Как стать самураем. Самурай - это кто такой? Традиции самураев. В течении традиций

Прообразом современных зажигалок историки называют чертежи механизма, созданные еще легендарным художником, гением и изобретателем Леонардо да Винчи. Конструкция «колесцовогозамка» представляла собой громоздкий механизм с цепями, пружинами и колесами, который заставлял огниво двигаться, высекая из него искры.

Первые зажигалки: осторожно, водород и оружие

Вторым прототипом аксессуара, каким мы привыкли его видеть, стало изобретение немецкого ученого Иоганна Вольфгана Деберейнера, увидевшее свет в 1823 году. Газовое устройство работало на водороде и серной кислоте, было взрывоопасным, но практичным. Попытка ученого приручить огонь стала первой полноценной зажигалкой, которая производилась до 1880 года и имела большой успех.

5%

В 1867 году производство Cartier, взяв за основу механизмы оружейных кремневых замков, создало и запатентовало зажигалку . Но размеры изделия были по-прежнему далеки от теперешних из-за громоздкости огнива на основе минерала кремня и железа.

Модель современного образца

Уменьшить габариты и повысить практичность устройств для добывания огня получилось в 1903 году у ученого из Австрии – Карла Ауэра фон Вельсбаха. Он открыл сплав ферроцерий и предложил делать кресальные камни для зажигалок из обычной стали. Эта технология применяется по сей день: стальное колесико с зазубринами при контакте с кресалом из так называемого «металла Ауэра» дает искру, а она уже поджигает фитиль с бензином или газ, подающийся из клапана.

Цифры и даты

В 1947 г. бренд S.T. DuPont на парижской выставке продемонстрировал первую модель зажигалки современного типа, работающую на газовом топливе.

Инновационные турбо-модели сотрясли рынок в 80-х гг. прошлого века. В 1986 году они стали снабжаться функцией защиты от ветра.

Для любопытных

Если вам интересно, было ли что-то в истории зажигалок до чертежей «колесцового замка» да Винчи, так и оставшихся чертежами – да, было. По-настоящему первой главой в истории этого аксессуара можно считать классическое огниво, известное нам еще из детских сказок. Этот прототип зажигалки – набор, включавший три компонента:

  • кусочек оксида кремния;
  • кресало (полоса из металла с насечками и зазубринами для трения);
  • трут (сушеные листья и грибы, волокна разнотравья, мох).

5% Специально для читателей нашего блога скидка 5% на весь ассортимент магазина по промокоду BLOG

Искра при высечении поджигала импровизированные «дрова» – получался огонь. Как видим, принцип действия очень схож с некоторыми современными изделиями, работающими на газовом горючем.

Что было раньше: яйцо или курица, спички или зажигалка?

А знаете ли вы, что безопасные для жизни и здоровья спички появились позже, чем безопасные зажигалки?

5% Специально для читателей нашего блога скидка 5% на весь ассортимент магазина по промокоду BLOG

Первые попытки создать их делались еще со времен Древнего Китая, да. Но спички современного образца были созданы только в 1855 году химиком из Швеции – Йоханом Лундстремом. Предшествующие прототипы других ученых были химически небезопасны, самовозгорались при хранении и обжигали лицо и руки во время использования. Изобретение Лундстрема дошло до нас, почти не претерпев модификаций.

Мы много слышали историй про самураев, одно упоминание о которых ассоциируется у нас с образцами мужества и отваги, с непреложными правилами соблюдения чести и достоинства. Невольно напрашивается сравнение самураев с рыцарями средневековой Европы. Однако если рыцарский титул означал признание за человеком высокого положения в обществе и мог передаваться, как по наследству, так и быть присвоен простолюдину за особые заслуги, то японские самураи представляли собой отдельную феодально-военную касту. Вход в касту самураев был положен с рождения человека, а выходом из нее являлась только его физическая смерть.

Самурай должен был в течение всей своей жизни следовать определенным законам и принципам, нарушение которых строго каралось. Самым страшным проступком считались противоправные деяния, которые могли нанести вред репутации и оскорбить честь всего клана. Виновник с позором лишался титула и звания самурая. Только добровольная смерть виновника могла смыть позор с него и со всего его рода. Такое мнение прочно укоренилась в сознание людей, которые мало знают о Японии и об ее этических традициях. На самом деле на добровольную смерть, самоубийство или по-японски — харакири , шли только самые знатные вельможи и военачальники, которые боялись быть осуждены за свои проступки и могли быть с позором изгнаны из самурайского клана. Учитывая тот факт, что большую часть элитной касты составляли люди из глухих провинций, мало кто из них готов был слепо следовать вековым традициям, поэтому если говорить о харакири, то это скорее легендарный атрибут, приписанный самураям историей. Немного было желающих добровольно и самостоятельно лишить себя жизни.

Немного истории о тех, кому обязан своим появлением кодекс чести самурая

В средневековой Японии, которая долгое время была закрытым от внешнего влияния государством, сформировались свои определенные классовые различия. Феодалы – землевладельцы, знатные особы дворянского происхождения создали свое отдельное общество — касту, в котором существовали свои собственные принципы, законы и порядки. В отсутствии сильной центральной власти именно самураи Японии положили начало организованной системе управления в стране, где каждый слой общества занимал свое определенное место. Как и во всем остальном мире, военный человек всегда был на особом счету. Заниматься военным ремеслом означало причислять себя к высшей касте. В отличие от простых ремесленников и крестьян, составлявших основу ополчения в военное время, Япония имела немногочисленную прослойку общества, состоявшую из профессиональных военных. Быть самураем означало состоять на службе.

