Открытые занятия по физкультуре в детском саду. Физкультурное занятие в старшей группе «На помощь медвежонку. Открытое занятие по физической культуре

Логопедический массаж языка помогает развивать речь у детей. Для ребёнка с явным речевым расстройством, чтобы научиться правильно произносить звуки, не хватит одной гимнастики артикуляции и дыхания. Массируя язык, вы стимулируете речевой аппарат, нервные окончания на лице и кровеносные сосуды. В точности выполняя методику массажа, тонус мышц лица увеличивается и ребенку проще научиться правильно произносить звуки. Плюс данной процедуры – это возможность выполнять её в домашних условиях.

Если у детей замечены приобретённые или врождённые дефекты речи им назначается логопедический массаж. Чаще всего встречаются такие виды нарушений развития речи, как:

  • Нарушена голосовая подача или её частичная потеря;
  • Разнообразные речевые дефекты;
  • Нарушение иннервации речевого аппарата ();
  • Нарушение тонуса лицевых мышц;
  • Затруднения в развитии мышц, обеспечивающих артикуляцию;
  • Любой из видов .

Массаж языка назначается для в 100% случаев. Ведь данное заболевание вызывает у ребятишек недостатки речи, а проводимые процедуры могут положительно повлиять на восстановление нарушенных функций. Такой необходимо делать детям с ДЦП, начиная с самого раннего возраста. Не поленитесь посмотреть видео, которые затрагивают данную тему.

Чем полезен массаж

При достижении детьми возраста, когда они начинают разговаривать, необходима чёткая постановка артикуляции. Она отвечает за то, как сформируется произношение, ведь в артикуляции задействованы лицевые мышцы.

Логопедический массаж поможет уменьшить перенапряжение мышц при формировании произношения звуков и речи у детей. Он активизирует мышцы с ослабленной способностью к сокращениям.

Методика массажа помогает волокнам мышц становиться активными и придаёт им эластичность, давая ребёнку шанс побороть имеющиеся нарушения. Главными задачами, которые стоят перед процедурой массажа, являются:

  • Исправить произношение букв и звуков;
  • Улучшить голос и связки;
  • Устранить проблемы в дыхании при разговоре;
  • Нормализовать моторику артикуляционных мышц;
  • Увеличить длительность и силу вдоха.

Такой массаж делает лучше мышцы и речевой аппарат, который влияет на качество речи у детей. Завершая курс, становится видно, как укрепились горловые рефлексы. Комплекс упражнений помогает правильно сформировать чёткую линию для движения артикуляционных органов.

Упражнения для детей дают шансы в определённой мере исправить отклонения развития речевого аппарата. Данную методику массажа применяют при отклонениях, даже не указанных в основном списке показаний.

Техника выполнения

Языка, назначающийся детям различных возрастных категорий - это упражнения, разработанные «до мелочей». При каком-то отклонении нужно применять один, точный набор упражнений, который поможет ребёнку устранить обнаруженный дефект. Причем выполнять такие упражнения могут родители совершенно свободно своими силами в домашних условиях; это очень удобно, если ребёнок еще совсем маленький. Ребятишки старших возрастов, могут выполнять процедуры сами, без помощи родителей.

Подготовка к массажу

Как показывает практика, аккуратно такие процедуры можно выполнять, когда малыш достиг двухмесячного возраста. Если у малыша наблюдается плохая речь, упражнения могут быть назначены с 2 лет.

Назначенные манипуляции выполняйте каждый день. Один сеанс не превышает 3 минуты.

Техника выполнения массажа предусматривает условия:

  • Обстановка должна быть полностью гигиеничной и удобной;
  • Нельзя выполнить процедуру детям, при обнаружении у них противопоказаний;
  • Все движения нужно выполнять маме или папе, тщательно изучившим методику профессионального массажа.

Детям младшего возраста массаж языка желательно выполнять в общении с ребёнком. Пойте детские песни, рассказывайте , и что важно: улыбайтесь. На сеанс включите красивую тихую мелодию.

Основные приемы

Техника выполнения логопедических упражнений предусматривает:

  • Общее массирование лица, переходящее на губы;
  • Постепенно массирование переходит на ротовую полость.

Выполняя данные манипуляции нужно сосредоточить внимание, ведь не каждый ребёнок положительно воспримет действия, которые проводятся у него во рту. Делать упражнения нужно так, чтобы дети заряжались положительными эмоциями и ощущениями во время проводимой процедуры. В противном случае – такие манипуляции могут привести к увеличению тонуса и повышенной чувствительности оральных областей. А также действия, проводимые вопреки желанию ребёнка, способны подтолкнуть к активности рефлекторную сферу. Ещё дитя может автоматически укусить вас или начнутся рвотные позывы. Приёмы сочетают в себе поглаживающие движения с маленькой вибрацией. Она помогает расслабить мышцы, находящиеся в возбужденном состоянии.

