Как считать простирание при нендро. Великая сила практики простираний. Видео как делать простирания физически

Тибетский термин нёндро (sngon -’ gro , нгондро ) обычно переводится как «предварительные практики», но главный мой наставник, Серконг Ринпоче, всегда подчёркивал, что не таков оттенок смысла, который передаётся этим словом. Хотя буквально этот термин переводится как «идущее перед» – что-то, что идёт перед тем, что следует далее, основная коннотация этого термина – «подготовка». Если вы собираетесь отправиться путешествовать по Тибету в караване, вам нужно подготовиться. Нужно собрать весь ваш багаж, навьючить вьючных животных. Невозможно осуществить это путешествие в караване, если вы не подготовитесь.

И таков основный смысл этих практик: это подготовка, нечто, что совершенно необходимо для того, чтобы осуществить так называемое духовное путешествие. Если вы думаете об этих практиках как о чём-то предварительном, у вас может возникнуть мысль о том, чтобы их не выполнять. Потому что вы подумаете: «Я не хочу заниматься чем-то предварительным, я хочу сразу перейти к основному». Но если мы отнесёмся к ним как к подготовке к путешествию и поймём, что они дадут нас силы продолжать путь, то осознаем их важность и будем делать их с энтузиазмом.

Разные подходы к практике нгондро Arrow down Arrow up

Как практики нгондро готовят нас к духовному путешествию? Они создают положительную силу, или энергию, и устраняют отрицательную силу. В конце концов, мы с безначальных времён развили привычку мыслить и действовать на основе неведения и неосознавания реальности. Тем самым мы накопили огромное количество отрицательной силы, которая бессознательно вынуждает нас продолжать совершать подобные действия компульсивно (под влиянием навязчивых побуждений). Чтобы преодолеть и в конечном счёте полностью устранить эти врождённые привычки и развить позитивные, потребуется огромное количество усилий. Сотни тысяч повторений практик нгондро – хорошее начало. Хотя сто тысяч положительных действий ничтожно по сравнению с повторением негативных паттернов на протяжении бесчисленных жизней, тем не менее, практики нгондро начинают создавать новые нейронные связи в нашем уме.

Есть два стиля выполнения нгондро: в первом случае вы выполняете предварительные практики, прежде чем приступаете к основной части своего обучения и практики, а во втором выполняете их по ходу учёбы и практики, чтобы сделать их эффективнее.

(1) Есть много традиций и много тибетских лам, которые рекомендуют начать с нгондро. Обычно начинающие соглашаются их делать потому, что они пришли к учителю за помощью в решении тех или иных жизненных трудностей. Поскольку они доверяют духовному учителю, они следуют его или её совету делать нгондро. Эти практики помогают проверить их преданность, развить дисциплину и усердие.

Смысл этого в том, чтобы прорваться сквозь умственные блоки, которые в вас могут присутствовать, и сделать вас чуть более восприимчивыми, для того чтобы продвигаться к последующим шагам, в частности к практике тантры. И вы одновременно с практикой нгондро можете получить какие-то базовые учения сутры, в первую очередь даются учения о самих нгондро, которые включают подробности визуализации и выполнения ритуалов. В процессе физических и вербальных практик ученики развивают нужные состояния ума и мотивацию. Но основная цель в данном случае – сделать 100 000 простираний и всего остального, а затем переходить к тантре.

(2) В традиции гелуг применяется не этот стиль, а подготовительные практики выполняются по ходу практики сутры и тантры. Другими словами, вам нужно по-настоящему знать, что вы делаете, и иметь искреннюю мотивацию для выполнения этих практик. Акцент делается на том, чтобы сначала получить наставления о состояниях ума, которые должны сопутствовать физическим и вербальным практикам, и в какой-то степени их развить, а также на развитии искренней мотивации. Ученики включают нгондро в своё расписание учебных занятий, выполняя их или по совету учителя, или по собственной инициативе, чтобы улучшить свою мотивацию и понимание.

В случае с обоими методами главная опасность – в том, что практики станут машинальными и в нашем уме во время практики не будет происходить ничего, или у нас даже появится негативное отношение к ним. Однако если им следовать правильно, оба метода одинаково эффективны. Это можно увидеть на классических примерах.

Пример Цонкапы Arrow down Arrow up

Пример, которому следует традиция гелуг, – это её основатель Цонкапа. У Цонкапы, очевидным образом, было большое количество сильных склонностей, привнесённых из прошлых жизней. Когда ему было за двадцать, он изучил весь Кангьюр и Тенгьюр, то есть все учения Будды и комментарии на них. Когда ему было за двадцать, он уже начал учить. Первое учение, которое он даровал, было по абхидхарме – по «особым сферам познания», по классификации явлений.

Когда ему было 32, он написал «Золотые чётки великолепных объяснений» (Legs-bshad gser-’phreng ). Это его огромный комментарий на «Абхисамая-аламкару», то есть на «Филигрань постижений» – текст, объясняющий все многочисленные стадии постижения праджняпарамиты (совершенства мудрости) на пути к освобождению и просветлению. В своём комментарии Цонкапа приводит всевозможные цитаты из Кангьюра и Тенгьюра. И он уже к тому времени давал тантрические посвящения, в частности посвящение Сарасвати. И продолжал изучать тантру, в особенности Калачакру. И первый свой большой ретрит он выполнил прежде, чем приступать ко всем этим простираниям; это был ретрит по Чакрасамваре. В ходе этого ретрита он также практиковал и освоил шесть йог Наропы и шесть йог Нигумы.

В возрасте 34 лет он осуществил интенсивное изучение четырёх классов тантры, и в особенности завершённых стадий Гухьясамаджи и Калачакры. И затем приступил к глубинному изучению мадхьямаки под руководством великого ламы традиции карма-кагью, ламы Умапы. Этот лама каждый день получал видения Манджушри. Цонкапа задавал вопросы Манджушри через ламу Умапу. Затем оба они, Цонкапа и лама Умапа, вместе прошли ретрит по практике Манджушри. И тогда Цонкапа сам начал напрямую получать наставления от Манджушри.

В этот момент Цонкапа решил, что у него всё ещё нет полного понимания мадхьямаки и Гухьясамаджи. И Манджушри дал ему совет относительно того, как поступить. Манджушри посоветовал ему выполнить длительный ретрит по нгондро, то есть вот в этот момент Цонкапа их стал выполнять. В этот период Цонкапа выполнил четырёхлетний ретрит в сопровождении восьми своих учеников. Они выполнили 35 раз по 100 000 простираний – по 100 000 простираний перед каждым из так называемых тридцати пяти Будд Исповеди и 18 раз по 100 000 подношений мандалы. Каждый день они выполняли самопосвящение Ямантаки, чтобы обновлять обеты. И изучали «Аватамсака-сутру». Это огромная сутра, которая описывает различные деяния бодхисаттв. Это одна из немногих сутр, которые были переведены на тибетский с китайского, потому что санскритский оригинал бы утерян. Цонкапа говорил, что именно благодаря этой сутре сохранились полные учения по деяниям бодхисаттвы. Без неё этих учений бы не было.

