Плавание детей в ванне. Как научить младенца плавать в ванной? Занятия дома в ванне и в бассейне: что выбрать и можно ли совмещать

«Утверждаю»

Директор

ГБОУ СОШ с. Выселки

Чабуркина О.А.

Программа воспитательной работы

на 2015-2018 г.

(5 - 7 класс)

«То, что идёт от сердца, до сердца и доходит»

Пояснительная записка

Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации. Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника.

В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы.

Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и обучающихся. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.

Каждый классный руководитель формирует ребёнка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, т. е. должен заботиться и о его здоровье, и о его способностях, и о его нравственности. Кроме того, классный руководитель, решая свои задачи, обращается за помощью и к учителям-предметникам, и к родителям, и к социуму.

Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Работа классного руководителя должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.

В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Поэтому классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимания индивидуальной работе, проблемы ребенка решать, наедине с ним.

Организуя свою работу, классный руководитель обеспечивает физическое, нравственное развитие личности школьника, создаёт условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Всё это осуществляется совместно с семьями детей и другими учителями, работающими в классе.

В основе программы воспитания лежит личностный принцип воспитания обучающихся, то есть учет индивидуальных особенностей как обучающихся, так и преподавателей, а также учет межличностных отношений в семье, с друзьями, в различных коллективах, членом которых может быть ребенок (кружок, музыкальная школа, спортивная секция и т.д.)

Программа рассчитана на период 2015-2018 годы. В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы.

Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания является воспитание духовно-нравственного ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.

Главная цель воспитательной программы – воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.

В соответствии с поставленной целью определены задачи программы воспитания:

    развивать индивидуальные творческие способности обучающихся

    формировать гражданско-патриотические качества личности

    воспитывать желание и стремление учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию

    формировать культуру здоровья

    воспитывать позитивное отношение к себе, развивать Я-концепцию, нравственные качества личности

    воспитывать чувство уважения к родителям, семье

    воспитывать уважение к другим людям, терпимость к чужому мнению, традициям, формировать умение вести диалог и готовность к сотрудничеству

    воспитывать ответственность, самостоятельность, добросовестное отношение к учебе и трудовой деятельности

    формировать чувство осознания ценности культурных традиций своей Родины, понимание неразрывности связей Родины, ее культуры с другими странами

Программа предусматривает

    воспитание эстетического вкуса, формирование норм поведения, необходимых учащимся в быту, в общении со сверстниками, в семье, в общественных местах, на природе

    воспитание совестливости, порядочности, точности и обязательности в обещаниях, соблюдение этикета, наличие тактичности в отношениях с родными и близкими, а также с другими людьми.

    воспитание моральных качеств, чувства долга и адекватного своего восприятия художественных ценностей

    воспитание внешней культуры школьника, умения сохранять свою индивидуальность и неповторимость.

Формы реализации задач:

    изучение психологических особенностей обучающихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с обучающимися и родителями, анкетирование, мини исследования)

    тематические классные часы

    дискуссии, диспуты, конференции

    ролевые, деловые, образовательные игры

    экскурсии, походы, уроки в школьный музей

    соревнования; викторины, интеллектуальные марафоны

    проектные игры

    участие в акциях

    организация занятости во второй половине дня.

Ожидаемые результаты

На первом этапе развития личности 5 класс :

    лидерские качества;

    адекватная самооценка;

    сплоченность коллектива.

На втором этапе развития личности 6 – 7 класс :

    способность включения в работу;

    способность к выполнению намеченных целей;

    способность к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон – желание самосовершенствоваться;

    формирование социально активной личности, удовлетворяющей потребностям общества.

Основные принципы программы воспитания

Программа воспитательной работы разработана как целостная система воспитания и включает в себя принципы – наиважнейшие правила, выражающие объективную сущность отношений классного руководителя и обучающихся в процессе их взаимодействия, позволяющие воспитать социально-активную, нравственно и физически здоровую личность.

Приоритетными принципами построения воспитательной системы класса являются:

    Принцип целостности в воспитании .

Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Признать равно важными для общества и личностно значимыми для индивида все ипостаси человеческого. Единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы.

    Принцип культуросообразности

Соответствие этапов вхождения личности в пространство культуры этапами вхождения в пространство культуры человека.

Принцип природосообразности

Все принять таким как есть, развивать данные ребенку способности.

    Принцип воспитания творческой личности ребенка .

Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. Поэтому, исходная позиция классного руководителя к обучающимся – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.

    Принцип опоры на классное ученическое самоуправление .

Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления обучающихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и обучающимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, походах, соревнованиях сближает обучающихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива обучающихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.

    Принцип сотрудничества .

Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее для организации необходимых условий для этого образуют вместе необходимое единство целей. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Разговор с ребенком идет с позиции: «Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает».

Совместный поиск истины, через взаимодействие: семьи, школы и общества

Основные аспекты воспитательной работы

Программа воспитательной работы основана на 5 основных видах деятельности , влияющих на развитие личности ребенка:

Познавательная деятельность

Данное направление в воспитательной работе соответствует нравственному, духовному, семейному и интеллектуальному воспитанию и предполагает образование и воспитание личности обучающихся, развитие их индивидуальных, интеллектуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры, организация работы с семьей, изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям, отношениям, организация совместной деятельности педагогов и родителей, проведение актов милосердия, формирование толерантного отношения к людям другой национальности.

Темы ученических проектов:

    Проект «Я в мире профессий»

Гражданско – нравственная деятельность

Направление соответствует патриотическому, гражданскому, экологическому и трудовому воспитанию. Предполагает организацию деятельности по изучению народной культуры, национальных традиций, толерантному отношению друг к другу, воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, организацию трудовой деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков. Предполагает организацию природосоообразной деятельности, формирование у учащихся ценностного отношения к природе. Воспитание на героических примерах прошлого, на традициях предков является довольно эффективным. Поэтому одним из важнейших направлений считаю изучение быта, верований, традиций народов, населяющих Россию, так как, только зная прошлое, можно создавать будущее.

Темы ученических проектов:

    Проект « Что для меня значит Родина?»

    Проект «Зная свои права, я отвечаю за свое будущее»

    Проект «Человек и экология»

    Проект «Общение без конфликтов»

Здоровый образ жизни

Данное направление соответствует физическому воспитанию обучающихся. Предполагает формирование у обучающихся ценностного отношения собственному здоровью, сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья, воспитание способности выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием, организация деятельности по формированию здорового образа жизни, по профилактике употребления психоактивных веществ, организация туристической, спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности.

Темы ученических проектов:

    Проект «Здоровье нации – мое здоровье»

    Проект «Спорту – да! Вредным привычкам – нет!»

Художественно – творческая деятельность

Данное направление соответствует эстетическому воспитанию и предполагает организацию деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей и задатков на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры, формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности.

Темы ученических проектов:

    Проект «Мои увлечения»

Работа с родителями

Одна из главных задач классного руководителя - это создание условий для развития отношений в семье и взаимодействия семьи со школой. Основным средством ее решения является совместная деятельность родителей, детей, классного руководителя и учителей, которая может быть организована в различных формах.

Тренинг - это запланированный процесс, направленный на развитие компетенций, необходимых для воспитательного процесса.

Тренинги вызывают большой интерес со стороны родителей. Отзывы показывают, что тренинги зарекомендовали себя как эффективное средство развития толерантного общения, преодоления внутрисемейных конфликтов «отцов и детей», установления позитивных отношений как между родителями, так и между классным руководителем.

Мастерская - это одна из основных обучающих, развивающих и воспитывающих форм. Педагогическая мастерская - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для родителей и классного руководителя.

Индивидуальные собеседования.

Родители заранее оповещаются о времени собеседования, можно оформить пригласительные. Учитель тщательно готовится к собеседованию: собирает данные о ребёнке, проводит тесты, анкеты, готовит рабочие, контрольные тетради. На собеседование приходят родители или родитель со своим ребёнком. В течение запланированных 40-50 минут учитель беседует с родителями, все вместе проверяют состояние тетрадей, учебников, дневника. Во время собеседования можно, отметить отставания или похвалить за успехи.

