Отучить себя не есть после 6. Не есть после () - «Как я научилась не есть после шести часов вечера. Мои трудности и победы! Прием «Ходить = худеть»

Когда речь заходит о женском возрасте, вступает в силу неписаное правило использования намёков, иносказаний и метафор. Такая тема считается неподходящей для обсуждения, а прямое указание на цифру расценивается как бестактность и невежество говорящего. Распространённое ироничное выражение про даму бальзаковского возраста иногда ставит собеседника в тупик. Какой можно считать таковым, чтобы не опозориться в разговоре и не задеть при этом за живое?

Как появилось выражение

Чем старше становится женщина, тем острее она реагирует на самые невинные напоминания о прожитых годах. Даже на собственном дне рождении она избегает признаться, сколько же ей уже исполнилось - «опять двадцать пять».

Отсюда берёт начало стойкая традиция описывать количество прожитых лет в мягких выражениях. Так произошло и много десятилетий назад, когда распространилась фраза о даме бальзаковского возраста.

Французский писатель Оноре де Бальзак не мог предположить, какой путь уготован его имени, когда выпустил свой рассказ «Тридцатилетняя женщина».

Его персонажем стала француженка, самостоятельная, со сложившимся характером личность, которая имела собственные суждения о жизни и стремилась к свободе и независимости. Посчитав это главной чертой зрелой дамы, любители французской классики остроумно присвоили этот термин всем женщинам за тридцать.

В русскоязычной среде в ХХ веке выражение стало устойчивым и обозначало не что иное, как 30 лет.

Современная трактовка

Со временем популярное выражение поменяло своё первоначальное значение. В современном обществе на тридцатилетие как на рубеж зрелости уже не смотрят.

Это не согласуется с этапами жизни женщины в обществе ХХI века: получение образования, устройство на работу, первые достижения в карьере… К тому же длительный поиск подходящего партнёра откладывают эмоциональное взросление и материнство

Сейчас никто не назовёт тридцатилетний возраст бальзаковским, и это - правильно.

В современном мире это, скорее, после сорока, и именно к такой даме может сегодня оправдано относиться данное выражение.

Кроме того, в доброжелательной беседе, пусть даже и за глаза, наши люди всё-таки стесняются намекать на прожитые годы. Отсюда и ещё одна форма употребления фразы - относительно 50–55 лет, то есть когда внешние признаки старения уже слишком очевидны и дают право скромно судить о годах.

Как реагировать, если вас назвали «женщиной бальзаковского возраста»

Стоит сразу же ответить для себя на вопрос: действительно ли собеседник намеревался вас обидеть? Если ответ положительный, то продолжать такое общение не стоит. Сделайте вид, что не заметили колкости в тоне, не расслышали обидных слов и не поняли намёка.

В любом случае человек, тем более, если это мужчина, который использует это выражение, чтобы смутить или унизить женщину, выставляет себя в плохом свете - сделайте выводы и сведите общение с ним до минимума.

Если к вам применили фразу о «бальзаковском возрасте» люди, не имеющие против вас ничего плохого, то, возможно, стоит приложить усилия, чтобы скрыть в разговоре своё разочарование или обиду.

Подумайте о том, что образ «бабы-ягодки» гораздо сильнее закреплён в сознании наших соплеменников, и подчеркнуть в разговоре зрелось, опыт, мудрость, и, скорее всего, расцвет женственности могло быть единственной целью вашего собеседника.

Самое эффективное оружие против страха перед цифрами в паспорте - это уверенность в своей привлекательности и чёткая жизненная позиция. После 35–40 лет для женщины очень важен ухоженный и аккуратный внешний вид, подобранная со вкусом одежда и спокойная манера поведения.

Работая в этом направлении, вы приобретёте уверенность и защиту от страха перед насмешками о годах. Учитесь преподносить себя с достоинством в любом возрасте, и критика не заденет вас ни при каких обстоятельствах.

