Что такое кхиконг. Практические рекомендации по изучению кхи-конг. Техника ведения боя

Кхи-йога является внутренней сутью школы Там Куи Кхи-Конг и для людей, не интересующихся жёстким боевым направлением, может практиковаться отдельно. В Кхи-йоге существует несколько базовых разделов.

Первый раздел это девять упражнений для развития пояса Кхи.

Пояс Кхи является важнейшим элементом, соединяющим верхние и нижние энергетические центры, а так же всю структуру тела и собственно энергию Кхи.

Отсутствие мощного пояса затрудняет развитие внутренней энергии человека.

Выполняя...

Чжун Куй ("палица"), в поздней китайской мифологии повелитель демонов. Его обычно рисовали красной краской, ловящим демонов, а рисунок затем вывешивали с магическими целями. Изображения повелителя демонов Чжун Куя было принято наклеивать на обе створки двери, так что он выполнял обязанности бога дверей.

Считалось также, будто Чжун Куй вершит правосудие над душами умерших.

Одно во всем и все в одном
Обычно люди делят действительность на части и поэтому не могут увидеть взаимозависимость всех явлений. Увидеть одно во всем и все в одном означает преодолеть великий барьер, ограничивающий восприятие мира, который в буддизме именуют привязанностью к неправильному взгляду на себя.

Привязанность к неправильному взгляду на себя означает веру в наличие неменяющихся сущностей, которые существуют сами по себе. Преодоление этого неправильного взгляда освобождает от...

Куй-шань сказал своим монахам: «Холодные дни зимы повторяются каждый год. Прошлый год был таким же холодным, как и этот, и в следующем году будет такая же холодная погода. Скажите мне, монахи, какие дни года повторяются».

Ян-шань, старший ученик, подошел к учителю и стал так, что его правая рука накрывала лежащий на груди кулак левой руки. «Я знал, что ты не сможешь ответить на мой вопрос», - сказал Куй-шань, а затем повернулся к своему младшему ученику, Сян-еню: «Что скажешь ты?» «Я уверен...

Во время посещения Куо своего мастера, Те-шаня, Куо спросил однажды: «Я полагаю, все старые мастера и мудрецы ушли куда-то. Не скажете ли вы, что с ними стало?» «Я не знаю, где они», - гласил ответ. Куо огорчился: «Я ожидал ответа, подобного скачущей лошади, а получил ответ, подобный ползущей черепахе», Те-шань остался безмолвным, как, побежденный в споре.

На следующий день Те-шань совершил купание и вошел в гостиную комнату, где Куо приготовил ему чай. Он похлопал монаха по плечу и спросил...

Мастер Куй-шань послал за казначеем, однако, когда казначей пришел, Куй-шань сказал: «Я звал казначея, а не тебя». Казначей не смог сказать ни слова. Затем мастер послал за главным монахом, но когда тот прибыл, Куй-шань сказал: «Я посылал за главным монахом, а не за тобой». Главный монах не смог сказать ни слова.

НЕГЭН: Монастырь должен иметь несколько должностных лиц. Казначей должен заботиться о денежных средствах учреждения, а главный монах должен наблюдать за всеми монахами в дзэн-до...

Ян-шань спросил Куй-шаня: «Что вы будете делать, если на вас нахлынет миллион объектов?» Куй-шань ответил: «Зеленый предмет - не желтый. Длинная вещь - не короткая. Каждый объект творит свою судьбу. Зачем мне вмешиваться?» Ян-шань выразил мою признательность поклоном.

НЕГЭН: Ян-шань изучал дзэн под руководством Куй-шаня, позже получил Дхарму и стал его преемником. Эта история, должно быть, является одной из сотен, которые имели место за годы обучения.

Когда человек постулирует и...

Учение о Чистой Земле - одна из популярных традиций буддизма Махаяны, получившая наибольшее распространение в Китае и Японии, хотя корни этого учения, как и буддизма в целом, находятся в Индии.

Центральной фигурой буддизма Чистой Земли является Будда Амитабха (Амитаюс, кит.

Амитофо, яп. Амида) и Западная Страна Крайней Радости (Сукхавати, кит Цзинту, яп. Дзёдо - «Чистая Земля»). //Следует заметить, что каждый Будда имеет свою Чистую Землю, в которой он обитает в Теле Блаженства - одной из...

