Как влияет мула бандха на жизнь. Техника выполнения мула бандхи. Методика выполнения стоя

(Holotropic Breathwork™)

Авторы метода

доктор медицины Станислав Гроф и Кристина Гроф

(Stanislav Grof D.M. and Christina Grof)

Станислав Гроф о Холотропном Дыхании™

Принципы Холотропного Дыхания,

разработанные Станиславом и Кристиной Гроф:

Текст принципов Холотропного Дыхания представлен здесь в том виде, как он был написан и защищен авторским правом Станиславом и Кристиной Гроф в 1990 году. (юридические документы )

Теоретическая позиция

Расширенное понимание человеческой психики, которое включает биографическое, перинатальное и трансперсональное измерения. Феномены, относящиеся ко всем этим областям рассматриваются как естественные и нормальные элементы психологического процесса; они принимаются и поддерживаются, причем ни одному из них не оказывается какого-либо предпочтения.

Признание того факта, что необычные состояния сознания, вызываемые Холотропным Дыханием, так же как сходные состояния, случающиеся спонтанно, мобилизуют внутренние целительные силы в теле и в психике. В ходе развертывания процесса этот "внутренний целитель" проявляет терапевтическую мудрость, которая превышает знание, достигнутое когнитивным пониманием человека, практикующего метод, или наработки какой-то конкретной школы психотерапии или телесной работы.

Практический подход (семинар или тренинг )

Основными элементами в Холотропном Дыхании (далее ХД ) являются более глубокое и ускоренное дыхание, побуждающая музыка и облегчение выхода энергии через специфическую форму работы с телом. Дополнительными формами работы являются творческое выражение пережитого, например, рисование "мандалы" , и обсуждение полученного опыта.

ХД может проводиться один на один с ведущим, или, предпочтительно, в групповом контексте, где участники поочередно выступают в роли переживающего и "ситтера" . Перед первым практическим опытом дыхания участники получают всестороннюю теоретическую подготовку, которая включает описание главных типов феноменов, имеющих место на холотропных сессиях (биографических, перинатальных и трансперсональных), а также технические инструкции для дышащих ("холонавтов") и для ситтеров. Предварительно обсуждаются физические и эмоциональные противопоказания, и если у участника есть какие-нибудь проблемы, должна быть получена экспертная оценка.

ХД подразумевает дыхание более быстрое глубокое, чем обычно; как правило, никакие другие определенные инструкции относительно норм, паттернов и природы дыхания не даются ни перед началом, ни в ходе сессии.

Переживаемый опыт является целиком внутренним и в значительной степени невербальным, и развертывается без внешнего вмешательства. Исключение составляют спазмы в горле, невозможность справиться с ситуацией, чрезмерные боль или страх, препятствующие продолжению сессии, и явный запрос со стороны дышащего.

Музыка (или другие формы акустической стимуляции -барабанный бой, звуки природы и т.д.) представляют собой неотъемлемую часть холотропного процесса. Как правило, выбор музыки определяется характерным паттерном, отражающим наиболее общее направление развертывания холотропных переживаний: вначале звучит побуждающая и стимулирующая музыка, затем она становится все более драматичной и динамичной, и наконец достигает качества прорыва. После кульминации уместен постепенный переход к более тихой музыке, и к концовке, для которой подбираются спокойные, плавные, медитативные произведения. Хотя, как представляется, такова в среднем необходимая звуковая динамика в ходе сессии, она должна быть изменена, если обозначился иной паттерн энергии в группе.

Роль ситтера во время сессии состоит в том, чтобы быть отзывчивым и ненавязчивым, обеспечивать эффективное дыхание, создавать безопасную среду, уважать естественное развертывание переживания и обеспечивать помощь во всех ситуациях, которые этого требуют (оказывать физическую поддержку, сопровождать дышащего в уборную, принести салфетку или стакан воды и т.д.). Важно сохранять сосредоточенность и концентрацию, оказавшись лицом к лицу со спектром возможных эмоций и поведения дышащего. В ХД не используются какие-либо вмешательства, изобретенные в результате интеллектуального анализа или основанные на априорных теоретических построениях.

Групповое обсуждение проводится в тот же день, после перерыва, на который отводится достаточно продолжительное время. В ходе этих посвященных обсуждению сессий ведущий не дает интерпретации материала, основанной на какой-либо теоретической системе, в том числе системе ХД .

Предпочтительно попросить человека, прошедшего через переживание, дать его опыту дальнейшее развитие и разъяснение, отражающее его инсайты, полученные в ходе сессии. Расширение в юнгианском смысле, в форме мифологических и антропологических ссылок, может оказаться очень полезным при обсуждении холотропных переживаний, а также мандал. В некоторых случаях уместны ссылки на собственные переживания ведущего в прошлом, или на переживания других людей.

Есть множество подходов, дополняющих ХД - практика гештальта, игра с песком Доры Кальф, биоэнергетика, различные формы массажа, акупунктура и т.д. Однако, всякий раз, когда они используются, должно быть ясно обозначено то, что они не являются частью Холотропного Дыхания .

Если практика проведения самих сессий значительно отклоняется от вышеописанной, для такой процедуры не должно использоваться название "Холотропное Дыхание ". Мы просим, чтобы оно было заменено другим термином, и не связывалось с нашими именами.

Учебный фильм-приложение к Сертификационному семинару по ХД «Принципы работы с телом». Ведущие — Станислав и Кристина Гроф.

В этом фильме Стен и Кристина детально показывают, как фасилитаторам необходимо создавать безопасное пространство холонавту для телесного отреагирования. Объясняется на примерах, как работает «внутренний Целитель».

Выводы, которые напрашиваются после просмотра этого учебного фильма — ХД не стоит проходить у не прошедших 3-х годичную программу обучения и ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ СУПЕРВИЗИЮ.

Описание Холотропного Дыхания

(Тейлор, K. в книге Эллисон, Н., [ред.] (1999.) ≪Иллюстрированная энциклопедия дисциплин, связанных с соматической работой≫; переиздавалась в 2005 году.)

Определение

Холотропное Дыхание - это метод самоисследования, который объединяет в себе быстрое, глубокое дыхание, побуждающую музыку и фокусированную работу с телом.

Термин ≪холотропный≫ образован от греческих корней - χολος , что значит "целое", и τρεπειν , что значит "двигаться в направлении". Вместе они означают ≪двигаться по направлению к целостности≫. Растения поворачиваются к солнцу в гелиотропном движении. Таким же образом во время холотропной сессии человеческий организм движется к интеграции, к тому чтобы сделать себя целостным и исцелить различные травмированные или фрагментированные части ≪Я≫. ХД поддерживает этот процесс, вызывая необычные состояния сознания и создавая безопасный контекст, в рамках которого происходит восстановление связи с Самостью, с Другими и с Духом.

ХД предназначено для того, чтобы перевести ум и тело в необычное состояние сознания, которое обеспечивает более сознательный доступ к забытым воспоминаниям и аспектам внутренней жизни, которые могут быть скрыты при обычных условиях. Хотя ХД может эффективно использоваться как одна из сторон терапии психических и физических расстройств, чаще оно рассматривается как шаманский ритуал, предназначенный для воспроизведения глубокого прошлого и входа в духовные области.

В процессе этой работы могут возникнуть самые разные переживания, но переживания, полученные в процессе дыхания (или какого бы то ни было иного специфического опыта, например, второго рождения или экстаза) сами по себе не являются целью. Цель состоит в обретении целостности, исцеления и мудрости.

Переживания это средство для достижения этих целей. Когда тело и ум за счет управляемого дыхания входят в необычное состояние сознания, внутренняя мудрость человека использует возможность работать на физическое, психическое, эмоциональное и духовное исцеление, а также на эволюционное изменение. Холотропное Дыхание работает по тому принципу, что мы сами являемся для себя лучшими целителями.

Холотропное Дыхание включает в себя управляемое дыхание, музыку, предоставление нераздельного внимания, творческую переработку материала и обеспечение дышащим гибко регулируемого, неограниченного времени для работы, а также всестороннее обучение людей, практикующих его. Всё вместе взятое обеспечивает безопасность и исцеление, возможности которого заложены в необычных состояниях сознания.

Участники сессий ХД могут видеть эмоционально заряженные визуальные образы, ощущать энергию, проходящую через их тело, обрести интуитивное понимание и внести ясность в какие-то трудноразрешимые проблемы в их жизни. Часто участники рассказывают, что они разрядили накопленное напряжение, эмоции, связанные со старой травмой, что выросло их доверие к себе и своему телу, и что они чувствуют, что обрели понимание и могут теперь преодолеть старые паттерны поведения, действие которых имело нежелательный результат.

