Плавание и здоровье ребенка первого года жизни. Раннее плавание. Когда можно начинать заниматься с малышом? Упражнения для ног


Ваш малыш стал совсем большим, ему уже требуется и мясо, и рыба. Меню ребенка в 9 месяцев включает в себя не только кашки, но и множество других продуктов. Именно сейчас происходит переход от грудного вскармливания, сосок и бутылочек к взрослой пище. Он уже может потерпеть около 8 часов без еды, и если вы не приучили его к непрерывному ночному сну, пришло время этим заняться. От груди полностью отрывать младенца не надо – такой ценный продукт, как мамино молоко, тоже должен присутствовать в его рационе.

Взрослым не полагаются ночные кормления

Если мама все еще просыпалась по ночам, чтобы покормить голодного малыша, сейчас самое время приучить его в темное время спать, а кушать только утром. Для начала поинтересуйтесь у педиатра, набрал ли ребенок нужный для его возраста вес. Мальчик должен весить около 10 кг, девочка – примерно 9 кг. Если все в пределах нормы, не кормите кроху ночью. Когда малыш захнычет, дайте ему водички – возможно, он просто хочет пить.

Оценить, насколько вес ребенка выше или ниже нормы, поможет таблица.

Оценка веса Мальчик (кг) Девочка (кг)
Очень низкий 6,4 5,8
Низкий 7,1 6,5
Ниже среднего 8,0 7,3
Средний 8,9 8,2
Выше среднего 9,9 9,3
Высокий 11,0 10,5
Очень высокий 12,3 12,0

Приласкайте и немного покачайте малыша. Лучше, если это будет делать папа: от него не пахнет вкусным грудным молочком, малыш поймет, что еды поблизости нет. Здоровые дети с хорошим весом и аппетитом легко переносят такую перемену. Примерно через неделю вы забудете, что такое ночные капризы.

Не следует начинать отучение от ночных кормлений, если малыш плохо себя чувствует, капризничает, у него режутся зубки. Таким способом вы только истреплете нервы и ему, и всей семье. Дождитесь, пока младенец выздоровеет, будет в хорошем настроении. Если капризы никак не проходят и вес набирается плохо, проконсультируйтесь с педиатром о причинах.

Режим питания при грудном вскармливании

Мамино молоко – самый полезный и питательный продукт для малыша, но к 9- месячному возрасту пора переходить на другой рацион. Если ребенок сосет грудь, не лишайте его этой возможности, но оставьте только 2 кормления: утром и вечером. Если пососать мамину «сисю» грудничку очень приятно, давайте ему насладиться лакомством в дневные часы после еды, но основной рацион уже должен соответствовать его возрасту.

В 6 утра малыш просыпается и просит кушать. Если ваши молочные железы еще вырабатывают нужное количество еды, около 200 г, пусть сосет грудь. Если молока мало, дополните количество специальной смесью. Некоторые педиатры рекомендуют сначала давать грудь и только потом прикорм. Здесь многое зависит от предпочтений и старательности малыша. Если он с удовольствием сосет грудь в любое время и при любой обстановке, но не очень любит есть из бутылочки, лучше сначала покормить его смесью. Есть груднички, которые с удовольствием пьют детское питание, поскольку оно без труда идет через дырочку в соске, а мамино молоко сосать ленятся. В этом случае сначала пусть покушают молоко.

Днем ребенок ест полноценную пищу. После того, как он хорошо пообедал, можете дать ему понаслаждаться маминым молочком, но это должна быть не основная еда, а лакомство на десерт. Вечером, около 22 часов, наступает время ужина и отхода ко сну. Можете дать малышу грудь или молочную смесь.

Не забывайте взвешивать ребенка перед кормлением и после него, чтобы определить, сколько он съел. Если масса ужина окажется меньше 200 г, не удивляйтесь, что ребенок проснется среди ночи и потребует еды – он действительно голоден.

Такой режим позволит ребенку получать и грудное молоко, и разнообразный прикорм. Старайтесь, чтобы малыш не отказывался от маминой груди. Утром он точно поест без проблем, голодный организм потребует любой пищи. Вечером усталый младенец может полениться сосать грудь. Сделайте молочный ужин в 18 часов, пока карапуз еще не слишком утомлен.

Что можно кушать ребенку в 9 месяцев?

В 9 месяцев ребенка нужно приучать к разнообразному меню. Вам нужно выбрать ему набор продуктов на день, чтобы в них содержался весь комплекс необходимых веществ, но не готовьте каждый день одно и то же. Если сегодня на обед вы предложили ему на первое молочный суп, а на второе рыбу, то завтра можно сварить суп с фрикадельками, а на второе блюдо приготовить овощи или кашу.

Ребенок в 9 месяцев может кушать практически все продукты, что и взрослый человек, отличается только способ их приготовления. Если себе вы можете позволить жареное мясо, копченую рыбу, соленья и маринады, то малышу можно готовить паровые котлетки, пюре, тушеные овощи. Не забывайте и о витаминах. Каждый день малыш должен есть свежие фрукты и ягоды. Дети на искусственном вскармливании уже привыкли к разнообразному прикорму, а грудничков нужно приучать кушать и незнакомые продукты.

Не покупайте в магазинах готовые пюре для детского питания, они переполнены консервантами. Лучше самостоятельно отварите немного мяса и овощей, измельчите их в блендере и дайте ребенку.

Детям обязательно нужно давать растительные и животные жиры. Оливковое, кунжутное и льняное масло хорошо подойдут для заправки салатов или овощных рагу. Сливочное масло можно добавлять в каши и молочные супы. Доктор Комаровский считает, что белок коровьего молока плохо усваивается детским организмом. Если давать малышам слишком много творога и кисломолочных продуктов, возникает серьезная нагрузка на почки. Небольшое количество один раз в день не повредит, но от чрезмерного употребления лучше воздержаться. Коровье молоко в чистом виде тоже плохо усваивается. Используйте его для приготовления каш и молочных супов, разбавив водой, а в чистом виде давать пить не нужно.

Есть продукты, которые малышу категорически противопоказаны. Не приучайте его к сладостям – конфеты, пирожные с жирным кремом, халва даже после года разрешаются только в очень ограниченном количестве, а сейчас такие лакомства совсем не нужны. Кашу и чай можно подсластить медом, на десерт дать фрукты и ягоды. Не давайте грудничку кофе, шоколад, крепкий чай и другие блюда и напитки, возбуждающие нервную систему.

В 9 месяцев в ежедневный рацион малыша должны входить:

  • фруктовые соки – 100 г;
  • фруктовые пюре – 100г;
  • овощные пюре – 200 г;
  • яйца – 0,5 шт.;
  • творог – 50 г;
  • каши – 200 г;
  • мясо – 70г;
  • рыба – 60 г;
  • кисломолочные продукты – 400 г;
  • хлеб пшеничный – 400 г;
  • печенье, сухари – 10 г;
  • растительное масло – 5 г;
  • сливочное масло – 5;
  • молоко для приготовления блюд – 200 г.

Как правильно готовить пищу?

У девятимесячного малыша уже появляется достаточно зубов, чтобы он мог жевать не очень твердую пищу. Если вы будете продолжать кормить его исключительно протертыми продуктами, в годовалом возрасте он может отказаться от котлеток и хлеба, требовать только пищи в виде пюре. Пора прекратить прокручивать все продукты в блендере до образования однородной массы. Положите на тарелку овощное рагу и кусочек паровой рыбы. Расскажите малышу, какую пищу он сейчас будет кушать. Возьмите на ложку немного рыбы и овощей, дайте малышу. Не пугайтесь, если от крупного кусочка малыша стошнит, он просто не привык к такой пище. Через некоторое время все наладится.

Для начала не давайте ребенку продукты, которые требуют сложного пережевывания, например кусочки отварного мяса. Дайте корочку хлеба, детское печенье, кусочек мягкого фрукта. Малыш начнет работать зубками и очень скоро научится прожевывать пищу. Помните, что зубам и деснам тоже нужны физкультурные упражнения, а жевание твердых продуктов можно считать своеобразной гимнастикой для всех органов в полости рта.

Кушанья для малыша должны быть только свежеприготовленными. Если он что-то не доел в обед, разогревать на ужин это блюдо нельзя, сварите что-нибудь другое. Не приобретайте еду в столовых и кулинариях. Вы не знаете, насколько добросовестные сотрудники там работают. Самая обычная манная кашка из предприятия общественного питания может стать причиной серьезного отравления.

Как распределить пищу по всем кормлениям?

Утром голодный малыш просыпается и просит кушать. Если он на грудном вскармливании, лучшим завтраком будет мамино молочко. Если молока вырабатывается недостаточно, дополните смесями или кефиром. Дальше примерное меню можно составить самостоятельно, главное, чтобы в нем каждый день присутствовали все нужные компоненты: животные белки, овощи, жиры, молочные продукты.

