Перестав быть ареной конфронтации Востока и Запада, этот регион утратил свое стратегическое значение в системе внешнеполитических координат ведущих держав, а опыт их политического и экономического сотрудничества с африканскими странами подвергся критической переоценке. Были предприняты шаги с целью преодоления чрезвычайно затратного характера помощи, оказываемой африканским государствам на двусторонней и многосторонней основе.
В этой связи, как в Африке, так и за ее пределами стали распространяться крайне пессимистические настроения в отношении не только отдаленных, но и ближайших перспектив региона, предлагаться сценарии развития обстановки, имевшие апокалиптическую тональность. В международный политический лексикон прочно вошло понятие «афропессимизм», которое подкреплялось и подкрепляется многими серьезными аргументами.
Источником «афропессимизма» стало прежде всего бедственное экономическое положение подавляющего большинства стран региона. Сегодня на долю континента, где проживает более 11% населения Земли (600 млн. человек), приходится лишь около 5% мирового производства. Из 53 африканских стран 33 относятся к группе наименее развитых стран мира (НРС).
Особое беспокойство вызывает то, что, хотя доля Африки в получении международной экономической помощи развивающимся странам составляла в начале 90-х годов 38% (17% в 1970 г.) и колеблется на современном этапе между 15 и 20 млрд. долл. в год, падение ВВП на душу населения на континенте за период 1980 - 1992гг. достигло 15%.
В конце 50-х годов за счет внешнего финансирования исполнялось 12% госбюджета в Сенегале, 23% в Нигере, 28% в Мавритании, 34% в Мали, а в Кабо Верде (РОЗМ) - 70%. В среднем в странах к югу от Сахары внешнее финансирование госбюджетов осуществлялось примерно в размере 11% их ВВП, в то время как в странах Северной Африки и Ближнего Востока этот показатель составлял только 1,2%, в странах Азии - 0,7%, в странах Латинской Америки-0,4%.
Таким образом, несмотря на массированную экономическую помощь, Африка отстала не только от развитых индустриальных государств, но и от большинства развивающихся стран, переживавших период бурного экономического подъема. Если в 40-е годы основные показатели экономического развития Ганы и Южной Кореи были одинаковыми, а доход на душу населения в Нигерии был выше, чем в Индонезии, то к концу 60-х годов любые сравнения стали бесполезны.
Несмотря на усилия мирового сообщества, не удается решить проблему голода. Периодически нехватка продовольствия приобретала драматический характер в Эфиопии, Сомали, Судане, Анголе, Руанде, Заире, Сьерра-Леоне. Чрезвычайные масштабы приняла и проблема беженцев. В Африке насчитывается почти 50% от общемирового количества беженцев (более 7 млн. человек) и 60% перемещенных лиц (20 млн. человек) Современные международные отношения. / Под. ред. А.В. Торкунова. -- М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999.
Крайне неблагоприятные последствия для интересов международной безопасности имеют многочисленные внутренние и межгосударственные конфликты в различных районах Африки. За постколониальный период на континенте было зафиксировано 35 вооруженных конфликтов, в ходе которых погибло около 10 млн. человек, большая часть из которых - гражданское население. Ослабление военно-политического вмешательства в дела Африки со стороны сверхдержав первоначально привело к снижению числа и интенсивности конфликтов в регионе, однако вскоре возобновились старые и вспыхнули новые распри, в которых борьба различных политических сил уже не маскировалась противостоянием Востока и Запада, а широко подпитывалась традиционными этническими, конфессиональными и клановыми противоречиями, социальными издержками реформ.
В 60-е годы военные действия велись на территории более чем полутора десятков африканских государств. Особенно большие разрушения войны и вооруженные этнические конфликты принесли в Анголе, Эфиопии, Либерии, Мозамбике, Сомали, Чаде, Мавритании, Сенегале, Западной Сахаре, Судане, Уганде, Мали, Бурунди и Руанде. Преодоление их последствий потребует нескольких десятилетий, причем вероятность рецидивов конфронтации пока остается высокой.