  1. Поглаживания нужно выполнять едва ощутимо, нежными движениями на лице, не собирая кожу в складки. Начинать нужно водя руками в носогубной области. Далее манипуляции следует слегка усиливать, воздействуя на толстые кожные слои.
  2. Углублённое поглаживание делайте ладонями или собранными как щипцы пальцами или, согнув пальцы в суставах на 90 градусов и поглаживая тыльной стороной.
  3. Беспрерывную вибрацию делают фалангами: ставят на кожный покров и начинают «сотрясать» его. Представьте, что вы просеиваете что-то ситом.
    Делайте подходы от двух до четырёх раз. Обязательно меняйте местами выполнение вибрации с поглаживанием.

Делая манипуляции дома для детей старшей возрастной группы, выполняйте их до 20-25 минут. Но изначально процедура длится не более 7, поэтапно увеличиваясь во времени. Для грудных детей период не превышает 2-3 минуты.

Массаж зубной щеткой

Выполняя логопедический массаж, используйте предметы, которые присутствуют у вас дома. Попробуйте воспользоваться мягкой зубной щеткой. Применяя их, подкладывайте под язычок салфетку и как можно чаще заменяйте её. Выполняйте движения кругами или по спирали, не прикладывая силу при надавливании. Используя зубную щётку, применяйте вибрацию.

Перечисленные манипуляции обязательно делайте в тепле, чистыми и согретыми руками.

От того, как вы выполните логопедический массаж, зависит качество исправления речи и окончательный результат процедуры. Не соблюдая правила и игнорируя противопоказания, массаж может вызвать негативную реакцию для здоровья детей и обрести непредсказуемые последствия.

Сегодня, к сожалению, многие детки страдают недостатками речи, некоторым даже ставят различные диагнозы по нарушениям. Логопедический массаж для детей сопутствует не только правильной постановке звуков, но и является мощным стимулятором к началу говорения малышей. Ведь тонус мышц новорожденных влияет на будущую речь. Поэтому при помощи массажа происходит расслабление лицевых мышц и тканей, что формирует правильную речь.

Польза



Совмещение посещений логопеда и массажа будет продуктивно и принесет свою пользу.

Корректировка включает в себя следующие задачи:

  • происходит коррекция звуков, сложных для ребенка, а поэтому они не соответствуют норме, это может быть замена шипящих или букв Л и Р, Г и Д;
  • приведение показателей речевого дыхания к норме необходимо, если у ребенка из-за неправильного дыхания неправильно формируется произношение;
  • снижение эмоционального перенапряжения;
  • корректировка заикания, дизартрии , ринолалии, нарушения голоса;
  • увеличение тонуса мышц лица, если ребенок применяет мало усилий при произношении звуков;
  • уменьшение повышенного слюноотделения ;
  • работа над артикуляционным аппаратом;
  • закрепление рефлекса глотки при говорении и улучшение состояния голоса – по медицинским показаниям.



Все это при правильном подходе и систематизации приводит к качественному результату.

Показания к процедуре

  1. Первое и самое важное показание , если вы водите ребенка к логопеду – закрепление результата. Логопедический массаж ускорит процесс произношения, это важно для деток, речь которых отстает от ровесников.
  2. Слабый или же, наоборот, повышенный тонус лицевых мышц.
  3. Заикание – ребенок повторяет слоги в слове или же вовсе не может до конца произнести слово, зацикливаясь на одной части. Часто этим страдают дети напуганные, испытавшие сильное потрясение или просто нерешительные малыши.
  4. Нарушение голоса – ребенок устает говорит ь, делает это тихо и жалуется на боль и першение в горле, ощущение «кома» и тяжести при говорении.
  5. Дизартрия. Нарушение, скорее , психологическое, чем артикуляционное. На фоне различных психических расстройств ребенок не может правильно говорить.
  6. Усиленное слюноотделение т акже является показанием к массажу, оно свидетельствует о слабых мышцах не только лица, но и языка.
  7. Дети с ДЦП.

Однако не всегда можно делать логопедический массаж.


Он противопоказан при кожных заболеваниях лица, губ и полости рта (сыпь, герпес, стоматит, вирусные инфекции, гингивит, болезни горла, воспаление лимфоузлов, а также конъюнктивиты и чирьи).

