Классификатор горных лыж: карвинговые, универсальные, фрирайдные. Рекомендации при выборе горных лыж или как выбрать горные лыжи Карвинговые лыжи для продвинутых

Существует не одна условная классификация горных лыж, имеющая право на жизнь. Более того, сами производители от сезона к сезону зачастую делают рокировку своих моделей, перемещают их в каталогах из одной категории в другую. Представляем условную классификацию от нашего эксперта Сергея Гарибова , которая поможет сориентироваться в разновидностях горных лыж и каталогах производителей.

Карвинговые горные лыжи

Резаный поворот в исполнении прорайдера Fischer Александра Гордеева.

Карвинговые (трассовые) горные лыжи — тип лыж, предназначенный для катания по подготовленным склонам (on piste). Такие лыжи повторяют геометрию спортивных лыж, однако они более комфортные, более мягкие на прогиб и не такие жёсткие торсионно, не такие «строгие» (то есть «прощают» некоторые ошибки), как спортивные лыжи.

Такие лыжи обеспечивают возможность катания глубокими дугами, короткими или широкими. Обычно ширина талии трассовой лыжи находится в пределах 68-78 мм. Трассовые лыжи имеют глубокий боковой вырез — радиус поворота лыжи от 10 до 19 метров.

Что такое карвинг

Теоретически, для хорошей трассовой лыжи такая геометрия вместе с правильным распределением жёсткости лыжи обеспечивает ей лёгкость вхождения в поворот и возможность проходить весь склон «на кантах», без проскальзывания лыжи вбок. Эта техника выполнения поворота (без бокового проскальзывания) называется «карвинг» и считается современной горнолыжной техникой. Возникла она вместе с появлением карвинговых лыж (лыж с глубоким боковым вырезом) во второй половине 1990-х. Как сейчас принято говорить, на рубеже веков в горных лыжах произошла «карвинговая революция». При катании на карвинговых лыжах горнолыжник более равномерно загружает обе лыжи в отличие от классической техники с нагрузкой в повороте на одну, внешнюю к повороту, лыжу. При катании на современных лыжах в среднем 60% нагрузки ид`т на внешнюю в повороте лыжу, 40% — на внутреннюю.

Переход к карвинговым лыжам привёл к нескольким серьезным последствиям:

  1. Упростилось первоначальное обучение горнолыжной технике, и, соответственно, выросло количество горнолыжников.
  2. Увеличилась средняя контролируемая скорость горнолыжников и вообще возможности лыжников на склоне и, соответственно, удовольствие от катания.
  3. Уменьшился отток горнолыжников в сноубординг (тут ещё сыграло роль одновременное появление широких лыж и твинтипов).

Саша Гордеев карвит на фрирайдных (!) лыжах Fischer Big Stix 122 (ростовка 190 см, радиус поворота 20 м).

Для чего нужны карвинговые лыжи

Карвинговые лыжи идеально подходят для первоначального обучения горнолыжной технике. Если человек имеет хорошие физические данные, реально настроен и хочет научиться кататься, ему надо помочь в его намерении, подобрав ему «правильные» лыжи. В каком смысле «правильные»? В таком, чтобы лыжи сами помогали ему осваивать современную горнолыжную технику — технику резаного поворота, то есть карвинг.

Трассовые (карвинговые) лыжи хорошо подходят для катания на мягком или жёстком (ледянистом) подготовленном склоне, но не для катания по глубокому или неподготовленному снегу.

Для начинающих и продолжающих горнолыжников карвинговые лыжи выбирают обычно на 10-20 см короче роста горнолыжника (в зависимости от веса лыжника, его опыта, скорости катания и предпочтительного радиуса поворотов). Для опытных лыжников для катания в горах большими дугами на больших скоростях выбираются лыжи в рост и выше на 10-20 см с большим (15-20 метров) радиусом поворота. На небольших склонах и частых поворотах — короткие лыжи (меньше роста) и с радиусом 10-13 метров.

Дело в том, что кроме всех вышеупомянутых классификаций, ВСЕ лыжи делятся на три больших класса:

  1. Лыжи, которые хорошо выполняют резаный поворот, хорошо карвят.

Это, в первую очередь, спортивные лыжи (race), экспертные трассовые лыжи, трассовые лыжи для продвинутых лыжников, иногда (лучшие) трассовые лыжи для продолжающих и начинающих лыжников. То есть эти лыжи предназначены для тех, кто любит скорость на подготовленном склоне.

  1. Лыжи, которые хорошо идут с боковым проскальзыванием.

Ко второму классу обычно относятся все лыжи для начинающих, для детей, для всех, кто хочет кататься на низких скоростях. Эти лыжи приспособлены для того, чтобы контролировать скорость с помощью бокового соскальзывания. В этот же класс попадает большинство фрирайдных лыж, парковые лыжи, большая часть универсальных (All mountain) лыж. Фрирайдеры и универсальные лыжники экспертного уровня, катающиеся на огромных скоростях в сложных снежных условиях тоже нуждаются в контроле скорости с помощью бокового проскальзывания.

  1. Лыжи универсальные по технике, то есть отлично карвят и при этом легко идут повороты с боковым соскальзыванием.

К третьему классу относится небольшое количество лучших трассовых и универсальных (All mountain) лыж и ещё меньшее количество фрирайдных лыж.

