Школа лыжных гонок. Школы для всех. Через тернии – на лыжах

Бесспорный факт: спортивный дайвинг родился в дайверской среде. И в ней же он вызывает наибольшее количество нареканий.

Давайте попробуем вернуться к истории возникновения этого вопроса. Инициатором введения спортивного дайвинга как дисциплины подводного спорта считается испанская подводная федерация FEDAS. Еще до 2000 года европейцы проводили соревнования различного уровня, где участниками выступали обычные дайверы. В чем же соревновались дайверы под водой? Плавали на скорость в cкубе, надували буи с привязанными грузами, искали разбросанные груза, заклеив скотчем маску. Часть этих упражнений выглядят спортивными, часть - просто развлекательными. Написав эти строки, я невольно вспомнил, как в дни моей молодости (к сожалению, это было аж в 80-х) на подледных погружениях мы бросали в майну банку сгущенки, а потом увлеченно пытались ее найти. Иногда находили (о радость!), иногда - нет, а иногда находили брошенную и не найденную раньше - двойная радость (прямо как «Twix»).

Со временем уровень соревнований и количество участников росли, и в 2005 году на генеральной ассамблее CMAS (Всемирная конфедерация подводной деятельности, созданная Жаком Ивом Кусто в 1959 году) испанцы представили участникам дистанцию 300 метров Комбинированное плавание и заговорили о необходимости внесения спортивного дайвинга в список дисциплин подводного спорта. Этот процесс занял три года, и в 2008 году CMAS включил спортивный дайвинг в подводный спорт, официально признав 5 дистанций. Это три индивидуальные дистанции - 300 м Комбинированное плавание, Ночной дайвинг, Подъем 6-килограммового груза - и две командные - 100 м Полоса препятствий (парное упражнение) и Брифинг (участвует команда из 4-х человек). Русскоязычные читатели могут особенно порадоваться за полосу препятствий. Эта дистанция была разработана в недрах Российской подводной федерации (РПФ) и, на первый взгляд, сильно смахивает на нормативы ГТО.

Из этих пяти дистанций две имеют четко выраженную длину: 300 м Комбинированное плавание и 100 м Полоса препятствий. Их можно считать наиболее спортивными, и по ним проводятся соревнования международного уровня. Последнее, Чемпионат Европы, прошло 25 - 30 июля 2010 года в Казани. Остальные три дистанции - игровые. Слово дистанция не совсем подходит, но такова спортивная структура: вид спорта - подводный, дисциплина - спортивный дайвинг, дистанции - 5 штук, перечисленных выше.

На сегодняшний день только спортивные дистанции имеют некоторую тенденцию к развитию и являются наиболее обсуждаемыми в среде и спортсменов, и дайверов. И у тех и у других есть как сторонники, так и противники. Я понимаю, что пишу эту статью для дайверов. Сам прошел через фазы отрицания, недоумения и непринятия. Эмоции могут быть самые разные: от «кому это на фиг надо» до «блин, здорово». Правда, с первыми я сталкиваюсь чаще. Давайте попробуем отложить эмоции и разобраться: что это такое спортивный дайвинг, и на каком этапе в мире и России он находится сейчас.

Согласно правилам, спортивный дайвинг - это передвижение спортсмена по и (или) под поверхностью воды, вызываемое только его мускульной силой, в базовом комплекте подводного снаряжения промышленного образца. Спортсмен должен преодолеть дистанцию за наименьшее время с одновременным выполнением установленных заданий и преодолением препятствий. Дистанция 300 м Комбинированное плавание проходится следующим образом. Спортсмены входят в воду широким шагом, сразу погружаются и плывут под водой. На рубеже 12,5 - 25 м они должны снять и оставить на дне скубу. После этого спортсмен выныривает по наклонной, включается на дыхание через трубку и плывет кролем по поверхности. На границе 100 м спортсмен опять заныривает, доплывает под водой до скубы, надевает ее и плывет под водой до финиша 300 м. При прохождении подводной части дистанции, в том числе и на поворотах, нельзя нарушать поверхность воды любой частью тела или снаряжения. За это спортсмен снимается с дистанции.

