Виды единоборств для мужчин. Русские и европейские боевые искусства. Ударные виды боевых искусств

Укрепляет здоровье, способствует психическому и интеллектуальному развитию, учит дисциплине и самоконтролю. Эти выкладки подходят к любым видам спорта. В этой статье мы предлагаем Вам поговорить о том, чем полезны боевые искусства, чему они обучают, и какие боевые искусства мира наиболее популярны.

Мы не погрешим против истины, если скажем, что наиболее полезны боевые искусства для детей. Это обусловлено тем, что дети в силу своей природной любознательности и сильных способностей к обучению схватывают все буквально на лету, их не нужно долго убеждать и переучивать. Однако и для взрослых польза боевых искусств неоспорима. Занимаясь боевыми искусствами, человек:

  • становится здоровее физически и духовно,
  • развивает координацию движений и скорость реакции,
  • становится более уверенным в себе и способным постоять за себя,
  • учится быть дисциплинированным и целеустремленным,
  • учится уважать своих учителей, соратников и противников.

О пользе занятий боевыми искусствами можно говорить бесконечно. Но что же выбрать? Какие есть в мире виды единоборств? Всего существует 3 класса единоборств:

  1. борцовские (классическая (греко-римская) борьба, вольная борьба) - в них практически отсутствует необходимость нанесения ударов. Цель борьбы - при помощи технических приемов уложить противника на лопатки, при этом в классической борьбе свой арсенал приемов, в вольной - свой, который немного шире, чем в классической борьбе (разрешены захваты ног противника, подсечки),
  2. ударные (бокс, кикбоксинг) - контактные виды единоборств, предполагающие нанесение ударов противнику как руками (бокс), так и ногами (кикбоксинг),
  3. восточные единоборства - их выделяют в отдельный класс, поскольку это не просто спорт, это целая философия. Восточные боевые искусства развивают физические качества учеников, а также уделяют внимание их духовному воспитанию.

Китайские боевые искусства

Все китайские боевые искусства разрабатывались на протяжении последних 2000 лет. Их, как и китайцев, очень много. Существуют различные виды классификаций боевых искусств Китая. Мы вкратце расскажем о каждом из них.

Согласно географической классификации существуют:

  • северные боевые искусства, делающие акцент на развитие акробатики и силы ног человека. К ним можно отнести стили багуачжан - «Ладонь Восьми Триграмм», бацзицюань, ча, Хуаджао, Коготь орла, Северный Богомол и тайцзицюань - «Кулак Великого Предела»,
  • южные боевые искусства, отличающиеся использованием низких боевых стоек и коротких мощных движений, в основном выполняемых руками. К южным относятся стили семей Южного Китая: Чой Гар, Ханг Га, Лау Гар, Ли и Мок Гар, стили «Белый журавль», «Пять Предков», «Южный Богомол» и «Дракон».

Исторически сложилось, что в Китае существует 18 провинций, и в каждой из них практикуют собственные стили боевых искусств. Наиболее известные - шаньси, хэбэй и хэнань.

По характеру проявлений боевые искусства бывают:

  • физические (внешние) - ушу, обучающее уходу от конфликтных ситуаций, саньда
  • духовные (внутренние или религиозные) - боевые искусства Шаолиня (шаолиньцюань, Хун Гар, Вин Чун, стиль дракона и белого журавля), тайцзицюань, багуачжан, Тань Туй, синъицюань и Кьешикан.

Естественно, нельзя однозначно определить лучшее боевое искусство Китая, в них много отличий, и +-каждый ученик найдет что-то для себя.

Японские боевые искусства

Японские боевые искусства также многочисленны. На нашем сайте мы уже писали о и , поэтому сейчас расскажем Вам о том, какие виды боевых искусств Японии еще бывают:

  • джиу-джитсу - прародитель многих видов борьбы. Основатель джиу-джитсу Окаяма Сиробеи положил в основу своего учения принцип того, что мягкость побеждает зло. Джиу-джитсу предполагает выполнение бросков, ударов и силового воздействия на суставы, а также приемы удушения,
  • дзюдо (от японского «мягкий путь») - не предполагает нанесения ударов сопернику, его цель - введение врага в беспомощное положение и победа над ним,
  • кендо (от японского «путь меча») - современное японское фехтовальное искусство, произошедшее от самураев и предполагающее единство трех элементов: «ки» - дух, «кен» - меч и «тай» – тело,
  • сумо - вид борьбы, целью которой является победа над соперником путем вынуждения его коснуться пола на ринге любой частью тела, кроме стоп,
  • кемпо - вид древнего боевого единоборства, представляющий собой сочетание множества техник единоборств. Сейчас название «кемпо» используют для обозначения боевых искусств в целом,
  • кобудо - (от японского «старинный воинский путь») - собирательное название искусств владения различными видами восточных видов холодного оружия.

Чтобы окончательно определиться с выбором, посетите имеющий хорошую репутацию центр боевых искусств в Вашем городе.

Русские боевые искусства

Считается, что понятия «русские боевые искусства» в традиционном понимании этого слова не существует. Очевидно, это произошло потому, что русское боевое искусство напоминает танец. Любой национальный танец – это боевая форма пластического движения. Если к пластике прибавить точное понимание работы мышц и костного аппарата, то выйдет совершенная боевая форма движения. Русская школа боевых искусств выделила в список боевых искусств такие виды единоборств:

  • казачий спас, имеющий много общего с восточными единоборствами. Согласно этому учению, человек может переносить свое сознание в навье (астральное тело), клубье (ментальное тело), колобье (будхическое тело) и дивье (деваконическое тело). С помощью перенесения энергии в одно из тел человек может уйти от нападения и наносить противнику сокрушительные удары,
  • кулачный бой – состязательная мужская практика ведения боя на средней дистанции, допускающая удары руками и ногами, броски, хваты, а также разные перемещения,
  • рукопашный бой - универсальная система обучения приемам защиты и нападения,
  • самбо - молодой вид боевого единоборства и системы самообороны, разработанный в Советском Союзе, на основе японского дзюдо и традиционных народных видов борьбы,

Естественно, что в каждом из перечисленных видов единоборств есть известные на весь мир мастера боевых искусств: Джет Ли в ушу, Федор Емельяненко - в смешанных единоборствах, Мухаммед Али в боксе, Александр Карелин в классической борьбе, Масутацу Ояма в каратэ, Уолли Джей. в джиу-джитсу и многие другие. Все они служат примером для подражания и доказательством тому, что в мире нет ничего невозможного.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ РУКОПАШНОГО БОЯ

Вид любого рукопашного боя определяется той социальной сферой, в которой он реализуется. Это позволяет выделить 7 видов рукопашного боя:

1 воинский (военный, армейский);

2 полицейский (миицейский);

3 спортивный;

4 криминальный;

5 бытовой;

6 сценический;

7 демонстрационный.