Все они принесут болезненные ощущения и дискомфорт, из-за которых ребенок даже в здоровом состоянии может отказаться от занятий.

Разновидности

Не секрет, что для развития речи нужно работать не только с речевым аппаратом, ведь в человеческом организме все взаимосвязано.



  • Массаж для языка. Предварительно необходимо расслабить челюстные мышцы, шейные и плечевые, чтобы расслабился корень язычка. Если касание языка вызывает спазм и рвотный рефлекс, то массаж ограничивают лишь кончиком языка во рту малыша, постепенно увеличивая расстояние и заставляя выдвигать язык длиннее.
  • Массаж губ . Все движения повторяются не менее 50 раз и очень нежно.
  • Массаж шеи . Выполняется до еды или после прохождения от приема пищи 2 часов.
  • Массаж ушей . Стимулирует артикуляционный аппарат.
  • Массаж для рук . Каждый палец отвечает за определенный орган, поэтому такое массирование эффективно не только для речи. Большой палец – головной мозг, указательный – желудок, средний – позвоночник, кишечный отдел, безымянный – печень, мизинец – сердце. Начинать лучше с пальчикового массажа, постепенно увеличивая площадь манипуляций.
  • Массаж ложками. Требует аккуратности в проведении.



Условия для проведения

В идеале логопедический массаж назначается врачом-специалистом. Однако не у каждого есть возможность его посетить, поэтому легкие упражнения можно выполнять на дому самостоятельно. Для начала необходимо создать благоприятные условия – покой и тишину, чтобы ребенок не отвлекался. Помещение должно быть светлым и проветриваемым. Руки массирующего теплыми и чистыми.

Первое занятие не более пяти минут, ребенок должен привыкнуть к необычной для него процедуре. Первое время массаж должен составлять не более 10 минут, через неделю время можно увеличить до 25-30 минут. Время варьируется в зависимости от возраста: самые маленькие детки могут выдержать только 10 минут, дошколята до 15-20, а вот школьники полноценно могут протерпеть 25 минут.



Занятия должны быть систематизированы, примерно 2-3 раза в неделю, чем меньше разрыв между занятиями, тем выше эффективность. Однако каждодневное повторение тоже может привести к отторжению.



Для массажа следует приобрести массажное масло либо масла растений, предварительно проверив их на аллергическую реакцию. Во избежание инфекций используйте перчатки и маску, это важно особенно для грудничков. Также может понадобиться и нашатырный спирт, в случае потери сознания, что случается крайне редко.

Техника проведения на дому

Многие считают, что в домашних условиях мама справиться с нарушениями речи не сможет. Однако это большое заблуждение. Все логопеды говорят о необходимости занятий дома, иначе трудно закрепить полученный результат каждого занятия.

Массирование лучше начинать со всего лица, что снимет гипертонус и общее напряжение малыша. Начиная со лба, постепенно поглаживаниями опускаемся к подбородку. Движения мягкие, от центра лица к краю, по горизонтали. Лоб – виски, брови – линия роста волос, веки, щеки – от носа к уху, от губ к уху. Повторить их можно 2-3 раза.


Если же ребенку неприятно или он просто не хочет, то стоит ограничиться легкими поглаживаниями, постепенно переходя к комплексу.

Язык

Выполняется от кончика язычка к его корню.

  1. Схватив конец язычка, нужно поводить вверх-вниз, влево-вправо, вперед-назад.
  2. Поглаживания языка большим пальцем, причем нужно поддерживать его снизу, движения производятся от центра, по кругу или продольно.
  3. Поглаживания сверху и снизу языка большим и средним пальцем.
  4. Создание вибрации. Аккуратно покачивайте язычок, легко постукивайте пальцем.
  5. Массаж уздечки языка движениями вверх-вниз.
  6. Тканью разной текстуры произвести поглаживания языка.
  7. Используем мягкую зубную щетку, проводя по язычку, вырисовываем буквы.



Без подготовки эти упражнения сделать не так легко. Множество обучающих видео для массажа языка поможет новичкам.

Еще одно важное условие – ребенок должен контролировать слюноотделение, если это получается плохо, можно под язык подложить салфеточку и менять по мере намокания.

Губы

Сюда входят также подбородок и носогубная складка.

  1. Растирание губ пальцами.
  2. Круговыми движениями пальцев идем от одного уголка к другому.
  3. Обе губы массируем в противоположные стороны, верхнюю – влево, нижнюю – вправо и меняем направление.
  4. Пощипывание губ и области вокруг.
  5. Надавливание на губы с круговыми движениями.
  6. Легкие шлепки пальцами.



Данный комплекс повторяется несколько раз за один сеанс.

