Оздоровительно-развивающие упражнения. Как избавиться от второго подбородка в домашних условиях (упражнение "жираф"). Упражнение “Воздушный шарик”

Евгения Пяташова
Открытое занятие для педагогов ДОУ «Расслабляемся, играя» (средний дошкольный возраст)

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«РАССЛАБЛЯЕМСЯ , ИГРАЯ »

(СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ )

Цель занятия : обучение мышечной релаксации.

Актуальность занятия :

Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление ) – глубокое мышечное расслабление , сопровождающееся снятием психического напряжения.

Специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста , конечно, согласятся со мной, что в условиях современного мира с огромными информационными потоками, обрушившимися на наших детей, большинству из них свойственны нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. В процессе развития, воспитания и обучения дошкольники получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к эмоциональным перегрузкам. Как следствие, у дошкольников появляются страхи , неадекватное поведение, тревожность, неуверенность в себе.

Упражнения на релаксацию плодотворно влияют на детей с разными особенностями :

Гиперактивным детям трудно управлять своим поведением, они плохо владеют своим, недостаточно его ощущают. Релаксационные паузы способствуют развитию направленного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию ребенка равномерность. Благодаря расслаблению нормализуется гипертонус и гипотонус мышц, развивается чувствительность своего тела.

Детям, склонным к агрессивному поведению характерны мышечные зажимы в области лица, кистей рук. Релаксационные паузы, позволяют снимать тонус мышц.

Застенчивым детям, так же рекомендованы релаксационные упражнения, так как эти дети, несмотря на внешнюю бесчувственность, испытывают такую же бурю эмоций, как и остальные дети, но не могут их проявлять, отреагировать внешне. Это способствует тому, что дети «кипят» внутри и часто обращают эту негативную энергию на самих себя, что стимулирует развитие аутоагрессивных и невротических проявлений (тики, пощипывания и т. п.) .

Кроме того, релаксационные паузы хорошо использовать в подготовительной группе, для восстановления работоспособности при подготовке к школе, а также для эмоционального развития. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабиться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

Оборудование : ширма, мягкие игрушки (слон, лягушка, жираф, сова) тряпичная кукла, мелодия «Гавот» из «Классической» симфонии С. Прокофьева, мелодию «Совушка-сова» К. Дискина, мелодия «Лето. Времена года» , ноутбук, колонки

Структура занятия :

1. Вводная часть (5-10 мин) .

На этом этапе важно настроить детей на занятия . Предлагаются задания на установление контакта между детьми, способствующие созданию благоприятной рабочей атмосферы.

2. Основной этап (10-15 мин.)

Обучение конструктивным формам снятия стресса и расслабления , снятие психоэмоционального напряжения, телесных зажимов. На этом этапе детей обучают навыкам последовательного расслабления мышц тела , кратковременным способам расслабления (как всего тела, так и отдельных мышечных групп) . Для этой цели используются методы направленного фантазирования, музыкальная релаксационная терапия, рассказывание сказок . Расслабляющие упражнения и игры (релаксация) для детей. Обучение релаксации по контрасту с напряжением.

3. Заключительный этап (восстанавливающий) (5мин.) .

Ход занятия:

1. Игра «Все, у кого»

Цель игры : формирование чувства общности у детей, формирование доброжелательного отношения друг к другу.

Дети садятся в круг на стульчики и по очереди предлагают выполнить какое-либо действие тем детям, у которых есть что-то общее. Если дети еще не знакомы с игрой, психолог первые несколько раз сам выступает в роли ведущего и дает детям задания.

Примеры :

Пускай постоят на правой ноге все, у кого сегодня хорошее настроение.

Пусть похлопают в ладоши все, у кого серые глаза.

Пусть коснуться кончика носа все, у кого есть что-то розовое в одежде.

Пусть погладят себя по животику все, кто съел весь завтрак.

Пусть улыбнуться все, у кого есть сестра или брат.

Пусть скажут «гав» все, кто живет выше пятого этажа.

В конце игры делается вывод о том, что у ребят много общего - такого, о чем они не знали раньше.

Ведущий объявляет, что в детский сад пришли гости (находятся за ширмой) .

Они очень хотят поиграть с ребятами .

Но сначала необходимо отгадать загадки про гостей :

Это что за великан

Держит в хоботе фонтан?

Умываться любит он,

И зовут чистюлю! (Слон)

Слон «показывает» детям упражнение «Хоботок»

2. Упражнение «Хоботок» (расслабление мышц лица )

Вытяните губы хоботком. (Показать, как надо вытянуть губы.) напряглись губы. А теперь они стали мягкими, ненапряжёнными. (Показать спокойное положение губ : рот слегка приоткрыт , губы расслаблены .) слушайте и делайте, как я.

Подражаю я слону :

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Губы не напряжены

И расслаблены… (2-3 раза.)

Зелёная, но не трава.

Холодная, но не лёд.

Поёт,но не птица-

Вот такая небылица.

Прыг да шлеп по дорожке

Голова четыре ножки.

Распевала голова

Очень громко : ква-ква-ква.

Лягушка «показывает» детям упражнение «Лягушка»

3. Упражнение «Лягушки» (расслабление мышц лица )

Внимательно посмотрите, как я буду делать следующее упражнение. (Показать движение губ, соответствующее артикуляции звука «и» , обратить внимание на напряжение и расслабление губ .) А теперь слушайте и делайте, как я.

Мы весёлые лягушки

Тянем губы прямо к ушкам!

Потяну - перестану!

Губы не напряжены

И расслаблены (2-3 раза.)

Следующая загадка – про жирафа :

Это кто с длиннющей шеей

Здесь под солнцем рожки греет?

