Кинезиология упражнения для дошкольников. Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей. Упражнения для детей

В возрасте 5-ти лет у ребенка наступает кризис, с трудностями которого приходится сталкиваться и самому малышу, и его родителям. В этот период дети часто капризничают, устраивают истерики по пустякам, а кто-то вообще замыкается в себе. Чтобы сложное время прошло легко и безболезненно, надо проявить огромное терпение по отношению к ребенку.

Постоянные истерики и капризы указывают на наступивший у ребенка кризис

Почему наступает кризис в 5 лет?

При нормальном развитии к пяти годам малыш уже не плохо разговаривает и способен рассказать о своих потребностях. Ребенку очень хочется казаться большим, быть похожим на взрослых. Можно часто наблюдать, как он подглядывает или подслушивает их разговоры, ему также интересно находиться в кругу сверстников.

Головной мозг уже достаточно развит, и малыш способен управлять своими эмоциями. Он понимает, что мальчики и девочки различаются между собой. Ребенку свойственно в этом возрасте проявлять фантазию и иметь собственное мнение об окружающем мире. Для данного периода характерно наиболее яркое проявление черт характера.

Детям интересно все, что происходит вокруг, они могут даже рассказывать вымышленные истории. В возрасте 5 лет для ребенка важно общение с другими детьми, однако он не всегда этого добивается, из-за чего может оказаться в одиночестве. Иногда у него просто нет возможности с кем-то поговорить об этом.

Все это может послужить причиной возникновения кризиса, при котором ребенок становится чересчур капризным и истеричным. Чтобы малыш не замкнулся в себе и легко пережил кризис, он должен находиться в комфортных для него условиях и всегда ощущать поддержку взрослых.


Ребенок замкнут, не хочет или не может ни с кем поговорить - еще одно обстоятельство, указывающее на кризис

Запаситесь терпением, ведь все в ваших силах. Не стоит сразу обращаться за помощью к психологу или другому специалисту. Иначе из-за посторонних людей ребенок может еще больше испугаться.

Сколько может длиться кризис?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Нельзя точно предугадать, когда именно наступит трудный период. Он может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев, все зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Однако не нужно опускать руки, дайте малышу время, окажите ему поддержку, окружите заботой и любовью. В трудные моменты чадо особенно нуждается в вашем внимании и ласке.

Признаки начала кризиса

Кризис пяти лет имеет отличительные особенности, по которым его можно отличить от прочих кризисов в жизни ребенка:

  • если малыш вдруг стал менее разговорчивым, замкнутым, перестал разделять с вами радость за свои успехи и достижения, хотя раньше это делал;
  • если ребенок ведет себя неуверенно, выглядит напуганным, боится всего нового и неизвестного;
  • малыш раздражается и злится по пустякам, грубо разговаривает с взрослыми или со своими сверстниками (например, может разозлиться, если вы не дали ему любимую игрушку);
  • ребенок стал закатывать истерики по пустякам, долго плакать и капризничать (например, его может раздражать тот факт, что его заставляют спать в дневное время);
  • слишком часто ребенок копирует манеры взрослых и кривляется (изображает маму в процессе приготовления еды или уборки, или как папа что-то ремонтирует);
  • малыш отстаивает свою самостоятельность, хочет быть наравне со взрослыми, требует больше свободы (изъявляет желание, чтобы родители не гуляли с ним на улице).

В этот период ребенок везде и всюду пытается быть самостоятельным

Кризиса все равно не избежать, поэтому постарайтесь облегчить этот процесс для вашего крохи. Уделяйте ему больше внимания, принимайте участие в совместных играх, дарите ему свою любовь и ласку. Не относитесь слишком серьезно к его капризам и истерикам, ведь у вас больше опыта и вы в ответе за своего малыша.

В этот непростой период для малыша, доктор Комаровский призывает родителей действовать мягко, но в то же время настойчиво. Самая главная ошибка взрослых – угрожать и наказывать малыша, когда он капризничает. Это не выход из сложившейся ситуации. Комаровский рекомендует придерживаться следующих советов:

  • выясните причину такого поведения, возможно ребенку просто не хватает вашего внимания;
  • создайте комфортную и спокойную обстановку;
  • попытайтесь выяснить проблему, с которой столкнулся ребенок, и предложите решить ее вместе;
  • никогда не показывайте свой гнев и раздражение;
  • не ругайте и не кричите на малыша во время капризов и истерик, подождите, пока он успокоится, и спокойно поговорите с ним.

Внимание и забота помогут установить теплые отношения с ребенком

Что делать родителям?

Родители часто не знают, что им делать в такой ситуации. Просто нужно соблюдать некоторые правила, и вы добьетесь положительного результата. Во-первых, нужно выяснить причину появления кризиса:

  • ребенок хочет казаться взрослым, но у него это не выходит;
  • в возрасте пяти лет дети пытаются научиться контролю своих эмоций;
  • малыши начинают понимать разницу между противоположным полом;
  • дети фантазируют, и у них складывается иное мнение о жизни.

Родители должны придерживаться следующих правил:

  1. Уделяйте больше внимания ребенку: общайтесь, с интересом расспрашивайте о его делах, не забывайте рассказывать и о себе.
  2. Обязательно разъясните малышу, чтобы ему стало понятно, зачем вы что-то совершаете (к примеру, надо ложиться днем спать, так как это полезно для здоровья).
  3. Если ребенок проявляет агрессию и дерется, проведите с ним беседу о том, что так недопустимо поступать (рекомендуем прочитать: ).

