Зимние игры катание на коньках. Материал на тему: Игры на льду. Хоккей с мячом

МБОУ Натальинская СОШ

Степуринский филиал

Урок по окружающему миру 3 класс УМК «Гармония»

Как учились дети в старину

Учитель начальных классов

Голубева Лидия Фёдоровна

2013-2014 уч. год.

Тема урока: Как учились дети в старину.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с историей появления школ в Древней Руси, в родном посёлке.

Задачи:

Предметные:

    Формировать представление о старинных школьных принадлежностях, учебниках, одежде.

    Выявлять отличия современной школы и школы в прошлом.

    Использовать дополнительную литературу с целью извлечения познавательной информации о появлении школ на Руси.

    Собирать краеведческий материал о появлении школ в родном посёлке

Метапредметные:

    Планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными задачами.

    Оценивать результаты учебной деятельности.

    Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций).

    Применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения.

    Дополнять готовые информационные объекты.

    Аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы.

    Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах и парах.

Личностные:

    Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения.

    Готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

    Обретение чувства любви к родной стране, к её культуре, к родному краю, интереса к его истории.

Методы и приёмы проведения урока:

Объяснительно – иллюстративный;

Проблемный;

Частично – поисковый;

Исследовательский;

Словесно – логический;

Метод самостоятельной работы учащихся;

Рассказ;

Объяснение;

Самоконтроль.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

Фронтальная;

Индивидуальная;

Работа в парах.

Оборудование:

для учителя:

Персональный компьютер;

Мультимедийный проектор;

Презентация Power Point;

для ученика:

Учебник «Окружающий мир» 3 класс О. П. Поглазова;

Рабочая тетрадь №2 «Окружающий мир» 3 класс О. П. Поглазова;

Тетради с промокашкой, перо, чёрная тушь..

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Теоретическое обоснование

1.Организационный момент.

Включение в деловой ритм.

Включение в деловой ритм.

Личностные УУД

Готовность и

способность к саморазвитию и

мотивация к

познанию нового.

2. Проверка домашнего задания.

О чём мы говорили на прошлом уроке?

Поиграем в игру, кто больше назовёт предметов одежды наших предков.

Встанем в круг и передавая мяч, будем называть, какую одежду носили наши предки.

Пояс, как по другому назывался?

За чем его носили?

Молодцы, ребята знаете одежду наших предков.

Ребята, а хотите ещё что-то новое узнать из жизни наших предков?

Дети дают ответ на вопрос.

- На прошлом уроке мы говорили о одежде наших предков.

Дети встают в круг и передавая друг другу мяч называют предметы одежды.

- Кушак.

-Пояс обязательная часть костюма, он оберегал от злых духов. Сесть за стол без пояса считалось неприличным. О таком человеке говорили: «Распоясался». Снять с человека пояс значило обесчестить его.

-Дети оценивают сои знания и знания своего товарища (выбирают кружочки нужного цвета).

-Да, хотим.

Регулятивные УУД

Личностные УУД

3.Актуализация опорных знаний.

Учитель задаёт проблемный вопрос.

Как вы думаете, было ли такое время, когда не было школ, дети не учились?

Чему и у кого учились дети, когда не было образовательных учреждений?

На все эти вопросы вы сможете найти ответы на сегодняшнем уроке.

- Да. Такое время было.

Частично-поисковый метод.

3. Сообщение темы и целей урока

Просит выдвинуть предположение о теме

предстоящего урока. Организует постановку цели урока.

Ребята, я не случайно задала вам эти вопросы, как вы думаете, о чём наш сегодняшний урок?

Что бы вы ещё хотели узнать на сегодняшнем уроке?

Сегодня на уроке мы постараемся найти ответы на все эти вопросы.

Как вы считаете, какой первый вопрос мы должны рассмотреть?

Выдвигают предположения о теме урока. С помощью учителя ставят

цель урока.

- Как учились дети в старину.

Узнать:

- Когда и какие появились школы?

- Как учились наши далёкие сверстники?

- На чём и чем они писали буквы и цифры?

- Какую носили одежду?

- Когда появились школы у нас в посёлке?

Регулятивные УУД

Целеполагание, планирование

Проблемный вопрос.

4.Изучение нового материала

а) Первые школы

Первый вопрос, на который мы ответим «Когда и какие появились школы».