В этой связи «афропессимисты» полагают, что социально-экономические и политические характеристики Африканского континента обрекают подавляющее большинство стран региона на постоянную нестабильность, а высокая вероятность нового витка кризисного развития блокирует и международные усилия по преодолению этой ситуации. В общем, по их мнению, Африка была, есть и будет «источником повышенной опасности» в системе международных отношений.
Однако, несмотря на серьезность угроз регионального и глобального масштаба, отмечаемых на Африканском континенте, мировой порядок, складывающийся на рубеже третьего тысячелетия, будет определяться не только теми факторами, которые вполне очевидны сегодня, но и новыми перспективными тенденциями.
Позитивные изменения стали возможны прежде всего благодаря урегулированию крупных вооруженных конфликтов в Африке. Ликвидация режима апартеида в ЮАР благотворно сказалась на обстановке в южной части континента. Прекратилась затяжная политическая борьба в Намибии, Мозамбике и Анголе. Нормализовались отношения между Угандой, Кенией и Танзанией. С предоставлением независимости Эритрее завершилась многолетняя гражданская война в Эфиопии, но теперь столкновения между Эфиопией и Эритреей происходят уже на межгосударственном уровне.
Решение проблем, из-за которых долгое время существовали главные очаги напряженности на Африканском континенте и вокруг него, оказалось частичным, недостаточным для создания атмосферы региональной безопасности. К середине 90-х годов обстановка во многих районах, которые ранее рассматривались лишь как потенциальные зоны локальной конфронтации, резко обострилась.
Особенно драматично развивалась ситуация в районе Великих озер. Уходящие в глубь колониальной истории противоречия между хуту и тутси выплеснулись за пределы Руанды и Бурунди, где проживают эти народы. В конфликт оказались вовлечены в той или иной степени многие государства субрегиона.
Сохраняется напряженность в Сомали, где на фоне фактического распада государства противоборствующие группировки продолжают попытки достичь военно-политического превосходства. Посреднические усилия соседних государств в ряде случаев помогали снизить уровень конфронтации, однако неоднократно достигавшиеся мирные договоренности участниками конфликта не соблюдались.
Необходимо отметить, что сохранение военно-политической конфронтации тесно связано с гонкой вооружений на Африканском континенте, которая усиливает нестабильность во внутренней политике и межгосударственных отношениях. Среди развивающихся стран Африки наибольшей военной мощью к концу 70-х годов обладали Египет, Ливия, Алжир, Марокко, Эфиопия, Ангола и Нигерия. В армиях этих стран была сосредоточена основная часть бронетанковых сил континента, большая часть военной авиации и флота. Еще в девяти странах (Сомали, Кения, Судан, Тунис, Танзания, Мозамбик, Замбия, Зимбабве и Заир) военный потенциал достигал субрегионального уровня, позволяющего вести активные боевые действия за пределами своих границ.
Картину высокой нестабильности военно-политической обстановки во многих районах Африки дополняют практически повсеместная неурегулированность положения национальных меньшинств, сепаратистские тенденции, проявления религиозной нетерпимости, межгосударственные разногласия, питаемые планами субрегиональной гегемонии некоторых африканских лидеров. Поэтому практически во всех частях континента существуют не только реальные, но и потенциальные «горячие точки», которые могут стать самым серьезным препятствием на пути экономического возрождения и преодоления отсталости африканских стран.
Однако положение в «горячих точках» Африканского континента в последние годы не оставалось неизменным. Благодаря действиям ООН, усилиям ОАЕ, отдельных государств в ряде случаев удалось добиться позитивных сдвигов.
Была успешно завершена масштабная операция по поддержанию мира в Мозамбике. Без существенных осложнений шел процесс национального примирения в ЮАР. Были найдены мирные решения территориального спора между Чадом и Ливией о полосе Аузу, вопроса о статусе Уолфиш-Бея. Удалось предотвратить разрастание внутренних конфликтов в Лесото, Свазиленде, Центрально-Африканской Республике, на Коморах, а также территориальных споров между Нигерией и Камеруном, Эритреей и Йеменом, Намибией и Ботсваной.
