Как строилась олимпийская деревня в сочи. Компании, строившие объекты для Олимпиады в Сочи, разорились. Подрядчики сетуют, что им не возместили увеличившиеся затраты. Все для спорта

Со своими широкими плечами и массивной головой, глава российских железных дорог выглядит человеком из стали - не боящимся никого и ничего. Когда его компания прокладывает дороги в Иране и Северной Корее, он почти, как второй министр иностранных дел. С его огромным бюджетом, он также является серьезной политической фигурой в России, а учитывая, миллионы работников, работающих на него, еще и крупный глава компании.

Якунину нравится надевать форму на парадные мероприятия. Посеребренные листья дуба на его воротнике напоминают советские времена, когда в системе железных дорог было звание генерала. Но на последнем открытии современной станции в олимпийском Сочи он был в гражданской одежде: темно-синий костюм с розовым шелковым галстуком. Но даже без своей формы, топ-менеджер застыл в позе оловянного солдатика рядом со своим президентом. Поза Якунина выражала гордость, но также и отчасти волнение - даже, несмотря на то, что он принадлежит к кругу друзей Владимира Путина и знает президента уже больше 20 лет. "От имени всего коллектива российских железных дорог, я хочу поблагодарить вас за оказанное доверие и поддержку, а также за тот контроль, который вы осуществляли постоянно", - заявил Якунин.

«Контроль» - ключевое слово, когда речь заходит о Сочи, и оно также относится к играм власти и денег в кабинетах в Москве, в коридорах министерств и на верхних этажах крупнейших компаний. В этих соревнованиях нет медалей за победу. Победой становится место в российской властной верхушке. И участники не ждут ободряющих аплодисментов; они ждут одобрения всего лишь одного-единственного человека: Владимира Путина.

Всего 18 месяцев тому назад Путин выглядел слабым на фоне подтасовок на выборах и массовых акций протеста. А сейчас он использует Олимпийские Игры, чтобы представить себя лидером, способным на многое. И он пользуется этим событием, чтобы консолидировать свою власть и отпугнуть противников. Те, кто беспрекословно подчиняются ему - будут вознаграждены соответствующим образом. Те, кто ослушаются - потеряют его благословение.

"Информационная война’

Железнодорожный магнат Якунин является лучшим защитником Путина, когда дело доходит до коррупционных слухов, критики возросших затрат и обвинений в гомофобии. Он архи-консервативен и убедительно красноречив. Он возмущен "информационной войной, развязанной западом против России". И он говорит: "Мы начали с нуля и построили электростанции, шоссейные развязки и туннели за рекордное время. Конечно же, все это стоит денег". Его новая огромная железнодорожная станция в Сочи была построена всего за 3,5 года; центральная станция, открытая в Берлине к ЧМ-2006 строилась вдвое дольше.

Крупнейшие спортивные чиновники с Запада - как, например, Жан-Франко Каспер, швейцарский президент международной лыжной федерации, хотели бы видеть Якунина под судом. Каспер утверждает, что одна треть всех денег, направленных в Сочи, растворилась. "Откуда он уверен в этом? Может быть, он замешан в коррупции", - гремит в ответ Якунин. "Он порочит Россию".

Железнодорожная компания Якунина построила восемь крупных проектов общей стоимостью 6,6 миллиардов евро (9 миллиардов долларов) в Сочи, включая новую дорогу и железнодорожную ветку протяженностью в 42 км от курорта у Черного Моря в Кавказские горы. Сюда же входит упомянутый вокзал, мощности которого позволяют обслуживать столько же пассажиров - сколько и в Берлине, и это, несмотря на то, что в немецкой столице в 10 раз больше пассажиров, чем в Сочи. Рабочие Якунина уложили 332 тысячи кв. метров асфальта, 54 тысячи кв. метров гранита и высадили 6000 растений. "Президент остался доволен нашей работой", - отметил Якунин.

Оставаться в президентском фаворе стоит того: Якунин по-прежнему остается на своем посту, несмотря на то, что известный блоггер и оппозиционер Алексей Навальный несколько месяцев тому назад выяснил, что железнодорожный босс не только замечательный исполнитель чужих поручений, но также способен хорошо позаботиться о себе. Навальный написал о том, что Якунин выстроил себе целый дворец за пределами Москвы, в котором десятки комнат и есть специальная зона климат-контроля для меховых шуб его жены. Якунин заявил, что это не что иное как "кампания по порочению".

Но прямо перед тем, как откровения Навального стали доступны всем, Путин выразил свою поддержку Якунину, поскольку в Москве начали ходить слухи о том, что его могут ссадить с путинского обоза. Даже несмотря на то, что новостное государственное агентство уже объявило о том, что Якунин - это история.

Сочинская кормушка

Весьма вероятно, что слухи подкрепляла команда премьер-министра Дмитрия Медведева. Он уже давно пытался избавиться от Якунина, но Путин не показал и вида того, что перестанет оказывать ему поддержку. Вместо этого сам Медведев благодаря президенту превратился в политического карлика. Бывший президент России сейчас смотрится абсолютно беспомощным. Большинство его ближайших союзников убраны с важнейших постов и подальше от кормушки в Сочи.

Среди них Ахмед Билалов. Билалов - застройщик из республики Дагестан; его компании было поручено вести постройку горнолыжных трамплинов в Сочи. Год назад Путин сделал Билалова примером в своей борьбе с коррупцией вокруг сочинских Игр, самых дорогих в истории олимпийского движения. В прямом эфире Путин отругал Билалов за то, что спуски еще не были готовы, а также за то, что затраты выросли до 174 миллионов евро - в семь раз превысив начальную стоимость.