История Холотропного Дыхания

Станислав Гроф, M.D., чешский психиатр, в 1950-ые годы проходивший обучение в Праге, и его жена, Кристина Гроф, разработали эту мощную естественную технику, опираясь на современные исследования сознания и исследования древних духовных систем. Исследование теории коллективного бессознательного Юнга и собственного личного опыта убедило Грофа, что вера в причино-следстведственную связь вынуждает современную науку придерживаться механистической модели разума, которая не в состоянии верно оценить или использовать истинный диапазон его возможностей. Он был особенно заинтересован определением возможностей и природы переживаний, обычно сводимых к категории парапсихологических феноменов.

Прорыв в синтезировании психоделических препаратов дал Грофу необходимые средства для экспериментирования с измененными состояниями сознания в процессе лечения пациентов. Он также принимал психоделики сам, и понял, что существуют широкие аналогии между состояниями, вызванными определенными препаратами, и состояниями, достигаемые в процессе медитативных и мистических переживаний и действий шаманов.

После эмиграции из Чехословакии в Соединенные Штаты, Гроф продолжал свои исследования необычных состояний сознания и парапсихологии в Психиатрическом Исследовательском центре штата Мэриленд, в Университете Джона Хопкинса, и, наконец, в Институте Эсален в Биг Суре, Калифорния.

Грофы начали проводить семинары в 1976 году. Их первые структурированные программы обучения появились в 1987-м. Вместе они провели сессии холотропного дыхания у 25 с лишним тысяч человек за период с 1987 по 1994 год. Многие книги Станислава Грофа, в том числе ≪Области человеческого бессознательного≫(1975), ≪За пределами мозга≫(1985), ≪Психология будущего≫(2002) и ≪Величайшее путешествие≫ (2006) внесли свой вклад в устойчивый рост интереса к технике Холотропного Дыхания и к Трансперсональной Психологии .

Опыт Холотропного Дыхания

Холотропное Дыхание представляют ведущие, аттестованные Трансперсональным Тренингом Грофа. Перед первым опытом дыхания участники семинаров получают всестороннюю теоретическую подготовку, которая включает описание главных типов феноменов, которые имеют место на холотропных сессиях (биографических, перинатальных и трансперсональных), и технические инструкции по совместной работе в парах как дышащий и ситтер. Физические и эмоциональные противопоказания, в случае их наличия, обсуждаются с участником, и если есть какие-нибудь проблемы, ведущий обращается к специалистам за экспертной оценкой. Условия, исключающие участие в открытых сессиях ХД , включают: кардиоваскулярные проблемы в анамнезе, диагноз глаукомы или серьезного эмоционального расстройства.

Опыт ХД является полностью внутренним и в значительной степени невербальным, а также не предполагающим никаких вмешательств. Участники работают в парах, чередуя роли дышащего и ситтера. Дышащие дышат, лежа на полу, на матах. Ведущие проводят направленную релаксацию, помогая дышащим расслабить тело в процессе подготовки к дыханию. Когда расслабление завершено, ведущие дают дышащим инструкцию дышать глубже и быстрее чем обычно. В то время как дыхание углубляется, ведущие ставят побуждающую или ритмичную музыку. Музыка играет в течение трех часов. Ситтеры наблюдают за своим дышащим, обеспечивая чувство защиты и поддержки, и будучи внимательными к любым потребностям, которые у него могут возникнуть.

По мере продолжения дыхания дышащие входят в необычные состояния сознания. То, что видимо со стороны, может принимать различную форму. Многие совершенно неподвижны, словно они находятся в глубокой медитации. Некоторые начинают раскачиваться или совершать другие ритмичные движения. Некоторые кричат, стонут, плачут или выражают гнев. Иногда дышащий просит помощи, чтобы иметь возможность выразить свои чувства или ощущения. Переживания изменяются от человека к человеку и от сессии к сессии. Один и тот же человек часто имеет различные переживания каждый раз, когда он дышит.

Сессия ХД длится в среднем около двух-трех часов. В конце сессии, когда ведущий проверяет с дышащим, как он себя чувствует, ведущий может предложить дышащему особую форму работы с телом, работу, направленную на высвобождение энергии - если через дыхание не разрешились все эмоциональные и физические напряжения, активизированные в ходе сессии. Основной принцип этой работы состоит в том, чтобы подобрать ключ к процессу дышащего, "внутренний целитель" которого поднял на поверхность определенный материал, соответствующий разрешению дышать и обстановке, и создать ситуацию, в которой существующие симптомы усиливаются. В то время как энергия и осознание удерживаются в этой части тела, человека поощряют полностью выразить его реакцию на энергию тем способом, который ощущается конгруэнтным и соответствует интенсивности чувства, переживаемые дышащим. Эта форма работы, направленной на высвобождение энергии, является существенной составляющей холотропного подхода и играет важную роль в завершении и интеграции переживания.

Участники Холотропного Дыхания™ часто сообщают, что они приобрели интуитивное понимание и прояснили проблемные области своей жизни. Они также сообщают, что техника обеспечивает самоисцеление через разрядку накопленного напряжения и травматического переживания, а также дает ощущение большей связи с физическими, эмоциональными и духовными частями себя.

Трансперсональный Тренинг Грофа

(Grof Transpersonal Training)

Чтобы получить аттестацию на Трансперсональном тренинге Грофа требуется пройти приблизительно 600 часов обучения, которое занимает по меньшей мере два года. Это дает достаточно времени для интеграции изменяющего жизнь материала, который неизбежно проявляется, когда люди осуществляют дыхание в течение длительного периода. Эмпирическая часть обучения создает глубокое доверие собственной внутренней мудрости. Предпринимая и завершая множество собственных путешествий, стажеры приобретают убеждение, что они могут действительно довериться внутреннему руководству и процессу каждого участника. Это позволяет ведущим сообщить свою внутреннюю уверенность процессу каждого участника, которого, быть может, пугает какая-то часть его внутреннего путешествия.

Сегодна я расскажу вам про Мула Бандха . Сначала давайте разберемся, что такое бандхи. Это тоже определенные упражнения йоги, которые еще называются замками.

Слово «бандха» означает «держать, удерживать, привязывать». Оно очень точно описывает физические действия, необходимые для выполнения этих упражнений. Различные части тела мягко, но мощно сокращаются и напрягаются, что оказывает массирующий эффект на внутренние органы, удаляет застоявшуюся в них кровь, стимулирует и регулирует функционирование нервных тканей, иннервирующих эти органы, улучшает функционирование и здоровье тела в целом. Мула Бандха — это корневой замок, одна из основных бандх в хатха-йоге.

Несмотря на то, что бандхи являются физическими действиями, они оказывают тонкое воздействие на энергетические центры и течение энергии. Практика стимулирует поток , а бандхи направляют его в нужные области тела, предотвращая рассеивание.

Сегодня я расскажу вам про одну из бандх — Мула Бандху. Мула Бандха помогает укрепить мышцы тазового дня и промежности, направляет энергию вверх.

Для чего нужно укреплять эти мышцы? Во-первых, это облегчает течение беременности и роды для женщин. Во-вторых, предотвращает различные заболевания. В-третьих, убирает непроизвольное подтекание мочи из-за слабости данных мышц. Помогает быстро вернуться в форму после родов, позволяет женщине легче достичь оргазма во время секса. Можно с уверенностью сказать, что укрепление мышц тазового дна сделает вашу сексуальную жизнь более яркой и насыщенной.

При постоянной практике Мула Бандхи прана и апана объединяются, мочеиспускание и стул уменьшаются, и даже старик становится молодым.

Хатха йога Прадипика

Все практики, которые объединяют две противоположные силы, прану и апану, генерируют и выделяют в теле огромное количество тепла. Это на короткий период времени увеличивает темп обмена веществ в теле, что уменьшает интенсивность отмирания и разложения клеток; улучшаются поглощение полезных веществ и их усвоение и сильно стимулируются нервная система, кровообращение и функции мозга. Ум становится более живым, чувственные желания и потребность в сне уменьшаются и даже во время сна имеет место большее осознавание. Когда Мула Бандха практикуется регулярно, физиологические потребности в пище уменьшаются и проявляются те же симптомы, которые обусловлены совершенством в пранаяме и в уддияна бандхе.

мула бандха — техники выполнения

На начальной стадии практики Мула Бандха имеется тенденция сжимать две области, а именно, промежность и анус. Мула Бандха имеет место в центре тела, не спереди и не сзади. Тогда сжимается непосредственно . Контролируемое систематическое сжатие промежности или шейки матки производит тепло в тонком теле, и это пробуждает потенциал кундалини.

