Онлайн подготовка к олимпиаде по биологии. Олимпиады по биологии. Всероссийской олимпиады школьников по биологии

Идея этого раздела, уважаемый читатель, весьма оригинальна. Я помню, насколько значимыми были для меня советы Вячеслава Минина и Дмитрия Ефимова (ныне кандидата биологических наук) на заключительном этапе Всероссийской олимпиады, ведь они тогда уже учились в одиннадцатом и десятом классах! Потом я заметила, какое сильное влияние оказывают старшие опытные участники на начинающих неоперившихся юниоров.

Я считаю этот момент наиважнейшим в нашей работе - момент преемственности. Для себя я определяю это как «импритинг» - юные птенцы слышат песню взрослых птиц, и их «колена» становятся такими же четкими и уверенными. Мои старшие ученики (иногда того не подозревая) воспитывают младших, являются примером для подражания. Многие крылатые слова и выражения, советы и легенды передаются олимпиадниками «из поколения в поколения».

Послание новым олимпиадникам от Кутихина Антона, выпускника 2008 года, победителя областного этапа Всероссийской олимпиады по биологии 2008 года.

Советы олимпиадных динозавров или Мост между прошлым и будущим

От авторов:
Несколько лет назад (а кажется, только вчера), когда мы даже еще не успели почувствовать вкус мяса мезозойского периода, пробил час X. Всевышний Создатель (в лице всеми нами любимой и уважаемой Натальи Павловны) вызвала нас в свои, прямо скажем, небольшие, но такие уютные чертоги, и сообщила нам крайне приятное известие. Во-первых, нам отныне разрешалось (о, святые суслики!) ПОСЕЩАТЬ ЭТУ ТАИНСТВЕННУЮ КОМНАТУ В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ ДНЯ (а ежели понадобится, то и ночи). Во-вторых, мы переходили на индивидуальный график охоты и травоедения. В-третьих, мы так и не узнали, что же за зверь – «зимняя сессия» - ожидает нас каждый год перед самым праздником (наверное, он здорово обозлился).

С чем же это было связано? Все объяснилось очень просто - юным динозаврикам предстояла самая ответственная миссия, возможная в нашем Лицейском биогеоценозе - защищать его честь. И не где-нибудь, а во вражеском лагере! (то бишь, в соседнем биогеоценозе, известном под названием «84»).
Наморщив чешую на лбах, обнажив клыки и закусив чьими-то лежавшими рядом удилами, мы принялись за подготовку к столь ответственному мероприятию!

И так весь триас, юру и мел… (т.е. 9-ый, 10-ый, 11-ый классы)

Теперь мы охотимся в других местах (а куда попадают старые динозавры на пенсии, сами потом узнаете). Но мы видели подрастающую нам достойную смену. Хоть и была она совсем зеленой и неокрепшей, но, тем не менее, обладала большим потенциалом действия (да и покоя, в общем-то, тоже). И вот, в очередной раз, наморщив лобную чешую, из которой уже к этому времени песок сыпался, мы решили написать вам, наши преемники, весточку - прочертить мост между прошлым и будущим.

Посвящается всему хорошему, что связано с олимпиадами по биологии Prof.Dr.Med. Anton Kutichin (ну ладно, так и быть, для вас я всего-навсего Профессор) and MC DIABLO (в миру просто Максимус)
МОЛОДЫМ ДИНОЗАВРИКАМ, ПИШУЩИМ СВОЮ ПЕРВУЮ ОЛИМПИАДУ.

Посмотрите на количество оставшегося до олимпиады времени и на имеющиеся в вашем распоряжении ресурсы. Соответственно, определите себе индивидуальный объем информации, которую вам необходимо осиливать за один день. К примеру, до олимпиады месяц (!!!) Здесь может быть два варианта:
Читать какие-либо новые книги. Если вы считаете, что ваши зубы явно недостаточно остры для хорошей охоты, то этот вариант будет для вас наилучшим.

Поднимать старые (принцип мобилизации). Если на ваших зубах пожелтела эмаль, то ее надо отбелить. «Вспомнить все» - принцип, который может очень хорошо закрепить ваши знания. Результат будет того стоить.

На наш взгляд, для успеха достаточно досконально знать:

I. Трехтомник Г. Билича. Он вас не укусит, а лишь заползет в ваши мозговые извилины и весьма уютно там устроится. Мой темп - 100-150 страниц в день (эквивалентно 3-4 часам). Итого по 5 дней на ботанику и зоологию и 8 дней на анатомию. Да, если встретите ошибки, то это В. Крыжановский;

II. А. Рувинский. Общая биология. Не стесняйтесь читать школьные учебники! На самом деле он достаточно серьезный, но при этом легкий для восприятия. Темп - 100 страниц в день (тоже около 3 часов), но, если легко идет, то можно и до 150-200 поднимать, особенно во второй половине учебника. Итого 3-4 дня.

III. Книга, перед которой я просто преклоняюсь. Б. Медников (ну да, Наталья Павловна, а вы что думали?). «Формы и уровни жизни». Истинно олимпиадная книжка. Многообразие растений и животных вы лучше не найдете нигде. И очень много данных, которые есть на олимпиадах и которые можно найти только там. К прочтению обязательна. Темп - 100 страниц в день, 4 дня. Обратить особое внимание.

IV. Ботаника для учителя в двух томах. Обитает в храме Натальи Павловны. Вот не помню, сколько там страниц, но темп обычный. Прочитайте, поможет поднять ботанику - самую противную область биологии (Максим этого не видел).

V. Микробиология. Пяткин. Если есть у кого-то связи в медакадемии - достаньте обязательно! Прочитаете и получите иммунитет к микробиологии на всех олимпиадах, вплоть до России.

VI. Все ваши конспекты по лицейской биологии и спецкурсам. Они будут пополняться. По конспекту в день.

VII. Барабанная дробь - Вилли-Детье! (это такая толстая коричневая пухлая в центре шкафа стоит) Моя личная олимпиадная Библия на пару с Б. Медниковым. Книга архисложная для первой олимпиады. Но в ней есть то, чего нет нигде.

X. Грин-Стаут-Тейлор. Трехтомник. Прочитайте, по уровню сложности примерно равен Вилли-Детье.
Дополнительные области знания, на которые стоит обратить внимание:
Биофизика и биохимия. Конспект по биохимии у вас будет в меловом периоде, биофизика штука противная, но хотя бы в общих чертах знать надо.

Ученые и терминология. Культура медицины и биологии, потом пригодится очень и очень сильно. И на олимпиадах вопросы и задания на это есть стабильно. Терминологию знать на ять обязательно. Конечно, список может расширяться. Но это база, которая вам поможет достойно писать любые олимпиады, вплоть до России.