Женский возраст во все времена был деликатной темой, и в силу неписаных правил о нем принято говорить при помощи намеков или иносказаний. Правда, иногда такие иносказания откровенно ставят в тупик. Например, если говорится, что такая-то дама - женщина бальзаковского возраста, то о каких годах идет речь? Вот в этом мы и попытаемся разобраться в нашей статье.

Независимость - главный критерий бальзаковского возраста

В 1842 г. французский прозаик Оноре де Бальзак, набиравший все большую популярность и у себя в стране, и в России, выпустил роман «Тридцатилетняя женщина». Главной героиней этого произведения стала независимая, умная и чувственная маркиза Жюли д"Эглемон, стремящаяся к свободе в проявлении чувств и имеющая собственные устоявшиеся суждения о мире.

Яркий образ зрелой (в представлении ее современников) дамы был настолько убедительным, что ее основные черты, так привлекательно описанные знаменитым французом, были перенесены на всех женщин, достигших тридцати лет, и фраза «женщина бальзаковского возраста» стала с тех пор их основной характеристикой.

Современные дамы бальзаковского возраста стали старше

Как это часто случается, крылатое выражение с течением времени несколько изменяет свой смысл. Не стало исключением и понятие бальзаковского возраста.

Из-за того что современные женщины в тридцать лет все еще не достигают рубежа зрелости, скрытый смысл описываемого выражения тоже несколько изменился. Ведь в 21 веке женщина сначала получает образование, затем устраивается на работу, делает первые карьерные продвижения - и прохождение всех этих жизненных этапов несколько оттягивает ее эмоциональное взросление на период далеко после тридцати, ближе к сорока годам.

Именно поэтому современные и американские, и европейские, и русские женщины бальзаковского возраста - это дамы, которым уже за сорок. Только их в наше время можно считать зрелыми и достигшими той самой независимости в суждениях и жизненной мудрости, о которой так впечатляюще писал великий француз.

Если женщина «бальзаковского» возраста - это сколько же лет?

Наши современницы больше не имеют нужды, как их ровесницы в 19 в., тратить свою красоту и молодость только на семью и детей. Они больше не заперты в узком мирке своего дома и интересов мужа (часто нелюбимого) - вся палитра жизни раскрыта перед ними. Это и привело к удивительной метаморфозе: внешне наши сорокалетние дамы дадут фору рано увядавшим и старевшим барышням из позапрошлого века.

В наши дни красивые женщины бальзаковского возраста - это не ирония, а правда. Вон их сколько - уверенных в себе, смелых, независимых, ухоженных и очень привлекательных. О них можно сказать «зрелые», но старыми назвать никак нельзя!

Входя в бальзаковский возраст, женщина не стареет

Теперь, надеемся, вы понимаете, что бальзаковский возраст - это не возраст знаменитого французского писателя, а довольно размытое в современном мире представление о зрелой, состоявшейся даме от 35 и до… (тут все зависит только от нее самой и ее отношения к себе).

Конечно, если женщина постоянно сетует на жизнь, заявляя, что молодость уже давно прошла и ничего интересного не ждет впереди, то в скором времени ей грозит мрачное превращение в брюзжащую старуху, не вызывающую симпатии и живущую только своими воспоминаниями.

А в выражении «женщина бальзаковского возраста» основное слово - «женщина». То есть перед нами не старуха, а значит, все еще прекрасное создание, ведь некрасивых женщиных не существет! Красота описываемого возраста кроется в удивительной гармонии духовного и физического состояния, в мудрости и самодостаточности. Такой даме уже нет необходимости что-то доказывать миру - она живет и радуется жизни и тому, что способна радоваться. И в этом дивно очерченном кругу бытия всегда есть место чему-то новому, потому что мудрая женщина любит новизну и охотно экспериментирует.