В конце этого ретрита Цонкапа получил видение Майтреи. И когда они вышли из этого ретрита, Цонкапа восстановил статую Майтреи в главном храме в Лхасе. Майтрея – это грядущий будда, и Цонкапа создал огромную положительную силу, поскольку помог людям установить связь с Майтреей.

А после этого он с этими восемью учениками ушёл в ретрит ещё на пять месяцев, для того чтобы продолжить предварительные практики. После этого он выполнил ретрит по завершённой стадии Калачакры, а потом ещё годичный ретрит по мадхьямаке. И именно в этом ретрите он наконец обрёл неконцептуальное постижение пустотности и произвёл революцию в том, как объясняется тема пустотности.

И это очень хорошая иллюстрация и хороший источник вдохновения. Цонкапа не был дурачком, он был очень умным. Он был предельно образованным, самым продвинутым учёным-практикующим своего времени, и он уже выполнил разные ретриты до того. Он не был удовлетворён своим пониманием, и не был удовлетворён пониманием всех остальных. И Манджушри, воплощение мудрости и интеллекта, посоветовал ему выполнить предварительные практики, накопить положительную силу и очистить отрицательную, для того чтобы прорваться к неконцептуальному постижению пустотности. Это пример того, как предварительные практики делают одновременно с обучением и другими практиками, чтобы повысить их эффективность.

Я следовал примеру Цонкапы в несколько изменённом виде. Живя в Индии, я заметил, что иногда, когда я работал над чем-то или писал что-то, возникали трудности, то есть процесс никуда не двигался. В таких случаях я выполнял то, что назвал для себя «ретритом по бодхичитте», то есть отправлялся куда-нибудь учить, ехал в центры Дхармы или университеты, для того чтобы учить, делиться, стараться помочь другим. И обычно после этого, когда я возвращался, мой ум был достаточно свеж и мне удавалось преодолеть то препятствие, которое возникало прежде.

И сейчас, когда я пишу или перевожу и мне не удаётся подобрать какое-то выражение, которое в точности передало бы задуманный смысл, тогда я останавливаюсь на какое-то время и немного начитываю мантры Манджушри и Сарасвати. И обычно после этого мой ум оказывается способен найти верное решение.

Общие и особые практики нгондро Arrow down Arrow up

Существуют общие и особые предварительные практики. Общие практики являются «общими» в том смысле, что они есть и в сутре, и в тантре. Общие практики объединяют сутру и тантру, относятся как к сутре так и к тантре, в то время как особые практики относятся к тантрическому пути.

Общие практики – это то, что в традиции гелуг называется учениями ламрима, а в других традициях – «четырьмя размышлениями, обращающими ум к Дхарме» и «расставанием с четырьмя привязанностями». Есть множество способов формулировать всё это, характерные для различных тибетских традиций. На самом деле неважно, какую именно из форм мы используем. В любом случае помимо надёжного направления нам также нужно будет развивать отречение, бодхичитту и постижение пустотности.

Есть разные виды особых практик нгондро, каждая из которых повторяется 100 000, 108 000 или 130 000 раз. Стандартные нгондро в традиции кагью включают простирания, стослоговую мантру Ваджрасаттвы, подношение мандалы и гуру-йогу. В каждом тексте-сокровище (терма) традиции ньингма есть свои собственные практики нгондро. Но иногда учителя изменяют стандартные нгондро и предлагают индивидуальные варианты для отдельных учеников. В моём случае Его Святейшество Далай-лама дал наставление начитать 600 000 мантр Аваловитешвары и 600 000 мантр Манджушри, когда я только начал изучать Дхарму. Позже, уже по моей инициативе, я начитал 100 000 мантр Ваджрасаттвы, а перед моим первым длительным тантрическим ретритом Серконг Ринпоче велел мне прочитать 100 000 строф гуру-йоги Цонкапы. Разумеется, каждая из этих практик включает не только визуализацию, но и развитие соответствующего состояния ума.

С более широкой точки зрения я бы сказал, что нет различия, какой формат нгондро вы выполняете, хотя конкретные варианты практик позволят вам установить близкую связь с определённой линией передачи. Но все эти линии ведут к достижению просветления. По большому счёту, нет разницы, какую из них вы выполняете. Нельзя сказать, что одна из них лучше другой. Их эффективность зависит от вашей мотивации, сосредоточения и развития правильного состояния ума.

Какой бы традиции вы ни следовали, полная практика тантрической садханы всегда содержит подготовительную часть с простираниями, подношением мандалы, Ваджрасаттвой и гуру-йогой. Это ясно показывает, что основные практики нгондро нужны на протяжении всего пути.

Девять особых практик нгондро в традиции гелуг Arrow down Arrow up

В традиции гелуг есть девять традиционных практик, но это не означает, что вы обязательно должны выполнять все девять, более того, ваш учитель может вам сказать выполнить какую-то ещё практику. Эти девять практик выполняют в контексте «Сотен божеств Тушиты» («Ганден лхагьямы»).

(1) Простирания. Простирания выполняются в сочетании с прибежищем, а также начитыванием имён тридцати пяти Будд Исповеди и восьми Будд Медицины. Серконг Ринпоче учил просто прочитывать все имена по кругу и при этом совершать простирания, не думая, что одно повторение имени должно сопровождаться одним простиранием перед одним буддой. Мы просто повторяем все имена по кругу, продолжая простираться, потому что иначе мы можем очень сильно зациклиться на таких вещах, как ритм, в котором мы простираемся, и думать: «Я уже произнёс это имя один раз, надо было один раз совершить простирание». В некоторых традициях при совершении простираний читается семичастная молитва. На самом деле есть множество вещей, которые могут читаться, когда совершаются простирания. Так что, не думаю, что есть разница. Просто вы выполняете ту практику, которая относится к конкретной линии передач, к практикам той линии передач, которой вы придерживаетесь, выполняя нгондро.

(2 и 3) Подношение мандалы вместе с прибежищем и бодхичиттой . Вторая и третья практики в традиции гелуг объединяются. Когда вы делаете подношение мандалы, вы не только читаете строфу подношения мандалы, но также каждый раз добавляете строфу прибежища и бодхичитты. В других традициях эти практики выполняются раздельно.

(4) Подношение чаш с водой . Вы подносите чаши 100 000 раз, наполняя их чистой водой.