Прислушивайтесь к ребенку, к его мнению, принимайте помощь малыша, тогда ваше чадо будет чувствовать себя нужным

Для малыша важно знать, что у вас серьезные намерения, и вы разговаривайте с ним на равных. Проводите с ним много времени, участвуйте в совместных играх, представьте себя тоже маленьким ребенком. Постарайтесь дать ему чуть больше свободы, не выказывая при этом свое волнение за него. Приучайте малыша к исполнению взрослых обязанностей, постепенно перекладывая на него часть из них.

Если ребенок не нуждается в вашей помощи, лучше не лезьте в его дела. Не запрещайте выполнять ему сложные поступки, пусть он сам поймет, что был не прав и зря не прислушался к совету взрослых. Оказывайте малышу поддержку и не забывайте похвалить его. Закройте глаза на капризы ребенка, кривляния и подражание взрослых. Если не заострять внимание на таком поведении, оно не войдет в норму.

По мнению психологов, самое главное во время кризиса у детей пятилетнего возраста – окружить ребенка любовью и заботой. Показывайте хороший пример для своего малыша.

Как вести себя с ребенком в 6 лет?

Если малыш к 6-ти годам еще не пошел в школу, надо его морально подготовить к ней. Ваша задача – рассказать ему, как правильно надо вести себя в школе, какой распорядок дня его ждет. Если у вас есть возможность, можете познакомить ребенка с его будущим преподавателем. Покажите ему, какой дорогой лучше всего будет добираться до школьного учреждения.


Проявляйте интерес к жизни ребенка, к его кружкам, школе и ко всему, что нравится самому чаду

Если же ребенок уже посещает школу, не забывайте похвалить его за хорошие отметки и новые достижения. Пусть он видит, что вы горды за него и не сомневаетесь в его способностях. С интересом расспрашивайте его, как прошел очередной день в школе, что нового он узнал на занятиях? Давайте адекватную оценку его поступкам. Если вам показалось, что малыш с чем-то не справился, мягко скажите ему об этом. В будущем ребенок постарается не допустить таких ошибок.

Обсудите с ребенком возможность посещения кружка, который ему интересен или какой-либо спортивной секции. В это время малыш стремится к новым знаниям, учебному процессу он уделяет особое внимание. Ему важно знать, что он занимается важными делами и ощущать, что окружающие в нем нуждаются. Дети, которые проявляют активность, добиваются успехов в спорте или наделены прочими талантами, заслуживают уважение в глазах сверстников. Для ребенка во время кризиса очень важно общаться и поддерживать дружбу со сверстниками.

Родители обязаны оказать малышу поддержку и помощь в самоутверждении как личности. Считайтесь с его мнением и выбором. Дайте ему чуть больше свободы. Если родители будут вести себя правильно, то и тяжелый период для ребенка пролетит легко и быстро.

Действия, которые родителям не следует совершать


Ни в коем случае не срывайтесь на ребенке, это может только усугубить проблему (рекомендуем прочитать: )

В сложный период для малыша родителям категорически запрещается совершать следующие действия:

  1. Не срывайте на ребенке свою злость и не проявляйте грубого отношения. С ним необходимо в спокойной обстановке провести беседу по поводу того, почему он не правильно поступил.
  2. Если ребенок ведет себя грубо, нужно объяснить ему, что такое поведение неприемлемо. Можно даже принципиально с ним не разговаривать, чтобы он почувствовал, насколько он обижает вас таким поведением.
  3. Если малыш повторяет за кем-то ругательное слово, не стоит его ругать. Попробуйте ему истолковать, насколько нехорошо употреблять это слово, или просто не обратите на это внимание, и ребенок больше не вспомнит про него.
  4. Действовать надо незамедлительно. Если вы видите, что малыш нуждается в вашей помощи, мгновенно окажите ее, а ваши дела никуда не денутся.

Ребенок должен чувствовать, что он занимает главное место в жизни родителей, что у вас всегда найдется для него время. Дайте понять малышу, насколько он вам нужен, и вы никогда не оставите его в трудной ситуации.

    Моему сыну сейчас как раз пять лет и мы переживаем кризисный возраст. Прочитав статью, я поняла, что многое делаю неправильно. Ребенок стал очень не послушным, капризным, закатывает истерики, а я не сдерживаюсь, и ругаю его за это. Теперь попробую применить другую тактику, надеюсь поможет!Здравствуйте. Моему сыну 5 лет и 3 месяца. Не слушает меня, огрызается, даже может сказать «дурная». Истерики закатывает, по полчаса не успокаивается. Абсолютно на пустом месте. Я выхожу из себя, повышаю на него голос. В такие моменты, мне кажется, что я его не люблю. Как бы это страшно не звучало. Что делать и как себя вести?

  1. Мне всегда удавалось договориться с сыном. Но сейчас ему 5, и стало очень трудно. Он держит всех в напряжении. Истерики по малейшему поводу. У него меняется настроение 9 раз в минуту. Что делать?

  2. Подскажите как справиться с кризисом пяти лет у мальчика. Если, что не по его плачет и истерит. Хочет чтобы мама все за него делала и жадничает. Как справиться?

    Дочке 5 лет. Она и в раннем возрасте высказывалась по поводу одежды (нравится/ не нравится, в этом пойду в сад/ в этом не пойду), а сейчас делает это постоянно. Это касается всего: одежды, еды, прически. Сборы в садик или на прогулку затягиваются на час. Раньше ее хоть как-то можно было уговорить, сгладить ее недовольство, то теперь она высказывается резко. «Это дурацкое, мне противно, ты делаешь все неправильно». В итоге мы обе не выдерживаем и начинаем говорить на повышенных тонах, дочка закатывает истерику, можешь кинуть вещи, стукнуть меня. Как мне найти к ней подход? Младшая дочка, которой три, смотрит на нее и тоже уже начинает подхватывать.

