Велосипедные походы и безопасность туристов правила. Презентация к уроку по ОБЖ (6 класс) на тему: Презентация на тему "Велотуризм". Основные требования к техническому состоянию велосипеда










60 12 2 КС = П * I * А П – сумма баллов по всем идущ" title="К.С вело маршру та Протяжен- ность, км Продолжи- тельность, дней Баллы за преп. (КС) Количество протяженных препятствий 123456 130062-62 240087-1412 35001015-2412 46001325-3912 57001640-5912 680020>60 12 2 КС = П * I * А П – сумма баллов по всем идущ" class="link_thumb"> 7 К.С вело маршру та Протяжен- ность, км Продолжи- тельность, дней Баллы за преп. (КС) Количество протяженных препятствий > КС = П * I * А П – сумма баллов по всем идущим в зачет протяженным препятствиям I – показатель интенсивности А – показатель автономности 60 12 2 КС = П * I * А П – сумма баллов по всем идущ"> 60 12 2 КС = П * I * А П – сумма баллов по всем идущим в зачет протяженным препятствиям I – показатель интенсивности А – показатель автономности"> 60 12 2 КС = П * I * А П – сумма баллов по всем идущ" title="К.С вело маршру та Протяжен- ность, км Продолжи- тельность, дней Баллы за преп. (КС) Количество протяженных препятствий 123456 130062-62 240087-1412 35001015-2412 46001325-3912 57001640-5912 680020>60 12 2 КС = П * I * А П – сумма баллов по всем идущ"> title="К.С вело маршру та Протяжен- ность, км Продолжи- тельность, дней Баллы за преп. (КС) Количество протяженных препятствий 123456 130062-62 240087-1412 35001015-2412 46001325-3912 57001640-5912 680020>60 12 2 КС = П * I * А П – сумма баллов по всем идущ">


Показатель автономности (А) в велопоходе может быть как повышающим, так и понижающим категорию сложности в зависимости от его влияния на выполнение всех других параметров. А = 1,4 – высокая степень автономности, когда количество населенных пунктов не превышает одного на 5 дней прохождения участка маршрута. А = 1,0 – средняя степень автономности, когда количество населенных пунктов не превышает одного на 1 день похода. А = 0,5 – неавтономные походы. Для случаев походов с механическим транспортом сопровождения или полным отсутствием полевых ночлегов. Населённые пункты, не имеющие отделения связи (телефонов) и магазинов, не учитываются. При подсчете среднего количества населенных пунктов на маршруте первый и последний дни в расчет не берутся.


Интенсивность прохождения маршрута (I) – специфический показатель велотуристского похода, количественно оценивающий ежедневный уровень затрат физических и моральных сил в походе. Он определяется отношением фактического среднего дневного пробега (с учетом километража – эквивалента локальных препятствий) к номинальному (минимальные значения по нормативным требованиям): I = ((Lф+ ЛП)*1,2*Tн) / (Tф*Lн) где: I – интенсивность прохождения маршрута (I


Локальные препятствия (ЛП) – препятствия, имеющие четкие границы, небольшую протяженность (до 3 км) и характеризующиеся отсутствием дороги и тропы, пригодной для передвижения на велосипеде. Участки ЛП, встречающиеся в велопоходах (перевалы, переправы и.т.п.), не являются велосипедными препятствиями. Они характерны для других видов туризма (пешего, горного). Включение подобных участков в веломаршрут носит случайный или вынужденный характер, для них характерна малая протяженность по сравнению с протяженностью веломаршрута.


Наличие Локальных Препятствий на веломаршруте не является основанием для повышения категории сложности велопохода. Локальные Препятствия – косвенный фактор, повышающий сложность велопохода за счет затрат времени на их преодоление. Добавление в нитку маршрута ЛП позволяет: – снизить общую протяженность маршрута за счет добавления эквивалентного пробега; – увеличить показатель I интенсивности прохождения маршрута; – сократить количество Протяжённых препятствий (при наличии минимального набора ПП, определяющих КС маршрута)


