«Легенды Советского автоспорта»: «классика» выходит на трассу. Гоночная серия «Легенды советского автоспорта» в лицах: они стали первыми

Гоночной серии «Легенды советского автоспорта» уже скоро исполнится два года. За это время соревнование не только стало регулярным событием на автодроме «Санкт-Петербург», но и собрало полноценный пелотон участников. Именно эти люди первыми узнали, что автоспорт – не такая уж несбыточная мечта.

Юрий Образцов

ВАЗ 2106 №77


Сын известного петербургского автогонщика, которому вроде бы сам Бог велел продолжить карьеру отца, попал в автоспорт по воле случая. После семи лет серьезного увлечения футболом Юрий получил травму, которая не позволила профессионально заниматься игрой. Зато не помешала поменять мяч, на руль и гоночное автокресло. Сегодня Юрий – подающий надежду гонщик и постоянный призёр серии «Легенды советского автоспорта».

Игорь Копотько

ВАЗ 2106 №11



Для Игоря, также как и для большинства участников, автоспорт стал случайным открытием. Как руководитель фирмы по производству рекламных баннеров Игорь оказывал автодрому «Санкт-Петербург» профильные услуги. Однако вместе с деловым предложением о сотрудничестве получил и личное – стать участником гоночной серии. Теперь Игорь – один из пилотов серии «Легенд советского автоспорта».

Всеволод Ерещенко

ВАЗ 2107 №7


Всеволод – человек, который жить не может без рева моторов, гоночной трассы и запаха сожжённой резины. Причем, не важно, картинг ли это, ралли или шоссейно-кольцевые гонки. Пройти мимо серии «Легенд…» Всеволод не мог по определению, поскольку является техническим специалистом и соратником команды Александра Львова – мастера спорта международного класса по автогонкам и одного из создателей серии «Легенды советского автоспорта».

Андрей Курдин

ВАЗ 2107 №74



Год назад от знакомых Андрей узнал о том, что на автодроме «Санкт-Петербург» стартует серия «Легенды советского автоспорта». Относительная доступность гонок, простота подготовки болида, а также очная борьба находящихся в равных условиях гонщиков подтолкнули к участию. И не зря! Андрей уже успел завоевать серебро в одной из гонок.

Владимир Парнов

ВАЗ-2105 №47



Владимир – до недавнего времени участник другой любительской гоночной серии на автодроме «Санкт-Петербург». Когда его «боевая» Toyota Yaris исчерпала свои ресурсы, встал вопрос – ремонтировать или переходить в другой класс. В итоге было принято решение остановиться на «Легендах…». К совершенно другой машине ещё нужно привыкнуть, так что этот сезон для Владимира можно считать обкаточным.

Евгений Картошкин

ВАЗ 2107 №78



Евгений пришел к Александру Львову в школу водительского мастерства подтянуть собственные водительские навыки, а попал в мир скорости, борьбы и адреналина. Уже тогда стало понятно, что от участия в новой гонке Евгений не откажется. А полученные навыки само собой отразились на результативности в новой серии. Евгений уже успел приехать в призах в одной из гонок «Легенд советского автоспорта».

Виктор Молчанов

Москвич 2140 №13



Виктор вместе с единомышленниками давно решил, что автоспорт – его стихия. Только усилия сначала были сосредоточены на ралли. Однако спустя некоторое время, стало понятно, что ралли – довольно затратное увлечение. Шоссейно-кольцевые гонки в плане подготовки машины проще и дешевле. Виктор – единственный из участников, выступающий на «Москвиче». Хотя машина не совсем подходит по регламенту, организаторы разрешили Виктору участвовать в серии. Как оказалось не зря: Виктор – один из самых решительных пилотов…


– уникальное, крупнейшее в Восточной Европе шоу старинных автомобилей, антиквариата и стиля давно ушедших времён. Впервые на Олдтаймер-Галерее организована экспозиция «Легенды советского автоспорта» – несколько десятков гоночных, раллийных и кроссовых машин. Когда-то они были триумфаторами ралли и марафонов, победителями гонок и рекордных заездов, гордостью Советского Союза. Их названия не сходили с газетных полос: «Харьков», «Киев-Спорт», «Эстония», «Тарту». Коллекционер Евгений Шаманский и историк Владимир Киреев смогли вернуть стальных героев прошлого из небытия.

