Что для диеты нельзя кушать. Что можно есть на диете. Что можно есть вечером

Глава I. Творческие задания на уроках литературы в старших классах

Психологическая характеристика учащихся старшего школьного возраста

Каждый возраст представляет собой качественно особый период психического развития и характеризуется множеством свойств. Одним из сложных периодов в онтогенезе человека является старший подростковый возраст .

Анализ характера юных переживаний показывает, какую мощную роль в них играет стремление к выяснению своей личности, к собственному обнаружению мысли, что обыденные люди не в состоянии понять ее незаурядную натуру. Черта исканий присуща юности как ее типическая черта.

Интерес к субъективному миру, внутренний мир, как большой мир, как постоянное явление, открывается именно в юности .

Ранняя юность, старший школьный возраст – период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны – от 15-16 до 21-25 лет, ранняя юность – до 18-19 лет). В этом возрасте у молодого человека появляется проблема выбора жизненных ценностей. Старшеклассник стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, к другим людям, также к моральным ценностям. Что касается когнитивных изменений в юности, то отвлеченно – философская направленность юношеского мышления обусловлена развитием формально-логических операций и особенностями эмоционального мира ранней юности. Развитие внимания характеризуется противоречивыми тенденциями. Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой с возрастом увеличивается. Вместе с тем внимание становится более избирательным, зависящим от направленности интересов. Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих непросто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности. В ранней юности учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности старшеклассников. В связи с тем, что в старших классах расширяется круг знаний, что эти знания ученики применяют при объяснении многих фактов действительности, они более осознанно начинают относиться к учению. В этом возрасте встречаются два типа учащихся: для одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной науке.

Различие в отношении к учению определяется характером мотивов. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем, мировоззрением и самоопределением. По своему строению мотивы старших школьников характеризуются наличием ведущих, ценных для побуждений. Все чаще старший школьник начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию.



Старший школьный возраст - это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости. Юноши начинают понимать значение слова «мужчина», а девушки – слово «женщина». Старшеклассники пытаются обратить внимание на собственную непохожесть и уникальность, пытаются это подчеркнуть всеми возможными средствами. Для старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии.

Происходит существенное изменение самосознания – повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе. Человек осознает себя принадлежностью мира.

Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старших классов обращены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них и значимость учения, его задач и содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу. Если подростки смотрят в будущее с позиции настоящего, то старшие школьники на настоящее смотрят с позиции будущего.



В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. У подростка учебные интересы определяют выбор профессии, у старших же школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего.

Старшие школьники предъявляют очень высокие требования к моральному облику человека. Это связано с тем, что в старшем школьном возрасте создается более целостное представление о себе и о личности других, расширяется круг осознаваемых социально-психологических качеств людей. Ранняя юность - это время дальнейшего укрепления воли, развития таких черт волевой активности, как целеустремленность, настойчивость, инициативность. В этом возрасте укрепляется выдержка и самообладание, усиливается контроль за движением и жестами, в силу чего старшеклассники и внешне становятся более подтянутыми, чем подростки.

Таким образом, к достижению данного возраста школьник достигает физической зрелости, должен приобретать духовную зрелость, быть готовым к самостоятельной жизни. Ведущим видом деятельности является учебно-профессиональная. Выбор профессии становится центром социальной ситуации развития старшеклассника. Выбор профессии формируется под влиянием родителей, сверстников, запросов общества, престижа. В 10-11 классе стоит проблема профессионального самоопределения, подготовки к экзаменам. Происходят изменения в развитии личности, изменение положения ученика в школе, в системе общественных отношений. Старшеклассник старается воспитать в себе качества личности. «Чувство взрослости» переходит в чувство самоуверенности и самоуважения, проявляющееся в своей самоиндивидуальности.

В этот период жизни складывается «образ Я», который включает 3 основных компонента: познавательный, эмоциональный, поведенческий. Образ я складывается в процессе общения, и в первую очередь общения со сверстниками. Из основных новообразований старшего школьного возраста можно выделить – мировоззрение, самостоятельность суждений, формирование собственной самооценки, стремление к самовоспитанию, индивидуальный стиль учебно-профессиональной деятельности, профессиональное и личностное самоопределение.

