Дыхательная гимнастика на уроке. Методические рекомендации "дыхательные упражнения". Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии серия «Практикум по психологии»

Дети в возрасте до 10 лет способны освоить английский язык невероятно быстро. Сначала ребенка необходимо подготовить к тому, что ему предстоит выучить новый для него язык.

В большинстве случаев, дети с интересом стараются выучить новые слова, им это нравится, ведь язык является совершенно незнакомым для них.

Детки даже не спрашивают, для чего им нужно изучать английский, настолько их захватывает этот процесс, их больше интересует процесс изучения, познания, нежели результаты.

Детские психологи рекомендуют начинать занятия по обучению английскому языку в возрасте до пяти лет. В таком случае детки быстрее изучат новый для них язык. Существуют некоторые способы, благодаря которым английский становится изучить намного быстрее и легче.

Во-первых, нужно помнить о том, что изучение нового предмета должно вызывать радость и улыбку на лице ребенка. Покорение нового языка не должно приходиться в тягость малышу. Очень важно проговаривать все новые слова четко и выразительно приятным голосом для восприятия. Тогда ребенок обязательно начнет запоминать все слова, предложения на английском.
Во-вторых, сделайте так, чтобы у ребенка возникло желание изучать язык. То есть, всегда должен быть мотив для изучения нового языка.

Очень полезно, чтобы ребенок всматривался в картинки в момент изучения нового языка.
Играя с ребенком в игры, он быстрее начинает осваивать мир.
Используя познавательную деятельность, преподавать детям английский проще всего.
Очень важно также постоянно подбадривать ребенка в момент изучения, объясняя значение новых слов. Это помогает ребенку чувствовать себя увереннее.

Кроме того, во время преподавания языка маленьким детям очень важно, чтобы процесс изучения был как бы в шуточной форме. Вы проговариваете слова, просматриваете иронические картинки. Ребенок тем временем запоминает зрительно, а также на слуху все слова и предложения. Качественные видео уроки для детей вы можете найти на нашем сайте

Не забывайте периодически покупать раскраски на английском, интересные книги на иностранном языке, а также различные познавательные материалы.

Чтобы ребенок смог освоить большие объемы материала, лучше начинать с простого. Сначала лучше, конечно же, купить какие-то познавательные книги для маленьких детей, чтобы вызвать первоначальный интерес к новому языку. После этого можно более серьезно углубиться в процесс.

Запомните, что маленькие дети всегда подражают взрослым. То есть, важно произносить слова правильно, очень важно правильно ставить ударение. Это очень важно, так как от правильности сказанных вами слов будет зависеть то, как ребенок освоит материал.

Урок английского языка для детей 5-6 лет

Здоровье – не всё,
но всё без здоровья – ничто.

Человек – высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию – быть здоровым.

В последние десятилетия значение физкультуры особенно возросло. Известно, что движения являются основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма. Недостаток двигательной активности – одна из наиболее распространённых причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Пребывание на уроках, приготовление домашних заданий, занятия у компьютера, отдых у телевизора, чтение книг, поездки в транспорте – все эти виды деятельности сопровождаются ограничением в движениях.

Роль движений для развития психики и интеллекта чрезвычайно велика. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым способствуя её развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребёнку и чем более высокого уровня координации движений он достигает, тем успешнее идёт процесс его психического развития. Двигательная активность ребёнка не только способствует возрастанию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма.

Работа скелетной мускулатуры имеет огромное значение для развития физиологических систем ребёнка. У растущего организма восстановление израсходованной энергии идёт со значительным превышением, то есть создаётся некоторый её избыток. Именно поэтому прирост мышечной массы – это предпосылка к выполнению ещё больших по объёму и интенсивности нагрузок.

Учёными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. При выполнении физических упражнений в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

В научной литературе существует понятие биологической достаточности движений. Условно говоря, это то количество движений, которое необходимо для нормального развития ребёнка. Естественно, в зависимости от возраста это количество меняется: чем старше ребёнок, тем больше движений он должен совершать для нормального дальнейшего формирования.