Часть 2, иностранные автомобили:

В предвоенные годы Советский Союз не мог похвастать успехами в автомобильном спорте, в эпоху индустриализации стране требовались в первую очередь грузовые машины. В 1938 году на Горьковском автозаводе стараниями энтузиаста инженера Евгения Агитова был создан ГЛ-1, «Гоночная Липгарта», названная в честь главного конструктора Горьковского автомобильного завода Андрея Липгарта. В основе конструкции серийная модель ГАЗ-М1 "Эмка", на которой Агитов установил лёгкий двухместный кузов без крыльев с низким ветровым стеклом. Облицовка радиатора, капот и четырёхцилиндровый двигатель были также заимствованы от М1. Но форсированный мотор ГЛ-1 был мощнее - целых 65 лошадиных сил.

Дебют спорткара состоялся летом 1938 года на гоночных соревнованиях в Киеве. Говорят, что прославленный лётчик Валерий Чкалов, выполнявший на гонке обязанности главного судьи, пришёл в восторг от ГЛ-1, попросился за руль и промчался по киевским улицам. Впрочем, на самих соревнованиях машина не победила. Рекорд скорости был побит позднее, 21 октября того же года испытатель Аркадий Николаев преодолел километровую дистанцию с хода со средней скоростью 147,8 км/ч.

Киев-Спорт

В 1959 году в авиационном КБ Антонова создали гоночный автомобиль «Киев Спорт». Увы, стать серийным ему так и не удалось, в своё время было выпущено всего лишь три экземпляра из которых сохранился один. Автором легендарного спорткара являлся инженер-конструктор Ю. Л. Земцов.
Конструкция автомобиля весьма оригинальна. Несущий силовой каркас выполнен в виде пространственной рамы из тонкостенных стальных труб. Основные узлы и агрегаты позаимствовали от автомобилей «Москвич» и «Волга». Кузов изготовили из авиационной дюрали по авиационным технологиям. Листы дюралюминия соединялись между собой методом клепки. Использованы также авиационные лючки для заливных горловин и авиационные габаритные огни. В процессе подготовки к эксплуатации в различных автомобильных соревнованиях автомобиль подвергался переделкам. Так с него демонтировали фонарь кабины с открывающимися по типу «крыло чайки» дверьми. В последних заездах автомобиль участвовал в открытом исполнении с кузовом типа родстер. В этом виде он и дошёл до наших дней. На автомобиле цела оригинальная окраска с остатками стартовых номеров.

Харьков-Л

Первый «Харьков-Л» Эдуард Осипович Лорент построил в 1951 году. Чуть позже в Советском Союзе появилась классификация рекордно-гоночных автомобилей, соответствующая международной. За рекорды государство выплачивало хорошие призовые, а конкуренция только добавляла азарта – в Харькове за звание рекордсмена боролись сразу четыре энтузиаста автоспорта: Лорент, Никитин, Помогайбо и Попов. 23 октября 1952 года Лорент на «Харькове» ставит первый рекорд – 5 км с хода он пролетает со скоростью 203 км/ч.

Но самым результативным станет второй «Харьков-Л»: с 1955 по 1972 год болид поставил тридцать рекордов, из них четырнадцать международных! Для уменьшения лобового сопротивления Лорент продувал его кузов в аэродинамической трубе. За все время сменилось четыре двигателя – от 250 до 750 кубов, позволявших выступать в разных классах. В классе 1 было установлено десять рекордов, в классе 2 – двенадцать, в классе 3 – шесть и в классе 4 – два. Результат в классе 4 на 1 км со стартом с хода – 286,2 км/ч – до сих пор никем не перекрыт и числится в официальной таблице рекордов скорости FIA. Несколько рекордов установил уже Валерий Лорент – сын Эдуарда Осиповича.

Следующие болиды создавались для заездов другого рода. «Харьков-Л3» стал первым советским дрегстером – рекордным автомобилем, специально предназначенным для заездов на короткие дистанции со стартом с места, а «Харьков-Л4» построили для кольцевых гонок. Лорентовские машины принимали участие в заездах до 1984 года. Несмотря на то, что хранить реликвии автоспорта у нас было не принято – многое исчезло во вторчермете, машины Лорента живы и по сей день. Спортивную экспозицию Олдтамер-Галереи украсят три «Харькова», рассказы о рекордах которых можно будет услышать из первых уст – от Эдуарда Валерьевича Лорента, известного гонщика и внука легендарного рекордсмена.