В тот момент Билалов являлся вице-президентом российского Олимпийского комитета и членом партии власти. Почти сразу же после инцидента в эфире Билалов был снят со всех постов и скрылся в Лондоне.

Его снятие должно было послужить предупреждением. И как в большинстве случаев в России, это был пример абсолютной безжалостности. Вскоре после того, как Путин выразил свою неудовлетворенность Билаловым, следователи из Москвы открыли уголовное дело по застройщику, обвинив его и его брата в незаконном обращении с государственными деньгами. Интересно, что власти предъявили обвинение компании Билалова в оформлении кредита на постройку олимпийских объектов, которые затем были вложены в банк, принадлежавший Билалову и предоставлены в займ под тройной процент. Следователи выяснили, что братья получили выгоду на этом деле в размере 1 миллиона евро.

Билалов заявил, что эти обвинения были "бесстыдной ложью". Он утверждал, что крупнейший акционер его компании - один из тех, кто разбогател на инвестиционном буме в Сочи - стоит за этим скандалом. А конкретно - принадлежащий государству Сбербанк, крупнейший и старейший финансовый институт в стране. После того, как браться Билаловы вышли из дела, контроль над компанией получил «Сбербанк».

До сих пор неясно, чья версия правдивее. Но в целом дело видится так, будто кто-то пытался преследовать личный интерес, без ведома Кремля. И он обратился не к тем покровителям.

"Налог на олигархов"

Билалов стал не единственной жертвой триумфальных игр власти. Сразу после того, как Сочи был выбран место для проведения Игр в июле 2007 года, нелюбимые олигархи ельцинской эпохи были силой вынуждены инвестировать в проекты черноморского города. Один из них никелевый олигарх Владимир Потанин, премьер-министр ельцинской эпохи, чье состояние оценивается примерно в 14,3 миллиарда долларов. Еще один - алюминиевый магнат Олег Дерипаска, женатый на внучатой племяннице Ельцина и чье состояние оценивается в 8,5 миллиарда долларов.

"Участие в сочинских проектах это своего рода налог на олигархов", - говорит бывший премьер-министр Михаил Касьянов. "Если хочется продолжать вести дела в России, тогда нужно помогать Путину".

Потанин один из тех, кому более-менее доверяют в Кремле, потому что он завершил свои проекты стоимостью в 2 миллиарда евро вовремя. Сюда входят горнолыжный курорт с отелями и ультрасовременным горнолыжным подъемником. Компания Дерипаски «Русал» в свою очередь очень сильно закредитована и особенно зависима от государственного банка ВТБ. И, что самое интересное, рабочие по-прежнему наводят завершающие штрихи на его 500-миллионную Олимпийскую Деревню за три недели до открытия Игр.

Несмотря на прошлые различия, оба магната имеют и нечто общее между собой. Они оба хотят, чтобы их инвестиции окупали деньги налогоплательщиков. Вместе с главами государственных компаний Газпрома и Сбербанка, которые также вложили миллиарды в Сочи, Потанин и Дерипаска требуют, чтобы государство "обеспечило хотя бы минимум вложенных ими средств". Они не верят в то, что Сочи после того как Олимпийские Игры пройдут станет туристической меккой (планируется, что каждый день проведения Олимпийских Игр будет бронироваться около 50000 комнат), о чем мечтают в Кремле. В этом пессимизме нет ничего удивительного, учитывая, что сейчас в Сочи примерно половина мест для проживания от того количества, которое имеется в Москве - мегаполисе с 14-миллионным населением.

Но есть и множество магнатов для кого сочинские игрища стали источником богатства с самого начала. Один из них - Аркадий Ротенберг. Примерно 30 лет тому назад Ротенберг был директором спортивной школы для детей в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге). Вслед за развалом Советского Союза, он стал понемногу торговать с Финляндией. Но на крупном уровне он был неизвестен. Сегодня же 62-летний миллиардер вместе со своим братом Борисом контролируют банки, трубопроводы и строительные фирмы.

Кремлевские «шишки»

Путь братьев Ротенбергов к богатству начался, когда их друг детства начал свой карьерный путь в Москве: конечно, это Владимир Путин. Когда-то они вместе занимались дзюдо. Сегодня Аркадий Ротенберг владеет клубом дзюдо, а Путин является его почетным президентом. Ротенберг считается тренером Путина - он также возглавляет московский хоккейный клуб «Динамо», чье руководство насчитывает немало кремлевских «шишек».

Учитывая все это, нет ничего удивительного в том, что Ротенберг стал миллиардером за несколько лет. В 2008 году, когда Газпром продал свои пять дочерних компаний, занимающихся трубопроводами и компрессорными станциями, то братья прикупили все это по сходной цене в 227 миллионов евро. Покупателями выступили компании с Кипра, подконтрольные Аркадию Ротенбергу.

Компании Ротенберга получили контракты в Сочи на 4,8 миллиарда евро - об этом пишет Bloomberg. Сюда относится сооружение дорог, трубопроводов и медиацентра. Наблюдатели полагают, что в противоположность Дерипаске и Потанину, Ротенберг не потерял денег в результате реализации олимпийских проектов, а вместо этого еще и подзаработал неплохо потому, что заказчиком выступило государство.

Однако в первую очередь присутствие государства в Сочи материализуется в форме «Олимпстроя», компании ответственной за постройку большинства спортивных сооружений на Играх. Это одна из семи крупнейших подконтрольных государству компаний, и она же является отличной площадкой для коррупции. Парадоксально, что принадлежащие государству компании считаются некоммерческими компаниями и поэтому освобождены от требования предоставлять детальные годовые отчеты.

