Айкидо описание вида спорта.  краг: история айкидо. На пути к официальному признанию айкидо в ссср


«Ай» - «гармония»
«Ки» - «энергия»
«До» - «путь»

Все упражнения айкидо должны преподавать ученикам урок преодоления психологических и физических барьеров, помогать им дышать согласованно с движениями и давать им ощущение бодрости. Если вы дышите правильно, если ваша поза естественна, совершенно лишена напряжения, то ваше тело лучше снабжается кровью и достигается совершенный физический баланс, центром которого является фокус тяжести всего вашего существа, Хара (или Таидэи). Тогда вы можете предвидеть атакующие движения противника, блокировать или парировать их, не применяя собственную силу, и отбрасывать противника с большой скоростью по кругу, центр которого - в вашей Харе.

Из этого следует, что движения должны выполняться плавно, по перетекающим друг в друга дугам, без разрывов. Когда противник толкает вас, вы парируете поворотом (таи-сабаки), а когда он тянет вас, вы контратакуете путем «вхождения». Техники айкидо делятся на две основные категории: приемы «контроля» (катамэ-вадза) и броска (нагэ-вадза) .

Айкидо является одним из видов традиционного будо (Путь боевых искусств), появившегося в Японии в прошлом веке. Дословный перевод с японского означает Путь (До) Гармонии (Ай) с Жизненной Энергией (Ки). Несмотря на тесную связь с другими более древними видами боевых искусств, айкидо имеет ярко выраженные отличительные особенности как в техническом, так и в философском аспектах. Это система самообороны с сугубо оборонительной направленностью. Её глубокая философия, в основе которой лежит принцип всеобщей гармонии и отсутствие состязательности позволяет заниматься этим видом будо людям любого возраста, пола и с различными физическими возможностями.

Основатель айкидо О’Сэнсей Морихей Уесиба родился 14 декабря 1883 года в Танабэ, провинции Кии (ныне - префектура Вакаяма) в семье мелкого землевладельца.

В юные годы склонный к болезням Уесиба по наставлению отца начал заниматься сумо и плаванием; в это время он начинает проявлять интерес к боевым искусствам. Желание быть первым во всём и огромное трудолюбие позволяло будущему основателю айкидо добиваться поставленных целей. Окончив школу и колледж, молодой Уесиба сначала поступает на службу в налоговое управление, а в 1901 году переезжает в Токио, где изучает торговое дело и открывает в квартале Асакуса собственный магазин «Уесиба Сонай». Его интерес к будо растет и он тратит все свободное время на обучение Кито-рю дзюдзюцу под руководством Токусабуро Тодзава, а также кэн-дзюцу в додзё Синкагэ-рю. Однако, вскоре он серьёзно заболевает и вынужден возвратиться в Танабэ. Мысль о необходимости укрепления здоровья н оставляет его и, едва оправившись от своего недуга, он возобновляет тренировки, безжалостно увеличивая нагрузки. В результате к 20-ти годам он уже обладает незаурядными физическими данными, несмотря на свой небольшой рост (всего 152 см). Но чисто физическое превосходство не удовлетворяет Уесибу и он отправляется в Сакай к известному мастеруНакаи Масакацу изучать Ягъю-рю дзюдзюцу: полученные им в ту пору навыки отразились впоследствии в движениях айкидо.

В 1903 году Уесиба вступает добровольцем в пехотный полк, который вскоре был направлен в Манчжурию. Доблесть и мужество Уесибы в период боевых действий были высоко оценены командованием и ему присваивается чин сержанта. Незадолго до мобилизации Уесиба получает предложение поступить в военную академию, однако он решительно отказывается от продолжения военной карьеры. Возвратившись на родину Уесиба возобновляет тренировки и в 1908 году он получает диплом школы Ягъю-рю дзюдзюцу.

В 1910 году японское правительство приступает к проекту массового заселения острова Хоккайдо. Уесибу привлекает перспектива попробовать свои силы на новой территории, и он возглавляет группу энтузиастов. Состоящую из 55 семей, которая весной 1911 года начинает возделывать земли вокруг Сиротаки, провинции Китами.

В феврале 1915 года Уесиба повстречал известного мастера Дайто-рю дзюдзюцу Сокаку Такеда, который согласился обучать его своему искусству. Спустя некоторое время, Такеда переезжает к своему ученику. Уесиба построил дом для своего учителя и всецело заботился о нём, влючая приготовление пищи и ванны, что не исключало отдельной оплаты за обучение, составляющей от 300 до 500 йен за каждый новый приём. Будущий основатель айкидо отдает все силы (равно как и деньги) учёбе и, прозанимавшись непосредственно с Такедой в общей сложности не более 100 дней получает в 1916 году заветный диплом Дайто-рю. Этот сравнительно недолгий период его жизни самым непосредственным образом связан с созданием современного айкидо.

В ноябре 1919 Уесиба получает известие о тяжелой болезни отца и, оставив всё своё имущество учителю Такеда, отправляется на родину. По дороге он знакомится с Преподобным Онисабуро Дегути, главой синтоистской секты Омотокё, который впоследствии становится его духовным наставником.

В1924 году Дегути с учениками предпринимает попытку осуществить свою заветную мечту - создать в Монголии Царство Мира и Справедливости на основе новых религиозных течений. Но благородная миссия Дегути потерпела крах и её участники, перенёсшие немало лишений и неоднократно оказывавшиеся на волосок от смерти, спаслись только благодаря вмешательству японского правительства.

Возвратившись летом 1925 года в Аябе, Уесиба вновь посвящает себя упорным тренировкам, пытаясь проникнуть в сущность будо. В процессе этого поиска он осознал, что духовное начало свойственно всем японским боевым искусствам, однако, нигде оно не развито до такой степени, чтобы нести в себе любовь к человечеству. Положив в основу философии нового будо понятие Всеобщей Любви и Гармонии, Уесиба завершил в общих чертах построение системы духовного, физического и нравственного совершенствования личности, которую он позже назовёт айкидо.

Начиная со второй половины 20-х годов известность Уесибы как учителя растёт и в 1926 году он создаёт новое направление будо, которое называет «Путь айки». В 1927 году по приглашению одного из своих покровителей адмирала Такеситы, он переезжает с семьей в Токио, где начинает обучать искусству айкидо военную элиту и представителей знати. Весной 1931 года завершилось строительство нового додзё в Уситоме (ныне Синдзюку) Вакаматсу-чо, которое получило название «Кобукан». В то время число постоянно живущих в школе учеников Уесибы (утидеси) не превышало нескольких десятков человек. Все они проходили безжалостный отбор и обладали незаурядными физическими данными, однако даже им с трудом удавалось выдерживать тренировочные нагрузки и место их занятий вскоре стало известно как «Адское додзё в Уситоме». Это годы расцвета айкидо: имя учителя Уесибы пользуется высоким авторитетом в сфере будо, его искусство общепризнанно, число занимающихся и филиалов растёт. В 1940-ом додзё получает официальный статус.

С началом Второй Мировой, большинство талантливых учеников Уесибы призвано в армию и деятельность Кобукана замирает. Учителю претит сама мысль об использовании айкидо в милитаристских целях и в 1941 году он удаляется в Ивама, префектура Ибараки, где открывает додзё под открытым небом. Всё время он уделяет занятиям будо и земледелию. Тренировки в Токийском додзё ведёт его сын Киссемару Уесиба. Именно в это время название «айкидо» начинает использоваться официально.

Поражение и оккупация Японии принесли с собой запрет на занятия любыми видами будо и лишь в 1948-ом организация айкидо возобновляет свою деятельность, получив новое название - Айкикай. В том же году она получает официальное признание Министерства просвещения Японии в качестве Дзайдан Ходзин (общественно полезная школа). Приблизительно с 1955 года Уесиба начинает преподавать айкидо за границей, хотя уже до этого некоторые его ученики уже смогли познакомить с этим искусством мир. (В 1951 г. - Минору Мотидзуки во Франции, Тадаси Абэ в Европе и Коити Тохеи на Гавайях.) Начиная с 1956 г. утидеси Хомбу Додзё официально направляются преподавать айкидо в различные страны мира: Ёсимитцу Ямада - в США, Сейти Сугано в Австралию, а позже в Бельгию, Масамити Норо и Нобуёси Тамура - во Францию, Кадзуо Тиба - в Великобританию, а потом в США, Митсунари Канаи - в США. В 1963 г. впервые за границу выехал Киссемару Уесиба.

В период с 1960 по 1964 годы Морихеи Уесиба награждается почётными орденами как основатель айкидо. Скончался он на 86-ом году жизни 26 апреля 1969 года.