Технико-тактические особенности каждого из видов рукопашного боя имеют свою специфику, определяемую стоящими перед ними задачами. Хотя провести четкую границу невозможно, так как ряд приемов могут использоваться в каждом из видов. Так воинский и полицейский бой довольно близки по своему техническому характеру. Однако в военной схватке главное – уничтожить врага или вывести его из строя, причинив серьезное повреждение. Подчинение своей воле живого и, желательно, не поврежденного противника всего лишь частная задача при взятии «языка». При полицейской (милицейской) акции – главное захват живого преступника и только в самых крайних случаях его травмирование. Это, соответственно, определяет особенности соотношения технического арсенала рукопашного боя милиции и вооруженных сил.

В спортивном рукопашном бою обычно используется лишь определенный арсенал приемов (только броски и боевые определенного характера, только удары кулаком или кулаком и ногами и т. д.) при строгом соблюдении правил, исключающих серьезные травмы спортсменов.

Криминальный бой – оружие преступного мира – не имеет, да и не может иметь того организованно-выстроенного характера и единообразия, как воинские, полицейские (милицейские) или спортивные системы, хотя использует некоторые приемы из этих систем.

Бытовой бой характеризует крайняя пестрота боевых средств и столь же крайняя их неравноценность. Начиная с беспорядочного обмена неточными кулачными ударами и пинками до попыток использовать увиденные где-то настоящие боевые приемы.

Сценический рукопашный бой – имитация боя в рамках театральной или телевизионной постановки, а также в кинематографе.

Демонстрационный рукопашный бой – заранее оговоренный и отрепетированный публичный показ техники той или иной боевой системы, при котором прием не доводят до своего критического предела, грозящего травмой. Целью такого показа является ознакомление зрителей с определенной системой рукопашного боя, ее популяризация и пропаганда.

1.3 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЕМОВ И ТЕРМИНОЛОГИЯ, ПРИМЕНЯЕМАЯ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ТЕХНИКИ РУКОПАШНОГО БОЯ

Технику рукопашного боя составляет комплекс приемов, соответствующий цели боевой деятельности военнослужащих. Таким образом, объектом классифицирования техники рукопашного боя являются приемы (схема 1).

Приемы обеспечения предназначены для создания благоприятных условий применения приемов и проведения действий в рукопашном бою.

Приемы боя с оружием предназначены для уничтожения противника в рукопашном бою, а также для обороны от его нападения.

Приемы боя без оружия предназначены для травмирования противника, его задержания и последующего конвоирования, освобождения от захватов и обезоруживания, а также его уничтожения или выведения из строя при помощи ударов и удушений.

Термины, применяемые для обозначения элементов техники и приемов рукопашного боя:

бросок - перевод противника из положения стоя в положение лежа с отрывом всех частей его тела от площади опоры;

выведение из равновесия - перемещение ОЦТ тела противника за площадь опоры;

выпад - быстрое перемещение ОЦТ тела, выполняемое посредством сильного толчка ногой, наклоном туловища вперед и выставлением противоположной ноги в сторону противника;

высед - переход за спину противника с одновременным его сваливанием через сед при помощи массы собственного тела или болевым приемом;

двойное удушение - одновременное перекрытие дыхательных путей и выключение мышечного механизма, обеспечивающего дыхание;

загиб - рычаг, при котором конечность противника заводится назад (за спину, за голову);

замок - способ соединения рук с помощью пальцев или захватом кистью одной руки предплечья другой;

захват - активный контакт с противником для того, чтобы создать условия проведения атакующего действия или, наоборот, помешать противнику провести атаку;

изготовка к бою - наиболее удобное положение бойца по отношению к противнику, позволяющее ему осуществлять свои намерения и предупреждать действия противника;

конвоирование - сопровождение противника в нужном направлении под угрозой оружия или воздействием болевым приемом;

Схема 1. Классификация приемов рукопашного боя

нырок - быстрая группировка туловища с одновременным движением его под атаку противника;

обезоруживание - лишение противника контакта с оружием;

обыск - обнаружение и изъятие у противника оружия, опасных предметов и документов под угрозой оружия или при воздействии болевого приема;

освобождение от захвата - устранение захвата противника с помощью ударов, болевых приемов и рычагов;

отбив - ударное движение, выполняемое собственным оружием, конечностью (рукой, ногой) по оружию или по конечности противника с целью выведения в сторону от линии движения их к цели;

отвод - нажим оружием, конечностью на оружие или конечность противника с целью выведения их в сторону;

переворот - перемещение лежащего противника из одного положения в другое без отрыва от площади опоры;

передвижение - перемена местонахождения ОЦТ тела в пространстве с целью принятия удобного положения по отношению к противнику;

передвижение переступанием (шагами) - перемещение ОЦТ тела с чередованием двухопорного и одноопорного положения;

передвижение прыжками (скачками) - перемещение ОЦТ тела с чередованием безопорного и опорного положения;

поворот - изменение положения противника или перемещение его путем вращения;

подворот - быстрый поворот спиной к противнику, находящемуся в захвате, с одновременным наклоном туловища, сгибанием ног и подбивом его тазом;

подножка - бросок противника через ногу, поставленную под одну или обе его ноги;

подсечка - подбив ноги противника подошвенной частью стопы;

подставка (блок) - защита движением оружия или конечностью под оружие или конечность противника, производящего удар, с целью его остановки или принятия на себя;

подхват - подталкивание противника спереди или спереди-сбоку задней частью бедра назад-вверх с целью перевода его в положение лежа;

положение - расположение ОЦТ тела относительно площади опоры;

рывок - резкое движение, в результате которого противник выводится из равновесия или поворачивается, что позволяет произвести захват его сзади;

рычаг - способ силового воздействия на конечность противника, линия приложения которого проходит в плоскости, перпендикулярной суставу;

самостраховка - смягчение приземления при падениях для предохранения собственного тела от ушибов;

сбивание - ударное движение ногой, в результате которого противник отрывается от площади опоры и переводится в положение лежа; толчковые движения, выполняемые руками и туловищем, направленные на перевод противника в положение лежа;

сваливание - перевод противника из положения стоя в положение лежа без отрыва его от площади опоры;

связывание - прекращение активного сопротивления противника при помощи веревки или ремня;

стойки - вертикальные положения обучаемых, применяемые в качестве исходных положений перед выполнением приемов;

страховка - поддержка партнера при его падениях в процессе обучения;

транспортировка - переноска связанного противника;

толчок - короткое и сильное движение, направленное на противника с целью выведения его из равновесия;

удар - резкий (с максимальной быстротой) сильный толчок, производимый конечностью или оружием, как правило, с размаху;

удушение - перекрытие дыхательных путей противника;

узел - скручивание и сгибание конечности противника;

укол - удар острием штыка или ножа в тело противника.

