Как погиб валерий харламов на самом деле. Легендарный советский хоккеист валерий борисович харламов. «Папины друзья испарились»


Мы вряд ли ошибёмся, если скажем, что отношение человека к лошади всегда было особенным, не похожим на отношение к другим животным. Несмотря на то, что лошадь одомашнили сравнительно поздно – шестой по счёту среди других животных, – её роль и значение сложно переоценить. Большинство народов мира когда-то были кочевниками, пусть даже вынужденно и непродолжительное время, так что она быстро стала незаменимым спутником в их нелёгкой переселенческой жизни. Ею гордились, её холили и лелеяли, а туркмены даже вели устные родословные своих лошадей, которые передавались от отца к сыну.

Казалось бы, в XXI столетии по мере развития общества потребность в конях должна была исчезнуть. Но действительность полна парадоксов: достижения цивилизации до сих пор проникли далеко не во все уголки земного шара, да и в развитых странах до сих пор есть сферы деятельности (например, пастушество больших стад или гуртовщичество), в которых обойтись без лошади практически невозможно. Никуда не исчезла и индустрия развлечений – конный спорт, туризм и цирк популярны сегодня так же, как и раньше. Не меньшей популярностью пользуются и традиционные конные состязания как часть общей национальной культуры. Что же касается России с её проблемой транспортного сообщения, то даже в центральных областях, где социальная инфраструктура более развита в силу сложившихся исторических обстоятельств, есть местности, куда можно добраться только на старой доброй лошадке. Свою роль в её «воскрешении» в статусе значимого элемента в жизни человека играет и всемирный кризис – цены на топливо автоматически делают его не всегда доступным широким массам населения, а это, в свою очередь, заставляет вспомнить о давно забытых средствах передвижения.

Для городских же жителей увлечение лошадьми зачастую служит способом релакса, отвлечения от суеты мегаполиса и необходимости успеть везде, здесь и сейчас. Так что можно сказать, что современность поставила перед лошадью ещё одну задачу – психотерапевтическую. Известно, что общение с животными благотворно влияет на человека, и такой верный спутник, как лошадь – совсем не исключение.

По состоянию на 1993 год в России насчитывалось около 2 млн. голов лошадей. Много это или мало? Возможно, вопрос надо ставить в несколько иной плоскости: достаточно ли этого количества для обеспечения потребностей российского населения? И здесь стоит признать, что, учитывая неважное положение дел в российском коневодстве, этого количества может быть недостаточно. Традиционные породы всегда нужно поддерживать в чистоте, а в условиях быта это сделать просто невозможно. Если промышленное коневодство не будет востребовано, поддерживать производство в условиях современного рынка станет убыточным делом, а в убыток себе ни одно хозяйство, даже соблюдающее традиции и гордящееся ими, работать не станет. Подобная ситуация имеет весьма печальные перспективы.

Ряд местных пород – кузнецкая, нарымская, печорская, мезенская, обвинская, вятская – находится под угрозой исчезновения не только потому, что ими никто не занимается, но и потому, что в процессе многолетней селекции они оказались поглощены другими, более перспективными видами. Печальна статистика и по таким породам, представлявшим славу и гордость советского коневодства, как владимирский и советский тяжеловозы (каждый из этих видов насчитывает около двух сотен голов), терская, насчитывающая чуть более одной сотни лошадей, и кабардинская – полсотни. Даже знаменитая орловская рысистая порода, «отметившая» в 2011 году 230 лет, переживает сейчас не самые лучшие времена. Конечно, нельзя утверждать, что всё абсолютно плохо – несомненно, есть какие-то отдельные изменения в лучшую сторону, и за это следует благодарить настоящих энтузиастов своего дела, но на фоне общего упадка они почти незаметны. Порой остаётся лишь воспоминание о славных достижениях российского коневодства и вера в то, что рано или поздно всё изменится в лучшую сторону. Не последнюю роль в этом может сыграть информация – как память о том, что было, и ориентир для тех, кто хочет продолжить историю.

Культурные породы лошадей

По разным данным, в мире насчитывается от 250 до 500 конных пород. Некоторые агентства признают цифру в 427. Из этого количества в СССР по состоянию на 1983 год разводили сорок пять пород и породных групп, а в современной же России разводят около трёх десятков отечественных видов и несколько завезённых, причём для племенного развития используется всего лишь 18% лошадей от общего поголовья. Среди наиболее распространённых видов, которыми ещё занимаются конезаводы, можно назвать следующие:

  1. орловская рысистая.
  2. русская рысистая.
  3. русский тяжеловоз.
  4. советский тяжеловоз.
  5. чистокровная верховая.
  6. арабская порода.
  7. ахалтекинская (или аргамак).
  8. русская верховая.
  9. терская.
  10. буденновская.

Помимо этого, в немногочисленном количестве встречаются лошади таких пород, как ольденбургская, баварская, французская верховая, теннессийская, кватерхорс, андалузская, тракененская, ганноверская, американская рысистая, першеронская, шетландский пони. Из аборигенных лошадей можно выделить амурскую и якутскую.

Знаменитые рысаки

Любая из перечисленных пород может похвастаться не только внешними данными, всемирным признанием, достижениями на выставках и в области спорта и лучшими своими представителями, но и целым рядом легенд и действительно произошедших случаев, которые окружали её историю. Например, история орловского рысака неразрывно связана с именем графа Алексея Орлова (1737 — 1807).

Легенда гласит, что прародитель этой породы, жеребец молочно-белого окраса по кличке Сметанка, был подарен графу турецким пашой в числе двенадцати лошадей в знак благодарности за то, что Орлов отпустил на родину пленных турецких моряков, захваченных во время Чесменского морского сражения 1770 года. Действительно, по окончании этой славной битвы русским морякам удалось спасти от взрыва одно из крупнейших судов турецкого флота – 60-ти пушечный линейный корабль «Родос». Более «приземлённая» версия утверждает, что граф просто купил лошадь за сумасшедшие деньги в той же Турции.