История «Олимпстроя» обнажает слабости системы - системы, в которой деньги и власть концентрируются в руках нескольких людей, не обеспечивающих должное управление. Основанная шесть лет тому назад она уже сменила трех глав по причине слабости их власти во взаимоотношениях с местными властями, или потому, что они входили в конфликт с крупнейшими представителями правительства. На данный момент ее возглавляет чиновник из Москвы.

Чемпионат Мира по футболу не за горами

Хаос, творящийся внутри верхушки крупнейшей компании, занимающейся Олимпийскими Играми демонстрирует нам то, что между различными элитами существуют конфликты по поводу потоков денег, пишет эксперт по России Роберт Орттунг. Он ссылается на исследование о тратах «Олимпстроя», которые демонстрируют, что траты на объекты в России превышают международные аналоги на 57 процентов. Разница, по его мнению, утекла в карманы властных лиц этих компаний.

Игры уже через несколько дней. Но среди московской интеллигенции уже стало модно выражать неудовольствие гигантским размахом олимпийских Игр, идут споры о деньгах, лояльности и тех, кто замешан. Большинство россиян предвкушают действо на берегу Черного моря и практически ничего не слышали о бойкоте с Запада. А если и слышали, то в недоумении пожимают плечами.

Не приедет немецкий президент? Не слышал. Разговоры о гомосексуалистах? Чушь. Большинство россиян не в курсе дебатов вокруг гомофобии, хотя известно, что некоторые ТВ-звезды и политики являются геями.

Но когда олимпийский дух через несколько месяцев испарится, а экономика вернется в депрессию и россияне начнут замечать то, сколько денег было потрачено на Игры в Сочи, Путин обеспечит пару снятых голов. И тогда будет самое время взглянуть на еще одно раздутое в перспективе зрелище. Через четыре года в России пройдет Чемпионат Мира по футболу.

Подготовка и проведение XXII зимней Олимпиады в Сочи стали самыми дорогими за всю историю Олимпиад. На Олимпиаду в Сочи потрачено 214 миллиардов рублей - примерно 50,66 миллиарда долларов.

Откуда деньги?
По официальным данным, расходы на строительство спортивных сооружений и обеспечивающих их объектов, составляют 214 млрд руб. Из них государственные средства — 100 млрд руб. и 114 млрд. – это вложения частных инвесторов.

Финансовые расходы на развитие инфраструктуры Сочинского региона в целом — это очистные сооружения, новые дороги, энергетическое переоснащение и т. д., составляют 1,3 трлн рублей . Из них государственные (бюджетные) средства — 430 млрд., и финансовые вложения частных инвесторов — 900 млрд.

Что построено в Сочи к Олимпиаде?

Олимпийские объекты Сочи находятся в горном и прибрежном парках, расстояние между которыми менее 50 км. Горные Олимпийские объекты находятся на высоте 3000 метров в Красной поляне. Добраться с побережья Чёрного моря до гор в Красную Поляну можно за 30 минут по железной дороге.


В Прибрежном Олимпийском парке Сочи, на главной Олимпийской площади находятся:


Стадион «Фишт». Фишт – это горная вершина высотой 2 857 метров над уровнем моря, в западной части Главного Кавказского хребта. С адыгейского языка «Фишт» переводится, как «Белая изморозь», «Седоглавый» или «Белая голова», так как его вершина всегда в снегу. Стадион «Фишт» напоминает по форме скалистый утес, накрытый прозрачной крышей сквозь которую хорошо видна горная вершина от подножья до пика.

Это уникальное спортивное сооружение вмещает 40 тысяч зрителей. На стадионе «Фишт» прошла церемония открытия XXII зимних Олимпийских игр в Сочи. Вместимость стадиона «Фишт» после окончания Олимпийских игр будет увеличена до 45 тысяч мест.

Стадион «Фишт» станет местом проведения футбольных матчей национальной сборной России, современным тренировочным спортивным центром, а также будет служить для проведения массовых спортивных и развлекательных мероприятий.


Ледовый дворец «Большой» — великолепное здание, напоминающее по форме замёрзшую каплю, покрытую сферическим куполом серебристого цвета. Ледовый дворец вмещает 12 000 зрителей. Слово «Большой» стало понятным и узнаваемым во всех странах мира и вызывает у людей устойчивую ассоциацию с Россией – Большим театром, традициями русской школы балета, классической школой русского фигурного катания, хоккея и другими достижениями России — самой большой страны в мире.

Государственная организация «Олимпстрой» взяла на себя расходы по строительству Большого ледового дворца, как и стадиона «Фишт». Строительство ледового дворца закончилось в 2012 году и обошлось в 300 миллионов долларов. Генеральным подрядчиком выступила омская организация ООО «НПО Мостовик».

В Большом ледовом дворце во время Олимпиады будут проходить соревнования по хоккею с шайбой. После Олимпийских игр Большой ледовый дворец станет многофункциональным спортивным, концертным и развлекательным центром.

Ледовая арена «Шайба», как и Большой ледовый дворец, построена в 2012 году и является частью комплекса спортивных сооружений Международной федерации хоккея с шайбой. Название ледяной арены «Шайба», как и круглая форма здания, отражает главное предназначение ледовой арены — для игры в хоккей. В апреле 2013 года на ледовой арене был проведен Чемпионат мира по хоккею среди юниоров, в августе и сентябре — турнир «Четырёх наций» по хоккею.


Ледовая арена «Шайба» вмещает 7 тысяч зрителей. Этот Объект стоимостью 35,5 миллиона долларов профинансировала компания ООО «УГМК-Холдинг», а генподрядчиком было Челябинское шахтостроительное предприятие. Одним из преимуществ

«Шайбы» является ее конструкция, которую можно легко разобрать и собрать в другом месте. Ледовая арена «Шайба» может использоваться не только в Сочи, но и в других городах России, например, планируют переместить в Краснодар.