Руки

Прорабатываются отдельно пальчики и вся поверхность ладони. Пальцы массируются от кончика до основания. Начинать лучше всего с мизинца.

  1. Массирование пальцев, надавливанием на подушечки, усиливая нажим.
  2. Знакомое из детства стихотворение «Сорока-белобока» поможет проработать всю ладошку. Предложите ребенку самомассаж в стихах.
  3. Рисуем на ладошке пальцем спираль, от центра – к краю.
  4. Запаситесь резиновым шариком с шипами (су-джок) и водите им по ладошке малыша, предложите ему самому катать его между ладоней. Можно использовать и специальную щетку «Ежик» для проработки нервных окончаний.
  5. Насыпьте в тарелочку крупу разного размера и погружайте в нее пальчики.


Нередко у родителей наблюдается скептическое отношение к логопедическому массажу языка для детей. Достаточно сложно поверить, что если провести процедуру правильно, можно добиться невероятных результатов – малыш сможет произносить звуки правильно и составлять предложения.

Задачи логопедического массажа

При нарушениях речевого аппарата специалист обычно назначает артикуляционные и дыхательные упражнения. Если имеются более серьезные патологии, необходим логопедический массаж. Он считается нетрадиционным терапевтическим методом, но очень эффективным. Массаж приводит в норму работу речевого аппарата и увеличивает тонус языка.

Основные задачи процедуры:

  1. Приведение в норму дыхательного процесса при разговоре
  2. Снижение влияния заикания и дизартрии на качество жизни малыша
  3. Избавление от напряжений морального и психического характера при неверно поставленной речи
  4. Улучшение в произношении звуков
  5. Образование верной траектории движений губ и языка
  6. Усиление глотательного рефлекса
  7. Улучшение состояния голоса и голосовых связок
  8. Укрепление мышц, которые отвечают за извлечение звука и общее улучшение аппарата речи

Главной задачей считается избавление от речевого дефекта у ребенка. Нередко прослеживается чрезмерное количество слюны у детей – логопедический массаж помогает устранить эту проблему тоже.

Логопедический массаж — cons and pros

Процедура необходима в следующих случаях:

  • Дефекты голоса или его периодическая потеря
  • Неконтролируемое выделение слюны
  • Дизартрия
  • Речевой дефект
  • Заикание и плохое произношение вследствие интенсивной напряженности мышц
  • Патологии развития мышц артикуляционного аппарата

Есть ряд противопоказаний:

  • Стоматит
  • Увеличение лимфатических узлов
  • Конъюнктивит
  • Герпес в области рта
  • Гингивит
  • Простудные заражения и острые респираторные болезни

Патология изучается, основываясь на индивидуальных показателях. Окончательный вариант терапии подбирает исключительно специалист.

Обычно массажирует логопед. Это важно, так как есть сложные правила по очищению и подготовке к процедуре. В специализированных учреждениях для очищения применяют особый зонд. Если проблема не очень серьезная, разрешено проводить массаж языка ребенку для развития речидома. Тогда будет использоваться зубная щетка или шпатель.

Для логопедического массажа языка требуется высокая устойчивость внимания, поэтому на родителе или другом взрослом человеке, который хочет выполнять самостоятельно эту процедуру ребенку лежит большая ответственность.

Правила проведения процедуры

После проведения точной диагностики на современном оборудовании выявляются главные проблемы, которые связаны с аппаратом речи. Специалист, базируясь на анализах, определяет причину патологии, что делает терапию намного проще.

Исследованию подлежит структура мышц шеи, артикуляционные и мимические мышцы и верхняя область тела. Это помогает выявить даже небольшие особенности развития речи у ребенка.

Правила логопедического массажа для детей в домашних условиях
  1. Помещение важно тщательно проветрить перед процедурой;
  2. Для начала она длится от пяти до семи минут, после возрастает до двадцати минут. Следует помнить, что на это также влияет возрастная категория. Грудным младенцам массажировать язык не стоит больше пары минут. Дошкольникам – четверти часа, ученикам младших классов – двадцати минут. Также влияют личные особенности малыша;
  3. В одном курсе от десяти до двадцати процедур. В недельный промежуток делают не более трех сеансов, чтобы рецепторы языка не были раздражены;
  4. Если процедура вызывает у малыша боль и дискомфортные ощущения, лучше ее остановить. Сначала дети пугаются этих действий, но после пяти раз проведения массажа они меняют мнение.

Проведение массажа

Приспособления для процедуры могут быть различными. Дома массажировать можно зубной щеткой или ложками.