В санитарно-эпидемиологических правилах СанПиН 2.4.2 1178-02 в разделе “Требования к режиму общеобразовательного процесса” рекомендуется:

Примерный объём двигательной активности обучающихся

Ежедневный объём времени, ч

Уроки физкультуры в неделю

Внеклассные формы занятий в неделю, ч

Самостоятельные занятия физкультурой, мин

Виды оздоровительных мероприятий:

  1. Гимнастика до учебных занятий.
  2. Физкультминутки на уроках.
  3. Подвижные перемены.
  4. Спортивный час в группах продлённого дня.
  5. Участие в соревнованиях в учебном году.
  6. Дни здоровья и спорта.

Пассивный образ жизни приводит к возникновению различных недугов у взрослых людей, а тем более у детей.

Возраст от 6 до 14 лет – период активного совершенствования мышечной и костной системы. Кости детей при длительных напряжениях и неправильном положении тела легко подвергаются деформации.

Неуравновешенность возбудительно-тормозных процессов ЦНС обуславливает быструю утомляемость, кратковременность активного внимания, что отражается на деятельности анализаторов, в том числе и органов зрения. Глаз как орган заканчивает своё структурно-функциональное формирование лишь к 11-12 годам. В возрасте 6-7 лет, то есть к моменту начала школьного обучения, орган зрения ребёнка находится в стадии интенсивного развития. С учётом этих особенностей детского организма физиологи и гигиенисты для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительной деятельности рекомендуют проводить физкультминутки, гимнастику для глаз и динамические паузы в середине урока (если тот длится не менее 40 минут). На это следует обратить внимание при организации урока, так как от уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

Внешними проявлениями утомления являются учащение отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушение почерка, снижение работоспособности.

Первые признаки утомления служат сигналом к выполнению физкультминуток. Эта форма двигательной нагрузки может быть использована всеми учителями, особенно в младших классах. Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Время начала физкультурной минутки определяется самим учителем. Физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки является 15-я - 20-я минута урока. В первом классе рекомендуется проводить по две физминутки на каждом уроке. Во 2-м - 4-м классах рекомендуется проводить по одной физкультминутке, начиная со 2-го или 3-го урока в связи с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.

Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 минут. Каждая физминутка включает комплекс из трёх-четырёх правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удаётся снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.

Требования к проведению физкультминуток:

  • Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, их результативность.
  • Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
  • Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.

Виды физкультминуток:

  • упражнения для снятия общего или локального утомления:



  • упражнения для кистей рук:

Моем ручки

Дети повторяют знакомые движения, совершаемые при мытье рук.

  • гимнастика для глаз:

Рисование носом

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достаёт до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.

  • гимнастика для улучшения слуха:

Выгибание ушек вперёд, а затем в обратную сторону (20 раз).

  • упражнения для профилактики плоскостопия:

Нарисуй кружок

Ребята выполняют круговые движения в одну и другую стороны большими пальцами ног.

  • упражнения, корректирующие осанку:

Лучик котика коснулся.
Котик сладко потянулся.

Равновесие

Ребёнок садится прямо, распрямляет плечи, кладёт себе на голову дневник или тетрадь. Стараясь удержать предмет на голове, считает до десяти.

  • дыхательная гимнастика:

Каша кипит

Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово “пых”. Повторить не менее 8 раз.

Возможные ошибки:

  • подбор упражнений без учёта вида деятельности на данном уроке;
  • увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (без принятия во внимания степени утомления детей);
  • выполнение движений с недостаточной амплитудой.

Введение в структуру урока физкультминуток, сочетающих различные упражнения, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей. При этом не следует пренебрегать проведением утренней гимнастики до занятий и организацией подвижных перемен.

И, хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровья детей. Принцип “Не навреди!” должен стать основополагающим в работе не только врачей, но и педагогов.

Упражнения для снятия общего или локального утомления

а) мышонок крадётся (движение на цыпочках);
б) мышонок бежит (выполняется движение с пятки на носок);
в) мышонок танцует (различные танцевальные движения).