Рассказ учителя.

Ребята, когда и какие школы появились?

Дети слушают рассказ учителя.

(Приложение 1)

- Дети дают ответ на вопрос

Поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные УУД

Принимать учебно-познавательную задачу

б) Беседа по репродукции Б. М. Кустодиева «Школа Московской Руси».

Учитель задаёт проблемный вопрос.

Как вы считаете, похожа ли была школа того времени на современную?

Организует фронтальную беседу, выявляющую различия современной школы и школы в прошлом.

Рассмотрите репродукцию картины Б. М. Кустодиева, который посвятил свою работу исторической теме «Школа Московской Руси».

Что особенного в этом классе?

Что делают ученики? Сколько их?

Можно ли сказать, как они относятся к учению?

Чем эта школа отличается от современной?

Вы правильно отметили отличия школы Древней Руси от современной, а сейчас послушайте стихотворение о школе Древней Руси Н. Кончаловской, которое нам расскажет ученик нашего класса.

Прослушав его, вы скажите о тех отличиях школ, о которых мы еще не говорили.

Школа XVI века была школой зубрежки. Ученики нараспев повторяли то, что говорил учитель. Азбуку тоже заучивали наизусть. Каждая буква имела свое название.

Алфавит, которым мы сейчас пользуемся, был создан славянами, братьями Кириллом и Мефодием в IX веке. Кирилл и Мефодий составили азбуку, а затем перевели на славянский язык некоторые священные писания. Часть букв была заимствована из греческого алфавита, а часть специально создана для передачи тех звуков славянского языка, которых не было в греческом языке. Это буквы: Б, Ж, Ц, Ч, Ш, У, Ю, Я. В алфавите было 43 буквы. Этот алфавит назывался кириллицей в честь основавшего его одного из братьев. Этим людям во многих городах России и Европы поставлены памятники.

Посмотрите на слайде, как выглядела старославянская азбука. Сравните ее с современной.

Заучив эти называния букв детям трудно было научиться читать. После дети заучивали отрывки из церковных книг.

Дают предположительные ответы на проблемный вопрос.

- Я считаю, школа в прошлом не похожа на современную школу.

- Я думаю, что чем-то школа в прошлом похожа на современную т. к. и там и там учились дети.

Рассматривают репродукцию картины Б. М. Кустодиева.

Проводят сравнительный анализ современной школы и школы в прошлом.

Предлагают варианты ответов. Корректируют правильность ответов одноклассников.

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк, -

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А и Б – как Аз и Буки,

В – как Веди, Г – Глаголь,

И учитель для науки

По субботам их порол.

- За непослушание и невыученные уроки учитель, порол розгами и заставлял учеников часами стоять на коленях

-Название старинных букв отличалось от современных.

Слушают сообщение учителя.

Проводят сравнительный анализ современного алфавита и старославянского алфавита.

Познавательные УУД Постановка и решение проблем

Частично-поисковый метод.

Познавательное логическое УУД

Сравнение, анализ Фронтальная беседа по репродукции картины Б. М. Кустодиева.

Коммуникативные УУД

Владение диалогической формой речи.

Фронтальная беседа

Коммуникативные УУД

Владение монологической формой речи.

Выступление перед аудиторией

Познавательное логическое УУД

Сравнение, анализ.

Задание «Сравнить старославянскую азбуку с современной».

в) Какими были школьные принадлежности и одежда.

Игра «Интервью с историческим героем»

Организует чтение текста в учебнике, предлагает детям подготовиться к игре «Интервью с историческим героем».

Внимательно прочитайте текст в учебнике, подготовьтесь к игре. Вы будите исполнять роль журналистов, задавать вопросы, а отвечать на ваши вопросы будет наш исторический герой.

Организует обсуждение для выявления значения непонятных слов.

При необходимости корректирует ответы.

Ребята, какие слова в тексте вам были не понятны?

Корректирует правильность постановки вопросов и ответов.

Ребята, хотелось бы вам поучиться в школе ваших дедушек и бабушек?

Хорошо, я предлагаю вам записать такую пословицу: Азбука – к мудрости ступенька.

Как вы понимаете эту пословицу?

Читают текст в учебнике.

(Приложение 2)

Дети делают пометки в тексте:

знак? - слово непонятно, или вызывало сомнение;

знак + - информация для предполагаемого вопроса или ответа.

