Психология ребенка в спорте. Детский спортивный психолог. – Спортивный психолог работает во имя корпоративных ценностей команды или индивидуальных интересов ребёнка

Тех, кто когда-то начал заниматься спортом, гораздо больше, чем тех, кто сделал карьеру спортсмена. Очевидно, спортивная деятельность является достаточно трудной, и владение ею на высоком уровне доступно далеко не каждому. Овладение спортивной деятельностью связано с освоением ее психологической структуры, в которой выделяют три блока: мотивацию, средства и результаты деятельности.

Мотивация спортивной деятельности – это блок, без которого деятельность просто не может начаться. Представим себе: жил-был обычный школьник, ходил в школу, гулял с друзьями во дворе, смотрел телевизор. О спорте имел весьма слабое представление. И вдруг – решил стать спортсменом. Каков психологический механизм такого решения? Это механизм мотивации. Мотивация – совокупность различных побуждений к определенной активности, которые порождают, стимулируют и регулируют эту активность. Блок мотивации образуют: потребности, мотивы и цели спортивной деятельности.

Потребность , или ощущение человеком нужды в чем-либо, означает нарушение равновесия с окружающей средой. Психологически это всегда связано с возникновением внутреннего напряжения, более или менее выраженного дискомфорта, от которого можно избавиться, лишь удовлетворив соответствующую нужду. Именно поэтому любая потребность побуждает так называемую поисковую активность, направленную на поиск способа ее удовлетворения.

Мотив – побуждение к определенной активности, к удовлетворению потребности определенным способом. Разные способы удовлетворения потребности могут конкурировать друг с другом, что находит отражение в борьбе мотивов . Для спортивной деятельности характерно большое разнообразие мотивов. Это вполне объяснимо, поскольку связано с огромными физическими и психическими напряжениями, и человек должен знать, во имя чего он напрягается.

Многие исследователи спортивной мотивации отмечают разную степень осознанности трех ее слагаемых.

Рассмотрим основные мотивы занятия спортом молодых спортсменов до 12 лет:

    Получение удовольствия;

    Повышение мастерства;

    Выполнение того, в чем я силен (сильна);

    Приятное чувство возбуждения, обусловленное соревновательной деятельностью;

    Желание овладеть новыми умениями и навыками;

    Возможность посоревноваться;

    Желание выступать на более высоком уровне;

    Обретение новых друзей.

Естественно, что указанные молодыми спортсменами причины, по которым они

занимаются спортом, не отражают глубоких мотивов, изучаемых спортивными психологами. Наблюдения показывают, что молодые спортсмены отличаются от тех, кто не занимается спортом или прекращает занятия по уровню осознаваемой (или воспринимаемой) компетентности. Другими словами, дети с низким уровнем восприятия своих способностей усваивать и выполнять определенные спортивные умения и навыки, не занимаются спортом (или прекращают заниматься) в отличие от детей с высокими уровнями воспринимаемой компетентности. Это говорит о том, что наставники молодых спортсменов должны находить способы повышать уровень воспринимаемой компетентности. В этой связи можно научить детей оценивать свои выступления на основании их собственных стандартов улучшения результатов, а не ради победы или поражения.

Многие дети интенсивно занимаются различными видами спорта. В среднем они

отдают этим занятиям 11 часов в неделю. Спорт является одной из немногих сфер деятельности детей, которой они могут заниматься активно и которая имеет определенное значение для них самих, их друзей и родителей.

Пик спортивной деятельности большинства детей приходится на 12 лет. Согласно данным возрастной психологии, этот возраст является критическим с точки зрения социального развития и становлении самооценки ребенка. Таким образом, занятия спортом в этом возрасте могут оказывать существенные положительные воздействия на личность и психическое развитие детей. Но организованные занятия спортом вопреки бытующему мнению не означают автоматического положительного воздействия на детей. Большую роль здесь играет тренер и родители, которые должны понимать детей, быть компетентными и знать, как организовать программу занятий, которая бы обеспечила эффективное усвоение необходимых умений и навыков.

Спорт создает очень широкий диапазон возможностей для развития человека. Однако то, какие из этих возможностей, как и в какой мере будут использованы в каждой конкретной спортивной карьере, зависит от совокупности факторов развития спортсмена. В наиболее общем виде можно выделить следующие особенности проявления общих закономерностей развития человека в спорте:

    Акселерация (ускорение) развития, обусловлена развертыванием спортивной карьеры в периоды наиболее интенсивного роста и созревания человека, наложением ее на сензитивные периоды развития практически всех психических функций, процессов, свойств, двигательных качеств, когда целенаправленные педагогические воздействия дают наибольший эффект. Данная особенность зафиксирована в многочисленных исследованиях, где сравнивается развитие спортсменов и тех, кто спортом не занимается.