(5) Гуру-йога . В традиции гелуг выполняется в сочетании с начитыванием строфы под названием «Мигцема» (dmigs - brtse - ma ). Первоначально сам Лама Цонкапа её написал для одного из своих учителей, Рендавы. А затем Рендава адресовал её обратно Цонкапе. Начитываете ли вы пятистрочную форму Мигцемы или девятистрочную, что бы вам ни порекомендовал ваш учитель, думаю, различия в конечном итоге нет.

Существует великое множество различных форм гуру-йоги, связанных с различными образами. Выполняете ли вы гуру-йогу, обращённую к Гуру Ринпоче, или к Карма Пакши (Второму Кармапе), или к Гампопе, или к Марпе, или к Миларепе, или к Вирупе, в конечном итоге различия в этом нет. Вы создаёте связь с той линией передачи, к которой относится этот учитель, но на абсолютном уровне все они будды. Смысл практики в том, чтобы объединить свои тело, речь и ум с телом, речью и умом будды, которые символизирует гуру линии. Конечно, вы при этом сохраняете свою индивидуальность.

Если вы выполняете практику гуру-йоги, связанную с конкретным мастером линии передачи, то было бы очень полезно знать хоть что-то о жизни этого мастера, и более того, важно, чтобы история его жизни вас вдохновляла. Потому что если жизнь мастера вас не вдохновляет, то пользы особой нет.

(6) Стослоговая мантра Ваджрасаттвы . Есть множество различных форм Ваджрасаттвы: Ваджрасаттва в одиночной форме, Ваджрасаттва с супругой. Применительно к самой мантре, есть базовая мантра «Ом Ваджрасаттва…», которая по сути является шаблоном, извлечённым из «Тантры Гухьясамаджи». Но существуют и варианты, связанные с Ямантакой; есть вариант, относящийся к Херуке; есть вариант, где одно из слов заменяется на «Падма» – это относится к практикам Гуру Ринпоче и Авалокитешвары, и так далее. Кроме того, сами строки в мантре также могут переставляться, может меняться порядок слов, но в конечном итоге разницы нет. И выполнять вы должны тот вариант, который рекомендован вашим учителем и используется в вашей линии передачи. Все они эффективны. В буддизме множество вариантов любых практик.

(7) Практика Самаяваджры . Самаяваджра (Dam - tshig rdo - rje ) – это форма Амогхасиддхи, происходящая из «Тантры Гухьясамаджи». Эта практика используется для очищения любых нарушений, которые могли возникнуть в вашей близкой связи (dam-tsig , самая ) с учителем.

(8) Изготовление цаца – небольших глиняных статуй различных форм будд. Если вы их изготавливаете традиционным образом, возникает множество проблем, потому что где же вы будете хранить сто тысяч глиняных изображений? В Тибете много свободного пространства и практикующие изготавливали для ца-ца небольшие алтари. По-моему, лама Сопа предложил использовать формы для льда, которые сделаны в виде будд. В них наливают воду и замораживают, делая ца-ца в форме ледяных скульптур, которые затем просто можно обратно растопить. Делая ца-ца, вы создаёте причины для обретения физических тел будды.

(9) Сжигаемые подношения для Ваджрадаки . Также эта практика известна под тибетским названием садже кхандро (Za - byed mkha ’-’ gro ). Эта практика, близкая к практике Ваджрасаттвы: она предназначена для сжигания отрицательных потенциалов. Вы читаете мантру и подносите семена кунжута в курильнице, где находятся раскалённые угли. Это гораздо более наглядный процесс очищения.

Способы практики нгондро Arrow down Arrow up

Как же все эти практики выполнять? Некоторые люди посвящают этому особый период времени, во время которого они выполняют все предварительные практики. То же самое с трёхлетним затворничеством. Если вы собираетесь выполнять трёхлетний ретрит, то в некоторых традициях вы начинаете его с повторения нгондро.

Так что можно увидеть иногда тибетцев, которые приезжают, например, в Бодхгаю и простираются перед ступой или простираются перед ступой в Боднатхе. Таким образом они выполняют свои сто тысяч простираний. Тибетцы в этом смысле совершенно невероятны: они способны выполнить до трёх тысяч простираний в день, в то время как для большинства из нас это нечто совершенно невозможное. Но мы можем понемногу выполнять каждый день, делая или четыре сессии в день, или две сессии (одну утром и одну вечером), или одну сессию в день. Очень важно в первый день в первую сессию, когда вы только начинаете практику, сделать всего три повторения. Это устанавливает минимальное число, которое вам нужно будет повторять каждый день весь оставшийся период, пока не завершите всю практику. Так что на случай, если вы заболеете или будете путешествовать, вам нужно сделать эту практику для себя удобной. Это наставление также касается и ретритов по практике божества. Серконг Ринпоче рекомендовал начать всего с трёх повторений мантры. Не следует нарушать непрерывность практик. Люди как-никак заболевают, а если вы прерываете практику, то вам нужно начать её сначала. Также, если вы выполняете практику правильно, вам нужно каждый день, каждый раз выполнять её, сидя на одном и том же месте.

Из этого правила могут быть исключения. Мой собственный опыт был таков. Я как-то выполнял ретрит в Дхарамсале, и меня попросили поехать в Манали, чтобы переводить учения и посвящения, которые там давал Его Святейшество. И Серконг Ринпоче мне сказал: «Конечно, поезжай, не задумывайся даже. Просто каждый день во время поездки выполняй минимальное число повторений и продолжай практиковать, когда вернёшься». Вот такие исключения бывают. Сто тысяч – это не так уж много. Например, если подумать о практике Ваджрасаттвы, я её выполнил всего за год, повторяя каждый день мантру по триста раз. Триста раз – это не какое-то невообразимое число.

Как избежать механистичной практики Arrow down Arrow up

Главное – мотивация. Если у вас правильная мотивация, то есть прибежище и бодхичитта, практики не будут механистичными. Кроме того, нужно знать, когда во время сессии уместно сделать небольшой перерыв и не давить на себя слишком сильно. Кроме того, вы должны знать и понимать, что именно вы осуществляете и для чего вы этим занимаетесь. Чем глубже вы это понимаете, тем легче вам всё это будет осуществлять, вы не будете думать: «Я это делаю просто потому, что мне так сказал мой учитель. Я хочу быть хорошим и нравиться учителю». Или: «Я хочу разобраться поскорее со всеми этими сложными и неприятными вещами, как бы выплатить налог, а потом добраться до того, что по-настоящему круто, до всяких тантрических штучек».

Практика в группе Arrow down Arrow up

Бывают люди, которые выполняют эти практики в ретрите. Медитация групповая, медитация под руководством – это вещи, которые обычно тибетцами не осуществлялись. Эта форма была разработана на Западе. В Бодхгае у ступы могут простираться и другие люди, но нет такого, чтобы кто-то говорил: «Теперь мы все начинаем, теперь давайте простираться!» Все просто индивидуально осуществляют простирания, в собственном темпе.