Объясняют значение непонятных слов. Корректируют правильность ответов одноклассников.

Игра «Интервью с историческим героем».

Дети задают вопросы по прочитанному, а исторический герой отвечает на поставленные вопросы.

- Как ты одевался, когда ходил в школу?

- На чём ты писал?

- Чем писал?

- Для чего тебе нужна промокательная бумага?

Предлагают варианты ответов. Корректируют правильность ответов одноклассников.

Познавательные общеучебные УУД

Смысловое чтение

Технология критического мышления

Коммуникативные УУД

Умение с достаточной полнотой и точно выражать свои мысли

Игра «Интервью с историческим героем»

г) Практическая работа.

Организует практическую работу.

Представьте, что вы в школе, где учились дедушки и бабушки, как вы думаете, на чём вы будете записывать пословицу?

А писать вы будите пером на бумаге, обмакивая его в чернила.

С какими трудностями столкнулись? Передайте свои ощущения.

Вы сейчас сами убедились, что получать знания было делом нелёгким.

Сейчас в современной школе созданы все условия для того, чтобы вы могли легко и доступно получать знания.

- Я думаю, мы будем писать на бересте или на дощечках покрытыми воском.

Предлагают варианты ответов.

Познавательные УУД: добывать новые знания, находить ответы на вопросы, опираясь на результаты практической работы.

5. Физкультминутка

Проводит физкультминутку.

Выполняют физкультминутку.

Здоровье сберегающие технологии

д) История школы в нашем посёлке.

Ребята, когда появилась школа в нашем посёлке?

Предлагает преобразовать полученную информацию в виде рассказа.

Об этом нам расскажут Лыков Илья и Старцева Вика.

Ребята, что вы узнали об истории школы в нашем районе?

Проверка выполнения задания по слайду.

Исследовательская работа учащихся. Сообщение о появлении первой школы в родном посёлке.

Самопроверка по слайду.

Познавательные общеучебные УУД

поиск и выделение необходимой информации

Исследовательская работа учащихся.

Регулятивные УУД

Контроль, коррекция, оценка

6. Закрепление изученного материала.

Организует деятельность по применению новых знаний. Организует самостоятельную работу в тетради.

Работа в тетради стр. 56 № 40, 41(дополнительно,резерв),

взаимопроверка в парах.

Организует фронтальную беседу для выявления недочётов и спорных вопросов по ходу выполнения задания.

Выполняют самостоятельную работу в тетрадях.

Самопроверка в парах, делают пометки на полях:

знак? - сомневаюсь;

знак + - считаю правильным.

Познавательные логические УУД

Анализ, синтез, обобщение

Задание в тетради «Укажи цифрами ученические принадлежности»

Регулятивные УУД

Контроль, коррекция, оценка

7.Домашнее задание.

Даёт объяснение как выполнить домашнее задание, чтобы дети не испытывали затруднений при его выполнении.

Лыков Илья – напишет сочинение «Как учились мои бабушка и дедушка»

Старцева Вика - изготовить аппликацию или рисунок «Учебные принадлежности бабушки и дедушки».

Познавательные общеучебные УУД

поиск и выделение необходимой информации. Построение речевого высказывания в письменной форме.

Сочинение «Как учились, мои бабушка и дедушка»

8. Итог урока.

Анализ учебной деятельности.

Ребята, как вы считаете, мы ответили на вопросы, которые были поставлены в начале урока?

Когда и какие появились школы?

Как учились наши далёкие сверстники?

На чём и чем они писали буквы и цифры?

Какую носили одежду?

Когда появилась школа у нас в посёлке?

Учащиеся вспоминают все этапы урока. Обобщают знания об изученном

материале.

Регулятивные УУД:

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

9. Рефлексия

Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Оценивает работу учащихся на уроке.

Наш урок подошел к концу, продолжите высказывания.

На уроке я работал …

Своей работой на уроке я …

Урок для меня показался …

Я не знал …

Я узнал …

Материал урока мне был …

Я хочу ещё узнать о родном крае

Домашнее задание …

(Резервное задание)

Напишите рядом с названием буквы старославянской азбуки её современное начертание. Прочитайте слово, которое у вас получилось.

Мыслите - ____________

Он - _________________

Люди - ______________

Он - _________________

Добро - ______________

Цы - ________________

ерЫ - _______________

Ребята, вы сегодня молодцы, хорошо поработали на уроке.