    Пластичность проявляется в развитии психических функций, процессов, свойств и качеств, обеспечивающих приспособление к требованиям избранного вида спорта и спортивного амплуа.

    Несмотря на специализацию развития, все, что сформировано в спорте, при определенных условиях может быть перенесено на другие сферы и виды деятельности. Более того, выяснен феномен самодетерминации развития, когда, например, развитые в спорте черты характера «требуют» своего проявления и побуждают спортсмена искать такие сферы жизни и виды деятельности, где они могут найти применение. В определенном смысле это тоже проявление пластичности развития, имеющее особое значение при окончании спортивной и начала другой карьеры.

    Спортивная карьера влияет не только на развитие отдельных функций, процессов, свойств, ускоряя или замедляя его или придавая ему тот или иной характер, но и на взаимосвязи этих образований в соответствующих структурах (интеллекта, эмоционально-волевой сферы, личности и т.д.). Например, в спорте будут формироваться не только отдельные черты характера, но и психологический склад личности, индивидуальный стиль деятельности и поведения, наконец, «интегральная индивидуальность» , делающая спортсмена высокого класса совершенно не похожим на других и часто являющаяся важнейшей детерминантой успешности спортивной карьеры. Спортивная карьера определяет становление целостности развития и в смысле взаимосвязей и взаимовлияний различных его сторон – физического, психомоторного, интеллектуального, духовного и др. Развивающий потенциал спортивной деятельности в огромной степени зависит от методов воспитания и обучения спортсмена.

    Если рассматривать влияние спортивной карьеры на основные линии развития человека, то можно отметить, что спорт вносит коррективы в онтогенез (физическое развитие и становление типа нервной системы) и в большей или меньшей степени определяет жизненный путь личности.

Совершенствование волевой регуляции в процессе спортивной карьеры проявляется в улучшении способности управлять интенсивностью волевого усилия и развитии волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, терпеливости, смелости, решительности, выдержки, самостоятельности, дисциплинированности и др. Спорт, по своей сути, волевая деятельность, где спортсмен постоянно должен преодолевать разнообразные препятствия и трудности. Поэтому развитие волевых качеств не только помогает спортсмену побеждать в соревнованиях, но и является важнейшим вкладом спортивной карьеры в развитие человека как субъекта труда, общения и познания.

Овладение социальной ролью спортсмена и реализация этой роли на протяжении спортивной карьеры позволяет спортсмену накопить не только спортивный, но и значительный жизненный опыт, лучше узнать самого себя и свои возможности, самоутвердиться, добиться признания.

Исследования, посвященные изучению влияния спорта на становление психологических свойств личности и ее психического склада, показывают, что люди, посвятившие себя спорту обладают такими чертами характера, как высокий уровень мотивации достижения, уверенность, эмоциональная устойчивость, агрессивность, экстраверсия, самоконтроль.

Типы личности спортсменов очень разнообразны. И в каждом случае определенный комплекс свойств обусловливает те или иные специфические для данного типа особенности деятельности и поведения, помогающие спортсмену достигать высоких результатов. Другими словами, в процессе спортивной карьеры формируется индивидуальный стиль спортивной деятельности, тесно связанный с общим стилем поведения личности.

Современный спорт, особенно спорт высших достижений, - это не только большие физические нагрузки на организм в ходе тренировочного процесса и во время соревнований, но и высокая психическая напряженность. Спортсмен нередко попадает в экстремальные ситуации, к которым необходимо адаптироваться и научиться их преодолевать, в противном случае успех в соревнованиях будет для него недостижимым.

В последнее десятилетие нагрузки в спорте существенно увеличились, в связи со значительно возросшим уровнем спортивных результатов и обострившейся конкуренцией как на Олимпийских играх и чемпионатах мира, региональных и других важнейших международных и национальных чемпионатах (где психическая напряженность усиливается факторами престижности этих соревнований для самого спортсмена, и для его команды), так и коммерческих соревнованиях (где стремление спортсмена к победе, а следовательно, и повышенные психические нагрузки, испытываемые им, в значительной степени обусловлены высокими призовыми суммами, устанавливаемыми организаторами для победителей).

Решение существующих в спорте взаимозависимых проблем психической подготовки заметно осложняется, когда речь идет о сильнейших и, выдающихся спортсменах, которые, как правило, являются людьми с особой организацией психики. Это следует учитывать тренерам и спортивным врачам, занимающимся подготовкой таких спортсменов.

    Обращайте внимание на правильное выполнение деталей задания и не скупитесь на похвалу и поощрения. Почаще хвалите молодых спортсменов. Используйте такие подбадривания и поощрения, как похлопывание по спине и дружеская улыбка.

