Длина ледяной дорожки в младшей группе составляет. Создание условий для проведения зимних прогулок, игр и забав на территории детского сада. А) Создание условий

Значение

Скольжение по ледяным дорожкам, как и другие физические уп­ражнения на открытом воздухе зимой, способствует предупрежде­нию заболеваний, укреплению защитных сил организма, повышению работоспособности.

При правильно организованном занятии соз­даются благоприятные условия для воспитания положительных черт характера (организованности, дисциплинированности, самостоя­тельности, активности) и проявления волевых качеств (смелости, решительности, уверенности в своих силах и т. д.).

Упражнения вы­полняются на ограниченной и скользкой площади опоры, что спо­собствует развитию чувства равновесия. Умение сохранять равнове­сие в довольно сложных условиях и преодолевать появившиеся пре­пятствия - двигательный навык, необходимый каждому человеку в ежедневной жизни и быту.

Техника скольжения по ледяным дорожкам включает в себя разбег, отталкивание, скольжение.

Разбег . При разбеге движения рук согласовываются с движе­ниями ног, туловище несколько обращается вперед. Руки слегка сог­нуты в локтях, кисти расслаблены, пальцы легко согнуты, стопа ста­вится с перекатом с пятки на носок. Скорость при разбеге нараста­ет постепенно и достигает предельной величины к моменту оттал­кивания.

Отталкивание . В начале обучения отталкивание осуществляется той ногой, которой ребенку более удобно. На этапе углубленного разучивания целесообразно отталкиваться поочередно то правой, то левой ногой. Место отталкивания можно отметить каким-нибудь предметом: кубиком, кеглей и т. д. Дети обучаются отталкиваться после разбега без замедления темпа и остановки.

Скольжение. После разбега и толчка одной ногой другая нога выносится вперед и вес тела переносится на нее. Скольжение осу­ществляется на обеих ногах без отрыва их от льда. Руки свободно опущены вдоль туловища или выносятся вперед. Скорость скольже­ния постепенно снижается, и в конце дорожки ребенок начинает бе­жать короткими шагами.

Вначале малыши пробуют пройти по утрамбованному снегу, а потом - по короткой ледяной дорожке, передвигая ноги по льду. При необходимости воспитатель поддерживает ребят за руки или плечи. Важно, чтобы дети почувствовали качество льда, учились сохранять равновесие. Сначала воспитатель берет малыша за руки и прокатывает по недлинной дорожке. К концу зимы дети 3 - 4 лет уже в состоянии самостоятельно скользить по недлинной дорожке. Воспитатель наблюдает, подбадривает детей, подсказывает, как правильно делать движения, побуждает проявлять смелость, лов­кость, самостоятельность.



В старшей группе дети учатся энергично разбегаться по снегу и скользить как можно дальше по длинной дорожке. Им предлагают­ся дополнительные, более сложные задания: при скольжении зало­жить руку за спину, за голову, положить на плечи, сделать 2 - 3 пружинистых приседания, присесть и проскользить в приседе до кон­ца дорожки и т. д.

Для старших детей можно залить дорожку длиной 8 - 10 м, ши­риной 50 - 60 см. Детям нравятся сложные задания на ловкость: поворачиваться кругом, скользить на одной ноге, ставить ноги па­раллельно, приседать и скользить в приседе, ловить брошенный предмет и т. д.

Детям этого возраста уже доступно скольжение с не­высокой горы. Скатываются дети скользя на ногах в приседе или си­дя на деревянных кругах, сделанных специально для этого.

Нельзя разрешать детям кататься сидя на пальто. Воспитатель следит, что­бы дети спускались с горы по очереди, не толкались, играли дружно, без ссор. Он должен уметь в любую минуту оказать всем воспитан­никам помощь: несмелого поддержать в начале или в конце спу­ска, более ловкому предложить новый способ движения, наблю­дать за состоянием играющих и соответственно регулировать на­грузку.

Скатываясь с горы, старшие дошкольники могут выполнять ин­тересные задания, воспитывающие ловкость, смелость и решитель­ность, например: поднимать положенный на горе кубик, скользить вдвоем-втроем, «поездом», попадать снежком в цель и т. д.






ЗАДАЧИ: Способствовать физическому развитию. Развивать психофизические качества (ловкость, быстроту, выносливость и др.). Формировать координацию движений, ритмичность, ориентировку в пространстве, функции равновесия. Формировать привычку к здоровому образу жизни. Воспитание положительных морально-волевых качеств: смелости, решительности, уверенности в своих силах


Структура занятия по обучению спортивным упражнениям ВВОДНАЯ ЧАСТЬ подготовка организма ребенка к более интенсивной работе в основной части, развитие интереса у детей к предстоящим движениям и сосредоточение их внимания на изучаемом материале (упражнения, подводящие к изучению движений в основной части занятия) ВВОДНАЯ ЧАСТЬ подготовка организма ребенка к более интенсивной работе в основной части, развитие интереса у детей к предстоящим движениям и сосредоточение их внимания на изучаемом материале (упражнения, подводящие к изучению движений в основной части занятия) ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ обучение детей спортивным упражнениям, ознакомление детей с новым материалом, повторение, закрепление и совершенствование уже имеющихся двигательных навыков. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ обучение детей спортивным упражнениям, ознакомление детей с новым материалом, повторение, закрепление и совершенствование уже имеющихся двигательных навыков. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ снижение общей возбудимости и приведение организма в относительно спокойное состояние. (ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями, упражнения, способствующие расслаблению разных мышечных групп, или спокойная игра) ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ снижение общей возбудимости и приведение организма в относительно спокойное состояние. (ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями, упражнения, способствующие расслаблению разных мышечных групп, или спокойная игра)