Значение слова самурай буквально переводится как «служилый человек». Это могли быть люди как самого высокого ранка в иерархии феодальной знати, так и мелкие дворяне, состоявшие на службе у императора или у своего сюзерена. Основной род деятельности членов касты — военная служба, однако в мирное время самураи становились телохранителями высоких господ, состояли на административной и гражданской службе в качестве наемных служащих.

Расцвет эпохи самураев пришелся на период междоусобицы X-XII века, когда в стране за центральную власть вели борьбу сразу несколько кланов. Возник спрос на профессиональных военных, которые были обучены военному ремеслу и пользовались уважением в гражданском обществе. С этого момента начинается выделение людей, объединенных по военному признаку в особое сословие. Завершение военных действий привело к тому, что новое сословие стало считаться военной элитой государства. Были придуманы свои правила посвящения в члены сословия, определены морально-этические критерии для членства в касте, очерчен круг прав и политических свобод. Небольшая численность самураев, постоянная служба и высокие должности обеспечивали им высокий уровень жизни. Про самураев тогда говорили, что это люди, которые живут только во время войны и их смысл жизни заключается только в том, чтобы добывать славу на поле боя.

Отличались самураи и своим военным снаряжением, маска самурая вместе с его шлемом составляли обязательный атрибут военной экипировки. Помимо виртуозного владения мечами, самурай должен был превосходно владеть копьем и шестами. Воины-профессионалы прекрасно владели приемами рукопашного боя, в совершенстве знали военную тактику. Были обучены верховой езде и стрельбе из лука .

На самом деле так было далеко не всегда. В мирные периоды, большая часть самураев была вынуждена искать средства для существования. Представители знати уходили в политику, старались занять важные военные и административные посты. Бедные дворяне, вернувшись в провинцию, сводили концы с концами, становясь ремесленниками и рыбаками. Большой удачей было наняться к какому-то господину на службу в качестве охраны или занять мелкий административный пост. Образование самураев и их уровень подготовки позволяли им успешно заниматься подобной деятельностью. Ввиду того, что японская знать самого высокого уровня была представлена выходцами из самурайского клана, дух самурая проник во все сферы гражданского общества. Быть причисленным к клану самураев становится модным. В сословных титулах становится обязательной принадлежность к высшей военно-феодальной касте.

Однако каста воинов не была чисто мужским клубом. Ведя свою родословную с давних времен, многие знатные роды в Японии имели женщин, состоящих в элитном сословии. Женщины-самураи вели светский образ жизни и были освобождены от воинских и административных обязанностей. При желании любая из женщин клана могла получить определенную должность, заниматься административной работой.

С точки зрения морали самураи могли иметь продолжительные отношения с женщинами. Самурай не был склонен заводить семью, поэтому браки, особенно в эпоху феодальных войн и междоусобиц были не популярны. Бытует мнение, что среди элитного сословия нередко практиковались гомосексуальные связи. Частые военные походы и постоянная смена места жительства только способствовали этому. Про самураев принято говорить только в превосходной степени, поэтому подобные факты историей умалчиваются и не афишируются в японском обществе.

Как становились самураями

Основным аспектом, на который делался акцент в период образования нового сословия, являлось воспитание подрастающего поколения. Для этих целей была создана целенаправленная программа обучения и подготовки, которая включала в себя самые разные дисциплины. Путь самурая начинался с самого детства. Ребенок в знатной семье, по рождению получал высокий титул. Основой воспитания будущего воина являлся этический кодекс бусидо, который получил распространение в XI-XIV веках.

С самого раннего возраста ребенку вручались два деревянных меча, прививая тем самым мальчику уважение к символам касты воинов. На протяжении всего периода взросления делался акцент на военную профессию, поэтому дети самураев с детства были обучены умению владеть мечами, обращаться с копьем и метко стрелять из лука. Верховая езда и приемы рукопашного боя обязательно входили в программу обучения военному ремеслу. Уже в подростковом возрасте юношей обучали военной тактике, вырабатывали способности командовать войсками на поле боя. В каждом доме самурая имелись специально оборудованные помещения для проведения ученых занятий и тренировок.

Вместе с тем, у будущего самурая вырабатывались необходимые для будущего воина качества. Бесстрашие, пренебрежение к смерти, хладнокровие и полный контроль над собственными эмоциями должны были стать постоянными чертами характера юного самурая. Помимо учебных занятий, у ребенка развивали упорство, стойкость и выносливость. Будущего воина принуждали выполнять тяжелую домашнюю работу. Тренировки голодом, закаливание холодом и ограниченный сон способствовали развитию у ребенка стойкости к тяготам и лишениям. Однако не только физическая подготовка и обучение военному ремеслу являлись главными аспектами взращивания нового члена элитного сословия. Немало времени уделялось психологическому воспитанию молодого человека. Кодекс бусидо во многом отражал идеи конфуцианства, поэтому параллельно с физическими упражнениями с малых лет детям прививались основные положения этого учения, которые включали в себя:

  • беспрекословное подчинение воли родителей;
  • почитание родителей и своего учителя;
  • преданность лицу, представляющему высшую власть в стране (сёгун, император, сюзерен);
  • авторитет родителей, учителя и господина непререкаем.