На морозе

Ручки вверх, ручки вниз.
На носочках подтянись.
Ручки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем приседаем,
Никогда не замерзаем.

Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолёт.

Упражнения для кистей рук

Показать, как курочка клюёт зернышки.

Моем ручки

Дети повторяют знакомые движения, совершаемые при мытье рук.

Пальцы сцепляются в замок. Затем пальцы поднимаются вверх и опускаются вниз. Получается ёлочка.

Составление из пальцев овалов.

Лепим снежки

Дети показывают, как они лепят снежки и бросают точно в цель.

Гимнастика для глаз

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

Рисование носом

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достаёт до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.

Развести пальчики и начать вращать. Левый пальчик – по часовой стрелке, а правый – против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону. Поочерёдно проследить за движением указательного пальца левой руки, а затем – правой.

Гимнастика для улучшения слуха

Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми.

Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.

Выгибание ушек вперёд, а затем в обратную сторону (20 раз).

Упражнения, корректирующие осанку

а) на месте;
б) на носках, руки вверх;
в) на пятках, руки за голову.

Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
Мы идём на пятках.

Лучик котика коснулся.
Котик сладко потянулся.

Равновесие

Можно выполнять как сидя, так и стоя.

Ребёнок садится прямо, распрямляет плечи, кладёт себе на голову дневник или тетрадь. Стараясь удержать предмет на голове, считает до десяти.

Упражнения для профилактики плоскостопия

Поочерёдное поднимание носков и пяток; разведение носков и пяток.

Дети изображают, как они захватывают пальцами ног песок на пляже.

Нарисуй кружок

Ребята выполняют круговые движения в одну и другую стороны большими пальцами ног.

Весёлые ножки

Выполнять сидя. Выставить одну ногу вперёд на пятку, на носок, убрать под стул. То же с другой ногой. Повторить 4 раза.

Дыхательная гимнастика

Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счёт: один, два, три, четыре, - дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают.

Каша кипит

Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово “пых”. Повторить не менее 8 раз.

Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох (подул тихий ветерок).
Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову и сдуть “ворсинку” (подул нежный ветерок).
Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову и задуть свечи (подул сильный ветерок).

УПРАЖНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

Дыхательные упражнения используются для восстановления и совершенствования навыков дыхания. Статические дыхательные упражнения выполняются без движения конечностей и туловища, а динамические - сопровождаются движениями.

Правила дыхания при выполнении упражнений

Подняли руки вверх и в стороны; отвели руки назад - делаем вдох.

Свели руки перед грудью и опустили вниз - выдох.

Наклонили туловище вперед, влево, вправо - делаем выдох.

Выпрямляем или прогибаем туловище назад - вдох.

Подняли ногу вперед или в сторону, присели или согнули ногу к груди - выдох.

- Опустили ногу, отвели ее назад, выпрямили из приседа - делаем вдох.

Если при выполнении упражнения сложно определить начало вдоха и выдоха дышим равномерно, не задерживая дыхание.

Ветер

Ветер сверху набежал,

Ветку дерева сломал: «В-в-в-в!»

Дул он долго, зло ворчал

И деревья все качал: «Ф-ф-ф-ф» (Вдох. Выдох. Вдох. Выдох.)

Гудок паровоза

Через нос с шумом вдох, задержав дыхание на 1 -2 с, с шумом выдох через рот, губы сложены трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен). Учимся дышать в темпе 3-6. Вдох короче 1-3 счета. Задержка дыхания, выдох длинный (1-6 счетов).

Гуляем на полянке

В ходьбе с активными махами руками; глубокие вдохи-выдохи через нос. Чередовать разновидности ходьбы (на носках, высоко поднимая колени, «с кочки на кочку», перешагивание через предметы).

Дыхательная гимнастика

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м», одновременно постукивать пальцами по крыльям носа. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

Дыхательная медитация

Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка... Нежный аромат цветка... Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.

Дышим глубже

Носом - вдох, (Поднимание рук - на вдохе.)

А выдох - ртом, (Свободное опускание рук - на выдохе.)