У него спокойный нрав,

Сверху вниз глядит (Жираф!

Жираф «показывает» детям упражнение «Жираф»

4. Упражнение «Жираф» (расслабление мышц шеи )

Для этого нужно постараться вытянуть как можно длиннее шею и не спеша пройти перед всеми из начала шеренги в ее конец с гордо поднятой головой. Дети по очереди изображают жирафа. Повторить 2-3 раза.

При выполнении упражнения можно использовать «Гавот» из «Классической» симфонии С. Прокофьева.

Теперь – загадка про сову :

Угадай, какой же птице

Ночью темною не спится?

Не укроет мышь трава,

Ведь за ней летит. (сова) .

Сова «показывает» детям упражнение «Сова»

5. Упражнение «Сова» (расслабление мышц шеи )

Дети стоят полукругом перед педагогом , изображают сов, выполняя действия по тексту потешки. Педагог говорит :

Совушка-сова – большая голова

На суку сидела, головой вертела,

То направо, (дети до отказа поворачивают голову направо – мышцы шеи напрягаются)

То налево, (дети до отказа поворачивают голову налево – мышцы шеи напрягаются)

Ничего не разглядела. (шея расслаблена , голова слегка качается из стороны в сторону, как при жесте «нет, нет» ) (2-3 раза)

При выполнении упражнения можно использовать мелодию «Совушка-сова» К. Дискина.

6. Динамическая пауза «Совушка»

Цель : развитие слухового внимания, формирование навыклв произвольного поведения и самоконтроля.

Играющие свободно располагаются на площадке. В стороне («в дупле» ) сидит или стоит «Сова» . Воспитатель говорит : «День наступает – все оживает» . Все играющие свободно двигаются по площадке, выполняя различные движения, имитируя руками полет бабочек, стрекоз и т. д.

Неожиданно произносит : «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает» . Все должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали эти слова, и не шевелиться. «Сова» медленно проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеется, того «сова» отправляет к себе в «дупло» . Через некоторое время игра останавливается , и подсчитывают, сколько человек «сова» забрала к себе. После этого выбирают новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Выигрывает та «сова» , которая забрала себе большее число играющих .

При выполнении данного упражнения может использоваться веселая музыка.

Ведущий благодарит гостей и предлагает поиграть в игру «Кулачки»

7. Упражнение «Кулачки» (расслабление мышц рук )

Руки лежат на коленях. Сожмите пальцы в кулачок покрепче, сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись руки! (3 раза) .

Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко с напряжением

Пальчики прижаты.

Пальчики сильней сжимаем –

Отпускаем, разжимаем.

Легко приподнять и уронить расслабленные кисти (2-3 раза)

Ведущий продолжает «А теперь, когда наши ручки стали сильными, попробуем поднять штангу»

8. Упражнение «Штанга» (расслабление мышц рук )

Дети сидят на стульях.

Мы – спортсмены хоть куда, штангу вверх держать, раз – два! (напряжение)

Ручки наши подустали, штангу вниз мы опускаем,

Сядем тихо, посидим, на спортсменов поглядим (расслабление ) (2-3 раза)

Появляется новый персонаж – тряпичная кукла. Она сидит на ширме, поворачиваясь влево-вправо, наклоняет корпус вниз.

Ведущий предлагает отгадать, кто же это такой. Затем предлагает изобразить данного героя.

9. Упражнение "Шалтай-болтай" (расслабление всего организма )

Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется "Шалтай-Болтай".

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

(С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" - резко наклоняем корпус тела вниз"

10. Заключительное упражнение «Слушай музыку»

Звучит мелодия «Лето. Времена года» . Детям предлагается послушать звуки, попытаться определить их природу.

Список литературы :

1. Яковлева Н. Г. "Психологическая помощь дошкольнику ".

2. Н. Л. Кряжева "Развитие эмоционального мира детей"

3. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения » №7, 2008г

4. М. И. Чистякова «Психогимнастика»

Упражнения для шеи.

Как и вся программа Камиллы Волер, упражнения для шеи делятся на основные и дополнительные.

Если вы считаете, что в целом, ваша шея в порядке, и предполагаете просто тренировать ее, вам достаточно выполнять сначала ежедневно, а через 2,5 месяца трижды в неделю основные упражнения для шеи.

Если же ваша шея нуждается в коррекции, к основным упражнениям, нужно добавить дополнительные .

Основные упражнения.

Упражнение 1: «Жираф»

Шея начинает стареть очень рано и выдает возраст. При помощи этого очень эффективного упражнения вы укрепите мышцы шеи и подбородка за очень короткое время. Через две-три недели вы возвратите вашей шее прежний вид.

Первая фаза

Выдвиньте подбородок вперед и приподнимите его (см. рис. 3). Изо всех сил напрягите мышцы шеи и подбородка. Достигнув наивысшей точки напряжения, сосчитайте до пяти, затем отпустите мышцы. Вы почувствуете приятное расслабление. Сосчитайте до трех и снова начните упражнение. На первом этапе выполняйте это упражнение пять раз подряд, ежедневно увеличивая число повторений, пока вы не сможете без затруднений выполнять его пятнадцать раз подряд.

Через две-три недели ежедневных упражнений ваша шея приобретет прежнюю упругость и эластичность.

Интенсивная фаза

Хорошо освоив это упражнение, переходите ко второй фазе. Ускоряйте темп. Напряжение на этом этапе должно длиться всего две секунды, расслабление - одну секунду. Ускорив ритм, увеличивайте число повторений в три раза.

Третья фаза

Через десять недель переходите к третьему этапу. Напряжение длится пять секунд, расслабление - три секунды. Выполняйте упражнение пять раз подряд три раза в неделю.

