том случае, если в четвертом проснется Кундалини. Иного входа туда нет. Мы ведь не осознаем своего четвертого тела, поэтому и пятое остается для нас неведомым.

Очень немногим удалось открыть пятое тело - мы называем таких людей спиритуалистами. Они нередко считают, что достигли конца путешествия, и заявляют: "Достичь атмана - достичь всего". Но путешествие еще не закончено. Однако люди, остановившиеся на пятом теле, отрицают какое бы то ни было продолжение. Они говорят... "Брахмана не существует, параматмана не существует", - точно так же люди, застрявшие на первом теле, отрицают существование атмана. Материалисты говорят: "Тело - это всё, когда умирает тело, умирает всё". А спиритуалисты вторят им: "За атманом нет ничего, атман это всё, - высший уровень бытия". Но это всего лишь пятое тело.

Шестое тело - это брахма шарира, космическое тело. Когда человек перерастает атман, у него возникает желание расстаться с ним, и он входит в шестое тело. Если бы человечество развивалось правильно, то естественное формирование шестого тела завершалось бы к сорока двум годам, а седьмого - нирвана шариры - к сорока девяти. Седьмое тело это тело нирваны, не-тело - состояние бестелесности, бесплотности. Это высшее состояние, где остается лишь вакуум - даже не брахман или космическая реальность, но одна лишь пустота. Ничего не остается, все исчезает.

Поэтому, когда у Будды спрашивали: "Что там происходит?", он отвечал:

Пламя гаснет.

А что происходит потом? - спрашивали его тогда.

Когда пламя гаснет, нет смысла спрашивать: "Куда оно ушло? Где оно теперь?" Оно угасло, и все.

Слово нирвана значит "угасание". Поэтому Будда и говорил, что наступает нирвана.

В пятом теле переживается состояние мокши. Ограничения первых четырех тел преодолены, и душа становится совершенно свободной. Итак, освобождение - это опыт пятого тела. Ад и рай принадлежат четвертому телу, и остановившийся тут испытает их на себе. Для тех же, кто остановился на первом, втором или третьем теле, все ограничивается жизнью между рождением и смертью, жизнь после смерти не для них. А если человек дорастает до четвертого тела, то после смерти перед ним откроются рай и ад с бесконечными возможностями счастья и страдания.

А если он добирается до пятого тела, то находит дверь к освобождению, добравшись же до шестого тела, обретает возможность реализации в Божественном. Тогда не возникает вопросов о свободе или несвободе, он сам становится и тем, и другим. Заявление "Ахам Брахмасми" - Я есмь Бог - принадлежит именно этому уровню. Но есть еще один шаг, последний прыжок, - туда, где не существует ни ахам, ни Брахман, где не существует ни "я", ни "ты", где просто ничего нет, - где полная и абсолютная пустота. Это нирвана.

Вот семь тел, развивающиеся в течение сорока девяти лет. Потому-то пятидесятилетие считается революционной точкой. Первые двадцать пять лет жизнь течет по одной схеме. В это время усилия человека направлены на развитие первых четырех тел, потом считается, что образование завершено. Предполагается, что после этого человек будет сам искать свое пятое, шестое и седьмое тела и обретет их за следующие двадцать пять лет. Поэтому год пятидесятилетия считается критическим. В это время человек становится ванапрастхой. Это означает всего лишь, что отныне он должен обратить свой взор в лес, - отвернуться от людей, общества, базаров.

Семидесятипятилетний возраст - еще одна революционная точка, когда для человека наступает время для инициации в саньясины. Обратить свой взор в лес - значит удалиться от людских толп; стать же саньясином означает выйти за пределы эго, перерасти эго. В лесу "я" еще обязательно остается с человеком, пусть даже он отказался от всего прочего, но с наступлением семидесятипятилетия ему нужно отказаться и от этого своего "я".