Составлено по материалам Кристиана Тиссье (Айкидо. Основной курс., Седирен, Болонья.1982 г) и Киссемару Уесиба (Айкидо., Ходзанья, Токио, 1985 г.)

Длительное время популярными в нашем обществе являются восточные единоборства. Каждый, кто их осваивает, хочет постичь как можно больше, выучить максимальное количество приемов и техник. Подобному широкому спектру навыков сможет обучить вас айкидо. Это относительно новый вид боевого искусства, который возник в Японии в начале ХХ века. Но вобрал он в себя все «сливки» различных техник, философий и практик.

Описание

Айкидо - это вид боевого искусства, который зародился в Японии в первой половине ХХ века, а его основателем считается Морихэем Уэсиба. Создавая нечто свое в данной сфере, мудрец изучил все самые универсальные и эффективные техники боя, самозащиты, а также философию, религию и даже мистику. Именно поэтому существует четкое определение, что айкидо - это некий пусть слияния с жизненной энергией, или же процесс гармонизации и успокоения духа. Основа философии данного вида боя - в первую очередь защита, а не нападение. Более того, Уэсибва учитывает здесь защиту не только самого себя, но и нападающего. В настоящее время такое понятие, как единая техника айкидо, уже перестало быть актуальным. В различных уголках планеты делается акцент на те или иные приемы и их философские основы, появляются создатели новые подвидов этого боевого искусства, стили и практики.

История

Точная дата зарождения айкидо - это 1920 год, а место - городок Аябе. В это время Морихэй Уесиба был на стадии эмоционального провала, ушел из жизни его отец, а вместе с ним - двое сыновей. Утешение он находил, занимаясь изучением и применением философии религии Оомото-ке, что впоследствии повиляло на формирование основ айкидо. Вскорости слава о нем распространилась на все близлежащие поселки и города, как о гениальном учителе боевых искусств. Количество его студентов непримиримо росло. В 1922 году Уэсиба связывается со своим наставником, который ранее обучил его искусству Дайто-рю Айки-дзюдзюцу - Сокакой Такедой. Учитель приезжает в Аябе и помогает своему бывшему лучшему ученику так сказать, окончательно влиться в роль духовного и телесного наставника и стать мастером высшего пилотажа. Буквально полгода спустя Такеда вручает Уэсибе сертификат и тот отправляется в свое дальнейшее странствие по Японии. Так в 1922 году Морихэй официально создает свое собственное будо и дает ему название Айки-будзюцу или Айкидо.

Философия

Первоначальная японская школа айкидо, которая была основана самим создателем этого вида искусства боя, имела свою уникальную философию. Дело в том, что это даже не совсем боевое искусство, а, скорее, тонкая философия и религия. Морихэй Уэсиба длительное время изучал традиционные японские направления боя - дзю-дзюцу и кен-дзюцу, а также постиг в полном масштабе родную каллиграфию. На основе всего этого он создал свою систему боя или, скорее, ухода от боя, которая шла в противовес с традиционной бу-дзюцу (искусство убивать). Его школа айкидо учит каждого студента тем же основам бу-дзюцу, однако обращает их не в агрессию и как следствие - убийство, а в прекращение этой агрессии и подавлении противника посредством приемов, которые не наносят ему существенного вреда.

По мнению Уэсибы, любое проявление агрессии и желание убивать ведет к массовой дисгармонии. Его же боевое искусство направлено на то, чтобы подавить нападающего его же силой, обратить ее против него самого. Таким образом, противник самостоятельно отказывается от своей затеи и люди расходятся, восстановив гармонию и лад между собой.

Техника айкидо

С технической стороны в данном боевом искусстве можно выделить определенные моменты. Они же являются практической основой айкидо и, изначально, учатся в теории, а лишь после переносятся на практику. Первое - дух единения Айки, второе - дистанция безопасности Ма-ай, третье - уход с линии атаки Тай сабаки, четвертое - вывод соперника из равновесия Кудзуси. Также среди основных техник этого боя можно назваться своевременное реагирование, спиральные движения, использование центра тяжести, вращение, динамику и воздействие на точку равновесия противника. Немаловажным моментом является и Ки в айкидо - дыхание и энергетические потоки, которые перед началом боя стоит уловить и использовать в процессе. В целом можно сказать, что айкидо - это искусство, которое основано на природной биомеханике человеческого тела. Также тут применяются минимальные точечные воздействия на определенные точки, которые производятся в нужный момент и по определенному вектору.

Подрастающему поколению

В наше время популярно и востребовано айкидо для детей. Считается даже модным отводить своего ребенка на подобные внешкольные занятия. И в этом можно найти только плюсы, так как данный вид боевого искусства положительно влияет не только на физическое здоровье малыша, но и на его духовный рост и успеваемость. Самое важное - это найти клуб айкидо, в котором будет преподавать действительно хороший мастер, который сам в совершенстве освоил эту технику и философию, и может правильно преподнести ее подрастающему поколению. Восточным единоборствам одинаково хорошо обучаются и девочки, и мальчики. Изначально, конечно же, дети идут туда с надеждой, что они смогут стать суперменами в школе и положить каждого на лопатки. Но, учась в таком клубе, они становятся скорее неформальными лидерами. Улучшается мозговая деятельность, повышается успеваемость по всем предметам. Более того, айкидо для детей учит, что агрессия и боль - это не то, что сделает их лучше.

Оборона в реальном мире

Что делать, если на вас напали в собственном дворе, когда вы поздно возвращаетесь домой? Как быть, если необходимо применить одну из боевых практик, так сказать в реальных условиях жизни? Именно для этого было создано реальное айкидо, или новое боевое искусство, которое полностью основано на наработках Уэсибы, но адаптировано под современный мир. Автором таких техник является серб - Любомир Врачаревич. Техника его направлена на максимально быструю нейтрализацию нападающего и дальнейший контроль над ним. Стоит также сказать, что реальное айкидо - это куда более жесткие приемы, захваты и удары, хоть они и направлены исключительно на самооборону. При изучении данного вида боевого искусства, в зале ученики нападают друг на друга, с целью воспроизвести реальную угрозу и научится грамотно избавляться от нее.

Оружие и его значение

В классическом варианте айкидо активно применяется оружие. Среди него можно выделить следующие атрибуты:

  • Боккен - меч из дерева для тренировок.
  • Танто - нож длиной в 30 сантиметров.
  • Дзе - шест из дерева, длина которого равна 128 сантиметрам.
  • Вакидзаси - укороченный меч.
  • Нагината - длинный меч.
  • Бо - посох из дерева или металла. Его длина - дело индивидуальное, должна дотягиваться от пола до подбородка бойца.

Что же касается реального айкидо, то применение оружия тут, в особенности такого уникального, полностью исключается. Используются лишь современные, так сказать орудия нанесения ущерба - пистолет, перочинный нож, палка и даже бутылка или кирпич. Такие предметы вручаются в руки тому, кто будет играть роль нападающего, и боец должен от него защититься.

Кэйкоги

Самый распространенный вид одежды, который используют на тренировках по восточным единоборствам - кимоно. Для айкидо используется, можно сказать, стандартный вариант такого одеяния, состоящий из брюк и куртки. Называется же он кейкоги, что расшифровывается как «кейко» - тренировка, «ги» - одежда. В России это название знают лишь профессионалы в данной отрасли, а новички и любители чаще всего называют такой костюм просто и понятно для нас - кимоно. Для айкидо, однако, шьется более плотная и прочная куртка, нежели для таких видов боя, как, скажем, карате. Это необходимо для того, чтобы боец мог выдержать сильные захваты и перенять вес противника на себя. На некоторых костюмах даже имеются специальные вставки, защищающие от определенных приемов.

Особенности куртки-кейкоги

Куртка для айкидо делается из материала с плетением в две-три нити. Вес ее зависит от размера и колеблется в пределах от 450 до 1000 грамм. Структура воротника мягкая, ширина рукава - средняя, не слишком большая, а также большой запах. Края каждой полочки должны достигать противоположного бокового шва. Общая длина изделия - до середины бедра. Качественная куртка-кейкоги всегда имеет дополнительные завязки в области груди. Они удерживают костюм на своем месте даже после самых сильных захватов и ударов и не дают ему смещаться и распахиваться.

Что же касается штанов, то их структура ничем не отличается от стандартной. Правда в последнее время стали выпускать брюки с накладками на коленях для амортизации ударов и падений, считается, что это очень удобно. Их длина - до середины икры, посадка средняя. Для обладателей черных поясов крайне важно, чтобы штаны во время боя не выглядывали из под хакамы, ни при каких условиях.