Становясь старше, женщина становится свободнее

Для женщин бальзаковского возраста, так же как и для девушек, важно быть привлекательными. И самым эффективным методом для этого, конечно же, является здоровый образ жизни и правильные привычки. Но, как утверждают психологи, не менее, а иногда и более важным является психологический комфорт, достигнуть которого можно, лишь осознав, что женщина бальзаковского возраста - это дама, которая уже может жить для себя. Ведь дети, как правило, уже взрослые, а карьерные стремления отходят на задний план.

Жизненные интересы для нее обретают четкость, а плохое поведение мужа перестает быть катастрофой, как в молодости. Женщине за сорок, как правило, намного проще разорвать нерациональные изжившие себя отношения. Кстати, и конфликты с окружающими у нее становятся все более редкими, так как жизненная мудрость помогает ей разрешать их вовремя или вовсе избегать.

О такой даме еще напишут стихи

Да, нет ничего глупее, чем приближать старость, но не стоит и забывать о быстром течении лет, а значит, все, что осталось, следует прожить с максимальным для себя комфортом.

Займитесь своим здоровьем. Больше времени уделяйте внешнему виду (но не изводите себя по поводу новых морщин!) Найдите работу или увлечение, которое доставит вам истинное удовольствие. Не бойтесь любить и быть любимыми! Речь идет и о близких вам людях - детях, внуках, друзьях, и о том единственном, кто, возможно, именно сейчас появится в вашей жизни.

И тогда сочиненные восхищенным мужчиной стихи о женщине бальзаковского возраста будут соперничать со стихотворениями о юных красавицах. Ведь здесь на весы станет не только красота, но и мудрость, а она часто решает все.

«За ночь любви не жаль отдать жизнь», «Любовь – наше второе рождение», «Кто в силах управлять женщиной, может править государством» – так говорил Оноре де Бальзак, которого по праву величают «знатоком женского сердца» и которому мы обязаны такими понятиями, как БАЛЬЗАКОВСКИЙ ВОЗРАСТ и БАЛЬЗАКОВСКИЕ ЖЕНЩИНЫ. А был ли сам он счастлив в любви? Насколько обширен его «донжуанский список»? Что за роковые женщины разбивали ему сердце, заставив написать эти горькие слова: «Любовь – фальшивомонетчик, превращающий не только медяки в золото, но зачастую и золото в медяки», «Никто не становится другом женщины, если может быть ее любовником», «Чтобы высечь огонек страсти из женщины-кремня, нужен мужчина с характером твердым, как сталь». Удалось ли самому Бальзаку раздуть этот огонь любви? Завоевал ли он руку и сердце своей избранницы? И кто она, та единственная, за ночь с которой «не жаль отдать жизнь»?

Из серии: Роковые женщины

* * *

компанией ЛитРес .

Предисловие, или что такое женщина бальзаковского возраста

Бальзаковский возраст – это когда замуж уже не зовут, а в гроб еще рано.

Неизвестный автор

Возраст для женщины не самое главное: можно быть восхитительной в 20 лет, очаровательной в 40 и оставаться неотразимой до конца своих дней.

Коко Шанель

Как видно из подобранных эпиграфов, отношение к бальзаковскому возрасту может быть самым разным. Так что же это такое и откуда появился этот весьма неоднозначный термин?

Любой филолог вам скажет, что термин «бальзаковский возраст» стал общеупотребительным после появления в 1831 году романа Оноре де Бальзака «Тридцатилетняя женщина». Героиня этого романа отличалась независимостью, самостоятельностью суждений и свободой в проявлении своих чувств. В результате в первые годы после выхода романа в свет это выражение употреблялось иронически по отношению к женщинам, которые были похожи или стремились походить на героиню бальзаковского произведения.

К сожалению, позднее это значение термина забылось. Более того, термин приобрел какое-то шутливо-ироническое звучание, порой очень даже обидное для женщин. В результате бальзаковским возрастом стали называть возраст от 30 до 40 лет. Причем употреблялся этот термин не только по отношению к независимым женщинам, свободным в своих чувствах, но и ко всем женщинам примерно этого возраста.