Универсальные горные лыжи (All mountain)

Большинство лыжников хотят иметь одну пару лыж «для всего». Это нормальное желание для любого «нормального» (среднего) лыжника, чтобы во время поездки в горы на этих лыжах можно было и по трассе прохватить, и по буграм поскакать, и, если вдруг снег выпадет, за пределы трасс выбраться. Надо себе признаться, что таких лыжников большинство. Для них производители и делают этот самый массовый класс лыж.

All-mountain / All-terrain / Allround skis — универсальные горные лыжи. Они достаточно хорошо себя ведут на утрамбованных ратраком склонах, также они прекрасно ведут себя на разбитых склонах, на мягких буграх и в неглубокой целине. Однако в каждой из этих ситуаций они значительно уступают специализированным моделям.

Ширина талии универсальных лыж обычно в пределах 78-100 мм. Радиус поворота этих лыж обычно варьируется от 13 до 21 метров. Длина универсальных лыж обычно подбирается в диапазоне рост горнолыжника +/-10 см. Класс этих лыж достаточно разнообразен, потому что само понятие универсальности каждый толкует по-своему. Для кого-то важнее поведение на подготовленном склоне, для кого-то — на буграх, поэтому достаточно сложно сформулировать общие для класса свойства универсальных лыж. Но я попробую:)

Ширина универсальных лыж

Ширина лыжи 78-100 мм — однозначно больше, чем у лыжи для подготовленных склонов, но меньше, чем у фрирайдной лыжи. То есть на этих лыжах легче кататься в неглубокой целине, чем на трассовых лыжах, но гораздо труднее, чем на фрирайдных. Чем больше нацеленность универсальных лыж за пределы трассы, тем шире талия. Золотой серединой для экспертных универсальных лыж я считаю талию в 86-95 мм. При такой ширине лыжи все еще достаточно легко и быстро перекантовываются, позволяя карвить, и в то же время, эта ширина вполне достаточна для катания в легкой альпийской целине.

Универсальность по технике и боковой вырез

Универсальные лыжи должны быть универсальны не только в плане поверхности, по которой предстоит кататься, но и по технике катания. То есть на лыжах должно быть легко кататься не только современной карвинговой техникой (резанные повороты), но и «классикой» (повороты с боковым проскальзыванием, контролирующие повороты, «годиль-торможение»). Для этого зачастую используется технология прогрессивного бокового выреза, который дает агрессивный вход в поворот на жестком склоне, прощающее поведение в целине и разбитом снегу.

Благодаря прогрессивному боковому вырезу лыжестроителям удалось объединить агрессивную геометрию с широкой талией. Стандартный боковой вырез является фрагментом дуги правильной окружности. Другими словами, радиус бокового выреза остается неизменным в любой его точке, от носа лыжи до ее хвоста. Это хорошо работает на лыжах с узкой талией, но становится проблемой на широких лыжах, особенно на сложном снегу.

Прогрессивный боковой вырез, в свою очередь, имеет более сложную форму — его радиус увеличивается при движении от носа лыжи к ее хвосту. В результате, благодаря уменьшенному радиусу передней части бокового выреза мы получаем уверенный и быстрый вход в поворот на жестком подготовленном склоне, тогда как увеличенный радиус задней части бокового выреза обеспечивает более прощающее поведение и менее агрессивную форму поворота, что упрощает сброс пяток в разбитом снегу и целине.

В связи с этим эти лыжи обычно хуже приспособлены для первоначального обучения новичков современной горнолыжной технике, чем трассовые модели. Новички очень боятся скорости, а универсальные лыжи провоцируют их делать повороты с боковым проскальзыванием и мешают закреплению карвинговых навыков, которые считаются базовыми в современной горнолыжной технике. Гораздо проще научиться сначала карвингу, а потом освоить «классику», чем наоборот. Я хочу сказать, что обычно хорошие универсальные лыжи предназначены для уровня не ниже продолжающих и продвинутых лыжников.

Радиус поворота

Радиус поворота средний, наиболее распространен радиус 15-16 метров. Больше, чем на слаломных лыжах, но меньше, чем на лыжах для слалом-гиганта или фрирайда.

Рокер на универсальных лыжах

В последнее время на всех лыжах (в том числе и на карвинговых) используется технология рокер. На универсальных лыжах он тоже обычно используется для того, чтобы увеличить проходимость, стабильность лыж при езде по разбитым склонам и плавучесть лыжи при выезде в целину.

В чем же отличие рокера на универсальных лыжах? Ответ прост: на универсальных лыжах зона раннего подъема носка короче, чем на фрирайдных лыжах (обычно не превышает 300 мм, на фрирайдных лыжах легко достигает 500-700 мм) и высота подъема носка меньше, чем на фрирайдных лыжах. Рокер на универсальных лыжах бывает как передний (Tip Rocker), так и двойной (Double Rocker), реже используется низкопрофильный полный рокер (Full Rocker Low использует Volkl в своих All mountain лыжах).

Для чего нужны универсальные лыжи

По большому счёту, All-mountain лыжи можно охарактеризовать двумя словами: лыжи идеально подходят для разбитых склонов (Чегет, Домбай, Альпийские курорты после 13:00 по среднеевропейскому времени).

Лыжи для фрирайда

Руководитель отдела маркетинга компании Fischer Александр Каниовский на фрирайде в Заальбахе.

Фрирайд (англ. Freeride) — катание на горных лыжах или сноуборде вне подготовленных трасс и, как правило, вне области обслуживания горнолыжной индустрии.