Тао – это особые комплексы упражнений, развивающие в человеке гармонию движения. Выполняя Тао, мы закладываем основы самозащиты и приобретаем способность оставаться в покое в любой ситуации. Принцип изучения Там Куи Кхи-конг на основе Тао состоит в том, что, повторяя Тао многие тысячи раз, практик Там Куи Кхи-конг приучает свое тело к определенного рода движениям, выводя их на бессознательный уровень. Таким образом, попадая в боевую ситуацию, тело работает «само», на основе рефлексов, вложенных многократным повторением Тао. Также Тао обладают медитативным воздействием.

Тао бывают простые и очень сложные, требующие от человека, выполняющего их, специальной подготовки. Все Тао – это коды, несущие заряд энергии. В Тао Там Куи Кхи-конг совмещён боевой и оздоровительный аспект. Вся форма и последовательность движений Тао сотворена в глубокой древности, огромное количество мастеров трудилось над их созданием. Мы должны строго и чётко заучивать все нюансы и движения, не допуская погрешности. Занимающиеся должны понимать, что все основные этапы выполнения Тао, все тонкие нюансы, в которых заложена тайная информация, открывающая секреты школы, постигается не сразу. Нельзя стать мастером за один год, так же как нельзя из ребёнка превратиться во взрослого за тоже время. Во многих школах боевых искусств из-за постоянных соревнований и отсутствия истинных мастеров-подвижников, со временем происходит потеря начального духа школы. Честь и достоинство, отвага и великодушие заменяются не вполне высокими моральными качествами. Очень печально. Сегодня люди хотят быстро получать результат, но в боевых искусствах, к счастью, это не возможно.

Круговое Тао

Это Тао отличается от других Тао тем, что оно выполняется по кругу. Один раз, начав его выполнять, мы можем продолжать бесконечно долго без остановки. Такая особенность выполнения очень благотворно влияет на психофизическое состояние выполняющего, можно установить ритм и удерживать его под контролем нужное время. Круговое Тао символизирует бесконечное движение вселенной. Только наша неразвитость может препятствовать гармоничному спокойному и в тоже время сильному движению Тао. Упражнение состоит из чередования «открытий» и «закрытий» с различными положениями рук. Кроме оздоровительного эффекта в Тао заложен боевой аспект. Нужно знать, в технике Там Куи Кхи-конг удары наносятся не только кулаком, но и всеми частями кисти. Движения гибкие плавно перетекающие из одного положения в другое. Таким образом, достигается большая скорость и мощь каждого движения. Постепенно тело становится гибким и управляемым это позволяет наносить сильные удары с короткого расстояния.

Камень

В Тао камень кисть приобретает форму кулака. Это самая жёсткая техника. Удары наносятся всеми частями кулака. Такая техника напоминает камень, привязанный к верёвке. Кроме кулака удары наносятся локтями и коленями. Всё обучение технике начинается с этой формы.

Тигр

Характер выполнения Тао заложен в его названии. Тигр сильное грациозное животное. Ученик выполняющий это Тао должен полностью отождествлять себя с этим животным. В арсенале повадок тигра большое количество захватов, шлепков, ударов лапой и головой. Тигр может притаиться, как сжатая пружина, а затем броситься на врага. Для того чтобы освоить это Тао нужно наблюдать за повадками тигра. В технике Там Куи Кхи-конг существует множество Тао тигр.

Лента

Имеется в виду лёгкая шёлковая лента. Тао лента относятся к продвинутому уровню, так как требуют от ученика большой сосредоточенности, гибкости и точности. В своём арсенале это Тао имеет движения, напоминающие изгибы ленты развевающейся по ветру. Когда всё тело занимающегося, включая руки, ноги и туловище, сливается воедино, пропуская сквозь себя потоки Кхи, можно считать, что Тао лента освоено. Понять внутреннюю суть и научиться мастерски выполнять Тао лента можно только под руководством мастера.

«Смешанные» Тао – это когда все три предыдущие формы работают вместе. Ещё существуют «специальные Тао».

