Планирование по теме весна в средней группе. Календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему: календарно тематическое планирование в средней группе на тему: "весна шагает по планете". Непосредственно образовательная деятельность

Пояснительная записка

Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.

Рассказывая детям о разнообразных предметах посуды встал вопрос об их назначении, отличительных признаках. Так начался мой проект.

Почему именно ложка?

Ложки – это отражение самобытности нашей русской культуры и её культурных традиций.

В нашем саду есть музей в который мы ходим на экскурсии, проводим тематические занятия. Наша главная задача пополнение нашего музея экспонатами. Для детей сложно подготовить экспозицию понятную и доступную, а в развитии детей важную задачу играет воспитание культурно-гигиенических навыков.

История ложки.

Ложки использовались в качестве столового прибора ещё в древности, в отличие от изобретённых позднее вилок. В древней Европе ложки делались в основном из дерева, греки пользовались удобными по форме морскими ракушками, которые применяли в качестве ложек ещё древнейшие примитивные люди. В Египте ложки делали из слоновой кости, камня и дерева. Часто их покрывали религиозными изображениями. Во время расцвета римской и греческой цивилизаций появилась бронзовая и серебряная посуда. Сохранилось много экземпляров бронзовых и серебряных ложек этого периода, которые хранятся в исторических музеях по всему миру. В средние века ложки были в основном деревянные и роговые. Кроме того, для их производства иногда использовали латунь, медь и олово: такие ложки приобрели популярность в XV веке. Аристократы и короли пользовались ложками из серебра и золота. Наиболее раннее упоминание о таких ложках относится к 1259 году. В число личных вещей английского короля Эдуарда I в 1300 году входили золотые и серебряные ложки, маркированные fleur-de-lis (название парижской мастерской). Интерес представляют коронационные ложки, использовавшиеся для помазания английских королей. В Эпоху Возрождения в Европе были распространены так называемые апостольские ложки. Они появились ещё в начале XV века, но приобрели популярность в XVI столетии как подарки на христианские праздники. На апостольских ложках были изображены ученики Христа. Реже на ложках изображали самого Иисуса. Примерно в то же время изменилась сама форма ложки - ручка стала плоской, а черпак приобрёл форму широкого эллипса. В XVIII веке черпак сузился, ручка оказалась на несколько градусов развёрнута по отношению к ней. В 1760 году ложка приобрела свою современную форму, в которой чашеобразная часть в конце уже, чем в основании.

Проект “История ложечки” был организован с целью уточнения, расширения и обогащения знаний детей о быте, ремесле, художественных промыслах, традициях. Работа над проектом была направлена на формирование нравственного воспитания, создание единого воспитательного пространства дошкольного образовательной организации и семьи, объединенных общей целью: приобщение детей к культуре; на развитие интереса к продуктивной деятельности, активизацию творческой деятельности и игрового опыта детей.

Задачи проекта: помочь детям с помощью разнообразных приёмов развить представления о величине ложки, её назначении, отличительных признаках и условных моделях соразмерности (большая, поменьше, маленькая); обогатить знания детей о разнообразных предметах посуды; в процессе экспериментирования расширить представления дошкольников о разных материалах, из которых изготавливают ложки (дерево, металл, пластмасса); совершенствовать умения: сравнивать и выделять нарядную ложку; развивать воображение ребенка, способность фантазировать: показ возможностей детского творчества.

Что такое ложка, какими были ложки раньше, из чего изготавливают ложки, где можно увидеть разнообразные ложки.

Название проекта: “История ложечки”.

Тип проекта: коллективный, познавательно - творческий.

Участники проекта: воспитатель, дети детского сада, родители.

Длительность проекта: краткосрочный

Цель проекта: поддерживать и развивать социальную активность дошкольников через формирование у них познавательного интереса к окружающему миру, к окружающим предметам.