Спортивный автомобиль "Эстония-8", называвшийся также "Тарту-1", сконструированный А.О.Сейлером и М.Таньелем по образцу британского спортивного "Cooper-T49 Monaco" и построенный в единственном экземпляре на авторемонтном заводе в Тарту в 1963 г. Отличался заднемоторной компоновкой и независимой подвеской всех колес. Автомобиль участвовал в гонках в 1963-1965 гг.

ГАЗ-51, кроссовая версия

ГАЗ-51 - советский грузовой автомобиль грузоподъёмностью 2,5 т; наиболее массовая грузовая модель 50-70-х годов. ГАЗ-51 быстро полюбился эксплуатационникам за удачное сочетание быстроходности (скорость - свыше 70 км/ч), надёжности, экономичности, прочности и выносливости, удобства и лёгкости управления.

Считается, что картинг придумали военные лётчики в США после Второй мировой войны. Они устраивали гонки по лётному полю, на тележках для подвоза авиабомб. Впервые карт появился на автогонках в 1956 году, а в 1960-м Международная федерация автоспорта официально признала картинг видом автоспорта.

Картинг в СССР начинается в 1960 г., когда выпускник Харьковского автодорожного института Лев Кононов в Курске построил первый советский карт. Другим советским очагом картинга оказался харьковский Дворец пионеров, в котором открылась секция картинга. В том же 1960 году Федерация автомобильного спорта СССР утвердила «Правила проведения соревнований, классификацию и технические требования к микроавтомобилям типа „Карт“».

Благодаря простоте - карт можно собрать даже в гараже, из доступных деталей - картинг стал самым массовым видом автоспорта.

Многие автомобили экспонируются в аутентичном состоянии разной степени сохранности – от уцелевшей родной краски до ржавых руин, но и в таком виде они представляют не меньший интерес уже самим фактом своего существования. Благодаря стараниям Мастерской Евгения Шаманского и Автомобильного Архивного Фонда Владимира Киреева, стальные герои прошлого возвращаются к посетителям выставки из небытия.

Подробная иллюстрированая история спорткаров в СССР:

Главной премьерой выставки стал не автомобиль, а Як-1 – легендарный истребитель Великой Отечественной, поднятый со дна озера и находящийся в процессе реставрации. Самолёт показан в уникальном виде – деревянный каркас без обшивки, что позволит детально рассмотреть внутреннее устройство боевой машины и буквально прикоснуться к живой истории.

Як-1 стал основным оружием наших летчиков. Истребитель производился с 1940 по 1944 год; всего было построено 8734 самолёта всех модификаций. По сравнению с основным истребителем гитлеровской Германии Messerschmitt Bf-109E, наш Як-1 имел превосходство в скорости и всех видах маневра. Летчики машину любили – она была проста и легка в полете, неприхотлива в обслуживании. Почти все пилоты, заслужившие почётное звание Героя Советского Союза, помимо других самолётов, воевали на Як-1. Такими машинами был укомплектован французский истребительный авиационный полк «Нормандия - Неман».

История представленного на выставке экземпляра такова. 28 августа 1943 года младший лейтенант Демидов возвращался с боевого задания по сопровождению североморских конвоев. Это был его четвертый боевой вылет. Во время захода на посадку у лётчика возникла нештатная ситуация, и он был вынужден уйти на дополнительный круг. Горючего в баках его самолёта было мало, дотянуть до посадочной полосы аэродрома шансов практически не оставалось. Летчик совершает вынужденную посадку на гладь озера и успевает спастись, выбравшись из тонущего самолёта. В дальнейшем, младший лейтенант Демидов в боях сбил три немецких самолёта. Поисковикам понадобилось несколько лет, чтобы найти этот самолет. Вначале поиски велись на озере Черногубское. Затем, изучив архивные документы и познакомившись с воспоминаниями летчика, поисковики все же нашли самолет на дне озера Кривое. Работы по подъёму самолета велись более десяти дней.