2. Обязательно посещайте все подготовки. Цена каждой из них очень велика, так как там вы непосредственно занимаетесь самими олимпиадами. Если получится, уговорите Наталью Павловну начать с областных, а то она питает слабость к всероссийским (их долго разбирать).

3. Есть неплохой сайт www.rusolimp.ru . Там находится несколько олимпиад по биологии разных уровней - от района до России. Скачайте, прорешайте.

Лирическое отступление: не ленитесь после каждой прорешанной олимпиады смотреть процент правильно выполненных вопросов в каждом задании и в среднем по олимпиаде. Так интересней, ведь олимпиада, как ей и положено, это вид спорта, только интеллектуального. Олимпиад решайте как можно больше.

4. Делитесь знаниями между собой, мы все одна команда - Лицей.

5. Очень важно быть в тонусе на самой олимпиаде. От этого зависит очень много, поверьте. Выспитесь (убил бы людей, придумавших писать олимпиады в 10 утра), перекусите, зарядитесь хорошей музыкой, приведите себя в состояние полной боевой готовности. Ничего не бойтесь, теперь вам осталось только показать ваш высокий класс.

6. Вы все успеете. Каждый вопрос рассматривайте в отдельности, если чувствуете, что можете нащупать в обозримом будущем дорогу к ответу - думайте. Если мыслей нет совсем (а такое бывает, увы, нередко) - отложите вопрос, не забивайте свой мозг. Потом к нему вернетесь. На худой конец, 25% у вас никто не отнимет.

7. Когда думаете над вопросом, сразу определяйте для себя область знания, то, где вы об этом читали, знакомую информацию. Можно провести терминологический ряд (если речь идет о незнакомом/малознакомом термине, разбейте его на терминоэлементы и прокручивайте в памяти, думая, где они могли вам встретиться и что это может быть), можно визуально вспомнить конспект, можно мысленно составить себе возможную картину смысла вопроса. Много чего можно. Обобщите все это и смело включайте логику, вы на верном пути.

8. Если почувствуете, что мозг «забился», то отдохните минут этак десять. На посторонние темы при этом лучше не думать, но вот оценить обстановку вполне можно. Этот отдых абсолютно нормален. Потом принимайтесь за олимпиаду заново и с обновленными силами.

9. Задания можете выполнять в любом порядке, это индивидуально. Правда, есть тонкости их оценивания, но такое ощущение, что они разные на каждой олимпиаде. Если вам они известны, то это очень хорошо.

10. Совет имени Натальи Павловны: после того, как напишете олимпиаду, расслабьтесь, возьмите финальную паузу, отдохните. Время это обычно позволяет. Представьте, что вы Наталья Павловна, и проверьте свою олимпиаду. Помогает.

Ну вот, и подошел к концу наш краткий курс юного динозаврика. После первой олимпиады вы станете молодым динозавром. Пройдете ювенильный период. Надеемся, что эти советы помогут вам достойно справиться с вашим первым испытанием. Если возникли какие-то вопросы, всегда будем рады вам помочь.

Per aspera ad astra, sapere aude! Удачи!
С огромным уважением, старые динозавры.

Правила Анастасии Окуневой (дважды призера заключительного этапа Всероссийской олимпиады) в чем то перекликаются с выше изложенным, я ценю их за краткость и конкретность.

  1. Обязательно выспись. На олимпиаду как на праздник надо идти бодрым, красивым и уверенным в себе.
  2. Шпаргалок не бери. Победи достойно.
  3. Одевайся теплее – не лето.
  4. Получил задание – спокойно. Не суетись. Просмотри все листы от начала до конца. Оцени время написания.
  5. Выбери ответы, на твой взгляд самые правильные, отметь их карандашом. Закрой глаза, отвлекись немного, потом выполни задание на чистовик.
  6. Никогда не оставляй вопрос без ответа, даже если ни одно слово тебе в нем не знакомо. Такие вопросы нужны для проверки силы твоего характера. Не поддавайся.
  7. Повторите все лабораторные работы и практические задания, которые имеются в учебниках по биологии, не исключено, что что-то похожее встретите и на лабораторном практикуме.
  8. После выполнения последнего задания встань, разомнись, выйди прогуляться (на любой олимпиаде это допустимо). После возвращения представь, что ты Наталья Павловна и попробуй проверить свою работу как ученическую.
  9. После олимпиады встречаемся в лицее «выпустить пар».

Подготовка к олимпиадам

по биологии

Учитель биологии

МОУ «МГМЛ»

Магнитогорск

Введение. 2

1. Теоретическая подготовка. 3

1.1. Работа с текстами. 3

1.2. Работа с таблицами. 6

1.3. Задания на соответствие. 11

2. Практическая подготовка. 14

2.1. Ботаника. 14

2.2. Зоология. 19

2.3. Анатомия. 28

Введение

Олимпиады по биологии позволяют повысить мотивацию учащихся к изучению базового учебного предмета «Биология». Олимпиада даёт возможность заинтересовать широкий круг учащихся и популяризовать биологические знания.

Олимпиада является одной из форм внеклассной работы . Первый отборочный тур проводится на школьном этапе, а затем на уровне района, города и т. д. Поэтому одной из главных задач олимпиады является выявление наиболее способных школьников и их подготовку к разным этапам олимпиадного движения. Предлагаемое пособие могут использовать учителя биологии и учащиеся, интересующиеся биологией и самостоятельно готовящиеся к олимпиаде.

Задания, проверяющие степень информированности учащихся по биологии;

Задания, направленные на определение уровня интеллектуального развития;

Задания, связанные с применением новых знаний и новых способов деятельности на основе творческого поиска.

Олимпиада школьников по биологии проводится на основе общеобразовательных программ основного общего образования и включает теоретические и практические туры.

Теоретический тур олимпиады направлен на проверку общебиологических знаний как основы научной картины мира, норм и правил здорового образа жизни, умений характеризовать, распознавать, определять, сравнивать, объяснять и сопоставлять биологические объекты, процессы и явления, делать выводы по следующим разделам:

- «Биология – наука о живой природе»;

- «Клетка как биологическая система»;

- «Организм как биологическая система»;

- «Многообразие организмов»;

- «Человек и его здоровье».

Практический тур для всех участников олимпиады может включать задания по морфофункциональной характеристике биологических объектов и выполнение экспериментального задания. На практическом туре учащиеся должны показать умение работать с микроскопом, делать морфофизиологическое и морфофункциональное описание биологических объектов, приготавливать микропрепараты, проводить простейшие эксперименты, при этом учитывается техника проведения эксперимента, оформление записей и рисунков, обоснование полученного результата.

Олимпиада по биологии позволяет оценивать качество подготовки учащихся по предмету и выявлять одаренность её участников.

1. Теоретическая подготовка

1.1. Работа с текстами

1.