2 КОМПЛЕКС ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ

РАЗМИНОЧНОГО ХАРАКТЕРА.

Проводящему занятия следует ознакомиться с некоторыми общеразвивающими упражнениями. Хорошо проведенная разминка не только способствует подготовке организма занимающегося к физической нагрузке, но и является одним из элементов профилактики травматизма на занятиях по рукопашному бою. Кроме указанных ниже упражнений для разминки можно использовать и другие упражнения общего характера. Однако, учитывая физиологическую особенность организма утрачивать после 30 лет гибкость, предлагаем упражнения, большинство из которых способствует развитию гибкости в сочетании с ростом силовых качеств. Упражнения комплекса выполняются стоя, сидя, лежа самостоятельно и в парах. К ним относятся упражнения для конечностей: наклоны, приседания, полушпагаты и шпагаты, сгибание – разгибание рук в упоре лежа, парные упражнения (рис. 1-4).

Все нижеприведенные упражнения разминочного характера следуют, как правило, после непродолжительной пробежки. Дозировка в разминке варьируется от 5 до 10 выполнений.

3 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ

3.1 СПОСОБЫ ПАДЕНИЯ НА ТВЕРДУЮ ПОВЕРХНОСТЬ

Обязательными элементами разминки должны стать способы падения на твердую поверхность (земля, деревянный пол спортивного зала). Данные упражнения не только подготовят занимающегося к быстрому освоению самостраховки, но также дадут ряд специальных навыков необходимых в рукопашном бою. Например, во многих случаях только умением перекатываться при ударе об землю можно превратить силу броска противника в эффективное оружие против него. Поэтому падение можно классифицировать по тому, для чего оно совершается.

Рис.1 Комплекс упражнений общеразвивающего характера

Классификация падений по цели:

1. Сохранение и безопасность организма при сильном и резком соприкосновении с землей, полом и т.д.

2. Мобильный уход от ударов, луча света, выстрела. Обычно сопровождается резким падением вниз с последующим уходом в сторону различными способами перекатов.

3. Подготовка к резким и длинным прыжкам в различных направлениях с мягким приземлением на землю, противника, на машину и т.д.

Рис.2 Комплекс упражнений на развитие гибкости нижних конечностей

Также падение, кувырки и перекаты подразделяются относительно стойки (высоты падения).

Классификация относительно стойки:

1. Падение с высоты.

2. Падение со стойки

3 Падение с колен.

4. Кувырки, перекаты лежа на земле.

И последняя классификация всех этих приемов производится по формам движения (по направлению падения).

Классификация по формам движения:

I. Падения вперед на руки" три варианта;

II. Падение на бок: с закручиванием на месте и с вклиниванием (амортизация руками и ногами два варианта);

Рис.3 Разминочные упражнения

а, б – сгибание – разгибание рук в упоре лежа; в – парные упражнения на развитие гибкости

III. Кувырки:

а) вперед с выходом из кувырка:

1. В положение самостраховки.

2. Удар пятками сверху.

3. В стойку:

Лицом по ходу движения;

Лицом обратно ходу движения;

Лицом перпендикулярно ходу движения;

б) назад, с выходом из кувырка:

  1. В положении лежа на животе
  2. В стойку.

IV. перекаты:

1. На плечах.

Удары ногами поверху;

Удары ногами понизу;

2. На спине:

Удары ногами поверху;

Рис.4 Комплекс упражнений для парного выполнения

Удары ногами понизу;

Изложим основные принципы проведения падения:

При ударе об землю не биться телом, а скручиваться;

Стараться распределить силу удара об землю на возможно большую площадь контакта тела с землей, уменьшая этим энергию деформации Контакт должен происходить только по мягким тканям тела;

Расслабляйтесь, гасите скорость падения;

Всегда работайте тазом, все движения из таза;

Превращение поступательного движения во вращательное на земле производится за счет скручивания телом вокруг какой либо оси вращения (позвоночник, плечи и т.д.);

Во время контакта с землей делайте выдох;

Рис.5 Падение в сторону на руки

Падение в сторону на руки .

В начале на землю ставятся руки, затем согнутые в коленях ноги выбрасываются в соответствующую сторону. Локти разводятся, чтобы смягчить падение. Голова поворачивается в сторону (рис.5).

Падение на бок.

Приседая и одновременно закручивая туловище вправо, опуститься на землю правой ягодицей и перекатиться в группировке на левый бок. Левой рукой можно сделать амортизирующий удар о землю (рис.6).

Рис.6 Падение на бок

Падение вперед на руки .

Вариант 1. Из исходной стойки упадите вперед на слегка согнутые и разведенные локтями в стороны руки. Непосредственно перед контактом с землей руки немного подаются вперед. Падение смягчается благодаря уступающей работе мышц-разгибателей плеча. Лицо поворачивается вправо или влево (рис.7)

Вариант 2. На месте, где располагались ступни ног, при падении должна оказаться середина туловища. В этом случае необходимо вначале согнуться в пояснице и руками опереться о землю. Таз подать назад. После этого выпрямляя ноги в коленях переместить их назад. Ноги должны быть раскинуты в сторону. Сила падения гасится сгибанием рук в локтях (рис.7).

Рис.7 Падение вперед на руки

Кувырок вперед

Вначале следует изучать кувырок с колен. Колено правой ноги опустите на землю. Ладонь левой руки также опустите на землю. Правая рука выкручивается вперед в плечевом и локтевом суставе, что в сочетании с толчком ног дает импульс к кувырку вперед. Голова наклоняется влево и вы делаете кувырок

вперед (рис.8). При выполнении кувырка назад все действия выполняются в обратной последовательности.

3.2 ПРИЕМЫ САМОСТРАХОВКИ

Приемы падения и группировки, обеспечивающие предупреждение от ушибов о землю после бросков, столкновений, проведения болевых приемов в единоборстве с противником, называются приемами самостраховки. Это - умение падать не травмируясь.

Рис.8 Кувырок вперед и назад

Приемы самостраховки при падениях различаются по направлению падения и выполняются вперед, назад, на бок. Овладение приемами самостраховки начинается с изучения группировки и кувырков.

Группировка (рис.9). Сесть на землю (ковер) и обхватить обеими руками голени ног, колени слегка развести, пятки - вместе, корпус согнуть, голову опустить, прижав подбородок к груди. Подтягивая руками голени, приблизить туловище к бедрам.

Кувырок вперед . Из исходного

Рис. 9 Группировка положения - фронтальной стойки

присесть, колени слегка развести в стороны. Прижав подбородок к груди и сильно согнув спину, упереться ладонями о землю. Оттолкнувшись ногами и опираясь затылком о землю, сделать перекат через спину вперед. В конечной фазе переката захватить руками голени ног и, закончив кувырок, принять положение группировки или вернуться в исходное положение.

