Таблица намерзания льда на водоеме. По какому льду можно ходить. Оптимальная толщина льда. На зимней рыбалке на льду необходимо позаботиться также и о режиме питания

Зимние прогулки, в том числе с использованием снегоступов, поездки на снегоходах, подледная рыбалка (с автомобилем или без), лыжный спорт, катание на коньках и игры на льду могут быть опасными, если вы не можете определить, достаточно ли крепок лед, чтобы выдержать нагрузку. Существуют различные способы для того, чтобы оценить потенциальную надежность ледового покрытия – можно наблюдать за цветом льда и исследовать его толщину, а также обращать внимание на внешние факторы, такие как температура, местные условия и особенности. Однако полностью исключить риск во время проведения спортивных мероприятий невозможно. Если вы сомневаетесь – не выходите на лед; и уж тем более не стоит этого делать не по сезону рано или слишком поздно.

Шаги

    Учтите, что лед никогда не бывает абсолютно безопасным. Погодные условия и незаметные или неизвестные факторы могут внезапно превратить, казалось бы, надежный лед в смертельно опасный. Примите все возможные меры предосторожности с целью предотвращения несчастных случаев и позаботьтесь о том, чтобы можно было незамедлительно предпринять спасательные мероприятия, если что-то пойдет не так.

    Разработайте план экстренного спасения. Предупредите знакомых, куда вы отправляетесь. На случай если в то время, как вы изучаете ледовые условия или развлекаетесь, произойдет нечто непредвиденное, у вас должен быть выработан алгоритм действий, который позволит вам добраться до безопасного места, где можно будет незамедлительно получить помощь.

    • Совет для новичков: в соответствии с сезоном вы должны быть очень тепло одеты. Не пренебрегайте средствами спасения на водах, хотя бы спасательным жилетом, особенно если вы проверяете лед на прочность или отправляетесь в поездку на снегомобиле. Держите при себе ледоруб, который может помочь вам выбраться, если вы попадете в полынью. Никогда не отправляйтесь в путь в одиночку, возьмите с собой одного или двух друзей. Поставьте знакомых в известность, где вы и ваши друзья находитесь и когда вы рассчитываете вернуться домой. Это не тот случай, когда можно проявлять беззаботность и действовать спонтанно.
    • Имейте при себе запасной набор теплой сухой одежды в водонепроницаемом вещмешке. Благодаря этому вы сможете уменьшить риск переохлаждения, сразу же сменив промокшую одежду. Другими полезными составляющими спасательного комплекта являются одеяло, грелки для рук и для ног, толстые носки, запасные шерстяные шапочки, свечи и спички. Приготовьте все эти вещи на случай занятий любыми зимними видами спорта, например, катания на коньках. Для более подробного ознакомления смотрите раздел «Вещи, которые вам понадобятся».
  1. Поймите, что прочность льда определяется рядом факторов, а не каким-то одним. О его надежности можно судить, оценив совокупность следующих показателей:

    • Внешний вид льда – его цвет, структура и особенности
    • Толщина льда – для тех или иных видов деятельности определена рекомендуемая толщина, о чем можно прочитать ниже
    • Температурный максимум на протяжении определенного времени и в течение дня
    • Снежное покрытие
    • Глубина воды подо льдом
    • Размер водоема
    • Химический состав воды – соленая она или пресная
    • Погодные изменения в данной местности
    • Протяженность ледового покрытия
  2. Выбирайте места, где лед регулярно тестируется на прочность соответствующими службами. Такие службы могут существовать при курортах, клубах, национальных парках или в составе государственных органов. Они должны производить замеры по меньшей мере ежедневно. Поинтересуйтесь у сотрудников этих служб о результатах проверки, этим вы обезопасите себя. Они, как правило, пользуются качественными измерительными приборами и имеют доступ к исследованиям, а еще они многое знают про лед и хорошо подготовлены к внештатным ситуациям. Вы избавите себя от рискованных испытаний ледового покрытия на прочность и будете чувствовать себя увереннее. Тем не менее, это не значит, что о мерах предосторожности можно позабыть.

    Побеседуйте с местными жителями. Если вы приезжий, не стоит проявлять никакого высокомерия. Зайдите в бакалейную лавку, рыболовный магазин или магазин спортивного инвентаря и заведите разговор, загляните в полицейский участок или в пожарную часть и поспрашивайте об опасных и безопасных местах в округе. Пусть лучше они помогут вам сейчас, чем будут выручать вас из беды позже.

  3. Осмотрите лед. Присмотритесь, нет ли на нем каких-либо трещин, разломов, подозрительных мест или неровных поверхностей, и определите его цвет(а). Вы можете полагаться только на собственное зрение . Этот беглый взгляд поможет вам решить, стоит ли продолжать исследование.

    • При наличии следующих признаков вам лучше отказаться от любых дальнейших попыток выхода на лед:
      • Вода, подтапливающая кромку льда, или поблизости от нее
      • Бьющие подо льдом ключи в прудах и озерах с родниковой подпиткой.
      • Наличие истока или притока у покрытого льдом водоема
      • Трещины, разломы или полыньи
      • Лед, который, по-видимому, подтаял, а затем его снова подморозило
      • Неровные поверхности, которых вы не замечали прежде – например, вздыбленные ледяные гребни, вызванные течениями или ветрами
    • Запомните эту песенку: "Толстый и синий, проверенный и надежный; тонкий и хрупкий - путь слишком рискован."
  4. Вам необходимо разбираться в значении той или иной окраски льда. Но хотя это и весьма полезный индикатор, полагаться только на цвет не стоит. Например, лед любого цвета, подвергающийся воздействию текущей воды снизу, будет более хрупким, чем лед, не испытывающий такого воздействия. Обычно, по цветовому спектру льда вы можете сделать следующие выводы:

    • От светло-серого до черного – талый лед, который иногда образуется, даже если температура воздуха ниже 32°F (0°C). Небезопасный: из-за недостаточной плотности он не может выдержать нагрузку – держитесь подальше.
    • От белого до тусклого, непрозрачного – пропитанный водой снег замерзает на поверхности льда, формируя еще один тонкий ледяной слой сверху. Такой лед слишком пористый, внутри его могут быть воздушные карманы, поэтому он часто бывает хрупким.
    • От синего до прозрачного – лед высокой плотности, очень прочный, самый безопасный, если, конечно, он достаточно толстый. Не рискуйте, если его толщина менее 4 дюймов (10 см).
    • Пестрый и рыхлый лед, называемый также "гнилым" – не столько из-за его цвета, сколько по причине его структуры. Это талый лед. Он предательски обманчив – очень может быть, что он растаял в середине или снизу, хотя сверху кажется толстым. Чаще всего он встречается весной и может иметь коричневатый оттенок из-за растительных пигментов, грязи и других природных материалов, поднимающихся к поверхности во время оттепели. Вы не ступите и шага.
  5. Проверьте толщину льда. Если вы уже закончили осмотр и вам кажется, что все в порядке, вам необходимо убедиться в этом, исследовав толщину льда.