Техника 1

Сядьте в удобную , тело должно быть полностью расслабленным, а позвоночник - прямым.

Мужчинам следует сжимать область, находящуюся точно внутри промежности, так что поначалу лучше концентрироваться на этом месте в течение нескольких минут. Женщины должны концентрировать внимание на шейке матки, поскольку сокращаться должны мышцы влагалища и шейки матки.
После нескольких минут концентрации начинайте постепенно сокращать и расслаблять мышцы промежности или шейки матки.
Сокращение мышц должно длиться в течение нескольких секунд.
Дыхание должно быть нормальным. Выполните до двадцати циклов сокращения и расслабления мышц.

Техника 2

Подготовьтесь, как для предыдущей практики. Сократите мышцы промежности или шейки матки и задержите это сокращение.
Удерживайте мышцы в сокращенном состоянии максимально долго, затем расслабьте их. Выполните до двадцати раз.

Техника 3

Сжатие должно начаться нежно и лишь частично. Чуть-чуть напрягите мышцы и удерживайте такое состояние без расслабления.
Затем сократите мышцы несколько сильнее. Продолжайте постепенно наращивать напряжение мышц, пока за десять скачкообразных изменений не достигнете полного их сокращения.
Удерживайте полное сжатие максимально долго; старайтесь сохранять при этом нормальное дыхание.

Присоединяйтесь к

Сегодняшняя тема – Мула Бандха. Мула Бандха - это корневой замок, одна из основных бандх в Хатха-йоге. Слово «бандха» означает «держать, удерживать, привязывать». «Мула» – означает «корень». И это соответсвует действиям на физическом уровне, которые необходимо сделать для выполнения МБ. Формируется МБ путем глубокого подтягивания вверх, напряжения мышц в области сухожильного центра промежности. У женщин эта область примерно совпадает с локализацией шейки матки. Изолированно напрячь мышцы этой зоны поначалу очень трудно, поэтому часто напрягаются мышцы, которые находятся рядом и входят в состав «тазового дна», например мышцы, окружающие задний проход, мышцы промежности.

Как подготовиться к выполнению мула-бандхи?

Сядьте в удобную позу со скрещенными ногами или в падмасану – Позу лотоса. Тело должно быть полностью расслабленным, а позвоночник - прямым. Женщины должны концентрировать внимание на шейке матки, поскольку сокращаться должны внутренние мышцы промежности. После нескольких минут концентрации сократите («подтяните») мышцы промежности и шейки матки так, так как вы это чувствуете. Сокращение мышц должно длиться примерно в течение минуты. Следите, чтобы дыхание было ровным, не задерживайте дыхание. Выполните до двадцати циклов сокращения и расслабления мышц. Во время выполнения направляйте внимание в область Муладхара-чакры, обращайте внимание на то, чтобы другие группы мышц (лицо, руки, плечи) были расслаблены. Мула бандху можно выполнять как самостоятельную практику и она, несомненно, будет иметь положительный эффект на физическом и ментальном уровне. Также поддерживать МБ нужно в процессе выполнения вашей практики йоги. В некоторых асанах она обеспечивает травмобезопасность, является «ключом» к освоению многих асан и способствует концентрации внимания.

Свами Сатьянанда Сарасвати в своей книге «Мула Бандха – Ключ к мастерству» подчеркивает ее важность: «Мула-бандха (сокращение промежности) стимулирует сенсорно-моторную и вегетативную нервную систему тазовой области... Экспериментально доказано, что выполнение бандх повышает активность парасимпатической нервной системы. У испытуемых замедляется пульс, снижается артериальное давление и частота дыхания и возникает общее ощущение покоя и расслабления. При выполнении мула-бандхи наблюдается (в мягкой форме) возбуждение симпатической нервной системы. Однако, общий эффект стимуляции симпатической и парасимпатической систем приводит к уравновешиванию их деятельности в организме. Все это оказывает положительное влияние на гипоталамус (он управляет эндокринной системой), а через него - на лимбическую систему(эмоции) и соответствующие участки коры головного мозга».

На физическом уровне

На физическом уровне можно обьяснить пользу Мула Бандхи следующим образом – мышцы тазового дна сокращаются, это оказывает массирующий эффект на внутренние органы, способствует усилению кровообращения, а значит в какой то степени стимулирует нервные окончания и рецепторный аппарат тазовой области, то есть улучшает функции тазовых органов, репродуктивной системы, мочевого пузыря, кишечника.

На праническом (энергетическом) уровне

Несмотря на то, что МБ является физическим действием, она оказывают тонкое воздействие на энергетические центры и течение энергии по каналам нади. Она вызывает как бы сонастройку физического, ментального и психического тел человека. Как мы уже сказали, мула-бандха является ценным инструментом в лечении заболеваний органов брюшной полости и малого таза, то есть нарушений пищеварения и половых расстройств. И поскольку тело и ум неразрывно связаны между собой, воздействие на тело непременно сказывается и на состоянии ума, создается ощущение глубокого расслабления. Подобное расслабление освобождает человека от стресса, перенапряжения, тревожных состояний. Поэтому мула-бандху рекомендуют для терапии депрессии, неврозов.

На праническом (энергетическом) уровне работа мула-бандхи еще более заметна. Мула-бандха оказывает тонкое, но мощное влияние на психическое тело и способствует «пробуждению» муладхара-чакры и кундалини. Она способствует движению энергии (праны) вверх по основному энергетическому каналу-сушумна-нади. На совершенствование и правильное выполнение МБ понадобится время, но это будет способствовать укреплению вашего физического здоровья и улучшению психического, эмоционального состояния.

Выполнение МБ на какое то время увеличивает темп обмена веществ в теле, улучшается поглощение полезных веществ и их усвоение, стимулируется кровообращение и функции мозга. Ум становится более живым, улучшается память и настроение.

Мула-бандха упоминается в классических текстах о йоге, подчеркивается ее важность. В Хатха-йога-прадипике, например, в аллегорической форме она описывается так:

«Как земля со всеми горами и лесами покоится на повелителе змей, так все тантры (йогические практики) зиждутся на кундалини. Когда с благословения гуру кундалини пробуждается, она пронизывает все лотосы (шесть чакр, или центров) и все привязки. Сушумна становится главной дорогой для праны. Ум освобождается от оков привязанностей (погони за удовольствиями), и смерть отступает.

Чтобы разбудить спящую у брахма-двар (великой двери) богиню, нужно делать бандхи. Маха-мудра, маха-бандха, маха-бхеда, кхечари, уддияна-бандха, мула-бандха, джаландхара-бандха, випарита-карани, ваджроли и шакти-чалини - вот десять упражнений, которые побеждают старость и смерть. Их принес в мир Адинантха (Шива), они даруют восемь божественных сокровищ. Они любимы всеми сиддхами (совершенными). Эти упражнения следует всеми способами содержать в секрете, словно ларец с самоцветами. Никто не должен ни за какие богатства раскрывать их тайны, как муж и жена хранят в тайне свои дела». (Хатха-йога-прадипика, 3:1 - 9)

О Мула-бандхе и других методах поддержания женского здоровья я расскажу 23 апреля 2017 года на – днях йоги и красоты, совместного мероприятия журнала Yoga Journal и проекта «Вкус & Цвет». Класс «Женское здоровье» - это уникальная система для поддержания и сохранения физического и психологического здоровья женщины, а также ее молодости и красоты. На этом классе мы выполним мягкий и приятный комплекс асан, учитывающий особенности и потребности женского организма.

На Yoga Beauty Days dас ждёт насыщенная программа, состоящая из занятий йогой, медитаций, мастер-классов и лекций обо всем, что интересует современных девушек.

А для того, чтобы эти дни были еще ярче и интереснее, весь день для вас будет бесплатно работать:

  • Beauty-бар, где вы сможете сделать макияж, укладки, маникюр и много других полезных и приятных процедур
  • Консультации специалистов, где вы сможете сделать свой астрологический прогноз и узнать все о своем теле
  • Organic market, где можно будет купить украшения, органическую косметику, полезную еду и одежду для практики

Стоимость участия 1 день – 3500 руб., 2 дня – 5000 руб.

В стоимость билета входят:

  • все лекции, практики и мастер-классы программы
  • beauty-бар: маникюр, укладка, макияж, массаж
  • астрологический прогноз

Забронируй место уже сейчас, количество мест ограничено!