Снаружи листа находится кожица, образованная … (1) тканью. В основном кожица состоит из крупных бесцветных клеток. Другие клетки имеют хлоропласты и расположены парами, образуя …(2). Изменение их формы приводит к образованию - …(3) щели, через которую происходит газообмен. Под кожицей находится мякоть листа, состоящая из …(4) ткани. Мякоть листа пронизана жилками, в строении которых различают ткани: … и … (5,6). Они выполняют функции опоры и передвижения питательных веществ.

2. Прочитайте текст и озаглавьте его. Вставьте пропущенные слова.

Верхушка корня покрыта корневым чехликом, образованным … (1) тканью. Основное его значение - …(2) молодых клеток корня. Следующие зоны - …(3) и …(4) обеспечивают рост корня в длину. Они состоят из клеток … (5) ткани. В зоне всасывания происходит поглощение из почвы воды с растворенными минеральными веществами. Процесс всасывания осуществляют вытянутые клетки - …(6). В зоне проведения находится осевой цилиндр, обеспечивающий проведение полезных веществ в побег и придающий прочность корню. Осевой цилиндр образуют ткани: …(7, 8).

3. Прочитайте текст. Догадайтесь, о каком организме идет речь. Обоснуйте свой ответ, выделив в описании признаки принадлежности к конкретной систематической группе (царство, тип/отдел, отряд/семейство, вид).

На полях с плохой почвой можно встретить удивительный организм, который иногда ошибочно называют «елочкой». Предки его были огромными деревьями, жившими на нашей планете много миллионов лет назад и дошедшие до нас в пластах каменного угля. Описываемый организм имеет длинные корневища и стебель, состоящий из члеников с неразвившимися листьями. Ранней весной у него появляются колоски со спорангиями. Вскоре весенние побеги отмирают, и вместо них появляются летние побеги с многочисленными мелкими зелеными листьями.

4. Прочитайте текст и озаглавьте его. Вставьте пропущенные слова.

Транспорт веществ в растительном организме происходит по… (1) тканям. Эти ткани пронизывают все растение, соединяя основные вегетативные органы – корень,… и …(2,3), а также цветки и плоды. Вода с растворенными минеральными веществами передвигается от корней к побегу по слою - …(4). Ее главные проводящие элементы, которые называют…(5), представляют собой длинные трубки, образованные стенками мертвых клеток без поперечных перегородок между клетками. Органические вещества передвигаются от листьев к корням по …(6).

5. Прочитайте текст и озаглавьте его. Вставьте пропущенные слова.

Различают три основных типа видоизмененных побегов: клубень,… и …(1,2). Как и на любом другом побеге в строении клубня картофеля выделяют стебель, на котором расположены…(3) и…(4), иначе их называют бровки и глазки. В видоизмененном стебле накапливаются запасные питательные вещества. Для клубня картофеля основным запасным веществом является…(5). Способ размножения картофеля клубнями принято считать…(6), так как в размножении не принимают участие половые клетки (гаметы).

6. Прочитайте текст и озаглавьте его. Вставьте пропущенные слова .

Почка – зачаточный …(1). Снаружи почки обычно располагаются…(2), которые защищают ее от высыхания и механических повреждений. Осевая часть внутреннего строения представлена…(3). На этой оси находятся…(4), а в их пазухах можно различить…(5). Почки, из которых развиваются побеги с листьями, называют…(6), а почки, из которых формируются соцветия,-…(7).

7. Вставьте пропущенные слова в тексте.

Семя фасоли снаружи покрыто плотной … (1). Она предохраняет от высыхания и повреждения остальные части семени. Под ней располагается … (2). Основной запас семени фасоли содержится в …(3). Между ними находится зародышевый корешок, … и … (4,5). В отличие от семени фасоли у зерновки пшеницы основной запас питательных веществ находится в …(6), который образуется при слиянии спермия с …(7).

8. Проанализируйте текст и ответьте на вопросы.

Впервые ядро в растительной клетке обнаружил английский ботаник Роберт Броун. Рассматривая разные части растения в микроскоп, он сделал вывод, что все растительные клетки содержат ядра.

1. Все ли клетки цветкового растения содержат ядра? Приведите примеры.

2. Укажите функцию ядра в растительной клетке. Каким образом она связана с основной функцией ткани? Приведите пример.

9. Проанализируйте текст и ответьте на вопросы.

По совету известного ученого натуралиста Карла Линнея в Швеции в 18 веке были созданы цветочные часы. По ним определяли время в зависимости от того, какие цветки раскрыты. В 5 часов свои лепестки раскрывали цветки козлобородника, а в 12 часов ночи закрывались цветки кактуса.

a. Почему разные цветки раскрываются в разное время суток?

б. Какие процессы жизнедеятельности растения обеспечивают движение лепестков околоцветника?

10. Прочитайте текст. Догадайтесь, о каком организме идет речь, обоснуйте свой ответ, выделите признаки принадлежности к конкретной систематической группе .

Море – естественная среда обитания этих животных. Характерная особенность всех животных данной систематической группы – наличие стрекательных клеток, содержащих ядовитую жидкость. Таким оружием животные пользуются и для защиты и для нападения. Описываемый организм относят к одиночным формам, хотя близкие его родственники образуют гигантские колонии и даже рифы. Тело животного радиально симметрично и более чем на 90% состоит из воды. Его купол, или зонтик, может достигать 40 сантиметров в диаметре. На нижней стороне зонтика расположено ротовое отверстие, вокруг которого свисают длинные ротовые лопасти. Пищеварение осуществляется в кишечной полости. Окраска купола розоватая, в средней его части крестообразно расположены половые железы.

11. Прочитайте текст. Догадайтесь, о каком организме идет речь. Обоснуйте свой ответ, выделив в описании признаки принадлежности к конкретной систематической группе (царство, тип \ отдел, отряд \ семейство, вид).

Это весьма своеобразные морские животные. Их большое обтекаемое тело покрыто пухом, а под кожей расположен толстый слой жира. Летать и быстро бегать они не могут, зато превосходно плавают и ныряют. Передние конечности их приспособлены к водному образу жизни и видоизменены в ласты. На суше они передвигаются на задних конечностях или скользят по льду на брюхе. Опорой для органов тела является внутренний костный скелет, особенностью которого можно считать наличие киля и развитость грудной мускулатуры. Возможность обитания в суровых полярных условиях обеспечивается теплокровностью и сложно устроенной центральной нервной системой. В период размножения самка откладывает яйцо, которое насиживает стоя, держа его на лапах и прикрывая сверху брюшной складкой.

12. Прочитайте текст. Догадайтесь, о какой структуре организма человека идет речь. Обоснуйте свой ответ.