    Хвалите детей искренне. Неискренняя похвала или поощрение – неэффективны. Если вы говорите, что молодой спортсмен сделал все правильно, когда он сам знает, что это не так, это «говорит» ему о том, что вы просто хотите его успокоить. Неискренность уничтожает доверие к тренеру. Признавайте неудачное выступление своего подопечного (например, обнимите его и скажите: «Да, это действительно трудная ситуация»), вместе с тем подбадривая его («В следующий раз у тебя все получится»).

    Вырабатывайте реальные экспектации, соответствующие возрасту ребенка и уровню его способностей, позволяют тренеру обеспечить искреннее подбадривание. Нельзя ожидать от 11-летнего спортсмена того, что можно ожидать от 16-летнего.

    Поощряйте усилия в такой же степени, как и результат. Легко демонстрировать хорошее отношение, когда все идет хорошо. К сожалению, спортсмены не всегда выигрывают и не всегда демонстрируют хорошую игру. Однако, если молодой спортсмен полностью выложился, чего еще от него можно требовать.

    Обращайте внимание на усвоение и отработку умений и навыков. Молодые спортсмены должны видеть улучшение своих физических качеств. Используйте разнообразные виды физической активности и разнообразные упражнения. Ваши инструкции должны быть простыми и лаконичными. Широко используйте демонстрацию различных элементов под разными углами. Обеспечивайте максимальное использование тренировочных средств.

    Видоизменяйте виды деятельности. Главная цель состоит в том, чтобы дети испытывали успех. Приводите физическую активность в соответствии с потребностями ребенка, а не наоборот.

    Поощряйте правильное выполнение действий, а не просто результат. Типичная ошибка тренеров молодых спортсменов состоит в том, что они поощряют результат выполнения действия, даже если само действие было выполнено неправильно. Очень важно поощрять и стимулировать правильные технические действия независимо от результата.

    Обеспечьте окружающие условия, которые бы снижали страх перед изучением новых элементов. Ошибки – естественная составная часть процесса усвоения.

    Вдохновляйте детей в гимнастическом зале, плавательном бассейне, на игровой площадке. Они хорошо реагируют на положительную, стимулирующую атмосферу. Улыбайтесь, взаимодействуйте и прислушивайтесь!

  • Утренняя зарядка (тренировка) для детей: польза или вред?

DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

Что руководит маленьким ребенком, какие желания и стремления? Понимание причин интереса к спорту – важная основа для профессионального самоопределения малыша.

Действительно ли его основной интерес – спорт, или, показывая активную заинтересованность, он хочет добиться других целей?

I. Интерес. Игры – вот та сфера, где дети до 6 лет развиваются и формируют основные навыки. Любимая игра, персонаж или герой наглядно демонстрируют основные интересы будущего чемпиона. Если ребенок с увлечением следит за хоккеем, пытается играть с клюшкой, регулярно организует свои «матчи», представляет себя в составе сборной – значит, он действительно увлечен этим.

«Подводные камни». Если малышу не хватает внимания, он будет стремиться заполучить его любым способом. Один из вариантов – продемонстрировать вовлеченность в ту сферу, которая «отвлекает» родителей от самого малыша. Если мама любит балет, ребенок будет пытаться танцевать. Если папа увлечен футболом, будет стараться привлечь его внимание, гоняя мяч. Это не обязательно значит, что ребенок действительно хочет заниматься футболом. Единственное, чего он хочет в этом случае – привлечь внимание близких людей. Когда ребенок действительно испытывает потребность заниматься любимым делом, он посвящает ему большую часть своего времени, даже если родители не видят его или заняты.

II. Желание достичь максимальных результатов в любимой деятельности. Дети разговаривают об этом с родителями, говорят о своих достижениях в этой сфере, испытывают гордость за победу в дворовых и школьных соревнованиях. Ребенок говорит: «Я буду самым лучшим игроком!» или «Я получу медаль на школьных соревнованиях!». Он стремится стать самым ловким, организует соревнования среди друзей (в которых он, естественно, должен выиграть), фантазирует о своих будущих победах и сравнивает себя с лучшими спортсменами.

«Подводные камни». «Хочу быть как Светлана Хоркина!» - заявляет маленькая девочка, и родители на радостях бегут записывать чадо в спортивную школу. Нужно помнить, что «хочу» малыша основано на подражании красивым, ярким, привлекательным образам. Дети младшего дошкольного возраста вообще склонны к подражанию – так они развиваются. Их желания могут меняться каждую неделю: сегодня он хочет быть самым лучшим в мире футболистом, а на следующей неделе - самым лучшим в мире шахматистом.

Родители, со своей стороны

I. Здоровье. Чаще всего родители обдуманно подходят к выбору вида спорта и уровня нагрузок для своего ребенка, советуются с врачами и тренером. Но у некоторых есть ошибочное представление о том, что любой спорт полезен для детей, и лучше сразу привести ребенка в спортивную школу, тогда он будет здоровым и сильным.