Пресс – конференция с родителями.

Эту форму работы можно проводить в конце или начале учебного года. Пресс-конференция от обычного собрания отличается тем, что на неё можно пригласить учителей предметников, психолога, завуча, директора школы, с тем, чтобы они ответили на интересующие родителей вопросы. Это собрание проводится в форме вопросов и ответов.

Родительские собрания, проводимые совместно с детьми.

Цель : Создание гармоничных отношений Семьи и Школы, направленных на всестороннее развитие обучающихся.

Задачи:

    формирование культуры общения у родителей;

    оказание помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей;

    выработка совместных требований к обучающимся;

    вовлечение родителей в воспитательный процесс:

    создание атмосферы доверия среди родителей, побуждающей к различным видам деятельности, направленной на всестороннее развитие детей.

Виды взаимодействия классного руководителя и родителей:

    Учебная деятельность

    Познавательная деятельность

    Общественно – полезная деятельность

    Творческая деятельность

    Спортивно – оздоровительная деятельность

    Экологическая деятельность

Мониторинг эффективности программы.

Показатели

Методики изучения

Сформированность познавательного потенциала личности обучающегося:

1. освоение обучающимися образовательной программы

2. развитость мышления

3. познавательная активность обучающихся

4.сформированность учебной деятельности.

Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости

Педагогическое наблюдение.

Сформированность нравственного потенциала личности обучающегося:

1. нравственная направленность личности

2. сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.

Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте"

Педагогическое наблюдение.

Сформированность коммуникативного потенциала личности обучающегося:

1. коммуникабельность

2. сформированность коммуникативной культуры обучающихся

3. знание этикета поведения

Методика выявления коммуникативных склонностей обучающихся

Педагогическое наблюдение

Сформированность эстетического потенциала обучающегося:

1.сформированность эстетических чувств

Педагогическое наблюдение

Сформированность физического потенциала обучающегося:

1.состояние здоровья

2. развитость физических качеств личности

Статистический медицинский анализ состояния здоровья ребенка

Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств

Удовлетворенность обучающихся жизнедеятельностью в классе

1.комфортность ребенка в школе

2. эмоционально-психологическое положение обучающегося в классе

Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности обучающегося школьной жизнью"

Педагогическое наблюдение

Сформированность классного коллектива

1.состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе

2. развитость самоуправления

3. сформированность совместной деятельности

    Методика "Наши отношения" или

    Методика «Какой у нас коллектив» (профессор А.Н. Лутошкин)

Педагогическое наблюдение

Цель воспитательной работы в 5 классе:

    помочь пятиклассникам адаптироваться в новых учебных условиях, создать максимально благоприятные условия для развития и формирования УУД каждого ребенка.

    воспитание общечеловеческих ценностей, культа семьи, формирование здорового образа жизни обучающихся.

Задачи воспитательной работы в классе:

    формирование дружного, отзывчивого коллектива;

    развитие коммуникативных навыков обучающихся;

    формирование устойчивой нравственной позиции, толерантного отношения к окружающим;

    формирование активной жизненной позиции и воспитание патриотизма;

    формирование навыков поведения в различных жизненных ситуациях;

    формирования ЗОЖ;

    воспитание обучающихся в духе патриотизма, любви к Родине, уважения родителей, осмысления ценности семьи.

Циклограмма работы классного руководителя в течение года.

Ежедневно:

    Работа с опоздавшими и выяснение причин отсутствия обучающихся на занятиях.

    Организация дежурства по классу.

    Индивидуальная работа с обучающимися.

Еженедельно:

    Проверка дневников.

    Проведение мероприятий по плану работы.

    Работа с родителями по ситуации.

    Работа с учителями-предметниками по ситуации.

    Проведение классного часа.

Ежемесячно:

    Встреча с родительским комитетом.

    Работа с активом класса.

    Сбор статистических данных о классе. /Мониторинги/

Один раз в четверть :

    Оформление классного журнала по итогам окончания четверти.

    Коррекция плана воспитательной работы на следующую четверть.

    Проведение родительского собрания.

Один раз в год:

    Оформление личных дел обучающихся.

    Анализ и составление плана работы с классным коллективом.

План воспитательной работы

классного руководителя

на 2015-2016 учебный год

п/п

Наименование мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

Отметка о выполнении

Художественно – творческое

Торжественная линейка посвященная «Дню знаний»

сентябрь

зам. директора по УВР

Праздничный концерт «День учителя»

классный руководитель

Праздник «Золотая осень»

классный руководитель

Новогодний бал-маскарад

классный руководитель

Конкурсная программа «День защитника Отечества»

классный руководитель

классный руководитель

Проект « Мои увлечения»

обучающиеся

Участие в районных, областных конкурсах

в течение года

зам. директора по УВР, учителя – предметники, классный руководитель

Участие в тематических выставках рисунков.

в течение года

классный руководитель

ЗОЖ (Спортивно – оздоровительное)

Участие в спортивных мероприятиях

в течение года

День здоровья, легкоатлетический кросс

сентябрь

учитель физической культуры, классный руководитель

Беседа о профилактике простудных заболеваний

детская мед.сестра, классный руководитель

Классный час «Режим дня школьника»

классный руководитель

Диспут «Здоровые дети в здоровой семье»

классный руководитель

Классный час «Как противостоять вредным привычкам»

классный руководитель

Оформление информационного плаката с антитабачной, антиалкогольной, антинаркотической направленностью

классный руководитель, актив класса

Беседа «Пагубное влияние компьютерных игр» «Безопасный интернет»

классный руководитель

Классный час «Наркотики – мифы и реальность»

классный руководитель

День здоровья

классный руководитель

Гражданско - нравственное (экологическое, толерантное, патриотическое)

Акция «Скажем МАМЕ спасибо»

сентябрь

классный руководитель

Классный час «Права и обязанности школьников»

классный руководитель

Встреча поколений «День пожилых людей»

классный руководитель

Классный час «Семья – ячейка общества»

Проект «Мое родословное дерево»

классный руководитель

Классный час «Символика Российской Федерации»

учитель истории, классный руководитель

Беседа «Азбука юного джентльмена (этикет)»

классный руководитель

Классный час «Правовая культура, как составляющая общей культуры личности»

классный руководитель

Классный час «Дружба крепкая не сломается»

классный руководитель

Встреча с ветеранами военных действий

классный руководитель

Викторина «Армейский калейдоскоп»

классный руководитель

Классный час «Здравствуй мир! Здравствуй друг!»

классный руководитель

Классный час «Толерантное отношение к представителям других народов»

классный руководитель

Акция «День птиц»

классный руководитель

Экскурсия (презентация) «Красота родного края»

классный руководитель

Урок Мужества ко Дню Победы

классный руководитель

Познавательное

Классный час «По одежде встречают»

сентябрь

классный руководитель

Экскурсия в школьный музей Проект «Что для меня значит Родина»

классный руководитель, зав. школьным музеем

Беседа «Понятие трудолюбия, бережливости, способность к преодолению трудностей»

классный руководитель

Ток - шоу «Традиции и обычаи моей семьи»

классный руководитель, родители

Анкетирование «Моя будущая профессия» Проект «Я в мире профессий»

педагог – психолог, классный руководитель

Конкурс «Коляда, коляда накануне Рождества…»

классный руководитель

Классный час «Православные и мусульманские праздники – история, традиции»

классный руководитель

Классный час «Мы первые в космосе»

классный руководитель

Классный час «День славянской письменности»

классный руководитель

Работа с организациями

Встреча с представителями ГИБДД

в течение года

инспектор ГИБДД

Профилактическая беседа инспектора по делам несовершеннолетних

в течение года

инспектор ПДН

Мероприятия совместно с сельской библиотекой

в течение года

классный руководитель, зав. библиотекой

Обзор книжной выставки «Добрых рук мастерство»

Литературный обзор детских книг

Познавательная игра по ПДД

Круглый стол «Сохрани свое здоровье»

Мероприятия совместно с СДК

в течение года

классный руководитель, заведующая ДК

День открытых дверей «Добро пожаловать в мир творчества»

сентябрь

Акция «Помочь, понять, простить»

Утренник «Рождественская елка»

Масленичные гуляния «Румяна, красна – масленица пришла»

Конкурсная программа «Знаки дорожные – наши помощники»

Работа с родителями

Заседание родительского комитета

1 раз в четверть

классный руководитель

Классные родительские собрания

1 раз в четверть

классный руководитель

«Особенности адаптации пятиклассников»

сентябрь

«Значение домашних заданий в учебной деятельности обучающихся»

«Общение в семье, как средство формирования личности ребенка»

Поощрение и наказание детей в семье.