Дышим глубже,

А потом - Марш на месте, Не спеша,

Коль погода хороша!

Завели машину

Завели машину,

(Вдох.)

Ш-ш-ш-ш,

(Выдох.)

Накачали шину,

(Вдох.)

Ш-ш-ш-ш,

(Выдох.)

Улыбнулись веселей И поехали быстрей,

(Вдох.)

Ш-ш-ш-ш-ш-ш.

(Выдох.)

Комплекс дыхательных упражнений «Кто и как?»

1. Как пыхтит тесто? «Пых-пых-пых...»

2. Как паровоз выпускает пар? «Из-из-из...»

3. Как шипит гусь? «Ш-ш-ш...»

4. Как мы смеемся? «Ха-ха-ха...»

5. Как воздух выходит из шарика? «С-С-С...»

6. Подули на одуванчик. Дуем на раскрытые ладони. «Ф-ф-ф...»

Ныряние

Нужно два раза глубоко вдохнуть и выдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребенок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», выныривает.

Упражнение рекомендуется выполнять между различными дыхательными комплексами, чтобы избежать головокружения.

Паровоз

Вариант 1. Учитель предлагает сначала переводить дыхание после каждой строчки, затем через строчку и постепенно научиться говорить на выдохе.

Паровоз кричит: «Ду-ду-у-у! Я иду, иду, иду!» А колеса стучат, А колеса говорят: «Так-так, так-так. Чуф-чуф, чуф-чуф. Ш-ш-ш, у-у-у! Приехали!»

Вариант 2. Ускорять речитатив до максимального темпа, сопровождая его ходьбой на месте, переходящей в бег. Затем перейти на медленный темп, а в конце остановиться со звуком «пых» и расслабить все тело.

Я могу дышать, как паровоз, чух, чух, чух. Я пыхчу, пыхчу под стук колес, чух, чух, чух. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, пыхчу, чух, чух, чух. Развивать дыхание хочу, чух, чух, чух.

Птичка

Птичка крылышками замахала

И тихонько пропищала: «Пи-пи-пи».

(Вдох. Выдох.)

Руки к солнцу поднимаю

Руки к солнцу поднимаю,

И вздыхаю, и вздыхаю,

Опускаю руки вниз,

Выдох - паровоза свист.

На четыре - вдох глубокий,

Раз, два, три, четыре.

Раз, два, три, четыре. (Упражнение на дыхание в положении стоя или сидя (требуют дозировки). На четыре счета - вдох, на четыре счета - выдох.)

Скороговорки

Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании. Когда воздух закончится, ребенок должен запомнить, сколько Егорок он назвал.

На пригорке возле горки

Жили тридцать три Егорки:

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка...

Сядем смирно, без движенья

Сядем смирно, без движенья,

Начинаем упражненье, (Выпрямиться, подбородок поднять, лопатки соединить.)

Руки поднимем, (Руки дугами внутрь вверх - вдох.)

Потом разведем (Руки в стороны - выдох.)

И очень глубоко

Всей грудью вздохнем. (Руки вниз, потом за голову.)

Дышим раз и дышим два, (Руки за голову, прогнуться, ноги разогнуть вперед - вдох, согнуться вперед, расслабиться - выдох.)

За работу нам пора.

Филин

Сидит филин на суку И кричит: «Бу-бу-бу-бу». (Вдох. Выдох со звуком.)

(Вдох.) (Выдох.)

(Вдох.)

(Выдох.)

(Вдох.)

(Выдох.)

(Вдох.)

(Выдох.)

(Вдох.)

Чайник

Чайник на плите стоял,

Через носик пар пускал: «Паф-паф-паф-паф».

Что за праздничный парад

Что за праздничный парад,

Здесь кругом шары летят, Флаги развеваются, Люди улыбаются. Воздух мягко набираем, Шарик красный надуваем. Пусть летит он к облакам, Помогу ему я сам!

Чудо-нос

Носиком дышу, Дышу свободно, Глубоко и тихо, Как угодно. Выполню задание, Задержу дыхание... Раз, два, три, четыре -Снова дышим: Глубже, шире.