Приведенные примеры являются убедительным доказательством того, что урегулирование конфликтов в Африке является хотя и трудным, но вполне реальным даже в сравнительно сжатые сроки. Важно также, что процесс миротворчества, начавшийся в связи с конкретными конфликтами, гармонично сочетается с глобальными тенденциями преодоления конфронтации. Свидетельством заинтересованности африканских стран в укреплении международной и региональной безопасности является подписание договора о создании в Африке безъядерной зоны. Растет стремление усилить контроль за распространением оружия и добиться запрещения его наиболее смертоносных видов на континенте. В этой связи оценка ситуации в «горячих точках» Африки исключительно через призму «афропессимизма» была бы неправомерной Лебедев М.М. Африка в современном мире. - СПб.: Питер, 2003..
Характерной чертой наращивания усилий по установлению и поддержанию мира на Африканском континенте являлась широкая вовлеченность мирового сообщества, и особенно государств - членов Совета Безопасности ООН. Симптоматично, что в этот период 40% сил ООН по поддержанию мира действовали в Африке. Но сегодня все более активно проявляется и стремление самих африканских стран к участию в процессах урегулирования и миротворчества.
Важным явлением международных отношений в Африке стало начало формирования специального механизма ОАЕ, призванного обеспечивать предупреждение и урегулирование конфликтов. Согласно документам Каирского саммита ОАЕ в его основу положены принципы невмешательства во внутренние дела государств, уважения суверенитета и территориальной целостности, урегулирование конфликтов путем переговоров, посредничества и взаимных консультаций. Определен и примерный (1 млн. долл.) объем ежегодных отчислений ОАЕ на нужды специального миротворческого корпуса.
Но контуры региональной системы безопасности выглядят пока достаточно расплывчатыми. Ее договорная структура, критерии функционирования и взаимодействия с силами ООН по поддержанию мира носят еще аморфный характер. Камнем преткновения для африканского миротворчества является дефицит материальных средств, а главное, отсутствие взаимного доверия в отношениях многих соседних государств и амбиции их лидеров.
В этой связи актуальность приобретает оказание Африке международного содействия в деле создания межафриканских миротворческих сил. Однако оно тормозится наличием определенных расхождений между США и Францией - двумя крупнейшими западными партнерами африканских стран.
Различия американских и французских подходов к проблеме отчетливо проявились на проходившей в Дакаре международной конференции. Франция выступает за сохранение своего прямого военного присутствия в Западной Африке (5 военных баз) и подготовку при участии крупного французского контингента специального миротворческого корпуса (МАРС) из представителей семи франкоязычных стран субрегиона. Этот план отличается от американского проекта, предусматривающего создание миротворческого корпуса иной конфигурации (АСРК). В процессе формирования АСРК уже подготовлено по батальону от вооруженных сил Сенегала и Уганды. В ближайшем будущем к ним планируется подключить также батальоны из Ганы, Малави, Мали, Туниса и Эфиопии. Таким образом, принципиальным различием французских и американских представлений о возможностях участия африканских государств в операциях по поддержанию мира на континенте является ориентация, с одной стороны, на субрегиональные, а с другой - на трансконтинентальные масштабы.
Идеи создания африканских сил быстрого развертывания в целом вписываются в глобальную стратегию децентрализации миротворчества. Но при их реализации необходимо обеспечить сохранение за Советом Безопасности ООН роли главного инструмента по поддержанию мира, четко определяя в каждом конкретном случае порядок использования военных контингентов и подконтрольность их действий ООН.
Мир и нормализация обстановки служат предварительными условиями улучшения экономического и социального положения на Африканском континенте. Одновременно осторожный оптимизм в отношении преодоления военных конфликтов во многом связан с улучшением основных показателей экономического роста, характерным в последнее время для большинства африканских государств.