Задачи обучения детей катанию на санках ГруппаПрограммные задачиУпражнения 2 младшая Формировать желание и умения кататься на санках. Учить катанию на санках с горки, Знакомство с правилами катания на санках. Везти санки поочередно правой и левой рукой. Везти санки обеими руками. Катать санки, перевозя снег, кукол. Катать санки, перевозя друг друга. Входить на гору, ведя за собой санки. Кататься с невысокой горы самостоятельно Знать правила подъема с санками на гору средняя Развивать умение самостоятельно перевозить санки любым способом, катать друг друга. Учить детей самостоятельно скатываться с горы, тормозить при спуске. Толкать санки вперед следуя за ними. Катать санки, перевозя друг друга Кататься с невысокой горы самостоятельно Знать правила подъема с санками на гору Тормозить при спуске Игры и эстафеты с санками старшая Развивать ловкость, силу, скорость в упражнениях и играх с санками. Учить детей скатываться с горы, выполнять повороты. Знать правила подъема с санками на гору Везти одни санки вдвоем Спуск с более крутой горы Кататься с горы вдвоем Съезжая с горы, поворачивать Игры и эстафеты с санками подготовительная Развивать выносливость, силу при катании на санках тройками, развивать ловкость при скатывании на санках с горы и выполнении различных игровых упражнений в движении, Учить правилам безопасности. Знать правила подъема с санками на гору Возить друг друга тройками Кататься, сидя на конце санок спиной вперед и отталкиваясь ногами. Кататься с горы сидя вдвоем на санках. При спуске с горы тормозить с помощью ног, поворачивать, выполнять разнообразные игровые задания: поднимать и доставать (подвешенный) предмет, проехать в ворота, попасть снежком в цель. Игры и эстафеты с санками




Задачи обучения детей скольжению по ледяным дорожкам ГруппаПрограммные задачиУпражнения 2 младшая Учить скользить по недлинной, ледяной дорожке при помощи взрослого. Катать ребенка по дорожке держа его за руки. Скользить по недлинной, слегка наклонной дорожке при помощи взрослого Скользить по горизонтальной дорожке оттолкнувшись с места. средняя Учить детей самостоятельно скользить по ледяной дорожке. Скольжение по ледяной дорожке при поддержке Скольжение по горизонтальной дорожке после быстрого разбега (3-5 шагов) старшая Упражнять в сохранении равновесия, ловкости при скольжении по дорожке с разбега и в разных положениях тела. Развивать умения скользить по ледяной дорожке с разбега, приседая и вставая во время скольжения Скользить по горизонтальной дорожке после разбега. Скользить по дорожке после быстрого разбега и энергичного отталкивания. Скользить по ледяной дорожке присев. Скользить и во время скольжения присесть и выпрямиться и т.д. Скользить и выполнять движения руками: руки в стороны, за спиной, за головой и т.д. Скользить и во время скольжения поворачиваться боком, спиной вперед. Скользить на одной ноге, на параллельных ногах. подготовительная Развивать ловкость при скольжении с разбега и выполнении различных упражнений на ледяной дорожке. Скользить с невысокой горки. Скользить по горизонтальной дорожке после разбега. Скольжение по дорожке в полуприседе и глубоком приседе Скольжение по дорожке с разными заданиями для рук (в стороны, за спиной, за головой) Скольжение боком, спиной вперед, на одной ноге. Скользить с невысокой горки.




Задачи обучения ходьбе на лыжах детей дошкольного возраста ГруппаПрограммные задачиУпражнения 2 младшая Развивать умение надевать и снимать лыжи, стоять на параллельно лежащих лыжах. ставить лыжи на место. Обучать передвижению на лыжах ступающим и скользящим шагом. Учить детей поворотом переступанием. Упражнения на месте. Повороты на месте. Поочередное поднимание ноги с лыжей. Стоя на лыжах сделать приседания. Ходить по ровной лыжне ступающим и скользящим шагом. Ходьба по снежному коридору (ширина -1 м) средняя Закреплять умение надевать и снимать лыжи, стоять на параллельно лежащих лыжах. Закреплять умение ходить на лыжах ступающим и скользящим шагом, выполнять повороты на месте переступанием. Учить подъему на склон «лесенкой» и спуску с пологих склонов в низкой стойке. Ходьба по снежному коридору (длина -10 м, ширина 80 см). Ходьба ступающим шагом, скользящим шагом. Приставные шаги вправо-влево. Повороты на месте вокруг пяток лыж. Ходьба, приседая под воротцами старшая Развивать «чувство лыж», чувство снега»; развивать равновесие. Учить спускам с гор в средней стойке и подъему ступающим шагом. Закреплять навык подъема на горку «лесенкой». Продолжать обучение скользящему шагу, добиваясь правильной посадки лыжника удлиняя шаг, согласовывать работу рук и ног. Закреплять навык поворотов переступанием на месте и в движении. Закрепить умения ходить на лыжах скользящим шагом, подниматься на склон, спускаться с горы. Ходьба по лыжне попеременно ступающим и скользящим шагом. Поворот переступанием Ходьба под воротами Ходьба по учебной лыжне (в быстром и медленном темпе) Ходьба скользящим шагом, обходя препятствия Ходьба скользящим шагом на согнутых ногах Спуск со склона в низкой стойке Подъем на склон «лесенкой» подготовительнаяОбучать передвижению на лыжах попеременным двухшажным шагом с палками. Продолжать развивать «чувство лыж», «чувство снега», «чувство равновесия». Овладевать спусками с ровных склонов в различных стойках. Продолжать совершенствовать подъемы на склоны. Закреплять навык торможения. Ходьба по учебной (закругленной) лыжне ступающим и скользящим шагом. Отработка правильной координации рук и ног. Ходьба с одновременным перенесением веса тела с одной ноги на другую. Ходьба на лыжах со сложенными за спиной руками. Ритмическая ходьба на лыжах. Передвижение на лыжах между флажками. Повороты на месте переступанием на 180º (затем на 360º). Боковые шаги вправо и влево. Подъем на склон «лесенкой». Спуск со склона в основной стойке. Ходьба по лыжне «змейкой» Ходьба длинным скользящим шагом