Это особая разновидность соединительной ткани, представляющая собой жидкость белковой природы. По составу она близка к плазме крови, но содержит меньше белка. Кроме жидкой части, в ней можно обнаружить форменные элементы, образующиеся в специальных узлах. Основное значение этих форменных элементов заключается в защите организма от чужеродных микроорганизмов. Движется эта жидкая ткань по особым незамкнутым сосудам. Сосуды соединяются в грудной проток, впадающий в полые вены большого круга кровообращения, и загаданная ткань включается в состав крови.

13. Прочитайте текст. Догадайтесь, о каком органе идет речь. Обоснуйте свой ответ.

Данное биологическое образование прочно сращено с костью. Основное значение его заключается в обеспечении роста костей в толщину и срастания костей при переломах. Сквозь живые клетки этой биологической структуры проходят нервы и кровеносные сосуды в полости костей.

14. Прочитайте текст. Догадайтесь, о какой структуре организма человека идет речь. Обоснуйте свой ответ.

Этот орган есть только у млекопитающих. Он разделяет грудную и брюшную полости. У новорожденных в связи с более горизонтальным расположением ребер купол его более выпуклый, а у пожилых людей он сильно уплощен. Данный орган участвует в акте дыхания вместе с мышцами живота. Купол, обращенный выпуклой поверхностью в сторону груди, уплощается во время вдоха, увеличивая объем грудной клетки. Через отверстие в этом органе проходят кровеносные сосуды, нервы и пищевод. Волокна органа способны сокращаться и расслабляться.

1.2. Работа с таблицами

Заполните таблицы, используя порядковый номер слова из словарика. Обозначения в некоторых графах могут повторяться.

1. Сравните животных, относящихся к классам Двустворчатые моллюски и Малощетинковые черви.

Признаки сравнения

Тип Моллюски

Класс Двустворчатые моллюски

Тип Кольчатые черви

Класс Малощетинковые черви

Представитель

Отделы тела

Покровы тела

Пищеварительная система

Дыхательная система

Кровеносная система

Выделительная система

Словарик: 1. Дождевой червь 2. Рот 3. Поверхность Глотка 5. Кожно-мускульный мешок 6. Мантия 7. Беззубка 8. Зоб 9. Кишечник 10. Жабры 11. Раковина 12. Незамкнутая 13. Две почки 14. Нога 15. Членики 16. Замкнутая 17. Туловище 18. Парные выводные трубочки в сегментах Сифоны 20. Желудок

2.

Признаки сравнения

Речной рак

Отделы тела

Дыхательная система

Кровеносная система

Выделительная система

Нервная система

Органы чувств

Словарик: 1. Почки 2. Кожа 3. Глаза 4. Окологлоточное нервное кольцо 5. Головогрудь 6. Хитин 7. Наружный 8. Орган слуха 9. Мочеточники 10. Жабры 11. Незамкнутая 12. Конечности 13. Головной мозг 14. Усики 15. брюшко 16. Клоака 17. Внутренний 18. Орган осязания 19. Туловище 20. Спинной мозг 21. зеленые железы 22. Орган обоняния 23. Голова 24. Замкнутая 25. Брюшная нервная цепочка 26. Легкие 27. Мочевой пузырь

3. Сравните животных типов Членистоногие и Хордовые

Признаки сравнения

Отделы тела

Конечности

Кровеносная система

Дыхательная система

Нервная система

Выделительная система

Словарик : 1. Сухая кожа без желез 2. Носовые отверстия 3. Головогрудь 4. Легкие Узлового типа 6. Хитин 7. Наружный 8. Замкнутая 9. Шея 10. Почки 11. Членистые конечности – 4 пары 12. Гортань 13. Выделительные трубочки 14. Хвост 15. Роговые чешуи 16. Мочевой пузырь 17. Незамкнутая 18. В форме нервной трубки 19. Голова 20. Клоака 21. Бронхи 22. Передние и задние конечности 23. Брюшко24. Мочеточники 25. Внутренний 26. Туловище 27. Трахея (трахеи).

4. Сравните животных, беспозвоночное и позвоночное, обитающих в пресном водоеме

Признаки сравнения

Речной рак

Речной окунь

Отделы тела

Покровы тела

Дыхательная система

Кровеносная система

Выделительная система

Нервная система

Органы чувств

Словарик: 1. Жабры 2. Замкнутая 3. Зеленые железы 4. Внутренний 5. Почки 6. Кожа 7. Хитин 8. Слизь 9. Незамкнутая 10. Наружный 11. Кости и хрящи 12. Глаза13. Окологлоточное нервное кольцо 14. Головной мозг 15. Усики – органы обоняния16. Внутренне ухо 17. Мочеточники 18. Чешуя 19. Спинной мозг 20. Головогрудь21. Мочевой пузырь 22. Хвост 23. Брюшная нервная цепочка 24. Туловище 25. Боковая линия 26. Брюшко 27. Органы вкуса 28. Голова 29. Членистые конечности 30. Плавники

5. Сравните животных, беспозвоночных и позвоночных, освоивших воздушную среду обитания

Признаки сравнения

Майский жук

Конечности

Дыхательная система

Кровеносная система

Нервная система

Органы чувств

Словарик: 1. Глаза 2. Головной мозг 3. Трахеи (трахея) 4. Незамкнутая 5. Легкие 6. Внутренний 7. Передние конечности 8. Хитин 9. Три пары членистых конечностей 10. Усики – органы обоняния и осязания 11. Спинной мозг 12. Перья 13. Задние конечности 14. Замкнутая 15. Носовая полость 16. Надкрылья 17. Кожа 18. Наружный 19. Окологлоточное нервное кольцо 20. Среднее ухо 21. Гортань 22. Кости и хрящи

23. Брюшная нервная цепочка 24. Внутреннее ухо 25. Воздушные мешки

26. Вестибулярный аппарат 27. Перепончатые крылья

6. Заполните таблицу, используя порядковый номер слова из словарика .

Словарик: 1. Отсутствует. 2. Желудок. 3. Выделительные трубочки в сегментах тела. 4. Замкнутая. 5. Зоб. 6. Туловище. 7. Рот. 8. Хорда. 9. Хвост. 10. Жаберные щели. 11. Глотка. 12. Вся поверхность тела. 13. Членики. 14. Пищевод. 15. Плавники. 16. Печень. 17. Узлового типа. 18. Кишечник. 19. Нервная трубка. 20. Кожа. 21. Слизь.

Признаки сравнения

Дождевой червь

Ланцетник

Отделы тела

Дыхательная система

Кровеносная система

Пищеварительная система

Выделительная система

Нервная система

7. Заполните таблицу, используя порядковый номер слова из словарика. Сравните свободноживущие организмы, относящиеся к типу Кишечнополостные и Плоские черви.