    У меня двое детей, старшая дочь и младший сын. Моей дочке 5 лет и я заметила, что она последнее время начала ревновать меня и папу к сыну. Бывает, что она что-то спросит и я ей отвечу, например, хорошо она плачет почему ты мне грубо отвечаешь, якобы скажи мне не просто хорошо, а хорошо моя зайка и. т. д. Что вы можете на счёт этого посоветовать?

    Моему сыну 5 только исполнилось, постоянно ругается с младшей сестрой, ей 4 и бьет. Незнаю как бороться с этим и наказываю и объясняю, ничего не помогает, вроде любит и играют вместе, но большее время ругаются, как быть?

По мнению большинства педиатров и детских психологов, 5-6 лет – самый замечательный возраст у детей. Кризис 3 лет давно позади, а до кризиса 7 лет еще есть время на отдых. В этом возрасте детки почти полностью автономны, многое знают и умеют.

Малыши все еще тесно привязаны к маме, но основное время проводят в садике или во дворе со своими новыми друзьями. Однако мамы все равно переживают за своих малюток, и сейчас даже больше, чем обычно – школа ведь не за горами. Что должен знать и уметь ребенок в 5-6 лет, к каким из аспектов развития нужно отнестись серьезнее? Давайте вместе узнаем ответы на эти вопросы!

Развитие ребенка в 5 лет

Малыш в 5 лет – довольно самостоятельная молодая особа. Что должен уметь ребенок в 5 лет, можно узнать из среднестатистических показателей развитиядеток в этот период.

Физические и бытовые навыки

Все физические навыки крохи ориентированы на три основные задачи:

  • скорость;
  • координация;
  • равновесие.


Если с ребенком регулярно занимались, к 5 годам малыш без труда:

  • катается на двухколесном велосипеде;
  • может ездить на самокате и даже роликах;
  • умеет плавать, хорошо задерживает дыхание и ныряет;
  • может выполнять действия в движении (вести мяч, перепрыгивать или оббегать лужи);
  • может прыгать в высоту и длину, скакать на одной ноге;
  • залезает по подвесной лестнице без помощи взрослого;
  • прыгает на скакалке;
  • ритмично двигается под музыку.


Помимо двигательных функций, совершенствуются бытовые навыки.

Ребенок без труда и напоминаний:

  • чистит зубы по утрам и перед сном;
  • моет руки перед едой;
  • заправляет постель;
  • наводит порядок на рабочем месте.
  • вытереть пыль;
  • пропылесосить свою комнату;
  • протереть полы;
  • вымыть посуду.
  • собирает игрушки;


А если за все действия и помощь маме по дому хвалить старательного малыша, он будет помогать вам с огромным удовольствием!

Общение и эмоции

У детей в 5 лет уже есть собственное личное пространство. Более того, уже сформировался круг общения, состоящий из родителей, близких родственников и друзей по садику и двору. Малыш даже делит всех людей по своим категориям:

  • родители;
  • бабушки-дедушки;
  • лучшие друзья;
  • просто друзья;
  • те, кто не нравятся малышу;
  • посторонние люди.

Малыш уже в полной мере способен выражать свои эмоции словами, объяснять причины своего счастья и плохого настроения. Кроха даже знакома (в своем понимании, конечно) с такими проявлениями чувств, как любовь и ненависть.


В 5 лет кроха может:

  • самостоятельно знакомиться с детками;
  • делиться и одалживать игрушки;
  • приводить другому ребенку доводы, почему эта игрушка нужна ему именно сейчас;
  • спорить с ровесниками и родителями по любому вопросу;
  • пытаться отстоять свою точку зрения;
  • сопереживать, если кому-то плохо, радоваться вместе с другим человеком;
  • понимать мамино настроение по одной интонации голоса.

Именно эмоциональному развитию и общению стоит уделять наибольшее внимание в развитии малыша. Это – отправной пункт его последующей социализации в новых коллективах – в школе, в университете, на работе.


Развитие мышления и речи

В 5 лет детки довольно смышленые. Хорошо развито понятие закономерностей, активно развивается логическое и критическое мышление. Многие дети в этот период с огромным удовольствием рисуют. Если показать ребенку в 5 лет, как правильно рисовать тот или иной предмет, он с удовольствием повторит и научится рисовать новый объект уже без вашей помощи.

К 5 годам ребенок должен уметь хотя бы половину из того, что потребуется ему в школе:

  • концентрировать внимание на одном занятии более 15 минут;
  • правильно держать ручку и карандаш, уметь орудовать кисточкой;
  • различать многие цвета и даже оттенки, называть их;
  • знать счет до 10 на пальцах, уметь показывать все цифры на картинках;
  • узнавать буквы на кубиках или в книжке-азбуке;
  • составлять паззл;
  • описывать увиденное на картинке;
  • знать многих животных и птиц, отличать домашнюю фауну от дикой;
  • знать хотя бы 5 разных деревьев, называть их по форме листочка.

В 5 лет детки хорошо говорят, используя при разговоре все части речи. Пользуются понятиями времени, числа, падежами. Единственные несовершенства разговора – возможные выпадения сонорных звуков. Но в 5 лет это еще не критично.


Это далеко не весь перечень «умелок» 5-летнего малыша. Главное – чтобы ребенок развивался, каждый день пополнял багаж знаний и совершенствовал свои навыки. Если кроха не научилась чему-то до 5 лет, у нее еще целый год перед школой, не стоит слишком переживать по этому поводу.