  • К 10 часам подходит время второго завтрака. Сейчас можно предложить малышу молочную кашку. Любую маму интересует, какие каши принесут максимальную пользу. Самой полезной считается гречневая крупа, ее можно варить через день. В остальные дни предлагайте рисовую, овсяную или кукурузную кашку.
  • В 14 часов ребенку пора обедать. На это кормление можно приготовить 2 основных блюда, например овощной суп и паровую котлетку. Не забудьте дать малышу в ручку корочку хлеба, пусть учится прикусывать им основные блюда. На десерт предложите сок или компот.
  • В 18 часов не нужно перегружать желудок тяжелой пищей. Дайте малышу кушанье из овощей, фруктов или творог. Можете предложить ему кусочек хлеба или печенье.
  • В 22 часа перед сном пусть пососет мамину грудь или смесь из бутылочки.

Вкусные рецепты для маленьких

Младенцам нельзя давать тяжелую жареную пищу, но и их меню можно сделать более разнообразным, если приложить желание и фантазию. Одна и та же каша надоест любому человеку, но если время от времени добавлять в нее сухарную муку или овощное пюре, вкус получится совсем другим. Соль и сахар в еду пока лучше не добавлять, пусть малыш привыкает к натуральному вкусу продуктов.

Овощные блюда тоже не обязательно промалывать до полной гомогенности. Проварите или потушите цветную капусту и морковку, мелко нарежьте их или раздавите вилкой. Малышу даже интереснее будет кушать разноцветные кусочки, чем однородную бурую массу. Рассказывайте ему про то, как красная морковочка дружит с белой капусткой, как скучно будет овощам на тарелке, если их не отправить в животик ко всей компании. Многое из вашего рассказа малыш не поймет, но кушать станет охотнее.

Для малышей можно приготовить много интересных и разнообразных блюд. Попробуйте приготовить новые кушанья, используя интересные сочетания продуктов.

  • Протушите морковь, измельчите и смешайте с 2 ст. ложками манной каши. На тарелку добавьте 0,5 ч. ложки сливочного масла.
  • Отварное мясо или рыбу промелите в мясорубке, добавьте немного замоченного в молоке белого хлеба, скатайте шарики и отварите.
  • Сварите и измельчите разные овощи, добавьте вареный яичный желток и немного растительного масла.
  • Возьмите 2 ст. ложки зеленого горошка, 1 ст. ложку отварного риса, все размельчите. Далее нужно добавить 1 ст. ложку воды или бульона, довести до кипения, добавить чайную ложку сливочного масла.

Если ребенок плохо кушает, не нужно гадать, чем кормить малыша, чтобы он хорошо поел. Слепите ему из пюре или кашки снеговика, уточку или другую фигурку. Аппетит сразу улучшится.

Не бойтесь вводить в рацион 9- месячного малыша новые продукты. В каждом из них собран уникальный неповторимый набор питательных веществ, витаминов и микроэлементов. Если рацион младенца будет разнообразным, он получит все необходимые компоненты. Когда малыш категорически отказывается от рыбы, яичка или другого кушанья, не настаивайте, а понемногу, незаметно вводите этот продукт в другие блюда. Через некоторое время ребенок привыкнет к этому вкусу и уже забудет, как наотрез отказывался от такого кушанья. Не забывайте, что лучшая приправа к любой еде – улыбка и ваше хорошее настроение. Хвалите своего грудничка, говорите, каким он скоро станет большим и сильным, и никаких проблем с аппетитом не возникнет.

В статье речь идет о том, каким должен быть рацион ребенка в девять месяцев.

Правильное, сбалансированное питание является залогом здоровья каждого человека. Особое внимание следует уделить питанию малыша до года, когда формируются все системы маленького организма.

Питание ребенка 9 месяцев на грудном вскармливании

Питание ребенка в девять месяцев лишь на четверть должно состоять из грудного молока, все остальное — введенные малышу продукты прикорма.

Мамино молоко по-прежнему остаётся важным источником питательных веществ для ребенка. Однако, не стоит пренебрегать едой, входящей в рацион взрослых. Кормления грудью необходимо постепенно сокращать.

Малышу в девять месяцев просто необходимо употреблять каши, мясные блюда, овощные блюда, фрукты. Начиная с этого возраста ребёнок должен знакомиться с рыбой, кисломолочными продуктами.

ВАЖНО: Девятимесячного малыша, если имеется хоть один зубик, стоит учить пережевывать мелкие кусочки пищи — лучше разминать еду вилкой нежели измельчать с помощью блендера.


Питание ребенка в 9 месяцев на искусственном вскармливании

Ребенок-искусственник больше нуждается в прикорме по сравнению с ребенком, находящимся на естественном вскармливании. А для девятимесячного крохи это становится уже и необходимостью.

Важно, чтобы частота кормлений малыша доходила до 5 раз. Возможно 6 кормлений малыша.

Для сбалансированного питания малыша, в независимости от вида вскармливания, следует составлять меню на день, неделю с учетом введенных ребенку продуктов.


Какие каши можно в 9 месяцев кушать ребенку?

К девяти месяцам ребенок должен иметь разнообразное питание, и тем более употреблять различные виды каш.

К этому возрасту малышу последовательно должны быть введены:

  • Гречка
  • Кукуруза
  • Пшено
  • Манка
  • Толокно
  • Овсянка
  • Перловка


Каши в 9 месяцев

В меню девятимесячного малыша приветствуются поликомпонентные виды каш. К примеру, кукуруза-рис.

Время приготовления каши зависит от вида крупы. Меньше всего времени уйдет на приготовление овсянки, больше — на приготовление кукурузной каши.

Приготовление каши:

  • Кашу следует варить до разваривания
  • Залить молоком и еще раз вскипятить
  • Положить в кашу небольшой кусочек сливочного масла
  • В случае необходимости измельчить кашу с помощью сита либо взбить блендером


В последнее время все чаще встречаются случаи пищевой аллергии детей раннего возраста. В таких случаях следует вести пищевой дневник, учет переносимости ребенком того или иного вида каши, вводимого в его рацион.

Лучше предпочесть безмолочные каши. Подойдут каши не содержащие глютен — кукурузная, рисовая, гречневая. Кашу необходимо разбавлять водой или специальной смесью, употребляемой малышом.

Мясо в 9 месяцев

ВАЖНО: Мясо является основным источником железа. Также мясо является источником магния, цинка, витаминов и т.д. В зависимости от вида мяса количество животного белка может превысить двадцати процентов.

К девятимесячному возрасту в питании ребенка уже могут присутствовать следующие виды мяса:

  • Индейка
  • Свинина
  • Говядина
  • Кролик


В коровьем молоке и говядине содержаться идентичные белки. Поэтому на данный вид мяса у малышей часто проявляется аллергия. В таком случае следует исключить говядину, а вместо этого предлагать малышу блюда, приготовленные самостоятельно, либо специальные детские консервы из следующих видов мяса:

  • Индейка
  • Нежирная свинина
  • Конина
  • Кролик

На девятом месяце жизни ребенка желательно предлагать мясо с овощем либо несколькими овощами, в сочетании с крупами. Ближе к десятому месяцу малышу к мясу можно начинать добавлять язык, печень и сердце.

Наравне с пюре уже можно предложить крохе мясо в виде суфле, котлет, тефтелей.

Мясо родители могут выбирать как баночное промышленного производства, так и приготовленное самостоятельно. Во втором случае родители сами будут выбирать продукт, из которого будет приготовлена еда малышу — а это немаловажно.

Родителям следует помнить, что мясо должно присутствовать в рационе девятимесячного ребенка ежедневно.


Овощи в 9 месяцев

ВАЖНО: Главным источником органических кислот являются овощи. Также они содержат калий, богаты железом, пищевыми волокнами и т.д.


К девятимесячному возрасту, как правило, должны быть введены практически все овощи:

  • Цветная капуста
  • Брокколи
  • Брюссельская капуста
  • Кабачок
  • Белокочанная капуста
  • Чеснок
  • Морковь
  • Картофель
  • Тыква
  • Томаты
  • Бобовые
  • Свекла

Ближе к десяти месяцам следует пробовать вводить в питание крохи специи. К примеру, перец, можно начать с белого, лавровый лист. Также стоит попробовать ввести пряные овощи. К примеру, сельдерей или укроп, можно петрушку и пр.


При наличии пищевой аллергии у ребенка следует предпочесть светлоокрашенные овощи. Это могут быть цветная капуста, патиссоны, кабачки и т.д.

К овощным блюдам в обязательном порядке необходимо добавлять масла. К примеру, кукурузное. Очень полезно оливковое масло. Можно разнообразить блюда обычным подсолнечным маслом. Масло предпочтительно рафинированное, дезодорированное.

Ребенку в этом возрасте уже важно употреблять блюда:

  • Из двух-трех-четырех овощей
  • Овоще-крупяные блюда. К примеру, кабачок и рис, гречка и брокколи
  • Блюда из овощей, круп и мяса


Фрукты в 9 месяцев

ВАЖНО: Фрукты для ребенка — это сахар. В фруктах содержится большое количество органических кислот. Они богаты на пищевые волокна.