Однако предварительное условие этого состоит в том, чтобы за время своей жизни в качестве обычного семьянина человек развил все свои семь тел, и тогда остаток путешествия по жизни пройдет для него радостно и непринужденно. Если же что-то упущено, то наверстать это очень трудно, поскольку с каждым семилетним циклом связана строго определенная фаза развития. Если физическое тело ребенка не разовьется полноценно за первые семь лет его жизни, то он останется болезненным навсегда. Хотя он не обязательно будет прикован к постели, но и совершенно здоровым не станет никогда, потому что поколеблен фундамент здоровья, закладываемый в первые семь лет жизни. То, что должно быть твердым и прочным, повреждено при самом своем зарождении.

Это как при закладке фундамента дома... если фундамент ненадежен, то будет трудно - да что там, невозможно - исправить его после того, как возведена крыша. Он может быть хорошо заложен только на начальной стадии строительства. Итак, если в первые семь лет первому телу предоставляются должные условия, то оно развивается как следует. Если в продолжение семи следующих лет плохо разовьется второе тело и эмоции, то это приведет к ряду половых извращений. И исправить что-то позже будет очень сложно. Поэтому так важно не упустить соответствующую стадию.

На каждом жизненном этапе каждое тело имеет заранее определенный период развития. Тут могут быть всякие незначительные различия, но не в этом дело. Если за четырнадцать лет ребенок не достигнет половой зрелости, то вся жизнь станет для него одним суровым испытанием. Если к двадцати одному году у человека не разовьется интеллект, то у него очень мало шансов наверстать что-то позже. До сих пор у нас все в порядке мы заботимся о первом теле малыша, затем мы отдаем ребенка в школу, чтобы развить также и его интеллект. Но мы забываем о том, что для остальных тел тоже отведено определенное время, и любые упущения тут оборачиваются для нас огромными трудностями.

За пятьдесят лет человек развивает тела, которые он должен был закончить уже к двадцати одному. Очевидно, в этом возрасте у него уже гораздо меньше сил, чем было тогда, и теперь ему очень трудно. И то, что прежде было бы легко, дается тяжело и долго.

Но он сталкивается и еще с одной трудностью: в возрасте двадцати одного года он стоял возле самой двери, но не открыл ее. Теперь же, за прошедшие тридцать лет, он побывал в стольких местах, что совсем потерял нужную дверь из виду. И сейчас он просто не может найти то место, где бывал в дни, когда ему было нужно лишь слегка нажать ручку и войти.

Поэтому, прежде чем дети достигают двадцати пяти лет, их следует хорошо подготовить. Нужно принять все необходимые меры, чтобы они поднялись на уровень четвертого тела. Если это удалось, все остальное просто. Основы заложены, остается лишь ожидать плодов. С четвертым телом сформировано дерево, с пятым телом плоды начинают завязываться, а с седьмым они достигают зрелости. Где-нибудь здесь мы можем позволить себе не вложиться в сроки, но при закладке основ следует быть очень внимательным.

В этом отношении следует помнить еще некоторые вещи. В первых четырех телах мужчина и женщина отличаются друг от друга. Например, если вы мужчина, то ваше физическое тело - мужское. Но тогда второе, эфирное тело у вас женское, поскольку ни отрицательный, ни положительный полюс не могут существовать отдельно друг от друга. Мужское и женское тела, если использовать термины из электричества, - это положительный и отрицательный полюса.

Физическое тело женщины отрицательно, поэтому ей не свойственна сексуальная агрессия. Она может подвергаться насилию со стороны мужчины, но сама к насилию прибегнуть не в состоянии. Без согласия мужчины она ничего с ним не сделает. Первое тело мужчины положительно - агрессивно. Поэтому он может проявить агрессию по отношению к женщине без ее согласия, в его теле присутствует агрессивное начало. Но "отрицательный" не значит нулевой или отсутствующий. В терминах электричества минус - это восприимчивость, резерв. Женское тело - хранилище энергии, и там ее накапливается много. Но эта энергия не активна, она инертна.

Физическое тело мужчины положительно, но за положительным телом должно стоять и отрицательное, иначе оно просто не сможет существовать. Оба тела сосуществуют, и тогда круг полон.

Итак, второе тело мужчины - женское, а второе тело женщины - мужское. Потому-то (и это очень интересный факт) мужчина выглядит очень сильным, и, пока речь идет о его физическом теле, так оно и есть. Но за этой внешней силой скрывается слабое женское тело. Потому-то он способен проявлять силу лишь в течение краткого времени. А на длинных дистанциях он уступает женщине, поскольку за ее слабым женским телом стоит положительное, мужское.