Развитие ребенка в 6 лет

В 6 лет основная задача мамы – научить ребенка всему тому, что он должен знать и уметь к первому походу в школу. Самое главное – малыш должен четко знать:

  • свою фамилию, имя и отчество;
  • имена и место работы родителей;
  • свой домашний адрес и дорогу до школы.

Физические и бытовые навыки

Малыш в возрасте шести лет:

  • активно бегает, меняет направление при беге, не сбавляя скорость;
  • умеет ездить на транспорте – велосипеде или самокате, роликах;
  • хорошо плавает и ныряет;
  • умеет делать зарядку, повторяя упражнения за взрослым;
  • играет в мяч (футбол, баскетбол);
  • занимается спортом (ходит в спортивную секцию).


К бытовым навыкам, освоенным крохой еще в 5 лет, прибавляются:

  • умение складывать и одевать ранец;
  • умение самостоятельно одеться и правильно завязать шнурки, повязать шарф;
  • умение обращаться с лоточками для перекуса, откручивать бутылочку с водой и плотно закручивать крышку, когда попил.

Также ребенка нужно научить следить за своим внешним видом и привить опрятность – вас ведь не будет в школе, чтобы заправить рубашку в брючки или поправить платьице.

Общение и эмоции

Детки в 6 лет без труда заводят новых друзей среди сверстников. Мальчишки и девчонки уже давно умеют:

  • выражать свои эмоции интонацией и громкостью речи, мимикой лица и жестами;
  • сопереживать чужим эмоциям;
  • выражать собственную точку зрения;
  • стоять на своем.

А еще малыш учится конфликтовать со сверстниками и искать выход из подобных стычек.

Важно! Не стоит запрещать малышу ругаться, лучше рассказать ему, как избежать конфликта или свести его на нет.

Развитие мышления и речи

Шестилетки – довольно смышленые малыши. Они уже умеют, или вовсю учатся:

  • писать первые палочки и крючки;
  • рисовать различные картинки;
  • ориентироваться в простых геометрических фигурах;
  • знать счет как минимум до 10, узнавать цифры на рисунках и пытаться их повторить;
  • знать буквы, учить алфавит.



Мышление крохи выходит на новый уровень – ребенок осмысливает информацию, запоминает то, что ему нравится или интересно, строит сложные логические цепочки. Кроха начинает интересоваться природой вещей и различных явлений.

Как морально подготовить ребенка к школе

Практически все, что должен знать ребенок перед школой, ему дадут в подготовительной группе детского сада. Задача родителей – подготовить малыша к новому периоду его жизни морально:

  1. Не перегружайте ребенка письмом или чтением – вы можете приглушить его желание учиться своей настойчивостью.
  2. Подталкивайте кроху к пользованию литературой – в школе книги станут основным источником получения информации, он должен быть к этому готов.
  3. Понаблюдайте за тем, как малыш ведет себя с другими детьми. Самое важное в школе – взаимодействие с коллективом, нужно научить малыша просить, делиться и мириться в случае ссоры.
  4. Играйте с малышом в развивающие игры на школьную тематику, проводите «уроки» – так малышу будет понятнее, что его ожидает в школе, он не будет напуган или шокирован после первых школьных будней.
  5. Отзывайтесь о школе хорошо. Ваше настроение передастся ребенку и «первый раз в первый класс» он пойдет с радостью.


  • Первое, что нужно привить ребенку перед школой – дисциплину. Ведь учительница не будет церемониться с неуправляемым малышом. Но делайте это аккуратно, в первую очередь разберитесь, —как правильно наказать ребенка— за его шалости.
  • В школе поощряют творчество. Ели у вашего ребенка есть тяга к искусству, есть смысл отправить его на курсы в изостудию. Там он найдет новых друзей и впервые попробует влиться в незнакомый коллектив в таком сознательном возрасте.
  • Не пускайте образование ребенка на самотек. Проводите с крохой , 6 лет. Так малыш будет равномерно развиваться, учиться вниманию и усидчивости, что очень поможет ему в школе.
  • Помните – когда ребенок сядет за школьную скамью, начнется новый серьезный период в его жизни. Занятия занятиями, но дайте крохе больше времени, чтобы он как следует наигрался.

Навыки ребенка в 5-6 лет – видео

В этом видео логопед рассказывает, как развивается речь детей в 5-6-летнем возрасте.

В этом ролике показано, как можно играть с детьми 5-6 лет.

В возрасте 5-6 лет малыши уже довольно самостоятельные и независимые маленькие люди. Совсем скоро они отправятся в свой первый класс грызть гранит науки. Самое лучшее, что вы можете сейчас для них сделать – уделять им как можно больше внимания, проявлять заботу, поддерживать крох во всех их начинаниях. Пройдет немножко времени, и вас разлучит школьный звонок.

Постарайтесь до этого дать своему ребенку как можно больше!

А сколько лет вашему малышу? Вы уже активно готовитесь к школе? Если у вас есть идеи игр для подготовки малыша к учебному процессу – поделитесь ими с нами в комментариях!

Если вы являетесь родителем пятилетнего ребенка, то спросите себя, а как складываются ваши отношения с ним? Всегда ли вы понимаете его, интересуетесь тем, что беспокоит малыша? Ведь нередко взрослые оказывают почтение и внимание другим людям, а построить доверительные отношения со своим ребенком не могут. Чтобы понять, как найти правильный подход к человечку пяти лет, для начала нужно вникнуть в психологические особенности развития детей в этот период.