Методы обучения детей ходьбе на лыжах: Наглядные- показ физических упражнений, слуховые, зрительные ориентиры (флажки, палки), непосредственная помощь взрослого. Словесные - описание движений, объяснение, рассказ, беседа, указание, команда. Практические методы - повторение движений, применение элементов соревнования.

Консультация для педагогов

« Создание условий для проведения зимних прогулок, игр и забав на территории детского сада»

Вопросы охраны жизни и здоровья детей на прогулке в зимний период.

При организации прогулок в зимний период возрастает травмо- опасность, поэтому в первую очередь следует вспомнить некоторые правила охраны жизни и здоровья детей в зимний период:

Требования безопасности перед началом прогулки

Необходимо ежедневно перед прогулкой осматривать участки. Плотный слой снега следует рыхлить, что позволит не допускать наличия в снегу опасных для детей предметов: сухостойных деревьев, неструганных досок, гвоздей, битого стекла, пластиковых летних ограждений клумб, частей сломанного детского игрового инвентаря (лопаток, ведерок, ледянок и т.п.). До наступления снегопада следует еще раз проверить, все ли ямки на территории детского сада засыпаны, колодцы закрыты тяжелыми крышками. Провести внимательный осмотр крыш всех построек на предмет наличия снежных наносов и сосулек

Участки и спортивная площадка, дорожки, ступеньки, наружные лестницы, крыльцо должны быть очищены от снега, льда и обработаны антигололедными средствами, к которым предъявляются особые требования, они должны быть безопасны для детей, безвредны для зеленых насаждений участка и почвы.

Всё оборудование на участках (малые формы, физкультурные пособия) должно быть устойчивым, иметь прочные рейки, перила, не должно иметь острых углов и выступов, шероховатостей и выступающих болтов. Должно отвечать возрасту детей и санитарным требованиям. Важно обеспечить должное хранение и правильную эксплуатацию игрового и спортивного инвентаря. Для этого на участке должно быть предусмотрено специальное хранилище или кладовая.

В зимний период воспитатель должен согласовать со старшей медицинской сестрой возможность выхода детей на прогулку в зависимости от состояния погодных условий, температуры воздуха, а также, должен осматривать одежду, обувь воспитанников на предмет соответствия погодным условиям.

Педагогу следует напоминать детям правила безопасного поведения при выходе на прогулку и при входе в помещение ДОУ, возвращаясь: не бежать, не толкаться, при спуске и подъеме на 2-й этаж держаться за перила, не нести перед собой большие игрушки и предметы, закрывающие обзор пути и др.

Требования безопасности во время прогулки

В зимний период на прогулке воспитателю следует строго следить, чтобы дети не ели снег, сосульки, не касались открытыми частями тела металлических предметов.

Также в предварительных или ситуативных беседах надо разъяснять детям опасность простудных, вирусных заболеваний и кишечных инфекций.

Сотрудники обязаны постоянно следить за детьми, не оставлять детей без присмотра, не доверять временный присмотр за детьми посторонним людям и даже родителям.

При организации прогулок, экскурсий за пределы участка д\с (в случае отсутствия запрета по антитеррористической безопасности) необходимо:

  • Знать точное количество детей;
  • Заранее определить место, куда пойдут дети;
  • Заранее пройти весь маршрут следования;
  • Сообщить администрации о предстоящем мероприятии;
  • В помощь педагогу направить ещё кого-либо из сотрудников дошкольного учреждения;
  • Избегать прогулок по оживленным многолюдным улицам, а также магистралям с интенсивным движением транспорта.

При организации прогулок, следует оградить детей от воздействия следующих опасных и вредных факторов, характерных для зимнего времени года:

Обморожение, переохлаждение или перегревание организма детей (иметь для детей сменную одежду);

Травмы, ушибы при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега, льда и не посыпанным песком;

Травмы во время игр на не очищенных от снега, льда площадках;

Травмы от падающих с крыш сосулек, свисающих глыб снега в период оттепели;

Травмы от прикосновения в морозный день к металлическим конструкциям открытыми частями тела (лицом, руками, языком, губами);

Намокание детской одежды и обуви;

Заражение желудочно-кишечными болезнями, заболевание ОРЗ, если ребенок будет брать в рот грязный и холодный снег, сосульки.

