Где гонка когда тренировка. Тренировки и питание для мотогонов. Начисление очков и награждение

На вопрос Где проводятся???Народ где проводятся и когда соревнования по велоспорту (кросскантри) в Алматы?? заданный автором Влад Подымский лучший ответ это «Яблочная гонка» проводится с целью пропаганды активного образа жизни, популяризации велоспорта в целом и кросс-кантри в частности среди широких слоев населения.
Участники соревнований
Гонщики, участвующие в соревнованиях (участники) , делятся на следующие категории:
женщины - от 14 лет и старше:
мужчины:
юниоры - от 14 до 18-ти лет;
андеры - от 19 до 23-х лет;
эксперты - от 24 до 34-х лет;
мастера - 35 лет и старше;
элита - от 18 лет и старше (те кто в десятку попадали по результатамтам прошлых стартов) .
Взрослые участники по своему желанию могут заявляться в категории Элита. Учитывая любительский статус соревнований, судейская коллегия оставляет за собой право заявлять некоторых участников в категорию элита. Участники, преднамеренно заявившиеся в более слабые категории, будут исключены из соревнований.
Порядок регистрации и допуска к соревнованиям
1. Каждый участник может заявиться только в одной категории.
2. Каждый участник проходит регистрацию, на которой он обязан:
представить документ, удостоверяющий личность;
ознакомиться с данным Положением и подписать расписку об ответственности.
3. Юниоры допускаются к регистрации только в сопровождении родителей или лиц, их заменяющих, которые должны дать письменное разрешение на участие в гонке.
4. Наличие велошлемов на гонке у участников обязательно.
5. К соревнованиям допускаются участники только на маунтинбайках. Байк должен быть в исправном состоянии.
6. Участник получает стартовый номер, который на гонке крепится на руль так, чтобы номер был виден спереди.
7. Стартовый взнос - 300 тенге. Юниоры и участники, активно помогающие в организации гонки, освобождаются от уплаты стартового взноса.
График соревнований
9:40-10:40 - регистрация участников, разминка, свободная тренировка,
10:40-10:55 - просмотровый круг
10:55- построение участников, брифинг
11:00- старт гонки
12:30- приблизительное время окончания гонки
13:00- объявление результатов и награждение победителей
Порядок старта и финиша
Старт общий для каждой категории, каждая категория стартует с интервалом в 1 минуту. Очередность старта объявляется не позднее, чем за 3 дня до гонки. Финиш в каждой категории даётся по лидеру заезда. Остальные участники заезда считаются финишировавшим, если они преодолели не менее половины дистанции и пересекли линию финиша (т. е. если лидер финишировал, а кто-то отстал от лидера на круг-другой, то он едет на финиш и в протоколе пишут его время плюс кол-во кругов отставания) .
Трасса гонки, дистанция и порядок её прохождения
Для утверждения конфигурации трассы, за неделю до гонки проводится просмотр трассы, и перед гонкой участники могут проехать один просмотровый круг. Длина круга 3000-4000 метров (место гонки - выше Лыжного трамплина (выше пр. Аль-фараби, поворот на Ремизовку)) .
Для категорий женщины и юниоры дистанция составляет 4-5 кругов, для мужчин-любителей (андеры, эксперты, мастера) - 6-7 кругов, для элиты - 8-9.
Участник, находясь на дистанции, не имеет права препятствовать обгонам. В случае прохождения каких-либо участков трассы пешком, участник должен не создавать помехи остальным участникам заезда и по возможности двигаться не по проезжей части трассы.
Возможности организаторов не позволяют производить полную разметку трассы, однако, из этого не следует, что при отсутствии разметки возможно срезание трассы. При выходе за пределы разметки спортсмен должен вернуться на трассу в том же месте. За подобное разовое нарушение регламента участник квалифицируется последним, за многократное нарушение – дисквалифицируется. Допускается ремонт и замена велосипеда или отдельных его частей, но только в специально отведенном месте в районе финиша (в месте нахождения судейской коллегии). В случае замены велосипеда спортсмен обязан прикрепить свой стартовый номер на новый велосипед.

    Как тренируются гонщики MotoGP? На что обращают внимание, каким упражнениям придают больше значения и почему они - настоящие атлеты?
МОТОГОНКИ.РУ, 16 декабря 2017 - Первым и главным правилом, которому следуют все - тренировать те навыки, которые помогают переносить нагрузки в ходе 45-минутных гонок, где борьба с мотоциклом сочетается с борьбой против соперников. Не поборов непослушный прототип, нельзя справиться и с другими.

«В последние 5-10 лет в физической подготовке мотогонщиков произошли огромные перемены, - говорит босс Мобильной Клиники Миккеле Заза. - Сегодня требуется иметь такую же хорошую форму, как у остальных. Это - минимум. Плюс, талант и удача».


Мышечная сила, как и 30 лет назад, в мотоспорте не требуется. Но для выносливости нужно много практических занятий, чтобы мышцы были готовы к нагрузкам, прежде всего, высоким статическим и рывковым.

«Если сравнить мотоспорт с каким-то другим видом спорта, думаю, что лучше всего подойдет волейбол, - продолжает Заза. - Современный волейбол не требует больших мускулов. Но требует выносливости и взрывной активности: мощный выброс энергии в короткий промежуток времени, рывок. Им требуются растяжки и тонус».