Дети в возрасте 5-ти лет очень любопытны

Психология ребенка в пятилетнем возрасте

Этот этап в жизни малыша принято характеризовать, как переходный: из раннего детства в статус дошкольника. Отмечается активное развитие, познание окружающего мира. Дети в пять лет преодолевают некий перелом, происходит осознание себя, как личности в общественной среде, своих качеств и возможностей. Они более чутко воспринимают отношение к себе со стороны. Все это говорит о том, что у маленького человека формируется собственная самооценка. То, какой она будет, зависит от многих факторов, но в первую очередь от того, что он получает от окружающего мира. Особенно от общения со взрослыми.


Общение с родителями -важны фактор психологического развития

Совет: стоит обратить внимание на свое поведение, как родителя, ведь ребенок очень активно копирует его. Влияют в этом плане и примеры близких родственников (братьев, сестер).


Психологические тесты для 5-ти лет

По своей природе любой малыш желает быть хорошим, чтобы его оценили и похвалили. Поэтому крайне важно поддерживать это стремление как родителям, так и другим взрослым (бабушкам, дедушкам, воспитателям). Если ребенок совершает положительный поступок, это непременно стоит отметить. Но тут главное указать, за что именно вы его хвалите. Ребенок должен понимать, что так делать хорошо и в дальнейшем повторять свои действия.

Эмоциональная и познавательная стороны развития

В возрасте пяти лет продолжает устойчиво развиваться и созревать эмоциональная сфера. Вы можете заметить, что чувства малыша становятся более глубокими. Если прежде он испытывал скорее просто радость от общения, то теперь это выражается в более сложной форме: симпатии и привязанности. А отсюда берут свои корни такие нравственные понятия, как дружба, чуткость, доброта, а со временем и чувство долга.

Ребенок также проявляет способности к размышлению. При этом он может не всегда приходить к правильным выводам.


Эмоциональное развитие детей 5-ти лет

Последуйте тогда такому совету: родители должны с уважением относиться к первым умозаключениям малыша и в ненавязчивой форме корректировать их, если это нужно.


Возраст почемучек - 5-6 лет

Коммуникабельность детей пяти лет

У ребенка проявляется все больший интерес к детям примерно такого же возраста. И от привычного общения только в семье он все чаще переходит на более широкие отношения с окружающим миром.

Нередко дошкольник в этом периоде делит детей на «хороших» и «плохих».

Но так он оценивает их на основании мнения взрослых. Малыши могут дружить, ссориться, обижаться, идти на примирение, даже ревновать, но и помогают друг другу. Все большая потребность возникает у ребенка в признании себя, как личности, уважении в среде остальных сверстников.


Общение со сверстниками - важный компонент развития

Ввиду того что у детей пяти лет в общении со взрослыми преобладает познавательный интерес, то неизбежны масса вопросов, которые они задают. Чаще в характере «почему». Так происходит, потому что именно взрослый является непререкаемым авторитетом, источником знаний.

Полезный совет: важно выслушивать ребенка, ведь, кто как ни родители смогут доступно разъяснить малышу все, что его волнует и пополнить запас его познаний.

Развиваются волевые качества, целенаправленность. С их помощью дети могут преодолевать определенные трудности, которые возникают в этом возрасте. Но наряду с активной самостоятельностью в духе «я сам», ребят нередко настигают и неудачи, при этом обескураживая их. А если промахов немало, то это может привести впоследствии к появлению чувства неуверенности.


Родители должны уделять внимание физическому развитию детей

Как наладить доверительные отношения с ребенком

На самом деле никаких особых знаний и действий в этом вопросе не требуется. Главное – всегда ставить себя на место своего ребенка, стремиться представить мир так, как он его видит. И тогда будет гораздо легче понять, что же хочет ваш малыш, и как именно вы можете ему помочь. Ясное дело, что взрослые не очень помнят, какими они были в пять лет, но что-то в памяти остается. Хорошо бы иногда вспоминать и задавать себе вопросы: «А как я себя вел в этом возрасте? что мне нравилось и т. п.». Проще говоря, посмотрите на мир детскими глазами.


Любознательность в 5 лет - основа интеллектуального развития

Отношения между родителями и детьми – это, так сказать, целое поле для развития таких умений, как забота, помощь, уважение. Ребенок пяти лет восприимчив не только к запоминанию стишков, цифр, букв. С ним действительно можно разговаривать, даже о любви. Просто попробуйте, иногда можно услышать удивительную правду, которую взрослые боятся сказать сами себе. Но чаще в обществе понимается так: да что там может знать ребенок в пять лет.


Сравнение с другими детьми недопустимо

Чтобы понять, как наладить отношения с ребенком, доверять друг другу, нужно помнить некоторые вещи и придерживаться в повседневном общении простых правил.

Принципы правильного подхода к малышу в пятилетнем возрасте

Согласитесь, что даже взрослому будет приятно, когда к нему после тяжелого рабочего дня подойдут, спросят «как дела?», обнимут, согреют добрым словом. Так и с детьми. Поговорите с ними просто по-дружески, спросите, как прошел их день, что было нового в саду, а может, задайте и более глубокие вопросы о том, что их волнует.

Важный совет: если делать это искренне, с любовью, то ребенок обязательно раскроется и ответит вам.

  • Следите за тоном, в котором говорите с сыном или дочкой. Речь должна быть доброжелательной, ободряющей. Даже если малыш чем-то огорчил вас, то прояснить ситуацию можно в спокойном тоне, без криков. Детям в пять лет легче отвечать, когда на них не давят, а стараются понять, почему они так поступили. Если вы что-то объясняете ребенку, делайте это как можно проще, на понятном для него языке. Доступно, четко и однозначно.
  • Всегда выслушивайте ваше чадо. Делайте это внимательно, не вздумайте перебивать, даже если он говорит что-то не совсем логично. Аккуратно поправить сказанное можно после того, как ребенок закончил говорить. И тогда он обязательно примет это к сведению.
  • Установите четкие границы в поведении ребенка, но согласно его возрастным особенностям. Важно, чтоб он понимал: если определенные вещи делать нельзя, то это правило не меняется.