В данной книге рассказывается не только о приемах айкидо, методах и тактике ведения боя, но раскрывается философия этого самурайского боевого искусства. Показано главное отличие айкидо от других видов восточных единоборств – его ярко выраженный оборонительный характер. Также книга знакомит читателей с наиболее знаменитыми мастерами айкидо, их вкладом в развитие такой глубоко философской системы самообороны.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Боевое айкидо. Философия боя. Система обороны (А. Н. Григорьев, 2013) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Боевое искусство айкидо

«Я нахожусь всего лишь на первой ступени айкидо, и я еще продолжаю постигать его… и будущим поколениям оставлю после себя наследие – айкидо!»

М. Уесиба

Айкидо как искусство самозащиты

Айкидо разработано в Японии. В нем объединены практические способы самозащиты, представленные в фехтовании на копьях и мечах, а также в различных эзотерических видах боевых искусств, таких как дзю-дзюцу (у нас более привычно произношение джиу-джитсу), айки-дзюцу и др. И очень важно, что уже с самого начала упор делался на типичном для айкидо единении в одно целое мысли и действия, а также на высвобождении энергии Ки (в китайской традиции – Ци). Совокупность этих характерных особенностей и делает данное боевое искусство привлекательным и интересным, причем заниматься айкидо могут люди любого возраста и пола, а методы тренировок таковы, что позволяют добиваться очень высоких результатов. Имеет значение и то, что самозащита путем применения приемов айкидо дает возможность противостоять как одному нападающему, так и нескольким.

Длительное время к тайнам айкидо мог прикоснуться лишь небольшой круг посвященных. Сейчас, когда о нем написано и рассказано немало, его считают едва ли не самым сложным из боевых искусств, а при высоком уровне овладения им – уникальным и наиболее эффективным методом развития физических и духовных способностей человека. Именно поэтому все расширяется круг последователей этой системы.

Слово «айкидо» состоит из иероглифов – ай («гармония»), ки («внутренняя сила, дух»), до («путь»), что можно перевести как «Путь обретения гармонии энергии сознания, или духа» или «Метод гармонизации энергии», или «Способ координации (согласования) умственной и физической энергии» (рис. 1).

Рисунок 1. Иероглифы ай, ки, до


Основатель айкидо – О’Сэнсэй Морихеи Уесиба – называл его «Путь к гармонии между человеком и Вселенной». Отсюда и цели, которые ставятся перед этой системой, – понимание себя, других и Вселенной; достижение гармонии с самим собой, с окружающими и природой; воспитание уважения к человеку, жизни, традициям, обычаям и к миру вообще. «Цель айкидо заключается в достижении гармонии человека со Вселенной, превращение человека в необъемлемый элемент Вселенной», – писал М. Уесиба.

С позиций техники айкидо представляет собой совокупность изящных и даже изысканных движений. Его приемы элегантны и красивы, плавно перетекают один в другой, превращаясь в своеобразный танец. С точки зрения практики айкидо – это способ самозащиты, могущий использоваться при различных видах атак. При реальной угрозе человек, владеющий айкидо и исповедующий его принцип ненасилия, оставляет первый шаг за противником. Система приемов самозащиты такова, что соперник никогда не получает сколько-нибудь значительных травм, его просто нейтрализуют. Цель айкидо не победа над агрессором, а защита (по словам мастера Мицуги Саотомэ, «пытаясь победить, вы проигрываете»).

Соответствующая реализация самозащиты предоставляет значительное преимущество в тактике и неограниченную свободу маневра в отличие от нападающего, действия которого сужены исключительным желанием атаковать. Например, в айкидо есть прием, называющийся «шихо нагэ», что в переводе означает «четырехсторонний бросок», т. е. у защищающегося имеются полная свобода действий, выбор направления движения в зависимости от обстановки. Или такой пример: ирими («вход») – важная часть техники айкидо. Однако это вовсе не обязательно шаг навстречу противнику. Его воплощение гораздо шире и предполагает перехват инициативы, причем движение может осуществляться в любую сторону – по кругу, спирали, назад, влево, вправо… М. Уесиба учит: «Перед вооруженным мечом противником, на грани жизни и смерти, нужно полностью контролировать свой разум и тело и сохранять абсолютное спокойствие. Немедленно определите замысел противника и, не давая ему ни малейшего шанса осуществить этот замысел, переместитесь, как считаете нужным, – прямо, по диагонали или в любом другом, соответствующем вашему плану, направлении».

Айкидо – это прежде всего самозащита, но отнюдь не пассивная.

В айкидо нет понятия атаки в том смысле, как это принято в различных видах борьбы. Она строится на ответных действиях, защищающих от неспровоцированной агрессии: можно удачно избежать атаки противника, дезориентировать его, вывести из равновесия, прижать к полу… При этом энергия атаки нападающего постоянно контролируется, усиливается и переориентируется на него. Отсюда колоссальное разнообразие приемов, которые невозможно абсолютно одинаково повторить дважды; отрицание приверженности к одному, даже очень эффективному методу.

Чтобы защита была надежной, необходимо сохранять свободное сознание, которое сможет уловить малейшее изменение обстоятельств и тут же адекватно среагировать на него. Выдающийся мастер Мицуги Саотомэ по этому поводу говорил так: «Движение защиты – это не игра, это очень серьезная вещь. Когда враг пытается вас убить, у вас есть один выбор: остаться жить или умереть… Занятия айкидо учат ваше тело быть гибким и восприимчивым, они учат ваше сознание сохранять спокойствие, а ваш взор – сохранять ясность, чтобы страх, злость или отсутствие уверенности не мешали вашему телу двигаться…»

Будучи искусством самозащиты, айкидо признает, что при внешней агрессии каждый вправе защитить себя. Вопрос в том как. Это полностью определяется уровнем его индивидуального физического или духовного развития. Если он низок, то реакция человека скорее всего окажется неадекватной, непродуманной и поэтому неэффективной. Неподготовленный человек постарается причинить нападающему максимально возможный для него вред; обученный боевому искусству нанесет серьезные травмы или убьет; владеющий айкидо сумеет мягко нейтрализовать даже грубую силу, контролируя все аспекты защиты и нападения. Это дает возможность защититься, не нанося атакующему увечий.

Айкидо не только позволяет защитить себя, но и предлагает технику, дающую возможность сделать это наиболее результативно. При этом всегда имеется в виду, что защищающийся ответствен за непричинение ущерба здоровью нападающего. Ведь он стоит на низкой ступени, а вы ориентированы на достижение высшего уровня, на котором можно защитить себя без применения грубых способов, а только опираясь на свои способности и знание техники.

Перед нами своеобразная и сложная концепция самообороны, которая своей трактовкой слова «защита» отличает айкидо от других видов боевых искусств.

Основатель и истоки айкидо

Айкидо относится к японским боевым искусствам, но пользуется популярностью и широко распространено во всем мире. Это можно объяснить природой самого айкидо, а также личностью его основателя – Морихеи Уесиба – и его выдающихся учеников и последователей.

Морихеи Уесиба родился 14 декабря 1883 г. Он был невысокого роста, рос довольно болезненным ребенком, физически не слишком сильным, подвижным играм предпочитал чтение книг и рассказы о своем прадеде-самурае Кичиемоне. От своего отца он унаследовал решительность и упорство самурая, интерес к общественной деятельности, от матери – любовь к искусству, литературе и религии. Он посещал школу сумо и плавания, куда отдали его родители в надежде укрепить здоровье Морихеи.

Когда ему исполнилось 18 лет, Уесиба перебрался в Токио, где пытался попробовать себя в бизнесе. Именно в это время он заинтересовался боевыми искусствами, начал заниматься дзю-дзюцу и кэндо (фехтованием на мечах). Однако из-за болезни он вынужден был вернуться домой.

С 1903 г. Уесиба служит в армии, где очень быстро продвигается по службе, чему в немалой степени способствовали его энергичность и мастерство владения мечом и штыком. Он участвует в Русско-японской войне 1904–1905 гг., после которой выходит в отставку и отправляется домой. Там Морихеи возобновил занятия дзю-дзюцу под руководством мастера Такаки Киеччи. Здесь же он встретился с выдающимся мастером дайто-рю-айки-дзюцу Такедой Сокаку, который оказал на него большое влияние. (Сокаку был наставником школы древнего клана самураев Такеда. Уесиба вспоминал, что мастер обучал исключительно детей знатных родителей. Чтобы учиться, Морихеи нанялся к нему на службу и за каждый освоенный прием выплачивал 300–500 иен. За 5 лет, что Уесиба провел на Хоккайдо, учитель занимался его обучением не более 3 месяцев.)

