Феноменальные способности и секреты йогов. Что такое йога

Раз существует тело, то должна быть и нагрузка, которое это тело будет выполнять. Многие чувствуют потребность в физической нагрузке и идут заниматься в фитнес центры. Кто-то склонен к мистическому, занят духовным развитием поэтому ударяется в религию или эзотерику. Некоторые встают на более гармоничный путь и решают совместить интерес к таинственному знанию и физическую активность. Этот интерес рано или поздно приводит их к такой древнейшей практики самосовершенствования человека, как йога.

Но тут их подстерегают множество подводных камней. Среди людей существует множество заблуждений по поводу йоги. Йога сейчас очень популярна, поэтому и мифов на этот счет существует великое множество. Иногда приходишь в замешательство, слушая очередную байку про йогу. Самое интересное, что эти мифы можно услышать как из достоверных источников, так и от людей, которые никогда в жизни не занимались йогой. Предлагаю сегодня пролить свет на этот вопрос и расставить все точки над и.

Миф первый
Йога это гимнастика для тела

Да, в йоге есть физиологический аспект. То, что видят почти все- это асаны. Поэтому сложилось мнение, что йога- это такая индийская гимнастика для тела. Если видят человека, пытающегося скрутиться в три погибели или стоящего на голове, то все становится ясно. Этот человек занимается йогой!

В данном случае глаза вас обманывают, о чем предупреждали великие мудрецы! А вы попались в ловушку! Асаны- это внешний аспект йоги, а существует еще и внутренний, и не один. Именно это и ускользает от ваших глаз.

Есть люди, имеющие очень подвижные суставы и гибкие связки в силу своей профессии. Например, акробаты в цирке или танцоры балета. Они с легкостью могут принять любую асану, но можно ли этих людей назвать йогами? Напротив, если такие люди попадают к грамотному учителю йоги, то непременно возникают проблемы с их обучением! Тело готово, а сознание нет. Что они будут делать в асанах, и как им это объяснить? Время уже ушло.

Поэтому при грамотном занятии йогой обращается внимание не только на внешнее исполнение асан, но и на внутреннее содержание.

Миф второй
Занимаясь йогой, я стану способен на чудеса гибкости

Йога никогда не заявляла гибкость своей целью. Занимаясь йогой вы сможете стать гибче, чем были, но это не будет целью йоги! Я бы даже сказал так, что занимаясь настоящей йогой вы сможете стать гибче, но это будет дополнительный бонус, побочный эффект.

Некоторые современные учителя заявляют, что придя к ним в класс, вы станете такими же гибкими, как они. При этом сами демонстрируют гибкость, которая выходит за рамки здравого смысла. Это завлекает. Придя к таким учителям в класс вы можете получить травмы в погоне за гибкостью, а можете, прозанимавшись годы и не добившись даже похожего результата, впадете в депрессию. Вы почувствуете себя обманутыми. Вы не получили то, что было обещано. При этом непонятно, а где же йога? Чем вы занимались и на что потратили время, силы и деньги?

Миф третий
Йога существует для очень гибких людей, мне с моей скромной подвижностью там делать нечего

Этот миф вытекает из второго. Завлекая народ к себе на занятия, многие демонстрируют достижения гибкости, которые просто шокируют обычных людей. Но люди понимают, что никогда не достигнут похожего состояния, значит йога не для них. Опять заблуждение. Йога к гибкости не имеет никакого отношения. Йога- это система самосовершенствования человека, приводящая его к гармонии и единению с Богом. При чем здесь гибкость? Я понял эту простую истину после многих лет практики. Человек, выполняющий элементарные асаны йоги, может оказаться великим йогином, постигшим все тайны мироздания. Для этого не обязательно рвать себе связки и выворачивать суставы. Ваша гибкость будет расти в пределах доступных природой для вашего тела. И шанс постичь йогу и стать свободным есть у каждого не зависимо от вашей гибкости, здоровья и возраста.

Миф четвертый
Йога- это для молодых. В моем возрасте нужно лежать на диване

Йогой можно заниматься в любом возрасте. Конечно, учитывая необходимые ограничения и предосторожности. Показателен пример великого учителя йоги Айенгара, который начал обучать Бельгийскую королеву йоге. Выглядит это вполне заурядно, если не учесть возраст Ее Величества. Королеве в то время было 84 года. Более того, она непременно хотела сделать стойку на голове, которая является очень опасной для лиц, которые значительно моложе ее. И все-таки она встала на голову! В 84 года!

После этого примера вопрос о возрасте отпадает сам собой. К тому же нужно учесть, что йога- это не только асаны, это и мудры, мантры, крийи, медитация, концентрация и много других интересных вещей.

Миф пятый
Йога работает только с телом, а я хочу духовного развития

В йоге существует 8 лепестков. Это яма, нияма (нравственные законы), асана, пранаяма. Как вы видите, асаны относятся к начальному уровню йоги. Дальше идут духовные практики, такие как, пратьяхара, дхарана, дъхяна и самадхи. Можно сказать, что первые четыре лепестка относятся к хатха йоге, следующие четыре к раджа йоге.

Поэтому практикуя йогу полностью, вы развиваетесь по всем направлениям жизни.

Миф шестой
Я придерживаюсь определенных религиозных мировоззрений, поэтому я не могу практиковать йогу


Йога не имеет никакого отношения к религии. Это система самосовершенствования человека. Поэтому йогу практиковать может адепт любой религии и даже атеист. Философия йоги яма нияма не противоречит ни одной мировой религии. Напротив, верующий любой религии может найти в йоге подтверждения своего святого писания, потому что это универсальные законы вселенной. Любой здравомыслящий человек должен придерживаться этих законов, так как это ведет к здоровью, гармонии с собой, с обществом, со вселенной.