Главное преимущество группового ретрита и групповой практики, идёт ли речь о практике нгондро, или о практике божества, или о практике ламрима, – заключается в том, что группа придаёт вам ту дисциплину, которой вам могло не доставать. Так же как с походом в фитнес-клуб, где вы занимаетесь под руководством тренера. Вы выполняете изнурительные упражнения на протяжении часа, выполняете их потому, что таковы обстоятельства: вы либо занимаетесь в группе, либо вами руководит тренер. И вы бы ни за что не стали выполнять такой объём упражнений самостоятельно, во всяком случае это касается большинства людей. Даже люди, которые самостоятельно занимаются упражнениями, используя тренажёры или утяжеления, вынуждены приходить в спортзал: они не стали бы это делать дома, им нужно прийти в какое-то особое место, где в окружении людей они будут этим заниматься. Замечательно, очень хорошо, если это нам помогает.

Недостаток этих практик заключается в том, что вы движетесь не в собственном темпе: скорость группы может быть для вас слишком быстрой либо слишком медленной, и это может вызвать в вас очень сильное раздражение. Некоторым людям, возможно, лучше было бы установить собственную скорость. Так что, если собираетесь проходить групповой ретрит, то будьте готовы и избегайте той фрустрации и той враждебности, которая может возникнуть, если скорость группы будет превышать ту скорость, которая для вас комфортна.

Заключение Arrow down Arrow up

Это краткое введение в практики нгондро, благодаря которым мы готовимся к следующему этапу. Полезно смотреть на духовный путь как на приключение. Конечно, будет непросто, как если бы вы снарядили караван и отправились из одной части Тибета в другую. Но это приключение, и оно того стоит. На пути будет много трудностей, но, подготовившись с помощью практик нгондро и время от времени подбадривая себя с их помощью на протяжении пути, в конечном счёте мы достигнем своих целей.

Не счастья ради [Руководство по так называемым предварительным практикам тибетского буддизма] Кхьенце Дзонгсар Джамьянг

Выполнение простираний

Выполнение простираний

Зачем вообще нужно делать простирания?

Зачем нам нужно растягиваться во весь рост на зачастую не слишком чистом полу, а потом вставать и повторять это сотни и тысячи раз? Простирания – это самый прямой метод принятия прибежища и один из самых лучших среди всех имеющихся методов освобождения от гордыни.

Они представляют собой внешний жест принятия истины Дхармы и выражение нашего намерения обнажить свою гордыню и расстаться с ней. Итак, принимая прибежище, мы простираемся ниц на полу, чтобы продемонстрировать своё полное смирение, бросаясь к ногам своего гуру и касаясь пола пятью точками своего тела – лбом, ладонями и коленями – как можно большее число раз. (В тибетской традиции есть два способа делать простирания: в полный рост и наполовину; но в нёндро мы обычно выполняем простирания в полный рост.)

Считается, что простирания приносят немало благ, например: в следующей жизни мы можем родиться с привлекательной внешностью, наши слова будут весомыми и ценимыми, мы будем благотворно влиять на своих друзей и сотрудников или же мы будем способны управлять теми, кто работает на нас. Говорят, что практикующие, выполняющие простирания, когда-нибудь будут наслаждаться обществом возвышенных существ и станут знатными, богатыми, обретут высокое рождение и в конце концов достигнут освобождения.

Для обычных мирских существ, однако, размышление о духовной пользе простираний и том объёме благой заслуги, который они способны принести, не обязательно явится наиболее эффективным способом обретения мотивации. С другой стороны, тот факт, что простирания полезны для здоровья, зачастую является достаточным стимулом для начала практики. Конечно, выполнение простираний с целью укрепить здоровье является мирской мотивацией, однако я ни в коем случае не стал бы её осуждать. В эту эпоху упадка любой фактор, подвигающий вас на практику Дхармы, имеет свою ценность, так что, пожалуйста, не смущайтесь и начинайте выполнять свои простирания, пусть пока лишь в качестве полезного физического упражнения. Поступив подобным образом, вы не только сэкономите деньги, которые иначе потратили бы на посещение спортзала, но и нарастите мышцы и немалое количество духовной заслуги!

Подсчёт простираний: просто сделай это!

Традиционно целью является повторение ста тысяч простираний в этой жизни или даже большего их количества, если это позволяет ваше здоровье и имеется на то время. Следует приложить все усилия для достижения этой цели, а вот то, сколь быстро вы достигнете поставленной цели – не столь уж и важно. Тот факт, что вы обогнали в этой практике других членов вашей сангхи, вовсе не означает, что вы первым достигнете просветления! Куда важнее скорости ваша мотивация и отношение к практике. В то же самое время не забывайте и о том, что сто пятьдесят простираний занимают примерно полчаса времени, и выполняя их ежедневно, менее чем через два года вы без особых усилий завершите стотысячный цикл.

Для многих из нас действительно очень полезно иметь ясно обозначенную цель. Некоторые возражают, что количество не имеет значения, но многие практикующие считают, что отслеживание количества выполненных практик и хорошо дисциплинирует, и приятно воодушевляет. Говоря по правде, те, кто утверждает, что предпочитает не считать простирания, зачастую слишком ленивы, чтобы себя утруждать, – даже просто купить чётки для счёта и то для них большой труд. Поддаваясь своей лени, они полностью упускают суть, потому что именно прилагать усилия, выполняя простирания, – самое главное в этой практике. Есть и такие, кто беспокоится о том, что, записывая количество простираний, они слишком возгордятся своими достижениями. Они утверждают, что практика Дхармы предназначена для того, чтобы разрушить самомнение и гордость, так зачем же подвергать себя опасности раздуть их ещё больше? Есть даже и такие, для кого вся идея «накопления» заслуг, как и накопление денег, подразумевает эгоистичность, и они считают себя выше этого.

На практике, если у вас есть сильное нежелание подсчитывать свои простирания и вы абсолютно убеждены, что это занятие нисколько не будет вас вдохновлять, то вы, несомненно, должны считать . Однако если только вы случаем не скрытый будда, такие невежественные существа, как мы, обычно достигают большего, когда ими движет желание достичь ясной цели. Следовательно, ежедневно записывайте свой счёт, даже если вам удалось сделать только десяток повторений. И помните, что, поскольку делать простирания труднее, чем произносить слова, нужно считать выполненные простирания, а не то, сколько раз вы повторяли слова молитвы прибежища.

Однако же, делая простирания, необходимо читать строки принятия прибежища непрерывно, когда опускаетесь и когда поднимаетесь, но синхронизировать слова с поклонами необязательно. Если вам нужно отдохнуть, посидите спокойно в позе медитации, продолжая читать молитву. Постарайтесь освежать свою мотивацию через каждые двадцать пять простираний или через десять, если вам так больше нравится; это бывает действительно полезно. Постоянно напоминайте себе, что вы практикуете на благо всех живых существ с полной уверенностью, что ваш гуру на самом деле наблюдает за вами, и пробуждайте бодхичитту.