Выполняя Тао, важно быть расслабленным. Для расслабления нам необходимо использовать правильное положение тела. Если правильно выстроить его структуру, то движения выполнятся без усилий, в основном сухожилиями с сохранением правильного положения, тогда использование мышц для удерживания или поддерживания частей тела и веса почти не нужны. Поэтому мышцы остаются расслабленными и свободными. Следовательно, вы можете использовать их любым образом, каким хотите, только при этом вы должны понимать очередность напряжения и расслабления, которые являются твердостью и мягкостью. Твердость содержит мягкость, а мягкость содержит твердость. Как только вы расслабляетесь, напряжение нарастает вновь. Вы не можете расслабиться раз и навсегда. Расслабиться не значит окончательно поддаться, это состояние содержит в себе энергию. Поддерживая расслабление и гибкость, вы должны быть в процессе, осознавая твердость и мягкость суставов, мышц и сухожилий.

Нельзя быть зажатым, нужно быть способным перенаправить и высвободить энергию. По своей природе, структура тела состоит из Ам и Зыонг. Кхи перетекает из Ам в Зыонг и из Зыонг в Ам. Это постоянное движение. С помощью логики понять Тао не представляется возможным. Тао это мелодии разной сложности, интенсивности и насыщенности. Изучают Тао с совсем простых, и далее, постепенно переходят к сложным всё это напоминает обучение музыке. Музыкант, играющий прекрасную мелодию, получает эстетическое наслаждение, точно так и мастер, виртуозно выполняющий Тао, испытывает восторг; разница в том, что мастер для игры использует не музыкальный инструмент, а своё тело. Таким образом, выполняя Тао, мы гармонизируем свое тело и душу. На высоком уровне у многих мастеров появляется возможность исполнять спонтанные Тао. Когда под воздействием творческого и эмоционального подъёма энергия Кхи идёт своим путём, находя своё выражение в движениях. Человек почти не причастен к этому процессу, движения возникают сами собой. В древности таким явлениям приписывали мистическое значение, объясняя это тем, что в человеке поселяется дух школы. Лично мне кажется, что такое явление только так и можно объяснить. Когда ученик достигает такого уровня, это значит, что в боевой ситуации дух школы обязательно проявит себя. Воины древности в одиночку могли противостоять сотне врагов и одерживать победу. Такие высоты открываются только чистым душой, искренним последователям школы.

У большинства людей, живущих в современном мире, наблюдается перекос энергетической системы в сторону Зыонг, тела таких людей часто пребывают в хронически напряженном состоянии, они агрессивны, спешны и неспокойны. Специалисты объясняют это явление высоким темпом современной жизни, огромным объемом информации, нехваткой времени…

Это явление всего лишь отражение характера нашего времени. Земная цивилизация в настоящее время переживает период Зыонг в своем развитии, когда царствуют жестокость, сопротивление, насилие. Поэтому человек постоянно подвергается воздействиям начала Зыонг. Именно по этой причине его тело легко переходит в состояние Зыонг со всеми последствиями: стресс, агрессивность, спешность, бессонница…

Сейчас количество людей, интересующихся духовным совершенствованием в разных видах занятий, становится больше с каждым днем. Но, к сожалению из-за неправильных, не регулярных, бессистемных занятий многие сталкиваются с проблемой преждевременного подъема Кхи. Это приводит к дисбалансу энергетической системы человека. Несбалансированные занятия не только не способствуют качественному «пробиванию» каналов для обеспечения хорошей циркуляции энергии в нашем существе, но и увеличивают аспект Зыонг внутри тела, провоцируют поднятие энергии вверх через спиральные потоки Зыонг вокруг центрального канала и позвоночника. В результате появляется накопление огромного количества энергии в голове, что приводит к разным неприятным последствиям.

Занимаясь Там Куи Кхи-конг, человек со временем избавляется от дисбаланса и восстанавливает гармонию.

Это система упражнений для сохранения здо­ровья и лечения болезней. Используя механизм дыхания, мы волевым порядком воздействуем на кровеносную и энергетическую системы, а через них и на органы жизнеобеспечения, на моторно-двигательный аппарат для регуляции или восстанов­ления их функций и для достижения адекватной защитной реакции организма на импульсы извне.

Каковы же те задачи, которые должен поставить перед собой каждый занимающийся медитативным дыханием?

Прежде всего это достижение способности к саморегуляции.

По сравнению с другими млекопитающими, че­ловек обладает наиболее тонкой и сложной струк­турой, процесс формирования которой содержит в себе еще немало загадочного.