Чтобы избежать всех вышеперечисленных ситуаций с наступлением холодного периода года необходимо:

  • Одевать детей в соответствии с температурными условиями; не допускать переохлаждения или перегревания организма детей;
  • Во время прогулки не допускать намокания детской одежды и обуви;
  • По возвращении с прогулки снимать с детей мокрые вещи и просушивать
  • При усилении мороза и ветра во время прогулки детей отводить в помещение детского сада или на закрытые веранды;
  • Не допускать статичного положения детей во время прогулок и катания на ледяных дорожках, горках, санках и лыжах.
  • При проведении прогулок на территории детского сада соблюдать установленный режим, длительность прогулок, смену видов деятельности воспитанников; ежедневная продолжительность прогулки детей должна составлять не менее 4–4,5 ч; прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой;
  • Сократить продолжительность прогулки, если температура воздуха ниже –15 °С и скорость ветра более 7 м/с
  • отменить прогулку если температура воздуха ниже -15 °С и скорость ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5–7 лет – при температуре воздуха ниже -20 °С и скорости ветра более 15 м/с;
  • во время прогулки с детьми проводить игры и физические упражнения; подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ с учетом сезона;
  • чередовать виды деятельности от подвижной к малоподвижной (в зависимости от плана проведения прогулки) для предотвращения переутомления, перегрева воспитанников во время игр, труда.
  • правильно организовывать деятельность детей на прогулке, создавать необходимые условия для физических упражнений, веселых игр и развлечений.

Для прыжков, упражнений на равновесие необходимо сделать снежные валы , для метания – нарисовать мишени . Постараться сделать снежные фигуры , помогающие закрепить двигательные умения ребят.

Упражнения на ледяных дорожках интересны детям, развивают у них чувство равновесия при скольжении, умение управлять своим телом во время таких движений.

ПРАВИЛА КАТАНИЯ ПО ЛЕДЯНЫМ ДОРОЖКАМ

  • Кататься в одном направлении
  • Кататься с интервалом
  • Быстро уходить с дорожки после скольжения
  • Не перебегать ледяную дорожку

ПРАВИЛА КАТАНИЯ С ГОРКИ

  • Не кататься на ногах
  • Кататься по очереди
  • Съезжать вниз с интервалом
  • Быстро уходить с дорожки после того, как съехал с горки
  • Тормозить в случае неожиданного появления препятствий

ХОДЬБА НА ЛЫЖАХ

  • Лыжи не должны иметь сучков, трещин, расщеплений, шероховатостей на скользящей поверхности. Крепления у младших мягкое, сзади нужна резиновая петля, иначе лыжи соскальзывают
  • У старших крепление полужесткое, носок ботинка должен выступать из-под ремня на 3 – 4 см.
  • Ботинки должны быть на1 – 2 размера больше, чтобы поместилась стелька и два носка – обычный и шерстяной
  • При ходьбе на лыжах необходимо соблюдать правила: идти соблюдая интервал; не отставать; не наезжать на лыжи впереди идущего; не разговаривать на дистанции.

Во избежание травм необходимо также соблюдать требования к использованию инвентаря и игрового оборудования на участке:

Весь инвентарь должен быть исправен;

Детям до 6–7 лет разрешается переносить груз не более 2 кг; лейку, воду в ведрах до 2–2,5 л и работать не более 10 мин;

Запрещается использовать инвентарь для взрослых (лопаты, метлы и др.);

Размеры оборудования и инвентаря для игр и физкультурных занятий на участках должны соответствовать требованиям СанПиН (приложения 1, 2);

Игрушки должны быть гигиеничны, не поломаны, для разных видов игровой деятельности, позволяющие соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года и возрастом детей (игрушки двигательные, настольные, строительные и т. д.).

Дополнительные требования безопасности во время прогулки зимой:

Обеспечить контроль и непосредственную страховку педагогом воспитанников во время скольжения по ледяным дорожкам, катания на санках, катания с горки, ходьбе на лыжах.

Следить, чтобы при катании на санках следующий ребенок терпеливо ожидал, пока скатывающийся перед ним ребенок не достигнет конца ската, горки;

Не допускать, чтобы при скатывании с горки (на санках, на ледянках ит.п.) дети садились спиной к скату;

Следить, чтобы дети знали правила передвижения и транспортировки лыж к месту проведения занятий (лыжи переносят, положив на плечо, острыми концами назад)

Требования безопасности по окончании прогулки

Организовать спокойный вход воспитанников в помещение детского сада (1-я подгруппа проходит и раздевается под присмотром помощника воспитателя, 2-я – под присмотром воспитателя).

Очистить верхнюю одежду воспитанников, обувь от снега.

Проверить, как воспитанники сложили одежду в шкафчики. При необходимости переодеть воспитанников в сухую одежду, белье.

Организовать выполнение гигиенических процедур: посещение туалета, мытье рук с мылом.

Обеспечить просушивание мокрой одежды, обуви.

Привести в порядок выносной материал, орудия труда (очистить от, снега).

Вымыть и убрать в специально отведенное место выносной материал, игрушки, орудия труда.

Создание условий для проведения зимних игр и забав на территории ДОУ

Не секрет, что для физического развития, укрепления организма детям необходимо как можно больше времени проводить на свежем воздухе. И зима - не исключение из этого правила! А чтобы холод принес пользу и не помешал малышам получить удовольствие от прогулки, они должны быть заняты интересным делом. Необходимо лишь следить за тем, чтобы более интенсивные движения сменялись более спокойными.