Для выполнения кувырка назад из фронтальной стойки присесть, прижать подбородок плотно к груди и, падая назад, сгруппироваться. В момент касания земли плечами опереться руками около головы, перекатиться назад через голову или плечо и принять исходное или группировку.

Кувырок вперед прыжком из положения стоя и с разбегу (кульбит). Наклоняя корпус вперед, толчком обеих ног подпрыгнуть и в момент опоры руками о ковер (землю) сгруппироваться и сделать перекат через спину, последовательно касаясь ковра (земли) затылком, лопатками, тазом. Закончив кувырок, встать в исходное положение. Этот кувырок также может выполняться после нескольких шагов разбега.

Кувырок вперед через плечо (рис.10). Стать на правое (левое) колено и, пропуская правую (левую) руку между ног ладонью вниз, поставить правое (левое) плечо на землю; голову отвести к левому (правому) плечу, а подбородок прижать к груди; оттолкнувшись ногами, сделать перекат по диагонали спины с правого (левого) плеча в направлении левой (правой) ягодицы и занять положение на левом (правом) боку. Кувырок закончить упреждающим ударом выпрямленной левой (правой) рукой и ногами о землю. В конечном положении левая (правая) нога согнута, а правая (левая) находится впереди на всей ступне.

Падение вперед (рис.7). Из фронтальной стойки упасть вперед на слегка согнутые и разведенные локтями в стороны руки (падение смягчается благодаря уступающей работе мышц разгибателей плеч). При падении вперед прыжком подпрыгнуть и упасть вперед на слегка согнутые и разведенные локтями в сторону руки, с последующим перекатом с груди на живот.

Рис.10 Кувырок вперед через плечо

Падение назад (рис.11). Из фронтальной стойки, приседая и падая назад, перекатиться на спину, амортизируя свое падение одновременным упреждающим ударом разведенных в стороны (под углом около 45°) рук о землю.

Падение назад через спину партнера (рис.12). Исходное положение - стоя спиной у правого (левого) бока партнера, стоящего на четвереньках, подбородок прижать к груди, руки вытянуть вперед ладонями вниз. Делая движение, как бы садясь на спину партнера, начать падение назад-вниз. Перекатиться на свою спину с одновременным упреждающим ударом обеими руками о землю.

Падение на бок (рис.13). Исходное положение - фронтальная стойка. Приседая и одновременно закручивая корпус вправо (влево), опуститься на землю правой (левой) ягодицей и перекатиться в группировке на правый (левый) бок, предварительно сделав упреждающий удар выпрямленной правой (левой) рукой и ногами о землю. Тело должно принять конечное положение лежа на боку так, чтобы одна нога, согнутая в коленном и тазобедренном суставах, лежа на земле наружной поверхностью голени и бедра, вторая стояла перед ней

на всей ступне, а рука, выполнявшая упреждающий удар, находилась на земле в 15-25 см от колена. Голова прижата к вытянутой вперед-вверх другой руке.

Рис.11 Падение назад

Рис.12 Падение назад через спину партнера

Рис.13 Падение на бок

Падение на бок через спину партнера (рис. 14). Исходное положение - стоя спиной у правого (левого) бока партнера, стоящего на четвереньках. Захватить своей левой (правой) рукой одежду партнера в области рукавного шва на плече. Корпус слегка согнуть в пояснице, подбородок прижать к груди, правую (левую) руку вытянуть перед собой ладонью вниз. Поднимая согнутую в колене левую (правую) ногу, как бы садясь за партнера, перевалиться через него и упасть на правый бок в группировке, выполнив упреждающий удар правой (левой) рукой. Захваченную часть одежды партнера не опускать.

Рис.14 Падение на бок через спину партнера

Рис.15 Падение на бок кувырком вперед через спину партнера

Падение на бок кувырком вперед через спину партнера (рис. 15). Исходное положение - стоя у правого (левого) бока лицом к партнеру, стоящему на четвереньках. Захватить левой (правой) рукой одежду на его левом (правом) плече, правую (левую) руку вытянуть вперед перед собой. Толчком ног, группируясь, выполнить кувырок вперед в плоскости, проходящей через левое (правое) плечо и правую (левую) ягодицу. В момент падения на бок сделать упреждающий удар правой (левой) рукой и ногами о землю.

Падение на бок через палку (шест). Для падения на правый (левый) бок стать к палке спиной и захватить ее левой (правой) рукой хватом снизу. Не отпуская палку, произвести падение назад на бок, сделав в момент призем­ления упреждающий удар вытянутой правой (левой) рукой и ногами о землю. Палка (шест) держится партнером двумя руками над плечом.

Падение на бок кувырком вперед через палку или шест (рис.16). Стать к палке лицом и захватить ее сверху левой (правой) рукой на уровне пояса. Правая (левая) рука вытянута вперед ладонью вниз. Толчком ног выполнить кувырок вперед через левое (правое) плечо и, не отпуская палку, приземлиться на бок, выполнив упреждающий удар правой (левой) рукой и ногами о землю.

Падение на бок кувырком вперед через руку партнера (рис.17). Стать к партнеру левым (правым) боком, захватив в глубокий захват своей правой (левой) рукой запястье одноименной руки партнера. Другую руку вытянуть впе­ред ладонью вниз. Наклоняясь вперед, оттолкнуться нога­ми и сделать кувырок вперед, приземляясь на левый (пра­вый) бок с одновременным упреждающим ударом рукой и ногами о землю.

Рис.16 Падение на бок кувырком вперед через палку или шест

Рис.17 Падение на бок кувырком вперед через руку партнера

Способы самостраховки при выполнении болевых приемов заключаются в соответствующем напряжении мышц той ноги или руки, которая захвачена соперником на болевой прием. Такое сопротивление как бы уравновешивает силу соперника, затрачиваемую им для проведения приема. Поэтому категорически запрещается неожиданно расслаблять захваченную соперником конечность. В безвыходном положении, когда уйти от приема соперника нельзя, надо, не прекращая сопротивления, дать сигнал голосом («Есть») или четким двукратным хлопком по телу соперника.

3.3 СПОСОБЫ СТРАХОВКИ ПАРТНЕРА ПРИ РАЗУЧИВАНИИ ПРИЕМОВ РУКОПАШНОГО БОЯ

Проводя броски при отработке приемов и в схватках, рукопашник должны уметь страховать себя и партнера от травм. Во избежание травматических повреждений на занятиях по рукопашному бою применяются специальные способы страховки партнера.

Проводя броски на тренировке атакующий должен выполнять их так, чтобы не допустить получения травмы соперником.