Шарик

Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счет: один, два, три, четыре, - дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет 1-8 медленно выдыхают.

Шарик красный

Воздух мягко набираем, Шарик красный надуваем, Шарик тужился, пыхтел, Лопнул он и засвистел: «Т-с-с-с-с!» (Вдох. Выдох. Вдох. Выдох со звуком.)

Бабочка

И. п. - стоя, руки на поясе.

1 - отвести локти назад, вдох через нос, прогнуться. 2-3 - задержать дыхание. 4 - И. п., выдох через нос.

Беседа инопланетян

И. п. - сидя.

Вдох через нос; на выдохе произносить носовой звук «м-м-м», слегка постукивая пальцами по крыльям носа. Постепенно удлинять выдох.

Ветер

И. п. - ноги шире плеч, руки на поясе.

1 - наклон к правой ноге, левая рука вверх, выдох.

2-И. п., вдох.

3 - то же к другой ноге, выдох. 4-И. п., вдох.

Ветер качает деревья

И. п. - стоя, руки вверху.

Поочередные наклоны в стороны с плавными движениями рук (как веточки); дыхание через нос.

Воздушный шарик

И. п. - упор - присев.

1 - встать, через стороны руки вверх, потянуться, вдох через нос - «шарик взлетел».

2-6 - удерживать статическое напряжение и задерживать дыхание на вдохе.

7-8 - И. п., выдох через нос - «шарик улетел».

Грибки

И. п. - стоя на коленях.

1 - руки вверх, прогнуться, глубокий вдох через нос «выросли». 2-4 - сесть на пятки, наклониться вперед, руки отвести назад-вверх, выдох - «спрятались».

Головой кивает слон, он слонихе шлет поклон

Наклоны головы по возможной амплитуде с медленными глубокими вдохами-выдохами через нос.

Д ракончик

И. п. - сидя.

1-4 - глубокий вдох через нос.

5-8 - похлопывать пальцем по правой половине носа на выдохе, произносить «м-м-м», то же с другой половиной.

Ёжики

И. п. - сидя.

1 - глубокий вдох через нос.

2-4 - прерывистые выдохи (пофыркивание) через нос.

Загораем

И. п. - лежа на животе, руки под подбородком. Свободные махи вверх-вниз; вправо-влево ногами, согнутыми в коленных суставах, дыхание не задерживать.

Запахи весны

п. - стоя ноги на ширине плеч, руки на поясе. 2 - 3 - поворот туловища влево, глубокий вдох через нос.

И. п., выдох через рот. 6-7 - то же в другую сторону.

И. п.

Змея

И. п. - сидя на коленях.

Медленный глубокий вдох через нос; задержка дыхания на 4-5 с. (змея затаилась); медленный выдох через нос.

Игра с пушинкой

И. п. - лежа на животе, руки произвольно. Выполнять резкие выдохи носом, стараясь сдуть пушинку как можно дальше, рот закрыт.

Каша кипит

И. п. - стоя ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - прогнуться, вдох через нос, задержать дыхание на 5-6 с. 2-3 - 4 - прерывистый выдохчерез прикрытые губы, произносить звук «пф-ф-ф».

Мужжалки-нужжалки

И. п. - о. с.

1 - руки в стороны, глубокий вдох через нос. 2-3 - руки вперед, выдох с произношением носовых звуков «м-м-м» при закрытом рте. 4- И. п.

5 - руки в стороны, глубокий вдох через нос. 6-7 - руки вверх, вдох с произношением носовых звуков «н-н-н» при закрытом рте. 8-И. п.

Мы проснулись утром ранним

И. п. - стоя ноги на ширине плеч, руки в замке за головой. 1-2 - руки вверх - в стороны, потянуться, вдох. 3-4- 5-6 - руки вниз, выдох.

Надуваем шар

И. п. - сидя.

На вдохе через нос выпятить живот; на выдохе - втянуть по возможной амплитуде.

Нам холодно

1-4 - вдох через нос.

5-12 - выдох через нос, обнять себя за плечи как можно сильнее.