Разница между подготовкой 30 лет назад и сегодня заключается в технических особенностях прототипов : теперь электроника и общий дизайн мотоциклов помогают ехать пилотам правильно, а на 2-тактных ракетах из 90-х приходилось много ездить, чтобы мышцы запомнили минимальные виляния заднего колеса и знали, как реагировать - на автоматизме.



"Король" Кенни Робертс, ставший 3-кратным чемпионом Королевского класса с 1978 по 1980, рассказывает, как американские гонщики вкалывали, готовясь к гонка Гран-При: «Мы проводили в седле минимум по 3 часа в день, а иногда весь день. И когда приезжали на этапы в Европу, всегда были на коне! Европейцы не заморачивались: ездили от случая к случаю, считая, что практики перед гонкой - это и есть их "тренировки" - и мы выигрывали все».

Мик Дуэйн, 5-кратный чемпион , ставший звездой и навсегда вошедший в Зал Славы Больших Призов в середине 90-х, успел застать времена, когда можно было курить, пить пиво и другие горячительные напитки, развлекаться с женщинами, а на утро выходить на старт и выигрывать Гран-При. Как только мотоциклы стали мощнее 180 л.с., они стали выходить из-под контроля, пришлось усиленно готовиться к каждой встрече со своим «железным конем», чтобы обуздать его.


5-кратный чемпион Мик Дуэйн: сегодняшние пилоты - настоящие атлеты, в спортивном смысле этого слова, да и во всех других!


«Единственное, что я могу сказать наверняка, это то, что сегодняшние пилоты - настоящие атлеты во всех смыслах этого слова, - говорит Мик Дуэйн. - Особенно четко понимаешь это, когда смотришь, как они выкладываются на воркауте. Это приносит им результат. Мы еще застали времена Барри Шина, когда можно было оттягиваться в баре в субботу и выигрывать гонки в воскресенье. В этом была романтика, которая многих привела в мотоспорт. Главное, что требовалось тогда - это смелость: открывать газ пораньше, тормозить попозже. Мотоцикл мог вывезти, а мог и нет. Все равно, выигрывать гонки могли единицы - только те, кто был готов к этому, по наитию или по науке, не важно. Теперь же, к этому можно подготовиться, и парни знают, как именно».

Итак, как же готовятся к гонка пилоты MotoGP дня сегодняшнего?



Прежде всего, профессиональные мотогонщики держат себя в тонусе весь год, без пауз и каникул. Даже на зимних каникулах, с 1 декабря и по 20-е числа января они продолжают заниматься. Чем и как?

1. Езда на мотоцикле в качестве практики

Чувство мотоцикла никогда не должно пропадать. Для этого пилоты стараются как можно чаще менять тип техники: пересаживаются на супермото, кроссовые мотоциклы, эндуро или практикуют flat-track. У контрактных пилотов , на самом деле, времени для работы на асфальте практически нет, особенно, со своими прототипами. Крайне редко они могут выйти на какой-нибудь трек-день вместе с простыми мотоциклистами. Это и так происходит изредка, в основном, в рамках каких-то промо, организованных их заводом, и не является тренировкой в чистом виде. Во-первых, из-за разницы в уровне участников; во-вторых, поскольку высок риск попасть в замес и получить травму, что заранее исключается; наконец, трек-дни зачастую проводятся на тех же трассах, где и Гран-При, а это запрещено правилами. Остаются тренировки на малых трассах и картодромах.


считает, что практика на мотоцикле важна почти каждый день, поскольку помогает выработать рефлекторные навыки для самых разных ситуаций - ту самую «чуйку». Помните историю с "тренировкой падений" на свободных тренировках ? Марк отмечал, что занимается этим давно, причем, и на супермото, и в е и на flat-track, где риск получить серьезную травму при легком падении ниже, чем на большом автодроме с высокими скоростями. Как часто он падает, сказать не может, но это происходит регулярно. И, кстати, все свои травмы в недавнем времени он получил именно в таких инцидентах - на "малых" тренировках! До сего момента, Маркес не получил ни одного перелома, работая с прототипом MotoGP! Иными словами, совет: пилот должен постоянно ездить на мотоциклах - самых разных, - чтобы вырабатывать навыки быстрой адаптации и сохранять чуйку. И он должен уметь падать.

«Тебе нужно тренировать в первую очередь то, что тебе пригодится при езде на твоем собственном байке, в твоей работе», - подчеркивает Маркес.

2. Выносливость и кардио

Одна из лучших тренировок для мотогонщика - шоссейный велосипед. Во-первых, шоссейник дает равномерную нагрузку без рывков. Во-вторых, с велосипедом больше возможностей для тренировки всего организма, чем при занятиях простой атлетикой, в частности, бегом. Плюс, езда на велосипеде развивает вестибулярный аппарат, нормализует дыхание, создает отличную нагрузку на сосудистую систему и помогает контролировать вес. При езде на велосипеде проще ставить цели и достигать их, и можно заниматься в группах, где все участники будут стимулировать друг друга.