Керлинговый центр «Ледяной куб» может вместить 3000 зрителей, построен в 2012 году — здесь прошёл Кубок России по керлингу. На XXII зимней Олимпиаде и Паралимпийских играх в Сочи все соревнования по керлингу пройдут в комплексе «Ледяной куб». Сооружение по форме напоминает ледяной куб серебристого цвета.

Как и ледовая арена «Шайба», конструкция «Ледяного Куба» легко разбирается. После Олимпиады кубическое «Ледяной куб» останется на прежнем месте, но будет переоборудовано в многофункциональный спортивно-развлекательный центр. Всё спортивное оборудование для кёрлинга перевезут в новый центр в Москве.
Главный инвестор «Ледяного куба» — ОАО «Инвестиционная компания Славобласть», а генеральный подрядчик - ООО «НПО Мостовик».


Дворец зимнего спорта «Айсберг» рассчитан на 12 тысяч мест, используется с декабря 2012 года. Название дворца «Айсберг» звучит понятно на всех языках. Эта уникальная арена, по форме напоминающая айсберг, возводилась на болоте, что потребовало от строителей и проектировщиков дополнительных усилий. Строительство объекта в 278 млн. долларов Финансировал «Олимпстрой» по проекту «Моспроекта-4».

Во время зимней Олимпиады во дворце «Айсберг» пройдут соревнования по фигурному катанию и по шорт-треку. После Олимпиады-2014 дворец «Айсберг» может быть легко перемещён в любой другой город России.

Конькобежный центр «Адлер-Арена». В центре Олимпийского парка находится овальная по форме «Адлер-Арена» — это конькобежный центр, построенный в конце 2012 года. В Олимпийских играх на «Адлер-Арене», вместимостью 8 000 зрителей будут проходить соревнования по конькобежному спорту.

Строительство «Адлер-Арены», как и других спортивных объектов прибрежного Олимпийского парка, велось за счёт государственной компании «Олимпстрой». Бюджет проекта составил почти 200 млн. долларов. После Олимпиады «Адлер-Арена» станет крупнейшим выставочным центром на юге России.

В Олимпийском парке туристы смогут увидеть 68 художественных объектов созданных специально для Олимпийского парка художниками победителями всероссийского конкурса от государственной корпорации «Олимпстрой».

В Олимпийский парк под открытым небом попали работы известных скульпторов и молодых авторов со всей России. Коллекция художественных объектов, расположенных в Олимпийском парке, отличается высоким уровнем мастерства авторов, и не имеет аналогов ни в России, ни за рубежом.


Вокруг Олимпийского парка вскоре будет построена гоночная трасса 6 км для проведения соревнований Формулы 1. Первая авто гонка здесь пройдет в октябре 2014 года. Трасса в Сочи ни в чём не будет уступать зрелищному канадскому автодрому имени Жиля Вильнёва. В общем, в Сочи есть, на что посмотреть!

Хроники строительства объектов Олимпиады «Сочи-2014»

Олимпийский парк -- один из самых главных объектов XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи, общей площадью более 200 га, расположен на побережье Чёрного моря в Имеретинской низменности. Впервые в истории зимних олимпийских игр создавался Олимпийский парк и на сегодняшний день суммарная площадь олимпийских объектов самая большая в мире. Одновременно в парке могут находиться около 75 тыс. посетителей. Он объединяет все спортивные объекты, парковую зону и объекты инфраструктуры.

Все олимпийские объекты по месту расположения стоит разделить на входящие в состав Прибрежного и Горного кластеров.

Рисунок 3 - Прибрежный кластер олимпийских объектов Сочи-2014


Рисунок 4 - Горный кластер олимпийских объектов Сочи-2014

Расстояние между Прибрежным и Горным кластером -- всего 48 километров, добраться от одного объекта до другого можно будет по новой железной дороге всего за 30 минут.

Власти Сочи выделили также и Городской кластер, где центральное место в подготовке Сочи к проведению Игр заняла модернизация транспортной инфраструктуры. Отстраивались новые коттеджные поселки для жителей вынужденных переселиться из домов в районе строительства, проводилась модернизация - водоснабжения, канализации и электропитания. Демонтированы старые и запущены новые очистные сооружения. Окрасилась городская набережная, и расширился морской порт. Расширилось здание городской больницы, уже принят в эксплуатацию новый хирургический комплекс.

К Олимпиаде-2014 года в Сочи были возведены 235 объектов, из которых всего 11 -- новые спортивные сооружения олимпийского уровня, возводимые буквально с нуля, остальные -- объекты инфраструктуры, в частности 100 гостиниц и отелей, 5 ТЭС, строительство которых было направлено на развитие города, как климатического, морского и горнолыжного курорта. Отчет Оргкомитета Сочи-2014 об экологической стратегии.. - 2014 - 129с. Стр. 82

Подготовка к Олимпиаде непосредственно самого города Сочи включала в себя строительство автодорожного моста через реку Сочи в районе Краснодарского кольца, обустройство автомобильной транспортной развязки «Адлерское кольцо», капитальный ремонт некоторых нуждавшихся в реконструкции жилых зданий, поликлиники и больницы, строительство двухуровневых транспортных развязок на восьми наиболее загруженных сочинских перекрестках.

Как видим, в Городском кластере особое внимание было уделено строительству именно дорог и ремонту зданий, после введения в эксплуатацию основных строящихся развязок и магистралей курорта - пропускная способность дорожной сети Сочи увеличилась в 2,7 раза.