Вместе с тем самураи старались привить своим детям тягу к научным знаниям, к литературе и к искусству. Будущий воин должен был помимо военного ремесла прекрасно разбираться в деталях светской жизни и в системе государственного управления. Для самураев создавалась своя программа обучения. Обычные школы самураи игнорировали, считая обучение в них несовместимым со своим положением в общественной иерархии. Про самураев всегда говорили: «Способен без тени колебания убить врага, может один сразиться с дюжиной врагов, пройти десятки километров по горам и лесам, однако всегда рядом с ним будет находиться книга или палочки для рисования».

Совершеннолетие в самураев наступало с 15 лет. Считалось что в этом возрасте молодой человек уже готов стать полноправным членом элитного сословия. Молодому человеку вручались настоящие мечи – катана и вакидзаси, являющиеся настоящими символами принадлежности к военной касте. Мечи становились постоянными спутниками самурая в течение всей жизни. Женщины-самураи в знак принятия титула получали кайкэн — короткий нож в форме кинжала. Вместе с вручением боевого оружия, новый член касты воинов обязательно получал новую прическу, которая являлась отличительной чертой образа самурая. Образ воина довершала высокая шляпа, считающаяся обязательным атрибутом мужского костюма.

Обряд посвящения в самураи проводился как среди знати, так и в семьях бедных дворян. Разница заключалась только в символах. У бедных семей порой не хватало денег на дорогие мечи и шикарные костюмы. Новый член военной касты должен был иметь своего покровителя и опекуна. Как правило — это мог быть зажиточный феодал или лицо, состоящее на государственной службе, открывающее путь самурая во взрослую жизнь.

Экипировка самурая

Японская культура всегда была самобытна и колоритна. Особенности японской ментальности наложили отпечаток на образ жизни различных сословий. Самураи всегда старались использовать любые способы и средства для того, чтобы выделиться своим внешним видом среди окружающих. К мечам, которые самураи носили постоянно, в боевых условиях добавлялись шлем и доспехи. Если доспехи действительно выполняли в бою защитную роль, защищая воина от вражеских стрел и копий, то шлем самурая — это отдельная история.

Для всех наций и народов шлем воина являлся обязательным элементов военной экипировки. Основное назначение этого головного убора – защита головы воина. Однако в Японии самурайский шлем выполняет не только защитную функцию. Этот предмет больше напоминает произведение искусства. Кабуто, который стал использоваться в качестве военного снаряжения еще в V веке, всегда отличался своей оригинальностью. Ни один шлем не похож на другой. Их изготавливали мастера специально под заказ для каждого самурая. Мастер уделял больше внимания не столько защитным функциям головного убора, сколько его внешнему виду. На воинских головных уборах можно было увидеть различные украшения. Как правило, для этой цели использовались рога, которые могли быть настоящими или изготовленными из металла. Форма и расположение рогов всегда менялись в соответствии с модой, которая четко следовало политическим настроениям в японском обществе.

На шлемах было принято носить эмблему или герб господина. На тыльной части обычно крепились специальные ленты и хвосты, служащие отличительной отметкой для воинов одного клана во время боевых столкновений. Шлем самурая выглядел скорее как психологическое оружие. Про самураев, которые надевали свои шлемы во время боя, говорили, что в таком одеянии самураи были схожи на демонов. Потерять шлем в бою, значит потерять голову.

Считалось, что такой шлем служит больше для украшения воина в бою. Однако не стоит приуменьшать боевого значения этого элемента военного костюма. Изготовленные из тонкой листовой стали, шлемы прекрасно защищали голову и главное, шею самурая от ударов противника. В бою самураю было важным защитить свою голову. Раны в шею и в голову считались для самурая самыми опасными, поэтому к декоративным элементам, которыми украшался шлем, следует добавить и прочность самой конструкции. Единственным недостатком японских шлемов считалось отсутствие забрала. Открытое лицо воина в бою всегда считалось самым уязвимым местом, но японцы не были бы японцами, если бы не придумали что другое, способное прикрыть лицо от вражеских копий и стрел. В дополнение к кабуто, каждый самурая имел защитную маску. Хаппури или хоатэ использовались вместе со шлемами. Маска самурая могла закрывать лицо полностью, либо прикрывать только нижнюю часть лица. Каждая маска была неповторима своим внешним видом. Воин, облаченный в доспехи, со шлемом на голове и с маской на лице был достаточно хорошо защищен в бою. Внешний вид самурая в полном боевом облачении вызывал у противника трепет и страх. Искусное владение верховой ездой только усиливало психологический эффект.

Оценивая экипировку самураев можно утверждать, что в большей степени техническое оснащение воинов носило презентационный характер. В бою было важно подчеркнуть принадлежность воина к высшей касте. Вычурность элементов костюма, яркая расцветка одеяния самурая, форма шлема и маска указывали на высокое положение воина. Как и в средневековой Европе, где рыцарские доспехи были непременным атрибутом воинской доблести, так и в Японии доспехи и костюм самурая олицетворяли собой мужество и воинскую доблесть.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

  1. Чтобы стать самураем надо много трудиться. Прежде чем ты решишь им стать, подумай – а оно тебе надо?

  2. На раз уж решил, дело твоё.

  3. Настоящий самурай - это японец в кимоно и с мечом. То есть японец не обязательно, но кимоно или по крайней мере меч должны быть.