Бредли Смит (тогда еще в рядах Tech 3) тренируется на велосипеде на Motorland Aragon, перед Гран-При Арагона: гонка преследования за скутером, который может держать постоянный темп и в горку, и под горку


Бредли Смит из KTM Factory Racing уделяет много времени своей физической форме, а еще больше - езде на велосипеде, и вот почему: «Велоспорт отлично подходит мотогонщику: он не такой ударный, как бег. Во время бега организм сталкивается с высоким уровнем стресса, тогда как на велосипеде нагрузка растет плавно и ее легко контролировать».

А еще: «Мне это позволяет разгрузить голову, избавиться от мыслей и хорошенько поработать над мышцами на свежем воздухе», - добавляет к сказанному пилот Yamaha Factory Маверик Виньялес.


Почти все пилоты и Superbike тренируются на шоссейниках: Бен Спис, братья Маркесы, Сильвейн Гунтоли, Том Сайкс, Маверик Виньялес, Альваро Баутиста, братья Эспаргаро и другие проезжают по много километров по дорогам общего пользования. Велотренировки проводят не ежедневно, но не реже двух раз в неделю - мышцам нужно давать отдых.

Некоторые по-настоящему двинуты не великах. Кэл Кратчлоу проводит очень много времени в седле, и врачи Мобильной Клиники уже отмечали, что его икры и бедра буквально перекачены, в чем нет никакой практической пользы в .



Совсем иной пример (и гораздо более реальный - жизненный) - 3-кратный чемпион Трой Бейлисс, который всю карьеру был помешан на велосипедных тренировках. «Если бы моя карьера в мотогонках не сложилась, я бы точно принял участие в Tour de France!» - как-то заявил Трой.

Уходя из гонок, в возрасте 39 лет Бейлисс находился на пике физической формы: при росте 174 см сохранял постоянный вес 67 кг и по признанию соперников и медиков, оставался самым тренированным гонщиком , при этом, развит совершенно гармонично. Как ему это удавалось?

3. Принцип Бейлисса: сочетание вело и тренажерки, а не изматывающие ралли

До середины 2009 года Бейлисс жил в Монако. Выбор на это место пал не случайно, был обусловлен уникальным расположением и возможностями. База Ducati располагалась в паре часов езды на машине или скоростном катере, чистейший морской воздух и горные серпантины – все, будто специально создано для отдыха и подготовки к следующим гонкам. «Монако – невероятное место, я бы сказал – центр мира для профессионального спортсмена, - рассказывал Бейлисс. – Здесь почти всегда хорошая погода, тихо, спокойно и безопасно».



Пока Трой жил в Монако, в поездках ему ассистировал профессиональный велогонщик, олимпийский чемпион Аксель Меркс. Трой и Аксель были соседями, дружили семьями и провели в седле много времени. Но чаще Меркса можно было видеть за рулем 125-кубового Piaggio, а Троя – позади него, на велосипеде, держащим дистанцию сантиметра в 3 от скутера: «Это способствует концентрации внимания, - поясняет Бейлисс. – Аксель держит стабильный темп, на скутере это проще простого, а моя задача - не отставать, не важно, едем мы в гору или под гору».

Два-три раза в неделю напарники совершали моцион в сторону итальянской границы – «до тренажерки и обратно». И даже сегодня Бейлисс не мучает себя велопробегами в сотни миль: его формула - для поддержания формы достаточно 30 км на велике, 2-часовой пешей прогулки и полуторачасовой работы в зале . «При этом, я не отказываю себе в бокале пива» - добавляет он.



Силовые тренировки проходили под контролем личного тренера, экс-чемпиона Италии по боксу в среднем весе Лея «Рока» Браена. В 2008 году Трою не нужно было работать над мышечной массой или весом, поэтому большая часть упражнений – на выносливость. Одно из них выглядит так: австралиец лежит на спине, ноги полусогнуты и зафиксированы, в руках пятикилограммовый блин от штанги; Бейлисс совершает наклоны корпусом вправо и влево, а также вперед и назад. Это упражнение имитирует езду на мотоцикле с постоянным «перекладыванием» из поворота в поворот: напряжены руки, плечи, пресс и спина. Похожее упражнение на статическую нагрузку - держать блин от штанги на вытянутых руках перед собой столько, сколько позволят мышцы. Каждый раз увеличивая время подхода.



Отменным статическим упражнением на развитие связок, мышц ног и поясницы будет «мабу» или стойка всадника из традиционного у-шу. Выглядит просто, но непросто выполнить! Стойка всадника - базовая в шаолиньском стиле, и она же, как упражнение: немногим, даже опытным атлетам удается выстоять в низкой мабу более 3 минут! Монахи способны находиться в ней часами, в медитации. Стойка всадника имеет мало общего с ездой на мотоцикле, однако после регулярных тренировок, кроссмены и эндуристы начинают чувствовать легкость при езде, стоя на подножках. А еще мабу способствует мягкой растяжке.



Растяжка - ключ к защите от травм на гонках. Растягивать связки и суставы нужно неспешно и с большой амплитудой, добавляя нагрузку постепенно. Гонщикам не нужно задирать ноги выше головы, им нужны гибкость и податливость, а также идеальная подвижность конечностей.