При бросках, когда бросающий остается на ногах, страховка падающего проводится посредством смягчения падения поддержкой за одежду, а иногда направлением его тела на перекат. Атакующий для самостраховки должен избегать бросать соперника себе на ноги. Особенно внимательно нужно следить за тем, чтобы при подножках атакующая нога ставилась вплотную к ноге соперника и даже подбивала ее. При этом соперник, падая через ногу, никогда не придавит ее.

При проведении соперником обвива нельзя приседать на атакуемой ноге, так как это неизбежно ведет к травме атакующей, а часто и атакуемой ноги.

При бросках из стойки, в которых нападающий также падает, страховка партнера заключается в смягчении его падения путем направления тела на перекат. В то же время атакующий не должен касаться ковра головой и ударяться плечом или локтем.

Если при отработке приема создается опасное положение для одного из занимающихся, первый, заметивший это положение должен немедленно дать сигнал голосом: «Стоп!» По этому сигналу все движения рукопашников приостанавливаются.

Так же страховка обязывает нападающего проводить болевой прием плавно, с учетом технической и силовой возможности сопротивления взятого на прием соперника и по любому его сигналу немедленно прекращать прием.

При единоборстве в положении лежа рукопашник, находящийся сверху не должен опираться на какую бы то ни было часть тела соперника коленями или локтями.

Обобщение приведенных выше материалов по страховке и самостраховке добавим, что занимающиеся должны помнить и выполнять несколько простых правил поведения во время тренировки:

Нельзя сидеть спиной к центру ковра;

Во время отработки бросков следует располагаться так, чтобы партнер падал от центра ковра к краю;

При падениях нельзя для смягчения падения выставлять выпрямленную руку.

3 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫМ ПРИЕМАМ

Подготовительные приемы разучиваются на первом занятии по рукопашному бою в такой последовательности: положения, передвижения и приемы самостраховки. Совершенствование в этих приемах осуществляется в подготовительной части каждого из последующих занятий.

Падения (кроме падения вперед) разучиваются в такой последовательности:

Отработка конечных положений и упреждающих ударов руками и ногами;

Выполнение падений из группировки, сидя на земле;

Выполнение падений из низкой, средней и высокой стоек;

Выполнение падений в процессе передвижений в сочетании с ранее изученными приемами и действиями.

По мере овладения первоначальными навыками простейших падений следует переходить к изучению более сложных приемов: падения назад и на бок через спину партнера, кувырков вперед через спину, руку партнера и через шест.

Приемы самостраховки - это сложные и координационном отношении упражнения. Поэтому необходимо строго соблюдать указанную выше последовательность их разучивания, чтобы обучаемые постепенно могли овладевать навыками в умении группироваться и закручиваться во время падения с последующей страховкой себя от болезненных ощущений при ударе о землю. Приемы самостраховки разучиваются обязательно в обе стороны.

Обучение приемам самостраховки осуществляется, как правило, одновременным или поочередным выполнением упражнений всеми обучаемыми. Тренировка в выполнении приемов самостраховки проводится на месте и в движении одновременно всеми занимающимися или потоком в различных сочетаниях с передвижениями и кувырками на безопасных интервалах и дистанциях.

При обучении падениям и кувыркам применяются команды: «Положение группировки - ПРИНЯТЬ», «Конечное положение на левом боку - ПРИНЯТЬ», «Перекат на правый (левый) бек - начи-НАЙ», «Кувырок вперед через плечо начи-НАЙ», «Кувырок вперед через руку партнера начи-НАЙ», «Падение назад начи-НАЙ», «К самостоятельному выполнению упражнения - ПРИСТУПИТЬ». «Упражнение - ЗАКОНЧИТЬ».

В качестве примера приводится последовательность обучения падению на бок и кувырку вперед через плечо. Обучаемые располагаются в двухшереножном строю лицом друг к другу на интервалах и дистанциях, исключающих падение на партнера.

Падение на бок разучивается в такой последовательности: после ознакомления с приемом разучивание его начинается из конечного положения лежа на правом (левом) боку. Руководитель занятия уточняет расположение всех частей тела. При этом он обращает внимание занимающихся на необходимость плотной группировки и правильное положение рук и ног. Для выполнения упражнения подается команда: «Конечное положение на правом боку - ПРИНЯТЬ». Затем руководитель исправляет допущенные обучающимися ошибки, проводит отработку данного положения на левом и правом боку в динамике, подавая следующие распоряжения и команды: «Оттолкнуться рукой и ногой от земли, поменять в воздухе положение ног и, перекатываясь на левый бок, сделать упреждающий удар левой рукой и ногами. Упражнение начи-НАЙ». Это упражнение выполняется 6-8 раз. Особое внимание занимающихся при этом обращается на качество группировки. Падение на бок выполняется из низкой, средней и высокой стоек. Дальнейшее совершенствование в падении проводится с помощью партнера и палки.

Кувырок вперед через плечо разучивается таким образом: после ознакомления с приемом кувырок вперед через плечо выполняется в разомкнутом двухшереножном строю. Из исходного положения, стоя на правом колене и ступне левой ноги, обучаемые как бы просовывают правую руку ладонью вниз, развернутую локтем вперед под себя, энергично отталкиваясь ногами и опускаясь на правое плечо, делают перекат по диагонали спины и, нанося упреждающий удар левой рукой и ногами, занимают положение группировки на левом боку.

Руководитель занятия следит за техникой выполнения кувырка и исправляет ошибки. Как правило, наиболее характерной и типичной ошибкой является перекат не в плоскости плечо - противоположная ягодица, а по линии плеч, когда обучаемый занимает конечное положение относительно исходного на боку не «довернувшись» после переката в нужной плоскости примерно на 90°. Эта ошибка возникает вследствие недостаточно энергичного толчка ногами. Поскольку кувырок вперед через плечо - целостное упражнение и его нельзя расчленить на части, руководитель занятия, разъясняя сущность возникновения ошибки, может оказывать отдельным занимающимся практическую помощь для быстрейшего овладения нужной координацией движения. Повторить кувырок 6-8 раз и, убедившись, что все обучаемые в основном овладели правильной его техникой, прием следует выполнить из различных исходных положений (стоя, в движении шагом и бегом). В такой же последовательности разучиваются кувырки и через другое плечо.

Дальнейшее совершенствование в технике этого приема осуществляется кувырками вперед через палку (шест), спину, руку и пояс партнера.

5 ПУТИ СНИЖЕНИЯ СИЛЫ УДАРА ТЕЛА РУКОПАШНИКА ПРИ ПАДЕНИИ ПОСЛЕ БРОСКА

Все броски на занятиях по рукопашному бою заканчиваются ударом о ковер одного или двух занимающихся. Ударная сила в момент падения достигает больших величин, вызывает ушибы и различные повреждения, что является одной из причин нежелания посещающих секцию по рукопашному бою многократно повторять броски и, следовательно, совершенствовать свою технику. Наибольшее число травм на тренировках -следствие удара.