Признаки сравнения

Тип Кишечнополостные

Тип Плоские черви

Представитель

Симметрия

Число слоев, образующих тело

Покровы тела

Пищеварительная система

Нервная система

Органы чувств

Словарик: 1. Белая планария 2. Диффузная (сетчатая) 3. Головной нервный узел 4. Два нервных ствола 5. Двусторонняя 6. Пресноводный полип гидра 7. Радиальная 8. Два 9. Три 10. Рот 11. Кишечная полость 12. Глотка 13. Эктодерма 14. Кожно-мускульный мешок 15. Чувствительные клетки эктодермы 16. Два глаза 17. Клетки энтодермы 18. Кишечник 19. Осязательные лопасти.

8. Заполните таблицу, используя порядковый номер слова из словарика.

Отдел головного мозга

Особенности строения

Продолговатый мозг

Мозжечок

Средний мозг

Промежуточный мозг

Большие полушария мозга

Словарик: 1. Четверохолмие 2. Регуляция работы эндокринной системы 3. Поддержка равновесия Доли: затылочная, височная, лобная, теменная 5. Регуляция сердцебиений и дыхательных движений 6. Гипофиз 7. Регуляция работы вегетативной нервной системы 8. Похож по строению на спинной мозг 9. Анализ всей информации, получаемой от органов чувств 10. Регуляция движений тела в пространстве 11. Регуляция глотания, слезоотделения, кашля, чихания 12. Червеобразное Гипоталамус 14. Регуляция ВНД 15. Кора больших полушарий 16. Регуляторные рефлексы, возникающие под влиянием зрительных и звуковых импульсов 17. Два небольших полушария

9. Заполните таблицу, используя порядковый номер слова из словарика .

Вегетативная нервная система

Части ВНС

Строение

Воздействие на организм

Симпатическая

Парасимпатическая

Словарик: 1. Ускорение работы сердца. 2. Расположение рефлекторных центров в головном и спинном мозге. 3. Переход организма из активного состояния в критической ситуации в состояние покоя. 4. Расположение нервных узлов вдоль спинного мозга. 5. Расширение кровеносных сосудов. 6. Расширение зрачков. 7. Расположение рефлекторных центров в спинном мозге. 8. Замедление процесса пищеварения. 9. Блуждающий нерв. 10. Замедление сердцебиений. 11. Мобилизация работы всего организма в критических ситуациях. 12. Ускорение процессов обмена веществ. 13. Расположение нервных узлов вблизи или внутри иннервируемых органов. 14. Сужение просвета кровеносных сосудов. 15. Усиление секреции пищеварительных соков. 16. Усиление потоотделения.

К сожалению, не у всех молодых людей, желающих сдавать биологию в качестве вступительного экзамена, есть возможность воспользоваться услугами репетитора. У кого-то недостаточно средств, чтобы оплачивать отнюдь не дешевые занятия, другим попросту не хватает времени на регулярные визиты к частному преподавателю. Однако, преисполнившись должного упорства, вы можете и сами подготовиться к ЕГЭ.

Подготовка по учебникам

Для того чтобы успешно сдать ЕГЭ, вы должны в полной мере овладеть материалом, предлагаемым вам школьным курсом биологии. Обратитесь в библиотеку и попросите выдать вам комплект книг за все годы, в которые изучался данный предмет. Перечитайте все книжки, освежите в памяти знания. Вам необходимо понимать сложные механизмы, происходящие в природе. Но при подготовке к ЕГЭ не обойтись и без зубрежки – классы млекопитающих и жизненные циклы микроорганизмов необходимо заучить. Помимо учебников, желательно использовать и дополнительную литературу: пособия для поступления, рекомендуемые ВУЗами, материалы для подготовки к .


Популярные авторы для подготовки к ЕГЭ – Догель, Богданова, Ярыгин.

Курсы

Многие ВУЗы проводят курсы для желающих сдавать ЕГЭ. Их стоимость существенно ниже индивидуальных занятий. Лекции проводят опытные преподаватели, которые постараются донести до вас максимальное количество информации, подробно разобрать сложные темы и ответить на возникшие вопросы.

Регулярная тренировка

При сдаче ЕГЭ сборник тестов за прошлые годы должен стать вашей настольной книгой. Обращайтесь к ней каждый день. Решайте тесты, сверяйте и перечитывайте темы, которые вы недостаточно хорошо усвоили. Желательно успеть сделать задания по всем разделам. Если удастся прорешать тесты дважды – отлично, это поможет вам глубже усвоить материал.


К повторному прохождению теста, который вы в первый раз написали не очень хорошо, лучше вернуться через несколько дней – чтобы буквы правильных ответов забылись, а знания улеглись.

Решение задач

Невозможно готовиться к ЕГЭ по биологии и обойти вниманием задачи. Занимаясь самообразованием, не упускайте их из виду. Выучите законы и формулы, которые понадобятся вам для расчетов длины цепи ДНК и количества съеденных грызунов для хищника, находящегося на вершине пищевой цепочки. Вы должны уметь решать задачи не только правильно, но и быстро, ведь от этого зависит ваш результат.

Научно-популярные фильмы

Подготавливаясь сдавать тестирование без репетитора, используйте все доступные для вас материалы. К примеру, огромное количество полезной информации вы можете почерпнуть из научно-популярных фильмов, которые можно посмотреть на каналах Animal Planet или Discovery. Ленты могут быть как семейно-развлекательного характера, к примеру, о выкармливании детенышей ленивцев, так и на серьезные темы – строении глаз насекомых, эволюции микроорганизмов. Любой вопрос о живой природе может попасться вам на ЕГЭ, поэтому, чем шире будет ваш кругозор, тем выше шанс получить хороший балл.

Единый Государственный Экзамен по истории является одним из вступительных экзаменов в большинстве гуманитарных вузов России. При подготовке к ЕГЭ по истории важно научиться не только запоминать даты и события, анализировать факты внутренней и внешней политики государства, но и обращаться с особым форматом заданий ЕГЭ, знать его особенности.

Инструкция

В 2011 году досрочная сдача ЕГЭ по проводится 29 апреля, основная сдача – 14 июня. Экзамен начинается в 10:00 по местному времени во всех субъектах РФ. На экзамен по истории отводится 210 минут.

Сейчас существует большое количество курсов, предлагающих помощь в подготовке к ЕГЭ. Эти занятия – не краткий курс истории, а помощь именно в освоении формата ЕГЭ. На таких занятиях вам расскажут об особенностях тестовых заданий и их формулировок, вы научитесь распределять на выполнение заданий, узнаете о стандартных ошибках , сможете пройти пробные варианты тестов.

Специалисты считают, что лучший способ подготовиться к ЕГЭ - пройти заранее как можно больше вариантов тестов, которые можно найти как в книжных магазинах, так и в интернете.