Ожидаемые результаты:

Тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и объёма информации, которая может быть ими воспринята, что положительно влияет на различные виды их деятельности и достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС ДО:

  • ребенок проявляет самостоятельность, способность без помощи взрослого решать адекватные возрасту задачи, находить способы и средства реализации собственного замысла на материале народной культуры; использует народный фольклор, песни, народные игры в самостоятельной и совместной деятельности, общении с другими детьми и взрослыми;
  • ребенок способен чувствовать прекрасное, воспринимать красоту окружающего мира, искусства, литературного народного, музыкального творчества;
  • ребенок проявляет познавательную активность, способность и готовность расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых знаниях, переживать радость открытия нового; умение использовать разнообразные источники получения информации для удовлетворения интересов, получения знаний и содержательного общения;
  • ребенок любознательный, активный проявляет интерес к малой родине, родному краю, их истории, стремление к знакомству с их культурой; активно включается в проектную деятельность, самостоятельное исследование, экспериментированию.

Этапы работы.

  1. Подготовительный:
  2. Подбор художественной литературы для чтения.
  3. Подбор ложек, картинок и иллюстраций для рассматривания с детьми.
  4. Подбор методической литературы для знакомства детей с русским народным костюмом, с промыслами.
  5. Основной (практический):
  6. Чтение художественной литературы: Кристиан Пино “История деревянной ложки” в сокращении, сказка “Жихарка”.
  7. Дидактические игры на классификацию: “Какая бывает посуда”, “Ложки разные бывают” (по размеру), “Из чего ложечка?” (материал), “Для чего и почему?” (по назначению).
  8. Игры-забавы: “Пронеси – не урони!”

Ход занятия

Воспитатель: - Сегодня я предлагаю вам вспомнить и поговорить о знакомых предметах, которыми мы пользуемся на кухне.

Вопросы к детям по презентации:

Что делают люди на картине? (слайд 2)

Чем они пользуются за столом?

Как вы думаете, когда появились первые ложки?

Зачем людям понадобились ложки и почему так много разных ложек? (слайд 3)

Рассказ воспитателя: очень-очень давно, когда первые люди жили на Земле, они ели руками сырую пищу, у них не было огня и не было никакой посуды (слайд 4) .

Со временем они научились вытачивать из камня инструменты (слайд 5) , добывать и сохранять огонь. Обнаружив глину, люди узнали – что из нее можно лепить разные предметы (слайд 6) , которые попадая в огонь, не сгорают, а становятся крепкими, прочными, удобными (слайд 7)

В них можно было хранить и варить еду (слайд 8) , а горячую пищу можно было брать не руками, а глиняными дощечками, напоминающими ложку. Так появилась посуда, и самая первая ложка. Спустя много лет человек научился создавать посуду из разных материалов, для разных видов пищи и поэтому разной формы и размеров (слайд 9)

В некоторых странах ложка так и не стала обычным столовым предметом, и люди едят там палочками – Китай, Япония (слайд 10) , или руками – как в Индии, Казахстане, Киргизии (слайд 11)

Посмотрите, какими разными могут быть ложки. Попробуйте догадаться, из какого материала они сделаны и для чего? (слайд 12)

И напоследок, несколько загадок и пословиц о ложках.

Загадки:

Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду -
Мимо рта я не пройду.

Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот -
Открывай пошире рот.

Кто такая?

Каши зачерпнёт
И отправит в рот.

Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри,
Угощение внутри!

По моей тарелке
Лодочка плывёт.
Лодочку с едою
Отправляю в рот.

Сама не ем,
А людей кормлю.
Кто такая?

Каши зачерпнет
И отправит в рот.
Я совсем как поварешка,
Но счастливее немножко,
- Людям я милей и ближе,
Ведь меня еще и лижут!

Сама не ест,
А людей кормит.

Деревянные ложки -
Постучи-ка немножко.
Хочешь - вальс играй,
А хочешь - суп хлебай!

Пословицы:

  • Был бы мир пловом, а я - ложкой! (даргинская)
  • В один рот двух ложек не впихнёшь (китайская)
  • Дорога ложка к обеду (русская)
  • Каши мало, зато ложка большая (малайская)
  • Кошкам по ложкам, собакам по крошкам, нам по лепёшкам (русская)
  • Ложка дёгтя в бочке мёда (русская)
  • Не клади свою ложку туда, где нет твоей миски (абхазская)
  • Пустая ложка рот царапает (осетинская)
  • Нечего хлебать, так дай ложку полизать (русская)
  • Состояние котла лучше всего знает разливная ложка (лакская)
  • Что положишь в котёл, то и попадёт в ложку (казахская)
  • Что себе в миску накрошишь, то и в ложке у себя найдёшь (армянская)

Используемая литература.