В полосе препятствий стартует пара спортсменов. Они проплывают каждый через свое препятствие: двухметровую трубу, образованную обручами. Затем они плывут вместе, используя для дыхания воздух из баллона одного спортсмена (на октопусе). Затем разъединяются, снимают маски и кладут их в специальные корзины. После поворота находят и надевают маски, снимают и, держа перед собой скубу, друг за другом проплывают через 5-ти метровую трубу из обручей. Надев скубу, поднимают на поверхность резиновый шар с отрицательной плавучестью - «Буренку». И, сохраняя постоянный контакт с «буренкой», финишируют. Здесь тоже есть дисквалификация, например, за показ снаряжения, и, плюс к этому, разработана система штрафных секунд за касание дна, сдвиг препятствия и т.п. В комбинированном плавании на первое место выходит скорость, в полосе препятствий - техника плавания.

Вот теперь я готов вернуться к эмоциям, которые вызывают эти дистанции. Для меня первым и достаточно длительным чувством было полное отрицание. Многие годы я учил дайверов плавать под водой спокойно и размеренно, не сбивая дыхание и не нанося вред подводной среде. На этом строится идеология любительского дайвинга. А в спорте надо быстрее, быстрее, еще быстрее…

Для себя это противоречие я решил следующим образом: в реальных погружениях, пусть не часто, но бывают ситуации, когда дайвер должен выполнить определенные действия максимально быстро и технично. Например, прийти на помощь напарнику, снять зацепившийся BCD, найти и надеть сорванную маску. Я сейчас говорю не о профи и технодайверах, а о любителях. И именно им же все системы обучения рекомендуют поддерживать хорошую физическую форму.

А чтобы ответить на вопрос «кому это нужно», откройте протокол Чемпионата России - там есть фамилии и регионы. Даже если 100 человек занимаются спортивным дайвингом и получают от этого удовольствие, я готов высказать им свое одобрение. Кстати, на Чемпионате России выступали и спортсмены, и дайверы. Правда, первых было гораздо больше. Ну и мотивация прихода в спортивный дайвинг у них разная. Для спортсменов переломным стал момент, когда Минспорттуризма РФ в 2010 году в раздел «Подводный спорт» «Единого всероссийского спортивного классификатора» (ЕВСК) включил дисциплины спортивного дайвинга Комбинированное плавание и Полосу препятствий. А для дайверов основным мотивом становится всесезонность и доступность. Купив достаточно дорогое снаряжение для дайвинга, я могу использовать его несколько раз в году. Плавать в бассейне «для получения опыта и удовольствия» мне уже давно не интересно. А для здоровья я плаваю без скубы. Но как только выставляется дистанция и на соседнюю дорожку встают твои друзья, в каждом из нас просыпается древнейший инстинкт - победить. Именно он является движущей силой эволюции, которая сделала из обезьяны человека. И скучное обыденное плавание в бассейне превращается в занимательное состязание. А если брать спорт высших достижений, там интрига еще больше. Кто бы из вас придумал завязать длинный шланг октопуса узлом, чтобы он меньше мешал при прохождении дистанции? А каждый раз снимать башмак с баллона, чтобы легче плыть через кольца?

Эта статья носит, прежде всего, информативный характер и не затрагивает целого ряда проблем, возникших в связи с появлением спортивного дайвинга. Я выражаю в ней свое субъективное мнение и хочу обратиться ко всем скептикам: никто вас не заставляет полюбить спортивный дайвинг, но, хотя бы, не мешайте ему развиваться. Он сейчас находится в начале нелегкого пути становления. Но у него есть все шансы стать и массовым, и привлекательным.

Обзор московских спортивных детских школ, которые готовят лыжников-гонщиков, биатлонистов и даже ачери-биатлонистов, подготовленный корреспондентом газеты "КоммерсантЪ-Спорт" Евгением Денисовым.
Места, где можно по-настоящему встать на лыжи и взять палки в руки.

Занятия лыжным спортом – незаменимое средство для физического совершенствования подрастающего поколения. Поэтому ничего удивительного, что многие родители желают поставить своих чад на беговые лыжи. Спортивные школы Москвы, в которых они могут это сделать, обошел корреспондент "Ъ-Спорта" Евгений Денисов.