В соответствии с общими законами природы че­ловеческий организм продолжает изменяться как в плане морфологическом, физическом, так и в пла­не духовном. Каковы же эти изменения, в каком направлении совершаются и будут протекать - на этот вопрос пока никто еще не решается от­ветить. Среди процессов бесконечного измене­ния природы человека в качестве решающего фак­тора следует выделить эволюцию его личности. Человек покоряет природу, овладевает воздуш­ным пространством и недрами земли, проникает в морские глубины. Он творит историю и создает цивилизацию. Эта деятельность и ее результаты не могут не оказывать воздействия на самого че­ловека, на его личность, не могут не ускорять процесса ее эволюции. Однако овладевая про­странством и временем, в отношении самого себя человек по-прежнему беспомощен. Его мыслями и поступками ежедневно, ежечасно, ежесекундно в значительной мере управляют инстинкты, животные начала. И это, впрочем, понятно, поскольку явле­ния вне нас наука раскрыла и объяснила гораздо лучше, чем явления, происходящие в нашем орга­низме. Сравнительно недавно наука проникла вглубь молекулы, вглубь живой клетки, показала сущ­ность биологических процессов, протекающих в ней, а сейчас стоит перед раскрытием законов измен­чивости, что поможет человеку стать постепенно подлинным хозяином своего «Я».

Именно эти цели и преследуют медитативно-дыхательные упражнения кхиконг. Используя в ка­честве своего орудия практику сосредоточения внимания - медитацию, занимающийся по систе­ме кхиконг в конце концов избавляется от пус­тых, беспорядочных мыслей, создает у себя как бы вторую, более «человеческую» натуру, обуздывая постепенно примитивные животные страсти.

Для этого прежде всего необходимо овладеть своими ощущениями, эмоциями, которые рождают импульсы к действию. Практикуясь в медитации, необходимо научиться по желанию максимально снижать реакцию организма на сигналы наших ор­ганов чувств - зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, образно говоря, «опускать шторки» на них, отключая себя от внешнего мира, направляя все внимание на мир внутри себя, «проникая в себя».

Под выражением «проникнуть в себя» мы подра­зумеваем способность регулировать, используя механизм дыхания, нервные процессы симпатиче­ского и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, а через них управлять функцио­нальной деятельностью внутренних органов.

Обращая сосредоточенное внимание внутрь себя, можно научиться тормозить функцию коры го­ловного мозга, то есть постепенно овладевать деятельностью и в этой части центральной нервной системы.

Организм человека обладает огромным резервом внутренних сил, рассеянных по всем его частям и проявляющихся в форме тепловой, электрической, химической и других видов энергии, за счет ко­торой осуществляется жизнедеятельность клеток, рост и обновление тканей, функции различных ор­ганов, одним словом, обеспечивается существова­ние и развитие индивидуума.

Благодаря медитативно-дыхательным упражне­ниям кхиконг мы развиваем, умножаем наши внутренние силы с целью укрепления здоровья и лечения либо собственных болезней, либо помогая другим людям путем энергетического точечного массажа, передачи своей энергии в случаях резкого упадка сил у больного.

Все животные и растительные организмы, как многоклеточные, так и одноклеточные, нуждают­ся в определенных условиях для своего существо­вания. Эти условия обеспечиваются за счет внеш­ней среды, к которой живые существа приспосаб­ливаются и которую используют для своего разви­тия. Однако внешняя среда не неизменна, в ней постоянно происходят какие-то процессы, оказы­вающие воздействие на живые организмы.

Медитативное дыхание кхиконг с помощью меха­низма саморегуляции помогает организму сохра­нять равновесие и безболезненно реагировать на резкие перепады, возникающие как во внешней, так и во внутренней среде.

Итак, мы можем констатировать, что медитатив­но-дыхательные упражнения кхиконг являются сис­темой тренировки, главным орудием которой слу­жат «внутренние упражнения», а конечная цель - контроль за внутренней средой, оптимальная реак­ция на изменение внешней среды.

Занимающийся этими упражнениями:

В физическом плане - обеспечит себе силу, выносливость, быстроту и эффективность действий, хорошую приспособляемость к перепадам пого­ды, способность избегать болезни, а при заболе­вании - обходиться без помощи врачей;

В духовном плане - приобретет стабильно бодрое, веселое настроение, живой ум, хорошую память, высокую работоспособность. Он не будет падать духом при неудачах и утратах, не даст страстям помутить рассудок, сохраняя при любых обстоятельствах невозмутимость и ясность мысли.