    • Проводите исследование в присутствии хотя бы одного товарища (система взаимовыручки). Наденьте спасательный комбинезон или другое спасательное средство и используйте веревки, чтобы в случае необходимости ваш друг мог вытянуть вас.
    • Выходите на лед, только если кромка льда достаточна прочная. Если она рыхлая или растрескавшаяся, ради вашей собственной безопасности продолжать не стоит, ведь прибрежная ледяная кромка самая хрупкая.
    • Чтобы измерить толщину льда, сделайте топориком небольшую прорубь или воспользуйтесь ручным буром.
    • Изучите показатели безопасной толщины льда. Существуют рекомендуемые критерии, о которых вам нужно помнить при любых действиях, предпринимаемых вами на льду. (Имейте в виду, что их соблюдение рекомендуется , но само по себе не гарантирует вашей безопасности.) Лед становится «безопасным» при толщине приблизительно 4 - 6 дюймов (10-15 см). Даже не думайте выходить на лед толщиной 3 дюйма (7,5 см) или менее. Однако, даже при толщине в 9 – 10 дюймов (22,5 – 25 см), лед может таить скрытые угрозы, такие как стремительное течение, которое неустанно подтачивает лед снизу. В этом случае даже толстый лед может треснуть в любой миг.
    • В обычных условиях, правила для безопасной толщины льда следующие:
      • 3 дюйма (7 см) (молодой лед) – "ДЕРЖИТЕСЬ ПОДАЛЬШЕ
      • 4 дюйма (10 см) – подходит для подледной рыбалки, лыжных походов и пеших прогулок (выдерживает вес примерно 200 фунтов (80 кг))
      • 5 дюймов (12 см) – пригоден для одиночных снегоходов и снегомобилей (выдерживает вес примерно 800 фунтов (320 кг))
      • 8 – 12 дюймов (20 - 30 см) – выдерживает одиночный автомобиль или группу людей (приблизительно 1500 - 2000 фунтов (600-800кг))
      • 12 – 15 дюймов (30 - 38 см) – выдерживает вес легкого грузового пикапа или автофургона
    • Эти нормы считаются общепринятыми.
  6. Имейте в виду, что толщина льда не является одинаковой повсюду, даже на одном и том же водоеме. Надежность ледяного покрытия определяется не только по цвету и толщине, но и по ряду других показателей. Учитывайте также:

    • Характер водоема: пруд ли это, озеро или река, и присутствует ли заметное течение подо льдом? Имеет ли водоем притоки или исток? Это может стать поводом для беспокойства.
    • Состав воды: соленая она или пресная? Морской лед обычно менее прочный и при одинаковой толщине может не выдержать такой же вес, как и пресноводный. Для получения более подробной информации относительно точных критериев смотрите внешние ссылки ниже.
    • Температурный максимум и пору года: температура постоянно меняется. Учитывайте микроклимат в данной местности. Зимний лед намного крепче, чем весенний, последний быстро подтаивает и истончается под лучами солнца.
    • Размер и глубину водоема: ледостав на больших водоемах занимает гораздо больше времени, чем на маленьких.
    • Наличие снежного покрытия: снег является природным теплоизолятором; под снегом лед обычно более тонкий и менее прочный.
    • Величина груза: какое давление вы подвергаете лед? Должен ли он выдерживать только вас или также и ваше средство передвижения? Человеческое тело и снегомобиль с тем же самым телом на нем имеют очень разные параметры распределения весовой нагрузки.
  7. Если у вас есть хоть малейшие сомнения, найдите альтернативу. Любители катания на коньках всегда могут воспользоваться ледовым катком или контролируемой частью озера; лыжникам и водителям снегомобилей можно посоветовать придерживаться дорог на суше; пешеходам также лучше обходить лед стороной. В любом случае им всем необходимо иметь при себе спасательный комплект независимо от того, куда они собираются отправиться и как долго они собираются быть в пути.

    Подсказки

    • Помните, что наезженные ледовые дороги и переправы отнюдь не делают лед прочнее. Следует регулярно менять маршруты.
    • В случае если вам НЕОБХОДИМО перейти водоем по льду, лучший способ для этого - опуститься на четвереньки и двигаться, широко расставляя руки и ноги. Старайтесь двигаться как ящерица, равномерно распределяя вес своего тела. Взять с собой длинную доску или шест – отличная идея. Если лед начнет трещать-а вы иногда получаете повторное предупреждение-положите шест на лед и используйте для распределения своего веса по большей площади.
    • Путешествуя, относитесь ответственно к другим людям. Если вы являетесь руководителем (в школе или спортивном лагере и т.п.), следите за тем, чтобы ваши подопечные не покидали определенную вами территорию и тотчас же возвращайте их обратно. Убедитесь, что установлено достаточно предупредительных значков, чтобы катающиеся на коньках и др., не могли совершить непоправимой ошибки и выйти за пределы безопасной зоны. Необходимо также, чтобы рядом обязательно присутствовал обученный оказанию первой медицинской помощи человек со спасательным комплектом.
    • Собачьи упряжки на льду немного безопаснее, потому что собаки, могут чувствовать образование трещин. Все же не предпринимайте ничего рискованного и будьте точно так же готовы к несчастным случаям, как и при других зимних видах спорта.
    • Если вы должны кататься на тонком льду (в буквальном значении), убедитесь, что вода неглубока (т.е. 2 - 3 фута (60 – 90см)). Если вы провалитесь, то вымокнете и замерзнете, но сможете выбраться на берег, несмотря на неприятные ощущения. Разумеется, для детей это недопустимо.
    • Пересекать ненадежный лед вдвоем более безопасно по разные стороны толкаемого по льду каноэ. Не забудьте про весла. Они могут понадобиться вам на разводьях.