II. Развитие и воспитание. Помимо заботы о здоровье, родители ориентированы на обучение ребенка самоорганизации, самоконтролю, развитие в нем ответственности и силы воли. Иногда главную роль играют представления: мальчики должны быть сильными, а девочки - гибкими, поэтому первых отдают в борьбу, а вторых – в гимнастику. В большинстве случаев воспитанием озабочены родители очень активных детей, с которыми им трудно справиться самостоятельно.

III. Амбиции. Это либо упущенные когда-то самими родителями возможности, реализацию которых они хотят возложить на своих детей, либо желание родителей быть лучшими во всем. В том числе – быть родителями «самых-самых» детей. Такие родители заранее ориентированы на высокие показатели и призовые места. И именно они, в погоне за медалями, сразу отводят детей в специализированную детско-юношескую школу олимпийского резерва (СДЮШОР).

Большинство родителей радует мысль о том, что их ребенок будет учиться в специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва (СДЮШОР). Статус такой школы выше, чем обычной детско-юношеской спортивной школы (ДЮСШ), достижения заметнее, больше знаменитых выпускников.

Но, во-первых, СДЮШОР можно сравнить с лицеем или училищем: она рассчитана на уже подготовленных к нагрузкам детей и предъявляет к ним более высокие требования. Изначальная ориентация на высокие показатели не оставляет ребенку выбора, заранее заставляя сосредоточиться исключительно на спорте. ДЮСШ дает ребенку возможность привыкнуть к спортивной деятельности, понять, нравится это ему или нет, действительно ли спорт – его будущее.

Во-вторых, чрезмерное давление статуса «олимпийской» школы может напугать ребенка, особенно если родители слишком заостряют на этом внимание. Ребенка может тревожить, что у него не слишком высокие результаты, что другие занимаются лучше. В итоге он может решить, что вовсе не готов к спорту.

В-третьих, если ребенка отдают в спортивную школу с целью воспитания и поддержания здоровья, то ориентироваться нужно только на оздоровительно-спортивный режим, при котором занятия проходят несколько раз в неделю по несколько часов. Выбор такого режима занятий предоставляют большинство детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ). Между прочим, здесь же проходит обучение и с более высокими нагрузками, предполагающими ежедневные занятия: это тренировки для будущих и настоящих профессиональных спортсменов, направленные на повышение результатов.

Если целью являются именно выход в «большой спорт», то важно помнить самый первый принцип погружения ребенка в мир спортивных соревнований: принцип постепенности .

25.05.2010 10:55

Спортсмены детского возраста все чаще попадают во внимание спортивных психологов и психиатров. Отмечается, что исторически психиатры не занимались особенностями развития, свойственными для детей-спортсменов. Основным предметом изучения всегда служили физические и моторные аспекты развития. Но зачастую именно такие вещи, как невключение в команду и падение самооценки, оказывают решающее влияние на дальнейшую судьбу в спорте. В последнее время у многих специалистов стало вызывать беспокойство появление негативного явления, связанного с необоснованно ранним выбором «узкой» спортивной специализации. Все чаще в спорт высших достижений тренеры стали вовлекать слишком молодых людей и детей. Спортивные специалисты признают пагубное влияние такого раннего вовлечения с этической, физиологической и воспитательной точек зрения. Незаменимость и необходимость двигательной активности для

жизнедеятельности ребенка не вызывают сомнений, но при этом важно помнить о том, что существует ее оптимум для каждого возраста. Двигательная активность ниже оптимума ведет к задержке роста и развития, а также к снижению рабочих и адаптивных возможностей развивающегося организма, а выраженная гипокинезия - к изменениям, которые относятся к предпатологическим и патологическим состояниям. В то же время чрезмерная подвижность (спортивная гиперкинезия) может приводить к
возникновению специфического комплекса функциональных нарушений и клинических изменений, в первую очередь, со стороны центральной нервной системы, нейрорегуляторного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной и иммунной систем, что требует прекращения спортивных тренировок и оказания серьезной медицинской помощи.

Для достижения результатов мирового уровня современному спортсмену нужно превратить себя в тренировочную машину, которая проводит две-три тренировки в день, служа этим результатам и предельно сокращая любую другую деятельность – учебу, работу, творчество, семью. Сегодняшние результаты во всех спортивных видах так выросли, что достигнуть уровня высших достижений смогут только спортсмены, которые узко специализировались в самом раннем возрасте, особенно это касается игровых видов спорта. Для некоторых видов спорта (например, гимнастика) возраст 20 лет уже близок к ветеранскому. Несмотря на увеличение спортивного долголетия, реальное повышение результатов после 30 лет возможно лишь в видах на выносливость. Существует некая константа, постоянная величина различного стажа тренировки в разных видах спорта, обусловленная биологическими законами развития двигательных качеств человека в онтогенезе, различными сроками специализации и возрастными диапазонами максимальных достижений в разных видах физических упражнений. Для гимнастики, плавания, фехтования, фигурного катания, тенниса оптимальный возраст начала занятий – 7-9 лет; для баскетбола, батута, лыжного и парусного спорта – 9-11 лет; для борьбы, водного пола, волейбола, академической гребли, конькобежного спорта, легкой атлетики, прыжков в воду, современного пятиборья, футбола, хоккея – 10-11 лет; для санного спорта, пулевой стрельбы, стрельбы из лука, гребли на байдарках и каноэ – 11-12 лет; для велосипедного спорта, бокса – 12-13 лет. Специализация (учебно-тренировочные занятия) начинается после начальной подготовки с 8 до 15 лет в зависимости от вида спорта. Самая ранняя специализация – в плавании (с 8 лет), гимнастике, теннисе, фигурном катании (с 9 лет), самая поздняя – в боксе, велоспорте, тяжелой атлетике (с 14 лет).