На настоящий момент существует и множество печатных , которые могут полезными. Например:
1) Соловьев Я.В. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2011. История

2) Гевуркова Е.А. ЕГЭ 2011. Типовые тестовые задания. История

Вы, наверняка, хотите по результатам ЕГЭ поступить в ВУЗ на бюджетное отделение. Бюджетный конкурс в большинстве престижных университетов начинается свыше 75 тестовых баллов. Иногда без специальной подготовки практически невозможно добиться таких результатов на ЕГЭ по русскому языку .

Инструкция

Можно следующими средствами для подготовки к ЕГЭ по русскому языку : используйте бумажные пособия, мультимедийные CD, содержащие массу информации, походите на занятия подготовительных курсов для поступающих в вузы, наймите репетитора для индивидуальных занятий по подготовке к ЕГЭ .

Для самостоятельной подготовки к ЕГЭ :
Будьте упорны, честолюбивы, и настройтесь на максимального тестового балла. Так как вашей воли вас никто и не сможет научить вас. Честно ответьте себе на вопрос: что вы знаете хорошо, что средне, а что не знаете вообще. Приобретите учебники, специальные для подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку .Выполняйте пробные , то есть проверяйте себя. Но при подготовке к ЕГЭ по русскому языку запомните, что важно не количество выполненных тренировочных заданий, а их качество. Ответьте на вопросы 2-3 пробных ЕГЭ , проверьте по ключам их на ошибки, там, где они есть, берите правило и учите, и так пока не будет ошибок.Все правила не только повторяйте, но и систематизируйте. При применении правила осмыслите его, чтобы не допускать ошибки по правилу, нужно выполнить подобные несколько раз.

Залогом при выполнении на ЕГЭ по русскому языку является соблюдение критериев, которыми руководствуются при выставлении оценок эксперты. Вот эти критерии:
- Формулировка проблем исходного текста;
- Комментарий к формулировке исходного текста;
- Позиция автора исходного текста;
- Собственное мнение экзаменуемого по проблеме;
- Речевая связанность, смысловая цельность, последовательность изложения;
- Выразительность и точность речи;
- Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, этических норм.Соблюдение всех этих и норм, упорная и систематическая подготовка позволит вам успешно сдать ЕГЭ по русскому языку .

От сессии до сессии живут студенты весело - всем известная истина. Если вы действительно весело прожили до сессии и о предстоящем экзамене узнали только накануне, то у вас есть одна ночь , чтобы к нему подготовиться. Утопия или...?

Инструкция

Что кривить душой – даже у самого ответственного студента бывает ситуация, когда завтра экзамен, а у него еще «и конь не валялся». А у некоторых такая ситуация вообще норма (что, конечно, но кого это останавливает?). И тогда знакомая картина: за кружкой кофе, чтение конспектов в попытках взвалить на мозг непомерную ношу в виде огромного количества информации, красные глаза утром, и напряженное молчание в ответ на вопросы экзаменатора. Меж тем, если подойти к делу грамотно, то даже за одну ночь можно подготовиться к . На « » вы его, конечно, не сдадите, но и не провалитесь.

Первым делом создайте себе рабочую обстановку и настройтесь на то, что придется потрудиться. Никаких шумных гостей, громкой музыки, телевизора, ICQ и телефона. Выключите все это, ибо всегда есть соблазн «глянуть почту одним глазочком», а потом оказывается, что за окном уже утро. Теперь достаньте все лекции по нужному предмету и билетов. Идти нужно строго по списку, так самим же будет легче.

Итак, читаете задание первого билета. Теперь читаете (про себя или вслух – кому как лучше запоминается) лекцию по теме этого билета. А теперь выделяйте из лекции 3 (да, именно 3) основных предложения. Это могут быть определения, теоремы или что-либо еще. Но пунктов должно быть три. Запоминайте их. Проговорите вслух. В идеале – в одном из этих должен содержаться вопрос экзаменационного билета, так будет еще проще. Аналогичным же образом поступаете со всеми остальными билетами. Вам кажется, что три пункта из каждого билета – это очень мало? Можно поспорить: основную суть вопроса вы ухватили – это раз. Сказать пару слов по каждому из трех пунктов сможете – это два. Ни в коем случае не произведете на преподавателя впечатление , вообще не слышавшего про его предмет – это три. А эти три фактора не позволят вам получить «неуд» за экзамен.

Источники:

  • как подготавливаться к экзамену

Единый государственный экзамен по обществознанию относится к наиболее сложным, поскольку включает в себя ряд дисциплин: социологию, экономику, правоведение, политологию. Его выбирают, как правило, выпускники, желающие поступать в гуманитарные вузы по специальностям, связанным с философией, юриспруденцией, торговлей, маркетингом, управлением и др.

Гайтон А., Холл Дж., Медицинская физиология . Практический учебник по физиологии ежегодно приводит в замешательство большинство участников оригинальностью заданий. Чтобы успешно решать такие задачи, надо иметь хороший багаж теоретических знаний и эрудиции. Данная книга, несмотря на большой объем, читается легко и иногда дает даже избыточную для олимпиады информацию (но мы-то знаем, что на теоретическом туре избыточных знаний не бывает!).

Рупперт Э. Э. Зоология беспозвоночных. В 4 томах . Единственный доступный современный учебник по зоологии беспозвоночных, который действительно ведет диалог с читателем, а не просто дает факты в энциклопедической форме. Вдобавок здесь есть информация и о методах современной классификации, и кладистики, без которой сложно усвоить систему живого мира.

Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных . Мой самый любимый учебник по зоологии позвоночных: эволюционный подход и рассмотрение материала не по классам животных, а по системам органов.

Зитте П., Вайлер Э. В., Ботаника. В 4 томах . По-немецки строгий и качественный учебник ботаники. Он широко освещает темы, которыми зачастую пренебрегают (или дают в малом объеме) другие пособия: физиология, филогения, популяционная биология и экология растений. К сожалению, информации об анатомии и морфологии недостаточно для практических туров.

Олимпиада Всероссийская олимпиада по биологии Идет подведение итогов регионального этапа

Соревнование для 6-11 классов с лабораторными экспериментами. Победители и призеры получают льготы при поступлении

Биология

Льюин Б. Гены, Клетки . База знаний по современной молекулярной биологии, клеточной биологии и биохимии. Такие энциклопедические книжки не следует читать перед самой олимпиадой, лучше за полгода-год. Стоит добиться не знания всех белков и их функций в клетке, а некоего общего понимания логики внутриклеточных процессов: метаболизма, передачи и реализации наследственной информации, транспорта и сигналинга, а остальное вам подскажут/расскажут в заданиях.