Государство, территория | Бывшая метрополия (для стран, находившихся в колониальной зависимости) | Год получения независимости (или год появления государства в современном статусе) |
---|---|---|
Япония | 660 до н. э. | |
Сан-Марино | 301 | |
Франция | 486 | |
Венгрия | 1001 | |
Таиланд | 1238 | |
Андорра | 1278 | |
Швейцария | 1291 | |
Монако | 1419 | |
Швеция | 1523 | |
Нидерланды | Испания | 1579 |
Непал | 1768 | |
США | Великобритания | 1776 |
Гаити | Франция | 1804 |
Лихтенштейн (1) | Священная Римская империя | 1806 |
Мексика | Испания | 1810 |
Колумбия | Испания | 1810 |
Чили | Испания | 1810 |
Венесуэла | Испания | 1811 |
Парагвай | Испания | 1811 |
Аргентина | Испания | 1816 |
Гватемала | Испания | 1821 |
Гондурас | Испания | 1821 |
Коста-Рика | Испания | 1821 |
Никарагуа | Испания | 1821 |
Сальвадор | Испания | 1821 |
Доминиканская Республика (2) | Испания, Франция, Испания | 1821 |
Перу | Испания | 1821 |
Бразилия | Португалия | 1822 |
Эквадор (3) | Испания | 1822 |
Боливия | Испания | 1825 |
Уругвай | Испания | 1825 |
Бельгия | 1830 | |
Греция | Оттоманская империя | 1830 |
Люксембург (4) | Нидерланды | 1839 |
Либерия | 1847 | |
Дания | 1849 | |
Италия | 1861 | |
Канада | Великобритания | 1867 |
Румыния (5) | Оттоманская империя | 1877 |
Куба (6) | Испания | 1898 |
Австралийский Союз | Великобритания | 1901 |
Панама (7) | Испания, провинция Колумбии | 1903 |
Норвегия | 1905 | |
Новая Зеландия | Великобритания | 1907 |
Болгария | 1908 | |
ЮАР | Великобритания | 1910 |
Португалия | 1910 | |
Албания | Оттоманская империя | 1912 |
Оман (8) | Великобритания | 1913 |
Финляндия | Российская империя | 1917 |
Австрия | 1918 | |
Польша | Российская империя | 1918 |
Афганистан (9) | 1919 | |
Монголия | Китай | 1921 |
Великобритания (10) | 1921 | |
Ирландия (11) | Великобритания | 1921 |
Египет | Великобритания | 1922 |
Турция | 1923 | |
Ирак | 1932 | |
Саудовская Аравия | 1932 | |
Ливан | Мандат Лиги наций - Франция | 1943 |
Исландия (12) | Дания | 1944 |
Вьетнам | Франция | 1945 |
Индонезия (13) | Нидерланды | 1945 |
КНДР (14) | Япония | 1945 |
Республика Корея (14) | Япония | 1945 |
Иордания | Мандат Лиги наций - Великобр. | 1946 |
Сирия | Мандат Лиги наций - Франция | 1946 |
Филиппины | Испания, США | 1946 |
Гваделупа (Фр.) | 1946 | |
Гвиана (Фр.) | Заморский департамент Франции | 1946 |
Мартиника (Фр.) | Заморский департамент Франции | 1946 |
Новая Каледония (Фр.) | 1946 | |
Реюньон (Фр.) | Заморский департамент Франции | 1946 |
Индия (15) | Великобритания | 1947 |
Пакистан | Великобритания | 1947 |
Израиль | Мандат Лиги наций - Великобр. | 1948 |
Шри-Ланка (16) | Португалия, Нидерл., Великобр. | 1948 |
Мьянма | Великобритания | 1948 |
Бутан | Великобритания | 1949 |
Лаос | Франция | 1949 |
Китай | 1949 | |
Тайвань (17) | Португалия, Нидерланды, Япония | 1949 |
Гуам (США) | Неприсоединенная территория США | 1950 |
Ливия | Италия | 1951 |
Пуэрто-Рико (США) | Испания, США | 1952 |
Камбоджа | Франция | 1953 |
Антилы (Нидерландские) | Часть королевства Нидерландов | 1954 |
Марокко | Франция | 1956 |
Судан | Великобритания и Египет | 1956 |
Тунис | Франция | 1956 |
Гана | Великобритания | 1957 |
Малайзия | Великобритания | 1957 |
Гвинея | Франция | 1958 |
Полинезия (Фр.) | Заморская территория Франции | 1958 |
Бенин | Франция | 1960 |