Считается, что именно при катании по нетронутому снегу наиболее полно раскрываются все возможности горных лыж и сноуборда. Вместе с тем, внетрассовое катание сулит и немало опасностей, связанных с незнакомой местностью, например, возможность схода лавин. Новичкам не следует торопиться с выходом за пределы трассы в горах, для этого следует иметь определенные навыки владения техникой катания.

Фотографии из личного архива Сергея Гарибова.

С каждым годом людей всё больше привлекает . В отличие от ленивого отдыха он даёт возможность получить порцию экстрима в условиях чистого горного воздуха и великолепных видов. А современное оборудование для лыжников даёт толчок в развитии новых стилей катания. Одним из распространённых способов катания на лыжах является техника карвинг.

Что же это?

Карвинг является стилем , который характеризуется отсутствием бокового проскальзывания лыж в повороте. Этот стиль появился благодаря особой форме лыж с широким носком, широкой пяткой и узкой талией, а также благодаря появлению новых материалов, которые устойчивы к силам, скручивающих лыжу вдоль ее оси под нагрузкой. Также появлению этого стиля способствовало повышение уровня качества подготовки склонов на курортах: наличие идеально ровного “вельвета” после обработки снега специальными машинами стало стандартом.

Само слово карвинг (carving) значит «резать». Это название возникло потому, что лыжи, наклоненные в повороте, как бы режут кантами склон, оставляя ровные глубокие борозды, в отличие от обычного катания, когда лыжи в повороте немного проскальзывают поперек движения, снижая скорость и оставляя более широкие и не такие глубокие следы.

Чтобы выполнять такие манёвры, понадобится использовать «приталенные» модели лыж, о которых мы упоминали выше. Такая техника раньше была возможна только на высоких скоростях, на которых катались лишь профессиональные спортсмены. А с появлением новых приталенных лыж она стала доступна обычным любителям, причем любого возраста. Все просто: поставленная на кант лыжа, на которую давит вес лыжника в ее середине, прогибается, впиваясь носком и пяткой в плотный ровный снег, и приобретает форму дуги. Эта дуга сама ведет лыжника в повороте, не требуя от него никаких дополнительных движений.

Степень приталенности лыжи влияет на оптимальный радиус поворота лыжника: чем сильнее приталена лыжа, тем меньше радиус поворота. На всех современных моделях лыж указаны все характеристики: ширина носка, талии, пятки и оптимальный радиус поворота.

Особенности стиля

На практике в таком стиле можно выполнять как быстрые и короткие повороты, так и длинные. В случае первого вида лучше использовать небольшие лыжи уменьшенной ростовки. Их радиус поворота обычно 11-16 метров, за счёт чего они будут манёвренней, хотя на большой скорости устойчивость будет хуже. В случае же больших дуг лучше использовать более длинные лыжи с повышенной жёсткостью и радиусом поворота 17-20 м.

Чтобы использовать такой вид езды, понадобятся:

  • современные лыжи. Многие модели предназначены конкретно для карвинга. На таких лыжах ширина талии не превышает 68 мм. В них заметна большая разница по ширине между передней, средней и задней частью изделий. Такая конструкция обеспечивает лёгкость движения по плотному укатанному снегу.
  • подходящая техника. Кому-то проще управлять по классическим методикам, другим - по современным.
  • соответствующий склон для карвинга. Он должен быть правильно подготовлен и ухожен: обычно это довольно пологий склон, идеально заглаженный ратраком (снегоуплотнительной машиной).

Лучше всего для карвинга подходит обучение на специальных участках. Как мы уже упоминали, их особенность – в небольшом уклоне и отсутствии резких спадов. Лучше всего учиться по утрам, потому что ратраки укатывают снег по ночам, и именно утром состояние снежной поверхности идеально. Для обучения карвингу существуют специальные курсы, которые предлагают инструкторы на курортах.

Тонкости процесса

Прелесть карвинга заключается в том, что он легок для освоения. В отличие от традиционной техники, когда лыжнику приходится разгружать лыжи за счет сгибания коленей и делать вращательный импульс при входе в поворот, карвинг этого не требует. Достаточно просто поставить лыжу на кант (наклонить), она прогнется и сама поведет вас по дуге. Это возможно на самой маленькой скорости, поэтому страх не мешает обучению.

Если старая методика обучения использовала упор и плуг, беря на вооружение многолетний опыт, то в современной трактовке выработаны свои методы. Они отрекаются от классического способа и ориентируются на использование более простых и интуитивно понятных движений.

Поставьте лыжи на канты, и они сами поедут по дуге, впиваясь в снег, а ваша задача – только соблюдать баланс, наклоняя корпус внутрь поворота. Поскольку лыжи не проскальзывают, скорость будет нарастать довольно быстро, и вам придется наклоняться внутрь поворота сильнее. Лыжи лучше вести в широкой стойке, чтобы одна нога не мешала другой. Как и в классической технике, вес лыжника больше сосредоточен на внешней лыже.

При этом, если скорость возрастет, лыжи будут сильнее и надежнее впиваться в снег, потому что сила давления на лыжу возрастет. Лыжи будут резать снег, оставляя узкие и глубокие следы кантов. Внутренняя в повороте нога будет согнута заметно сильнее, чем внешняя, потому что лыжник почти ложится бедрами на снег.