Это выражение активно используется в кино, книгах и СМИ. Достаточно назвать популярный телефильм «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…», который содержит около сорока серий. Но в настоящее время многое изменилось со времен Бальзака. Прежде всего, если в XIX веке к 30 годам женщина уже должна была иметь детей юношеского возраста, то сейчас 30 лет – это для многих только возраст вступления в брак. Да и современная косметология стала творить такие чудеса, что понятие «бальзаковский возраст» еще более сдвинулось – в сторону 40–45 лет. Типичный пример – известная поговорка: «В сорок пять – баба ягодка опять!»

Разные люди вкладывают в эту фразу совершенно различный смысл. Одни считают, что женщина бальзаковского возраста – это женщина, имеющая жизненный опыт и свое собственное суждение о многих житейских и не только ситуациях. Другие уверены, что это женщина в самом расцвете, уже не девочка, но еще не начавшая увядать.

А что же Бальзак? Он прекрасно умел использовать женщин, которые любили его и были старше по возрасту. Сам он родился 20 мая 1799 года. Его первая женщина, Лора де Берни, родилась 23 мая 1777 года, то есть была на 22 года старше.

Герцогиня Лора д’Абрантес родилась в 1784 году, и она была на 15 лет старше Бальзака.

Зюльма Карро родилась в 1796 году, и она была всего на 3 года старше Бальзака.

Маркиза де Кастри тоже родилась в 1796 году, и она была на 2,5 года старше Бальзака.

Эвелина Ганская родилась в 1801 году, и она была моложе Бальзака.

А графиня Гидобони-Висконти вообще родилась в 1804 году.

Что это за женщины? Это вы узнаете, прочитав книгу. Но одно точно – все они сыграли очень важную роль в жизни великого писателя. Более того, именно они помогли ему стать великим писателем.

Как видим, разница в возрасте Бальзака и его очередной женщины снижалась. Но все они были типичными женщинами «бальзаковского возраста». Самый типичный пример – Лора де Берни. Когда они познакомились, Бальзаку было 23 года, а ей – 45 лет.

Лора д’Абрантес была моложе Лоры де Берни. Но с Бальзаком они познакомились, по разным данным, в 1825 или в 1829 году. То есть герцогине тогда был или 41 год, или все те же 45 лет.

Анриетта де Кастри была еще моложе, но когда Бальзак начал встречаться с ней, ей было 36 лет. С Зюльмой Карро он начал переписываться, когда той исполнилось 33 года, Эвелине Ганской, ставшей потом женой Бальзака, когда писатель повстречался с ней, было 32 года, да и графине Гидобони-Висконти, когда они познакомились, был 31 год.

Итак, мы видим, что и в биографии самого Бальзака значимым для него женщинам было от 31 года до 45 лет. И это в момент, когда они знакомились, ибо потом, в процессе общения, все они становились только старше. И это удивительно, ведь в те времена женщины старше 30 лет уже просто обязаны были быть замужем (тогда девушки выходили замуж в 14–18 лет). Поэтому считалось, что 30-летняя женщина уже вроде бы как и не имеет права на любовь…

Впрочем, как уже говорилось, к середине прошлого столетия временные рамки бальзаковского возраста уверенно сдвинулись к 40 годам, а потом и еще дальше.

Почему все эти женщины так привлекали Бальзака? Потому что они были взрослыми, опытными, вполне сложившимися натурами. Ему нужно было что-то брать от них, и он брал. У кого-то – деньги, у кого-то – полезные советы или знакомства. Короче, он их использовал в своих собственных интересах. А что возьмешь с 18-летней дурочки? Да, она может быть прекрасной, как цветок, но чем она может помочь, поддержит ли в трудную минуту

Ну а с чисто социальной точки зрения сегодня бальзаковский возраст женщины означает для нее полную свободу. Она уже многое имеет, дети (если они есть) подросли, и женщина может вновь подумать о себе. Она может распределять день по своему собственному усмотрению и посвящать больше времени своим любимым занятиям. Женщина в этом возрасте становится мудрее, она уже научилась разбираться во многих вопросах. Ведь в ее распоряжении – огромный жизненный опыт, которого просто не может быть у 18-летних.