Школы для всех

Судьба лыжного спорта в России непроста. Он не входит в число так называемых элитных видов спорта, как, например, футбол, хоккей или теннис, а значит, вынужден довольствоваться крайне скудной государственной подпиткой. В борьбе за сердца подрастающего поколения ему приходится выдерживать острую конкуренцию со стороны различного рода экзотики, как то: тайский бокс, сквош, хитбол, керлинг и т. д. (занятия которыми, кстати, стоят немалых денег, в то время как лыжные секции все еще остаются бесплатными). Наконец, череда допинговых скандалов, в последние годы изрядно подсбившая отечественную лыжню, также вроде бы не должна способствовать его популяризации в России. Однако... Как говорят директора многих московских лыжных школ, поток желающих записаться в секции из года в год не только не ослабевает – что было бы вполне логично, учитывая сложившуюся ситуацию,– а возрастает, хотя и невысокими темпами. Специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР) готовы принять в свои ряды всех, кто хочет заниматься лыжами, и, что важно, без предварительного отбора. Это в советские времена попасть в СДЮШОР было довольно сложно: в лучшие секции страны попадали только самые способные ученики обычных ДЮСШ (детско-юношеских спортивных школ). Сейчас эта система комплектования уже не действует – очевидно, по причине скромных возможностей школьных бюджетов, больше не тянущих расходы на поиски талантов по всей стране. Даже самые сильные на сегодняшний момент лыжные СДЮШОР России – "Планерная", "Бабушкино" и СДЮШОР #111 (Зеленоград) – берут детей, что называется, с улицы, в том числе и ни разу не стоявших на лыжах. Впрочем, конечно, это не исключает возможность приглашения одаренных учеников из других школ.

Через тернии – на лыжах

9-10 лет – идеальный возраст для начала занятий в лыжной секции. Впрочем, при должной предварительной физической подготовке в школу можно прийти и позже, однако, как показывает практика, московским детям в силу неблаготворной для здоровья обстановки столичного мегаполиса занятия лучше начинать пораньше. Запоздалое поступление в СДЮШОР не будет также иметь большого значения, если приоритетной задачей является не профессиональная карьера, а, скажем, хорошее физическое состояние. Ведь, как известно, лыжи благотворно влияют на работу сердца, укрепляют мышечную ткань, дыхательную и нервную системы, а также развивают координацию движений. Родителям, готовящимся отдать свое чадо в лыжную школу, прежде всего необходимо знать, что это возможно только при отсутствии у него соответствующих медицинских противопоказаний. Для этого необходимо сводить его к врачу, который и должен дать ответ на вопрос, можно ли ребенку попробовать себя на лыжах или нет. Если здоровье никак этому не препятствует, то с зачислением в секцию трудностей не возникнет. Однако успешное начало вовсе не означает, что и в дальнейшем хлопоты, связанные с пребыванием начинающего лыжника в секции, будут обходить заботливых родителей стороной. Одной из важнейших проблем, сопровождающих обучение, является обеспечение юниоров необходимым инвентарем. Недостаточное финансирование позволяет СДЮШОР покупать снаряжение только для наиболее талантливых учеников, уже добившихся определенных успехов в своих возрастных категориях. Новичкам же на казенные две пары лыж и палок (для классического и свободного стиля), ботинки, крепления, специальный костюм, шапочку и т. д. обычно рассчитывать не приходится. Правда, в некоторых школах, как, например, в СДЮШОР "Бабушкино", новобранцы получают всю необходимую экипировку, однако, вполне подходящая для тренировок, уровню даже внутришкольных соревнований она уже не соответствует. Все расходы на качественный инвентарь (за редкими исключениями) покрываются из семейного бюджета. Стоимость полного комплекта снаряжения в столичных магазинах может колебаться от $500 до $1500, причем раз в один-два года его необходимо частично обновлять. К слову, инвентарь не единственное, за что придется платить родителям. Периодически СДЮШОР может проводить длительные сборы на удаленных базах, и далеко не всех учеников она везет туда за свой счет. Тем, чьи отпрыски в число счастливчиков не попадут, придется выделить еще $350 – столько составляет цена обычного трехнедельного сбора.