Имейте в виду, что карвинг на высокой скорости может быть опасен, если вокруг много катающихся. Лыжник меняет направление движения более чем на 90 градусов и заканчивает повороты, двигаясь на высокой скорости практически поперек склона, поэтому его траекторию бывает трудно предсказать. Это еще один довод в пользу утреннего катания, когда на склонах еще немного людей.

Не забывайте о шлеме и правильной регулировке креплений, которые спасут ваши ноги от травмы, отстегнув лыжи в случае вашего падения.

Успехов вам в освоении карвинга!

Прежде чем присматривать конкретные лыжи, нужно определиться, чем вы планируете заниматься на горных склонах.

Как выбрать горные лыжи по назначению

Карвинговые или трассовые лыжи (Carving)

Карвинговые лыжи Dynastar. evo.com

Эти лыжи предназначены для катания по готовым горнолыжным трассам, позволяют с лёгкостью входить в крутые повороты и ехать карвинговой техникой - не на всей скользящей поверхности, а только на кантах (узкие металлические полоски по краям лыжи, с помощью которых совершаются повороты).

В отличие от гоночных, карвинговые лыжи более мягкие и допускают езду с несовершенной техникой. Поэтому их можно выбирать новичкам и тем, кто предпочитает подготовленные склоны.

Что купить

Лыжи для профессиональных гонок (Racing)


Гоночные лыжи Salomon. evo.com

Это специальные карвинговые лыжи для слалома (SL), слалома-гиганта (GS), суперслалома (SG) и скоростного спуска (DH). Модели сильно отличаются по геометрии и особенностям, рассчитаны на спортсменов и стоят немало.

Что купить

Универсальные лыжи (All-mountain, All-terrain)


Универсальные лыжи Armada. evo.com

Эти лыжи подходят и для катания на утрамбованных склонах, и для фрирайда по целине, и для спуска по горнолыжным трассам. Такие лыжи уступают специализированным, однако их возможностей вполне хватит для комфортного любительского катания.

Что купить

Лыжи для фрирайда (Big-mountain, Backcountry)


Лыжи для фрирайда Salomon. evo.com

Это более широкие лыжи для катания по неподготовленным склонам. Увеличенная ширина лыж удерживает фрирайдера на глубокой пушистой целине, а также позволяет совершать прыжки со скал без ущерба для здоровья.

Что купить

Лыжи парковые, для фристайла (Park & Pipe, Freestyle)


Парковые лыжи Moment. evo.com

Это лыжи, предназначенные для акробатики и прыжков с трамплинов в специальных парках, прохождения могульных трасс.

Часто парковые лыжи представляют собой модели Twin-tip с одинаково загнутыми носком и пяткой. В таких лыжах фристайлер может комфортно приземляться после прыжка с трамплина и спиной, и лицом.

Что купить

Определившись с назначением лыж, можно приступать к подбору конкретной пары. При этом нужно учесть несколько параметров: длину, жёсткость и радиус бокового выреза.

Мы не будет рассматривать лыжи для профессиональных гонок, поскольку они подбираются в соответствии с конкретной спортивной дисциплиной, да и профи не нуждаются в рекомендациях. Лучше сосредоточимся на выборе инвентаря для начинающих и прогрессирующих .

Параметры горных лыж

Длина

Длина горных лыж зависит от их назначения и ширины талии - самого узкого места лыжи.

  • Карвинг, фристайл . Чтобы подобрать по высоте карвинговые или парковые лыжи, отнимите от своего роста 5–10 см.
  • Фрирайд . Если вы выбираете менее широкие лыжи (с талией 80 мм), отнимайте от своего роста 5 см. Если более широкие (талия от 90 до 110 мм), прибавляйте 10 см.
  • Универсальные . Если вы выбираете лыжи с талией менее 85 мм, отнимите от своего роста 10 см. Если талия больше 85 мм, подходящая длина будет составлять от –5 до +5 см к вашему росту.

Жёсткость

Жёсткие лыжи позволяют развивать высокую скорость, не теряя устойчивости, в том числе и во время поворотов. Однако, чтобы кататься на жёстких лыжах, нужна хорошая техника.

Карвинговые лыжи обладают большей продольной и торсионной жёсткостью, чем универсальные. За счёт этого компенсируется центробежная сила, которая возникает на высокой скорости. При недостатке жёсткости не получится сделать чёткий поворот: лыжи будут срываться на боковое скольжение.

Чем больше вес, тем более жёсткие лыжи нужны, чтобы его удержать.

Новичкам и любителям удобнее будет ездить на мягких лыжах, например универсальных. Они позволяют допускать ошибки в технике и обеспечивают более комфортное катание. Кроме того, чем жёстче лыжа, тем выше цена, поэтому для любительского катания предпочтительнее выбирать мягкие.

Как правило, показатели жёсткости лыжи указываются в карточке товара или на бирке лыжи.

Радиус бокового выреза

Радиус бокового выреза (Sidecut) зависит от геометрии лыжи. Чем больше радиус, тем шире дуга, по которой пройдут ваши лыжи.

Карвинговые лыжи разделяются на несколько видов в зависимости от стиля катания. Слаломные имеют короткий радиус - 9–12 метров, что позволяет передвигаться небольшими дугами. Длиннорадиусные лыжи с показателями 17–25 метров предназначены для широких склонов и позволяют развивать большую скорость.