Упражнение 2: «Яблоко»

Это упражнение хорошо тренирует верхнюю часть шеи и подбородок. Оно поможет вам избавиться от двойного подбородка и восстановить овал лица.

Первая фаза

Приподнимите голову и откройте в этом положении рот. Представьте, что вы хотите откусить кусочек яблока, висящего на ветке (см. рис.4). Напрягите изо всех сил мышцы шеи и подбородка. Через пять секунд расслабьтесь и через три секунды снова начните упражнение. Начинайте, как и предыдущие упражнения, с пяти повторений. По мере освоения, увеличивайте ежедневно количество повторений, доведя их число до пятнадцати раз подряд.

Интенсивная фаза

Только хорошо освоив упражнение, переходите к интенсивной фазе. На этой фазе напряжение длится две секунды, расслабление - одну секунду. Количество повторений необходимо утроить.

Третья фаза

Третья фаза длительно-восстановительная. Через десять недель вы уже добились желаемых результатов и выполняете упражнение пять раз подряд три раза в неделю с напряжением в пять секунд, расслаблением - три секунды. И на этой фазе ваш внешний вид будет постоянно улучшаться. Ваше самочувствие будет соответствовать вашему внешнему виду.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение 1: “Бегемот”

Как и предыдущие, это упражнение тренирует мышцы шеи и подбородка. Через две-три недели шея заметно «помолодеет».

Первая фаза

Опустите нижнюю губу, не опуская уголков рта, зубы сомкните. Пальцы расположите по обе стороны рта, не оттягивая кожу (см. рис. 5). Изо всех сил напрягите мышцы шеи. Сохраняйте напряжение в течение пяти секунд (сосчитайте до пяти), расслабьте мышцы, сосчитайте до трех и снова начните упражнение. Вначале выполняйте упражнение пять раз в день. Ежедневно увеличивайте количество повторений, пока не сможете выполнять это упражнение пятнадцать раз подряд, не испытывая затруднений.

Вторая фаза (как видим, сама Камилла Волер выполняет упражнение около 1 минуты)

Хорошо освоив упражнение, переходите к интенсивной фазе. На этой фазе напряжение длится две секунды, расслабление - одну секунду. Количество повторений увеличивается в три раза.

Третья фаза

Напряжение - пять секунд, расслабление три - секунды. Выполняйте упражнение пять раз подряд, три раза в неделю.

Текст видео:

Гиппопотам.
Начнем с упражнения “гиппопотам”, которое укрепляет зону шеи. Пытаемся тянуть нижнюю губу вниз, одновременно крепко сжимая зубы. Пальцы расположим мягко около уголков рта. Вот так (показывает). Мы увеличиваем максимально мышечное напряжение и считаем до пяти. И расслабились. И еще раз. Расслабились…
Скоро мы почувствуем, как укрепляется зона шеи, кожа становится эластичнее.
А теперь, ускорим темп!

Перевод: Светлана Качмарек.

Упражнение 2: «Лев»


Это упражнение не только значительно улучшает состояние шеи, но и укрепляет нижнюю часть щек.

Первая фаза

Высуньте язык, пальцы расположите по обе стороны рта (см. рис. 6). Изо всех сил напрягите мышцы шеи, сосчитайте до пяти, расслабьте мышцы, сосчитайте до трех и снова начните упражнение. Вначале выполняйте это упражнение пять раз подряд. Ежедневно увеличивайте количество повторений. Вы должны без труда выполнять это упражнение десять раз подряд.

Интенсивная фаза

Освоив вышеописанное упражнение, увеличивайте количество повторений втрое, ускорив ритм. Напряжение длится две секунды, расслабление - одну секунду.

Третья фаза

Здесь ритм замедляется. Напряжение - пять секунд, расслабление - около трех секунд. Повторяйте упражнение пять раз подряд три раза в неделю.

Упражнение 3: «Птица»

Это упражнение способствует разглаживанию морщин на шее. После двух-трех недель ежедневных упражнений ваша шея снова приобретет былую упругость и эластичность.

Первая фаза

Сядьте прямо. Не поворачивая плеч, медленно поверните голову налево (см. рис. 7). Сильно напрягите мышцы шеи, сосчитайте до пяти, расслабьтесь в течение трех секунд и снова начните упражнение. Теперь медленно поверните голову направо. Напрягитесь, расслабьтесь. Вначале выполняйте это упражнение три раза в день в каждом направлении. Ежедневно увеличивайте количество повторений, доведя их число до шести раз подряд в каждом направлении.

Интенсивная фаза

На этом этапе напряжение длится две секунды, расслабление - одну секунду. Количество повторений утроить.

Третья фаза

Через десять недель выполняйте упражнение пять раз подряд три раза в неделю в ритме: напряжение - пять секунд, расслабление - три секунды.

Упражнение 4: «Скептическая улыбка»

Это упражнение тренирует мышцы шеи и подбородка. Двойной подбородок значительно уменьшится или совсем исчезнет. Морщины разгладятся.

Сядьте прямо, подбородок слегка приподнимите. Закройте рот и улыбайтесь только верхней губой. Одну руку положите на шею поверх ключиц. Сильно прижав руку к шее, слегка сместите кожу шеи вниз (см. рис. 8). Свободно откиньте голову назад. Вы должны почувствовать сильное натяжение мышц шеи и подбородка. Выпрямите голову. Повторите упражнение 30 раз.

Это упражнение следует выполнять два раза в день. Если у вас уже образовался большой двойной подбородок, выполняйте его чаще.

Разделы: Преподавание музыки.