Как бы там ни было, но честь появления породы в России принадлежит именно этому человеку. Сметанка прожил в России всего год, однако за это время оставил после себя двух жеребцов – Полкана Первого и Барса Первого. Их поселили на основанном в 1776 году в Воронежской губернии Хреновском конезаводе, и уже их потомки, родившиеся от селекции с арабскими, датскими и голландскими лошадьми, и стали первыми представителями новой породы, которой была суждена всемирная слава. В 1847 году была заведена всероссийская племенная книга, куда сразу же занесли орловских рысаков по данным сделанных заранее записей.

Этот вид разводили очень тщательно, путём отбора лучших представителей и выделения и развития отдельных линий, уделяя большое внимание кормлению и содержанию на пастбищах и приконюшенных дворах. Такой подход способствовал созданию действительно уникальной породы, которая смогла составить достойную конкуренцию лучшим рысакам Европы и Америки. В начале ХХ века орловский рысак по кличке Крепыш был признан самой резвой лошадью Европы, не раз победив в соревнованиях славившихся в те времена рысаков американского происхождения. А в 1974 году жеребец по кличке Пион, «родившийся» на Дубровском конезаводе (Полтавская область, ныне Украина), стал чемпионом породы, установив рекорд пробега дистанции 1600 метров за 2 мин.0,1 сек.

Помимо спорта, представителей этого вида использовали как улучшателей многих видов. На 1980 год в СССР насчитывалось 552 тыс. орловских рысаков, из них 40,7 тыс. являлись чистопородными экземплярами. Сегодня же, к сожалению, статистика не радует. Однако ценное поголовье не исчезло: его поддерживают и пытаются разводить на действующем Хреновском конезаводе, Чесменском Воронежской области, Московском, Пермском и Новотомниковском в Тамбовской области.

Не только орловская порода – гордость советского коневодства, перешедшая по наследству к российскому. Русская рысистая хоть и не имеет столь славную историю, но не менее популярна в кругах спортсменов. Своим появлением на свет она обязана американскому рысистому виду, практически завоевавшему Европу в конце XIX столетия. Русские конезаводчики быстро смекнули, что можно взять от заокеанского феномена, и начали скрещивать орловского рысака с американским, отбирая впоследствии полученное потомство. Результатом стала утверждённая в 1949 году новая порода рысаков, чей представитель, жеребец Властный, в том же 1974 году на дистанции 1600 метров показал результат в 1 мин. 58,7 сек.

По своему экстерьеру русский рысак напоминает орловского, но отличается большей резвостью, доставшейся ему от американского. Мастью он пошёл в своего соотечественника – в породе преобладают гнедые, серые, рыжие и бурые лошади. На 1980 год в СССР было учтено 692 тыс. голов, из них 50,5 тыс. чистопородных. Данными о состоянии породы на сегодняшний день мы, к сожалению, не располагаем, но учитывая вышеупомянутые тенденции, можно предположить, что они также не блестящи. Имеющееся поголовье рассредоточено в Тульской области (Прилепский конезавод), Саратовской (Еланский), Тамбовской (Чувашский и Лавровский), Орловской (Злынский) и Брянской (Локотский).

Незаметные, но так необходимые стране тяжеловозы

Однако не одними спортивными успехами могло похвастаться в своё время коневодство. Насущные потребности советской действительности требовали адекватной реакции, и конезаводы не остались к ним глухи. Именно целями облегчить жизнь глубинки и было продиктовано создание таких тяжелоупряжных пород,как русский, советский и владимирский тяжеловозы. Их история началась с появления в России во второй половины XIX столетия арденских лошадей, издавна разводимых в Бельгии. Поначалу их разводили в чистоте, а затем начали скрещивать с местными лошадьми упряжного типа. Углублённая селекционная работа привела к созданию вида, превосходившего бельгийских арденов и отличавшегося от всех тяжеловесных европейских видов. В 50-х годах ХХ столетия порода была официально зарегистрирована как «русская тяжеловесная».

Русский тяжеловоз не обладает лёгкостью, быстроногостью и изяществом рысаков, но этого от него никто и не требует. Он ценен другим: выносливостью, подвижностью и достаточной силой для выполнения повседневных тяжёлых работ. На испытаниях эти лошади доставляли максимально допустимый груз весом в 820 кг. на расстояние в два километра (стандартная дистанция для испытаний лошадей тяжеловесных пород) шагом за 14 мин. 21 сек., рысью – за 5 мин. 20,4 сек. Кроме того, они отличаются хорошей плодовитостью, прекрасными приспособительными к любым условиям качествами и зарекомендовали себя как отменные улучшатели даже сибирских аборигенных пород.

На 1980 год в СССР было зарегистрировано 128,8 тыс. голов русского тяжеловоза, из них чистопородных – 8,5 тыс. Стандартная масть породы рыжая, бурая и рыже-чалая. Исторически сложилось так, что во времена Советского Союза самое ценное поголовье было сосредоточено на четырёх конезаводах, два из которых находились в Российской Федерации, один – в Украине и один – в Белоруссии. В настоящее время русскими тяжеловозами занимаются Куединский конный завод Пермской области и некоторые отделения Вологодского, Пермского и Чесменского заводов.

Его «коллега» по категории советский тяжеловоз относительно молод, поскольку получил официальное признание в 1952 году. «Рождение» вида стало ответом на потребность сельского хозяйства в таких лошадях, которых можно было бы использовать в полевых работах на почвах Нечерноземья и при перевозке тяжёлых грузов. С этой целью в хозяйствах Владимирской, Горьковской, Ярославской областей и в Мордовии скрестили породы арден, битюг и першерон с бельгийским брабансоном. Подобные эксперименты начали проводиться ещё до революции, затем их забросили – было не до того, – но после войны возобновили в сочетании с отбором по типу и работоспособности. В итоге получилась очень крупная, с развитыми мускулами и костистыми ногами лошадь весом в 650 кг (жеребцы весят 780). На Всесоюзных соревнованиях советский тяжеловоз установил непревзойдённый пока рекорд для тяжеловесных пород, перевезя груз весом 851 кг. на расстояние два километра за 11 мин. 51,8 сек. шагом. Рысью же это расстояние ему удалось покрыть за 4 мин. 53 сек. Правда, есть сведения о более впечатляющем показателе, который установил жеребец по кличке Форс, перевезя на 35 метров груз весом в 22 тонны 991 кг., но история скромно умалчивает о том, какова его дальнейшая судьба.