*Мероприятие подходит для любого уровня практикующих. Приходи и приводи с собой подружек – вместе всегда веселее!:)

Женские практики существовали у разных народов с незапамятных времен. В йоге есть специальная женская техника, которая называется «мула-бандха». «Мула-бандха» переводится с санскрита как «корневой замок»: «мула» - это корень, «бандха» - это замок.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ:

1. Женщинам категорически запрещено САМОСТОЯТЕЛЬНО выполнять практику во время месячных, после наступления беременности,при кровотечениях и гинекологических расстройствах с неустановленным диагнозом, в частности при опухолях различной этиологии. При беременности технику можно выполнять только с профессиональным инструктором. В остальных случаях следует проконсультироваться со ЗНАЮЩИМ врачом.
2. При инфекционных заболеваниях МБ не действует, данная техника, как и йога в целом, применима только при функциональных расстройствах.
3. При наличии воспалительных процессов МБ можно применять только после их устранения, в состоянии стойкой ремиссии.

ПРАКТИКА МУЛА-БАНДХИ

Первоисточник: Статья В.Бойко.

Помимо этой практики хорошо, если в вашем «рационе» присутствует утренняя «гимнастика», состоящая из нескольких простейших асан и Шавасаны по завершении занятия.
Очень важно умение расслабляться ментально, освобождать голову от мыслей (любых!), от повседневных мелочей и забот. Просто ОТКЛЮЧАТЬСЯ на какое-то время, давать системе навести внутри себя порядок, отрегулировать перекосы, выкинуть хлам из потайных уголков.

Начало

Итак, первое, что требуется усвоить, это факт наличия в области тазового дна трех групп мышц, которые нужно научиться ощущать, поочередно напрягая и расслабляя их. Это мышцы сфинктера мочевого пузыря, влагалища и анальной области, причем каждая мышечная группа в идеале должна произвольно сокращаться отдельно от другой.
Рекомендуется подобрать для МБ простую и удобную позу, в которой вы чувствуете себя наиболее комфортно… Если у вас пока нет должной гибкости, можно остановиться на Шавасане - позе трупа. Только ноги при этом не вытянуты горизонтально на полу, а согнуты в коленях, пятки разведены примерно на ширину плеч. Колени же, сведенные вместе, опираются друг о друга, поэтому ноги остаются расслабленными, но не разъезжаются. Это положение с согнутыми коленями позволяет тазу выпрямиться в параллель полу (устранив некоторый наклон, возникающий вследствие типового поясничного лордоза), что помогает лучше ощутить необходимые мышцы.Выберите время для занятия практикой МБ.


Подготовка

Возможно, сначала мышцы будут отказываться слушаться вас и сокращаться. Не бросайте занятия, старайтесь почувствовать их хоть как-нибудь.
Возможно, у вас возникнет ощущение, что внутри вас - полнейший разнобой, работают мышцы брюшного пресса, ягодиц, чего угодно, только не те, которые нужны. Могут быть задействованы даже глаза, шея, пальцы ног. Однако, не отчаивайтесь.
Есть простой, пусть даже не совсем романтичный способ, вернее, подручное средство - палец руки. Вставьте его во влагалище и проконтролируйте хотя бы первоначальное наличие сокращения мышц.
Используйте любое средство - от полезных для этих тренировок «игрушек» из секс-шопа (лучше использовать анальные приспособления, так как они меньше в диаметре, а для занятий нужен минимальный диаметр «вспомогательного» средства) до маленьких огурчиков или морковки.
Важно, чтобы процесс пошел - чтобы вы начали распознавать и ощущать мышцы тазового дна.
Пусть медленно и мучительно, каждый вечер, начиная сначала, с чистого листа, опять и опять раскручивать эти ощущения, от внешней точки касания – внутрь, в глубину тела, маленькие искорки ощущения.
Это может быть похоже было на постепенное возвращение к нормальному функционированию затекшей руки.
И не важно, сколько времени уйдет на подготовку - неделя, месяц, или несколько месяцев. Главное, чтобы вы четко начали осознавать, что можете сократить и расслабить две группы мышц – анальной области и влагалища.
Через некоторое время вам уде будет удаваться четко ощущать мышцы вокруг шейки матки, то есть будет достигнута необходимая глубина ощущения.
Для многих наиболее ощутимы мышцы промежности (МП) в момент мочеиспускания (расслабление), и ближе к завершению этого процесса (сжатие).
«Ловите» ощущение в этот момент, а потом попытайтесь повторить его во время практики МБ.
После того, как вы сможете детализировать ощущения, можно приступать ко второму этапу – привести хаотичные попытки к общему знаменателю и попробовать организовать полноценную практику.
Понимание того, как управлять этими тремя группами мышц, придет к вам постепенно.

Дыхание

Найдите время поэкспериментировать с ритмом дыхания.
Есть общая рекомендация на вдохе сокращать мышцы, на выдохе – расслаблять. При этом важно сохранить состояние релакса, а не превращаться в «практикующий паровоз».
Если рекомендуемый ритм вам не подходит, попробуйте поменять местами дыхание: вдох – расслабление мышц, выдох – напряжение. Возможно, вы выберете свой собственный ритм дыхания. Медленно, в ритме обычного дыхания во время шавасаны, все тело расслаблено, кроме одной группы мышц, которая в этот момент задействована.


Практика

После вечернего релакса (это может быть Йога-Нидра или какая-то другая практика), не нарушая наступившее состояние сознания (глубокий покой), примите свою стартовую выше позу и пару минут пребывайте в ней без движения, давая возможность телу освоиться, выбрать комфортное положение ног и вернуться в нем к неподвижно-комфортному состоянию.
Практика начинается с Ашвини-мудры - сокращения мышц анального сфинктера. В ритме медленного, произвольного (не управляемого волей!) дыхания, на выдохе (или тип вашего персонального дыхания) – сокращение и удержание, на вдохе – расслабление. Повторите движение примерно 30-35 раз (это специальный подсчет, который нужно контролировать лишь в начале практики, затем можно выполнять произвольное количество сокращений-расслаблений, ваш организм уже сам будет регулировать нужное количество циклов).
Затем следует МБ в таком же ключе – сокращение мышц шейки матки, этот этап длится по времени чуть дольше, так как он имеет конкретную направленность на излечение болезней и мелких проблем в данной области.
В заключении следует Ваджроли-мудра – сокращение мышц сфинктера мочевого пузыря.
Возможно, для кого-то это окажется сложным для восприятия и управления, тогда оставьте это на напоследок, когда тело уже настраивается, и наиболее остро будут чувствоваться все его отдаленные уголки.
Немного освоившись с практикой, можно начать пробовать чередование групп мышц (сокращение каждой группы по очереди раза по три, и опять все заново, по кругу), но при этом важно, чтобы не возникал тотальный контроль и напряжение со стороны головы - голова должна оставаться отключенной.
Круг замыкается и нужно вызывать в себе новую настройку на этот новый цикл упражнений - и делать это нужно АВТОМАТИЧЕСКИ. Это более продвинутый этап - возможно, трудность возникнет при переключении с мышц сфинктера МП обратно на анальные мышцы. В общем, на втором этапе тоже будет над чем поработать, причем, отключив мозги.

Завершение.

В завершении практики немного, минуты две, просто полежите и прислушайтесь к своим ощущениям, разберитесь в них, осознанно пообщайтесь во своим организмом.

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ


Осознанное расслабление

Первое - то, на чем попадаются многие новички, начинающие практиковать йогу: «Если я что-то делаю – я должна ЭТО чувствовать! Да посильнее! Да покрепче!». И мы стараемся изо всех сил достать правой пяткой до левого уха или с удовлетворением ощущаем потом, как наши бедные мышцы ноют от боли – «Вот это позанималась классно!»
В этой практике не требуется чрезмерного усердия в процессе сокращения-расслабления мышц.
Из-за этого теряется ментальная релаксация и возникает сексуальное возбуждение, которое овладевает сознанием, мышцы мгновенно изменяют тонус и практика окончена, господа…
Единственный здравый выход – сразу все прекратить, немного полежать в Шавасане и мирно отойти ко сну.
Йога-Нидра, ведущая к расслаблению, является хорошим вспомогательным средством до начала практики МБ.
Не нужно возбуждения, сокращение и расслабление разных групп мышц тазового лучше выполнять более вкрадчиво, осторожно, категорически избегая лишних усилий.

Эксперименты с ритмами дыхания

Важно отыскать свой собственный ритм дыхания во время практик. Экспериментируйте - ускоряйте, расслабляйте, пробуйте на одном выдохе делать два сокращения и т.п. В идеале дыхание должно само «встать» под практику. Оно должно стать таким, чтобы его не нужно было контролировать, чтобы мышцы начали работать в заданном ритме сами по себе.
Состояние должно быть похожим на уплывающее сознание в Нидре, или на какое-то другое комфортное для вас состояние, когда внешне вас остается очень «мало», зато вся основная работа идет внутри.

