Какой должен быть учитель йоги. Обучение на инструктора йоги в Федерации йоги России. Инструктор йоги, какой он

Так как после учёбы осталось много времени, и я мог остаться в Москве, то благодаря помощи Андрея Верба смог начать практиковать полученные знания сразу в качестве преподавателя. Написать эту статью меня вдохновила сокурсница, так как поначалу мне казалось, что эти очевидные истины не имеет смысла высказывать, и сказать-то мне особо нечего. Но после её вопросов и рассказа, как прошла её первая практика, мне стало понятно, что нужно написать о своём опыте. Данная статья написана исключительно из личного опыта, и ни в коей мере не претендует на окончательную истину. Если у вас есть какие-либо замечания или уточнения, буду рад обсудить и скорректировать. Ориентирована она на начинающих преподавателей, так как со временем многое из сказанного будет глупостью или абсурдом. Но до этого нужно прожить скорее всего не один год преподавания.

Видео которое поможет вам стать преподавателем и получить сертификат:

Первая часть статьи будет посвящена асанам и логике построения занятий.

  1. Разминка, особенно в группах, ориентированных на начинающих в йоге, желательна от 20-ти минут до 40. Включать в неё можно всё что угодно, начиная от Сурья Намаскар, до различных вариаций сукшма-вьяямы. Из собственных и необъяснимых ощущений, стараюсь привносить что-либо новое в разминку каждый раз. Также пронаблюдайте за тем, чтобы были размяты все части тела, даже те, на которые вы не планируете проводить практику сегодня.
  2. Продумайте основу для каждой практики. По сути она очень даже консервативная и не подлежит особому изменению. Вариабельность для меня состоит в том, что в часовое занятие она просто не влезает по времени. Классическая последовательность: Разминка → Балансы → Асаны стоя → Асаны сидя → Асаны лежа → Перевёрнутые → Шавасана. В коротком варианте у меня получается так: Разминка → Балансы → Асаны на раскрытие чего-либо → Компенсации с этого "чего-либо" → Перевёрнутые → Шавасана. Также видел другую классическую схему, но она мне лично по ощущениям не сильно согласуется с моей практикой, хотя при этом из классической школы хатха-йоги: Разминка → Асаны сидя → Асаны лежа → Перевёрнутые → Асаны стоя (в основном балансовые) → Шавасана. Но выбирайте и пробуйте сами.
  3. Напиши два плана на практику, а лучше даже три. Особенно если это первая неделя. Подумайте, насколько они сбалансированы, есть ли в них компенсации, не содержат ли они ошибки. Почему три, объяснение в пятом пункте.
  4. Сделайте заготовки на любой отдел. То есть желательно иметь шпаргалки (небольшие листы с рисунками асан, которые можно аккуратно положить рядом с ковриком) с заготовками практики минут на тридцать с проработкой, к примеру, грудного отдела или усиление мышечного корсета рук. Но с другой стороны, не увлекайтесь сильно этим, в том смысле, что гармоничное развитие предпочтительнее быстрого удовлетворения острых недовольств. Эти шпаргалки принесут вам две пользы. Вы станете более уверенными в том, что вы способны быть компетентными, а также, в случае необходимости, будет чем занять занимающихся в форс-мажорных ситуация.
  5. Подумайте над вариантами практики, когда к вам придёт человек, который что-либо не может. Например, что вы будете делать, если занимающийся ломал позвоночник, с грыжами, с операциями на внутренних органах, с гипертонией, с ДЦП (ну это, конечно, жёстко, но мало ли)? В качестве примера, я на первое занятие всё прописал, спросил нет ли каких противопоказаний, болезней и переломов, получил ответ - Нет. И начал практику. И остаются законные сорок минут, где запланирована работа с областью пресса и перевёрнутые, и тут девушка говорит: "А мне сегодня перевёрнутые нельзя". И понятно, что на пресс ей тоже нежелательно выполнять асаны. Выручило только знание, чем такое заменять и умение быстро в голове рисовать комплексы. А у кого-то этого может и не быть. Также сразу посмотрите, как выполнять перевёрнутые для полных людей, не способных самим оторвать таз от пола.
  6. Свой первый комплекс я писал с таймингом, что и вам советую. То есть вы должны хотя бы примерно представлять, с какой по какую минуту проходят асаны по тематикам. Особо стоит отметить, что асаны на вторую сторону (К примеру, вначале мы делаем асаны на разогрев и вытяжение правой стороны тела, а потом идут асаны на левую сторону. Она здесь и называется второй) обычно короче, и в них нет определённого "клея", который был на первую сторону. Хотя смотря как напишите и планируете проводить.
  7. Старайтесь написать несколько коротких серий. Почему именно короткие? Потому что длинные серии хоть и предпочтительнее и более красиво ложатся в комплексы, но память, особенно в сочетании с волнением, очень короткая становится. Зачастую, пока сделаете одну сторону, начинаете другую, и тут понимаешь, что уже не помнишь, что давал в самом начале минут пять назад. Только поэтому предпочтительнее короткие серии с очень жёсткой логикой - почему и что за чем следует. Это позволит даже в случае забывчивость быстро восстановить последовательность.
  8. Делайте серии с виньясами. То есть переход из одной асаны в другую должен быть очень логичным и простым и с минимумом движений конечностями.
  9. Смотрите ролики других преподавателей с комплексами. Рассмотрите их логику. Я почти уверен, что у любого человека можно многому научится. Как минимум тому, что делать не стоит.
  10. Ходите на практику к другим преподавателям. Особенно это будет хорошо, если это будут люди продвинувшиеся больше вас в йоге. Но тут проявите здравомыслие. Как говорит Андрей Верба: "Задайтесь вопросом, хочется ли вам жить их жизнью?" Идите и учитесь у тех, на кого вам хотелось бы быть похожими.