Масть советского тяжеловоза рыжая и рыже-чалая. Интересно то, что они, несмотря на свои размеры и вес, обладают высокой молочностью. Также советских тяжеловозов используют для скрещивания в мясном коневодстве, чтобы улучшить скороспелость молодняка и повысить его вес.

На 1980 год в СССР числилось 109,9 тыс. лошадей, из которых чистопородными считались 6,8 тыс. Лучшее поголовье породы сосредоточено на Починковском конезаводе Нижегородской области, в Мордовии, а также на некоторых заводах, занимающихся разведением рысаков.

Было бы несправедливым, говоря о тяжёлых упряжных породах, не упомянуть о владимирском тяжеловозе. Он явился результатом скрещивания шотландских и английских тяжеловозов с аборигенными лошадьми Владимирской и Ивановской областей для тех же целей, что и советский тяжеловоз. В некотором роде они являются конкурентами между собой: именно владимирцу удалось на соревнованиях по перевозке груза рысью поставить рекорд в 4 мин. 34 сек. Четыре жеребца – Гомон, Магнит, Гордость и Курган – в разные годы получали титул «Абсолютный чемпион тяжеловесов Всесоюзных соревнований».

Владимирский тяжеловоз.

Несмотря на столь впечатляющие успехи, численность поголовья этой породы даже в благоприятные для коневодства советские времена составляла всего лишь 36,8 тыс. голов, из которых 2,3 тыс. числилось чистопородными. Возможно, причина в том, что владимирскую породу разводили только два конезавода – Юрьев-Польский (Владимирская область) и Гаврилово-Посадский (Ивановская). Но как бы там ни было, в постсоветской России владимирский тяжеловоз хоть и не исчез, но переживает далеко не лучшие времена.

Верховые породы

История чистокровной верховой породы окутана такой же тайной, как и история орловского рысака. Сначала он появилась в Англии, причём истории его появления одна невероятней другой, а с конца XVIII столетия – в России. В 1793 году была заведена племенная книга, первый том которой (студбук) закрыли сразу после издания, а в следующие тома стали вписывать только тех лошадей, чьи предки записаны в первом томе. Такая традиция сохранялась и в Советском Союзе, и уже по одному этому факту можно судить о том, какое значение придавалось сохранению чистоты данного вида.

Чистокровную верховую породу разводили для участия в скачках, олимпийских видах конного спорта и состязаниях по стипль-чезу (первоначально – скачкам по пересечённой местности до определённого объекта; сегодня так называют скачки на специально оборудованных ипподромах или по соответствующим местностям). И конезаводчики своей цели добились: по резвости лошади этой породы не имеют себе равных. В своё время в СССР были установлены следующие рекорды: двухлетки преодолевали дистанцию в 1200 метров за 1 мин. 11,1 сек., трёхлетки – 2400 метров за 2 мин.27,2 сек., четырёхлетки – 3200 метров за 3 мин. 22 сек. Советские спортсмены, выступая на чистокровных скакунах, неоднократно завоёвывали Кубок социалистических стран, а жеребцы Анилин и Аден, «рождённые» на конезаводе «Восход» (Краснодарский край), четыре раза одерживали победу в скачках на Приз Европы, проходившем в немецком городе Кёльн. Из этих четырёх побед три принадлежат Анилину. Отметилась порода и на XXII Олимпийских играх 1980 года, где советские спортсмены, выступая на лошадях Гепатит, Галзун и Гелиспонт, получили золотые медали в командном зачёте по преодолению препятствий и в троеборье.

Есть достижения у чистокровной верховой породы и в соревнованиях по Большому Пардубицкому стипль-чезу, по своей сложности и тяжести не уступающему самому престижному на планете Ливерпульскому. В 1957-1959 годах три года подряд скачки выигрывал жеребец по кличке Эпиграф (жокеи В. Федин и В. Прахов), в 1960 и 1961 – Грифель (И. Авдеев), в 1962 – Габой (Р. Макаров), а в 1967 – Дрезден (А. Соколов). Затем череда побед для лошадей верховой породы прекратилась, и лишь через двадцать лет, в 1987 году, советскому жокею Н. Хлуденёву удалось выиграть Пардубицкий стипль-чез на жеребце по кличке Эрот.

Помимо скачек, чистокровные верховые лошади принимали участие в совершенствовании и выведении других конских пород. Однако у породы, кроме несомненных достоинств, есть и несколько существенных недостатков – излишне возбудимая нервная система, требовательность к условиям кормления и содержания, – что осложняет её полноценное выращивание. Учитывая эти особенности, в СССР был выведен целый ряд полукровных видов, приспособленных к различным условиям и пригодных для разных целей. Интересно то, что эти породы, к которым относится, в частности, буденновская, невозможно поддерживать без периодического скрещивания с чистокровной верховой лошадью.

Сложность разведения вида косвенно отразилась в статистике: на 1980 год в Советском Союзе было учтено 6240 чистокровных верховых лошадей, что составляло лишь 1% от общего числа мирового поголовья, поэтому их совершенствование велось при постоянном завозе из-за границы племенных представителей. В настоящее время, кроме по-прежнему действующего краснодарского «Восхода», разведением этой породы занимаются Лабинский завод (Краснодарский край), Ставропольский, Кабардинский и Бесланский.