Поэтому сопротивляемость женщины, ее выносливость сильнее, чем у мужчины. Когда мужчина и женщина страдают от одной и той же болезни , женщина способна сопротивляться дольше. Женщины рожают детей. Если бы мужчины рожали, то им пришлось бы проходить через те же суровые испытания. И тогда, вероятно, не было бы потребности в планировании семьи, ибо мужчина не сумел бы вытерпеть такую долгую боль. Он может на секунду-другую вспыхнуть гневом, даже избить подушку, но он не способен в течение девяти месяцев вынашивать ребенка в своем чреве и потом годами терпеливо его воспитывать. К тому же он запросто может задушить младенца, если тот станет кричать всю ночь. Он не вынесет этого беспокойства. Он чрезвычайно силен, но за внешней силой стоит хрупкое и нежное эфирное тело. Поэтому он не терпит боли и дискомфорта.

В результате женщины и болеют меньше и живут дольше, чем мужчины.

Третье, астральное тело мужчины опять мужское, а четвертое, психическое - женское. У женщин же все в точности наоборот. Такое деление на мужское и женское сохраняется лишь до четвертого тела, пятое тело уже вне половых различий. Поэтому с достижением атмана не остается ни мужского, ни женского, - но не раньше.

В связи с этим на ум приходит еще одно. Итак, каждый мужчина несет в себе женское тело, а каждая женщина - мужское, и, если женщина случайно находит мужа, чье тело идентично ее мужскому телу, или мужчина женится на женщине, идентичной его женскому телу, то брак удачен. Иначе - нет.

Поэтому девяносто девять процентов браков несчастливы... просто люди еще не знают основного правила успеха. Пока мы не умеем обеспечивать союз между соответствующими энергетическими телами людей, браки будут оставаться в основном неудачными, какие бы шаги мы ни предпринимали в других направлениях. Удачные браки возможны лишь при наличии абсолютно четкой научной информации о различных внутренних телах. Девушке или юноше, пробудившим в себе Кундалини, очень легко выбрать правильного партнера для жизни. Обретя знания обо всех своих внутренних телах, человек способен делать правильный внешний выбор . Иначе это очень сложно.

Поэтому люди знающие издавна настаивают на том, что человеку нужно вначале развить первые четыре тела, до двадцати пяти лет совершая брахмачарью*, и лишь потом жениться, - ибо иначе на ком он женится? С кем хочет он провести остаток жизни? Кого он ищет? Какого мужчину ищет женщина? Она ищет мужчину внутри себя. Если совершенно случайно связь оказалась правильной, то и мужчина, и женщина удовлетворены. Иначе удовлетворения нет, и это приводит к тысячам извращений. Мужчина уходит к проститутке, бегает к соседке... Ему день ото дня становится все горше, и чем выше его интеллект, тем он обычно несчастнее.

* Брахмачарья - одна из степеней духовного подвижничества в индуизме. Брахмачари живет в доме своего гуру, прислуживает ему, изучает веды и соблюдает ряд обетов, первым среди которых является обет безбрачия. - Прим. перев.

Если личностный рост человека остановился в четырнадцатилетнем возрасте, ему не придется страдать этой болью, ибо подобные страдания приходят лишь с третьим телом. Если у мужчины развиты лишь два тела, он будет удовлетворен своей половой жизнью в любом случае.

Итак, есть два пути: или в течение первых двадцати пяти лет, в процессе брахмачарьи, мы развиваем детей до обретения ими четвертого тела, или поощряем детские браки. Детский брак - это брак, совершаемый до становления интеллекта, и тогда человек останавливается на половой жизни. В этом случае не возникает никаких проблем, ибо отношения тут остаются на чисто животном уровне. Отношения в детском браке остаются чисто половыми; и никакой любви тут быть не может.

Ныне в таких местах, как Америка, где высок уровень образования и у людей полностью развивается третье тело, браки все чаще распадаются. Иначе и быть не может, поскольку третье тело восстает против неудачного партнерства. И вот люди разводятся, ибо такая связь становится для них невыносимой обузой.