После смерти отца в 1920 г. Уесиба меняет свою жизнь, начинает изучать философию, религию и др. Духовная личность Морихеи сформировалась под воздействием Дегучи Онисабуро, известного религиозного деятеля, кредо которого составляла проповедь ненасильственного сопротивления (с 1919 г. Уесиба состоял в религиозной организации Омо токё, которую возглавлял Онисабуро). К этому времени Уесиба приобрел славу известного мастера, владеющего джиу-джитсу, кэндо, айки-дзюцу. Онисабуро рекомендуем ему открыть школу боевых искусств, что он и сделал. Обладая глубокими познаниями в этой области и имея продолжительную практику, Уесиба смог сформировать собственную форму будо («воинского искусства»), которое в 1938 г. получает название сначала «айки-но мити» («дорога айки»), потом «айки-будо» («боевой путь айки»), что подчеркивало философскую и духовную сущность нового вида боевого искусства. Развитие его, однако, сдерживала начавшаяся Вторая мировая война, хотя Уесиба и продолжает работать над его усовершенствованием. События военных лет, окружающая жестокость и царящий вокруг шовинизм потрясли мастера. Он решает изменить название своего детища. С февраля 1942 г. айки-будо именуется айкидо. Уесиба говорил об этом: «Так как слова «гармония» и «любовь» могут выражаться словом «ай», я решил назвать свое уникальное будо – айкидо. Слово «айки» и уходит корнями в прошлое, но то значение, в котором употребляли его воины прошлого, коренным образом отличается от того смысла, который я вкладываю в это слово. В айки я вкладываю свое значение: айки – это не прием, с помощью которого побеждают врага, айки – это путь примирения всего мира, путь, который должен объединить все живое в одну семью».

Результатом подвижнической деятельности Уесибы стал комплекс, включающий несколько тысяч приемов. В большинстве своем это болевые захваты и замки рук в сочетании с бросками, в процессе которых активно используются биоэнергетический потенциал организма человека. Психофизической основой айкидо является продолжительный аутотренинг. В 1920-е гг. были сформулированы и программные положения школы: «Подлинное воинское искусство не должно иметь ничего общего ни с грубой физической силой, потребной лишь для того, чтобы свалить противника, ни тем более с каким-либо смертоносным оружием, приводящим мир к разрушению. Подлинное воинское искусство призвано, избегая жестокой борьбы, регулировать всеобщее «ки» (вселенскую биоэнергию), сохраняя мир, позволяя расти и развиваться всему в природе. Таким образом, упражнения в воинском искусстве любого вида не должны иметь целью уничтожение противника, а наоборот – вырабатывать в нас чувство любви и уважения к окружающим».

После войны, в период всеобщего духовного упадка Уесиба решается продемонстрировать свое искусство людям с целью помочь им обрести душевное равновесие и уверенность в будущем. Успех превзошел все ожидания, айкидо очень быстро распространилось по стране, узнали его и в других государствах. У великого мастера появились многочисленные ученики. В 1948 г. была создана Айкикай – Ассоциация айкидо, вопросами организации и деятельности которой стал заниматься Киссемару Уесиба, его сын. Сам гениальный учитель уехал в Ивама, где открыл духовный центр айкидо – храм Айки. Это место поклонения сорока трем богам, которые покровительствуют и дают силу айкидо.

Морихеи Уесиба умер 26 апреля 1969 г. Ежегодно 29 апреля в храме Айки проводятся богослужения в память о нем.

После смерти основателя в айкидо многое изменилось. В настоящее время существуют многочисленные направления, которые в той или иной степени ассоциируют себя с этим боевым искусством. Назовем некоторые из них.

Айкикай Со Хомбу (это стиль, разработанный Морихеи Уесибой, который продолжал сначала его сын Киссёмару Уесиба, а потом его внук Моритеру Уесиба); Ивама-рю (стиль мастера Морихиро Сайто); Айкидо школы Уесиба (стиль мастера Мицуги Саотоме); Йосикай Айки-до (стиль мастера Годзо Сиода) и др.

При изучении айкидо нельзя забывать об его истоках. Япония – страна, которой в области боевых искусств отводится особое место, поскольку их техники разнообразны, систематизированы, совершенны, сопровождаются философскими идеями, бла годаря которым они не только сохранились, но и достигли более высокого уровня, отойдя от исключительно утилитарного использования. В японских боевых искусствах представлены техники боя как с применением оружия, так и без него. Ко второй группе относятся дзю-дзюцу, айки-дзюцу и карате, которые с древних времен формировались и развивались параллельно. Дзю-дзюцу, айки-дзюцу сложились в среде воинов и предназначались для того, чтобы во время боя уметь сражаться без оружия. Поэтому в их техниках немало общего. Различие состоит в том, что айки-дзюцу – принадлежность воинской элиты – самураев (кроме того, на него сильное влияние оказали китайские воинские искусства), а также в том, что в их основе лежат разные философские концепции. Карате (более раннее название – «окинава-тэ» – «рука Окинавы») было распространено среди обычных людей Окинавы (спорной территории Японии и Китая). Но в айкидо можно найти их элементы, причем в более продвинутом виде.

Айкидо представляет собой не просто приемы самозащиты, это путь объединения физического и духовного начал, развития и самосовершенствования человеческой личности. В его основе лежит древнее искусство айки-дзюцу, включающее аутотренинг, психофизическую саморегуляцию, для того чтобы быть способным концентрировать и активизировать Ки, повышать приспособительные возможности организма в конкретной ситуации для нейтрализации агрессора. Точно так же, как в айкидзюцу, в айкидо Уесиба придавал особое значение психической и соматической релаксации, благодаря которой можно удерживать внутреннее равновесие и спокойствие независимо от степени напряженности ситуации и обращать атакующую силу противника на него самого. Увлекая его своими плавными движениями, как будто поддаваясь и противопоставляя натиску свою якобы податливость, мастер вынуждает соперника двигаться в заведомо невыгодном направлении и падать в пустоту под воздействием инерции своего движения. При этом владеющий айкидо, совершая движения и перемещения, остается устойчивым, сохраняет координацию движений и абсолютное душевное спокойствие.

Движения айкидо при взгляде со стороны кажутся воплощением легкости и элегантности, а в действительности они наполнены огромной внутренней силой, которую мастер реализует в нужный момент и с необходимой скоростью. В айкидо практикуются кругообразные движения вокруг собственной оси, что очень похоже на вращение волчка. Заставляя противника перемещаться по плавной, округлой траектории, мастер, вращаясь вокруг оси, втягивает соперника в свое движение, чем нарушает его равновесие. Усилить воздействие в определенных случаях можно посредством применения болевого приема. Отсюда понятно, насколько важно иметь не только отличную физическую подготовку и мастерски владеть техникой айкидо, но и быть психологически натренированным, чтобы не терять самообладания.

Кроме приемов айки-дзюцу, Уесиба использовал и искусство дзю-дзюцу («мягкое искусство»), в частности принципы гибкости и изворотливости; из кен-дзюцу заимствовал движения рук, способы перемещения и искусство избегать ударов; из яридзюцу – ирими («вход в схватку»); традиции дайторю, кито-рю (школ в которых он обучался в свое время), а также других японских и китайских видов боевого искусства, причем он существенно их модернизировал.

В духовном плане особенности айкидо восходят к религиозно-философским истокам (синто, буддизму, омото-кё). На их основе Уесиба сформулировал пять постулатов айкидо.

1. «Айкидо – это путь, который вечно объединяет все пути Вселенной; это Универсальный разум, который содержит все и все объединяет».

2. «Айкидо – это истина, которой учит Вселенная и которая должна применяться к нашим жизням на Земле».

3. «Айкидо – это принцип и путь, который объединяет человечество с Универсальным сознанием».

4. «Айкидо придет к своему завершению, когда каждый, кто следовал своему истинному пути, станет одним целым со Вселенной».

5. «Айкидо – это путь силы и сострадания, который ведет к бесконечному совершенству и вечно растущей славе Бога».

Философия и принципы айкидо

Об айкидо говорят, что это самое философское из всех известных боевых искусств. Это так и есть, тем более что и сам основатель «Пути гармонии» говорил по этому поводу следующее: «Нет философии – нет айкидо». М. Уесиба – великий мастер боевых искусств, однако, будучи глубоко верующим человеком, он много времени и сил отдал исканиям духовным. Пережив в 1942 г. просветление, Уесиба беседовал со своими учениками о философии айкидо, а также говорил со всеми, кому требовался его мудрый совет.