  1. Белая К.Ю., Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., и др. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ “Перспектива”, 2013. – 104 с.
  2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  3. http://stranamasterov.ru/node/454664 – Ложковый кукольный театр. Роспись по дереву.
  4. Н.Ф. Сорокина “Играем в кукольный театр”, М.: АРКТИ, 2002.
  5. М. В. Тихонова, Н.С. Смирнова “Красна изба” – знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом, СПб: “Детство-пресс”, 2004.
  6. Картушина М. Ю., Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. М., 2004.

Клягина Дарья

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА

«ИСТОРИИ, РАССКАЗАННЫЕ ПОСУДОЙ»

в подготовительной группе

Проект подготовили и провели: Волк Т. И., Клягина Д. Б., Корнева Н. Ю., Суворова Е. В.

Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к окружающему их миру вещей, созданных людьми, через ознакомление с историей возникновения и усовершенствования посуды и организацию познавательной, продуктивной и творческой деятельности.

Задачи:

1. Познакомить детей с историей возникновения и причинами дальнейшего усовершенствования ложки, тарелки и чашки.

2. Познакомить детей с процессом производства фарфоровой и глиняной посуды.

3. Провести опыты, позволяющие узнавать материалы, из которых делают посуду.

4. Развивать навыки художественного творчества детей.

5. Создавать условия для творчества с помощью включения в продуктивную деятельность детей новых материалов (одноразовой посуды).

6. Содействовать развитию речи: обогащать и активизировать словарь, развивать навыки речевого общения в совместной деятельности.

7. Развивать фантазию, воображение в процессе выполнения творческих заданий.

Участники проекта: дети, воспитатели подготовительных групп, родители.

Срок проведения проекта: октябрь 2014 г.

План проведения проекта.

1. Занятие-беседа по презентации "История ложки" .

Задачи: познакомить детей с историей изобретения ложки; с материалами, из которых делали и делают ложки; с видами ложек, развивать познавательный интерес.

2. Проведение опыта: "Какой ложкой есть удобнее: деревянной или металлической?"

Задачи: определить опытным путем, нагреваются ли металлическая и деревянная ложки от горячей пищи; форма какой ложки удобнее для еды.

Опыт: каждому ребенку во время обеду было предложено поесть суп сначала деревянной ложкой, а потом металлической.

Вывод: деревянная ложка, в отличие от металлической, не обжигает губ, так как не нагревается. По поводу удобства принятия пищи мнения детей разделились: некоторые дети отложили деревянную ложку и продолжили есть металлической, так как форма деревянной ложки – круглая и она не лезла в рот; другие дети с удовольствием доедали суп деревянной ложкой, сказав, что если повернуть ложку ко рту боком, то есть из нее удобно.

3. Занятие по лепке "Божья коровка".

Задачи: совершенствовать технику конструктивной лепки; учить детей создавать образ божьей коровки, используя нестандартный материал – одноразовые ложки; развивать чувство формы, пропорций, глазомер.

4. Занятие по рисованию «Расписываем деревянные ложки».

Задачи: познакомить детей с искусством хохломской росписи на деревянных ложках; продолжать учить детей работать на объемных формах; развивать чувство цвета и композиции; создавать условия для художественного творчества детей.

5. Занятие по конструированию "Куклы из одноразовых ложек".

Задачи: учить детей работать с гофрированной бумагой; создавать образы человечков, используя нестандартный материал – одноразовые ложки; развивать мелкую моторику.


6. Слушание народной музыки в исполнении ансамбля «Ложкари».

Задачи: учить детей узнавать на слух, как звучат деревянные ложки; вызывать эмоциональный отклик на русские народные мелодии.

7. Занятие-беседа по презентации «История тарелки».

Задачи: познакомить детей с историей изобретения тарелки; с материалами, из которых делали и делают тарелки; с видами тарелок, развивать познавательный интерес.

8. Занятие по аппликации «Мороженое».