Вторую часть хотелось бы посвятить самим методикам преподавания, настройке на преподавание.

  1. Не бойтесь быть хуже или оказаться в нелепой ситуации. Сядьте загодя дома, и до мелочей прокрутите в голове самые ужасные и конфузные варианты в голове. Чётко переживите их как будто на практике. Если же эти ситуации после возникнут в реальности, то они уже не будут для вас неожиданностью. У вас будут модели более правильных реакций на происходящее. Конечно, на всей планете соломку для падений не постелишь, но если вы склонны испытывать страх и теряться в форс-мажорах, то это вам поможет.
  2. Когда вам становится страшно или очень волнительно, представьте себе, что вы вышли из тела и смотрите на себя и на ситуацию, происходящую с вами, со стороны. В большинстве случаев, вы поймёте нелепость волнения, а если и не поймёте, то как минимум со стороны не так страшно.
  3. Придумайте готовые ответы на казусы. К примеру, перед первым занятием я позвонил своему первому преподавателю йоги, и мы говорили о преподавании. Один из важнейших советов был ответ на вопрос: «Что делать, если я что-либо забуду, а мне потом на это укажут?» «Сказать: "А я-то уже подумал, что никто вообще не заметит!"». В этом есть два плюса для вас: во-первых, у вас пропадёт лишний повод переживать; а во-вторых, вы этим приучаете своих занимающихся к участию в практике и в умении чувствовать Поток.
  4. Хотел бы отметить здесь рекомендацию Дениса Никифорова: «Представляешь перед собой аудиторию... и поехали! С дыханием, рекомендациями, разной степенью нагрузки, исправлениями, противопоказаниями и т.д. Очень всем рекомендую - развивает воображение, и можно сколько хочешь ошибаться:), но главное когда приходят «живые люди»:) никаких заминок уже не происходит». Также можно потренироваться на друзьях, домочадцах, они зачастую готовы один раз потерпеть, ради дорогого друга или родственника, а там глядишь и втянутся.
  5. Учитесь осознанности на себе. Следите за тем, что вы говорите, как себя ведёте и как реагируете на различные ситуации. Это очень важно, как минимум с двух позиций. Во-первых, вы должны соответствовать тому, что даёте своим занимающимся, а во-вторых, этим вы сможете изучать себя, и постигать очень глубокие слои своего сознания.
  6. Настраивайтесь на практику до занятия. Постарайтесь выдержать этот день максимально чистым, сделайте пранаяму. При возможности займитесь мантраяной, к примеру, в день авралов стараюсь читать мантру пока еду в метро. Также, можно давать на минуту-две погружение в себя для занимающихся вначале практики.
  7. Подумайте, что вы можете дать занимающимся. Осознайте свои сильные и слабые стороны. Даже если вы не скажете о том, что вас переполняет и слова, вы отдадите эти энергии занимающимся. Работайте над собой сознательно, а не как получится.
  8. Наблюдайте за залом до начала практики. Это много вам скажет о том, кто вам пришёл, что им требуется, какие у них зажимы и блоки. То, как они двигаются, сидят и общаются, иногда скажет вам больше, чем недели бесед проведённых вместе. Исходя из этого можно корректировать план практики. Вот тут вам и помогут варианты, написанные ранее.
  9. Очень хочется говорить о духовности, но, вспоминая себя, каким пришёл, и наблюдая, какие люди приходили в зал, когда был просто практикующим, понимаю, что сразу заговорив о духовности, можно вызвать только раздражение или непонимание. В качестве уловки для себя выбрал акцентирование внимания на осознанности. Начинаю с дыхания, потом старюсь вносить осознанность в мышцы и положение тела, а там недалеко и до токов энергии. Но это очень индивидуально, если у вас хватит тапаса сразу объяснить духовность, то мой вам поклон. Но что стоит делать сразу и не отступать от этого ни на йоту, так это от фразы: «Йога - это не физкультура и не физические занятия».
  10. Постоянно наблюдайте за залом. Я не преследую цель максимально избавить людей от проблем или правильно отстроить асаны. Приходят люди, которым стоит учиться двигаться, и не важно насколько правильно. Наблюдение даст вам возможность глубже понять зал, а также выделить ленивых, кого нужно стимулировать, и особо рьяных, которых нужно притормаживать, чтобы они себя не убили практикой.
  11. Говорите чаще на первых практиках. Этому есть несколько причин: во-первых, ум у занимающихся постоянно бегает, и ваш голос помогает им концентрироваться на практике; во-вторых, те комментарии о том, как выстроить асану, будут потихоньку вливаться в их головы; в-третьих, пока вы говорите, вы не успеваете волноваться. Не зря же советуют, когда очень страшно, петь. Пользуйтесь этим инструментарием. Но для уже продвинутых практиков лучше уже наслаждение тишиной в асанах. Они уже всё знают и умеют погружаться с себя.
  12. Рассказывайте им, какие должны быть ощущения. Для этого вам желательно хорошо попрактиковать эту асану, чтобы понимать, что тянется и в какой последовательности. Но тут есть два подводных камня. Во-первых, если зацикливаться на этом, то занимающиеся будут стремиться жить вашими ощущениями, а не познавать свои. Во-вторых, у всех разная физиология, и то, что вы чувствуете на данный момент, для них может оказаться пройденным этапом, а может и наоборот, вы никогда не сможете почувствовать то, что они будут ощущать всю оставшуюся жизнь.
  13. Особенно важно смотреть, кто и какие испытывает сложности в асанах. Пока у вас будут небольшие группы, то и занятия будут почти индивидуальными. Помогайте словами им, подскажите, как им лучше преодолеть сложность. Тут уместно рассказать о психосоматике, о карме, об аскезах. Важно, чтобы ваши слова были полезны и соответствовали ситуации.
  14. Учитесь играть голосом, интонацией. Фраза «Расслабляйтесь в этой асане» и «Тянем ногу выше, выше, выше!» говорятся в разной тональности, в разном ритме. Люди реагируют на это подсознательно, и это способно улучшить их практику.
  15. Вносите в практику сравнения и гиперболы. Динамику в марджариасане можно рассказывать, как детям, в сравнениях: «Злая кошка» - прогиб спины вверх; «Довольная кошка» - потягивание спиной вниз. В вирабхадрасанах можно говорить о мужественности, о силе, о воле. Гиперболы же помогают объяснять многие асаны, к примеру, показывая открытие (вирабхадрасана 2) и закрытие таза (вирабхадрасана 1) постарайтесь изобразить максимальный мах тазом, чтобы визуально у человека сложилась картинка между «плохо» и «хорошо». Гиперболы в шутливой форме помогают снять излишнее напряжение в телах занимающихся. Очень позитивно показать напряженное лицо со словами: «Такое лицо не помогает держать асану». А улыбка помогает его расслабить. Но смех нежелателен, так как сбивается дыхание и внимание.
  16. Держите контакт с людьми голосом и взглядом. По началу им важно ваше внимание, ваше одобрение или «осуждение». Когда вам нужно кого-то поправить, а человек стоит лицом вниз, или в другую сторону, просто начните говорить чуть громче, чётче и строго в его сторону. Результат сами проверите:)