Его высказывания были революционными и одновременно имели глубокие корни в классической традиции. Жизнь самураев, известных своим бесстрашием и презрением к смерти, была такова, что делала их не только воинами, но и философами. Но до этого немало лет уходило на обучение и приобретение опыта. Уесиба прошел суровую школу жизни, и его мудрость – это итог напряженных тренировок и результат глубоких духовных поисков и размышлений.

Философская система айкидо построена на определенных принципах, понять которые можно из отдельных высказываний О’Сэнсэя, сделанных им в разное время. И самыми важными из них являются:

1) благодарность Вселенной за дарованную жизнь. Как говорил мастер Уесиба, «когда вы кланяетесь Вселенной, она кланяется в ответ; когда вы произносите имя Бога, оно эхом отзывается внутри Вас»;

2) благодарность предкам и предшественникам (прародителям, учителям, первооткрывателям и др.), жившим до нас и оставившим нам культуру и традиции;

3) благодарность окружающим людям за то, что они строят дома, растят хлеб, поддерживают нас и т. д. Уесиба говорил: «На самом деле у меня нет учеников. Вы – мои друзья, и я учусь у вас. Я продвинулся настолько далеко только благодаря вашим упорным тренировкам. Я всегда благодарен за ваши усилия и сотрудничество. По определению, Айкидо означает взаимодействие со всеми, взаимодействие с богами и богинями всех религий»;

4) благодарность растениям и животным, дающим нам хлеб насущный.

Любая философская система опирается на нравственные принципы. В айкидо это:

1) добродетель храбрости, под которой подразумеваются «смелое действие», «храбрая отдача» и «доблестная жизнь». Благодаря этой добродетели развиваются сила воли и решительность. Айкидо учит действовать на высших уровнях и побеждать честно, поэтому для него неприемлемо нападать на доступные цели, поэтому оно отдает первый удар противнику.

По словам основателя Уесибы, «победа, к которой мы стремимся, в том, чтобы преодолеть все вызовы и сражаться до конца, достигая своих целей». Символ добродетели храбрости – огонь;

2) добродетель мудрости, которой можно достичь, если никогда не останавливаться и не прекращать учиться. По этому поводу Уесиба сказал: «Учитесь и тренируйтесь, а потом размышляйте над своим продвижением. Айкидо – искусство глубокого изучения, искусство знания». Символ – небеса как знак всеобъемлющего знания;

3) добродетель любви, о которой Уесида говорил следующее: «В истинном будо нет врагов. Истинное будо – это проявление любви. Путь воина не в том, чтобы разрушать и убивать, но способствовать жизни, непрерывно созидать. Любовь – это божество, которое действительно может защитить нас. Без любви ничто не может процветать. Если не будет любви между людьми, это будет концом нашего мира. Любовь рождает тепло и свет, который поддерживает мир». Символ любви – Земля;

4) добродетель сочувствия. Философия не существует в пустоте. Поэтому всегда следует думать о том, как те или иные наши поступки и действия отражаются на окружающих людях и на мире вообще. Если понимание айкидо неприложимо к сфере человеческих взаимоотношений, то ценность его невелика. О’Сэнсэй говорил: «Прежде всего, Вы должны привести в порядок свою собственную жизнь. Затем Вы должны узнать, как сохранить идеальные взаимоотношения в собственной семье. После этого Вы должны стремиться улучшить условия в своей стране и, наконец, жить в гармонии с миром в целом».

Жизнь несовершенна и часто несправедлива, человек страдает от болезней, старости, потери близких, но добродетели айкидо помогают выстоять и принимать то, что каждому предназначено. Философия айкидо, призывая нас становиться храбрее, мудрее, более внимательными и любящими, дает средство справиться с теми вызовами, которые предлагает нам жизнь.

«Каждый день человеческой жизни содержит радость и гнев, боль и удовольствие, темноту и свет, рост и распад. Каждый момент оставляет неизгладимый след в соответствии с великим замыслом природы. Не отрицайте и не выступайте против космического порядка вещей. Радостно, с нетерпением ждите каждого нового дня и примите все, что бы он ни принес» (М. Уесиба).

Итак, айкидо – это относительно молодое боевое искусство, однако вобравшее в себя подходы и мировоззрение, насчитывающие тысячелетия. Главное, что отличает его от других видов спортивных единоборств, состоит в том, что в айкидо придается особое значение подлинному духовному развитию. Идея айкидо в том, что, даже не будучи сильным физически, можно справиться с мощным противником благодаря блестящей технике, подвижности ума и гармонии со Вселенной («Когда на меня нападают, я остаюсь спокойным, меня ничто не связывает ни с жизнью, ни со смертью. Я все передаю в руки духа Вселенной», – говорил М. Уесиба).

Практикующий айкидо должен еще до нападения мысленно проститься с жизнью, что позволит ему слиться с противником. Такое состояние, при котором сознательное мышление отсутствует, японцы называют «мусин». При этом рассудок и тело превращаются в единое целое и функционируют, ведомые исключительным внутренним чувством и силой духа. Овладев этим искусством, можно перемещаться с огромной скоростью и в ситуации, когда дело решают секунды, действовать невероятно быстро. Когда встречаются равные по всем параметрам противники, тот из них будет обладать преимуществом, у кого разум доведен до состояния мусин, чье внимание безгранично. Имея духовное превосходство, можно одержать победу еще до схватки.

Традиционно айкидо относится к боевым видам искусства, но по своей сути оно есть шаг в развитии будо в сторону воцарения в мире гармонии и рассматривания конфликта, который является неотъемлемой частью жизни, в качестве дисбаланса, который необходимо разрешать на основе доброй воли. Айкидо уважает право каждого человека на безопасность и здоровье и исключает наказание и месть.

Айкидо базируется на ряде принципов, одним из которых является принцип несопротивления, поскольку чем сильнее сопротивление, тем агрессивнее нападение. На него опираются в различных боевых искусствах наряду с положением, что каждое прямолинейное воздействие на человека обязательно встречает ответную реакцию. Айкидо предлагает двигаться по траектории атаки («Позвольте противнику идти и поворачиваться, когда он хочет, помогите ему согнуться в том направлении, в каком он хочет, а потом дайте ему возможность упасть там, куда он стремится»).

В айкидо принято, что любой человек обладает жизненной энергией (Ки), которую можно направить в нужную сторону, если сосредоточить ее в хара (центре). В соответствии с этим в айкидо единый для разных боевых искусств принцип несопротивления трансформируется в принцип ведущего контроля («Не препятствуйте движению своего противника в любом направлении, дайте ему возможность двигаться туда, куда он хочет, но любое его движение должно происходить под вашим контролем. Нельзя расслаблять внимание»).

Айкидо – это прежде всего гармония, без нее оно становится обычным спором для выяснения того, кто сильнее или быстрее. При атаке гармония нарушается, айкидо преследует цель ее восстановления. Принцип ведущего контроля и есть первый шаг на пути решения этой задачи. С его помощью можно переориентировать действие в нужное направление и контролировать его.

Айкидо активно использует энергию Ки, которая концентрируется в хара и распространяется вовне. Эти два принципа (сосредоточения и выброса Ки в нужном направлении) предполагают кругообразность и сферичность действия. Атака направляется по многочисленным кругам, центром нейтрализации которых является хара. Поэтому многие приемы в айкидо строятся на вращении, бросках в круг, еще раз подтверждая, что прямолинейный (поэтому и самый короткий) путь не всегда самый действенный и эффективный.

В основе айкидо лежат плавные движения, которые похожи на поток воды, которая, несмотря на свою мягкость и податливость, может быть и разрушительной. Мастер, как водой, заполняет пространство, в котором нападающее и защищающееся действия сливаются и далее управляемые защитой направляются против агрессора. Принцип слияния – еще один принцип айкидо. Являясь фактором обороны, он, кроме того, содержит и психологический аспект: мастер как будто видит сознание соперника и чувствует, что тот хочет сделать. В обыденной жизни мы бы сказали, что мастер айкидо может поставить себя на место другого, способен к сопереживанию («В айкидо мы контролируем разум противника прежде, чем видим его, т. е. мы как бы поглощаем его»).

Айкидо не просто искусство самозащиты, его техника и движения пронизаны элементами философии и психологии, законами динамики. Поэтому, овладевая приемами, мы тренируем разум, укрепляем и поддерживаем здоровье и развиваем доверие к себе. В айкидо чисто физическая сила не работает, она всегда контролируется сознанием. Поняв и освоив искусство манипуляции чужим сознанием, можно управлять соперником, используя его силу. Поэтому высокое мастерство айкидо позволяет женщине и даже ребенку нейтрализовать физически крепкого мужчину.