Задачи: учить использовать на занятии по аппликации необычные материалы (одноразовые тарелки, бисер); вызывать интерес к самостоятельному поиску изобразительных средств для создания образа вкусного мороженого; продолжить освоение приема «наложение», развивать чувство формы и композиции; воспитывать у детей художественный вкус.

9. Занятие по лепке «Декоративная тарелка «Ёжик».

Задачи: упражнять детей в нетрадиционной технике – пластилинографии; развивать у детей чувство композиции и цвета; развивать мелкую моторику пальцев; формировать эстетическое отношение к бытовым предметам (тарелкам).


10. Работа в книжном уголке: подбор иллюстраций и картинок на тему «Какой бывает посуда?».

Задачи: закреплять знания, полученные во время занятий по проекту; расширять представления детей по теме «Посуда»; поддерживать интерес к теме проекта.

11. Просмотр видеоролика «Как делают фарфоровую посуду».

Задачи: познакомить детей с производством фарфора; расширять словарный запас детей («заготовка», «гипсовая форма», «каолин»); развивать познавательный интерес.

12. Занятие-беседа по презентации «История чашки».

Задачи: познакомить детей с историей изобретения чашки; с материалами, из которых делали и делают чашки; с видами чашек, развивать познавательный интерес.

13. Проведение опыта: «Как отличить фаянсовое блюдце от фарфорового?», «Как звучат глиняная, фаянсовая и фарфоровая чашки?»

Задачи: опытным путем определить, чем отличается фарфоровое блюдце от фаянсового, если их поднести к источнику света; опытным путем определить, какой звук издают чашки из разных материалов при ударе по ним деревянной палочкой.

Опыт: дети брали сначала фарфоровое блюдце и направляли на источник света, потом брали фаянсовое блюдце и направляли на источник света.

Вывод: через фарфоровое блюдце видны пальцы рук. Через фаянсовое блюдце пальцы рук видны не были. Значит, фарфор отличается от фаянса тем, что на свету он прозрачный.

14. Занятие по рисованию «Чашки из Гжели».

Задачи: познакомить детей с искусством росписи на керамике в Гжели; совершенствовать умение детей получать нужные оттенки цветов путем смешения красок; развивать чувство цвета и композиции; создавать условия для художественного творчества детей.


15. Просмотр видеоролика «Как делают глиняную посуду».

Задачи: познакомить детей с работой гончара; развивать познавательный интерес; обогащать представления о труде взрослых и словарный запас детей (гончар, гончарный круг, глазурь).

16. Занятие по лепке «Лепим чашку».

Задачи: познакомить детей с материалом - глина; учить детей лепить чашку из глины скульптурным способом; развивать чувство формы, пропорций, глазомер, согласованность в работе обеих рук.


17. Занятие по рисованию «Расписываем чашку».

Задачи: познакомить детей с особенностями росписи глиняных изделий; продолжать учить детей работать на объемных формах; развивать чувство цвета и композиции; создавать условия для художественного творчества детей.


18. Чтение литературных произведений про посуду.

Задачи: учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведений, осмысливать характеры персонажей; упражнять детей в подборе сравнений, синонимов, антонимов.

19. Работа с семьей.

Придумывание ребенком с помощью взрослых сказки о ложке, тарелке или чашке.

Задачи: актуализировать знания, полученные детьми во время проекта; создавать условия для творческого общения родителей и детей; привлечь внимание родителей к мероприятиям, проходящим в группе.

20. Оформление выставки детских работ по проекту.

Задачи: показать результаты работы по проекту родителям, коллегам; порадовать детей.

21. Создание пособия-книги для группы «Истории, рассказанные посудой».

Задачи: подготовить пособие-книжку по материалам проекта для дальнейшего использования детьми и воспитателями.


Автор: Сафонова Татьяна Юрьевна. Воспитатель 1 категории МАДОУ детский сад "Родничок" с. Константиновка Константиновский район Амурская область.
Описание материала : Предлагаю вам конспект открытого занятия непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме "Путешествие в прошлое ложки". Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы, методистам.Это конспект познавательного занятия, направленного на воспитание интереса к прошлому и настоящему ложки; познакомить детей с историей посуды, с процессом ее преобразования человеком.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Путешествие в прошлое ложки».