Кюнель В. Цветной атлас по цитологии, гистологии и микроскопической анатомии, Фаллер А., Шюнке М. Анатомия и физиология человека . Все, что может потребоваться в вопросах гистологии и анатомии. Анатомия Фаллера – качественная цветная книга, которая не углубляется в тонкости бугорков на костях и латинские названия, а дает понимание связей функций и структур в удобной форме. В конце каждой главы есть краткое содержание, что делает очень простым повторение материала в ночь перед соревнованием.

Watson J. D. Molecular biology of the gene . Прекрасный современный учебник молекулярной биологии от звездной персоны в мире науки. Это была первая книга о «молекулярке», которую я прочитал, и я до сих пор об этом не пожалел.

Futuyma D. Evolution . Эволюция, по моему мнению, самая сложная тема в биологии для понимания и изучения, и эта книга действительно непроста в усвоении. Но те, кто осмелятся ее открыть, найдут в ней и палеонтологию, и биогенез, и генетику, но, в основном, множество графиков, таблиц и гистограмм.

Michael T. Madigan Brock Biology of Microorganisms . Вдумчивое прочтение этой книги может заменить учебники по молекулярной биологии, биохимии, микробиологии, вирусологии, иммунологии, основам медицинских знаний и эпидемиологии. Все темы, хоть как-то связанные с микроорганизмами, прекрасно рассказаны и проиллюстрированы.

Peter H. Raven Biology of Plants . Данный учебник ничем не лучше русскоязычных по количеству информации, но читать его стоит хотя бы ради иллюстраций жизненных циклов различных растений и грибов.

Интернет-ресурсы

Биомолекула . Самый научный среди научно-популярных ресурсов русского интернета. Здесь можно найти новости науки и дайджесты журналов, обзоры и спецпроекты, и даже статью за моим авторством.

Элементы большой науки . Сайт, следить за которым должен каждый. Здесь публикуются даже не новости, а пересказы новых громких научных работ, и еще множество всего.

Батрахоспермум . Дерзкий журнал научной направленности для любознательных и приятных людей с чувством юмора. Авторские статьи из этого журнала читаются с огромным интересом, и совсем не требуют тяжелых мыслительных усилий для понимания. При этом журнал освещает многие необычные и уникальные темы, о которых вы, скорее всего, больше нигде не услышите.

По каким источникам готовиться к олимпиаде?

Об авторе: Гончарова Ольга Сергеевна. Родилась и выросла в г. Барнауле Алтайского края. Многократный победитель и призер различных этапов Всероссийских олимпиад по биологии и экологии. В 2005 г. выиграла золотую медаль на Международной олимпиаде школьников по биологии, которая проходила в Пекине. В данный момент учится на факультете биоинженерии и биоинформатики МГУ им. М.В. Ломоносова. Занимается научной работой по регенерации сетчатки у амфибий и млекопитающих в лаборатории сигнальных систем клетки НИИ ФХБ им. Белозерского.

Несмотря на то что олимпиада называется «школьной», уровень заданий и знаний, необходимых для их выполнения, далеко выходит за материал средней или даже специализированной биологической школы. Поэтому отложите школьный учебник подальше, для подготовки к олимпиаде он бесполезен. Идеально готовиться к олимпиаде по вузовским учебникам; также подходят некоторые, правда очень немногие, книги из категории «для поступающих в вузы». Из таких книг я бы порекомендовала второй и третий том трехтомника Г.Л. Билича и В.А. Крыжановского «Биология. Полный курс: В 3 т.» (М.: ОНИКС 21 век, 2002; Оникс, 2007).

С одной стороны, попытка провести экскурсию по «книжной полке идеального олимпиадника» и назвать хотя бы некоторые из стоящих на ней книг – не что иное, как попытка объять необъятное; кроме того, через несколько лет мои советы могут показаться смешными и старомодными, поскольку все время совершаются новые открытия, издаются новые книги, многие из старых изданий очень быстро и совершенно безнадежно устаревают (к примеру, книги по микробиологии или любые издания, связанные с таксономией и систематикой). С другой стороны, почти в каждой области биологии существуют свои книги-«фавориты», в которых изложены базовые истины, не изживающие себя с годами. Я попробую назвать здесь такие книги. Перечисление книг и материалов имеет достаточно конспективный вид, кроме того, я рекомендую и обсуждаю только те книги, которые читала сама.

Из полезных каждому олимпиаднику можно вспомнить книгу, известную под названием «лягушка». За рисунок на обложке олимпиадники так окрестили сборник заданий различных туров всероссийских и международных олимпиад прошлых лет (Пасечник В.В. и др. Биология. Сборник тестов, задач и заданий с ответами по материалам всероссийских и международных олимпиад: Пособие для учащихся. – М.: Дрофа, 2004). Значимость указанной книги трудно переоценить: сборник помогает переводить свои знания в «плоскость олимпиады», служит примером типичных заданий, с которыми вам предстоит столкнуться на ВБОШ, позволяет тренироваться в ответах на тесты. Чуть менее известен и популярен аналогичный сборник, выпущенный несколько раньше издательством «Мнемозина» (Пасечник В.В. и др. Биология. Сборник тестов, задач и заданий с ответами. По материалам всероссийских и международных олимпиад. Пособие для учащихся. – М.: Мнемозина, 2000–2003). Сейчас эти книги, особенно «лягушку», насколько я знаю, достать весьма сложно. К счастью, в Интернете появилось множество сайтов из разряда «в помощь олимпиаднику». Среди них прежде всего можно назвать сайт http://bioolimp.narod.ru. Здесь можно загрузить или даже решить в реальном времени задания теоретического и практического туров всероссийских и международных биологических олимпиад разных лет.

Далее я буду рекомендовать книги, группируя их по тематике. Начнем с ботаники. По морфологии и анатомии растений ничего лучше учебника Л.И. Лотовой (Лотова Л.И. Морфология и анатомия высших растений. – М.: УРСС. 2000; Она же. Ботаника: морфология и анатомия высших растений. – М.: УРСС, 2007) я не читала; материал в этой книге изложен четко и ясно, информации много, но в то же время она приведена очень лаконично. Некоторые олимпиадники еще рекомендуют классику – книги Хржановского, но их, во-первых, обычно сложно достать, во-вторых, изданы они давно, поэтому могут содержать устаревший материал.

В области зоологии беспозвоночных непревзойденными лидерами являются книги И.Х. Шаровой (Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных. – М.: Владос, 2004) и В.А. Догеля (Догель В.А. Зоология беспозвоночных. – М.: Высшая школа, 1981). Первая – более «новая», но и более краткая, вторая соответственно более обширная. Для достижения вполне приемлемого уровня знания достаточно прочитать одну из указанных книг. К сожалению, назвать только одну книгу, прочтения которой достаточно для полного погружения в зоологию позвоночных, я не могу. Какие-то базовые знания можно получить из книг «для поступающих в вузы», материал более профессиональных книг по зоологии позвоночных обычно избыточен для олимпиадника. В изучении зоологии позвоночных также может пригодиться двухтомник А.Ромера и Т.Парсонса (Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. – М.: Мир, 1992), это очень серьезная книга по сравнительной анатомии позвоночных. По той же теме могу еще порекомендовать небольшую, но очень содержательную книгу профессора МГУ Ф.Я. Дзержинского (Дзержинский Ф.Я. Сравнительная анатомия позвоночных животных. – М.: Аспект-пресс, 2005).