Неизбежно случаются такие периоды, когда вы ловите себя на том, что механически выполняете простирания, ничего не «чувствуя». Когда такое происходит, просто продолжайте простирания. Лучше продолжать их, чем тратить время зря, ожидая, пока вас снова не посетит нужное чувство. Я и сам едва ли чувствую что-то, когда делаю простирания.

Из книги Тайцзицюань. Искусство гармонии и метод продления жизни автора Ван Лин

Из книги Шесть исцеляющих звуков автора Чиа Мантэк

Из книги Живите без проблем: Секрет легкой жизни автора Манган Джеймс

Из книги Искусство движения. Уроки мастера автора Фельденкрайз Мойше

Из книги Тантра: йога с партнёром автора Тетерников Лев Иванович

Из книги Простая йога. Лучшие асаны автора Липень Андрей

Из книги Измени себя сам. Как найти свой уникальный путь к успеху и счастью автора Гэбэй Джонатан

Из книги Что делать, когда не знаешь, что делать автора Херринг Джонатан

Из книги Скорочтение. Как запоминать больше, читая в 8 раз быстрее автора Камп Питер

III. ПОЗА И ВЫПОЛНЕНИЕ ЗВУКОВ А. Сядьте на край стула. Половые органы должны находиться не на стуле; они являются важным энергетическим центром.Б. Расстояние между стопами должно равняться длине бедра, стопы прочно стоят на полу.В. Спина выпрямлена, плечи расслаблены;

Асаны 5–7. Выполнение асан 1–3 на левую ногу Перейдите из позы «ребенок» в позу «собака», затем «палка» на полусогнутых руках с поднятой левой ногой и перейдите в положение «кобра» на прямых ногах с левой ногой над

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Правильное выполнение упражнений - ключ к успеху При развитии большинства навыков прогресс происходит постепенно и последовательно. Вот почему большинство преподавателей учат студентов новым умениям именно таким образом - пошагово. Однако при занятиях скорочтением

Тибетские монахини совершают кору вокруг монастыря Мани вблизи Тагонга в провинции Кхам (Восточный Тибет), готовясь к шестимесячным простираниям по дороге из Кхама в Лхасу.

Буддийская практика простираний – это мощный и эффективный способ очищения кармы и накопления благих заслуг. Совершение простираний – весьма серьезная техника духовного самосовершенствования, которую люди, к сожалению, часто недооценивают.
На самом же деле, простирания занимают весьма значительное место в духовной жизни каждого буддиста. Простирания, или поклоны, – неотъемлемая часть буддийского этикета. Ни один монах не сядет слушать Учение, предварительно не совершив три традиционных поклона перед наставником. В буддийских монастырях без простираний не обходится ни одна священная церемония. Это обязательная традиция, которой нужно следовать при посещении буддийских монастырей.

Нередко буддисты совершают простирания вокруг священных объектов: храмов, ступ, гор и т.д., тем самым очищая свою негативную карму и накапливая благие заслуги. Совершив поклон, паломник отмечает то место, которого коснулись его ладони. Затем он встает и проходит то расстояние, которое покрыл своим телом, после чего выполняет следующее протирание. Так на протяжении веков буддисты совершают невероятное: они простираниями преодолевают долгий и тяжелый путь из Тибета в Индию!

Несомненно, каждый монах считает своим долгом совершить в жизни хотя бы один «бум простираний». Бум – это единица измерения, которая, как в калмыцком, так и в тибетском языках означает сто тысяч.

Великий буддийский Учитель Лама Цонкапа придавал практике простираний огромное значение. Его усердие в духовных занятиях было неистощимым: помимо изучения и преподавания философии, он интенсивно занимался йогой и медитацией, а также различными очистительными практиками. Известно, что Лама Цонкапа, в кровь раздирая колени, локти и ладони рук, выполнил 3,5 миллиона простираний, и на полу храма остался отпечаток его тела, который и поныне является предметом особого поклонения для паломников всего мира. Он мог напрямую лицезреть йидамов (божеств медитации), в особенности Манджушри, которому задавал вопросы и от которого получал разъяснения по глубинным аспектам Учения Будды.

Уделяя особое внимание этой практике, буддисты со всех концов света приезжают в Бодхгайю (священное место, где две с половиной тысячи лет назад Будда Шакьямуни обрел Просветление) специально для того, чтобы совершить сто тысяч простираний. Там, перед деревом Бодхи, под которым медитировал Будда, они делают три простирания, а затем, с каждым днем увеличивая число поклонов, постепенно набирают темп. Со временем, им удается выполнять до десяти тысяч простираний в день! Полностью отдаваясь практике, они за два-три месяца совершают заветный «бум»!

Несомненно, простирания приносят огромную пользу...

Из книги Арши Чонгонова "Великая сила практики простираний"
Золотая обитель Будды Шакьямуни

О первой практике Нендро

В буддизме Алмазного Пути вступительные практики (тиб. Нендро) являются основой Великой Печати (санск. Махамудра). Им предшествует своего рода введение - медитация Прибежища. Вступительные практики состоят из четырех последовательных этапов: простираний - практики принятия Прибежища, медитации на Алмазный Ум, дарения Мандалы и Гуру-Йоги – медитации на высокосовершенного Учителя. Трудно переоценить пользу от этих четырех методов и их значение для нашей повседневной жизни и нашего развития. Все – и учителя, и «бывалые» практикующие буддисты отзываются о них с восхищением.

Вступительные практики часто сравнивают с фундаментом дома или с шасси мотоцикла. В практике медитации, как и при строительстве дома, в первую очередь нужно позаботиться о создании солидного, мощного фундамента, иначе потом, при возведении крыши, ситуация станет критической: дом может завалиться или покоситься. Без надежной опоры наша практика в лучшем случае превратится в забавное туристическое путешествие. Мотоцикл же нуждается в хорошем шасси, позволяющем передавать усилие от двигателя к асфальту на дороге, чтобы можно было закладывать крутые виражи, как по рельсам. Точно так же вступительные практики поддерживают нас на пути к Просветлению.

Простирания – первая из этих практик. Они представляют собой необычайно эффективный метод реализации цели - состояния Будды, ведущего к нему пути, а также усиления открытости к нему. Благодаря поклонам мы все больше испытываем доверие к нашей истинной природе и углубляем связь с Просветлением. Эта практика, как и медитация Алмазного Ума, является, прежде всего, очищающей практикой, она действует на всех трех уровнях: тела, речи и ума.