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Художественное творчество» (аппликация), «Музыка», «Физическая культура», «Коммуникация».
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.
Цель: развивать ретроспективный взгляд на предметы; помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем ложки; познакомить детей с историей посуды, с процессом ее преобразования человеком, активизировать познавательную деятельность, вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого.
Планируемые результаты: выражает положительные эмоции (радость, интерес, восхищение) при игре на ложках и пении; проявляет интерес к информации, которую получает во время общения; интересуется детской изобразительной деятельностью (аппликация ложки); активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Материалы и оборудование: мультимедиа; деревянные ложки (пара на каждого ребёнка); детали для аппликации, ложка.
Содержание организованной деятельности детей:

1. Введение игрового момента.
Входит в зал под р.н.м. бабушка.
- Посмотрите, сколько света и улыбок у гостей!
Это – добрая примета – в дом я скоро жду детей.

Дети входят в зал под р.н.м.

Бабушка: Проходите, не стесняйтесь
И у печки все располагайтесь.

У меня здесь так нарядно, у меня изба опрятна.
Посмотрите, стол накрыт, самовар уже кипит.
Чугунок стоит на печке, в самом тёпленьком местечке.
Каша уж поспела в нём, будет сытно за столом.
Долго я внучков ждала, угощайтесь – ка друзья!
Каши много на столе хватит тут тебе и мне.

Угощайтесь, не стесняйтесь. Почему вы не едите?

Ответ детей: Ложки нет. А чем есть?
Бабушка: (расстеренно смотрит по сторонам) Как ложек нет?
- Догадываюсь, кто у меня тут похозяйничал. Забыла я его вчера задобрить корочкой хлеба, вот он и пошутил надо мной.
- А вы догадываетесь о ком я говорю?

Ответ детей: Домовой.
Бабушка: А давайте мы его позовём? Но вначале нам надо его задобрить. (отрезаю корочку хлеба и кладу за печку). Нужно произнести волшебные слова:
«Покажись нам домовой, познакомимся с тобой»

Дети: дети повторяют слова хором.

Звучит музыка.
Слышится шум, из-за печки появляется домовой.
Домовой:
Я – Домовой, живу за печкой,
В ночь выхожу я на крылечко,
Днём я мелкий, как букашка,
А вообще – очаровашка!

А вы кто такие? Нам показываться не положено (прячется за веник). Вы меня не видели, я вас тоже не видел.

Бабушка: Это мы, тебя позвали, чтобы угостить.

Домовой: Угощенье я люблю (подходит к столу). Ну, давайте ложку.

Бабушка: А ложек то и нет. Не ты ли над нами пошутил и ложки спрятал.

Домовой: (задумчиво уходит за печку, вытаскивает сундук). Теребит вещи.
Не находит ложку. (Ворчит. Приходит идея).
- А вы знаете, что не всегда человек ел ложкой. Хотите, я вам расскажу про это.
- А рассказать мне поможет волшебное зеркало.

2. Рассказ домового. Презентация «История ложки».
Домовой: А вот послушайте, что я вам расскажу.

Когда-то давным-давно люди жили в пещерах и шалашах, а еду готовили на кострах. И вот однажды один человек взял в руки очень горячее мясо. Оно было такое горячее, что человек выронил его из рук, и мясо упало на острую палочку. Мясо опять обожгло ему руки, и он схватился за палочку. Тут человек понял, что с палочкой есть удобнее, и пальцы не жжёт. С тех пор люди стали пользоваться палочками. Время шло. Люди уже научились варить суп. Но палочкой суп не поешь. Однажды человек мешал палочкой еду, а она была широкая, и на ней было углубление, в котором еда и осталась. С тех пор человек научился вырезать из дерева ложки.
Деревянные чурбаки разбивали топором на мелкие чурки, которые в народе назывались «баклушами». Потом ножом вырезалась ложка.
Посмотрите, как раньше выглядела ложка. Потом стали ложку украшать резьбой и росписью. Ложки расписывались сказочными цветами и травами. Деревянные ложки - это традиционный русский сувенир.