  4. Меч можно купить в магазине оружия, но он дорого стоит, поэтому можешь пока обойтись пластмассовым мечом из набора «Юный ниндзя».

  5. Ниндзя это почти как самурай, только в чёрном и злой.

  6. Теперь кимоно. Кимоно тоже дорого стоит, так что не торопись его покупать. Вдруг еще передумаешь быть самураем? Если совсем неймётся – ходи в халате.

  7. Самурай - это воин. Каждый день он должен думать о смерти. Чтобы стать истинным самураем, надо хотя бы раз в день думать о смерти (желательно о своей собственной). Чтобы не тратить на это драгоценное время, можно думать о смерти за завтраком, на лекции или в очереди за стипендией.

  8. Самурай должен быть сильным и ловким и в совершенстве владеть боевыми искусствами. Это значит что каждое утро ты будешь вставать минут на пять раньше. Вместо того, чтобы сразу ползти к холодильнику, возьми в руки свой меч, встань перед зеркалом и помахай им, громко выкрикивая «Банзай!». (Если ты живёшь в общаге, от «Банзая» лучше отказаться.) Потом можно с чистой совестью приниматься за завтрак.

  9. Самурай должен хотя бы немного знать японский язык.Трёх - четырех слов будет вполне достаточно.

  10. Все японцы – самураи. Чтобы понять самурайскую - японскую философию надо всё время щурить глаза и смотреть много аниме. После ночи просмотра аниме глаза будут щуриться сами собой.

  11. Аниме – это такие японские мультики про баб с большими глазами и здоровенными буферами. При чём тут самураи? Пока неважно, посмотришь – поймёшь.

  12. Можно конечно прочитать много умных книг типа «Хагакурэ», «Будосесинсю» и «Книги Пяти Колец», но во-первых названия ты все равно не запомнишь, а во-вторых на баб с буферами смотреть интереснее, согласись.

  13. Ты должен жить по законам Бусидо. Бусидо - это правила как быть самураем, то есть то, что ты сейчас читаешь. Чтобы тебя уважали, говори всем что ты «живешь по законам Бусидо», к тому же это очень удобная отмазка почти от всего: «Бусидо не позволяет».

  14. Самурай должен уметь делать сеппуку. Тренироваться в этом следует каждый день.

  15. Сеппуку – это то же самое, что харакири.

  16. Харакири – это когда мечом разрезают живот.

  17. Себе.

  18. А кто сказал, что будет легко?!

  19. Если ты всё еще читешь это, значит ты уже на полпути к тому чтобы стать Настоящим Самураем.

  20. У того кто хочет быть самураем, должен быть сэнсэй.

  21. Нет, это не маленькое деревце в горшочке, это Учитель.

  22. Не препод, а Учитель. Учит быть самураем. А ты что думал, я один тебе всё объяснять буду?

  23. Можно конечно пойти к сэнсэю заниматься каратэ или кэндо.

  24. Кэндо - это как каратэ. Только с мечом.

  25. Но на кэндо и каратэ больно бьют и заставляют отжиматься от пола. Ты можешь отжаться от пола? Хотя бы десять раз? Если нет, лучше забить на каратэ и кэндо. Вместо этого посмотри фильмы «Последний Самурай», «Затоичи» и «Шестиструнный самурай», причем сцены с разговорами проматывай сразу – там всё слишком сложно, и пока всё равно будет непонятно. А сцены сражений прокручивай по 2-3 раза.

  26. Когда запомнишь пару красивых приемов оттуда – можешь начинать всем говорить, что ты «знаешь боевые искусства». Никогда не говори что «умеешь драться» - могут захотеть проверить. «Искусства» звучат гораздо значительнее, утончённее, и главное, безопаснее.

  27. Если все-таки кто-то рискнет вызвать тебя «на поединок» - деморализуй противника следующим образом: посмотри на него презрительно сверху вниз, скажи «А я знаю приём самураев!» расставь ноги пошире и выстави вперед левую руку с оттопыренными в виде буквы “V” пальцами и «прицелься» через них в противника. Работает безотказно.

  28. Только не забудь, что если на самом деле стукнешь кулаком через такой «прицел» - твой противник умрёт.

  29. От смеха.

  30. Раньше самураи ежедневно брили макушки и тёрли руки и ноги пемзой. Пемза это такая штука, чтобы тереть ею руки и ноги. Тебе этого делать не обязательно, вместо этого можешь попробовать раз в неделю мыть ноги и чистить зубы (страшно сказать) каждое утро.

  31. Самурай не должен сидеть в интернете дольше шести часов подряд. В древние времена самураи и часа в день не сидели в интернете. Они в нем вообще не сидели. Вместо этого они сидели в медитации.

  32. Медитация это как интернет, только без компьютера.

  33. Нет, и без мобильника

  34. Просто сидел самурай на полу и смотрел в стенку. А ты уж сиди как сидел – на стуле, смотри в экран. Не один ли хрен?

Вспоминается отрывок из Виктора Пелевина

Замечательные слова. Да, так вот, с того самого момента мне все уже

стало окончательно ясно. Но существуют правила, строгие правила, и я обязан был задать вам положенные вопросы. Теперь я должен сказать вам следующее, - продолжал Кавабата. - Поскольку я уже упомянул, что наша фирма - на самом деле скорее клан, наши сотрудники - скорее не сотрудники, а члены клана. И обязательства, которые они берут на себя, тоже отличаются от обычных обязательств, которые берет на себя наемный работник. Попросту сказать, мы принимаем вас в члены нашего клана, одного из самых древних в

Японии. Вакантная должность, которую вы займете, называется "помощник менеджера по делам северных варваров". Разумеется, такое название может показаться вам обидным, но такова традиция, которой больше лет, чем городу

Москве. Кстати, красивый город, особенно летом. Это должность самурая, и ее не может занимать простолюдин. Поэтому, если вы готовы выполнять ее, я произведу вас в самураи.