Нарисуй линию

И. п. - сидя.

Поворот головы вправо, глубокий вдох через нос. Медленный поворот головы по возможной амплитуде с продолжительным выдохом через нос «рисуем линию» (то же в другую сторону).

Незнайка

И. п. - о. с.

Поднять плечи, вдох через нос. Опустить плечи, выдох через нос.

Посмотри на друга

И. п. - стоя, руки на поясе.

1 - повороты головы вправо - вдох через нос.

2-4 - И. п. - выдох через рот.

5 - поворот головы влево - вдох через нос.

6-8 - И. п. - выдох через рот.

Прищепка

И. п. - о. с, вдох через нос.

На выдохе зажать пальцами нос (2-3 с), полный выдох через нос.

Птички летят

И. п. - о. с.

1-2 - через стороны руки вверх, вдох через нос. 3-4 - руки вниз, выдох через нос.

Сдуй лепесток

И. п. - сидя (стоя)., на ладони нарезанная бумага (пушинки, лепестки).

Глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 2-3 с. Прерывистые выдохи через нос, стараясь сдувать по нескольку «лепестков».

Собака берет след

И. п. - стоя на четвереньках.

«Принюхивание» - прерывистые вдохи через нос; выдох произвольный.

Спящая красавица

И. п. - лежа на спине.

1-2-3-4 - медленный вдох через нос.

5-6-7-8-9-10 - медленный выдох через нос.

Хохотунчики

И. п. - сидя, упор сзади.

1 -4 - вдох через нос, рот закрыт.

5-10 - выдох при закрытом рте с произношением «ха-ха-ха».

Комплекс упражнений для развития дыхательной системы

1. «Тик-так»

И. п. - стойка ноги врозь.

1 - мах руками назад («тик»).

2 - мах руками вперед («так»). Повторить 8-10 раз.

2. «Насос»

И. п. - стойка ноги врозь - вдох.

1 - выдох с наклоном туловища вправо, руки скользят вдоль туловища со звуком - «вжик».

2 - выпрямиться, вдох.

3-4 - повторить в другую сторону («вжик»). Повторить все движения по 4-6 раз в каждую сторону.

3. «Ку-ка-ре-ку» Повторить 5-6 раз.

4. «Паровозик»

Ходьба на месте, согнутые руки выполняют круговые, поочередные движения вдоль туловища, приговаривать на выдохе: «Чух-чух-чух». Повторять в течение 20-30 с.

5. «Каша кипит»

И. п. - правая рука на животе, левая рука на груди. 1-2 - втянуть живот и сделать вдох грудью. 3-4-опуская грудь, делать выдох и выпячивать живот, произнося: «ф-ф-ф-ф».

Повторить 3-4 раза.

6. «Семафор»

И. п. - сидя, пятки и носки вместе. 1-2 - руки в стороны, вдох.

3-4 - медленно выдыхая, руки вниз, произнося звук «с-с-с-с-с». Повторить 3-4 раза.

7. «Рубка дров»

Изобразить рубку дров. Поднять руки - вдох. Опустить руки - выцох, произнося: «Ух-хх! Ух-хх!» Повторить 3-4 раза.

8. «Маятник»

И. п. - стоя в проходе между партами.

Вдох. Наклоны в стороны, произнося: «Т-у-у-х-х-х! Т-у-у-у-х-х-х!» - выдох.

Литература:

Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. - М.: ВАКО, 2007. -208 с. - (Мастерская учителя).

Министерство образования Московской области

ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет»

Кафедра педагогики начального и дошкольного образования

Доклад

на тему: «Здоровьесберегающая технология:

дыхательная гимнастика.»

Кирсанова С. Д.

Орехово-Зуево

2018 г.

Сегодня значительно увеличилось число школьников, страдающими разными отклонениями состояния здоровья. Немало детей отстаёт в физическом и умственном развитии, часто заболевает инфекционно-вирусными заболеваниями и пр. Часто болеют - сталкиваются со сложностями в своевременном усвоении знаний. Один из способов профилактики и укрепления здоровья детей - дыхательная гимнастика для школьников.