Бабушка: Закрепляем рассказ.

Домовой: -Не засиделись вы ребятки? Пришло время для физ. зарядки

3. ФИЗМИНУТКА.
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе - хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Вот здоровья в чём секрет
Всем друзьям физкульт-привет!

4. Частушки.
Бабушка: Ты нам про ложку история рассказал, а дети тебе про ложку споют частушки.
Дети: (поют частушки.)
1. Ой, как вкусно пахнет щами!
Кто обедать будет с нами?
Старший брат несет обед
А y Сони ложки нет.

2. Если Вас не посетит
За обедом аппетит
Надо вызвать ложку
Ложку-неотложку

3. Ложка мигом прилетит
В ароматной дымке
В ней приедет аппетит
В шапке-невидимке.

4. - Вот и сладкий творожок,
Сьешь-ка ложечку, дружок!
- Творожок, конечно, сьем!
А вот ложки я не ем!

5. В детсаду не спит Антошка,
Скушал лишнюю он ложку.
Переполненный живот
Спать Антону не даёт.
5. АППЛИКАЦИЯ ЛОЖКИ.
Бабушка: Ребята, а что мы можем подарить домовому на память о сегодняшней встрече? Давайте все вместе подумаем (направляет мысли детей).
Ответ детей.
Бабушка: Правильно, ребята, молодцы. Мы для Домового украсим ложку.

Дети дарят Домовому расписную ложку.

6. ИГРА НА ЛОЖКАХ.
- Но у нас есть еще один подарок для тебя, домовой.

Ложки разные бывают,
И на них порой играют.
Отбивают ритм такой,
Сразу в пляс пойдёт любой.

Домовой: Раз вы мне подарок сделали, такую большую ложку подарили, то верну я вам ваши маленькие ложки. (уходит за печку и выносит на поднос с ложками. Раздает детям).

Бабушка: (угощаю детей кашей).
- Каша в деревянной ложке вкуснее, да сытнее.

7. Рефлексия.
Домового мы позвали
Много нового узнали
Мы про ложку не простую,
А про ложку расписную.
Нам пора идти домой,
До свиданья, домовой.

Цель: Формировать устойчивый познавательный инетерс детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете-ложке.

Задачи:

  1. Дать представление об истории и разнообразии ложек (разные по размеру, форме, материалу) .
  2. Развивать диалогическую речь.
  3. Развивать логическое мышление, память, воображение.
  4. Совершенствовать навыки изобразительной деятельности, развивать эстетический вкус.
  5. Расширять словарный запас детей (части ложки и материал, народные промыслы: резьба по дереву, вытачивание, роспись) .
  6. Воспитывать любовь к истории, умение видеть прекрасное в окружающем мире.

Тип: Познавательное, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

  • Беседы с детьми о сервировки стола и столовых приборов;
  • Чтение сказок: «Жихорка» , «Три медведя» ;
  • Рассматривание иллюстраций о видах ложек.
  • Образоватльная деятельность по теме: «Украшение ложки хохломской росписью»

Материал: презентация, набор ложек, камни, ракушки, пластелин, вырезанная форма ложки из картона.

Методы и приёмы: словесные, наглядные, практические, чтение художественной литературы.

Ход занятия:

Дети заходят в зал и садятся на стульчики

Педагог: Ребята я загадаю вам загадку, а вы отгадаете и узнаете о чём сегодня мы с вами будем говорить на занятии.

Две сестры: одна большая,
Кашу манную мешает,
Ну, а младшая сестрёнка
Чай помешиввает звонко.

Дети: Ложки.

Педагог: Молодцы, отгадали правильно, это ложки! Сегодня мы с вами узнаем как появились ложки. А как можно поесть без ложки?

Дети: Пальцем, языком, каким-нибудь предметом! (Обсуждение с детьми, правильно ли использовать такие способы)

Воспитатель: Оказывается, ложка очень важный предмет и без него невозможно обойтись.

Ложка-труженик простой,
Кран подъёмный городской.
Набирай скорей на ложку
Кашу, суп или картошку.

Поднимай скорее грузы,
Отправляй их прямо в пузо.
Доедай все сам до крошки,
Чтоб быстрей бежали ножки,

Чтоб росли скорей ребятки
Слово овощи на грядке.