Вот я и развеял основные мифы, связанные с йогой. Как вы видите, для занятий йогой нет никаких ограничений. Йога несет вам гармонию с миром, с собой, дает здоровье, счастье, умиротворенность. Единственная проблема, которая может помешать вам заниматься йогой- это ваша собственная лень, которая ищет уловки, создает мифы и оправдания для вашего бездействия. Но не стоит волноваться. С этим йога тоже поможет справиться!...

М аха Шива Ратри или Великая ночь Шивы. Во славу Шиве и на благо всем - несколько слов об этом празднике.

Эта ночь особенно благоприятна для обуздания ума, для молитв и ритуалов, которые помогут преодолеть или осознать причину психологических, духовных или материальных препятствий, приводящих к страданиям и несвободе. Любая духовная практика будет благоприятной для этого дня: йога, чтение мантр, медитации, а также пост и другие.

(санскр.शिव, śiva, «Благосклонный», «Милостивый», «Благой»).

Он тот, кто создает, поддерживает и разрушает творение, защитник праведности, победитель демонов, податель всех благ и управитель всего сущего, которому подчиняются все остальные боги;в одном направлении индуизма на первый план выходит его ипостась разрушителя Вселенной в конце мирового цикла – Махаюги, с целью создания пространства для нового творения.Считается создателем сакрального звука «Ом» и санскрита – языка культа. Имеет ипостась целителя и избавителя от смерти (Махамритйунджайа). Его свита – духи и демоны; беЗкорыстно служа ему, они получают возможность отработать свою карму и обрести лучшее воплощение .

Также известен под именами Рудра, Шанкара, Махадева, Махешвар (Великий Бог), Натараджа, и другие имена .

Изображается чаще всего сидящим в позе лотоса, с кожей белого цвета (обмазанный пеплом), с синей шеей, со спутанными или скрученными в пучок на макушке (джата) волосами, что значит единение духовной, физической и ментальной энергий; носящий полумесяц на голове – символ контроля над разумом; обвитый змеями, как браслетами (на шее и плечах), символизирующими эволюционную силу, заключенную в человеческом теле, духовную силу, которая может быть развита посредством йоги. Одет в тигровую или слоновью шкуру и восседает на них, что олицетворяет скрытую энергию и победы над вожделениями. На лбу – третий глаз, означающий его способность видеть вглубь, и три горизонтальные линии, которые интерпретируются как три источника света – огонь, солнце и луна, или способность Шивы видеть прошлое, настоящее и будущее. В руках Махадева держит трезубец, напоминающий о его роли в процессе творения.

Шива - это высшее сознание человека.

Шива - это космический мужской принцип.

Шивой называют ту силу, которая разрушает наши заблуждения в процессе духовного совершенствования.

Шива-Натарадж – воплощение космической мистерии творения. Бог с развевающимися волосами танцует в огненном ореоле, разрушая и создавая новые миры и формы. Процесс этот беЗконечен, как сама Вселенная.

Есть легенда, что Шива в форме Натараджа исполнил великий танец разрушения ложной Реальности.

Позы, которые он выполнял в процессе этого Космического танца, стали основой йогических асан хатха-йоги.

В беседах со своей женой Парвати Шива раскрыл тонкие аспекты других направлений йоги.

МАХАШИВАРАТРИ

В четырнадцатую ночь месяца Маргх празднуется Великая Ночь Шивы - Маха Шиваратри (Maha Shivaratri).

В эту ночь, согласно преданию, Шива совершил тандава - танец первичного творения, сохранения и... разрушения.

Йогины и разные практики почитают проявления Шивы как Отца Мира и Шакти как Матерь Мира. В своей сущности Шива и Шакти представляют собой единое начало.

В одной из легенд Шива обещает свою помощь тому, кто посвящает эту ночь духовной практике, это, пожалуй, наиболее значимый фактор, выделяющий эту ночь из всех остальных. Символизируя аспект трансформации, Шива помогает преодолеть препятствия на пути и пережить внутреннее блаженство и покой.

К Шиве обращаются в течение всей ночи Шиваратри, совершая Абишеку (abhiṣeka; «омовение», «окропление», обычно сопровождаемые декламацией ведийских мантр и/или киртанов), повторяя мантры и выполняя другие ритуалы и практики.

На Шиваратри обычно проводится четыре пуджи, посвященные различным аспектам и проявлениям Шивы, чтобы охватить различные методы и настроения поклонения, как ведические, так и тантрические. Кроме того, такое почитание символизирует различные этапы духовного роста, переходы из одной ачары в другую на едином пути Шива-реализации.

В IX веке Кашмирский святой поэт Утпалдева, описывая Шиваратри, написал: «Когда одновременно устанавливаются Солнце, Луна и все звезды, приходит сияющая ночь Шивы, распространяющая собственное сияние».

Кашмирские пандиты обычно праздновали Шиваратри в течение 23 дней. Сначала шесть дней были посвящены очищению дома и покупке предметов для Пуджи. Затем 2-3 дня проводилось в благочестивых молитвах. Один день был предназначен для дарения подарков. Два дня почитались Бхаиравы. Один день был предназначен для почитания Шивы. На следующий день самый старший человек в семье делал подарки всем членам семьи. Затем день почитания Шивы.