При падениях после бросков постоянно наблюдаются прямые и косые удары тела рукопашника о ковер. Проведенные Е.М. Чумаковым (1984г.) наблюдения за характером падения после бросков в самбо и дзюдо показали, что 17,8% падений завершались жестко, с сильным ударом, вызывавшим у спортсменов болевые ощущения, нарушения дыхания, потерю координации движений, ориентировки на ковре, и 1,4% падений заканчивались получением одним из спортсменов травмы, в результате которой прекращалась схватка. Особенно опасными является прямой удар при падении на бок. Поэтому знание путей снижения ударной силы при падениях после бросков имеет большое практическое значение для правильного построения процесса обучения и совершенствования техники рукопашного боя.

Е.М. Чумаковым проведен анализ путей снижения силы удара тела спортсмена при падении с позиций теории удара. Согласно этой теории, среднюю силу при прямом ударе можно определить по формуле (1)

где S - ударный импульс, кгс-с; t - время удара, с; Р - вес тела, кг; V -скорость тела, м/с; g - ускорение силы тяжести, равное 9,81 м/с; к - коэффициент восстановления при ударе; а - угол между направлением скорости и нормалью к поверхности ковра (при прямом ударе а=0°).

Из формул (1) и (2) видно, что уменьшить ударную силу, а следовательно, и ударное ускорение можно за счет снижения скорости V, увеличения угла а , уменьшения к (упругости материала борцовского ковра) и увеличения времени удара t.

Снижение скорости V является нежелательным для современного уровня развития рукопашного боя, так как в настоящее время наметилась тенденция к увеличению скоростей при проведении бросков. Уменьшение силы удара при падении после бросков необходимо достигать за счет правильного выбора параметров a, t и к. При обучении броскам и на тренировках угол а можно увеличить взаимным применением приемов страховки и самостраховки.

Броски следует проводить с поддержкой за одежду и с протяжкой и выстиланием вдоль ковра. На занятиях надо стараться как можно меньше проводить, прямых ударов тела о ковер и падений на бок. Увеличить время удара t можно за счет применения приемов страховки и самостраховки, уменьшения жестокости ковров. При этом следует отметить, что борцовский ковер как основное оборудование мест занятий должен обеспечивать наилучшие условия для усвоения техники бросков и безопасности занимающихся.

Приведенные выше материалы позволяют сделать следующие обобщения:

При проведении занятий необходимо уделять внимание изучению и совершенствованию падений с приземлением на различные части тела (спину, бок, грудь, живот, руки, ноги, ягодицы, голову), а также совершенствованию при этом приемов страховки и самостраховки.

Обучение начинающих заниматься рукопашным боем, а также тренировки и совершенствование бросков с большой амплитудой падения следует проводить на мягких коврах с малой жесткостью, обеспечивающих лучшее смягчение ударов при падении.

6 ТРАВМЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ.

При нарушении системы и правил проведения занятий по рукопашному бою возможны различные травмы: ссадины, потертости, раны, ушибы, растяжения и разрывы мягких тканей, вывихи суставов, переломы костей и хрящей, ожоги, обмораживания, обмороки, тепловые и солнечные удары и др.

Причины травматизма в неправильной организации и методике проведения занятий . К основным организационным недочетам относятся прежде всего:

Плохая организация занятий;

Слабое владение руководителем занятия методикой обучения;

Низкая дисциплина;

Неподготовленность мест занятий и инвентаря.

Несоблюдение дидактического принципа обучения (принцип последовательности и постепенности), незнание преподавателем физических возможностей организма по временным поясам суток, а также половозрастных особенностей занимающихся, системы обучения страховкам и взаимостраховкам, - все это приводит к травмам на занятиях (до 40% от общего числа имеющих место травм). К другим причинам травм теория физического воспитания относит также

нарушение правил содержания мест занятий и инвентаря (до 15%), а также неудовлетворительную воспитательную работу с контингентом обучаемых непосредственно на занятиях и вне их (до 8-10%). Неблагоприятные метеорологические условия (холод, жара, дождь, пурга, ураган и др.) также являются причиной травматических повреждений (до 8-9%).

Особенностью занятий по рукопашному бою является применение болевых, силовых и удушающих приемов в борьбе, нанесение ударов руками и ногами, преодоление различных препятствий и заграждений. При организации и проведении занятий необходимо тщательно продумывать меры, направленные на профилактику травматизма.

С целью предупреждения травм у занимающихся руководитель занятий обязан:

Соблюдать последовательность выполнения упражнений, интервалы и дистанции между занимающимися при выполнении приемов боя автоматом в движении;

Следить за правильным применением приемов страховки и самостраховки;

Применять ножи (штыки) с надетыми на них ножнами или макеты ножей, малых лопат, автоматов (карабинов) при обучении приемам с оружием;

При выполнении захватов и бросков страховать партнера, поддерживая его за руку и не допускать падения на него;

Следить, чтобы вырывание оружия, выкручивание рук, болевые приемы проводились плавно, без применения большой силы и по сигналу партнера голосом «ЕСТЬ» немедленно прекращались;

Удары ножом, рукой и ногой во время тренировки без использования защитного снаряжения, только обозн

Боевые искусства или единоборства – это комплекс приемов, позволяющий одолеть или нанести максимальный ущерб противнику, основываясь на мастерстве владения своим телом и концентрации духа. Единоборства – это не просто набор физических упражнений и правил ведения боя. Зачастую это философия, дело всей жизни, тяжелая профессиональная обязанность.

У каждого бойца своя мотивация и цели. Обучение боевым искусствам необходимо для самозащиты, демонстрации силы, выносливости, ловкости, достижения внутренней гармонии. При этом, победа не всегда строится на физическом превосходстве над противником. Мастер боевого искусства использует силу и рост соперника против него самого, тем самым одерживая верх в схватке.

Классификация боевых искусств

Методов и приемов ведения ближнего боя существует огромное количество. Представители каждого народа, национальности или отдельной страны для защиты от многочисленных врагов стремились создать свои уникальные увертки, удары и хитрости. Отсюда классификация борьбы по национальному признаку:

  1. Восточные и азиатские. Подразделяются в свою очередь на:
    • Японские: кобудзюцу, дзюдо, сумо, каратэ, кудо, иайдо, кендо, айкидо;
    • Китайские: традиционные кунг-фу, ушу;
    • Корейские: тхэквондо, хапкидо;
    • Тайландские: муай-тай;
  2. Европейские: фехтование, кикбоксинг, вольная борьба, французский сават, английское бартицу, бокс, дзю-дзюцу, вольная борьба;
  3. Бразильские: джиу-джитсу, капоэйра;
  4. Русские: кулачный бой, славяно-горицкая борьба, самбо, «стенка на стенку», шод сан лат (Ингушетия), куреш (Башкирия). Именно в русской школе боевых искусств широко представлены методики, разработанные для нужд армии: СЭБ (система эффективного боя), российская отечественная система самозащиты, рукопашный бой.