Третья часть самая важная. Она, на мой взгляд, никогда не утратит своей актуальности, пока вы остаётесь в стезе преподавания.

  1. Введите для себя золотое правило, которое нарушать можно только при угрозе жизни. Личная практика обязательна после занятия до момента, пока вы уснули. Если у вас гости, родственники, наводнение, цунами, то дождитесь, пока они не улягутся, уснут или успокоятся. Чем дальше ваше состояние от спокойствия и равновесия в любую из сторон, тем больше личной практики перед сном.
  2. В конце практики, посмотрите на практикующих. Подумайте и прочувствуйте с чем вы придёте домой, и если требуются шаткармы, то решите сразу, что вам нужно. К примеру, если у вас почти все пришли с насморком или кашлем, то обычно делаю промывание носа, капалабхати, и если тяжело в груди, то симхасану с максимально резким и громким выдохом, и задержкой дыхания. Если же много энергии из свадхистаны получаю, то делаю длительные перевёрнутые с пранаямой. Но практикуйте только то, что знаете и умеете.
  3. Читайте духовную литературу в слух и с интонацией.
  4. Не взращивайте своё эго в ментальном плане. Давайте людям то, что им нужно, а не что у вас хорошо получается или вам жуть как хочется дать. Будьте скромнее в своих заслугах. Если у вас есть авторитет, то рассказывайте, что и у вас были и есть сложности, не стесняйтесь давать асаны, которые вы делаете хуже них, особенно если они важны для всех остальных.
  5. Не взращивайте эго в физическом плане. Но мой взгляд, преподавателю желательно быть на полшага впереди, чтобы помочь решить проблемы, и чтобы вы могли помнить, что эти проблемы бывают. Важно какая у вас энергия, а не куда вы можете засунуть ногу.
  6. Следите за своим питанием. Для меня сложно здесь в столице почему-то не есть много. Но очень хорошо помогает вспоминать слова сказанные Александром Степановым на эту тему: «Если я сейчас съем эту гадость, то потом с этой энергией пойду к Андрею, и потом ему будет ещё хуже». Вы уже на пути йоги, и вы должны помнить о своей связи со всеми окружающими. Будьте максимально ответственны.
  7. Знайте, что эта жизнь, грубо говоря, больше вам не принадлежит. Вам в любой момент будут задавать вопросы о любых сферах вашей жизни. Будьте готовы ответить на эти вопросы, или правильно объяснить, почему вы с них не компетентны.

Хотелось бы закончить эту статью словами мной уважаемого человека: «Квалификация преподавателя йоги - это прежде всего личная практика, генерирующая состояние единения и удовлетворенности. Это состояние возникает от комбинации: информация + практика + практика + практика в своё удовольствие. Гимнастические навыки и способность донести информацию второстепенны относительно качества (частотности) состояния преподавателя, потому что в конечном итоге, именно внутреннее состояние создаёт пространство вокруг."

С благодарностью всем учителям настоящего, прошлого и будущего! ОМ!

Что делать человеку, желающему стать преподавателем йоги? Где получить образование и чему учиться? Как долго длится обучение, и что в результате? Прежде чем перейти к подробностям, необходимо ответить на один важный вопрос:

Зачем вы хотите стать йога-тичером?