Воспитатель: Как вы думаете, из чего была сделана самая первая ложка? Посмотрите, чо у меня в руке? (камень) . Подержите его. Какой он? Самая первая ложка была сделана из камня.

Воспитатель даёт каждому ребёнку камень.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, удобно было есть людям с помощью камня?

Дети: неудобно потому что он холодный и неудобно из него есть.

Воспитатель: Что это? Ракушки. В Греции, когда не было ложек, использовали ракушки. Как вы думаете из них тоже удобно было есть людям?

Дети: Вода льётся, выливается, руки мокрые, зачерпывается мало воды и края неровные, острые и не хватает ручки.

Воспитатель: В древнем Египте ложки вырезали из слоновой кости. В Японии люди пользовались и пользуются до сих пор ложками-палочками, которые называется хаси.

Показ с воспитателем ложек-палочек.

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, как появились ложки на Руси?

Дети: Да, хотим.

Показ презентации: «Изготовление ложек на Руси» .

Воспитатель: На Руси ложку изготовили довольно рано. Простые русские люди с незапамятных времен ели щи да кашу деревянными ложками.

Воспитатель обращается к детям:

Дети, у вас бывает День рождения? Вы любите этот праздник? Я тоже люблю День Рождения. Потому что в этот день все нарядные и дарят подарки имениннице или имениннику. Ребята, я услышала, что оказывается День Рождения бывает только у людей, но и у предметов тоже. Сегодня мы устроим день рождения ложке.

Ребята, а я знаю место, где находится очень много ложек, я там уже побывала. Это место - музей ложек. Хотите и вы побывать вместе со мной?

Давайте произнесём волшебные слова: раз, два, три-вот и в музее мы! Закроем глазки и покружимся вокруг себя один раз.

Дети выполняют движения и оказываются в «музее» , где на столах лежит большое количество разных ложек.

Дети рассматривают «Музей ложек» трогают их руками, сравнивают по форме, размеру, величине.

Проводится дидактическая игра: «Какая ложка»

Дидактическая игра. «Какой, какие, какая?

Если ложка сделана:

из дерева, какая она (деревянная)
из металла, какая она (металическая)
из фарфора, какая она (фарфоровая)
из пластмассы, какая она (пластмассовая)

из серебра, какая она (серебряная)
из золота, какая она (золотая) .

Проводится подвижная игра: «Посуда»

Педагог: Я вам предлагаю поиграть, игра называется «Посуда» .

Вот большой стеклянный чайник- (надули животики: одна рука на поясе,

очень важный, как начальник, другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые блюдца- (кружатся, рисуя руками круг)

Только стукни, разобьются.

Вот серебряные ложки- (тянутся вверх, руки смыкают над головой)

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос- (ложатся на ковёр, вытягиваются)

Он посуду нам принёс.

На столах лежат загатовки картонных ложек и пласилин для украшения.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Давайте ребята, мы с вами на День Рождения ложку нарядим, оживим их лица: из синего пластилина- глазки, из красного-ротики, украсим их узором.

Дети самостоятельно украшают ложки пластилином.

Затем дети любуются своими ложечками, относят их в музей, оценивают работы своих друзей.

Воспитатель: А теперь, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем, произнесём волшебные слова и закроем глазки: Раз, два, три, вот и в группе мы!

Воспитатель подводит итог занятия.

Воспитатель: Да, ребята, ничто не стоит на месте. Идёт время, и благодаря знаниям и умениям человека всё вокруг изменяется. Изменяются условия жизни, изменяются бытовые приборы, изменяется мебель, изменяется одежда. Сегодня, мы увидели, как появилась и изменилась ложка - простой столовый прибор. Мы увидели, как на смену каменным ложкам пришли удобные, прочные, красивые ложки.

Скажите, пожалуйста, что вам понравилось в нашем путешествии?

Дети рассказывают впечатления о проведённом занятии.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №27 «Чебурашка» , корпус №3 «Якорёк» Воспитатель Чемерилова Оксана Владимировна г.Чайковский, 2015г.



  • Разделы сайта