    Предупреждения

    • Эта статья касается жителей стран с холодным климатом, таких как Канада, северная часть США и Россия. Если в вашей стране или области отсутствуют обычные зимние условия, учтите, что лед будет небезопасным в любое время года и даже не думайте заниматься ничем из вышеописанного без совета профессионалов, лучше всего местных государственных органов, уполномоченных давать подобные рекомендации.
    • Никогда не пейте спиртного, занимаясь зимними видами спорта, – дождитесь возвращения в свое жилье или дачный домик. Алкоголь может вызвать ошибки при управлении снегоходом, увеличить время реакции и ухудшить способность быстро действовать в чрезвычайной ситуации. Алкоголь не помогает бороться с холодом; на самом деле он увеличивает теплоотдачу и может привести к гипотермии.
    • Никогда не выезжайте на лед, если он не был проверен профессионалами и признан безопасным. Но даже при выполнении этого условия водители иногда проваливаются под лед. Если вы должны ехать, будьте начеку – не гоните, опустите стекла (включите печку на большую мощность, если это причиняет вам неудобство) и отстегните ваши ремни безопасности.
      • Убедитесь, что вы знаете, как выбираться из тонущей машины, и вы обсудили спасательные мероприятия со всеми пассажирами.
      • Езжайте по льду медленно, особенно приближаясь к берегу. Почему? Вес машины-будь то снегомобиль, автомобиль или грузовик-давит на лед сверху. По мере вашего продвижения это вызывает небольшое, но чувствительное волновое колебание, которое распространяется по льду перед вами. Эта волна может отразиться от берега при вашем приближении. В зависимости от вашего веса и скорости это обстоятельство может стать причиной ледяного разлома.
      • Не берите детей в поездки по ледовым дорогам, разве что у вас просто нет другой возможности оказать необходимую неотложную помощь. У вас не будет времени подумать о них, когда вы будете выбираться из тонущей машины.
    • Водителям снегомобилей не следует ехать на большой скорости – если они не видят, что впереди, скорее всего они попадут в полынью, потому что не смогут вовремя затормозить. К тому же на скользком льду резко объехать внезапно появившуюся полынью может быть просто невозможно. Более вероятно попадание в занос, в результате которого вы как раз и угодите в воду. Лучше оставайтесь на берегу.
    • Никогда не катайтесь на коньках, не играйте и не пускайтесь в путь по льду, пешком, на лыжах или на снегомобиле, в ночное время. Вы ничего не сможете увидеть, если произойдет несчастье и, скорее всего, не получите помощи.
    • Не думайте, что внезапное сильное похолодание делает лед более безопасным. В действительности в этом случае лед становится хрупким и ломким еще скорее, чем во время краткой оттепели. Всегда проверяйте.
    • То, что в обследованной вами области лед кажется безопасным, еще не значит, что где-то в другой части этого же водоема он будет таким. Если вы собираетесь выйти за пределы исследованной вами области, вы снова должны проводить проверку или определять границы зоны безопасности.
    • Когда вы двигаетесь по лыжной трассе или дороге для снегомобилей, не используйте покрытые льдом потоки, реки, пруды или озера в качестве кратчайшего пути, если они не признаны таковыми местными властями и не обследуются ежедневно. Люди часто стремятся срезать путь в конце дня, когда спортсмены устали и хотят скорее добраться домой и уже темнеет; преимущественно в это время происходят несчастные случаи, просто потому, что вы устали. К тому же влияние дневного тепла сказывается к концу дня, когда лед становится наименее прочным.

Безопасная толщина льда

Следует учитывать тот факт, что наиболее опасные участки расположены в местах быстрого течения, стока теплых вод, наличия полыней и водорослей. Если лед трещит и прогибается, то с него нужно немедленно уйти.

В случае передвижения по льду на лыжах необходимо расстегнуть крепления, освободить руки из петель лыжных палок, надеть рюкзак на одно плечо. Это обеспечит свободу движений и безопасность в случае неожиданного проламывания льда. Безопасное расстояние между идущими по льду людьми – 5-6 м. Трещины во льдушириной 2-3 м можно преодолеть перепрыгиванием, при этом тяжелые вещи надо перебросить через трещину. Участки открытой воды между льдами шириной 5-6 м следует преодолевать по снежному или ледяному мосту, который представляет собой глыбы или обломки льда. Небольшие разводья следует преодолевать на специальных плавсредствах. Переправы через открытые участки пути должны рассматриваться как крайняя мера. Безопаснее всего обойти участки воды или подождать пока она замерзнет.

Торосы необходимо преодолевать осторожно: глыбы льда находятся в неустойчивом положении и могут обрушиться, нанеся травмы человеку. Если есть возможность обойти их или отыскать проход, то это необходимо сделать для обеспечения безопасности даже в ущерб времени.

Дополнительную опасность представляет собой талая вода, которая находится на поверхности льда и способствует скольжению и падению человека. Это приводит к травмам, промоканию одежды и т.д.

Лед под сугробами и обрывистыми берегами всегда тоньше. После замерзания уровень воды в реке часто падает, что способствует образованию «карманов», которые очень опасны. Для обеспечения безопасности при передвижении по льду необходимо обходить все преграды и участки, вызывающие сомнение в их надежности. Иногда перемещаться по льду следует ползком.

В случае проламывания льда и попадания в воду необходимо тотчас же сбросить рюкзак, лечь у края полыньи на лед, положить на него руки, развести их как можно шире и ждать помощи. При наличии шеста, лыжных палок, лыж можно уложить их на лед и использовать в качестве опоры. Выбираться из полыньи самостоятельно нужно только в крайнем случае. Это приводит к потере сил, обламыванию льда, погружению человека в воду, а при быстром течении – затаскиванию под лед.