Прибрежный кластер

Главным, наиболее значимым объектом Прибрежного кластера стал Центральный Олимпийский парк, который объединил парковую зону, все спортивные объекты кластера и объекты инфраструктуры.

Впервые в истории Зимних Олимпийских игр все ледовые арены, на которых прошли соревнования, расположились в шаговой доступности друг от друга. Олимпийский парк Сочи рассчитан на 75 тысяч посетителей. В состав этого крупного комплекса состязательных объектов вошли:

2007-2013 года - сроки строительства Олимпийского Стадиона «Фишт».

Рисунок 5 - Олимпийский Стадион «Фишт»

Вместимость этого значимого сооружения -- 40 тысяч человек. Именно здесь прошли церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр, главной особенностью здания стала полупрозрачная кровля, которая придала ему образ снежной вершины, в честь которой стадион и получил свое название. Фишт -- на адыгейском языке означает «Белая голова» или «Седоглавый», эта вершина, хорошо заметная всем зрителям стадиона, поднимается на высоту 2857 метров над уровнем моря и является одной из самых популярных в России. Сверкающая снежная шапка послужила и прообразом оригинальной архитектурной концепции центрального олимпийского стадиона. С трибун можно любоваться Чёрным морем и панорамой Кавказских гор.

2009-2012 года - сроки строительства Ледового дворца «Большой»

Рисунок 6 - Ледовый дворец «Большой»

В Ледовом дворце были проведены хоккейные матчи Еврохоккейтура. Дворец имеет колоссальную высоту (49 м), его плавные очертания и серебристый цвет купола придают сооружению сходство с огромной замерзшей каплей. Благодаря диодным световым приборам, вмонтированным в крышу дворца, она способна светиться любыми цветами и передавать изображения. Внутри дворца, поделённого на две площадки -- игровую и тренировочную, есть кольцевая дорога, по которой автобусы доставляли хоккеистов прямо к раздевалкам их команд. На арене установлено новейшее звуковое оборудование -- более 30 микрофонов, которые записывали и транслировали живой звук, что позволило телезрителям погрузиться в атмосферу спортивного азарта, царящую на стадионе. Большая ледовая арена рассчитана на 12 тысяч посетителей.

2009-2012 года - строительство Дворца Зимнего Спорта «Айсберг»

Рисунок 7 - Дворец Зимнего Спорта «Айсберг»

Снаружи здание дворца, имеющее криволинейные очертания, покрыто мозаично уложенными разноцветными панелями, внутри этот приём использован в оформлении зрительских мест, которые также разноцветны -- бирюзовые, синие, белые. Дворец «Айсберг» не только является нарядной ареной, он также функционален: современные технологии позволяют быстро намораживать необходимое количество льда и переоборудовать арену в кратчайшие сроки, в зависимости от проводимых соревнований -- шорт-трек или фигурное катание. Зимний дворец рассчитан на 12 тысяч зрителей.

2010-2012 года - сроки строительства конькобежного Центра «Адлер - Арена»

Рисунок 8 - Конькобежный Центр «Адлер - Арена»

Овальный стадион, в котором были проведены соревнования по конькобежному спорту, рассчитан на 8 тысяч посетителей. В оформлении комплекса преобладают оранжевый, жёлтый и белый цвета. В частности, в этих цветах выполнен интерьер комплекса и зрительские места.

2010-2013 года - сроки строительства Ледовая Арена «Шайба»

Рисунок - 9 Ледовая Арена «Шайба»

«Шайба» имеет скруглённые очертания, снаружи декорирована белыми и синими панелями, расположенными на диагональных полосах. Полосы опоясывают всё здание, создавая впечатление стремительного круговорота, спортивного вихря, в который попадают спортсмены во время хоккейных состязаний. Название арены также выбрано неслучайно: «Шайбу!» -- это традиционный клич российских болельщиков, которым они поддерживают команды. Малая, рассчитанная на 7 тысяч человек деловая арена олимпийских состязаний объект сборно-разборного типа.

2010-2012 года - сроки строительство Центр керлинга «Ледяной куб»

Рисунок 10 - Центр керлинга «Ледяной куб»

Наружное убранство комплекса лаконично: вся поверхность здания покрыта зеркальными панелями. Это еще один сборно-разборный объект Олимпиады с возможностью переноса на другое место после завершения соревнований. Рассчитан на 3 тысячи человек и отличается простым, сдержанным дизайном.

Красная поляна расположена в 40 км от побережья Черного моря, на высоте 650 метров над уровнем моря. Курорт со всех сторон окружён величественными горными вершинами. С севера скалистая гряда Ачишхо, с южной стороны высится мощный массив четырёхглавой Аибги. Горы Чугуш, Ассара, Дзитаку, Псеашхо - с востока, и с северо-востока. На северном склоне хребта Аибга в 7 км от посёлка расположен горнолыжный комплекс. Канатно-кресельная дорога, состоящая из четырёх очередей, поднимет на высоту 2230 метров. Это красивейшее место, от которого захватывает дух.

Горный кластер состоит из четырех частей - "Горная карусель", "Альпика-Сервис", "Роза-Хутор", горно-туристический центр "Газпром".

Комплекс для соревнований по лыжным гонкам и биатлону «Лаура»

Комплекс состоит из 2 отдельных стадионов, имеющих зоны старта и финиша, 2 отдельных систем трасс для биатлона и лыжных гонок, стрельбища, а также зон для подготовки к соревнованиям. Общая протяжённость трасс 15 км. Стрельбище биатлонного стадиона построено с учётом местной розы ветров, мишени защищены от ветра. «Лаура» рассчитана на прием 9,6 тысяч зрителей, находится в 10 километрах от Красной Поляны. После завершения Олимпийских игр «Лаура» продолжит функционировать как лыжный комплекс международного значения.