Буркина-Фасо | Франция | 1960 |
Кот-д’Ивуар | Франция | 1960 |
Мавритания | Франция | 1960 |
Мали | Франция | 1960 |
Нигер | Франция | 1960 |
Нигерия | Великобритания | 1960 |
Сенегал (18) | Франция | 1960 |
Того | Германия, опека Франции | 1960 |
Мадагаскар | Франция | 1960 |
Сомали (19) | Великобритания и Италия | 1960 |
Габон | Германия, опека Франции | 1960 |
Камерун (20) | Германия, опека Франции | 1960 |
Конго | Франция | 1960 |
Демократическая Республика Конго | Бельгия | 1960 |
Центральноафриканская Республика | Франция | 1960 |
Чад | Франция | 1960 |
Кипр | Великобритания | 1960 |
Сьерра-Леоне | Великобритания | 1961 |
Танзания (21) | Германия, опека Великобритании | 1961 |
Кувейт | Великобритания | 1961 |
Алжир | Франция | 1962 |
Бурунди | Германия, опека Бельгии | 1962 |
Руанда | Германия, опека Бельгии | 1962 |
Уганда (22) | Германия, Великобритания | 1962 |
Тринидад и Тобаго | Великобритания | 1962 |
Ямайка | Великобритания | 1962 |
Самоа | Великобритания, Германия, США, опека Н. Зеландии | 1962 |
Кения | Великобритания | 1963 |
Замбия | Великобритания | 1964 |
Малави | Великобритания | 1964 |
Мальта | Великобритания | 1964 |
Гамбия (23) | Великобритания | 1965 |
Мальдивы | Великобритания | 1965 |
Сингапур (24) | Великобритания | 1965 |
Ботсвана | Великобритания | 1966 |
Лесото | Великобритания | 1966 |
Барбадос | Великобритания | 1966 |
Гайана | Великобритания | 1966 |
Маврикий | Франция | 1968 |
Экваториальная Гвинея | Испания | 1968 |
Свазиленд | Великобритания | 1968 |
Науру | Опека Австралии, Новой Зеландии, Великобритании | 1968 |
Тонга | Великобритания | 1970 |
Фиджи | Великобритания | 1970 |
Бахрейн | Великобритания | 1971 |
Катар | Великобритания | 1971 |
ОАЭ | Великобритания | 1971 |
Бангладеш (25) | Великобритания | 1971 |
Гвинея-Бисау (26) | Португалия | 1973 |
Багамские Острова | Великобритания | 1973 |
Гренада | Великобритания | 1974 |
Кабо-Верде | Португалия | 1975 |
Коморские Острова | Франция | 1975 |
Мозамбик | Португалия | 1975 |
Ангола | Португалия | 1975 |
Сан-Томе и Принсипи | Португалия | 1975 |
Суринам | Нидерланды | 1975 |
Испания (27) | 1975 | |
Папуа-Новая Гвинея | Великобритания, Германия, опека Австралии | 1975 |
Сейшельские Острова | Великобритания | 1976 |
Западная Сахара | Испания | 1976 |
Джибути | Франция | 1977 |
Доминика | Великобритания | 1978 |
Содружество Северных Марианских островов | 1978 | |
Соломоновы Острова | Великобритания | 1978 |
Тувалу | Великобритания | 1978 |
Сент-Винсент и Гренадины | Великобритания | 1979 |
Сент-Лусия | Великобритания | 1979 |
Иран (28) | 1979 | |
Кирибати | Великобритания | 1979 |
Зимбабве | Великобритания | 1980 |
Вануату | Великобритания и Франция | 1980 |
Белиз | Великобритания | 1981 |
Антигуа и Барбуда | Великобритания | 1981 |
Сент Китс и Невис | Великобритания | 1983 |
Бруней | Великобритания | 1984 |
Маршалловы Острова | Германия, мандат Японии, опека США | 1986 |
Федеративные Штаты Микронезии | Германия, мандат Японии, опека США | 1986 |
Намибия (29) | Германия, опека ЮАР | 1990 |
ФРГ (30) | 1990 | |
Йемен (31) | 1990 | |
Азербайджан | 1991 | |
Армения | 1991 | |
Казахстан | 1991 | |
Киргизия | 1991 | |
Таджикистан | 1991 | |
Туркмения | 1991 | |
Узбекистан | 1991 | |
Латвия | 1991 | |
Литва | 1991 | |
Эстония | 1991 | |