Будет нонсенсом, говоря о разводимых в России лошадях, не упомянуть о знаменитой арабской породе. Ей посвящено немало литературы – как научной, так и художественной, – её воспевали, начиная с раннего средневековья, и что-либо новое сказать о ней уже невозможно. Но эта лошадь настолько завораживает, что о ней ещё будут говорить долго и долго. Если же отвлечься от поэтических восхвалений, то арабская лошадь славится своей развитой мускулатурой, «компактностью», гармоничностью и изысканностью форм. Возможно, свою роль играют в этом некрупные размеры – её высота в холке всего лишь 150 см. Ещё одно ценное качество породы – хорошая дистанционность: в источниках зафиксирован переход арабской лошади под седоком на расстояние 2650 км. за 18 дней. Нетрудно подсчитать, что в среднем за день она проходила 145-146 километров.

В России арабская лошадь появилась давно, но широко её использовать начали лишь с XVIII столетия, при скрещивании с потомками жеребца Сметанки, о котором упоминалось чуть выше. Благодаря арабской породе были выведены такие виды, как ростопчинская, стрелецкая, орловская верховая. Шло разведение и самой арабской породы. В настоящее время её используют не только как породу-улучшитель, но и для частных владений, клубов верховой езды, участия в соревнованиях. Спрос на неё велик, но высокий статус и дороговизна делают её приобретение актом проявления роскоши, который может позволить себе не каждый человек. И даже несмотря на то, что её разводят в России, количество поголовья ограниченно. Ещё в СССР насчитывалось всего лишь 555 чистокровных арабских лошадей, из которых 437 находилось на Терском конном заводе (Ставропольский край). Можно только представить себе, сколько экземпляров осталось сейчас… Однако порода существует, и кроме Терского, ею занимается Хреновский конезавод, находящийся в Воронежской области.

Как примесь кровь арабского скакуна существует во многих видах и, в частности, в русской верховой породе. Она появилась на свет в начале XIX столетия при скрещивании орловского рысака и ростопчинской породы (в создании обеих, как известно, принимали участие арабские лошади), однако по каким-то причинам не получила такого широкого распространения, как её «родители», и постепенно пришла в упадок. Интерес к ней возродился в СССР, начиная с 50-х годов ХХ века, и в итоге её возродили на Старожиловском конном заводе Рязанской области. Интересно то, что консультировали процесс возрождения сотрудники кафедры коневодства Московской сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева.

Лошадь этой породы наиболее крупная среди всех подобных представительниц – её высота в холке от 164 до 166 см. Она характеризуется нарядным экстерьером – наследие благородной арабской крови, – вороной мастью и высокой спортивной работоспособностью. Последнюю характеристику советские коневоды активно разрабатывали вплоть до распада СССР, стремясь, чтобы спортивные достижения русской верховой породы не уступали достижениям «коллег» из других пород. Им удалось добиться много – русская верховая порода не раз была призёром и победителем крупнейших конных соревнований на первенство континента. Достойно представляла она советский спорт и на Олимпийских играх.

Нам, к сожалению, не удалось найти данных о числе зарегистрированных в СССР лошадей этой породы, однако можно констатировать, что она существует и поныне. Кроме Старожиловского завода, ею занимается ряд хозяйств Самарской, Московской, Смоленской и Рязанской областей.

Не менее достойна упоминания и ахалтекинская порода лошадей (или аргамак)– гордость и жемчужина туркменской нации. Именно ахалтекинцы во многом сформировали облик арабской лошади, столь лелеемой во всём мире. Их неповторимая особенность в том, что туркмены воспитывали каждую лошадь – в силу исторических и географических условий они не могли держать большие табуны, – и это привело к формированию таких породистых признаков, как крайняя неприхотливость и выносливость. Ахалтектнцы способны обходиться без воды дольше, чем лошади любых других пород, могут легко переносить голод и жару +50, при этом их резвость и скорость не уменьшаются. Они – своеобразные рекордсмены по прыжкам: на их счету – прыжок на 8, 72 метра в длину и 2,12 метра в высоту.

Эти характеристики в немалой степени сформированы экстерьером. Ахалтекинцы имеют плотную сухую конструкцию, малую оброслость, облегчённое телосложение при стандартном для лошади росте в 160 см., длинное туловище. Масть породы отличается цветовым богатством, однако часто встречаются лошади буланой или соловой масти с золотистым или серебристым оттенком. По своему темпераменту они напоминают чистокровных верховых лошадей – таких же холериков. Также для этой породы характерна привязанность к одному хозяину.

Их с огромным удовольствием использовали в различных дисциплинах конного спорта. В 1960 году жеребец Абсент (жокей С. Филатов) стал чемпионом XVII Олимпийских игр, проходивших в Риме, в соревнованиях по программе высшей школы верховой езды. На XVIII Играх, проходивших в Токио, он получил бронзовую медаль. Не менее знаменит и жеребец Полотли 1965 года рождения, дважды становившийся чемпионом ВДНХ в 1973 и 1977 гг. и не раз бравший почётные призы на скачках в Ашхабаде, Пятигорске и Баку.

На 1980 год численность породы составляла 2100 голов, с поместными же – 6650. Разводили её преимущественно в Казахстане, Туркмении и на Кавказе. В наше же время её разведением занимаются главным образом на Ставропольском конезаводе и в некоторых хозяйствах Калмыкии и Дагестана.

Терская порода лошадей – одна из тех, что находятся на грани исчезновения, поскольку цифра, едва превышающая сотню голов, – это критический показатель. Во многом такому упадку способствовало то, что один из её «родителей» – стрелецкая лошадь – была практически полностью уничтожена во время гражданской войны, и если терская порода всё же исчезнет, это будет непоправимым ударом для российского коневодства. А между тем она хоть и не блистает на спортивных соревнованиях мирового уровня (хотя жеребец Цхети получил золотую медаль за выступление в командном зачёте в соревнованиях по троеборью на Московских Олимпийских играх 1980 года), но является отличным улучшателем для пород в горах Азербайджана и Таджикистана и незаменимым членом цирковых трупп. Также часто их использовали в туризме и в детском и юношеском конном спорте.