2008-2010 года - сроки строительства горнолыжного Центра «Роза Хутор»

Рисунок 11 - Горнолыжный Центр «Роза Хутор»

Горнолыжный центр «Роза Хутор» расположен на хребте Аибга, в Кавказских горах. Этот центр является комплексом трасс международного уровня. После Олимпийских игр стал частью престижного горнолыжного курорта. Комплекс рассчитан на 8 тыс. сидячих и 10 тыс. стоячих зрительских мест. В состав комплекса также входит основная горная олимпийская деревня, в которой жили спортсмены-горнолыжники, сноубордисты, бобслеисты и другие.

2008-2012 года - строительство комплекса для прыжков с трамплина «Русские Горки»

Рисунок 12 - Комплекс для прыжков с трамплина «Русские Горки»

Комплекс трамплинов расположен на стыке двух горных хребтов. Это уникальное расположение защищает прыгунов от порывов бокового ветра. Он состоит из современных олимпийских трамплинов К-95 и К-125 и является местом проведения соревнований по прыжкам с трамплина и лыжному двоеборью. Комплекс, рассчитанный на 9,6 тысяч человек, после окончания Олимпиады стал Национальным тренировочным центром для лыжников.

2008-2012 года - строительство Центра санного спорта «Санки»

Рисунок 13 - Центр Санного Спорта «Санки»

Санно-бобслейная трасса расположилась на горнолыжном курорте «Альпика-Сервис» с финишной зоной на территории урочища «Ржаная Поляна». Уникальной чертой трассы являются три контр уклона, чего нет ни на одной другой трассе в мире. Передовые технологии подготовки льда обеспечивают точный и постоянный контроль над температурой трассы. «Санки» -- полноценная трасса, которая позволяет проводить тренировки почти круглый год. Этот комплекс может принять до 9 тысяч человек.

2010-2012 года - строительство Сноуборд-парк и Фристайл-центр «Экстрим»

Данный объект расположен к западу от плато “Роза хутор “. Он включает Сноуборд-парк на 15 тыс. зрителей и Фристайл-центр на 14 тыс. зрителей. В нём расположены олимпийские трассы для лыжной акробатики, могула, ски-кросса, хафпайпа, слоупстайла, сноуборд-кросса.

2009-2012 года - строительство Олимпийской деревни

Кроме того, в Сочи были построены и две Олимпийские деревни -- основная, готовая принять 3 тысячи гостей и горная, рассчитанная на 2,6 тысяч жителей. Жилой массив включает около 50 зданий различной этажности, 16 из которых предназначены для параолимпийцев. Строительство олимпийских объектов сопровождается также и бурным развитием строительной сферы в Сочи в целом. Был отстроен новый медиацентр, он находится в непосредственной близости Олимпийского парка рядом со спортивными объектами прибрежного кластера. Неподалёку от медиацентра расположена железнодорожная станция «Медиацентр», а также дороги, ведущие к аэропорту, горному кластеру, гостиничному комплексу и центру Сочи. После проведения Игр медиацентр стал использоваться как торгово-развлекательный центр.

Транспортная инфраструктура была построена в период с 2009-2013 года.

В Сочи в преддверии Олимпийских игр введен в эксплуатацию ряд дорожно-транспортных объектов. Среди них и канатные дороги, благодаря которым будет осуществлена доставка зрителей в места проведения соревнований. От железнодорожной станции «Красная Поляна» на отметке 550 м до Приюта №2 на отметке 1646 м построена уникальная канатная дорога. На сегодняшний день это самая длинная в мире «канатка» с кольцевым движением, её длина составляет 5369,7 метров, вместимость кабин -- до 30 человек, пропускная способность -- 3 тысячи человек в час в каждом направлении. Крупный пересадочный узел обеспечит доступ туристов и участников Олимпиады на хребты «Аибга» и «Псехако». Предусмотрено новой схемой и то, что основным городским средством передвижения станет железнодорожный транспорт. По железной дороге в Сочи курсируют современные электропоезда. Автобусы и маршрутки довозят пассажиров до остановочных пунктов, где можно будет пересесть на поезд и уже на нем добраться до нужного места. Пассажиры могут добраться из центра Сочи в аэропорт, как в Москве, на «Аэроэкспрессе», минуя пробки.

Всего же РЖД вела строительство шести объектов в Сочи в рамках подготовки к Играм 2014 года. Создавались грузовые дворы, строились двупутные вставки для усиления железной дороги на участке Туапсе -- Сочи, создавались пассажирские терминалы в Сочи, Дагомысе, Мацесте и Хосте, строился спальный корпус в санатории «Мыс Видный».

Главный проект РЖД -- создание совмещенной авто- и железной дороги «Адлер -- Альпика-Сервис» (период строительства: 2009-2012 гг.). Новая дорога протяженностью 48 километров соединяет Адлер, Олимпийский парк и Красную Поляну. Она связывает шесть спортивных арен на берегу Чёрного моря и пять центров горного кластера. Дорога проходит сквозь горные массивы через 12 тоннелей. Самый короткий тоннель на трассе -- 141 м, самый длинный -- более 4000 м. На новой трассе возвели около 50 мостов, среди них первый на юге России вантовый автомобильный мост. Максимальный пассажиропоток на железной дороге составляет 8,5 тысяч пассажиров в час, а по автомобильной дороге -- 11,5 тысяч. Поездка до конечной станции в горах занимает около получаса,12 комфортабельных поездов, развивая скорость до 160 км/ч, доставляет пассажиров в край, еще не потерявший ускользающий Олимпийский аромат.