Совет: здесь важно не дать слабину самому взрослому. Если вы сказали, что конфет на сегодня хватит, а потом выдаете еще, то у ребенка не будет устойчивого понятия, а когда же действительно нельзя, разовьется чувство вседозволенности. Дети, на самом деле, любят границы и правила.

  • В отношениях с пятилетним малышом проявляйте максимум терпения. Ведь часто дети сами не знают, чего хотят, и почему так происходит с ними. Они все еще постигают это умение – понимать себя. И нормально, что ребенок может дольше одеваться, убирать, идти, чем вы этого хотите. Кому же понравится, что его постоянно одергивают и торопят?
  • Хорошо, когда родители поощряют любознательность детей. Естественно, что ребенок в 5 лет задает множество вопросов. Здесь есть один нюанс. Малышу обязательно хочется получить ответ. А то, откуда он его узнает, напрямую зависит от взрослого. Постарайтесь стать для него в этом возрасте основным источником правильной информации. Для этого не нужно обладать особой эрудицией. Совет родителям: если вы не знаете, что ответить малышу, предложите вместе поискать это в книжке или хотя бы в Интернете. Но обязательно найдите ответ, иначе он может отыскать его в другом месте. И нет гарантий, что эта информация будет верной.
  • Обращайте внимание на то, чем интересуется ребенок. Старайтесь уловить, к чему он тянется, и развивать эти способности. Можно, конечно, попробовать разные сферы увлечений, а потом постепенно определить, что малышу больше по душе: петь или рисовать, английский язык или коньки. В ребенке должна сохраняться самобытность. Родители не должны навязывать ему интересы.

Развитие способностей и обучение - подготовка к школе
  • Будьте положительным примером для своего малыша. Ведь недаром говорят, что дети – это зеркало родителей. В этом возрасте они все схватывают моментально, и хорошее, и плохое. Так что следите за своими словами, эмоциями, поступками. Но если вы и допустили оплошность в присутствии ребенка, то нужно пояснить, что взрослые тоже могут ошибаться.
  • Никогда и ни при каких обстоятельствах не сравнивайте ребенка с другими. Этот фактор очень влияет на его самооценку. Не следует также постоянно критиковать и ругать ребенка, особенно при других людях. Лучше в спокойном состоянии проговорить ситуацию. Смотреть при этом следует прямо в глаза малышу, но с понимающим взглядом.
  • Не требуйте и не ждите от ребенка того, что он не способен выполнить в своем возрасте. Все должно быть в меру, в том числе, количество правил и ограничений. Когда их слишком много, то он может перестать их замечать.

Развивающие игры - очень важный момент в развити

И последний пункт выделен отдельно. Это игры

С малышами следует играть в добрые, познавательные игры. И строить отношения с ребенком пяти лет лучше всего в такой форме. Это значит, что малыша нужно увлекать тем или иным занятием: уборку превращать в веселое соревнование, кто быстрее сложит кубики; готовку тоже можно превратить в игру, сшить ребенку фартучек, и малыш станет вашим помощником на кухне.


Совместные игры помогут родителям лучше понимать детей

Участвовать нужно и в самих детских играх. Только делать это от души, с любовью, проникнуться этим процессом. Тогда ребенку действительно будет интересно со своими родителями. А это тоже залог добрых отношений с собственным малышом. Помните, что вы и ваш ребенок должны получать радость от общения. Если так и есть, значит, вы на верном пути!

Комментарии 1 Поделиться:

Пять лет – серьезная дата и для ребенка, и для родителей. Дошкольник многому научился, у него проявляется характер, он имеет свое мнение на многое, что его окружает. Кажется, мама и папа могут расслабиться, ведь до начала обучения в школе еще целых два года, да и постоянного внимания, как было в период младенчества, ребенку не требуется. Но быть родителем – это навсегда, поэтому любящим взрослым хочется знать, правильно ли развивается их чадо.

Физическое развитие

Прелестные округлости раннего возраста куда-то исчезли, фигура пятилетнего ребенка вытянулась и похудела. Подвижный малыш активно растет, ему требуется сбалансированный рацион, включающий все необходимые для полноценного развития органов и систем продукты.

Важно, чтобы режим питания, как и распорядок дня оставался таким же строгим, как и в раннем возрасте , так как ребенок быстро обзаводится как хорошими, так и вредными привычками, например, лакомиться сладким в перерывах между приемами пищи, засыпать под телевизор, слишком долго находиться у компьютера за играми.

В возрасте 5 лет дети обычно хорошо владеют всеми основными движениями:

  • бегают разными способами (на носках, с ускорением, спиной вперед);
  • умеют прыгать на одной и двух ногах;
  • лазают;
  • ползают;
  • выполняют гимнастические упражнения.

Движения пластичны, энергичны, скорость преобладает над ловкостью.

Если в три года малыш осваивал трехколесный велосипед, то с пятилетнего возраста ему можно доверить (конечно, при наличии определенных навыков и неплохой координации движений) двухколесный транспорт или самокат. Ребенок может кататься на лыжах, плавать и нырять, с удовольствием участвует в подвижных играх соревновательного характера.