Сегодня уникальная боевая машина, благодаря заботливым рукам реставраторов мастерских Музея техники Вадима Задорожного, обретает свою вторую жизнь.

ГАЗ-61-416 (1941) - уникальный экземпляр артиллерийского тягача на шасси полноприводного легкового автомобиля ГАЗ-61, предназначавшегося для буксировки пушки ЗИС-2. Всего было изготовлено 34 машины.

На завершающей стадии Великой Отечественной войны и позже Корейской войны ГАЗ-67 широко использовался как штабной и разведывательный автомобиль, перевозчик пехоты и раненых, а также как лёгкий артиллерийский тягач. После войны использовался в народном хозяйстве и структурах МГБ и МВД. Выпускался с 1943 по 1953 год.

ЗИС-110 (1958 г.) эксплуатировался в Гараже особого назначения до конца 1960-х годов.

ЗИС-110В (1948 г.) представлен в процессе реставрации. Такие открытые фаэтоны предназначались для парадов на Красной площади. Интересно, что машины окрашивались не просто в серый цвет, а в цвет парадной шинели действующего на момент парада министра обороны.

Автобус ЗиЛ

Инвалидная мотоколяска

Яков Халип – не только классик советской фотографии, но и наследник русского авангарда по творческой линии. Своим учителем Яков Николаевич считал самого Александра Родченко, с которым познакомился в редакции журнала «СССР на стройке». Иллюстрированный журнал кроме русского выходил еще и на нескольких иностранных языках и был рупором советской пропаганды. Впрочем, самым главным языком «СССР на стройке» стал фотографический – в нем печатались только лучшие фотографы и молодой Халип, которому тогда не было еще и тридцати, работал в одной компании с такими мэтрами как Аркадий Шайхет, Макс Альперт, Александр Гринберг.

В экспозиции Олдтаймер-Галереи - фотоработы Халипа с автомобилями 1930-х годов - "эмками" и "полуторками", троллейбусами и тракторами.

Тюнингованные ветераны советского автопрома

Евгений Чесноков

Array ( => Автомобили, Автомобилестроение [~TAGS] => Автомобили, Автомобилестроение => 35897 [~ID] => 35897 => Легенды советского автоспорта [~NAME] => Легенды советского автоспорта => 1 [~IBLOCK_ID] => 1 => 104 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 104 =>


[~DETAIL_TEXT] =>

Было время – они блистали на спортивных трассах, устанавливали рекорды и просто восхищали своим видом, мощью и скоростью. Сегодня они экспонаты тематической экспозиции «Легенды советского автоспорта» на XXI «Олдтаймер-галерее».

«Эстония-3» – первый советский гоночный автомобиль, выпускавшийся серийно (в 1960-1962 гг. по заказу ЦС ДОСААФ было выпущено 36 машин). Дальнейшее развитие концепции, заложенной в конструкцию первой «Эстонии», привнесло ряд отличий: облегченная пространственная трубчатая рама, задняя независимая подвеска с пружинами в качестве упругих элементов (вместо поперечной рессоры), мотоциклетный двигатель ИМЗ-М52С развивал уже не 30, а 35 л.с.

«Эстония-15М» являлась основной моделью класса Формула-4 «Молодежная» для автомобилей с объемом двигателя 350 куб. см. Автомобиль изначально проектировался как простой и недорогой в производстве и обслуживании и оказался достаточно массовым: в 1968-1976 гг. было выпущено более 200 (!) машин. Они использовались в соревнованиях до конца 1983 года, когда «Молодежная» была исключена из всесоюзной классификации.

Основным гоночным автомобилем на советских кольцевых трассах первой половины 1980-х стала «Эстония-20», которая являлась дальнейшей эволюцией 19-й серии. В основном, изменения касались аэродинамики. В частности, в конструкции изначально имелись переднее и заднее антикрылья с возможностью настройки угла атаки. Двигатель ВАЗ-21011 объемом 1,3 л, подготовленный по требованиям формулы «Восток», развивал 85-90 л.с. В 1980-1985 гг. было выпущено 263 автомобиля, один из них стал тысячным гоночным болидом, выпущенным на предприятии ТОАРЗ (к слову, отпускная цена «Эстонии-20″ составляла 8000 рублей). Автомобиль принимал участие в соревнованиях вплоть до конца 1980-х.