Белоруссия | 1991 | |
Молдавия | 1991 | |
Российская Федерация | 1991 | |
Украина | 1991 | |
Македония | 1991 | |
Словения | 1991 | |
Хорватия | 1991 | |
Сербия и Черногория (32) | 1991 | |
Босния и Герцеговина | 1992 | |
Эритрея (33) | Италия | 1993 |
Сектор Газа (Палестинская автономия) | 1993 | |
Западный берег р. Иордан (Палестинская автономия) | Мандат Лиги наций - Великобритания, Израиль | 1993 |
Словакия | 1993 | |
Чехия | 1993 | |
Палау | Германия, мандат Японии, опека США | 1994 |
Гонконг (34) | Великобритания | 1997 |
Эфиопия (35) | 1998 | |
Макао | Португалия | 1999 |
Восточный Тимор | Португалия, Индонезия | 2001 |
Черногория (36) | Сербия | 2006 |
Примечания к таблице
1. Лихтенштейн - в 1719 г. провозглашено княжество, в 1806 г. - независимость от Священной Римской империи.
2. Доминиканская Республика - независимость провозглашена в 1821 г., в 1822-1843 гг. была оккупирована Гаити. В 1844 г. в результате восстания образовалась Доминиканская Республика.
3. Эквадор - колониальная администрация была свергнута в результате восстания в 1809 г. (празднуется как День независимости), в 1822 г. - территория вошла в состав Великой Колумбии, с 1830 г. - провозглашено независимое государство Республика Эквадор.
4. Люксембург - графство (позднее герцогство Люксембург) возникло в 963 г.; в 1814-15 гг. по решению Венского конгресса Люксембург номинально стал независимым Великим герцогством в составе Германского Союза и в личной унии с Нидерландами. Современные границы установлены в 1839 г. Эта дата считается годом получения независимости.
5. Румыния - именуется Румынией с 1862 г. после объединения Валахии и Молдавии (часть Молдавии - Бессарабия с 1812 г. в составе России); независимость провозглашена в 1877 г. в результате русско-турецкой войны; королевство - с 1881 г., республика - с 1947 г.
6. Куба - независимость провозглашена в 1898 г., в 1898-1902 гг. - оккупирована США.
7. Панама - провинция Великой Колумбии, независимость от Испании получила в 1821 г.; в 1903 г., отделившись от Колумбии, стала независимым государством.
8. Оман - в современных границах объединяет бывший султанат Маскат и Имамат Оман; последний в 1913 г. объявил себя независимым от Маската; Сибский мирный договор закрепил автономию Омана. С 1970 г. страна стала называться Султанат Оман.
9. Афганистан - в ходе колониальных войн (XIX-нач. ХХ в.) Великобритания пыталась включить территорию современного Афганистана в состав своих азиатских владений, в 1919 г. провозглашена и признана независимость Афганистана.
10. Великобритания - к 1921 г. сложилась в современных границах, полное название - Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии - с 1927 г.
11. Ирландия - в течение почти 7 столетий - колония Великобритании; в 1921 г. большая часть Ирландии (северная часть территории осталась под властью Великобритании) получила статус доминиона, в 1949 г. провозглашена Ирландская Республика.
12. Исландия - с 1380 г. - владение Дании, независимость получена в 1918 г., но осталась в унии с Данией. В 1944 г. провозглашена независимой республикой.
13. Индонезия - в современных границах - с 1962 г.; независимость провозглашена в 1945 г., что официально признано Нидерландами в 1949 г.; в 1962 г. Нидерланды возвратили Индонезии западную часть о-ва Новая Гвинея (Западный Ириан).