Это переходный период от детства к юности , который совпадает с обучением в 5-9 классах (школа второй ступени), характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Н. К. Крупская характеризовала душевный мир подростка психологией полуребенка-полувзрослого : в своем развитии он уже ``ушел"" от детей, но еще не ``пристал"" к взрослым. Этот период трудный как для самого подростка, так и для окружающих его людей.

В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма : наблюдается усиленный рост тела в длину (у мальчиков за год отмечается прирост на 6-10 см, у девочек - до 6-8 см, особенно интенсивно растут мальчики 15 лет, прибавляя в росте 20-25 см, и девочки 13 лет); продолжается процесс окостенения скелета , кости приобретают упругость и твердость; значительно возрастает сила мышц; развитие внутренних органов неравномерно (рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, что приводит к нарушению ритма его деятельности и учащению сердцебиения, легочный аппарат подростка развивается недостаточно быстро, хотя жизненная емкость легких возрастает до , дыхание подростка учащенное); неравномерность физического развития оказывает влияние на поведение подростков : они часто излишне жестикулируют, движения порывисты, плохо координированы.

Характерная особенность подросткового возраста - половое созревание организма (у девочек - с 11 лет, у мальчиков - с 12-13 лет), которое вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вызывает новые переживания.

Продолжается развитие нервной системы : мозг подростка по весу и объему мало чем отличается от мозга взрослого; возрастает роль сознания, улучшается контроль головного мозга над инстинктами и эмоциями; однако процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость.

Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно (иногда оно отличается тонкостью и глубиной, иногда поражает своей поверхностью); определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту ; характерная особенность - неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом .

Характерная черта внимания - его специфическая избирательность (интересные уроки или дела увлекают подростков, и они могут долго сосредотачиваться на одном материале или явлении); легкая возбудимость, интерес к необычному становятся причиной непроизвольного переключения внимания.

Происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности : мышление становится более систематизированным , улучшается способность к абстрактному мышлению ; мышление приобретает новую черту - критичность (подросток не опирается слепо на авторитет учителя или учебника, стремится иметь свое мнение, склонен к спорам и возражениям); этот возраст наиболее благоприятен для развития творческого мышления . Развитие мышления происходит в неразрывной связи с развитием речи.

Речь : заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям , доказательным суждениям; чаще встречаются предложения со сложной синтаксической структурой , речь становится образной и выразительной .

Основные психологические потребности подростка - стремление к общению со сверстниками, к самостоятельности и независимости, к ``эмансипации"" от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей.

Происходит интенсивное нравственное и социальное формирование личности , однако нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы поведения еще не приобрели устойчивость (их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни); чувства становятся сильными, проявляются бурно, иногда аффективно ; одна из самых серьезных проблем - несогласованность убеждений и моральных понятий с поступками, действиями и поведением; наряду с положительно ориентированными качествами встречаются незрелые и даже аморальные представления : притягательными для мальчиков-подростков могут стать не только книжные пираты, но и местные хулиганы, подражая которым подростки переходят ту опасную грань, за которой смелость оборачивается жестокостью, уважение к себе - насилием над другим; у девочек-подростков также немало ложных идеалов (некоторые девочки-подростки не осуждают проституцию, спекулянтство, тунеядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями).

К концу подросткового периода перед школьниками встает проблема выбора профессии : большинство подростков понимают смысл честного и добросовестного труда , однако, по данным исследований последних лет, прогрессируют инфантилизм, безразличие, социальная незрелость .

Сегодня в моде здоровый образ жизни, и это не может не радовать. Все хотят быть крепкими, сильными, привлекательными, поэтому посещают бассейны, тренажерные залы, занимаются аэробикой и т.д. Родители записывают своих детей в различные спортивные секции, одни — просто для поддержания физической формы и укрепления здоровья, другие рассматривают спорт как возможную будущую профессию для ребенка.