А в чем заключается эта работа?

О, ничего сложного, - сказал Кавабата. - Бумаги, клиенты. Внешне все, как в других фирмах, за исключением того, что ваше внутреннее отношение к происходящему должно соответствовать гармонии космоса.

А сколько платят? - спросил Сердюк.

Вы будете получать двести пятьдесят коку риса в год, - сказал Кавабата, и на секунду зажмурился, что-то считая. - В ваших долларах это что-то вроде сорока тысяч.

Долларами?

Как пожелаете, - сказал Кавабата, пожав плечами.

Согласен, - сказал Сердюк.

Другого я и не ждал. Теперь скажите мне - готовы ли вы признать себя самураем клана Тайра?

Готовы ли вы связать с нашим кланом свою жизнь и смерть?

"Ну и ритуалы у них, - подумал Сердюк. - Когда ж они время находят телевизоры делать?"

Готов, - сказал он.

Готовы ли вы будете, как настоящий мужчина, бросить эфемерный цветок этой жизни в пустоту за краем обрыва, если к этому вас призовет ваше гири? - спросил Кавабата и кивнул на гравюру.

Сердюк еще раз посмотрел на нее.

Готов, - сказал он. - Конечно. Цветок с обрыва - запросто.

Клянетесь?

Клянусь.

Превосходно, - сказал Кавабата, - превосходно. Теперь осталась только одна маленькая формальность, и все. Нужно получить подтверждение из

Японии. Но это займет всего несколько минут.

Он сел за факс, нашарил в стопке бумаг чистый лист, а потом в его руке откуда-то появилась кисточка. Сердюк переменил позу. От долгого сидения на полу у него затекли

ноги, и он подумал, что надо будет выяснить у Кавабаты, нельзя ли приносить с собой на работу маленький-маленький табурет. Потом он поглядел

вокруг в поисках остатков сакэ, но бутылка, в которой еще оставалась немного, куда-то исчезла. Кавабата возился над листом, и Сердюк поостерегся спрашивать - никакой. уверенности, что он при этом не нарушит ритуала, у него не было. Ему вспомнилась только что данная им цветистая клятва. "Господи, - подумал он, - сколько же всяких клятв я давал в жизни!

За дело коммунистической партии бороться обещал? Раз пять, наверно, если с самого детства посчитать. Жениться на Маше обещал? Обещал. А вчера, после Чистых прудов, когда с этими идиотами пили, тоже ведь обещал, что потом на мои деньги еще одну возьмем. А сейчас вон до чего дошло. Цветок с обрыва".

Кавабата между тем закончил водить кисточкой по листу, подул на него и показал Сердюку. На листе черной тушью была нарисована большая хризантема.

Что это? - спросил Сердюк.

О, - сказала Кавабата. - Это хризантема. Понимаете ли, когда наша семья пополняется новым членом, это такая радость для всего клана Тайра, что неуместно доверять ее значкам на бумаге. В таких случаях, чтобы послать сообщение руководству, мы обычно рисуем на бумаге цветок. Это, кроме того, тот самый цветок, о котором мы говорили только что. Он символизирует вашу жизнь, принадлежащую теперь клану Тайра, и одновременно как бы удостоверяет ваше окончательное осознание ее быстротечной

эфемерности...

Понял, - сказал Сердюк.

Кавабата еще раз подул на лист, затем вложил его в щель факса и принялся набирать какой-то чрезвычайно длинный номер.

Получилось у него только с третьего раза. Факс зажужжал, в его углу замигала зеленая лампочка, и лист медленно уполз в черную щель.

Кавабата сосредоточенно смотрел на аппарат, не шевелясь и не меняя позы. Прошло несколько томительно долгих минут, а потом факс зажужжал

снова, и откуда-то из под его черного дна полез другой лист бумаги. Сердюк сразу понял, что это ответ.

Дождавшись, пока лист вылезет на всю длину, Кавабата выдернул его из машины, глянул на него и медленно перевел глаза на Сердюка.

Поздравляю, - сказал он, - искренне вас поздравляю! Ответ самый благоприятный.

Он протянул лист Сердюку. Сердюк взял его в руку и увидел другой рисунок - на этот раз это была длинная полусогнутая палка с какими-то узорами и торчащими возле одного края выступами.

Что это? - спросил он.

Это меч, - торжественно сказал Кавабата, - символ вашего нового статуса в жизни. А поскольку никаких сомнений в таком исходе переговоров у

меня не было, позвольте вручить вам ваше, так сказать, удостоверение.

С этими словами Кавабата протянул Сердюку тот самый короткий меч, который он купил в жестяном павильоне.