С виду терские лошади напоминают арабских (эта порода и к ней успела приложить свою «руку»), по темпераменту же – лошадей старой стрелецкой породы. Масть терского вида серая. В 1980 году в СССР было учтено 2800 лошадей, из которых 830 было чистопородных. О количестве на сегодняшний день мы уже говорили. Сосредоточено поголовье только на Ставропольском конезаводе и в нескольких хозяйствах.

Наконец, замыкает наш обзор будённовская порода, выведенная на основе чистокровной верховой и утвержденная в 1949 году. Возбудимый и требовательно-капризный темперамент знаменитой родительницы разбавлялся уравновешенным характером донских и черноморских лошадей в конезаводах им. Будённого и им. Первой Конной армии (Ростовская область). В итоге получилась порода с широким спектром применения: её используют как улучшателя местных пород, как рабочую лошадь и как лошадь для экспорта и спорта. На последнем стоит остановиться чуть подробнее и снова вспомнить о Пардубицком стипль-чезе, где будённовская порода участвовала наравне с чистокровной верховой и не посрамила «чести мундира»: в 1964 году победителем скачек стал жеребец-«будённовец» Прибой (жокей В. Горелкин). В 80-х и 90-х годах ХХ столетия «будённовцы» также становились победителями Пардубицкого стипль-чеза, но под сёдлами чехов. Успешно показали себя лошади этого вида и на Московских Олимпийских играх, «привезя» «золото» за выступление в состязаниях по преодолению препятствий в командном зачёте (жеребец Рейс) и «бронзу» в личном первенстве (жеребец Пинцет).

В 1980 году было учтено 9, 9 тыс. чистопородных будённовских лошадей, а вместе с примесями – 49,3 тыс. Сведений о количестве этой породы в настоящее время, к сожалению, нет. Разводят её в южных регионах России – Ростовской области и Ставропольском и Краснодарском крае.

Аборигенные породы лошадей

Будет несправедливым не сказать хотя бы пару слов о сохранившихся русских аборигенных породах. К сожалению, из всего их многообразия, когда-то населявших громадные российские просторы, сейчас можно с уверенностью говорить лишь о двух – об амурской и якутской породах. Лишь они благодаря своей приспосабливаемости к тяжёлым климатическим условиям сохранились в достаточном количестве для того, чтобы говорить о существовании их как породы, а не как отдельных экземпляров. Обе отличаются выносливостью, неприхотливостью, морозостойкостью и имеют свои маленькие скромные достижения: например, амурская лошадь в своё время совершила тяжёлый переход из Сибири в Санкт-Петербург, преодолев более 8 тысяч вёрст, а якутская обладает удивительной способностью питаться травой даже зимой, разгребая копытами снег. Только при длительной непогоде ей нужен небольшой запас сена. Якутскую лошадь содержат для практических целей: убоя на мясо и различных работ в суровом климате северных российских областей. Племенных лошадей разводят в ряде совхозов и в опытном хозяйстве Якутского научно-исследовательского института сельского хозяйства. В 80-х годах ХХ столетия численность якутской породы составила 137,9 тыс. голов, что убедительно свидетельствует о её роли в северном и сибирском быте. Примерно такое же значение имеет для населения Сибири и Дальнего Востока и амурская лошадь.

Заключение

К сожалению, очень многие породы остались за рамками данной статьи. Возможно, мы к ним ещё вернёмся – ведь любая порода лошадей достойна хотя бы пары тёплых слов в свой адрес. Даже если она уже не существует на земле.


Под породами лошадей подразумеваются определенные группы, для которых свойственны биологические и морфологические генетически обусловленные признаки. Некоторые из них присущи только для представителей определенной группы.

В мире насчитывается очень много разнообразных пород, а также небольшое число типов лошадей, которые делятся по предназначению. В нашем крае на территории России обитает пятая часть всего поголовья животных, большую часть представляют рабоче-пользовательские.

Классификация пород лошадей

Какая бы ни была классификация пород лошадей, она определяется по хозяйственным признакам. Породы классифицированы на следующие группы, каждая из которых имеет свое хозяйственно-полезное назначение и рабочее качество:

  • В группе верховых лошадей находятся крепкие животные, но с легким костяком. Они выделяются крепкими мускулами. У них красивая глубокая грудь, вызывает восхищение длинная шея, легкая голова. В группе находятся следующие породы: арабская, донская, чистокровная верховая и другие.
  • Группа тяжеловозных пород представляет довольно спокойных лошадей массивного телосложения, с короткими ногами. Туловище у них растянутое, круп широкий и слегка приспущен, массивная голова держится на мощной шее. Самыми известными породами из этой группы являются советский и владимирский тяжеловоз, есть еще несколько других.
  • Группа упряжных пород по экстерьеру находится в промежутке: тяжеловозы — верховые. Животные обладают плотной конституцией. Одним из примеров данного типа есть орловский рысак.

Немного истории

Древние летописи повествуют о самых первых парнокопытных из многочисленного семейства лошадей. В записях значится, что они поделены на милостные, поводные, сумные:

  1. Милостные предназначались для князей, их преподносили в дар за верность. Такой конь мог принадлежать только высшим членам дружины князя.
  2. На сумных лошадях перевозили во время военных походов разные грузы.
  3. Поводные лошади или товарные, как их еще называли, очень неповоротливые. Они были пригодны только для обозов.

В древние времена лошадь в России имела невероятно высокую оценку. Тогда князем Ярославом Мудрым был издан закон, который предписывал, что за убийство чужой лошади виновник должен понести наказание и внести в казну соответственное количество денег, а также оплатить пострадавшему убытки от потери коня.