В настоящее время современное художественное образование приобретает массовый характер. И в музыкальные школы, и в детские школы искусств приходят не только одарённые дети, но и дети со средними и даже слабыми музыкальными способностями, с проблемами физического и психосоматического здоровья, но желающие получить навыки музицирования.

Подавляющие большинство контингента учащихся школ составляют дети, обладающие рядом проблем:

  • Ограниченность музыкальных способностей или кажущаяся ограниченность из-за их неразвитости;
  • Нарушения психофизического и двигательно-моторного характера (плохая координация, вялость мышечного тонуса, неусидчивость и т.д.);
  • Загруженность в общеобразовательной школе, что вызывает утомление, усталость и т.д.;
  • Отсутствие должного контроля и помощи со стороны родителей в силу различного рода обстоятельств.

В настоящее время возникло особое направление в педагогике: “педагогика оздоровления”. В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребёнке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма. Поэтому, подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным в деятельности каждого образовательного учреждения.

Окончив в 2004 году курсы медицинского массажа при Алтайском Государственном Медицинском Университете, у меня возникла мысль: как возможно перенести весь накопленный опыт в области восстановительной и спортивной медицины в нашу музыкально-педагогическую профессию. Порой, а даже очень часто, педагогам-специалистам музыкальных отделений приходиться на своих уроках изыскивать различные методы и подходы в работе с учащимися, чтобы снять усталость, чтобы как можно быстрее восстановить и повысить работоспособность ученика. Очень часто возникает проблема: как снять мышечное напряжение в руках, в спине, во всем теле у учащихся, чтобы они стали более внимательными и усидчивыми, а также как справиться с волнением и преодолеть стрессовую ситуацию перед концертным выступлением у детей.

Медициной подтвержден тот факт, что дети, которые были подвержены стрессам, нервным расстройствам, через какое-то время превратятся в подверженных стрессам взрослых, потому что человек переносит свой опыт из детства во взрослую жизнь. Поэтому изучение детьми методов прерывания стресса может оказать серьезное влияние на состояние их здоровья и продолжительность жизни.

Техники мышечной релаксации могут применяться для самых разных целей. Иногда они нужны просто для того, чтобы успокоиться, снять нервное возбуждение, что называется, прийти в себя, иногда, наоборот, для того, чтобы ракрепоститься, снять излишнее напряжение, “зажатость”. Бывают случаи, когда излишнее мышечное напряжение приводит к соматическим явлениям, например, часто дети, у которых болит голова, чувствуют сильное мышечное напряжение в шее и плечевом поясе. Релаксационные упражнения могут помочь им лучше себя почувствовать. В любом случае релаксация приводит к достижению некого “оптимального”, равновесного состояния.

Кроме этого техники релаксации учат детей (и не только их, но и педагогов) различать состояния напряжения и расслабления. Ведь зачастую они просто не знают, чем отличаются “зажатость” от расслабленности, то есть могут различать ощущения от напряженной мышцы и от расслабленной. Научившись распознавать эти ощущения, дети смогут с помощью упражнений самостоятельно снимать напряжения. Все техники мышечной релаксации основаны на принципе “контраста”: мышцы сначала напрягаются, а затем расслабляются.

Упражнение “Мышечная релаксация”.

Вероятно, многие даже не предполагают, как велико напряжение, которое испытывает человек. Пытаясь отдохнуть, он садится в мягкое кресло или ложится на диван. Более глубокой релаксации можно добиться, если делать это осознанно.

Очень часто дети приходят на занятия в музыкальную школу уставшие, в плохо настроении, с нежеланием учиться и т.д. Данное упражнение поможет снять усталость, раздражение, отвлечься от возбуждающих мыслей, прийти в себя, убрать напряжение и зажатость.

Делать это упражнение лучше всего вначале урок. Выполняя его вместе с учеником, педагог сам освобождается от усталости, напряжения и получает заряд бодрости.

1. Сядьте удобно на стуле. Спина опирается на спинку стула, ноги на полу, не скрещивая.
2. Сожмите руки в кулаки. Как можно сильнее напрягите мышцы. Представьте ощущение этого напряжения – как тугая тетива, которую вот-вот отпустят. Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Они извиваются, как спагетти. Встряхните их. Испытайте чувство освобождения, релаксации.
3. Переходим к ногам. Напрягите их, включая пальцы, в “тугую тетиву”. Затем напрягите икры, колени, бедра и всю ногу. Потом расслабьтесь, потрясите ногами и пошевелите пальцами.
4. Переходим к туловищу. Напрягаемся, начиная с плеч, затем грудь и живот. Расслабьте живот, потом грудь, а затем уже и плечи. Несколько раз глубоко вдохнуть животом, пока напряжение не пропадет.
5. Напрягаем лоб. Плотно закрыть глаза. Затем открыть. Наморщить нос ненадолго. Сжать и разжать зубы. Погримасничайте, напрягая и расслабляя разные части лица.
6. Проверяем: не чувствуем ли напряжения в какой-нибудь части тела. Избавиться от него – напрягая и расслабляя мышцы.

Этот упражнение помогает учащимся управлять своей энергией. Сосредоточенность детей на своем теле успешно переносится на учебу и творчество. Мышечная релаксация, особенно вместе с дыханием, уменьшает возбудимость, напряжение. Она может изменить частоту волн мозга (из гиперактивного бета-ритма в расслабленный альфа-ритма).

Упражнение “Техника черепахи”.

Для маленьких детей, а также младших школьников, не так уверено владеющих своим телом, лучше использовать так называемую “технику черепахи”.

Для начала надо спросить у ребенка: “Что делает черепаха, когда она испугана или когда ей грустно?”. Большинство детей знает, что в такой ситуации она втягивает голову и ноги в панцирь. Незнающим нужно это подсказать, и после этого можно начинать это упражнение.