Для достижения целей, о которых говорится выше, в системе медитативного дыхания предусмотрены различные виды упражне­ний:

Контроль за положением тела, за расслаб­лением мышц и сосредоточением сознания;

Контроль за дыханием с конечной целью сде­лать его свободным, легким и плавным, то есть таким, когда организм получает оптимальные усло­вия для отдыха, а также добиться постепенной адаптации организма к кислородному голоданию и избытку углекислого газа в крови,

Сосредоточение внимания; -- управление энергией организма;

Управление внутренними силами организма.

Занятие каждым из перечисленных видов уп­ражнений строится по принципу нарастающей сложности и требует постоянного участия и контроля со стороны руководителя () .

Однако подобное деление упражнений на виды в какой-то мере условно и применяется лишь с целью облегчить обучение, объяснить суть «внутренних упражнений». На практике каждое действие в лю­бых упражнениях требует одновременно и контроля за положением тела, за дыханием, а также кон­центрации внимания и всего остального. То есть все перечисленные элементы должны гармонично, по определенным правилам сочетаться между собой, обеспечивая достижение общей цели.

Там Куи Кхи-Конг

Идеология и символика

Эмблема школы - колесо с восемью спицами - традиционный для буддийской иконографии символ, знаменующий “Восьмеричный путь”. Это содержание четвёртой из Благородных Истин, заповеданных Буддой Гаутамой. Следование “Восьмеричному пути” означает соблюдение правильного (добродетельного) образа действий в восьми направлениях: - Правильные понимание, - Правильные цели, - Правильное использование речи, - Правильное поведение, - Правильное отношение к существованию, - Правильные усилия, - Правильная интеллектуальная деятельность, - Правильное созерцание.

В центре колеса - триединство, символизирующее “"три сокровища”: Будду, Дхарму и Сангху. Драконы слева и справа от колеса символизируют учеников школы, стремящихся к мастерству.

Техника ведения боя

Там Куи характеризуется жесткой контактной техникой, направленной на подавление и нейтрализацию противника в первые мгновения его атаки. Арсенал боевых приемов Там Куи разнообразен и включает в себя удары, броски, захваты и подсечки.

Ключевые особенности, характеризующие технику стиля:

Укоренение (заземление) - плотный контакт с землей для блокирования контратаки и получения от нее энергии. Укоренение позволяет одержать верх над противником, значительно превосходящим бойца в физической силе.

Контроль действий противника – постоянное и тщательное отслеживание и предугадывание действий противника, создающее основу для мгновенной мощной контратаки.

Броски – проведенная контратака завершается броском, в результате которого может быть произведено добивание или удержание противника.

Таким образом, типичная схватка в стиле Там Куи Кхи-Конг – это моментальный внезапный ответ на атаку противника серией мощных ударов, завершающихся броском и добиванием.

Психофизическая подготовка бойцов

Обучение Там Куи не сводится исключительно к физической подготовке и овладению техническими приемами ведения боя. Важная особенность традиции Там Куи - стремление к целостному развитию человека и его комплексному оздоровлению: укреплению внутренних органов, сухожильно-связочного аппарата и костно-мышечной системе. В целом физическая подготовка бойцов Там Куи нацелена на умение концентрировать и управлять энергией Кхи (китайск. ци) - основой жизненной силы каждого живого организма по представлениям восточных целителей и философов. Это объединяет Там Куи с традицией восточной медицины и ее взглядами на строение и функционирование организма как единой целостной системы.

Не меньшее значение уделяется воспитанию морально-этических качеств учеников. Считается, что только нравственная чистота является залогом успешного развития сильной личности.

Упражнения, закаляющие тело, объединены в комплексы Железная ладонь и Железная рубашка .

В результате набиваний, работы с зафиксированным манекеном и проведению разнообразных ударов по мешку с песком Железная ладонь позволяет закалить ударные плоскости рук, чтобы использовать их в качестве основного боевого инструмента. Этот комплекс упражнений также интенсивно развивает мышечный комплекс кистей, предплечий и плеч.

Железная рубашка включает в себя ряд комплексов упражнений:

Дыхательных, нацеленных на управление энергией Кхи ,

Статических для развития сухожилий, как основных каналов распространения Кхи в организме человека,

Нацеленных на выравнивания костной структуры тела и формирования правильной осанки. Этот последний эффект занятий Там Куи имеет ключевое значение как для общего оздоровления организма, так и для использования укоренения .