Если применять щетку, то она обязательно должна быть с мягкими ворсинками. Положить под язык марлю. Замену нужно будет производить с периодичностью в две минуты. Это важно из-за чрезмерного выделения слюны у малышей при процедуре.

Ребенок должен находиться в следующем положении:

  • Лежа на спине. Положить под область шеи небольшую подушку или мягкий валик;
  • Сидя в кресле с подголовником;
  • Полусидя в коляске (маленький ребенок);
  • На руках у родителей (когда процедуру проводит специалист, а малыш боится).

Движения кругообразные, надавливания не слишком интенсивные. Движения по спирали тоже могут быть, но после языковых упражнений. Также позволительна прерывистая вибрация щеткой по языку.

Насколько эффективен логопедический массаж легко заметить по поведению малыша. При его одобрении на его лице будут отображаться позитивные эмоции. Нередко процедуру делают в игровой форме, что позволит не только полезно провести время, но и развлечь ребенка.

Важно чтобы язык находился в расслабленном состоянии. Для этого нужно совершить аккуратные массажные движения в зоне подчелюстной ямки.

Поглаживания без щетки совершаются большими пальцами, надавливания слабые. Движения идут по направлению от середины к боковым частям. Никогда не следует забывать о замене марли.

Если специалист прописал выполнение процедуры, важно отнестись к этому с максимальной серьезностью – это говорит о наличии отклонений от нормы и патологий. Курс не только помогает в улучшении произношения, но и в укреплении мышц, которые помогают разговаривать любому человеку.

Примеры упражнений

Массаж можно делать по следующему алгоритму:

  • Начать точечные массажные движения, проводя щеточкой по левой части языка, кончику к правой области. Вырисовывать латинскую букву U;
  • Сделать еще один раз, после начать круговые движения;
  • Совершить зигзагообразные движения от середины к концу языка по очереди точечно и кругами;
  • Помассировать край левой области, чередуя точки и круги. Проделать упражнение справа;
  • Нарисовать на языке латинскую букву V по направлению с уздечки до кончика;
  • Провести две параллельные полоски слева и справа. Упражнения повторять, начиная с точек.

Перед тем как начинать логопедический массаж важно получить консультацию у врача. С маленькими детьми нужно соблюдать особую осторожность. Проводить процедуру самостоятельно можно и новорожденным, но рекомендации педиатра перед этим получить обязательно.

Речевое общение является основным средством для осуществления связи между человечеством. При помощи речи, с малых лет мы учимся познавать мир в общении. Дети неодинаковы и осваивают речь в правильной форме на разных этапах своей жизни. Данному развитию могут препятствовать многие факторы.

К причинам нарушения речи у ребёнка можно отнести:

  • наследственную генетику;
  • патологические последствия в ходе беременности и при родовой деятельности;
  • протекание психологического развития у ребёнка с задержкой;
  • нарушение самого речевого аппарата.

Если проблема в развитии малыша существует, не стоит паниковать. При выявлении первых ей показателей, необходимо сразу обратиться за помощью к специалисту - логопеду. Определив специфику нарушения, ребёнку будет оказана необходимая помощь для устранения имеющейся проблемы.

Методика воздействия при нарушениях речевого аппарата

Как правило, занятия с логопедом включают выполнение детками дыхательной и артикуляционной гимнастики. При обнаружении специалистом более серьёзных нарушений, к комплексу процедур подключают логопедический массаж. Он относится к нетрадиционному методу лечения, но очень результативен так как повышает тонуса языка и нормализует работу аппарата речи.

Логопедический массаж для детей способствует:

  • улучшению произношения;
  • коррекции голоса;
  • снижает симптоматику связанную с неврологическими нарушениями;
  • активизирует и приводит в тонус мышечную систему речевого аппарата;
  • помогает сократить время при формировании произношения.

Массаж также способствует обновлению организма, так как в процессе задействованы все ткани, клеточки и в целом система. Его влияние оказывает существенные изменения на состояние системы мышц. После активной нагрузки мышечные волокна повышают свою активность, восстанавливается и увеличивается их работоспособность .

Логопедический массаж языка для детей поможет если выявлены такие речевые нарушения как дизартрия, дислалия, алалия, ринолалия. Также его применение значительно снижает заикание у ребёнка .

Как правило, делает массаж языка логопед. Это связано с выполнением сложных правил при очистке и подготовке к процедуре языка и ротовой полости. В медицинских учреждениях при очистке используют специальный зонд. Если проблема не настолько велика, можно получив консультацию специалиста делать логопедический массаж в домашних условиях. В этом случае очистку ротовой полости осуществляют шпателем либо зубной щёткой.