На следующий день раздавался прасад из грецких орехов и рисовых пирогов. В прошлом праздник часто продолжался до Аштами (8-го лунного дня). Последний день также отмечается, как конец зимы и празднуется сжиганием кангри. Это было раньше, в современном мире всё иначе.

Сегодня Маха Шиваратри приходится на ночь новолуния. Благодаря воздействию Луны на Шиваратри активность ума успокаивается. Блуждания сознания по просторам будущего или погружение в пучины прошлого приостанавливаются. Появляется уникальная возможность «зафиксировать» момент настоящего.
На Шиваратри рекомендуется вечером или ночью посвятить некоторое время духовной практике:

  1. Медитациям. Если у вас есть возможность, обязательно посвятите хотя бы час своего времени медитации, чтению мантр, посвященных Шиве или любой другой близкой вам молитве. Эта ночь рекомендована для начала длительной садханы, взятия обета, так как Шива покровитель всех духовных практик.
  2. Благоприятным является пост в этот период, данная аскеза дарует желанную трансформацию и избавление от духовных проблем, догм и заблуждений. Пост - это не только отказ от еды, сюда входит воздержание от интимных отношений и участия в культурных мероприятиях (кроме имеющих духовное содержание). Удивительная возможность посвятить время своему внутреннему миру!

Легенды Шиваратри

Как гласят Пураны, однажды двое богов из индуистской Божественной Троицы Брахма и Вишну сражались друг с другом, чтобы доказать свою доблесть. Другие боги пришли в ужас от размаха их битвы и попросили Шиву вмешаться. Чтобы позволить им осознать тщетность их борьбы, Шива принял форму пылающего Лингама между Брахмой и Вишну и бросил вызов им обоим, попросив их измерить гигантский Лингам (символ Шивы).

Охваченный благоговейным страхом перед его размерами, Брахма и Вишну решили, что каждый из них найдет один край, чтобы выяснить превосходство одного над другим. Брахма принял форму лебедя и полетел вверх, в то время как Господь Вишну принял форму Варахи - вепря и отправился под землю, к нижним мирам. Оба искали на протяжении тысяч миль, но никто из них не смог найти конец.

На своем пути вверх Брахма подошел к цветку Кетаки. Обессиленный и пребывая в замешательстве после своих усилий обнаружить верхний конец огненной колонны, Брахма заручился согласием с Кетаки соврать о том, что он увидел вершину колонны там, где как раз в то время находился этот цветок. В сопровождении своего сообщника Брахма предстал перед Вишну и заявил, что он в самом деле нашел начало космической колонны.

В этот момент центральная часть колонны раскрылась, и Шива проявился во всем своем великолепии. Испытывая благоговейный страх, оба, Брахма и Вишну, склонились перед Шивой, признавая его превосходство. Шива объяснил им, что оба они произошли из него самого, а затем разделились на три различных аспекта божественности.

Однако Шива рассердился на Брахму из-за его ложного заявления. Господь проклял Брахму, чтобы никто никогда не молился ему. (Эта легенда объясняет, почему в Индии так мало храмов Брахмы). Господь Шива также наказал цветок Кетаки за лживые свидетельства и запретил предлагать богам ее цветы во время поклонения.

Так как это произошло на четырнадцатый день темной половины месяца Пхалгуна, когда Шива впервые проявился в форме Лингами, этот день является очень благоприятным и он празднуется как Махашиваратри, - великая ночь Шивы. Чтобы отметить это событие, практики постятся, бодрствуют и возносят свои молитвы Всеблагому в течение всего дня и ночи. Пураны гласят, что поклонение Шиве на Шиваратри дарует человеку счастье и процветание. Этот день очень благоприятен для духовной практики, так как в такие особые дни любые усилия в садхане приносят в сотни раз больший эффект, чем в обычные.

Календарь МахаШиваратри 2019-2029

МАНТРЫ ШИВЕ

1) Шива шадакшара мантра (6-слоговая мантра Шивы):

Слава Шиве (Благому Господу) – мантра, очищающая все элементы.

2) Шива панчакшара мантра (5-слоговая мантра Шивы):
Намах Шивая
Слава Шиве (Благому Господу).

3) Маха-мритьюнджая-мантра – мантра Победителя смерти

Мы поклоняемся трехглазому Господу (Шиве),
Сугандхим Пуштивардханам
наполненному сладким ароматом, питающему всех существ.
Урварукам ива бандханан
Подобно тому, как спелый огурец отделяют от стебля,
Мритьор мукшиа ма мритат
да освободит он меня от оков сансары и смерти и да укрепит он меня в бессмертии.

Эта мантра способна предотвращать несчастные случаи, уберечь от неизлечимых болезней и несчастий. Она дарует здоровье, долгую жизнь, умиротворенность, богатство, преуспевание, удовлетворение, долгую жизнь и освобождение. Эту мантру рекомендуется читать в свой день рождения.

4) Шива мокша мантра :
Шиво Хам
Я есть Шива. Мокша мантра, дарующая освобождение и божественное сознание.

5) Рудра Гаятри:
Ом Бхур Бхувах Сваха
Ом. О Земля, Воздушное пространство и Небеса!
Татпурушая Видмахе
Да постигнем мы тот Высший Дух!
Махадевая Дхимахи
Созерцаем во всем проявляния Высшего Бога.
Танно Рудрах Прачодайат
Тот Рудра да направит нас к постижению Истины!