До девятимесячного возраста малыша фрукты, как правило, присутствовали в виде пюре. Уже следует предлагать ребенку погрызть кусочек яблочка или груши, особенно, если у него уже имеются зубки.

К этому времени могут быть вверены следующие фрукты:

  • Яблоки
  • Груши
  • Персики
  • Абрикосы
  • Бананы
  • Черная смородина
  • Вишня
  • Черешня

Желательно не давать малышу до двух-трех лет цитрусовые — эти фрукты могут вызвать аллергию. Следует помнить, что сливы тяжелы для пищеварительной системы малыша, а виноград вызывает сильнейшее газообразование.

Присутствие в рационе малыша тех или иных фруктов во многом зависит от сезона. Возможно использование и баночного пюре — в таком случае нет необходимости подстраиваться под сезон.


Фрукты, пюре из них можно предлагать малышу в чистом виде, с творогом, в кашах.

Если у малыша наблюдается пищевая аллергия, предпочтение следует отдать яблокам белой окраски, а также зеленой:

  • Симиренка
  • Белый налив
  • Антонова

Малышу с аллергией можно предлагать:

  • Грушу
  • Белую смородину
  • Красную смородину
  • Желтую черешню
  • Красную черешню


Рыба в 9 месяцев

Ребенку исполнилось девять месяцев — стоит начать введение рыбы в его рацион.

Начать введение рыбы малышу можно со следующих сортов:

  • Лососевые
  • Тунец
  • Пикша
  • Судак
  • Минтай и др.

В случае наличия пищевой аллергии, рыбу не рекомендуется давать ребенку до года.


Кефир в 9 месяцев

После многочисленных исследований специалисты стали рекомендовать вводить кисломолочные продукты не ранее девяти месяцев.

Начать введение кефира стоит с 20 мл в сутки. Максимальное количество кефира в сутки не должно превышать 200 мл. Кефир желательно предлагать ребенку на ужин.

Стоит обратить внимание, что данный кисломолочный продукт должен быть предназначен исключительно для детей. В случае, если малыш отказывается пить кефир, при желании можно предложить ему специальную смесь — кисломолочную.


Творог ребенку 9 месяцев

Творог, наравне с кефиром, не стоит начинать вводить до девяти месяцев малыша. Вводить этот кисломолочный продукт следует крайне медленно.

Необходимо начать с очень маленькой порции — на кончике чайной ложки. Следует постепенно увеличивать объем творога — сначала 20 г, затем еще чуть больше — 30-35 г. Максимальный объем к годику должен составить 50 г. Творог должен быть детским.

ВАЖНО: Детям до года, имеющим пищевую аллергию, творог в рацион питания не вводится.


Молоко в 9 месяцев

На тему пользы и вреда коровьего молока проводилось очень много исследований. Мнения расходятся. Большинство специалистов не рекомендуют давать ребенку молоко до двух лет. Такой же точки зрения придерживается и ВОЗ.


ВАЖНО: Большое количество белка и кальция, содержащееся в коровьем молоке, оказывает сильнейшую нагрузку почки малыша.

Однако, некоторые педиатры считают, что ребёнку стоит предлагать молоко, предварительно разбавленное водой. Начиная с девятого месяца малыша можно готовить каши, добавляя в них молоко.


ВАЖНО: Введение в питание ребенка коровьего молока должно происходить крайне медленно, постепенно и с особым вниманием родителей. Белок, который содержится в молоке, может вызвать сильнейшую аллергию у малыша.

В связи с расхождением мнений по вопросу введения коровьего молока ребенку, родителям следует сделать выбор самостоятельно, предварительно всесторонне изучив данный вопрос.

Схема питания ребенка в 9 месяцев

  • К девяти месяцам ребенку наравне с кашами, мяском, овощами и фруктами уже вводится рыба, кефирчик и творожок. Это поможет разнообразить меню малыша
  • К девятому месяцу малыша имеется широкий выбор продуктов, которые возможно компоновать между собой и предлагать ребенку для ежедневного употребления
  • Схема питания для каждого малыша будет своя — в зависимости от видов продуктов, введенных в рацион крохи, а также в зависимости от их количества
  • Каждая мама должна определиться в какое время она будет предлагать ребенку, например, суп, а в какое время, например, творог с фруктами. Придерживаясь определенной схемы и лишь меняя набор продуктов, мама сможет позаботиться о здоровом и сбалансированном питании своего малыша


Меню ребенка в 9 месяцев


Питание ребенка в 9 месяцев Комаровский

По мнению доктора Комаровского к девяти месяцам ребенку уже должны быть введены:

  • Кисломолочные продукты
  • Овощи
  • Яичный желток
  • Фрукты

Доктор Комаровский считает, что кисломолочные продукты лучше предлагать малышу до обеда, а вот каши лучше дать в последнее кормление, пред сном. Каши очень питательны — сытый малыш проспит дольше и сон его будет более крепким.

Также доктор считает важным не предлагать ребенку до года цитрусовые.


Тщательно продумывайте рацион вашего малыша, вводите новые продукты — это поможет вашему малышу питаться правильно, получать все необходимы питательные вещества, минералы и микроэлементы.

Вопросы закаливания и правильного физического без сомнения волнуют многих родителей. Мощным фактором укрепления здоровья ребенка является раннее плавание. Когда можно начинать заниматься с малышом? В чем заключается методика обучения раннему плаванию? Можно ли освоить ее самостоятельно?

Во внутриутробном периоде плод развивается в жидкой среде, которая позволяет ребенку двигаться, помогает формированию вестибулярных реакций и других физиологических функций. Навыки пребывания в жидкой среде тело ребенка сохраняет в течение первых месяцев жизни . Специалисты убедительно доказали, что лучше всего начинать занятия плаванием с детьми с 3-недельного возраста, пока не утрачена врожденная способность плавать. Угасание "водного" рефлекса наступает после третьего месяца жизни. За это время нужно успеть добиться, чтобы плавание стало приобретенным навыком ребенка. Если вашему малышу уже исполнилось 3-4 месяца, врожденные плавательные рефлексы к этому возрасту исчезают и методику раннего плавания с ним осваивать не надо. В этом случае обучение плаванию стоит начать с трехлетнего возраста, например, на базе детских образовательных учреждений или детских поликлиник.

Зачем это нужно?

Раннее плавание является замечательным стимулом к активному развитию малыша, воздействует практически на все органы и системы детского организма. Это универсальное средство закаливания, физического развития, воспитания. Известно, что теплоемкость воды почти в 28 раз выше теплоемкости воздуха, организм человека теряет в воде в 30 раз больше тепла, чем на воздухе. Именно по этой причине водные процедуры являются весьма сильным закаливающим средством. Плавание повышает устойчивость организма к острым респираторным заболеваниям. Замечено, что если у "плавающих" малышей все же возникают ОРЗ, то они имеют более легкое течение, минимальную продолжительность и реже развиваются осложнения.

Плавание, оказывая массирующее воздействие на тело и раздражая нервные окончания в коже, опосредованно улучшает обмен веществ, сон, аппетит, делает более устойчивой нервную систему, тренирует дыхательную и сердечно-сосудистую системы, укрепляет мышцы, связки, формирует правильную .

Систематические занятия плаванием улучшают физическое развитие детей. При этом увеличиваются, по сравнению с "неплавающими" детьми, показатели веса и роста, жизненная емкость легких и силовые характеристики скелетных мышц, улучшается нервно-психическое развитие ребенка. Дети начинают раньше ходить, сидеть и разговаривать.

Но, прежде чем приступить к занятиям, посоветуйтесь с педиатром, который наблюдает вашего малыша. Заниматься плаванием может только здоровый ребенок. Если малыш заболел, то плавание прерывается и возобновляется после выздоровления и только по разрешению врача.

Занятия, прекращенные в связи с болезнью или по другим причинам, начинаются с самого начала, со строгим соблюдением правил постепенности.

Противопоказания к плаванию детей первого года жизни:

Кто может заниматься с малышом?

Для грудного ребенка самый близкий человек и лучший педагог — его мама. Но с ролью тренера при необходимости успешно справляются и папы, а также бабушки и дедушки. Принципиально важным является то, чтобы все занятия проводились одним человеком и ежемесячно осуществлялся их контроль методистом по плаванию. Обычно мама с ребенком приезжают 1 раз в 1-2 недели в бассейн при детской поликлинике, где инструктор контролирует правильность выполнения поддержек, ныряний и т.д. и показывает новые упражнения, которые малыш усваивает дома в течение следующей недели.

Прежде чем вы начнете заниматься с ребенком плаванием, отработайте основные поддержки и перехваты на кукле, вначале на столе, затем в ванне, чтобы движения ваших рук стали плавные, мягкие, уверенные и выполнялись автоматически.

Давайте разберем основные, наиболее часто использующиеся виды ручных поддержек.

Наиболее тяжелая тонущая часть тела ребенка — это голова, поэтому все ручные поддержки осуществляются под голову и одновременно под шею и верхнюю часть спины.