Выявив характер отклонения, логопед назначает массажный курс с учётом количества сеансов и их продолжительности. На назначение определённого курса массажа влияет мышечный тонус (его состояние), возможность во время движения, наличие патологий.

Пониженный тонус

Делать логопедический массаж ребёнку нужно изначально с шейной области затрагивая плечи. Тело поглаживают мягкими и лёгкими движениями. Оказывая действие на данную область, активизируется мускулатура имеющая связь с мышцами языка.
При массаже обязательно надо затрагивать дно ротовой полости, так как данные мышцы имеют непосредственную связь с корневой областью языка.

Также надо проводить активные действия на артикуляционных мышцах. К ним относятся жевательные, скуловые, щёчные. Все действия начинают от центральной области и доводят до крайней точки.

Применяют в приёмах классический массаж с поэтапным нарастанием в давлении. При этом в области воздействия не должна ощущаться боль.

Методы проведения

  1. поглаживаем лоб вдоль и поперёк;
  2. поглаживаем верх глаза;
  3. движение от носовых крыльев до уха;
  4. поглаживаем подбородок к уху, затрагивая его нижнюю челюсть;
  5. спиральными движениями разминаем скуловые мышцы;
  6. делаем пощипывающие и в виде спирали действия на щеках;
  7. разминаем обе стороны мышц щёк, массируя внутри одним пальцем, остальные задействованы снаружи;
  8. массажируем отдельно каждую губу. Двигаемся поглаживая и пощипывая от средней точки к углам;
  9. обработка складки в области губы.

Повышенный тонус

Как делать логопедический массаж правильно имея повышенный тонус? Начинают процедуру подобрав удобное расположение для ребёнка, которое уменьшит степень проявления тонического рефлекса. Лёгкими прикосновениями поглаживают от крайних точек к центру области массажа. При этом делают усиливая давление скользящие и слегка прижимающие действия, что даёт расслабляющий эффект в области воздействия. Все циклы происходят с повтором в восемь раз. Таким образом, замедленные движения снижают тканевую возбудимость .

Методы проведения

Начинают расслабляющими движениями в шейном и плечевом отделах. Также закрепляют методику пассивным массажем делая вращения головой. Придержав голову ребёнка, необходимо выполнять круговые вращения поочерёдно в обе стороны. Таким образом при расслаблении мышцы шейного отдела, происходит снижение тонуса у самого основания языка .

Расслабление мышц на лице

  • поглаживание лба вдоль и поперёк;
  • поглаживание глаз;
  • поглаживающие действия от переносицы через область верхнего века глаза до виска;
  • гладим ото лба к щёчкам, далее подбородок через шейную область до ключиц;
  • движения от уха (мочка) к носовым крыльям;
  • пощипывание в области нижней челюсти;
  • надавливающие движения от волосяного покрова, затрагивающие всю лицевую поверхность.

Мышечное расслабление во время массажа губ

  • поглаживание губ от каждого угла к центральной точке (поочерёдно каждая губа);
  • поглаживаем верхнюю губу (начиная с верхней её точки
    книзу);
  • поглаживающие движения нижней губы (снизу к верхней точке);
  • обрабатываем носовые складочки (от носовых крыльев к углам рта);
  • надавливаем на губы, делая при этом лёгкие и вращающие прикосновения;
  • пошлёпываем губы используя подушечки пальцев.

Массаж языка

Расслабляющий массаж языка проводят предварительно, очистив из полости рта ребёнка остатки пищи. Процедуру делают по истечении полтора часового интервала после приёма еды либо за два часа до кормления. Массаж делают поглаживая во все направлениях язык. Это способствует активности большего количества мышц.

Применяют при этом данную последовательность:

  • стимуляция продольной мышцы от основания языка к самому концу;
  • стимуляция поперечной мышцы от центральной части к краю;
  • движениями в виде круга и спирали необходимо обработать всю поверхность;
  • похлопывающими движениями обойти всю плоскость языка;
  • прижимаем продольные мышцы;
  • движениями сверху вниз массажируем уздечку язычка;
  • воспользовавшись тканевой салфеткой, делаем массаж имитирующий перетирание.

Используя данную методику, специалистами рекомендовано самостоятельно делать массаж языка ребёнку в домашних условиях. Это комплекс несложных упражнений, которые по необходимости помогут справиться с отклонением речи если нет возможности регулярно посещать логопеда.

Массаж ложками

Дома также можно применить логопедический массаж ложками. Этот результативный метод, который значительно улучшит процесс развития речи у ребёнка. Для его осуществления понадобится две пары чайных ложек.