Существуют и среднерадиусные лыжи с показателями от 12 до 17 метров. За счёт уменьшенного радиуса эти лыжи лучше слушаются на поворотах и, в отличие от длиннорадиусных, позволяют кататься на довольно тесных, забитых людьми склонах.

Радиус универсальных лыж составляет от 15 до 18 метров. Такой радиус подойдёт для тех, кто только осваивает горнолыжные спуски.

За счёт увеличенной ширины лыжи для фрирайда имеют большой радиус бокового выреза - около 20 метров. Такие модели лучше выбирать подготовленным лыжникам.

Конструкции горных лыж

Сейчас различают три основные конструкции горных лыж и множество смешанных вариантов.

Сердечник таких лыж, как правило, состоит из нескольких слоёв дерева и синтетических материалов и усиливается сеткой из угле- или стекловолокна.

С боков сердечник закрывается пластиковыми стенками, сверху - декоративной планкой, а снизу - скользящей поверхностью. За счёт нескольких слоёв сердечника повышается прочность лыжи и увеличивается амортизация.

В отличие от Sandwich, такие лыжи не имеют боковых и декоративных планок, а сердечник закрывается одной монолитной конструкцией, которая доходит до кантов.

Cap обеспечивает меньший вес и большую торсионную жёсткость лыжи, что, в свою очередь, увеличивает её управляемость. Кроме того, производство менее затратно, а потому такие лыжи продаются по более низким ценам.

Monocoque (монокок)

Это разработка бренда Salomon, цельный композитный корпус, к которому приклеивается скользящая поверхность. Внутри корпуса установлен сердечник из дерева или лёгких синтетических материалов.

Лыжи, изготовленные по технологии Monocoque, обладают высокой торсионной жёсткостью и небольшим весом, что обеспечивает устойчивость на поворотах и меньшую чувствительность к неровностям трассы.

Помимо этих трёх конструкций, есть большое количество смешанных вариантов. Например, Monocoque-Sandwich или даже Cap-Sandwich, когда середина лыжи выполнена по одной технологии, а концы - по другой.

Материалы горных лыж

Сердечники горных лыж изготавливаются из лёгкого дерева, простой пены или сочетания древесины и синтетических материалов.

Деревянные сердечники отлично гасят вибрации, обеспечивают хорошую управляемость лыжи и равномерную упругость по всей длине.

В более дешёвых лыжах можно встретить сердечники из пены. Например, лёгкой синтетической пеной заполняется конструкция Cap. Пена не обеспечивает такой стабильности и упругости, как дерево, зато весит меньше.


Сердечник из пены. backcountry.com

Следующий слой - оплётка сердечника из композитных материалов. От неё в большей степени зависит жёсткость лыжи. Оплётка выполняется из стекловолокна, карбона и волокон других материалов в сочетании с эпоксидной смолой. Для увеличения жёсткости оплётку могут дополнить металлическими пластинами из лёгких сплавов, например алюминия и титана.

В производстве скользящей поверхности тоже применяются комбинированные материалы. Например, полиэтилен с добавлением графита. Графит позволяет уменьшить электростатический заряд, из-за которого к скользящей поверхности пристают мелкие ледяные кристаллы и грязь, а полиэтилен обеспечивает лучшее сохранение мази на поверхности .

Как выбрать крепления к горным лыжам

Выбор креплений зависит от нескольких параметров.

1. Стандарт крепления. Различают несколько стандартов креплений, которые подходят для ботинок с подошвой определённого типа:

  • Крепления Alpine . Подходят для подошвы стандарта ISO 5355. Этот стандарт распространяется на большинство ботинок для трассового катания.
  • Рамные крепления . В таких креплениях передняя и задняя часть соединены рамой. За счёт этого лыжник может не только ездить с полностью закреплённой стопой, но и отстегнуть пятку, чтобы идти на лыжах, например подниматься в гору. Большинство таких креплений совместимы с подошвой стандарта ISO 9523 (Touring).
  • WTR (Walk to Ride) . Разработка компании Salomon. Крепления для ботинок с более высокой подошвой WTR, оснащённой протектором для удобной ходьбы.
  • MNC (Multi Norm Compatible) . Эти крепления подойдут для любого стандарта подошвы: ISO 5355, ISO 9523 и WTR.

2. Эластичность крепления . Это максимальное усилие, при котором крепление не расстегнётся, а вернёт ботинок на место.

Крепления для карвинговых лыж обладают небольшой эластичностью. Достаточно сместить ботинок на 1 см, и всё отстегнётся.

Крепления для фрирайда эластичнее, поскольку во время езды на широких лыжах по неподготовленным склонам они испытывают большую нагрузку. Чтобы отстегнулось фрирайдное крепление, ботинок должен подвинуться в сторону на 2,5–3 см.

3. Ширина ски-стопа . Ски-стоп (ski-stop) - это металлическая скоба, которая нужна для торможения, если отстегнётся лыжа. Выглядит как две проволоки по бокам креплений.

Талия (самое узкое место) лыжи должна быть уже, чем ски-стоп. Иначе у вас не получится надеть крепление на лыжу.

Если же скоба ски-стопа будет слишком широкой, она будет выдаваться далеко за границы лыжи и цепляться за снег при катании. Поэтому крепление для лыж подбирайте только после того, как выберете сами лыжи.

4. Особенности закрепления на лыже . Крепления устанавливаются на лыжах разными способами.