Уж точно не с целью заработать много денег-) Миллионов преподаватели йоги не получают. Например, средняя ставка в Питере – 120 руб. за человека (то есть, если к вам на занятие пришло 5 человек, вы получите 600 руб.). Можно давать частные уроки (от 1000 до 3000 за занятие) и проводить семинары (за недельный выездной семинар обычно просят порядка 10 000 руб. с участника). Конечно, известные преподаватели зарабатывают больше, но известность тоже нужно заработать. Звезды йоги часто открывают собственные клубы. Нередко инструкторы совмещают преподавание с основной профессией. Однако супер-мега-тичеры все же отдаются практике целиком.
Как скажется эта работа на качестве вашей собственной практики – тоже большой вопрос. Многие инструкторы со временем практикуют все меньше и меньше, потому как у них просто не остается моральных сил. Да и йога превращается из чуда в работу и перестает приносить удовольствие. Можно ли назвать настоящим йога-тичером человека, который не практикует сам?.. Хотя так происходит не со всеми, и часто преподавание является прекрасным стимулом для повышения собственного уровня.
Иногда инструкторами становятся просто потому, что йога – это прекрасно, и благодаря ей люди могут почувствовать себя хоть немного счастливее. Так что очень здорово дарить йогу как можно большему количеству существ. Что ж, это – замечательная мотивация настоящих боддхисатв, и как раз и таких и получаются самые лучшие преподаватели.
А еще бывает, что вместе с интенсивной практикой происходит полный развал социальных программ, и нет больше сил ходить в офис, привычные вещи и деятельность начинают казаться бессмысленными, и тут уж ничего больше не остается, кроме как совместить практику и работу. При этом никто не гарантирует, что вы на этом поприще преуспеете. В общем, прежде чем приступить к делу, хорошо разобраться в собственных мотивах и представлениях, дабы избежать разочарований.

Чему учиться?

Хороший преподаватель йоги должен как минимум обладать начальными познаниями в области анатомии, физиологии, травмобезопасности и психологии; знать историю и философию йоги, классические тексты, разбираться в направлениях и школах. Кроме того, понадобятся знания в области аюрведы и биомеханики. Нужно научиться практике асан «в потоке» и статике, базовым пранаямам и шаткармам. Потребуется освоить методики построения индивидуальных и групповых тренировочных последовательностей, научиться видеть и поправлять видеть ошибки учеников. Как правило, все эти вещи входят в учебный курс.
И еще, совершенно необходимое качество — способность к эмпатии. Если преподаватель не «чувствует» учеников, их состояние и настроение, преподавать будет сложно. Так что если вы — социопат, лучше оставайтесь студентом-)

Где учиться?

Мы собрали коллекцию наиболее популярных предложений на 2011-2012 г.г., и с удовольствием ею делимся.

Город Стоимость Сертификаты и дипломы Даты и продолжительность Преподаватели
Москва и Турция (Чирали)

Московский Аштанга Йога Центра совместно с Агапкин Йога Стейшн (www.yoga108.su)

Основной курс – 64000 Экспресс-курс – 50 000Экзамены — 2500 Диплом о повышении квалификации с присвоением специальности «преподаватель физической культуры» со специализацией «хатха йога» на основе государственной лицензии Института Традиционных Систем Оздоровления и подтверждающий сертификат Аштанга Йога Центра–Agapkin Yoga Station. Основной курс – с 1 октября 2011 г. по 20 мая 2012 г. (530 академических часов, включая часы самостоятельной практики, подготовки рефератов и время на написание дипломной работы). Экспресс-курс — с 03 по 16 октября 2011 г. В Турции (Чирали), продолжение — с 11 по 30 мая 2012 г. в Подмосковье. Руководители курса – основатель и ведущий преподаватель Аштанга Йога Центра,– Михаил Константинов, и основатель и ведущий преподаватель Agapkin Yoga Station, Сергей Агапкин.
Санкт-Петербург

Аштанга йога центр, экспресс-курс (yoga108.ru)

Экспресс-курс – 40 000Экзамены — 2000 Сертификат Аштанга Йога Центра 1 часть – с 1 по 15 июня 2012 г.2 часть – с 15 по 30 октября 2012 г. Экзамены по теории и практике 31 октября 2012 г. 208 часов Никитин Александр,Воробьева Мария,Карманова Екатерина,Журавлев Илья, Баранов Михаил, Шипкова Тамара, Константинов Михаил, Фролов Артём
Турция (Чирали) Стоимость Курса 41 тыс. руб.Стоимость экзаменов 2 тыс. руб. Сертификат Центра Йога108, в котором указано соответствие программы курса стандартам International Yoga Federation и American Yoga Alliance (E-RYT 200). Возможно получение “Свидетельства о повышении квалификации” государственного образца со специализацией “Преподаватель лечебной физической культуры с применением методов хатха-йоги”. 1 часть: 1 октября – 15 октября 2012 г. 208 часов 2 часть: 10 мая – 26 мая 2013 г. (включая два дня экзаменов) 140 часов Михаил Баранов, Илья Журавлев, Мария Воробьева, Евгений Бутов, Лилиан Мутовина, Мадаван Мунусами Андреем Головинов Лейлой Гаджинская и Максимом Корнилов
Москва

Курсы преподавателей при Федерации йоги России (сайт)

36 000 руб. + членские взносы в Федерацию Сертификат «Федерации йоги России» (признается документом международного образца и дает возможность выпускникам Школы инструкторов ФЙР получить Диплом Международной федерации йоги и Сертификат Международного альянса йоги без дополнительных экзаменов). Зима 2012: Заочное отделение:с 21-го января по 11 марта Очное отделение: с 23-го января по 16 февраля Весна 2012: Заочное отделение: с 17-го марта по 13 мая Очное отделение: с 26-го марта по 18 апреля Преподаватели ФРЙ и Московской государственной академии физической культуры
Киев, Карпаты, ГОА