Локальные препятствия засчитываются как эквивалентный пробег Категория трудности препятствия Характеристика препятствия Эквивалентный пробег (ЭП), км Переправы брод Скорость течения не более 0.5 м / сек, глубина менее 0.5 м, преодолевается в седле или вброд 0,5 н \ к (простейшая) Переправы через реки с небольшой скоростью течения (не более 0.5 м / сек); глубина м; переходы по бревну или вброд при ширине потока менее 5 м. 2 1 а (простая) Переправы через реки шириной 6-20 метров; течение среднее (до l,5 м / сек); глубина – м. Для организации переправы требуются усилия не менее 3-4 человек б (средняя) Переправы через реки шириной более 20 м: скорость течения выше средней (от 1.6 до 2 м / сек); глубина – более 0.8 м; Необходимо маневрирование группы относительно основного направления при броде. Необходима работа всей группы; часть группы страхует а (сложная) Ширина реки – 30 м, скорость течения около 3 м / сек, глубина – 0.8 м. Для переправы необходимо навешивание перил. Работает вся группа, часть из которой страхует 40 2 б (навесная) Ширина реки – 30 м, скорость течения – 3 м / сек и более, глубина – 1.2 м и более. Переправа вброд невозможна, необходима навесная. Переправа первого участника – с применением плавсредств (салик, катамаран, надувное судно) или вплавь со страховкой. 80


Категория трудности препятствия Характеристика препятствия Эквивалентный пробег (ЭП), км Перевальные взлеты без тропы (за каждые 100 м пути) Н/кН/к Не менее 100 м перевального взлета, движение затруднено осыпями, растительностью, легкими скалами, не требующими коллективной страховки. 1,5 1а1а Простые, осыпные, снежные и скальные склоны крутизной до 30 градусов; пологие (до 15 градусов) ледники без трещин; крутые травянистые склоны, на которых возможны участки скал, обычно наличие троп на подходах. 2,0 Болота (за каждые 100 м пути) н / к (легкопроход имое) Гати, вязкие заболоченные участки глубиной м, необходима индивидуальная страховка. 2,0 1 а (кочкарник) Кочки, окруженные водой, нужна индивидуальная страховка.4,0 1 б (топи, мари) Индивидуальная и коллективная страховка, глубина свыше 1 м 8,0 Аналогично для: каньонов, осыпей, морен, снежно-ледовых участков и растительности


При расчете категории трудности препятствия учитываются: 1.Коэффициент пересеченной местности 2.Коэффициент абсолютной высоты 3.Коэффициент дорожного покрытия: Асфальт 0,8 Профилированная гравийная (до 10 мм) или грунтовая дорога (грейдер); непрофилированная грунтовка (проселок), плотно укатанный снеговой покров 1,0 Каменистая грунтовая дорога, профилированная горная дорога, мелкощебеночная дорога (преобладающий размер камней мм); снежно - ледовый накат 1,3 Каменистая горная дорога со значительными неровностями, уступами, выступающими частями скального массива; крупнощебеночная дорога (преобладающий размер камней 30 мм и выше); песчаная дорога (рыхлый песок глубиной до 3 см.). 1,6 Используемая лесовозная, тракторная дорога; песчаная дорога (рыхлый песок глубиной 3-5 см.), многочисленные ледовые " надолбы " поверх полотна дороги. 2,0 Зимник летом, зарастающие кустарником и деревьями старые лесовозные или тракторные дороги; песчаная дорога (рыхлый песок глубиной 5-10 см.); туристская или конная тропа; бездорожье на грани проезжести 2,5


Сложность веломаршрутов зависит от географического расположения местности. Наиболее густая сеть дорог с твердым покрытием – в Прибалтике, Западной Белоруссии и на Украине, в Молдавии, Московской и прилегающих областях, Западной Грузии, в Ферганской долине. В пределах этих районов проходят маршруты I категории сложности, реже II.


Сложность веломаршрутов зависит от географического расположения Горы на одну-две категории повышают уровень сложности маршрута (Крым – до III категории, Карпаты – до IV, а расположенный рядом с Колхидской низменностью Кавказ – до V категории). Для европейского севера России наиболее характерен маршрут III категории сложности (Кольский полуостров и Хибины позволяют проложить маршруты до V категории сложности).