Есть интересная книга зарубежных авторов Э.Хадорна и В.Венера «Общая зоология» (М.: Мир, 1989). В ней собран материал по зоологии как позвоночных, так и беспозвоночных животных, но из-за необычной манеры подачи этого материала в качестве справочника книгу использовать не удастся. Эту книгу хорошо читать целиком в свое удовольствие, к тому же в ней много интересных данных по поведению животных.

Биохимия – наука очень обширная, соответственно и пособия по ней редко бывают тонкими и однотомными. Базовые знания, необходимые каждому биохимику, можно получить из книг знаменитого А.Ленинджера «Основы биохимии» (М.: Мир, 1985). Первое издание «Основ» представляет собой трехтомник, вышедший в 1985 г. Первый том этого издания предлагает вниманию читателя прописные биохимические истины, такие как строение и свойства молекул, образующих химическую основу живой природы; во второй том вошли материалы по биоэнергетике и метаболизму клетки; третий посвящен биохимии человека. В 1992 г. вышло второе издание «Основ биохимии», роскошная, богато иллюстрированная книга. К сожалению, она еще не переведена на русский язык и малодоступна в России, впрочем, как и третье и четвертое издания. Кроме книг Ленинджера, для изучения основ биохимии могу порекомендовать трехтомник А.Уайта (Уайт А. и др. Основы биохимии. – М.: Мир, 1981), особенно первый его том, где очень подробно и понятно изложены строение и свойства «биологических молекул» разных классов – аминокислот, углеводов, липидов. Подробным пособием по биохимии человека может служить двухтомник, написанный Р.Марри (Марри Р. Биохимия человека: В 2 т. – М.: Мир, 2004). Несколько выбивается из общего списка «многотомных биохимий» замечательная книга «Наглядная биохимия», написанная немецкими учеными (Кольман Я., Рем К.-Г. Наглядная биохимия. – М.: Мир, 2004). Изложение материала в ней совершенно уникально – на любом развороте книги справа дано лаконичное объяснение какой-либо темы, слева – иллюстрации к этой же теме. «Наглядная биохимия» – незаменимое справочное пособие олимпиадника, в ней можно найти очень много нужной информации по темам от физической химии до начал молекулярной биологии.

Для подготовки по молекулярной биологии мне хватило по большому счету двух книг. Одна из них, написанная А.С. Коничевым и Г.А. Севостьяновой (Коничев А.С., Севастьянова Г.А. Молекулярная биология. – М.: Academia, 2005), очерчивает базовые истины молекулярной биологии, такие как центральную ее догму, а также дает немало информации о концепции «мир РНК». Вторая книга (Кузнецов С.Л., Мушкамбаров Н.Н. Молекулярная биология. – М.: МИА, 2003) центральную догму «молекулярки» описывает достаточно конспективно, зато незаменима при изучении сигнальных систем клетки, путей передачи информации от плазмалеммы к ядру и всего, что с этим связано (клеточный цикл и его регуляция, проблема апоптоза и др.). Не могу не порекомендовать, хотя самой читать не пришлось, знаменитейшую «Молекулярную биологию клетки», написанную коллективом авторов под руководством Б.Албертса (Албертс Б., Брей Д., Льюис Дж. и др. Молекулярная биология клетки. – М.: Мир, 1994). Этот трехтомник (или, в другом издании, пятитомник) – библия и олимпиадника, и молекулярного биолога. К сожалению, раздобыть эту книгу сложно.

Микробиология, как уже упоминалось выше, весьма быстро развивающаяся наука. Считается, что на данный момент известно не более одного процента (!) всех существующих на планете микроорганизмов, поэтому простор для работы микробиологов поистине необъятен. Чуть ли не каждый день открываются новые виды микроорганизмов, их способы питания и условия жизни; новые представления о тех или иных свойствах микробов сменяют старые. Именно поэтому книги по микробиологии очень быстро устаревают. К счастью, на олимпиаде от вас не требуется знать новейших данных микробиологии, а для изучения ее основ достаточно прочесть книгу М.В. Гусева и Л.А. Минеевой «Микробиология» (М.: Академия, 2006). Я бы еще порекомендовала другую «Микробиологию», написанную зав. кафедрой микробиологии МГУ А.И. Нетрусовым вместе с И.Б. Котовой (Нетрусов А.И., Котова И.Б. Микробиология. – М.: Academia, 2007), а также «Общую микробиологию» тех же авторов (Нетрусов А.И., Котова И.Б. Общая микробиология. – М.: Academia, 2007).

Для изучения такой важной науки, как цитология, вам достаточно иметь книгу Ю.С. Ченцова «Введение в клеточную биологию» (М.: Академкнига, 2004). Эта книга, пережив несколько изданий, воспитала не одно поколение олимпиадников и студентов и по-прежнему остается актуальной.

Все сложнее с гистологией – наукой, идущей рука об руку с цитологией. Олимпиаднику необходимо и достаточно обладать знаниями только общей гистологии, не касаясь частной, иными словами, знать свойства различных тканей, их классификацию, уметь отличать ткани друг от друга и определять ткань по препарату. Для этого можно найти и выборочно изучить какой-либо атлас по гистологии для медвузов.

Какие-то особые знания анатомии человека на олимпиаде не понадобятся, за исключением знания строения скелета. Никто не будет требовать от вас назвать все сухожилия, но вот знать названия костей человека и даже их отдельных частей (ямочек, вырезок и прочих бугорков), а также уметь определять данные вам образцы костей обычно на олимпиаде нужно. Чтобы стать в этой области асом, достаточно найти любой понятный для вас медицинский атлас (я откопала где-то даже отдельный атлас по костям – маленькую карманную книжку). Мне сложно рекомендовать книги по физиологии человека, поскольку я сама занималась по заумному учебнику для медвузов, и вам его рекомендовать не буду.

По классической генетике хороша книга Инге-Вечтомова (Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции: Учебник для биологических специальностей университетов. – М.: Высшая школа, 1989), а по молекулярной просто великолепна книга И.Ф. Жимулева (Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006).

Где можно достать перечисленные книги? Многие из них можно купить, посмотрите на биофаке вашего университета или в каком-нибудь магазине «Медкнига». Также вполне возможно скачать книги из Интернета, но, если есть выбор, советую выбрать «бумажную книгу» и не портить зрение.



  • Разделы сайта