ПОМНИТЕ О ДНЯХ, НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ДЛЯ ПРАКТИКИ

Некоторые практикующие прекращают занятия за день до начала «месячных» и через день после ее окончания приступают к ней снова. Это позволяет организму успокоиться и плавно перейти от одного режима функционирования к другому.
В недрах Интернета на некоторых форумах обсуждается практика МБ.
У некоторых граждан бытует мнение, что почти каждая третья женщина в метро преспокойно сидит и делает Мула-бандху незаметно для окружающих.
Однако, вряд ли стоит пробовать сотворить сие в душном, трясущемся вагоне, с сумкой на коленях, подпираемая с двух сторон массивными соседями. Да, это возможно - сидеть в метро и выполнять внутри себя некую механическую работу (какие-то тонкости вряд ли удастся почувствовать), однако как вам такая аналогия - сидеть с резиновым эспандером, который сжимаешь в руке, накачивая мышцы предплечья, думая при этом о немытых полах и замороженной в холодильнике котлете. Это можно, это не запрещено, но эффект от таких занятий будет несколько иной. Просто почувствуйте состояние - когда ДЛЯ ВАС это ПРАВИЛЬНО и когда НЕТ.
Организм сам скажет вам об этом и во время практики и после нее.
Важно ПОЛНОЕ выключение процесса мышления, релаксация сознания, располагающая к этому поза - именно это поможет вам достичь эффекта от практики.

РЕЗУЛЬТАТЫ


Результаты одной из практикующих - Юлии (через год занятий)

Эрозия сгинула бесследно, а гинекологи дружно порадовались замечательному эффекту современных лекарств, позволяющему без операции излечивать такие неприятные штуки (о своих занятиях йогой говорить им я не стала). Хронический цистит тоже незаметен, за все это время обострился всего однажды, да и то по собственной глупости (люди, не пейте холодное пиво, сидя на холодном камне в промозглую погоду – никакая Мула-бандха не поможет!) Врач также сообщила, что имевшееся ранее у меня опущение матки и некоторая рыхлость гладкой мускулатуры в этой зоне исчезли вообще, что не может не радовать!
Кроме того, проявился еще один благоприятный результат. Поначалу, разумеется, было не до этого, и я не обращала на этот аспект внимания, но сейчас осознаю свою ошибку. Что очень важно в жизни женщины – возникла гармония в сексуальных отношениях, может быть для кого-то это и будет решением многих проблем, кто знает. Что касается меня, - практика МБ открыла путь к новым ощущениям, более ярким, более острым, более глубоким, как с моей стороны, так и со стороны партнера, который еще раньше, чем я начал замечать происходящие со мной перемены.
Что касается проблем с менструальным циклом – тут не все так гладко, видимо, это расстройство связано с какими-то глубинными процессами, до которых эффект йоги пока еще не добрался. Я так и не смогла отыскать причину, которая влияет на характер болевых ощущений во время «месячных». Иногда они проходят совершенно безболезненно, я начинаю радоваться - «вот оно! наконец!», поддерживаю практику в этом же ключе до следующего раза, соблюдаю такой же темп, время практики и прочее, и… чуть не помираю от боли. Значит, не то. Значит в чем-то другом дело. Причем все анализы в полном порядке, схожий по симптомам с моим текущим состоянием эндометриоз отсутствует, врачи говорят – ну, мол, потерпи, это спазмы, такое у женщин бывает, и в обмороки падают и т.п., после родов пройдет. Но ведь удавалось иногда избавиться от боли, путь к избавлению от нее я нащупала, но он пока нестабилен.


ДЕТАЛИЗАЦИЯ

Начинать освоение МБ следует с простого физического упражнения - осознания и сокращения мышц тазового дна. Устроиться в любой удобной позе, если она сидячая - выпрямить спину, голову держать ровно. Закрыть глаза и расслабиться, дышать естественно.
Переместить внимание на промежность, и без особого старания медленно напрячь все мышцы, которые там есть, причем это усилие должно быть средней величины. Затем расслабить мышцы.
Затем – снова напрячь, не стараясь дифференцировать ощущения, просто сжимать всю промежность, внимательно осознавая (ощущая) процесс. Затем снова расслабиться. «Остальное» тело необходимо удерживать в абсолютно расслабленном состоянии, глаза и живот – полностью отпущены, там ничего не затрагивается в унисон сжатию тазового дна. «Под ложечкой» либо в области диафрагмы – ни малейших движений. Нигде в теле не должно возникать что-либо, работает (задействуется полностью изолированно) только тазовое дно. В медленном темпе и не спеша, следует повторять это простое ритмичное сокращение двадцать пять раз, начиная в первые дни с трех или пяти раз. За пару недель можно выйти на двадцать пять сокращений подряд без какой-либо спешки и форсажа, сохраняя полную релаксацию. Следует прекращать упражнение при малейших признаках неповиновения (неясной усталости, замедления управления) мышц задействованной области. Выполнять упражнение лучше отдельно от практики йоги, скажем – вечером, после завершения полного дыхания и короткой паузы в 2 – 3 минуты. Либо после Шавасаны или Йога-нидры. Можно выполнять данное упражнение непосредственно перед сном, в постели, но тогда следует делать его в Шавасане с согнутыми коленями, поверхность кровати должна быть достаточно ровной и твердой. Если после цикла сжатий возникает сонливость – это признак правильности исполнения, а также возникшего состояния. Если же наступает бодрость и прозрачность сознания, либо сон проходит – исполнение неверное.
В первую неделю после начала практики упражнения для мышц тазового дна выполняются через день.

1. Сколько-нибудь заметного разогрева в области тазового дна;
2. Нарушений дыхания и общей релаксации;
3. Какого-либо «отклика» локальному сокращению мышц промежности в «остальном» теле;
4. Сексуального возбуждения;
5. Нервных импульсов в области диафрагмы («под ложечкой);
6. Напряжения в закрытых глазах.

Со временем восприятие мышц тазового дна, равно как и управление ими - утончится (это в среднем месяца два-три регулярной практики). Появится возможность раздельного сокращения мышц ануса и сфинктера мочевого пузыря, но играть с этим не следует, обращая внимание на состояние сознания, возникающее в процессе работы с тазовым дном. Как только сжатие и расслабление мышц промежности стало удобным и комфортным, нужно привязать это действие к процессу свободного дыхания. Вдох – расслабить тазовое дно, выдох – напрячь. Но! Хотелось бы обратить внимание на следующий важный момент: у некоторых людей сжатие мышц тазового дна легче и естественнее происходит в том случае, когда оно делается на вдохе! Поэтому в данном моменте следует определиться опытным путем.
И лишь когда процесс этот станет автоматическим и начнет сопровождаться ментальной релаксацией, можно пробовать изолированное сокращение мышц промежности. НЕ трогая ни Ашвини, ни Ваджроли мудры! И когда это изолированное сокращение начнет получаться стабильно – вместе с этим начнет «отстегиваться» сознание. Это ни с чем не спутать: стоит выполнить не больше десятка сокращений – и кажется, что по голове огрели пыльным мешком! Проваливаешься мгновенно – либо в сон (если это ночью, и вы поставили намерение после этого заснуть), либо в глубочайшую релаксацию, после которой чувствуете себя непревзойденно.
В процессе достижения описанного выше, либо по ходу дальнейшей практики исчезают у женщин такие вещи, как эндометриоз, дизритмия и болезненность месячных, приходит в норму тонус мышц репродуктивных органов, стабилизируется оргазм. В некоторых случаях удается справиться с функциональным бесплодием.
У мужчин устраняется сексуальная слабость, неприятности с предстательной железой, преждевременной эякуляцией и т.д.