6) Шива Гаятри:
Ом Бхур Бхувах Сваха
Ом. О, Земля, Воздушное пространство и Небеса!
Махадевая Видмахе
Да постигнем мы Великого Бога!
Рудрамуртае Дхимахи
Созерцаем во всем проявляния Бога в образе Рудры.
Танно Шивах Прачодайат
Тот Шива да направит нас к постижению Истины!

7) Мантра прибегания к Шиве за защитой:
Ом. Намах Шивайа шантайа
Поклонение Шиве, полному покоя,
Карана-трайа-хетаве
Опоре и причине Трех миров!
Ниведайами чатманам
Отдаюсь Тебе всею душою,
Гатиствам Парамешвара
Прибегаю к Тебе, о Всевышний Господь!

8) Мантра преданности Шиве:
Шиве бхактиш-шиве бхактиш
преданность Шиве, преданность Шиве.
Шиве бхактир-бхаве бхаве
преданность Шиве в рождении за рождением.
Анйатха шаранам насти
у меня нет другого прибежища и защиты,
Твамева шаранам мама
лишь Ты Один мое Прибежище!

9) Мантра-призывание Шивы:
Ом. Намасте Асту Бхагаван Вишвешварая Махадевая Трьямбакая Трипурантакая Трикагникалая Калагни-Рудрая Нилакантхая Мритьюнджаяя Сарвешварая Садашивая Шриман-Махадевая Намаха.
Поклонение Господу, Владыке Вселенной, Великому Богу, Трехокому, Уничтожителю трех демонических городов (трех видов зла: гнева, вожделения и зависти), Олицетворению трех священных огней, Огню Вечности и Разрушения, Синешеему, Великому Победителю смерти, Всевладыке, Вечноблагому! Святому Великому Богу - поклонение!

Успешной практики на благо вам и всем живым существам!
ОМ НАМАХ ШИВАЯ!

Йогой занимаются не только люди, увлекающиеся индийской культурой. На сегодняшний день приверженцы йоги есть как среди обычных людей, так и среди знаменитостей. Звезды и знаменитости, занимающиеся йогой, не зря выбирают именно её. Ведь это прекрасный способ расслабиться, прийти в гармонию со своим телом, наладить жизненные биоритмы, что крайне важно при том темпе жизни и тех физических и эмоциональных нагрузках, которые бывают у известных людей. Кто из звезд занимается йогой? Перечислять можно долго, ведь все больше и больше людей выбирают для себя практику йоги.

Знаменитости, занимающиеся йогой, рассказывают о том, как они пришли к этому и что для них значит .

Дмитрий Медведев

В одном из интервью президент России Дмитрий Медведев признался, что серьезно увлекается йогой. Медведев пояснил, что йога помогает ему расслабиться и избавиться от стресса, который он получает на работе. Заняться древним искусством его убедила жена Светлана. Осваивать йогу Дмитрий Анатольевич начал не так давно, за это время сделал большой прогресс: изучил стойку на голове, которую называют также «королевой асан» из-за ее позитивного влияния на тело. Йоги считают, что перевернутые позы, "обращают время вспять", одним из следствий чего является омоложение организма. Спокойствие и уравновешенность - важные качества, которые присущи йогам.

Ельцины - Юмашевы

Члены семьи первого президента России начинают свой день на коврике для йоги. Отношения с йогой у каждого свои, и порой непростые. Но как бы то ни было, одно можно сказать с уверенностью: воля и упорство, которые они проявляют в освоении асан, достойны подражания.

Шахри Амирханова

Я никогда не пыталась познать тайну йоги, а только ориентировалась на свои ощущения и потребности моего тела - и это, пожалуй, самый правильный путь.

Однажды в Лондоне я узнала, что практика йоги – это то, что мы делаем за пределами класса, она в том, как мы проживаем каждый день, каждый маленький момент... Жизнь, она в деталях.

Просто перестаньте относиться к йоге как занятию и начните относиться к ней как к дисциплине и практике; перестаньте стремиться из пункта А в пункт Б, побудьте здесь и сейчас. Двигайтесь. Дышите. Чувствуйте. Это раскрывает. Это освобождает.

Ирена Понарошку

Ее духовное имя – Сада Ананда Каур – переводится как «принцесса вечного блаженства».

"Мне с моим безумным ритмом жизни необходимо такое пространство – с медленной музыкой и плавными движениями. Для меня это было спасение. Мне нравится «послевкусие», которое оставляет йога. Удивительно, как с помощью такого простого инструмента, как тело, можно создавать настроение".

Ксения Собчак

Главный результат – безусловно, растяжка. Мышцы становятся эластичными, а тело – гибким. К тому же, у меня были проблемы со спиной – она сильно болела, но после первого же занятия стало легче. Это меня и привлекло в йоге. Знаете, я всегда занималась спортом – бегала, упражнялась на тренажерах… Но только на йогу я иду как на праздник.

Собчак часто путешествует, но даже на отдыхе не забывает про йогу: «Если в отеле есть местный учитель, то обязательно беру уроки, например, на Мальдивах или в Майами. Семь утра, песчаный пляж, восход солнца, шум моря – сплошное удовольствие, идеальное занятие

Жанна Фриске

Мой роман с йогой начался в Индии, я объездила весь штат Гоа, а также север страны. В Индии я познакомилась с потрясающим человеком, который переехал туда из России 15 лет назад. Сергей, специалист по йога-терапии и аюрведе, помог мне вылечить травмированную спину. В йоге меня привлекает гармоничное сочетание философии и физической культуры: я чувствую душевное равновесие и вместе с тем совершаю такие сложные действия, о которых подумать раньше не могла. Например, стою на голове.