  • Двойная ручная поддержка при плавании на спине: четыре ваших пальца обеих рук лежат у ребенка под спинкой, шеей, головой, большие пальцы — на груди.
  • Двуручная поддержка при плавании на груди: указательный и средний пальцы правой руки находятся под подбородком ребенка (сбоку) и удерживают его за нижнюю челюсть, левая рука удерживает малыша за заднюю поверхность шеи.
  • Одноручная поддержка "ковшом" при плавании на груди: большой, указательный и средний пальцы правой руки находятся под подбородком, остальные — на груди.
  • Одноручная поддержка "полукольцом" при плавании на спине: большой и указательный пальцы охватывают шею малыша, рука мамы находится чуть сбоку, не мешая грести. При плавании на спине уши ребенка обязательно погружаются в воду. Голова поддерживается так, чтобы затылок, шея и спина лежали в одной плоскости. Закрывать малышу уши или закладывать в них ватные тампоны не нужно, так как если у ребенка никогда не было заболеваний уха и барабанная перепонка не повреждена, то проникновение воды в ухо ему не опасно.

Одноручные поддержки дают возможность ребенку свободной рукой осуществлять гребки. Как только маленький пловец научится правильно грести, вы должны изменить характер поддержек: в положении на спине поддерживайте ребенка только тремя, затем двумя, а потом и одним пальцем под затылок. И помните, что смены поддержек проводятся только при полной остановке ребенка.

Готовимся к занятию

Для обучения плаванию сначала используется обычная домашняя ванна. Перед каждым уроком обязательно вымойте ее специальным чистящим средством для детских ванн или питьевой содой, тщательно сполосните горячей водой. Подготовьте водный и воздушный термометры, часы, плавающие игрушки, полотенце, ватные тампоны для просушивания ушек, воду для питья. Проветрите ванную комнату, температура воздуха в ней должна быть +22-24 градусов С. Ванну наполните теплой водопроводной водой. Температура воды в первые занятия составляет +37 градусов С, затем ее необходимо постепенно снижать на 0,5 градуса С в неделю, доведя до +30-32 градусов С к 6-7 месяцам, т.к. в этом возрасте будет необходимо перейти к занятиям в бассейне. Глубина на первых занятиях — 30-40 см, а через месяц ванну можно наполнять целиком.

Занятия обычно проводят ежедневно, но не реже четырех раз в неделю, в одно и то же время, желательно во второй половине дня. Если ребенок во время занятий перевозбуждается и плохо спит ночью, то плавание лучше перенести на первую половину дня. Нежелательно плавать сразу же после кормления, заниматься лучше за 1,5-2 часа до кормления, но не ранее, чем через 1-1,5 часа после приема пищи.

В течение первого месяца занятий продолжительность процедуры зависит от уровня физического развития ребенка. Если малыш родился с массой тела 3-4 кг, то продолжительность тренировки может быть 12-14 минут, если же масса ребенка при рождении не превышала 2,5-3 кг, то с ним не следует заниматься более 8-10 минут. Каждый месяц время пребывания в воде увеличивается на 3 минуты и к году достигает 40-50 минут.

Во время каждого занятия необходимо поддерживать у ребенка только положительные эмоции: радость, удовольствие, заинтересованность, наслаждение от пребывания в воде. Необходимо следить за тем, чтобы не вызвать у ребенка страх и переутомление, что приведет к появлению неприязни и недоверия к воде. Грудной ребенок не боится воды, и если в ходе плавания у малыша появляется страх, то в этом виноваты взрослые.

Сигналом для окончания процедуры должно послужить и стойкое недовольство ребенка. Ваше занятие может оказаться короче рассчитанного времени, но избегайте превышать его. Конечно, малыш может проявить недовольство из-за резкого движения или неожиданной команды. В этом случае дайте ему немного отдохнуть и помните, что отдых должен составлять не менее половины всей процедуры. И еще: нельзя заниматься с плачущим ребенком, хотя извлекать малыша из воды, как только он заплакал, тоже не рекомендуется, лучше успокойте его в воде. Иначе этим вы дадите сформироваться нежелательному рефлексу — если я не хочу плавать, мне достаточно заплакать, и меня вынут из воды.

Массаж и гимнастика перед плаванием

Каждый урок плавания начинается с того, что мама проводит малышу легкий массаж и выполняет с ним несколько специальных гимнастических упражнений на "суше". Это называется "сухое плавание", оно необходимо, чтобы ребенок подготовился к усвоению плавательных упражнений, а кроме того, прикосновение материнских рук — это очень мощный фактор, способствующий установлению психологического контакта, формированию у ребенка чувства защищенности. Отметим, что "сухое плавание" не является заменой ежедневных профилактических массажа и гимнастики. Оно включает поглаживание, растирание кожи от периферии к центру, легкое разминание мышц. Сначала поглаживайте и растирайте стопы, голени и бедра, кисти рук, предплечья и плечи, затем область спины, шеи, груди, живота. В этой же последовательности проводите легкие поверхностные разминания мышц. Помните, что массаж делают на наружной поверхности ручек и ножек, а животик поглаживают по часовой стрелке. Продолжается такой массаж 3-4 минуты, через месяц можно увеличить время до 7 минут. Перед тем, как перейти к гимнастике, дайте ребенку отдохнуть 1-2 минуты. Не забывайте ласково разговаривать с малышом во время всех процедур.

Упражнения для ног

  • Исходное положение — лежа на спине, ножки вытянуты. Обхватите руками стопы ребенка, чтобы он вытянул носки. Попеременно поднимайте ножки вверх-вниз, спокойно произнося: "Ножки — кролем". Эти движения имитируют движение ног при плавании кролем. Сделайте 10-20 таких движений каждой ножкой, затем — небольшой перерыв и повторите упражнение еще 2 раза на первом уроке, а затем в течение месяца увеличьте до 3-4 повторений, а далее со второго месяца делайте упражнение 5 раз с перерывами по полминуты.
  • Исходное положение — то же. Учите ребенка двигать ножками, как при плавании брассом ("лягушка"). Одновременно обе ножки ребенка сгибайте в коленях и тазобедренных суставах, затем, разводите колени и быстро выпрямляйте ножки, возвращая их в исходное положение. Проделайте 8-10 таких движений и через минуту отдыха повторите еще 4-6 раз. Не забывайте произносить: "Ножки — брассом".

Упражнения для рук

  • Исходное положение — лежа на спине, ручки вытянуты вдоль туловища, ладонями вниз. Возьмите малыша за кисти рук и медленно поднимайте прямые руки на 45-50 градусов и опускайте, постепенно увеличивая угол подъема рук до 90 градусов, затем до 180 градусов. Проделайте 10 движений за 20 секунд (это довольно быстрый темп), дайте ребенку отдохнуть, затем повторите, но в более медленном темпе (за 30 секунд). Выполните 3 таких комплекса с минутными перерывами. Командуйте ребенку: "Ручки — кролем".
  • Исходное положение — то же. Держа ребенка за кисти, подтягивайте его ручки к груди, сгибая в локтевых и лучевых суставах, затем ведите их вверх и через стороны вниз, возвращайте в исходное положение. Говорите ребенку: "Ручки — брассом".
  • Исходное положение — лежа на спине, ручки разведены в стороны. Держа ребенка за кисти, произведите одновременно двумя руками гребковые движения к бокам, затем поднимайте ручки вверх и возвращайте в исходное положение (этим мы имитируем вторую половину движения рук при плавании брассом). Таких движений нужно выполнить 8-10 с перерывом в несколько секунд; комплекс повторить 2-3 раза, с минутными перерывами. Повторяйте команду: "Ручки — брассом".

Начинаем тренировку

Каждое занятие должно проходить в определенном порядке, который почти не должен изменяться на протяжении первого полугодия жизни. Такая стабильность дает возможность ребенку точно знать, что от него требуется.

Любое занятие включает несколько повторяющихся циклов, каждый цикл продолжается 3 минуты. Количество циклов с возрастом увеличивается.

Давайте разберем последовательность действий в пределах одного цикла.

По окончании массажа и гимнастики перенесите ребенка со стола в ванну. Держите ребенка за подмышки, голову поддерживайте большими пальцами под нижнюю челюсть. Поставьте малыша вертикально, следите, чтобы его подбородок и ваши руки находились над поверхностью воды. При этом командуйте: "Стоим!", длительность стояния — 15 секунд. Важно, чтобы ребенок обязательно опирался ножками на дно ванны. Далее следует сказать: "Идем!"; наклоните малыша чуть-чуть вперед и он начнет перебирать ножками и двигаться (это врожденный рефлекс автоматической ходьбы, он имеется у всех новорожденных и сохраняется до 4 месяцев). Путь равен длине ванны. Не забывайте называть малыша по имени и почаще хвалите его. Как только "дойдете" до противоположного торца ванны, командуйте: "Стоим!" и дайте возможность ребенку отдохнуть 15 секунд.