И главное, женщину бальзаковского возраста уже меньше беспокоит плохое поведение мужа, ведь в 40–50 лет многие мужчины уже имеют приличный животик и злоупотребляют алкоголем. А порой и гуляют на стороне… И если для 18-летней девушки это катастрофа, то женщина бальзаковского возраста на это смотрит уже совсем по-другому. Она же личность, ее жизненные интересы давно обрели четкость, и она способна радоваться жизни самостоятельно. Как говорится, «что-нибудь из двух: вас любят или не любят. В обоих этих крайних случаях ревность оказывается совершенно бесцельной». Кстати, знаете, кто это сказал? Между прочим, Оноре де Бальзак.

Американские психологи, проводившие опрос среди женщин бальзаковского возраста относительно их жизнеощущения, с удивлением для себя узнали, что почти все женщины в этот период жизни живут беззаботнее и свободнее, чем раньше, и только теперь могут по-настоящему наслаждаться жизнью.

Да и опросы в нашей стране показывают, что женщины бальзаковского возраста более уверены в себе и более независимы. В большинстве своем они не думают о старости, не записывают себя в старухи. Пока здоровье позволяет, они наслаждаются окружающим миром и жизнью. Ведь человеку именно столько лет, на сколько он себя ощущает.

Сейчас даже русские женщины, которым давно надоело останавливать на скаку коней и входить в горящие избы, научились любить себя. И посмотрите, кто сейчас в основном заполняет тренажерные залы, посещает выставки и ездит на экскурсии… Закрасить седину сейчас – не проблема. Сбросить пяток лишних килограммов – тоже. И нормальная женщина бальзаковского возраста уже не позволит себе быть «разведенной» каким-то юнцом из провинции, она сама кого угодно «разведет», особенно молодого и неопытного. И использует она его так технично, что мужчина при этом будет уверен, что это он ее использовал…

А, кстати, вы заметили, что термин «бальзаковский возраст» не употребляется в отношении мужчин? И это потому, что современные мужчины в 40–50 лет в большинстве своем представляют собой весьма жалкое зрелище. А на некоторых и в 30 лет без смеха не взглянешь. Это и понятно, ведь путь к их сердцу лежит через желудок, и молчаливы они лишь потому, что им нечего сказать, и от мальчишек они отличаются лишь стоимостью своих игрушек. И пусть вести здоровый образ жизни модно, но они-то за модой не гонятся…

И что удивительно, именно такие вот мужчины очень любят говорить про женщин бальзаковского возраста с оттенком презрения, связывая его с физическим и психологическим увяданием и развивая в женщинах комплексы по поводу собственного возраста.

А что тут комплексовать? Ведь «женщина всегда на семь лет моложе, чем утверждают ее подруги, и на пять лет старше, чем дают ей мужчины». Это Джина Лоллобриджида сказала, одна из красивейших женщин на свете, секс-символ 50-х гг. Она, кстати, родилась в 1927 году, и ей сейчас далеко за восемьдесят…

Правда, есть и иные мнения. Например, вот такое:

«И вот, нежданно-негаданно, ты становишься женщиной среднего возраста. Никто не замечает тебя. Ты обретаешь удивительную свободу – свободу человека-невидимки».

А это слова английской писательницы Дорис Лессинг. Но она, между прочим, родилась в 1919 году, а Нобелевскую премию по литературе получила в 2007 году, то есть в 88 лет. Так что правы те, кто считает, что в пятьдесят жизнь только начинает заканчиваться. Ну и, конечно, «каждая женщина имеет тот возраст, какого заслуживает». А это уже слова знаменитой Коко Шанель, которая умерла в 1971 году в возрасте 87 лет.