Тренинги (по запросу родителей)

В течение года

Родительские мастерские

2 раза в год

Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.

Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда - конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности. Появляются и другие возрастные изменения в возрасте ребенка. Одно из них прямо связано с ориентацией на группу сверстников. Дело в том, что в 10--11 лет существенно меняется характер самооценки ребенка. Если раньше она складывалась под влиянием оценок учителя и эти оценки касались в основном учёбы, то теперь на характер самооценки всё больше влияют другие дети. Причём их оценки связаны с неучебными характеристиками, качествами, проявляющимися в общении. Можно говорить о возникновении в этот период кризиса сами оценки. У детей резко растёт количество негативных самооценок.

Ещё одно важное изменение в личности ребёнка касается мотивационной сферы. Рубеж 4--5 классов характеризуется значительным снижением учебной мотивации. На фоне формирующегося нового познавательного отношения к действительности наблюдается отрицательное отношение школе в целом, конфликты с учителями, снижение успеваемости. Таким образом, в переходный период важно получить информацию о следующих качествах и особенностях ребенка:

-- интеллектуальное развитие;

-- учебная мотивация;

-- поведенческая саморегуляция

-- система отношений ребенка (самооценка, отношение к другим людям);

-- эмоциональное состояние; последний параметр важно исследовать, поскольку переход к новому этапу жизни естественно вызывает некоторое напряжение.

Именно по причине психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.

АДАПТАЦИЯ К СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации - привыкании к новым условиям обучения.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Поэтому среди трудностей школьной жизни детей:

- возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;

- возросший объем работы как на уроке, так и дома;

- новые требования к оформлению работ;

- необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней. В то же время из начальной школы в среднюю связан с возросшей нагрузкой на психику подростка. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе и «самого маленького» -- в средней -- все это является довольно сложным испытанием для психики школьника.

Психологические и психофизические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе. Это проявляется в возрастании тревожности, снижении работоспособности, повышенной робости или, напротив, «развязности», неорганизованности, забывчивости.

У большинства детей подобные отклонения исчезают через 2--3 недели учебы. Однако есть дети, имеющие множественные функциональные отклонения, у которых процесс адаптации затягивается на 2--3 месяца и даже больше. С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер

В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации - реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Ее виды:

1) Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.

2) Поведенческая - несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).

3) Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

4) Соматическая - отклонения в здоровье ребенка.

5) Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.

Таким образом, наша единая задача заключается в создании условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене. Самое главное - помочь ребенку в ситуации адаптации к средней школе, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие.

Для того чтобы понять, какая помощь требуется ребенку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие проблемы имеют место в теперешней ситуации. Для этого давайте обратимся к результатам диагностики.

РАССОГЛАСОВАННОСТЬ ТРЕБОВАНИЙ

В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников.

У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше. С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер

В этот период важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.

При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу.

Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку - с одной, а по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п.

Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника.

Важно обратить внимание родителей на позитивную сторону такого рассогласования. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем связаны эти различия, помогли подростку справиться с возникающими трудностями (составить расписание с указанием на требования, например: «история - составить план ответа по учебнику», «иностранный язык - приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем» и т.п.).

Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

На первом этапе физического воспитания малыша эффективно использование массажа. В зависимости от применяемых методов, он действует на поверхностные или более глубоко расположенные ткани и органы. Он вызывает бодрое настроение, побуждает ребенка к активности, способствует его полноценному развитию.

Гимнастика для младенцев представляет собой специально подобранные движения, выполняемые с помощью взрослого. Ее основная задача - развитие у детей раннего возраста правильных движений. Комплекс упражнений должен составляться таким образом, чтобы в работе могли участвовать различные группы мышц и не менее двух суставов.

Немаловажным средством укрепления здоровья детей является закаливание. Его основной целью является повышение устойчивости организма к вредным влияниям окружающей среды. Малышей рекомендуется закалять с первых же недель их жизни. Средствами закаливания являются воздушные и солнечные ванны, водные процедуры.

Водно-гигиенические процедуры грудным детям в возрасте 10-16 дней врачи педиатры стали назначать в обязательном порядке в конце XIX в. Гигиенические ванны для младенцев носили тогда исключительно пассивный характер и выполнялись при постоянной температуре воды в ванне 35-37°

Первая школа плавания и закаливания младенцев в полных ваннах была организована в Австралии в 1966 г. тренерами супругами Тиммермансами, которые начали с того, что апробировали методику плавания на своей дочери. В 1966-1976 гг. плавание детей грудного возраста бурно развивается в России, Германии, США, Японии.

В бывшем Союзе плавание грудных детей было впервые организовано в 1976 г. в Москве. Большой вклад в развитие и пропаганду плавания и закаливания младенцев внес президент Международного комитета ФИНА 3. П. Фирсов. Активные исследования в области физиологии плавания грудных детей были проведены профессором И. А. Аршавским.

Применение плавания и других водных процедур основывается на природных задатках грудных детей. Находясь в материнской утробе, ребенок все время плавал! В течение 9 месяцев он развивался в жидкой среде в условиях антигравитации. Маленький «инопланетянин» рождается на свет с готовыми плавательными рефлексами, которые угасают в возрасте 3-3,5 месяцев, если их не закреплять. Особенно важными являются дыхательный и толчковый рефлексы. Первый состоит в том, что ребенок еще до появления на свет обладает способностью инстинктивно задерживать дыхание, когда его нос и рот погружаются в воду. Это позволяет при обучении ребенка применять ныряние, не опасаясь, что ребенок захлебнется.

Толчковый рефлекс заключается в том, что при принудительном сгибании ног ребенок реагирует их немедленным разгибанием. Этот рефлекс влечет за собой некоторые методические рекомендации: при обучении плаванию в первую очередь необходимо совершенствовать движения ногами, развивая прежде всего те формы движения ногами (сгибание в коленных и тазобедренных суставах), которые проявляются в этом рефлексе.

Физически беспомощный и не способный координировано двигаться на суше из-за резкого перехода от относительной невесомости в период эмбрионального развития к воздействию сил гравитации после рождения, ребенок удивительно комфортно чувствует себя в полной ванне. Здесь он успокаивается, начинает улыбаться и гулить. Из-за большого количества лецитиновых жиров удельный вес младенца меньше веса взрослого человека. Поэтому младенец имеет положительную плавучесть и легко держится на воде. Важное и специфическое значение имеет рефлекс задержки дыхания при погружении ребенка в воду, что с успехом используется при обучении младенцев плаванию и нырянию.

Ежедневные систематические занятия плаванием позволяют научить грудного младенца плавать раньше, чем ходить - уже к концу 1 года жизни. Приобретенные в грудном возрасте навыки остаются на всю жизнь, если продолжать занятия в 2- и 3-летнем возрасте.

Под влиянием регулярных занятий плаванием двигательная активность ребенка становится значительно обширнее, совершенствуется гораздо быстрее.

Опыт показывает, что если начать занятия в ванне без опоздания (то есть спустя 2-3 недели после рождения ребенка, когда заживет пуповина) и продолжать их регулярно, то у ребенка уже на четвертом месяце появляются осознанные активные движения руками и ногами. Этого можно достичь специальными упражнениями, побуждающими его к самостоятельным активным движениям. Механизм их возникновения объясняется следующим образом. Во время занятий по плаванию на кору головного мозга воздействует комплекс сигналов и раздражений, вызываемых: осязанием воды и ее механическим действием; зрительным и слуховым восприятием всей обстановки урока в ванне; углубленным дыханием и задержкой дыхания; состоянием полувесомости; многократным повторением однотипных движений. Под влиянием такого широкого потока систематически, изо дня в день повторяющихся сигналов, в коре головного мозга происходит проторение новых нервно-проводящих путей и связей, активизирующих не только двигательные центры, но и другие центры, находящиеся во взаимодействии с ними и регулирующие слаженность функций всего организма.