После отдыха переводите ребенка из положения стоя в положение лежа на спине, выполняя двойную ручную поддержку для плавания на спине. Помните, что уши и грудь должны быть под водой. Не подтягивайте голову ребенка вверх: необходимо, чтобы она находилась на одном уровне с телом и чуть поддерживалась руками мамы. В таком положении следует плавать "челноком", при этом ребенок отталкивается от торца ванны ножками, а мама проводит его до противоположного торца и обратно. Сделайте 6-8 таких проводок. Как только ваши движения станут уверенными, смените поддержку на одноручную "полукольцом" для плавания на спине.

Далее оставьте ребенка в положении лежа на спине в правом ближнем углу ванны. Командуйте: "Стоим!", поставьте ребенка на ножки и затем подайте команду "Идем!". "Шагайте" до противоположного торца ванны, скомандуйте: "Стоим!" и дайте возможность ребенку отдохнуть 15 секунд.

Переходим ко второй половине цикла — плаванию на груди (занимает 2-2,5 минуты). Смените поддержку на двуручную для плавания на груди дайте команду: "Плывем!" и ведите ребенка "восьмерками". Как только почувствуете себя уверенно при выполнении этой поддержки, переходите на одноручную поддержку "ковшом" и начинайте отрабатывать поливы (ныряния). Всего выполните 6-8 восьмерок. Затем снова подайте команду: "Стоим!", отдохните 15 секунд.

Таким образом, за один цикл ребенок проплывает 36-47 метров, "проходит" около 3 метров. Первое занятие обычно включает 2-3 цикла, их количество с возрастом будет увеличиваться.

Каждый следующий месяц занятие увеличивается на 3 минуты, то есть, на один полный цикл, через 2 месяца занятий следует совершать 4 полных цикла, через 3 месяца — 5 и так далее.

Погружение и ныряние

Обучение нырянию начинается с тренировки задержки дыхания на команду: "Ныряй!" при поливе лица ребенка во время плавания на груди "восьмерками". Для выполнения этого упражнения ведите ребенка одноручной поддержкой, затем громко и четко скомандуйте: "Катя, ныряй!", затем полной горстью левой руки полейте лоб ребенка. При этом ребенок задерживает дыхание на 2-3 секунды, пока вода стекает с лица.

Ошибки: полив неполной горстью; полив на затылок вместо лба; резкое плескание воды на нос ребенка; полив во время плача.

Главные задачи уроков

Занятия плаванием в первые месяцы требуют особого внимания. В это время перед ребенком ставятся и решаются лишь общие задачи, которые пока не имеют прямого отношения к плаванию. Проводится закаливание, воспитывается привычка к воде, к тем особым ощущениям, которые человек испытывает только в водной среде (полуневесомость, легкость, плавучесть, раскованность, равномерность давления на всю поверхность погруженного в воду тела, углубление дыхания и т.п.).

Первый месяц занятий:

  • отработка задержки дыхания на речевой сигнал: "Ныряй!" при поливе водой лица. При этом погружение в воду не производится.

Второй месяц занятий:

  • отработка ныряния в ручных поддержках. После команды: "Ныряй!" в момент двух-трехсекундной задержки дыхания после полива лица проводится ныряние ребенка головой под воду не глубже 29-30 см при ручных поддержках;
  • введение дополнительного элемента — комплекса вертикальных прыжков в воде при ручных поддержках. Этим элементом можно иногда заменять ходьбу в ванне в обоих полуциклах. Обычно малышам очень нравится это упражнение. Обязательное условие — ребенок стремится к яркой игрушке и подается команда: "Прыг — скок!";
  • обучение ребенка держаться на воде в положении на спине. Для этого ребенку понадобится шапочка с поплавками из пенопласта.

Изготовление шапочки для плавания с поплавками из пенопласта
По периметру сатинового чепчика, на его лицевую сторону пришивается широкая лента таким образом, чтобы получилось 6 кармашков. Отверстия кармашков должны быть направлены к затылку. В эти кармашки вставляются пенопластовые поплавки размером со спичечный коробок. Для поддержки головы ребенка, к чепчику на уровне подбородка пришиваются с обеих сторон 2 ленточки длиной 50 см. Эти ленты позволяют контролировать уровень погружения головы малыша в воду.
Главное правило — нос и рот ребенка находятся над водой. Через 1 месяц плавания в шапочке следует еженедельно вынимать по 2 пенопластовых поплавка (с каждой стороны по одному). Последними вынимаются боковые поплавки. Как только малыш научится держаться на воде в положении на спине в шапочке без поплавков и без поддержки за ленты — шапочку снимают, она уже не нужна.

Третий месяц занятий:

  • освоение ныряния под воду. Техника такая же, как при нырянии с ручной поддержкой, но после ныряния ребенка отпустите руки. Начальный путь под водой 20-30 см. К 6-7 месяцам он достигнет 40-50 см, к году — одного метра. После погружения и выныривания переведите ребенка в положение стоя, затем следует отдых 5-10 секунд и похвала; далее плавание "восьмеркой" продолжается.

После 3-х месяцев занятий новые задания для ребенка подбираются индивидуально, для этого обязательна консультация инструктора. Примерами таких заданий могут быть:

  • комплекс скольжения на поверхности воды. В каждой второй "восьмерке" применяйте скольжение по поверхности воды (не ныряя!) на 10-15 см. Подается команда: "Плыви!"; следите, чтобы подбородок ребенка не опускался под воду.
  • "торпеда" с поворотом.

С 5-6 месяцев у ребенка начинают срабатывать так называемые "спасательные" рефлексы, и после ныряния малыш сам выходит на поверхность воды, переворачиваясь на спину для плавания — дрейфа — при свободном дыхании. Если ребенок сам еще перевернуться не может, то ему необходимо помочь.

С 6-7 месяцев увеличивается время ходьбы в воде. Стимулировать активную ходьбу можно яркой игрушкой. Замечено, что плавающие младенцы начинают ходить самостоятельно в ванне в 8-9 месяцев, а на суше — в 9-10 месяцев.

Оценка результатов

Для того, чтобы оценить влияние занятий плаванием на ребенка, заведите дневник, где следует отмечать содержание занятия, настроение малыша, его активность и поведение во время упражнений и в конце занятия, появление признаков утомления и снижение его интереса к плаванию. Обязательно нужно обращать внимание на отдаленные результаты занятий — как ребенок спит ночью, какие у него аппетит и настроение, как увеличиваются показатели массы и роста. Анализируя свои записи, можно регулировать содержание занятий и физическую нагрузку.

Не нужно торопиться и проявлять нетерпение, ни в коем случае нельзя форсировать обучение. Такие ошибки со стороны родителей весьма распространенны и обусловлены естественным желанием поскорее увидеть своего малыша хорошим пловцом. В том случае, если у ребенка появились нежелательные реакции или уменьшились по сравнению со средневозрастными прибавки массы и длины, необходимо уменьшить продолжительность тренировок, сократить количество упражнений и прекратить снижение температуры воды. Только после полного исчезновения отрицательных явлений можно вновь начать постепенно повышать нагрузки и уменьшать температуру воды.

Лариса Левчук
Врач-педиатр высшей категории,
ассистент кафедры пропедевтики детских болезней
Уральской государственной медицинской академии,
канд. мед. наук
Статья из журнала "Мама и Малыш" N2, 2006

Обсуждение

7динамическая гимнастика и плавание для детей
дорогие родители!!
хочу предложить вам свои услуги в качестве инструктора по динамической гимнастике с детьми от 0 до 1года;по плаванию и нырянию в любом возрасте.обучу вас работе с детьми.индивидуальна-я разработка спортивных комплексов и тренажеров.консульта-ции по слингам и закаливанию.Сертифик-ат РАЕН с правом на работу инструктором по динамической гимнастике и плаванию с новорожденными.Возмо-жен выезд на дом к ребенку по Москве и МО.
egorchenko(собака)inbox.ru
тел 8 926 186 15 74
ICQ 236491607
Елена

19.01.2009 22:21:16, Елена555

Замечательная статья.Плаваем с рождения по этим и другим рекомендациям.Нам уже 2,5 месяца,прогресс на лицо.Доче очень нравится плавать.Правда нырять мы учились по-другому.Подготовка 15 дней по 5 дней на этап,ныряем в конце занятия: 1.говорим четко слово "ныряем" и дуем в лицо ребенку с такой силой,чтобы он задержал дыхание; 2.говорим "ныряем" и брызгаем в лицо ребенка,опять же так, чтобы побудить его задержать дыхание; 3.при слове "ныряем" поливаем на голову водой(не из душа); на 16-й день можно при команде "ныряем" погрузить ребенка под воду.Каждый день немного увеличиваем время пребывания под водой (ориентируемся на состояние ребенка).Наша малявка уже пол ванны проплывает.