Помимо негативного влияния ранней специализации внимание специалистов привлекает особые патологические паттерны поведения, формирующиеся как у самого молодого спортсмена, так и у его окружения. Характеризуя личность молодого атлета, отмечается крайне сильная зависимость его самооценки от успеха или неуспеха на арене соревнований. Являясь едва ли не единственным и уж точно ведущим и доминирующим видом деятельности, в которую оказывается вовлечен ребенок, спортивная деятельность формирует особую ценностную структуру личности, когда каждая неудача становится значимым ударом по представлению молодого спортсмена о себе как стоящим чего либо. Дальнейшего исследования требуют такие актуальные проблемы, как жестокость и агрессия в детском спорте, а также изучение протекания у детей-спортсменов состояний психики, близких к патологическим, но широко распространенных среди детей, таких, как страхи, тревога и иные эмоциональные проблемы, а также явления ретардации и акселерации.

Говоря о патологических паттернах в поведении людей, окружающих молодого спортсмена, необходимо упомянуть так называемое «достижение через посредника» - синдром, охватывающий широкий спектр поведения родителей и тренеров, начиная нормальной гордостью и заканчивая эксплуатацией и жестокостью. Являясь объектом, с помощью которого родители и тренеры реализуют свои амбиции, выражаемые во фразе одного тренера «я не могу упустить свой шанс вырастить великого спортсмена», дети несут на себе бремя ответственности перед своим окружением и постоянно подвергаются стрессу, вызванному искусственной ситуацией развития, характеризуемой жесткими ограничениями в тех видах деятельности, которые являются основными для ребенка, а именно игровой, коммуникативной и образовательной.

Кирилл Смирнов

02.06.2010 10:11

Точность оценивания и отмеривания временных интервалов зависит помимо биологических циклов организма, от функционального состояния и опыта, как показано в работе М.Ю.Широкой , от тренированности, что продемонстрировано в исследовании С.Г. Геллерштейна , от мотивации и условий задачи, о чем свидетельствуют данные, полученные В.А. Садовым , «от согласованности субъективной единицы счета с принятой единицей измерения времени» .

Использование различных методов оценки восприятия времени у человека в профессиональной деятельности, представляется перспективным и при диагностики утомления. Так уже давно измерение точности восприятия и воспроизведения микроинтервалов времени используется в спорте для оценки эмоциональной напряженности спортсмена . Тест заключается в следующем: спортсмену дается секундомер и сначала предлагается отмерить 7 секунд и при этом считать про себя, проверяя темп своего счета. После чего, уже не смотря на секундомер, он должен отмерить интервал времени, равный 7 секундам. Так повторяется несколько раз. Об умеренной эмоциональной напряженности свидетельствует укорочение отмеривания на 0,5-1,4 с по сравнению с результатами, полученными в покое. Более сильное ускорение говорит о чрезмерном уровне напряженности. Замедление же отчета более чем на 1.4-2 с.

В недавней работе Игельмана представлен блок тестов, учитывающих особенности течения времени (TTB – Texas Temporal Battery). Выражается надежда, что блок небольших тестов, может быть эффективным для тестрования утомления, пригодности к работе и даже мозговых поражений. Дело в том, что процесс восприятия времени связан с работой множества областей мозга, и поэтому, даже простые задачи на восприятие времени могут выявить патологию. Тесты, разработанные или модифицированные Игельманом, основаны на принципах работы зрительного анализатора человека и включают в себя 3 теста, измеряющих 7 различных параметров работы мозга по восприятию информации во времени. Первый тест – на скорость различения альтернативных изображений. Когда человеку на экране предъявляется изображение и его негатив в очень быстром темпе, то человек ничего не видит. Длительность, ниже которой два события воспринимаются как одно называется (1)окном слияния (window of simultaneity). При утомлении или повреждении мозга окно слияния может увеличиваться.