Для западной и центральной частей России типичен маршрут II категории сложности, в Заволжье много возможностей для маршрутов III категории сложности. На Урале наилучшие условия для велотуризма в средней и южной его частях. Северный и Полярный Урал – для отважных, там мало дорог. Урал – хороший «трамплин» для Кавказа, Памира и Тянь-Шаня. Сибирь и Дальний Восток, имеют плохо развитые сети дорог, велосипедные маршруты – единичны. Это Западная Сибирь - I – II категории сложности, Хакасия с Кузнецким Алатау и Горной Шорией – II – Ivкатегории сложности, Алтай – до V категории сложности включительно


Сезонность Специфические нагрузки Опасности на дороге, острая необходимость соблюдать ПДД Серьезная предпоходная подготовка: спортсмена (тренировки « по вкатыванию ») технического состояния велосипеда снег (осадки) Сложные расчеты категории сложности маршрута Климатические и метеорологические особенности: « Ветер в харю, а я шпарю » Земляное или глиняное дорожное покрытие под дождем становистя плохо проезжаемым

В последнее время огромное количество людей стало уделять большое внимание велоспорту. Поэтому на рынке туристических услуг появляются разнообразные предложения по организации различных велосипедных маршрутов во всем мире. Лидерами по данным предложениям являются страны Западной Европы (Германия, Голландия, Австрия, Швейцария, Франция) и Скандинавия (Норвегия, Швеция, Финляндия).

Одни катаются на велосипеде в свое удовольствие, другие занимаются велосипедным спортом профессионально. Но и те и другие входят в группу риска по велосипедному туризму.

Если профессионалы пользуются определенными средствами защиты и осведомлены в вопросах , то любители, как правило, нет. Во всем мире велосипедисты наравне с пешеходами чаше всего становятся участниками ДТП.

Не все велосипеды оснащены согласно требованиям предписаний. Одной из проблем, связанных с велосипедами, является недостаточная видимость велосипедов со стороны. Велосипед с несколькими скоростями и низко опущенным рулем гоночного типа имеет более высокий риск ДТП, чем велосипед обычного типа. На такой машине легче достичь высокой скорости, а наклоненная голова сокращает велосипедисту обзорность.

Защитное оснащение велосипеда делает его более заметным в транспортном потоке и позволяет велосипедисту лучше маневрировать и быстрее остановиться. Более совершенные катафоты и приборы освещения увеличивают расстояние обнаружения велосипедиста в темное время суток и таким образом снижают риск авариии.

Тормоз на переднем колесе дает более короткий тормозной путь, чем тормоз на заднем колесе. Наиболее короткий тормозной путь дают тормоза на том и другом колесе. Тормоз на ободе эффективней, чем тормоз на ступице, ручной тормоз эффективней педального. Синтетические тормозные колодки надежней резиновых. Кожаные колодки лучше работают в дождливую погоду по сравнению с резиновыми.

Велосипед с высоким рулем хуже поддается управлению, чем велосипед с обычным рулем. Это затрудняет маневрирование на дороге. То же относится к велосипедам с маленькими колесами.

В особую группу риска стоит выделить детей, так как при покупке велосипедов родители часто забывают объяснить ребенку правила поведения на дороге. В США каждый год гибнут примерно 250 детей-велосипедистов в возрасте до 14 лет, а более 400 ООО попадают в больницы с различными травмами.

Для того чтобы сделать велосипед более заметным, более простым в управлении и менее подверженным участию в ДТП, необходимо обратить внимание на следующие элементы:

  • фары и светоотражающие устройства;
  • тормоза;
  • высота и конструкция руля;
  • диаметр колес и расстояние между колесами;
  • конструкция системы скоростей;
  • сигнальный звонок;
  • предупредительные ограничители;
  • защита спиц;
  • сиденье или велосипедный прицеп для ребенка;
  • велосипедный шлем.

Следует иметь в виду, что во время велосипедных путешествий шлем является главным элементом экипировки. В странах с развитой велокультурой ездить без шлема не принято, а иногда просто запрещено. В США статистика несчастных случаев с велосипедистами говорит, что в 85 % случаев летальный исход был вызван отсутствием шлема. Это связано с тем, что во время езды велосипедист держит руки на руле, и в случае падения у него скорее всего не будет возможности защитить голову, а падение может случиться даже при самом осторожном катании.