Первого ребенка я обучала плавать в бассейне с 3-х недельного возраста. Обучение шло под руководством врача-инструктора ежедневно. Я находилась с ребенком в бассейне. Уже в год он плавал 6-7 метров под водой. Но почему-то инструкор не надевал на нас никаких пенопластовых шапочек. Сейчас он у меня ныряет как дельфин. Ему больше нравиться плавать под водой. Сейсас у меня второй ребенок. Ему скоро 3 месяца и так как в городе нет бассейна, то учимся плавать в ванне. Но это несравнимо с обучением плаванью в киевской поликлинике

19.10.2008 23:45:12, Светлана

см. наш коммент к статье Лариса Левчук "Ранее плавание" тут: http://swim7.narod.ru/rannee2.html

Тренеры по Плаванию

16.10.2008 15:55:15, Тренеры по Плаванию

дорогие родители!!
хочу предложить вам свои услуги в качестве инструктора по динамической гимнастике с детьми от 0 до 1года;по плаванью и нырянию в любом возрасте.обучу вас работе с детьми.индивидуальная разработка спортивных комплексов и тренажеров.консультации по слингам и закаливанию.Сертификат РАЕН с правом на работу инструктором по динамической гимнастике и плаванию с новорожденными.Плавание с новорожденными, обучение плаванию младенцев, грудничковое плавание, наныривание, обучение плаванью детей, малыши плавают.
egorchenko(собака)inbox.ru
тел 8 926 186 15 74
ICQ 236491607
Елена

18.07.2008 22:12:49, Елена

Отличный способ для развития ребенка. Я занималась со старшей дочерью с 3-х недаель в домашней ванной. К году температура при запуске была 28 градусов. Плавали 1 час. Она стала ходить в 8 месяцев. говорить прекрасно в 1 год и 4 месяца, читать -в 3,5 года. Конечно не только плавание тому прничиной, но и в том числе. Всегда она была не просто отлчницей, но у нее очень высокая скорость мышления. Сейчас ей 27 лет. Все хорошо.

05.07.2008 14:09:36, Валентина

Дочке 3 мес. исполнилось 5 дней назад, сегодня были 4-й раз в бассейне при поликлинике. Занимаемся точно так же, как описано в статье, только вот ходить пока отказываемся в воде (уже виден прогресс, немножко начинаем), хоть на суше ножками перебираем с удовольствием. Посмотрим, как дальше будет, но нам очнь нравится. Сперва очень перевозбуждались, дома куксились.Сейчас уже второй день хорошо спим!!! Буду продолжать занятия, нам нравится!

16.06.2007 18:45:28, Лилия

Cтатья повторяет старые, давно надоевшие мифы-вымыслы. Например, что начать заниматься можно только до 3 мес, позже нельзя. В наш бассейн приходят мамы с 6-мес и 9-мес и 1,5-годовалыми детьми, и мы с ними успешно занимаеся. Все зависит от энтузиазма мамы или папы. А начинать лучше со дня рождения, особенно для детей, рожденных в воду. Еще лучше, если мама до родов плавала.
Миф2: температура воды. Она должна быть чуть прохдадной для активной фазы (34 град) и потеплее для фазы отдыха, но не выше 36 град! И смотреть надо не на градусник, а на ребенка: если замерз -- добавить теплой воды.
Нырять детке можно с первого занятия, другое дело, что к нырянию не готова мама. Тогда ей нужна психологическая подготовка.
На фазу отдыха отводится в среднем столько же времени, сколько и на активную фазу. Очень полезны кормление и сон в воде.
Противопоказание--только высокая температура. Легкое ОРЗ быстрее проходит, если занятия не прерываются. При неврологических проблемах занятия просто жизненно необходимы: излечиваются родовые травмы, даже ДЦП.
На конкретные вопросы отвечу по Е-mail [email protected]

Во внутриутробном периоде плод развивается в жидкой среде, которая позволяет ребенку двигаться, помогает формированию вестибулярных реакций и других физиологических функций. Навыки пребывания в жидкой среде тело ребенка сохраняет в течение первых месяцев жизни. Специалисты убедительно доказали, что лучше всего начинать занятия плаванием с детьми с 3-недельного возраста, пока не утрачена врожденная способность плавать . Угасание «водного» рефлекса наступает после третьего месяца жизни. За это время нужно успеть добиться, чтобы плавание стало приобретенным навыком ребенка. Если вашему малышу уже исполнилось 3-4 месяца, врожденные плавательные рефлексы к этому возрасту исчезают и методику раннего плавания с ним осваивать не надо. В этом случае обучение плаванию стоит начать с трехлетнего возраста, например, на базе детских образовательных учреждений или детских поликлиник.

Зачем это нужно?

Раннее плавание является замечательным стимулом к активному развитию малыша, воздействует практически на все органы и системы детского организма. Это универсальное средство закаливания, физического развития, воспитания. Известно, что теплоемкость воды почти в 28 раз выше теплоемкости воздуха, организм человека теряет в воде в 30 раз больше тепла, чем на воздухе. Именно по этой причине водные процедуры являются весьма сильным закаливающим средством. Плавание повышает устойчивость организма к острым респираторным заболеваниям. Замечено, что если у «плавающих» малышей все же возникают ОРЗ, то они имеют более легкое течение, минимальную продолжительность и реже развиваются осложнения. Плавание, оказывая массирующее воздействие на тело и раздражая нервные окончания в коже, опосредованно улучшает обмен веществ, сон, аппетит, делает более устойчивой нервную систему, тренирует дыхательную и сердечно-сосудистую системы, укрепляет мышцы, связки, формирует правильную осанку. Систематические занятия плаванием улучшают физическое развитие детей. При этом увеличиваются, по сравнению с «неплавающими» детьми, показатели веса и роста, жизненная емкость легких и силовые характеристики скелетных мышц, улучшается нервно-психическое развитие ребенка. Дети начинают раньше ходить, сидеть и разговаривать. Но, прежде чем приступить к занятиям, посоветуйтесь с педиатром, который наблюдает вашего малыша. Заниматься плаванием может только здоровый ребенок . Если малыш заболел, то плавание прерывается и возобновляется после выздоровления и только по разрешению врача. Занятия, прекращенные в связи с болезнью или по другим причинам, начинаются с самого начала, со строгим соблюдением правил постепенности.

Кто может заниматься с малышом?

Для грудного ребенка самый близкий человек и лучший педагог - его мама. Но с ролью тренера при необходимости успешно справляются и папы, а также бабушки и дедушки. Принципиально важным является то, чтобы все занятия проводились одним человеком и ежемесячно осуществлялся их контроль методистом по плаванию . Обычно мама с ребенком приезжают 1 раз в 1-2 недели в бассейн при детской поликлинике, где инструктор контролирует правильность выполнения поддержек, ныряний и т.д. и показывает новые упражнения, которые малыш усваивает дома в течение следующей недели. Прежде чем вы начнете заниматься с ребенком плаванием , отработайте основные поддержки и перехваты на кукле, вначале на столе, затем в ванне, чтобы движения ваших рук стали плавные, мягкие, уверенные и выполнялись автоматически. Давайте разберем основные, наиболее часто использующиеся виды ручных поддержек. Наиболее тяжелая тонущая часть тела ребенка – это голова, поэтому все ручные поддержки осуществляются под голову и одновременно под шею и верхнюю часть спины.

  1. Двойная ручная поддержка при плавании на спине : четыре ваших пальца обеих рук лежат у ребенка под спинкой, шеей, головой, большие пальцы - на груди.
  2. Двуручная поддержка при плавании на груди : указательный и средний пальцы правой руки находятся под подбородком ребенка (сбоку) и удерживают его за нижнюю челюсть, левая рука удерживает малыша за заднюю поверхность шеи.
  3. Одноручная поддержка «ковшом» при плавании на груди : большой, указательный и средний пальцы правой руки находятся под подбородком, остальные - на груди.
  4. Одноручная поддержка «полукольцом» при плавании на спине : большой и указательный пальцы охватывают шею малыша, рука мамы находится чуть сбоку, не мешая грести. При плавании на спине уши ребенка обязательно погружаются в воду. Голова поддерживается так, чтобы затылок, шея и спина лежали в одной плоскости. Закрывать малышу уши или закладывать в них ватные тампоны не нужно, так как если у ребенка никогда не было заболеваний уха и барабанная перепонка не повреждена, то проникновение воды в ухо ему не опасно.

Одноручные поддержки дают возможность ребенку свободной рукой осуществлять гребки. Как только маленький пловец научится правильно грести, вы должны изменить характер поддержек: в положении на спине поддерживайте ребенка только тремя, затем двумя, а потом и одним пальцем под затылок. И помните, что смены поддержек проводятся только при полной остановке ребенка.