Дыхательная гимнастика – это система упражнений, направленная на оздоровления организма.

Известно несколько действенных комплексов дыхательных упражнений:

    гимнастика по А. Н. Стрельниковой

    гимнастика по К. П. Бутейко

    гимнастика из хатха-йоги и др.

Дыхательные упражнения бывают:

    статическими (которые выполняются в состоянии покоя)

    динамическими (которые выполняются с использованием элементов движения)

    специальными (т. е. дренажными – которые показаны при определённых заболеваниях).

Для детей, особенно маленьких, на этой основе созданы специальные комплексы, состоящие из простых (а иногда и очень занятных) упражнений.

Цель проведения дыхательной гимнастики со школьниками - это, прежде всего, укрепление их здоровья.

Значение такой гимнастики для общего физического развития велико, ведь:

    упражнения для органов дыхания помогают насытиться кислородом каждой клеточке организма ребёнка;

    упражнения учат ребятишек управлять своим дыханием, что, в свою очередь, формирует умение управлять собой;

    правильное дыхание улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы ребёнка, дыхательной и пищеварительной системы организма, укрепляет общее состояние здоровья;

    дыхательная гимнастика - отличная профилактика болезней органов дыхания.

Дыхательную гимнастику полезно будет выполнять, прежде всего, школьникам, которые часто болеют простудными заболеваниями, бронхитами и бронхиальной астмой. У детей, страдающими заболеваниями органов дыхания, выполнение дыхательных упражнений значительно облегчает болезнь, сокращает её длительность и уменьшает возможность развития осложнений. В этом случае дыхательная гимнастика играет роль дополнения к традиционному лечению (медикаментозному и физиотерапевтическому).

Правильно подобранный комплекс упражнений дыхательной гимнастики поможет развитию ещё несовершенной дыхательной системы ребёнка и укрепит защитные силы его организма.

Основа гимнастики - носовое дыхание, ведь оно стимулирует нервные окончания всех органов, которые находятся в носоглотке.

Одна из основных задач - научить малыша правильно, достаточно глубоко дышать, при этом максимально наполняя лёгкие, вдыхая, и расширяя грудную клетку, а выдыхая - освобождать лёгкие от воздуха, который там остался, выталкивая его с помощью сжатия лёгких. Ребёнок, который не до конца выдыхает, оставляет в лёгких «отработанный» воздух, мешающий поступлению свежего воздуха в нужном объёме.

Немаловажно использовать и упражнения, направленные, наоборот, на быстрое поверхностное дыхание.

Как проводить гимнастику со школьником

1. Дыхательную гимнастику с детьми школьного возраста можно проводить дважды в течение 10-30 минут, и делать это лучше не ранее, чем через час после приёма пищи.

2. Важно, чтобы занятия были проведены в интересной детям игровой форме.

3. Интересной будет дыхательная гимнастика с применением игрушек.

4. Если занятия проводятся в помещении, то нужно предварительно проветривать его.

    1. Нагрузку можно увеличивать постепенно, увеличивая число повторений и усложняя упражнения.

Примерный комплекс дыхательной гимнастики

Послушаем свое дыхание

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам - состояние организма.

(как удобно в данный момент) . Мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

    куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;

    какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части - волнообразно) ;

    какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;

    какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно с определенным интервалом (автоматической паузой) ;

    тихое, неслышное дыхание или шумное.

Данное упражнение можно проводить до физической нагрузки или после, чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.

Дышим тихо, спокойно и плавно

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

Исходное положение - стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки) . Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос (повторить 5-10раз) .

Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

Подыши одной ноздрей

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

Исходное положение - сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание) .

2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки - через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».

3-4. То же другими ноздрями.

Повторить 3-6 раз.

Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох-выдох (сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой) . Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

Ветер (очистительное, полное дыхание)

Цель:

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

Повторить 3-4 раза.

Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.

Радуга, обними меня

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

    Исходное положение - стоя или в движении.

    Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

    Задержать дыхание на 3-4 секунд.

    Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи; одна рука идет под мышку, другая на плечо.