  • С помощью шурупов . Это наиболее надёжный способ установки. Минус: вы не сможете использовать несколько лыж с одним креплением. Кроме того, шурупы немного нарушают структуру лыж, так что, если вы захотите поменять крепления, от старых останутся дырки.
  • На платформе с отверстиями . На некоторых моделях лыж есть платформа для креплений. В таком случае лучше купить крепления от того же производителя: отверстия платформы совпадут с креплениями и вам не придётся тратить много времени на установку.
  • На платформе без отверстий . Если на лыже закреплена платформа без отверстий, к ней подойдут любые крепления, поскольку отверстия вы будете делать сами.
  • На платформе с направляющими . Для таких платформ нужны специальные крепления, которые надеваются на направляющие, после чего затягивается винт. Такие крепления легко меняются под размер ботинка, что может пригодиться, если на одних лыжах катаются несколько человек.

Как выбрать палки

1. Материал . Палки могут изготавливаться из алюминия или углепластика и стекловолокна. Выбирая модели из алюминия, обращайте внимание на цифры на палке. Например, 5086 или 6061 - это указание сплава. Чем больше число, тем более жёсткий и прочный сплав.

Модели из углепластика и стекловолокна легче, прочнее и дороже алюминиевых, однако и они не вечны: если повредить палку из композитных материалов острым кантом лыжи, она быстро сломается под нагрузкой.

2. Форма . Палки для обычного катания - прямые. Для скоростных спусков, например слалома-гиганта, - изогнутые. Такая форма позволяет спортсменам во время спуска убирать кольца палок за спину, повышая аэродинамичность.


the-raceplace.com

3. Размер и форма колец . Кольца внизу палки созданы для того, чтобы палка не уходила глубоко в снег. На моделях для фрирайда установлены большие кольца, чтобы палка хорошо держалась на мягком, пушистом снегу. Палки для трассового катания оснащены мелкими кольцами, которые не будут мешать и цепляться за ботинки во время катания.

Некоторые производители делают палки со сменными кольцами для разных условий катания.

4. Длина палки . Это самый важный показатель.

Чтобы выбрать идеальную длину, переверните палку и возьмитесь за неё под кольцом. Если в таком положении между предплечьем и плечом образуется прямой угол, эта палка вам подходит. Некоторые специалисты советуют прибавить к этой длине 5–7 см, чтобы учесть погружение палки в снег.

Прежде чем выбирать палки, наденьте горнолыжные ботинки: они добавят к вашему росту несколько сантиметров.

Что касается темляка (ремешка, который закрепляет палку на руке), надевать его не советуют. Во время падения крепления лыж автоматически отпустят ваши ботинки, но вряд ли вы сможете так же быстро снять темляки с запястий. А это чревато травмой. Поэтому вы вполне можете выбрать палки без темляков или отрезать их после покупки.

Что купить

Параметры горнолыжных ботинок

Для начала мы расскажем, какие характеристики есть у горнолыжных ботинок, а затем разберём, как выбрать ботинки в зависимости от вашего стиля катания.

Жёсткость

Эта характеристика говорит о том, сколько усилий нужно приложить, чтобы изменить угол наклона голенища ботинка. Чем более жёсткий ботинок, тем лучше усилия ваших мышц передаются лыжам.

Мягкие ботинки гасят усилия за счёт изгибания голенища. В результате снижается управляемость лыжами.

Чем более жёсткие ботинки вы купите, тем проще будет управлять лыжами.

Однако у жёстких ботинок есть недостаток: во время катания они могут натирать ноги, вызывать боль и отёки. Поэтому новичкам не советуют покупать слишком жёсткие ботинки.

Тип подошвы

Стандарт ISO 5355. Большинство горнолыжных ботинок (карвинговые и спортивные) имеют подошву этого стандарта.


Подошва стандарта ISO 5355. ebay.com

Touring (ISO 9523). Стандарт ботинок для ски-тура или путешествия по пересечённой местности с подъёмами и спусками. Такие ботинки имеют более высокую прорезиненную подошву с глубоким протектором. Иногда обувь продаётся со сменными накладками, которые позволяют использовать её с обычными креплениями.


Подошва стандарта Touring. gearinstitute.com

WTR (Walk to Ride) - это стандарт ботинок для фрирайда, для которых нужны специальные крепления WTR. Некоторые модели таких ботинок можно использовать и с креплениями Touring.


Подошва стандарта WTR. lugaresdenieve.com

Ширина колодки

Ширина колодки - расстояние между стенками ботинка в самом широком месте. Должна совпадать с шириной вашей стопы. Как правило, этот параметр указывается на ботинке, а свою ногу вы можете измерить прямо в магазине или прокате: обычно там есть специальные линейки.

Существуют ботинки с регулируемой шириной колодки. На них указан диапазон, например, от 100 до 150 мм.

Помните: в слишком широких ботинках вы не сможете хорошо зафиксировать ноги, так что во время катания вам будет сложно управлять лыжами. Поэтому лучше ориентироваться на цифры и не покупать слишком просторную обувь.

Термоформовка

Это способность ботинка принимать форму вашей ноги под воздействием тепла.


Внутренний сапожок из термоформуемого материала. backcountry.com

В некоторых ботинках можно отформовать только проблемные зоны, в других формуется вся поверхность ботинка.

Если на ботинках есть пометка Auto Fit, значит, они подвергаются термоформовке в процессе носки, от тепла вашей ноги. Несколько дней катания хватает, чтобы ботинки с автоформовкой подстроились под ваши особенности.