Есть только один путь отточить искусство айкидо – тренировки, но нельзя ограничиваться только додзё.

В айкидо большое значение придается элегантности и точности движений. Их отрабатывают с самого начала. Есть мнение, что айкидо – это боевое искусство для интеллигентных людей.

В занятиях айкидо важна и уравновешенность. Чем более напориста атака, тем большую мягкость необходимо проявлять. Выверенные и осознанные действия лучше слепой агрессии.

С постижением принципов и техники айкидо дух конкуренции исчезает. Многое из того, что человек узнал и понял на татами, он переносит в обыденную жизнь и применяет в своей деятельности.

Лучше всего объяснял суть, принципы и философию айкидо его создатель, в духовном наследии которого можно прочитать следующее.

«Айкидо не является средством победы над врагами. Айкидо – средство установления мира и братской любви между людьми.

Айкидо – это несопротивление, а потому всегда победа.

Не имеющий гармонии в душе проигрывает с самого начала.

Поместите Великую и Вездесущую Божественную Любовь в ваше сердце и ваше Будо станет настоящим и созидательным.

Соревнования, а значит и связанные с ними победы и поражения не являются Истинным будо. Истинное Будо не знает поражения. «Не быть пораженным» означает «Никогда не сражаться».

Настоящая победа – это победа над самим собой. Практика является основой овладения вашим Ки.

В Айкидо необходимо сознание, направленное на установление мира и гармонии в природе.

Истинное Будо – это работа во имя Любви. Любовь – Хранитель Божественности и всего сущего. Айкидо является реализацией Божественной Любви.

Айкидо, лишенное привязанности к чему-либо, поддерживает и защищает все сущее в этом мире, не делая различий.

Мы беспрестанно выступаем против каких-либо битв и войн. Вот почему мы строго запрещаем реальные схватки и матчи в Айкидо. Сила Любви очищает и соединяет партнеров в Айкидо в одно целое.

Понимайте Айкидо: во-первых, как Будо; во-вторых, как средство создания единой семьи людей. Айкидо служит не кому-то лично, не отдельной нации или государству. Его цель – практическое претворение Божественного Промысла.

Ввиду того что слова «гармония» и «любовь» (иероглиф «ай») по-японски пишутся по-разному, а звучат одинаково, я решил назвать свой вид уникального Будо – Айкидо, хотя само слово «Айки» известно с древних времен. Однако смысл, который вкладывали бойцы Будо в это слово раньше, принципиально отличается от моего.

Секрет Айкидо в достижении гармонии со Вселенной и совместном движении с ней. Тот, кто познал секрет Айкидо, может сказать:» Вселенная – это я».

Я никогда не был поражен врагами не потому, что я был быстрее их – это вообще не вопрос скорости. Они проигрывали еще до того, как начинали атаковать. Как только противник пытается атаковать меня, а значит и саму Вселенную, – это значит, что он пытается разрушить ее. С того момента, когда он пытается остановить меня или атаковать, он уже поражен. Скорость здесь не имеет никакого значения.

Не смотрите противнику в глаза, иначе ваше сознание будет притянуто ими. Не смотрите на его меч, иначе он вас зарубит. Не смотрите на противника, иначе ваше духовное равновесие будет разрушено. Истинное Будо есть культивация духовного притяжения, которое привлекает противника к вам. Я так всегда и делаю, чтобы остаться на верном пути. Даже если партнер находится сзади меня, этого достаточно. Когда он атакует, он поразит сам себя своим намерением атаковать. Я – одно целое со Вселенной. У Уэсибы нет врагов. Ошибаются те, кто думает, что Будо – средство стать сильным и победить всех врагов. В Истинном Будо нет врагов. Истинное Будо означает быть в центре Вселенной.

Когда меня спрашивают: «Верно ли, что ваши принципы Айки-Будо взяты из религий?» – я говорю: «Нет. Мои истинные принципы Будо проливают свет на религии и ведут их к завершению».

Я спокоен, как бы и где бы меня не атаковали. Я не привязан ни к жизни, ни к смерти. Я предоставил все Провидению Божьему. Находясь между привязанностью к жизни и смерти, предоставьте все Создателю, и тогда, когда вас атакуют, и тогда когда живете обычной жизнью.

В Айкидо мы контролируем сознание противника до того, как увидим его. Мы притягиваем его к себе. Мы идет по жизни с таким притяжением нашего Ки и пытаемся установить полный взгляд на мир.

Истинное Будо – это защита с любовью всего сущего на земле, с миром и покоем в душе. Позвольте каждому развиваться своим путем. Те, кто хочет изучить Айкидо, должны раскрепостить свое сознание прислушаться к искреннему голосу Природы через Айки и неустанно тренировать это. Начните старательно развивать свой Дух (свое Ки).

Встать на путь «До» – познать Промысел Божий и претворить его на практике. Шаг в сторону – и вы сошли с Истинного Пути.

Мы можем сказать, что Айкидо – средство победить дьяволов чистотой своего Ки, а не мечом. Это означает превратить мир дьявольских соблазнов в Мир Высокого Духа. Это и есть Айкидо».

Атрибуты и этикет в айкидо

Для занятий айкидо предназначается униформа, которая практически не отличается от той, что носят практикующие дзюдо и карате.

Она состоит из куртки (кэйкоги, доги, ги), брюк, пояса (оби) определенного цвета и в соответствующих случаях – из хакама (рис. 2). Комплект дополняют сандалии – дзори.

Первое упоминание о техниках айки встречается в японских хрониках VIII в., в частности в легенде о двух божествах Синто, – Такэ-ми-кадзути-но-ками и Такэ-минаката-но-ками. Состязаясь, Такэ-ми-наката захватил запястье Такэ-ми-кадзути, которое мгновенно обернулось сначала ледяным столбом, а потом лезвием меча. Такэ-ми-наката, испытывая благоговейный страх, отскочил в сторону. Когда Такэ-ми-кадзути проделал то же самое, запястье Такэ-ми-наката переломилось, словно тростинка. Он признал победу соперника и в ужасе удалился. Так и мастера айки умеют превращать свои руки в лезвия мечей и железные дубинки.

Рисунок 2. Униформа для занятий айкидо: 1) ги; 2) хакама; 3) дзори


Брюки сшиты из ткани белого цвета, они имеют свободный в бедрах покрой и завязываются тесемками. Куртка с запахом (левая пола должна быть сверху независимо от пола) сшита из плотной белой ткани, не имеет пуговиц.

Пояс шириной 5–6 см дважды оборачивается вокруг тела и завязывается плоским узлом (рис. 3), который должен находиться на 5 см ниже пупка, т. е. центра тяжести (хара), что не мешает сосредоточивать внимание на этой зоне. Концы пояса обязательно должны быть одинаковой длины.

В различных культурах есть слова, обозначающие гармонизирующую энергию – Ки. В Древнем Риме – аура, в Индии – прана, в Китае – Ци, или Ни, в Японии до Второй мировой войны – рэйки, или рэйси.

Завязывая оби, надо следить за тем, чтобы он не перекручивался за спиной, иначе при падении не исключено травмирование.

Рисунок 3. Способ завязывания оби


Пояс выполняет две функции – фиксирует куртку и указывает на степень мастерства своего хозяина (при этом в каждом клубе могут быть свои правила, например занимающиеся могут носить пояса только белого, коричневого и черного цвета). Например, в стиле ёсинкан принята такая градация:

1) белый пояс – восьмой, девятый и десятый кю;

2) желтый пояс – седьмой кю;

3) оранжевый пояс – шестой кю;

4) зеленый пояс – пятый кю;

5) синий пояс – четвертый кю;

В хрониках Кодзики говорится о двух божествах – Таками-мусуби и Ками-мусиби, воплощающих принципы инь и ян и с помощью мусуби (созидательной энергии) сотворившие мир. Она представлена и в техниках айки, где укэ и нагэ объединяют свою Ки.

6) коричневый пояс – третий, второй и первый кю;

7) черный пояс – от первого дана и выше.

После занятия форму нужно сложить, соблюдая правила (рис. 4).