Травмы при велопутешествиях

В велопутешествиях могут произойти потертости внутренних поверхностей бедер, ладоней рук, растяжения связок нижних конечностей. Порой во время быстрой езды в глаза попадают соринки, мелкие насекомые. Как результат падений не исключены обширные ссадины, ушибы. При падениях случаются переломы (обычно ключицы), сотрясения мозга и ушибленно-рваные раны.

По данным английских источников для велосипедистов, на одного погибшего приходятся 15 тяжелых и 61 легкая травма.

В России тоже есть соответствующая статистика. По данным специального туристского информационного сервера Velo-DTP.NET.ru, на 1 мая 2007 г. в стране за год были отмечены следующие происшествия с туристами-велосипедистами (табл. 5).

Таблица 5. Происшествия с туристами-велосипедистами

Всего ДТП

Столкновение с попутным автомобилем, поворачивающим направо

Автомобиль прижимает велосипедиста слева, вытесняя с проезжей части

Столкновение велосипедиста, едущего по главной дороге, с автомобилем, едущим по второстепенной

Столкновение со встречным автомобилем, поворачивающим налево, когда велосипедист двигается прямо

Столкновение с автомобилем при пересечении велосипедистом дороги но пешеходному переходу

Паление велосипедиста на мокром асфальте/выбоине/препятствии и т. п.

Столкновение велосипедиста и пешехода

Столкновение велосипедиста с открывающейся левой дверью легковою автомобиля

Удар автомобиля в спину (заднее колесо) велосипедиста

Столкновение на тротуаре с автомобилем, выезжающим из двора

Прочие (не выделенные отдельно) виды ДТП

Столкновение велосипедиста с открывающейся правой дверью автомобиля

Столкновение велосипедиста и припаркованным автомобилем или другим неподвижным предметом

Столкновение с автомобилем, движущимся задним ходом

Столкновение с автомобилем, подрезающим (обгоняющим) велосипедиста справа

Столкновение велосипедиста, едущего по второстепенной дороге, с автомобилем, едущим по главной

Столкновение велосипедиста и отъезжающей от стоянки в правом ряду машины

Столкновение двух велосипедистов, едущих параллельно

Столкновение на проезжей части с автомобилем, выезжающим из двора или придорожной территории

Столкновение велосипедиста и резко принявшей вправо или влево маршрутки

Обгон велосипедистом справа стоящего транспортного средства

Распределение ДТП по месяцам наглядно демонстрирует сезонность этого вида происшествий (табл. 6).

Таблица 6. Распределение ДТП по месяцам

Всего ДТП

Сентябрь

Легко объяснимы и апрельский, июньский и сентябрьский пики ДТП, связанные с «открытием сезона», началом летних каникул и возвращением школьников после расслабляющего лета в город.

Цель урока:

1. Получить знания по безопасному проведению велосипедных походов.

2. Сформировать сознательное отношение учащихся к обеспечению собственной безопасности при осуществлении велосипедных походов.

Задачи урока:

1. Изучить составляющие элементы безопасности на этапе подготовки к проведению велосипедных походов.

Время: 1 час

Форма проведения урока: беседа с элементами опроса учащихся по ранее изученному материалу.

Учебно-методическое обеспечение урока:

2. Компас.

3. Таблицы для расчета азимутов Солнца и Луны.

4. Правила дорожного движения (ПДД).

5. Велосипед.

6. Учебник ОБЖ.

7. План – конспект урока.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент – 2 мин.

2. Вступительная информация для связи с предыдущими темами – 3 мин.

3. Мероприятия по обеспечению безопасности предстоящего велопохода на этапе подготовки к нему:

· выбор маршрута, дополнительное изучение вопросов ориентирования на местности и специальные тренировки по отработке действий в нештатных (аварийных) ситуациях – 5 мин;

· изучение требований ПДД к движению велосипедистов – 5 мин;

· подготовка велосипеда и снаряжения к безопасному проведению предстоящего похода – 5 мин.

· экипировка велосипедиста для велопохода – 5 мин.

· отработка навыков по оказанию доврачебной помощи — 2 мин.

4. Меры безопасности в период проведения велопоход а – 10 мин.

5. Подведение итогов и домашнее задание – 3 мин.


1. Особенности велосипедного похода

  • Подготовка к велосипедному походу
  • Организация движения на маршруте

4. Обеспечение безопасности велопохода

Преподаватель ОБЖ

Ковалев Александр Прокофьевич

СОШ № 2

г. Моздок


На велосипедах можно проехать практически по любой дороге, тропинке и просто по ровной поверхности, преодолевать различные препятствия: преодолевать овраги, пересекать вброд речку.