А на этой «Эстонии-25» еще совсем недавно в белорусском «кольце» ездил Андрей Пресняков…

Кто помнит амбициозный проект 20-летней давности, когда немец Йохан Кнапп пытался организовать производство «формул» не где-нибудь, а именно в Минске? Одним из детищ совместного предприятия стал этот JAK 26 с углепластиковым монококом и довольно продвинутой для своего времени технической начинкой…

А это прототип «формулы» «Русь». В отличие от серийных машин, оснащавшихся моторами Alfa Romeo, на это шасси был установлен двигатель ВАЗ-2108 мощностью 160 л.с.

«Киев-Спорт» (1952 г.) уникален как минимум тем, что его конструкция была разработана Киевским авиационным конструкторским бюро (ныне ОКБ имени О.К.Антонова). Несущим элементом здесь является пространственная рама из тонкостенных стальных труб, внешние панели из дюралюминия скреплены между собой методом клепки. Также применены авиационные лючки для заливных горловин и габаритные огни. Всего было построено несколько машин, но именно на этой, оснащенной двигателем от «Москвич-407» мощностью 70-75 л.с., в 1960 году Юрий Лихацкий стал серебряным призером чемпионата УССР по шоссейно-кольцевым гонкам.

«Тарту-1» – не совсем обычная «Эстония», построенная в 1963 г. для участия в кольцевых гонках. Шасси представляло собой пространственную раму из стальных труб, двигатель ГАЗ-21, сблокированный с коробкой передач ЗАЗ-965, располагался перед задней осью, кресло пилота смещено вправо из соображений распределения массы. Для доступа к узлам автомобиля его цельный стальной кузов поднимался полностью. «Тарту-1» выставлялся в гонках в сезонах 1963-1965 гг.

Пожалуй, наибольший интерес у посетителей и экспертов вызвали рекордные автомобили, созданные Эдуардом Лорентом. И пусть на фоне отреставрированного первого советского драгстера «Харьков-Л3» оставшийся в аутентичном состоянии «Харьков-Л2» смотрится скромно, именно на его счету 30 рекордов, в том числе 14 международных, поставленных в 1955-1972 гг. Эдуардом Лорентом и его сыном Валерием!

С развалом Союза автоспортивная индустрия пришла в упадок, по прошествии лет техника «растерялась» на просторах бывшего государства… Тем не менее, многие автомобили, в том числе уникальные экспонаты, дожили до наших дней, и можно не сомневаться, стараниями реставраторов обретут свой первоначальный облик. Будем ждать!