То ли из-за пристального и немигающего взгляда Кавабаты, то ли вследствие какой-то химической реакции в перенасыщенном алкоголем

организме, Сердюк вдруг осознал всю важность и торжественность момента. Он хотел было встать на колени, но вовремя вспомнил, что так делали не японцы, а средневековые европейские рыцари, да и то, если вдуматься, не они сами, а изображавшие их в каком-то невыносимо советском фильме актеры с Одесской киностудии. Поэтому он просто протянул руки вперед и осторожно взял в них холодный инструмент смерти. На ножнах был рисунок, которого он

не заметил раньше. Это были три летящих журавля - золотая проволока, вдавленная в черный лак ножен, образовывала легкий и стремительный контур

необычайной красоты.

В этих ножнах - ваша душа, - сказал Кавабата, по-прежнему глядя Сердюку прямо в глаза.

Какой красивый рисунок, - сказал Сердюк. - Даже, знаете, песню одну вспомнил, про журавлей. Как там было-то... И в их строю есть промежуток

малый - быть может, это место для меня...

Да-да, - подхватил Кавабата. - А и нужен ли человеку больший

промежуток? Господи Шакьямуне, весь этот мир со всеми его проблемами легко поместится между двумя журавлями, что там - он затеряется между перьями на

крыле любого из них... Как поэтичен этот вечер! Не выпить ли нам еще? За то место в журавлином строю, которое вы наконец обрели?

Кто не знает о могучих самураях, вооруженных смертоносной катаной, нагинатой или луком, живущих в строгости и преданных до последнего вздоха? Класс воинов-самураев официально прекратил свое существование в 1870-х годах, но отголоски самурайского кодекса чести и чувства долга можно найти в Японии (да и где угодно) по сей день. В наши дни быть самураем непросто, однако дисциплина и сильное чувство долга помогут вам выработать истинно самурайские добродетели и развить свои таланты, чтобы использовать их во благо.

Шаги

Жить как самурай

    Живите по принципу "ги" ("справедливость"). В прошлом самураи жили в соответствии с кодексом моральных и этических норм под названием бусидо (ударение на О). Сейчас, когда эпоха самураев давно миновала, основные добродетели, провозглашенные бусидо, по-прежнему могут служить основой достойной и честной жизни. Первая из этих добродетелей – справедливость. Самурай всегда стремится поступать правильно, даже (и особенно) когда это тяжело. Когда самурай принимает сложное решение, он выбирает честный и справедливый путь, даже если это не лучший путь для него лично.

    • Пример из современной жизни: Катя случайно допускает ошибку, заполняя запрос на участие в учебной программе и указывает, что ее средний балл равен 3,9, хотя на самом деле он составляет 3,5. Впоследствии она обнаруживает это, но лишь после того, как форма отправлена. Катя знает, что более высокий балл дает больше шансов, и уверена, что никто не заметит ошибку, однако она пишет в учебный отдел по электронной почте и сообщает о ней, чтобы не получить незаслуженного преимущества и поступить по чести.
  1. Живите по принципу "ю" ("мужество"). Самурай не бежит прочь от трудностей. Даже перед лицом сложных или опасных обстоятельств и малых шансов на успех он сохраняет лицо и делает все, чтобы исполнить свой долг. Это не значит, что самураю неведом страх. Бояться свойственно каждому человеку. Однако даже когда самураю страшно, он готов перебороть свой страх и сделать все, что зависит от него.

    • Пример из современной жизни: Денис боится выходить на поле во втором тайме: его команда пропустила уже четыре мяча, ребята из команды соперников обзывают его после каждого матча, к тому же он знает, что тренер устроит ему нагоняй из-за допущенных в первом тайме ошибок. Недолго поколебавшись, юный футболист возвращается на поле с гордо поднятой головой. Теперь у него одна цель – сыграть второй тайм как можно лучше, несмотря на страх и огромный разрыв в счете.
  2. Живите по принципу "дзин" ("доброта", "великодушие"). Сейчас мы чаще всего вспоминаем беспощадность самураев в битве, но в повседневной жизни они вовсе не были жестокими. Идеальный самурай всегда был добрым (но не теряющим достоинства) другом своей семье, знакомым и незнакомцам, и относился к ним с любовью и состраданием. Вы можете сделать "дзин" частью вашей жизни, проявляя доброту к окружающим, даже к тем, кто не очень этого заслуживает.

    • Пример из современной жизни: В класс приходит новенький, странный во всех отношениях: он ни с кем не общается, слишком нервничает, когда его вызывают к доске, и, похоже, довольно редко моется. Светлана видит его на перемене сидящим в уголке и решает подойти и попробовать заговорить. Неизвестно, окажется ли он хорошим парнем, просто очень стеснительным, или от его странностей и впрямь лучше держаться подальше – в любом случае, он заслуживает такого же участия, как любой из Светланиных друзей.
  3. Живите по принципу "рэй" ("уважение", "почтение"). Верите вы или нет, но в повседневном общении самураи стремились быть, как бы мы сейчас сказали, настоящими джентльменами, подобно тому, как в бою они стремились быть непобедимыми воинами. Если добродетель "дзин" предписывала великодушное отношение к людям в общем, то "рэй" точно регламентировала поведение и этикет в соответствии с представлениями о вежливости в Японии той эпохи. Умение вести себя на чайной церемонии феодальных времен вряд ли вам пригодится, но вы можете следовать принципу "рэй" в современной версии, соблюдая правила этикета и хорошего тона, принятые в наши дни.