Есть еще и менее известные и распространенные азербайджанский гюлеш, грузинское хридоли, казахский казахша курес, грузинская чидаоба, израильский крав-мага и другие.

Распространено разделение боевых искусств по используемым техникам:

  • Бросковая – исключает нанесение ударов. Ставится задача с помощью толчков, захватов и удержаний сбить противника с ног или вытеснить за пределы арены. Такие методы характерны для вольной или классической борьбы, сумо, грэпплинга, джиу-джитсу.
  • Ударная – различные виды бокса, капоэйро, тхэквондо, каратэ – нанесение ударов по сопернику руками, ногами, а также с помощью колен, локтей, запястий.
  • Смешанная – симбиоз различных стилей и школ. Является самым травмоопасным, но при этом, зрелищным видом. К таким единоборствам относятся: боевое самбо, кудо, российский рукопашный бой.

Существует еще и разделение по назначению:

  • спортивные – фехтование, вольная борьба, кикбоксинг, бокс, каратэ и другие. Отличительными особенностями являются наличие строгих правил, судей, ограничения во времени. Основная задача – доказать свое превосходство над спортсменом-соперником.
  • боевые – различные техники рукопашного боя, крав-магу, бартицу. Задача – самооборона и нейтрализация врага. Соревнования по этим боевым искусствам не проводятся.
  • смешанные – единоборства, широко любимые уличными мастерами. Конечно же, полное физическое уничтожение противника не предусматривается, но ограничений и правил практически нет.

Таким образом единой общепринятой классификации единоборств нет. Перечень боевых искусств велик, а техники и приемы разнообразны. Одни предусматривают использование оружия (фехтование, кунг-фу, ушу), другие направлены на достижение духовного просветления и идеала; в каких-то упор делается на борьбу с несколькими противниками, основой других является бой один на один. Можно сказать, что восточные единоборства направлены на внутреннее развитие человека, достижение гармонии. В то время, как российские и европейские традиции основой считают самооборону и агрессивную защиту человека.

Отличие боевых искусств от единоборств

Говоря о существующих видах борьбы, необходимо понимать принципиальное
отличие боевого искусства от единоборств.

Основной целью любого единоборства является выяснение отношений с соперником на спортивном ринге. Четко установленное время и правила боя, наличие защитной экипировки, присутствие судей и зрителей, бальная система оценок, определенные нормативы, спортивные звания и награды – способствуют честному ведению боя с одним единственным противником.

Боевое искусство же имеет больше уличное или военное направление. Это схватки один на один или с группой агрессивно настроенных людей, целью которых является совершение насильственных действий по отношению к своей жертве. Применение навыков боевых искусств помогает выжить и обезвредить нападающего.

Самые популярные виды единоборств

Каратэ. Одно из самых популярных направлений. Изначально техника использовалась в целях самообороны и не предполагала использования какого-либо оружия. Поражение противнику наносится с помощью точных и мощных ударов по жизненно-важным органам. Показательные выступления мастеров каратэ очень зрелищны: они голыми руками и ногами разбивают глыбы льда, стопки досок или черепицы.

Греко-римская борьба. Спортивный вид, входящий в олимпийскую программу. Спортсмен должен вывести соперника из равновесия, заставить упасть, прижать его к ковру и удерживать некоторое время в таком положении.

Дзюдо. Очень мягкий стиль, в основе которого лежат захваты, повороты, броски и удержания. Немаловажной является философская составляющая. Дзюдо – это прежде всего воспитание духа.

Бокс. Предполагает нанесение ударов руками, защищенными специальными перчатками. Бой длится до 12 раундов. Может закончится раньше, если противник упал на ринг и не смог подняться в течении 10 секунд.

Самбо. Вид, направленный на обезоруживание противника и самооборону. Использует броски, удержания, захваты. Кроме того, существует спортивное направление с бальной системой оценок.

Самые жестокие и экзотические единоборства

Не в каждой борьбе можно рассчитывать на честность врага и пощаду в случае проигрыша. Есть боевые искусства, отличающиеся жестокостью и высоким травматизмом.

Бокатор. Направление зародилось в Камбоджи. Предполагает нанесение беспощадных ударов локтями и коленями по самым чувствительным частям тела, удержания, вывихи суставов, резкие броски и удушение.

Баком. Родина – трущобы Перу. Основная задача – выжить. Огромная скорость нападения, переломы конечностей, захваты с удушением и сильные удары по жизненно-важным органам – вот приемы, характеризующие это направление.

Лердрит. Комплекс приемов, которые используют представители спецназа Таиланда. Бой сводится к моментальному убийству противника с помощью сильного удара горло или в висок.

Каларипаятту. Индийское боевое искусство, мастера которого, с помощью одного точечного удара по определенному месту, в состоянии парализовать или убить свою жертву.

Рукопашный бой. Российская техника, которой обучаются бойцы спецназа. Скорость, выносливость и сила – основные составляющие этого направления. Основная цель — полный контроль над телом противника, моментальное его задержание и уничтожение в случае необходимости.

Боевые искусства несут в себе огромную силу. Они могут привести к спортивным победам, славе и успеху. Могут спасти жизнь и защитить слабого. А могут нанести травмы, увечья, повлечь смертельный исход. Нельзя относиться к ним легкомысленно и бездумно. Любая сила должна быть во благо и помогать людям.

Видео про боевые искусства (приёмы)

Каратэ (каратэ-до). Одно из самых популярных боевых искусств как в России, так и во всем мире. Оно считается японским, хотя историю свою ведет с далекого острова Окинава. Уже в 19-20 вв. данный вид единоборств получил распространение на главном архипелаге Японии. Постепенно большинство стилей каратэ становились менее боевыми и более спортивными. Стоит отметить, что первоначальный окинавский стиль отличался особой жестокостью и не имел абсолютно ничего общего со спортом.

Кунг-фу (ушу). Данный собирательный термин означает общее название для большого числа китайских единоборств. В Росси термин «рукопашный бой» означает все, что связано с какой-либо боевой подготовкой. В Китае все основные виды боевого искусства называют «кунг-фу». Причем в данном случае термин «ушу» для самих китайцев более привычен.

Дзю-дзюцу (джиу-джитсу). Учитывая исторические данные, дзю-дзюцу – приемы рукопашного боя японских самураев. Как и , стилей данного боевого искусства много. В приемах и техниках немало общего с , дзюдо и каратэ.

Дзюдо. В данный период этот вид боевого искусства представляет собой спортивную борьбу. Разработана техника и приемы на основе дзю-дзюцу.