Рисунок 4. Последовательность складывания кэйкоги


Мужчины, имеющие дан, и женщины с третьего разряда кю получают право носить юбку-брюки (хакама). (Ги изначально представляло собой нижнее белье, поверх которого самураи носили хакама, чтобы предохранять ноги всадника от кустов и т. п. После упразднения класса самураев им удалось сохранить за собой эту одежду как знак отличия от простолюдинов. Кроме того, за хакама движения ног были не видны, что давало определенное преимущество в бою, а сейчас этот атрибут делает движения айкидока изящными и пластичными.) Этой традиции придерживаются в большинстве школ айкидо. Хакама бывает темно-синего или черного цвета. На ней заложены семь складок – пять спереди и две сзади, причем каждая имеет особое название и значение (табл. 1).


Таблица 1

Значение складок на хакама

Хакама носят поверх брюк и завязывают низко на бедрах (рис. 5). Ее длина должна доходить до щиколоток, иначе она создавать помехи при движении.

Рисунок 5. Способ надевания хакама

В айкидо физическая сила мышц объединяется и фокусируется в одной точке (в руке, плече и др.), превращаясь в сфокусированную силу.

Как и ги, хакама нужно уметь правильно складывать (рис. 6).

Рисунок 6. Последовательность складывания хакама


В практике айкидо находят применение некоторые виды оружия (рис. 7).

Рисунок 7. Оружие ученика айкидо (айкидока): 1) боккэн; 2) дзё; 3) танто


Боккэн – японский деревянный меч, изготовленный по образцу катаны, причем это слово используют исключительно за пределами Японии. Сами японцы деревянное оружие именуют словом «бокуто», которое переводится тоже как «деревянный меч», но пишется другими иероглифами.

Время появления боккэна неизвестно, но это оружие такое же древнее, как и японские мечи вообще. В Средние века с его помощью готовили воинов. Сохранилась история, связанная с боккэном и знаменитым фехтовальщиком Миямото Мусаси, который победил противника Сасаки Кодзиро боккэном, который он выстрогал из весла, пока на лодке добирался до места поединка.

Боккэны изготавливают из древесины твердых пород, например из дуба, бука и др. Часто их пропитывают тем или иным составом (морилкой, древесной смолой и пр.), чтобы увеличить плотность материала и вес изделия. Это необходимо для того, чтобы боккэн мог выдерживать достаточно сильные удары, которые на тренировках могут наноситься боккэнами или дзё.

Боккэн имеет определенную длину – 95– 105 см, длина рукояти составляет 25–27 см, клинка – 76–78 см (в идеале длина боккэна должна равняться расстоянию от пола до пояса айкидоки). Эксклюзивные деревянные мечи украшают резьбой.

Боккэн применяется в качестве альтернативы настоящему мечу, но, несмотря на то что он деревянный, им могут быть нанесены серьезные раны и ушибы. Поэтому занятия с боккэном проводятся в присутствии инструктора. Его применяют для отработки субури и практики.

В Японии к боккэну относятся с большим пиететом. Его переносят в специальном чехле, отсутствие которого расценивается как ношение холодного оружия.

Дзё представляет собой деревянный шест, длина которого может варьироваться в зависимости от школы и области применения, но обычно она равна 128 см при диаметре 24–30 мм. С дзё упражняются в айкидо, хотя существует особое искусство владения дзё – дзё-дзюцу («искусство шеста»). Занятие, которое проводится в айкидо с использование шеста, называется айки-дзё. Шестом можно наносить различные удары – прямые тычковые (цуки), рубящие в направлении сверху вниз (кэсагири), косые рубящие по туловищу и ногам (ути).

Кроме того, с помощью дзё блокируют удары руками и оружием.

Деревянный шест по сравнению с мечом был простым оружием, доступным для любого простолюдина, но, несмотря на это, самураи признавали его эффективность и применяли, тем более что занятия айки-дзё развивали ощущение дистанции (маай).

В разных школах техника работы с дзё может иметь определенные отличия, хотя есть базовые приемы, в частности самозащита от атаки с дзё; спарринг дзё против дзё; спарринг дзё против меча; броски с помощью дзё при нападении вооруженного или безоружного противника.

Основу айкидо составляют круговые движения, благодаря которым можно переориентировать силу другого человека, не вступая в непосредственное столкновение с ней; можно вплотную приблизиться к укэ и быстро реализовать ту или иную технику. Охватывая его движение своим круговым, можно целиком увести его силу. Важно не только это, но и то, что круговое движение позволяет перенаправить силу, не обрывая потока энергии.

Танто («короткий меч») – японский нож или кинжал длиной от 15–30 см. Клинок бывает односторонним или обоюдоострым. Он признан национальным достоянием Японии. Его изготавливают только мастера, имеющие особую лицензию (с 1945 г. выдано всего 600 лицензий). Принято считать, что танто, катана и вакидзаси – это «один и тот меч, но разного размера».

Нож, который применяют на тренировках айкидо, носит название «боку-танто» – «деревянный танто».

Для персонального оружия должен быть специальный футляр или, по крайней мере, оно должно быть завернуто в ткань. Несмотря на то что оно может использоваться не всегда, оружие следует приносить на каждое занятие. Перед тренировкой его надо извлечь и положить рядом с татами (причем острием его нельзя направлять в сторону камизы), чтобы при команде инструктора его можно было легко взять.

Место, где проходят тренировки по айкидо, называется додзё – «место, где постигают Путь». Так в буддизме назывался зал для медитаций, концентрации дыхания и других практик, в которых упражнялись монахи. Со временем словом «додзё» начали обозначать место, посвященное изучению дисциплин, не связанных с религией, например каллиграфии, танцев, фехтования и др.

Пространство, где непосредственно проходят тренировки, должно быть ровным, достаточно мягким, чтобы при падениях и кувырках не травмировать занимающихся, но при этом и довольно твердой, чтобы не вредить ногам и не создавать препятствий для плавных, но быстрых движений, которые есть основа айкидо.

В Японии это место застелено татами – матами, изготовленными из рисовой соломы или другого растительного сырья и обтянутыми тканью. Нередко татами кладут на раму, выполненную из деревянных реек, на которую натянута стальная проволока, благодаря чему эластичность татами еще более возрастает.

В других странах, где традиционное татами может отсутствовать, его заменяют борцовскими матами, пенорезиновыми коврами и пр. Как правило, они обтянуты брезентом и лежат на упругом деревянном основании, а оно – на бетонном полу.

Пространство для занятий бывает квадратной или прямоугольной формы. Каждая его часть именуется по-разному согласно этикету, принятому в данном додзё.

Главная часть татами называется камидза («верхнее место»). Оно предназначено для мастера, почетных гостей и должностных лиц клуба. Это место нельзя перепутать с другими, поскольку здесь традиционно висит портрет О’Сэнсэя Уесибы или свиток с текстом философского содержания. В Японии тут стоит помост с эмблемой зала, церемониальным барабаном, мечами и другими атрибутами.

Конец ознакомительного фрагмента.

«Ай-ки-до» - что означает каждая составляющая этого иероглифа?

Какой трактовки основ Айкидо придерживаются авторы этого пособия?

Что общего у Айкидо с другими боевыми искусствами и видами спорта?

В зависимости от того, как Айкидока подходит к изучению Айкидо, ответ на вопрос «Что такое Айкидо?» у каждого будет разным. Говоря другими словами, сложно дать полное и окончательное определение Айкидо, с которым согласился бы каждый. Определений может существовать столько, сколько занимающихся, потому что, конечно, у каждого имеется собственная точка зрения на этот вопрос.
Ниже мы остановимся на некоторых возможных трактовках Айкидо. А затем время от времени будем возвращаться к отдельным его аспектам и рассматривать их более глубоко и подробно.

Для наблюдателя Айкидо представляет собой набор «высокоразвитых» и эффективных приемов самозащиты.
Под определением «высокоразвитые» имеется в виду разумное использование механизмов с целью достижения максимального эффекта при минимальной затрате усилий.
В основе всех приемов лежат одни принципы. Базовая техника Айкидо состоит из естественных и простых движений, поэтому любой человек может изучать Айкидо. В данном случае, называя движения «простыми», мы имеем в виду, что они все выполняются в доступном для Айкидоки радиусе и похожи на привычные движения в повседневной жизни. С этой точки зрения цель тренировок заключается в постоянном совершенствовании выполнения приемов. Нужно работать:

  • над расслабленностью движений;
  • их непрерывностью;
  • постоянным и надлежащим контролем за мышцами ног;
  • правильностью работы руками.

«Внутренне» Айкидо - это методика, которая совершенствуется человеком без посторонней помощи. Это подразумевает, например, упражнения:

  • на концентрацию;
  • выносливость духа;
  • умение постоять за себя;
  • умение сотрудничать;
  • развитие уверенности в себе.