Представьте себе, что вы – черепаха. Представили? Вас что-то испугало или расстроило? Мы как черепахи, втягиваем голову в плечи и сжимаемся (собираемся) в “группировку”.

Для этого сядем, наклонившись вперед, опустим голову на грудь, поднимем руки со сжатыми кулаками и прижмем их к голове. Держим крепко-крепко, как только возможно. Мышцам должно быть почти больно. Можно подтянуть ногу к туловищу.

Потихонечку, очень медленно начинаем расслабляться: поднимем голову, опустим плечи и вытянем руки. Упражнение повторяем несколько раз (можно это упражнение делать под музыку К.Сен-Санса из цикла “Карнавал животных” Черепахи).

Упражнение “Воздушный шарик”.

Довольно часто дети перед концертным выступлением сильно волнуются, нервничают, беспокоятся. Привести их в “норму”, уменьшить тревожность поможет это упражнение. Особенно оно хорошо действует на маленьких детей. Цель этого упражнения показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия. Ребенок здесь научится “вдыхать” и “выдыхать”.

1. Представь, что в твоей груди находится “воздушный шарик”. Вдыхаем через нос (легкие наполняются воздухом). Шарик наполняется воздухом и делается всё больше и больше.
2. Медленно выдыхаем через рот, как будто воздух тихонько выходит из шарика.
3. Делаем паузу и считаем до пяти.
4. Обращаем внимание на вдохе – задерживаем его, считая до трёх.
5. Чувствуем, что полны энергии, а всё напряжение пропало.

Дыхание успокаивает нервную систему и гасит эмоции. Когда человек глубоко дышит, то избавляется от тревожных мыслей и ощущает, что может контролировать свои мысли, а не подчиняется им.

Упражнение “лифт”.

Для детей более старших подойдёт упражнение на дыхание “лифт”. Здесь происходит совершенствование мастерства, достигнутого в “воздушном шарике” в расслаблении и регулировании нервной системы. Дети учатся выделять три участка: голову, грудь и живот, задерживая дыхание на 6, 8 или 12 секунд в каждом из них.

1. Сделав вдох носом, мы начинаем поездку на лифте. Выдыхая, почувствуй, как воздух начинает свой путь от подвала (живота).
2. Снова вдохни – воздух поднимается на один этаж выше (желудок). Выдохни.
3. Вдохни ещё раз и подними лифт на следующий этаж (грудь). Выдохни.
4. А сейчас можно отправиться на чердак, вверх по горлу, к щекам и лбу. Почувствуй, как воздух наполняет голову.
5. Когда выдохнешь, ты ощутишь, что всё напряжение и волнение вышли из твоего тела, словно из двери лифта.

Упражнение “Жираф”.

Очень часто, когда ребенок занимается за инструментом (особенно за фортепиано), происходят мышечные зажимы в области головы, шеи, верхнего плечевого пояса. Чтобы снять такое напряжение подойдет упражнение “жираф”.

1. Закройте глаза. Сделайте вдох и расслабьтесь.
2. Положите подбородок на грудь. Поверните подбородок и шею направо, затем налево. Повторите это три раза. Теперь выполняйте перекат головы через грудь с одного плеча на другое.
3. Приподнимите плечи. Затем опустите их. Повторите это три раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз.
4. Снова сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как удлинилась ваша шея, как она расслабилась. Представляйте себе, что шея ваша стала длинной, как у жирафа.

Применение различных техник массажа.

Общепризнанно значение массажа и самомассажа, упражнений для снятия усталости, утомления и повышения физической и умственной работоспособности. Известно, что массаж утомленных мышц снимает напряжение, вызывает чувство бодрости и легкости.

Так, на уроках специальности и на групповых уроках в музыкальных школах при разборе нового материала или чтения с листа у учащихся наблюдается потеря внимания, появляется зажатость в плечах, руках; ослабевает зрительный контроль, ребёнок начинает приглядываться, прищуриваться. В этом случае педагогу нужно переключить внимание учащегося на другой вид деятельности: для начала сделать с ним вместе небольшие растяжки (стретчинги).

1. Прежде всего, нужно встать, выйти из-за инструмента и хорошенько потянуться руками вверх. Делать это надо медленно на выдохе.
2. Медленно выполняем потягивания, меняя руки: одна тянется вверх, другая вниз вдоль туловища.
3. Выполняем повороты головы в стороны, а локтем в другую сторону.
4. Круговые движения рук, локтей и головы по и против часовой стрелки.

Для улучшения микроциркуляции в мягких тканях и снятия напряжения можно применять на уроках такие приемы как встряхивание, расхлопывание и вибрация, продолжительностью от 30 секунд до 1,5–2 минут (два движения в секунду).

Встряхивание.

1. Энергичное встряхивание пальцев и кистей рук, руки от кистевого сустава (как будто стряхиваем воду).
2. То же, встряхивание руки от плечевого сустава. Положение рук: вниз, прямо, в стороны, вверх одновременно.
3. Энергичное встряхивание стопы, голени (словно встряхиваем обувь).
4. То же, встряхиваем ноги от тазобедренного сустава. Положение ног: вперед, в сторону, назад. Также, возможно одновременное сочетание с движением рук.

Расхлопывание.

1. Расхлопывание расслабленных кистей мягким перекатом от основания ладони до кончиков пальцев.
2. То же, упругими напряженными ладонями.
3. То же, сжатыми пальцами в кулак, прорабатывая все его поверхности.
4. Расхлопывание расслабленных ладонью руки в направление вверх по внутренней поверхности, вниз – по наружной поверхности.
5. То же, области ключиц, воротниковой зоны, наружной поверхности плеча.