ФРАГМЕНТЫ ИЗ КНИГИ СВАМИ САТЬЯНАНДЫ САРАСВАТИ

- приводятся не в буквальном виде, но с некоторыми изменениями и уточнениями по тексту.
(«Мула-бандха. Ключ к мастерству». Перевод с англ. Киев, «Janus books», 2000 год, 5000 экз., 144 с.)
На физическом уровне МБ - это осознанное волевое сокращение (мышц – В.Б.) промежности…
Стимулирует сенсорно-моторную и вегетативную нервную систему тазовой области. При выполнении МБ активизируются парасимпатические волокна крестцового сплетения (парасимпатические волокна отходят от сплетений в области шеи и крестца, а симпатические берут начало от узлов в грудном и поясничном отделах).
Экспериментально доказано, что выполнение бандх повышает активность парасимпатической нервной системы.
У испытуемых замедляется пульс, снижается артериальное давление и частота дыхания и возникает общее ощущение покоя и расслабления. При выполнении МБ наблюдается (в мягкой форме) возбуждение симпатической нервной системы. Однако, общий эффект стимуляции симпатической и парасимпатической систем приводит к уравновешиванию их деятельности в организме. Все это оказывает положительное влияние на гипоталамус (он управляет эндокринной системой), а через него - на лимбическую (эмоции) систему и соответствующие участки коры головного мозга.
Как результат прямого влияния бандх на эндокринные железы, происходит нормализация ритма биологических процессов организма. Например, выполнение МБ исключительно благотворно сказывается на менструальных циклах. При правильном выполнении все бандхи уменьшают частоту дыхания, что способствует возникновению состояния покоя и расслабления. Снижается артериальное давление. Замедляется пульс. Энцефалограмма регистрирует увеличение количества альфа-волн - признак глубокого расслабления и снижения активности нервной системы. Снижается активность симпатической нервной системы, что также свидетельствует о расслаблении. Снимаются застойные очаги возбуждения в коре головного мозга. Происходит рефлекторная гармонизация работы мочеполовой системы.
Нельзя недооценивать важность МБ, поскольку это упражнение вызывает спонтанную гармонизацию физического, ментального и психического тел человека. Сокращение мышц промежности приводит к гармоничной работе эндокринной системы, улучшению работы нервного аппарата тазовой области и, как результат, - нормализации работы внутренних органов. Следовательно, мула-бандха является ценным инструментом в лечении заболеваний органов брюшной полости и малого таза, т. е. нарушений пищеварения и половых расстройств. Поскольку тело и ум неразрывно связаны между собой, воздействие на тело непременно скажется и на состоянии ума. МБ оказывает немедленное влияние на ум, создавая ощущение глубокого расслабления. Подобное расслабление освобождает человека от большинства умственных и психосоматических расстройств - стресса, перенапряжения и чувства постоянной тревоги. Как «умственный релаксант», МБ оказалась незаменимой при лечении депрессии, неврозов, некоторых фобий, истерии и маниакальных состояний. Экспериментальных данных, которые свидетельствуют о благотворном влиянии МБ на больных психозами, накоплено мало. Однако, учитывая воздействие МБ на головной мозг, а также принимая во внимание факт ее благотворного влияния при депрессиях, можно с уверенностью утверждать, что МБ способна гармонизировать общее состояние при маниакально-депрессивном психозе и в некоторых случаях шизофрении, особенно на ранних стадиях.
В древних тантрических текстах сказано, что при выполнении МБ анус расслаблен, а напрягать следует лишь сухожильный центр промежности.
Промежность представляет собой группу мышц, которые расположены на выходе из таза и связаны с урогенитальной и анальной областями. МБ - это не напряжение всех мышц промежности одновременно. Место физического усилия также зависит от пола. У мужчин это сухожильный центр - так называемое тело промежности, у женщин - область вокруг шейки матки. Обычно, когда человек напрягает анус, промежность тоже напрягается. Напрячь только мышцы промежности новичку бывает трудно, поэтому на первых этапах освоения Хатха-йоги начинающий должен осознать связь между анусом и промежностью. С этой целью выполняется сокращение анального сфинктера (ашвини-мудра), что со временем приводит к развитию в человеке способности независимо напрягать промежность. Опыт, тем не менее, показывает, что прямое (сознательное) напряжение промежности вызывает более существенное воздействие на физическое и ментальное тело, чем непрямой метод - напряжение ануса. Сокращение анального сфинктера является важным подготовительным упражнением для более тонкой и сложной МБ.

Промежность и тело промежности

Для правильного выполнения МБ необходимо ясно представлять себе схематическое строение промежности и нижних частей таза. Это нужно также для того, чтобы понять анатомическую взаимосвязь МБ с Ашвини-мyдрой и Ваджроли-мудрой - техниками, которые выполняются с помощью мышц нижних отделов таза.
Промежность образует тазовое дно. Ее внутренние границы: спереди - лобковая арка (кость над половыми органами), сзади - копчик. Снаружи ее ограничивают мошонкa/клитор и ягодицы.

Мышцы промежности делятся на две группы:

1. Мышцы анальной области - выхода из желудочно-кишечного тракта.
2. Мышцы урогенитальной области, связанные с органами мочеполовой системы.
Мышцы анальной области (которые имеют больший объем) и мышцы урогенитальной области соединяются с помощью фиброзной ткани. Сокращение мышц одной области обязательно отзывается на другой. Осознанное изолированное напряжение какой-либо одной области требует определенного навыка. В обычных условиях мышцы промежности задействуются лишь при мочеиспускании, дефекации и семяизвержении/оргазме.
Мы не умеем сознательно управлять мышцами таза с такой же ловкостью, как мышцами рук или ног. Управление мышцами конечностей мы совершенствуем каждый день, во время любой повседневной деятельности.
Двигательная активность той или иной мышцы находится под контролем определенного участка коры головного мозга. Чем больше нейронов входит в него, тем более точные и плавные движения способна совершать мышца. Возможно, одна из причин, из-за которой человеку с трудом удается подчинить своему сознанию мышцы промежности, заключается в том, что мышцам промежности в головном мозге соответствует гораздо меньший участок, чем мышцам рук или мимической мускулатуре. Регулярное выполнение МБ развивает моторную зону коры, отвечающую за промежность, что дает человеку полный контроль над такими процессами, как мочеиспускание, дефекация и половые сношения. Тазовые мышцы необходимы, главным образом, для неосознанных и подсознательных действий. Недостаточное волевое управление приводит, например, к тому, что одновременно мочиться и выполнять акт дефекации довольно сложно.
Для новичка в йоге это означает, что сокращение одной группы мышц промежности влечет за собой непроизвольное сокращение остальных групп. Вам будет проще понять этот тезис, если вы вспомните, как тяжело раздельно двигать третьим и четвертым пальцами рук. Дело в том, что между сухожилиями третьего и четвертого пальцев есть фиброзные перемычки, так что без длительных тренировок шевелить этими пальцами по отдельности – довольно сложная задача. Так и с промежностью: мышцы и соединительнотканные перемычки здесь переплетены между собой, что существенно затрудняет управление.
Поэтому так тяжело сделать Ваджроли-мудру или Ашвини-мудру, не выполняя при этом МБ. Это положение справедливо как для мужчин, так и для женщин. Необходимо еще раз подчеркнуть, что и у мужчин, и у женщин промежность – это не одна мышца, а их группа. Следует также понимать, что промежность и «тело промежности» - не одно и то же. «Тело промежности», или сухожильный центр промежности - это маленький мышечно-сухожильный узелок размером 2,5 на 3 см, который расположен во внешней области от прямой кишки (в тканях промежности) на глубине примерно 5 см. К нему прикрепляются мышцы промежности: поверхностная и глубокая поперечные, луковично-пещеристая, наружный сфинктер анального прохода и мышца, поднимающая прямую кишку. От прямой кишки также отходит несколько мышечных волокон к этому жизненно важному образованию, которое отделяет урогенитальную область от анальной. Сухожильный центр промежности играет особенно важную роль в женском организме. Если в силу каких-либо причин он будет поврежден, то у женщины развивается пролапс (выпадение) матки, яичников и/или прямой кишки.

Анатомические подробности

Итак - три основных йогических упражнения для нижних отделов таза - Ваджроли-мудру, Ашвини-мудру и МБ с точки зрения анатомии.
В выполнении этих упражнений участвуют следующие мышцы:
1. Для ашвини-мудры - мышцы анальной области: наружный сфинктер анального прохода и мышца, поднимающая прямую кишку, которая состоит из лобково-копчиковой, подвздошно-копчиковой и лобково-ректальной мышц.
2. При выполнении мула-бандхи сокращается область между анусом и мошонкой/клитором; точка приложения - сухожильный центр промежности/шейка матки.
3. Для Ваджроли-мудры - мышцы урогенитальной области: поверхностные поперечные мышцы промежности, седалищно-пещеристая, луковично-пещеристая, глубокие поперечные мышцы и сфинктер мочеиспускательного канала. При выполнении этого упражнения у мужчин несколько втягивается внутрь половой член, а у женщин напрягаются клитор и мышцы нижнего отдела влагалища и мочеиспускательного канала.
Отыскать точное место расположения этих мышц лучше всего, руководствуясь собственными ощущениями.