Первое упражнение показывает, что Айкидо полностью сосредоточено на искусстве движения - можно смело назвать Айкидо «спортом». Айкидо отличается от техник медитации, как, например, дзен, несмотря на то что в Айкидо присутствуют медитативные элементы.

Второе упражнение иллюстрирует, что Айкидо предоставляет возможность тренировать свои душевные ощущения в самом широком смысле этого слова. Айкидо в данном случае - это методика развития личности.

Обе эти перспективы, конечно, взаимозависимы одна от другой. Внутреннее состояние души влияет на движение, и наоборот. Это также объяснение буквального термина «искусство схватки» (боевое искусство). В числе прочего термин «искусство» означает, что внешние движения отражают внутреннее состояние. Именно это выражается Айкидокой аналогично пониманию того, что хотел отобразить художник в произведении искусства. Разумеется, суть сказанного выше, затрагивающую душевные чувства, можно обнаружить во многих видах спорта.

Если понимать концепцию за пределами первого и второго, можно приблизиться к природной сути Айкидо, поскольку первых двух концепций самих по себе не достаточно для полного истолкования. Айкидо дает человеку возможность совместно трудиться в конструктивном ключе с другими и стараться вести обмен. В данном смысле Айкидо является формой интенсивной коммуникации. Кто-то может назвать его «телесным диалогом».

Что такое ки?

Элементы в слове Айкидо объяснить довольно легко. Слог ки в этом слове требует более подробного описания, так как в нем заключено обширное поле для дальнейших толкований. Главным образом ки переводится (как это понимается на Дальнем Востоке) как чувство, цель/намерение, жизненная энергия или живость . В китайском оно звучит как «чи» (в слове тай чи - китайское искусство движения); в индийском это слово - прана. Именно китайская версия отсылает нас к концепции текущей энергии, как она понимается в китайской народной медицине.
Источник ки - это точка чуть ниже пупка - так называемая кикай-танден, или хара. В буквальном переводе она означает «море энергии». Каждый человек имеет доступ к своему ки. Различия в силе жизненной энергии или живости и способности использовать ки присутствуют только тогда, когда течению ки сквозь тело препятствуют заторы или напряжение. Поэтому традиционная китайская медицина считает, что такое состояние является причиной болезни.

Некоторые Айкидоки привносят свое толкование жизненной энергии, в буквальном смысле желая позволить своему ки течь и пытаясь «выпустить его» из тела. В этом смысле появляется связь с действенной силой.
Изучающим Айкидо в западных странах легче понять (что, в свою очередь, имеет меньшее отношение к эзотерике), если описывать ки, используя следующее определение: способность постоять за себя, решительность, сила воли, мотивация и вера в собственные силы . Айкидока отрабатывает эти качества, когда тренируется и внедряет их в свои техники. Также ки тесно ассоциируется с такими словами, как намерение/цель, решение и действие.

Конечно, идею о «текущей энергии» можно также просто проиллюстрировать. Представление о том, что ки течет как вода сквозь наши руки, способно вызвать расслабление, потому что подобный поток возможен только когда наши руки и суставы «раскрепощены», то есть расслаблены. Точно так же полный шланг с водой не ослабевает. Этот образ может оказаться полезным для вас, чтобы вы могли выработать правильное ощущение движения. Позволить своему ки течь значит не что иное, как быть способным двигаться естественно, соблюдая верный баланс между расслаблением и напряжением.

Айкидо и другие боевые искусства

Можно поближе взглянуть на сущность Айкидо, сравнив далее с другими спортивными видами боевых искусств. Вопрос не в том, чтобы определить, какое из боевых искусств «лучше» или «эффективнее», а скорее через выявление ярко выраженных различий продемонстрировать, в чем особенности Айкидо и как его родство соотносится с другими спортивными видами боевых искусств.
Когда Айкидока говорит кому-то, что он занимается Айкидо, первое, что у него спрашивают, что же такое Айкидо на самом деле. После этого обычно следует вопрос: «Это что-то вроде Дзюдо или Карате?» Поскольку другие формы боевых искусств известны лучше, чем Айкидо. Те, кто соприкасаются с Айкидо или слышат о нем впервые, зачастую пытаются классифицировать его в своем сознании как уже известную им систему.

В сравнении с Айкидо и его позднейшим распространением по всему миру, большее представление о других спортивных видах боевых искусств можно объяснить тем, что в Айкидо отсутствуют соревнования. Соответственно, не проводятся чемпионаты, а также Айкидо не включено в программу Олимпийских игр и, стало быть, о нём не слишком часто упоминают в прессе. Кроме того, в Айкидо (на первый взгляд) нет поражающих воображение приемов, которые бы привлекли внимание широкой публики (сравните техники «разбивания предметов» в Карате или Таэквондо).

Западные виды боевых искусств, такие как бокс, борьба или фехтование, отличаются по происхождению от азиатских боевых искусств, которые прочно связаны с философскими традициями и специфическими духовными практиками. Хотя между дальневосточными и западными спортивными боевыми искусствами существуют параллели в технике. Например, между Карате и французским боксом Сават или между Дзю-Дзюцу и приемами средневековой обороны. По своей сути их нельзя сравнивать.

Первоначальная цель азиатского Будо в противоположность западным видам борьбы не (только) победа над противником, но (также) победа над собой. Таким образом, истинный смысл занятий на протяжении долгого периода заключается в том, чтобы достичь уровня самореализации за время тренировок . Упражнение, хоть оно и отрабатывается для достижения внешней цели, должно вести к внутреннему ощущению. При работе над определенными техниками внимание также должно быть направлено внутрь себя, поэтому совершение доведенного до автоматизма полного круга движений является отражением внутреннего состояния.

Дзюдо

Дзюдо произошло от сравнительно более раннего Дзю-Дзюцу, которое относится к древним видам борьбы японских самураев. Слово «Дзюдо» состоит из двух частей: «дзю», что означает «уступать» и «до» - «путь». Вместе оба слова означают «мягкий путь» или «путь гибкости». В том виде, каким оно существует сейчас, Дзюдо было создано Дзигоро Кано (1860-1938 гг.). Из него были исключены все травмирующие техники Дзю-Дзюцу, и у противников появилась возможность признавать поражение во время схватки. На сегодняшний день Дзюдо является самым известным боевым искусством. Дзюдо входит в программу Олимпийских игр с 1964 года.

В Дзюдо существуют техники, выполняющиеся в полный рост, а также приемы, выполняющиеся в партере, на коленях или лежа. Контроль партнера осуществляется с помощью бросков, захватов, удушающих и болевых приемов. В отличие от Айкидо, техника Дзюдо предполагает в основном захваты партнера за одежду. Таким образом, атаки становятся менее динамичными. Проводя захват за одежду, Тори и Уке оказываются на гораздо меньшем расстоянии друг от друга, чем это было бы в Айкидо.

Эволюция Дзю-Дзюцу в Дзюдо является примером того, как система приемов превратилась в способ внутренней работы -до, в то время как изначально единственной целью было ранить или убить - дзюцу. Такое же изменение произошло и в истории Айкидо. Основатель Айкидо Морихэй Уэсиба преобразовал техники дайто рю айки-дзюдзюцу, целью которых было только нанесение поражения противнику настолько быстро, насколько возможно, в сравнительно более мягкие техники до.

Формы упражнений в Айкидо

В Айкидо существуют различные формы упражнений, которые используются в зависимости от того, что должно быть разучено.

Упражнения - это самостоятельная, отдельная от конкретных приемов сфера. В технике тачи вадза и Тори, и Уке стоят на ногах, в ханми хандачи вадза Тори работает на коленях, а Уке атакует его стоя. В этом случае цель Уке - не дать Тори подняться. Если Тори и Уке упражняются в сувари вадза - это подразумевает, что они оба находятся на коленях.

Дзю но гейко предполагает мягкую форму тренировки, когда Уке следует за движением без всякого сопротивления. Такие упражнения главным образом выполняются при изучении определенной техники. С другой стороны, го но кейко указывает на выполнение приемов жестко и с силой, то есть подразумевается, что Тори уже хорошо владеет данной техникой.
Вид работы, когда Уке атакует одним и тем же способом, а Тори реагирует спонтанно и каждый раз использует различные техники, называется дзию вадза. Термин «рандори» означает, что Уке атакует в свободном стиле и Тори защищается, используя различные приемы. Также словом рандори называют работу сразу с несколькими нападающими, которые, как правило, атакуют рио ката дори.

Термином кокю-хо называются упражнения, иллюстрирующие принцип контактного взаимодействия. Они не являются приемами {вадза), но представляют собой упражнения (хо).



  • Разделы сайта