При этом воздействие этой практики на наше тело и на наше отношение к нему наиболее впечатляюще, так как мы преклоняемся перед Прибежищем не только в уме, но и с помощью физических движений. Это означает, что простирания очищают не только наши внутренние энергетические каналы – благодаря им мы открываем также возможности, которые предоставляет нам все наше тело. Мы осознаем, что не являемся своим телом, и понимаем, как часто устраиваем из-за него «слишком много шума». Вместе с продвижением в практике у нас развивается понимание того, какие требования мы можем предъявить своему телу, и как применять его в качестве инструмента для принесения пользы другим. В результате нас наполняет вдохновение, и мы становимся гораздо полезнее.

Одно то, что перед нами все сильнее открывается наш собственный потенциал, и мы можем его с удовольствием применять, приносит нам необычайную радость.

Поэтому мы не стремимся быстро, «через силу» закончить простирания – для нас важнее распознать и развить собственные возможности. Если мы прислушаемся к некоторым советам, то увидим, что простирания могут превратиться в увлекательное событие, создавая у нас при этом огромный психологический и физический избыток. Это интенсивная активность тела, при которой здорово помогает выносливость. С точки зрения эффективности для развития тела простирания не уступают ни одному из современных тренингов по физической подготовке. Возможные трудности, а также короткие кризисы, возникающие во время практики, можно легко исключить благодаря применению некоторых практических советов и маленьких хитростей. Принимая во внимание все физические элементы этой медитации, не стоит, однако, забывать, что мы имеем в виду просветляющую практику. Это означает, что постижение природы Будды может произойти во время первого же простирания. На что же нужно обратить внимание? Главное –

это разумное отношение к своему телу и точное определение того, как и когда нам лучше практиковать простирания. Привычка к такому контролю приведет нас к цели. И это в особенности касается простираний. Практикуя эту медитацию, мы тут же замечаем, что если делать ее регулярно, то все происходит легче и эффективнее. У каждого из нас разные условия для работы с этим методом, поэтому не существует каких-то точных указаний, а есть только общие принципы того, как избегать лишних трудностей и справляться с препятствиями. Советы, касающиеся отдельных частей тела, приводятся только как подсказка в случае возникновения конкретных проблем, и применять их совсем не обязательно.

Для разных людей подходят разные условия. Одни могут прямо с утра, только встав с постели, пошлифовать доску для простираний и потом весь день наслаждаться чувством, что главное дело на сегодня уже сделано. Очень хорошо также подготовить место для простираний на полу еще накануне вечером - тогда даже при отсутствии желания практиковать приступить к практике будет легче, поскольку в противном случае придется убирать доску для простираний неиспользованной. Кроме этого, после утренней медитации гораздо легче осознанно удерживать чистое видение в повседневных ситуациях. Другие же предпочитают освежиться простираниями после работы. То же самое касается еды. Одни предпочитают скользить по полу натощак, другие же с пустым желудком сдаются уже через десять минут.

Дрожь в коленях и тёплое ватное ощущение в теле после первых 100-200 простираний может быть как знаком особенного благословения, так и сигналом тела о том, что ему не хватает энергии – сахара. Эту проблему могут снять несколько кусочков какого-нибудь фрукта (особенно банана) или в крайних случаях немного шоколада, особенно если мы делаем простирания уже несколько часов.

Если при интенсивной физической нагрузке мы потеем, не имея достаточного количества жидкости в запасе, наши возможности уменьшаются. Так что лучше заблаговременно, пока еще не появилась жажда, выпить немного воды или сока. То же самое можно делать и во время медитации, представляя, что напиток является нектаром Освобождения.

Легкие растягивающие упражнения, особенно грудной клетки, ног и нижней части позвоночника, после окончания практики помогают избежать перенапряжения мышц и признаков усталости.

Хитрости

У большинства из нас трудности с простираниями возникают только в самом начале практики или после длительного перерыва (на неделю или две), когда тело еще не привыкло или уже отвыкло от такого типа движений. В этом случае действуют те же принципы, что и в других физических тренингах. Телу требуется определенное время, чтобы привыкнуть к нагрузкам. Таким образом, резкие изменения интенсивности практики (например, выполнение 1000 простираний сразу после перерыва на несколько недель) представляют для тела серьезную проблему.

Это как с мотоциклом, который долго стоял в гараже, и вдруг мы, не прогрев двигатель, вынуждаем его преодолевать несколько высокогорных переездов. Что касается простираний, то лучше делать их меньше за один заход (например, 100-400 ежедневно), но систематически, чем редко и помногу. Разумно будет увеличивать их количество постепенно и постоянно (например, на 10-20% в неделю), чем сразу удваивать их число. Очень помогает реальная оценка своих возможностей и определение какого-то стабильного количества, которое мы можем выполнить всегда, независимо от нашего физического состояния. Это поддерживает уверенность в себе и помогает развить внеличностное отношение к телу. Если появляется избыток энергии, и мы можем выполнить больше, то следует помнить, что это уже сверх программы, и совсем не обязательно, что это повторится и завтра.

При восхождении в горах мы будем более эффективны и радостны в том случае, если систематически тренировались перед походом. Так и делая простирания, мы получим лучший результат, если станем практиковать, опираясь на привычку и не делая слишком больших перерывов. У некоторых людей существует склонность к неожиданным неконтролируемым порывам бросать практику, и потом из-за боли они на протяжении многих недель ничего не делают или испытывают негативные чувства, связанные с этим.

Вместо того, чтобы нервничать по поводу простоев и перерывов во время «зализывания ран», лучше использовать этот период для усиления мотивации в предвкушении момента, когда можно будет снова вернуться на доску. В этом правиле, конечно же, существуют свои исключения.

Значительное количество простираний, выполненное в одиночку или с друзьями в центре, может здорово поспособствовать развитию мотивации. Кроме того, это очень полезно для тела - такую практику можно сравнить с запасным составом футбольной команды. После небольшой тренировки при регулярных занятиях можно с легкостью делать простирания время от времени на протяжении всего дня, при этом короткие перерывы (например, после каждых 200 простираний) более предпочтительны, чем один большой.

Ловушки

На что следует обращать внимание во время простираний? Буддисты – тоже люди и, подобно другим, тоже порой страдают из-за болей в спине. В общем, простирания не усиливают ее, скорее, наоборот, являются идеальным методом создания равновесия в теле при условии, что мы, опускаясь и вставая, напрягаем мышцы живота, а не искривляем поясницу. Если у вас слабая спина, вам следует в положении лежа вытягивать стопы, вставая не торопиться поднимать грудную клетку, а приседая – втягивать живот. Это позволяет поберечь спину и усилить мышцы живота. Поэтому следите за правильной осанкой. Это особенно важно вначале, пока мышцы еще не разогрелись, и во время последних повторений, когда тело уже устало. Кроме того, вам поможет подушка, подложенная под живот.