Айкидо. Это самый популярный потомок джиу-джитсу. Для данного вида боевого искусства характерно тактичное выведение противника из равновесия. Также приветствуется разнообразие приемов защиты и использование энергии оппонента против него самого.

Тхэквондо (таэквондо). Это корейское боевое искусство с разнообразной техникой ударов ногами. Стоит отметить, что существует более боевой и эффективный стиль -кексуль. Его изучает Кореи. Однако за пределами страны найти инструктора по данной разновидности боевого искусства невозможно.

Муай-тай. Данный вид особо развит в Таиланде. Основной упор делается на жестких ударах коленями и локтями. Такой вид боевого искусства очень травмоопасен.

Европейские и русские боевые искусства

Бокс. Это один из древнейших видов единоборств в Европе. Основное направление – научится выполнять удары без специальных боксерских перчаток, чтобы в дальнейшем не травмировать кисть. Также необходимо уметь защищаться от ударов ниже пояса.

Сават (французский бокс). Данная система представляет собой разновидность уличного боя с большим использованием подножек, подсечек и ударов ногами в нижний уровень.

Самбо. На основе национальных приемов борьбы и дзюдо создана данная система в СССР. Она предназначена как для обучения рукопашному бою особых представителей силовых структур, так и

Все виды единоборств берут начало с древних времен, когда для защиты семей, деревень и племен разрабатывались стили ведения боя и применялись на врагах. Конечно, сначала старые боевые искусства были довольно примитивны и не раскрывали возможности человеческого тела, однако со временем их совершенствовали и преобразовывали в совершенно другие направления, делая более жестокими и агрессивными (тайский бокс) или, наоборот, мягкими, но не менее эффективными (Вин Чунь).

Древние виды единоборств

Большинство историков считают родоначальником всех восточных единоборств ушу, но в опровержение этому есть другие мнения, подкрепленные фактами:

  1. Самое первое единоборство возникло в 648 году до нашей эры и называлось «греческий панкратион».
  2. Тюркский народ, живший на территории современного Узбекистана, разработал единоборство «кераш», которое и стало родоначальником современных боевых искусств.
  3. Индусы, как и другие народы, также практиковали создание эффективного метода борьбы и, по мнению многих историков, именно они положили начало развитию боевых школ в Китае и остальной части Востока.

Примечание : третья гипотеза считается наиболее реальной, а ее изучение продолжается даже сейчас.

Восточные единоборства: виды и различия

На Востоке единоборства имеют совсем другое назначение, чем в Европе или Америке, тут все заключается не столько в самообороне, сколько в духовном развитии человека посредством выполнения физических заданий, правильное преодоление которых позволяет выйти на следующий уровень гармонии души.

Лучшие виды единоборств у европейских стран базируются исключительно на самообороне и защите человека и общества, а в восточных искусствах ведения боя все совсем по-другому, там покалечить человека считается не лучшим решением задачи.

При рассмотрении восточных единоборств чаще всего начинают с Китая, который, по мнению множества людей, ввел боевые искусства восточного происхождения в другие государства, однако к востоку относится множество других стран, которые практикуют свои единоборства и с большим успехом набирают последователей по всему миру.

Каратэ и дзюдо - это самые популярные восточные единоборства. Виды, конечно, не ограничиваются всего на двух стилях, нет, их довольно много, но подвидов обоих знаменитых методик еще больше, и сегодня многие школы настаивают на том, что их стиль является настоящим и первоочередным.

Китайские единоборства

В Древнем Китае люди практиковали ушу, но до 520 года этот вид единоборств стоял на «мертвой точке» развития, и только помогал защите жителей страны от набегов окружающих племен и феодалов.

В 520 году до нашей эры в Китай приезжает монах по имени Бодхидхарма с территории современной Индии и по договору с Императором страны на территории Шаолиньского монастыря создает собственную резиденцию, где начинает практиковать слияние своих знаний боевых искусств с китайским ушу.

Бодхидхарма работал не над простым слиянием ушу и своего боевого искусства, он проделал огромную работу, в ходе которой Китай перешел на буддизм, хотя ранее исповедовал конфуцианство и в некоторых местах страны даоизм. Но самое главное достижение монаха из Индии - это преобразование ушу в духовное искусство с элементами гимнастики и в то же время усиление боевой стороны единоборства.

После работы индийского монастыри начали разрабатывать направления ушу и создавать спортивные, боевые и оздоровительные стили боевых искусств. Проведя множество лет в обучении китайцев, мастера ушу дошли до острова Окинава (ранее не принадлежащего Японии, но практиковавшего джиу-джитсу), где изучили японские стили единоборств и разработали знаменитое карате.

Японские единоборства

Первым в Японии является джиу-джитсу, которое базировалось не на контакте с противником, а на том, чтобы поддаться ему и победить.

Во время разработки самообороны основой было состояние души и сосредоточение на противнике таким образом, чтобы боец перестал видеть окружение и полностью концентрировался на оппоненте.

Джиу-джитсу является основоположником сегодняшнего дзюдо, за исключением травмоопасных бросков и смертельных ударов в противника, но основа у обоих искусств борьбы с противником одна - поддаться, чтобы победить.

Спортивные единоборства

Популярные боевые искусства существуют не только в виде серьезных противоборствующих техник, и во многих из них есть стили, которые изначально разрабатывались как спортивные единоборства. Виды контактных методик, которые сегодня относятся к спорту, исчисляют десятками, но самые популярные - это бокс, карате, дзюдо, но постепенно набирают популярность смешанные виды единоборств ММА и другие.

Одним из первых к спорту пришел бокс, цель которого нанести максимальный вред противнику, чтобы он не смог видеть или судья остановил бой из-за обилия крови. Дзюдо и карате, в отличие от бокса, мягки, запрещают контакты в лицо, из-за чего ценятся не как а как единоборства. Виды спорта вроде бокса или смешанных боев набирают популярность из-за контакта и проявляемой агрессии, что дает им большие рейтинги.

Другие виды единоборств

Каждая страна имеет свои единоборства, которые разрабатывались в стиле поведения жителей или условий их жизни.

Серьезный пример разработки боевого искусства по стилю жизни и погодным условиям - это древнерусский стиль ведения боя любки.

В старые времена готовило простых крестьян к самообороне даже против профессиональных солдат, для чего оно изобреталось на принципе местных погодных условий. Во время проведения Масленицы крестьяне играли в популярную игру на льду, где несколько рядов жителей (мужчин) шли друг на друга и должны были прорвать «стенку» противника, причем был разрешен физический контакт (за исключением лица и области паха).

Лед подготавливал крестьян к сложности и заставлял учиться сохранять равновесие даже в трудных для этого условиях, а само единоборство было направлено не на то, чтобы навредить, тем не менее, бойцам следовало отправить противника в нокаут (бессознательное состояние).



  • Разделы сайта