4. Работа под контролем тренера

Одной из важнейших особенностей профессиональной подготовки является контроль тренера. Он и подгонит в нужный момент, и мотивирует. Без человека, который контролирует работу, трудно следовать плану. Это касается и езды на мотоцикле, поэтому величайшие пилоты - Дани Педроса, Хорхе Лоренцо - все пригласили в свои команды наставников по пилотажу. Вряд ли те научат «старых псов новым трюкам», но точно подметят какие-то нюансы, на которые у чемпионов мира уже давно замылился глаз! В фитнесе та же история, просто тренер еще и знает особенности анатомии и работы той или иной группы мышц.



Ровно год назад мы писали, что . Не потому, что прежний тренер его не устраивал, а потому что Хорхе изменил программу, в связи с переходом в Ducati - Лоренцо потребовались другие нагрузки: после Валенсии он понял, что его форма недостаточно хороша для работы с несговорчивым Desmosedici. Если в 2014 мы писали, что за зиму Хорхе сбросил 4 кг, то перед сезоном 2017 года он, напротив, набрал 5 кг мышечной массы.

В 2013 году сменил программу зимней подготовки в зале по настоянию тренера: травма плеча, полученная ранее, требовала точечных усилий, так что личный наставник по фитнесу разработал для Марка серию упражнений для конкретных групп мышц плечевого пояса.

5. Мышцы - не самое главное

Миккеле Заза уверен, что у пилотов не может быть одной программы подготовки: каждая будет зависеть от потребностей, от стиля пилотирования и особенностей мотоцикла, с которым пилот работает в данный момент:



«Из многих, с кем мне выпала честь работать, выделяется. Он в душе остался пилотом старой школы. По сравнению с Марком Маркесом, который проводит в зале очень много времени, у Валентино не так развита мускулатура. Но с точки зрения выносливости, он невероятно силен! Лоренцо в этом плане ближе к Росси, и я допускаю, что это стиль пилотирования Yamaha диктовал им обоим, какую физическую форму нужно поддерживать, чтобы справляться с байком. Но теперь Хорхе в Ducati, и ему нужно больше сил, ведь Desmo очень требовательный байк».

6. Контроль за состоянием

Профессиональные мотогонщики просто обязаны всегда искать пределы своих возможностей, чтобы преуспевать и превосходить соперников - в этом смысл спорта высших достижений . За счет тренировок можно раскрыть свой потенциал и стать сильнее. Для этого райдеры регулярно посещают специальные медицинские тесты, не реже двух раз в год - перед началом сезона и в середине. Тесты показывают, насколько организм подготовлен к той или иной нагрузке, как происходит метаболизм, как вырабатывается молочная кислота в мышцах и как быстро она распадается.



Тесты легко покажут, какой запас для увеличения нагрузок имеется и/или следует их снизить, где при нормативных усилиях возникает перегрузка. Но главное, что тесты четко, на конкретных цифрах показывают, насколько спортсмен недорабатывает. Нужно ли ему это в той или иной ситуации, вопрос второй. Итак, в начале года тренер на основании результатов тестов строит для спортсмена план нагрузок. В середине года берется контрольный тест. Вот и все. Такие тесты в России можно пройти в лаборатории научно-исследовательского института спорта РГУФКСМиТ (Государственного Университета Физкультуры и Спорта в Москве).


7. Правильное питание

Пиццу и калорийные суши, конечно, любят все. Но пилоты всегда помнят свою норму. В двух словах, она заключается в формуле: съесть можно ровно столько, сколько сможешь потратить. Сегодня хорошо известен «выхлоп» большинства продуктов, так что даже на глазок можно подсчитать количество калорий в каждом блюде. Подробнее о формировании рациона питания эксперты МОТОГОНКИ.РУ обязательно расскажут в ближайшее время.

8. Зачем тренироваться? Чтобы голова была чистая!

«Прежде всего, ты должен быть тренирован здесь, - говорит чемпион мира Кевин Шванц, показывая на голову. - Ты должен быть уверен в своем байке на 100%, но также ты должен быть уверен в том, что ты с ним справишься в любой ситуации. Готовность к этому - вот что является определяющим фактором в мотогонках, так было всегда».

Итого: физические тренировки вкупе с хорошей чуйкой и знанием своего мотоцикла дают пилоту несокрушимую уверенность в своем превосходстве. Малейшее сомнение способно разрушить эту пирамиду преимуществ. Ситуация с Андреа Довициозо, одним из главных претендентов на титул в 2017 году - наглядная демонстрация: Дови потерял титул не из-за того, что у него был мотоцикл похуже, чем у Маркеса, но от осознания этого. Выходя на старт Гран-При Валенсии, Довициозо знал, что НЕ станет чемпионом . Маркес же был уверен в победе, и он использовал свою силу до конца, спокойно контролируя ситуацию и соперников.

С таким же настроем выходят на старт олимпийские чемпионы - и побеждают. Желание + уверенность в достижимости цели = результат. Вот почему мотогонщики по сути есть настоящие атлеты, а не просто любители мотоциклов .

MotoGP - зарегистрированный торговый знак Dorna Sports S.L. | Copyright © 2019 Dorna Sports S.L. All rights reserved

Начав работать с мотогонами – как любителями, так и профессиональными мотоспортcменами – могу сказать, что у 95% проявляются все симптомы классической перетренированности: вялость и недостаток «функционалки», чаще всего проявляющие себя в проблемах с выносливостью. Что вполне объяснимо: занятия мотокроссом, а тем более смежными дисциплинами – эндуро, кантри-кроссы и пр. – предъявляют значительные требования к организму. И по-хорошему, вполне логичным выводом было бы подумать о том, что при таком уровне нагрузок запросы организма по питанию и восстановлению будут отличаться от запросов человека, не занимающегося спортом.