Характер и культура поведения

По утверждению психологов, именно с пяти лет начинает формироваться характер ребенка. Дошкольник быстро и легко усваивает те нормы поведения, которые ему прививают в семье. Поэтому, если взрослые из окружения малыша будут проявлять не самые свои лучшие черты в поведении и общении, то и у ребенка могут в дальнейшем возникнуть проблемы с социализацией. Мама и папа, доказывающие своему чаду, что кричать на людей и обижать беззащитных нельзя, должны своим примером показывать, как вести себя с другими.

Пятилетка умеет осознанно применять свои знания о нормах поведения в обществе, он вежлив, приветлив, добр и внимателен к окружающим. Если в его поведении появляются капризы, истеричные состояния, он позволяет себе грубить или отказывается выполнять просьбы, взрослым следует задуматься: а правильно ли они расставили акценты в воспитании подрастающей личности?

Навыки самообслуживания ребенка пяти лет становятся все более совершенными. Дошкольник умеет поддерживать в порядке свой внешний вид:

  • сам одевается и раздевается;
  • умывается;
  • причесывается;
  • чистит зубы;
  • стрижет ногти.

За столом во время приема пищи ведет себя спокойно:

  • пользуется ложкой и вилкой;
  • не чавкает;
  • аккуратно пьет и кушает;
  • не разговаривает с полным ртом;
  • вытирает рот салфеткой.

Интеллектуальное развитие

Речь

Речь пятилетнего ребенка вполне сформирована:

  • Он строит фразы, согласовывая существительные, прилагательные, наречия и другие части речи в падеже, числе, роде.
  • В словаре не менее 2500-3000 слов.
  • Произношение звуков чистое, дикция четкая, речь выразительная, эмоциональная.
  • Дошкольник заучивает наизусть довольно большие по объему стихи, пересказывает любимые литературные произведения.

В 5 лет ребенок хорошо знает и называет фамилию, имя – свои и родных, возраст, название города, страны, домашний адрес, место работы родителей.

Интерес к новому, пока непознанному, увлекательному не угасает, поэтому возраст «почемучек», начавшийся в 4 года, продолжается. Вопросы становятся более серьезными, требуют от взрослого размышления и логического обоснования.

Если в четыре года родители начали , то к пятилетнему возрасту ему уже несложно читать по слогам или целыми словами. Малыш учится писать печатные буквы, развивая тем самым ловкость и силу пальцев рук – умения, которые пригодятся в школе. Не поздно начать учить читать и в пять лет. Кроме того, «продвинутые» родители могут озаботиться изучением с ребенком – в этот период это довольно эффективно.

Математика

Математические представления не ограничиваются счетом и сравнением групп предметов:

  • Пятилетний ребенок уже умеет считать в прямом и обратном порядке до 10, решать простые задачи в одно действие.
  • Ему под силу освоить значение и написание математических знаков «+», «-», «=», «<», «>».
  • Он понимает, что существуют не только геометрические фигуры, но и объемные тела (шар, куб), а также различает и называет их.

Окружающий мир

Знания об окружающем мире у пятилетнего ребенка не ограничиваются лишь общими понятиями о временах года, частях суток, днях недели, животных, растениях, мебели, одежде, игрушках, транспорте:

  • Он умеет рассуждать, составлять логические цепочки, основываясь на своих знаниях о явлениях природы, действиях человека, привычках животных.
  • Его увлекают красочные детские энциклопедии, развивающие игры, придумывание сюжетов для рисунков и конструирования.

Ева Штиль специально для www.сайт.
При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www..

Добавить комментарий

Возраст 5 лет психологи называют старшим дошкольным возрастом и советуют родителям, прежде всего, обращать внимание на интеллектуальное развитие пятилетнего ребёнка, его познавательные способности и коммуникационные навыки, ведь совсем скоро малышу предстоит одно из важнейших испытаний в жизни – поступление в школу.

Физическое развитие

Пятилетние дошкольники – и мальчики, и девочки — активно растут, почти не поправляясь. О соответствующем возрасту физическом развитии пятилетнего ребёнка можно судить по показателям роста и веса. В норме мальчики пяти лет весят от 16,4 до 19,7 кг, а девочки – от 15,4 до 19 кг. Рост пятилетних малышей должен составлять: от 106 до 116 см (для мальчиков) и от 102 до 111 см (для девочек). Окружность грудной клетки колеблется у пятилетних мальчиков в размерах от 52 до 57 см, у девочек от 51,6 до 56,6 см.

Не менее важны для нормального физического развития и двигательные навыки малыша.

Так, в норме ребёнок в пять лет должен уметь:

  • быстро пробежать 40-60 м;
  • бежать без остановки в течение 60-90 сек;
  • свободно стоять на одной ноге;
  • энергично подпрыгивать на месте на одной или двух ногах;
  • прыгать с продвижением вперед;
  • перепрыгивать через 4-6 параллельных линий, расположенных на расстоянии 40-50 см;
  • спрыгивать с высоты 20-30 см;
  • ловко перескакивать с ножки на ножку;
  • лазать по гимнастической стенке;
  • проходить, сохраняя равновесие, по гимнастической скамейке;
  • перешагивать через препятствия, расположенные на высоте 20-35 см от пола (например, через рейки лестницы);
  • уверенно подниматься и спускаться по лестнице, возможно, с предметами в руках;
  • подбрасывать и ловить мяч и мелкие предметы;
  • бросать мяч на расстояние 2-2,5 м, целясь в горизонтальную цель;
  • бросать мяч вдаль на расстояние от 3 до 6 м поочерёдно правой и левой рукой;
  • начинать осваивать двухколёсный велосипед.

В этом возрасте ребёнок достаточно развит для того, чтобы осваивать новые физические упражнения и новые виды спорта. Это наилучшее время для обучения езде на двухколесном велосипеде, катанию на беговых и горных лыжах, плаванию и даже езде верхом. В то же время необходимо достаточно времени и сил уделять развитию мелкой моторики малыша.