Готовимся к занятию

Для обучения плаванию сначала используется обычная домашняя ванна. Перед каждым уроком обязательно вымойте ее специальным чистящим средством для детских ванн или питьевой содой, тщательно сполосните горячей водой. Подготовьте водный и воздушный термометры, часы, плавающие игрушки, полотенце, ватные тампоны для просушивания ушек, воду для питья. Проветрите ванную комнату, температура воздуха в ней должна быть +22 - 24 градусов С. Ванну наполните теплой водопроводной водой. Температура воды в первые занятия составляет +37 градусов С, затем ее необходимо постепенно снижать на 0,5 градуса С в неделю, доведя до +30 - 32 градусов С к 6-7 месяцам, т.к. в этом возрасте будет необходимо перейти к занятиям в бассейне. Глубина на первых занятиях - 30 - 40 см, а через месяц ванну можно наполнять целиком. Занятия обычно проводят ежедневно, но не реже четырех раз в неделю, в одно и то же время, желательно во второй половине дня. Если ребенок во время занятий перевозбуждается и плохо спит ночью, то плавание лучше перенести на первую половину дня. Нежелательно плавать сразу же после кормления, заниматься лучше за 1,5 - 2 часа до кормления, но не ранее, чем через 1 - 1,5 часа после приема пищи. В течение первого месяца занятий продолжительность процедуры зависит от уровня физического развития ребенка. Если малыш родился с массой тела 3 - 4 кг, то продолжительность тренировки может быть 12 - 14 минут, если же масса ребенка при рождении не превышала 2,5 - 3 кг, то с ним не следует заниматься более 8 - 10 минут. Каждый месяц время пребывания в воде увеличивается на 3 минуты и к году достигает 40 - 50 минут. Во время каждого занятия необходимо поддерживать у ребенка только положительные эмоции: радость, удовольствие, заинтересованность, наслаждение от пребывания в воде. Необходимо следить за тем, чтобы не вызвать у ребенка страх и переутомление, что приведет к появлению неприязни и недоверия к воде. Грудной ребенок не боится воды, и если в ходе плавания у малыша появляется страх, то в этом виноваты взрослые. Сигналом для окончания процедуры должно послужить и стойкое недовольство ребенка. Ваше занятие может оказаться короче рассчитанного времени, но избегайте превышать его. Конечно, малыш может проявить недовольство из-за резкого движения или неожиданной команды. В этом случае дайте ему немного отдохнуть и помните, что отдых должен составлять не менее половины всей процедуры. И еще: нельзя заниматься с плачущим ребенком, хотя извлекать малыша из воды, как только он заплакал, тоже не рекомендуется, лучше успокойте его в воде. Иначе этим вы дадите сформироваться нежелательному рефлексу - если я не хочу плавать , мне достаточно заплакать, и меня вынут из воды. Массаж и гимнастика перед плаванием Каждый урок плавания начинается с того, что мама проводит малышу легкий массаж и выполняет с ним несколько специальных гимнастических упражнений на «суше». Это называется «сухое плавание», оно необходимо, чтобы ребенок подготовился к усвоению плавательных упражнений, а кроме того, прикосновение материнских рук – это очень мощный фактор, способствующий установлению психологического контакта, формированию у ребенка чувства защищенности. Отметим, что «сухое плавание» не является заменой ежедневных профилактических массажа и гимнастики. Оно включает поглаживание, растирание кожи от периферии к центру, легкое разминание мышц. Сначала поглаживайте и растирайте стопы, голени и бедра, кисти рук, предплечья и плечи, затем область спины, шеи, груди, живота. В этой же последовательности проводите легкие поверхностные разминания мышц. Помните, что массаж делают на наружной поверхности ручек и ножек, а животик поглаживают по часовой стрелке. Продолжается такой массаж 3-4 минуты, через месяц можно увеличить время до 7 минут. Перед тем, как перейти к гимнастике, дайте ребенку отдохнуть 1-2 минуты. Не забывайте ласково разговаривать с малышом во время всех процедур. Упражнения для ног 1. Исходное положение - лежа на спине, ножки вытянуты. Обхватите руками стопы ребенка, чтобы он вытянул носки. Попеременно поднимайте ножки вверх-вниз, спокойно произнося: «Ножки - кролем». Эти движения имитируют движение ног при плавании кролем. Сделайте 10-20 таких движений каждой ножкой, затем - небольшой перерыв и повторите упражнение еще 2 раза на первом уроке, а затем в течение месяца увеличьте до 3-4 повторений, а далее со второго месяца делайте упражнение 5 раз с перерывами по полминуты. 2. Исходное положение – то же. Учите ребенка двигать ножками, как при плавании брассом («лягушка»). Одновременно обе ножки ребенка сгибайте в коленях и тазобедренных суставах, затем, разводите колени и быстро выпрямляйте ножки, возвращая их в исходное положение. Проделайте 8-10 таких движений и через минуту отдыха повторите еще 4-6 раз. Не забывайте произносить: «Ножки - брассом». Упражнения для рук 1. Исходное положение - лежа на спине, ручки вытянуты вдоль туловища, ладонями вниз. Возьмите малыша за кисти рук и медленно поднимайте прямые руки на 45-50 градусов и опускайте, постепенно увеличивая угол подъема рук до 90 градусов, затем до 180 градусов. Проделайте 10 движений за 20 секунд (это довольно быстрый темп), дайте ребенку отдохнуть, затем повторите, но в более медленном темпе (за 30 секунд). Выполните 3 таких комплекса с минутными перерывами. Командуйте ребенку : «Ручки - кролем». 2. Исходное положение – то же. Держа ребенка за кисти, подтягивайте его ручки к груди, сгибая в локтевых и лучевых суставах, затем ведите их вверх и через стороны вниз, возвращайте в исходное положение. Говорите ребенку : «Ручки - брассом». 3. Исходное положение - лежа на спине, ручки разведены в стороны. Держа ребенка за кисти, произведите одновременно двумя руками гребковые движения к бокам, затем поднимайте ручки вверх и возвращайте в исходное положение (этим мы имитируем вторую половину движения рук при плавании брассом). Таких движений нужно выполнить 8-10 с перерывом в несколько секунд; комплекс повторить 2-3 раза, с минутными перерывами. Повторяйте команду: «Ручки - брассом».

Начинаем тренировку

Каждое занятие должно проходить в определенном порядке, который почти не должен изменяться на протяжении первого полугодия жизни. Такая стабильность дает возможность ребенку точно знать, что от него требуется. Любое занятие включает несколько повторяющихся циклов, каждый цикл продолжается 3 минуты. Количество циклов с возрастом увеличивается. Давайте разберем последовательность действий в пределах одного цикла. По окончании массажа и гимнастики перенесите ребенка со стола в ванну. Держите ребенка за подмышки, голову поддерживайте большими пальцами под нижнюю челюсть. Поставьте малыша вертикально, следите, чтобы его подбородок и ваши руки находились над поверхностью воды. При этом командуйте: «Стоим!», длительность стояния – 15 секунд. Важно, чтобы ребенок обязательно опирался ножками на дно ванны. Далее следует сказать: «Идем!»; наклоните малыша чуть-чуть вперед и он начнет перебирать ножками и двигаться (это врожденный рефлекс автоматической ходьбы, он имеется у всех новорожденных и сохраняется до 4 месяцев). Путь равен длине ванны. Не забывайте называть малыша по имени и почаще хвалите его. Как только «дойдете» до противоположного торца ванны, командуйте: «Стоим!» и дайте возможность ребенку отдохнуть 15 секунд. После отдыха переводите ребенка из положения стоя в положение лежа на спине, выполняя двойную ручную поддержку для плавания на спине. Помните, что уши и грудь должны быть под водой. Не подтягивайте голову ребенка вверх: необходимо, чтобы она находилась на одном уровне с телом и чуть поддерживалась руками мамы. В таком положении следует плавать «челноком», при этом ребенок отталкивается от торца ванны ножками, а мама проводит его до противоположного торца и обратно. Сделайте 6-8 таких проводок. Как только ваши движения станут уверенными, смените поддержку на одноручную «полукольцом» для плавания на спине. Далее оставьте ребенка в положении лежа на спине в правом ближнем углу ванны. Командуйте: «Стоим!», поставьте ребенка на ножки и затем подайте команду «Идем!». «Шагайте» до противоположного торца ванны, скомандуйте: «Стоим!» и дайте возможность ребенку отдохнуть 15 секунд. Переходим ко второй половине цикла – плаванию на груди (занимает 2-2,5 минуты). Смените поддержку на двуручную для плавания на груди дайте команду: «Плывем!» и ведите ребенка «восьмерками». Как только почувствуете себя уверенно при выполнении этой поддержки, переходите на одноручную поддержку «ковшом» и начинайте отрабатывать поливы (ныряния). Всего выполните 6-8 восьмерок. Затем снова подайте команду: «Стоим!», отдохните 15 секунд. Таким образом, за один цикл ребенок проплывает 36-47 метров, «проходит» около 3 метров. Первое занятие обычно включает 2-3 цикла, их количество с возрастом будет увеличиваться. Каждый следующий месяц занятие увеличивается на 3 минуты, то есть, на один полный цикл, через 2 месяца занятий следует совершать 4 полных цикла, через 3 месяца – 5 и так далее. Погружение и ныряние Обучение нырянию начинается с тренировки задержки дыхания на команду: «Ныряй!» при поливе лица ребенка во время плавания на груди «восьмерками». Для выполнения этого упражнения ведите ребенка одноручной поддержкой, затем громко и четко скомандуйте: «Катя, ныряй!», затем полной горстью левой руки полейте лоб ребенка. При этом ребенок задерживает дыхание на 2 - 3 секунды, пока вода стекает с лица. Ошибки: полив неполной горстью; полив на затылок вместо лба; резкое плескание воды на нос ребенка; полив во время плача. Далее, после консультации методиста, разрешается проводить погружения ребенка под воду. Постепенно время задержки дыхания достигает 12 - 15 и более секунд, что является отличной тренировкой легких и сердца. В конце занятия проводится закаливание в «холодном пятне». Для этого откройте кран с холодной водой (температура воды в «пятне» должна быть на 5 - 6 градусов С ниже, чем в ванне) и, удерживая ребенка вертикально, введите его в образовавшееся «холодное пятно» (но не под саму струю холодной воды), поверните грудкой, спинкой. Таких подводок сначала делается четыре, ежемесячно добавляется по одной и к году закаливание в «холодном пятне» повторяется 16 - 18 раз. Только после трех месяцев занятий можно попробовать вносить в струю ручки или ножки. Дети любят такие упражнения, кроме того, это весьма эффективный способ закаливания. После этого не спешите вынимать ребенка из воды, пусть малыш отдохнет, лежа на воде на спине. Затем, обязательно похвалив малыша, можете извлекать маленького пловца из ванны: левой рукой удерживайте ребенка за шею и верхнюю часть спины, правой - под попку, перенесите в полотенце, осушите кожу, каждое ухо осушите дважды ватными тампонами. Не забудьте предложить малышу после плавания кипяченую воду (более старшим детям можно сок), а примерно через 30-40 минут покормите его. Во время занятий тратится много энергии, поэтому увеличьте обычный объем кормления на 20 - 30 г (но не более чем на 50 г).