Рано или поздно организм перестает «тянуть» такой режим, и вместо полноценной тренировки получается примерно так: два-три круга едем бодро, дальше пару кругов «тошним», потом идем минут на тридцать-сорок беседы беседовать с другими такими же «гонцами»… Классическая реакция на возникновение такой ситуации у не особо стремящегося к результатам мотогона – это свести тренировки просто к такой форме времяпрепровождения. Мотоциклы – общение – шашлыки – пиво. Реакция у стремящегося к результатам мотогона – это не подумать, почему так происходит, и предоставить организму ресурсы и время на восстановление, а наоборот – увеличение тренировочных нагрузок! Человек начинает упираться, как может: к тренировкам по мотокроссу прибавляется кроссфит, глотание сырых яиц и бег по утрам, штанги, плаванье… Все это заслуживает уважения за силу духа, но в большинстве случаев организму на силу духа плевать, и получаемый результат обратен к ожидаемому. Если в чем-то из описанного вы узнали себя, то моя статья адресована вам.

Базовые понятия

«Мы – то, что мы едим», — фраза, знакомая каждому. Простая, но ее очевидный смысл почему-то не попадает в сознание большинства людей. А из чего еще мы будем состоять, кроме как из того, что в нас попадает? Поэтому и то, как будут функционировать наши тела, напрямую зависит от того, чем мы будем питаться. Есть три параметра, совокупность которых определяет физические и функциональные составляющие наших тел;

  • Диета: 60%;
  • Тренировки: 20%;
  • Восстановление: 20%;

Тренировками мы задаем организму направление, в котором ему требуется изменяться. Диетой предоставляем ему строительные ресурсы для осуществления этих изменений. Восстановлением обеспечиваем организму возможности для проведения этих изменений. Недостаток внимания к любому из этих параметров ведет к ухудшению конечного получаемого результата. Пропорционально их процентному соотношению в нем. Эту схему можно представить как постройку дома, в котором кирпичики-стройматериалы – это то, чем мы питаемся. Рабочие, прорабы и инженеры – это наши тренировки; трудобудни этих рабочих – восстановление.

Многие не до конца понимают важность диет и функционального состояния организма в мотокроссе. Ведь это технический вид спорта, в котором в первую очередь важна координация, скорость реакции и тонкая моторика. Мозг – по сути, такая же мышца, как и все остальные. И запросы у него точно такие же и по белкам/жирам/углеводам, и по солям, и по минералам, и по аминокислотам; и топливо он использует то же самое, что и все остальные мышцы – глюкозу.

Посредством применения диет и тренировок мы ставим целью решение задачи по улучшению функциональных возможностей мышц за счет насыщения их потребностей. А, значит, и функциональные возможности мозга будут улучшаться тоже. Для мотокросса важна способность сохранять высокую степень концентрации и скорость реакции. И то, и другое – функции мозга. Во время интенсивного тренировочного процесса мозг устает не меньше. «Усталость» мозга проявляет себя в нарушениях тонкой моторики, ослаблении степени концентрации и скорости реакции. Все это происходит потому, что во время тренировки организм исчерпывает ресурсы, необходимые для выполнения этих задач. И мотогонщик начинает совершать больше ошибок, падает интенсивность тренировки, ухудшается ее эффективность. Работа мозга, точно так же, как и всего остального организма, зависит от ресурсов, которыми он располагает. А степень тренированности, по сути, можно определить как способность эффективно распоряжаться этими ресурсами.

Соответственно, логичный вывод – если предоставить организму больше требуемых ресурсов, то его возможности будут улучшаться при любой степени тренированности.

Сомневающимся в существовании взаимосвязи между предоставлением ресурсов и качеством работы мозга и тела могу предложить попробовать провести над собой эксперимент: замерить свой IQ, скорость реакции, силовые показатели и показатели выносливости, а также скорость круга по трассе в трех разных вариантах:

  • при соблюдении диеты в течение, скажем, недели;
  • при соблюдении антидиеты в течение недели (алкоголь, шаурма, бигмаки и т.д.);
  • при отсутствии питания в течение недели вообще.

При этом тренироваться можете во всех трех вариантах как захотите. Хоть не тренируйтесь вообще, хоть нанимайте супертренеров и занимайтесь с ними каждый день! Думаю, что получилось достаточно наглядно и без претворения в жизнь этого эксперимента.

Эта часть была вводной, в которой мне, я надеюсь, получилось донести важность того, о чем я буду рассказывать в следующих частях – О ПИТАНИИ.

Питание

Эффективность тренировок мотогонщика (как и любого другого спортсмена) зависит от его функциональных возможностей. Под функциональными возможностями, которые в мотокроссе оказывают влияние на результат, будем подразумевать:

  • физические возможности, обеспечиваемые за счет мышц: в качестве основных выделим силовую и скоростную выносливости;
  • ментальные: в качестве основных выделим скорость реакции и координацию движений.