Вибрационная гимнастика Микулина.

Исходное положение: стоя, тело максимально расслабленно, ноги на ширине плеч или чуть шире, позвоночник как бы удлиняясь, создает третью конечность – “хвост”. Приподнимаясь на носках, отрывая пятку на 4–5 см. энергично опускаться на пятку, вызывая вибрацию всем телом. Режим – 1 раз в секунду. Продолжительность – не более 1 минуты.

Сухое умывание.

Данный набор упражнений является средством для активизации биологически активных точек и рефлексогенных зон организма, способствует повышению жизненного тонуса, стимуляции иммунитета, а также способом снятия физического и психоэмоционального напряжения.

1. Сухое умывание рук. Согласно принципам китайской традиционной медицины кисти рук являются начальными участками трёх симметричных энергетических меридианов ян , идущих от кистей рук к голове. И конечными участками трех симметричных меридианов инь , идущих от груди к кистям. Выполняется разогревание кистей взаимным растиранием, а затем – “умывание” их. Эти круговые движения точно повторяют те, что мы делаем, намыливая руки и затем смывая с них мыло под струёй воды. Такое растирание кистей улучшает кровообращение, помогает восстановить двигательную активность кистей.
2. С силой сжать кисти в кулаки, разжать их, расслабить (10–15 раз).
3. Массирование точки “хэ – гу ”, находящейся у угла межпястных сочленений большого и указательного пальцев рук (1,5–2 минуты).
4. Сухое умывание лучезапястных суставов пальцевым захватом или приёмом “пиления” ребром ладони.
5. С.У. локтевых и плечевых суставов.
6. Энергично растерев ладони, выполнить с.у. лица и волосистой части головы движением ладоней от подбородка вверх к макушке (вдох) и далее вниз (выдох) к подбородку. Вверх – лицевой стороной ладони, вниз – тыльной.
7. Встречными растирающими движениями подушек пальцев массировать затылочные бугры и, обнаружив болезненные точки, проработать их особенно тщательно.
8. Подушечками пальцев или кончиками ногтей, лёгкими круговыми движениями размять волосистую часть головы.
9. Ладони на висках, пальцы веерообразно охватывают голову. Сделать 10 круговых движений ладонями вперед и 10 движений назад.
10. Не меняя положения рук, двигать кожу головы вперед и назад. Затем поместить ладони на лоб и на затылок и двигать кожу головы в другом направлении (по 10 раз). Как считают китайские специалисты, “мытье головы” способствует подъёму вверх энергии ян-ци, “ гармонии ста артерий”, не дает стареть ци и крови. Люди, в течение длительного времени практикующие “мытье головы”, до самой старости сохраняют свежий цвет лица, у них не образуются морщины.
11. Наложив пальцы на лоб, выполнить продольную и поперечную растяжку кожи лба.
12. Сухое умывание глаз: подушечками пальцев выполнить круговые движения вокруг глаз от переносицы по надбровным дугам к вискам и обратно от висков к переносице по нижнему краю глазниц.
13. Щипковым захватом подушечками большого и указательного пальцев перемещать вертикальную и горизонтальную кожную складку от переносицы к вискам.
14. Глаза закрыты. Вращение глазными яблоками по часовой стрелке (раскручивая спираль) и против часовой стрелки (скручивая спираль) 4–6 раз.
15. Глаза закрыты. Представить предмет, находящийся перед самым лицом. Меняя напряжение мышц глаз, “провожать взглядом” удаленный предмет, а затем – “следить” за его приближением (6 – 10 раз).
16. Глаза закрыты. Медленно поднять вверх глаза, медленно опустить вниз, медленно повернуть глаза влево и вправо. Не меняя положения головы (4–6 раз).
17. Открыть глаза и быстро, часто поморгать в течение 15 секунд.
18. Сухое умывание носа: боковыми поверхностями больших пальцев энергично растереть крылья и спинку носа (10–15 секунд).
19. Круговыми движениями подушечками пальцев вокруг ноздрей (10–15 секунд).
20. Средними пальцем правой руки массировать точку, находящуюся по средней линии лба, выше переносицы – “третий глаз” (10 – 15 секунд). Это точка инь-тан . Её массировать влияет на
глубинные отделы мозга.
21. Массаж точек ин-сян , находящиеся у основания крыльев носа (10–15 секунд).
22. Сухое полоскание рта: надуть щёки, выполнить движения, напоминающие полоскание.
23. С сомкнутыми губами выполнить энергичное постукивание зубами.
24. Сухое умывание подбородка: указательным и большим пальцами обеих рук выполнить легкие движения, растягивающие кожу в направлении о подбородка к ушным раковинам (4 – 6 раз).
25. Энергичное массирование всей поверхности ушных раковин (10–15 секунд).
26. Пальцы положить на затылок, ладони на ушные раковины. Произвести постукивания пальцами по затылку (10–15 секунд).
27. Руки в прежнем положении. Ладони плотно прижаты к ушным раковинам и резко отпустить их (4–6 раз).

И в заключение, хотелось бы отметить, что успешность обучения детей в школах искусств, в музыкальных школах определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности. В настоящее время физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей. Встаёт вопрос: почему дети, пришедшие в первый класс школы и имеющие физические недостатки или хронические заболевания, не все способны дойти до выпускного класса. Поэтому пришло время, когда наряду с традиционным обучением необходимо применять технологии развивающего обучения, которые отвечают принципам здоровьесберегающей педагогики.