Методика проведения:

  • При помощи выпуклой поверхности ложки, необходимо производить поглаживание височной области.
  • Выпуклостью ложки делается поглаживание глазных впадин. Необходимо проводить вдоль брови к внешнему углу глаза. Обратные движения осуществлять под глазом.
  • Круговыми движениями гладятся щёки ребёнка выпуклой стороной ложки.
  • Растирание по спирали височной области горкой ложки. Закончить аккуратно нажав на область воздействия.
  • Осуществлять растирание межбровного пространства спиралевидными траекториями горкой ложки.
  • Массирование щёк от линии подбородка к глазу ребром ложки.
  • При помощи конца ложки делать растирание носогубной области.
  • При помощи кончика ложки слабыми нажатиями обработать отдельно нижнюю и верхнюю губу.
  • Область скул и подбородка нужно разминать округлостью прибора совершая движения по кругу.

Расположение во время массажа

Прежде чем начать массаж языка ребёнку, необходимо его разместить в удобном положении.

Наилучшими считаются:

  • расположение на спине. Под шею нужно подложить маленькую подушку либо мягкую ткань в форме валика;
  • проведение в кресле при наличии в нём подголовника;
  • для маленьких детей выбирают положение в коляске полусидя;
  • сидя на руках у родителей в случае присутствия у ребёнка страха перед прохождением процедуры.

Выполнение условий при проведении методики

Массаж языка логопедический вносит коррективы в тяжёлые нарушения речи только при соблюдении определённых правил.

Продолжительность и частота проведения

Время прохождения одного сеанса зависит от возраста ребёнка и уровня нарушения речи и не должно превышать 25 минут (5-25 мин) независимо от места проведения (домашние условия, детское учреждение).

Продолжительность первого сеанса до 5 минут, так как необходима адаптация ребёнка к данной процедуре . С течением времени, в зависимости от возраста, время проведения постепенно увеличивают до максимального.

Массажный курс вмещает в себя 10-20 комплексов. На эффект процедуры влияет её регулярность . Ежедневное прохождение либо с разрывом через день, даст значительный прогресс в решении проблем с речью.

Делать расслабляющий логопедический массаж для языка не рекомендуется деткам у которых присутствуют разнообразные заболевания простудного характера, наличие кожных заболеваний и воспалительных процессов ротовой полости . Ну а отсутствие противопоказаний при регулярном посещении занятий и активное родительское участие и заботливое отношение логопеда - станет залогом успешного развития правильной речи у ребёнка.

Многие люди скептически относятся к тому, что профессионально проведенный логопедический массаж языка позволит ребенку не только научиться выговаривать разные звуки в словах, но и строить целые предложения.

Логопедический массаж языка для детей проводится для целого ряда положительных изменений, которые видят не только сами родители чада, но и все окружающие люди.

Ниже приводим список основных задач, с которыми он позволяет справиться:

  1. Коррекция правильного произношения звуков (звукопроизношения);
  2. Улучшение состояния голосовых связок и голоса;
  3. Нормализация дыхания во время разговора;
  4. Устранение психических и моральных напряжений у детей, которые страдают из-за неправильно поставленной речи;
  5. Уменьшение влияния заикания, дизартрии на повседневную жизнь детей;
  6. Общее улучшение речевого аппарата и мышц, отвечающих за звукоизвлечение;
  7. Укрепление глоточных рефлексов;
  8. Создание правильной траектории движений органов артикуляции.
Список проблем, при которых прописывается логопедический массаж языка для ребенка достаточно большой, но все же главная задача — это устранение дефекта речи у детей.

Часто у детей наблюдается избыточное количество вырабатываемой слюны, поэтому врачи назначают подобные процедуры, чтобы снизить этот эффект.

Показания и противопоказания

У малыша могут наблюдаться врожденные или приобретенные отклонения, которые требуют обязательного назначения логопедического массажа языка. Среди них хотелось бы отметить следующие проблемы:

  • Нарушение голоса или его частая потеря;
  • Дефект речи;
  • Дизартрия;
  • Увеличение эффективности от занятий с индивидуальным логопедом;
  • Непроизвольное слюновыделение;
  • Проблемы с развитием артикуляционных мышц;
  • Заикания и проблема с произношением из-за сильного напряжения мышц.

Данный список показаний к проведению массажа языка у детей разного возраста может быть расширен на основе индивидуального назначения врачом. В любом случае, понадобится тщательный осмотр специалистом.