Оказывать помощь пострадавшему в подобных ситуациях следует, подползая к нему с широко расставленными руками и ногами. Человеку нужно бросить веревку, протянуть палку, шест, доску и помочь выбраться из воды. Все работы необходимо проводить быстро, в течение нескольких минут, поскольку холодная вода оказывает на человеческий организм отрицательное воздействие. После извлечения пострадавшего из воды следует снять с него мокрые вещи, растереть тело до покраснения, используя при этом спирт или водку, дать горячее питье и обеспечить общее согревание. В случае резкого ослабления дыхания нужно незамедлительно приступить к проведению искусственного дыхания и обеспечить доставку человека в лечебное учреждение.

На открытой воде подплывать к пострадавшему нужно сзади, брать его за воротник одежды, кисть руки или под подмышку. Если пострадавший схватил спасателя, то необходимо немедленно освободиться от него.

После извлечения пострадавшего из воды на берег или судно ему необходимо очистить рот и дыхательные пути от песка, или водорослей, удалить воду из дыхательных путей (для чего спасатель кладет пострадавшего животом на свое согнутое колено и несколько раз надавливает на спину), снять одежду, провести реанимационные мероприятия.

Температура воды большинства горных рек составляет 10-12ºС, ледниковых– 6-8ºС. Внезапное попадание человека в такую воду привадит к перехватыванию дыхания, шоку, нарушению деятельности сердечно-сосудистой системы.

При переправе большой группы людей следует выставить спасательный пост из трех человек, основная задача которого – перехват и извлечение из воды людей. Пост ставится в 15-20 м ниже по течению от основной переправы, в месте, куда река может понести пострадавшего.

Страховка через плечи и поясницу при переправах недопустима. Веревку должны держать в руках 2-3 человека и регулировать ее длину в зависимости от конкретных условий.

Переправа на льдине . Иногда через водную преграду можно переправляться на льдине. Безопасной считается льдина размером 2´3 м при толщине льда 35-40 см. Для перемещения льдины в нужном направлении используется шест.

Перед началом переправы старший в группе знакомит спасателей с безопасными способами преодоления водной преграды, приемами поведения в случае неожиданного попадания в воду и средствами оказания помощи.

ТРЕТИЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС

Зимняя рыбалка для многих зимников не просто хобби, а жизненное кредо. Многие действия бывалых рыболовов автоматизированы, в том числе и само хождение по льду, избегание опасных участков и поведение на ледяной поверхности. Однако, из года в год несчастные случаи все еще происходят, и некоторые заканчиваются летальным исходом. Правила поведения на льду одинаковы для всех людей, без разницы, рыболовов или просто вышедших на прогулку. Безопасность на льду – это не только действия против проваливания. Помимо проваливания, на зимней рыбалке присутствуют и другие опасные факторы.

Безопасная зимняя рыбалка – о чем нужно всегда помнить

Правила безопасности на льду во время не взяты с головы просто так – они написаны на горе и несчастьях людей, которые уже попадали в опасные ситуации или не выжили. Безопасность на воде в зимний период – понятие комплексное. Низкая прочность льда – не единственный опасный фактор. Техника безопасности на льду должна “содержаться” в подкорке у каждого зимнего рыболова. Правила безопасного поведения на льду в один прекрасный момент не просто помогут решить сложную ситуацию, а позволят выжить в экстренном случае. В зимнее время правила поведения на льду помогут избежать следующих неприятностей:

  1. Проваливание, которое может привести как к банальному намоканию и простуде, так и к гибели.
  2. Угорание насмерть в зимней палатке от продуктов горения печки.
  3. Гипотермия, замерзание.
  4. Падение на скользкой поверхности, ушибы.
  5. Возможность заблудиться (в плохую погоду, на больших водоемах либо в состоянии алкогольного опьянения), в лучшем случае – потерять время, в худшем – замерзнуть.

Проваливание

Безопасное поведение на льду в зимний период – это не только правильное передвижение по прочной поверхности водоема. Опасность может подойти со стороны. Но начнем обзор с наиболее явной опасности – холодной воды подо льдом. В ней можно как утопнуть, так и получить смертельную гипотермию. Когда можно выходить на лед на зимнюю рыбалку?

Безопасная толщина льда для рыбалки, общепринято, 7-10 см. Как известно, рыболовы умудряются ходить по льду почти сразу, как он встал, и не нарос еще более 5 см. Такое передвижение по льду может быть опасным. Среди бывалых рыболовов есть оговорка – нельзя выходить, если лед пробивается пешней с одного средней силы удара. Естественно, МЧС такие показатели ужесточает. Человеку небольшой массы аккуратно можно пройти и по 3 х-сантиметровому крепкому покрову, при этом поверхность будет прогибаться под весом и потрескивать. В этом вопросе лучше не испытывать судьбу и дождаться нормальной толщины. Помимо толщины немаловажный фактор – прочность. Прочность льда можно определить по ряду признаков. Обычно свежий, прозрачный лед перволедья – прочный, а тающий весной – слабый. Безопасная толщина льда для рыбалки (в расчете на человека весом 100 кг)- 7-10 см и больше. Даже в таких благоприятных условиях требования безопасности нужно соблюдать. Если же слой тоньше – то и подавно. Какой же лед безопасный для рыбалки полностью?

Безопасный лед

Безопасный лед

По какому льду можно ходить на рыбалку? Официально допустимая толщина льда для передвижения по нему группы людей должна быть на рыбалке не менее 10 см. Это нарисовано на плакатах по технике безопасности. Минимальная толщина льда для рыбалки – 3-5 см, в зависимости от водоема, на свой страх и риск. По такому ходить нужно крайне осторожно, по всем правилам (об этом ниже). Заходить на глубины свыше 1.5 метров и далеко от берега не рекомендуется. 10 см выдерживают человека 100 кг весом и допускают передвижение группы людей.