Путь юниора

Уже в первый год обучения ученику СДЮШОР предстоит заниматься два-три раза в неделю, во второй – три-четыре, в третий – четыре-пять и т. д. К последнему году обучения, когда молодому спортсмену уже 16-17 лет, возможен вариант и с шестью занятиями в неделю, особенно если он подает большие надежды. Кстати, закончить обучение позволяют всем ученикам независимо от степени их одаренности – разумеется, при условии соблюдения режима. Однако личные показатели играют большую роль, когда после окончания школы встает вопрос о продолжении карьеры. В училища олимпийского резерва – следующий после СДЮШОР этап подготовки – берут только самых талантливых выпускников, по большей части кандидатов в мастера спорта и выше. Немаловажную роль при поступлении играет и общее образование – помимо физнормативов абитуриенты должны сдать биологию и русский язык. В рейтинге российских школ, готовящих наибольшее количество перворазрядников и обладателей различных званий, не имеет себе равных СДЮШОР "Бабушкино", ежегодно выпускающая 10-15 кандидатов в мастера спорта и одного-двух мастеров спорта. 27 воспитанников этой школы в течение последних 10 лет стали мастерами спорта и мастерами спорта международного класса. Среди них член олимпийской сборной России на Играх в Альбервиле Татьяна Подмазо. Практически все лучшие бабушкинцы работали в группе заслуженного тренера России Андрея Бояринова. Говоря о тренировочных базах, где готовятся спортсмены, приходится признать, что Москва в этом отношении – не самый лучший город. Поэтому многие школы хотя и базируются в столице, но предпочитают готовить лыжников на ее окраинах или в Подмосковье – в Тушине, Митине, Красногорске, Зеленограде, Химках и т. д. Иногда подготовка спортсменов может переместиться и за пределы Московской области – например, на базы Мурманска или Пскова, куда, скажем, выезжает "Планерная". Летом в школе практикуются выезды в Воронеж, Остров, Калугу и другие города, где есть подходящие лыжероллерные трассы. Ученикам, показывающим на тренировках хорошие результаты, СДЮШОР предоставляет возможность попробовать свои силы в различных турнирах. Прежде всего это юниорское первенство Москвы, на котором соревнуются лучшие воспитанники столичных лыжных школ. В свою очередь, лучшие из них попадают в сборную Москвы – команду, которая через турниры "Юта-Москва", проводящиеся два раза в год, имеет выход на международную арену. Кроме того, проявить себя на межнациональном уровне юниоры могут на ежегодных Европейских играх, на которые со всей России отбираются всего шесть человек – трое юношей и три девушки. Вершиной спортивной карьеры ученика СДЮШОР может стать участие в чемпионате мира среди юниоров. Последний такой чемпионат проводился в феврале нынешнего года в Норвегии. Сборная России, за которую выступала воспитанница зеленоградской школы Анна Слепова, смогла завоевать на нем золотую и серебряную медали в индивидуальной гонке на 5 км. А четыре года назад верхней ступени пьедестала на юниорском первенстве добилась еще одна москвичка – Екатерина Счастливая, тренировавшаяся в СДЮШОР "Бабушкино".

На лыжню – с луками и винтовками

Некоторые московские СДЮШОР помимо лыжников готовят и биатлонистов. Самая большая московская школа биатлона "Тушино" набирает учеников в основном девятилетнего возраста. Медицинские требования к юношам и девушкам, готовящимся записаться в школу, такие же, как и в лыжных СДЮШОР. Что касается мест тренировок, то, как говорят в школе "Тушино", полноценные занятия ни в Москве, ни в области проводить невозможно: нет профессиональных стрельбищ. Поэтому в школе практикуются частые сборы на базе в Тверской области, располагающей подходящими полигонами. В последние годы ученики этой школы не раз становились призерами различных российских и международных турниров. Самого большого успеха добился Алексей Прокунин, который помимо званий чемпиона и обладателя Кубка России в 1998 году завоевал золото чемпионата мира – все в юниорской категории. Для любителей экзотики в столице имеются секции ачери-биатлона, в котором вместо винтовок используются луки. Один из центров подготовки лыжников-лучников есть в СДЮШОР "Бабушкино", воспитанник которой Петр Салов является чемпионом мира опять-таки среди юниоров.

«ГБУ "Спортивная школа олимпийского резерва № 43" Москомспорта по биатлону ведет свой отсчет с 13 сентября 1991 г., когда в соответствии с решением Советского районного Совета народных депутатов Москвы (№ 32/80) была создана «СДЮШОР № 4» Советского РУНО. А на основании приказа Московского департамента образования от 28 декабря 1991 г. № 537 «О передаче в подчинение Московского городского физкультурно-спортивного объединения окружных физкультурно-спортивных внешкольных учреждений» Учреждение переименовано в «СДЮШОР № 43».

16 декабря 2009 г. Распоряжением Департамента физической культуры и спорта г.Москвы на базе «СДЮСШОР № 43» была создана экспериментальная сборная команда г.Москвы по биатлону «Сочи-2014», задачей которой было создание необходимых условий для эффективной подготовки к играм в Сочи-2014. В состав команды вошли Лапшин Т., Цветков М., Слепов А., Назарова О и др. Тренером данного коллектива был назначен Лопухов Н.П. На сегодняшний день большинство спортсменов из данной экспериментальной команды входят в основной, молодёжный и юниорский составы национальных сборных, а Лопухов Н.П. является старшим тренеров мужской сборной команды России по биатлону.