Обучение методам ведения боя

Базовое обучение технике единоборства в Там Куи основано на изучении тао – комплексов движений, соединяющих выпады, удары, уклонения и броски. Каждое тао нацелено на освоение одного из внутренних стилей движения тела. Базовые стили носят названия камень , тигр и лента . В Там Куи Кхи-Конг существуют несколько сотен различных тао . Обучение начинается с детального освоения базовых движений. На последующих ступенях обучения практикующие открывают для себя новые тао .

В школе Там Куи не практикуются спарринговые бои между учащимися, поскольку дух школы и ее идеология исключает состязательность. Для практического закрепления навыков контактного боя учащиеся практикуют парные упражнения, нацеленные на «видение» противника, способности предвидеть его последующие действия и опережать их. К числу основных относятся упражнения Вьющиеся нити и Катящиеся камни .

Начинающие ученики выполняют упражнения медленно, стремясь к полному контролю за правильностью и точностью исполнения движений. На последующих этапах обучения удары выполняются в полную силу, с закрытыми глазами и с другими усложнениями, призванными воспроизвести реальную ситуацию боя.

Там Куи Кхи-Конг в России

За пределами Вьетнама Там Куи Кхи-Конг практически неизвестен. Это объясняется принадлежностью стиля к закрытой традиции, передающейся индивидуально от наставников-мастеров (тхай ) к ученикам. Из числа европейских стран мастера стиля присутствуют лишь в России. Здесь школа Там Куи Кхи-Конг возникла в восьмидесятые годы XX века .

В 2006 году создана Федерация Там Куи Кхи-Конг, под эгидой которой проходит обучение стилю. Традиция школы напрямую связана с вьетнамскими мастерами искусства Там Куи. Основатель Федерации – мастер Тхиен Зуен (Игорь Михневич), с детства проходивший обучение у вьетнамских мастеров Там Куи Кхи-Конг. Мастер Тхиен создал систему обучения стилю и разработал программу, по которой Школа работает в настоящее время.

Школы Федерации в настоящее время действуют в Москве и городах Подмосковья. В них занимаются мужчины и женщины различных возрастов. Отдельные курсы предусмотрены для детей и подростков. Создана специальная коррекционная программа для страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Ссылки

Источники

Михневич И.О. Кхи-Конг. Древняя вьетнамская система физического и духовного развития личности. - М.:Стелс, 2006. 96 с.

Тхиен Зуен Древнее вьетнамское боевое искусство. - Амрита-Русь, 2009 г. 160 стр.

Тхиен Зуен Кулак Будды. Древнее вьетнамское боевое искусство. Там Куи Кхи-конг. - Амрита-Русь, 2010 г., 96 стр.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Там Куи Кхи-Конг" в других словарях:

    Cтатья является частью серии статей про Дзэн … Википедия

    Будда Амитабха, XII век, Камакура, Япония. Буддизм Чистой Земли (кит. 净土宗 цзинтуцзун … Википедия

    - (боевая система) систематизированные приёмы самозащиты и нападения, методы тренировок и обучения ведению поединка с оружием и без оружия (как правило, используется холодное оружие). Нужно разделить понятия единоборство и боевое искусство. Не… … Википедия

    Боевое искусство (боевая система) систематизированные приёмы самозащиты и нападения, методы тренировок и обучения ведению поединка с оружием и без оружия (как правило, используется холодное оружие). Нужно разделить понятия единоборство и боевое… … Википедия

    Боевое искусство (боевая система) систематизированные приёмы самозащиты и нападения, методы тренировок и обучения ведению поединка с оружием и без оружия (как правило, используется холодное оружие). Нужно разделить понятия единоборство и боевое… … Википедия

    Боевое искусство (боевая система) систематизированные приёмы самозащиты и нападения, методы тренировок и обучения ведению поединка с оружием и без оружия (как правило, используется холодное оружие). Нужно разделить понятия единоборство и боевое… … Википедия

    - (англ. sparring «учебный») в боксе тренировочный бой (в отличие от спортивного соревнования); спарринг партнёр соперник в различных тренировочных состязаниях. Обычно спарринг носит лёгкий, малотравматичный характер и редко проводится без… … Википедия

    - … Википедия

Делает подвижными суставы, эластичными связки и мышцы, мягким и гибким позвоночник, стимулирует обменные процессы, стабилизирует нервную систему, укрепляет внутренние органы.