В Сочи были построены в 2010-2012 гг.: сеть подвижной радиосвязи стандарта TETRA на 100 пользовательских групп (ёмкостью 10 тыс. абонентов) , 700 км волоконно-оптических линий передачи вдоль автомобильных дорог на участках Анапа -- Джубга -- Сочи с ответвлением Джубга -- Краснодар, инфраструктура цифрового телерадиовещания, включая радиотелевизионную передающую станцию (здание и башню) с покрытием территории от Грушевой Поляны до Сочи и Анапы. В проект также входил создание инфокоммуникационного центра вещания на зарубежные страны через три спутника связи в стандарте HDTV.

Международный аэропорт (2008-2010 гг)

Международный аэропорт Сочи первым встречает гостей курортного города Сочи. После модернизации пропускная способность аэродрома увеличена в два раза -- с 12 до 24 взлётов и посадок в час.

Во время Олимпийских игр аэропорт принимал 3 800, что полностью соответствует требованиям МОК. Взлетная полоса была увеличена на 300 м, её длина была доведена до 2500 м при ширине 49 м. В Геленджике, Минеральных Водах и Краснодаре к 2010 году были построены резервные аэродромы. Новый аэровокзал называют самым «зелёным» в России. Часть электроэнергии в аэропорту вырабатывают солнечные батареи. Аэропорт Сочи -- единственный в Росси, аэровокзал с внутренним двориком и вечнозелёными насаждениями.

Завтра два года, как в Сочи открылись Олимпийские игры, продолжаю предаваться воспоминаниям. Этот снимок был сделан в апреле 2009 года. На нем Имеретинская низменность, весь будущий Олимпийский парк. Ориентир - небольшая рощица справа, это кладбище староверов, которое не тронули в процессе строительства, только скрыли за забором и высокой живой изгородью. Еще один ориентир - небольшой бугорок, холмик и проплешина от оползня рядом, их можно найти и на втором снимке, чтобы сориентироваться на местности. Менее чем за ПЯТЬ лет до Олимпиады на месте её проведения росла трава, не было даже намека на спортивные дворцы и прочие сооружения.

3.
Этот снимок сделан в конце мая 2009 года. Круг, очерченный дорогой и столбами - это внешний контур будущего Большого ледового дворца, того самого, где вчера хоккейный клуб Сочи обыграл омский Авангард. Построено это грандиозное сооружение, кстати, омичами, компанией "Мостовик".

4.
Еще несколько снимков из мая 2009, площадка для будущего хоккейного дворца, чуть дальше вырастут Айсберг, Адлер-арена, Медаль-плаза. Вдали, как ориентир, виднеется Блиново.

5.

6.

7.
Не секрет, что проектирование олимпийских объектов продолжалось непосредственно по время строительства. Вот в этой палатке, до того, как построили модульный административный корпус, работали проектировщики "Мостовика". Здесь же и обедали.

8.

9.

10.
А это уже сентябрь 2009 года, все тот же Большой ледовый дворец с уже проглядывающими очертаниями.

11.

12.

13.

14.

15.
А это - будущий керлинг-центр, Ледяной куб. Вначале предполагалось, что после Олимпийских игр его разберут и переместят в другой город. Но не сделали это. Сегодня Ледяной куб - один из наиболее используемых объектов постолимпийского наследия.

16.

17.
На пике строительства объектов для сочинской олимпиады в Сочи трудились более 150 тысяч привлеченных специалистов. Значительную часть из них составляли вот такие работящие ребята из солнечных республик, бывших когда-то в дружной советской семье народов. Конкретно эти парни - из Ферганской долины в Узбекистане. Вот в таких модульных домиках, в таких комнатах они жили все годы олимпийского строительства. Как ни крути, но и спортивные объекты, и транспортные развязки, и Роза Хутор, и Горки Город, и вся инфраструктура нового Сочи построены руками гастарбайтеров.

18.

19.

20.
2009 год, строительство порта в устье реки Мзымта. Несмотря на стройку вокруг, народ стойко отдыхает на тогда еще диких имеретинских пляжах.

21.

22.

23.

24.
Сооружение совмещенной автомобильной и железной дороги на Красную поляну. Самый дорогой объект проекта Сочи-2014. Где-то в недрах горы работает гигантский супер-крот, вгрызающийся в толщу породы, бьющий тоннели для электричек и автомобилей.

25.

26.

27.

28.

29.

30.
Сооружение коттеджей для переселения жителей, попавших под снос в Имеретинской низменности. В итоге очень даже неплохой получился поселок.

31.

32.
Совсем давний снимок, сделанный, если не ошибаюсь, осенью 2007 года: люди, которые все начинали. Семен Вайншток, первый глава госкорпорации "Олимпстрой". Не сделал на этом посту ничего заметного, в 2008 году был смещен и уехал из страны. Губернатор Кубани Александр Ткачев. Выдержал Олимпийскую гонку, впоследствии был назначен министром сельского хозяйства. И Дмитрий Козак, реальный руководитель проекта "Сочи-2014", лично ответственный за него перед Владимиром Путиным. Вытянул на своих плечах все, от начала и до конца. Вполне заслуженно стал почетным гражданином города Сочи.

33.
Такой сочинскую олимпиаду представляли в самом начале, в 2007 году, когда не накреативили еще никаких заек и леопардиков.

34.
И, в качестве доказательства причастности, я - на олимпийской спортплощадке, в каске с символикой Олимпстроя, в 2009 году.