Второй тест – это простая компьютерная игра. На экране – матрица 3*3 заполненная квадратиками. Все они красные, кроме одного зеленого. Когда испытуемые нажимают на зеленый квадрат, он перепрыгивает на другую позицию. Иногда квадратик перескакивает на другую позицию еще до того, как испытуемый нажал на квадрат. Если испытуемому кажется, что квадратик перепрыгнул на другую позицию до его действия, он должен был сообщить об этом нажатием на клавишу пробел. Таким образом, второй тест измерял не только(2)время реакции , но еще и (3) «вето»-время – время между самопроизвольным перепрыгиванием квадратика и последующим нажатием на квадратик. Также в этом тесте измерялась (4)временная переменная причинности – т. е. время между самопроизвольным перепрыгивание квадрата и нажатием клавиши, при котором испытуемые считают, что перемещение произошло самопроизвольно, а не по их вине. В дополнительной серии этого теста квадратик перепрыгивал на другую позицию только через 200 мс после действия испытуемого. Это так называемая серия с запаздыванием. Она позволяет измерить (5)скорость перекалибровки временных параметров причинной связи .

Третий тест направлен на определении различий в оценки длительности повторяющихся и новых стимулов. Испытуемый смотрит на фиксационный крестик в центр экрана. Вокруг поочередно появляются стимулы в разных местах. Из-за феномена константности восприятия стимулы которые длятся меньше 100 мс воспринимаются как длящиеся около 100 мс. Именно поэтому, человек воспринимает на экране не один стимул, а несколько. Это количество для одинаковых стимулов и разных отличается и характеризует особенности испытуемых. Так в недавнем исследовании было показано, что различия между восприятием длительности одинаковых и разных стимулов стерты у больных шизофренией .

В какой-то степени первый и второй тест этой батареи являются модификацией стандартного теста на критическую частоту слияния мельканий (КЧСМ). Метод КЧСМ известен и используется давно. Он характеризует общее ФС организма при различных уровнях общефизической нагрузки , является информативным, простым и доступным физиологическим показателем для оценки работоспособности и интенсивности нагрузки. Экспериментально установлено, что под влиянием физических нагрузок КЧСМ меняется, поэтому наблюдение за динамикой КЧСМ дает возможность судить о степени утомления организма . Однако доказано, что КЧСМ - многофакторный индикатор психофизиологического состояния, отражающий текущий уровень активации ЦНС. Уменьшение значения КЧСМ свидетельствует о развитии утомления ЦНС и организма в целом, увеличение - о наличии возбуждения или стресса, поэтому адекватная оценка и интерпретация КЧСМ требуют учета дополнительных факторов. В то же время экспериментально выявлено, что изменения КЧСМ при утомлении не превышают 2-3 Гц, а переход от видимости световых мельканий к их слиянию размыт и составляет зону неопределенности, в среднем равную 1 Гц, что обусловливает малую точность метода КЧСМ. Поэтому имеется необходимость в поиске более точных методов, позволяющих контролировать развитие утомления спортсмена в процессе тренировки. Учитывая данные недостатки был предложен новый психофизиологический метод определения временных параметров, характеризующих инерционность зрения, в частности времени восстановления зрительной системы - времени между моментом прекращения воздействия света на сетчатку и моментом исчезновения соответствующего зрительного ощущения . Для определения времени восстановления испытуемому предъявляются парные световые импульсы продолжительностью t имп, разделенные межимпульсным интервалом t, повторяющиеся через постоянный интервал времени T. В процессе измерения определяется продолжительность межимпульсного интервала t пор, при котором у испытуемого появляется субъективное ощущение слияния двух импульсов в паре в один, равное времени восстановления зрительной системы. Предполагается, что метод определения времени восстановления зрительного анализатора является более надежным и комфортным методом в сравнении с методом КЧСМ. Однако и этот тест не лишен доли субъективизма, т. к. может отражать просто разный критерий принятия решения. Также этот тест можно намеренно обмануть. Все эти недостатки преодолены в Техаской батареи. Таким образом, тесты Техаской Временной Батареи имеют большой потенциал использования в психологии спорта.


08.06.2010 10:52

Разработаны технологии улучшения жизнеобеспечения человека на основе комплексного генетико-вирусологического тестирования спортсменов олимпийского резерва, включающего анализ генетических вариаций Тестирование включает определение полиморфизмов генов, кодирующих ключевые регуляторы психофизиологического состояния, мышечной активности, сердечно-сосудистой системы и гемодинамики, иммунологического статуса, а также катаболизма анаболических лекарственных средств и антидепрессантов.

25.05.2010 10:53

Термин психофизиология объединяет в себе два, казалось бы, совсем разных мира: мир физиологии, телесно-материальный, и мир душевный, психический. Психофизиология – это раздел психологии, изучающий биологические составляющие психической деятельности. Прикладная область спортивной психофизиологии еще мало дифференцирована. Ее основная задача – применить основные знания и методы, накопленные и разработанные в рамках психофизиологии для потребностей спорта.