Таблица толщины льда для безопасного передвижения:

При какой температуре становится лед на водоеме:

Процесс нарастания панциря на водоемах с течением, крупных водохранилищах, озерах с родниками намного медленнее. Ледяной панцирь сковывает быстрые реки и глубокие озера в последнюю очередь. На картинке лишь примерные данные, применимые, например, к небольшому закрытому пруду.

Прочная поверхность обычно прозрачная, с голубоватым или зеленоватым отливом. Мутность, пузырьки, желтизна – признаки непрочного ледяного панциря. Хороший слой намерзает в тихую морозную погоду. Замерзающий слой может занести снегом, который слипнется с водой в единую белую массу. Такая поверхность непрочная и хрупкая.

Безопасность на плохом ледяном покрове

Рыболовы с нетерпением ждут момента становления перволедья. Самые отчаянные выходят на лед, как только он станет, пренебрегая требованиями безопасности. Первый лед опасен, в первую очередь, ввиду своей малой толщины. Официальное правило поведения на тонком льду одно – не заходить на него. При попадании в такие условия нужно соблюдать в точности все рекомендации безопасности и поведения.

По перволедью определить толщину льда по цвету невозможно – он тонкий и прозрачный. Если пробивается пешней с одного удара – далеко от берега лучше не отходить, а сидеть рядом с прибрежными кустиками. На глубине лед укрепляется позже, поэтому выходить на середину водоема – опасно. Безопасность на тонком ледяном покрове – первоочередная задача рыболова, попавшего на водоем в таких условиях. Ежесекундно необходимо быть внутренне готовым уйти под воду, и реагировать уверенно и быстро. Состояние ледяного слоя на различных водоемах может разнится из-за множества факторов – силы течения, ветра, состава воды, наличия родников. Поэтому хороший покров вон на том пруду – не повод выходить на большое водохранилище, где еще вчера гуляли волны.

Признак прочности льда и его безопасности – прозрачность, отсутствие трещин и пузырей, треска и продавливании при ходьбе. На тонком покрове каждому шагу должен предшествовать проверочный удар пешней или палкой. Проверять прочность, топая ногой и подпрыгивая, категорически нельзя! Рюкзак и ящик вешается на одно плечо, чтобы их можно было скинуть при проваливании.

Как передвигаться по тонкому льду, если он начал трещать и прогибаться? В первую очередь – остановиться и осмотреться. Если прогибание происходит прямо на глазах – нужно моментально лечь, как можно мягче и плавнее, не ударяя по поверхности весом. Затем необходимо отползти по своим следам обратно. Если не так все фатально – нужно просто вернуться назад по своим следам плавными скользящими шагами, не отрывая ног. Вообще, лучше придерживаться проторенных троп и ходить по ним всегда. Потенциально опасные места:

  • Середина водоема, большие глубины, русловой поток.
  • Места соединения прямого и обратного течений.
  • Устья рек и ручьев.
  • Непосредственно у берега.
  • В зарослях камыша.
  • Около вмерзших в воду предметов.
  • Места слива канализации и отходов.
  • Узкие протоки с течением, быстрины между островами.
  • У закраин и промоин.
  • Акватории с частым изменением уровня воды и судоходством. Такое место может сыграть злую шутку – рыболова просто отрежет от выхода проходящее судно, оторвет на льдине от основного массива и унесет в море.
  • Болота и трясины – самые опасные места. Выделяющийся теплый газ может сделать слабым и тонким внешне нормальный и твердый покров.

Избегайте перволедья, занесенного снегом – это может быть просто наст, а под ним – промоина. Не стоит в группе подходить друг к другу близко, собираться вместе. Двигаться нужно гуськом, не ближе чем за 5-7 метров друг от друга. Каждый человек должен иметь специальные спасалки на веревке, закрепленные удобно на груди для быстрого применения. Желательно наличие веревки с грузом, чтобы быстро можно было бросить провалившемуся. Нельзя сверлить много лунок сразу – такая перфорация ослабит и так ненадежную поверхность.

Опасен также и рыхлый весенний лед. Оценить состояние льда весной визуально трудно, обычно все покрыто снегом. Выход – придерживаться тропы, нехоженные места проверять на каждом шаге, обходить темные, желтые участки, трещины и торосы.

Как ходить по замерзшему водоему

Меры безопасности на льду подразумевают определенные правила и рекомендации нахождения на нем и передвижения. Помимо опасности провала, на скользкой поверхности можно просто упасть и повредить себе что-нибудь, сломать кости или разбить голову. Особенно это актуально для крупных пожилых рыболовов. Как ходить по льду чтобы не упасть? Следующие меры предосторожности на льду уберегут от травм:

  1. Пользоваться обувью с противоскользящими подошвами или накладными шипами.
  2. Не совершать резких движений, держать равновесие и обращать внимание на каждый шаг.
  3. Резко не переносить вес. Сначала ставится нога, потом вес переносится на нее, плавно и размеренно. Колени полусогнуты, туловище расслаблено, готово к падению.
  4. В случае падения важно правильно сгруппироваться, упасть на бок, назад или на выставленные вперед полусогнутые руки, гася скорость ими. Важно контролировать положение головы, чтобы уберечь ее от удара. Безопасность падения отрабатывается на практике как физическое упражнение.

Сам процесс нахождения на зимнем водоеме – мероприятие повышенной опасности. Обычно все зимники выполняют требования на инстинктивном уровне. Для начинающих полезно изучить правила безопасности поведения на льду:

  1. Нахоженные тропы – наименее опасные участки, так как явно видно, что по ним прошло много народу.
  2. Нельзя проверять прочность подпрыгиванием или ударами ногой. Делать это нужно палкой, жердью или пешней.
  3. Если вы заметили треск, фонтанчики воды из трещин, прогибание, желтоватый цвет или мокрые пятна на снегу – следует обойти это место (либо вернуться назад ползком, если уже зашли слишком далеко).
  4. Не следует передвигаться толпой и хаотично, близко друг к другу. Оптимальный вариант – гуськом на дистанции не менее 5 метров.
  5. При передвижении на лыжах крепления должны быть отстегнуты, чтобы можно было сбросить их при проваливании.
  6. Рюкзак и весь скарб носится на одном плече либо с расслабленными лямками, для возможности быстро избавиться от груза – важное условие безопасности перемещения.
  7. Категорически не рекомендуется выходить на водоем без специальных спасалок, шипов с ручками. Эти средства безопасности должны быть расположены на груди, чтобы ими можно было воспользоваться быстро в экстренном случае. По перволедью или весной лучше ходить на рыбалку в специальном непромокаемом костюме-поплавке. Он убережет от гипотермии и утопления при проваливании. Если поплавка нет – то нужно надеть хотя бы спасательный жилет.
  8. Наличие у кого-то в группе веревки 10-20 метров длинной с кошкой или грузом на конце.
  9. При необходимости преодолеть перспективно опасный участок не делать этого одному – только со вторым человеком, с веревкой или жердью для подстраховки. Естественно, при групповом перемещении такое место преодолевается по очереди.
  10. Нельзя ловить рыбу или ходить около закраин, промоин и полыней, трещин, торосов и провалов.