Йога работает на твои внутренние ощущения: она умиротворяет, стабилизирует и расслабляет.

Надя Сказка

Мне нравятся люди, которые практикуют йогу, – они более структурированные, если можно так выразиться. Я предпочитаю более динамичную аштанга-йогу. Меня привлекают дыхательные практики – когда учитель говорит, в каком месте задержать дыхание, а в каком нет. Моя любимая асана – поза Лотоса, и еще я очень люблю стоять на голове. Нравится Шавасана - асана полного расслабления. И вот еще что – я сильно похудела в результате занятий йогой. Меня этот эффект даже настораживает: я и так худышка, а тут совсем истончала. Видимо, в организме имелись некие «застои», которые йога полностью ликвидировала.

Амалия&Амалия

Занятия йогой пришли ко мне не случайно – это была рука помощи, протянутая свыше, некий небесный знак. Настал момент в моей жизни, когда мне надо было заняться одновременно своим здоровьем и душевным самочувствием. В результате я начала заниматься йогой. Благодаря занятиям я даже курить бросила, а смолила до этого 12 лет.

Кундалини-йога даже самому циничному человеку дает объяснение и хорошего, и плохого – и чем больше медитируешь, тем больше приятного случается в жизни. Дочка Диана, когда я медитирую, сворачивается калачиком на руках и просит спеть ей «Гуру Гуру Вахе Гуру».

Артемий Троицкий

Я вообще терпеть не могу любые физические нагрузки за исключением секса. Я не бегаю, не играю в спортивные игры, не делаю зарядку, не посещаю фитнес-залы, на велике катаюсь очень вальяжно, все потому, что мне категорически не нравится пыхтеть, потеть, тяжело дышать и потом испытывать безрадостное чувство физической усталости. С йогой все случилось наоборот: хотя некоторые упражнения давались мне с большим трудом, всякий раз я выходил с занятия не изнуренным, а гораздо более свежим и легким, чем перед уроком! В йоге ум и воображение постоянно участвуют в физической активности.

Йога – это система установки гармоничных отношений.

Алиса Хазанова

Незадолго до переезда в Париж бросила танцевать, забеременела и искала для себя какое-то занятие. Начитавшись хвалебных отзывов о йоге для беременных, я решительно отправилась в студию. Йога сразу меня покорила. Для беременных это своего рода успокоительное, необходимое для будущих мамочек, которые переживают, волнуются, нервничают, у них появляются всевозможные страхи, легко меняется настроение. Йога для беременных учит правильно дышать, помогает расслабиться и избавиться от беспокойства. Всю беременность я прозанималась с учителем дома, а после появления ребенка решила снова вернуться к занятиям, чтобы восстановить форму.

Сейчас йога для меня – это прежде всего возможность расслабиться, восстановить душевное равновесие, спастись от бесконечной суеты. Это раскрепощение тела, которое помогает раскрепостить мысли.

Оксана Лаврентьева

После занятий тело становится просто совершенным! И я сразу же ощущаю прилив сил, положительных эмоций. Дочку свою я тоже постепенно приучаю к йоге. А при хорошей погоде занимаюсь на свежем воздухе – на веранде своего дома.

Александр Цекало

Думаю, я еще не дорос до состояния, в котором йога становится неотъемлемой частью тебя самого. Но та часть йоги, которая в меня вошла и которую я осознал, позволяет мне более ясно разбираться в жизни, в том, что такое хорошо и что такое плохо. В моей жизни стало меньше паники, меньше нервов.

Александр Васильев, рок-музыкант

К йоге я пришел через практику цигун. Попутно интересовался даосизмом. От этого увлечения остались книги и понимание жизненных законов, которые меняются во времени и пространстве. Хотя наверняка есть один, и он выражен четкой формулировкой, но я к этому еще не пришел. Я думаю, все учения и практики – это просто руководство по использованию человеческого тела: жил-жил человек, «намотал» на себя жизненные ситуации, отношения, ответственность. И если он вдруг захочет распутать этот клубок, есть инструкция, которая, возможно, поможет привести жизнь в порядок.

Юлия Снигирь

Я излишне эмоциональный человек, и йога в первую очередь дает мне спокойствие и легкость Это те состояния, которые я ценю больше всего. Заниматься аэробикой под микрофон и заводную музыку – выше моих сил. А вот выполнить несколько любимых асан утром или перед сном – сплошное удовольствие.

Константин Крюков

Первое время от йоги я получал огромный заряд энергии, с которым не мог справиться. Как правило, он выливался в агрессию. Пришлось учиться управлять этой энергией, что было непросто. Но в итоге я научился наблюдать за собой, ведь, занимаясь йогой, становишься более внимательным к тому, что с тобой происходит. Я и выбрал-то йогу, потому что это осмысленная практика. Ну не могу я три часа качать гирю, мне невыносимо скучно. Если я что-то делаю, то должен понимать, зачем. А йога прекрасно все объясняет.

Ирина Хакамада

Занимаясь жестоким спортом, вы сознание не переключаете, а на секунду топите через физический стресс, потому что вам очень тяжело. А в йоге нет физического стресса, и переключение происходит внутреннее, духовное.

Татьяна Арно

На занятия йогой меня подвигла Мадонна, когда-то я обратила внимание, что певица с годами становится все привлекательней. Оказалось, секрет ее молодости – увлечение йогой.