Только при правильной организации учебной деятельности (построение урока с учётом работоспособности ребёнка, использование средств наглядности, благоприятный психоэмоциональный настрой и т.д.) возможно решение одной из задач здоровьесберегающей педагогики – сохранение высокой работоспособности, исключение переутомления учащегося.

Умственная работоспособность – это возможно ребёнка выполнять определенную умственную деятельность, доступную его возрасту, при экономных нервно-физиологических затратах. Критериями умственной работоспособности служат такие показатели, как продуктивность, качество и точность. На практике, нам педагогам, приходится отмечать, что у большинства детей быстро развивается утомление, невнимательность на уроке. Поэтому построение урока должно быть валеологически обоснованным, с учётом морфо-функциональных и психологических особенностей учащегося.

Младший школьный возраст является периодом особенно интенсивного обучения, имеющего большое значение для дальнейшего развития личности, поскольку все последующие фазы развития основаны на этой стадии, и именно идеи педагогики оздоровления, а также методы и средства, в младшем школьном возрасте, несомненно, должны занимать ведущее место в учебном процессе школ дополнительного предпрофессионального образования.

Список используемой литературы

  1. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М., 2004.
  2. Лопуга Е.В., Лопуга В.Ф., Денисенко Е.Я. Библиотека “Школы здоровья”. Барнаул, выпуски №26, 31.
  3. Фокин В.И. Массаж и другие методы лечения. М., 2003.

Одного ухода за кожей шеи недостаточно. Нужно еще обязательно по утрам делать специальные упражнения...

Одного ухода за кожей шеи недостаточно. Нужно еще обязательно по утрам делать специальные упражнения, благодаря которым кожа шеи сохранится в хорошем состоянии и укрепится подбородочная область, что будет препятствовать образованию второго подбородка.

Такие упражнения для красивой шеи я вам сегодня и хочу предложить.

Вредные привычки, приводящие к старению шеи

Сначала хочу заметить, что даже правильный уход за кожей и упражнения для шеи не принесут пользы, если у женщины есть вредные привычки и она совершает неправильные действия и положения, которые приводят к появлению морщин, складок, двойному подбородку и как следствие - женщина выглядит старше своих лет.

Какие же это привычки?

  • Торопливые движения головой, ненужные наклоны и опускание головы, при которых происходит постоянное сокращение шейных мускулов.
  • Неправильная согнутая поза во время работы.
  • Опущенная на грудь голова во время чтения, вязания, просмотра телевизора и во время ходьбы.
  • Чтение лежа и неправильное положение головы во время сна.

Вам это знакомо?

Посмотрите на японок, они с детства привыкли спать на валике, лишь поддерживающем шейные позвонки.

Спать на высоких подушках недопустимо, а лучше спать вообще без подушки, так шея останется надолго гладкой и ровной.

Особое внимание нужно уделять осанке и положению головы, научиться держать голову правильно.

Не смотрите под ноги при ходьбе. Это важно не только с эстетической стороны.

При наклоне вперед затрудняется дыхание, мышцы шеи ослабевают, становятся дряблыми, кожа обвисает и образуются морщины.

Осанка должна быть такой: расправьте плечи, грудь вперед, взгляд сверху вниз. Держа голову прямо, нужно слегка вытянуть шею, приподняв подбородок. При таком правильном положении головы женщина всегда выглядит моложе и привлекательней, уверенней в себе.

Если соблюдать все эти несложные правила, то со временем голова сама будет принимать нужное положение, а мышцы шеи укрепятся.

Теперь перейдем и к упражнениям для красивой шеи.

Упражнения для красивой шеи и подбородка

Упражнения для красивой шеи нужно выполнять ежедневно, желательно по утрам.

Повторять каждое упражнение нужно 2-3 раза для начала, а затем увеличить количество повторов.

Упражнение 1.

Откидываем голову назад, при этом нижней губой перекрываем верхнюю, считаем до 5, опускаем голову вниз, расслабляем нижнюю челюсть.

Упражнение 2.

Тыльной стороной ладони прикасаемся к подбородку, открывая рот и высунув язык как можно дальше вперед, считаем до 6, закрываем рот, опускаем голову.

Это упражнение прекрасно укрепляет мышцы подбородочной области.

Упражнение 3.

Положите ладони рук друг на друга и под подбородок, с небольшим усилием давим на подбородок, напрягая мышцы, считаем до 6 и затем опускаем голову.

Упражнение 4.

Круговые вращения головой: опускаем голову влево на плечо и перекатываем ее назад, вправо, на грудь, не торопясь и немного задерживаясь в каждом положении. Повторить в обратном направлении.

Упражнение 5.

Это упражнение называют «жираф». Его можно выполнять не только утром, а сколько угодно раз в течение дня. Когда за компьютером работаем, полезно отрываться и делать хотя бы это упражнение, а лучше небольшую гимнастику для шеи, рук и глаз.

Руки кладем на плечи и нажимаем на них, при этом сильно вытягиваем верх шею. На вдохе считаем до 10 и расслабляем шею.

Мне очень нравится выполнять его, когда сидишь за компьютером долго. Напрягаются и распрямляются не только мышцы шеи, но и спины, и плеч.

Упражнение 6.

Это упражнение похоже на упражнение 3. Но здесь руками нужно опереться о стол, сложить их друг на друга и под подбородок. С усилием при сопротивлении головы стараемся поднять подбородок вверх. Затем нажимаем подбородком вниз, сопротивляясь руками.

Такие несложные упражнения для красивой шеи эффективны для укрепления мышц шеи, помогают против образования морщин и подтягивают кожу шеи.