Именно такой широкий круг раздражений, получаемых ребенком на занятиях по плаванию, способствует ускорению не только физического развития (ребенок начинает самостоятельно стоять и ходить на 2-3 месяца раньше), но и общего его развития, сознательного отношения к познанию окружающего мира.

Пребывание ребенка в воде во время систематических занятий плаванием облегчает и ускоряет адаптацию - приспособление организма к гравитации.

Не менее важным значением обладает закаливающее, гигиеническое, механическое и физическое воздействие воды.

Механическое воздействие воды на тело ребенка состоит в том, что, передвигаясь по поверхности воды, он получает легкий, приятный и полезный массаж. Такой водный массаж благоприятно влияет на периферическую нервную систему и укрепляет кожный покров тела. Воздействуя на многочисленные кровеносные сосуды, залегающие в кожном покрове, давление воды облегчает периферическое кровообращение, а, значит, и деятельность сердца.

Давление на грудную клетку, создаваемое водой, способствует увеличению глубины выдоха, за которым обычно следует и более глубокий вдох. А глубокое дыхание является мощнейшим профилактическим средством, предупреждающим заболевания дыхательных путей.

Занятия в воде обычно дополняются специальным массажем и гимнастическими упражнениями на пеленальном столе, которые приучают ребенка к активным движениям, укрепляющим мышцы, суставы и связки, благоприятно воздействующим на функциональную деятельность организма, повышающим общую выносливость организма.

После нескольких месяцев занятий в ванной ребенок постепенно начинает выполнять активные движения ногами или руками, самостоятельно плавать в различных положениях, погружаться под воду и нырять, забавляться различными игрушками. И тут к гигиеническому воздействию воды добавляется еще и влияние активных движений. А когда эти два оздоровительных фактора соединяются и действуют систематически, каждодневно и продолжительно, то степень их воздействия на растущий организм многократно повышается. То, что ребенок получит отличную закалку уже на первом году жизни, оставит во всей последующей жизни след, значение которого неоценимо. Плавающие дети в 3 раза реже болеют острыми респираторными инфекциями, легче переносят их, и у них практически не возникает заболеваний кожи и желудочно-кишечного тракта.

Правильно проведенное занятие, помимо всего прочего, вызывает положительные эмоции. Дети становятся более спокойными, жизнерадостными, у них появляется хороший аппетит и крепкий сон.

Итак, хотите чтобы ваш ребенок был здоровым, жизнерадостным, хорошо рос, полноценно развивался и получил отличную закалку на всю жизнь? Изучайте методику и начинайте заниматься с ним плаванием с первого же месяца жизни!

Обучение плаванию грудных детей. С чего начать

Показания к назначению плавания

К занятиям плаванием и закаливанию могут быть допущены здоровые дети, а также некоторые младенцы с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, но с разрешения врача-педиатра.

Противопоказания к занятиям плаванием

Заболевания в острой стадии, заразные кожные болезни, врожденные уродства, гипотрофии II-III степени. Процедуры плавания прекращаются, если ребенок плачем или криком выражает неудовольствие, а также при появлении «гусиной кожи» или дрожи.

Следует ограничивать нагрузку при наличии таких неблагоприятных признаков, как отставание в весе, частые простудные заболевания и др. Сперва нужно попытаться снизить их продолжительность, сократить количество повторений, прекратить снижение температуры воды. Если отрицательные явления не исчезают и после этого, сократите количество занятий в ванне до 2-3. Постепенное повышение нагрузки можно продолжать только после полного исчезновения отрицательных явлений.

Врачебный контроль педиатра

Если родители приносят ребенка на занятия в специальный зал водных процедур, контроль за динамикой их здоровья и анализ индивидуального развития осуществляет врач при помощи общепринятых тестов. Занимаясь в домашних условиях, родители обязательно должны получать ежемесячные консультации от врача-педиатра, медсестры, методиста по плаванию.

Подготовка ванной к плаванию

В домашних условиях плавание и закаливание проводятся в обычной домашней ванне. Перед плаванием ванна тщательно чистится моющим средством и промывается горячей водой.

На пол ванной комнаты нужно постелить резиновый коврик. Необходимо также поместить туда невысокий стульчик, на котором будет сидеть главный купальщик. Кроме этого, желательно иметь полочку, чтобы на ней поставить часы, которые помогут ориентироваться в продолжительности купания. Особое внимание следует уделить двери, но не в том смысле, чтобы она плотно закрывалась. Ситуация здесь несколько иная. Для человеческого организма неестественно резкое изменение влажности воздуха. Когда из наполненной паром ванной вы понесете ребенка в сухой воздух жилой комнаты, могут возникнуть некоторое проблемы (например, с ушами). Поэтому очень важно во время купания не закрывать дверь в ванную комнату. Для этого ее следует соответствующим образом подготовить так, чтобы она самопроизвольно не закрывалась. Это не такая уж большая проблема: если не получится отрегулировать петли, подставьте стульчик или привяжите ручку к чему-нибудь в коридоре.

Саму ванную следует тщательно вычистить. Самое лучшее и самое безопасное средство для этого - обычная пищевая сода. После чистки хорошенько сполосните ванную. Для первых разов не помешает вылить пару ведер кипятка. Впоследствии активно чистить ванну достаточно раз в неделю, а если в течение дня она не использовалась никем из взрослых для мытья или стирки, то достаточно сполоснуть ее проточной водой из душа.

Кипятить воду нет никакой необходимости. И нет никакой беды, если во время купания ребенок несколько раз хлебнет!

Нет особого смысла добавлять в воду перманганат калия (марганцовку). Реального дезинфицирующего эффекта он почти не дает, а при попадании в глазки возможны химические ожоги.

Наиболее оптимальный вариант - настой череды. Необходимое количество этой травы подсчитать довольно легко. Во-первых, подчеркиваем, что по достижении ребенком двухмесячного возраста в воду вообще ничего не надо добавлять. Череда, в принципе, помешать не может, но зачем делать то, без чего можно обойтись? Хотя раз в неделю - вполне резонно. Во-вторых, на одну ванну в день необходим стакан травы.

Заваривается череда следующим образом: в обычную литровую банку засыпается стакан травы и заливается крутым кипятком. Банка закрывается крышкой и через 3-4 часа продукт готов. Но делать это лучше всего утром, часов за 10-12 до вечернего купания. После того, как ванна наполнена, вылейте настой через марлю; можете еще пару раз залить в банку воду, сполоснуть и опять вылить.

Частота и дозировка занятий плаванием

Плаванием с грудными детьми следует заниматься 4- 5 раз в неделю. Лучше всего плавать за два часа до кормления или ночного сна.

Начальные дозы процедуры плавания 6-10-12 минут зависят от веса ребенка при рождении: соответственно 2,5-3-4 кг. Они ежедневно увеличиваются на 4-6 минут, достигая 40-45 минут к концу года.

Температура воды

Оптимальной температурой для начала занятий обычно считается 36-37°, то есть температура, приближенная к микроклимату материнской утробы. Ежемесячно рекомендуется снижать ее на 1° с тем, чтобы к концу первого года она равнялась 28-29°. Но есть и другое мнение, высказываемое, например, Е. О. Комаровским в его книге «Начало жизни вашего ребенка». Он считает, что оптимальной для начала занятий будет температура 34-35°. Автор указывает на то, что регуляция температуры тела у ребенка отлична от таковой у взрослого, поэтому руководствоваться надо не собственными ощущениями, а реакциями младенца: если у вас мерзнут руки, то это не означает, что ребенок тоже мерзнет. Измерять температуру воды удобнее всего спиртовым термометром, помещенным в защитный пластмассовый корпус. Такой термометр может находиться в ванне в течение всего времени купания, позволяя постоянно контролировать температуру воды.