Спортивная Школа располагает универсально-спортивным залом и лыжной базой. На сегодняшний день на базе школы создана необходимая инфраструктура, используемая для проведения на высоком уровне учебно-тренировочных занятий с детьми и подростками по биатлону и лыжным гонкам, что включает в себя:

  • . Интерактивный стрелковый тир с возможностью применения специализированного компьютерного стрелкового комплекса «СКАТ». В школе имеются две специально оборудованная комната для хранения стрелкового оружия и патронов. Для учащихся младшего возраста в школе имеются пневматические винтовки, которые позволяют успешно начинать изучение основ стрелковой составляющей биатлона

  • . В школе оборудован тренажёрный зал с необходимыми тренажёрными устройствами, включая беговую дорожку, где проходят тренировочные занятий по силовой, скоростно-силовой и технической подготовкам.

  • . Для перевозки учащихся и спортивного инвентаря на учебно-тренировочные сборы, тренировки и соревнования в оперативном управлении школы имеются пассажирские микроавтобусы «Форд».

  • . За школой закреплена лыжная трасса по адресу ул.Инессы Арманд, вл.3. Для подготовки лыжных трасс в школе выделены снегоуплотняющая машина типа «Ратрак» и два снегохода.

  • . В школе оборудован методический класс с подборкой учебно-методической литературы. Класс оснащен мультимедийным проектором, экраном и доской. На базе методического класса совместно с Департаментом физической культуры и спорта проводятся различные мероприятия по повышению квалификации тренеров - преподавателей.

  • . Здание школы приспособлено для посещения инвалидами всех категорий .

На данный момент в школе обучаются 687 человек. Учебно-тренировочную деятельность в школе осуществляют 30 тренеров- преподавателей, из них: Заслуженных тренеров России - 7 человек; тренеров высшей категории - 14 человек; тренеров первой категории - 3 человека; тренеров второй категории - 6 человек.

По итогам работы в сезоне 2009/10 г.г. среди ДЮСШ, отделений и секций по биатлону ГОУ ДОДСН «ДЮСШ № 43» признана Союзом биатлонистов России лучшей среди школ России.















Козлов Сергей Дмитриевич

Заслуженный тренер России, тренер высшей категории. Образование: Высшее. Государственный Центральный ордена Ленина институт физической культуры Педагогический стаж – 38 лет

Румянцев Константин Николаевич

Румянцева Татьяна Николаевна

Козлова Ольга Олеговна

Заслуженный мастер спорта, тренер второй категории, выпускница ГБУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 43» Москомспорта. Образование: Высшее. Московский областной государственный институт физической культуры. Педагогический стаж – 5 лет.

Талдыкина Наталья Валерьевна

Мастер спорта по биатлону, тренер второй категории, выпускница ГБУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 43» Москомспорта. Образование: Высшее. Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Педагогический стаж – 6 лет.

Морозов Сергей Владимирович

Тренер второй категории, выпускник ГБУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 43» Москомспорта. Образование: Высшее. Московский институт физической культуры и спорта. Педагогический стаж – 6 лет.

Тихонов Александр Евгеньевич

Мастер спорта по биатлону, тренер второй категории. Образование: Высшее. Государственный Центральный ордена Ленина институт физической культуры. Педагогический стаж – 12 лет.

Чукедова Елена Владимировна

Заслуженный тренер России, тренер высшей категории, отличник физической культуры. Образование: Высшее. Московский ордена Трудового Красного Знамени областной педагогический институт им. Н.К. Крупской. Педагогический стаж – 30 лет

Тихонова Ольга Владимировна

Мастер спорта по биатлону, тренер второй категории, выпускница ГБУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 43» Москомспорта. Образование: Высшее. Московский ордена Трудового Красного Знамени областной педагогический институт им. Н.К. Крупской. Педагогический стаж – 8 лет.

Радюк Павел Александрович

Молодой специалист, выпускник ГБУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 43» Москомспорта. Образование: Высшее. Московский городской педагогический университет. Педагогический стаж – 4 года.

Виноградов Михаил Васильевич

Мастер Спорта Международного Класса, тренер высшей категории.Тренер по стрелковой подготовке. Образование: Среднее. Ленинградский техникум физической культуры и спорта Госпрофобра СССР. Педагогический стаж – 34 года



  • Разделы сайта