Функциональные возможности спортсмена – это результат взаимодействия трех переменных:

  • Питание
  • Тренировки
  • Восстановление

А теперь разберем, как и почему функциональные возможности влияют на тренировочный процесс и результативность в гонке.

Тренировка в мотокроссе включает в себя две основные составляющие:

  1. Формирование навыка («автоматизированное умение»: ответить определенной реакцией на внешний стимул – скорректировать весом тела, рулем и «газом»/тормозом/сцеплением случайный снос из-за подвернувшегося под колесо камушка, загрузить-разгрузить переднюю или заднюю подвеску на выпрыге и при приземлении, поднять локоть в повороте и т.д.);
  2. Подготовка физических возможностей тела к предъявляемым нагрузкам – то есть, обеспечение способности эффективно реализовывать этот навык.

Формированием нужных навыков пусть занимаются тренеры по мотокроссу, а моя задача – обеспечить способность мотогона эффективно реализовывать эти навыки за счет развития функциональных возможностей его тела. Работа системы «гонщик-мотоцикл» зависит от качества работы обеих её составляющих – и мотоцикла, и гонщика. Однако, этот очевидный факт игнорируется большинством мотогонов. Все как один ставят «ёлинзы», «йошимуры» и т.д. и т.п. То есть совершенствуют мотоцикл и оттачивают специализированные навыки. И совсем мало кто из любителей занимается подготовкой своего тела: развитием силовой и скоростной выносливости, и, как следствие, способности сохранять концентрацию внимания и скорость реакции. Чтобы появилось понимание важности физической подготовки, начнем с объяснения самого механизма, как и почему это работает.

Всем знакома ситуация, когда первые круги в начале гонки или тренировки мотогон легко справляется с элементами трассы – валит, как ракета, а потом или безнадежно теряет ход, или начинает ехать «на ушах». Элементы трассы те же, гонщик тот же, мотоцикл под ним тот же, а скорость хода и качество езды падают в разы. Теперь рассмотрим, что происходит:

  • Когда мотогон устаёт, он начинает делать ошибки в технике (утрачивает способность реализовывать свои навыки);
  • Когда допускаются ошибки в технике, начинает тратиться больше сил, теперь уже и на их исправление: коррекцию неправильных действий, направленную на совладение c не в меру разбушевавшимся мотоциклом; или на поднимание его с земли/выдергивание его из грязи/кустов/близлежащих кушерей (нужное подчеркнуть);

Следовательно, образуется замкнутый круг: усталость ведет к еще большей усталости!

Причем, усталость может быть не только физической, но и ментальной: всем знакома ситуация, когда отработка элемента, не требующего больших затрат физических сил, но технически сложного и требующего сохранять высокую степень концентрации внимания, вначале тренировки идет отлично, а потом перестаёт получаться. Скажем, отработка прохождения ходом колейных поворотов на твердом грунте («змейка») – отличный тому пример. Тело устать не успеет, когда мозг скажет твердое «Нет» этому насилию.

Усталость – это утрата спортсменом способности эффективно реализовывать свои навыки вследствие того, что его функциональные возможности (ментальные или физические) не отвечают предъявляемым к ним требованиям под нагрузкой.

ВЫХОД: увеличение функциональных возможностей мотогона будет вести к тому, что он меньше будет уставать, следовательно, меньше допускать ошибок, следовательно, будет еще меньше уставать, следовательно, будет лучше результат на гонке и будет выше эффективность тренировки.

Первый и самый определяющий из всех факторов, которые могут оказать влияние на формирование функциональный возможностей – это питание.
В разрезе рассматриваемого его целевого применения оставим концепцию «вилки слева, ножик справа, локти на стол не класть и белое к рыбе, а красное – к мясу» эстетам. И рассмотрим питание как инструмент для достижения цели. Разобьём его на составляющие:

КБЖУ: количество нутриентов (белков, жиров, углеводов), поступающих с пищей, и, соответственно, получаемые из них калории за отчетный период: разовый прием, дневная норма, недельная и т.д.

ПРОТОКОЛ ПРИЕМА: структура элементов в КБЖУ – когда, сколько, чего и с чем из нутриентов поступает в организм.
ВИТАМИНЫ, СОЛИ, МИНЕРАЛЫ: благодаря им организм способен усваивать поступающую пищу и регулировать процессы своего функционирования в целом.

Всем известен опыт, проведенный в свое время над крысами: получая еду, лишенную витаминов, они, тем не менее, через какое-то время умерли от истощения. Только администрируя поступление пищи в организм, можно рассчитывать на получение целевого эффекта от ее приема. Бездумное потребление еды на уровне «хочу – не хочу» или «организм сам знает, что ему нужно» работает кхм… неэффективно. Дети точно знают, что им хочется торты, шоколадки и конфеты, и вряд ли хочется каш или вареной говядины. Но ни один здравомыслящий родитель не станет их кормить только десертами. Обеспечивая поступление НУЖНЫХ нутриентов в нужное время, мы, тем самым, предоставляем организму ресурсы для обеспечения его функционирования. Как во время фазы проведения работы, так и во время фазы восстановления после неё. И если стоит цель достижения прогресса, то есть обеспечения «гиперкомпенсации» в фазе восстановления, то необходимо предоставить организму ресурсы, требуемые именно для этого. Для обеспечения высокоинтенсивности тренировочного процесса также необходимо предоставить организму необходимые ресурсы. Причем, потребности организма на этих двух фазах различаются.