Обучающие курсы преподавателей хатха-йоги по методике КПП Анатолия Пахомова (www.ukryoga.com)

От 600 до 1200$ Сертификат преподавателя КПП В Киеве, март-апрель 2012 в виде курсов выходного дня. (600 USD)в Карпатах, 1-14 августа 2012 в виде выездного семинара (600 USD) в Индии (ГОА) 7-20 февраля 2013 (в минигруппе) (1200 USD) Руководитель курса – Анатолий Пахомов
Москва 54 000 Сертификат Аштанга йога центра Длительность курса — 9 месяцев с октября по май, 300 часов.Начало курса 15 октября 2011 г. Денис Заенчковский,Сергей Кулыгин,Екатерина Сивакова,Дмитрий Беляев, Александр Братецкий, Леонид Ланин, Ольга Самсонова, Mатхура Мандала Дас (Михаил Мезенцев), Гаури (Юлия Кравченко)
Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Хабаровск, Самара, Новосибирск, Новокузнецк и др.

Ассоциация и Некоммерческое Партнерство “Содействие развитию Йоги Айенгара в России”

От 18000 за год. Официальный сертификат (выдает Комитет по Сертификации), Один курс – не менее трех лет. Список официальных учительских курсов на 2011-2012 г.г.: 1. Екатеринбург — курс Егора Ротова 2. С-Петербург — курс Сергея Михайлова 3. С-Петербург — курс Егора Ротова с участием Елены Ульмасбаевой и Ольги Ильинской 4. Хабаровск — курс Сергея Угрюмова 5. Самара — курс Марии Шифферс и Ольги Ильинской 6. Новосибирск — курс Егора Ротова 7. Новокузнецк — курс Сергея Михайлова 8. Москва — курс Марии Шифферс и Ольги Ильинской 9. Москва — курс Елены Ульмасбаевой 10. Москва – курс Инны Машьяновой 11. Москва – курс Галины Ожигановой 12. Екатеринбург – курс Ольги Звонцовой
Москва

Центр йоги «Прана», Экспресс-курс для преподавателей Хатха-йоги (pranayoga.ru)

45000-55000 Сертификат Первая часть курса пройдет в июне 2012 (предположительно с 11 по 24), вторая в сентябре 2012 (предположительно с 6-го) Курс длится 200 астрономических часов. Демин Дмитрий,Буланова Ольга,Зайцев Владимир,Галаев Михаил и др.
Москва

Федерация йоги (http://kundalini.ru)

45 000 Сертификат Федерации йоги Программа курсарассчитана на девять месяцев обучения. Начало занятий -сентябрь 2012 г.

В целом предложения схожи по своему наполнению и продолжительности, за исключением курсов йоги Айенгара. Здесь к инструкторам предъявляют, пожалуй, самые высокие требования: для поступления на курс обязательна рекомендация преподавателя, который обучал вас не менее двух лет, обучение длится три года.

Осторожно, подделка!

Существует несколько центров, например, школа «Крылья совершенства», «Открытый университет йоги» и некоторые другие, которые нам не понравились. Отличаются они тем, что предлагают научиться «работе с энергией», основам медитации, чтению прошлых жизней, «йоге секса» и прочим не очень понятным вещам. На наш взгляд, голова хорошего йога-тичера не должна быть забита «нью-эйджем», и тем более не следует забивать им головы своих учеников. Внутренние практики – дело сугубо индивидуальное. Йога-тичер и духовный учитель – понятия отнюдь не равнозначные. Так что если ваш инструктор пытается стать вашим гуру – найдите другого.
Если по окончании курсов вам будут предлагать «диплом государственного образца» – это обман, потому как такого не существует в природе. Максимум, на что можно рассчитывать в плане «официальных» документов – это диплом (свидетельство) о повышении квалификации. Вы получите сертификат того центра, где будете обучаться, и, возможно, после прохождения курсов вам предложат работу в этом же клубе. Некоторые центры предлагают за дополнительные деньги (но без экзаменов) получить сертификат IYA (internationalyogaalliance).

Как выбрать?

Программы преподавательских курсов более-менее унифицированы, и чаще всего соответствуют международным стандартам InternationalYogaFederation (http://www.internationalyogafederation.net). Выбор курсов определяется преимущественно преподавательским составом и местом. Если есть инструкторы и клуб, которому вы доверяете, то лучше всего получать образование именно там.

Кстати говоря, не обязательно учиться ради того, чтобы стать инструктором. После прохождения курсов вы получите много полезных знаний, которые пригодятся для собственных занятий. Как минимум, будете лучше понимать, что вы с собой делаете на тренировке-)) Хорошей практики!

Сегодня йога студии можно найти в любом крупном городе России. Кто-то практикует йогу в отдельных помещениях, кто-то в парках или даже на крышах зданий, а кто-то регулярно выбирается на йога-ретриты в разных точках мира. Некоторые решают подойти к занятиям йогой с противоположной стороны и стать инструктором. Но для того, чтобы сменить профессию и стать инструктором йоги, потребуются "второе образование" и большие инвестиции в себя. В этой профессиональной сфере не существует определенного рейтинга, как в академической системе, и нет, например, такого понятия, как “Йельский университет йоги”, поэтому новичку на первых порах может быть сложно. Виталия Летницкая, преподаватель йоги в “Спортивной секции" в Москве, помогла 4doctors разобраться в этом вопросе и рассказала, как стать инструктором по йоге, какие сертификаты требуются и какие школы по подготовке инструкторов йоги существуют.

С чего все началось?