Главные задачи уроков

Занятия плаванием в первые месяцы требуют особого внимания. В это время перед ребенком ставятся и решаются лишь общие задачи, которые пока не имеют прямого отношения к плаванию . Проводится закаливание, воспитывается привычка к воде, к тем особым ощущениям, которые человек испытывает только в водной среде (полуневесомость, легкость, плавучесть, раскованность, равномерность давления на всю поверхность погруженного в воду тела, углубление дыхания и т.п.). Первый месяц занятий: - отработка задержки дыхания на речевой сигнал: «Ныряй!» при поливе водой лица. При этом погружение в воду не производится. Второй месяц занятий:

  • отработка ныряния в ручных поддержках. После команды: «Ныряй!» в момент двух-трехсекундной задержки дыхания после полива лица проводится ныряние ребенка головой под воду не глубже 29-30 см при ручных поддержках;
  • введение дополнительного элемента – комплекса вертикальных прыжков в воде при ручных поддержках. Этим элементом можно иногда заменять ходьбу в ванне в обоих полуциклах. Обычно малышам очень нравится это упражнение. Обязательное условие – ребенок стремится к яркой игрушке и подается команда: «Прыг – скок!»;
  • обучение ребенка держаться на воде в положении на спине. Для этого ребенку понадобится шапочка с поплавками из пенопласта.

Изготовление шапочки для плавания с поплавками из пенопласта

По периметру сатинового чепчика, на его лицевую сторону пришивается широкая лента таким образом, чтобы получилось 6 кармашков. Отверстия кармашков должны быть направлены к затылку. В эти кармашки вставляются пенопластовые поплавки размером со спичечный коробок. Для поддержки головы ребенка, к чепчику на уровне подбородка пришиваются с обеих сторон 2 ленточки длиной 50 см. Эти ленты позволяют контролировать уровень погружения головы малыша в воду. Главное правило – нос и рот ребенка находятся над водой. Через 1 месяц плавания в шапочке следует еженедельно вынимать по 2 пенопластовых поплавка (с каждой стороны по одному). Последними вынимаются боковые поплавки. Как только малыш научится держаться на воде в положении на спине в шапочке без поплавков и без поддержки за ленты – шапочку снимают, она уже не нужна.

Третий месяц занятий: - освоение ныряния под воду. Техника такая же, как при нырянии с ручной поддержкой, но после ныряния ребенка отпустите руки. Начальный путь под водой 20-30 см. К 6-7 месяцам он достигнет 40-50 см, к году – одного метра. После погружения и выныривания переведите ребенка в положение стоя, затем следует отдых 5-10 секунд и похвала; далее плавание «восьмеркой» продолжается. После 3-х месяцев занятий новые задания для ребенка подбираются индивидуально, для этого обязательна консультация инструктора. Примерами таких заданий могут быть:

  • комплекс скольжения на поверхности воды. В каждой второй «восьмерке» применяйте скольжение по поверхности воды (не ныряя!) на 10-15 см. Подается команда: «Плыви!»; следите, чтобы подбородок ребенка не опускался под воду.
  • «торпеда» с поворотом.

С 5-6 месяцев у ребенка начинают срабатывать так называемые «спасательные» рефлексы, и после ныряния малыш сам выходит на поверхность воды, переворачиваясь на спину для плавания – дрейфа - при свободном дыхании. Если ребенок сам еще перевернуться не может, то ему необходимо помочь. С 6-7 месяцев увеличивается время ходьбы в воде. Стимулировать активную ходьбу можно яркой игрушкой. Замечено, что плавающие младенцы начинают ходить самостоятельно в ванне в 8-9 месяцев, а на суше – в 9-10 месяцев.

Оценка результатов

Для того, чтобы оценить влияние занятий плаванием на ребенка, заведите дневник, где следует отмечать содержание занятия, настроение малыша, его активность и поведение во время упражнений и в конце занятия, появление признаков утомления и снижение его интереса к плаванию . Обязательно нужно обращать внимание на отдаленные результаты занятий - как ребенок спит ночью, какие у него аппетит и настроение, как увеличиваются показатели массы и роста. Анализируя свои записи, можно регулировать содержание занятий и физическую нагрузку. Не нужно торопиться и проявлять нетерпение, ни в коем случае нельзя форсировать обучение. Такие ошибки со стороны родителей весьма распространенны и обусловлены естественным желанием поскорее увидеть своего малыша хорошим пловцом. В том случае, если у ребенка появились нежелательные реакции или уменьшились по сравнению со средневозрастными прибавки массы и длины, необходимо уменьшить продолжительность тренировок, сократить количество упражнений и прекратить снижение температуры воды. Только после полного исчезновения отрицательных явлений можно вновь начать постепенно повышать нагрузки и уменьшать температуру воды. В заключение, посоветуем не бояться и непременно воспользоваться замечательным средством закаливания и улучшения физического развития ребенка - ранним плаванием .

«То, что младенец может плавать – это один из фактов, подтверждающий безграничные возможности ребенка» (Масару Ибука, «После трех уже поздно»).

Известный японский педагог и психолог Масару Ибука в книге «После трех уже поздно» (о которой мы писали ) делится сенсацией, произошедшей в 1965 году на Международной конференции женщин-атлетов в Токио. Председатель Ризе Дим тогда впервые рассказала об обучении плаванию детей до одного года. На ее глазах пятимесячный младенец научился за 3 месяца плавать в бассейне. И мог «продержаться» на воде более 6 минут. Это стало еще одним доказательством, что все человеческие возможности и таланты можно начать развивать до года.

Мы выбрали 7 центров в Москве, где можно заниматься с малышом плаванием под руководством профессионального инструктора. Критериями отбора были, во-первых, опыт инструкторов центра, во-вторых, характеристики воды в бассейне, в третьих, стоимость занятий.

1. Семейно-оздоровительный центр «Второе рождение» (3 филиала, выбрать можно )

Возраст детей: 1,5 мес. – 3 года, 4-5 лет

Система очистки воды: многоуровневая, с обеззараживанием воды ультрафиолетом

Стоимость: разовое занятие с тренером– 600 руб., занятие в абонементе – от 500 руб. (от 3-х и более занятий)

2. Центр раннего развития и подготовки к родам « Дельфиненок » (6 филиалов, выбрать можно )

Возраст детей:1,5 мес.- 4 года, 5 – 7 лет.

Система очистки воды: многоуровневая ()

Стоимость: разовое занятие – от 700 р. (уточнить можно здесь для каждого филиалаhttp://delfinenok.ru/price_and_bonus.html)

3. Центр « Волшебный ребенок» (улица Бакулева, д.5)

Возраст детей: 2 мес. – 4 года

Система очистки воды: многоуровневая, с озонированием

Стоимость:разовое занятие –1000 р., занятие в абонементе – 700 р.


4. Центр « Утенок » (ул. Автозаводская, д. 21, бассейн ФОК « Торпедо» )

Возраст детей: 2 мес. – 4 года; 4 – 6 лет;

Система очистки воды: гипохлорирование, постоянная фильтрация вследствие циркуляции воды

Стоимость: разовое занятие с тренером – 900 р.; абонементна 4 занятия – 2800 р.

5. Центр позитивного образа жизни Bright Family (Старомонетный переулок, дом 18)

Возраст детей: 1,5 мес. – 3 года, 4-7 лет

Система очистки воды: трехступенчатая (ультрафиолетовая подготовка воды, гипохлорирование и кварцово-песчаные фильтры)

Стоимость: разовое занятие с тренером – 1100 р.



  • Разделы сайта