Софико Шеварнадзе

Я очень эмоциональный человек и на многое реагирую бурно, принимаю близко к сердцу и в конечном счете истощаю себя. Я очень рада, что мне удалось поменять в себе это. Благодаря йоге я чувствую, что в состоянии установить эмоциональное равновесие.

Айдан Салахова

Я практикую только асаны. Медитация для меня – это мое творчество. Вообще, я научилась останавливать поток мыслей в повседневной жизни. Дело в том, что у меня была очень сильная послеродовая депрессия, одолевали навязчивые мысли, я даже работала с психоаналитиками. А так как я занимаюсь одновременно многими вещами: я и преподаватель, и галерист, и художник, и мама, – в какой-то момент поток начал зашкаливать. Я поняла, что если обо всем этом постоянно думать, то можно сойти с ума, – и я научилась осознано выключать этот процесс. А вот во время практики я, наоборот, позволяю потоку мыслей свободно течь и с интересом наблюдаю за ним. Кстати, именно во время занятий йогой мне часто приходят в голову идеи творческих проектов. Наверно, это неправильно. Возможно, моя практика поверхностна, но она мне необходима именно в таком виде.

Cейчас мне 32 года, и йогу я практикую с детства. Я родилась в лесной части Иллинойса и выросла в окружении природы: мои родители — фермеры. Я часто уходила в заросли, сидела на деревьях и училась медитировать — закрывала глаза и чувствовала единство с природой. В моей балетной школе преподавали йогу. Помню своего первого учителя — от него исходила энергия покоя, складывалось впечатление, что он все время «в лесу». Вскоре я начала интересоваться различными видами йоги, знакомиться с людьми, которые ее практикуют. Тогда йога не была такой популярной, как сейчас, но я задумывалась о том, что в будущем это могло бы стать моей профессией. Работу танцовщицей я на тот момент сочетала с модельным бизнесом. Все это время я продолжала заниматься йогой, и в какой-то момент практика все вытеснила. Когда я открыла первую студию, моим главным намерением было помогать людям объединяться и развиваться. Я работаю только над теми проектами, которые мне интересны, — это всегда волновало меня намного больше, чем деньги. Но именно когда я помогаю людям, бизнес идет легко и успешно и финансовый вопрос решается сам собой. Я счастлива, что могу зарабатывать на жизнь тем, что люблю. К тому же люди такие разные! Например, в Бельгии они очень сосредоточенные, поэтому мне сначала казалось, что я им не нравлюсь. А в Лондоне никто не смеялся над моими шутками. Зато потом все подходили и говорили: «Ты так здорово шутишь!» (Интересно, почему же они не смеялись вместе со мной?) Здесь, в Москве, меня уже научили нескольким русским словам, так что я удивляю новых знакомых знанием языка. Я также знаю людей, которые так увлекаются йогой, что хотят бросить свою работу и посвятить себя практике. Но чем же заполнять свою жизнь? Вдруг занятий будет недостаточно? Лучше заниматься йогой, не теряя интерес к другим видам деятельности. Иногда человек относится к практике слишком серьезно, думая, что он непременно должен делать позы идеально, быть веганом. Это слишком! Другая крайность — человек перестает заниматься, считая, что он недостаточно гибок и духовен. На самом деле того, каков ты есть прямо сейчас, уже достаточно для практики йоги.

Многие люди считают, что мой метод сугубо физический, но это не совсем так. Я использую разные подходы — упражнения, взятые у Айенгара и из Хатха-йоги. Я читаю лекции, общаюсь с аудиторией перед каждым занятием. Иногда после трудной практики я включаю какую-нибудь забавную песню из 90-х — и это тоже медитация, ведь люди находятся в состоянии «здесь и сейчас»! Я вижу, что практика приносит людям много пользы и без лихого религиозного уклона. Для меня йога — это способ объединить тело, разум и душу. Я бы не хотела приходить на занятие по йоге и практиковать индуизм только потому, что это часть культуры. Йога выходит за рамки философии и религии. Йога, несомненно, духовна, но вопрос духовности глубоко индивидуален. Сама я верю в Бога и в то, что все люди объединены между собой. Внутри каждого из нас есть осознание того, что мы не просто машины, а нечто большее.

Если сравнить, скажем, результат традиционного медитационного ретрита «Випассана»* и йога-семинара по Хатхе, в первом случае можно видеть более-менее закономерный результат (освоение медитации в той или иной степени), то йога дает целый спектр результатов. Большинство из которых не имеют ничего общего с изначальными целями йоги, обозначенными Патанджали, Сватмарамой, Шанкарачарьей и другими «классиками». Возможно, дело в том, что если на Випассане дают всего несколько техник, а в йоге предлагается «на выбор» сразу более сотни, если не больше. Перед учениками Випассаны не стоит вопрос, какую технику и как делать - даются четкие указания, остается только «делать», то есть оставаться осознанным. В таких условиях осознанность может расти очень быстро. Либо, ум слишком обусловлен и не готов к трансформации (подчинению), то человек просто уходит с ретрита (это происходит более-менее массово и в первые же дни). В йоге же синдрома отказа почти нет - не нравится эта техника - ну, попробуй вот эту, другую. Не хочешь делать пранаямы? Не надо! Делай стоячие позы на укрепление ног. Ах, у тебя варикоз? Ну, тогда делай Сурья-намаскар и вьяямы. Работает? Да. Трансформируется при этом сознание? Не обязательно, возможно, трансформируется только варикоз.