    • Пример из современной жизни: Пожилая кассирша в соседнем супермаркете отчего-то не любит Киру. Всякий раз, когда девушка выкладывает из корзины свои покупки, она хмурится и сердито бросает: "Это все?" Кира не знает, в чем дело: возможно, той не нравится ее внешность, или в прошлом Кира сказала нечто, что ей не понравилось, или же проблема вовсе не в Кире. В любом случае, девушка каждый день улыбается ей и вежливо здоровается. Возможно, когда-нибудь пожилая дама ответит ей тем же.
  4. Живите по принципу "макото" ("честность"). Истинный самурай честен в словах и в поступках. Бусидо гласит, что он всегда должен говорить правду, никогда не должен осознанно лгать и не совершит преднамеренно ничего, что может обмануть или ввести в заблуждение другого человека. Поступать в соответствии с "макото" – значит уважать законы окружающего мира. Природа и космос никогда не лгут; не должен лгать и самурай.

    • Пример из современной жизни: После работы коллега просит Сергея сказать по телефону его девушке (Сергей с ней знаком), что накануне вечером они пошли вместе выпить в бар и засиделись там до закрытия. Сергей, на самом деле проведший вечер дома с семьей, извиняется и отказывается говорить неправду. Коллега недоволен, но молодой человек стоит на своем. Он не станет рассказывать заведомую ложь, тем более чтобы скрыть чей-то аморальный поступок.
  5. Живите по принципу "мэйе" ("честь", "благородство"). Самурай ценил свою честь превыше всего, даже собственной жизни. Все усилия его были направлены на завоевание восхищения и уважения благодаря своей силе, способностям и добродетелям. Бесчестие было нельзя пережить. Если самурай терпел поражение (например, в важном сражении за дайме , своего господина), то достойным способом сохранить честь считалось сэппуку – ритуальное самоубийство путем вспарывания живота. Разумеется, для современного мира это слишком радикально, и мы ни в коей мере не призываем вас расставаться с жизнью, что бы ни случилось. Если вы хотите жить как самурай, просто отдавайте себе отчет в каждом поступке и старайтесь ничем не запятнать свою честь и репутацию.

    • Пример из современной жизни: Однажды Ирина приходит домой с занятий и находит приглашение на костюмированную вечеринку от компании сокурсниц, с которыми давно хотела подружиться. Вначале радость переполняет ее, но потом она видит, что организаторы вечеринки выбрали грязную тему, оскорбительную для людей другой национальности. Ирина умирает от желания быть допущенной в этот клуб для избранных, но она решительно отказывается от вечеринки и присоединяется к куда менее престижной компании: она ни за что не допустит, чтобы ее имя было связано с ксенофобией и расизмом.
  6. Живите по принципу "тюнги" ("преданность"). Главным для самурая было сохранить верность господину и своему клану. Самурай должен был беспрекословно подчиняться приказам своего дайме. Он даже подписывал с ним особый контракт, где клятва верности с обеих сторон скреплялась кровью. В наши дни такая чрезмерная преданность более не в ходу, но вы можете следовать "тюнги", храня верность людям, с которыми вы связаны, – членам семьи, друзьям и тем, кто зависит от вас.

    • Пример из современной жизни: У Тимофея всегда были сложные отношения с сыном. Его попытки помочь сыну сделать правильный выбор всегда оканчивались бурными ссорами. Теперь молодой человек женится на женщине, о которой Тимофей ничего не знает, да и не хочет знать. Но, несмотря на такое отчуждение, он все же решает пойти на свадьбу: это его сын, и он все равно его любит.

    Выглядеть как самурай

    1. Носите традиционные самурайские доспехи. Намерены ли вы в точности воссоздать снаряжение самурая или всего лишь ищите идеи для маскарадного костюма, вам нужно для начала получить общее представление. Итак, к важнейшим частям самурайских доспехов относятся следующие.

      Носите шлем кабуто . Шлем самурая позволяет безошибочно отличить его от другихв воинов на поле боя. Типичный самурайский кабуто обычно имел козырек, декоративную эмблему или герб спереди и назатыльник (сикоро ), который спускался от края шлема в форме соединенных между собой металлических полосок, призванных защитить шею самурая. В макушке шлема часто имелось небольшое отверстие для собранных особым образом волос.

      • Если вы мастерите шлем своими руками, за его основу можно взять старый велосипедный шлем. Оклейте шлем папье-маше, затем покрасьте в подходящий цвет – черный, красный, коричневый или бронзовый. Вырежьте из картона или фольги декоративный герб и наклейте его спереди. Наконец, нарежьте много полосок из бумаги или фольги и прикрепите их полукругом к затылочной и боковым сторонам шлема.
    2. Носите маску мэнгу . Вообразите себе ужас врага, когда он встречается лицом к лицу с самураем и видит холодные глаза железной маски, застывшей в жуткой гримасе! Обычно мэнгу носили не только чтобы защитить лицо и шею в битве, но и чтобы напугать противника. Поэтому такая маска могла иметь устрашающий вид, например, изображать оскаленного демона.

      • Настоящие мэнгу обычно делали из металла или кожи, но вы можете сделать маску из гипса. Просто сделайте слепок шеи, подбородка и нижней половины лица, а когда маска высохнет, покрасьте ее в цвет своих доспехов. Можете подробнее почитать о том, как делается гипсовая маска.
    3. Обзаведитесь повседневной одеждой. Когда самурай не сражался, он обычно носил традиционный костюм, состоящий из хорошо знакомого большинству из нас кимоно и хакама . Хакама – это разновидность штанов свободного покроя, в которые заправляют кимоно. На талии их удерживают ленты, которые завязывают узлами. Обычно хакама имеют спереди пять складок: три с правой стороны и две с левой.