Подберите специальные игры, задания, забавы, подходящие для зимних условий. Ведь только зимой есть снег, лед, ледяные дорожки! Не упускайте возможность использовать снежные постройки: горки, ледяные дорожки, валы, лыжные трассы и специальный инвентарь для игр со снегом: лопаты, санки с ящиками, листы фанеры, пластика для построек.

Обратите внимание на то, чтобы все дети были вовлечены в игру: она не только развивает и воспитывает, но и согревает в холодный день.

Итак, для зимних игр и забав необходимы следующие условия:

В деятельности должны принимать участие все дети;

Не предлагайте игр, где нужно долго и интенсивно бегать, чтобы дети не вспотели (для бега нужно ограничивать пространство);

В игре не должно быть трудновыполнимых движений (например, прыжков через скакалку, препятствия, в высоту; гимнастических упражнений и др.);

Игры со снегом следует проводить в теплую погоду, когда снег мягкий;

Зимние игры, забавы, развлечения проводятся на утрамбованной площадке.

Прежде всего, следует создать условия на каждом участке для каждой возрастной группы.

Снежные валы

На каждом участке должны быть снежные постройки. Для подготовки, их создания снег сгребается с середины участка, создаются валы по его периметру. Середина участка, свободная от снега и от построек, тщательно утрамбовывается. Из снежных валов можно сформировать:

Горки.

Площадку для тренировки равновесия - вершина срезана горизонтально, шириной до 40 см, высота 30 см.

Валы для игры в прятки и снежки: вершина скруглена, высота от 50 до 70 см. (могут иметь форму змеи, дракона, крокодила).

Сюжетные постройки или снежные фигуры в виде образа: обязательно должны иметь какую-то цель, служить для развития движений, не являться просто украшением участка.

Главное требование при создании построек - безопасность детей. Поэтому, если при постройке снежных фигур используется каркас, не должно быть острых торчащих частей. Снежные постройки должны быть мощными, устойчивыми. Если используются краски, то они должны быть не химического, а растительного происхождения - пищевые красители, свекольный или морковный сок. Для эстетичного оформления участка можно использовать книгу Пантелеевой «Эстетика участка дошкольного учреждения» - М.: Просвещение, 1988.

Горки

На каждом участке должна быть горка: для младшего возраста высотой

1 м, длина ската 5-6 м; для старшего возраста - высотой от 1,5 до 2 м, длина ската более 6 м. ширина горки от 90 см до 1 м. По бокам ската и площадки - бортики высотой 20-30 см. На верху горки - горизонтальная площадка 1,5x2 м. Сзади - лестница с широкими ступенями 20-25 см ширины, чтобы ребенок стоял на них устойчиво. В течение недели горку поливают водой. Ступеньки посыпают снегом и песком.

На спортивной площадке должна быть горка высотой 2 м с длиной ската до 20 м.

Катки и ледяные дорожки

Ледяные дорожки на участках или по периметру территории детского сада. Для малышей: ширина 50 см, длина до 4 м. Для детей старшего возраста ширина дорожки - 40 см, длина от 4 до 8 метров, может быть каскад дорожек. При использовании дорожек обязательно соблюдение инструкций по технике безопасности. Можно сделать дорожку на невысокой горке, высотой не более 50 см, длина ската 5 метров. При обучении детей скольжению на ледяной дорожке нужно соблюдать особую осторожность. Малышей сначала учат просто переступать по дорожке. Можно привлечь самых ответственных старших детей. Они по двое берут малыша за руки и прокатывают его по дорожке. Можно использовать шнур. Малыш держится за него двумя руками, старшие дети равномерно тянут за концы и прокатывают малыша по дорожке.

Для более безопасного обучения младших детей скольжению можно сделать на участках снежные дорожки. Для этого на выбранном участке шириной 50 см, длиной до 4 м снег утрамбовывается и раскатывается ледянками.

На спортивной площадке можно организовать каток, размер которого зависит от места расположения и составляет 5 на 10 метров или 10 на 20 метров.

Хоккейная коробочка на площадке может быть и небольшая: шириной от 5 метров, длиной от 10 ветров. Ворота шириной 1,5 метра. Площадка для игры в хоккей хорошо утрамбовывается.

Условия для ходьбы на лыжах

Для прокладывания лыжни выбирается место вдоль забора или спортивной площадки в безопасном месте. Трассу прокладывает взрослые человек более широкими лыжами, в младших группах она прямая, в старших - имеет небольшие горки, спуски, повороты. Вдоль трассы прокладываются ориентиры (кегли, кубики, флажки и пр.). Длина трассы в младших группах 30-40 метров, в старших – до 80 метров.

На участке также могут быть:

Снежный лабиринт - с шириной стенок 30 см, высотой от 50 до 1 м.

Стенка-мишень из снега, ширина 30 см, высота в рост ребенка. В мишени делаются сквозные отверстия в виде геометрических фигур.

Тоннели для лазания, подлезания длиной 2-2,5 м. Для их сооружения обязательно нужен каркас. Для подлезания используется также дуга-воротца.

Варианты планирования содержания работы воспитателей с детьми в период проведения недели «зимних игр и забав» и в зимний период в разных возрастных группах ДОУ .

Планирование содержания работы воспитателя начинается с подготовки участка для проведения прогулок в зимний период и создания условий для активной деятельности детей, подготовки яркой наглядной информации для родителей в группе и на сайте.