В том случае, если у вас проблемы с коленями, можно избежать лишних нагрузок, наблюдая за тем, как они соприкасаются с поверхностью доски. Чем чаще этот процесс напоминает падение, только слегка смягченное подстилкой, тем раньше проявятся недомогания. Подкладка под колени не может быть выше подушечки под животом, кроме того, она должна иметь одинаковую толщину для обоих колен. Иначе сильно загрузится спина или одна из сторон тела. Одновременно можно большую часть нагрузки перенести на руки, которые в этом случае будут прикасаться к полу чуть раньше. Не существует идеальных и одинаковых методов для всех - это относится и к скольжению. Здесь, в основном, можно спокойно экспериментировать, вводя время от времени небольшие изменения в процесс скольжения (например, начиная опускаться то на руки, то на колени) или в его темп (динамический или равномерный). Это также уменьшает риск травм.

Каждый из нас во время своей деятельности предпочитает пользоваться одной стороной тела, и в особенности это справедливо для рук. Простирания же задействуют обе стороны равномерно, исправляя, таким образом, нарушения осанки, и приводят к тому, что тело становится более гармоничным. Однако если вы делаете упор на одну сторону тела, например, неравномерно напрягая руки из-за простирания на неровной поверхности или опираясь на одну руку чуть раньше, чем на другую, или приставляя стопы неравномерно (как бы делая маленький шаг), то тогда время от времени могут проявляться скрытые недомогания в коленях, плечах и запястьях. Чтобы руки и суставы не переутомлялись из-за неравномерных нагрузок, пол или доска должны быть по всей длине одинаково скользкими (например, в полу не должно быть больших щелей), поэтому лучше всего использовать для этой цели тонкий пластиковый лист.

Часто успех практики зависит от того, как вы держите голову. Особенно это справедливо для простираний, поскольку здесь от положения головы зависит все движение в целом.

Напряжение в шее и боли в нижней части позвоночника чаще всего появляются из-за слишком высокой подушки, которую мы кладем под лоб, или чересчур сильного подъема головы во время вставания. Это может происходить, например, из-за того, что мы хотим постоянно «иметь перед глазами» Древо Прибежища. Но так поступать не обязательно, гораздо важнее придерживаться осознавания Прибежища, то есть иметь доверие к тому, что оно действительно присутствует. Точнее говоря, не нужно раньше времени переводить взор на Древо Прибежища или к листу с мантрами.

В общем, можно сказать, что простирания, с точки зрения физического развития, являются идеальным методом гармонизации нашего тела, способствуя развитию более слабых его частей. Трудности же, как и в других методах, появляются, когда мы переоцениваем собственные силы и неправильно реагируем на сигналы своего тела, например, продолжаем резко падать на колени, невзирая на то, что они болят.


Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою

Ом Мане Падме Хум

Вот что удалось почерпнуть из одного интернет-ресурса. Понравилась лекция по этой практике Геше Джампа Тинлея... Думаю, что это будет интересно узнать не только буддистам, принявшим Прибежище в Трех Драгоценностях.

Существует семь видов или уровней подготовительной практики для накопления заслуг и очищения негативной кармы.

Первая из них - это простирания. Есть три вида простираний: простирания тела, речи и ума.

Что касается простираний тела, то их два вида. Один вид - полное простирание, другой - полупростирание. Простирания являются одним из самых мощных способов накопления заслуг. Это знак уважения и почтения, а также противоядие высокомерию. Высокомерие - одно из главных препятствий на пути к духовному развитию. Вода не может находиться на камне, если он имеет заостренную форму, она будет стекать по нему вниз. На ровной и гладкой поверхности она может задержаться, поэтому, когда над равниной идет дождь, вода разливается повсюду. После дождя на равнине может быть залито все, но на камне с острой вершиной не будет ни капли воды. Точно также, когда духовный учитель дает всем наставления, некоторые воспринимают его слова с благодарностью и уважением, а некоторые с высокомерием. Высокомерные люди ничего не получают. Даже, если они получают Учение, оно не приносит им пользы. Это подобно тому, как если налить нектар в грязный сосуд, то и нектар станет грязным. Поэтому первое, что вы должны сделать, - это уменьшить свое высокомерие. Оно одно из главных препятствий на духовном пути и очень вредно для вас. Высокомерие бывает свойственно также и тем людям, которые занимаются духовной практикой. Например, кто-то говорит, что он один умный, что лишь он один занимается высокой духовной практикой, а все остальные глупы и занимаются низкой практикой. Это - самообман. В будущем, когда вы достигните высокого уровня практики, никогда не смотрите на других сверху вниз и не говорите, что они по сравнению с вами занимаются простой практикой. Вы должны говорить, что они молодцы, так как делают практику, которая им подходит и полезна. Когда-то и вы начинали с простой практики, благодаря доброте вашего учителя. Подумайте о том, что это произошло благодаря вашему учителю.

Простирания сделают вас человеком скромным и почтительным...

Как делать простирания...

Сначала сложите вместе руки над макушкой. В простирании каждое движение имеет очень большое значение. Полное простирание (простирание в полный рост) очищает ваши каналы и закладывает основу для практики тантры. То есть каждое звено является подготовительным для следующего. Кроме того, простирание - очень хорошее физическое упражнение. Американские ученые выяснили, что тибетские простирания - это лучший вид физических упражнений. Когда-то они думали, что бег - очень хорошее упражнение, потом узнали, что, если много бегать, то через некоторое время это может принести вред всем вашим сухожилиям. То есть с одной стороны - хорошо, а с другой - приносит вред. Но когда они исследовали простирания, то выяснили, что это абсолютно безвредное упражнение. Кроме того, оно очень полезно для всего тела. Простирания полезны для тех, у кого проблемы с нервами, например, для людей, легко впадающих в гнев. Если они будут постоянно делать простирания, то станут намного спокойнее. Таково воздействие простираний на чисто физиологическом уровне. Вообще, для здоровья простирания очень полезны. Его Святейшество Далай-лама просил меня сделать сто тысяч простираний перед тем, как я отправлюсь в горы. Когда я сделал сто тысяч простираний, мое тело стало очень сильным и легким, поэтому я очень легко мог подняться в гору и спуститься обратно. И в течение трех лет я не нуждался в помощи ни одного врача. Голова тоже не болела. Вот когда я приехал в Россию, тогда то и начались все мои болезни (прим. вот это место меня очень тронуло )

Когда вы ставите ладони на макушку - это является символом короны Будды. Когда-нибудь вы обязательно станете буддой, потому что создали для этого причину. Хотя, конечно, вы станете буддой не только по одной этой причине, но она станет одним из факторов.

Далее вы приставляете ладони вместе так, чтобы кончики пальцев находились на уровне «третьего глаза». Это символизирует тело Будды и создает причину для обретения тела Будды. Затем ладони складываются вместе на уровне горла. Это способствует достижению речи Будды. Потом ладони перемещаются на уровень сердечного центра - для достижения сознания Будды. После этого вы ложитесь на землю и вытягиваетесь в полный рост. Вначале вы становитесь на колени, потом опираетесь на руки, затем руки скользят по ковру и вы вытягиваетесь. После того, как вы полностью вытянулись, ваши руки соединяются вместе, большие пальцы соприкасаются. Потом немного приподнимаются ладони и опять опускаются на землю. Это - завершение простирания.