Прежде чем покупать ботинки, походите в них по магазину 10 минут. Так вы поймёте, жмут вам ботинки или нет, нужна им термоформовка или стоит померить другие.

Обувь Custom Fit предназначена для горячей формовки специальным феном. Горячую формовку делают в магазине после примерки, если вам кажется, что ботинок подходит по размеру, но немного давит в каком-то месте.

Сначала ботинок прогревают феном около 10–15 минут, затем вы надеваете его, застёгиваете клипсы и стоите около 10 минут. Потом снимаете и оставляете минимум на час, пока материал не застынет в нужном положении.

Утепление

Горнолыжные ботинки утепляются с помощью пуха, шерсти и разных синтетических материалов, например гидрофобного утеплителя 3M Thinsulate.

В отличие от натуральных материалов, синтетические обладают способностью отводить влагу от тела, так что вы не будете кататься в мокрых от пота носках. При этом тоже должны быть из синтетического материала: хлопковые и шерстяные лучше оставить для других целей.

Как выбрать горнолыжные ботинки по назначению


evo.com

Такие ботинки подойдут вам, если вы собираетесь кататься исключительно по подготовленным склонам и только для удовольствия. То есть вы не будете работать над скоростью и техникой, ставить персональные рекорды и выбираться за границы трассы, чтобы прокатиться по нетронутому снегу.

Ботинки для карвинга бывают разной жёсткости. Для новичков подойдут ботинки со значением жёсткости от 60 до 100, для прогрессирующих любителей - от 100 до 130.

При выборе ботинок не гонитесь за мягкостью и удобством: в магазине вам будет комфортно, но на трассе, когда лыжи будут плохо управляться, это преимущество не покажется вам таким значительным.

Подошва карвинговых лыж оборудована набойками из мягкого материала. Это позволяет удобно подниматься по лестницам или ходить по полу, например, если вы собираетесь отдохнуть в кафе.

Голенище ботинок, как правило, имеет наклон в 13 градусов. Есть четыре клипсы и стреп-ремень, который обеспечивает дополнительную фиксацию.

Обратите внимание, есть ли с внутренней или внешней стороны ботинка узел регулировки кантинга.


evo.com

Этот узел позволяет подогнать ботинок под анатомические особенности ног. Например, если у вас X-образные или O-образные ноги, регулировка кантинга позволит изменить наклон голенища так, чтобы нога стояла на лыже прямо.

Это вариант для более продвинутых лыжников, которые планируют совершенствовать свою технику катания. Спортивные ботинки обладают максимальной жёсткостью и абсолютно гладкой подошвой: ходить в них неудобно, так что для расслабленного отдыха они не подойдут. Это ботинки для тех, у кого в приоритете именно катание, тренировки или соревнования.
evo.com

Эти ботинки предназначены для катания исключительно вне трасс. Они оборудованы тремя клипсами, причём последняя перевёрнута: такая конструкция препятствует расстёгиванию клипсы во время катания по глубокому снегу. Также у фрирайдных ботинок более широкий стреп-ремень.

Фрирайдные ботинки переключаются в режимы ходьбы и катания. Если вам предстоит идти в гору, вы можете ослабить жёсткость голенища, а когда возникнет необходимость, снова перевести ботинки в режим спуска, обеспечив необходимую жёсткость для контроля над лыжами.

Также фрирайдные ботинки обладают очень небольшим весом, хорошо утеплены и не пропускают влагу.

Что купить

На этом всё. Если у вас есть советы по выбору горных лыж и снаряжения к ним, пишите комментарии. И удачи на склонах!

Горнолыжный спорт — приятное занятие, укрепляющее здоровье и позволяющее получить максимальное удовольствие от катания по заснеженным склонам. Такая популярность приводит к появлению новых стилей катания. Карвинг лыжи — мягкое снаряжение, с помощью которого можно съезжать со склонов новичкам и профессионалам.

Карвинг — техника катания, отличающаяся съездом по траектории. Техника выглядит так, что лыжник наклоняет колени в сторону разворота. При нарастании скорости движения, спортсмен отклоняет бедра, затем тело. История направления начинается в конце XX века и до сих пор ее популярность не угасает.

Слово карвинг означает «подрезать». Особенность стиля — выполнение большого количества крутых поворотов. В карвинге нагрузка распределяется равномерно на обе ноги спортсмена, классический же спуск отличается распределением веса на внешнюю от поворачивания ногу. Поэтому знать, что такое горные лыжи для карвинга — полезная для любого лыжника информация.

Преимущества способа катания очевидны: равномерная загруженность обеих конечностей не дает им сильно уставать, а хорошая скорость прибавляет адреналина. Разновидностью резаных разворотов являются полукарвинговые.

Для чего нужны карвинговые лыжи

Многие любители спрашивают: «что из себя представляют карвинговые лыжи?». Лыжи для карвинга — приспособление для спуска по горнолыжным трассам, позволяющее легко входить в крутые повороты, ехать на кантах. Различие специального и классического оборудования — мягкая конструкция первого. Поэтому такие модели выбирают новички и спортсмены.

Важно! Карвинг — управление тяжестью своего тела, распределение нагрузки и балансирование при прохождении крутых виражей.

Чтобы научиться этому существуют лыжные школы. Для обучения имеется крытый склон, инструкторы дают лыжникам задания, упражнения. Период обучения подлежит видеосъемке. Такие методы учат лыжника маневрировать на заснеженных участках. Перед изучением техники проходят обучение полукарвинговому повороту.