В самом начале курса спортивной психологии, читаемой в Стоунбриджском Университете, утверждается, что понимание связи между телом и психикой в спорте является ключевым для подготовки успешных спортсменов. И именно взаимосвязь тела и психики с его приложением к спорту и является основной темой изучения спортивной психологии. Спортивная психофизиология пытается раскрыть связи между психикой и мозгом и предложить свои методы воздействия как на физиологические, так и психические процессы. Таким образом, получается, что без знания спортивной психофизиологии невозможно грамотное курирование спортсменов, невозможно стать эффективным спортивным психологом.

Более того, в истории были случаи, когда именно психофизиологические исследования мозга приводили к изменению правил в спорте. Так при исследовании 14 боксеров, было обнаружено, что среди них 6 человек имеют отклонения по ЭЭГ, которые могут быть следствием повреждения мозга. Через несколько лет это послужило основанием для введения новых положений в свод правил о боксе. Похожие исследования были проведены и для футболистов. В них утверждается потенциальная опасность микросотрясений мозга, возникающих при отбивании мяча головой. Эти исследования подчеркивают важную общественную значимость психофизиологических исследований в спорте.

Перспективными направлениями спортивной психофизиологии являются психофизиологическая диагностика индивидуальных особенностей спортсменов и их функционального состояния, а также разработка и применение методов управления своим состоянием посредством влияния на свои физиологические процессы.

В разделе «Модули спортивной психологии» будут выкладываться материалы исследований и экспериментов в области психофизиологии. Эксперты Центра будут комментировать и анализировать предложенные к обсуждению темы и проблемы.

Ольга Сысоева

02.06.2010 10:20

Вопрос о том, что такое этические проблемы спортивной психологии, необходимо начать с описания понятий теоретической этики. Этика (от греческого слова «ethos» - нрав, характер) - раздел философии, объектом изучения которой является мораль. Слово «мораль» исходить от латинского слова«moris» и имеет тоже значение, что в русском языке «нравственность», а в немецком языке «Sittlichkeit». Необходимо также отметить что слово «этика» первоначально означало то же, что и «мораль», но в настоящее время его используют для обозначения области науки. Этических теорий принято разделять на три основные области: метаэтика, нормативная этика и прикладная этика.

Метаэтика (аналитическая этика) - направление этических исследований, анализируюшее саму этику как научную дисциплину методами логико-лингвистического анализа.

Нормативная этика направлена на более практические задачи, которые заключается в достижении моральных стандартов, способных регламентировать правильное и неправильное поведение. В некотором смысле, это поиск идеального принципа надлежащего поведения. Прежде чем действовать, человек должны рассматривать свои обязанности (обычно в форме принципов или прав) перед другими людьми в своем взаимодействии с ними. Нормативная система этических принципов берет за основу некое Сверх-Правило, Сверх-Должное. Золотое правило морали является классическим примером нормативного принципа: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Имеется в виду то, что люди должны действовать соответственно некоему правилу, долгу, который обязателен для выполнения в любых обстоятельствах. В качестве примера также можно привести Канта с его знаменитым категорическим императивом - «поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы». Таким образом, нормативная этическая теория устанавливает единый принцип, на основе которого рассматриваются любые действия.

Прикладная этика – это отдел этики, который изучает практические моральные проблемы и проводит анализ конкретных спорных моральных вопросов. В последние годы основные направления прикладной этики были разделены на группы, такие, как медицинская этика, спортивная этика, деловая этика, экологическая этика и др. Здесь под этикой понимается система принципов, набор правил или стандартов определяющих поведение в сфере определенного вида деятельности. Особое внимание уделяется видимым отступлениям от общих моральных норм, которые диктуются своеобразием профессии. Например, в классических отношениях между психологом и пациентом важнейшей обязанностью врача является благополучие пациента, но с появлением третей заинтересованной стороны - команды, тренера, спонсора интересы пациента-спортсмена могут отойти на второй план, а то и вовсе не учитываться.

Исследования этического аспекта работы спортивного психолога посвящены изучению таких вопросов, как организационный контекст, в котором осуществляется работа; взаимоотношения с коллегами, с клиентами; конфиденциальность полученной психологом информации; место проведения консультационных встреч (в случае работы спортивного психолога, это не всегда происходит в отдельном специально оснащенном кабинете). Отдельное внимание посвящено вопросам установления психологом заработной платы за свои услуги. По данным К.Хайз, ежегодный заработок спортивных психологов варьируется от 0 до 300.000 долларов, т.е. в данной профессиональной области вариация цен оплаты очень велика.