Большое внимание при выполнении упражнений кхи-конг (цигун) уделяется правильному . В древности считали, что дыхательные практики при регулярных занятиях могут обеспечить бессмертие. Одной из таких практик является дыхание по замкнутому кругу (эмбриональное дыхание ). Так дышит зародыш человека в утробе матери и ребенок в первые месяцы жизни, а также многие животные.

Мы знаем три типа дыхания:
· Грудное дыхание ;
· Среднее дыхание ;
· Дыхание животом или эмбриональное дыхание .

Важную роль здесь играет подвижность диафрагмы. Легкие имеют форму усеченной пирамиды с наибольшим объемом в нижней части, которую и необходимо при дыхании заполнить кислородом. При вдохе диафрагма максимально опускается вниз, позволяя воздуху заполнить весь объем легких. При выдохе диафрагма поднимается вверх, выталкивая воздух. В процессе такого дыхания происходит интенсивный массаж внутренних органов. Это естественный тип дыхания , именно в этом самый важный критерий его эффективности, так как плод, маленький ребенок, животный мир в своей непосредственности ближе к природе, чем взрослый человек.

Именно этот тип дыхания и используется в кхи-конг (цигун) , вдобавок к вышеперечисленным преимуществам, этот тип дыхания имеет важное практическое значение в боевом искусстве , так как дыхание животом не создает помех координации и точности движений рук . При освоении этого типа дыхания в состоянии покоя важно соблюдать условие сосредоточения внимания на дан-тьен (кхи-хай).

В процессе освоения кхи-конг (цигун) работа ведется в основном с четырьмя точками – центрами кхи :
· Кхи-хай (море кхи или дан-тьен);
· Хой-Ам (слияние Ам);
· Мень-мон (ворота жизни);
· Бать-хой (сто встреч).

уроки кхи конг (цигун)

На продвинутом уровне практического изучения комплекса кхи-конг (цигун) необходимо более глубокое и всестороннее знание меридианов – каналов, локализации точек. Дыхание с привлечением сознания позволяет мысленно вести кхи по каналам, сосредотачивать при необходимости на точках или органах.

В процессе дыхания вдохи и выдохи должны быть глубокими и продолжительными и в то же время плавными, тонкими и мягкими, как при наслаждении благоуханием цветка.

Акцентирование внимания на вдыхании аромата цветка (обратите внимание, что когда мы вдыхаем аромат цветка, у нас напрягаются боковые крылья носа ) обусловливает большую продолжительность вдоха. Для более полной глубины, вдох через нос составляет примерно 70% общего объема вдоха, а завершается втягиванием воздуха через рот 30% . Такое же соотношение соблюдается и при выдохе. Существуют отдельные техники тренировки дыхания , мы их изучим немного позже.

Очень важно понять, что координация в сочетании с контролем над дыханием во время выполнения движений допускается только после тщательной отработки качества внешней формы , т. е. чистоты самой техники. Правильность поз обеспечивает исправление нарушений осанки, избавление от скованности. Правильно принятая поза улучшает циркуляцию кхи и крови, облегчает проходимость меридианов и застав.

Голову необходимо держать прямо, как бы в подвешенном за точку бать-хой положении, подбородок слегка втянут к оси шеи.

Глаза прикрыты не плотно, будто волос не позволяет их полностью сомкнуть. Прикрытые глаза не дают возможности рассеивать кхи внутренних органов, позволяют обратить взор внутрь, облегчают погружение в состояние покоя. При этом развивается особое качество внутреннего видения, его координация с формой и мыслью.

Кончик языка нужно слегка упереть в нёбо, а зубы не напряженно сомкнуть.

Плечи следует расслабить, свободно опустив. Поясница должна быть расслаблена, бедра раскованы, анус втянут. Пальцы ног захватывают плоскость пола.

Заниматься желательно в свободной, не сковывающей движения одежде, босиком. Необходимо по возможности, выбрать постоянное место и время для занятий, не имеющие посторонних помех и раздражителей. Лучшее время для занятий это с 3 до 5 часов, во время активности меридиана легких, или в отрезок времени с 23 до 1 часа, когда максимальный пик Ам – начала начинает сменяться на – начало. Есть метод, который позволяет точно рассчитывать время занятий на каждый день. В это время занимающемуся кхи-конг (цигун) , легче войти в резонанс с энергетическими вибрациями Космоса. Заниматься лучше всего на свежем воздухе, а если нет такой возможности, то в хорошо проветренном помещении, но без сквозняков. Ориентироваться надо лицом к солнцу (ночью лицом на север). Стоит отметить, что вся внутренняя работа происходит при занятиях ночью, а при дневных тренировках выполняется только внешняя форма.