0 110032

Фотогалерея: Занятия спортом учащихся школьного возраста

Но прежде чем начинать занятия спортом учащихся школьного возраста, надо обязательно посе-тить с ребенком участкового врача. Особенно, если он на пороге подросткового возраста. Возникает вопрос: каким должно быть сердце у ребенка для занятий спортом? И, что важнее, каким оно не должно быть? На эти вопросы вам ответит лишь специалист. Врач выслушает сердце ребенка, напра-вит на электрокардиограмму (ЭКГ), а при необходимости назначит другие виды обследования. Надо заметить, что далеко не все рождаются для большого спорта. Занятия спортом и вообще физические на-грузки противопоказаны детям с хро-ническими заболеваниями, такими как бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка, болезни почек, су-ставов. А при заболеваниях сердеч-но-сосудистой системы, в том числе и врожденных пороках сердца, даже небольшие нагрузки могут привести к непоправимым последствиям. Большие физические нагрузки про-тивопоказаны и при наличии у ребен-ка очагов хронической инфекции, та-ких как хронический тонзиллит, сину-сит, множественный кариес. Даже после перенесенной банальной виру-сной инфекции детям нельзя в тече-ние двух-трех недель заниматься спортом, сдавать нормативы, прини-мать участие в кроссах и т.д.

Очень часто, видя ЭКГ, врач гово-рит родителям учащихся школьного возраста, что их ребенок спортсменом не будет или что занятия профессиональным спортом ему противопоказаны. Почему? Да пото-му что ЭКГ этих детей имеют некото-рые особенности. Это синдром ран-ней реполяризации желудочков, раз-личные электрокардиографические синдромы предвозбуждения желу-дочков (синдром WPW, синдром пар-циального предвозбуждения желу-дочков, синдром укороченного ин-тервала P-Q). Все эти синдромы ча-сто осложняются аритмиями, а на-следственный синдром удлиненного интервала Q-T может быть причиной внезапной смерти. Поэтому детям с такими особенностями противопока-заны занятия в спортивных секциях и физические перегрузки. Вот почему так важно посетить поликлинику и убедиться в том, что у вашего ребен-ка подобных проблем нет.

Если ребенок собирается серьез-но заниматься спортом, то жела-тельно сделать не только ЭКГ, но и эхокардиографию, или УЗИ сердца. Ведь только при ультразвуковом ис-следовании можно выявить пролап-сы сердечных клапанов (в частно-сти, пролапс митрального клапана, или ПМК), функционирующее оваль-ное окно (ФОО), дополнительные (ложные) хорды в сердце и т.д. Эти так называемые малые аномалии развития сердца также являются противопоказания-ми для большого спорта.

Что такое "спортивное сердце"?

В кардиологическое отделение периодически поступают дети школьного возраста, занимающиеся спортом уже многие годы, для кото-рых спорт — часть их жизни. Надо сказать, что сердце спортсмена нес-колько отличается от сердца челове-ка, не утруждающего себя постоянны-ми интенсивными физическими на-грузками. Уже с первых месяцев тре-нировок происходит адаптация сер-дечной мышцы к нагрузкам, что про-является, в частности, умеренной брадикардией (замедление ритма сердца). При этом ребенок не испы-тывает никакого дискомфорта, ни на что не жалуется. Такое состояние на-зывается физиологическим спортив-ным сердцем. Ребенок с 11 до 15 лет не может быстро адаптироваться к нагрузкам, подростковое сердце для занятий спортом не очень подходит. Оно просто «не успевает» за темпами своего роста и развития.

Внимание: миокардиодистрофия

При недостаточном врачебном контроле за тренировочным режимом спортсмена и по мере нараста-ния нагрузок нередко развивается так называемое пограничное со-стояние, которое в дальнейшем мо-жет перейти в патологическое спор-тивное сердце. В результате чрез-мерных нагрузок при занятиях спортом учащимися школьного возраста происходит пере-напряжение органа, что приводит к миокардиодистрофии. Здесь уже дети начинают жаловаться на боли в области сердца, головную боль, го-ловокружение, периодическую сла-бость, быструю утомляемость. Выяв-ляются изменения на ЭКГ, на УЗИ сердца может быть обнаружено рас-ширение полости левого желудочка, снижение его сократительной функ-ции. Одним из неблагоприятных признаков для юного спортсмена, например, 11 лет яв-ляется наличие у него тахикардии (учащенного пульса).

Большинство ребят школьного возраста сегодня, к сожалению, ма-ло двигаются, много времени прово-дят за уроками, у компьютера или те-левизора. Их иногда просто невозможно «выгнать» на улицу, на свежий воздух. Иногда резкий переход от гиподинамии к интенсивным трени-ровкам также способствует разви-тию дистрофии миокарда, или мио-кардиодистрофии. И наоборот, при резком прекращении спортивных занятий также могут появиться патоло-гические изменения. Значит, эти мо-менты также должны контролиро-ваться спортивным врачом.