Правильное образование нацелено на развитие первых четырех тел. Хорошее образование выводит вас на уровень четвертого тела, и только тогда его работа завершена. Войти в пятое тело вам не поможет никакое обучение, - вы должны добраться туда сами. Хорошее образование может легко поднять вас до четвертого тела, но после этого начинается рост пятого - очень ценного и очень личного - тела. Кундалини - потенциал четвертого тела, и поэтому она является психическим феноменом. Надеюсь, теперь вам это понятно.

Йога - древняя ведическая традиция, которая является «ровесницей» самой древней ближневосточной религией - иудаизма, и как минимум на несколько веков старше христианства. Она представляет из себя особую философскую школу, в основе учения которой находится стремление к полному и абсолютному контролю над своим телом. За счет этого достигается равновесие духа и тела, гармония материальной и эфемерной составляющей, что считается главным источником здоровья и долголетия. Первоочередная задача йоги любого вида - достижение человеком гармонии с самим собой, избавление от любых блоков и комплексов, мешающих полноценно жить. Конечная суть - постижение самадхи, состояния полного внутреннего покоя и гармонии с самим собой и с миром. Йоговский путь к самадхи - через медитацию, медитация проходит через полное успокоение и гармонично-правильное распределение внутренней энергии. Пранаяма - способ достичь этой цели через поставленное дыхание.

Что такое пранаяма?

В первоочередном значении, в переводе с санскрита пранаяма значит «продление сферы праны» (удлинение, замедление дыхания), а также может значить «продление жизни». «Прана» переводится с санскрита как «жизненная сила или дыхание», а «Аяма» — расширение или продление. Прана в ведической традиции - жизненная энергия, источником которой является окружающий человека мир в целом. Таким образом, пранаяма значит определенный контроль над той энергией, что, согласно восточному мировоззрению, дает жизнь.

Прана содержится во всем, что окружает нас, ею пропитана сама ткань Мира. Поступает в организм она с дыханием. Таким образом, пранаяма - это дыхательная йога, которая предназначена для правильного распределения энергии жизни по чакрам в человеческом теле при помощи правильного дыхания.

Для чего это нужно?

Многих людей, интересующихся йогой, в первую очередь интересует вопрос, что дает пранаяма. Это свойственно главным образом людям с европейским типом мышления, привыкшим к рационализму и стремлению в любом действии или событии видеть практическую выгоду; для индусов или иных людей Востока, с принципиально иным типом мышления, этот вопрос менее актуален, но тем не менее важен.

Это йога для дыхательной системы. Она учит правильному дыханию при занятиях йогой, что является краеугольным камнем любой ее школы. Общеизвестно, что без дыхания нет жизни, но большинство современных людей в обычном режиме дышат «неправильно». Мы не задействуем легкие полностью, не даем им максимально раскрываться, за счет чего насыщение крови (а значит, внутренних органов, в первую очередь мозга) у нас меньше, чем могло бы быть. Этого достаточно для обычной жизни, но недостаточно для того, чтобы быть полностью здоровым, т. к. организм постоянно находится на кислородной «диете».

Еще одной целью пранаямы в хатха-йоге является контроль над колебанием сознания. Она является переходной ступенью от асаны к медитации.

Дыхательные практики йоги направлены на максимальное насыщение крови кислородом, за счет чего происходит оздоровление организма. Таково «материальное» воздействие пранаямы. Духовное сводится к тому, что методичное дыхание по определенной схеме вгоняет организм в определенный ритм, что позволяет абстрагироваться, отрешиться от лишних мыслей, а в некоторых случаях и полностью «отключить» сознание. Правильное дыхание при занятиях йогой распределяет прану по чакрам оптимальным образом, что дает большой запас жизненных сил. Таково духовное значение этой практики йоги.

Как правильно дышать?

Дыхание в йоге - первооснова всего. Чтобы понять, какие есть виды дыхания в йоге, нужно вкратце ознакомиться с обычными видами дыхания.

У людей в обычной жизни встречается три вида:

  • диафрагмальное;
  • межреберное;
  • ключичное.