Оценки за урок.

Спасибо за урок!

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные УУД

Оценка. Саморегуляция

Приложение 1

Учёные считают, что первые школы на Руси были открыты в 10 веке, и связано это событие с указанием князя Владимира. Как повествует летопись, в 988 году Владимир «… посылал собирать детей и отдавать их в обучение книжное».

Книги в то время писали на пергаменте, специально выделанной тонкой коже животных. Листы пергамента сшивали в тяжёлые книги с деревянными обложками и металлическими застёжками. Это была трудная, многомесячная работа, и каждая книга была на вес золота.

Для переписки книг нужны были грамотные люди, и в крупных городах на учение к монахам стали брать мальчиков из зажиточных семей. Некоторые из них становились летописцами.

В XV веке основными образовательными центрами являлись монастыри. Обучали грамоте всего два года. Читать древнюю рукописную книгу было очень трудно. В ней почти нет знаков препинания: точек, запятых. Писцы не делали пропусков между словами, иногда они сокращали слова: писали только согласные, а гласные пропускали.

Грамоту на Руси знали не только монахи, но и князья, бояре, купцы, ремесленники.

Примерно 300 лет назад в России появились первые школы: духовные и цифирные. В духовных школах обучались дети священников, а в цифирных готовили способных детей к учёбе в гимназиях и лицеях. Дворянских детей обучали на дому учителя, гувернёры и гувернантки (приезжие иностранцы), которые преподавали французский язык. В городах и сёлах тоже стали открываться начальные школы для детей. В них два или четыре года учили Закону Божьему, чтению, письму и арифметике. Для продолжения учёбы в гимназии или лицее надо было сдать вступительные экзамены и оплатить обучение. Только талантливых учеников освобождали от оплаты за обучение.

Сегодня для того, чтобы записать что-нибудь, мы берём блокнот и авторучку или смартфон. А чем в старину пользовались наши предки, и какой находчивостью они при этом отличались?

Блага цивилизации настолько крепко вошли в нашу жизнь, что мы редко задумываемся о том, что было у людей до этих вещей. Не думали ли вы о том, как раньше выглядели книги, и что в них можно было прочесть? А из чего они изготовлялись? Какие в старину были письма, и чем их писали? Какой доступный заменитель дорогому пергаменту придумали наши находчивые предки? Да и вообще, насколько была распространена грамотность на Руси?

Письменность на Руси

Славяне, вопреки расхожему мнению, умели и писать, и читать ещё за долго до распространения христианства. Подтверждением тому служат записи в путевых книгах арабских путешественников, историков и писателей, таких как Ибн ан-Надим, Аль-Масуди и других.

Пользовались тогда наши предки самобытной письменностью, называемой «черты и резы». А с 9 века получает широкое распространение кириллица и глаголица. После принятия славянами православной веры образование становится массовым явлением, и Кирилло-мефодиевская азбука официально входит в употребление. Она была создана греческими учёными монахами Кириллом и Мефодием на основе старославянского языка.

Притом, грамотность среди народа носила действительно массовый характер: на раскопках славянских городов непременно находится множество берестяных грамот и других документов, книг и писем обычных людей!

На чём

Наверное, потому грамотность так широко была распространена на Руси, что славяне придумали доступные для всех писчие принадлежности: дешёвые и несложные в изготовлении. Это береста, деревянные и костяные писала и растительные чернила. Давайте рассмотрим все их по отдельности.

Конечно же, пергамент – выделанная особым способом телячья шкура – на Руси тоже использовался. Но на нём писали только официальные грамоты и законы, либо изготовляли из него важные книги, например, Библии, своды законов, летописи. Это объясняется тем, что пергамент был очень и очень дорогим материалом: для одной книги средней толщины требовалось около 200 шкур животных! Да и качественный пергамент мог смастерить не каждый мастер. В общем, книги из этого материала были доступны только боярам и князьям, а те не скупились на их украшения. Но об этом позже!