Когда вам приходится сознательно сдерживать позывы на мочеиспускание или дефекацию, вы напрягаете группы мышц, которые участвуют соответственно в Ваджроли-мудре и Ашвини-мудре. Расслабить эти группы мышц одновременно - довольно сложная задача (но возможная). Как только какая-либо из них расслабляется (обычно в первую очередь расслабляется урогенитальная группа мышц), начинается процесс опорожнения.
В начале практикующий столкнется с определенными трудностями в обретении сознательного контроля над областью промежности, ибо мозг еще не научился управлять мышцами промежности по отдельности. Регулярное выполнение МБ «оживляет» участки коры головного мозга, ответственные за мышцы промежности, и делает управление этой областью подвластным сознанию.

Совершенствование требует времени, и, занимаясь, не нужно расстраиваться, если у вас не получается напрячь сухожильный центр промежности или шейку матки, не сокращая при этом мышцы ануса или мочеполовую диафрагму. На начальном этапе так и будет происходить. Чтобы овладеть этими упражнениями, вам понадобится время и усердие в занятиях.
Важно осознать разницу между бессознательными (непроизвольными) процессами, которые происходят при мочеиспускании и дефекации и сознательным сокращением мышц при выполнении йогического упражнения. В первом случае периферические рефлекторные дуги находятся вне сознательного контроля.

С помощью МБ мы можем научиться использовать эти рефлекторные дуги для осознанных действий, что в свою очередь позволит:

1. Четко управлять всеми физическими процессами в области промежности и распространить этот контроль на более глубокие уровни, например - психический.
2. Ясно осознавать все процессы, происходящие в области промежности и устранять любые неполадки до того, как возникнет явное заболевание: прыщи, запор, гипертрофия простаты и т.д.
Эти эффекты вызовут в теле цепную реакцию.
Промежность иннервирует так называемый срамной нерв. Он отходит от крестцового сплетения, которое, в свою очередь, образуется из волокон второго, третьего и четвертого крестцовых нервов. Этот нерв связан нервными отростками с влагалищем, клитором, половым членом, мошонкой, прямой кишкой, анусом и мышцами промежности и содержит как двигательные, так и чувствительные волокна. Взаимодействие нервов промежности с головным мозгом и остальным телом - весьма сложный процесс. Нервная система устроена чрезвычайно сложно, и, зачастую, наше умение пользоваться этим инструментом оставляет желать лучшего. Однако, несмотря на все трудности, существует возможность раскрыть тайны работы мозга и обрести тотальный сознательный контроль над организмом. МБ является алгоритмом достижения этой цели, и ключевое слово здесь - «практика».
МБ может существенно повысить сексуальные возможности, однако не способствует эякуляции. Поэтому к освоению Ваджроли-мудры приступают после освоения МБ, чтобы не допустить эякуляции… Таким образом, МБ помогает обрести контроль над определенным звеном эндокринной системы.

МБ - это метод обретения контроля над сексуальной сферой, позволяющий разрешить множество сексуальных проблем. Большинство людей опасаются, что, выполняя МБ, они либо станут импотентами, либо им придется дать обет безбрачия. И с духовной; и е научной точки зрения МБ не связана с потерей половой силы. Напротив, она позволяет человеку направить эту силу вверх, на нужды духовные, либо вниз, на гармонизацию супружеских взаимоотношений.
МБ развивает способность задерживать эякуляцию. Эта способность позволяет полностью очистить супружеские взаимоотношения от сексуальной неудовлетворенности.

Медицинское применение:


ЖЕНЩИНЫ
:
мула-бандха может избавить от дисменореи (болезненные месячные), однако, если вы страдаете аменореей (отсутствие менструаций), то откажитесь от этого упражнения, пока не проконсультируетесь со специалистом - врачом или опытным наставником йоги.
Мула-бандха доказала свою эффективность при беременности и особенно при родах. Беременная может выполнять мула-бандху совместно с некоторыми другими йогическими техниками непосредственно до самого момента родов. Это позволяет сохранить эластичность стенок влагалища и существенно снизить родовые боли. Сразу после родов женщинам настоятельно рекомендуется практиковать мула-бандху, ашвини и ваджроли-мудру - это поможет привести в тонус мышцы, растянутые за время беременности.
Мула-бандха также является эффективным средством лечения опущения органов малого таза, белей и стрессового недержания мочи.


МУЖЧИНЫ:
мула-бандха устраняет непроизвольное истечение семени, позволяет избежать паховой грыжи. Это упражнение контролирует секрецию тестостерона и продукцию спермы, оно успокаивает страсти, ведущие к коронарным нарушениям.
Ученые установили, что менопауза тесно связана с ментальным и эмоциональным состоянием. Искренние, здоровые и открытые люди проходят менопаузу без проблем или с минимальными проблемами. У женщин физические изменения при менопаузе гораздо более выражены, поэтому женщины в этом периоде гораздо чаще страдают пессимистическим настроением, депрессией, беспокойством и раздражительностью. С наступлением менопаузы на плечи женщин обычно сваливается огромное количество проблем. Мула-бандха выравнивает гормональный фон, поэтому способна смягчить метаморфозы менопаузы, предотвратить появление таких неприятных симптомов, как вялость, раздражительность, подавленность, артериальная гипертензия и головокружение. Во время менопаузы люди не теряют своей сексуальности - что бы там не говорили. Способность к проявлению сексуальности сохраняется у человека до старости, а мула-бандха обеспечивает здоровую и полноценную жизнь.

Мула-бандха как составная часть йогической практики:

Очень важно, чтобы человек, занимающийся йогой, воспринимал МБ в комплексе с другими йогическими практиками.
1. Асана - позы.
2. Пранаяма - дыхательные упражнения.
3. Уддияна-бандха – работа с мышцами живота.
4. Ашвини-мудра - сокращение ануса.
5. Мула-бандха - сокращение промежности/шейки матки.
6. Ваджроли-мудра - сокращение передних отделов промежности.

Поза

Специфической позы, в которой следует выполнять МБ, не существует. Многие люди связывают эту бандху с Мулабандхасаной, в которой себя уютно чувствуют очень немногие, но она не является обязательной позой для освоения и выполнения МБ, а большинству она и вовсе не пригодится в жизни.
Все, что необходимо - это устойчивая поза, в которой вам будет комфортно. Спина должна быть прямой. Жела¬тельно также, чтобы на область промежности снаружи производилось определенное давление… Асаны, которые как нельзя лучше отвечают этим требованиям - Бхадрасана и Сиддхасана (Сиддха-йони-асана для женщин). Если вам не под силу их выполнение, вы можете принять любую удобную позу, чтобы колени плотно лежали на земле: Падмасану, Свастикасану, Ардха-падмасану, Сукхасану, Ваджрасану. Сукхасану - позу, которая легко дается большинству людей - придется немного изменить. Чтобы она лучше подходила для МБ, пяткой следует надавить на промежность.
Каждая из перечисленных асан хороша по-своему, но мы настоятельно рекомендуем Сиддхасану и Сиддха-йони-асану как наиболее подходящие позы для МБ, поскольку позволяют удерживать спину прямой.

Как убедиться?

Необходимо остановиться на двух основных вопросах, которые задают практически все ученики, приступая к освоению МБ:
1. А как я узнаю, что сжал тело промежности/шейку?
2. А как я узнаю, что овладел техникой МБ? Ведь оба эти образования нелегко увидеть воочию, да осмотр ничего и не даст. Однако, есть один надежный метод, который позволяет человеку проверить. Этот метод основывается на осязании и поэтому имеет различия для мужчин и для женщин.

Мужчины:

Сидя или лежа, поместите палец примерно посредине между анусом и мошонкой. Вдохните. Сосредоточьте сознание и попытайтесь медленно напрячь тело промежности. Если при этом вы почувствовали, что точка, на которой стоял палец, втянулась внутрь тела, - значит, вы успешно напрягли тело промежности. А если при этом анус и половой член остались неподвижны, - значит, вам удалось отделить тело промежности.

Женщины:

Сидя или лежа, введите палец как можно глубже во влагалище. Вдохните. Сосредоточьте сознание и попытайтесь медленно сжать мышцы вокруг своего пальца. Если вы явственно почувствуете, что мышцы верхнего отдела влагалища сократились, - значит, вам удалось сжать мышцы вокруг шейки. Если при этом анус и уретра остались без движения, значит, все верно.