Существуют и определенные противопоказания, при которых проведение этой процедуры становится просто недопустимым:

  • Развитие острых респираторных заболеваний или пик простуды
  • Гингивит и конъюнктивит
  • Стоматит
  • Увеличение лимфоузлов и лимфотока
  • Поражение ротовой полости в результате развития герпеса

Каждая ситуация рассматривается в индивидуальном порядке , поэтому только квалифицированный врач способен окончательно выбрать вариант лечения вашего ребенка.

Условия для проведения процедуры в домашних условиях

Диагностика опытными врачами с применением современного оборудования позволяет выявить основные проблемы, связанные с речевым аппаратом.

Логопед имеет возможность на основе полученных анализов получить структуру и причину нарушения, что значительно упрощает дальнейший процесс лечения.

Обязательно исследуется мышечная структура шеи, мимические и артикуляционные мышцы, а также верхняя часть тела. Такой подход позволяет учесть даже самые мелкие особенности развития у детей речевых функций.

Теперь перейдем к особенностям проведения логопедического массажа языка в домашних условиях.

Процедура проводится в хорошо проветренной комнате. Если на начальном этапе длительность процедуры составляет всего лишь 5-7 минут, то после 4-5 занятий время увеличивается до 15-20 минут. Не стоит забывать, что от возраста ребенка также многое зависит.

Например, грудничкам допускается проводить процедуру не более 1-2 минут. В дошкольном возрасте процедура проводится в течение 15 минут, а в младших классах этот интервал можно увеличить до 20 минут. Но не забывайте и об индивидуальных особенностях каждого малыша.

Общий курс логопедического массажа языка для детей составляет 10-20 процедур в зависимости от сложности диагностированной проблемы.

В неделю рекомендуется проводить не более 2-3 сеансов, чтобы не вызывать раздражение языковых рецепторов. Отдельную подготовку к процедуре должны пройти и сами родители ребенка, ведь важно верить в то, что это действительно полезно и эффективно.

Обязательно посмотрите следующее видео, о том как делать логопедический массаж детям. Мастер-класс, полезные советы и рекомендации от профессионала.

Манипуляции с языком ни в коем случае не должен доставлять дискомфорт или болевые ощущения, в обратном случае его рекомендуется просто прекратить. Если сразу ребенок будет с боязнью относиться к этим действиям, то после 4-5 сеансов его собственное мнение кардинально изменится.

Логопедический массаж языка зубной щеткой

Логопедические инструменты для массажа языка могут быть разными. От специализированных до простых, подручных предметов. В домашних условиях можно делать логопедический массаж ложками или зубной щеткой. В нашем случае, мы разберем как быть, если под рукой есть зубная щетка.

Для сеанса следует заранее подготовить детскую зубную щетку с мягким ворсом . Под язык укладываются марлевые салфетки, которые придется менять каждые 2 минуты, поскольку у детей во время этой процедуры будет обильно выделяется слюна.

Все движения зубной щеткой должны быть кругообразными поперечными без сильного надавливания. Круговые спиралевидные движения также допускаются, но после предварительных упражнений языком. Допускается прерывистая вибрация зубной щеткой по поверхности всего языка.

Степень эффективности процедуры можно определить по реакции самого ребенка. Если ему нравится процедура, то он будет испытывать самые положительные эмоции, выражая их на своем лице.

Часто практикуется процедура логопедического массажа языка у детей в виде игры, которая станет прекрасным развлечением и полезным времяпровождением.

Язык ребенка должен быть полностью расслаблен – для этого следует нежно помассировать область в подчелюстной ямке.

Все поглаживания кроме зубной щетки проводятся большими пальцами рук без сильных надавливаний. Они должны быть направлены от центра языка к его боковым поверхностям. Повторимся, что вы не должны забывать о том, что требуется как можно чаще менять марлевые салфетки для сбора слюны .

Ожидаемый результат

Если логопед прописал вашему чаду проведение специального логопедического массажа языка, вы должны с пониманием относиться к этому, ведь имеются явные отклонения и проблемы.

Прохождение всего курса позволит не только улучшить произношение звуков, но и укрепит артикуляционные мышцы, которые задействованы в разговоре у каждого человека.

Заключение

Прежде чем приступать к процедурам со своим чадом, мы рекомендуем пройти специализированные курсы логопедического массажа. Времени это займет не много, зато вы будете уверены в своих силах и точно знать, что не навредите.

Обучение логопедическому массажу краткосрочное, его можно пройти в пару занятий. Обратитесь к своему детскому врачу за консультацией по этому вопросу.

С маленькими детьми нужно быть всегда очень чуткими и бдительными. Научиться возможно и самостоятельно, но никак не обойтись без рекомендаций педиатора.



  • Разделы сайта