Кроме того, существует теория, методические рекомендации, подтвержденные экспертными рекомендациями. Эти методы помогают поклоннику слалома повысить мастерство новыми способами.

Снаряжение слаломиста имеет крупные вырезы, уменьшающие вероятность проскальзывания кромки при прохождении крутых спусков.

Особенность лыж — большая разница между носковой и пяточной частью. Такая форма позволяет осуществлять спуск на кантах, не опускаясь на плоскость полозьев. В зависимости от техники катания, скорости, радиуса поворота существуют разновидности снаряжения.

Критерии выбора универсальных карвинговых лыж: на что обратить внимание?

При выборе горнолыжного снаряжения обращают внимание на параметры:

  1. Большой контраст между носочной, средней и пяточной частью. Средняя ширина ее составляет 65 мм. Такая разница позволяет лыжнику с высокой скоростью входить в повороты, скользить по снегу только на кантах, не опираясь на всю плоскость.
  2. Рост лыжника играет большое значение. Выбирают снаряжение на 10-20 см короче роста спортсмена. Существуют способы вычислить ростовку лыж, зная параметры лыжника.
  3. Радиус бокового выреза — важнейший критерий подбора горнолыжного оборудования. Этот показатель определяет насколько крутыми будут развороты лыжника. Маленький радиус позволяет слаломисту легко попадать в виражи и хорошо продвигаться. Для карвинга это имеет большое значение. Большой радиус предназначен для плавного спуска.

Фан-карвинговые имеют огромную разницу между средней, носочной частью. Стиль спуска отличается вхождением лыжника в поворот практически лежа. Такая техника предполагает нагрузку на внешнюю ногу, ближнюю к повороту. Автокарвинговые — выделяются особой конструкцией. Глубокие боковые вырезы позволяют уверенно и быстро проходить самые сложные виражи.

Ширина универсальных лыж

Ширина универсальных лыж колеблется в диапазоне 70-100 см. Такая величина больше снаряжения для подготовленных спусков, но меньше размера оборудования для фрирайда. При среднем показателе снаряжение обеспечивает легкое вхождение в повороты на высокой скорости, а также комфортный спуск по целине.

Универсальность по технике и боковой вырез

Классические модели должны быть стандартными не только в плане поверхности, но и подходить для различных стилей катания. Для достижения таких целей разработчики придумали специальный боковой вырез, на котором лыжник энергично входит в виражи и спокойно перемещается по ровным спускам.

Таким образом инженерам удалось сделать модель с широкой средней частью и прогрессивным боковым вырезом. В результате уменьшенный боковой радиус позволяет быстро входить в поворот на жестком спуске, тогда как широкий радиус задней части обеспечивает плавное скольжение на ровных и пологих участках.

Радиус поворота

Под радиусом понимается минимальное расстояние, на которое лыжник может повернуть. Радиус поворота в универсальных лыжах составляет от 15 до 16 метров. Такой важный параметр обязательно нужно подбирать под тип склона, по которому спортсмен будет кататься и под стиль его катания.

Рокер на универсальных лыжах

Рокер — обратный прогиб лыжи, располагающийся вблизи подъема носка или пятки лыжника. Такой загиб замечают при осмотре снаряжения сбоку. Необходимость рокера:

  • упрощение начального момента поворота;
  • мягкое скольжение по неровной поверхности, приподнятый носок сглаживает все бугры;
  • стабильное управление во влажном и рыхлом снегу.

Лыжи с рокером плавно делают дугу поворота и помогают лыжнику пройти все виражи легко и непринужденно, не затрачивая на них много сил.

Как отличить карвинговый поворот

Карвинговый поворот характеризуется движением задней лыжи вслед за передней, избегая проскальзывания. Эта техника позволяет маневрировать на крутых спусках, не снижая скорость. После совершения поворота лыжник оставляет на снегу две четких линии.

Этот стиль предполагает наклон тела слаломиста в ту сторону, в которую лыжник поворачивает. А при фан-карвинге слаломист практически касается снега.

Цели в спорте и развлечениях любителей значительно отличаются. Для спортсменов важен быстрый спуск по заснеженным склонам, для новичков — удовольствие от зимнего отдыха с максимальной безопасностью и комфортом.

Поэтому в карвинге существует налаженная система обучения, которая предполагает резаное скольжение без торможения с самого первого занятия. Главное при обучении — постоянный контроль скорости.

Эксперты советуют придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Новичкам рекомендуют начинать с поиска пологого склона, чтобы на нем было немного людей. Прежде чем практиковать «резаные повороты», любителю следует научиться кантовать лыжи, входить в повороты с достаточным радиусом.
  2. Специальные лыжи должны быть мягкими с острыми кантами, особое внимание уделяют глубине бокового выреза.
  3. Сложность техники заключается в необходимости оказывать давление на внутренние канты. Таким образом лыжи будут разворачиваться боком. Управление на спуске осуществляется коленями.
  4. Новичкам советуют выбирать снаряжение с небольшими радиусами.

Любую модель горнолыжного снаряжения подбирают в магазине спортцех. Компания — официальный дилер популярных брендов снаряжения для занятия зимним видом спорта. Рейтинг товаров, представленных в каталоге, высок и позволяет каждому начинающему карверу или профессионалу с большим опытом подобрать себе качественное снаряжение.



  • Разделы сайта