=> html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html => Было время – они блистали на спортивных трассах, устанавливали рекорды и просто восхищали своим видом, мощью и скоростью. Сегодня они экспонаты тематической экспозиции «Легенды советского автоспорта» на XXI «Олдтаймер-галерее». [~PREVIEW_TEXT] => Было время – они блистали на спортивных трассах, устанавливали рекорды и просто восхищали своим видом, мощью и скоростью. Сегодня они экспонаты тематической экспозиции «Легенды советского автоспорта» на XXI «Олдтаймер-галерее». => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text => [~DETAIL_PICTURE] => => 07.06.2017 12:40:10 [~TIMESTAMP_X] => 07.06.2017 12:40:10 => 07.10.2016 [~ACTIVE_FROM] => 07.10.2016 => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ => /news/104/35897/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /news/104/35897/ => / [~LANG_DIR] => / => legendy_sovetskogo_avtosporta [~CODE] => legendy_sovetskogo_avtosporta => 35897 [~EXTERNAL_ID] => 35897 => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news => news [~IBLOCK_CODE] => news => clothes_news_s1 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 => s1 [~LID] => s1 => => 07.10.2016 => Array ( => Легенды советского автоспорта => легенды советского автоспорта => Было время – они блистали на спортивных трассах, устанавливали рекорды и просто восхищали своим видом, мощью и скоростью. Сегодня они экспонаты тематической экспозиции «Легенды советского автоспорта» на XXI «Олдтаймер-галерее». => Легенды советского автоспорта => Легенды советского автоспорта => легенды советского автоспорта => Было время – они блистали на спортивных трассах, устанавливали рекорды и просто восхищали своим видом, мощью и скоростью. Сегодня они экспонаты тематической экспозиции «Легенды советского автоспорта» на XXI «Олдтаймер-галерее». => Легенды советского автоспорта => Легенды советского автоспорта => Легенды советского автоспорта => Легенды советского автоспорта => Легенды советского автоспорта => Легенды советского автоспорта => Легенды советского автоспорта => Легенды советского автоспорта => Легенды советского автоспорта) => Array ( => Автомобили, Автомобилестроение) => Array () => Array ( => 1 [~ID] => 1 => 15.02.2016 17:09:48 [~TIMESTAMP_X] => 15.02.2016 17:09:48 => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news => s1 [~LID] => s1 => news [~CODE] => news => Пресс-центр [~NAME] => Пресс-центр => Y [~ACTIVE] => Y => 500 [~SORT] => 500 => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/#ELEMENT_ID#/ [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/#ELEMENT_ID#/ => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/ [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/ => [~PICTURE] => => [~DESCRIPTION] => => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text => 24 [~RSS_TTL] => 24 => Y [~RSS_ACTIVE] => Y => N [~RSS_FILE_ACTIVE] => N => 0 [~RSS_FILE_LIMIT] => 0 => 0 [~RSS_FILE_DAYS] => 0 => N [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N => clothes_news_s1 [~XML_ID] => clothes_news_s1 => [~TMP_ID] => => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y => Y [~INDEX_SECTION] => Y => N [~WORKFLOW] => N => N [~BIZPROC] => N => L [~SECTION_CHOOSER] => L => [~LIST_MODE] => => S [~RIGHTS_MODE] => S => N [~SECTION_PROPERTY] => N => N [~PROPERTY_INDEX] => N => 1 [~VERSION] => 1 => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 => [~SOCNET_GROUP_ID] => => [~EDIT_FILE_BEFORE] => => [~EDIT_FILE_AFTER] => => Разделы [~SECTIONS_NAME] => Разделы => Раздел [~SECTION_NAME] => Раздел => Новости [~ELEMENTS_NAME] => Новости => Новость [~ELEMENT_NAME] => Новость => [~CANONICAL_PAGE_URL] => => clothes_news_s1 [~EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 => / [~LANG_DIR] => / => www.alfa-industry.ru [~SERVER_NAME] => www.alfa-industry.ru) => Array ( => Array ( => Array ( => 104 [~ID] => 104 => 2015-11-25 18:37:33 [~TIMESTAMP_X] => 2015-11-25 18:37:33 => 2 [~MODIFIED_BY] => 2 => 2015-07-17 14:13:03 [~DATE_CREATE] => 2015-07-17 14:13:03 => 1 [~CREATED_BY] => 1 => 1 [~IBLOCK_ID] => 1 => [~IBLOCK_SECTION_ID] => => Y [~ACTIVE] => Y => Y [~GLOBAL_ACTIVE] => Y => 5 [~SORT] => 5 => Интересные статьи [~NAME] => Интересные статьи => [~PICTURE] => => 9 [~LEFT_MARGIN] => 9 => 10 [~RIGHT_MARGIN] => 10 => 1 [~DEPTH_LEVEL] => 1 => [~DESCRIPTION] => => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text => ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ [~SEARCHABLE_CONTENT] => ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ => [~CODE] => => 104 [~XML_ID] => 104 => [~TMP_ID] => => [~DETAIL_PICTURE] => => [~SOCNET_GROUP_ID] => => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ => /news/104/ [~SECTION_PAGE_URL] => /news/104/ => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news => news [~IBLOCK_CODE] => news => clothes_news_s1 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 => 104 [~EXTERNAL_ID] => 104 => Array ( => Интересные статьи => интересные статьи => => Интересные статьи => Интересные статьи => интересные статьи => => Интересные статьи => Интересные статьи => Интересные статьи => Интересные статьи => Интересные статьи => Интересные статьи => Интересные статьи => Интересные статьи => Интересные статьи)))) => /news/104/)

Легенды советского автоспорта

Было время – они блистали на спортивных трассах, устанавливали рекорды и просто восхищали своим видом, мощью и скоростью. Сегодня они экспонаты тематической экспозиции «Легенды советского автоспорта» на XXI «Олдтаймер-галерее».