Первый вид - нижнее дыхание, оно же иногда именуется брюшным. При этом заполняются воздухом нижняя и средняя части легких, диафрагма (мышечная перегородка, разделяющая область груди и живота), в обычном состоянии выпуклая в сторону сердца и легких, расправляется. При этаком дыхании зрительно увеличивается живот, кажется, что наполняется воздухом именно он. Таким образом происходит наилучшая вентиляция легких, максимальное насыщение крови кислородом. Этот тип дыхания большей частью характерен для мужчин, в более широком смысле - для всех, кто ведет активный образ жизни либо живет в горной местности с разреженным воздухом.

Второй - среднее дыхание. Заполняются в основном средние области легких, зримо расширяется середина грудной клетки. Этот вид характерен для большинства современных людей из развитых стран, имеющих регулярную умеренную физическую нагрузку. Средний уровень вентиляции легких.

И последний - верхнее, ключичное дыхание. Воздухом заполняются только верхние отделы легких, при этом в движение приходят ключицы, ребра и даже плечевой пояс. Это дыхание характерно для людей, ведущих крайне малоактивный образ жизни, у него самый низкий КПД: затрачивается очень много энергии, вырабатывается (в результате поступления «горючего» — кислорода) очень мало.

Дыхательные техники йоги учат нас, что для того, чтобы чувствовать себя здоровым, необходимо уметь дышать всей грудью, полностью. Это называется глубоким дыханием, лучше всего оно получается у тех, кто уже дышит главным образом диафрагмально. Пранаяма - йога, нацеленная на то, чтобы задействовать весь объем легких и все группы дыхательных мышц.

Существует очень много видов различных видов глубокого дыхания в йоге. Охватить их все в одной статье невозможно. Способы глубокого дыхания в разных школах, у разных инструкторов, тоже могут быть различны. В лайт-версии (облегченной, нацеленной преимущественно на оздоровление) могут практически не обучать асанам, т. е. позам, и большинству сложных техник дыхания. Существует, пожалуй, лишь одно ключевое условие: дыхание во время занятий должно быть носовым. Большинство упражнений и асан следует выполнять, дыша через нос (в некоторых случаях допустим вдох через рот).

Полное описание и воздействие на организм пранаямы требует не статьи, а целой книги. Мы можем рассмотреть лишь одну-две основных, максимально подходящих для начинающих техник. Заметим при этом, что физиологически правильное дыхание при занятиях йогой может давать определенный самомассаж внутренних органов, усиливается обоняние, происходит определенное влияние на нервную систему.

Йога - не панацея от всех болезней. Глубокое дыхание ведет к повышенному насыщению кислородом крови, что противопоказано при проблемах с сердцем. Перед тем, как начать изучать дыхательные практики, следует проконсультироваться с врачом, иначе можно принести не пользу, а вред своему организму.

Начало

С чего лучше начать при изучении пранаямы? Во-первых, определиться со школой и видом йоги. Их несколько, и каждая имеет свои отличия в технике и пути постижения цели. Йогический путь развития - не тот путь, который можно осваивать самостоятельно. Вам потребуется опытный инструктор, который бы проконтролировал правильность выполнения техники, принятия позы (асаны) и т. д.

С одной стороны, конечная цель пранаямы - медитативное состояние, т. е. состояние расслабления. С другой - все техники, подразумевающие сидячую позу (асану), выполняются с идеально прямой спиной, причем сидеть следует без опоры. Дыхательная гимнастика требует, особенно при слабой спине или недостаточной физической подготовке, определенных усилий. Чем больше вы будете сосредотачиваться на выполнении дыхательных упражнений, тем более забывать держать спину, и наоборот. Это одна из причин, по которой необходим инструктор.

Впрочем, существуют техники иного вида, среди которых вы можете выбрать наиболее подходящую для себя.

Какие бывают техники?

Существует очень много различных техник дыхательной гимнастики, некоторые из них достаточно сложны. Не следует заниматься ими всеми одновременно, лучше выбрать какой-то один путь. Каждая из дыхательных гимнастик входит в состав определенной йогической школы. Школы различаются по путям, которыми они предлагают следовать к конечной цели - самадхи.