Каждая составляющая пищи оказывает влияние на организм. Обеспечивает энергией для выполнения работы или предоставляет «стройматериалы» для обеспечения «ремонтных» работ на фазе восстановления. Полная совокупность поступающих веществ регламентирует весь процесс функционирования организма. Некоторые из них организм способен синтезировать самостоятельно, другие обязательно должны поступать извне.

Давайте разберем, из чего состоит питание, и как именно происходит влияние его составляющих. Для простоты объединим все пищевые компоненты в две группы:

Макронутриенты:

  • Белки;
  • Жиры;
  • Углеводы;

Микронутриенты:

  • витамины;
  • соли;
  • минералы;

Любой продукт питания является набором макро- и микронутриентов. Общая задача макронутриентов – обеспечение «строительной» и энергетических функций организма. Задача микронутриентов – обеспечение обменных процессов макронутриентов в организме и регуляция работы систем, выполняющих эти процессы. А так как каждый вид активности человека – как ментальной, так и физической – требует затрат ресурсов (макро- и микронутриентов, см. предыдущие части), администрируя через питание поступление этих ресурсов в организм, можно оказывать влияние на эффективность его деятельности.

Разберем функции, которые выполняют каждый из макронутриентов по отдельности и во взаимодействии друг с другом. В дебри нутрициологии погружаться не будем, просто обрисуем общие процессы. Белки являются жизненно необходимыми продуктами, они служат пластическим материалом для построения большого ряда клеток. Их обмен в организме человека связан с постоянным обновлением и расходом, и поэтому белки должны постоянно пополняться, чтобы соблюдалось равновесие между их расходом и поступлением. Основная роль белков заключается в построении клеток. Но при остром энергодефиците организм может начать использовать их и как источник энергии. Причем, как белки, поступающие извне, так и «разбирая» на покрытие энергонужд свои собственные, уже сформированные ткани.

Наш организм способен работать только на одном виде «топлива» — глюкозе. И все макронутриенты для покрытия энергетических нужд перед использованием он конвертирует в глюкозу. Для использования белков в качестве топлива организму необходимо конвертировать белок в гликопротеин, а после – в глюкозу. Такой процесс протекает достаточно быстро, но для организма он очень энергозатратен и создает еще одно неудобство – утилизация продуктов распада.
Углеводы с высокой скоростью усвоения практически не требуют переработки, а вот углеводы с медленной скоростью усвоения организм предварительно «разберет» на более простые структуры. Такой вид топлива для организма наиболее удобен: переработка углеводов не энергозатратна и не требует большого количества времени.

Жиры организм может окислять с высвобождением энергии, но такой путь для него не очень удобен из-за длительности процесса. Поэтому и прибегает он к нему в редких случаях. В случае, когда поступление любых макронутриентов превышает их расход, в конечном итоге все их излишки организм складирует в виде жира.

Белок организм хранить не умеет, и после «закрытия» потребности по аминокислотам он конвертирует остатки в глюкозу (в углеводы), а дальше у неё будет два пути – либо в гликоген, либо в жир. Для углеводов природой предусмотрены два «хранилища» — гликогеновые депо в мышцах и в печени. Гликоген – это легко и быстродоступная форма хранения глюкозы. Поступающая глюкоза, в первую очередь, будет идти в гликогеновые депо, а после того, как они будут полностью заполнены, организм отправит их в жир. Когда расход превышает поступление, организм сначала израсходует запасы гликогена, а дальше у него будет два варианта, что пускать в расход: либо разбирать белки, либо сжигать жир. Основным фактором, регламентирующим, на что падет его выбор, является интенсивность нагрузки, проявляющая себя в частоте сердечных сокращений. Чем она ниже, тем большую часть в энергообмене будут занимать жиры, и чем она выше, тем больше в ней будут преобладать белки. Напомню, что речь идет о случае, когда все запасы гликогена истощены.

Резюмируем:

  • Основной и единственный строительный материал — белок, который неизбежно расходуется при выполнении физической работы. При острой нехватке «быстрой» энергии организм может использовать белок как топливо.
  • Основные источники энергии – это углеводы и жиры. Углеводы – вид «быстрого» топлива, жиры – «медленного». Это «резервный фонд» организма.

Теперь перейдем к практическому значению и применению этой информации. На тренировках и гонках организму для выполнения интенсивной работы будут требоваться ресурсы: макро- и микронутриенты. Чем более адекватным их объемом он будет располагать, тем эффективнее он сможет выполнять работу. Выше упоминалось, что организм может использовать и запасы из своих «кладовых», а может сразу пускать в расход и поступающие извне. Причем, сначала он пустит в расход аминокислоты и глюкозу, плавающую в крови, потом «достанет» быстродоступное топливо из желудка, и только после этого возьмется за гликогеновые депо, после опустошения которых примется за собственные мышцы или жиры. Таким образом, для обеспечения эффективной работы в интенсивном режиме организм должен иметь заполненные «кладовые» — гликогеновые депо и положительный аминокислотный баланс и баланс сахара в крови, а также иметь что-то быстродоступное в желудке, не мешающее своим объемом интенсивной работе.