«Эстония-3» – первый советский гоночный автомобиль, выпускавшийся серийно (в 1960-1962 гг. по заказу ЦС ДОСААФ было выпущено 36 машин). Дальнейшее развитие концепции, заложенной в конструкцию первой «Эстонии», привнесло ряд отличий: облегченная пространственная трубчатая рама, задняя независимая подвеска с пружинами в качестве упругих элементов (вместо поперечной рессоры), мотоциклетный двигатель ИМЗ-М52С развивал уже не 30, а 35 л.с.

«Эстония-15М» являлась основной моделью класса Формула-4 «Молодежная» для автомобилей с объемом двигателя 350 куб. см. Автомобиль изначально проектировался как простой и недорогой в производстве и обслуживании и оказался достаточно массовым: в 1968-1976 гг. было выпущено более 200 (!) машин. Они использовались в соревнованиях до конца 1983 года, когда «Молодежная» была исключена из всесоюзной классификации.

Основным гоночным автомобилем на советских кольцевых трассах первой половины 1980-х стала «Эстония-20», которая являлась дальнейшей эволюцией 19-й серии. В основном, изменения касались аэродинамики. В частности, в конструкции изначально имелись переднее и заднее антикрылья с возможностью настройки угла атаки. Двигатель ВАЗ-21011 объемом 1,3 л, подготовленный по требованиям формулы «Восток», развивал 85-90 л.с. В 1980-1985 гг. было выпущено 263 автомобиля, один из них стал тысячным гоночным болидом, выпущенным на предприятии ТОАРЗ (к слову, отпускная цена «Эстонии-20″ составляла 8000 рублей). Автомобиль принимал участие в соревнованиях вплоть до конца 1980-х.

А на этой «Эстонии-25» еще совсем недавно в белорусском «кольце» ездил Андрей Пресняков…

Кто помнит амбициозный проект 20-летней давности, когда немец Йохан Кнапп пытался организовать производство «формул» не где-нибудь, а именно в Минске? Одним из детищ совместного предприятия стал этот JAK 26 с углепластиковым монококом и довольно продвинутой для своего времени технической начинкой…

А это прототип «формулы» «Русь». В отличие от серийных машин, оснащавшихся моторами Alfa Romeo, на это шасси был установлен двигатель ВАЗ-2108 мощностью 160 л.с.

«Киев-Спорт» (1952 г.) уникален как минимум тем, что его конструкция была разработана Киевским авиационным конструкторским бюро (ныне ОКБ имени О.К.Антонова). Несущим элементом здесь является пространственная рама из тонкостенных стальных труб, внешние панели из дюралюминия скреплены между собой методом клепки. Также применены авиационные лючки для заливных горловин и габаритные огни. Всего было построено несколько машин, но именно на этой, оснащенной двигателем от «Москвич-407» мощностью 70-75 л.с., в 1960 году Юрий Лихацкий стал серебряным призером чемпионата УССР по шоссейно-кольцевым гонкам.

«Тарту-1» – не совсем обычная «Эстония», построенная в 1963 г. для участия в кольцевых гонках. Шасси представляло собой пространственную раму из стальных труб, двигатель ГАЗ-21, сблокированный с коробкой передач ЗАЗ-965, располагался перед задней осью, кресло пилота смещено вправо из соображений распределения массы. Для доступа к узлам автомобиля его цельный стальной кузов поднимался полностью. «Тарту-1» выставлялся в гонках в сезонах 1963-1965 гг.

Пожалуй, наибольший интерес у посетителей и экспертов вызвали рекордные автомобили, созданные Эдуардом Лорентом. И пусть на фоне отреставрированного первого советского драгстера «Харьков-Л3» оставшийся в аутентичном состоянии «Харьков-Л2» смотрится скромно, именно на его счету 30 рекордов, в том числе 14 международных, поставленных в 1955-1972 гг. Эдуардом Лорентом и его сыном Валерием!

С развалом Союза автоспортивная индустрия пришла в упадок, по прошествии лет техника «растерялась» на просторах бывшего государства… Тем не менее, многие автомобили, в том числе уникальные экспонаты, дожили до наших дней, и можно не сомневаться, стараниями реставраторов обретут свой первоначальный облик. Будем ждать!