Как выбраться, если провалился под лед

Если вы провалились под лед – главное, не терять самообладание и не паниковать. Именно паника и неправильные действия – основные причины смертельных исходов. В 99% случаев можно выбраться, даже если у вас большой вес и плохая физическая форма. Человек подо льдом получит гипотермию за несколько минут, в результате чего подвижность снизится, и сам он выбраться уже не сможет. Поэтому действовать нужно быстро – 3 минуты. Важно соблюдать определенные правила поведения человека, провалившегося под лед. Эти правила спасения на льду отработаны многими случаями на водоемах. На вероятность удачного исхода и безопасность влияет и наличие средств спасения на льду – спасалок, веревок, жердей, страхующего. Современное общество таково, что вас в случае провала могут снимать на телефон и давать советы, но сами не полезут. Рассчитывать нужно только на себя. Если помогут – конечно хорошо, это облегчит процесс.

Как помочь человеку, провалившемуся в воду

Спасение провалившегося человека основывается на вышеперечисленных принципах безопасности. Главное – не угодить в воду самому спасателю. Сначала оповестите утопающего, что к нему идет помощь. Приободрите его, заставьте успокоиться и прекратить паниковать, дергаться и тратить силы зря. Если есть длинная веревка, то ее нужно кинуть с безопасного расстояния человеку. Но часто веревки с собой нет. Самый длинный предмет – бур и веревочки с санок-волокуш. Можно использовать их, связав между собой. К месту пролома подбираться можно только лежа, с собой лучше взять спасалки или нож. В течение процесса постоянно общайтесь с пострадавшим, инструктируйте его. Когда он ухватится за бур (веревку), вытащите его, предварительно закрепившись ножом, шипами либо спасалками за поверхность. Для облегчения процесса пострадавшему в воду нужно бросить жилет, спасалки и т.д. – что есть при возможности.

Безопасность при переохлаждении

Далее первая помощь на льду (себе или пострадавшему) не заканчивается. Главная опасность – гипотермия, переохлаждение. Нужно сразу снять верхнюю одежду и отжать ее. Вставать голыми ногами нужно не на снег, а, например, в санки. Если сменки нет – то надеть, в первую очередь, шерстяные изделия или качественное термобелье. Эти предметы греют даже мокрыми. Надо постоянно двигаться. Первая помощь провалившемуся под лед может спасти ему жизнь. А если на улице мороз -30 и до теплого укрытия (машины) несколько километров? Если есть горячий напиток – выпить. Алкоголь употреблять нельзя (только после окончательного согревания и переодевания). При наличии хорошего сухого чистого снега можно растереться им (людям с нормальным уровнем закалки и физической формой). При гипотермии озноб начинает прекращаться, пульс замедляется, артериальное давление падает. Происходит это, когда температура тела падает до 30 градусов. После этого начинается замерзание, которое может привести к летальному исходу. Далеко до машины – бегите бегом. Главное – не останавливаться.

Меры безопасности от угорания в зимней рыболовной палатке

Каждый год эта печальная статистика пополняется новыми случаями. Вина – личная безалаберность. Нельзя находится в дешевой не дышащей палатке с печкой или газовой горелкой с закрытой дверью. Всегда важно продумывать отвод продуктов горения печки наружу через дымоход при ночевке в палатке. Даже от свечек в наглухо закрытой дешевой китайской палатке через некоторое время начинает болеть голова – первый признак недостатка кислорода и отравления угарным или углекислым газом. Основные правила поведения на льду зимой не касаются этого вопроса, а зря. Случаи смертей повторяются среди рыболовов-ночников из года в год. Человек просто засыпает и не просыпается. Если у вас возникли подозрения насчет безопасности в соседней палатке – лучше загляните. Вдруг это спасет кому-то жизнь.

Поведение и безопасность при потере ориентации на местности

На больших водоемах в качестве ориентиров выступают далекие предметы на берегу. Когда начинается снегопад и метель – их не видно, следы заносит. Поэтому важно не потерять чувство пространства и безопасности. Хорошо если есть компас или навигатор. Когда никаких средств навигации с собой нет – нужно идти, чтобы не замерзнуть, пить горячее, есть. Нельзя валиться в сугроб и засыпать – это приведет лишь к замерзанию. Поэтому о географии лучше позаботиться заранее, перед выходом, обеспечив себе безопасность.

Как только водоемы покрываются коркой льда, тут же появляется целая армия ценителей зимнего экстрима - рыболовы, туристы, любители съехать с гористого берега реки на санках или желающие превратить часть реки или пруда в каток. Автолюбители тоже не дремлют: наконец-то им не нужно добираться до ближайшего моста или переправы, ведь есть ледовая дорога! Жители озерных и речных краев устраивают пешеходные и автомобильные переправы, чтобы сократить путь до пункта назначения. Как определить, безопасно ли передвигаться по льду пешком, на автомобиле или кататься на коньках? Не стоит рисковать, подвергая опасности себя и товарищей: для каждого из таких случаев существуют специальные правила. Если у вас есть дети, обязательно научите их тому, какая толщина первого льда безопасна. Легче предупредить несчастный случай, чем спасать попавшего на непрочный лед!