В следующей статье мы поговорим о том, каким образом строить питание для решения этих задач. О том, как правильно строить свое питание спортсмену-физкультурнику, и как заполнить «кладовые» перед гонкой, а также о том, что нужно кушать непосредственно перед и во время тренировки или гонки.

Где погонять на мотоцикле: трек-дни на Moscow Raceway

Открытие в 2012 году гоночной трассы Moscow Raceway подарило жителям столичного региона уникальную возможность окунуться в невероятную атмосферу крупнейших спортивных соревнований. За эти пять лет поклонники автомотоспорта смогли в непосредственной близости наблюдать гонки сильнейших мировых серий - WSBK, DTM, FIA WTCC и других. Помимо этого, появление в Подмосковье трека мирового уровня дало ощутимый импульс развитию не только профессиональных и любительских гонок, но и появлению культуры трек-дней

текст: Александр Баркалов / фото: BMW Motorrad / 31.07.2017

Мотоциклетные Track Days для любителей и профессионалов появились одновременно с открытием автодрома Moscow Raceway, который всего за сезон стал главной тренировочной площадкой для «мотогонов» всего московского региона.

Организатор дней - компания TrackRaceDays - проводит свои мероприятия по популярной в Европе и США схеме «тренируйся и закрепляй навыки, участвуя в гонках». Если коротко, то каждый трек-день завершается настоящими гонками, в которых участники тренировок могут принять участие. По сумме результатов всех гонок в конце сезона проводится награждение победителей чемпионата TRD.

Но прежде чем окунуться в чемпионаты и гонки, новичку нужно освоиться и разобраться в формате трек-дней. Здесь все просто: участники тренировочных дней на автодроме разделяются на три группы, отличающиеся степенью подготовки райдера, которая определяется по времени круга на Moscow Raceway.

Если вы не уверены в собственных силах и не желаете путаться под ногами у быстрых гонщиков, то смело записывайтесь в группу «C», предназначенную для новичков и тех, кто только начал освоение подмосковного трека. Группа «B» рассчитана на продвинутых любителей, а в самой быстрой группе «А» выступают профессиональные и полупрофессиональные пилоты.

Трек-день разделяется на шесть 20-минутных сессий для каждой из групп, что в сумме для каждого пилота-участника составляет два полноценных часа на гоночной трассе. Трек-сессии идут по очереди, поэтому с момента окончания предыдущего заезда до нового проходит не менее 40 минут, которые обычно используются для отдыха и работы над ошибками.

Пожалуй, наиболее частой причиной, по которой обладатели спортбайков или нейкедов так и не отваживаются выехать на полотно гоночного трека, является боязнь разбить мотоцикл или разбиться самому. Бытует распространенное заблуждение, что на гоночном треке вероятность аварии выше. На деле же все с точностью до наоборот: на специализированной трассе идеальное асфальтовое покрытие без ям, трещин и канализационных колодцев; большая часть треков, в т. ч. Moscow Raceway, имеет омологацию FIM (Международная мотоциклетная федерация), что подразумевает наличие зон безопасности и высочайший уровень работы всего персонала трека; в отличие от дорог общего пользования, все пилоты на треке движутся прогнозируемо и в одном направлении, что полностью исключает возможность встречных аварий и сводит к минимуму опасность при обгонах. Помимо этого, организаторы трекдней очень строго следят за наличием правильной экипировки, допуская на трек исключительно пилотов в кожаном цельном или раздельном комбинезоне, шлемеинтеграле и только при наличии жесткой защиты спины и мотобот. На протяжении всех трек-дней в паддоке дежурят несколько бригад скорой медицинской помощи, готовых в самое короткое время оказаться рядом.

Если вы отбросили все сомнения, окончательно утвердились в желании примерить на себя роль мотогонщика или просто хотите безопасно погонять в свое удовольствие по трассе, то начать необходимо с приобретения правильной экипировки и минимальной подготовки мотоцикла.

Чтобы байк допустили на трассу, как правило, достаточно демонтировать зеркала заднего вида, снять номерной знак, а все световые приборы (фару головного света, стоп-сигнал и поворотники) заклеить скотчем. Не лишними будут и дорожно-спортивные шины, которые смогут достойно справиться с повышенными нагрузками трековой эксплуатации.

Впрочем, есть куда более простой способ в первый раз проехаться по Moscow Raceway: на протяжении нескольких лет партнером организатора TrackRaceDays является представительство BMW Motorrad Россия. В рамках этого сотрудничества BMW Motorrad предлагает своим клиентам во время трек-дней пройти тест-драйвы последних моделей техники прямо на гоночной трассе. Так, на открытии сезона в этом году любой желающий мог испытать новенькие BMW R NineT Racer, BMW S 1000 RR и BMW S 1000 R на лучшем российском автодроме. На вспомогательных дорожках автодрома можно было опробовать и первый электроскутер BMW - C Evolution.

В течение трех дней участниками тест-драйва стали не только обычные клиенты компании, но и журналисты профильных изданий, популярные блогеры и известные музыканты. Каждый из них оценил возможности баварской техники и получил новые яркие впечатления. Принять участие в тест-драйвах мотоциклов BMW сможете и вы, ведь этим летом планируется еще несколько тренировочных трек-дней на подмосковной гоночной трассе MRW.



  • Разделы сайта