Но вы можете использовать некоторые способы для своих целей. Многие из них способны давать умиротворение и успокоение, помогать собраться с мыслями или просто почувствовать себя здоровее, «провентилировав» организм.

Одним из несложных методов, которые можно практиковать самостоятельно, является огненное дыхание, или пранаяма бхастрика. Данный метод позволяет расслабить организм, ускорить обмен веществ, по субъективным ощущениям «согреть» организм. Он заключается в том, что человек делает короткие, резкие, неглубокие вдохи и выдохи только через нос. Диафрагма должна быть расслаблена, скорость вдоха совпадать со скоростью выдоха, временные промежутки между ними строго одинаковы. По длительности следует ориентироваться на собственные ощущения, т. к. «дыхание огня» ведет к гипервентиляции легких и «опьянению» кислородом. Новичкам не следует заниматься им дольше 2 минут подряд.

Другие техники выполняются по определенному алгоритму, где вдох, задержка дыхания и выдох строго разнесены по времени. Они соотносятся между собой в некой пропорции, например 1:4:2. Это одна из техник класса вишама-вритти, относящегося к сложным. Пропорция означает, что на 1 секунду вдоха приходится 4 секунды задержки дыхания, а выдох должен длиться ровно 2 секунды. Существуют и более сложные техники.

Для начинающих больше подойдет класс сама-вритти, дающий возможность не думать о соблюдении пропорций. В нем все элементы выполняются через одинаковые интервалы времени.

Некоторые гуру йоги позиционируют асаны пранаямы как наиболее важную часть практики. Мы уже много писали о различных пранаямах, техниках дыхания. Но с чего же начать?

В этой статье раскрываются такие вопросы:

Определение пранаямы

Пранаяма — система дыхательных упражнений, позволяющая значительно повысить энергетический уровень организма. Прана означает жизненную силу или дыхание поддержания тела. Аяма же переводится как совместное расширение дыхания или самоконтроль, для того, чтобы продлить состояние или создать (вытянуть) его.

Существует высказывание, что управляя своим дыханием, йогин управляет мыслью, а управляя мыслью, он управляет и дыханием (праной). Главными понятиями пранаямы являются: пурака (вдох), кумбхака (задержка дыхания после вдоха), речака (выдох) и шуньяка (задержка после выдоха). В большинствепранаям дыхание йогов осуществляется через нос.

Пранаяма для начинающих: уроки дыхания

Большинство людей начинают свой йога-путь с внешних форм асан йоги. В течение долгого времени, внутренние работы асан могут оставаться незамеченными, загадочными, и, возможно, немного пугающим для начинающего йогина. В частности, понятие «использование дыхания» может показаться немного эзотерическим, чтобы быть уместным или полезным. Практиковать пранаяму нужно для развития высокого уровня физического здоровья и ясности ума, оба из которых являются ключевыми шагами на пути к самопознанию и ощущению подлинной жизни.

Буквально, основы пранаямы — это только дыхательные упражнения. Через пранаямы, используется дыхание йогов, чтобы повлиять на энергетические потоки разума и тела.

  • Враджана пранаяма . Это специальные дыхательные упражнения, которые выполняются при ходьбе. Их эффективность без преувеличения поразительна. Враджана пранаяма выполняется во время пешеходных прогулок по местам, где нет пыли и дыма. Вдыхать необходимо медленно, ровно и глубоко, в ритме с шагами. Сделать вдох на четыре шага, затем, не задерживая дыхания - выдохнуть, считая до шести. Выдох должен быть полным, иначе добиться полноты вдоха не удастся. Враджанапранаяма, в особенности для слабых и больных людей выполняется в легкой форме (вдох и выдох за равное количество шагов). Через неделю тренировки упражнения перестанут доставлять трудности и неудобства.
  • Ситали Пранаяма необходима тем людям, у кого постоянно потеют ладони и ступни. Результат Вы увидите уже после нескольких дней практики. Кроме того, пранаяма эффективно очищает кровь и способна предотвратить появление кожных заболеваний. Йогины утверждают, что правильная практика Ситали Пранаяма делает кровь очень жизнеспособной. Выполнение начинается с принятия любой медитативной асаны. Далее губы складываются в трубочку, а кончик языка остается снаружи. Нужно полностью выдохнуть через нос весь воздух, а затем медленно вдыхать ртом вокруг кончика языка. Дыхание йогов задерживается на 5 секунд и медленно выдохается через нос. Повторять в течение 3-4 минут, но не более 10.
  • Сурья Бхедана Пранаяма . Техника выполнения: все вдохи в ней выполняются через правую ноздрю, а выдохи - через левую. Поскольку в пранаяме Сурья Бхедана поток дыхания контролируется пальцами, легкие впитывают больше энергии на вдохе. Сурья Бхедана Пранаяма повышает теплообразование тела и улучшает пищеварение. Она обладает успокаивающими свойствами и укрепляет нервы. Также упражнения очищают носовые пазухи. Практиковать пранаяму Сурья Бхедана необходимо людям, страдающим от пониженного кровяного давления. Интенсивное исполнение Сурья Бхедана помогает мощно очистить правый энергетический канал и укрепить шею.