У велосипедистов более широкие возможности в выборе маршрута путешествия: скорость передвижения велосипедиста в несколько раз выше скорости пешехода

Велосипедный туризм в России возник в конце 1890-хгг. В 1885 г. в Санкт-Петербурге было организовано общество велосипедистов-туристов. Уже в это время любители велосипедных путешествий организовали дальние походы:

  • из Москвы в Санкт-Петербург;
  • из Санкт-Петербурга в Париж;

Велосипед транспортное средство, имеющее два колеса и приводимое в движение мускульной силой человека.

Управлять велосипедом при движении по дорогам Правилами дорожного движения разрешается лицам не моложе 14 лет. В некоторых регионах страны этот возраст может быть снижен до 12 лет.

За день движения подготовленные велосипедисты в зависимости от различных условий похода (погодные условия, сложность маршрута) могут проехать от 40 до 120 км.

Кроме того, в походе велосипедисту нет необходимости нести на себе туристское снаряжение, он может его укрепить на велосипеде


Дорожный велосипед имеет прочную раму и широкие шины. Высоту руля дорожного велосипеда можно регулировать.

Детали дорожных велосипедов изготавливаются с большим запасом прочности.

Такой велосипед хорошо идёт по ухабистым дорогам без покрытия, а также по песку и гравию.

У спортивных велосипедов меньше масса, более лёгкие колёса с узкими шинами, они имеют более лёгкий ход и хорошую маневренность.

Спортивные велосипеды предпочтительнее использовать при езде по дороге с твёрдым покрытием (асфальтовым или бетонным).


При подготовке к любому велосипедному походу необходимо: тщательно осмотреть велосипед, выявить и устранить неисправности и отклонения в работе, протереть и смазать все трущиеся детали, проверить балансировку колёс и накачку шин, работу тормозов, укрепить багажник.

После этого нужно опробовать велосипед на ходу.

В процессе подготовки к походу следует продумать и подобрать снаряжение с учетом длительности и сложности маршрута.

В снаряжение велотуриста кроме обычных вещей, традиционных и необходимых в любом туристском походе (например, палатка, рюкзак посуда, костровое оборудование и т.п.), обязательно входит ремонтный набор (даже при однодневном походе).


Обычно в ремонтный набор входят : комплект гаечных ключей, плоскозубцы, отвертка, резиновый клей, резина для заплат, ножницы, велосипедный насос и запасные детали (запасная шина или камера, гайки, шайбы, шарико-подшипники, спицы, тормозные колодки и др.).

Основные требования к техническому состоянию велосипеда:

  • велосипед должен иметь исправные тормоза и звуковой сигнал
  • при движении в темное время суток велосипед должен быть оборудован впереди фонариком белого цвета, а сзади – светоотражателем красного цвета.
  • при подготовке к велосипедному походу необходимо тщательно осмотреть велосипед, выявить и устранить неисправности

Одежда велотуриста должна соответствовать его походному стилю и удобству при передвижении на велосипеде.

Необходимо иметь с собой две пары трусов и маек с короткими рукавами, ковбой­ку, легкий хлопчатобумажный костюм, короткие (до колен) брюки или шорты, 3 - 4 пары хлопчатобумажных носков и велоперчатки.

На случай холодной погоды не будут лишними шерстяной свитер, шерстяные носки, перчатки и штормовая куртка.

В качестве головного убора целесообразно взять легкую панаму или шапочку из хлопчатобумажной ткани с козырьком.

В походе , велотуристы обычно обходятся двумя парами обуви: при движении - кроссовками с твердой подошвой, на отдыхе - тапочками или сандалиями .


В любом походе случиться может всякое: упал с байка - пара царапин, синяки, ссадины, ушибы; перегрелся на солнце во время покатушек - заработал себе головную боль; кончилась вода и пришлось пить из местного пресного источника - диарея, расстройство желудка и прочее.