Популярны сегодня у части ребят занятия в тренажерных залах, где они, подражая кумирам, начинают резко "таскать железо" без всякого контроля со стороны тренера. Допу-скать этого нельзя! Как раз в подро-стковом периоде организм очень уязвим — опорно-двигательный ап-парат, внутренние органы, в том чи-сле и сердечно-сосудистая система в целом, не успевают за ростом ребен-ка, они еще недостаточно зрелые, не такие, как у взрослого человека. И под действием больших физических нагрузок в организме случаются "по-ломки". Начинаются проблемы — бо-лит позвоночник, "шалит" сердце, выявляются изменения на ЭКГ. С ди-агнозом "миокардиодистрофия" под-ростка направляют в стационар.

Когда с тренировкой надо повременить

При выявлении проблем со сторо-ны сердца спортсмен должен быть отстранен от тренировок на время обследования и лечения. Ребятам-спортсменам с большими нагрузка-ми необходимо строго соблюдать режим дня, спать не менее 8-9 ча-сов. Важно следить за питанием — оно должно быть рациональным, до-статочно калорийным, с высоким со-держанием белков, минеральных ве-ществ, витаминов. Совершенно про-тивопоказаны алкоголь и никотин!

Кроме того, если необходимо, врач назначает кардиотропные препара-ты, улучшающие питание, обменные процессы в сердечной мышце. Это могут быть рибоксин, милдронат, предуктал, АТФ и кокарбоксилаза, поли-витаминные препараты, препараты калия, аевит. Лечение во время занятий спортом учащихся школьного возраста должно длиться не менее месяца. Затем рекомен-дуется снизить тренировочный режим еще на 2-3 месяца, сохраняя при этом утреннюю зарядку, прогулки. За-нятия спортом можно возобновить только при исчезновении выявленных изменений. Если эти изменения сох-раняются в течение 6 месяцев, то придется отказаться от дальнейших занятий спортом. Есть много других интересных увлечений. Необходимо вовремя провести переориентацию, чтобы отказ от спорта не стал трагедией для ребенка школьного возраста, чье сердце для занятий спортом просто не создано.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.

В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности - учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.

Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.

С физиологической точки зрения - это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.

Социальная ситуация в младшем школьном возрасте:
1. становится ведущей деятельностью.
2. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
3. Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников к отметкам).
4. Мотивация достижения становится доминирующей.
5. Происходит смена референтной группы.
6. Происходит смена распорядка дня.
7. Укрепляется новая внутренняя позиция.
8. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.

Ведущий вид деятельности
Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте - учебная деятельность. Ее характеристики: результативность, обязательность, произвольность.

Основы учебной деятельности закладываются именно в первые годы обучения. Учебная деятельность должна, с одной стороны, строиться с учетом возрастных возможностей детей, а с другой - должна обеспечить их необходимой для последующего развития суммой знаний.

Компоненты учебной деятельности (по Д.Б. ):
1. Мотивация.
2. Учебная задача.
3. Учебные операции.
4. Контроль и оценка.

Произвольность познавательных процессов возникает на пике волевого усилия (специально организует себя под воздействием требований). Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации.

Восприятие
Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте.

Отличается слабой дифференцированностью (путают предметы, их свойства).

В младшем школьном возрасте нарастает ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени.

Воображение
в своем развитии проходит две стадии: на первой - воссоздающее (репродуктивное), на второй - продуктивное. В первом классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.

7-8 лет - сензитивный период для усвоения моральных норм (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил к их повседневному выполнению).

Самосознание
Интенсивно развивается . Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие отметки снижают уверенность в себе, в своих возможностях. У них возникает компенсаторная мотивация. Дети начинают утверждаться в другой области - в занятиях спортом, музыкой.

Ценностные ориентации на имя становятся нормой жизни. Важно, чтобы ребенок принимал и другой тип обращения к нему - по фамилии. Это обеспечивает ребенку чувство собственного достоинства, уверенность в себе.

Потребность в самоутверждении. Большое значение имеет авторитет взрослых. Существенное значение имеет место, которое занимает ребенок в семье.



  • Разделы сайта