Казалось бы, дороговизна пергамента должна была отбить у простого народа тягу к знаниям. Но нет! Не зря наши предки славились своей смекалкой: она только побудила их к поиску альтернативных материалов. И славяне нашли идеальную «бумагу» – бересту. Это практичный, недорогой, удобный в использовании и легкодоступный материал. Береста, то есть аккуратно снятая верхняя кора берёзы, на Руси также использовалась в строительстве и при изготовлении различной утвари. А берестяные грамоты, благодаря влагоустойчивости берёзовой коры, хорошо сохранились до наших дней.

Чем

Для письма славяне использовали так называемые писала – палочки, похожие на толстые вязальные спицы. Один их конец (писчий) заостряли, а другой изысканно украшали резьбой. Изготовляли их из твёрдого дерева, лёгкого железа или костей животных.

Писалом на бересте не писали, а продавливали буквы. Для пергамента такой приём не годился – нужны были чернила. И если в Европе придумывали сложные, дорогостоящие и даже ядовитые составы, то наши предки и здесь нашли более практичное и доступное вещество. За основу чернил брали смолу акаций или вишни – камедь. Примешивая к ней разные вещества, можно было получить разный цвет чернил.

Например, для получения чёрного цвета к камеди примешивали сажу. Для коричневого – отскобленную ржавчину, для красного – киноварь (сульфит ртути), для голубого – медный купорос. А если не было под рукой этих веществ, то наши предки могли обойтись чернилами из плодов черники, корней спорыша и некоторых других растений. Пусть такие чернила и были недолговечными, но и ими ведь можно было пользоваться.

Как выглядели книги

Берестяные книги напоминали современные блокноты на пружинке. Изготовлялись они следующим образом: из коры берёзы нарезали листы одинакового размера, заполняли их текстом, накрывали с обеих сторон чистыми листами обложки, по краю пробивали сквозные дырочки и связывали шнурком, тесёмкой, гайтаном.

Книги из пергамента изготовлялись, в принципе, также, но получали дорогое оформление. Обложки делались из ценного дерева, обтягивались кожей или бархатом и украшались золотом и серебром. Связанный шнуром корешок обтягивался кожей. Уголки для сохранности оковывали металлом. Сам текст украшался цветными миниатюрами и орнаментом. Такие книги действительно были на вес золота.

Ученические принадлежности

Представляете, у наших предков тоже были ученические «тетради»! Береста, конечно, дешёвый материал, но, чтобы не тратить её на неучей, которые только-только взяли в руки писало, славяне придумали церы . Это такие плоские деревянные дощечки, обрамлённые выпуклой рамкой. Поверхность дощечки заливали воском, но рамка не давала ему растечься. Когда воск высыхал, на нём можно было выцарапывать текст. Согласитесь, очень удобное приспособление многоразового использования!

Учитель. Привет Всем, собравшимся сегодня на этой спортивной площадке! В этот зимний день мы собрались на прекрасный праздник спорта, силы и здоровья! Сегодня в городе Сочи стартовали 22 зимние олимпийские игры. Так пусть же начнутся игры наши! Будем достойны олимпийского девиза «Быстрее, выше, сильнее!» Да победит сильнейший!

На арене мировой, пять колец Олимпиады-

Символ всех грядущих встреч,

Пять колец Олимпиады

Надо юности беречь!

Марина ; Наш замечательный каток

К себе притягивает взгляды.

Эй, детвора, быстрей на лед!

А что еще для счастья надо?

Наш праздник пройдет на славу,

Любому придется точно по нраву!

Любители коньков, наш праздник начинать пора!

Учитель. Уважаемые зрители поприветствуйте участников соревнований, команда -______________ во главе с капитаном Холоденко Викторией

Марина ; И команда_________________, капитан команды Зайберт Валерия

Учитель. Внимание, равняйсь, смирно, равнение на флаг!

Марина ; Право вынести флаг на ледовую арену предоставляется____________________

(музыка, вынос флага) Гимн России

Учитель. Итак, наш «Спортивный праздник на льду» объявляется открытым!

Марина ; Перед началом соревнований мы хотим напомнить вам правила, необходимые спортсменам:

— участвовать в этих соревнованиях, соблюдая правила, по которым они проходят, и уважать заведомо слабого противника;

Учитель. бежать только в указанном судьей направлении – шаг в сторону считается попыткой к бегству;

Марина ; соблюдать олимпийский девиз: быстрее, выше, сильнее;

Учитель. подножки сопернику не ставить, упавших не добивать;

Марина ; соревноваться в истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своей команды;

Учитель. не подраться из-за первого места, но победить любой ценой.