Какая же основа отечественного коневодства на сегодня? Со временем коневодство России стало быстро набирать темпы развития. Российские заводчики все время работали над созданием новых пород. Для них конь – это не просто животное, ценители лошадей относятся к ним, как к равным себе, наделенным интеллектом существам. Благодаря селекционерам выведено не меньше четырех десятков прекрасных видов. Стоит ознакомиться с самыми замечательными породами, какие разводят коневоды России.

Знаменитость в конном «царстве»

Донская лошадь — одна из самых известных российских пород, ее используют для формирования кавалерии и конной полиции. Лошадь такой породы вызывает восхищение – крупная, с отменным здоровьем, как и донские казаки. Сами полюбуйтесь, какой красавец изображен на фото ниже.

Представительница донской породы лошадей отличается суховатым телосложением, длинным туловищем и не короткими ногами. Голова имеет слегка горбатый вид, на ней расположены небольшие уши, грива с редким волосом.

Идеальные лошади для русских троек

Нельзя не вспомнить об орловском рысаке. Вывели эту породу около 300 лет назад в Воронежской области. Ее создателем стал граф Алексей Орлов. Для скрещивания были взяты голландская, датская, норфольская упряжные породы.

В России, где везде распространено коневодство, орловские рысаки стали быстро приобретать всеобщее уважение. Их начали разводить для использования в упряжке русских троек. Посмотрите, какая прекрасная тройка орловских красавцев изображена на фото.

Описание внешнего вида дает представление о красоте лошадей этой породы:

  • Вес лошади чуть больше полтонны.
  • Масть бывает серая, иногда серая в яблоках, темно-серая.
  • По темпераменту это довольно активная лошадь, с особенным характером, резвая.
  • По мощности имеет сходство с русским тяжеловозом.

«Сестра» орловской породы

Русскую верховую не задумываясь можно назвать близкой родственницей орловского рысака, вернее, сестрой. Воссоздание древней породы русских лошадей досталось произвести также графу Орлову-Чесменскому. Граф поставил цель — получить лошадь, чтобы она годилась для участия в войне и для езды на манеже.

Цель была достигнута успешно. Выведена новая порода – русская верховая, которая быстро приобрела широкую популярность. Внешность животного незаурядная. Шерсть черного, коричневого и шоколадного окраса. Хвост и грива пышные, густые. Уши острые. Ноги довольно длинные, прямые. Туловище не сильно массивное, пропорционального сложения.

Орловцев начали успешно разводить, получая чистокровное потомство. Их часто можно было встретить как призеров на российских и международных выставках. После Второй Мировой войны порода насчитывала меньше двухсот особей. Начиная с 80-х. годов, коневодство возродилось. Возобновилась и племенная работа по воссозданию русской верховой.

Рысак – гордость российского народа

В отличие от русской верховой, русского рысака можно назвать сыном орловского рысака. Эта порода лошадей выведена в ХХ веке путем скрещивания орловской с американским рыском. Русский рысак превзошел по скорости орловского рысака. На сегодняшний день численность породы можно считать самой высокой среди других пород. Ее представители встречаются почти во всех уголках России.

Эта красивая лошадь отличается большой выносливостью, послушностью, смелостью и уравновешенным характером. Голова русского рысака с широковатым лбом, темными глазищами и длинными ушами. Шею можно назвать короткой. Линия спины прямая. Круп широкий, покатый.

Брюхо слегка втянуто. Ноги крепкие, хотя с небольшим дефектом. Передние во время бега или ходьбы как бы «загребают», это происходит от того, что ноги вывернуты внутрь. Задние конечности незначительно косолапы. Копыта довольно твердые. Представители русского рысака при достижении возраста 4 года прекращают рост, что считается скороспелостью. Максимальное развитие наблюдается к 6 годам, бывает и позже. Более красивой лошади трудно сыскать (смотрите фото ниже).

Российские селекционеры и дальше работают над повышением скорости русского рысака, усовершенствованием лучших качеств, характерных для массового коневодства. Сюда относится высокий рост животного, обладание лошадьми крепкой сухой конституцией, прочными связками и сухожилиями.

Русский тяжеловоз

Редкая, уникальная, любимая во всем мире, в том числе и в России, порода Русский тяжеловоз наделена необыкновенной богатырской силой. Ничего, что рост маленький, зато эта лошадь является лучшим помощником работникам сельского хозяйства и не только для них. Этот тип лошадок имеет сказочную силу, которая позволяет перевозить груз весом до 20-26 тонн, что считается их визитной карточкой. На фото прекрасно видно, какими мускулами обладает такой силач.

Эти крепкие животные выносят сильный холод, поражает их неприхотливость, энергичность и покорность. Разводят лошадей породы Русский тяжеловоз не только для сельскохозяйственных работ. От самок получают качественное жирное молоко, пригодное для производства вкусного кумыса. По продуктивности мяса тяжеловозы также побили рекорды. Мускулистые лошадки кроме России обитают на Украине, в Белоруссии, Удмуртии и других странах.

Вес жеребцов в среднем равняется 650кг., масса кобыл достигает 550-600кг. Зрелость лошадок наступает в 3 года. Только что родившиеся особи весят иногда 250кг. Жизнь продолжается примерно 25 лет.

Лесные красавцы

Порода считается примитивной, она является результатом естественного отбора. Вятская лошадь – лесной житель. Ее родина – Вятской губ, откуда и произошло название. В настоящий период породу разводят в Удмуртии и в России в Кировской области. Известна как быстрая и выносливая лошадь, способная запросто передвигаться по снежному покрову. Вятские лошади используются для работ в сельском хозяйстве, на лесозаготовках

Экстерьер породы следующий: средней длины голова, широкий лоб, шея не длинная, холка широкая. Прямая спина, грудь широковатая. Конечности суховаты с сильными суставами. Окрас шерсти буланый, мышастый, саврасый.

Вятская лошадь не прихотлива в содержании. Кормить можно лесным сеном. Природные пастбища могут быть не высокого качества. В настоящее время порода разводится сама по себе.