Итак, каким же образом определяется оптимальная температура ванны? Во-первых, она должна переноситься ребенком без ущерба для его здоровья, но при этом вода не должна позволять ребенку слишком расслабиться. Холо-довое воздействие на кожу резко усиливает кровоток в мышцах, увеличивает их тонус, активизирует работу сердца. В кровь выбрасываются биологически активные вещества, стимулирующие обмен и повышающие сопротивляемость инфекциям.

В воде с температурой выше 35° ребенок не имеет стимулов к проявлению активности, хотя сама процедура не вызывает у него никаких неприятных ощущений, скорее, наоборот: в воде он всем своим видом демонстрирует блаженство. Но купание в теплой воде мало что дает в плане закаливания. В то же время, при погружении в воду с температурой ниже 30° у ребенка могут возникать отрицательные эмоции. Не потому, что он замерзает, просто шевелить руками и ногами, чтобы согреться, не хочется и потому он начинает возмущаться. Поэтому и нужно начинать с температуры выше 30°, чтобы малыш полюбил саму процедуру купания. Но задерживаться надолго в таком температурном режиме все-таки не рекомендуется.

Массаж и гимнастика перед занятиям по плаванию

Массаж и плавательная гимнастика входят в число подготовительных мероприятий. Надо сказать, что без них нам не обойтись. Ясно ведь, что плавание - это нагрузка на организм. Поэтому неплохо до этого провести небольшую разминку. Заканчивать курсы массажистов для этого совсем не обязательно. Разберитесь в принципах, и все будет замечательно. А если что-нибудь перепутаете, не беда: не очень хороший массаж лучше, чем отсутствие очень хорошего массажа.

По времени массаж и гимнастика вместе длятся около 20-30 минут (по 10-15 минут на каждую процедуру). Строгая последовательность обязательна: сначала массаж, потом гимнастика и уже после этого - погружение в ванну.

Место проведения процедур - обычный пеленальный столик. Кладите голого ребенка на спинку и начинайте массаж. Он состоит из двух этапов - поглаживание и разминание. Сперва гладим, то есть просто проводим своей рукой по коже ребенка без особого давления. Соблюдаем при этом следующую последовательность: ноги (стопа, голень, бедро), руки (кисть, предплечье, плечо); переворачиваем на живот, затем ягодицы, спина; опять переворачиваем животом кверху, массаж живота, грудной клетки, шеи, головы. После того, как поглаживание закончено, в той же последовательности повторяем разминание мышц.

Особенно следует отметить массаж живота. Он, скорее всего, понадобится нам не только перед плаваньем и купанием, поскольку малышей, никогда не страдающих от боли в животе, не бывает, а массаж в этом случае очень быстро приносит облегчение. Основание кисти следует поставить ребенку на лобок, после чего живот массируется круговыми движениям четырех пальцев правой руки (кроме большого) в направлении по часовой стрелке, то есть по ходу толстого кишечника.

После массажа выполняются гимнастические упражнения, так называемое «сухое плавание». Оно поможет ребенку усвоить гребковые движения.

1-е упражнение. Исходное положение - лежа на спине, ноги вытянуты. Взрослый обхватывает сзади и снизу область голеностопных суставов ребенка и производит попеременное поднимание и опускание его ног (движения ног, как при плавании кролем). Количество повторов 10-12 раз.

2-е упражнение. Исходное положение - лежа на спине. Имитация движений ног при плавании брасом, или «лягушка». Одновременно согнуть обе ноги ребенка в коленных и тазобедренных суставах, затем развести колени в стороны и быстро выпрямить ноги, возвращаясь в исходное положение. Количество повторов 8-10 раз.

3-е упражнение. Исходное положение - лежа на спине, руки в стороны. Держа ребенка за кисти, производят одновременные гребковые движения к бокам. Затем руки поднимают вверх, возвращаясь в исходное положение (имитация второй половины движения рук при плавании брасом на спине). Количество повторов - 8-10 раз.

Те же движения руками и ногами выполняются из исходного положения лежа на животе.

Обучение плаванию грудных детей. Процедура плавания

При целенаправленных занятиях плаванием основная задача состоит в том, чтобы перестроить врожденные малоэффективные инстинктивные движения руками и ногами на осознанные, активные и более эффективные.

Основной целью занятий является прежде всего укрепление здоровья ребенка и обучение его жизненно важному навыку - умению самостоятельно держаться на поверхности воды. Поэтому вам не понадобится обучать его классическому кролю или брасу или другим спортивным способам плавания. К ним можно будет приступить примерно через 2-3 года. А пока подойдет «вольный младенческий» стиль, который вам подскажет сам обучающийся. Конечная цель занятий в течение первого года состоит в том, чтобы научить ребенка максимально доступным для него плавательным навыкам.

На это понадобится в среднем 200-250 занятий, проведение которых займет 10-11 месяцев.

В основе плавания младенцев лежит плавание на спине и груди с ручной или автономной поддержками, и, наконец, самостоятельное плавание.

Во всех случаях характер плавания интервальный - за проплывом обязательно следует короткий отдых. Начинать занятие следует с плавания на спине и затем чередовать его с плаванием на груди. Пассивная реакция при плавании на спине может быть использована для пассивного отдыха.

Активизация движений ребенка при плавании обычно наступает на 8-9-й минуте в результате специфического двигательного настроя и улучшения гемодинамики мышц.

Нарастание дозы плавания на каждом занятии должно находиться в диапазоне 10-15 сек, а снижение температуры воды в конце каждого месяца - равняться 0,5°.

Таким образом, активизация двигательных функций достигается стимулированием движением и увеличением их количества, а достижение закаленности - неуклонным снижением температуры полных ванн.

Цикл плавания включает в себя выполнение разных элементов, переводы ребенка из одного положения в другое с помощью точных ручных поддержек. Следует помнить, что нельзя перехватывать младенца и переводить его из одного положения в другое без фиксированной остановки.

Если занятия прерываются в связи с болезнью или другими причинами, возобновлять их следует так, как будто они проводятся с самого начала, со строгим соблюдением правил постепенности. После болезни занятия плаванием возобновляются только с ведома лечащего врача.

Оптимальным возрастом начала занятий следует считать 5-14-дневный возраст. Самый поздний срок - 3-3,5 месяца. Поскольку в трехмесячном возрасте плавательные рефлексы начинают угасать, начало занятий в этом возрасте сделает их более трудоемкими.

Ручные поддержки

Наиболее тяжелой тонущей частью тела ребенка является голова. Поэтому все ручные поддержки осуществляются под голову и одновременно шею и верхнюю часть спинки.

Ручные поддержки могут быть разнообразными. Но все они делятся на две группы - поддержки при совместном нахождении взрослого в ванной с ребенком и при нахождении взрослого вне ванной.

1-я группа

Взрослый сидит в ванной, прислонившись спиной к ее головной стенке, вытянув и расставив ноги. Поддержка ребенка выполняется при четырех его основных положениях в воде: на спине, на груди, сидя и стоя. От занятия к занятию она постепенно меняется: на первых порах взрослый поддерживает ребенка под бедра, затем под таз, под спину и, наконец, - под голову.

Поддержка солдатиком применяется при нахождении ребенка на спине в поперечном по отношению к длине ванны положении. Левая ладонь поддерживает голову, а правая - тело в области тазобедренного сустава, захватывая его таким образом, чтобы большой палец прилегал к животу, остальные - к ягодицам.

Подводная подушка при положении ребенка на спине в продольном по отношению к длине ванны положении. Пальцы взрослого образуют своеобразную подушку (ладони плотно соединены мизинцами вовнутрь, большими пальцами кнаружи, все пальцы выпрямлены). Затылок ребенка упирается в грудь поддерживающего.

«Двойной замок» может выполняться как в положении на спине, так и на груди. В положении на спине затылок ребенка упирается в область лучезапястных суставов и нижней части предплечий поддерживающего, ладони которого находятся под спиной ребенка. Большие пальцы обхватывают при этом область плечевых суставов сверху или верхнюю часть руки. В положении на груди руки поддерживающего находятся под грудью ребенка, большие пальцы захватывают сверху верхнюю часть спины. Подбородок опирается на лучезапястные суставы.