Марина ; Участники состязаний, прошу подойти к старту. Сегодня наши соревнования судят: __________За победу в конкурсе дается 2 очка, за второе место — 1 очко.

Одним из ритуалов Олимпийских игр является зажжение огня с него мы и начнем, каждая команда получает факел, Участники команды добегают до метки и обратно, передают эстафету следующему.
Учитель. Зимние Олимпийские игры включают в себя такие виды спорта, как конькобежный спорт, биатлон, лыжные гонки, санный спорт, фигурное катание, горнолыжный спорт, хоккей, керлинг, могул, фристайл. И следующее наше состязание – конькобежный спорт – скоростной бег на коньках . Итак, состязания конькобежцев! Участники команды добегают до метки и обратно и передают эстафету следующему участнику команды.

Марина ; Следующий вид спорта – хоккей с шайбой . Участник команды бежит до метки, передвигая шайбу клюшкой и обратно. На финише передает инвентарь другому участнику команды.

Учитель. : А теперь переходим к биатлону.

Биатлон зимний олимпийский вид спорта, сочетающий лыжную гонку со стрельбой из винтовки. Вместо лыж у вас- коньки. Стрельбу из винтовки нам заменят снежки. Перед вами корзина со снежками. Ваша задача – докатиться до линии стрельбы, кинуть снежок в корзину и побежать обратно. Команда, которая придет первой, получает 2 очка, 2-й – 1 очко, и по 1 очку за каждый снежок, попавший в корзинку.

Марина : самые красивые соревнования в Зимних Олимпийских играх- это, конечно, фигурное катание — вид спорта , в котором спортсмены перемещаются на коньках по льду с выполнением дополнительных элементов, чаще всего под музыку . Катание может быть как одиночным, так и парным, мы предлагаем вам парное катание. Один участник поворачивается спиной, другой лицом вперед, и взявшись за руки двигаетесь до отметки, обратно меняетесь местами.

Учитель : Следующее состязание – санный спорт. У каждой команды – санки с пассажиром. Ваша задача – везти санки до метки и обратно, не уронив пассажира, если пассажир падает, нужно остановиться и посадить его обратно, только после этого продолжать движение. На финише пассажир берет санки и везет следующего участника команды. Эстафета заканчивается, когда команда привезет на санках первого участника.

Марина : Горнолыжный спорт включает пять спортивных дисциплин: слалом, гигантский слалом, супергигант, скоростной спуск, альпийское двоеборье. Во время спуска с гор спортсмены должны преодолеть специальные трассы, размеченные воротами и флагами. Как вы понимаете Спуска на лыжах с горы не будет, а вот объезжать препятствия вам придется. Ваша задача – красиво пройти змейкой между предметами.

Учитель : Керлинг спортивная игра на льду, в которой две команды, состоящие из четырех человек, соревнуются в точности попадания в заветный круг (дом) специальных снарядов. (задание)

Подведение итогов. Награждение.

Учитель. Ну что же, друзья! Пришла пора проститься нам. Победили сильнейшие, но нет у нас проигравших. Каждый из вас одержал маленькую победу над самим собой. Мы все будем следить за успехами наших спортсменов в Сочи. Сегодня искорка олимпийского огня долетела и до нашей школы. Так пусть же она никогда не гаснет в ваших сердцах!

Марина : Чтобы телом и душой закаляться,

Чтобы бодрым, здоровым расти,

Надо спортом всегда заниматься,

С физкультурой по жизни идти.

Колокольчик

В игре могут принять участие 10—15 конькобеж-цев, один из них с колокольчиком (или погремушкой) бегает по ледяному полю, а двое водящих гонятся за ним, стараясь запятнать. Владелец колокольчика в лю-бой момент может передать его другому игроку, подо-спевшему на помощь, и водящим приходится гнаться за новым игроком.

Если игрок с колокольчиком запятнан, он становит-ся водящим. Вторым водящим становится тот, кто пе-редал ему колокольчик, и игра начинается вновь.

Над городками

На льду ставят в ряд 8—10 городков на расстоянии 1—1,5 м друг от друга. Играющие становятся один за другим в 15—20 шагах от крайнего городка. По сиг-налу руководителя они по очереди делают разбег и скользят по прямой на двух коньках, поставленных па-раллельно. Подъезжая к городкам, надо развести ноги пошире, чтобы их не задеть. Миновав все городки, иг-рающий делает поворот и возвращается к исходному месту. Игра повторяется несколько раз.