План работы с детьми следует разнообразить интересными формами организации детской деятельности:

Зимние праздники;

Зимние развлечения на участке, физкультурные досуги;

Катание на санках, ледянках, снегоходах; ходьба на лыжах; скольжение по ледяным дорожкам; игры с элементами хоккея;

Различные эстафеты и подвижные игры;

Конкурсы оформления зимних участков и снежных построёк;

- сюжетно-ролевые игры с использованием снежных построек;

Игры со снежками;

Лепка из снега;

Рисование на снегу;

Наблюдения за живой и неживой природой; кормление птиц;

Опыты и экспериментирование со снегом, льдом и водой;

Создание ледышек и составление узоров из них;

Выставки детских рисунков;

Дни здоровья;

Тематические дни (например, «День сказки» и др.);

Труд на участке - участие в создании снежных построек, их ремонт;

Чтение художественной литературы и разыгрывание сказок;

Развивающие игры на развитие памяти, внимания, мышления;

Приложение

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ

«ЗИМНИЕ ИГРЫ И ЗАБАВЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

во 2-ой младшей группе

Понедельник

1-половина дня

Беседа с детьми «Как мы играем зимой».

Игровое музыкальное занятие « Мы концерт устроим сами».

Рассматривание картинок о зимних видах спорта по дидактическому пособию «Рассказы по картинкам. Зимние виды спорта».

П.и. «Снежинки и ветер».

П.и. «Берегись, заморожу».

2-половина дня

Конкурс совместных детско-родительских работ « Зимушка-зима».

Лепка праздничного торта из снега.

П.и. «На дворе мороз и ветер».

П.и. «Воробушки и автомобили».

Вторник

1-половина дня

Игровое физкультурное занятие.

Беседа « Покормите птиц зимой».

П.и. »Поймай снежинку».

П.и. «Вороны».

Игры со снегом. Лепка снежков и игра в снежки.Катание по ледяной дорожке.

2-половина дня

Показ игрового театра «Заюшкина избушка».

П.и. «Дед Мороз».

П.и. «Кот и воробушки».

Игры со снегом.

Среда

1-половина дня

Зимняя музыкальная игра «Как на горке снег, снег…»

Беседа: «Какую одежду носят люди зимой?»

П.и. «Снег кружится».

П.и. «Берегись, заморожу».

Рисование на снегу гуашью.

2-половина дня

Музыкальный досуг «Зимушка-зима».

Посещение выставки изо работ « Зима на дворе» детей подготовительной группы.

П.и. «У медведя во бору».

П.и. « Снежинки и ветер».

Игры со снегом. Катание друг друга на санках.

Четверг

1-половина дня

Физкультурный досуг «Веселые зайчишки».

Беседа «Как живут звери в лесу зимой».

П.и. «Дед Мороз».

П.и. «Санная путаница».

Игры в снежки с детьми средней группы. Игры со снегом.

2-половина дня.

Залив форм для застывания льда.

Конкурс семейных фотоальбомов и фотографий группы «Зимняя прогулка».

Постройки из снега с украшением цветными льдинками.

П.и. «Поймай снежинку».

П.и. «Бусы».

Пятница

1-половина дня

Создание творческой коллективной работы «Зимние игры и забавы мальчиков и девочек нашей группы» (фотографии и рисунки).

П.и. «У птичьей кормушки».

П.и. «Веселые пингвины».


Поскольку на улице мороз, а снега всё ещё мало, продолжу писать о зимних активностях на улице. Когда выпадет больше снега, поговорим о пользе ходьбы на лыжах, а сегодня - о скольжении по ледяным дорожкам. Да, эта двигательная активность тоже очень полезна для дошкольника!
Так же как малыш не может пройти мимо лужи, не прыгнув в неё обеими ножками, точно так же ребёнок постарше не может пройти мимо этой же лужи, но уже замёрзшей, чтобы не прокатиться по льду.

В этом упражнении постоянно чередуются напряжения и расслабления мышц ног, а это как раз положительно влияет на укрепление свода стопы. К тому же повышается устойчивость вестибулярного аппарата (отвечающий за поддержание равновесия). Ребёнок, двигаясь по ледяной дорожке, многократно повторяет одни и те же движения в определённой последователности.
Скольжение по ледяным дорожкам часто вызывают у детей страх и неуверенность в себе. В таком случае необходима правильная подготовка и систематическая тренировка.

Развитие чувства равновесия относится к подготовительным упражнениям, с помощью которых совершенствуются функции головного мозга, вестибулярный аппарат и мышечное чувство. Тренировка начинается с ходьбы по бревну, доске, узкой дорожке, используя приставной шаг. Постепенно упражнения усложняются тем, что ходить надо по бревну/доске и т.п., которая приподнята уже на высоте 15-20 см от пола, ребёнку в руки даются различные предметы (мячи, корзинки), поверхность, по которой ребёнок идёт может быть покачивающейся и т.д.

На ледяных дорожках проводятся специальные упражнения (для отработки первоначальных умений): хождение по ледяным дорожкам скользящим, мелким шагом, без разбега.
Вообще это сложный вид движения и он состоит из различных структурных элементов: разбега, отталкивания, правильного положения ноги, положения туловища, сохранения равоновесия.