Поддержка в «положении стоя» осуществляется следующим образом. Поддерживающий сидя в ванне держит ребенка лицом к себе (большие пальцы - над сосками ребенка, остальные держат верхнюю часть спины и затылок).

При поддержке «в положении сидя» взрослый сгибает руку в локтевом суставе до угла 90°; ладони и предплечье вытянуты вперед. Ребенок сидит на предплечье взрослого, его туловище и голова опираются на область его груди и плеча. С помощью свободной правой руки можно поддерживать голову ребенка.

2-я группа

Если ребенок чувствует себя в ванне комфортно, уже после 2-3 уроков можно переходить на поддержки «вне ванны». При этом можно использовать все описанные, кроме последних двух, способы, а также некоторые другие.

Наилучшие из них - «двойная ручная поддержка» при плавании на спине (четырьмя пальцами под спинку, шейку и головку, два больших пальца лежат на груди) может постепенно усложняться: вместе всей ладони ее начинают выполнять расставленными пальцами, а позже - их кончиками.

Одноручная поддержка «ковшиком» - большой и указательный пальцы охватывают шею ребенка, рука находится со стороны затылка и чуть сбоку, не мешая младенцу грести. Одноручная поддержка и «ковшиком» позволяет свободной рукой стимулировать гребки.

Поддержка «дугой» выполняется двумя руками: ладонь одной руки образует «дугу» (четыре пальца плотно соединены и выпрямлены, большой - отставлен в сторону), другая рука держит живот ребенка.

Как только ребенок научится правильно грести, характер поддержки меняется. В положении на спине двойная поддержка осуществляется уже тремя, затем двумя и, наконец, одним пальцем под затылок ребенка.

При плавании на груди наиболее удобна поддержка двумя руками головки за щеки и слегка под подбородок. Одноручная поддержка на груди осуществляется «ковшиком», а также тыльной стороной большого пальца под подбородок ребенка, остальные четыре поддерживают под грудь - вторая рука двумя пальцами слегка поддерживает затылок (поддержка «ухватом» - указательным и большим пальцами). Поддержка под подбородок помогает «запирать» рот, чтобы младенец не пил воду.

При любом способе поддержки важно, чтобы тело ребенка было все время погружено в воду, за исключением лица. Нужно стремиться помочь ребенку найти оптимальное для сохранения равновесия положение. Голова ребенка не должна чрезмерно наклоняться ни вперед, ни назад, а ноги не должны сгибаться в суставах или тонуть. Если это происходит, следует мягко погладить и помассировать в воде суставы и мышцы. Тогда ребенок сам их распрямит. При выполнении поддержки нужно стремиться прилагать минимальные усилия, чтобы ребенок как можно скорее учился самостоятельно держаться на воде.

Поддержки при помощи подвесок

Изготавливаются из большого куска плотного, желательно непромокаемого материала, из которого вырезается пояс для одного из четырех участков тела ребенка: для спины - ширина пояса 8-10 см, для живота - 10-12 см, для затылка - в форме небольшой шапочки-тюбетейки и подбородка - в форме конусообразного ложа. С обеих сторон пояса нашивают ленты из плотного материала, которые заканчиваются петлями для рук учителя. Можно использовать для изготовления подвески обычный широкий платок или полотняное кашне.

Можно придумать много различных способов поддержки при помощи подвесок. Их главное достоинство в том, что они позволяют снизить нагрузку на позвоночник поддерживающего и способствуют скорейшему приучению ребенка к самостоятельному плавания.

Применяя этот способ, поддерживающий должен постоянно чувствовать вес ребенка, следить за положением его головы и туловища, периодически ослабляя натяжение.

Автономные поддержки

Целесообразно применять на начальных стадиях обучения или в тех случаях, когда ребенок с трудом осваивает активные плавательные движения ногами.

Автономные поддержки осуществляются при помощи различных приспособлений, изготовляемых из различных непотопляемых материалов. Их можно купить или изготовить самостоятельно при помощи узкой резиновой полости, пенопластовой ленты, пробковых изделий или других труднопотопляемых материалов.

Самостоятельному плаванию на спине, например, легче всего обучить с 2,5-3-месячного возраста при помощи специального чепчика, который помимо прочих положительных эффектов поможет сделать процедуру купания более приятной для родителей. Очевидно ведь, сидеть или стоять полусогнутым в течение 30-40 минут очень тяжело. И нельзя делать ребенка здоровым за счет появления радикулита у его папы, мамы или бабушки. Чтобы изготовить такой чепчик, необходимо иметь следующее: обычную тонкую хлопчатобумажную шапочку (чепчик), кусок тонкой ткани размером с половину пеленки, а также 2 брусочка пенопласта, оптимальный размер которых соответствует размерам обычной пачки сигарет.

Сперва пенопласт обшивают тканью, а затем фиксируют его на шапочке. Верхний край брусочков должен при этом возвышаться над головкой ребенка. В течение недели, постепенно убирая поддерживающую ребенка руку, вы научите его держаться на воде.

Месяца купания в шапочке вполне достаточно для того, чтобы снимать и ее: ребенок уже научился правильно держать головку, вполне сможет плавать сам.

Самостоятельное плавание

Переход к самостоятельному плаванию на спине сравнительно прост. Он состоит в постепенном уменьшении ручной и автономной поддержки, когда сила гребков младенца и его способность удерживать голову на поверхности становятся вполне достаточными.

Плавание на спине, как правило, не связано с нырянием и задержкой дыхания, а поэтому более доступно в освоении.

Плавание на груди связано с нырянием и задержкой дыхания. Поэтому младенца сначала обучают задержке дыхания и самостоятельному погружению и только потом применяют самостоятельное соскальзывание, упражнения типа «торпеда».

Организация занятия

1. Окончив массаж и гимнастику, берем ребенка со стола в положении на груди в двойном ручном хвате под мышки спиной к себе и переносим в воду. Медленный вход в воду ножками и стояние. Речевой сигнал: «Стоим». Интервал 15 секунд. Стопы опираются о дно ванны, ребенок находится в вертикальном положении. Следите за тем, чтобы его подбородок находился над поверхностью воды.

2. Речевой сигнал: «Идем!». Проходим длину ванны. Следует следить, чтобы малыш сначала опирался каждой стопой и уже потом переступал.

3. Снова даем речевой сигнал: «Стоим!». Интервал отдыха - 15 сек. Отдых в положении стоя предупреждает двигательное переутомление, поэтому не торопитесь переходить к плаванию на спине.

4. Переходим в положение на спине. Перевод из стояния на спину осуществляется без перехвата кистей. Большие пальцы и ладони переходят на щеки, указательный и средний - под шею, безымянный и мизинец - под затылок (двойная ручная поддержка). Уши и грудь ребенка должны находиться под водой.

5. Выполняем толчок стопами от торца ванной и медленную проводку - плавание на спине до другого торца ванны - «челноком». Количество проводок 6-8 от торца до торца. Двойную ручную поддержку нужно делать мягко и свободно, давая ребенку возможность проявить инстинкт самосохранения, лежащий в основе плавательных рефлексов. Как только малыш начинает грести, характер поддержки меняется (см. выше). Одноручная поддержка позволит свободной рукой стимулировать гребки.

6. Переводим ребенка из положения на спине в положение стоя. Еще один речевой сигнал: «Стоим!». Ребенок стоит уже не в двойном ручном хвате под мышки, как в начале, а в хвате левой руки за шею сзади (ладонь смотрит к затылку). Правая рука на груди, большой палец под подбородок.

7. Снова ходьба - ребенок проходит от торца до торца ванны и обратно. После ходьбы - стояние 15 сек.

8. Переход в положение на груди: перехват правой рукой «ковшиком» под подбородок. Два пальца за подбородком достигают уха (глубокий хват), большой палец смотрит в сторону. Подбородок ребенка должен находиться над водой под контролем зрения по всему пути плавания по поверхности.