Круговые змейки

По кругу радиусом примерно 15 м расставляют 8— 10 городков на равном расстоянии один от другого. Конькобежцы, передвигаясь по кругу один за другим, должны объезжать городки змейкой, огибая один с пра-вой, а другой с левой стороны. Через некоторое время по сигналу руководителя все останавливаются, повора-чиваются кругом и передвигаются в обратном направ-лении, соблюдая те же правила.

Победителями считаются все те, кто на протяжении игры ни разу не заденет городок и не пропустит оче-редной поворот.

Собери скорее

У стартовой черты становятся 3—4 конькобежца. Перед каждым на расстоянии 10—15 м кладут сне-жок и за ним через каждые 3—4 м еще 2—3 снежка. По команде руководителя «Марш!» играющие бегут по направлению к первому снежку, наклоняются, берут его в руки, потом бегут ко второму, третьему, поднимают их и бегут обратно. Побеждает тот, кто вернется пер-вым, подобрав все снежки.

Набрасывание колец

Вдоль дорожки устанавливаются 10 городков на рас-стояния 4—5 м друг от друга. Конькобежцы должны по очереди, взяв в руки пять колец, пробежать вдоль дорожки и набросить кольца на любые городки. По-беждает тот, кто больше колец уложит в цель.

В играх становление техники приходит незаметно - в подвижной, разнообразной эмоциональной обстановке, в атмосфере смеха и веселья. Игры на льду доставят вам много приятных минут.

Карусель.

Эта игра поможет хорошо бегать на поворотах. Самый опытный из играющих конькобежец становится в центре площадки. Он закладывает руки за спину, а кисти рук закрывает на «замок». Остальные ребята разбиваются на две группы. Взявшись за руки, они выстраиваются в шеренгу с одной и с другой стороны ведущего, лицом в противоположные стороны. Ребята, которые стоят рядом с ведущим, берут его под руки. После этого обе шеренги постепенно, как карусель, начинают движение вперед и делают на повороте перебежку - переставляют ноги так, как мы рекомендовали выше.

Салочки.

Один из играющих водит, то есть догоняет других участников игры, которые убегают от него. Правила здесь такие же, как в аналогичной игре на земле. Задача догоняющего дотронуться, осалить кого-нибудь из беглецов. Осаленный начинает водить. В этой игре, которая научит вас ловко управлять коньками и устойчиво держаться на льду, могут участвовать все ребята, собравшиеся на катке. Варианты игры в салочки самые разнообразные.

Змейка.

Игра поможет вам выработать равномерный четкий шаг. Станьте в затылок друг другу. Первый конькобежец - ведущий - скользит сначала прямо, а затем начинает делать повороты в разные стороны. По его команде эти же движения выполняет и вся «змейка». При этом запомните: надо строго выдерживать расстояние между собой и идти только по следу ведущего.

Пистолет.

Здесь вас ждут уже более серьезные испытания. По нескольку человек становитесь друг за другом в колонну, берите впереди стоящего за талию. Постепенно начинайте скользить, а затем по команде ведущего приседайте одновременно, вытягивая вперед и чуть в сторону одну ногу. Не делайте резких движений - можете упасть.

Полоской из снега обозначьте место, от которого надо скользить. Ребята становятся в 10- 15 метрах от линии и начинают по очереди разгоняться и, наехав на черту, переходят на скольжение одним из обусловленных способов (в приседе, отведя ногу назад и т. д.). Побеждает тот, кто проедет большее расстояние.

Воробьи и вороны.

Каток разделен на два поля средней линией. По краям прямыми линиями обозначены два «города». Можно использовать разметку хоккейного поля. Обе команды получают условные обозначения - «воробьи» и «вороны».

Играющие становятся вдоль средней линии в две шеренги. Размыкаются на вытянутые руки и поворачиваются спиной друг к другу. По команде судьи: «Во-ро-бьи!» - те бегут к своему «городу», а «вороны» пытаются их догнать и осалить. Добежав до своего «города», осаленные поднимают руки вверх. Судьи считают их количество. Выигрывает команда, в которой меньше пострадавших.