14. КНДР, Республика Корея - нехависимость получена в 1945 г. (от Японии), провозглашены республиками в 1948 г.
15. Индия - независимость получила в 1947 г., до 1950 г. - статус доминиона, с 1950 г. - республика.
16. Шри-Ланка - бывшая колония Великобритании, независимость получила в 1948 г., оставаясь доминионом; в 1972 г. - провозглашена Республика Шри-Ланка.
17. Тайвань - республика (по мнению Тайбэя); провинция КНР (по мнению Китая).
18. Сенегал - в 1960 г. получил независимость (бывшая колония Франции); в современном статусе - после распада Федерации с Мали (в 1960 г.) и конфедерации Сенегамбия (1981-1989 гг.).
19. Сомали - в современных границах с 1960 г., образовано из 2-х частей: Итальянского Сомали (получило независимость после прекращения опеки ООН в июле 1960 г.) и Британского Сомали.
20. Камерун - в современных границах - с 1961 г. В 1960 г. получил независимость Камерун, управляемый Французской администрацией; территории, находившиеся под управлением Великобритании, стали независимыми в 1961 г.
21. Танзания - в современном статусе с 1964 г., после объединения Танганьики (независимость с 1961 г., опека ООН под управлением Великобритании) и Занзибара (независимость с 1963 г., бывшая Британская колония).
22. Уганда - Независимость получена в 1962 г., до 1963 г. - доминион, провозглашена республикой в 1967 г.
23. Гамбия - независимость от Великобритании получила в 1965 г., в 1981-1989 гг. - в составе конфедерации Сенегамбия (объединение Сенегала и Гамбии).
24. Сингапур - независимость провозглашена в 1965 г. после выхода из состава Федерации Малайзии; территория Сингапура на протяжении более чем 150 лет - английская колония.
25. Бангладеш - до 1947 г. - в составе Британской Индии, в 1947-1971 гг. в составе Пакистана (Восточная Бенгалия, Восточный Пакистан), в 1971 г. территория отделилась от Пакистана и образовалось самостоятельное государство Бангладеш.
26. Гвинея-Бисау - независимость провозглашена в 1973 г., признана Португалией в 1974 г.
27. Испания образована в 1479 г. в результате объединения королевств Кастилии и Арагона; в 1939-1975 гг. - республика, после смерти Франко в 1975 г. - королевство.
28. Иран - одно из древнейших государств в Азии; в 1979 г. в результате антимонархической революции провозглашена Исламская Республика Иран.
29. Намибия (Юго-Западная Африка) - 1894 г. - Германский протекторат, с 1920 г. - подмандатная территория Лиги наций под управлением Южно-Африканского Союза (с 1961 г. - ЮАР). После II мировой войны фактически аннексирована ЮАР, в 1990 г. при посредничестве Международного сообщества провозглашена независимость.
30. ФРГ (в современных границах) в результате объединения ФРГ и ГДР в 1990 г. Разделение Германии на зоны оккупации войск союзников (СССР, Великобритании, США и Франции) произошло в 1945 г. после окончания Второй мировой войны. В 1949 г. на территории Советской зоны провозглашена ГДР, на остальной части - ФРГ.
31. Йемен - в современных границах образовался в 1990 г. в результате объединения Йеменской Арабской Демократической Республики (Северный Йемен) со столицей в г. Сана - независимость провозглашена в 1918 г. (после распада Османской империи) и Народно-Демократической Республики Йемен (Южный Йемен) со столицей в г. Аден - независимость провозглашена в 1967 г. (бывшая колония Великобритании).
32. Союзная Республика Югославия образована после распада СФРЮ в 1991 г., с марта 2002 г. называется Сербия и Черногория.
33. Эритрея - бывшая колония Италии, с 1950 г. в составе Эфиопии на правах автономного района, с 1993 г. - независимое государство.
35. Эфиопия - с 1998 г. федерация.
36. В 2006 г. по результатам референдума провозглашена независимость Черногории