Я решила поехать в Индию в школуRishikesh Yog Peeth на программу подготовки инструкторов по йоге по совету своей знакомой. На тот момент она только неделю как вернулась с подобной программы. Я тогда работала редактором издания в Сайгоне и уже планировала уходить с работы. Мне показалось это гармоничным транзитом для меня и с точки зрения географического перемещения из Вьетнама в Россию через Индию, и с точки зрения морального состояния. В первую очередь мне хотелось просто остаться на полтора месяца в Индии и пожить в каком-то новом режиме. Кроме того, это казалось достаточно логичным решением, потому что на тот момент я занималась йогой уже около четырех лет.

Какие есть школы по подготовке инструкторов?

Школы бывают разные, а в разных школах разные требования. В некоторых на момент подачи заявки оговаривается обязательный уровень личной практики для всех участников курса. Та школа, в которой училась я, не требовала определенного количества лет личной практики: среди шестидесяти участников были люди, которые до этого занимались йогой всего пару раз в жизни, а были и те, кто занимается уже более 6-7 лет. В школе не делают акцента только на практику и не ставят задачу стоять по окончании курса на голове. Здесь совершенно другой интерес. Во-первых, объясняют, что такое йога и чем она отличается от просто физической нагрузки или фитнеса. Что касается практической части, тебе рассказывают про анатомию йоги, как анатомически правильно выстраивать позы, как помогать выполнять асаны тем, у кого есть определенные физические ограничения или травмы. Разумеется, полутора месяцев недостаточно, чтобы стать сведущим в каком-либо деле. Но за это время закладываются азы, и впоследствии ты продолжаешь учиться, практикуя самостоятельно и уже выступая инструктором. Любой преподаватель йоги скажет, что он всегда остается учеником.

Йога – это целая система знаний. Это не только практическая часть: асаны составляют только одну восьмую часть пути. Йога подразумевает под собой и дыхательные практики (пранаямы), и определенное отношение к себе и к окружающим (ямы и ниямы), и заботу о чистоте собственного тела, в том числе очистительные практики глаз, носа, дыхательной, пищеварительной систем. В целом, это не просто прыжки на коврике и попытки загнуть себя в дугу. Практике должны предшествовать определенная осознанность и подготовка, не только моральная, но и физическая.

Школа Rishikesh Yog Peeth находится в городе Ришикеш на севере Индии, у истоков реки Ганг и прямо у подножия Гималаев. Там находится много школ - этот район считается колыбелью йоги. Школа сертифицированная и относится к Yoga Alliance . Преподавательские курсы (YTTC) стоят по-разному, в зависимости от школы и от страны. Обучение в моей школе стоило 1400 долларов США. В стоимость входил шестинедельный курс, а также проживание, трехразовое питание и дополнительные экскурсии. Занятия проходили пять дней в неделю, с понедельника по субботу. Каждый день начинался в 6 утра. После утренних процедур у нас было первое практическое занятие, с 7 до 9 утра, потом мы шли на завтрак. Естественно, все в школе было только вегетарианское и только индийское. После завтрака у нас были занятия по философии йоги, обед, затем лекция по анатомии и время для личной практики или библиотеки. Заканчивался день двухчасовым практическим занятием и ужином. В 10 вечера закрывались ворота, и никто не мог покидать территорию.

Для получения сертификата преподавателя надо было обязательно посещать все занятия, а в конце курса подготовить рабочую тетрадь с детальным описанием минимум тридцати асан: выполнение, пошаговое объяснение, противопоказания и показания к выполнению, компенсирующие асаны и подготовительные вариации. Частично это задание выполнялось по следам практических занятий, частично – при помощи книг из библиотеки и с учетом личной практики. Ведь учить можно только тому, что умеешь сам. Помимо этого, нужно было подготовить практический урок на полтора часа в паре с кем-то из студентов в качестве выпускного экзамена.


Какие бывают сертификаты?

Существует и система сертифицирования. Есть курс на 200 часов, который заканчивала я, а есть курс на 500 часов. Можно проходить их по этапам: сначала 200, а потом 300, а можно и сразу все 500. После окончания обучения надо подать заявку в Yoga Alliance , чтобы попасть в базу преподавателей и стать частью "йога-кооператива". При устройстве на работу часто требуют не только сертификаты, но и определенное количество часов преподавательской практики.

Есть разные направления йоги. Я заканчивала курс по хатха-йоге - это классический вариант. Есть аштанга-виньяса-йога, айенгара-йога, кундалини-йога, есть перинатальная йога или йога для детей – для каждой получают отдельный сертификат, потому что у каждого направления свои особенности преподавания. Но даже инструкторы с большим преподавательским стажем продолжают бывать на выездных семинарах и воркшопах, знакомиться с новыми техниками, принимать участие в ретритах. Так они могут уделять внимание определенным аспектам йоги, детокс-практикам или диетам. Можно сделать вывод, что получение первго сертификата - это только начало пути.

Когда Вы провели свое первое занятие?

Это произошло, когда я работала волонтером на ферме в штате Вашингтон, США. Во время утренней практики ко мне часто присоединялись хозяйка фермы и некоторые волонтеры. Полчаса-час каждое утро кто-то занимался вместе со мной, и я подстраивала занятие под уровень того, кто ко мне присоединялся. Иногда это были дети, несколько раз даже хозяин фермы Авель. Это была особая ситуация: у Авеля в связи с осложнением после операции ампутированы обе ноги ниже колена. И хоть он очень мобильный и во многом самостоятелен, мне нужно было учитывать его особенность, когда он присоединялся к практике.