Гоночная серия «Легенды Советского Автоспорта» ежегодно проводится на автодроме «Санкт-Петербург». Принять участие в соревнованиях может любой автолюбитель, располагающий подготовленным транспортным средством. Невысокая стоимость гоночного авто плюс максимум внимания к обеспечению безопасности – вот два фактора, способствующие росту популярности рассматриваемой серии у начинающих спортсменов.

Стать автогонщиком может каждый желающий. Для этого необходимо взять напрокат или купить автомобиль ВАЗ-2101 – ВАЗ-2107, который затем оборудуется каркасом безопасности, спортивным сиденьем и ремнями. Больше не требуется ничего! Так как все «болиды» любительской серии должны иметь равные характеристики, одержать в гонках победу сможет пилот, обладающий лучшими навыками вождения. Последнее обстоятельство также способствует росту популярности серии, проводимой в Санкт-Петербурге уже третий год подряд.

Перспективы

Число участников соревнований, выступающих в классе «Легенды Советского Автоспорта», год от года становится только больше. В результате, нередко получается так, что молодые автогонщики должны состязаться с признанными асами автоспорта. И это не удивительно, ведь, по мнению организаторов, благодаря дальнейшему развитию рассматриваемой серии автоспорт должен стать максимально доступным и массовым.

Очередной сезон любительской серии был открыт 18 мая 2014 года. О своем желании участвовать в гонках заявили 30 команд. Сейчас регламент прописан для «классики» ВАЗ, но в будущем может появиться свод правил для машин разных классов. Собственно, главным из правил является следующее – двигатель гоночного болида должен быть атмосферным, а его объем не может превосходить 1,6 л. Тем не менее, разрешено менять амортизаторы, пружины подвески, а также варьировать углы развала колесных ступиц.

Итоги первого этапа гонок

Этап соревнований, открывающий сезон 2014 года, зрителям запомнился плотной борьбой и невероятным накалом страстей. Все дело в том, что регламентом предусмотрено требование: победитель первой гонки в следующем заезде стартует с последнего места, и т.д. В результате, удачливому чемпиону во втором и последующих заездах предстоит побороть сопротивление менее быстрых, но не менее решительных и голодных до победы участников. Формат рассматриваемой серии, безусловно, получит дальнейшее развитие.

Гоночная серия "Легенды Советского Автоспорта".

Желание большинства пилотов – соревноваться в одинаковых условиях. Для этого создают сложные регламенты, которые виртуально приравнивают различные по мощности и другим параметрам автомобили. На самом деле, понять, что «валит» на самом деле, пилот или автомобиль, можно только одним способом – использовать одинаковые автомобили с одинаковыми доработками.

Организаторы Шушаринга, единственной трассы северной столицы, решились проводить подобные соревнования. Пока что, регламент прописан только для «классических» Жигулей, но тех, кто решится участвовать на Москвичах и ИЖах, с удовольствием примут. Единственными условиями для них будут заднеприводная компоновка и стандартный двигатель.

Хоть серия и любительская, гонка подразумевает под собой масс-старт и элементы контактной борьбы, что делает установку каркаса безопасности обязательным. А поскольку это ведет за собой удаление обивок и прочих деталей салона, важно следить за снаряженной массой автомобиля – с пилотом она должна быть не менее одной тонны. Наличие огнетушителя, 4-х точечных ремней и «ковша» тоже оговорено регламентом. То есть, немножко «разгуляться» получится только в настройках подвески: можно менять амортизаторы, пружины и немного подкручивать углы установки колес.

Ни слова в регламенте не написано о разрешенной резине – ограничение есть только на применяемые колесные диски, посадочный диаметр которых должен быть 13, а ширина 6.5 дюймов.

Что же получается?

Идея, несомненно, отличная. Вот только удовольствие от вождения таким автомобилей получить сложно, сказывается возраст и архаичность конструкции, а уповать остается только на «фан» от самих гонок в «толпе». Ну, а основным плюсом является то, что позволить себе такие «покатушки» сможет почти каждый: на покупку авто уйдет около 100 тысяч рублей, на его доработку еще 50, а сама стоимость участия – всего 3 тысячи за гонку. А если покупать и строить гоночный автомобиль вам не хочется, то его можно взять в аренду прямо на автодроме - 15 тысяч рублей за викенд.



  • Разделы сайта