Когда вы начинаете сознательно работать с дыханием, оно, естественно, увеличивается в объеме. Не подавляйте его, необходимо научится правильно его использовать. Пытайтесь не заглотнуть как можно больше воздуха, а повысить качество вашего дыхания и внутренние ощущения.

Предписания для пранаямы

Элегантные формы и впечатляющие асаны могут быть самыми привлекательными элементами хатха — йоги, но мастера йоги скажут вам, что все они имеют смысл в комплексном выполнении. Согласно философии йоги, позы являются лишь прелюдией к более глубоким состояниям медитации, которые приводят к просветлению.

Пранаяма — формальная практика управления дыханием, выполняемые упражнения лежат в основе йоги. Она имеет таинственную силу, для успокоения и оживления уставшего тела, слабеющего духа и повышения ясности ума. Древние мудрецы учат, что прана, жизненная сила циркулирует через нас и проводится через арсенал дыхательных упражнений. В процессе йоговского дыхания ум успокаивается, молодеет и возносится. Пранаяма служит важным связующим звеном между внешними, активными практиками йоги, как асаны — и внутренними, которые приводят нас в более глубокие состояния медитации.

Часто пранаяма выполняется в лежачем положении, при поддержке грудной клетки и головы, что помогает сосредоточиться на дыхании, не отвлекаясь от необходимости поддержания правильной осанки. Также есть такие, которые выполняются на ходу. Пранаямы можно выполнять в любое удобное для Вас время: утром, днем или вечером. Главное – это настрой и расслабленность. Рекомендуется пить много жидкости и кушать легко усеваемую пищу, например, бириани.

Основные действия: вдох, выдох, расслабление

Рано или поздно, большинство из нас чувствуют себя немного депрессивно или тревожно, и конечно, все мы знаем, каково это чувствовать себя усталым. Есть много различных способов лечения таких состояний, от физических упражнений до медитации, от лекарств до длительного отпуска на Гавайях. Главной задачей является осознание того, что у вас под рукой постоянно есть безопасное, эффективное и недорогое правильное лекарство для каждого из этих состояний. Что это за волшебный эликсир и какая от него польза? Ваше собственное дыхание.

Как работает замедленное йоговское дыхание? В стрессовых ситуациях, мы обычно дышим слишком быстро. Это приводит к накоплению кислорода в крови и соответствующему уменьшению относительного количества углекислого газа, что в свою очередь нарушает идеальный уровень кислотно-щелочного баланса крови. Такое состояние приводит к подергиванию мышц, тошноте, раздражительности, головокружению, спутанности сознания и беспокойству. Лечение достаточно простое — задержка дыхания повышает уровень углекислого газа в крови, который возвращает уровень рН к нормальному состоянию.

Существуют различные виды пранаям. Описанные выше практики, прежде всего дают нужный эффект при правильной задержке дыхании. Иногда просто расширяя свое дыхание в течение нескольких минут можно добиться удивительно положительного влияния на ваш уровень энергии или настроение. На основе знаний, культивируемых йогами на протяжении тысяч лет, эти упражнения намеренно изменяют скорость, ритм и пространство дыхания.



  • Разделы сайта