Пресс-служба ОК РФ любезно предоставила нам микроавтобус и первым делом мы отправились в Олимпийский парк, который строится в Имеретинской долине. Слухов и сплетен вокруг строительства в Сочи было в достатке и очень хотелось посмотреть на строительство своими глазами, хотя бы и под вежливым присмотром сотрудников пресс-службы оргкомитета.
Попасть на строительную площадку Олимпийского парка совсем не просто. Контроль за въезжающими на стройку машинами строжайший и напоминает пересечение государственной границы.
Большегрузные фуры даже просвечивают на вот такой мобильной установке.
Как будет выглядеть арена после окончания строительства видно на картинке в начале этого репортажа. А так она выглядела 20 мая этого года.
Большая ледовая арена будет вмещать 12 000 зрителей. Здесь её называют «колизеем».
В тот день работы велись на нескольких этажах сооружения. Народу, на первый взгляд, было немного. Наверху рабочие собрали опалубку для заливки бетона, внизу - женщины в касках замазывали щели и дефекты в бетонных плитах.


Работы, не требующие особой квалификации, выполняют гастарбайтеры из Азии. Судя по разговору и виду - таджики. Я спросил, сколько им платят - сказали, что «от 15 000 рублей». Я сделал вид, что поверил. Ходили слухи, что на олимпийских стройках периодически задерживают выплаты заработной платы, но, как я понял, это относится ко всякого рода «боковым» стройкам, не относящимся впрямую к спортивным сооружениям - строительству домов для переселяемых, например. Всё зависит от исполнителя работ. Большую ледовую арену строит НПО «Мостовик»







Небольшой рассказ начальника строительного участка: В этом месте должны были быть фотографии строительства Олимпийского стадиона - главного сооружения, где должно состояться открытие и закрытие Олимпиады 2014. Но таких фотографий у меня нет - на том месте, где должен уже стоять фундамент сооружения, живут люди, которые не хотят покидать насиженные места и уезжать туда, где им строят жилье взамен. Ситуация сложная и очень неоднозначная. Не секрет, что главным источником дохода для сочинцев является сдача жилья внаем. В долине построены десятки тысяч метров такого жилья. В поселке видны пятиэтажные гостиницы, которые исправно кормят своих хозяев. Уехать из такого места для многих означает потерю средств к существованию. Для таких семей строят адекватное жилье, но многих оно не устраивает по самым разным причинам. Есть и другая сторона проблемы - иногда у хозяев трех-четырехэтажного дома документы оформлены так, будто на этом месте стоит небольшая одноэтажная хибара. Соответственно официальным документам на жилье хозяевам таких мини-гостиниц предлагают переселиться в другое место и получить столько же метров, сколько у них указано. А это, как сами понимаете, трагедия. Пока вопросы эти решаются, стройка не идет и рядом с Большой ледовой ареной, по-прежнему, жилой поселок. Сейчас только можно посмотреть, каким должен быть Олимпийский стадион:


Когда мы гуляли по Большой ледовой арене, я заметил внизу рабочих у столовой и попросил разрешения зайти туда после окончания нашей экскурсии.
Шеф-повар пустила меня на свою территорию. Обеденное время только началось и рабочие столпились у раздачи, ожидая, когда их начнут кормить.

Я с трудом пробился к меню, чтобы посмотреть на ассортимент и цены.
Строители Олимпиады 2014.

Мы потом подошли к месту, где «Ингеоком» строит арену для конькобежного спорта. Этот стадион после окончания Игр может быть разобран и увезен туда, где пригодится. Строители катка в этот момент стояли в очереди в столовой, поэтому снимать тут было нечего.
Транспортная проблема в этих местах - одна из самых серьезных, поэтому от Олимпийского парка через аэропорт строят железную дорогу и автомобильное шоссе в район Красной поляны, где будут проводиться соревнования лыжников и саночников. Строительство грандиозное и очень дорогостоящее.
В каких сложных условиях городской застройки ведется строительство трассы хорошо видно на этом снимке, который я сделал из иллюминатора садящегося самолета. По левому берегу реки Мзымта пройдет однопутная железная дорога с двухпутными вставками, а рядом - двухполосная автотрасса. Для этого в скалах прорубают тоннели, к одному из которых мы и поехали.
На фотографии - еще одно чудо немецкого технического гения: тоннелепроходческий щит Herrenknecht-13210. Щит был заказан в Германии специально для строительства олимпийской трассы и предназначен для строительства самого большого по диаметру (13 метров) и по протяженности (3169 метров) автодорожного тоннеля олимпийской трассы. Сборка щита велась в круглосуточном режиме в течение 8 недель. Общий вес комплекса - полторы тысячи тонн, длина - 80 метров.
Здесь, конечно, все решали сжатые сроки строительства трассы - такой щит, как мне сказали, позволит увеличить скорость строительства по сравнению с обычными горнопроходческими комбайнами в десять раз. Скорость щитовой проходки составляет от 100 до 300 метров в месяц.
После наладки щит должен пройти несколько десятков «гарантийных» метров. До этого момента здесь находится бригада специалистов от завода-производителя.
Щит не только грызет скалу, делая в ней тоннель, но и тут же укладывает по его диаметру бетонные тюбинги. Космическая пушка справа - бур для взятия образцов породы.
Щит выстилает поверхность тоннеля тюбингами и для того, чтобы двигаться дальше, отталкивается от них с помощью гидравлики.
Тюбинги доставляются к месту укладки с помощью крана с вакуумной присоской. Вес одной такой бетонной плиты - 11 тонн. Нам даже показали, как работает эта махина. Правда, на самой медленной её скорости: А потом мы отправились в место, где расположен горнолыжный комплекс «Горная карусель». Там забрались на самый верх с помощью трех подъемников, выпили чаю с блинами в кафе «Сугроб», спустились и поехали назад, в Сочи.



А так Олимпийский парк выглядит в анимированной презентации:



  • Разделы сайта