Когда вы опускаетесь на землю, вы должны думать о том, что вы вырываете корни сансары. С такой мыслью вы растягиваетесь на земле. А когда вы поднимаетесь с земли, то думаете о том, что открываете ворота освобождения. Очень важно, чтобы ваши руки были полностью вытянуты на земле, потому что это позволяет очистить ваши каналы. Подниматься нужно в обратном порядке. Итак, я описал вам, как выполняется полное простирание.

Полупростирания начинаются также, как и полные. Ладонями вы касаетесь макушки головы, середины лба, горла и середины груди. Затем вы становитесь на колени, ставите на землю руки и касаетесь земли лбом. То есть ваше тело не полностью лежит на земле, а только руки, колени и голова. Поднимаетесь также в обратном порядке.

Сейчас я расскажу, как это нужно делать. Если вы захотите сделать сто тысяч полных простираний, вам понадобится какая-нибудь большая деревянная доска, чтобы по ней можно было легко скользить руками. Или любое другое покрытие, подходящее для этой цели. Был вопрос о перчатках. Одевать перчатки нельзя, но можно что-нибудь подкладывать под ладони, чтобы проще было скользить рукам. Дело в том, что вам нужно будет чистыми голыми руками (без всяких подкладок и перчаток) делать жесты вначале простирания. А в какую сторону света при этом смотреть - неважно.

Перед тем, как делать простирания, вы должны прочесть молитву... Затем представьте себе, что перед вами находится Будда и учителя четырех школ тибетского буддизма, а также все великие учителя Индии, все будды, бодхисаттвы, даки и дакини. В центре находится Будда Шакьямуни. Все это предваряет чтение мантры. После этого вы приступаете к самим простираниям.

Когда вы ставите руки на макушку, то начинаете читать мантру простираний. Количество простираний не так важно, как их качество. Если вы не можете сделать сто тысяч простираний, это не страшно, старайтесь каждый день делать качественные простирания, с полным вниманием. Не устраивайте погони за «духовностью». В вашей практике не должно быть давления, в том числе и давления на самого себя. Вы должны получать удовольствие от того, что делаете, вам должно это нравится. Потому что, если будет какое-то давление, например, вы будете внушать себе, что должны сделать сто тысяч простираний, то в какой-то момент вы просто почувствуете усталость от практики и вообще все бросите. Один месяц будете активно заниматься, а затем скажете, что больше не хотите ничего.

Теперь я вам дам мантру простираний. Считается, что эта мантра увеличивает благие заслуги от простираний в сто тысяч раз. Так сказано в древних текстах.

Мантра увеличения заслуг от простираний (мантра простираний):

НАМО МАНДЖУШРИЕ НАМО СОШИРИЕ НАМА У ДАРМА ШРИЕ СОХА

Произносить эту мантру лучше перед началом простираний, сложив руки в центре груди. Повторите ее три раза, а потом уже делайте простирания. При этом вы должны думать не только о том «поле заслуг», которое визуализировали перед собой, но и о том, что вы окружены множеством «полей заслуг». Представьте также, что вы обладаете множеством тел, и все эти миллионы тел делают вместе с вами простирания, а также их делают все остальные живые существа. Думайте о том, что простирания делаются для очищения негативной кармы и накопления положительной, для того, чтобы вы достигли состояния будды на благо всех живых существ. Такая мотивация очень важна. Не стоит делать простирания с желанием приобрести здоровье или сделать свое тело красивым и стройным.

Делая простирания, читайте мантру Прибежища:

НАМО ГУРУБЕ НАМО БУДДАЯ НАМО ДХАРМАЯ НАМО САНГХАЯ

Первая строка говорит о том, что вы принимаете прибежище в своем духовном наставнике, вторая строка говорит о прибежище в Будде, третья - в Дхарме, четвертая - в Сангхе. С этой мантрой вы делаете простирания (мантра читается одновременно с выполнением простираний). Вы видите, как от тех будд и бодхисаттв, которых вы визуализировали вначале в качестве поля благих заслуг, исходит свет. Перед буддами и бодхисаттвами вы визуализируете вашего духовного наставника, он сидит на маленьком троне. На самом большом троне сидит Будда Шакьямуни -наш главный учитель. Все другие духовные учителя - его эманации. Когда Будда умирал, то очень многие из его учеников спрашивали, что же с ними будет, когда он уйдет, кто будет направлять их? Он сказал: «Не беспокойтесь. Я буду приходить к вам иногда в виде монаха, иногда, как обычный человек. Я буду приходить и творить благо, пока у вас будет нужда во мне». Многие великие учителя Индии и Тибета были эманациями Будды. Вы не можете сказать кто из них есть кто, это все разные формы Будды.

Огромная вера в Будду возникает у вас из понимания глубины его Учения. Чем больше вы размышляете над Учением, тем яснее осознаете, что он подлинный освободитель живых существ. Он действительно показал полный путь, логично и мудро обосновав его. Вы развиваете в себе веру в Будду, а затем делаете простирания как символ уважения к нему. В течение дня вы должны сделать минимум три простирания. Когда вы, например, летите на самолете, трудно делать простирания. В этом случае можете делать умственное или словесное простирания, сопровождая их теми же жестами, которые выполняются в начале телесных простираний, но не вытягиваясь. Если же вы испытываете некоторую неловкость перед окружающими, то можете сделать простирания только словесно или мысленно, без жестов. Для буддизма важнее всего сознание человека, его ум. Буддизм - очень гибкое учение, и он не требует делать ничего, что было бы слишком неудобно и болезненно.

Возвратимся к практике полного простирания. Когда вы делаете простирание и произносите мантру прибежища, то в этот момент из сердец Будды, вашего духовного наставника, Его Святейшества Далай-ламы, всех будд и бодхисаттв, даков и дакинь исходит белый свет. Он проникает в ваше тело и очищает негативности вашего тела, речи и ума. Он дарует благословение телу, речи и уму. Вы ощущаете, что попадаете под защиту будд и бодхисаттв. Именно с таким чувством необходимо делать простирания.

Когда вам хочется сделать больше простираний, делайте больше (чем три). Мантру простираний можно говорить перед каждым простиранием, а можно и не говорить. Мантру прибежища произносим во время каждого простирания. Если вы можете говорить мантры быстро, то на каждое простирание можно произносить либо только мантру прибежища, либо две мантры подряд - и мантру простирания, и мантру прибежища. Заканчивая цикл простираний, обязательно сделайте посвящение заслуг.



  • Разделы сайта