Следует помнить, что нельзя тренироваться после недавнего (2 – 3 ч) приема пищи, а также при сильном чувстве голода. Во время практики кхи-конг (цигун) надо отказаться от алкоголя, курения, острой пищи, умерить половую жизнь . Выполнение этих условий ускорит результативность и повысит эффективность занятий, обезопасит от патологических осложнений.

При настрое на тренировочное занятие очень важна эмоциональная уравновешенность. По представлениям :
· Гнев вредит печени;
· Огорчение вредит легким;
· Страх вредит почкам;
· Чувство тревоги вредит селезенки;
· Чрезмерная радость вредит сердцу.

Ярко выраженные эмоциональные состояния могут внести серьезные нарушения в беспрепятственно циркулирующие потоки кхи и тем самым привести к возникновению различных заболеваний (все это относится к занятиям в ночное время, когда происходит внутренняя работа). Огорчения, чувство мести и другие стойкие отрицательные проявления в характере нарушают в организме энергетический баланс и ведут к отклонениям в здоровье.

уроки кхи конг (цигун)

При занятиях с 24 до 5 ч выполнение упражнений нужно начинать вправо, с правой руки или ноги, так как выполнение внутренней работы в вышеуказанное время относится к Ам -началу.

Перед завершением упражнений надо медленно проглотить накопившуюся слюну. Нормальное слюноотделение является одним из критериев результативности занятий кхи-конг (цигун) . Пересыхание в ротовой полости указывает на необходимость прекратить выполнение упражнений и найти возможные ошибки. Может быть, причина в несоблюдении обязательных условий и указаний.

С древних времен была замечена связь между лунными фазами и происходящими природными процессами. оказывает большое влияние на здоровье человека. Восточная медицина выделяет 5, 14 и 23-й дни по лунному календарю как критические по отношению к человеку. В эти дни ослабевает контроль над психическими проявлениями, притупляется чувство боли, в экстремальной ситуации может недостаточно проявиться инстинкт самосохранения, в результате чего возрастает количество самоубийств. Особенно ярко выражены эти проявления в ночь перехода с 4-го на 5-е, с 13-го на 14-е, с 22-го на 23-е лунные дни, поэтому в эти дни заниматься внутренней работой нельзя!!!

Лунная энергия это энергия Ам , которая несет в себе большой энергетический потенциал продолжения рода. Поэтому выполняя упражнения кхи-конг (цигун) с 23 до 5 часов , мы питаемся энергией созидания – энергией Ам .

Мастера ВО – Вьетнам говорят: «Сила не может победить кхи , кхи не может победить мысль, мысль не может победить дух ». Для начинающего важно преодолеть состояние, при котором, как говорят во Вьетнаме, - мысли как кони, а дух как мечущаяся по ветвям дерева обезьяна .

При теоретическом изучении упражнений нужно руководствоваться следующим принципом последовательности : мысль – взгляд – движение – кхи . При практической работе последовательность следующая : взгляд – мысль – движение – дыхание – кхи .

С уважением, Андрей Саньков.

Обсуждение: 9 комментариев

    Здравствуйте Андрей.Посоветоваться нескем, поэтому решила обратиться к вам как к специалисту.Во время медитативных практик и утренних упражнений заболела бронхитом.Это симптом каких то общих проблем в организме или просто подхватила инфекцию?

    Ответить

    1. Здравствуйте Марина. Это инфекция или сквозняк. Надо повышать иммунитет, мед и пыльца (пчеловоды продают) лучшее средство. Утром завариваете зеленый чай мажите хлеб маслом, сверху медом и посыпаете пыльцой. Пыльцу надо использовать аккуратно, начинать с 5 крупинок и постепенно увеличивать до 20 крупинок.

      Ответить

    Здравствуйте Андрей.Снова вопрос по Зыонг-шинь.Как правильно расприделить цикл упражнений по сезонам?К примеру,весной выполнять 1мес.,зимой тоже.Или как то по другому.Зарание благодарю за ответ.



  • Разделы сайта