Я не агитирую за жесткие стили йоги, у них свои перекосы и, на мой взгляд, это вообще ложный путь, мертворожденное дитя йоги и гимнастики. Но тот «расслабленный», эклектичный стиль, который мы наблюдаем у нас - на мой взгляд, является следствием просто отсутствия понимания целей йоги, методов их достижения, и требований к искателю того или иного результата.

В общем, можно сказать так: то, что йога доступна и полезна всем - миф. Еще большее заблуждение - думать, что каждый, независимо от физических данных и качеств ума и характера, может получить от йоги все по максимуму. В спорте явно прослеживаются ограничения и перспективы для каждого человека, почему же в йоге этот вопрос обычно как бы «гуманно» опускают? Сложно не заподозрить тут корыстный интерес: если «отбирать» учеников - много денег на занятиях не заработаешь. Поэтому Хатха-йога в «западном видении» превратилась по большей части в усредненный набор техник, которые доступны и до какой-то степени полезны всем, но т.к. даются не в том порядке, и не так, как следует (гораздо «мягче»), не дают серьезных результатов, в масштабах, описанных в трактатах (избавление от всех болезней, сиддхи, пробуждение Кундалини, контроль над праной и умом, Самореализация и т.п.). Забавно получается: человек прочитал в трактате про то, что надо заниматься пранаямой по 4 раза в день до пота и дрожи во всем теле, усвоил технику, и потом стал заниматься… по 2 раза в неделю по 15 минут, и ждет результата, описанного в этом трактате! Наивно, мягко говоря.

Одна моя знакомая, опытный преподаватель йоги, Лора Супрун, отлично сформулировала проблему:

«На деле западная так называемая Хатха йога превращена в способ совершенствования тела, в силовые практики и в эквилибристику. Теория и практика находятся в разрыве. Самое смешное, что даже те школы, которые практикуют чисто физический, силовой подход прикрываются философией йоги и психологией. Все смешалось».

На мой взгляд, все хотя и смешалось, разобраться все же несложно. Итак, схема (понятно, упрощенная), типов учеников йоги и их перспектив, или лестница в йоге:

1. «Тюлень». Человек, который страдает лишним весом и лишним самомнением (и то, и то поправимо с помощью йоги!) - то есть, имеет ограничения и по «физике», и по характеру. Такой человек интересуется Хатха-йогой, т.к. считает, что это нетрудно, недорого, и не отнимет много времени, т.е. быстро даст результат на «физике». Если серьезные практики такое тело выполнять не может, ум не готов, времени и сил тоже мало - то результат будет скромным: максимум, снизится вес и человек почувствует себя чуть-чуть бодрее. Фактически, настоящая йога такому студенту не интересна, и занятия йогой для такого человека вообще малоэффективны. Для знакомых с системой Тригуны - это человек в Гуне Тамаса (тьма, невежество, инерция). Для этого типа личности, вялые «потягушечки» 2 раза в неделю по полтора часа с четкой иллюзией «я занимаюсь йогой» - верная дорога в никуда.

РЕШЕНИЕ: 1) Лучше заняться фитнесом, оздоровлением, закаливаем, сесть на диету, чистить организм, пойти на плавание, заняться бегом трусцой, ходить в сауну - все это даст заметно лучшие результаты, особенно в комплексе. Особенно если есть волевой потенциал и понимание принципов оздоровления. А потом уж можно и в йогу прийти - но с годным телом и немного более развитым волевым потенциалом. 2) Если есть желание и, опять же, воля «прорываться» именно в русле йоги - это тоже возможно! Есть целый пласт преподавателей йоги, которые работают именно на таких людей - «силовики», «физушники». Они привносят в Хатха-йогу, которая и так отличается некоторой агрессией по отношению к своему телу (в сравнении с Бхакти, Джняной и т.п.), известную долю гнева. И этот гнев направляется на развитие, очищение тела и сознания аформфного, костного студента. Такой преподаватель может буквально издеваться над учеником (или ученицей) - все для того, чтобы развить «тюленя» в человека, годного для йоги (и способного вести более здоровую и полноценную жизнь). Это не всегда срабатывает, и даже если срабатывает, то обычно такой человек развивается медленно (т.к. преодолевает свое зашлакованное и обрюзгшее от нездоровой жизни тело).

2. «Прожженный». Человек, который, так или иначе, прошел эволюционный этап «тюленя», и избавился от ограничений по физическому телу. В его сознании еще остались (или были привнесены новые) небольшие перекосы. Это может быть привязанность к какой-то особенно экзотической системе йоги, в которой авторского больше, чем классики, и поэтому вектор развития сбился. Или же это может быть просто религиозная составляющая. Или занятия боевыми искусствами, или спортом. Или же эго сильно выросло: на этапе превращения «тюленя» в нечто большее человек банально возгордился.

Много преподавателей йоги, которые принадлежат к этому типу: у него очень крепкое тело, и очень жесткое сознание, работающие в каком-то своем узком модусе. Такой человек легко собирает полные залы, часто создает новый стиль йоги, организует под себя школу, придумывает около-йогические теории, пишет книги. За таким человеком можно идти (т.к. он действительно способен тащить за собой много «тюленей»). Другое дело, что это не полноценный Учитель, т.к. у него искаженные понятия о целях и методах йоги и не побежденное Эго - он сам еще учится йоге, совершает очищение. Лучшее (и тут без иронии), что может сделать такой человек - это создать секту, школу, которая как некий йога-конвейер, трансформирует «тюленей» в таких же «прожженных», - которые, в свою очередь, начинают преподавать йогу, вступая в игру. «Прожженный» - это человек в Гуне Раджаса (страсть, гнев, энергия, агрессия). «Тюлень» же может учиться только у «Прожженного», т.к. тьма побеждается только огнем. Исключения редки, но бывают: если у Тюленя гиперразвитый разум - в редких случаях он может сразу прийти в «Светлые», ускоренными темпами поняв и практикуя Адвайту, Дзогчен или что-то подобное, т.е. высшие практики - минуя всю или почти всю «физкультуру».