Для человека

Опытные охотники и рыболовы умеют распознавать примерную толщину льда по его цвету. Синеватый или «с зеленью» лед считается прочным, и чем прозрачнее ледовое покрытие, тем оно прочней. Матово-белый или с желтизной цвет свидетельствует о ненадежности. Если вы видите участок реки подо льдом, на котором отсутствуют следы животных и человека, задумайтесь, отчего это. Скорее всего это место, где бьют ключи, корочка льда там очень тонка, а из-за снега этого не видно.

Это нужно знать:

  1. Безопасным для человека считается лед толщиной не менее 10 см в пресной воде и 15 см в соленой.
  2. В устьях рек и протоках прочность льда ослаблена.
  3. Лед непрочен в местах быстрого течения, бьющих ключей и стоковых вод, а так же в районах произрастания водной растительности, вблизи деревьев, кустов, камыша.
  4. Если температура воздуха выше 0 градусов держится более трех дней, то прочность льда снижается на 25%.

Видео о правилах нахождения на льду

Закрепим материал о прочности льда:

  • лёд голубого цвета – прочный,
  • белого – прочность его в 2 раза меньше,
  • матово белый или с желтоватым оттенком – ненадежен.

Не стоит относиться к зимним прогулкам легкомысленно и не готовиться заранее. Провалившемуся под лед очень трудно выбраться, так как края полыньи будут обламываться под его тяжестью. Взрослый или ребенок могут утонуть от переохлаждения, которое наступает через четверть часа. У некоторых случается холодовой шок.

Памятку о безопасности и правилам поведения на льду, вы можете скачать после статьи

Для зимней переправы

Приводим данные в таблице ниже.

Безопасная толщина, м С учетом веса, т
там, где пресная вода там, где морская вода
0,10 0,15 до 0,1 5
0,20 0,25 до 0,8 10
0,25 0,30 до 3,0 20
0,35 0,45 до 6,5 25
0,40 0,50 до 10 26

Для техники

Безопасная толщина, м С учетом веса, т С учетом расстояния до кромки льда, м
там, где пресная вода там, где морская вода
0,70 0,55 до 20 30
100 0,95 до 40 40

Занимаясь организацией переправы для техники, учитывают следующие факторы:

  • глубину водоема;
  • скорость течения;
  • расстоянием между берегами реки;
  • интенсивность грузопотока;
  • когда поблизости расположена гидроэлектростанция, данные по расчету трассы сопоставляются с режимом работы ГЭС.

Теория и практика

Ледовую трассу расчищают от снега по обе стороны от оси (не меньше, чем на 10м) и обозначают вехами (каждые 15-20 м). Поскольку движение на трассе одностороннее, дорогу с обратным движением следует прокладывать не менее, чем в 100 м. Толщина льда измеряется путем пробивания лунок на протяжении 5 м друг от друга (у берегов расстояние сокращается до 3 м), диаметр лунок - от 6 до 10 см. Лунки располагаются по принципу шахматных клеток на расстоянии 5 м от оси по направлению в обе стороны. Для безопасности их ограждают снеговой насыпью по окружности и закрывают щитами из дерева. Возникающие «зависания» льда обрушивают механическим путем. Замеры производит местная гидрометеослужба каждые 5 дней, а в случае оттепелей - чаще.

Помимо веса техники, делаются поправки на интенсивность движения по формуле:

H тр = n a · P

В ней учитываются:

  • H – толщина льда;
  • n – коэффициент интенсивности движения (при пропускаемости 500 автомашин в сутки показатель n равен 1, если 1 – это 500, то 400 – 0,8 и т.д.);
  • a – показатель характеристики нагрузки (колесная, гусеничная);
  • P – масса груза, т.

Формула может быть дополнена, в зависимости от особенностей местных условий.

Как видите, гораздо легче обезопасить передвижение одного человека, но лишь в том случае, если этот человек будет соблюдать правила. В конечном счете, таблица допустимой толщины льда (и нагрузки на него) при организации переправы техники будет выглядеть следующим образом:

Требуемая толщина ледяного покрова (см) с учетом среднесуточной t в течение 3 прошедших суток Дистанция между автомашинами, м
– 10 °и ниже – 5 °С При кратковременной оттепели до 0 °
Гусеничная техника
4 18 20 28 10
6 22 24 31 15
10 28 31 39 20
16 36 40 50 25
20 40 44 56 30
30 49 54 68 35
40 57 63 80 40
50 63 70 88 55
60 70 77 98 70
Колесная техника
3,5 22 24 31 18
6 29 32 40 20
8 34 37 48 22
10 38 42 53 25
15 46 50 64 30

Поправки и уточнения

При использовании таблицы следует учитывать, что берется среднесуточная температура и «идеальные» условия для формирования разновидности льда «пресноводный раковистый». Показатель толщины пористого льда придется удвоить. При наличии в водоеме соленой воды коэффициент поправки снижается до 1,2. При частых оттепелях грузоподъемность каждой единицы техники определяется практическим путем.

В случае необходимости ледяной покров утолщают искусственно, очищая для этого пространство, поливая его водой и ожидая, пока слои намерзнут. Если требуется переправа техники к месту проведения водолазных работ в местах, где лед покрывает морские водоемы, условия меняются так, как это изложено в первой таблице статьи.

Но вернемся еще раз к требованиям поведения зимой на реке или пруду, действительным для человека, и особенно, для детей, которые чаще, чем взрослые, бывают неразумны. Считается, что лед для безопасного нахождения человека на нем должен быть не менее 10-15 см (в зависимости от воды-пресная или соленая). В случае массовых мероприятий на льду, норма увеличивается до 25 см. Следует знать еще и как себя вести, если кто-то (или вы сами) провалились под лед, ведь паника может привести к печальному исходу.