Уддияна — не только не сложная, но еще и одна из самых полезных для здоровья продвинутых практик Хатха-йоги (наряду с Випарита-карани мудрой и более сложной, чем они обе, Маха-бандхой). Уддияна оздоравливает всю систему пищеварения, активизирует солнечное сплетение, гармонизирует выработку адреналина организмом — и за счет этого дает бодрость — а также активизирует высшие чакры, и даже при прочих благоприятных условиях «вгоняет» или «втягивает» прану в Сушумну, что обеспечивает мощный подъем энергии. При этом, рекомендуемые обычно 3 подхода Уддияны, конечно, не займут много времени и сил. Почему же мы до сих пор не делаем ее каждый день? Попробуем «реабилитировать» эту технику, разобрав ее некоторые нюансы.

Освоение и выполнение Уддияны можно условно поделить на два типа или варианта: «подготовительный», и «основной» — или, если угодно, «простой» и «продвинутый». Обычно те, кто никогда не делал Уддияну раньше, находят удобным и доступным именно «подготовительный» вариант. Он получается буквально с первого раза почти у всех, чего совсем нельзя сказать о полной «версии». Даже если вы умеете делать Уддияну, ознакомьтесь с подготовительным вариантом — пригодится, чтобы научить, скажем, ребенка, или показать любопытную и полезную для здоровья практику друзьям.

Практика Уддияны всегда должна делаться на пустой желудок (то есть, вы ничего твердого не ели за 3 часа или больше до занятия) и, в идеале, кишечника (то есть, вы незадолго до практики сходили в туалет). Таким образом, разумно делать Уддияну только утром, после гигиенических процедур. Эту немного конфузную тему не стоило бы и затрагивать, если бы невыполнение этого важного правила не портило опыт Уддияны многим людям (в том числе и мне в начале освоения Хатхи). Делать такие техники, как Уддияна, Агнисара, Маха-бандха не на пустой желудок — верный и короткий путь к несварению желудка.

Подготовительный (простой) вариант:

  1. Встать прямо на коврик, на полусогнутых ногах (ступни примерно на 50 см друг от друга).
  2. Сделать глубокий неспешный вдох, затем с мощным выдохом наклонить корпус вперед. С этим выдохом надо опустошить легкие насколько возможно без дискомфорта — и задержать дыхание. С выдохом не нужно округлять спину, спина прямая.
  3. В основной части упражнения корпус (позвоночник) под углом, иногда почти горизонтален, а колени полусогнуты.
  4. При этом ладони надо положить на колени или нижние части бедер (не важно, смотрят пальцы вниз или вверх — делаем как удобнее), а локти лучше выпрямить — таким образом, часть веса корпуса на руках.
  5. Голова наклонена вперед, но не до конца, так что подбородок не упирается в грудину (не делаем полную Джаландхара-бандху).
  6. При закрытом горле делаем «ложный вдох», т.е. расширяем грудную клетку, как будто глубоко вдыханием — при этом воздух не втягиваем — и выпрямляем колени. Такое комплексное движение автоматически втягивает диафрагму вверх (живот при этом уходит внутрь), что нам и требуется. Держим такое положение несколько секунд (пока нет дискомфорта), по возможности избегая напряжения лица, шеи, и остальных мышц (это важно! не делайте «страшное лицо»!).
  7. Расслабляем живот, снимая Уддияна-бандху. Расслабляем грудные мышцы, руки, плечи.
  8. Поднимаем голову и корпус в исходное положение (стоя прямо).
  9. Затем делаем легкий подвдох (чтобы «разблокировать» легкие), и — наконец-то! — контролируемо вдыхаем через нос.
  10. Остаемся в исходном положении, пока дыхание выравнивается (для начинающих обычно около минуты или чуть больше).

Основной (продвинутый) вариант:

  1. Садимся на коврик в удобную медитативную позу — Падмасану («Позу лотоса») или Сиддхасану («Совершенную позу»). Спина должна быть прямая, колени на полу.
  2. Ладони кладем на колени, держимся за них. Или кладем руки на нижние части бедер.
  3. Затем делаем глубокий вдох через нос...
  4. ... и переходим на постепенный выдох.
  5. В конце выдоха делаем задержку.
  6. Наклоняемся вперед, нагружая руки, которыми мы упираемся в колени, весом корпуса. Плечи можно поднять «к ушам». Локти должны быть прямые. Если это делается верно, вы почувствуете, что позвоночник получает дополнительное вытяжение (у некоторых в этот момент может «хрустнуть» в спине, пугаться этого не надо). Закрываем Джаландхара-бандху, прижав подбородок к груди; при этом шея вытянута, макушка стремится по дуге вверх, жилы сзади на шее натянулись — включилась верхняя энергетическая помпа). Напрягаем брюшные мышцы, втягивая переднюю стенку живота внутрь (назад) и вверх. Спина не округляется, она чуть вытянута.
  7. Удерживаем задержку дыхания и брюшной замок (втягивание) сколько возможно без чрезмерного усилия.
  8. Потом снимаем брюшной замок, сгибаем локти и опускаем (расслабляем) плечи.
  9. Поднимаем голову.
  10. Медленно вдыхаем.
  11. Позволяем дыханию выровняться...
  12. Затем делаем столько подходов, сколько нужно или комфортно, обычно до 3-10*.

ВОЗМОЖНЫЕ ТРУДНОСТИ:

  1. *Есть мнение, что Уддияну нельзя делать больше 3 раз в сутки. На мой взгляд, речь в этом правиле идет об очень продвинутых йогах, которые при усиленной практике Уддияны — а с каждым подходом медитативный эффект имеет тенденцию усиливаться, в этой и сходных практиках — «вываливаются в астрал» (теряют сознание). В подавляющем большинстве случаев случаев с нами, «простыми смертными», такого, конечно, не происходит. Если же вдруг вы попали в число «счастливчиков», и испытываете необычные, очень яркие, ощущения во время практики Уддияны или «улетаете» — то стоит посоветоваться с опытным инструктором, как вам скорректировать технику (или свое отношение к ней), чтобы не было дискомфорта. Такие эффекты возможны и на других практиках, даже не имеющих отношение к задержке дыхания (например, на Випассане и др.).
  2. С другой стороны, при Уддияне также всегда происходит выделение адреналина, повышается бодрость, алертность — и иногда появляется агрессия. Поэтому если вы чувствуете необъяснимое раздражение, вспоминаете обиды и т.п. во время или после практики Уддияны — возможно, стоит ограничиться тремя «классическими» подходами. Но игнорировать свою эмоциональную «правду», ситуацию, не стоит. Не прекращайте практику! Просто наблюдайте свои ощущения и продолжайте «очищение»; довольно скоро накопленные эмоциональные «токсины» из вас выйдут. Ускорить процесс можно, уделяя больше времени не тренировкам (при избытке адреналина это обычно желательно), а РАССЛАБЛЕНИЮ, в том числе в Йога-нидре, ежедневно.

ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИКИ:

Как держать задержку на выдохе долго?

Воздух должен быть выдохнут чуть-чуть не до конца, иначе будет спазматический, судорожный вдох — реакция организма на тревожную ситуацию. В следующий раз попробуйте выдохнуть не на «все 100», а, скажем, на 85%.

Сколько подходов делать начинающим? К чему стремиться?

Начать с 3 подходов, и стремиться к 10ти в комфорте. Головокружение или подобные эффекты — явный признак, что вы «переработали» — вернитесь к схеме «3 подхода с короткими передышками, и отдых не менее 1 минуты».

На что обратить внимание при выполнении?

  1. На дыхание. Вы должны четко знать, когда вдыхать, когда выдыхать, никакой путаницы здесь не должно быть. Уверенность придет с некоторым опытом. Вначале просто наработайте практику, последовательность, до автоматизма. \
  2. Затем, если это уже есть — можно наблюдать Манипура-чакру, ощущения в этой области, на фоне втягивания живота, это интересно. При этом может появляться (или может показаться, что появляется — ментально) необычный жар, исходящий из живота, и это нормально. Специально фантазировать на эту тему не надо.
  3. Если предыдущие методы отработаны, наблюдайте то, что наблюдают йоги — свой ум. Это лучшая рекомендация для любой техники, если вы готовы ей следовать.

Куда «поставить» Уддияну в графике занятия?

После асан и пранаям (кроме успокаивающих-медитативных), перед медитативными техниками. Также, есть мнение, что Уддияну хорошо делать сразу после перевернутых поз (скажем, Випарита-карани), и если вам очень сложно освоить эту технику — попробуйте так сделать, но с точки зрения простоения ежедневной целостной практики этот нюанс мало чем полезен.

Противопоказания:

Язва желудка или кишечника — или любые другие серьезные проблемы с пищеварительной системой; повышенное давление; болезни сердца или глаз (глаукома и др.); беременность. Эта техника обычно не делается во время месячных. Не желательно выполнение больше 10 раз.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь - https://telegram.me/ru_yoga



  • Разделы сайта