Поэтому, вот примерный самый минимальный состав аптечки :

зеленка; йод; бинты (желательно сразу набор прикупить включая и эластичные бинты); вата; антисептики; таблетки от головной боли; таблетки от расстройства желудка; нашатырный спирт; аспирин;

марганцовка; сюда же можно включить и средства личной гигиены (влажные салфетки, мыло, зубную пасту, зубную щетку и прочее)


Для велосипедного путешествия следует выбирать дороги местного значения с асфальтовым или песчано-гравийным покрытием..

Многодневные походы и путешествия на велосипедах совершаются, как правило, группами по 4 - 6 чел .

Такая группа считается наиболее мобильной, способной быстро оказать необходимую помощь пострадавшему туристу и устранить техническую неисправность.

При движении по маршруту повышенного внимания от туристов требуют подъемы и спуски.

Однако короткие и некрутые подъемы можно преодолевать с ходу, а длинные и затяжные лучше пройти пешком.

На спусках велосипедистам необходимо притормаживать с самого начала спуска, выдерживая при этом дистанцию до другого велотуриста, равную 10-12 м


Крутые повороты на спусках целесообразно проезжать на малой скорости, так как на большой скорости велосипед может занести.

При езде необходимо учитывать также, что обочина бывает рыхлой и съезжать на нее следует очень осторожно, во избежание падения в связи с резким снижением скорости движения.

Рекомендуется через 20 - 25 мин после начала движения сде­лать технический привал. Его проводят в целях проверки технической исправности велосипедов и устранения выявленных недо­статков. Скорость движения на маршруте у начинающих туристов не должна превышать 10-12 км/.

Увлекаться большими скоростями не следует, так как это лишает человека возможности видеть красоту окружающей природы.


Распорядок дня велотуристов зависит от времени года и района похода. Заканчиваться дневной переход обязательно должен за 1 - 2 ч до наступления темноты.

Важнейшим условием обеспечения безопасности велопохода является неукоснительное соблюдение всеми туристами группы Правил дорожного движения.

Скорость во время движения по маршруту необходимо выдерживать с учетом состояния дороги и снижать ее на спусках, особенно на дорогах с плохим покрытием, а также при движении по мокрому шоссе или грунтовой дороге с лужами.

Туристы должны знать, что запрещено продолжать движение по маршруту в сумерки и ночью, а также при плохой видимости на дороге из-за тумана или сильной дымки.


Для юных велосипедистов в России управление велосипедом на дорогах в соответствии с Правилами дорожного движения (ПДД) разрешается лицам не моложе 14 лет.

С этого же возраста разрешается участвовать в велосипедных туристских походах. Вместе с тем этот возраст может быть снижен, до 12 лет решениями соответствующих органов власти - республик в составе РФ, а также краев и областей.

Юным туристам, достигшим 12 лет, можно принимать участие вместе с родителями в велосипедных походах выходного дня. В любом случае необходимо в полном объеме хорошо усвоить Правила дорожного движения и обязанности велосипедиста как водителя транспортного средства.

Для осуществления велосипедных путешествий и туристских походов пригодны любые велосипеды, как дорожные, так и спортивные.


Важнейшим условием обеспечения безопасности велопохода является строгое соблюдение всеми туристами группы Правил дорожного движения.

Скорость во время движения по маршруту необходимо выдерживать с учётом состояния дороги и снижать её на спусках, особенно на дорогах, с плохим покрытием, а также при движении по мокрому шоссе или грунтовой дороге с лужами.

Нельзя продолжать движение по маршруту в сумерки и ночью, а также при плохой видимости на дороге из-за тумана или сильной дымки.

При необходимости движения в таких условиях велосипед следует вести в руках, соблюдая правила движения пешехода по дорогам.

Нужно постоянно следить за состоянием велосипеда, проводя его технический осмотр ежедневно, а любые неисправности сразу исправлять.


В настоящее время популярность велосипедных путешествий более возрастает.

Преимущества велосипедов по сравнению с другими видами транспорта трудно переоценить: можно проехать практически по любой дороге, тропинке и просто по ровной поверхности.

Ведя велосипед в руках, возможно преодолевать различные препятствия во время движения по маршруту: переходить через овраги, пересекать пески, преодолевать вброд речку.

У современных велосипедистов более широкие возможности в выборе маршрута путешествия, так как скорость передвижения велосипедиста в несколько раз выше скорости пешехода.

Домашнее задание

§ 13 стр.63-69




  • Разделы сайта