Как понять, что преподаватель йоги достаточно компетентен?

Во-первых, надо обращать внимание, насколько преподаватель соизмеряет возможности и уровень группы с тем материалом, который он дает. Хорошо, когда преподаватель предлагает несколько вариаций, от самой базовой до более сложной, но важно, чтобы были учтены возможности всего класса. Также важно, чтобы преподаватель четко давал понять, что даже простая асана при правильном выполнении является полезной. Ведь йога – это не соревнование, кто дальше загнет ногу, это возможность прислушаться к своему телу. Во-вторых, стоит обратить внимание, ходит ли преподаватель по рядам и корректирует ли выполнение учениками той или иной асаны. Мне кажется странным, когда преподаватель в течение всего занятия выполняет асаны, просто называя их на санскрите или другом языке, но при этом не проговаривает, как анатомически правильно должна выстраиваться поза, и не корректирует учеников. В-третьих, преподаватель должен напоминать о важности синхронизирования движения и дыхания. Ведь каждое занятие – это исследование себя и своего тела. Задача инструктора не дать ученикам забыть, зачем они приходят на йогу и что эта практика может им дать.

Источник фотографий: Виталия Летницкая

Наши эксперты выделяют несколько основных моментов, на которые в первую очередь следует обращать внимание, выбирая учителя йоги.

Какую йогу он преподает?

Аштанга-виньяса? Бикрам? Нидра? Новичку трудно разобраться в множестве предлагаемых направлений йоги. На самом деле, это многообразие – явление сравнительно недавнее, возникшее в 1960-е годы. Большинство этих направлений выросли из хатха-йоги. Чаще всего они различаются лишь подходом к принятию асан: одна за другой в динамической смене (аштанга-виньяса, пауэр) или более спокойно (хатха, вини-йога), в прогретом помещении (Бикрам), и так далее.

«Коммерческая составляющая разных практик, желание использовать успешный проект под названием «йога», конечно, присутствуют, – признает психолог Алена Хромова. – Но такое же разнообразие видов существует, например, и в психотерапии. Кому-то подходят одни методы, а кому-то – другие».

Хороший учитель может еще до начала занятий посоветовать то, что лучше всего соответствует ожиданиям и личным особенностям ученика.

Какой у него диплом?

Преподавание йоги не требует высшего образования, но подготовка учителя играет огромную роль. Так, четырехнедельные интенсивные курсы подготовки инструкторов по йоге – пожалуй, не лучшая рекомендация. Кроме того, стоит поинтересоваться тем, как давно практикует сам учитель и у кого он учился.

Как практикует он сам?

Никто не может похвастаться тем, что дошел в йоге до конца пути. Хороший учитель йоги – тот, кто знает, что он остается учеником, и продолжает регулярно практиковать. Кроме того, лишь тот, кто сохранил живой вкус к практике, сможет ей обучить.

«Отношение к преподавателю йоги – наше основополагающее отношение, – отмечает психоаналитик Кристиана Бертле-Лорель, – мы проецируем на него существенную часть своего «Я» или, по крайней мере, того, каким мы хотели бы сделать свое «Я». Если он производит впечатление не слишком близкого к практике, как он может заинтересовать ею нас?»

Насколько он внимателен?

Каждое тело не похоже на другие, и у каждого ученика позы вызывают разные чувства и ассоциации… Чтобы обеспечить вхождение в практику и растворение в ней, учитель йоги должен создать благоприятную атмосферу, уделить внимание каждому.

Интересуется ли он состоянием здоровья учеников, прежде чем приступить к занятиям? Адаптирует ли упражнения к личным потребностям каждого?

Каковы его познания в анатомии

«Заниматься йогой без оглядки на физиологические ограничения может быть очень опасно, – подчеркивает Алена Хромова. – Поэтому как минимум базовые знания анатомии и физиологии учителю просто необходимы».

Уходя с занятия, ощущаете ли вы больше спокойствия, больше внимания, направленного внутрь?

Рассказывает ли ваш учитель йоги о точном выстраивании тела в каждой позе?

Объясняет ли он (и напоминает ли!), как правильно дышать? Без внимания к дыханию это уже не йога.

Каковы его познания в философии: может ли он назвать позы, которым учит (на санскрите или в переводе)? Может ли он рассказать о ключевых текстах йоги?

Это необходимые основы для преподавания.

Насколько он заботится о спокойствии

Оставляет ли учитель йоги хотя бы в конце занятия время для медитации и расслабления в тишине? Такой подход свидетельствует, что он придает важное значение интеграции, освоению и закреплению изменений в теле и в эмоциях, вызванных сменой поз.

Наконец, уходя с занятия, ощущаете ли вы больше спокойствия, больше внимания, направленного внутрь? Тогда есть шанс, что этот преподаватель хотя бы на шаг приближает вас к тому, что называется йогой.

Самое счастливое для вас время - часы, проведённые в йога-студии. Вы без ума от людей, с которыми там знакомитесь и оттого, какие все они открытые и интересные. Особенно вы восхищаетесь спокойным и умиротворённым преподавателем, который и создаёт всю эту волшебную атмосферу. Возникает мысль: «А было бы здорово преподавать йогу». Идея вас захватывает и вы начинаете искать в Интернете информацию о тичерз-тренингах. Прежде чем вы возьмёте на себя какие-то обязательства и потратите кучу времени и денег, задайте эти семь вопросов.