РЕШЕНИЕ: Несмотря на то, что «Прожжённый думает, что он уже всего достиг (развитое физическое тело, сотни учеников и широкий денежный поток его в этом убеждают), ему неизбежно надо эволюционировать в «Светлого», и раньше или позже это произойдет, иначе - застой и деградация (скатится в «Тюленя»: сопьется и т.п.). С Манипурынеизбежно надо подниматься в Анахату и Аджну: от Раджаса путь только в Саттву. Если эго еще не возобладало над здравым смыслом такого человека, он периодически оставляет свой преуспевающий йога-центр и отправляется в Индию или еще куда - искать кого-то мудрее себя, чтобы поучиться Истине. Такой человек, т.к. тело очищено и воля есть - способен быстро осваивать правильные техники и переходить на ступень выше - становиться «Светлым». Ограничения у этого типа только ментальные, их можно быстро убрать правильным пониманием, поэтому надо читать первоисточники по йоге и слушать Мастеров. Такой человек развивается со средней скоростью (т.к. преодолевает свой загрязненный страстями ментал), при этом курьезно, что такой йог - «сапожник без сапог», он ни разу не касался того, для чего столько трудится и на что (эффективно!) агитирует других людей. Забавно, что судя по древним трактатам, только таких - «Светлых» - людей изначально принимали в ученики по йоге, остальные должны были «вариться в собственном соку» до готовности.

3. «Светлый». Человек в Гуне Саттвы - «чистота», «свет», «истина», «покой». Есть популярное мнение, что таких людей становится все больше. К сожалению - нет, их во все времена очень ограниченное количество, а уж в Кали-Югу, эпоху общей испорченности и извращенного понимания ведического знания, вообще горстка. Просто возможности коммуникации возросли, и Светлые могут без проблем связаться друг с другом, узнавать друг о друге - не то что в древние времена и средневековье, когда искать учителя надо было идти буквально за три моря. «Светлыми» бывают даже дети (очень редко), но в любом случае такое состояние знаменует «финишную прямую» в практике йоги: такому человеку интересно что-то «этакое», он легок на подъем и легко притягивается в йогу. Сорваться в неделю Индию или еще куда-то на семинар интересного Учителя для такого человека в норме. Такой человек легко учится, может сам учить (если есть такая «Васана» - тенденция), либо просто достигает целей духовного развития, не поднимая шума по этому поводу. Тело такого человека обычно легкое, подвижное, здоровое - хотя бывают исключения (особенно с возрастом). В таком человеке почти не осталось тьмы невежества и лени, а также гнева и агрессии, свойственной Хатха-йоге. Поэтому он готов перейти от Хатхи к Раджа-, Бхакти-, Джняна-йоге без какого-то надрыва.

Ум такого человека стремительно эволюционирует. Это может сопровождаться порой сильным дискомфортом («чистки», «колбасит»), сменой образа жизни и окружения, работы, места жительства и т.п. Человек, почувствовав вкус, проблески Свободы, набирается смелости, ясности, сил - и начинает подбирать обстоятельства под себя, он способен найти свой стиль йоги и Мастера. Такие люди с удовольствием посещают семинары разных, причем не обязательно Просветленных, мастеров, легко и радостно учатся техникам йоги и медитации, воспринимают философию йоги без сильных перекосов.

РЕШЕНИЕ: Успех в йоге для таких людей - вопрос времени и усилий. Главное - не снижать темп, заниматься регулярно, делать продвинутые техники несмотря на некоторое сопротивление ума и тела, при этом важно не допустить возвращения и укрепления эго, т.к. на этом этапе легко переоценить свои успехи.

Большая удача, если человек такого типа начинает преподавать - причем удача только для людей типа «Прожженный» (которых много, и это чудесно), т.к. «Светлый» не поможет «Тюленю» - он не станет пинать его, чтобы занимался, это не его функция, а постановка задач в формулировке «Светлого» «Тюленю» не интересна, преждевременна. «Тюленям» скучно на занятиях «Светлого», «Прожжённые» чувствуют, что «тут что-то есть», а другие «Светлые» просто получают удовольствие и добирают знания, развиваются быстро и легко, т.к. осталось отработать совсем немного кармы по грубому телу и преодолеть последние ментальные заблуждения.

Конечно, чистые типы встречаются редко. И вообще, эта схема приведена не как «шкала» для оценки людей: как говорят, нет святого без прошлого и грешника без будущего. Дело не в оценке ради самой оценки (осуждения), а в выборе оптимальной, адекватной сегодняшнему дню стратегии для дальнейшего развития каждого конкретного человека.

* Я привожу в пример «Випассану», не какую-либо другую технику медитации, т.к. это своего рода эталон медитационной техники, и это направление имеет свою традицию, канон, как и классическая йога, при этом без религиозной подоплеки (как многие буддистские медитационные практики, тоже весьма эффективные).



  • Разделы сайта