Не забывайте их выполнять, это несложно и времени занимает всего несколько минуток. опубликовано

Многие родители, долгое время занимаясь йогой, хотят научить своих детей некоторым специальным гимнастикам, которые выполняют сами.
В большинстве случаев этого делать не нужно, так как осознать терапевтический эффект от каких-либо упражнений дети не смогут, а внешняя сторона исполнения этих техник не всегда бывает привлекательной для маленьких детей. Но все же, если малыш заинтересовался и присоединяется к вашим занятиям, то вы можете попробовать заниматься с ним, превратив комплекс упражнений в игру, сопровождая её стихами.
Мы предлагаем вам несколько примеров.

Все методики адаптированы и апробированы в работе с детьми инструкторами Самарской Школы русской культуры.

Гимнастика "Пробуждение организма"

"Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал по лицу: нежно похлопай себя подушечками пальцев, – по лбу, вокруг глаз, по носу, по щекам, по губам, по подбородку. Глазки открываем, а зайчик уже побежал по волосам на голове, по шее, по плечам. А теперь он забрался за шиворот – погладь его там. А теперь он побежал вверх, вверх. И ещё раз. А теперь зайка озорник убежал на спину, попробуй поймать его в ладошки. Вот так! А он удирает вниз по ногам. Лови, лови! Вот какой весёлый солнечный зайчик."
(Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: "Академия развития", 1997.)

Гимнастика "Око Возрождения"

Упражнение первое – "Вертолёт"
Два пилота вертолёта приготовились к полёту:
– Я готов!
– И я готов!
– Отойдите от винтов!
Мы взлетаем выше-выше.
Там внизу – деревья, крыши.
И туда, куда хотим, мы летим, летим, летим.
Стоп! Заходим на посадку.
– Всё нормально.
– Всё в порядке.

Упражнение второе – "Жираф"
Мне очень нравится жираф –


Боятся даже львы.
Но не вскружил такой успех
Жирафу головы.

Упражнение третье – "Слон"
Стало тихо, тихо, тихо.
Спит в углу моя слониха.
Головой кивает слон –
Он слонихе шлёт поклон.
Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он.

Упражнение четвёртое – "Ворота"
Подходящие ворота.
Проходи, кому охота.

Упражнение пятое – "Кошка-собака"
Стихотворный текст см. ниже.

Упражнение шестое – "Прячем животик"

Комплекс йоговских асан

Стихотворный текст Упражнение
1. АИСТ с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.
Аист к нам летит весной,
Аист помнит дом родной.

2. СОБАКА очень громко лает,
Собака очень твёрдо знает;
Тот, кто громче скажет "гав",
Тот всегда и будет прав!

3. КОШКА
Цап-Царапыч – это кот,
С нами в дружбе он живёт.
Кто его не уважает
И на хвостик наступает,
На того с обидой кот
Коготки пускает в ход.

4. ВЕРБЛЮД решил, что он – жираф,
И ходит, голову задрав,
У всех он вызывает смех,
А он, верблюд плюёт на всех!

5. КРОЛИК
Филин в чаще у-ух да у-ух!
У крольчонка замер дух.
Бедный кролик наш не спал,
Под кустом всю ночь дрожал.

6. ЗМЕЯ
– Делиться со всеми – привычка моя!
– Вам яду не надо? – спросила змея.
Бхуджангасана
Поза змеи, 2 разновидность
7. КРОКОДИЛу так обидно!
Горько плачет крокодил.
В зоопарке он, как видно,
Вспомнил Африку и Нил.
Поза крокодила
8. ЖИРАФ
Мне очень нравится жираф –
Высокий рост и кроткий нрав.
Жирафа – он ведь выше всех –
Боятся даже львы.
Но не вскружил такой успех
Жирафу головы.
Випарита Карани
Подъём прямых ног
9. РЫБА
Рыбке рак – ни друг, ни враг.
Рыбке вряд ли страшен рак.
Рыбке страшен червячок,
Что посажен на крючок.
Матсиасана
Поза рыбы, 1 разновидность

(18 знаменитых азбук в одной книге (занимательные уроки) – М.: "АСТ ПРЕСС", 1996. Стихи Маршака С., Заходера Б., Лунина В., Шибаева А., Гамазковой И.)

Ха-дыхание стоя

Игра "Сбрось усталость". Встань, широко расставь ноги, наклонись вниз, тело расслаблено, глаза закрыты. Со вдохом руки скользят по ногам, медленно поднимаемся, собираем с себя усталость. С резким выдохом бросаем тело вниз, руки свободно свисают. Вот мы и сбросили усталость.

Шавасана

"Начинается игра "Волшебный сон". Вы не заснёте по-настоящему, будете всё слышать, но не будете двигаться и открывать глаза, пока игра не закончится. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза.
Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши ноги отдыхают...
Руки тоже отдыхают...
Отдыхают, засыпают...
Напряженье улетело...
И расслаблено всё тело
Будто мы лежим на травке,
На зелёной, мягкой травке...
Греет солнышко сейчас,
Ноги тёплые у нас...
Дышится легко, ровно, глубоко...
Шея не напряжена,
А расслаблена...
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется...
Щёки тёплые и вялые
И нисколько не усталые.
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем
Потянуться! Улыбнуться!
Глазки открываем."
(Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2001. Методика Выгодской И.Г., Успенской Л.П., Пеллингер Е.Л.)

Уважаемые родители, педагоги, инструкторы, мы рады, если предложенные разработки заинтересовали Вас, если они помогут Вам сделать занятия с малышами более насыщенным и непринуждёнными, если дети будут расти здоровыми и крепкими.
Если у Вас есть свои наработки, интересные формы занятий, подачи материала и т.д., то приглашаем Вас к сотрудничеству и творческому диалогу.



  • Разделы сайта