Повторить 3-4 раза.

Повторить 3-5 раз упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно».

Гимнастика А. Н. Стрельниковой

Метод Стрельниковой был запатентован в 70-х годах ХX века и стал использоваться как общеукрепляющая гимнастика, так и специальная - для лечения астматиков. Главным здесь является вдох, во время которого грудная клетка ребёнка сжимается (из-за наклонов, поворотов и обхватывания рёбер руками), а не расширяется. Базовый комплекс этой гимнастики состоит из 14 упражнений и состоит из физических и дыхательных упражнений.

Основные правила:

    Максимум эмоций на вдохе.

    Одновременность движений и вдохов.

    Вдохи повторяются так, будто накачивается камера или надувается воздушный шар. Пауза между вдохами - 2-3 секунды, а между выдохами - чуть больше.

    Количество вдохов подряд для каждого ребёнка определяется индивидуально.

Начинать осваивать с детьми эту гимнастику нужно с трёх основных упражнений:

«Ладошки» . Стойка прямо, руки до локтя опущены вдоль тела. Работают только кисти рук. Во время вдоха - ладошки сжать в кулаки. Сделать 4 шумных коротких вдоха (серию). Выдох - произвольно (носом, ртом). Всего нужно сделать 24 серии с перерывами 3-5 секунд.


«Погончики». Стойка прямо, руки вдоль тела, кисти сжаты в кулаки. На вдохе кулаки резко разжать. Сделать по 8 громких коротких вдохов (серия). Рекомендуется выполнить 12 серий с небольшими перерывами.

«Насос». Пружинистые наклоны вперёд с палочкой в руках. Вдох - во второй части наклона. После окончания наклона вдох закончить. Вдохи выполнять одновременно с наклонами, ритмично. На выдохе - выпрямиться. 1 серия - 8 вдохов. Всего выполнить 12 серий.

Выполнение дыхательных упражнений во время зарядки, физкультминутки или прогулки - отличный способ профилактики возникновения простудных заболеваний, поднятия общего жизненного тонуса и укрепление психофизического здоровья школьников, что обеспечит правильное их развитие.

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

В книге М.Р. Львова "Школа творческого мышления" в памятке "Что нужно уметь, чтобы говорить или читать выразительно" на первое место ставятся "умение ровно и глубоко дышать - владеть своим дыханием" и "умение говорить звонко, громко, но без крика".

Формировать навык владения дыханием и голосом я предлагаю с помощью следующих упражнений.

Задуйте свечу.

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.

Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Побрызгайте бельё водой.

(в один прием, три, пять)

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

В цветочном магазине.

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).

Выдох со счетом.

Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

Использование скороговорки (хором):

Как на горке, на пригорке

Стоят 33 Егорки

(глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка...

(и т.д. до полного выдоха).

Необходимо отметить, что уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.

Для разогрева голосовых связок предлагаю так называемые распевные упражнения (в Ш четверти на уроках изучения особенностей построения русских народных сказок заменяли эти упражнения русской народной хороводной песней, например "Во поле береза стояла").

Медвежата.

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы-медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, четко произнося [м].

Мам, меду б нам,

Мам, молока бы нам.

В лифте.

Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.

Ручка в зубах.

Напишите в воздухе молча свое имя.

Произнесите свое имя, зажав ручку зубами и губами.

Я предлагаю также упражнения для снятия напряжения голосовых связок, которые можно использовать на уроке после длительного чтения больших текстов. Это не только снимает усталость, но и организует ребят на дальнейшую работу .

Шумный выдох.

Внутренний зевок.

Великан (изобрази, что ты проглотил семь домов, слонов и пр.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой

Уникальный оздоровительный метод доступен каждому, кто захочет его освоить и применить. Этот оздоровительный метод поможет Вам с такими проблемами как: насморк, аденоиды, гайморит, бронихит, бронхиаль...

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой представляет собой несколько сотен быстрых движений тела, при которых вдохи выполняются в конце движений со сжатой или не имеющей возможности расширятьс...



  • Разделы сайта