Так, для развития мелкой моторики пятилетний ребёнок должен уметь:

  • свободно обращаться с ручкой, карандашом и кистью;
  • регулировать силу нажима на ручку, карандаш и кисточку, изменять направление движения своей руки в зависимости от формы предмета;
  • аккуратно вырезать ножницами фигуры разной формы;
  • рисовать простые предметы и фигуры с натуры;
  • располагать свой рисунок на всём листе или на определённом участке бумаги;
  • заштриховывать или закрашивать рисунки аккуратно, не выходя за границы их контуров;
  • ориентироваться в тетрадках в линейку или в клетку.

Умственное развитие

В пять лет ребёнок делает большой прорыв в своём умственном развитии. Это важный период подготовки к школе и к требованиям, которые она предъявляет к ребёнку. Интеллектуальное развитие пятилетних детей выходит на первый план и требует постоянных занятий и совершенствования познаний в различных областях.

Математика

В возрасте пяти лет ребёнок должен:

  • знать цифры до 10;
  • пользоваться в речи числительными (порядковыми и количественными);
  • сравнивать в пределах 10 расположенные рядом числа;
  • ориентироваться по листу бумаги;
  • описывать словами местоположение определённого предмета по его отношению к другим предметам и к себе;
  • знать все основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, овал, ромб, прямоугольник);
  • знать арифметические знаки и как ими пользоваться.

Развитие речи

В норме ребёнок пяти лет должен:

  • членораздельно и правильно произносить все звуки;
  • говорить выразительно и не спеша;
  • составлять рассказ, исходя из собственных воспоминаний и опыта;
  • составлять по рисунку рассказ из 5-6 предложений;
  • запоминать считалочки;
  • узнавать хотя бы половину букв алфавита;
  • пользоваться прошедшим, настоящим и будущим временем.

Окружающий мир

В этом возрасте ребёнок должен:

  • знать собственные имя и фамилию, имена, фамилии и отчества родителей и близких людей из своего окружения;
  • знать, какого он пола;
  • знать название свой страны, города и свой личный домашний адрес;
  • знать свой возраст;
  • знать возраст родителей;
  • знать названия всех основных профессий и их отличительные особенности;
  • знать, кем работают родители;
  • знать главные правила дорожного движения;
  • называть группу предметов одним обобщающим словом;
  • знать и называть последовательность времён года;
  • знать и называть месяцы;
  • знать и называть последовательность времени суток;
  • знать и называть последовательность дней недели;
  • понимать, что значит живая и неживая природа.

Психическое развитие

К пяти годам малыш взрослеет на ваших глазах. Теперь он всё чаще контролирует собственное поведение, согласно усвоенным правилам и нормам. Он может самостоятельно отличить хороший поступок от плохого, проявляет чувство справедливости и сострадания. В этом возрасте он задаёт вполне взрослые, серьёзные вопросы. Например, о смерти. Ребёнок начинает беспокоиться обо всём живом, что его окружает, жалеет одиноких людей и оставленных животных. Очень часто пятилетние малыши приносят домой бездомных котят и щенков. Они боятся любого проявления смерти и пытаются помочь тем, кому могут. Именно так у пятилетних малышей, как утверждают психологи, проявляется чувство одиночества и опасение конца своей собственной жизни и жизни окружающих.

Продолжают развиваться и основные психические функции ребёнка.

Внимание

В 5 лет ребёнок должен:

  • удерживать одновременно в поле зрения не менее 6-7 предметов;
  • самостоятельно выполнять задание по предложенному взрослым примеру;
  • самостоятельно находить 4-5 пар одинаковых предметов;
  • выполнять, не отвлекаясь, определённые задания в течение 10-12 минут;
  • находить не менее 7-8 отличий между предложенными предметами;
  • самостоятельно складывать картинки, пазлы или открытки, разрезанные как минимум на 9 частей;
  • по образцу собирать из конструктора любую конструкцию или фигуру.

Мышление

В 5 лет ребёнок должен уметь:

  • самостоятельно определять последовательность событий;
  • находить среди предложенных четырёх предметов один лишний и пояснять свой выбор;
  • подбирать слова-синонимы и слова-антонимы;
  • находить и пояснять несоответствия на картинках;
  • находить и пояснять отличия между явлениями и предметами;
  • решать предложенные логические задачи и отвечать на замысловатые вопросы.

Память

В 5 лет ребёнок должен уметь:

  • запомнить 6-8 рисунков за определённое количество времени (от 1 до 2 минут);
  • пересказывать близко к содержанию небольшой рассказ;
  • знать и рассказывать наизусть несколько стихов;
  • сравнивать по памяти два различных изображения.

Навыки самообслуживания

Пятилетний ребёнок – достаточно самостоятельный маленький человек, способный самостоятельно одеваться и обуваться, причёсываться, чистить зубы и умываться. Кроме того, он должен приучаться к дисциплине и выполнению несложных поручений по содержанию в порядке своих вещей и комнаты.

Так, в возрасте пяти лет ребёнок может самостоятельно убирать свою постель, содержать в порядке свои игрушки – складывать их после игры и даже вытирать пыль на полках, где они стоят. Способен пятилетний малыш и оказать посильную помощь по дому: полить цветы, вымыть подставки из-под цветочных горшков, протереть пыль в квартире и даже пропылесосить или подмести пол. С особым удовольствием пятилетние малыши помогают взрослым в сервировке стола, приготовлении блюд и украшении дома к празднику.



  • Разделы сайта