Когда психолог работает со спортивной организацией, то он вынужден находить оптимальный баланс между задачами, которые ставят перед ними организации и в то же время учитывать интересы и запросы каждого сотрудника в отдельности. Спортивный психолог, как правило, оказывается в ситуации сложного взаимодействия с тренером, спортсменом, административными работниками команды и т.д., чьи интересы, задачи и собственно ожидания от спортивного психолога часто очень различаются. Иерархичные отношения в организации, спортивной команде могут препятствовать установлению доверительного контакта между психологом и сотрудниками, спортсменами. В данном случае психологу следует особое внимание уделить вопросам сохранения конфиденциальности получаемой им информации.

Достаточно затруднительное положение для психолога возникает, когда он привлекается к вопросам спортивной селекции, комплектования команды. Психологу еще до преступления к работе следует обсудить этические ограничения своей работы, чтобы не вызвать неверных ожиданий.

Анастасия Солдатова

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - М.: Гардарики, 2000. - 472 с
Л.В.Максимов, Очерк современной метаэтики // "Вопросы философии", 1998, № 10. С.39-54
Иммануил Кант: Критика практического разума. Наука, 2007
Hays K.F. Being fit: The ethics of practice diversification in performance psychology // Professional Psychology: Research and Practice. – 2006.– Vol.37. - №3. – P. 223-232
Moore Z.E. Ethical dilemmas in sport psychology: discussion and recommendations pro practice //Professional Psychology: Research and Practice. – 2003. –Vol.34. - №6. – Р.601-610.
Haberl P., Peterson K. Olympic-Size ethical dilemmas: issues and challenges for sport psychology consultants on the road and at the Olympic games //Ethics and Behavior. – 2006. -№16(1). – Р.25-40.
Pauline J.S., Pauline G.N., Johnson S.R., Gamble K.M. Ethical issues in exercise psychology //Ethics and Behavior. – 2006. -№16(1). – Р.61-76.

Страница 1 из 3

  • Первая
  • Предыдущая

Спортивная психология как отдельное направление психологии получила всемирное признание в 1965 году, когда в Риме было создано Международное общество психологии спорта. Сейчас психология спорта переживает бурное развитие. В национальных и олимпийских сборных практически всех стран имеются штатные психологи, нередко — для каждого вида спорта.

Задачи спортивного психолога

При работе со спортсменом психолог должен помочь ему решить следующие задачи:

  • Четко поставить цель, создать образ желаемого результата и, тем самым, сформировать правильную мотивацию тренировок для повышения их эффективности.
  • Помочь справиться с предстартовым волнением, сконцентрировать внимание.
  • Помочь спортсмену научиться управлять своим психологическим состоянием, обучить приемам релаксации, визуализации и т.д.
  • Способствовать улучшению взаимоотношений спортсмена с тренером, а также между членами команды.
  • Оказывать спортсмену психологическую помощь в кризисных ситуациях: при проигрыше, травме и т.д.

Хороший спортивный психолог обладает широким профессиональным кругозором и использует в своей работе все достижения различных направлений психологии: аутотренинга, НЛП, гипноза, коучинга и др.

Специфика работы детского спортивного психолога

В работе детского спортивного психолога имеется своя специфика. Прежде всего, он должен выяснить, правильно ли выбрано спортивное направление с учетом способностей и возможностей ребенка. Нередко амбициозные родители стремятся вырастить своего малыша чемпионом и уже в раннем детстве отдают его в спортивную секцию. Задача психолога — определить, сможет ли ребенок справиться не только с физической, но и с достаточно серьезной психологической нагрузкой при занятиях спортом и оценить, насколько его личностные характеристики соответствуют предъявляемым требованиям.

Еще одной важной задачей детской спортивной психологии является грамотное воспитание детей в процессе тренировки. В настоящее время детская спортивная психология позволяет разрабатывать эффективные программы подготовки юных спортсменов, в которых учитываются их возрастные психофизиологические особенности. Для этого проводится психодиагностика, а также индивидуальная и групповая психологическая работа с детьми, занимающимися спортом.

Кроме того, актуальна тема работы со спортсменами, которые покинули «большой спорт» и перешли на тренерскую работу с детьми или подростками. И здесь спортивный психолог незаменим: как правило, спортсмены слабо разбираются в детской психологии, и именно детский спортивный психолог может помочь им установить контакт с подопечными, объяснить приемы психологического взаимодействия с ребенком, выработать командный дух в детском коллективе.

Следует учитывать, что все больше детей воспитывается в неполных семьях, без мужского влияния, и тренер служит для них образцом «мужского поведения». Поэтому на тренера ложится большая ответственность, ведь его личностные характеристики очень сильно влияют на характер и манеру поведения ребенка. И не последнюю роль в формировании правильного подхода к детям в данном случае играет детский спортивный психолог.

Таким образом, данный специалист принимает участие на всех этапах работы с ребенком, от выбора вида спорта до построения отношений в команде и непосредственной психологической подготовки к соревнованиям.



  • Разделы сайта