Современным людям трудно представить количество лошадей, и какие породы разводят в России, с какой целью это делается. Известно только то, что все работы, на выполнение которых были задействованы животные, давно механизированы. На смену скакунам пришли автомобили. Коневодство стало работать во время романтических прогулок, спортивных соревнований и при создании кинофильмов.

Современному человеку не совсем понятно, сколько и каких пород лошадей существуют в России и в мире, и для чего они нужны. И это вполне понятно – все работы и операции, которые раньше выполняли с помощью этих животных, сейчас, в основном, автоматизированы и механизированы. А резвых скакунов с успехом заменяют современные автомобили, с целым табуном «лошадиных сил» под капотом. В наше время коневодство, в основном, работает для спорта, прогулок или киносъемок.

На фото кадр из фильма «Тихий Дон»

Породы лошадей – это группы домашних животных, обладающие генетическими биологическими и морфологическими свойствами и признаками. Некоторые из пород обладают признаками, существенно отличающими их от других подвидов лошадей.

Каждая из существующих пород имеет свое предназначение. Так прогулочных лошадей разводят для развлечений и конных прогулок. Скаковых и рысистых – для соревнований на ипподромах. Спортивных – для туризма, верховой езды, участия в соревнованиях.

Классификация пород лошадей

В советском коневодстве действовала комплексная классификация пород лошадей, в которой был учтен тип хозяйственного использования, степень влияния естественного и искусственного отбора, и природно-климатические зоны, влияющие на формирование породы. Этот же принцип применяют в России и в настоящее время.

Классификация пород лошадей зависит от экстерьера, общей конституции и назначения животных. Специалисты различают лошадей:

  • упряжных (тяжеловозов, каретных, шорных, рабочих);
  • верховых;
  • рысистых;
  • скаковых;
  • вьючных.

По месту обитания и зонально-климатическому признаку лошадей классифицируют следующим образом:

  • степные;
  • северные;
  • горные;
  • лесные.

Классификация пород лошадей зависит и от назначения, они бывают:

  • верховыми;
  • верхово-упряжными;
  • легкоупряжными;
  • тяжелоупряжными;
  • верхово-вьючными;

По происхождению лошадей делят на:

  • культурных;
  • переходных.

аборигенных или местных — хорошо приспособленных к природным условиям, неприхотливых и нетребовательных, но не породистых, и менее работоспособных

По методу разведения на:

  • заводских, с преобладанием искусственного отбора, повышенным требованиям к условиям содержания и корму;
  • табунных;
  • культурно-табунных.

Породы лошадей, которых разводят в нашем крае

На фото серый в яблоках орловский рысак

В современной России насчитывается около трех десятков отечественных пород лошадей. Как правило, это местные, или аборигенные породы животных, которые сформировались путем естественного или искусственного отбора, под воздействием природно-климатических факторов. Рассмотрим их подробнее с описанием и фото.

Орловский рысак – пожалуй, самая известная русская порода легкоупряжных лошадей с отличной способностью к быстрой, резвой рыси, закрепленной на генетическом уровне. был выведен в Воронежской губернии на Хреновском конезаводе, владельцем которого был граф Алексей Орлов. Порода появилась за счет использования генетического материала арабской, голландской, датской, макленбургской и других пород в 18-19 веках.

Мощь, красота и выносливость позволяли использовать орловских рысаков в русских тройках в качестве коренных. Довольно привлекательным свойством лошадей этой породы является их способность красиво изгибать шею и эффектно держать голову в упряжке на бегу.

Орловские рысаки достаточно крупные по размерам. Высота холки может достигать 160-170 см, хотя в среднем рост жеребцов составляет 162 см, а кобыл – 161 см.

Чаще всего орловцы бывают серой, светло-серой, красно-серой, серой в яблоках и темно-серой масти. Иногда встречаются гнедая, вороная, рыжая или чалая масти. Очень редкие – соловые или буланые орловцы.

Современные представители породы – хорошо сложенные упряжные лошади с небольшой головой, длинной шеей с красивым изгибом, крепкой спиной и развитыми, длинными и сильными ногами.

Орловский рысак.

Орловские рысаки отличаются не только быстрым ходом, но и грациозными движениями, гордой осанкой, пышными гривой и хвостом, умеренным темпераментом и ровным, спокойным нравом. Разводят орловских рысаков по всей России, кроме местностей со сложным, нетипичным для России климатом.

Родоначальником орловской породы в России был арабский скакун необычной, белой масти Сметанка, купленный графом Орловым у турецкого султана. На фото Сметанка, нарисованный крепостным художником в конце 18 века. Картина хранится в Московском музее коневодства.

Донская порода – упряжно-верховая. Была выведена донскими казаками на основе ростовских степных лошадей, скрещенных с турецкими, туркменскими и персидскими особями в 18 веке. В основном, лошадей этой породы разводили для участия в войнах и военных походах, но в то же время, ее использовали и для сельскохозяйственных работ, а в наше время, еще и для обучения верховой езде, и катания в упряжках. Вместе с орловским рысаком, донская считается наиболее самобытной заводской породой России.

Лошади донской породы – прекрасное сочетание большого роста в 160-165 см, и легкого корпуса. Эти качества, вкупе с хорошим здоровьем, выносливостью, неприхотливостью делали ее незаменимым «транспортным средством» для кавалерии. В дончаках отлично проявляются и гены восточных пород — красоте, изящности и грациозности дончаков.

На фото яркий представитель донской породы

В словаре Боркгауза и Ефрона лошадь донской породы описывается так: «казачья лошадь с горбатой головой, длинной тонкой шеей; сильной, прямой спиной; сухими, длинными ногами, тощей конституцией тела и невысоким ростом. Донская лошадь чаще всего бывает караковой, рыжей, серой, бурой или гнедой масти».

Представители этой породы пригодны для троеборья и конкура, пробегов, любительского спорта, конной полиции и кавалерии. В СССР дончаки участвовали в гонках тачанок.