А что же Бальзак? Да, он использовал женщин бальзаковского возраста. Он стал тем, кем стал, во многом именно благодаря им. Но, кстати, последняя его женщина, Эвелина Ганская (практически наша, между прочим, соотечественница), когда Бальзак умер 18 августа 1850 года, печалилась недолго. Сначала она нашла утешение в объятиях молодого литератора Жюль-Франсуа Шамфлёри, изучавшего жизнь и творчество Бальзака, а затем, в 1852 году, стала любовницей художника Жана Жигу. Ей тогда был 51 год, а умерла она в возрасте «за восемьдесят», прекрасно подтвердив тезис о том, что хороши женщины, не скрывающие своего возраста, но еще лучше те, которым и незачем это делать.

И кто после этого скажет, что после пятидесяти женщина оказывается на излете своей сексуальной привлекательности, за порогом своего женского счастья…

А вот Лора де Берни умерла в 1836 году в возрасте 59 лет. Она так и продолжала любить Бальзака, а он в это время веселился с другой женщиной. Да, он любил Лору, но по-своему. Слишком уж «по-своему». Она стала ему больше чем матерью. Она всегда поддерживала его словом и делом. Она думала о нем даже в последние минуты своей жизни.

В психологии это называется «якориться». Под этим подразумеваются события или люди, когда-то вызвавшие у человека сильные эмоции, а потом зафиксированные его бессознательным и многие годы спустя вызывающие схожую эмоциональную реакцию.

«Якориться» неправильно, а порой и весьма опасно. «Заякоренную» эмоцию можно и нужно перебивать другой сильной эмоцией или, в конце концов, каким-то делом. Недаром же меньше всего депрессий бывает у людей в деревне, ведь им надо и корову подоить, и дрова наколоть, и печь растопить, и за водой сходить – короче, куча дел, переживать некогда. А в городе «не якориться» женщинам помогает карьера, а также такое универсальное средство, как дети и внуки, в которых многие, став мамами и бабушками, растворяются практически полностью.

Но проблема Лоры де Берни была гораздо сложнее, ведь Бальзак был на 22 года ее моложе. Это для женщин бальзаковского возраста нередко становится вопросом непреодолимым. Тут очень часто происходит трансформация ума и характера, ибо увядающая женщина проецирует на значительно более молодого партнера свою, как ей кажется, последнюю любовь.

Дело в том, что молодая женщина всегда сексуально одаривает молодого мужчину (я молода и красива, и тем самым я уже есть счастье) и требует за это благодарности. А вот женщина бальзаковского возраста уже понимает, что и ее возлюбленный в равной мере осчастливливает ее. Если он намного моложе, то он дарит ей свою мужскую силу, свое тело, свое внимание. И она учится принимать этот дар, учится быть за него благодарной. Она становится мудрее…

И хорошо, когда между молодым мужчиной и женщиной бальзаковского возраста в главном имеет место некий паритет: она – ему, а он – ей. И плохо, когда этот паритет нарушается. К сожалению, большинство мужчин откровенно не ценят опыт и душевное богатство той, которая «уже достигла вершины своей горы жизни и начала спуск в долину женского забвения». Их этому просто не научили. А ведь любовь уже стареющей женщины может стать исключительным счастьем для мужчины. У таких женщин любовь – как лебединая песня. И тут ценится все… Как в последний раз… И любой пастушок может показаться принцем. А если женщина бальзаковского возраста опытна и мудра, она, конечно же, видит, что никакой это не принц, но… она так рада обманываться…

О первой любви много всего написано. О последней – гораздо меньше. А между тем именно последняя любовь женщины, женщины мудрой и опытной, – это любовь исключительная, ибо стареющая женщина умеет мужчину любить. Умеет его ценить. Умеет быть ему благодарной. Жаль только, что не все мужчины понимают это. Вот и Бальзак сменил женщину, которая была на 22 года его старше, на ту, что была старше «всего» на 15 лет. А потом – на два-три года… А потом нашел себе тех, кто помоложе. Но вот стал ли он от этого счастливее…

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бальзаковские женщины. Возраст любви (С. Ю. Нечаев, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром -



  • Разделы сайта