      • Конечно, в обыкновенном магазине одежды вы не найдете кимоно и хакама, но их можно купить через Интернет, например, на Amazon или Ebay.
      • вы найдете указания, как правильно завязывать хакама.
    4. Сделайте самурайскую прическу тенмагэ . Мужчины-самураи носили, как правило, длинные волосы, которые завязывали на макушке в тугой пучок. Пучок иногда фиксировали декоративной тканью или лентой, но самым распространенным был простой шнурок. Почитайте на нашем сайте о том, как сделать современный вариант такой прически.

      • Если вы на полном серьезе решили принять образ самурая, можете выбрить волосы ото лба до макушки, оставив их только на затылке и по бокам и нося их собранными в маленький пучок. В прежние времена эта традиционная прическа была в японском обществе знаком высокого статуса, но чтобы носить ее в наши дни, потребуется немало смелости и уверенности в себе.

    Драться как самурай

    1. Деритесь только за правое дело. Легендарные самураи, такие как Минамото-но Тамэтомо или Токугава Иэясу, прославились как сильные, бесстрашные и умелые воины, за годы сражений добившиеся величайшего мастерства в бою. Однако это мастерство никогда не дается самураю ценой его чести. Он не запятнает свою репутацию (и, что гораздо важнее, репутацию тех, кому он верен), используя силу в низких, эгоистичных, постыдных целях. Вот несколько примеров, за что может и не может драться самурай.

      • Самурай может применить силу, чтобы:
      • Защитить других от опасности
      • Предотвратить опасную ситуацию
      • Защитить честь друга или члена семьи
      • Самурай не должен :
      • Бить людей из-за денег
      • Драться, чтобы почувствовать свое превосходство или выпустить гнев
      • Драться из-за пустяков и мелких обид
    2. Поддерживайте физическую форму. Чтобы сражаться как самурай, вы должны начать с тренировки силы и выносливости. Самурай не сможет защитить своих близких, если он будет слишком слаб и в недостаточно хорошей форме, чтобы противостоять противнику. В идеале ему нужно постоянно следить за собой, тренироваться хотя бы несколько раз в неделю, чтобы развить силу мышц и выносливость. Кроме того, самурай должен внимательно следить за своим питанием и стремиться к тому, чтобы быть худощавым, но мускулистым.

      • Научитесь правильно тренироваться. Узнайте, как выполнять силовые и аэробные упражнения.
      • Научитесь правильно питаться. Рацион самурая должен быть богат белковой пищей, цельными злаками и полезными жирами. Ему нужно поддерживать уровень калорий, достаточный для физических нагрузок, и при этом оставаться худым.
    3. Научитесь боевому искусству. Настоящему самураю не требовалось оружие – если нужно, он был готов победить вооруженных с ног до головы врагов голыми руками. Владея боевым единоборством, вы станете грозным соперником даже без оружия. Кроме того, в процессе тренировок вы разовьете в себе силу духа и самодисциплину, которые могут сослужить вам добрую службу в сложных и опасных ситуациях.

      Попробуйте овладеть традиционным оружием самураев. Самураи в совершенстве владели искусством убивать с помощью самого разнообразного оружия. К нему относятся нагината (клинок на длинной рукояти), лук и знаменитый меч катана. В современных условиях это оружие неэффективно или, как минимум, непрактично, однако вы можете научиться использовать его в церемониальных целях или как дань традиции.

    4. В качестве альтернативы научитесь пользоваться современным оружием. В наше время и оружие, и боевые действия совсем не те, что были в феодальной Японии. Абсолютное преобладание огнестрельного оружия, существование мощной артиллерии, авиации и других современных изобретений делают традиционную самурайскую технику часто бесполезной. Впрочем, самурай наших дней может взять за образец поведение и дисциплину самураев прошлого, но использовать при этом оружие настоящего.

      • Тема оружия в современном мире слишком обширна, чтобы затрагивать ее в этой статье. Однако, говоря об огнестрельном оружии, важно отметить: никогда не покупайте его и не носите при себе, если вы не уверены на сто процентов, что сможете соблюсти все требования безопасного обращения и хранения (и тем более, если у вас нет на него разрешения). Сначала почитайте подробнее о правильном обращении с огнестрельным оружием.
      • Вы хотите научиться настоящему ведению боя, а не просто потренироваться иногда на стрельбище? Если возраст и здоровье позволяют, идите в армию! Здесь вы научитесь и тактике, и действиям в боевых условиях, и обращению с оружием.
    5. Сражайтесь, не боясь быть побежденным. Величайшие воины-самураи сражались, забывая о смерти. Для них не было разницы, жить или погибнуть в бою, и потому они были столь бесстрашны. Сейчас, если вы не цените свою жизнь, это уже не считается ни мудрым, ни благородным. Однако замените "смерть" на "последствия" и сражайтесь, не боясь их. Иными словами, старайтесь не думать об опасности или возможном поражении. Вместо этого сконцентрируйтесь на единственной цели: на победе.

      • Разумеется, речь идет только о сражении ради благородных целей. Это совет не означает , что в стремлении уподобиться самураю вы можете нарушать закон или принципы поведения в обществе.
    • Хотя самураи и были воинами, избегайте драк. Деритесь только в том случае, если у вас нет другого выбора. Настоящий самурай не злоупотребляет силой.


  • Разделы сайта