Русский тяжеловоз – порода лошадей, выведенная для перевозки тяжелых, габаритных грузов. Лошади этой породы отличаются невысоким ростом, сильной мускулатурой, крепкими и короткими ногами, обросшими шерстью, и толстой шеей. Высота в холке у жеребцов составляет 150 см.

Русские тяжеловозы энергичны, подвижны и покорны. Устойчивы к холоду и неприхотливы к кормам и условиям содержания. Приемы и методы коневодства позволили селекционерам вывести породу, способную быстро достигать физической зрелости. Порода появилась в результате скрещивания русских упряжных лошадей и бельгийского ардена, иногда их так и называют: русские ардены.

На фото русский тяжеловоз

Русский тяжеловоз был создан специально для работы, и в наше время пользуется большим спросом и в России, и в других странах СНГ.

Якутская лошадь больше похожа на мохнатого пони, чем на коня. Необычный внешний вид ее сформировался под воздействием климата северных регионов России.

В среднем длина ее шерсти составляет 10-15 см, поэтому якутская лошадка неплохо чувствует себя даже при морозе минус 60 градусов Цельсия, который здесь не редкость.

Якутская лошадь бывает серой, гнедой, бурой, саврасовой или мышастой масти. Это невысокая, но выносливая лошадь высотой в холке 140 см, короткими мохнатыми ногами, плотным корпусом.

Разводят лошадей этой породы, в основном, для получения молока и мяса, иногда в транспортных целях, хотя коневодство на севере не выгодно экономически. В зимнее время лошадки сами себе добывают корм, разрывая снег крепкими копытами.

Алтайская лошадь – как следует из названия, обитает в Алтайском крае, где коневодство было популярным занятием еще во времена кочевников, развивается и в наше время.

Разведению коней способствует сама природа Алтайского края – в тайге на полянах, на горных лугах, и в долинах рек растет много травы, которой хватает животным на весь год. В основном, алтайские кони и зимой сами себе добывают корма из-под снега, и эта их особенность является и большим преимуществом перед лошадями других российских пород. Кроме того, алтайские лошади хорошо показывают себя в горных условиях, в упряжке и под седлом.

Алтайские лошади отличаются невысоким ростом, в холке высота составляет 145-150 см, широкой грудью, мощным корпусом, густой гривой и пышным хвостом, они не отличается внешней красотой, основное их преимущество в выносливости и стойкости.

Спина у алтайской породы прямая, ноги короткие, но крепкие, прочные копыта позволяют им перемещаться по каменистым горным тропам без подков.

Селекционеры скрещивают алтайских лошадей с особями других пород, получая совершенно новые, пригодные для работы и разведения в данной местности породы.

Авария произошла в 7 часов утра на на 74 км Ленинградского шоссе. Хоккеист со своей супругой Ириной и ее двоюродным братом возвращались в город с дачи в деревне Покровка под Клином на своей «Волге» под номером 00-17 ММБ. Ирина, сидевшая за рулём, не справилась с управлением на скользкой от дождя дороге, и машину вынесло на встречную полосу, где она столкнулась с грузовиком ЗИЛ. От полученных травм все пассажиры «Волги» скончались на месте.

В книге Федора Раззакова «Звёздные трагедии» сказано, что за день до аварии на этом участке меняли асфальт. Там, где заканчивалось новое покрытие, образовался своеобразный выступ высотой 5 см, который и стал причиной трагедии. Жена Харламова была неопытным водителем и, наскочив на кочку, потеряла управление. Также дополнительным фактором, повлёкшим смерть людей, было и то, что грузовик был набит до отказа запчастями.

Вечером 27 августа мировые информагентства распространили новость: «Как сообщает ТАСС, в автокатастрофе под Москвой сегодня утром погиб знаменитый хоккеист Валерий Харламов, тридцати трёх лет, и его жена. У них осталось двое маленьких детей — сын и дочь…».

Харламов говорил, что сезон 1981/82 года станет для него последним в профессиональной карьере. Он рассчитывал, что его возьмут в состав сборной СССР на Кубок Канады, который считался одним из самых престижных хоккейных турниров. Но главный тренер Виктор Тихонов, ссылаясь на плохую функциональную готовность Харламова, не включил его в состав. После этого спортсмен находился в подавленном состоянии, а через несколько дней погиб в автокатастрофе.

Прощание с ним состоялось во дворце тяжёлой атлетики ЦСКА, а похороны на Кунцевском кладбище. Проститься с кумиром пришли тысячи людей, однако не смогли участвовать в церемонии прощания его друзья, которые в это время находились в Канаде.

Вот как вспоминает те дни защитник сборной СССР Вячеслав Фетисов: «Утром включили телевизоры, а там Валеркины портреты. Но тогда никто из нас толком по-английски не понимал. Так и не сообразили, что к чему. Уже потом, когда вышли на улицу и к нам стали подходить незнакомые люди и что-то говорить о Харламове, мы поняли: с Валерой случилась беда. Вечером прилетел наш хоккейный начальник Валентин Сыч и сказал, что Харламов погиб. Мы были в шоке. Все собрались и сначала хотели бросить к черту этот турнир и ехать на похороны. Но потом как-то так получилось, что решили остаться, во что бы то ни стало выиграть Кубок и посвятить победу Харламову. Так в итоге и получилось».

В интервью «Аргументам и фактам» о тех же событиях рассказал и нападающий той сборной, один из лучших друзей Харламова Александр Мальцев: «В общем, в Канаду мы полетели без Валеры. Приземлились в аэропорту, встретили шведского судью. «Разбился ваш Харламов в аварии, - говорит. - Насмерть». Я и ещё пара игроков пошли к Тихонову и попросились в Москву слетать на похороны. За свой счёт. Тихонов отказал, сказал: «Таких Харламовых много ещё будет!» Держу ли на Тихонова зло, что не дал друга проводить? А зачем мне держать? Пусть он держит...»



  • Разделы сайта