Лучше всего проводить эту игру по нескольку раз, вразнобой меняя команды: «Во-ро-ны!», «Во-ро-бьи!».

Эстафета с препятствиями. На одной стороне катка выстраиваются две соревнующиеся команды. В каждой сборной - равное число участников.

На ледяном поле устанавливаются два комплекта совершенно одинаковых препятствий, таких, например, как двое-трое ворот, через которые участники состязаний должны проскочить, не задев верхней планки; три-пять булав, расставленных так, чтобы участники могли проехать между ними, не сбив при этом ни одной; невысокий фанерный забор (20 - 25 см высоты и 50 - 60 см ширины), через который участники должны перепрыгнуть.

Перед началом соревнований руководитель подробно объясняет маршрут, по которому они должны пробежать на коньках, а также способы преодоления полосы препятствий, расставленной по ходу движения.

Затем дается старт. Участники соревнований, стоявшие во главе колонны, первыми проходят маршрут. Вернувшись к линии старта, они хлопком по плечу дают следующему участнику разрешение начать бег. И так до тех пор, пока все члены команды не пробегут по трассе.

Обязательное условие: если кто-нибудь во время прохождения дистанции собьет какое-либо препятствие, он должен восстановить порядок на маршруте и только после этого продолжить бег. В воротца На льду устанавливают стойки для прыжков в высоту. На высоте приблизительно 110 см кладется планка. Ребята разгоняются, приседают и стараются проскользнуть внутрь. Потом планку опускают ниже, еще ниже... Побеждает тот, кто сможет проехать в самые низкие воротца.

Игру можно усложнить, если стараться проехать на одной ноге.

Круговая эстафета.

Играющие делятся на две команды. Каждая выстраивается в шеренгу по одному на исходной линии. В 20 - 30 м от старта против каждой команды снежным валиком обозначен круг, диаметр которого 15- 30 м.

По команде бегуны, стоящие впереди, начинают бег. Добежав до кругов, они должны два раза обежать их справа налево и вернуться в исходное положение. Затем бег начинают вторые участники. Команда, все конькобежцы которой быстрее закончат бег, считается победительницей.

«Бег цепей».

Играющие выстраиваются за исходной линией в колонну по три. Дистанция между колоннами - 3 метра. В каждой колонне играющие крепко берутся за руки и, размыкаясь назад, образуют цепь. В 50 метрах от исходной линии четырьмя флажками обозначен финиш. По команде: «Внимание! Марш!» - все цепи устремляются вперед.

Победа присуждается той команде, которая достигла финиша не разорвав цепи. Команда, разорвавшая цепь, считается проигравшей. Игра обычно повторяется 3 - 4 раза, до выявления команды-победительницы.

«He проскочи мимо».

Положите на лед монету. Начните разбег метров за 25 до цели. Постарайтесь, набрав скорость, на полном ходу поднять монету.

«Будем играть в хоккей».

Соревнующиеся разбиваются на две команды. На расстоянии 25 м от стартовой линии ставятся два поворотных флажка в 5 м один за другого.

Команды выстраиваются в затылок за стартовой линией также в 5 м одна от другой. Первые и вторые номера обеих команд держат в руках по хоккейной клюшке, а первый номер еще и хоккейный мяч (или шайбу) .

По сигналу судьи первые номера с места ведут мяч, огибают поворотный флажок и гонят мяч обратно к стартовой линии. Но надо, чтобы участник вел мяч, а не посылал его ударом клюшки вперед.

Когда мяч коснется стартовой линии, эстафету принимает второй номер. А в это время первый номер передает клюшку третьему номеру. Так, ведя мяч и передавая клюшки, вся команда пробегает маршрут эстафеты.

Побеждают те, последний номер которых, возвращаясь от флажка, пересечет линию старта раньше соперника.

Вот такие веселые командные игры-развлечения на льду помогут новичкам освоиться на катке, почувствовать себя на коньках так же уверенно, как и на земле. Все эти игры рассчитаны на то, чтобы без всякой подготовки можно было организовать их, объединив ребят, пришедших на лед.

Эти игры можно проводить на любом катке - во дворе, на школьной площадке, на большом стадионе. Важно лишь кому-то бросить клич. Такие энтузиасты, умеющие вмиг объединить людей, находятся не везде. Но ведь роль заводилы может выполнить и работник стадиона.



  • Разделы сайта