Обучать скольжению по ледяным дорожкам можно начинать с 4-5 лет с помощью взрослых (ребёнка держат с двух сторон за руки или а одну руку) и потом самостоятельно, объясняя, что вначале надо сделать энергичный разбег на снегу и скользить по ледяной дорожке на двух ногах, оставив одну ногу немножко назад (для удержки равновесия).

Помните себя в детстве? Как катались не только по ровной ледяной дорожке, но ещё и с ледяной горки? :)
Вот с горки я лично боялась скатываться во весь рост, я всегда приседала и съезжала ногами с горы - так хоть падать было не страшно и не больно))

Кристина ,
хозяйка клуба "Развиваем дома"
(По материалам пособия "Зимние занятия по физкультуре с детьми 5-7 лет")

Мой сегодня сам все лужи обскользил, делал вид, что падает, в шутку звал на помощь и очень хорошо улавливал равновесие.

А вообще, девочки, тема не о катке, а о скольжении (в обуви, а не на коньках) по заледенелым дорожкам 😉 и на льду, естественно, тоже)

Молодцы 😀 Вот, скажи, а кроме "Лидо" есть еще катки в Риге? Нам очень нравилось тусоваться в Даугавпилсском ледовом дворце, когда жили в Даугавпилсе. А в Риге как-то уже не получается.

Привет!
Вспомнила свои школьные годы - мы катались с ТАКИХ гор и вообще по таким поверхностям. И на ногах, и на корточках, и на рюкзаках - как сейчас помню- 1-2 класс -надо в музыкалку успеть - как быстрее - через канаву-большую - а там лед - идти страшно, обходить времени нет - рюкзак под попу и вперед😃😉

Ковальчук Ольга Борисовна
Мастер-класс для педагогов «Выносной материал для зимних прогулок»

Ковальчук О. Б., воспитатель

МАДОУ детского сада №69 «Ладушки»

План-конспект мастер-класса

Тема мастер-класса : выносной материал для прогулок в зимний период

Цель мастер-класса : Расширить знания педагогов об особенностях использования

Задачи мастер-класса : обучить участников мастер -класса конкретным навыкам подготовки выносного материала для зимних прогулок ; развить творческую активность.

Оборудование : мультимедийное оборудование и электронная презентация мастер-класса

Ожидаемые результаты :

1. практическое освоение участниками мастер -класса навыков подготовки выносного материала для зимних прогулок , в рамках транслируемого опыта;

2. активизация познавательной деятельности участников мастер-класса ;

3. повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по основным аспектам демонстрируемой деятельности

Основные этапы мастер-класса :

1. Постановка педагогической проблемы .

2. Практическая демонстрация материала .

3. Рефлексия.

Ход мастер-класса :

вводная часть :

Прогулка занимает в режиме дня детей дошкольного возраста значительное время и имеет огромное педагогическое значение . Прогулка организуется два раза в день : в первую и во вторую половину дня. Согласно Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях ежедневная продолжительность прогулки детей должна составлять не менее 4–4, 5 часов. Фактически дети гуляют меньше, продолжительность прогулки по разным причинам сокращается, а ее оздоровительный и развивающий потенциал используется далеко не в полной мере. В холодное время года прогулки в детском саду проводятся по специальным нормам.

Продолжительность прогулки сокращается при температуре воздуха ниже минус 15 градусов Цельсия и скорости ветра более 7 м/с.

Прогулка в детском саду не проводится :

Для детей до 4 лет при температуре воздуха ниже минус 15 градусов Цельсия и скорости ветра более 15 м/с;

Для детей 5 - 7 лет при температуре воздуха ниже минус 20 градусов Цельсия и скорости ветра более 15 м/с.

основная часть :

Оздоровление детей.

Физическое развитие.

Развитие самостоятельности.

Расширение кругозора.

Ознакомление с окружающим миром.

Воспитание эстетических чувств, культуры поведения.

Малоподвижные;

Игры средней активности;

Игры с высокой двигательной активностью.

Зима – раздолье для зимних игр и забав . Сколько радости, веселья, удовольствия доставляет детям зимние прогулки .

Как сделать наиболее интересными прогулки зимой ? (ответы)

Для обеспечения качественной организации прогулки в зимний период необходимо создать определенные условия : расчистить участок от снега, соорудить постройки для развития основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание и др.) . А сколько веселья, радости и удовольствия доставляют детям игры в снежки, катание на санках, спуски с ледяных горок. Оформление зимних участков - работа непростая, требующая больших физических затрат.

Зимой очень важно активизировать пребывание воспитанников на свежем воздухе, вопреки стуже. Поэтому надо стараться извлекать максимум пользы из природных условий в зимнее время года .

Снег – это прекрасный и основной строительный материал для деятельности детей. Из заранее заготовленных сугробов можно делать снежные валы (длиной 3-4 м) для упражнений в равновесии, бугорки для спрыгивания, открытый не глубокий лабиринт для разнообразных игр. В прочно сделанном валу прокалываются отверстия – ворота для подлезания. По краям площадки располагаются ледяные дорожки для скольжения на ногах. Обледенелые места посыпаются песком. В зимних условиях подходят упражнения : ходьба по следам с подниманием коленей; приставными шагами вправо и влево, «змейкой» между прутиками, вокруг сугроба; восхождение на горку и спуск с нее; бег до дерева, куста.

Какой же выносной материал необходим детям в зимний период ? (ответы)

Для младшего дошкольного возраста :

1. Санки для детей.

2. Санки для кукол.

4. Пластмассовые ведёрки.