Когда казавшийся прочным лед для безопасного передвижения сменился пористым и ломким, вы можете внезапно оказаться в воде, возьмите себя в руки и следуйте рекомендациям:

  1. Раскиньте руки в стороны, чтобы можно было опереться, не ломая края «купели» и не захлебнуться.
  2. Из полыньи придется выползать, избегая порывистых движений. Если при вас имеются «ледовые шилья» и веревка, воспользуйтесь ими для подтягивания.
  3. Основное правило: не опираться на отдельные участки небольшой площади, а стараться располагаться так, чтобы опорой служила максимально большой участок.
  4. Откатитесь от краев провала, а встав на ноги, не бегите, двигайтесь не спеша и не поднимая ног над поверхностью льда.
  5. При оказании помощи провалившемуся, найдите то, что поможет расширить площадь опоры (спортивный инвентарь, фанера, пластик).
  6. Не становитесь на край полыньи, действуйте на оптимальном расстоянии.
  7. Бросайте оказавшемуся в полынье веревку и равномерными движениями тяните, помогая выбраться.
  8. Добравшись до дома, переоденьте пострадавшего, напоите чаем (без добавок алкоголя!) и звоните в «скорую».

Спасатели, действующие в условиях, когда требуется передвижение по льду, должны помнить:

  1. При выборе маршрута необходимо помнить о дрейфующих льдах (на море, озере), узнавать скорость и направление течения, ветра.
  2. Стоит запастись противоскользящими приспособлениями.
  3. На воде с течениями толщина льда везде может быть разной.
  4. На болотах, в отличие от рек, лед прочнее в центре, а слабее по краям.

Правила поведения на замерзшем водоеме

  1. Не экспериментируйте с проверкой прочности покрова ногами, берите с собой жердь.
  2. Находите уже имеющиеся утоптанные тропы.
  3. Если вы прокладываете такую пешеходную тропу одним из первых, пробуйте лед на прочность впереди себя палкой, избегайте мест, не вызывающих доверия.
  4. Запомните признаки непрочного покрытия: треск, подвижность, появление воды над поверхностью. Если это происходит, передвигайтесь от этого места расставив ноги пошире, неторопливо или даже ползком.
  5. Нельзя двигаться компанией (между путниками или идущими на лыжах нужен промежутков не менее 5 метров), с пристегнутыми к ногам лыжами, с надетыми на руки креплениями лыжных палок.
  6. Рыболовам необходимо рассчитывать число лунок на определенной площади и сверлить их на значительном расстоянии друг от друга.
  7. Если у вас груз есть (ранец, рюкзак), лучше закрепить его веревкой и тащить на расстоянии.
  8. Если возникла необходимость преодолеть участок непрочного льда, отправляйтесь туда со страхующим, Даже двигаясь на расстоянии 5 метров, он окажет помощь при несчастном случае.
  9. Если у вас есть такая возможность, лучше всего просверлить лунку и измерить толщину льда перед зимним походом.
  10. Не рекомендуется ловить рыбу поблизости от подтаявших или поврежденных участков льда.
  11. Запаситесь двенадцати метровой (или длиннее) веревкой, на одном ее конце должен быть груз.

Край промоины влечет к себе рыболова-подледника, хотя опасность того, что вблизи открытой воды лед окажется явно непрочным, присутствует всегда. Условиями безопасного передвижения по льду являются знание рисков и надлежащее снаряжение. Приведенные здесь сведения обязательно помогут обеспечить Вашу безопасность.

Осенью первыми покрываются льдом мелкие озерки, а затем – прибрежные воды и неглубокие заливы озер. Замерзание водоемов происходит от берегов к плесам. Наиболее глубокие места могут оставаться не замерзшими еще месяц-два после того, как прибрежные участки уже покрылись льдом, поскольку большая водная масса остывает медленнее.

В море затягивание льдом архипелагов и открытых морских участков зависит как от продолжительности морозных периодов, так и от ветра и течений. В открытом море ледовый покров «живет» на протяжении всей зимы. Вследствие перемещения и растрескивания ледяных полей, между льдинами могут возникать коридоры практически лишенные льда, в которые рыболов – блеснильщик и рискует провалиться.

Факторы влияющие на прочность льда

Сначала лед образуется неравномерно, но по мере дальнейшего остывания воды он нарастает в спокойную погоду со скоростью 2,5 мм в сутки на один градус мороза. Если, например, температура воздуха составляет – 4 градуса, то можно сказать, что за сутки может образоваться лед толщиной в сантиметр.

Приведем для наглядности таблицу прироста льда, в зависимости от температуры окружающей среды.

Температура воздуха < 10 см 10-20 см 20-40 см
Прирост за сутки, см Прирост за сутки, см Прирост за сутки, см
-5 4 1,5 0,5
-10 6 3 1,5
-15 8 4 2
-20 9 6 3

Мнение эксперта

Александр Петрович

участник Чемпионата России по ловле на поплавочную удочку

Стоит учесть, что мутная или солоноватая вода замерзает хуже чистой и пресной, и, соответственно, прирост толщины льда происходит медленнее.

Большое влияние оказывают и другие факторы:

  • глубина водоема;
  • сила течения;
  • толщина снежного покрова;
  • сила ветра и т.п.

Мощность ледяного покрова обычно увеличивается со столь прямой зависимостью на небольших мелких озерках. В крупных озерах, не говоря уж о море, большая масса воды на глубоких участках замедляет замерзание и скорость нарастания мощности льда невозможно определить с берега.

Снег, ложащийся на прозрачный, толщиной один – два сантиметра ледок – это еще одна опасность для рыболова – блеснильщика. Уже небольшой слой снега замедляет нарастание льда или даже прекращает его полностью.

Если же снега наметет на первый лед как следует, то мощный снежный покров прижимает лед к поверхности воды. Через трещины на поверхность льда вытекает вода. Передвижение по льду при этом становится трудным и весьма опасным, поскольку лед может проломиться или даже растаять в воде под снегом.

Вода, вытекшая на лед, впитывается в снег, образуя слякоть. На этих слякотных участках после их замерзания возникают наледи. Несущая способность ноздреватого и хрупкого льда на участках наледи наполовину меньше, чем у обычного.

Разница температур между верхней и нижней поверхностью льда в особенности при резком похолодании обусловливает неравномерное увеличение ледяного покрова и образование полыней. Вода поднимается через полыньи на лед и замерзает. При потеплении замерзшая в полыньях вода препятствует расширению льдин до их исходного размера. В ледовом покрове возникают внутренние напряжения, которые выталкивают лёд на берег, вследствие чего создаются нагромождения льда, торосы.



  • Разделы сайта