9. Речевой сигнал: «Плывем!». В двойной поддержке - «ковшиком» под подбородок правой рукой, левой - ухватом сзади за шею, плывем в правый ближний угол ванны, поворачиваем в правый дальний угол. Таким образом, делаем «восьмерку». Повторяем ее еще раз. При плавании на груди следует соблюдать осторожность, внимательно следить за тем, чтобы подбородок ребенка и кисть поддерживающего были выше поверхности воды. Делаем 6- 8 «восьмерок» и снова стоя отдыхаем 15 сек.

10. Снова выполняем ходьбу - два раза от торца до торца. Не забываем о речевых сигналах: «Стоим!», «Ходим!»

11. Приступаем к выполнению упражнения плавание «крестиком». Двойная ручная поддержка при плавании на спине, медленная проводка по длине ванны («челнок») в ближний угол ванны и поворот ножками в дальний угол (по диагонали ванны), проводка с поворотом, уши в воде. Повторяем 6-8 раз. Речевой сигнал: «Стоим!», отдых в стоянии 15 сек, ходьба 2 раза от торца до торца.

Таким образом, цикл плавания включает в себя выполнение трех упражнений: плавание на спине «челноком», плавание на груди - «восьмеркой» и плавание на спине «крестиком». После каждого плавательного движения повторяется стояние, ходьба, снова стояние. Следует помнить, что отдых должен составлять около половины всей процедуры. Особое внимание следует уделить речевому сопровождению. Например, стоянию должно соответствовать слово «стой!», ходьбе -- «иди!», плаванию - «плыви!», нырянию - «ныряй!». Точная терминология помогает закрепить двигательные навыки.

Общая сумма пути плавания в одном цикле - 50-60 м, ходьбы - 5-6 м. Продолжительность цикла 3-4 минуты.

Первое занятие состоит из 1-2 циклов. Ребенок максимально проплывает 7-140 м и проходит 10-12 м. В каждый последующий месяц занятие увеличивается на 3-4 минуты, соответственно на полный цикл. Двум месяцам занятий соответствует 4 полных цикла, трем - 5 циклов и т. д. Одним циклом можно ограничиться только тогда, когда ребенок в этот день капризничает и не хочет плавать.

Обучение плаванию грудных детей. Погружения и ныряние

В очень многих книжках, посвященных купанию и плаванию детей, подробно описывается процедура ныряния. Тем не менее, многие родители не всегда рассматривают ее в качестве обязательной. А поскольку преодолеть собственный страх не могут, то предпочитают вообще обходиться без этого полезного упражнения. На самом же деле в нырянии ничего страшного нет - у новорожденного очень сильно выражен рефлекс, препятствующий попаданию воды в дыхательные пути. Если в течение двух-трех месяцев не нырять, этот рефлекс угасает. Но, к счастью, даже обыкновенная процедура купания в большой ванне не может обойтись без того, чтобы в какой-то момент ребенок не соскользнул с поддерживающей его руки и не погрузился полностью под воду, даже тогда, когда вы это совсем не планировали. Не бойтесь! Это даже хорошо - подхватите малыша, посадите, дайте ему покричать, покашлять, почихать. Заодно выкашляет и вычихает всю пыль, что накопилась за день в верхних дыхательных путях. Когда ребенок успокоится - продолжайте процедуру.

Тем не менее, ситуация, когда родители сознательно организуют ныряние, конечно же более предпочтительна во многих отношениях. Делать это следует в положении ребенка на животе. Громко произнесите слово «ныряй» и проведите ребенка секуну под водой. У него очень быстро выработается условный рефлекс, и одного только слова «ныряй» будет достаточно для того, чтобы малыш самостоятельно задержал дыхание.

Категорически запрещается форсированное погружение с головой путем бросания младенца в воду или прижимания его ко дну рукой: дети часто попадают в воду на вдохе и могут захлебнуться или сильно испугаться, что весьма нежелательно, так как может надолго отвратить их от водных процедур.

На первом месяце занятий целесообразно проводить имитированное погружение. Цель его - отработка задержки дыхания на речевой сигнал: «Ныряй!» и полив водой лба и лица. При этом погружение под воду не проводится. Вода не попадает в дыхательные пути, позволяя вам убедиться в безопасности этого упражнения.

{mosimage}При плавании на груди «восьмеркой» необходимо научиться поддерживать голову младенца в одноручном ковше правой кистью. Важно выполнение глубокого хвата указательным и средним пальцами у уха ребенка. Имитированное погружение проводится один раз через каждые три «восьмерки». Во время полива задержка дыхания длится 2-3 сек, пока с лица стекает вода.

Ошибки при выполнении полива - неполный забор воды горстью, полив на затылок вместо лба и резкое плескание воды под нос ребенка. Нужно отработать забор воды из-под подбородка и точный полив полной горстью лба и лица.

На втором месяце занятий (не путать с возрастом) после команды: «Ныряем!» в момент 2-3-секундной задержки дыхания после полива проводится ныряние головой под воду не дальше 20-30 см в ручной поддержке.

На третьем месяце занятий ныряние проводится с отпусканием рук после проталкивания ребенка вперед на 20-30 см. В возрасте 6-7 месяцев ныряние под воду достигает 40-50 см, а в год доходит до 1 м.

После погружения и выхода головы на поверхность следует отдых в положении стоя - 5-10 сек, затем плавание в «восьмерке» продолжается.

В 5-6 месяцев ребенок начинает сам после ныряния выходить на поверхность воды, переворачиваясь на спину для плавания-дрейфа при свободном дыхании: срабатывает так называемый спасательный рефлекс. Если ребенок еще не умеет поворачиваться, помогите ему сделать поворот. Это так называемая «торпеда с поворотом».

Дети очень любят прыжки в воду. Начиная с двух месяцев, можно проводить вертикальные прыжки в воду в ручных поддержках, поначалу медленно и спокойно. С 4-х месяцев можно по команде «Ныряй!» перейти к вертикальному нырянию.

В 6-8 месяцев при уверенном нырянии можно перейти к нырянию с прыжка в «торпеду». Ныряние проводится без полива по сигналу: «Ныряй!». «Торпеда» с прыжка возможна только в ручной поддержке.

Закаливание в «холодном пятне»

В конце каждого занятия обязательно выполняйте закаливающую процедуру - проводите ребенка в «холодное пятно», образуемое струей холодной воды. В первый месяц делайте 4-6 проводок, ежемесячно увеличивайте их на одну, достигая к году 16-18. В «холодном пятне» за одну проводку выполняется 2 поворота спиной-грудью (но не в самой струе). Возможно введение под струю рук или ног, но лишь после 2-3 месяцев занятий. Детям очень нравится прохладное контрастное закаливание. Кран с холодной водой открывается с первого же занятия.

Опыт показывает, что некоторые родители, вначале горячо взявшись за обучение малыша плаванию, постепенно охладевают к занятиям. К тому же после полугода у ребенка появляется много новых двигательных навыков: он ползает, сидит, стоит, приседает, начинает ходить. Родители с интересом следят за его успехами на «суше» и пропускают занятия в ванне, а это значительно снижает закаливающий эффект, мешает закреплению приобретенных навыков. Между тем, ребенок старше полугода уже более вынослив и может заниматься успешнее, чем раньше. Вот почему не ослабляйте, а, наоборот, усиливайте внимание к занятиям плаванием, шире используйте готовность ребенка к подражанию, придумывая разные игры в воде.

Выбираемся «на сушу»

Итак, ваш малыш плескался в ванной, выполнял разные задания и упражнения, теперь нужно достойно закончить это полезное мероприятие. Под мышки выньте ребенка из воды и накиньте ему на голову пеленку. Она должна быть достаточно большой, чтобы завернуть его целиком. И в таком виде, не "вытирая его в ванной, отправляйтесь к пеленальному столику. Ребенку совсем не жарко, ведь он мокрый и в прохладной комнате! И это очень хорошо - еще одна закаливающая процедура. На столике доводим кожу до сухого состояния промокая, а не вытирая ее. Последнее замечание принципиально.