5. Совочки

6. Флажки разные.

7. Султанчики разные.

8. Печатки различной формы.

9. Палочки для рисования.

10. Вертушки разные.

11. Лопатки для снега.

12. Метелки.

13. Атрибуты для подвижных игр (маски, бросовый материал (коробки разных размеров природный материал (собранный осенью : желуди, шишки и т. п.) .

Маски для таких п/и, как «Хитрая лиса» , мячи, флажки, ленточки для п/и «Раз, два, три лови» , «Кто быстрей к своему флажку» и т. д.

14. Санки с корзиной для снега.

Для старшего дошкольного возраста : выносной материал остается прежним только добавляются атрибуты для спортивных игр : лыжи, клюшки с шайбой, выносной материал для игр с ветром , снегом, льдом : ветрячки, печатки, деревянные палочки, цветные льдинки, усложняется атрибутика для подвижных и сюжетно-ролевых игр. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр, таких как «Магазин» , «Городок» можно изготовить прямо из снега, используя краски. Для обыгрывания городков по ПДД необходимы дорожные знаки, элементы одежды регулировщика, можно использовать маски машин.

Например для п/и «Забей в ворота» необходимы клюшки и шайба

Дидактические игры могут быть использованы для детей от 4 до 7 лет. Для данного вида игр можно использовать бросовый материал . Например, пробочки, крышечки разных расцветок и форм для д/и «Подбери по цвету» , «Подбери по форме» , для игры «Рыболов» можно изготовить рыбки из пластиковых бутылок. Для математических д/и подойдут шишки и желуди, собранные осенью. Использование таких игр, помогут сделать вашу прогулку интересней и разнообразней.

Первая младшая группа

Воспитатели знакомят со свойствами снега (холодный, белый, тает, учат правильными навыками обращения с лопатками, приучают помогать взрослым в уборке снега, в сооружении несложных построек, воспитывают самостоятельность, формируют элементы коллективных действий. Постройки должны обязательно обыгрываться. Можно мастерить снежные пирожки , торты, пряники способом формовки. Малыши ходят по дорожкам, возят игрушечные санки с куклами, выполняют на снегу узоры печатками; из сырого снега лепят комья – это шары, мячи, колобки, формируют элементы коллективных действий.

Вторая младшая группа

Воспитатель развивает у детей желание трудиться, формирует самостоятельность, стремление достигнуть результата, приучает по собственной инициативе приходить на помощь взрослым, сверстникам.

Воспитатель учит действовать лопатой, сгребать снег в указанное место, утрамбовывать, строить домики для игрушек, делая углубления совком. Можно научить детей сооружать горки для кукол, мастерить снежные пирожки , торты, пряники способом формовки. Для этого используются невысокие пластмассовые ведёрки. Детям показывается, как надо накладывать снег совками в форму, утрамбовывать его.

Средняя группа

Воспитатель продолжает совершенствовать умения и навыки детей в работе со снегом, прививают желание доводить начатое дело до конца, формируют ответственное отношение к делу, приучают самостоятельно поддерживать порядок на участке. У детей этого возраста могут возникнуть собственные замыслы. Важно вовремя поддержать подобный интерес, помочь советом, а при необходимости принять участие, так как работа со снегом в этой группе в основном носит характер сотворчества детей и взрослых. Дети начинают чаще работать вместе. Воспитатели помогают им договориться и распределить обязанности, поддерживают радостное настроение.

Старшая и подготовительная группы

Воспитатель совершенствует трудовые навыки работы детей со снегом, формируют желание трудиться, развивают дружеские взаимоотношения, инициативу, ответственность, умение вести себя в коллективе, учат наиболее экономным приемам работы, анализировать свою деятельность.

Коллективный труд – основная форма организации работы со снегом старших дошкольников. Детей учат совместно планировать работу, самостоятельно распределять обязанности, добиваться намеченной цели, предвидеть будущий результат. Особое внимание уделяется качеству постройки, передаче образа, их эстетическому оформлению. Обычным становится совместный труд.

Творческий труд на зимнем участке увлекает детей. Когда выпадает снег, можно предложить очертить палочками границы зимнего участка в соответствии с его планом и сделать снежные валы. Снег расчищается до разметок, затем подравнивается. С этого дня надо договориться с ребятами, что они не будут разрушать снежные валы и ходить за ними. Следующий снегопад используется для украшения валов. Можно научить детей делать гирлянды из ледяных цветов, фонариков, украшать им веранду, постройки. Для украшения зимнего участка широко используются поделки, изготовленные детьми из разных материалов .

заключительная часть :

Правильный подбор выносного материала способствует грамотной организации прогулки детей . Создание условий для двигательной активности на зимних участках , слаженная работа педагогического персонала может дать следующие результаты :

1. Снижение заболеваемости;

2. Повышение двигательной активности детей на прогулке ;

3. Развитие познавательного интереса у детей.

Итак, взрослым следует постоянно заботиться о создании необходимых условий для двигательной активности детей в зимнее время .

Список литературы :

1. Дошкольное воспитание №2 2011г.

2. Изменение № 1 к СанПин 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.2791-10.

3. Организация прогулки в ДОУ : методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений : в 2 ч. Ч. 1/сост. Е. А. Донченко. – Архангельск : изд-во АО ИППК РО, 2011. – 66 с.

4. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга» под ред. Е. В. Соловьёвой



  • Разделы сайта