Вопросы, которые нужно задать себе:

  1. Практикуете ли вы регулярно? Чтобы преподавать, нужно практиковать - и делать это регулярно. Если вы всё ещё не занимаетесь самостоятельно без DVD или аудиозаписи, вы, возможно, не готовы преподавать. В идеальном мире йога-тичеры должны были бы заниматься йогой самостоятельно на протяжении многих лет, прежде чем начать преподавать. В реальности принято считать, что у будущего преподавателя должна быть самостоятельная практика продолжительностью минимум в год.
  2. Нашли ли вы свой стиль йоги? Что именно и как долго вы практикуете? Возможно, вы отдаёте предпочтение таким стилям известных учителей, как йога Айенгара или Аштанга-йога или авторским стилям современных: Шива Ри, Кали Рэй, Андрея Лаппы. Как бы то ни было, пока вы не найдёте путь йоги, который вам подходит, как вы можете знать, что конкретно изучать, что практиковать - и что преподавать?
  3. Бывало ли, что обстоятельства толкали вас на путь преподавания без каких-либо усилий с вашей стороны? Говорят, что когда ученик готов, учитель приходит. Можно также сказать, что когда учитель готов, ученики приходят. Явный указатель на то, что перед вами открывается путь преподавателя - это если вы вдруг по какой-либо причине обнаруживаете, что преподаёте. Допустим, друзья попросили вас провести для них небольшое занятие - даже если вы официально ещё не инструктор. А возможно, ваши учителя советуют вам пойти на тичерз. Если вы давно занимаетесь с одним учителем, вполне может быть, что он считает, что из вас получится хороший преподаватель.
  4. Есть ли у вас ресурсы, необходимые для участия в тичерз-тренинге? Чтобы пройти тренинг, нужны деньги, время и поддержка. Это нужно чётко понимать - особенно если вы человек семейный или у вас очень много работы. Идея занять деньги на обучение может казаться очень соблазнительной, однако учитывая, что начинающим учителям йоги приходится непросто в финансовом плане, начинать свой путь преподавания в долгах - не лучшая идея. Лучше всё же немного подождать и заработать эти деньги, продолжая развивать практику. Преподавание никуда от вас не денется, а лучшие преподаватели - те, у кого за спиной годы и даже десятилетия практики. Также важно выяснить, есть ли у вас время. Не выискивайте самые короткие курсы, будьте честны с собой и лучше найдите время для качественного обучения. У вас есть постоянная самостоятельная практика, вы влюблены к какой-то стиль, к вашему распоряжению необходимые ресурсы и всё указывает на то, что преподавание йоги - ваше призвание, пора искать курсы.
  5. Хорошая ли репутация у программы? Только потому, что программа сертифицированная, не значит, что она отличная. Задавайте вопросы. Сколько уже существует тренинг? Кто на нём преподаёт? Сколько людей его прошли? Найдите кого-то, кто учился на этом тренинге и задайте ему свои вопросы.
  6. Получу ли я знания относительно всех аспектов преподавания? Учиться на учителя - гораздо большее, нежели просто знать, как правильно делать асаны. Необходимо ориентироваться в анатомии, пранаяме, медитации и философии, вам должны быть знакомы концепции тонкой анатомии. Вы также должны проходить и основные йоговские тексты: по крайней мере, «Йога-Сутру» Патанджали, «Хатха-йога Прадипику» и «Бхагавад-Гиту». Лучшие программы - те, которые помогают установить связь со своим внутренним учителем, отточить интуицию - без этого вы просто не сможете преподавать. Хорошо, если вам расскажут что-нибудь о бизнес-аспекте преподавания и об этике йога-тичера.
  7. Предоставляет ли программа поддержку ученикам, легко ли будет общаться с учителями? Очень важный момент. Тичерз-тренинг длиной в месяц - опыт, который может перевернуть всю вашу жизнь. Если затем вы вернётесь к своим повседневным делам без какой-либо поддержки и без доступа к тем людям, которые были причастны к этому перевороту, вы можете оказаться в ужасном положении. Йога - мощная техника. Йога в группе, целый день, день за днём - мощная вдвойне. Любой тренинг, который не признаёт эту силу и не помогает ученикам справляться с любыми возникающими впоследствии проблемами, грешит невнимательностью и безразличием. Особенно важна забота, если у вас в жизни были какие-то серьёзные психологические травмы или потрясения, которые тичерз мог вывести на поверхность, и которые вы ещё не успели проработать. Прежде чем записаться на тренинг, спросите, сможете ли вы после его окончания высылать преподавателям возникающие вопросы и вообще общаться с ним.

Приглашаем принять участие в !

Пре-тичерз – это 50-ти часовой подготовительный к преподавательскому курс, который поможет вывести ваше понимание и практику йоги на новый уровень.

Курс охватывает широкий спектр тем – в программе история и философия йоги, базовые параметры контроля и отстройка асан, пранаямы и медитация, основы анатомии, практические видеоуроки и многое другое. Многосторонний, системный и доступный, этот курс станет отличным стартом для тех, кто задумывается о пути преподавателя йоги.

Ведущий – , харизматичный, глубокий и заботливый преподаватель, опытнейший практик йоги. Руслан начал личную духовную практику более 15 лет назад, обучался у мастеров в ашрамах и монастырях Индии и Северной Кореи. Преподаватель 200 и 500-часовых тичерз-тренингов Йога Альянса, зарекомендовавших себя по всему миру. Сотни студентов, успешно окончивших курс, преподают в Северной и Южной Америке, Корее и Японии, а также в России. Метод обучения Руслана является системным подходом к духовному росту на основе ключевых принципов классической йоги.



  • Разделы сайта