Не следует особенно торопиться и нервничать по поводу того, что малыш замерзнет. Промокнули? Теперь будем делать «послеводные процедуры». Для начала возьмем растительное масло - лучше всего специальное детское (оливковое), но прокипяченное на водяной бане. Вполне подойдет и подсолнечное. Намочите вату и протрите все имеющиеся у ребенка складки кожи, разумеется, в том случае, если там нет повреждений. При наличии опрелостей - используем присыпки. Особое внимание при обработке уделите половым органам. Мальчикам не забудьте смазать складку кожи под мошонкой, а девочкам протрите ватой, смоченной водой (лучше кипяченой), половую щель. Направление движений - от лобка к попе - и не иначе! Если пришла пора, подстригите ногти.

А теперь можно и запеленать малыша или надеть распашонку и ползунки. Осталась голова. Главное после пребывания в воде, разумеется, - уши. Для этого нужно изготовить турунду. Технология такова: берем спичку, туго наматываем на ее конец ватку, после чего снимаем ее со спички. Тонкий конец получившейся турунды засовываем в ушко малышу.

Гигроскопичная вата впитает в себя остатки воды. Удалять ватку не надо до тех пор, пока полностью не высохнет головка малыша. Чтобы вата не выпала, наденьте тонкую шапочку, которая совсем не повредит малышу после ванны. Если во время купания малыш хоть несколько раз нырнул и после этого чихал, с носом ничего специально делать не надо.

А теперь вообразите себя на месте ребенка: купание в холодной воде, устали, а тут еще малость продрогли в прохладном воздухе комнаты после процедуры. Но зато вы насухо вытерты, тепло одеты... Что там думать: перекусить бы сейчас и на боковую... Так и случится. Но до еды желательно поносить малыша 15-20 минут в вертикальном положении, чтобы скорее освободить желудок от воды, которую он глотнул в ванной. Теперь смело кормите его и укладывайте спать.

Бывают, правда, такие активные «спортсмены», что после ванны не имеют сил даже на еду - скорее бы глазки сомкнуть и уснуть. Пусть уснет, ничего страшного: в этом случае ребенок, как правило, через 1,5-2 часа проснется со зверским аппетитом, после утоления которого уснет крепко и надолго. Ясно, что с таким ребенком целесообразно заниматься часов в 9-10 вечера. В таком случае как раз к полуночи вы всей семьей и войдете в режим спокойного ночного сна.

Инструкция

Новорожденный малыш умеет превосходно и задерживать дыхание на рефлекторном уровне. Но спустя два- этот навык утрачивается. Поэтому его необходимо восстанавливать и развивать. А чтобы малыш не испугался, старайтесь сделать водные процедуры интересными.

Учить плавать и нырять малыша следует только после окончательного заживления пупка. Как правило, этот период занимает две-три недели.

Перед подготовкой малыша к водным процедурам разогрейте его, сделав массаж и выполнив с ним небольшую гимнастику. Детям до трех достаточно легких поглаживаний, малышам постарше можно добавить . Массаж выполняется по всему телу. Для этого слегка погладьте и разотрите ребенку грудку, животик, межреберные мышцы. Область сосков и сердца не затрагивайте!

Движения во время массажа должны быть безотрывными. Погладьте по часовой стрелке животик: такие упражнения благоприятно сказываются на работе кишечника. Слегка помассируйте ручки и ножки. Через пять-семь минут можете переходить к водным занятиям.

Перед нырянием необходимо научить малыша задерживать дыхание. До трех месяцев, пока еще рефлекс не утратился, это несложно. Слегка подуйте ребенку на личико. Как правило, при этом малыши сами задерживают дыхание. Ребенок должен понять смысл слова «ныряем». Поэтому после выполнения нескольких «восьмерок» (это одно из первых уже имеющихся умений ) во в ванне произнесите: «Ныряем!» и дуньте на малыша. Повторите такое упражнение два-три раза.

Когда малыш усвоит, что после слова «ныряем» нужно задерживать дыхание, начните слегка сбрызгивать и умывать малыша водой. Если вы видите, что ребенку подобные процедуры не нравятся, не настаивайте, отложите их на время. А позже повторите.

Детки 7 месяцев более активны и самостоятельны, выполняют упражнения без помощи родителей.

Купание грудничка с кругом в 7 месяцев видео:

К году можно научить ребенка поднимать выше ножки к поверхности и делать брызги. Упражнение развивает осознанное управление нижними конечностями и позволяет быстрее освоить навык ходьбы.

Обзор на круг для купания грудничков от родителей видео:

Благодаря данному изделию, можно выполнять любые упражнения гимнастики в воде для грудничков, кроме ныряния. Не рекомендуется выполнять и подготовку к нырянию - окатывать водой ребенка с верху. Выемка для подбородка плотно контактирует с кожей, вода может попасть в рот или нос малыша.

Музыка для купания. Отличным решением для музыкального сопровождения во время купания имеет круг Flipper. Спокойные классические мелодии заинтересуют любого малыша и доставят больше радости от гимнастики в воде.

Гимнастика для снятия тонуса у грудничков

Обучению сознательным действиям дает мышечный тонус. Когда грудничок в расслабленном состоянии и спокоен, его мышечная система слегка напряжена. Это явление называется мышечным тонусом.

Нужна ли гимнастика грудничку при гипертонусе - Доктор Комаровский видео:

По мере взросления тонус понижается. Но так происходит не всегда, и патологию тонуса (гипертонус, гипотонус, тонус асимметричен, неравномерный) нужно исправлять. Для устранения мышечного тонуса рекомендуют проводить гимнастику в воде для грудничков и комплекс массажных упражнений.

На протяжении всех манипуляций должно быть ласковое общение с малышом. Если ребенок устал или недоволен, массаж нужно прекратить.

В каждом возрастном периоде делаются конкретные манипуляции:

От 1,5 до 3 месяцев. Распространен гипертонус ручек и ножек. Для расслабления делается поглаживание. Время проведения массажа и гимнастических упражнений – 15 минут.

Гимнастика и массаж от гипертонуса грудничков 1-3 месяцев видео:

От 3 до 6 месяцев. Энергично двигает ручками и ножками, хватает игрушки - развиваются и укрепляются мышцы и суставы. Занятие включает в себя пассивные несложные упражнения, которые усложняются по мере взросления.

Гимнастика при гипертонусе грудничков 3 - 6 месяцев видео:

Массаж осуществляется по принципу: встряхивать, вибрировать и растирать с помощью подушечек пальцев. Для расслабления и успокоения нервной системы, к массажу приступают и завершают поглаживанием. Так же гимнастику от гипертонуса в этом возрасте выполняют с использованием надувного мяча.

От 6 до 9 месяцев. Применение гимнастических процедур для активизирования координационных действий и развития опорно-двигательной системы.

Гимнастика для снятия тонуса грудничков 6 - 9 месяцев видео:

Используются следующие упражнения: сводить ручки на груди, сгибать и разгибать ножки, переворачивать со спинки на животик, поощрять ползание, подымать ровные ножки.

От 9 до 12 месяцев. Делать гимнастические упражнения и массаж для укрепления суставов ножек и ручек, мышц животика и спинки.

Гимнастика для снятия гипертонуса грудничков 9 - 12 месяцев видео:

Массаж рекомендовано проводить днем через час после приема пищи или за час до еды. Помещение полезно проветрить. Температура минимум 22 градуса. Руки - вымыты с мылом, сухие и теплые. Для массажа подойдет крем либо масло, которые следует наносить на руки. Непосредственно на детское тело крема не наносятся.

Причина напряжения мышц может быть разной. Водные процедуры показаны всем, а при выполнении массажа от перенапряжения нужно учитывать ряд особенностей.

При гипертонусе осуществляется массаж щадящий: легкие поглаживания точечные прикосновения.

При гипотонусе осуществляется массаж стимулирующий: слегка давить, растирать, поколачивать, постукивать, пощипывать при поглаживании.

При тонусе асимметричном делается массаж успокаивающий. Усиление направлено на сторону с пониженным тонусом. Используется надувной мяч.

Физические манипуляции великолепно влияют на развитие. Кроме растирания и мяча, гимнастика в воде для грудничков имеет огромную значимость.



  • Разделы сайта